Фараон сын бога солнца. Древние фараоны египта

Имя «фараон» стало определением носителя верховной государственной власти только в эпоху Нового царства. До этой эпохи древнеегипетская транскрипция «per-oa» (искаженная древнегреческая («φαραώ») дословно означала «Великий дом». Однако еще задолго до наступления новых времен Яхмеса I, Тутмоса и Аменхотепа III египетские правители имели всеобъемлющую власть, которая позволяла вести захватнические войны, содержать в повиновении армии рабов, сооружать циклопические монументы и грандиозные усыпальницы. Это производило достаточно сильное впечатление на окружающих. Многие жители дельты Нила и послы других государств считали, что фараон в Древнем Египте – это материализовавшаяся в плоть одна из ипостасей древнеегипетских богов.

Значение фараона в Древнем Египте

Древнеегипетские фараоны если и не считались земным воплощением бога, то рассматривались как посредники между божественным духом и земной материей. В непогрешимости фараона нельзя было сомневаться, за любое осуждение воли египетских властителей ослушника ждали два наказания – рабство или смерть. При этом атрибутике достоинств фараона была весьма разнообразна и обширна. Любой атрибут одежды египетского царя помимо чисто унитарной функции носил и смысловую.
Роль не чисто управленческая или военная, но и определённой мере сакральная. Именно благодаря его близости к религиозным культам обеспечивался разлив Нила – гарант плодородия почвы у высоких урожаев. Жрецы, доводили до масс простонародья волю египетского правителя, с использованием магических обрядов. Причем значение фараона в Древнем Египте подчеркивалось каждой мелочью, любым бытовым действием. Ни простолюдин, ни верховный сановник не могли сесть за стол без упоминания имени фараона, которых у него было несколько. При этом, произносить истинное имя властелина (Рамсес, Эхнатон, ) запрещалась. Наиболее употребительным, расхожим было определение — «жизнь-здоровье – сила».
Лишь немногим египтянам удавалось увидеть земное воплощение всевышнего воочию. Даже приближенные вельможи подбирались к фараону, ползя на коленях и преклонив голову. Умерший фараон должен был воссоединиться со своим божественном сообществом и его небесная жизнь, как и земная должна проходить в роскоши. Фараон в загробном мире должен иметь все необходимое что его окружало в земной юдоли. Именно этим объясняется богатство и разнообразие погребальной утвари.


Первые фараоны Древнего Египта

Несмотря на то что первым правителем Древнего Египта официально признан Ни-Нейт, (Хор-ни-Нейт), годы правления которого до настоящего времени не определены, в действительности это первый правитель Египта династического периода. История египетского государства гораздо древнее и до Ни-Нейта правили мифические владыки (Птах, Ра, Осирис) и фараоны додинастического периода («Слон», Пен-абу («Бык») и «Скорпион» I). Кто они такие и являются ли реальными личностями современная египтология не может дать ответа. Действительные первые фараоны Древнего Египта – (Хат-Хор (Хор-хат), Ка, (Хор-ка, Хор-сехен), Нармер (Нар)) малоизветны и о них не осталось практически никаких материальных свидетельств.
Говорить о величии фараонов можно начиная с эпохи правления Джосера — первого фараона III династии Древнего царства и строителе первой, ступенчатой пирамиды.


Имена фараонов Древнего Египта

Как и все обряды Древнего Египта, одежда верховных правителей и имена египетских фараонов носили налет сакральности. Используемые в современной литературе имена скорее прозвища (если не сказать «клички») фараонов Древнего Египта. Личное имя, пишущееся одним иероглифом будущий правитель получал при рождении. При назначении его наследником престола Верхнего и Нижнего Царства, впереди личного имени обязательно делалось уточнение – «сын Ра». Если на престол вступала женщина, то приставкой служило определение «дочь Ра». Первой «фараоншей» удостоившейся такого титула была царица Мернейт («Быть любимой»). По дошедшим до нас сведениям она была женой или фараона Джета (Уэнефеса) или Джера (Хор Хвата).
При вступлении фараона на престол ему присваивалось тронное имя. Именно эти имена отображались в картушах, благодаря которым Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать древнеегипетские иероглифы.
Кроме этих двух имен фараон мог именоваться Золотым именем, именем по Небти и Хоровым имени (именем Хора).

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

... бог солнца , почитался как царь и отец богов . Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона . Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью. Считалось, например, что Урей (божественный змей), украшающий переносицу фараона ...

https://www..html

БОЖЕСТВЕННОСТЬ ИИСУСА Аргумент: Иисуса называют Сыном Всевышнего (От Луки 1:32) и Сыном Божиим (От Луки 1:35). Опровержение: выражения "Сын Бога " и даже "бог " в библейской идиоме используются иносказательно и совсем не предполагают Божественность или совместное бытие Божеством: 1. "Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону , а Аарон, брат твой, будет твоим пророком." (Исход 7:1) 2. "Я сказал: вы - боги , и сыны Всевышнего - все вы." (Псалом...

https://www.сайт/religion/16136

Не видел я его, лишь тени отраженье, на
камне возлежал, он в поиске забвенья,
казнённый страшной казнью, сын Эола.
***
-В чём плагиат?
-Лишь в том, что потом он покрыт и пылью,
не обожжён и встал из мифа былью.

https://www.сайт/poetry/1135613

XII династии культ Амона вытесняет культ исконного фиванского бога Монту. Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов », «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амо-ном связываются общегосударственные праздники, например Праздник...

https://www.сайт/religion/110694

Из Книги Мертвых («Глава о том, как не допустить отсечения головы человека в подземном мире»): «Я - Великий, сын Великого. Я - Огонь, сын Огня, кому дана была его голова после ее отсечения. Голова Осириса не была отнята от него; да не... , который в экономическом отношении опережал Верхний. Гор выступал в двух ипостасях: как владыка небес, царь богов , бог Солнца , а также как земной царь, фараон . По мнению Р. Антеса, «Хор представляется настоящей троицей, состоящей из небесного царя, земного царя...

https://www..html

Усыпальниц многих фараонов и жрецов. Вначале Амон на них изображался мужчиной с головой лягушки, в двух других царствах на его голове уже красовался диск Солнца . Как боги «соперничали» Одни и те же природные явления олицетворяли разные боги Древнего Египта, отличались их картинки и имена, и что они означают. Рассмотрим на примере богов Солнца . Главными в ипостаси солнечных богов (мифологизация светила...

/ Фараоны Египта

Фараоны Египта

Долгая история Египта с её разнообразными, порой драматическими событиями всегда разворачивалась вокруг одного неизменного, непоколебимого центра – фараона. Он избирался не людьми, а богами, которые давали ему право и возможность говорить и действовать от их имени. Фараон – владыка Египта, посредник между небом и землёй. За каждым фараоном скрывается сокровенная история Египта. Восхождение на трон нового царя становилось для Египта началом новой эры, с него начинался новый отсчёт времени. Основной задачей фараона было уничтожение зла и установление Маат – справедливого порядка, управляющего миром людей и всей Вселенной.

Кто такие фараоны

Слово «фараон» происходит от египетского «Пер-аа», что в переводе означает «великолепный дом». Так древние египтяне называли дворец, который являлся признаком, отличающим фараона от остальных людей. В основном, фараона называли повелителем обоих земель, под которыми понимали Верхний и Нижний Египет, или «принадлежащим Тростнику и Пчеле».

В Древнем Египте существовал культ фараонов. Египтяне верили, что фараоны, на самом деле, были богами, и считали первым из них бога Ра. От божественных предков он получает великое наследие – землю Египта, которую он должен хранить, как самое дорогое сокровище. Предшественником реально существовавших властителей Древнего Египта принято считать бога Хора, сына Осириса и Исиды. Фараон – земное воплощение божественного Хора. Подобно богу-соколу Хору, который сражается с Сетом, фараон должен уничтожать исефет – разрушения, насилие и зло и устанавливать Маат – истину и справедливость, благоразумие, порядок, единство и согласие. Крылатая богиня Маат, атрибутом которой является страусиное перо, будет сопровождать фараона с первых дней его царствования до последнего этапа великого пути, когда после смерти его душа предстанет перед судом Осириса. На этом суде будут взвешены каждая его мысль, каждое слово, каждое совершённое им действие.

Для того, чтобы боги могли жить на земле, им необходимы были дома. Поэтому, одной из главных обязанностей фараона было строительство храмов. Фараон – верховный жрец. Он осуществлял обряды и церемонии, посредством которых жертвования и молитвы доходили до богов. «Жертвоприношения Маат» – одна из самых важных обрядовых сцен. Принося жертву божеству, фараон дарит свои благие действия, совершённые во имя Маат. За каждым обрядовым жестом приношения стоят конкретные действия, подвиги, выполненный долг чести перед богами и людьми.

Каждый шаг фараона должен был соответствовать строгим правилам и законам. Фараон непосредственно отвечает за правосудие, экономику и благополучие страны. Фараон стоит во главе армии. На охоте, в состязаниях, в искусстве и познаниях – он везде должен быть лучшим. Фараон должен быть примером во всём. Если это было не так, его власть подвергалась сомнению, и тогда Египет переживал самые тяжёлые времена.

Египтяне считали, что энергия фараона истощается после 30 лет правления. Именно поэтому, фараон должен был проходить обряд возобновления жизненных сил Хеб-Сед. Этот обряд мог длиться более двух месяцев. Он состоял из множества церемоний и испытаний. Хеб-Сед давал «второе дыхание» царской власти и позволял почувствовать, что царь и его страна вечно молоды.

Имя фараона состояло из пяти частей. Первая часть означала факт божественного происхождения. Во второй части было подчёркнуто происхождение фараона от богинь Верхнего и Нижнего Египта – Нехбет и Уаджет. Третье имя являлось Золотым и символизировало вечность существования правителя. Четвёртое имя обычно указывало на божественное происхождение фараона. Наконец, пятым или личным именем считалось то, которое было дано при рождении.

Фараона, как правило, окружал многочисленный двор, состоящий из придворных чиновников и прислужников. Считалось, что все фараоны появляются в результате брака жены фараона с одним из божественных существ. При этом, фараонами могли быть не только мужчины, но и женщины. Чтобы предотвратить смешение божественной крови с человеческой, фараоны сначала женились на собственных сестрах, а уже потом брали в жёны других женщин. Наследовать престол мог только ребенок, рождённый от брака фараона с сестрой. Женщины, рождавшиеся в семье фараона, наделялись большой властью. Например, Яххотеп I правила Египтом, пока её сын Яхмос не достиг зрелости, и даже возглавляла военные походы. Царица Хатшепсут была коронована, как царь и бог и единолично правила в Египте около 20-ти лет, её изображали в виде мужчины.

Основной одеждой фараона была передник из неширокой ткани. Его обёртывали вокруг бёдер и укрепляли на талии поясом. Этот передник назывался схенти. В отличие от других слоёв населения схенти правителя был изготовлен из тонкого, хорошо отбелённого полотна. Также, были передники из плиссированной ткани, надетые поверх набедренной повязки. В качестве убранства к поясу фараона подвязывали передник в виде трапеции, который был изготовлен из драгоценных металлов. Завершающим штрихом были драгоценности и украшения.

Непременным атрибутом фараона являлась корона. Наиболее употребительная двойная корона «пшент» состояла из красной короны Нижнего Египта «дешрет» и белой короны Верхнего Египта «хеджет». Каждая из этих двух корон принадлежала, также, богиням, покровительствующим этим частям страны – соответственно Уаджит, богине-кобре, и Нехбет, почитавшейся в виде стервятника. Изображения Уаджит (урей) и Нехбет прикреплялись к короне спереди. Реже надевались синяя корона хепреш (для военных походов), золотая корона хаит (для ритуальных обрядов), диадема сешед (в эпоху Древнего царства), а также, другие головные уборы вроде короны хемхемет, чаще встречающиеся на изображениях богов, чем фараонов.

Нередко фараоны носили с собой трость, верхняя часть которой была выполнена в виде головы собаки или шакала. Правитель всегда был с покрытой головой. И даже в семейном кругу всегда носил парик. Существовали парики парадные и повседневные. Поверх парика могла надеваться диадема в виде золотой кобры. Обычно её голова вздымалась над головой царя. Обязательным атрибутом являлась накладная борода, заплетённая в косички. Она соединялась с париком двумя подвязками. Фараон, как правило, не носил натуральную бороду и усы, но иногда мог оставлять квадратную бородку.

Фараон, в первую очередь, был гарантом стабильности, справедливости и порядка в стране. Каждый подданный мог рассчитывать на милость правителя. А самым большим праздником являлась коронация правителя. Ведь страна снова обретала правителя, который был гарантом стабильности и дальнейшего существования.

Жизнь фараонов

Фараоны жили в прекрасных дворцах, им прислуживали сыновья верховных жрецов, и даже сами верховные жрецы, следившие за исполнением ритуалов и «разговаривавшие» с богами, считали себя, всего лишь, слугами фараона. Но, жизнь верховных правителей Древнего Египта была не такой беззаботной, как может показаться на первый взгляд, они не могли делать то, что хотели, а обязаны были всю жизнь исполнять ритуалы и участвовать в церемониях.

Египтяне верили, что фараон может влиять на все происходящие события. Только благодаря ему солнце встаёт по утрам, Нил разливается в определённое время года и несёт с собой плодородную почву, зёрна дают всходы и созревает урожай. П о мнению древних египтян именно фараон регулировал смену дня и ночи, обеспечивал божественную помощь во время военных походов и оберегал от эпидемий и прочих кар.

Всё население Египта, в буквальном смысле, боготворило фараона, при благоприятных обстоятельствах.
Однако, когда наступала чёрная полоса или ряд неудач и неурядиц, например, неудача в военном деле, бунт рабов, страшная эпидемия, «выкосившая» четверть населения, неурожайный год и, как следствие, голод – всё это тоже «списывалось» на фараонов. Мол, утратил наш правитель божественное покровительство и теперь ничего хорошего случиться не может. И, чтобы не попасть в опалу и не быть свергнутым приходилось действительно заботиться о благополучии собственного государства.

Поэтому, жизнь фараонов, отнюдь не была похожа на сказку. К правителям относились, как к непосредственному продолжению божественной воли. Они были центральными фигурами религиозного культа. Участие в религиозных обрядах было одним из обязательных моментов, ведь так постановили сами боги. Власть фараона была абсолютной, её не ограничивал никакой свод правил или законов. При этом, к общению с ними допускался лишь ограниченный круг людей.

При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золочёной ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шёпот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. Цирюльник брил голову и щёки, при этом, он пользовался бритвами с разными лезвиями. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. Фараону подводили глаза. Власодел примеривал на бритую голову парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предлагал два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён.

Ризохранитель приносил белое платье из тончайшего «царского льна» – « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожие на крылья, туго накрахмаленный передник, выступающий вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому, завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.

Очищенный и окуренный благовониями, полностью облачённый, фараон шёл к часовне, срывал с её дверей глиняную печать и один входил в святилище, где на ложе из слоновой кости возлежало чудесное изваяние бога Осириса. Эта статуя обладала необыкновенным даром: каждую ночь у неё отваливались руки, ноги и голова, отрубленные некогда злобным богом Сетом, а наутро, после молитвы фараона, вновь приростами сами собой. Когда святейший владыка убеждался, что Осирис снова цел, он снимал его с ложа, купал, одевал в драгоценные одежды и, усадив на малахитовый трон, воскурял перед ним благовония. Обряд этот имел чрезвычайно важное значение, так как, если бы божественное тело Осириса в какое-либо утро не срослось, это являлось бы предвестием великих бедствий не только для Египта, но и для всего мира. После воскрешения и облачения бога Осириса фараон оставлял дверь часовни открытой, чтобы исходившая из неё благодать изливалась на всю страну, он сам назначал жрецов, которые должны были охранять святилище, не столько от злой воли людей, сколько от их легкомыслия, так как не раз случалось, что кто-нибудь, неосторожно подойдя слишком близко к своему месту, получал невидимый удар, который лишал его сознания, а иногда и жизни.

Закончив обряд богослужения, фараон, в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шёл в большой трапезный зал. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону. После того, как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.

Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приёмов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего, военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.

После этого фараон шёл в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лёжа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином, воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но, иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.

В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им своё благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осуждённый на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтён во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие. Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома.

Обедать повелитель шёл в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.

К вечеру фараон принимал у себя свою жену, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню.

Надо отметить, что супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому, нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством.

Дом фараона

Приблизительно, в конце IV тысячилетия до Рождества Христова, комплекс зданий, предназначенных для размещения и функционирования центральной власти – дворец фараона или номарха – приобретает ту особую архитектрную форму, которая сохраняется потом в течение большей части III тысячилетия.

Этот прототип дворца, просуществовавший потом около 500 лет, имел такие конструктивные характеристики: прямоугольный параллелепипед, внешние стены которого были обнесены серией башен, равномерно перемежавшихся с глубокими нишами; внутренний массив имел дворы и покои, расположенные по углам. Внешние фасады были, также, украшены высокими, близко поставленными пилястрами, соединёнными наверху и часто обрамлёнными богатыми карнизом и декоративным панно.


Дворец фараона, высшее выражение города и царства, должен был отвечать не только нуждам царя, но и администрации, следовательно, делился на два больших сектора. Первый включал в себя официальные помещения царя и его семейства: большой зал с аудиенцией, тронный зал, и, наконец, помещения, используемые «хозяином дворца», «хранителем короны», «хозяином двух тронов» и главой царских регалий», который руководил всеми сложными церемониями и самим двором, включая многочисленных придворных дам и царский гарем, к которым добавлялась армия служащих, дворцовых рабочих, ремесленников, художников, врачей и парихмахеров. В прямой связи с этой официальной частью были «Царский суд» и «Палата работ» под председательством «Дворцового архитектора и строителя царского флота».

Второй сектор включал в себя: «Белый дом» (Министерство финансов); «Красный дом», или «Дом вечности» (Министерство царского и государственного культа); «Палата Печати» (Министерство налогов) с высокоорганизованным кадастром и национальным реестром собственности; «Дом руководителям вооружённых сил», соединённый с казармами армии фараона.

Царский суд имел канцелярию и архивы. Судебная процедура проходила в три стадии: петиция, написанная и зарегестрированная; судебное расследование; приговор, основанный на слушаниях сторон. Наказание предусматривало: временное заключение, телесное наказание и, редко, смертный приговор через отрубание головы или повешание.

Конечно, с усилением власти дворец нуждался всё в большем количестве помещений и служб. Часто различные ведомства возглавлялись одним и тем же человеком. Во время Джосера, например, первосвященник Имхотеп, исключительная личность, соединял в себе функции врача, царского архитектора и визиря.

При IV династии дворец-замок достиг максимального блеска. Можно полагать, что эти монументальные здания разрабатывались технически и художественно на основе архитектурного опыта, абсолютно неизвестного в остальной части света. Фасад, например, характеризовался игрой пустот и заполненностей, подчёркнутой выступающими элементами и вертикальными линиями, которые, по сравнению со стенами мавзолея Джосера, демонстрируют исключительную архитектурную, а также, техническую и конструктивную эволюцию, пройденную менее, чем за 200 лет.

К концу III тысячилетия до Рождества Христова восхитительный замок-дворец прекращает своё существование не только, как эстетическое и архитектурное решение, но и, как объёмная композиция из одного блока, объединяющего функции резиденции фараона и правительства. С приходом II тысячилетия требования становятся разнообразнее и сложнее: разрастающаяся империя требовала всё большего престижа и всё более изощрённых инструментов власти. Во дворце размещались теперь официальные апартаменты царя и его двора. Это было место властелина мира, бога на земле; дворец приравнивался к храму. Центральным стал гипостильный зал, заполненный гигантскими колоннами, ведущий к тронному залу, тоже с колоннадой. Рядом с ним, перед большим вестибюлем, также, украшенным колоннами и пилястрами, располагались «Зал празднеств» и вспомогательные помещения для придворных слуг. Всё богатство и монументальность ансамбля было сосредоточено вдоль оси, идущей от входа-атриума к тронному залу. В основном, дворец был подобен храму, где место молельни занимал тронный зал.

Характерный дворцовый фасад с портиком появляется в храме Сети в Абидосе; внутренние и внешние портики с колоннами – во дворец Аменофиса III в Луксоре; гипостильный зал аудиенцией, салон празднеств и тронный зал – в аналогичных помещениях Карнакского храма.

Идея окружить «центр всемирной власти» внушительными стенами, в дополнение к внешним фасадам дворцов, реализовалась в городских стенах и Больших вратах Мединет-Абу.

Во времена царствования Эхнатона (1372 - 1354 года до нашей эры), в этом исключительном периоде для
древнего искусства и религии, произошли решительные изменения в архитектурном языке правительственных сооружений и резиденций фараона. Так, в городе Ахетатон в Тель-эль-Амарне дворец предстаёт уже не как массив, заключённый внутри прямогольника, и не как храм, обнесённый гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окружённых открытым пространством. Между главной артерией («царской дорогой») и Нилом протянулась длинная зона, занятая официальной резиденцией: комплекс, начинавшийся от просторного перистиля с тронным залом, развивался через ряд внутренних двориков и садов к дому для гостей, гарему, царским канцеляриям и службам. Галерея, пересекавшая царскую дорогу, соединяла дворец с апартаментами фараона и его семейства. Помещения эти были скромны в размерах, но богаты изящными картинами с изображениями цветов и птиц, написанными даже на полах. Полы были украшены красочной мозаикой, а стены, колонны и потолки – росписью. Помещения были уставлены богатой мебелью и наполнены роскошными украшениями. Стены, как правило, расписывались сценами из жизни царских семейств: например, царь в окружении детей и царицы, или царь в окружении очаровательных наложниц. Помещения окружали лоджии с колоннами или небольшими пилястрами из раскрашенного дерева; особую прелесть им придавали висячие сады, спускавшиеся к главной магистрали. Правительственные здания окружали комплекс, к которому примыкали, также, частный храм и школа для будущих сподвижников фараона.

На север от города располагался дворец Хататон («Замок Атона»), вероятно, – первый дворец, построенный в новой столице, так как он, всё ещё, заключён в квадрат и разделён на шесть прямоугольных симметричных зон. Два больших внутренних двора занимали центральное пространство, соединённое с единственным входом. Первый внутренний двор вёл к личному святилищу фараона – слева, и к служебной зоне и кладовым – справа. Второй внутренний двор с садом, сердце всего ансамбля, вёл к апартаментам царя и его семейства – справа, и слева – к зоологическому саду с животными в вольерах, происходившими из самых далёких уголков Египта. В глубине, в центре, доминировал гипостильный зал с тронным залом, справа от которого находился зал празднеств, слева – частный сад с цветами и фонтанами, окружёнными клетками с экзотическими птицами.

Меру-Атон, обширная летняя резиденция фараона, находится на юге города. Она включает в себя два больших прямогольных замкнутых пространства, расположенных рядом. Меньшее предназначалось для религиозных медитаций, по его сторонам стояло множество молелен и маленьких келий, небольшой крытый храм и священная ограда или храм на открытой площадке; в центре – рощица со священным озером, вокруг которого рассеяны павильоны и алтари. В большом пространстве здания были преимущественно распределены по коротким сторонам, таким образом, чтобы в центре оставалсь открытая территория: справа находилась сама резиденция с тремя маленькими храмами и садом с беседками, фонтанами, каналами и водяными шутихами; слева – просторные конюшни для лошадей, ангар для колесниц и царская псарня. Центральный парк имел большой судоходный искусственный пруд с пирсом, островками и павильонами.

Однако, даже дворцы, висячие сады и ухоженные парки Эхнатона, необыкновенно роскошные и оригинальные, не могут сравниться с монументальностью и громадными размерами тех, что появились через 100 лет с Рамсесом II и Рамсесом III, властелинами мира и великими строителями. Несомненно, слава об их гигантских обителях и огромных садах была, всё ещё, жива в I тысячилетии, когда Навуходоносор – пятью веками позже – построил в Вавилоне свой дворец и знаменитые висячие сады.

И если в III тысячилетии дворец конкурировал по масштабам с «обителью фараона в потустороннем мире», то во II тысячилетии гробница, едва ли, могла сравниться с заупокойными храмами и дворцами, где фараон осуществлял власть над всем миром.

Смерть фараона

Так как правитель являлся воплощением божества, то он имел свой культ, как при жизни, так и после смерти. Смерть фараона являлась большой трагедией. Ведь без правителя не мог существовать Египет. Его культ очень ярко выражается в погребальном обряде. По представлению египтян правитель и в загробном мире сохраняет свой божественный статус и продолжает там править. Поэтому, покойного правителя полагалось достойно сопроводить на тот свет.


Первоначально погребальный обряд повторял путь солнца с востока на запад. Однако, в период Среднего царства этот путь меняется, так как это дорога в царство мёртвых Осириса, где солнце движется наоборот. Ещё при жизни фараона начиналась подготовка к его похоронам – начинали строить монументальный некрополь – чаще всего, в виде пирамиды, многие из которых сохранились и до наших дней. Сразу после смерти тело фараона подвергалось бальзамированию. Извлекались внутренние органы, дабы избежать процессов гниения. Тело обрабатывалось специальными бальзамами и растворами. Труп оборачивали бинтами, дабы замедлить процесс разложению и перекрыть доступ воздуха к плоти. На церемониальной ладье тело фараона доставлялось к подножию пирамиды. Внутрь святилища заходили лишь жрецы и их приближённые лица. После проведения всех церемоний гробница опечатывалась.

Как и все язычники, древние египтяне оставляли рядом с прахом фараона вещи, которые должны были пригодиться ему «на том свете». Именно эти реликвии, на протяжении тысячелетий, привлекали «охотников за сокровищами». С каждым новым фараоном начиналась новая эпоха Египта.

Династии Египетских фараонов

Третье тысячилетие до Рождества Христова

3 000 лет – I династия – Столица Абидос (Тин), Верхний Египет – Зарождение абсолютизма.

Нармер (Мен, иначе, Менес), царь Верхнего Египта завоёвывает всю долину Нила вплоть до Средиземного моря. Объединение двух царств под новым символом «белой короны» Юга, соединённой с «красной короной» Севера. Абидос становится священной столицей бога Осириса, здесь находится резиденция визиря Нижнего Египта и десяти советников Верхнего Египта. Гелиополь и Нехеб превращаются в города-святилища.

Аха основывает город Мемфис (Нижний Египет) и укрепляет южные границы. Его гробница похожа на дворец с башнями.

Хуаджи возглавляет экспедицию на Синай.

Удиму официально провозглашает праздник Хеб-Сед, отмечающий тридцатилетний юбилей правления фараона. Постройки из обработанного камня со сводчатыми перекрытиями.

2 850 лет – II династия – Столица Мемфис, Нижний Египет – Развитие абсолютизма.

Хотепсехемуи, Неб-Ра, Нинитер – первые цари династии.

Перибсен подавляет восстание номархов Верхнего Египта и переносит столицу в Мемфис, изменяет свою титулатуру, объявив своим богом Гора вместо Сета; погребён в Абидосе.

Хасехем провозглашает культ Гора государственной религией с сосредоточением высшей религиозной власти в Гелиополе. Экспедиция в сердце Нубии.

2 770 лет – III династия – Столица Мемфис – Распространение абсолютизма в области религии.

Джосер совмещает культ Солнца с культом фараона и завладевает властью жреца. Имхотеп – правитель, визирь, великий жрец Гелиополя – первый известный в истории врач и архитектор, позже обожествлённый греками под именем Асклепий (Эскулап – у римлян). Сооружение в Саккаре города-мавзолея Джосера с большой ступенчатой пирамидой в центре. Новые экспедиции на Синай и распространение власти на Юг.

Сехемхет закладывает погребальный комплекс со ступенчатой пирамидой, большей, чем пирамида Джосера, но не заканчивает его. Вдоль всех этих границ сооружаются стены с крепостями (12 км длиной вдоль русла Нила, на уровне острова Филе, иначе, Филэ, или Филы).

Санахт, соперничая со своими предшественниками, заложил, среди прочего, мавзолей, подобный мавзолею Джосера, но его гробница была просто установлена в месте, где потом вырос траурный храм Унаса.

Хаба, последний царь династии, возможно, построивший маленькую пирамиду в Завийят-аль-Арьян.

2620 лет – IV династия – Столица Мемфис – Укрепление власти.

Снефру входит в историю, как фараон гуманный и добрый. Защищает границы, в Судане открывает рудники по разработке бирюзы. Строит первую геометрически правильную пирамиду.

Хеопс (Хуфу) назначает своих сыновей верховными жрецами Нехеба, священного города напротив Нехена, и Пе – священного города напротив Буту (изгнанные жрецы будут проклинать его память). Строит первую Великую пирамиду с городом-некрополем вокруг неё.

Дидуфри (Реджедеф) узурпировал власть на короткое время между правлениями Хеопса и Хефрена. Начинает строительство пирамиды в Абу-Роаш, оставшейся незавершённой.

Хефрен (Хафра) продолжает централизацию власти политической и религиозной. Строит вторую Великую пирамиду с гигантским храмом-усыпальницей и гранитный храм в долине.

Микерин (Менкаура), возвратив жрецам часть владений, конфискованных Хеопсом, вошёл в историю, как справедливый и мягкий фараон.

Шепсескаф возвращается к борьбе с властью жрецов. Во время его правления вырастают новые некрополи с гробницами типа мастаб и пирамидами.

2 500 лет – V династия – Столица Мемфис – Кризис власти, расцвет культа Солнца.

Усеркаф, племянник Микерина, строит пирамиду в Саккаре.

Сахура строит канал Бубаст (Бубастис), соединяющий Средиземное море с Красным и создаёт сильный военный флот. Предпринимает первую экспедицию в таинственное Царство Пунт. Строит несколько пирамид и солнечный храм в Абусире.

Нефериркара теряет юридическую и религиозную власть. Строит пирамиду и несколько храмов в Абусире.

Ниусерра прерывает серию солнечных храмов в Абусире и возвращается к строительству пирамид в Саккаре.

Унас строит пирамиду, украшая её внутри «Текстами пирамид» и «Мудростью Птах-Хотепа», двумя самыми важными египетскими текстами, дошедшими до нас.

2 350 лет - VI династия – Столица Мемфис – Коллапс абсолютизма.

Тети пытается восстановить центральную власть, пользуясь услугами нубийских наёмников. Великие визири, такие, как Каджемми и Мери, практически, являются носителями власти. Наивысший расцвет искусства. Мемуары архитектора Менипта-Ханк-Мери-Ра, «придворного строителя двойного дворца».

При Пепи (Пеопи I) значение царской власти падает с одновременным ростом влияния визирей, великих сановников и жрецов. Уни, первый министр, восстанавливает господство египтян на Синае и в Палестине. О возросшем уровне искусства свидетельствует прекрасная медная статуя фараона и изумительное украшение гробницы Уни.

Пепи (Пеопи II) правил с шестилетнего возраста до 100 лет: самое долгое в истории правление. Это было, однако, номинальное царствование, так как власть была мирным образом поделена между клерикальными и светскими правителями.

В конце VI династии под давлением народов, населявших приграничные территории, в особенности бедуинов, центральная власть была разделена между номархами.

2 180 лет – VII и VIII династии – Столица Мемфис и Абидос – Исключительно номинальные династии.

Гераклеополь остаётся верным Мемфису, как личное владение царя. Различные правители Египта следуют друг за другом бесконечной чередой. Вторжение кочевых племён из Азии и разграбление городов Дельты. Среди властителей Юга выделяются: Иди, царь коптоса, и Шемай, правитель Верхнего Египта.

2 160 лет – IX и Х династии – Главная столица Гераклеополь, Средний Египет – Отсутствие единой и узаконенной власти.

Неферкара (2 130 - 2 120 года до нашей эры) устаналивает монархию, как «данную Богом» (но не обожествлённую), где царь для князей – «первый среди равных». Не все правители признают его первенство.

XI династия – Столица Фивы, Верхний Египет – Восстановление централизованной власти.

Сехертани-Антеф (сехертови) (2 120 - 2 118 года до нашей эры) – самопровозглашённый царь, переносит власть из Гераклеополя в Фивы.

Монтухотеп I, «Бог Монту удовлетворён», (2 060 - 2 010 года до нашей эры) распространяет власть на Нижний Египет, поддержанный средними слоями общества, заинтересованными в расширении торговли по всей территории. Постройка грандиозного храма-усыпальницы в Дейр-эль-Бахри с пирамидой, колоннадой и ступенями, а также, некрополя в Фивах.

Монтухотеп II и III восстанавливают должность государственного визиря и верховного судьи. Возобновляется судоходство по Эгейскому морю. Важный караванный путь между Коптосом и Красным морем оборудуется колодцами, хранилищами и морским портом.

Второе тысячилетие до Рождества Христова

1 991 лет – XII династия – Столица Фивы – Расширение империи.

Аменемхет I, «Амон на вершине», (1991 - 1962 года до нашей эры), бывший визирь Монтухотепа III, поддержанный народом и средними классами, завоёвывает власть и над номархами. Могущество культа Солнца – Амона-Ра. Мелиорация Файюмского оазиса (грандиозные осушительные и ирригационные работы на площади в 2 000 км²). Перенос границ за третий нильский порог в глубину Судана. Строительство множества фортификационных сооружений на приграничных территориях.

Сесострис I (Сенусрет) – первый фараон, который с целью продолжения династии ввёл институт регентства для своего сына.

Аменемхет II расширяет империю до Мегиддо в Палестине и Угарит на побережье Сирии .

Аменемхет III сооружает грандиозную резиденцию в Файюме (Фаюме), названную греками «Лабиринт».

Сесострис III и его последователи продолжают расширение и объединение страны. На границах вырастают цепи фортификационных сооружений, связывающиеся друг с другом системой дымовых сигналов. Возрождение науки и литературы с такими известными произведениями, как «Книга двух дорог» и «Наставления Аменемхета».

1 785 лет – XIII династия – Столица Фивы – Разделение власти.

Сехемра женится на царице-регентше и берёт на себя часть её власти. Нубия отделяется от Верхнего Египта.

1 745 лет – XIV династия, почти современница XIII династии .

Неферхотеп восстанавливает единство, прежде всего, по всей Дельте. Восстанавливает протекторат над Библом в Ливане . Гиксосы, под давлением индо-европейцев из Центральной Азии (хетты и касситы), вторгаются в плодородные земли Дельты, внедрив традиции использования лошади и повозки, неизвестные, до этих пор, египтянам, и культ Ваала.

1 700 лет – XV династия – Столица Аварис, Нижний Египет – Господство гиксосов.

Салитис – первый «царь-пастух» из гиксосов, ставший владыкой Нижнего Египта. Основывает новую столицу Аварис.

Апофис, разбитый царём Верхнего Египта, последний «царь-пастух».

1 622 лет – XVI династия – Столица Фивы – Реставрация власти во всём Египте.

Камос (Камес) разбивает и изгоняет гиксосов из Среднего Египта.

Яхмес (Амасис) отвоёвывает Нубию вплоть до Абу-Симбела . Проникает в Дельту, разрушает Аварис и преследует последних Гиксосов до самой Палестины. Возвратясь, подавляет мятеж князей Севера и восстанавливает власть над всем Египтом.

XVII династия – Призрачная монархия, существовавшая в Нижнем Египте во время господства гиксосов.

1580 лет – XVIII династия – Столица Фивы и Ахетатон – Тримф великой египетской империи во всей ойкумене.

Яхмес (1580 - 1558 года до нашей эры), брат Яхмеса из XVI династии, продолжает укрепление и расширение власти.

Аменофис I, «Амон удовлетворён» (1558 - 1530 года до нашей эры) расширяет границы до Евфрата. Первые столкновения с хеттами и митаннийцами (северо-западная Месопотамия).

Тутмос I (1530 - 1520 года до нашей эры) ведёт города Фивы и Абидос к наивысшему расцвету. Храм Карнака обогащается пилонами и гигантскими обелисками; появляется Большой колонный (гипостильный) зал. Культ бога солнца Амона совмещён с культом Тота.

Тутмос II (1520 - 1505 года до нашей эры) женится на сводной сестре Хатшепсут. Усмиряет внутреннее и внешнее сопротивление абсолютной власти.

Хатшепсут (1505 -1484 года до нашей эры), регентша своего сына, правит в течение 20-ти лет, одевшись в мужское платье и даже с накладной бородой фараонов. Снаряжает важнейшие торговые экспедиции в таинственное царство Пунт.

Тутмос III (1505 - 1450 года до нашей эры) фактически правит в течение 34 лет после смерти матери, став самым известным фараоном. В Кадеше, за Библом, наносит поражение митаннийцам; в Мегиддо разбивает 330 сирийских князей; Каркемиша, на севере Сирии, переходит Евфрат и вновь разбивает митаннийцев, теперь уже на их территории (1483 год до нашей эры). Так же победоносно захватывает плодородные земли, обширные, как Дельта, с богатыми торговыми городами. Распространяет свою власть на «острова великого круга» (Крит, Кипр и Киклады). Щедро прощает бунтовщиков и сохраняет нравы и религиозные традиции завоёванных территорий. Египетская культура и искусство распространяется по всей ойкумене (известный в древности мир).

Аменофис II (1450 - 1425 года до нашей эры) заключает мир, женив своего сына, будущего фараона Тутмоса IV (1425 - 1408 года до нашей эры), на принцессе Митении, дочери митаннийского царя Артатама.

Аменофис III (1408 - 1372 года до нашей эры) поддерживает мир с соседними государствами, женившись на Тиу (или Туйя), дочери митаннийского царя Сутарна, и на дочери вавилонского царя Калимасина. Тиу оказывает сильное влияние на фараона. Первые столкновения с Суппилулима, царём хеттов.

Аменофис IV, позже Эхнатон, «угодный Атону», (1372 - 1354 года до нашей эры) меняет своё имя, при замене религии Амона на монотеистическую и глубоко мистическую религию Атона, согласно которой, все люди равны в любви к единому Богу, пророком которого является фараон. В центре Египта создаёт новую столицу – город Ахетатон, «горизонт Атона», куда перемещает и религиозную власть из Фив.

Нефертити, «прекраснейшая из живущих», митаннийская принцесса и жена Эхнатона, оказывает сильнейшее воздействие на обновление обычаев, искусства и религии.

Тутанхатон, позже Тутанхамон (1354 - 1345 года до нашей эры), остаётся в Ахетатоне, управляя под регенством Нефертити, а затем, под влиянием духовенства, возвращается в Фивы и восстанавливает главенство культа Амона. Загадочно умирает в возрасте 18 лет. Нефертите, вышедшей замуж за старого Эйе, удаётся сохранить власть ещё 4 года. Но, с её смертью исчезает город Ахетатон, а с ним и память о прекрасной царице, и её захоронение. Египет впадает в анархию и нищету.

Хоремхеб (1340 - 1324 года до нашей эры), бывший друг Эхнатона и властный военачальник, отрекается от веры в Атона и уничтожает все следы этой религии (память Эхнатона, «фараона-еретика», проклинается). Из-за эпидемии чумы в Азии заключает мир с Мурсили II, царём хеттов. Сдерживает общее обнищание, жестоко преследуя коррупцию.

1314 лет – XIХ династия – Столицы Танис и Фивы – Перманентные войны.

Рамсес (Рамзес I) (1341 - 1312 года до нашей эры), бывший военачальник и визирь Хоремхеба, «владыка всей земли», добивается власти. Столицей империи выбирает Танис (Пер-Рамсес), покинув Фивы, столицу двух царств и место культа бога Амона.

Сети I (1312 - 1298 года до нашей эры) отбрасывает хеттского царя Муваталлу, продвинувшись до самого Синая. Захватывает Финикию и оккупирует Кадеш, несмотря на упорное сопротивление хеттов.

Рамсес (Рамзес II) (1298 - 1235 года до нашей эры) переносит царскую резиденцию в Аварис и укрепляет Танис. В первую военную кампанию вновь отбивает нападение хеттов (18 000 человек, 2 500 боевых колесниц с серповидными ножами), но, благоразумно останавливается в Кадеше. Во второй кампании отражает палестинских повстанцев, подстрекаемых хеттами. Перед лицом растущей угрозы со стороны ассирийского царя Салманассара, хетты и египтяне, непремиримые враги на протяжении более века, подписывают первый международный договор в истории, гарантами которого выступают: бог Ра из Фив – для египтян и бог Тешуб (Тейшеба) из Хаттуса – для хеттов.

Мернептах (Меренптах) (1235 - 1224 года до нашей эры) разгоняет «морские народы»: ахейцев, этрусков, сикулов, ликийцев и ливийцев, вновь угрожающих Дельте. Исход евреев из Египта.

Сети II пытается сдержать кризис экономики и власти. Дельта вновь становится объектом ливийских нашествий.

1200 лет – XХ династия – Столица Фивы – Оживление и закат централизованной власти.

Сетнахт (Сетнехт) разбивает ливийские орды и возвращает захваченную ими собственность.

Рамсес (Рамзес III) (1198 - 1188 года до нашей эры) продолжает труд по восстановлению державы. В первую же военную кампанию кладёт конец набегам «морских народов». Сикулы и этруски ретируются в далёкую Италию , остальные – в Ливию . Оставшиеся на территории Египта ассимилируются или поступают наёмниками в армию. Вводится всеобщий призыв для национальной обороны. Борясь против коррупции и предательства, распространившихся даже в гареме и среди визирей, великий фараон становится жертвой очередного покушения.

Следующие 7 фараонов под именем Рамсес (Рамзес), приходят к власти в результате бесконечных дворцовых заговоров.

Рамсес (Рамзес ХI) (1100 - 1085 года до нашей эры) тщётно пытается противостоять неограниченной власти верховного жреца Амона Аменхотепа Херихора, который став визирем, практически, возглавил царство.

1085 лет – XХI династия – Столицы Танис и Фивы – Власть разбивается на 2 ветви.

Мендес, преемник Рамсеса ХI, управляет Нижним Египтом из Таниса.

Пианхи, сын Херихора, становится фараоном Верхнего Египта. За ним следуют Пинуджем I и его сын Менхеперра.

Могущественный ливийский род из Гераклеополя, прогнавший войско палестинского царя Соломона до самого Мегиддо, пришёл на смену XXI династии.

Первое тысячилетие до Рождества Христова

950 лет – ХXII династия (Ливийская) – Столица Бубаст (Бубастис) – Попытка добиться прежнего престижа.

Шешонк (Шешенк) I (950 - 929 года до нашей эры), после смерти царя Соломона, возобновляет завоевание Палестины.

Осоркон (Усеркен) I (929 - 893 года до нашей эры), борьба против власти жрецов Фив. Верхняя Нубия отделяется от Египта и, объеденившись с Суданом, создаёт новое государство со столицей в Напате.

757 лет – ХXIII династия (Бубастиды) – Столица Бубаст (Бубастис) – Династия, параллельная ХXII, с резиденцией правителей в той же столице.

Осоркон (Усеркен) III (757 - 748 года до нашей эры) восстанавливает отношения с религиозной властью Фив, установив должность «божественная служительница Амона» и наделив этим званием царевну.

730 лет – ХXIV династия (Саисская) – Столица Саис – Краткие перемирия.

Тефнахт (Тефнехт) (730 - 720 года до нашей эры), царь Саиса, завоёвывает Гермополь и возвращает часть Нижнего Египта. Изгнан с Юга царём Напаты, Пианхи. Объединяется с соседними народами для защиты от опустошительной экспансии ассирийцев.

Бокхорис (Бекенренеф) (720 - 716 года до нашей эры) добивается мира с ассирийцами. Поднимает из нищеты рабочих и средний класс, преследуя богатую касту жрецов. Увековечен греками, как образец правителя справедливого и щедрого.

716 лет – ХXV династия (Эфиопская) – Столица Напата, позже Фивы – Современница ХXIII и ХXIV династий.

Пианхи (751 - 716 года до нашей эры) аннексирует Верхний Египет и Нубию.

Шабака (716 - 701 года до нашей эры) возвращает столицу в Фивы, вторгается в Нижний Египет и заключает дружеский мир с Ассирией.

Шабатака (701 - 689 года до нашей эры) подавляет восстание под предводительством Езекии, царя Иудеи. Разбитый впоследствии ассирийским царём Сеннахерибом, сумел, всё же, избежать поражения.

Тахарка (689 - 663 года до нашей эры) из-за бунтов князей Дельты и последующих нашествий ассирийского царя Ашшурбанапала бежит в далёкую Напату.

Танут-Амон (663 - 655 года до нашей эры) свергнут в результате нашествия ассирийцев, которые, пользуясь предательством правителей Севера, разграбляют Фивы.

666 лет – ХXVI династия (Саисская) – Столица Саис – Подъём политической и экономической жизни.

Нехо (Нехао, или Никау), царь Саиса, получает власть, позорно подчиняясь главенству Ашшурбанапала.

Псамтик I (Псамметих) (663 - 609 года до нашей эры), сын Нехо, с ассирийской помощью завоёвывает Дельту и укрепляет монархию Верхнего Египта, дав ключевые посты родственникам. Освобождается от ассирийцев, объединившись с городами Восточного Средиземноморья, и, тем самым, поощряет эмиграцию греков в Дельту.

Нехо II (609 - 594 года до нашей эры) реконструирует канал к Красному морю. Его корабли бороздят всё Средиземное море, и, может быть, даже огибают мыс Горн в Африке.

Псамтик II (594 - 588 года до нашей эры) отвоёвывает Нубию и золотые рудники. Распространяет в Средиземноморье культуру и этику древней египетской религии. Неудачные войны против Кирены, греческой колонии на западе Дельты, и потеря престижа в Азии. Фараон – более не сын Осириса, и его власть опирается только на низы.

Псамтик III (526 - 525 года до нашей эры) сталкивается с персидским царём Камбиносом, уже захватившем все его египетские земли. Терпит поражение в Пелусии, тщётно пытается взять реванш и кончает жизнь самоубийством.

524 лет – ХXVII династия (Персидская) – Столицы Саис и Мемфис – Продолжение борьбы за независимость.

Камбис, завоевав Египет, коронуется в Саисе и освящается в Гелиополе, как фараон по материнской линии. Царствует милосердно и щедро.

Дарий I (522 - 484 года до нашей эры) сумел оздоровить египетскую экономику. Вновь открывает канал к Красному морю для соединения Индийского океана со Средиземным морем.

Ксеркс и его преемник Артаксеркс подавляют два больших восстания в Нижнем Египте.

Дарий II (424 - 404 года до нашей эры) подавляет третье восстание под руководством Амиртея.

404 лет – ХXVIII династия – Столица Саис – Освобождение от персидского владычества.

Амиртей (404 - 398 года до нашей эры) после смерти Дария II, освобождает страну и, в основном, реставрирует власть египтян.

398 лет – ХXIХ династия – Столица Мендес – Борьба за власть.

Нефритис I, предводитель египетского войска, сам берёт власть в свои руки.

Ахорис (390 - 378 года до нашей эры) реконструирует морской флот. Заключает союз с Афинами и Кипром против Персии и Спарты.

378 лет – ХXХ династия (Себеннитская) – Столицы Себеннит и Мемфис – Утрата независимости. Второе персидское владычество.

Нектанебо I, правитель Себеннита, возглавил шатающуюся власть. Персидский царь Артаксеркс II вторгается в Дельту с войском в 200 000 человек, но остановлен разливом Нила.

Нектанебо II, преданный греческими наёмниками, бежит в Верхний Египет.

Каббас объявлен фараоном жрецами Мемфиса, но, через 2 года Египет завоёвывается Дарием III. Неудачные попытки сопротивления; оставшиеся в живых египтяне взывают о помощи македонцев.

Александр Великий (Македонский) (333 - 323 года до нашей эры), изгнав персов из Египта, был встречен, как освободитель и законный наследник фараонов. Оракулом из Луксора объявлен, как сын бога Ра. Основывает новый город Александрию (где и будет погребён в 323 году до нашей эры), который превращается в идеальную столицу и экономический и культурный центр всего античного мира. Его наследниками были сводный брат Филипп Арридей и Александр Аэгос, считавшийся сыном Александра и Роксаны.

311 лет – династия Птолемеев, или Лагидов – Столица Александрия – Возвращение абсолютной власти. Конец Древнего Египта.

Птолемей I Сотер (306 - 285 года до нашей эры), сын Лага (сатрапа, или правителя Египта, времён Александра Великого), самопровозглашённый царь всего Египта. Основывает город Птолемаиду, рядом с Фивами, разрушенными ассирийцами. Вновь завоёвывает Сирию и Эгейские острова.

Птолемей II Филадельф (285 - 246 года до нашей эры) возвращает Кипр, Тир и Сидон. Заключает договор о дружбе с Римом. Вновь открывает канал к Красному морю. Активное развитие эллино-египетской культуры.

Птолемей III Эвергет (246 - 221 года до нашей эры) расширяет границы и становится «Господином Средиземного моря и Индийского океана». Александрия превращается в один из самых важных экономических и торговых центров от Испании до Индии ; международной валютой становится египетский «статер».

Птолемей IV Филопатр (221 - 203 года до нашей эры), с которым начинается потеря владений и упадок этой династии.

Птолемей V Эпифан (203 - 181 года до нашей эры) получает Сирию, как приданное Клеопатры I, данной ему в жёны царём Антихом. Роскошь и распущенность Птолемеев сопровождается ростом социальной и экономической бедности всего Египта, опустошённого набегами соседних народов. Рим выступает, как союзник и, в конце концов, вмешивается в политику и государственные структуры Египта.

Птолемей XII Авлет (80 год до нашей эры) возвращается в Александрию, благодаря Габинию, римскому губернатору в Сирии.

Птолемей XIII, «Новый Дионис», выкупает власть над Египтом у Римского Сената. Убивает Помпея, добиваясь милости Цезаря, нового абсолютного владыки Рима. Приехав в Египет, Цезарь женится на Клеопатре VII , сестре Птолемея, и объявляет себя сыном бога Амона, потомком фараона. Цезарь и Клеопатра мечтают объеденить Рим с Египтом в единую империю, превосходящую даже империю Александра Великого, и оставить её своему сыну Цезариону.

Клеопатра VII после смерти Цезаря пытается упорядочить экономику Египта и просит помощи у Антония, преемника Цезаря; Антоний приезжает к Клеопатре в Александрию, а Цезарион становится новым фараоном. Начинается завоевание азиатских территорий, но, Рим, под властью Октавиана, объявляет Египту войну. Египетской флот разбит у мыса Акций (Акциум); Антоний и Клеопатра кончают жизнь самоубийством.

Голос Древнего Египта не смолк окончательно с римскими завоеваниями. Этот голос, уже получивший глубокий резонанс в цивилизации Средиземноморья, продолжает властно и магически звучать над Нилом. Даже римские императоры имеют картуши с иероглифами и почитают египетских богов с их образами в храмах, которые римляне реставрируют и строят. Культ Осириса широко распространяется по всей империи и в самом Риме.

Нерон (54 - 68 года нашей эры), кроме восстановления и обновления монументов, даже организует экспедиции в верховья Нила в поисках его истока.

Траян (98 - 117 года нашей эры) возвращает к жизни древнейший канал из Бубаста (Бубастиса) к Красному морю, большая часть которого сейчас совпадает с трассой Суэцкого канала.

Адриан (117 - 190 года нашей эры) основывает в Египте город Антинополь, посещает «колоссы Мемнона» и храмы Фив, и остаётся очарован ими до такой степени, что возводит фантастические их реконструкции на своей гигантской вилле Тиволи близ Рима.

Но, это последние искры: религиозные войны и восстания против иностранного господства становятся всё более кровавыми, нищета и отчаяние разрушают всё, что осталось от городов. Письменность и искусство завершают свой путь в забвении и презрении. Тяжёлое песчаное покрывало расстилается над великим прошлым, почти уничтожая даже память о нём.

Туры в Египет спецпредложения дня