Что такое и письменная речь. Характеристика понятия "письмо" и "письменная речь". Научная речь. Пример

Письменная речь оказывает большое влияние на развитие устной речи. Ведь пересказ текстов, формулировка главных мыслей – все это является неотъемлемой частью нашего общения. Позднее развитие устной речи характеризует не только развитие всего общества, но и .

Понятие «письменная речь» является точной, немалословной, развернутой формой речи. Она проявляется вследствие специального обучения. Формирование письменных высказываний оказывает большое влияние на формирования мышления человека.

Виды письменной речи

История письменности насчитывает три вида письменной речи.

  1. Изначально зародилось пиктографическое письмо. Люди выражали свои мысли с помощью схем, рисунков. К примеру, изображение всадника на лошади с палкой в руке, лодок с определенным количеством черточек на них, на которых изображена черепаха, обозначало следующее: «Люди отправились со своим вождем на лодках через озеро».
  2. Идеографическое письмо применяется на сегодняшний день в китайской письменности. Идеографическое изображение никак не связано со звучанием слов определенного языка. Этот относится и к изображению цифр. К примеру, изображение солнца и луны не несут в себе расшифровку как рисунок солнца и луны. Ими могут обозначать определенные предметы.
  3. Самым распространенным видом письменной речи является речевое письмо. Буквы в точности не совпадают с теми, что произносятся человеком и слышатся ему.

Для того чтобы овладеть письменностью, необходимо создать переход от одного вида слов к другому. Так, во время процесса чтения происходит переход от видимого слова к произносимому и того, что слышит человек. В письменности же все наоборот.

Особенности письменной речи

Для того чтобы передать свою мысль в письменной речи, человек использует абзацный отступ, помогающий регулировать восприятие текста читателем. Пробел позволяет отделить части текста друг от друга. Если использовать определенные выделения, шрифты, то таким образом можно обратить внимание читателя на какую-то определенную информацию.

Одной из главных особенностей письменности есть его первоначально зрительное восприятие, что может регулироваться тем, кто создает текст.

Нарушения письменной речи

Частичное нарушение письменной речи у человека носит название . Проявляется оно в ошибках, что характеризуется стойкостью своего проявления. Оно обусловлено отсутствием сформировавшихся высших функций психического развития, что принимают непосредственное участие в письменных процессах. Исправить эту проблему у человека может логопед.

Напоследок стоит отметить, что письменная речь значительно отличается от устной и также, как и последняя, имеет ряд преимуществ и недостатков.

Речь письменная (англ. writing, written speech) - речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия. Под это определение подходит также мимико-жестовая речь (см . также Амер. язык жестов ). В отличие от нее Речь письменная закреплена в виде письменного текста, т.е. допускает разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием и дает возможность воспринимающему (читающему) использовать любую стратегию восприятия, возвращаться к уже прочитанному и т.п. Др. словами, сообщение в Р. п. обладает в психологическом плане большим числом степеней свободы (для воспринимающего), чем сообщение в устном или жестово-мимическом видах речи. То же касается и порождения Р. п.: в отличие от устной, особенно диалогической, речи, она допускает сознательный перебор и оценку вариантов содержания и языкового оформления сообщения.

С т. зр. используемых в Р. п. средств, она обладает спецификой на 3 уровнях:

  1. в ней используется графический код (письменность);
  2. существуют отличия в языковой организации Р. п., напр. в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в Р. п. те же функции выполняются при помощи лексики (выбора сочетания слов), грамматики и знаков препинания;
  3. существуют языковые формы, принятые в Р. п., но необязательные в устной.

Используемый графический код м. б. буквенным, или алфавитным (как в рус. или англ. письме), слоговым (как в письменностях народов Индии), словесным (как в китайской письменности, где 1 знак, иероглиф, используется для целого слова или основы слова).

Если устной речью ребенок овладевает уже на 2-м г. жизни, то Р. п. формируется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, обычно в результате целенаправленного обучения. Полностью же умения Р. п. формируются не раньше старшего школьного возраста. См. Развитие речи детей . (А.А. Леонтьев)

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Речь письменная - общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста.

Бывает непосредственной (обмен записками во время заседания) и отсроченной (письмо) - причем оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. Отличается от речи устной не только использованием графики, но и грамматически (прежде всего синтактически) и стилистически - типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными стилями функциональными. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, коей нужно специально овладевать; отсюда - особая задача обучения речи письменной в школе.

Поскольку текст речи письменной может восприниматься единовременно или хотя бы большими "кусками", Восприятие речи письменной и речи устной сильно отличаются.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

Письменная речь

– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.

П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма). Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.

Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.

Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизнеспособных элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании способов выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.

Лит. : Соболевский А.И. История рус. лит. языка. – М., 1980; Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII–XIX вв. – 3-е изд. – М., 1982; Его же: Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. – М., 1967; Винокур Г.О. Рус. язык. Исторический очерк // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Ефимов А.И. История рус. лит. языка. – М., 1971; Мещерский Н.А. История рус. лит. языка. – Л., 1981; Горшков А.И. Теория и история рус. лит. языка. – М., 1984; Земская Е.А. Письменная речь // Рус. язык: Энц. – М., 1998.

Т.Б. Трошева


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Смотреть что такое "Письменная речь" в других словарях:

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ - ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. Форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. П. р. включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). П. р. может осуществляться средствами … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Письменная Речь - речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой … Психологический словарь

    письменная речь - Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. За счет нее оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.… … Большая психологическая энциклопедия

    письменная речь - <...> письменная речь состоит из системы знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи, которые, в свою очередь, являются знаками для реальных предметов и отношений. Постепенно эта срединная или промежуточная связь <...>… … Словарь Л.С. Выготского

    письменная речь - 1. Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    письменная речь - Речь, изображенная на бумаге, бересте, камне, полотне, на какой л. другой поверхности с помощью знаков письменности – графических знаков. Использование П.р. позволяет обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание в соответствии с… … Синтаксис: Словарь-справочник

    Письменная речь - Письменность графическая система записи сведений, одна из форм существования человеческого языка. Содержание 1 Этапы формирования письменности 2 Типы письменности человеческих языков … Википедия

    письменная речь - 1. Речь в письменной форме. 2. Стилистическая разновидность речи, характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы данного языка … Толковый переводоведческий словарь

    письменная речь - см. формы речи … Словарь лингвистических терминов

    Письменная речь - в риторике: ораторская проза или публицистика, за которыми стоит документ; влияние ритора определяется тем, насколько он овладел документом; П.р. не несет непосредственной эмоции создателя, на зато она влиятельна, может быть использована в… … Риторика: Словарь-справочник

1. Форма речи, связанная с восприятием, выражением мыслей в графической форме и включающая таким образом два вида речевой деятельности: продуктивный (письмо) и рецептивный (чтение). 2. (письмо) Продуктивный вид речевой деятельности, заключающийся в письменном выражении мыслей на иностранном языке в графической форме. Объектами лингводидактического тестирования являются: I) техника письма (графика, орфография, пунктуация); 2) продуктивная письменная речь: умение продуцировать собственный письменный текст, сочетающий при необходимости такие сложные формы, как описание, повествование, рассуждение, а также умение письменно репродуцировать аудиотекст, демонстрируя умение анализировать содержание первичного текста и умение перерабатывать информацию в соответствии с учебными и др. задачами, а также в соответствии с требованиями жанра. Виды тестовых заданий по п.р. разнообразны: аннотация, реферат (резюме, оценочный и др.), объявление, заявление, тезисы, план, конспект и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (ПИСЬМО)

продуктивный вид речевой деятельности, при которой информация передается на расстоянии с помощью графических знаков. Как и все виды речевой деятельности, П. р. имеет следующую структуру: 1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. 2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий пла нирует не только содержание, но и форму своей речи. Он частопользуется долгосрочным планированием своей речи: при этомон может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства. 3. Осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Вусловиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (онможет эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе онможет быть неверно понят. 4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практическине ограничен, его внимание направлено как на содержание, так ина форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, на сколько адекватно использованная форма передает замысел вы сказывания. Механизмы П. р. базируются на механизмах говорения, в процессе П. р. участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Результатом П. р. как вида речевой деятельности является письменное высказывание. В учебной деятельности используются подвиды П. р. - слушание-П. р., чтение-П. р., т. е. ученик слушает и пишет (диктанты, изложения, планы, тезисы, конспекты лекций) или читает и пишет (планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты). Записи не только сохраняют прочитанный или прослушанный материал, но и помогают его усвоить. Поэтому в учебных целях широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект и др., и задача преподавателя - научить своих учеников составлять их. В жизни функционируют различные виды письменных речевых произведений. Лит.: Методика / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1988; Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.

Речь делится на два основных противопоставленных друг другу, а в некоторых отношениях сопоставленных типа. Это устная и Они разо-шлись в своем историческом развитии, поэтому обнаруживают различные принципы организации языковых средств. Общелитературные языко-вые средства, объединяющие такие типы, как устная и письменная речь, являются основой форми-рования и функционирования синонимических рядов. Разъединяющие их книжно-письменные и устно-разговорные средства употребляются в полном наборе в своем типе, а в противополож-ный получают доступ с определенными ограничениями.

Устность речи

Устность является основным фактором, объединяю-щим различные разновидности, на которые подразделяется Свойства речи письменной реализуются в разновидностях книжно-письмен-ного типа. Разумеется, форма не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорном типе именно она предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, отличающих от письменной устную речь. Свойства речи связаны с характером ее порождения. Рассмотрим его более подробно.

Различия в порождении устной и письменной речи

Различие форм опирается на глубин-ное психофизиологическое различие. Психологами установлено, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи всегда есть время на обдумывание формального плана высказывания, благодаря чему сте-пень ее структурированности высока.

Соответственно, и при чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать написанное, сопрово-дить его своими личными ассоциациями. Это позволяет и пишущему, и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Не то при говорении и слушании. Свои особенности имеет звучащая, исторически первичная устная речь. Свойства речи в данном случае определяются тем, что она представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить инфор-мацию. Слушающий же должен в своей рецепции следовать за говоря-щим во времени, и у него далеко не всегда там, где ему нужно, есть возможность остановиться для более глубокого продумывания. Поэтому действует преимущественно когда воспринимается устная речь. Свойства речи в этом случае состоят в том, что она спонтанная, одноразовая, она не может повторить-ся снова в том виде, в каком уже была произнесена.

Автоматизированность

При изучении иностранного языка во время подготовки к занятию можно готовить каждое предложение заранее, но на самом занятии это не получится: задача спонтанного продуцирования требует заново в плавном речевом потоке выдавать речевые порции. Характеристика речи устной заключается в том, что ее полностью подготовить нельзя, она продуцируется в значительной степени автоматизированно. Если говорящий будет уси-ленно ее контролировать, она утратит качество спонтанно-сти и естественности. Контроль над собой в полной мере возможен лишь в медленной учебной речи, своим ненатуральным темпом вы-дающей свой неоригинальный характер.

Озвучивание письменного текста

От продуцируемой спонтанной устной речи следует отличать про-стое озвучивание письменного текста, осуществ-ляемое дикторами, артистами, а иногда и докладчиками. Такое озвучи-вание ничего не меняет в тексте, и он хоть и звучит, но остается таким, каким был написан. При этом сохраняется характеристика речи письменной, все ее свойства. От устности в ней появляется только интонационный контур и возможная фонетическая экспрессивность. То есть акустические свойства звуков речи меняются. Интересно наблюдение Е. А. Брызгуновой, сравнивавшей актерские озвучивания одного и того же текста: они различались. Это значит, что как только появляется устный речевой элемент, в данном случае интонация, возникают расхождения из-за индивидуализации.

Индивидуальность

Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происхо-дит выступление.

Особенности устной речи

Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-раз-говорном типе, то окажется, что помимо действующих в книж-но-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные. Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа. Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, рече-вой вид (использование монологов и диалогов).

Адресованность устной речи

Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одно-временно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас. Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают комму-никативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна вре-менная синхронность. Адресат речи может быть: а) индивидуальный; б) коллективный; в) массовый.

Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее чле-нения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправ-ленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литера-турной речи (устно-разговорного типа литературного языка): 1) уст-но-разговорная; 2) устная научная; 3) радио- и телевизион-ная.

Адресованность письменной речи

Здесь адресованность не непосредственная: по-средником между автором текста и читателем служит бумага, а она позволяет сколь угодно отсрочить чтение, т. е. элиминировать фактор физического времени, сама же речь наделена качествами неспонтанности и многоразовости. В отличие от устной речи к ней непримени-ма пословица "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь". Такая опосредованная адресованность не может быть фактором членения.

Ситуативность

Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Она присуща разговорному типу, где ситуация восполняет словесно не выраженный смысл, любые недосказанности и неточности. Она обычно считается эксклюзивным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно обнаруживает-ся. Это показывает, например, анализ речи поэтической, когда для точного понимания и чувствования стихотворения требуется биографический комментарий. Вообще, комментарии такого рода, снабжающие художественное про-изведение любого жанра, позволяют обогатить восприятие и понима-ние замысла автора. К ситуативности добавляется общая апперцеп-ционная база говорящего и слушающего, общность их знаний и жиз-ненного опыта. Все это допускает словесные намеки и обеспечивает понимание с полуслова. Частично ситуативность свойственна и кол-лективно адресованной речи. Например, преподаватель знает, какие у него слушатели, что они знают и могут, чем интересуются. Массово же адресованным текстам ситуативность не свойственна. Таким образом, она действует как фактор вычленения разговорной речи и как неполный фактор, харак-теризующий устную научную речь. Естест-венно, ситуативность не может быть свойственна ни одному виду письменного типа.

Использование монологов и диалогов в письменной речи

Что касается соотношения монологического и диа-логического видов, то это свойство и письменного, и устного типов при членении литературного языка на разновидности вы-ступает по-разному. В книжно-письменном типе оно не играет роли фактора членения, в устно-разговорном же является таким фактором. Это связано с разным соотношением монолога и диалога в письмен-ных и устных разновидностях. В книжно-письменном типе научная речь обычно монологична, но и в ней можно усмотреть при-знаки диалогичности. Хотя с этим можно не соглашаться: если они и есть, то носят не прямой, а весьма косвенный характер. Деловая речь бывает выражена монологическим видом, но одиночные (обычно) предложения, выражающие распоряжение, просьбу, инструктивное указание, приказ и прочее и содержащие глагольную форму побудитель-ного (повелительного) наклонения, по форме и организации близки к реплике диалога. Газетные статьи обычно монологичны, но могут со-держать элементы диалога, имитирующие вопросы читателю и его предполагаемые ответы, прямой же диалог бывает в жанрах интер-вью, переписки с читателями, ответов на вопросы и др. В художест-венной речи диалог - средство общения героев, авторской же речи достается монологический вид. Но есть жанры полностью диалогиче-ские. Речь, конечно, идет о пьесах и драматургии как виде искусст-ва. В целом получается, что как фактор членения диалог - монолог выступают неотчетливо, но довольно ясно показывают нарастание диалогичности слева направо.

Монологи и диалоги в устной речи

В устно-разговорном типе принципиально иное соотношение. Оно определяется тем, что диалогический и монологический как следствие, имеют разную организацию, а именно: моно-лог - это посегментный синтаксис, диалог - это краткие разговор-ные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры. Конечно, и в письменном диалоге есть свои синтаксиче-ские особенности сравнительно с монологом, который является про-странством для осуществления многочисленных синтаксических мо-делей, всего богатства письменной речи. Но здесь различия диалогиче-ского и монологического вида не влекут за собой столь принципиаль-ных различий в синтаксисе, где специфически разговорные модели складываются в пространстве диалога. В целом же диалогичность в устно-разговорном типе убывает справа налево. И доходит до минимума в устной научной речи. Равноправие диалога и монолога позволяет сре-ди других факторов членения выделить устно-разговорную речь как самостоятельную разновидность, отделенную по этому признаку от радио- и телевизионной и устной научной речи.