Что такое фонетика и что она изучает. Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Фонетическая система языка

    Фонетика как наука.

    Акустический аспект в изучении звуков языка.

    Биологический аспект в изучении звуков языка.

    Фонетика как наука.

Фонетика - это наука о 1) звуковом материале языка, об 2) использовании этого материала в значащих единицах языка и речи и об 3) исторических изменениях в этом материале. Звуковой материал включает в себя звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а также такие звуковые явления как ударение и интонация.

Аспекты изучения звукового материала

1) с точки зрения их физических (акустических) признаков

2) с точки зрения работы, производимой человеком при их произнесении и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте

3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.

Последний, третий аспект исследования звуковой материи языка, который можно назвать функциональным, выделился в современном языковедении в особую область - фонологию. Некоторые ученые рассматривают фонологию как отдельную от фонетики дисциплину, оставляя на долю фонетики только два первых аспекта исследования. В действительности, однако, все три стороны в исследовании звуковых единиц и звуковых явлений теснейшим образом связаны между собой, и потому более правильно рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию - как ее неотделимую часть и организующее ядро. По существу, никакое фонетическое исследование не может быть успешным без определенной функциональной, фонологической перспективы, без выяснения того, несет или не несет изучаемое явление в данном языке функциональную нагрузку, и если несет, то какую именно.

Практическое значение фонетики

      Разработка правильной методики обучения письму и чтению

      Постановка произношения при изучении неродного языка

      Создание рациональной системы письма для бесписьменных языков

      Успешное лечение дефектов речи

Связь фонетики с другими разделами языкознания

Фонетика имеет огромное значение для развития всех отраслей языкознания. Ключевая роль фонетики в современной лингвистике объясняется тем, что фонетика имеет дело с языковой субстанцией. Звуковой материал представляет собой физическую данность. Ее можно регистрировать и измерять с помощью аппаратуры. Поэтому фонетика раньше и больше других областей языкознания продвинулась на пути превращения в точную науку. Фонетика располагает наиболее точными методами лингвистического исследования. Для других разделов языкознания она служит образцом точного изучения фактов.

    Акустический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть физическое явление - колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими свойствами. Их изучает раздел физики - акустика. Поэтому этот аспект фонетики называется акустическим.

Акустическими характеристиками звука являются сила, тон и тембр.

    Сила звука зависит от амплитуды колебания: чем больше амплитуда, тем сильнее, громче звук.

    Тон звука зависит от частоты колебания: чем больше частота, тем выше звук. Колебания могут быть равномерными, периодическими, и тогда звук называют музыкальным тоном (или просто тоном), например, звук струны скрипки. Если колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом, например, звук удара молотком. В звуках языка используются и элементы тона и шума. Звуки речи классифицируются по преобладанию в них тона и шума (акустическая классификация звуков)

Акустическая классификация звуков

      Гласные - это тона, глухие согласные - это шумы;

      В звонких согласных сочетается тон и шум;

      В сонантах преобладает тон, в звонких шумных преобладает шум.

    Тембр - это окраска звука. Кроме основного тона, который создается колебаниями голосовых связок в целом, в звуки речи входят обертоны, которые создаются колебаниями отдельных частей голосовых связок. Сила обертонов мала по сравнению с силой основного тона, но когда они проходят через ротовую или носовую полость, то некоторые из них усиливаются. Происходит явление резонанса. Форма и объем ротовой полости может быстро меняться и усиливать то одни, то другие обертоны. Благодаря этому создается богатство звуков речи. Кроме того, ротовая и носовая полость совершенно индивидуальны, поэтому голос каждого человека имеет неповторимое своеобразие.

    Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также результат определенной работы человеческого организма. Кроме того, звук воспринимается на слух, что также связано с определенными процессами в организме человека. Рассмотрение звуков языка и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее:

    Из головного мозга посылается определенный импульс. Импульс исходит из так называемого моторного центра речи - зоны Брока. Она находится в 3-ей лобной извилине левого полушария.

    Импульс передается по нервам к органам, выполняющим данную команду.

    Создается воздушная струя. В ее создании участвуют легкие, бронхи, а также диафрагма и грудная клетка.

Большинство звуков, используемых в языках мира, в норме произносится на выдохе, т.е. с помощью воздуха, выдыхаемого из легких. Наряду с этим возможно произнесение тех же звуков на вдохе (например, в русском языке - в некоторых междометиях, иногда во взволнованной речи). В ряде языков существуют особые «щелкающие» согласные, образуемые не с помощью дыхания, а при всасывании воздуха в результате сокращения различных мускулов в полости рта (в русском языке «щелкающий» согласный используется в междометии сожаления, передаваемой на письме как ц-ц-ц!)

      Вступают в работу произносительные органы.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

На основании того, какие органы речи работают и как они работают, построена артикуляционная классификация звуков речи.

Артикуляционная классификация звуков речи:

    членение на гласные и согласные. Гласные образуются в том случае, если струя воздуха свободно проходит через носовую или ротовую полость, не встречая на своем пути никаких препятствий. Если же струя воздуха вынуждена преодолевать тем или иным способом то или иное препятствие, то произносится согласный звук.

    Гласные классифицируются по нескольким признакам. 1) По работе языка: учитывается ряд и степень подъема языка. 2) по работе губ: различают огубленные и неогубленные гласные. 3) в ряде языков гласные классифицируются по работе небной занавески (неносовые и носовые). Кроме того, гласные могут классифицироваться по долготе и другим признакам.

    Классификация согласных более сложна: 1) по работе голосовых связок: звонкие/глухие; 2) по способу образования шума (по характеру преграды) согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты и дрожащие; 3) по активному артикулирующему органу выделяются губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные. Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки согласных: палатализация (смягчение), веляризация (сближение задней части языка с мягким небом), лабиализация (огубление).

В потоке речи артикуляция звуков подвергается изменениям. Эти изменения называют позиционными. Позиционные изменения подразделяются на 1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между звуками, находящимися в непосредственном или близком соседстве; 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце.

1) среди комбинаторных изменений выделяют аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию.

Аккомодация - изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и в артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. Пример: при произнесении слова «дам» мы заранее, еще в момент произнесения гласного, опускаем небную занавеску, что нужно нам для последующего М.

Ассимиляция - влияние согласного на согласный, или гласного на гласный. Например: звонкие согласные оглушаются перед глухими (лодка).

Диссимиляция - явление, противоположное ассимиляции. Похожие звуки заменяются на различные. Оно встречается сравнительно редко. Контактная диссимиляция происходит между смежными звуками (в словах легко, мягко , где вместог произноситсях). Дистантная диссимиляция возникает между звуками, которые разделены другими звуками (в просторечии говоритсяколидор вместокоридор ).

2) К собственно-позиционным изменениям относятся редукция гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Редукция - это ослабление гласного (пример: мал, малыш, малыши ). Степень редукции может быть различной, вплоть до полного исчезновения гласного в безударном слоге и даже всего слога. Полная редукция подразделяется на 1) апокопу - отпадение конечного гласного или конечной части слова (Петь ,чтоб ) и 2) синкопу - выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова (Иваныч ).

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой происходит потому, что голосовые связки возвращаются в состояние покоя преждевременно, еще до конца произнесения слова. В некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным - оглушается только конец согласного. Иногда оглушаются и сонанты (в русском языке - в позиции после глухого согласного: вопль ).

С биологической точки зрения можно рассматривать как процессы, происходящие в организме при произнесении звуков, так и процессы, происходящие при восприятии звуков. Во втором случае это - перцептивный аспект изучения звуков. Он разработан значительно слабее, чем произносительный. Известно, что звуки речи воспринимаются механизмами слуха, сигналы передаются в головной мозг, в сенсорный центр речи. Он расположен в так называемой зоне Вернике, около первой височной извилины левого полушария.

Русский язык изучали в школе все без исключения. Однако за много лет некоторые из знаний теряются. Согласитесь, теперь уже сложно вспомнить, что изучает фонетика. Если вдруг вам срочно понадобился ответ на данный вопрос, ищите его в этой статье!

Под фонетикой понимают раздел языкознания, который занимается изучением звуковых единиц языка. Стоит отметить, что фонетика относится к самостоятельным разделам языкознания.

Если говорить проще о том, что изучает фонетика, то ответ будет звучать следующим образом: фонетика изучает звуки, интонацию и ударения. Фонетика может заниматься изучением каких-то конкретных систем. Например, фонетической системы английского языка (или французского, китайского, русского). Такие фонетики принято также называть частными.

Вместе с частной фонетикой, которая была упомянута только что, существует и общая.

Общая фонетика

Что изучает фонетика общая? Предметом изучения общей фонетики являются звуки речи абсолютно всех языков мира. Кроме того, языковеды, работающие в этой сфере, занимаются выведением общих звуковых законов (вне зависимости от языка), исследуют природу звуков, изучают ударения и интонацию.

Фонетика делится еще на две категории - теоритическая и практическая. Первая занимается решением общих вопросов, которые так или иначе касаются звуковой стороны языка. С ее помощью, как правило, находят объяснение историческим процессам языкового развития.

Основой для практической фонетики является та самая теория. Практическая фонетика играет большую роль в тех случаях, когда решаются вопросы правильного произношения. Кроме того, без нее невозможно было бы создание алфавитов для бесписьменных языков.

– Фонетика как раздел языкознания и подсистема языка.

– Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи.

– Речевой аппарат.

– Принципы классификации звуков речи.

Фонетика (от греч.

Phone – «звук») – это 1) учение о звуковой стороне языка; раздел языкознания, изучающий звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие, более крупные отрезки; 2) сама звуковая сторона языка.

Фонетика занимает особое место среди других разделов лингвистики, т. к. если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах, то фонетика имеет дело с формальной, материальной стороной языка, с звуковыми средствами, лишенными самостоятельного смыслового значения.

В зависимости от предмета и задач его исследования различают:

1. Общую фонетику, которая исследует то, что свойственно звуковой стороне всех языков: строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи; рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы и т. д.

2. Частную фонетику, изучающую звуковой строй одного языка, но в разных аспектах, например, на определенном этапе его развития – описательную фонетику; на всем протяжении существования языка – историческую фонетику.

3. Сопоставительную фонетику, изучающую звуки двух или нескольких языков в сопоставлении, опираясь на описатель­ные фонетики этих языков.

Звуковые явления языка могут рассматриваться в трех аспектах:

1) физико-акустическом – акустическая фонетика, изучающая воспринимаемые звуки речи как результат колебаний голосовых связок и движения других органов речи с точки зрения их физических свойств;

2) анатомо-физиологическом (артикуляторном), т. е. с точки зрения физиологии образования звука – артикуляторная фонетика;

3) социальном (функциональном), т. е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения – фонология.

Методы изучения фонетики: инструментальные (с помощью технических средств: звукозапись, компьютер, фотоаппарат) и метод непосредственного наблюдения.

Звук как акустическое явление характеризуется высотой, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; силой, которая зависит от амплитуды (размаха) колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); тембром, который зависит от дополнительных частот (обертонов), входящих в состав звука; долготой (длительностью), которая связана с общим временем звучания звука.

Звук как артикуляторное явление – это результат определенной согласованной работы различных частей речевого аппарата человека при прохождении через него воздушной струи. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, – его артикуляция.

Совокупность привычных для какого-либо языка движений и положений органов речи при образовании звуков – артикуляционная база языка. В разных языках мира артикуляционные базы не совпадают.

Речевой аппарат как совокупность органов человека, необходимых для производства речи, включает в себя:

– на нижнем этаже дыхательные органы: легкие, бронхи, трахею (дыхательное горло);

– на среднем этаже: гортань, которая состоит из хрящей с натянутыми между ними двумя пучками мускул – голосовых связок;

– на верхнем этаже: органы, находящиеся над гортанью, а именно глотка (с носоглоткой), переходящая в две полости – ротовую и носовую, которые разделены небом. Передняя, костная часть – твердое небо, задняя, мускулистая – мягкое небо. Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской.

Полость носа – постоянный по объему и форме резонатор, а ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка.

По способности двигаться все органы речи делятся на подвижные (нижняя губа, язык, вся нижняя челюсть, небная занавеска) и неподвижные (зубы, твердое небо, вся верхняя челюсть).

Звуки речи возникают при выдохе, при этом используется сила выдыхаемой струи воздуха.

При изолированном произнесении звука различают три фазы его артикуляции: 1) экскурсию (приступ, начало работы), т. е. переход органов речи в рабочее состояние, необходимое для производства звука; 2) выдержку, т. е. собственно рабочее состояние, производство звуков; 3) рекурсию (отступ), переход к артикуляции следующего звука или возвращение в исходное нейтральное положение.

Все звуки речи артикуляционно, акустически и функционально делятся на два класса – гласные и согласные, систему вокализма и консонантизма соответственно.

Основное артикуляционное отличие состоит в том, что при образовании гласных звуков голосовые связки дрожат, они напряжены, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через полость рта, не встречая пре­грады на своем пути, тогда как при образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.

Следствием такого артикуляционного различия является и акустическое: так гласные состоят только из голоса, это чисто тоновые, музыкальные звуки, образуемые в результате гармонических, периодических колебаний голосовых связок, а согласные характеризуются наличием шума, возникающего в результате неритмических, негармонических колебаний голосовых связок при преодолении воздушной струей различных препятствий в ротовой полости.

Функциональное отличие гласных звуков от согласных в том, что они принимают на себя ударение и всегда образуют слог, т. е. являются слоговыми, тогда как согласные звуки лишь примыкают к ударным гласным и в потоке речи функционально не нагружены.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (верхнего, среднего, нижнего подъема); 2) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (переднего, среднего, заднего ряда); 3) участии губ (лабиализованные и нелабиализованные) (табл. 3):

Таблица 3

Классификация согласных строится на четырех основных признаках: 1) по месту образования, которое зависит от того, где и какой активный орган и с каким пассивным органом взаимодействует; это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие: различают губные и язычные.

Если активный орган нижняя губа, то пассивным может быть либо верхняя губа – губно-губные, либо верхние зубы – губно-зубные. Если активный орган язык, характеристика далее зависит от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды и с каким пассивным органом – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык вступает в контакт (табл. 4):

Таблица 4

2) по способу образования и преодоления преграды: по характеристике препятствия во рту на пути воздушной струи и способу ее преодоления; препятствие может быть двух видов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними, поэтому все согласные делятся на:

Смычные, которые в зависимости от характера преодоления смычки делятся на: взрывные, образуемые сначала полным смыканием, а затем резким размыканием органов речевого аппарата, которое происходит в результате давления воздушной струи и прорывом ее в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"] и смычно-проходные, которые образуются полным смыканием органов речи и (одновременно с этим) свободным прохождением струи воздуха через полости: носовую: носовые: [н], [н"], [м], [м"] или ротовую: ротовые (или боковые) смычно-проходные: [л], [л"] согласные звуки.

Фрикативные (или щелевые), которые образуются в результате неполного смыкания органов речи и прохождения струи выдыхаемого воздуха через эту щель: [ф], [ф"], [с], [с"], [в], [в"], [з], [з"1, [ж], [ш], [‾ш"], [j], [х], [х"].

Сложные звуки, которые вначале образуются как смычные, потом как щелевые: [ц], [ч"] – аффрикаты.

Постоянным вибрированием кончика языка - смыканием и размы­канием его с альвеолами образуются дрожащие звуки: [р] и [р"] – вибранты.

3) по участию в образовании голоса и шума: сонорные (звуки, в образовании которых преобладает голос, а шум незначителен) непарные: [р], [л], [н], [м], [р"], [л"], [н"], [м"], [j] и шумные (звуки, в образовании которых более значителен шум) парные: звонкие шумные: [б], [б"], [в] [в"], [д], [д"], [з], [з"1, [ж], [г], [г"] и глухие шумные: [п], [п"], [ф], [ф"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [‾ш"], [ц], [ч"], [к], [к"], [х], [х"].

4) по наличию палатализации (процесса смягчения, при котором на основную артикуляцию накладывается средненебная артикуляция, характерная для [j]): палатализованные (мягкие) парные согласные: [п"], [б"], [ф"], [в"], [м"], [т"], [д"], [с"], [з"], [‾ж"], [‾ш"], [ч"], [н"], [л"], [р"], [к"], [г"], [х"]; непарные: [ч"], [‾ш"], ; веляризованные (твердые) непарные: [ш], [ж], [ц].

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.

Фонетика изучает звуковую сторону языка, которая является внешним выражением нашей мысли, её формой и материей и как материальная форма должна изучаться самостоятельно, отдельно от другой стороны языка – внутренней, т.е. содержательной.

Фонетика (от греч. phoneticos – звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Звуки речи тесно связаны с биологией, физиологическими особенностями человека, с его социальной природой, поэтому могут рассматриваться с разных сторон. Современная фонетика различает в звуке речи четыре аспекта: функциональный (или лингвистический ), артикуляторный , акустический и перцептивный . Другие же учёные говорят лишь о трёх таких аспектах:

1) физическом (тембр, высота, сила голоса);

2) физиологическом (работа органов речи, устройство речевого аппарата);

3) лингвистическом (как звуки, которые ничего не значат сами по себе, участвуют в различении морфем и слов).

Первые два аспекта изучаются фонетикой , последний – фонологией . Фонетика и фонология – не самостоятельные науки, а разделы одной и той же области знаний, т.к. объектом их изучения является звуковой строй языка. В связи с тем, что данные разделы по-разному рассматривают звуковой строй языка, каждый из них имеет свой собственный предмет изучения.

Фонетика связана с такими нелингвистическими дисциплинами, как анатомия и физиология речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и акустика речи – с другой. Как и языкознание в целом, фонетика связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека.

В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно

В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Фонетика занимается изучением условий звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека, а также анализирует акустические особенности звуковых единиц, закономерности сочетания звуков, влияния особенностей одного из соседних звуков на другой (разного вида аккомодация или ассимиляция), природу слога, законы сложения звуков в слоги, факторы, обусловливающие слогоделение, фонетическую организацию слова, в частности ударение, интонационные средства (высоту основного тона голоса, силу, длительность, темп, паузы, тембр).

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к 17 в. и было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы Х.П. Бонета, Дж. Уиллиса и др.). В конце 18 в. Х. Краценштейном было положено начало акустической теории гласных, которая была развита в середине 19 в. Г.Л.Ф. Гельмгольцем. К середине 19 в. исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э.В. Брюкке. С лингвистической т. зр. учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работах Э. Зиверса в 1876 и 1881 гг. ажную роль в развитии фонетики сыграли труды Г. Суита, О. Есперсена, М. Граммона и др. В России значительную роль в развитии общей фонетики сыграли работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, а также его учеников – В.А. Богородицкого и Л.В. Щербы. Из современных лингвистов можно отметить Р.И. Аванесова, Л.Р. Зиндера, М.И. Матусевича, А.А. Реформатского и др.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методическое пособие введение в языкознание

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования южный федеральный университет.. педагогический институт.. факультет лингвистики и словесности..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются формирование знаний в области языкознания, развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, универсальных (

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Дисциплина «Введение в языкознание» (Б3.Б.5.) относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Для освоения дисциплины «Введение в языкознание»

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цел

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п Темы Лекции Семинары Самост. работа 1. Языкознание как наука. «Введение в язык

МОДУЛЬ 1. ВНЕШНЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 14 часов самостоятельная работа студента – 14 часов ¤ Цели мо

Учебный элемент 1.3. Язык как общественное явление.
Язык - летописец жизни народа. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. Функции языка. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. Социолингвистика как раздел языкознани


Учебные пособия: а) Основная литература: Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973. Будагов Р.И. Введение в науку о языке.

II. Объект, предмет и цели языкознания как науки.
Наука о языке называется языкознанием, языковедением или лингвистикой. Первый термин является наиболее употребительным, последний - международным. Слово лингвистика

V. Основные проблемы и задачи общего языкознания.
Общее языкознание обладает своей особой проблематикой, отличной от частного. К задачам общего языкознания относится следующее: Определение объекта

VII. Методы языкознания.
«Метод (от греч. methodos - «путь исследования») в языкознании: а) обобщённые совокупности теоретических установок, приёмов, методик исследования языка,

IX. Место языкознания в системе наук и его связь с другими науками.
Как известно, современная наука состоит из трёх главных разделов: естествознания (или естественных наук, изучающих явления и законы развития и существования природы), общес

II. Понятие и виды динамики языка. Экстра- и интралингвистические (внутренние) условия развития языка.
Основным условием существования языка является его непрерывное изменение (стихийное и сознательное). Это изменение представляет собой сложный и многоаспектный процесс и связано с понятием динамики

III. Теории происхождения языка.
Вопрос о том, когда и как возник язык, интересовал людей с древних времён. Язык возник до рождения науки о нём, поэтому представление о времени и сущности этого явления наука черпает из косвенных и

V. Предположительный характер первоначальной звуковой речи.
При рассмотрении вопроса о ступенях развития человеческого существа возникает ряд вопросов, касающихся проблемы происхождения языка как механизма человеческого общения: 1) об арсенале звук

Язык - летописец жизни народа.
2. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. 3. Функции языка. 4. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. 5. Социолингвистика как раздел яз

Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания.
Вопрос о том, что такое язык, каковы его функции и сущность, давно занимал людей. Ещё в античный период сложилось два основных взгляда на язык: 1) Язык - это природное явление, он о

Функции языка.
Существуют различные классификации функций языка. Наиболее распространённая классификация относит к основным функциям следующие языковые факты: Коммуникативная (контактоустан

Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества.
Правильно сущность языка была определена лишь в русле теории диалектического материализма, которая утверждает, что язык имеет общественную природу, возникает и развивается в обществе исключительно

Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
2. Стилевая дифференциация языка. 3. Понятие нормы. Литературная норма. 4. Проблема кодификации языковых норм. 5. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки,

II. Стилевая дифференциация языка.
"Стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств...; различия стилей определяются различиями этих принципов." Отб

III. Понятие нормы. Литературная норма.
Языковая норма - это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закреплённых в процессе общественной коммуникации. "Нор

IV. Проблема кодификации языковых норм.
Нормы развиваются стихийно, в практике общественной жизни. В литературном языке на определённом уровне развития общества эти нормы могут сознательно регламентироваться, иначе, кодифицироват

Учебный элемент 1.5. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М., 1959. 2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. 3. Степанов Ю.С. Яз

МОДУЛЬ 2. ВНУТРЕННЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
À Нормативное время для изучения модуля: лекции – 12 часов практические занятия – 16 часов самостоятельная работа студента – 13 часа ¤ Цели мод

II. Понятие знака.
Знаком в широком понимании является любой материальный носитель социальной информации. Знак – это заместитель. Проф. П.В. Чесноков даёт следующее определение знака

IV. Языковой знак как лингвистическая категория.
Язык состоит из единиц, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Языковой знак – это нечто (произнесённое или записанное), чт

Структура языка.
В Языке каждое речевое произведение членится на более мелкие значимые части, обладающие отдельностью, вариативностью и способностью к бесконечному использованию в тех же или других комбинациях для

Понятие системности языка.
В отличие от простого строения, основанного на взаиморасположении и связи составных частей, система основана на сложном единстве разнородных взаимообусловленных элементов. Это уже не просто

III. Основные единицы фонетики.
К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация. Звук – это мельчайшая едини

IV. Понятие фонемы.
«Фонема (от греч. phonema – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц языка – морфем, в состав которых она входит в качестве

V. Понятие фонетических законов.
Фонетические законы (звуковые законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых

VI. Основные фонетические процессы.
Основными фонетическими процессами языка являются следующие. Ассимиляция – это процесс уподобления согласных звуков одного и того же достоинства. Явление ассимиляции – это

VII. Другие фонетические процессы.
Эпентеза – вставка звука в определённых сочетаниях: земя (болг.) – земля, нрав – ндрав. Протеза – добавление звука в начале слова: осьм (древнерус.) – вос

Учебный элемент 2.7. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА.
План. I. История вопроса. II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики. III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие

I. История вопроса.
Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и соответственно терминологии следует искать в трудах

II. Понятие о грамматическом строе языка как объекте и предмете изучения грамматики.
Грамматика (греч. grammatike – искусство писать буквы, от gramma – буква, написание) – 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и кон

III. Лексическое и грамматическое значение слова. Различие между ними.
«В слове сочленены его звуковая материя и его значение – лексическое и грамматическое. К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т.е. как единицы, принадлежащей к опр

IV. Понятие грамматической формы слова.
С понятием грамматического значения тесно связано понятие грамматической формы. Понятие формы может быть определено с философской и лингвистической точек зрения. С философской т. з

V. Понятие грамматической категории.
С понятием грамматической формы тесно связано и понятие грамматической категории. Этот термин заимствован из логики. Ещё в античные времена понятие логической категории

VI. Формальная и функциональная грамматики.
«В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной организацией и его функционированием – в русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Л.В.Ще

Языки живые и мертвые
"Язык существует лишь постольку, поскольку им. пользуются, говорят на нем, воспринимают его, пишут на нем и читают." (Сепир. Э. Язык //Избранные труды по языкознанию и культурологии. М

Искусственные языки.
Работа по созданию искусственных языков началась в древности. Первые из дошедших до нас проектов этого рода появились не позднее IV-III вв. до н.э., а в XVII в. Р. Декартом, затем и Г.В. Лейбницем

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы выработать у студентов навыки самостоятельной работы с лингвистическими источниками разных типов, научить их использованию всего комплекса источников

Темы рефератов.
1. Проблемы языка и речи в современных исследованиях. 2. Тождество и различие в языке и речи. 3. Слово в языке и речи. 4. Функционирование системы языка в речи.

I. Язык - летописец жизни народа.
II. Постановка вопроса о сущности языка в истории языкознания. III. Функции языка. IV. Двусторонняя (диалектическая) связь языка и общества. V. Социолингвистика как разде

I. Территориальная и социальная дифференциация языка. Понятие общенародного и национального языка. Литературный язык.
II. Стилевая дифференциация языка. III. Понятие нормы. Литературная норма. IV. Вспомогательные языки: койне, пиджины, креольские языки, лингва франка. ЛИТЕРАТУРА:

Тема 13. ПИСЬМО
План. 1. Общее понятие о письме и предпосылки письма. 2. Этапы и формы развития начертательного письма. 3. Графика. 4. Алфавит. 5. Орфография.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ
Тема: ЯЗЫКИ МИРА 1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном. 2. Чем определяется степень распространённости языка? 3. Что лежит в основе генеалогической клас

СТУДЕНТОВ
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков: санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алт

ТЕМЫ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1. Фразеосинтаксические схемы в современном русском языке. 2. Членимое и нечленимое предложение в системе языка. 3. Место нечленимого предложения в системе языка.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Языкознание как наука, его объект, предмет, цель, задачи и структура. Место курса «Теория языка. Основы лингвистических учений» в системе языковедческих дисциплин. 2. Связь языкознания

ВНУТРИВУЗОВСКИЕ
1. Страница кафедры русского языка и теории языка на сайте ПИ ЮФУ: http://pi.sfedu.ru/pageloader.php?pagename=structure/university_departments/chairs/russian_language 2. Инкампус: http://w

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТАЛЫ
1. Донецкий лингвистический портал http://mova.dn.ua/index.php 2. Украинский филологический портал http://litopys.org.ua/ 3. Филологический поисковик http://philology.flexum.ru

САЙТЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ И КАФЕДР
1. Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru 2. Институт лингвистических исследований РАН http://iling.spb.ru/ 3. Институт русского языка им

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА
1. Ассоциация лингвистов-экспертов Юга России http://ling-expert.ru 2. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) http://www.mapryal.org 3. Объед

БИБЛИОТЕКИ
1. «Из архивов русской революции»: http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm 2. Philosophy in Russia: http://www.philosophy.ru/ 3. Toronto Slavic Quarterly, ред. Захар

СЛОВАРИ
1. Вишнякова О. В.. Словарь паронимов русского языка http://www.classes.ru/grammar/122.Vishnyakova/ 2. Интерактивные словари русского языка на сайте ИРЯ им. В.В. Виноградова: www.slovari.r

САЙТЫ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ
1. Архив петербургской русистики www.ruthenia.ru/apr/index.htm 2. Вавилонская башня. База данных по сравнительному языкознанию. http://starling.rinet.ru/index2ru.htm 3. Генеал

ЖУРНАЛЫ
1. «Казанская лингвистическая школа»: представлены труды школы, информация о ее истории, научной жизни и приоритетах: http://www.kls.ksu.ru 2. HumLang (Язык Человека), ред. А.А.Поликарпов:

ЗАРУБЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Alsic: Apprentissage des Langues et Systemes d"Information et de Communication. Журнал дает возможность обмениваться новейшими теоретическими и практическими разработками в следующих областях

ГЛОССАРИЙ
Адстрат– (лат. – слой, пласт) вид контактирования языков, при котором язык пришельцев влияет на язык аборигенов и сохра­няется в качестве соседнего с ним. Акцентол