Цель прикладной культурологии. Прикладная культурология сфера применения. Значение и основные направления прикладной культурологии

Культурология как научная парадигма. Специфика культурологического метода познания.

Культурология складывается как гуманитарная парадигма, имеющая междисциплинарный статус, интегрирующая методы и результаты других социогуманитарных наук. Специф. Культур. Метода:

1. проблемная направленность

2. Доминирование антологической (творящей, собирающ. знание) деятельности

3. Полидисциплинность культурологи

4. Антропологическая направленность

Флоренский: «Познать разумом – познать противоречие, познать сердцем – познать всецело» Касслер: «Мы не в состоянии познать философию культуры с помощью только формальных и логических средств.»

Культурология использует систему методов .

1.Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

2. Логический метод - исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; 3.сравнительно-исторический метод . 4.Структурно-функциональный метод 5 Семиотический метод 6 Биографический метод 7 Метод моделирования 8 Психологический метод

Особенности культурологического метода Лихачева

Занимался обоснованием общих начал текстологии и истории древнерусской литературы. Говоря о важности метода, он отмечал, что «красота научной работы состоит главным образом в красоте исследовательских приемов, в новизне и скрупулезности научной методики… она–то и приводит к открытиям. Она дает метод обнаружения истины».

его интересуют, прежде всего, судьбоносные для становления отечественной культуры эпохи и периоды, привлекает человеческое, гуманистическое содержание и смысл русской литературы, искусства, философии, религии. Его взгляд на любые рассматриваемые им явления предполагает изучение и оценку их в контексте культуры, при этом временная, историческая плоскость анализа – лишь одна из многих. Он раскрыл особую роль национального языка, природу национальной самобытности России, проявляющейся в духовных исканиях народа, в канонах русской эстетики, в религиозном опыте русского православия.



Границы культурологической парадигмы Д.С.Лихачева можно обозначить несколькими смысловыми линиями, конструирующими его научный метод: целостность и проектный характер культурологической мысли, нравственная напряженность слова о культуре, гуманистическая направленность культурологического метода, проблемная ориентированность культурологических исследований. Важнейшие составляющие культурологической парадигмы становятся своеобразной концептуальной рамкой, с помощью которой ученый создает и исследует символический мир культуры, при этом различные грани метода обнаруживают свое «подобие» в структуре объекта познания

Цели и задачи теоретической, исторической и прикладной культурологии.

Задача прикладной культурологии - разработка культурной политики, экономическое и политическое обеспечение культурных программ. Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, существующих в практической жизни.

Теоретическая область – разработка теорий, которые позволяют выявить общие закономерности культурной жизни, понять ее сущность и смыслы. Целями теоретической культурологии являются целостное познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования.

Историческая культурология – это наука, изучающая историю цивилизации и культуры, однако с позиций не исторической, а культурологической методологии познания. Суть этого различия заключается в том, что прошлое изучается как совокупность событий и фактов не исключительных а происшествий, ситуаций и форм по определению нормальных, обыденных.

6. +59+60 «Проблемное поле» современной культурологии

1. группа категорий фиксирует культуру как целостность, включая культурно–исторические типы социокультурной организации, региональные культуры, этнические и социальные субкультурные сообщества, обыденную, элитарную и народную культуру.

2. Значительный пласт категорий фиксирует более индивидуальные аспекты культурологии свойства и функции культурных объектов и явлений; культурные ценности и нормы; культурную среду субъектов культуры.

3. культурологические категории отражают технологический пласт бытия культурных организмов: культурные модальности (эволюция, модернизация, прогресс, деградация, деструкция, циклизм); культурные процессы (генезис, формирование, функционирование, распространение, воспроизводство, сохранение, изменение); культурно–интеграционные и дифференциальные явления (кооперация, консолидация, солидарность, социальность, взаимопомощь); культурные технологии; межкультурные взаимодействия.

4. Проблема межкультурного диалога (развилка З и России в 15-16в)

5. Несовершенство капиталистический модели общества

6. Глубинные культурологические причины современного финансово-экономического кризиса коренятся в духовном надломе западной цивилизации, которому предшествовал отказ от базовых моральных основ христианства.

7. Логика становления и содержание понятия «культура»

1.от лат. Возделовать, обрабатывать, взращивать.

2. Воспитание, образование, развитие. Способность «возделования души»

3 «Культус» - ублажение бога, поклонение почитание.

4. Открытие культуры в современном значении 17-18 век. Понимание к-ры как 2 природы.

Происходит противопоставление культуры и природы. Культура утрачивает первоначальный, агрикультурный смысл. Культура как «взращивание души» начинает восприниматься непосредственно. Происходит универсализация – закономерность процесса развития.

Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти».

Лекция 2. Структура и состав современного культурологического знания

История охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития. В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры.

Культурология может быть структурирована по специфическим целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:

· фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п.;

· прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить на следующие разделы:

1. онтология культуры (определение и социальные функции культуры);

2. гносеология культуры (внутренняя структура и методология);

3. морфология культуры (структура);

4. семантика (символы, знаки, образы, языки, тексты);

5. антропология (человек как производитель и потребитель культуры);

6. социология (социальная стратифицированность культуры);

7. социальная динамика (генезис, изменение основных типов).

Прикладная культурология выполняет несколько практических задач, связанных с прогнозированием и регулированием актуальных культурных процессов, разработкой основных направлений культурной политики:

· функционирование институтов культуры (пример : реформа русского языка);

· задачи социокультурного взаимодействия (пример : межнациональные отношения в России и США);

· охрана и использование культурного наследия (пример : передача соборов и монастырей православной церкви).

· исследует организацию и технологии культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры.

2. Структура современной культурологии. Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.



Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений,

Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания истории культуры. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.).

История культуры позволяет увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры помогает понять истоки становления современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология

1. Теоретические исследования в культурологии

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Особое значение для культурологической мысли имеет понятие «цивилизация», во многом близкое по значению к понятию «культура».

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.). Понятие «архетип» стало широко известно благодаря работам одного из классиков психоанализа – К.Г. Юнга. В настоящее время оно используется в самых разных значениях, иногда далеких от учения Юнга.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

«Парадигма» культурологии. Это понятие ввел американский историк науки Т. Кун. Он обозначил им классическую научную разработку, которая становится образцом для дальнейших научных исследований (например, механика Ньютона), основой научной традиции. Время от времени из-за накапливания не вписывающихся в классическую теорию фактов происходит смена парадигм – научная революция.

Теория Куна в определенной мере применима и к истории развития культурологии. Как смену парадигм можно рассматривать переход от концепций универсальной (всемирной, общечеловеческой) культуры к теории локальных цивилизаций, исследованиям в рамках цивилизационного подхода. Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику. Так, с появлением в 70-80-х гг. XX в. постмодернизма в язык культурологов вошли такие понятия, как: «симу-лякр», «деконструкция», «виртуальность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития, развития «во все стороны») и др. Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и социологией, антропологией, лингвистикой, историей, философией и другими гуманитарными науками.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

2. Прикладные исследования в культурологии

В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы.

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

В последние годы культурология стала основой процесса т. н. «куль-турологизации» российского образования, т. е. насыщения программ школ и вузов культурологической информацией.

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании , т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур , в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел III Практическая культурология

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача В основе прогнозирования дальнейшей динамики России должен лежать прогноз развертывания модифицированного инверсионного цикла, возможность качественных сдвигов в этом цикле, его дальнейшей модификации. Еще более

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель Что такое информационно-политическая повестка дня? Теория установления, или формирования, повестки дня (Agenda-Setting Theory) описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

Из книги автора

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

«Культурология» буквально означает «учение о культуре». В самом общем виде, культурология как самостоятельная наука призвана ответить на три основных вопроса: что есть культура? Как устроена культура? Как развивается культура?.

Итак, культурология – это отрасль социогуманитарного знания, предметом которого является культура как особая и целостная система человеческой жизни и деятельности, закономерности её возникновении, развития и постижения.

Место культурологии в системе других наук

Если определить культуру как все, что создано человеком и человече­ством, то сразу станет понятно, почему определение статуса культуроло­гии вызывает такие затруднения. Ведь тогда получается, что в мире, в ко­тором мы живем, есть только мир культуры, существующий по воле че­ловека, и мир природы, возникший объективно, без участия людей. Соответственно все современные науки делятся на две группы - науки о природе (естествознание) и науки о мире культуры - социальные и гу­манитарные науки. Кроме того, есть философия, которая формулирует общие подходы к изучению мира, а также анализирует место в нем чело­века и его отношения с природой, другими людьми и самим собой.

Иными словами, все социальные и гуманитарные науки в конечном счете являются науками о культуре - знанием о видах, формах и резуль­татах человеческой деятельности. И тогда встают вопросы, где же место культурологии среди этих наук и что она должна изучать.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, социо­логии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствозна­ния и др. Таким образом, культурология является комплексной социогуманитарной наукой. Возникновение культурологии отражает общую тенденцию движения современного научного знания к междисципли­нарному синтезу для получения целостных представлений о человеке и его культуре. Развитие научного познания привело и к синтезу культуроведческих наук в рамках культурологии, формированию взаимосвязан­ного комплекса научных представлений о культуре как о целостной сис­теме. При этом каждая из наук, с которой культурология контактирует углубляет представление о культуре, дополняя его собственными иссле­дованиями и знаниями.

Культурология и философия. Культурология неразрывно связана с философией культуры. Философия выполняет по отношению к культуро­логии методологическую роль, она определяет общие познавательные ориентиры культурологических исследований. Она ставит перед культурологией целый ряд проблем, значимых для жизни человека, например: о смысле культуры, об условиях ее существования, о структуре культуры, причинах ее изменений. Культурология в свою очередь рассматривает культуру в ее конкретных формах. Здесь акцент ставится на объяснение различных форм культуры с помощью теорий среднего уровня, основы­вающихся на антропологических и исторических материалах. При таком подходе культурология позволяет увидеть целостную картину человече­ского мира во всей многоликости и разнообразии происходящих в нем процессов.

Культурология и история тесно взаимосвязаны. История изучает че­ловеческое общество в его конкретных формах и условиях существова­ния. Эти формы и условия не остаются раз и навсегда неизменными, т.е. едиными и универсальными длявсего человечества. Они постоянно из­меняются, и история изучает общество с точки зрения этих изменений. Поэтому она выделяет исторические типы культур, сопоставляет их ме­жду собой, выявляет общекультурные закономерности исторического процесса. Исторические данные позволяют описать и объяснить кон­кретно-исторические особенности изменения и развития культуры.

Обобщенный взгляд на историю человечества позволил сформулиро­вать принцип историзма, в соответствии с которым культура рассматри­вается не как застывшее и неизменное образование, а как динамичная система культур, находящихся в движении и сменяющих друг друга. От­сюда исторический процесс выступает как совокупность конкретных форм культуры. Каждая из них определяется этническими, религиозны­ми и историческими факторами и поэтому представляет собой относи­тельно самостоятельное целое. Каждая культура имеет свою оригиналь­ную историю, обусловленную комплексом своеобразных условий ее су­ществования.

Культурология в свою очередь изучает общие законы культуры и вы­являет ее типологические особенности, разрабатывает систему собствен­ных категорий. В этом контексте исторические данные помогают по­строить теорию возникновения культуры, выявить законы ее историче­ского становления, движения и развития. Для этого культурология изучает историческое многообразие фактов культуры прошлого и на­стоящего, что позволяет ей понять и объяснить современную культуру.

Культурология и социология. Среди ученых самых разных направлений не вызывает возражения утверждение, что культура является поро­ждением общественной жизни человека и вне общества она невозможна. Таким образом, культура есть социальное явление, развивающееся по своим собственным законам. И в этом значении культура выступает предметом изучения социологии. Социология исследует, например, осо­бенности отношения к культуре различных слоев общества, различные модели поведения человека в обществе, различные типы межличностных отношений, или, иначе - культуру в контексте социальных процессов, причем последние рассматриваются как существенный фактор культур­ных изменений, затрагивающих не только количественные параметры культуры, но и само ее содержание.

Культурология и культурная антропология. Культурная антрополо­гия занимается изучением человека как субъекта культуры. Она дает описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.д. Антропологи изучают конкрет­ные культурные ценности, формы культурных взаимосвязей, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Можно сказать, что культурная антропология занимается исследованием этнических культур, тщательно описывая их культурные феномены, систематизируя и сравнивая их. По сути дела, она исследует человека в аспекте выраже­ния его внутреннего мира в фактах культурной деятельности. Это важно для культурологии, поскольку позволяет понять, что стоит за фактами культуры, какие потребности выражают ее конкретно-исторические, со­циальные или личностные формы.

Таким образом, взаимосвязь культурологии с другими науками но­сит двойственный характер. С одной стороны, каждая наука изучает свой предмет и обобщает полученные знания на трех уровнях. Высшим уров­нем традиционно считают философию данной области познания или сферы деятельности - философию истории, философию экономики, фи­лософию искусства... На этом уровне, как правило, решаются задачи наи­более общего осмысления предмета познания, вскрывается его суть, место в системе мироздания и в мировоззрении человека. Низший (пер­вый, или эмпирический) уровень познания связан с нахождением фак­тов и их первичной систематизацией и классификацией. Эмпирический уровень познания позволяет увидеть интересующие нас факты в их кон­кретно-исторической неповторимости. Между этими двумя уровнями изучения лежат теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер.

Это и есть культурологический аспект исследования, существую­щий в любой области знаний о человеке и его деятельности. На этом уровне создаются модельные концептуальные построения, описывающие не то, как данная область жизнедеятельности функционирует вооб­ще и каковы ее границы, а то, как она адаптируется к меняющимся усло­виям, как себя воспроизводит, каковы причины и механизмы ее упоря­доченности. В рамках каждой науки можно выделить поле исследований механизмов и способов организации, регуляции и коммуникации людей в соответствующих областях их жизнедеятельности. Это то, что принято называть «экономической, политической, религиозной, языковой и т.д. культурой». Отсюда в любой области социального и гуманитарного позна­ния может иметь место культурологический подход, создавая такие на­правления исследования, как «культурология экономики», «культурология политики», «культурология религии», «культурология искусства» и т.д.

Вместе с тем культурология представляет и самостоятельную область знания. В этом аспекте она может рассматриваться и как отдельная груп­па наук, и как отдельная, самостоятельная наука, или, иными словами, в узком и широком смысле. В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура.

Предмет культурологии

Знания о культуре мы черпаем из множества источников. В повсе­дневной жизни многие предметы и явления культуры представляются индивиду очевидными, знакомыми и понятными. Но это не значит, что каждый человек постигает всю глубину любого культурного явления и может верно судить об их роли, значении, ценности. Оставаясь в рамках обыденного сознания, человек чаще всего воспринимает окружающие его предметы и явления поверхностно, не всегда отчетливо осознавая их сущность. Настоящее знание, аргументированные суждения возможны только тогда, когда каждое культурное явление рассмотрено во всей его полноте, когда выявлены причины, источники, тенденции изменения, возможные результаты его функционирования. Исследованием этих во­просов и призвана заниматься культурология.

Это означает, что предметом культурологии является совокуп­ность вопросов происхождения, функционирования и развития куль­туры как специфически человеческого способа жизни, отличного от ми­ра живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерно­сти развития культуры, формы ее проявления во всех известных человечеству типах цивилизации.

Основными задачами культурологии являются:

Глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

Изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

Определение места и роли человека в культурных процессах;

Взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

Исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на осно­ве которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

Факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

Связи между элементами культуры;

Динамику культурных систем;

Способы производства и усвоения культурных феноменов;

Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы
(культурные коды);

Культурные коды и коммуникации между ними.

Структура культурологии

Культурология выделилась из философии культуры так же, как ранее физика, биология - из философии природы, а социология и политоло­гия - из социальной философии. Соответствующая отрасль научного знания традиционно «отпочковывается» от философии, когда для этого появляется достаточный эмпирический базис. Культурологическое по­знание, как всякое научное познание, происходит на двух уровнях: эмпи­рическом и теоретическом. На эмпирическом уровне обобщают и пред­варительно систематизируют знания о том или ином явлении культуры. На теоретическом - формируют теории, концепции и законы. Поскольку предмет культурологии все еще окончательно не определен, то в настоящее время эта наука находится преимущественно на эмпирическом уровне.

Кроме того, в соответствии с задачами культурологической науки вся совокупность полученных в ее рамках знаний подразделяется на два ви­да - фундаментальные и прикладные знания. Фундаментальная культу­рология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и на их основе изучать социокультурные процессы, протекающие в том или ином обществе. Прикладная культурология предназначена для разработки методики целенаправленного прогнозирования и управления социокуль­турными процессами в русле социальной и культурной политики того или иного государства.

Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология куль­туры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими общественными явлениями, логика и философия культуры, относится к фундаментальному, а исследование видовых проявлений культуры, ее форм - к прикладному знанию. Знания о видах и формах искусства, физической и духовной культуре, других сферах культуры также носят при­кладной характер.

Фундаментальная культурология включает в себя несколько основ­ных направлений:

-социальная культурология изучает те процессы и явления, которые порождаются людьми в ходе их совместной жизнедеятельности. При этом человек рассматривается не как личность, обладающая инди­видуальными уникальными чертами, а как условный функциональный субъект культурных процессов;

-психология культуры (психологическая антропология) обращает внимание преимущественно на человека - носителя той или иной культуры. В основном акцентируется изучение норм и ценностей, лежащих в основе любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности;

- культурная семантика изучает культурные феномены как тексты - систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация. При этом тексты могут быть выражены не только вербально (с помощью слов), но и невербально, - а также с помощью символов - в любых про­дуктах человеческой деятельности. Основное внимание при этом обращается на процессы коммуникации между людьми;

- история культурологии рассматривает историю и механизм появления и развития тех или иных концепций и теорий культуры. Значение истории культурологии для культурологической науки столь же ве­лико, как и значение истории философии для философии. Эти области знания составляют значительный массив собственно культурологическо­го и философского знания, а их современные теоретические конструкты
опираются на результаты размышлений предшественников. История
культурологии может быть рассмотрена не только как самостоятельный
раздел науки, но и как часть социальной, психологической антропологии
и культурной семантики (подробно о ней будем говорить ниже).

Остальные же части фундаментальной культурологии представляют собой систему исследуемых объектов, находящихся между собой в отно­шениях иерархии - от изучения наиболее общих теоретических законо­мерностей культурных процессов до изучения единичных явлений и со­бытий.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели длякаждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиозная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Целью культурной политики является систематизация и регулирова­ние процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достига­ется через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные ин­ституты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени­ем, в их числе можно выделить:

Просветительские институты - библиотеки, музеи, лектории и т.д.;

Институты эстетического воспитания - художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных мероприятий;

Досуговые институты - клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, самодеятельное творчество;

2) творческие институты - театры, студии, оркестры, ансамбли, съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие союзы;

3) культуроохранные институты - организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее, большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подроб­нее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного посо­бия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания - наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический - позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это принцип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не возможен. Его использование позволяет сделать диахронный срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента
возникновения доугасания или гибели.

2. Компаративный - требует сравнительно-исторического анализа
различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать их специфику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный - предлагает рассматривать культуру как универсаль­ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­номен с точки зрения системного подхода представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­тод ориентирован на изучение конечного результата культуры - материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный - рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры - обеспечить специфически человеческий способ жизни и
удовлетворить все потребности человека.

5. Социологический - изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразности тех или иных социальных слоев или социальных групп. При таком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятельностный - понимает культуру как специфический способ творческой человеческой деятельности, который реализуется в создании разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса общества, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

7. Аксиологический (ценностный) - заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. В этом случае культура выступает как совокупность
материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смыслов, имеющих соответствующее значение длякакого-то конкретного общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение дляего жизни.

8. Семиотический - исходит из понимания культуры как внебиологического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколению, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание - текст, который и должен быть
прочитан исследователем.

9. Герменевтический - характерен длябольшинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с навыками толкования сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

10. Биосферный - характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11.Просветительский (гуманитарный) - основывается на представлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны
жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.


Похожая информация.


В зависимости от уровня познания и обобщения различаются теоретическая и прикладная культурология.

Теоретическая культурология - это область культурологической науки, которая разрабатывает основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в ее теоретическом и историческом аспекте.

В рамках теоретической культурологии могут быть выделены ряд предметных направлений: социальная и культурная антропология, историческая культурология, психологическая антропология, культурная семантика.

Прикладная культурология - это совокупность концепций, методологических принципов, методов и познавательных процедур культурологического

знания, ориентированных на применение в разных областях социального взаимодействия и на достижение определенных практических эффектов в этих областях. Поскольку прикладной уровень культурологии предполагает практическое использование результатов познания, особое значение здесь приобретают такие направления и особенности анализа, как диагностика и прогнозирование социокультурной динамики, развивающейся в режиме спонтанной самоорганизации, проектное изменение тех ее аспектов и элементов, которые могут быть трансформированы под воздействием целенаправленной управленческой деятельности, а также программирование и планирование конкретных сторон практики, способных изменяться в нужном направлении под действием набора преобразователей, в частности управленческих мер. Все это делает неотъемлемым компонентом Культурологии прикладной (помимо теорий и познавательных принципов) такие элементы знания, как совокупность социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, предназначенных для специалистов и практических работников разных областей социальной деятельности.

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально -личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы пове

дения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Литература

Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492 с.

3.5 Методы культурологических исследований

Методы культурологических исследований - это совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры. Поскольку культурология является интегративной областью знания, вбирающей в себя результаты исследования ряда смежных наук, постольку культурологический анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, в том числе и заимствованных из смежных дисциплин. При этом в процессе культурологического анализа методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана. Все это дает основание говорить о том, что в процессе культурологического исследования методы смежных дисциплин претерпевают определенную трансформацию.

Признание интегративного характера культурологических методов исследования не снимает проблемы выявления особенностей методологии культурологического познания. Эта особенность вытекает из признания факта, что культурология является ярко выраженной гуманитарной дисциплиной и, следовательно, на нее распространяются все особенности методологии «наук о духе». Выражаясь словами Г. Риккерта, методы культурологии принадлежат к «идеографическим методам», или методам «понимания» (В.Дильтей). С точки зрения этого подхода, познание культурно-исторической реальности, «Сферы духа» - принципиально отличается от познания мира природы. Мир природы можно постичь с помощью объяснения. Мир культуры только с помощью понимания - непосредственного переживания исторической реальности, вживания во внутренний смысл явлений и ценностей, что так или иначе связано с направленной ценностной позицией.

На базе понимающей концепции была разработана методология постижения культурно-исторических процессов - герменевтика. Герменевтика (от гр. пегшепеиисБ - разъясняю, истолковываю) как искусство и учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности, возникла еще в античную эпоху. В современ

ной культурологии - это метод интерпретации культурно-исторических явлений и понимания субъекта, основанный на внутреннем опыте человека и его непосредственном восприятии жизненной целостности. Основу такого подхода к герменевтике заложили В. Дильтей и Х.-Г. Гадамер. С их точки зрения, носителем понимания исторических образований, явлений культуры является язык. Герменевтика как «искусство истолкования письменных текстов», «зафиксированных жизненных откровений» (В. Дильтей) способствует раскрытию субъективных сторон деятельности людей, их побудительных мотивов и эмоций в культурно-историческом процессе, помогает осмыслить отдельные явления как моменты целостной душевно-духовной жизни или реконструируемой эпохи.

«Идеографические» методы, или методология «понимания», в большей степени способна отражать конкретно-событийный мир культуры, слабо расчлененный поток культурного опыта людей, а также такие качества культурных явлений, как похожее-непохожее, трудновыразимое, уникальное. Они могут отображать изменчивые или целостные явления в культуре, но с их помощью сложно определить форму самой изменчивости или целостности. Для анализа социокультурной динамики, выявления объективных причинно-следственных связей внутри культуры, выяснения функций культуры и т.п. в культурологии широко применяются методологические установки и конкретные приемы анализа экономического, социологического, политологического исследования: структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос (анкетирование и интервьюирование), изучение текстов методом контент - анализа и т. д. Только умелое сочетание всех методологических установок и приемов позволяет дать адекватную картину культурно-исторического процесса.

Литература

1.Культурология [Текст] / ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.