Старые названия русских букв. Краткие сведения из истории создания славянской азбуки Кириллицы

Приложения

Приложение 1

I. Звуки и буквы в латинском языке

1.1. Латинский алфавит

В современной научной латинской номенклатуре используется 26 букв (табл. 12). Пять из них: J, U, W, Y, Z отсутствовали в классической латыни. J и U были введены для обозначения звуков /й/ и /у/. Ранее эти звуки передавались буквами, каждая из которых могла быть (в зависимости от позиции) и гласной, и согласной: I - /и/ или /й/, V - /у/ или /в/. Y и Z встречались только в словах, вошедших в латинский язык из древнегреческого. Буквы K и C в античную эпоху читались одинаково - /к/, причем буква "K" употреблялась редко. В настоящее время буква "К" встречается главным образом в названиях, заимствованных из современных языков. Буква W используется только в названиях, произведенных от современных имен.

Таблица 1

1.2.Звуки латинского языка

Большинство латинских звуков может быть передано русскими буквами. Лишь отдельные звуки латинского языка отсутствуют в русском языке, и приходится пользоваться специальными знаками. В настоящем пособии их использовано два (табл. 2):

/х/ обозначает звук, являющийся легким придыханием. В латинском языке ему соответствует буква "h";

/ў/ обозначает звук, которому соответствует в латинском языке буква "u" в сочетаниях au и eu. Этот звук занимает промежуточное положение между /у/ и /в/ и приблизительно соответствует произношению "у" в словах "пауза", "Яуза".

Некоторые сочетания гласных и согласных букв обозначают в латинском языке иные звуки, чем те же буквы, стоящие отдельно.

Сочетания гласных латинского языка могут быть разделены на две группы: 1) диагфы - сочетания букв, обозначающие один звук, и 2) дифтонги - сочетания букв, обозначающие два звука, из которых второй является кратким, не составляющим отдельного слога.



К диагфам принадлежат сочетания ae и oe, к дифтонгам - ai, au, ei, eu, oi, yi.

Дифтонги au и eu - латинского происхождения, ai, ei, oi и yi - греческого. Из числа греческих дифтонгов ei и yi сохраняются в латинской транскрипции, а ai, oi встречаются лишь как исключения, т.к. обычно переходят в диграфы ae и oe.

В некоторых словах (преимущественно греческого происхождения) сочетания букв, совпадающие с латинскими диагфами и дифтонгами, произносятся раздельно. В сочетаниях ae и oe в этом случае над второй гласной ставится знак "диареза" (две точки): Aёdes /аэдес/, Cloёon /клоэон/.

Комбинации согласных ch, ph, rh, и th в латинских словах греческого происхождения воспроизводят буквы χ (хи), φ (фи), ρ (ро), τ (тета) древнегреческого языка и произносятся соответственно /х/, /ф/, /р/, /т/.

Таблица 2

Произношение букв и их сочетаний

Продолжение табл. 2

Буквы Произно-шение Примечания Примеры
ch х Во всех случаях Chionea /хионэа/ Echium /эхиум/
D д Во всех случаях Dendrolimus /дэндролимус/ Dentaria /дэнтариа/
E э В большинстве случаев Empetrum /эмпэтрум/ Erebia /эрэбиа/
F ф Во всех случаях Forphicula /форфикула/ Fumaria /фумариа/
G г Во всех случаях Gallium /галиум/ Gargara /гаргара/
H Ch ph х Не произ-носится х ф В большинстве случаев В сочетаниях rh, th Во всех случаях Во всех случаях Hoplia /хоплиа/ Humulus /хумулус/ Rhagio /рагио/ Thais /таис/ Chlorops /хлоропс/ Sonchus /сонхус/ Phlomis /фломис/ Phosphuga /фосфуга/
I и й Вв большинстве случаев После a, e, o, y Iris /ирис/ Nitidula /нитидула/ Deilephila /дэйлэфила/ dioica /диойка/ Hyphoraia /хифорайа/ Myiatropa /мийатропа/
J й Во всех случаях Juniperus /йуниперус/ Thuja /туйа/
K к Во всех случаях Kochia /кохия/
L л Во всех случаях Caltha /калта/ Lucilia /луцилиа/
M м Во всех случаях Mimulus /мимулус/ Monomorium /мономориум/
N н Во всех случаях Antennaria /антеннариа/ Sinodendron /синодендрон/
O oe о э В большинстве случаев В большинстве случаев Notodonta /нотодонта/ Orobus /оробус/ Oedemera /эдэмэра/ Phytoecia /фитэциа/

Окончание табл. 2

Буквы Произно-шение Примечания Примеры
P ph п ф В большинстве случаев Во всех случаях Pipiza /пипиза/ Polypodium /полиподиум/ Adenophora /адэнофора/ Amorpha /аморфа/
Q к Употребляется только в сочетаниях qu Equisetum /эквисэтум/ Quercus /кверкус/
R р Во всех случаях Ranatra /ранатра/ Rorippa /рориппа/
S с Во всех случаях Gaenista /гениста/ Sialis /сиалис/
T т Во всех случаях Tettigonia /тэттигониа/
U у в ў В большинстве случаев После q и в сочетании ngu перед гласной; иногда в сочетании su перед гласной после a, e Curculio /куркулио/ Rubus /рубус/ Aquilegia /аквилегиа/ Pinguicula /пингвикула/ Suaeda /сведа/ suaveolens /свавеоленс/ Braula /браўла/ Euphorbia /эўфорбиа/ Glaucium /глаўциум/ Neurotoma /неўротома/
V в Во всех случаях Vespa /вэспа/ Viola /виола/
X кс Во всех случаях Larix /ларикс/ Sirex /сирэкс/
Y и Во всех случаях Lytta /литта/ Hyoscyamus /хиосциамус/
Z з Во всех случаях Luzula /лузула/ Zigrona /зигрона/

1.3.Некоторые исключения из правил

1. В следующих случаях ае не составляет диагфа, и каждая буква обозначает отдельный звук:

Aёdes /аэдэс/

aёneus, a, um /аэнэус, а, ум/

Hippophaё /хиппофаэ/

2. Следует помнить, что сочетание букв sch не отражает отдельного звука и должно читаться /сх/, например Schizandra /схизандра/, Schistocerca /схистоцерка/.

3. В следующих случаях после а, е, о буква i произносится /и/:

а) в названиях, содержащих элементы -eid- и -oid-, например Coreidae /кореидэ/, Neides /нэидес/, Culicoides /куликоидэс/;

б) когда в сложных словах первая основа оканчивается на "е", а "i" играет роль соединительной гласной, например: cuneifolia /кунэифолиа/, griseipennis /грисэипэннис/, hordeistichos /хордэистихос/, violaceipes /виолацеипес/;

в) в следующих названиях:

briseis /брисэис/

tanaiticus /танаитикус/

Thais /таис/

ucrainicus /украиникус/

4. Иногда буква J встречается в латинских словах греческого происхождения (ошибочное употребление J вместо I); в этих случаях J соответствует звуку /и/: Japyx /иапикс/.

5. Букву L нередко читают мягко, однако такое произношение не отвечает античному.

6. В следующих названиях ое не составляет диагфа, и каждая буква обозначает отдельный звук:

Cloёon /клоэон/;

Haploёmbia /хаплоэмбиа/;

Hierochloё /хиерохлоэ/;

Isoёtes /исоэтэс/;

Meloё /мэлоэ/.

7. Буква S в античное время читалась в латинском языке /с/. Однако, для некоторых случаев, особенно в положении между гласными, а также в словах греческого происхождения и в положении между m,n,r и гласной установилось произношение /з/, которое, впрочем, не является обязательным; например: Catabrosa /катаброза/, Alisma /ализма/ и т.д.

8. Сочетание ti перед гласной в словах латинского происхождения принято читать /ци/; такое произношение связано с влиянием современных языков и подтверждения в латинской фонетике не находит.

9. В окончаниях "um" и "us" буква "u" обозначает всегда звук /у/, например: Hordeum /хордеум/, Spercheus /сперхеус/, и т.д. Кроме того, "u" читается /у/ в слове praeusta /прэуста/.

Цитата: Heymdall

чета не верится.

были, например, Черты и Резы

и - в различных регионах имелись свои различия...

Твердые знаки

Представьте себе: вы живете в глубокой древности, и кто-то, положим, ваш знакомый, пообещал вам обменять свою козу на мешок вашего зерна. Вы договорились встретиться на городской площади, но, к несчастью, ночью коза приятеля издохла. Вы же с трудом дотащили до заранее оговоренного места встречи мешок с зерном и совсем не хотите нести его назад. Тогда ваш знакомый предлагает вам: «Давай, ты все равно отдашь мне свое зерно, а за это я приведу тебе двоих овец. А чтобы ты мне поверил, я нарисую на этой мягкой глине козу и дам тебе в знак того, что должен тебе эту козу, вместо той, что умерла ночью». В этот момент, видимо, и изобрели письмо, да к тому же изрядно продвинулись в деле торговли. Предшественники письма - таблички, которыми обменивались в залог товаров, - появились 10 000 лет назад, а первые записи - это не что иное, как торговые счета.
Древние шумеры, жившие на территории нынешнего Ирака, были выдающимися торговцами. И видимо, именно им и принадлежит честь изобретения письменности. Во всяком случае, шумеры были первым народом, оставившим о себе письменные свидетельства. Происхождение шумеров до сих пор неизвестно, а язык их не имеет никаких родственных связей ни с одним языком мира.

Оставленные же шумерами письменные свидетельства являлись клинописью, названной так, потому что надписи состояли из клиновидных значков, которые процарапывались палочкой на глиняных табличках.

Клинопись первоначально использовала около 2 000 знаков и по сути была графическим языком - эти знаки изображали предметы. Наиболее ранние образцы - это рисунки птицы, рыбы, кувшина с зерном. Впоследствии изображения стали более абстрактными, и графический язык развился настолько, что уже мог передавать более сложные понятия из области истории, законодательства, науки, математики, астрономии и медицины.

Торговля и религия были основой письма. Жрецы выступали поручителями в сделках, надзирали за государственными работами, подсчитывали доходы казны, воспитывали учеников и регулировали обращение денег, учили чтению и письму. Первое литературное произведение также записано клинописью. Это эпос о Гильгамеше, повествующий о богах, героях и битве за бессмертие. Клинопись не была алфавитом. Ее создатели не пытались записать звуки речи. Клинопись основывалась прежде всего на символах, а не на звуках. Кстати, впервые клинопись была расшифрована в 1802 году немецким учителем Георгом Фридрихом Гротефендом. Ему удалось «подобрать» ключ к записи на табличке, найденной на территории древнего Персеполя. На ней была «записана» генеалогия одного из персидских царей. Звучала она так: «Дарий, царь великий, царь царей, царь стран, сын Гистаспа Ахеменид построил этот дворец».

Пока в Шумере развивалась клинопись, египтяне создали собственные символы. Их иероглифы, или «священная резьба», названные так греками через 2 000 лет, первоначально содержали 24 символа для обозначения границ государства, размеров налогов и времени разливов Нила. До XIX века ученые предполагали, что функция иероглифов та же, что и у клинописных знаков, - в обоих случаях чисто изобразительная. Но когда была расшифрована надпись на знаменитом Розеттском камне, стало ясно, что египтяне использовали письмо для передачи не только образов, но и звуков. Они явно получали удовольствие от игры слов, когда один и тот же звук имел два значения, и, видимо, это и заставило их сделать главный шаг к созданию алфавита.

Как гласит легенда, когда в 1799 наполеоновские войска достигли Луксора в Египте, увиденное так поразило их, что, по слову очевидца, «войска остановились сами собой и в едином внезапном порыве сложили оружие». Как раз неподалеку от Луксора, в Розетте, была найдена базальтовая плита, покрытая буквами. Около 196 года до нашей эры на Розеттском камне был высечен один и тот же текст, воспроизведенный с использованием иероглифов, демотического письма (к нему прибегали для повседневных нужд) и греческих букв (ими писали правители Египта). Ясно было, что это ключ к расшифровке египетских иероглифов, над которой ученые бились сотни лет. В 1822 году французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, знавший греческий и коптский (в котором применялось демотическое письмо), закончил перевод этой надписи. Текст рассказывал о великих свершениях египетского царя Птолемея V.

Финикийцы, населявшие запад Азии, были первыми, кто использовал то, что сейчас мы называем буквами. Первые подобные примеры датируются 1500 - 1700 годами до нашей эры. Их алфавит, состоявший из 22 букв - только согласные и ни одной гласной (ими мы обязаны древним грекам), - стал буквально революционным достижением. Большинство ученых согласны с тем, что это открытие было сделано только один раз. Таким образом, северосемитский алфавит является родоначальником всех алфавитов мира.

Неизвестно, как и почему был изобретен финикийский алфавит. Возможно, и здесь основным стимулом была торговля. В Средиземноморском регионе смешивалось множество разных народов и языков, а финикийцы побывали и на Средиземноморском, и на Атлантическом побережьях, и, возможно, даже огибали Африку. Вероятно, письмо, основанное на звуках, казалось им более быстрым и удобным как для общения, так и для торговли.

Именно финикийский алфавит стал основой заимствования для древних греков. Наряду с этрусками в центральной Италии и римлянами они приблизили его к современному европейскому, добавив гласные и дополнительные знаки. Этому способу записи предшествовало иероглифическое и крито-микенское линейное письмо. Древнейшие из дошедших до нас памятников греческого языка относятся к VIII – VII векам до нашей эры. Это были надписи на камне, металле и керамике.

Коран (его название происходит от арабского глагола «кур’aн» - читать вслух, декламировать) по канонам ислама - книга несотворенная, существующая предвечно, как сам Аллах, она его «слово». Оригинал Корана начертан на арабском языке на листах, и свитки с ним хранятся под престолом Аллаха, и только он один в этой книге может «стирать, что желает, и утверждать». В Коране 114 разделов, каждый из которых называется сура - от арабского «шеренга» или «ряд». Самые ранние сохранившиеся списки относятся к VII–VIII векам.

Миштеки - один из народов древней Мексики. Весьма воинственный, прославившийся своими достижениями в искусстве, особенно в живописи. Свидетельством этого могут служить так называемые кодексы. Один из них длиной 11 метров был написан знаками на оленьей шкуре и сложен в 44 раза.

Китайская система иероглифического письма сложилась в середине II века до нашей эры. Общее число различных письменных знаков составляло 50 тысяч. Первоначально эти знаки использовались жрецами. Рисованные знаки не являлись буквами, они означали целые понятия. Считается, что иероглифическое письмо создал первый китайский историк Цанзе для записи исторических фактов. Интересно, что даже окончание его имени пиктографически изображается в виде руки и бамбуковой таблички. Китайское письмо было употреблено также в Японии, Корее и Вьетнаме и легло в основу национального письма Японии и Кореи.

Латинский алфавит пришел в европейские страны в VI веке. Изначально он состоял всего из 23 букв. Кстати, за распространение прописных букв современникам следует благодарить франкского короля Карла Великого. Хотя точки использовались в написании уже в древности, а современная система пунктуации была создана двумя венецианскими печатниками XVI века. От западного и восточного вариантов греческого алфавита свое начало ведут и славянские глаголица и кириллица. Глаголица, по-видимому, была создана творцом славянской письменности Кириллом во второй половине IX века. Кирилловское письмо, или кириллица, было разработано путем добавления к 24 буквам греческого письма еще 19.

Кириллица сменила глаголицу в X–XI веках из-за большего удобства переводов греческих христианских текстов.

Аз, буки, веди... Эти названия букв русского алфавита широко использовались вплоть до середины XIX века. Однако, они подвергались критике за излишнюю сложность для изучения малолетними учениками, а также несоответствие названия буквы её произношению (например, икъ и ять ):

...по елику оныя не только по большей части продолжительны для начинающих малолтныхъ учениковъ, но нкоторыя изъ нихъ и голоса своего собою не выражаютъ, какъ икъ и ять; а еры показываютъ голосъ свой не въ надлежащемъ и въ неспособномъ мст, то есть, на самомъ конц своего имени...
(Разговор об ортографии господина Тредиаковского 1748 г.)

Попытки реформирования алфавита начались в XVIII в., и уже к середине XIX в. большая часть букв обрела современные названия.

Таблица символов

Символ Название
а Азъ
б Буки
в Вди
г Глаголь
д Добро
е Есть
ж Живете
з Земля
і і
и Иже
к Како
л Люди
м Мыслете
н Нашъ
о Онъ
п Покой
р Рцы
с Слово
т Твердо
у у
ф Фертъ
х Хръ
ц Цы
ч Червь
ш Ша
щ Ща
ъ Еръ
ы Еры
ь Ерь
Ять
э э
ю ю
я я
ита
ижица

Старые и новые названия букв

В XVIII в. пытаются ввести упрощённые наименования букв, чтобы облегчить изучение алфавита начинающим ученикам.

Российская грамматика Барсова (1771 г.) включала прежние и новые, «введённые», имена: «…с самаго начала представляется уже немалое неудобство въ прежнихъ именахъ буквъ, по елику оныя не только по большей части продолжительны для начинающих малолтныхъ учениковъ, но нкоторыя изъ нихъ и голоса своего собою не выражаютъ, какъ икъ и ять; а еры показываютъ голосъ свой не въ надлежащемъ и въ неспособномъ мст, то есть, на самомъ конц своего имени: но къ отвращенію сихъ затрудненій служатъ вышепоказанныя нововведенныя имена, къ чему и прежде сего дланы были разныя покушенія…» (Тредиаковский В.К. «Разговор об Ортографии» (1748 г.); университетская гражданская и Церковная Азбука с короткими примечаниями о русском правописании 1768 г.).

«Письмовник» Курганова Н.Г. (СПб, 1793) содержит сведения, что по указанию Екатерины II при основании народных училищ в «Российском букваре», изданном в 1788г. с целью «легчайшего изречения» рекомендуются следующие имена букв: а, бе, ве, ге, де, е, же, зе, и, и, ка, эль, эм, эн, о, пе, ер, эс, те, у, эф, ха, це, че, ша, ща, эр, ы, ерь, е, ю, я, фе (причем, буквы эр и ер именно так называются в тексте (в источнике перепутаны).

По тексту Письмовника ясно, что имена букв, с окончанием на е произносили мягко, так как о знаке, установленном вместо избегаемого э говорится особо, что его произносят как латинское или немецкое e, означает русское е (напр., зе, де, те…) звучит как е русское, мягко.

Для 1-й половины XIX в., в истории русской грамматики именуемой эпохой Греча, характерно применение ещё старых названий.
Но в «Российской грамматике» Н.И. Греча (1819 г.) как и в самом «Письмовнике», а также в соответствии с традицией буквам даны классические имена (аз, буки…).

Со 2й половины XIX в. начинается распространение новых названий букв.

В 1860 г. словарь Филиппа Рейфа дает 2 варианта наименований букв — coвpeмeнный (а, бе, ве…) и cтapинный (аз, буки, веди…).
С 1860х годов усилиями барона Корфа распространяется в России метод звукового обучения грамоте (его работа «Руководство к изучению русской грамматики» вышла в 1862 г.). (Хотя новые имена букв прямо не связаны со звуковым методом, это всего лишь упрощённые наименования). В своем словаре в 1880х годах Далем приводятся имена а, бе, ве…, а уже как о буквах старинных он упоминает об аз, буки, веди….

И лишь Русское правописание 1894 года академика Грота говорит «по примеру других европейских азбук» лишь о современных наименованиях (а, бе, ве, ге; эль, эмъ, энъ, эръ).

Современные имена взяли у букв алфавитов европейских (латинского, немецкого, французского): а, бэ, цэ, дэ, э, эф, гэ, ха, и, (йот), ка, эль, эм, эн, о, пэ, (ку), эр, эс, тэ, у, вэ, (дубль-вэ, икс, игрек), зэ(д). Букве ч дали название че, а все буквы следующие остались с прежними именами: ша, ща, ер, еры, ерь, ять, э, ю, я, фита, ижица.

http://www.textologia.ru/russkiy/alfavit-istoria/istoria-bukv/starie-i-novie-nazvaniya-bukv/326/?q=463&n=326

Кириллица.Азбучная матрица алфавита славянской азбуки.
Версия прочтения.

Краткие сведения из истории создания славянской азбуки Кириллицы.

Азбука. Русская переделка греческого alfabetos, составленного из названий двух первых букв греческого алфавита - альфа и бета - в славянском варианте аз и буки. Принято считать, что названия славянским буквам придумал создатель славянской азбуки Кирилл в IX веке. Ему хотелось, чтобы само название буквы было не бессмысленным комплексом звуков, а обладало значением. Первую букву он назвал аzъ - по-древнеболгарски «я» (поэтому не верьте, что я - последняя буква в алфавите!), вторую - просто «буква» (именно так выглядело это слово в древности - боукы), третью -веде (от древнего славянского глагола ведети - «знать»). Если перевести на современный русский язык название первых трёх букв этой азбуки, получится «Я букву узнал» (кстати, попробуйте всю русскую азбуку прочесть как текст - вы увидите, как это интересно). Славянская азбука (кириллица) разрабатывалась коллективом учёных-миссионеров под руководством братьев Кирилла и Мефодия, когда принятие христианства славянскими народами потребовало создание церковных текстов на их родном языке. Азбука быстро распространилась в славянских странах, а в Х веке проникла из Болгарии на Русь.

Состав и структура русской редакции кириллицы.

Первоначальный состав старославянской кириллической азбуки нам не известен. Дошедшая до нас «классическая» Кириллица состоит из 43 букв. Полагают, что ы, оу и йотированные были добавлены в эту азбуку позднее.Большинство букв имеют смысловое и числовое значения.

Русская редакция славянской азбуки Кириллицы

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что названия букв этой азбуки представляют практически все основные части речи: существительные (Добро, Земля, Люди, Слово), местоимения (Аз, ОН, Наш), глаголы разных форм (Веди,Есть, Рцы, Мыслете,Ять), наречия (Зело, Твердо) и различного вида союзные частицы. Однако в силу временных грамматических трансформаций русского языка, связанных прежде всего со способами словообразования, мы не можем в то же время с уверенностью отнести то или иное название буквы к какой-то определённой части речи. Например, название буквы Т можно трактовать, как наречие - Твёрдо - и как прилагательное - Твёрдый, а также Покой - Покойный, Глаголь - Гласящий и т.д. Но несмотря на это, даже беглый взгляд на Кириллицу наводит на мысль, что совокупность согласованных между собой слов-названий букв(символов) этой русифицированной старославянской азбуки содержит какую-то развёрнутую законченную мысль.

Из многочисленных вариантов расшифровки закодированного текста рассмотрим самую претенциозную версию,приведенную в книге А.Кеслера "Азбука и русско-европейский словарь". По мнению автора этой версии,азбука Кириллица является не чем иным, как зашифрованным посланием Высшего Разума землянам.

При внимательном сравнении текстов с самой азбукой выясняется, что не учитывается роль «лишних тёмных» букв, добавленных в Кириллицу из греческого алфавита и игнорируются числовые значения букв по всей азбуке. Но эти два обстоятельства являются тем объективным ключом, с помощью которого можно приблизиться к сакральной тайне зашифрованного текста, заложенного авторами русской версии старославянской азбуки Кириллицы. Кроме того перевод азбучного текста после буквы Т неубедителен,так как в последовательнсти букв - Оук Ферт Херъ Цы Червь, смысл вообще-то теряется, т.к. утеряна древняя основа, а следовательно, и образы этих букв.

Работая над символическими образами Владимира Высоцкого и поэта-мистика серебряного века Андрея Белого с использованием значений буквенных символов Кириллицы, я уловил удивительные свойства этой старославянской азбуки по символической смысловой интерпретации не только слов, но даже и текстов.

Я пришел к мысли, что и в самой азбуке по замыслу её создателей заложен какой-то глубинный сакральный подтекст, закодированный через названия и чередования её букв. Ведь Кириллица была изобретена специально для переложения Священного Писания на язык славян, а первые переведённые молитвы начинались словами, давшими название буквам Кириллицы(азбучные молитвы). Русская редакция славянской азбуки Кириллицы Образовав из последовательности прямых названий и переносных значений первых двадцати ключевых букв азбуки предложение, получим расшифровку моей первой версии кодированного смысла, заложенного изначально, уже в саму азбучную матрицу:

«Единый Бог, ведая глаголом добра, есть жизни радетель земной
и, как люди мыслите наши, Он покой сберегает словом твёрдым»
.

Подробный ход умозаключений по данной версии прочтения зашифрованного текста в Кириллице изложен в моей книге «На рубеже чела веков», посвящённой разгадке тайны псевдонима Бориса Бугаева - «Андрей Белый». Однако как было показано выше, без учёта смысловых и нумерологических особенностей целого ряда букв Кириллицы эта версия является лишь эклектической подгонкой под желаемый ответ.

Фрагмент таблицы-глоссария авторской версии трактования смысловых значений «тёмных» букв Кириллицы по их названиям и числовому значению из книги "Спасет ли мир красота?"


Новая версия прочтения или приближение к истине.

Основные правила шахматной игры.

Шахматная игра представляет собой единоборство двух противников (партнёров). Один из них играет фигурами и пешками светлой окраски, у другого они обычно бывают чёрного цвета, это белые и чёрные. Борьба белых и чёрных происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата, разделённого на 64 клетки светлой и тёмной окраски. Эти клетки называют полями.

Поля светлой окраски называют белыми полями. а тёмной — чёрными полями.

Для описания положения и передвижения фигур и пешек на доске используется специальная система обозначения полей — нотация. Продольные ряды полей, или вертикали. обозначаются слева направо буквами латинского алфавита: a, b, c, d, e, f, g, h . которые у шахматистов принято произносить соответственно: "а", "бэ", "цэ", "дэ", "е", "эф", "жэ", "аш". Поперечные ряды полей, или горизонтали. обозначаются цифрами от 1 до 8 (первая горизонталь, четвёртая горизонталь и т.д.).

Каждое поле имеет своё название, состоящее из буквы вертикали и номера горизонтали, на пересечении которых оно находится: например, поле е4 ("e4" четыре), поле f5 ("эф" пять) и так далее.

Как будет выглядеть доска, если на каждом поле написать его обозначение, вы можете посмотреть на рис.1 Кроме вертикалей и горизонталей на доске имеются также косые ряды полей — диагонали. Диагонали обозначаются указанием их крайних полей: а2-g8 ("a" два — "жэ" восемь), дигональ h4-d8 ("аш" четыре — "дэ" восемь) и т.д. Если на вертикалях и горизонталях цвет полей чередуется, то диагонали состоят из полей только одного цвета, т.е. могут быть или белопольными. или чернопольными. Например, диагональ b1-h7 ("бэ" один — "аш" семь) — белопольная, а диагональ c1-a3 ("цэ" один — "а" три) — чернопольная. Восьмипольные диагонали a1-h8 и h1-a8 называются главными (большими) диагоналями.

Фигуры и пешки. Начальная позиция

В начале игры, или партии. каждая сторона имеет по 8 фигур: один король. один ферзь. две ладьи. два слона. два коня. восемь пешек. Фигуры и пешки называются материалом. Следовательно, партия начинается при материальном равенстве сторон. Цель игры заключается в том, чтобы взять в плен неприятельского короля или объявить ему мат ("мат" по-арабски — умер).

Ферзи и ладьи называются тяжёлыми фигурами, а слоны и кони — лёгкими. В шахматной нотации приняты следующие сокращения: король- Кр. ферзь- Ф. ладья- Л. конь- К. слон- С. пешка- п (при перечислении двух и более пешек — пп. Всякая расстановка фигур и пешек на шахматной доске называется позицией или положением. На рис.2 показана расстановка фигур и пешек в начале игры, или начальная позиция. Таким образом, белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Доска должна располагаться так, чтобы справа от играющего находилось белое угловое поле, т.е. поле h1 (для белых) и поле а8 (для чёрных). Чтобы не путать места короля и ферзя, нужно запомнить: " Ферзь любит свой цвет ", т.е. белый ферзь должен стоять на белом поле (d1), а чёрный — на чёрном (d8). Правая (от белых) часть доски (вертикали "e"-"h") называется Королевским флангом. левая (вертикали "a"-"d") — ферзевым флангом.

Цель партии — поставить мат противнику и не допустить мата себе.

Каждый ход должен иметь смысл, логическое объяснение. И ход партнера — тоже: уважай его замыслы.

Ходы по возможности должны быть атакующими (даже защитные). Самыми опасными являются вынуждающие ходы — взятие фигуры, угроза ее выигрыша, шах, угроза превращения пешки или мата.

ПРАВИЛА (в начале партии)

Развивать легкие фигуры, чтобы они не мешали друг другу.

Увести короля в безопасное место.

По возможности захватить пешками центр, во всяком случае контролировать центральные поля.

НЕЛЬЗЯ (в начале партии без ОСОБОЙ необходимости)

Делать несколько ходов одной фигурой.

Ходить пешками "от короля".

Ходить крайними пешками в ущерб развитию, безопасности и борьбе за центр.

Допускать связку своих фигур, от которой трудно избавиться.

Правила оценки позиции

Материальное соотношение сил.

Наличие непосредственных угроз.

Расположение королей, их безопасность.

Владение открытыми линиями или возможность их захвата.

Пешечная структура, слабые и сильные поля и пункты.

Центр и пространство.

Развитие и расположение фигур.

Слонам и ладьям нужны открытые линии, коням — сильные центральные пункты, ферзям — всё, но в первую очередь вражеские слабости.

Позиционное наступление — пешки впереди, фигуры следом.

Короля не оголяй, одного не оставляй!

В эндшпиле король становится более важной фигурой.


А вот и ключ! Григорий Борисович дверь открыл, класс запустил... Скорей урок начать, уже 16 часов 28 минут. Зажёг свет, уже смеркаться начинает за окном. Журнал классный уже на столе. Ученики ручки, тетради с учебниками достали и стоят у столов, учителя приветствуют. Он поздоровался с классом, посадил их. Отсутствующих в журнале отметил, трёх человек. Мел взял, написал на доске число, тему, как положено. Вообще-то он порой про это забывает в старших классах, но когда проверка в школе... Тетрадь с планами урочными открыл, что у нас сегодня?
- Ребята, на следующем уроке у нас контрольная работа по теме «Параллельность прямых и плоскостей». Сегодня мы должны прорешать задачи, вспомнить теоремы, в общем, подготовиться. Тем, кто на пятёрку эту тему знает, я сейчас карточки дам с задачами повышенной трудности, пусть решают.
Таких раз-два и обчёлся, да заботы требуют много. Если их отдельной работой не занять, то скучать будут. Пете Борисову - карточку, Васе Петрушкину, Алёне Коврижкиной.
- Я вам на дом специально задачи задал по этой теме. Кто не справился, надо разбирать? - поднялось рук полкласса, - Давайте двадцать седьмую разберём, Миша, напомни условие!
- Параллелограммы а бэ цэ дэ и а бэ цэ один дэ один лежат в разных плоскостях. Докажите, что четырёхугольник цэ дэ дэ один цэ один тоже параллелограмм.
- Иди к доске, делай чертёж.
Миша Рудаков вышел к доске, взял мел и в нерешительности остановился.
- Ну давай. Параллелограммы лежат в разных плоскостях, но имеют общую сторону. Давай, сперва изобразим схематично эти плоскости. Хорошо. Покажи линию их пересечения. Так. На этой линии и должна разместиться общая сторона. Черти теперь первый параллелограмм, теперь второй, невидимые линии пунктиром… Теперь помечай точки… Хорошо. Теперь запиши условие. Сам пиши, думай.
- Теперь давайте вместе думать будем. Из того, что а бэ цэ дэ и а бэ цэ один дэ один параллелограммы что следует?
- А бэ параллельно дэ цэ, а дэ параллельно бэ цэ и а бэ параллельно дэ один цэ один, а дэ один параллельно бэ цэ один.
- А доказать что надо?
- Что дэ цэ цэ один дэ один параллелограмм.
- А что такое параллелограмм?
- Это четырёхугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
- Правильно, значит, что надо доказать?
- Что дэ цэ параллельно дэ один цэ один, а дэ дэ один параллельно цэ цэ один.
- Отлично. Докажем первое: ну ка, Миша, скажи мне признак параллельности прямых.
- Если две прямые параллельны между собой, то они параллельны и третьей прямой!
- Ты хоть думай, что ты говоришь! Теперь понятно, почему ты дома эту задачу не решил. Ладно, иди на место. Кто знает признак параллельности? Ну, ты скажи, Петя.
- Наоборот, если две прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны и между собой! - сказал Петя, отвлекаясь от решения своей задачи.
- Вот это верно. Значит, - Григорий Борисович показывает на чертеже, дэ цэ параллельно дэ один цэ один. Чего ещё не хватает для того, чтобы получился параллелограмм?
- Чтобы дэ дэ один была параллельна цэ цэ один!
- Верно, ну давайте рассмотрим плоскости а дэ дэ один и бэ цэ цэ один. а дэ параллельно бэ цэ (по условию), вспомним признак параллельности плоскостей, кто знает?
- Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой, то эти плоскости параллельны!
- Так. Значит плоскости а дэ дэ один и бэ цэ цэ один параллельны.
- А зачем это надо?
- А вот зачем: вспомним свойство параллельных плоскостей.
- Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые пересечения параллельны.
- То есть дэ дэ один параллельно цэ цэ один. Таким образом, мы доказали, что в четырёхугольнике дэ цэ цэ один дэ один противоположные стороны параллельны, а значит этот четырёхугольник является параллелограммом…
- … что и требовалось доказать! - громко сказал Андрей Петухов с «камчатки», и вызвал смех класса.
Ничего, разрядка сейчас не помешает. Ученики быстро списывают с доски. Учитель проходит по классу, смотрит в тетради, что там пишут десятиклассники. Почти все списывают с доски всё решение задачи, но Андрей Петухов с Васей Березовским, только начали. Наверное, в морской бой играли. Посмотрел на часы: 16.36. Кто уже всё переписал с доски и ждёт, а кто ещё пишет. Ничего не поделаешь, надо подождать.
- Вопросы по этой задаче есть?
- У матросов нет вопросов!
- Вообще, вопросов не бывает только в двух случаях: когда понятно всё или когда не понятно ничего.
- А есть ещё и третий случай, когда просто не интересно. Мне это всё до лампочки.
- Я вообще этой геометрии не понимаю. Что к чему? Она мне и не пригодится…
- Мы сейчас не будем на посторонние разговоры отвлекаться. Давайте так: кто знает, как такие задачи решаются, я сейчас пару задач задам на самостоятельное решение. На оценку. А с остальными будем разбираться. Кто решать будет?
Человек пятнадцать руки подняли.
- Первый вариант: задачи сорок три и сорок пять, второй вариант: сорок четыре и сорок шесть. Возьмите по листочку, подписать не забудьте… А с остальными мы дальше разбираться будем. Да, кстати, хочу сразу предупредить, если кто получит неправдоподобную оценку, то вызову на собеседование. А то в прошлый раз Петухов на пять списал у Борисова. Совесть надо иметь!
- А вы докажите, что я списал! У нас презумпция невиновности.
- А доказывать вы будете, гражданин Петухов. Представьте себе, на вокзале милиция остановила подозрительного человека с чемоданом. Он говорит, что чемодан его. Как проверить?
- А пусть он расскажет, что в чемодане!
- Вот и я так же. Ты мне скажешь, что у тебя в чемодане, то есть в контрольной.
- А он спишет и выучит, а потом вам расскажет…
- Тут уж ничего не поделаешь. Ну ладно, - посмотрел на часы, времени уже 16.40.
- Задача двадцать восемь. Через вершины параллелограмма а бэ цэ дэ, лежащего в одной из двух параллельных плоскостей, проведены параллельные прямые, пересекающие вторую плоскость в точках а один, бэ один, цэ один, дэ один. Докажите, что четырёхугольник а один бэ один цэ один дэ один тоже параллелограмм.
Предыдущий чертёж с доски тщательно стёр, новый делает и объясняет:
- Изобразим сперва две параллельные плоскости в виде равных параллелограммов. Теперь в нижней начертим параллелограмм а бэ цэ дэ. через точки а бэ цэ дэ проводим параллельные прямые. Обозначает точки их пересечения со второй плоскостью…
Задачка то лёгкая, но и ученики самые слабые остались на её разбор. Тут уж ни одной мелочи упустить нельзя, ни одной промежуточной выкладки не забыть. Хотя, если по совести рассудить, то эти, пожалуй, и так не поймут. Не всем математика впрок идёт. Вот сидит и тщательно пишет Инна Владимирова. Она математику на уровне вспомогательной школы понимает, если не меньше. А ведь не дурочка какая-нибудь. По всем гуманитарным предметам у неё пятёрки, на олимпиадах побеждает. Стихи её в газетах иногда печатают, хорошие стихи… А по математике ноль целых ноль десятых. Если бы Григорий Борисович таким уж принципиальным был бы, то её надо было бы ещё в пятом классе на второй год оставить, она бы дальше и не поднялась. Так что, теперь из-за математики ей жизнь гробить? Он ей два-три, два-три. Заставит в конце четверти ещё прийти зачёт сдать, да три и поставит…
- …таким образом, мы доказали, что а один бэ один параллельно цэ один дэ один…
Одна только беда - это всё происходит у всего класса на виду, из-за этого балбесы типа Петухова из горла четвёрку вырывают. «Вы ей тройку поставили, а я лучше знаю…» Сделать бы математику в старших классах необязательным предметом, оставить бы только тех, кто хочет и может учиться. Хотя тогда можно и без работы остаться!..
- … то есть в этом четырёхугольнике противоположные стороны параллельны, что и требовалось доказать!
Ух, пусть пишут аккуратно в тетради. Который час? 16.48. Нормально, до конца урока ещё семнадцать минут. Кажется, всё переписали.
- Рассмотрим ещё одну задачу, очень похожую: Через вершины треугольника а бэ цэ, лежащего в одной из двух параллельных плоскостей, проведены параллельные прямые, пересекающие вторую плоскость в точках а один бэ один цэ один. Докажите равенство треугольников а бэ цэ и а один бэ один цэ один.
Стёр с доски чертёж старый и новый делает. Чертит, подписывает и объясняет тут же. Те, которые самостоятельную работу решают, пишут, голов не поднимая, те, кто с доски списывают, тоже. Все работают, благодать!
- … только в прошлой задаче были параллелограммы, а теперь - треугольники, всё остальное тоже самое…
- Григорий Борисович, не так быстро, мы не успеваем!
- Ладно.
Пусть пишут. Может, и будет толк от урока сегодняшнего, может, и неплохо напишут контрольную.
- … а в параллелограмме противоположные стороны не только параллельны, но и равны. То есть а бэ равно а один бэ один, а цэ равно а один цэ один, бэ цэ равно бэ один цэ один. Иначе говоря, треугольник а бэ цэ равен треугольнику а один бэ один цэ один, что и требовалось доказать!
- Григорий Борисович, я, кажется, поняла! В предыдущей задаче параллелограммы тоже равны! До меня дошло! - вдруг почти закричала Инна Владимирова.
- Совершенно верно, поздравляю!
В классе произошло оживление. Посыпались шутки.
- …Я всегда считал, что если человек смог разобраться в чём то одном, то и с другим справится, литература-то, нисколько не легче математики… - поучительно говорил Григорий Борисович, перекрывая общий шум.
А он уж считал Инну безнадёжной, нет, если упорно трудиться, то результат будет… Ну ладно, надо продолжать урок.
- Успокойтесь, следующая задача…
- Григорий Борисович, вы не успеете, до конца урока три минуты осталось!
Посмотрел на часы, так и есть, 17.02. Домашнее задание задал, самостоятельные работы собрал у тех, кто писал, пока собирал, чистоту проверил, всё нормально.
- Григорий Борисович, когда зачёты сдавать можно будет?
- Я на следующем уроке объявлю. Как всегда, все двойки и тройки, да и четвёрки можно пересдать. Итоговая оценка по минимуму зачётов!
У него свой метод выставления итоговых оценок: есть перечень обязательных зачётов по всем темам. Все они должны быть сданы каждым учеником. Причём, до последнего их можно пересдавать, оценки повышать. А четвертная оценка - минимум из всех зачётов. Его принцип: оценка соответствует знаниям…
Звонок с урока, значит 17 часов 5 минут. За окном уже темно. Десятый «Б» вещи собирает и уходит, «до свидания» учителю говорят вразнобой. Григорий Борисович быстро кабинет просмотрел, порядок вроде. Десятый «А» пришёл. Заходят каждый «здрасьте» говорит, учитель отвечает. Рассаживаются, к уроку готовятся. Кто курит, покурить побежали. Беда с курением, что делать. Парни-то ещё ладно, но девчонки... Григорий Борисович классный журнал открыл, смотрит, кого сегодня не было на первых уроках? Целых пять человек, болеют, наверное.
- Пойдем в столовую, похаваем!
- У-утикай, в подворо-отне нас ждёт манья-як… -, это кто-то песню напевает.
- ...я, та-акая, короче, к нему подхожу. Говорю, такая: «завтра вечером ко мне приходи», а он, такой, говорит: «не могу - завтра у Дюши стрелка, крупный базар будет». На него, короче, пацаны какие-то левые наехали, начали его на лоха загружать, короче на бабки ставить, такие, говорят, короче: «дай десять тысяч, один раз только дай и всё, мы к тебе больше не подойдём…». А он этот базар знает, отмазывается, говорит, такой, короче: «Вы что, па-ца-ны, охренели, в натуре! Вы, конечно па-ца-ны, но и я не лох, канайте!». Один раз дашь им бабки, лоханёшься - станешь лохом по жизни, в натуре. А они, такие, его парят, говорят: «Ты чмо, за базар ответишь!» и стрелку набили, короче. А Дюша, такой, короче, на стрелку привёл нарка одного (у него все нарки друзья) и своего братана, он недавно, короче, из зоны вышёл, в натуре. А пацаны, такие, короче, Марадону привели. У Марадоны знаешь какая крыша! А Марадона, такой, короче, братана Дюшиного увидел и обос... ну, короче извиняться начал, и пацаны эти извинялись долго, говорят: «Извини, пацан, мы не правы были, короче...»
Марадона этот - авторитет местной шпаны. Года два девять классов закончил, нигде не учится и не работает. Сам метр с кепкой, но его все боятся.
- Слушайте, кончайте галдеть, поговорите в коридоре, - не выдержал учитель.
Девушки с шумом вышли. Наблюдая за молодёжью, Григорий Борисович парадоксальный вывод сделал: молодёжная компания - среда более тоталитарная, чем комсомол раскритикованный. Молодежная компания приблатнённая совсем никакой свободы молодому человеку не оставляет. Молодые просто стесняются быть хорошими, нормальными людьми, выпендриваются друг перед другом…
- Мы вчера на концерте группы Мумий Троль были. Угарные песни:
У-утикай, в подворо-отне нас ждёт манья-як…
- ... по литературе надо «Вишневый сад» прочесть, скоро проходить будем, в натуре...
- Мура это всё, скучища. Там, короче, только песня есть прикольная:
Созре-ели вишни-и в саду у Дяди Вани-и...
- Ой, что сейчас было! На первом этаже пацан один выступал сильно, а его Вадим Дмитриевич из школы вывел!
Вадим Дмитриевич руководитель кружка по туризму на общественных началах. Раньше он в школе ОБЖ преподавал, а потом ушёл. Роста он маленького, худощавый, лет ему уже много, около шестидесяти и вид у него самый безобидный. Но Вадим Дмитриевич ещё и тренер по рукопашному бою, все приёмы знает…
- Как вывел, в натуре?
- В натуре! Просто взял за руку и вывел. Со стороны посмотреть – идут и мирно беседуют. Вадим Дмитриевич болевой захват сделал.
- А что за пацан то?
- Тёма, прикинь!
- Какой Тёма, как у него погоняло?
- Тёма-лысый!
- Стегаешь!
- Да в натуре!
- Отвечаешь?
- Отвечаю! Ништяк, это надо было видеть…