Шокирующая правда об амазонках. Опасные и прекрасные: историческая правда об амазонках. Беллерофонт и другие

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал, что женщины-амазонки жили на границах обитаемого мира (то есть за пределами известных эллинам территорий). По его словам, женщины-амазонки управляли обществом и занимались военным делом, а мужчины хлопотали по хозяйству, выполняя указания своих жен. И когда рождались дети, заботиться о них поручали мужчинам. Легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.

В частности, после Троянской войны отряд амазонок появился на территории скифов. В ходе этой войны, по свидетельству Геродота, часть амазонок попала в плен, и греки отправили их к себе на трех кораблях. Но не тут-то было! Амазонки восстали, перебили греческих воинов и команды кораблей и, уносимые течением и ветрами, приплыли к берегу, высадившись на скифских землях у места под названием Кремны, затерявшегося в веках. Там они угнали у скифов лошадей и, вооружившись оружием убитых греков, стали грабить страну скифов.

Скифы долго не могли понять, что произошло и откуда эта напасть свалилась на их головы: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени этого они до сих пор не встречали. Собрав силы, скифы вступили в бой с амазонками, впрочем, без особого успеха, так как победить врага не удалось. Каково же было удивление скифов, когда после боя, осмотрев трупы врагов, они обнаружили, что все они — женщины! Восхищенные этим обстоятельством, они решили сделать так, чтобы от таких женщин у них родились дети.

Посовещавшись, скифы решили послать к амазонкам группу своих молодых мужчин, по количеству равную числу амазонок, но не вступать с ними в бой, а стать лагерем поблизости. Убедившись, что от пришельцев им нет опасности, амазонки не стали на них нападать. Долго ли коротко ли, но амазонки стали вступать в связь с молодыми скифами и даже освоили их язык. Молодые скифы звали амазонок присоединиться к своему племени, но амазонки не согласились и стали жить сами по себе. Так на территории скифов появился новый народ — савроматы, говоривший на искажённом скифском языке. Эта легенда сравнительно недавно нашла реальное подтверждение при раскопках скифских курганов на смежных территориях России и Казахстана, где нашли, в числе прочего, захоронения женщин с доспехами и боевым оружием. Такие же захоронения находили на Кавказе и в северном Причерноморье, где женщины были похоронены с оружием и даже с конской сбруей.

История появления амазонок под стенами Афин связана с именем древнегреческого героя Тезея (Тесея). Историю эту рассказал Плутарх. В одном из своих путешествий по Понту Авксинскому (Черному морю) Тезей приплыл к берегу страны амазонок и высадился там, где был встречен весьма гостеприимно. За это гостеприимство он отплатил черной неблагодарностью, влюбившись в царицу амазонок Антиопу и увезя её на своем корабле в Афины. Для освобождения своей царицы амазонки по суше отправились в Афины и осадили город. Осада длилась 4 месяца и закончилась битвой у стен Акрополя, впрочем, безрезультатной для обеих сторон. Поэтому было заключено перемирие, и амазонки ушли к себе. Антиопу они не освободили, поскольку она сражалась на стороне греков и пала в бою. Вот такие дела творились в древности: за что бились — непонятно.

Свое название амазонки («безгрудые») получили гораздо позже, окончательно оно утвердилось за ними в Южной Америке. Однажды испанцы вступили на территорию племени, которое, как оказалось, подчинялось амазонкам, и местные призвали амазонок на помощь. Амазонки бились против испанцев в первых рядах и проявили беспримерную храбрость и выдающееся воинское искусство. Взять в плен хотя бы одну из них, чтобы показать испанским Католическим Величествам, так и не удалось, как и завоевать страну. А страна эта получила название «Амазония» и река — «Амазонка». Название «Бразилия» появилось потом на основе старокельтских легенд о сказочном острове «О Бразил», острове счастья, населенном женщинами.

Упоминания об амазонках встречаются в легендах и мифах многих народов мира как отзвук древнего матриархата. В этих легендах и мифах амазонкам приписываются многие качества и свойства, большинство которых, впрочем, не нашло исторического подтверждения. Например, передавали, что амазонкам прижигали одну грудь, чтобы было удобнее стрелять из лука. Молодой девушке не разрешалось заводить ребенка до тех пор, пока она не убьет первого врага. Только после этого она становилась полноправной. Как воины амазонки отличались бесстрашием и жестокостью. Поэтому их сравнительно небольшие, полудикие племена наводили какой-то мистический, стихийный ужас даже на крупные города — мегаполисы. Участвовавшие в боях с ними воины-мужчины рассказывали, что победить их можно, только убив всех до одной. Такие же легенды существовали и у персов.

Судя по количеству, уже в наше время, женщин на высших государственных постах в разных странах, можно подумать, что матриархат возвращается, амазонки вновь завоевывают утраченные когда-то позиции. А китайские ученые так вообще считают, что женщины лучше подходят для службы в армии, чем мужчины. Женщины лучше переносят стрессовые ситуации, менее чувствительны к боли, быстрее усваивают новую информацию, лучше приспосабливаются к изменяющейся обстановке и т. д. В Китае уже есть целые воинские подразделения, состоящие из солдат-амазонок.

Да и в России в период ускоренной капитализации оказалось, что женщины быстрее приспособились к новым условиям жизни, чем мужчины. Ведь и до сих пор большинство «челноков» и торговцев составляют женщины. Многие из женщин создали собственные малые и средние предприятия и процветают. И если бы не так называемые «олигархи», подготовленные заранее и отхватившие все самые лакомые куски, и не созданная криминально-чиновничья система, сейчас нашей экономикой руководили бы женщины. Ведь не случайно, когда потребовалось усилить экономический сектор в правительстве России, министрами были назначены женщины. И в российской армии начинает служить все большее число женщин.

Однако, милые женщины, уделяя должное внимание делам и карьере, не забывайте, что вы — самая прекрасная и лучшая половина человечества, и оставайтесь милыми, привлекательными, сострадательными и добрыми, ну, в общем, оставайтесь ЖЕНЩИНАМИ. И всего вам наилучшего!

Обид они никогда и никому не прощали. И Геродот, «отец истории» (так называл его Цицерон), в своем трактате называл их не как иначе как убийцами мужчин! По его словам, племена амазонок, жившие на берегу реки Фермодон (территория современной Турции), наводили ужас на Малую и Южную Азию. Отправляясь в поход с боевыми песнями и плясками во главе с царицей Лисиппой, они еще издалека напоминали о недружелюбных намерениях. Амазонки вихрем сметали на своем пути врагов, удивляя мужчин своей прекрасной воинской выучкой и строжайшей дисциплиной. Эти, мягко говоря, бешеные в бою женщины не умели отступать!

Да, они не любили мужчин, можно сказать, фибрами души люто ненавидели представителей сильного пола. Амазонки держались одного неукоснительного правила, о котором упомянет автор «Истории» Геродот. Оно гласило: ни одна девушка не должна познать мужчину, пока не убьет врага. А кто первейший враг амазонки, догадаться нетрудно. Жестокие нравы в царстве женщин до сих пор тенью ужаса проносятся в памяти людей. Мужчины были для амазонок неким временным материалом для продолжения рода. Раз в год, завершив свое предназначенное от природы дело, они пачками гибли от боевых топоров воительниц. Некоторым, конечно, везло. Но условно. Некоторых пленников превращали в домашних нянек, которые приглядывали за своими же малолетними дочерями и тащили на своих крепких плечах все хозяйственные заботы. Правда, позже амазонки отказались от этой практики и приходящим будущим отцам старались не причинять вреда. Они даже возвращали мужчинам новорожденных мальчиков, чтобы те счастливыми и довольными покидали стан воительниц.

Античные авторы не уставали воспевать беспримерную отвагу амазонок, которые нередко участвовали в совместных с мужчинами военных кампаниях. По словам римского историка Диона Кассия, император Коммод, известный своим буйным нравом и невменяемым поведением, выходил на арену Колизея и жестоко бился как с гладиаторами, так и со зверями. Повергая их мечом, он заставлял сенаторов и зрителей кричать: «Ты – властелин мира! Во славе своей подобен ты амазонкам!» Кстати, великий Гомер не любил амазонок и в своих сказаниях об аргонавтах вывел воительниц фуриями – отвратительными и мерзкими существами. Может быть, слепой поэт поверил слухам, что они отрезают себе левую грудь, дабы не мешала меткой стрельбе из лука. И, мол, стараются вытравить в себе все женское и привлекательное.

Мы вряд ли согласимся с этим мнением, потому что древнегреческие живописцы изображали амазонок красивыми женщинами, не лишенными сексуального обаяния. Однажды царица амазонок Фалестра пришла в лагерь к Александру Македонскому с необычным предложением. Вот как описывает это событие в своей книге древнегреческий историк Диодор Сицилийский. Пораженный красотой воительницы, великий полководец услышал следующие слова: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Впрочем, первое яркое впечатление от встречи с царицей не помешало Александру Македонскому почти полностью уничтожить племена амазонок и развеять их по миру. Пройдет некоторое время, и эти необычные, загадочные женщины не появятся более ни в одном уголке земли. Они исчезнут, оставят после себя яркий незабываемый след и мифы о своем славном прошлом. И сдается, что с каждым веком они обрастают фантастическими подробностями, в которые мало кто верит. Возможно, это создается ради одной «благородной» цели: женщины стыдятся, что они когда-то были очень жестоки, а мужчины не желают верить, что когда-то были нещадно биты и ходили у них под пятой. С подобным мнение в корне не согласны археологи, которые время от времени находят захоронения, свидетельствующие о реальном существовании амазонок.

О.БУЛАНОВА

Предания об амазонках распространены по всему миру. Естественно, в разных странах они именуются по-разному. Но дошедшие до нас и, к счастью, записанные сказания – несомненный отголосок древнейшей эпохи, когда миром правили женщины.

В 1741 году аббат Гюйон выпустил в свет в Брюсселе “Историю древних и современных амазонок”, полную весьма любопытных сведений. Но тем, кто интересуется вопросом об амазонках, следует прежде всего обратиться к легендам об амазонках, представленных в греческой мифологии.

Многие из нас, даже из курса истории средней школы, знают, что убеждение в существовании амазонок было распространено в Греции в самой отдаленной древности. Непобедимый Одиссей “встречался” с ними в одноименном произведении Гомера; отзвуки его можно найти в “Иллиаде” – в эпизоде, рассказывающем о любви между Ахиллом и царицей амазонок.

Собственно, для многих из нас знакомство с амазонками на этом и заканчивается. Однак, все оказывается гораздо более интересным. Все древнегреческие легенды упоминают о воинственном народе женщин – “мужененавистниц” (другое толкование слова амазонки – “равные мужчинам”).

Древнейший в греческой литературе рассказ об амазонках принадлежит историку Геродоту (5 век до н.э.). Он упоминает, в частности, что “относительно браков соблюдается у амазонок следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж прежде чем не убьет хотя бы одного врага; некоторые доживают до старости девушками, потому что не могли выполнить это требование”.

В свою очередь, знаменитый древнегреческий медик Гиппократ (V век до н.э.) рассказывает об амазонках еще более удивительные истории: “Правой груди они не имеют, так как еще в младенчестве матери накладывают на эту грудь специально для этого сделанный медный инструмент в накаленном состоянии и прижигают, чтобы прекратить рост груди и чтобы вся сила перешла к правому плечу и правой руке”.

Можно не доверять тому, что сообщают древний историки. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находили женские погребения, в которых, как и в мужских, было оружие.

В главе 53-й своей “Исторической библиотеки” великий историк античности Диодор Сицилийский (I век до н.э.) рассказывает нам даже о том, как царица амазонок Мирина, собрав из женщин-воительниц сильную армию, смогла с ее помощью завоевать легендарную Атлантиду!

Как это ни парадоксально, стойкое убеждение в существовании народа женщин постоянно имело место в стародавние времена, охватывая все древние культуры. Чем глубже проникаем мы в события той отдаленной эпохи, тем к более удивительным выводам мы приходим: амазонки существовали не только в Греции, но и в Европе и даже на Русском Севере! Более того, во множестве европейских стран не найти фольклора, в котором не упоминалось бы о далеких временах, когда женщины играли доминирующую роль в магии и в религии.

Считалось, что они владели искусством иллюзии, умели вызывать бури, покрывать землю туманом, чтобы внести замешательство в ряды войск противника или укрыть себя от глаз неприятеля.

Они владели искусством преобразования тела. Они умели видеть на большом расстоянии. Они умели пророчествовать.

Первое в европейской литературе упоминание об амазонках Европы принадлежит историку короля Карла Великого Павлу Диякону (ок. 720 – ок. 799). Рассказывая о Германии, он сообщает, что “и по сегодняшний день в глубинах Германии еще существует народ этих женщин”. Если учесть, что эти строки были написаны в конце VIII века н.э., то приходится признать, что эти удивительные создания жили и в христианскую эпоху.

Другой областью местопребывания амазонок в Европе оказывается древняя Чехия, о чем повествует в начале ХII столетия старейший чешский историк Козьма Пражский: “В ту пору, – рассказывает Козьма, – чешские девушки росли на свободе, владели оружием и выбирали своих предводительниц. Не их мужчины, а сами они когда и кого хотели брали себе в мужья. Смелость женщин дошла до того, что они соорудили недалеко от города Праги на скале неприступную крепость, которую назвали Девин”.

Другой историк добавляет даже, что “амазонки древней Чехии, чтобы обезопасить себя от захвата власти со стороны мужчин, выжигали мальчикам правый глаз и отрезали им большой палец на правой руке”.

Дальше еще интереснее. По широко распространенному представлению, местопребывание европейских амазонок обозначается на севере Европы, в частности, в районе Балтийского моря. Первым автором, сообщившим об этих северных, или балтийских, амазонках был арабский путешественник и автор путевых заметок еврейского происхождения Ибрахим ибн Якуб.

Его путевые заметки о славянских странах, датируемые 965 годом, указывает, что “в соседстве с руссами находится город женщин. Они владеют землями и рабами. Они беременеют от своих рабов и когда кто-либо из них родит сына, то убивает его. Они ездят верхом и сами ходят на войну, отличаясь смелостью и храбростью”.

Знаменитый арабский географ и путешественник первой половины ХII столетия Аль- Идриси рассказывает, что в Северном океане существуют два острова, называемых “островами амазонок”, а северогерманский хронист, историк и географ Адам Бременский (после 1081), описывая европейский север, указывает: “Около восточного берега Балтийского моря обитают амазонки, почему и земли эти называют “землей женщин”. Они избегают общения с мужчинами; если те являются, то они храбро их прогоняют”.

Старинная хроника Норвегии также повествует о диких, туманных берегах Белого моря, где находилась “земля девушек”. Ей вторит и одна из старинных русских книг, так называемый Азбуквин. В частности, так можно прочитать следующее: “Амазонки есть в Мурских странах”. Исследователи данного текста предполагают, что “мурские страны” здесь означает “мурманские страны”, то есть земли, и речь идет о Кольском полуострове.

Приведенные выше сообщения о северных амазонках не остались незамеченными историками и неоднократно комментировались в исторической литературе. При этом часто повторялась высказанная догадка, что все эти известия имеют своим источником старинные представления народов страны квенов – древнейшего населения нынешней Финляндии и сопредельных районов, в том числе и части территории современной Карелии.

Также историки ссылаются на “Историю Норвегии” – латиноязычную хронику, охватывающую историю норвежских конунгов (правителей) с древнейших времен до 1115 года. Хроника сохранилась в единственной рукописи середины ХV столетия и стала доступна современному читателю, в том числе, благодаря изданной в Петрозаводске в 1990 году книге “Письменные известия о карелах”, авторским коллективом которой являлись С. Кочкуркина, А. Спиридонов и Т. Джексон.

Кроме “Истории Норвегии”, в данном издании впервые приводится свод древнескандинавских письменных источников по истории Карелии. Особая ценность этих источников определяется тем, что в них имеется информация по истории карельского края до ХII столетия – времени, практически совершенно не освещенному в русских письменных памятниках.

На северо-восток, – указывается в “Истории Норвегии”, – простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные язычеству, кирьялы (древние карелы) и квены, рогатые финны (в данном случае автор “Истории” подразумевал саамов) и те и другие бьярмоны (жители легендарной Бьармии). Но мы не знаем точно, какие племена обитают за этими.

Однако когда некие моряки стремились проплыть от Ледяного острова (современная Исландия) к Норвегии и встречными бурями были отброшены в зимнюю область, где приблизились между вириденами (гренландцами) и бьярмонами, где, как свидетельствуют, обретались люди удивительной величины и была “страна дев”, поскольку Квенланд (племя квенов) переводится как “Страна дев”.

Данные сведения перекликаются с рассказами норвежца Оттара, изложенными в “Орозии короля Альфреда” конца IХ столетия, – этот на триста лет более ранний источник также упоминает квенов, финнов (терфиннов) и бьярмов. Однако присутствие древних карелов в этом регионе впервые фиксируется именно “Историей Норвегией”. Согласно контексту, кирьялов уже до 1170 года встречали где-то вблизи областей расселения квенов и финнов.

У соседствующих с карелами славян тоже есть свои народные сказания и былины об “амазонках”, женщинах-воинах – поляницах. В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их.

Русские летописи также сообщают о женщинах-воительницах, которые принимали участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов. Причем участие их заключалось не только в том, что они лишь подносили стрелы или поливали врагов со стен кипятком и смолой, но и в конкретных сражениях – с оружием в руках.

Известно, что в 1641 году, во время известного “Азовского сидения”, в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон. Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать…

Казалось бы, что удивительного в легендах об амазонках? А удивительно здесь то, что мужские поступки совершает женщина. Но, что еще более удивительно, – ее современникам эти поступки не казались чем-то из ряда вон выходящими. Дело в том, что мужественность была чертой, общей для людей того времени – и мужчин, и женщин. Это были века силы, отваги и славных дел.

Между прочим, о мужестве славянских женщин в языческую эпоху можно прочесть еще в византийских рукописях. Летописцы рассказывают, что во времена войны Святослава с греками, после одной жестокой битвы, когда греки стали раздевать убитых “скифов”, то нашли немало женских трупов. Оказывается, эти женщины на равных сражались среди мужчин.

“Мужество и мудрость в том далеком от нас времени являлись не только положительными свойствами характера и ума, но и вещею силою, приближавшею человека к богам, – читаем в книге русского историка Ивана Забелина “Домашний быт русских цариц”. – Вообще, языческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках хранится врачевание, колдовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил”.

С течением времени, исторические заметки о загадочных амазонках все более привлекают внимание специалистов. Возможно, изучение данного направления еще более обогатит наши представления о предыстории народов, населявших северные территории Европы, в том числе и народов, проживавших на территории современной Карелии.

Обид они никогда и никому не прощали. И Геродот, «отец истории» (так называл его Цицерон), в своем трактате называл их не как иначе как убийцами мужчин! По его словам, племена амазонок, жившие на берегу реки Фермодон (территория современной Турции), наводили ужас на Малую и Южную Азию. Отправляясь в поход с боевыми песнями и плясками во главе с царицей Лисиппой, они еще издалека напоминали о недружелюбных намерениях. Амазонки вихрем сметали на своем пути врагов, удивляя мужчин своей прекрасной воинской выучкой и строжайшей дисциплиной. Эти, мягко говоря, бешеные в бою женщины не умели отступать!

Да, они не любили мужчин, можно сказать, фибрами души люто ненавидели представителей сильного пола. Амазонки держались одного неукоснительного правила, о котором упомянет автор «Истории» Геродот

Оно гласило: ни одна девушка не должна познать мужчину, пока не убьет врага. А кто первейший враг амазонки, догадаться нетрудно. Жестокие нравы в царстве женщин до сих пор тенью ужаса проносятся в памяти людей. Мужчины были для амазонок неким временным материалом для продолжения рода. Раз в год, завершив свое предназначенное от природы дело, они пачками гибли от боевых топоров воительниц. Некоторым, конечно, везло. Но условно. Некоторых пленников превращали в домашних нянек, которые приглядывали за своими же малолетними дочерями и тащили на своих крепких плечах все хозяйственные заботы. Правда, позже амазонки отказались от этой практики и приходящим будущим отцам старались не причинять вреда. Они даже возвращали мужчинам новорожденных мальчиков, чтобы те счастливыми и довольными покидали стан воительниц.

Античные авторы не уставали воспевать беспримерную отвагу амазонок, которые нередко участвовали в совместных с мужчинами военных кампаниях. По словам римского историка Диона Кассия, император Коммод, известный своим буйным нравом и невменяемым поведением, выходил на арену Колизея и жестоко бился как с гладиаторами, так и со зверями. Повергая их мечом, он заставлял сенаторов и зрителей кричать: «Ты – властелин мира! Во славе своей подобен ты амазонкам!» Кстати, великий Гомер не любил амазонок и в своих сказаниях об аргонавтах вывел воительниц фуриями – отвратительными и мерзкими существами. Может быть, слепой поэт поверил слухам, что они отрезают себе левую грудь, дабы не мешала меткой стрельбе из лука. И, мол, стараются вытравить в себе все женское и привлекательное.

Мы вряд ли согласимся с этим мнением, потому что древнегреческие живописцы изображали амазонок красивыми женщинами, не лишенными сексуального обаяния. Однажды царица амазонок Фалестра пришла в лагерь к Александру Македонскому с необычным предложением. Вот как описывает это событие в своей книге древнегреческий историк Диодор Сицилийский. Пораженный красотой воительницы, великий полководец услышал следующие слова: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь – забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Впрочем, первое яркое впечатление от встречи с царицей не помешало Александру Македонскому почти полностью уничтожить племена амазонок и развеять их по миру. Пройдет некоторое время, и эти необычные, загадочные женщины не появятся более ни в одном уголке земли. Они исчезнут, оставят после себя яркий незабываемый след и мифы о своем славном прошлом. И сдается, что с каждым веком они обрастают фантастическими подробностями, в которые мало кто верит. Возможно, это создается ради одной «благородной» цели: женщины стыдятся, что они когда-то были очень жестоки, а мужчины не желают верить, что когда-то были нещадно биты и ходили у них под пятой. С подобным мнение в корне не согласны археологи, которые время от времени находят захоронения, свидетельствующие о реальном существовании амазонок.