Школьная олимпиада по русскому языку 7. Расставьте ударения в словах. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно

Задания 7- 8 класс

Задание 1.

    Перепишите слова, вставив пропущенные буквы: г..рбатый, г..рдиться, г..ревать, г..рловый, г..рняк, г..рючее.

    В каком слове есть чередующийся гласный корня?

    Почему он обозначается этой буквой? Выпишите слова с омонимичными корнями и приведите к каждому слову по одному примеру однокоренной единицы. (8 баллов)

Задание 2.

    Определите, чем отличаются слова коров, сов, основ, подков от слов столов, ковров, дубов, зубов. Объясните, в какой ряд будет включена форма голов . (10 баллов)

Задание 3.

    Прочитайте словосочетания и выпишите имена числительные. К каким частям речи относятся остальные выделенные в словосочетаниях слова? Двадцать лошадей, двое друзей, двойные рамы, играть впятером , очередная двойка , пятидесятилетний мужчина, пятисотый посетитель, удвоение расходов, утроить сумму, шестидесятые годы. (10 баллов)

Задание 4.

    Каким членом предложения может быть выделенное слово? От чего это зависит? На сверкающем золотом штиле развевался флаг. (3 балла)

    Свинцовые тучи, свинцовая пластина, свинцовые туманы, свинцовая усталость.

    Шоколадный загар, изумрудные глаза, бархатная кожа, пшеничные усы. (4 балла)

Задание 6. Прочитайте отрывок из Псковской 3-ей летописи и выпишите два наречия меры и степени

В то время в нощь бысть туча грозна и страшна велми, молниа и блистаниа и гром страшен

зело, и взя перемирье с вороначаны; и вороначани послаша весть ко Пскову, и он взя

перемирье убояшася страшныа и грозныа тоа туча. (4 балла)

Задание 7. Даны фразы из энциклопедии для детей, расположенные не по порядку. Восстановите

    Автотрофы (от греч. «автос» - «сам» и «трофос» - «пища») питают себя сами, т.е создают органические вещества из минеральных, используя энергию света.

    Всем живым существам нужна пища как источник энергии для роста и жизнедеятельности.

    Гетеротрофы (от греч. «гетеро» - другой и «трофос» - «пища») нуждаются в уже готовых органических веществах и должны поедать другие организмы.

Задания 7- 8 класс (ответы)

Задание 1.

    Горбатый, гордиться, горевать, горловый, горняк, горючее – 0,5 б за правильное написание, всего 3 балла.

    Горючее – 1 б за указание слова. 1б – за объяснение: в безударной позиции пишется корень ГОР, в ударной – ГАР (2б)

    Горючее, горняк, горевать (по 0,5б за слово, всего -1,5б); гореть, горелка и т.п, гористый, горка и т.п, горе, горемыка. (по 0,5 б за слово, всего 1, 5б). (8 баллов )

Задание 2. Первый ряд образуют сущ-ные женского рода 1 склонения с нулевым окончанием,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание нулевого

всего 3балла).

Второй ряд образуют сущ-ные мужского рода 2 склонения с окончанием- ОВ,

выражающим значение Родит. падежа множеств. числа. (1б за указание

окончания, 1 б за указание значения окончания, 1б за указание рода сущ-ного/ склонения,

всего 3балла).

Форма голов может быть включена в оба ряда: Род.п множ.ч слова – голова и Род. п.

множ.ч слова – гол .(0,5 б за отнесение слова только к первой группе, или 0,5б за

отнесение слова только ко второй группе, или 3 балла за отнесение слова к обеим группам.

(10 баллов)

Задание 3. 1б – за числительное: двадцать , двое , пятисотый , шестидесятые . (Всего -4б).

(10 баллов) 1б – за определение части речи: впятером (наречие), двойка, удвоение (сущ-

ное), двойные, пятидесятилетний(прилагат), утроить (глагол). (Всего – 6б) (10 баллов).

Задание 4. По 1б – за определение синтаксической роли. 1 б – за комментарий.

На сверкающем (как?) зОлотом (обстоятельство);

на (каком?) золотОм шпиле (определение). (3 балла)

Задание 5. Найдите четвёртое лишнее. Поясните свой выбор.

    В первой цепочке лишнее словосочетание свинцовая пластина , т.к прилагательное употреблено в прямом значении « сделанный, изготовленный из свинца », а в остальных случаях в переносном.

    Во второй цепочке лишнее словосочетание бархатная кожа, т.к в основе переноса наименования лежит сходство общих впечатлений, а в остальных случаях – сходство цвета. Баллы: за каждый правильный ответ по 1; за каждое пояснение по 1б. (4 балла)

Задание 6. Велми, зело по 2б за каждое слово. (4 балла)

Задание 7. Порядок фраз: 2 -4 -1 -3 (1б)

Обоснование: Текст может начинаться только с предложения 2, которое содержит общее

утверждение о свойстве всех живых существ (1б).

В предложении 4 живые существа называются организмами и делятся на две группы.

Это предложение должно быть вторым. Предложения 2 и 4 связаны с помощью синонимов

существа и организмы , однокоренных слов пища и питание (1б)

В предложениях 1 и 3 характеризуется каждая группа организмов.

Предложения 4 и 1, 4 и 3 связаны с помощью лексического повтора автотрофы и

гетеротрофы (2б).

Предложение 1 следует раньше предложения 3, т.к автотрофы , о которых в нем идет речь,

во втором предложении текста упоминаются первыми (1б) (6 баллов).

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Подберите к словам Грусть , Темнота, доброта, вежливость антонимы.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий – …….. редкостный; 2) Лень – …. ленивец; 3)Цена – …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

10.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Ответы и критерии оценивания

1. Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)

2. ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)

3. Грусть – радость , Темнота – свет, доброта – злость, вежливость Грубость. (4 балла)

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)

5. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)

6. Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец

(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

Бесценность (суффиксальный). (3 балла)

7. 1. Кот наплакал.

2. Вилами по воде писано.

3. Черепашьим шагом. (3 балла)

8. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

10. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел ! Как он Смел ? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9. Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное) ! Как он Смел (глагол) ? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, имитация, пролог .

3. В каком из предложений слово Пробежала Употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

5.Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?

В полях, не кошенных Косой ,

Все утро дождик шел Косой .

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла ,

В ладонь цветка она Стекла . (Л. Кондырев.)

7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц, Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)

1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)

2.Актуальный - важный; Антракт - перерыв; Лозунг - призыв; Миссия - представительство, роль; Финал- завершение, конец; Эпилог – заключительная часть; имитация - подражание, подделка; Пролог - вступительная часть. (8 баллов)

3. Во 2-м и 3-м предложениях слово Пробежала употреблено как метафора. (2 балла)

4.Грамм - граммов; Дело – дел; Мандарин - мандаринов; Носки - носков; Помидор - помидоров; Рельсы - рельсов; Чулки - чулок; Яблоки - яблок.(4 балла)

5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)

6.В полях, не кошенных Косой (существительное),

Все утро дождик шел Косой (прилагательное).

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла (существительное),

В ладонь цветка она Стекла (глагол). (Л. Кондырев.)

Языковое явление – омонимы. (6 баллов)

7.Зарубить на носу - запомнить; Мозолить глаза - надоедать; Точить лясы - разговаривать; Клевать носом - дремать. (4 балла)

8.Пять - количественное числительное; Пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; Пятерка - существительное; Пятак - существительное; Впятером - наречие; В-пятых - наречие. (7 баллов)

9. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,

Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.

Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)

10. Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место


Олимпиада по русскому языку 7 класс

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс

1. В каком ряду все предлоги непроизводные:

  • А) на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели
  • Б) от дальней горы, из-за тумана, через дорогу
  • В) по дороге, ввиду непогоды, с приездом

2. В каком варианте ответа в обоих наречиях пропущена одна и та же буква?

  • А) блестящ.., хорош..
  • Б) снов.., надолг..
  • В) издавн.., занов..
  • Г) искос.., дочист..

3. В каком предложении на месте точек пишется ни:

  • А) Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.
  • Б) Когда н.. придёшь к подруге, она болтает по телефону.
  • В) Отроду н.. выезжал он на охоту без Дубровского.
  • Г) Н.. раз выходил он победителем из боя.

4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания.

  • А) Светилась, падая, ракета.
  • Б) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.
  • В) Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.
  • Г) Замедляя ход, к станции подошел поезд.

5. Какую функцию выполняет план?

  • А) определить главную мысль текста
  • Б) определить количество абзацев
  • В) высказать мысли последовательно, не пропустить важное
  • Г) определить неизвестное

6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) К старухе приходила помогать по дому соседская девчонка, по характеру своему угрюмая и всем (не)довольная.
  • Б) Женихи Пенелопы даже не подозревали, что (не)кто иной, как сам Одиссей, жестоко отомстит им.
  • В) По мнению Вольтера, если драматургу (не)достаёт вкуса и меры, то не стоит заниматься сочинительством.
  • Г) В финале трагедии, (не)взирая на все провокации Мефистофеля, ангелы спасают бессмертную сущность Фауста, чья жизнь «в стремлениях прошла».

7. Укажите признаки наречия:

  • А) не изменяется ни по числам, ни по лицам
  • Б) не изменяется ни по родам, ни по лицам
  • В) не изменяется ни по родам, ни по числам
  • Г) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по лицам

8. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  • А) Слышался (не)прекращающийся шум ливня
  • Б) Казалось, живописное полотно (ни)чем не заинтересовало гостя.
  • В) (Не) глубокая, но быстрая речка Варварка протекала вдоль опушки.
  • Г) Поздняя осень, но поля до сих пор (не)укрыты снегом.

9. В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

  • А) (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения
  • Б) (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток
  • В) (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы

10. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

  • А) тон…т в воде, увенч…нный
  • Б) распиш…шься, перенаправл…нный
  • В) движ…тся, муч…мый сомнениями
  • Г) покраш…нный, вспомн…вший

11. Какая часть слова отсутствует у деепричастия?

  • А) приставка
  • Б) суффикс
  • В) окончание
  • Г) корень

12. От глагола «улыбаться» образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени:

  • А) улыбающийся, улыбавшийся
  • Б) улыбающийся, улыбнувшийся
  • В) улыбавшийся, улыбнувшийся

13. По какому признаку деепричастие схоже с наречием?

  • А) не изменяется
  • Б) изменяется по родам, падежам, числам
  • В) оканчивается на о-е

14. Какая из нижеприведенных частиц служит для выражения сомнения?

  • А) лишь
  • Б) ли
  • В) же
  • Г) ни

15. Укажите союз:

  • А) что же
  • Б) чтобы
  • В) что-то
  • Г) по

16. В каком причастии на месте пропуска пишется буква И?

  • А) запуска…мый
  • Б) жела…мый
  • В) слыш…мый
  • Г) привлека…мый

17. Чем является в предложении "Птицы, поющие в лесу, нарушали тишину" действительное причастие «поющие»?

  • А) подлежащим
  • Б) определением
  • В) дополнением

Ответы к олимпиаде по русскому языку 7 класс

Номер задания Правильный ответ
1 Б
2 Г
3 Б
4 В
5 В
6 Б
7 Г
8 Г
9 А
10 Б
11 В
12 А
13 А
14 В
15 Б
16 В
17 Б

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Прокопьевская основная общеобразовательная школа № 18»

Задания для школьного этапа

Всероссийской олимпиады

по русскому языку для 7-8 классов

Материалы разработала:

учитель русского языка и литературы

Зуева Наталья Александровна

2015 – 2016 учебный год

7 класс

2015-2016 учебный год

    Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.

    В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.

    Скучно, конечно, нарочно, удачно;

    бассейн, крем, тест, термин;

    что, нечто, чтобы, кое-что;

    шалить, шаги, лошадей, шампунь.

    Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

    Писать > … > писательский.

    Пять > … > пятёрочка.

    Держать > … > придерживание.

    Шелест > …> зашелестеть.

    Думать > … > обдумывать.

    Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,

юго – западный, красноватый.

    Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

    Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

    пришел не вовремя;

    очень болтлив;

    очень робок;

    держится неестественно прямо;

    часто меняет свои решения;

    бесследно исчез;

    всегда выполняет свои решения;

    сам не пользуется и другим не даёт.

    Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

    Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.

    Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

    Тысяча солдат бросилась в атаку.

    Я склонен, что его решение ошибочно.

    Чехов не мог остаться в стороне этих событий.

    Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.

    Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.

    Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

    Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

    Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

    Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

    В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

    «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.

    «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.

    Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

    Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

    Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

    А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.

в 7 классе

    Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.

    «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)

    Словообразовательные цепочки:

    Писать - писатель – писательский;

    Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;

    Держать – придержать – придерживать – придерживание;

    Шелест – шелестеть – зашелестеть;

    Думать – обдумать – обдумывать.

Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)

    1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Приставочный способ : созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. - 4 б.)

    Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)

    1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)

    Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.

Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.

Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.

Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)

    Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

    1) Тысяча солдат бросились в атаку.

2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.

3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.

4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

    Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).

    Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)

    Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.

Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 52 б.

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

8 класс

2015-2016 учебный год

    Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

    Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучн ый, жужж ать, нечт о, детс кий, нарочн о, нарочн ый (ударение на 1-ый слог), сж ать.

    Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

    Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

    Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

    Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

    Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

    Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

    И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).

    Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).

    Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

    Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

    Выберите правильный ответ. Докажите.

    Все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

    Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду.

    Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

    Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

    Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

    Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

    У меня сегодня праздное настроение.

    Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

    Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

    Открывая окно, в класс влетел воробей.

    Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

    Сре дства, углуби ть, ша рфы, щеко тно, много директоро в, досу г, до чиста, наме рение, обеспече ние.

    Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

    Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу слов (макс. - 4 б.)

    Про-ис-хожд-ениj -э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. – 2 б.)

    Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный, несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться чем – либо, применять, употреблять что-либо,овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)

    Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

    1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

    Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду. Например, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения: Осло (город – м.р.), Токио (город – м.р.), торнадо (ветер – м.р.), кофе (м.р.), маэстро (м.р.) и т.д.

Оценка: 1 балл (макс. – 1 б.)

    Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв; финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

    На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах; антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)

    1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

2)У меня сегодня праздничное настроение.

3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

    1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, - автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. – 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ – 41 балл.

7 класс

Задание 1

  1. Определите, сколько раз звуки, составляющие слово день, встречаются в следующем тексте.

Мы ехали шагом,

Мы мчались в боях

И «Яблочко»-песню

Держали в зубах.

Ах, песенку эту

Доныне хранит

Трава молодая -

Степной малахит.

М. Светлов

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 4,5 балла

Ответ: [д , эн , ]: [д , ] – 1 раз; [э] – 5 раз; [н , ] – 3 раза.

Задание 2

Сгруппируйте слова по месту ударения (А – первый слог, Б – второй слог,

В – третий слог, Г – четвертый слог):

1) позвонит; 2) договор; 3) балованный; 4) газопровод; 5)диспансер;

6) гнездовище; 7) ходатайство; 8) упрочение; 9) стрельбище;

10) сомкнутый; 11) сливовый; 12) ракушка.

Ответ:

А: стрельбище, сомкнутый, сливовый, ракушка;

Б: балованный, ходатайство, упрочение, ракушка;

В: позвонит, договор, гнздовище, диспансер;

Г: газопрвод

По 0,5 баллу за правильный ответ, всего 6 баллов

Задание 3

К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; помеха; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

10 баллов

Ответ

Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; помеха – преграда, препятствие; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь – присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

Задание 4

Мы говорим: Дом сгорел дотла.

Что такое тло ?

5 баллов

Ответ

Обычно смысл выражения дотла связывают с глаголом тлеть. На самом деле тло значит основание. Сгореть дотла – сгореть до основания.

Задание 5

Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый(-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

За каждый пример по 1 баллу, всего 3 балла

Ответ

А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.

Задание 6

Найдите местоимения в этом предложении, определите их разряд.

Представьте себе радость какого-нибудь филолога, который, увидев несколько книг на незнакомом языке, вдруг обнаружит, что он понимает некоторые слова, знает те или иные выражения и чувствует, что при желании сам может прочитать эти книги.

По 0,5 балла за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Себе – возвратное

Какого-нибудь – неопределённое

Который – относительное

Несколько – неопределённое

Он – личное

Некоторые – неопределённое

Те – указательное

Иные – определительное

Сам – определительное

Эти – указательное

Задание 7

«Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.

Коня узнают по зубам… хороший умом… вторая натура… Конь играет удилами… Плохой человек славится озорством… Что хорошему человеку помеха… … человека по речам. …болтун языком. … то дурному утеха… Привычка.

По 1 баллу за правильный ответ, всего 5 баллов

Ответ

Коня узнают по зубам, человека — по речам.

Конь играет удилами, болтун — языком.

Плохой человек славится озорством, хороший — умом.

Привычка — вторая натура.

Что хорошему человеку помеха, то дурному – утеха.

Задание 8

Прочитайте текст, озаглавьте, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

Есть в истории… нашей страны одна праздничная дата, о которой надо об…зательно помнить всем. Помнить и хр…нить как великую ценность нашей истории и культуры. Это пр…здник Победы – 9 Мая.

Хранить пр…здник – значит, сохранять в душе то чу…ство единения, в к…тором спл…лись гордость за Отечество гореч… непомерных утрат радость возрождения к жизн… надежды на буд…щее любовь к людям веры в добро. Праз…ник Победы – это праз…ник жизни, победивш…й смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связ…вать пок…ления живым огнем сердечного общения пам…тью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праз…ника старшим – в…теранам служившим во благо Отчизны.

15 баллов

Ответ

Подарить радость

Есть в истории нашей страны одна праздничная дата, о которой надо обязательно помнить всем. Помнить и хранить как великую ценность нашей истории и культуры. Это праздник Победы – 9 Мая.

Хранить праздник – значит, сохранять в душе то чувство единения, в котором сплелись гордость за Отечество, горечь непомерных утрат, радость возрождения к жизни, надежды на будущее, любовь к людям, веры в добро. Праздник Победы – это праздник жизни, победившей смерть. И в этом его великий, не только символический, и конкретный смысл.

Пусть этот день навсегда будет связывать поколения живым огнем сердечного общения, памятью Победы. Пусть младшие никогда не забудут подарить радость праздника старшим – ветеранам, служившим во благо Отчизны.