Психология привлекательности: почему внешней красоты не достаточно. Физическая привлекательность (из книги «Социальная психология»)

Каждый из нас желает быть интересным и привлекательным.
Если красота это то, что дано природой, то привлекательность это то, что приобретается, это навыки!
Привлекательность - способность объекта (или субъекта) притягивать к себе позитивное внимание, вызывать интерес, радость и желание повторить контакт. А также купить, приобрести, чтобы привлекательная вещь радовала человека позже.

Привлекательность человека - совокупность качеств и черт (личностных, профессиональных, социальных), которые выделяют человека на фоне других и делают его интересным для окружающих.
Стратегия влияния - игра, желание и интерес.
Привлекательность - это не обязательно харизма. Привлекательным может быть человек и без харизмы, но, например, с высоким социальным статусом. Известный или знаменитый.
Виды привлекательности
Физическая привлекательность - привлекательность тела, лица и манер поведения. Сюда же входит сексуальная привлекательность.
Личная привлекательность - привлекательность человека для других людей: привлекательность его внешности, его способа жизни, отношения к людям и его манеры общения.
Межличностная привлекательность - привлекательность людей друг для друга, факторы и причины, по которым разные люди оценивают друг друга как более или менее привлекательных. В отличие от личностной привлекательности, в которой говорится о "привлекательности вообще", в межличностной привлекательности говорится о привлекательности между двумя конкретными людьми. Если ты нравишься вообще и многим, из-за этого ты как раз можешь не понравится человеку конкретному...
Социальная привлекательность - привлекательность человека в связи с его положением в обществе, в связи его репутацией, связями и возможностями.

Если вы мужчина и хотите привлечь внимание к себе в интернете, то разместите на своей страничке своё фото, на котором вы находитесь в окружении женщин. В идеале, на фото рядом с вами улыбающиеся спутницы должны всем своим видом показывать, как им хорошо и приятно.
Если вы женщина и хотите привлечь внимание мужчин то, разместите на своей страничке, где вы одна или с подругами.
Почему мнение о каком-то человеке звучит убедительнее из чужих уст?
Человек, который хвалит себя, обычно воспринимается негативно. Но если о Нём будут говорить Другие, это уже будет восприниматься положительно. Представьте, что вам надо произнести речь перед аудиторией скептиков. Попросите своего друга или коллегу представить вас и рассказать несколько фактов вашей биографии. То даже если ваши скептики и злопыхатели поймут, что третья сторона не является полностью объективной, они отреагируют гораздо тепле, чем если бы вы сами станете говорить о себе.
Или, скажем, вы хотите создать свою страничку на сайте знакомств. В разделе «О себе» вставьте пару высказываний своих друзей о вас, вашем характере и сильных сторонах.
Одного или двух отзывов может быть недостаточно -трех положительных отзывов вполне.
Материал http://www.myjulia.ru/article/25421/
1. Лицо.Больше 50% мужчин, судя по опросу, даже установив контакт и начав общаться, продолжают удерживать свое внимание вокруг лица незнакомки. Это абсолютное большинство. Не обувь разглядывают, и не маникюр на зуб пробуют, а в глаза смотрят, в глаза! При этом им нравится, когда женщина много улыбается, и не нравится обилие косметики. Треть мужчин, обращающих внимание на лицо, утверждают, что для них не имеют значения мелкие дефекты кожи или асимметрия, если женщина приятна.
Среди самых неприятных мужскому глазу вещей такие, как, например, копченый оранжевый загар и различные виды пирсинга.
Вывод: не надо штукатуриться, надо улыбаться! Бородавка на носу? Не удаляй, улыбайся – и всё нормально! Солярий нас не украшает, а от сережки в носу мужчина побежит от тебя скачками, даже если ты просто спросила, который час.

2. Одежда.
Не фигура под этой одеждой, а именно одежда. И, если в отличие от дам, мужчина не может визуально определить достаток и слабые стороны фигуры, зато он прекрасно видит и длину платья, и степень его приталенности, и глубину декольте. Мы говорим в этом пункте о 17 % больших мальчиков.
Не запоминая деталей, он «сканирует» образ в целом, даже не понимая, что эти бусики тут – для кокетства, а объемная сумка – чтобы зрительно уменьшить фигуру. Закончив «сканирование», он делает вывод «нравится - не нравится», и переходит к следующим вопросам:
1. нравятся – платья, короткие юбки и шорты (кто бы сомневался?), яркие детали в одежде, украшения.
2. не нравятся – чересчур броские, «попугайские» наряды, спортивная одежда на женщине тоже не привлекает, как и экстремальная экипировка по моде эмо, готов, панков, и пр.
3. мужчины не обратят внимания на стрелку на чулках, если ты отвлекла их вырезом на груди. Абсолютное большинство готовы простить мелкие проявления неряшливости, если общий твой вид радует глаз и душу.
Вывод: собираясь знакомиться с мужчиной, следует помнить, что ему нравится женщину разглядывать, так что пусть будет и декольте, и браслетики, и складочки на платье в нужных местах. А что касается мелких неприятностей типа мятой юбки, то лучше уж юбку забыть надеть, чем забыть погладить: тогда точно никто не увидит, что она мятая, да и внешний вид без юбки будет эффектнее.

3. Запах.
Стоимость духов мужчина не определит по запаху, не надо «бальзамироваться» ароматами с ног до головы. Большинство мужчин, реагирующих на запах (а всего их 12 %) раздражаются насыщенным запахом, а вот легкое веяние, намек на аромат им нравится. Оказывается, это вызывает желание сесть к женщине поближе, наклониться, шептать ей на ушко! Вот как девушки, эротика в ход пошла!
Любопытно: даже запах табака набрал меньше негатива, чем избыток духов.
Запомните: ненавязчивый запах – это соблазнительно. Густой щиплющий глаза запах – отталкивает.

4. Волосы.
Даже маленькие девочки знают, что мальчикам нравятся длинные косички. У больших девочек всё в силе: длинные волосы привлекают 9 % мужчин даже больше, чем красивое лицо или фигура. Любители длиннокосых див гордятся волосами подруги, как большой редкостью. При этом для большинства не имеет значения ни цвет длинных волос, ни ухоженность (отросшие корни, например).
К любительницам коротких стрижек требований больше: надо, чтобы было к лицу и сама стрижка не была сильно мужской, или агрессивной. Многим нравится классика – каре и прически в стиле ретро-актрис.
Вывод: не хочешь мороки с волосами – не отрезай. Длинные волосы можно даже не мыть и не чесать, мужчинам они уже и так понравятся, ибо это, оказывается, редкость.

5. Руки и ноги.
Девочкам, наслушавшимся нашего школьного психолога, самое время вновь расстроиться и побежать в аптеку за средством от прыщей. Мальчики обращают внимание на руки далеко не в первую очередь! По крайней мере, большинство мальчиков. А, когда обращают, важны не цвет ногтей и количество колечек, а, чтоб эти руки к ним не прикасались. Манера многих женщин постоянно поглаживать руку мужчины при беседе, приобнимать, поправлять галстук, и всячески тянуть пальчики к офицерскому телу многих бесит. Так не надо делать.
А еще не надо носить длинные хищные ногти. Покрывать их надо только разными оттенками розового. Красный ассоциируется у них со старухами, оказывается, а строгий бело-розовый френч – с порно-фильмами. Так что только розовый, девочки! А, если Ваш мужчина не возражает, чтоб Вы походили с черными ногтями, внимательно к нему присмотритесь: а может он и сам не прочь себе ногти накрасить одним из Ваших лаков?
Ноги мальчикам нравятся длинные, и чтоб росли из короткой юбки. На ногах – туфли, о высоте каблука мнение разные. Кто-то считает шпильку агрессивной, а кто-то очень женственной. Кому-то нравится кошачья походка девочек в лодочках-балетках, а кто-то не признает обувь без каблука вообще. Кому что нравится, короче, но главное – чтоб туфли были, а не салатовые тапки.
Вывод: руками мужчину не хватать, зеленый лак выбросить в окно. Длинных ногтей не носить, и без туфлей не ходить никуда.

Зная выгодные стороны своей внешности, можно стать идеальной незнакомкой: тогда любой за тобой пойдет после первого слова и сам в штабель уляжется. Улыбчивые – улыбаемся, длиннокосые – распускаемся, фигуристые – обтягиваемся и заголяемся. Мужчину руками не трогаем и духами не травим.
Все будем идеальными!
Только так ли это весело?

Межличностная привлекательность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/mezhlichn...
Автор: Н.И. Козлов
Межличностная привлекательность - причины, по которым разные люди оценивают друг друга как более или менее привлекательных.
Межличностная привлекательность ни в одном пункте не отрицает общую психологию привлекательности, но добавляет в нее много новых интересных пунктов. В отличие от личностной привлекательности, в которой говорится о "привлекательности вообще", в межличностной привлекательности говорится о привлекательности между двумя конкретными людьми. Если ты нравишься вообще и многим, из-за этого ты как раз можешь не понравится человеку конкретному...
Основными факторами здесь обычно оказываются:
Физическая привлекательность. На уровне слов люди часто говорят, что им это не очень важно, не самое важное, однако исследования реального поведения показывают, что физическая привлекательность стоит на первом месте, причем не только при первой встрече, но и при последующих.
Территориальная близость. Точнее, не сама территориальная близость, а частота, с которой пути двух людей пересекаются. Большинство людей находят своих друзей среди соседей, коллег или одноклассников.
Сходство. Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений, нравственных ценностей и даже сходство интонаций голоса. Родство душ ведет к взаимной симпатии; противоположности сходятся редко.
Любовь как страстное влечение. Любовь - не просто сильная симпатия. Большинство из нас знают людей, которые им очень нравятся, но которых они не любят, а некоторые из нас даже чувствовали страстное влечение к тому, кто не особенно нравился.
Яркое. При том, что обычно нравится известное, понятное, привычное, в межличностной привлекательности важно среди "прошедших фильтр понятных" оказаться выделяющимся. Если большинство женщин стараются привлечь внимание - к себе, вы можете выделиться как раз тем, что искренне интересуетесь собеседником и ставится в центр внимания не себя, а его.
Выгодное. Прямые или косвенные выгоды, которые человек может получить от другого человека - сильнейший фактор привлекательности. Если конктакт с этим человеком повышает наш статус или хотя бы самооценку, если рядом с ним весело или вокруг него много других полезных людей - такие люди нам более интересны, чем те, общение с которыми не дает никаких радостей и перспектив. На самом деле это огромный класс самых разных вещей - нам приятны те, кому нравимся мы, мы тянемся к тем, с кем вкусно целоваться...
Ровня. Нам неуютно с теми, кто сильно выше нас в культурном или интеллектуальном плане, так же как не хочется быть рядом с тем, кто совсем уж ниже нас. Обычно люди выбирают себе - ровню. Умные при этом ищут ровню, которая была бы немного его повыше, люди с более проблемной психикой - все-таки чтобы рядом был кто-то немного пониже его...
Добрые вложения. А еще нам нравятся те, в которых мы вложились чем-то светлым и добрым. Как писал Л.Н.Толстой: "Мы не столько любим людей за то добро которое они нам сделали, сколько за то добро которое мы им сделали".
Психология привлекательности - причины, которые делают что-то (или кого-то) более привлекательным.
Понятно, что более привлекательным оказывается в первую очередь то, что оберегает нас от опасного и неприятного.
Любое закрытое от ветра и холода помещение привлекательнее того, что снаружи: леденящего мороза и пронизывающего ветра.
Привлекательно все то, что соответствует потребностям тела.
Когда телу хочется пить, привлекательна вода. Когда хочется наоборот, привлекателен туалет. В молодом возрасте привлекателен спорт и хочется побегать, даже когда нужно готовится к экзаменам. В возрасте более пожилом уже привлекателен диван.
Нравится известное, понятное, привычное.
В выборе между известным и неизвестным, понятным и непонятным, знакомым и нет - большинство людей часто незаметным для себя образом выбирают то, что им ближе, понятнее и знакомее. В социальной психологии это иногда называется как эффект «простого попадания в поле зрения»: то, что чаще попадает в поле нашего зрения, становится для нас внутренне ближе и привлекательнее. Уже знакомые люди нам нравятся больше, чем не знакомые. Даже самих себя мы больше любим тогда, когда мы такие, какими привыкли видеть себя.
Людям обычно ближе и больше нравится то, что похоже на них самих.
Взаимной симпатии благоприятствует сходство установок, убеждений, нравственных ценностей и даже Люди выбирают друзей с голосами, похожими на собственные, выяснили американские ученые, статья которых опубликована в научном журнале PLOS ONE .
К такому выводу они пришли в ходе исследования, участниками которого стали несколько десятков женщин и мужчин, а также их друзья.
Ученым удалось установить, что определенные акустические сигналы, характерные для голоса самого человека, являются своего рода «сигналом» для поиска друзей.
Так, человек скорее подружится с такими людьми, у которых совпадают хотя бы некоторые из «сигналов».
" style="box-sizing: border-box; color: rgb(0, 0, 0); text-decoration: none; border-bottom-width: 1px; border-bottom-style: dashed; border-bottom-color: rgb(0, 0, 238); line-height: 19.6000003814697px;">сходство интонаций голоса. Родство душ ведет к взаимной симпатии; противоположности сходятся редко.Из числа проверенного на безопасность нравится скорее яркое, выделяющееся, привлекающее к себе внимание.
Красный цвет виден издалека и привлекает к себе внимание, поэтому красные ленты - ленты праздника, а красна девица значит девушка красивая, привлекательная. С другой стороны, на фоне кричающих цветов и оттенков воспитанных людей привлекает нечто более спокойное и сдержанное.

Факторы межличностной привлекательности

Межличностная привлекательность ни в одном пункте не отрицает общую психологию привлекательности, но добавляет в нее много новых интересных пунктов. Это и территориальная близость, и черты сходства, факт "мы ровня" и многое другое.

Майерс Д.

Что вы нашли (или искали) в своих возлюбленных? Искренность? Красивую внешность? Умение вести беседу? Умные, искушенные люди равнодушны к таким поверхностным качествам, как красивая внешность; они знают, что «красота лишь на поверхности» и что «нельзя ценить книгу по ее обложке». По крайней мере, они знают, как они должны ощущать это. Цицерон советует: «Высшая доблесть и главная обязанность мудреца - не пленяться внешностью». Вера в то, что внешность ничего не значит, может быть другим примером отрицания тех влияний, которые мы в действительности на себе испытываем, потому что сейчас у нас полным-полно исследовательских работ, показывающих, что внешность на самом деле имеет большое значение. Постоянство и распространенность этого эффекта приводит в замешательство. Красивая внешность - очень ценное качество.

"Нам следует искать ум, а не смотреть на внешний облик".
Эзоп, "Басни"

Привлекательность и успех у противоположного пола

Нравится вам это или нет, но в среднем физическая привлекательность молодой девушки является хорошим показателем того, что она часто ходит на свидания. Привлекательность молодого человека является несколько менее надежным средством прогнозирования его успеха у противоположного пола (Berscheid & others, 1971; Krebs & Adinolfi, 1975; Reis & others, 1980, 1982; Walster & others, 1966). Означает ли это, как полагают многие, что женщины более склонны брать себе в качестве девиза слова Цицерона? Или это просто отражает тот факт, что мужчины более инициативны и любвеобильны? Философ Бертран Рассел (Bertrand Rassel, 1930) так не считает: «В целом женщины любят мужчин за характер, тогда как мужчины склонны любить женщин за внешность».

"Личная красота является лучшим поручительством, чем любое рекомендательное письмо".
Аристотель, "Диоген Лаэртский"

Чтобы понять, на самом ли деле мужчины более женщин подвержены влиянию внешности, исследователи давали студентам обоих полов различные материалы с информацией о человеке противоположного пола, в том числе и его фотографию. Или, «случайно» познакомив мужчину и женщину, некоторое время спустя у каждого из них спрашивали, не хотелось бы им продолжить знакомство. В этих экспериментах мужчины в большей степени, чем женщины, ценили внешнюю привлекательность противоположного пола (Feingold, 1990, 1991; Sprecher & others, 1994). Возможно, чувствуя это, женщины более, чем мужчины, беспокоятся о своей внешности и составляют 90% пациентов косметической хирургии (Dion & others, 1990). Но и женщины не так уж безразличны к внешности мужчин. В своем солидном исследовании Элайн Хатфилд (Elaine Hatfield, 1966) и ее сотрудники пригласили на вечер компьютерной танцевальной музыки в «Неделю открытых дверей» 752-х студентов-первокурсников университета Миннесоты. Исследователи заранее протестировали личные качества и способности каждого студента, а затем наугад сформировали пары. На вечере пары танцевали и разговаривали два с половиной часа, а затем сделали перерыв, чтобы каждый участник оценил своего партнера. Насколько надежно тесты на способности и личные качества могут предсказывать возникновение влечения? Кто же нравится больше: тот, кто имеет высокую самооценку или низкий показатель тревожности, или тот, кто отличается от оценивающего своей исключительной одаренностью? Исследователи проверили длинные перечни возможностей. Но, насколько они могли определить, только одна вещь действительно имела значение - физическая привлекательность. Чем привлекательнее была женщина, тем больше она нравилась мужчине и тем больше он хотел встречаться с ней впредь. И чем привлекательнее был мужчина, тем больше он нравился женщине и тем больше она хотела продолжить знакомство. Красота нравится.

Феномен «ровни»

Не всем достается ошеломляюще привлекательный партнер. Так как же двое находят друг друга? Судя по исследованию Бернарда Марстейна (Bernard Murstain & others, 1986), люди формируют пары с теми, кто настолько же привлекателен. Несколько исследований позволили обнаружить строгое соответствие между привлекательностью «половинок» супружеских пар, пар, встречающихся на свиданиях, и даже членов тесных дружеских компаний (Feingold, 1988). Люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности.

Феномен "ровни" : тенденция мужчин и женщин выбирать в качестве своего партнера того, кто является "ровней" по привлекательности и другим чертам.

Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни» . Решаясь к кому-нибудь подойти для знакомства и зная, что другой может ответить «да» или «нет», люди обычно подходят к тому, чья привлекательность примерно соответствует их собственной (Berscheid & others, 1971; Huston, 1973; Stroebe & others, 1971).
Близкие к идеальным соответствия на физическом уровне могут приводить также к хорошим взаимоотношениям, как обнаружил Грегори Уайт (Gregory White, 1980), изучая «встречающиеся» пары Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Те партнеры, которые наиболее соответствовали друг другу по физической привлекательности, с наибольшей вероятностью влюблялись друг в друга через девять месяцев еще сильнее.
Итак, у кого же мы можем предполагать большее соответствие в привлекательности - у супружеских пар или пар «встречающихся»? Уайт, как и другие исследователи, обнаружил, что супруги лучше соответствуют друг другу.
Возможно, это исследование побуждает вас подумать о счастливых парах, в которых привлекательность была различной. В этих случаях менее привлекательный человек имеет компенсирующие качества. Каждый партнер приносит активы на социальный рынок, и соответствующие активы создают равную стоимость. Брачные объявления демонстрируют этот обмен активами (Koestner & Wheeler, 1988; Rajecki & others, 1991). Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; женщины чаще делают обратное: «Привлекательная, яркая женщина, 38, стройная, ищет сердечного мужчину с надежным заработком». Процесс согласования активов помогает объяснить, почему юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе (Elder, 1969).

"Часто любовь - это не что иное, как взаимовыгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получают максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей".
Эрих Фромм, "Общество в здравом уме", 1955

Стереотип физической привлекательности

Действует ли эффект привлекательности только в ситуациях, имеющих сексуальную окраску? Оказывается, нет. Это обнаружили Викки Хаустон и Рэй Булл (Vicki Houston & Ray Bull, 1994), когда с помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми пятнами. В пригородных поездах глазгоского направления пассажиры обоих полов избегали садиться рядом с девушкой, появившейся там с обезображенным лицом. Более того, настолько же, насколько взрослые стремятся к привлекательным взрослым, маленькие дети стремятся к привлекательным сверстникам (Dion, 1973; Dion & Berscheid, 1974; Langlois & Stephan, 1981). Если судить по времени, в течение которого продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают привлекательные лица (Langlois & others, 1987). Взрослые проявляют ту же склонность, когда судят о детях. Маргарет Клиффорд и Элайн Хатфидд (Elaine Hatfield, Clifford & Walster, 1973) давали учителям пятой ступени штата Миссури идентичную информацию о мальчике или девочке, но с фотографиями привлекательного и непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и лучше успевающего в учебе. Представьте теперь себя воспитателем, который должен утихомирить неуправляемого ребенка. Может быть, вы как женщины, о которых пишет в своей работе Карен Дион (Karen Dion, 1972), проявите меньше доброты и участия к непривлекательному ребенку? Печальная истина в том, что большинство из нас соглашаются с так называемым «эффектом Барта Симпсона», то есть невзрачные дети менее способны и социально готовы, чем их прекрасные ровесники.

Стереотип физической привлекательности: презумпция того, что физически привлекательные люди также обладают социально желательными чертами: что красиво, то и хорошо.

Более того, мы искренне считаем, что красивые люди обладают привлекательными для нас чертами характера. Мы полагаем, что при прочих равных условиях более красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей, правда, не честнее и не заботливее по отношению к другим (Eagly & others, 1995; Feingold, 1920; Jackson & others, 1995). В коллективистской Корее, где забота о других и честность ценятся выше, чем уверенность в себе, именно эти черты ассоциируются с привлекательностью (Wheeler & Kim, 1997). Собранные вместе, эти представления дают стереотип физической привлекательности: что красиво - то и хорошо. Дети усваивают этот стереотип весьма рано. Белоснежка и Золушка красивые - и хорошие. Колдунья и сводные сестры безобразные - и плохие. Как сформулировала одна маленькая девочка из детского сада, когда ее спросили, что значит быть красивой: «Это значит быть как принцесса. Все тебя любят» (Dion, 1979). Вспомните принцессу Диану.
Если физическая привлекательность настолько важна, то необратимое изменение внешности человека должно сказываться на отношении к нему окружающих. Но этично ли изменять чью-либо внешность? Подобные манипуляции выполняются миллионы раз в год специалистами по пластической хирургии и ортодонтами. С выпрямленными зубами и носом, с пересаженными или перекрашенными волосами, подтянутым лицом и увеличенной грудью (более одного миллиона американок), сможет ли теперь прежде неудовлетворенный собой человек найти свое счастье?
Чтобы исследовать эффект подобных изменений, Майкл Калик (Michael Kalick, 1977) попросил гарвардских студентов высказать впечатление, которое производят на них женские лица, изображенные на восьми фотографиях, выполненных в профиль, сделанных до и после косметических операций. Испытуемые высказались за то, что после операций женщины стали не только привлекательнее физически, но и добрей, чувствительней, сексуальней, обаятельней и т. д. Однако Эллен Бершайд (Ellen Berscheid, 1981) утверждает, что, хотя подобные операции могут изменить к лучшему наше представление о самих себе, временами они могут вызывать и не самые приятные переживания:
«Большинство людей - по крайней мере те, у кого нет опыта резкого изменения своего внешнего облика, - могут продолжать верить, что наша внешняя привлекательность играет незначительную роль в том, как относятся к нам окружающие. Однако тем, кто на самом деле имел личный опыт быстрого изменения внешности, труднее отрицать и преуменьшать ту роль, которую в нашей жизни играет внешняя привлекательность, и этот факт может раздражать даже тогда, когда изменения были к лучшему».
Несмотря на то, что привлекательность действительно имеет важное значение, она далеко не всегда способна заслонить другие человеческие качества. Привлекательность, пожалуй, прежде всего влияет на первое впечатление. Но первые впечатления важны и приобретают все большее значение, по мере того как общество становится более подвижным и урбанизированным, и по мере того как человеческие контакты становятся все более торопливыми и эфемерными (Berscheid, 1981).
Хотя интервьюеры, проводящие собеседование на работу, могут отрицать это, именно привлекательность и ухоженность внешности претендентов в значительной степени определяют первое впечатление (Cash & Janda, 1984; Mack & Rainey, 1990; Marvelle & Green, 1980). Это помогает объяснить, почему привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают и чаще признают себя более счастливыми (Umberson & Hughes, 1987). Патриция Розелл (Patricia Roszell, 1990) и ее коллеги изучали привлекательность на материале общенациональной выборки работающих канадцев, внешность которых при приеме на работу оценивалась по шкале от единицы (невзрачные) до пяти (очень привлекательные). Они обнаружили, что на каждую дополнительную единицу привлекательности люди зарабатывали в среднем дополнительные 1988 долларов ежегодно. Ирен Хансон Фриз (Irene Hanson Frieze, 1991) и ее коллеги провели аналогичный анализ на материале 737 выпускников школы административного управления, после того как их проранжировали по той же пятибалльной шкале и внимательно изучили студенческие фотоальбомы. На каждую дополнительную единицу привлекательности мужчины зарабатывали дополнительные 2600, женщины - 2150 долларов.
На самом ли деле красивые люди обладают прекрасным характером? Или прав был Лев Толстой, когда написал, что «странное заблуждение думать... будто красота есть добро»? И все же оттенок правды в этом стереотипе есть. Привлекательные дети и молодые люди не более и не менее способны в учебе (в противоположность негативному стереотипу, что «красота превращает умственные способности в величину постоянную») (Sparacino & Hansel, 1979). Однако в каком-то смысле они отличаются большей раскрепощенностью и гибкостью в общении (Feingold, 1992b). Уильям Голдман и Филип Льюис (William Goldman & Philip Lewis, 1977) продемонстрировали сей факт, попросив 60 студентов университета Джорджии созвониться и поговорить в течение пяти минут с тремя девушками, телефонные номера которых с их согласия были розданы студентам. После этого мужчины и женщины оценивали своих невидимых собеседников, и наиболее привлекательные были названы более приятными в общении и обаятельными. Эти небольшие средние различия между привлекательными и непривлекательными людьми, возможно, имеют причину в своего рода запрограммированности привлекательных людей на успех. Привлекательных людей больше любят и привечают, и в результате многие из них более уверенно чувствуют себя в обществе. Этот анализ приводит нас к мысли о том, что решающим для вашего умения держаться в обществе является не то, как вы выглядите, а то, как люди относятся к вам и как вы себя ощущаете - принимаете ли вы себя, любите ли вы себя, удобно ли вам с собой. Несмотря на все преимущества физической красоты, исследователи возникновения влечения между людьми Элайн Хетфилд и Сьюзан Спречер (Elaine Hatfield & Susan Sprecher, 1986) сообщают о красоте горькую истину. Исключительно привлекательные люди чаще страдают от сексуальных домогательств и зачастую от неприязни представителей своего пола. Они могут быть не уверены в том, что окружающие ценят их за внутренние качества, а только за внешность, которая со временем потускнеет. Более того, если они могут положиться на свою внешность, они могут быть менее мотивированы развивать свою личность в других направлениях. Эллен Бершайд (Ellen Berscheid) хотела бы знать, не пришлось ли бы нам по-прежнему освещать наши дома с помощью свечей, если бы невзрачный и исключительно низкорослый гений электротехники Чарлз Штейнмец подвергался тем же социальным соблазнам, которые испытал на себе Мел Гибсон.

Кто привлекателен?

Я описывал привлекательность, как если бы она была объективным параметром, подобно росту, который у кого-то больше, у кого-то меньше. Строго говоря, привлекательность - это то, что люди в данном месте и в данное время находят привлекательным. Конечно, их мнения различаются. Стандарты, по которым выбирают королеву красоты, вряд ли устраивают всю планету. Но даже в одном и том же месте и в одно и то же время люди (к счастью) расходятся во мнениях относительно того, кто привлекателен, а кто - нет (Mors & Grusen, 1976).
В общем и целом привлекательные фигура и лицо не так уж отличаются от «средних» (Beck & others, 1976; Graziano & others; Symons, 1981). Люди воспринимают те носы, ноги и фигуры, которые не являются чрезмерно маленькими или большими, как относительно привлекательные. Джудит Ланглуа и Лори Роггман (Judith Langlois & Lord Roggman, 1990; 1994) продемонстрировали это, когда заложили в компьютер изображение лиц 32 студентов колледжа и путем наложения вывели нечто среднее арифметическое. Студенты оценили усредненное лицо как более привлекательное, чем 96 % индивидуальных лиц. Так что в некоторых отношениях безупречная средняя внешность необыкновенно привлекательна.
То, что делает лицо привлекательным, в некоторой степени зависит от пола человека. В соответствии с тем, что мужчины исторически имели больше общественной власти, они считали привлекательными тех женщин, во внешности которых было что-то «детское» (например, большие глаза), что как бы наводит на мысль об отсутствии склонности к доминированию (Cunningham, 1986; Keating, 1985). Мужчины кажутся более привлекательными, когда их лица и поведение говорят о зрелости и властности (Sadalla & others, 1987). Любопытно, что среди гомосексуалистов действует обратная тенденция: многие мужчины-гомосексуалисты предпочитают мужчин с детскими лицами, а многие женщины-лесбиянки женщин с детскими лицами не любят. За этим исключением, сообщает Майкл Каннингем со своими коллегами (Cunningham, 1995), люди по всему миру проявляют знаменательное единодушие мнений относительно идеальных мужских и женских лиц при оценке любой этнической группы.

Статуэтки каменного века, так же как и сегодняшние красотки с разворотов иллюстрированных журналов и победительницы конкурсов красоты, свидетельствуют о том, что мужчин больше всего привлекают женщины, чьи талии примерно на одну треть уже бедер, - силуэт, ассоциирующийся с плодовитостью.
Сингх, 1993

Психологи, работавшие с эволюционной теорией, объясняли эти половые различия в терминах репродуктивной стратегии. По их мнению, эволюция предрасполагает мужчину восхищаться женскими чертами, ассоциирующимися с юностью и здоровьем и, следовательно, хорошим репродуктивным потенциалом. Женщину же эволюция предрасполагает ценить те мужские черты, которые подразумевают способность быть добытчиком и защитником. И это, в чем уверен Дэвид Басс (David Buss, 1989), объясняет, почему мужчины, изученные им в 37 культурах - от Австралии до Замбии, - на самом деле предпочитали те женские качества, которые подразумевали репродуктивную способность. И это объясняет, почему физически привлекательные женщины стремятся выйти замуж за мужчин, имеющих высокий социальный статус, и почему мужчины вступают в единоборство с этим предопределением во имя достижения славы и успеха.
То, что является для вас привлекательным, также зависит от используемого вами эталона. Дуглас Кенрик и Сара Гутьеррес (Duglas Kenrick & Sara Gutierres, 1980) провели эксперимент, в котором студенты - участники опыта неожиданно заходили в комнаты общежития Государственного университета Монтаны и говорили своим сверстникам следующее: «На этой неделе приезжает наш друг, и мы хотим познакомить его с одной девушкой, но мы не можем решить, достаточно ли она симпатична, и мы на всякий случай решили провести исследование. Мы хотим, чтобы вы сказали, насколько она привлекательна... По шкале от одного до семи». Посмотрев на фотографию девушки, в меру привлекательной, те студенты, которые только что смотрели на красавиц из программы «Ангелы Чарли», считали ее менее привлекательной, чем те, кто передачи не смотрел.
Лабораторные эксперименты подтверждают эффект контраста. Мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины - даже их собственные жены - казались менее привлекательными (Kenrick & others, 1989). Просмотр порнографических фильмов с симулированно-страстными постельными сценами также понижает удовлетворенность собственным партнером (Zuliman, 1989). Сексуальное возбуждение временно может сделать человека другого пола более притягательным, но остаточный эффект «облучения» идеальными образами или нереалистичными сексуальными сценами приведет к тому, что собственный партнер будет казаться менее привлекательным - вместо заслуженных 8 баллов из 10 возможных, он у вас едва потянет на 6. Аналогично с нашим восприятием. Глядя на сверхобворожительного представителя своего пола, люди чувствуют себя менее привлекательными, чем когда они смотрят на человека невзрачного (Brown & others, 1992; Thornton-Moore, 1993). Но давайте закончим наш разговор о привлекательности на оптимистической ноте. Мы не только привлекательных людей воспринимаем как симпатичных, но и симпатичных как привлекательных. Наверное, вы можете вспомнить людей, которые становились тем более привлекательными, чем больше вы их любили.

Так что же, я люблю тебя потому, что ты прекрасна, или ты прекрасна потому, что я тебя люблю?
Слова принца Чарминга в Золушке Роджерса и Хаммерштайна

Их физические несовершенства становились незаметными. Алан Гросс и Кристина Крофтон (Alan Gross & Christina Crofton, 1977) демонстрировали студентам университета Святого Луиса в Миссури фотографию незнакомца после прочтения благоприятной или неблагоприятной личностной характеристики. Если человек описывался как сердечный, дружелюбный и внимательный к другим, он выглядел более привлекательным. Когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас (Beaman & Klentz, 1983; Klentz & others, 1987). Более того, любовь видит достойное любви: Чем больше женщина любит мужчину, тем более физически привлекательным она его находит (Price & others, 1974). И чем больше двое любят друг друга, тем менее привлекательными кажутся им все другие люди противоположного пола (Johnson & Rusbult, 1989; Simpson & others). Трава по ту сторону ограды может быть зеленее, замечают Роланд Миллер и Джефри Симпсон (Roland Miller & Jeffry Simpson, 1990), но вряд ли счастливые садовники заметят это. Перефразируя Бенджамина Франклина, когда Джилл любит Джека, она считает, что он красивее всех своих друзей.

Любовь всегда слепа к недостаткам и всегда стремится к радости.
Уильям Блейк, 1791

Майерс Д. Социальная психология. Глава 13. Раздел: Физическая привлекательность. СПб: ЗАО "Издательство «Питер»". Стр. 542–550.

Каждая женщина хочет быть привлекательной вне зависимости от возраста, характера, взглядов на жизнь. Привлекать мужчин - вот наша маленькая, иногда даже неосознанная цель. Именно поэтому женщины во всем мире так много внимания уделяют своей внешности, манере двигаться, разговаривать и многим другим «мелочам», как это называют мужчины.

Сегодня можно услышать несколько мнений, объясняющих возникновение симпатии, привлекательности одного человека для другого. Одно из них: вина всему - запахи. Каждый человек обладает специфическим запахом. Если, например, мужчине запах женщины по душе, то в его глазах можно наблюдать яркую увлеченность этой женщиной. Видимо, благодаря именно этой теории и процветают парфюмерные кампании, которые обещают нам сразить наповал любого, если только мы приобретем определенную водичку…

Иное мнение: красота - страшная сила! Внешняя привлекательность, конечно, важна… Но, как говорится, не родись красивой, а родись счастливой: как часто встречаются красивые люди, которым, к сожалению, так не везет в любви.

Если рассматривать все мнения о привлекательности, вернее о том, что ее вызывает, становится понятно - нам далеко не все известно об этом загадочном явлении. Загадку истоков привлекательности пытались разгадать многие: древние философы, писатели и просто хорошие наблюдатели. Потом эстафету переняли психологи, рассматривая привлекательность уже с научной точки зрения - и, наконец, подошли к разгадке вплотную. Такие вопросы, как: почему большинство мужчин не привлекают легкодоступные женщины? Почему для женщин внешность мужчины практически не играет значения, а для мужчины внешность женщины очень важна? Влияет ли самооценка на выбор партнера ? и другие - уже имеют ответы, с которыми мы и познакомим прекрасных читательниц.

Итак, какой же «критерий отбора» является важным для мужчин?

Американские психологи установили следующий факт: для мужчин важный критерий выбора одной девушки из нескольких - это внешняя привлекательность. Интересные результаты были получены физиологами: мужчины воспринимают не мелкие детали во внешности женщины (например, сережки, браслетики, бантики на платье и т.д.), а общую форму, общий вид. Важно, чтобы эта форма была правильной - так называемые «песочные часы», но уже не столь важно будет ли эта форма 90-60-90, либо 120-80-120. Зная эти особенности мужского восприятия можно наконец понять, почему же многие мужчины так не любят модные широкие брючки и свободные кофточки - не видно формы.

Что касается женщин, психологи также выделяют самый важный критерий при выборе мужчины - это его доход. Как бы ни было обидно мужчинам, но это так. Конечно, не только наличие денег у мужчины может привлечь женщину, можно также отметить важность личностных характеристик мужчины (особенно женщин привлекает такая характеристика как доминирование среди других), чувство юмора, сходство.

Расхождения между мужчинами и женщинами в предпочтениях партнера могут иметь исторические корни: ведь для мужчин основная цель - здоровая женщина, способная родить здоровых детей, а внешние данные женщины могут судить о ее здоровье; для женщин основная цель - мужчина, способный защитить и прокормить саму женщину и детей (отсюда важность дохода и личностных характеристик мужчины). Поэтому не стоит обижаться на мужчин, которым больше важна внешность, а не внутреннее содержание и на женщин, которые ищут обеспеченных мужей - эти особенности поиска партнера заложены в нас еще от наших предков. Также не стоит забывать, что в любом правиле есть и исключения.

Другой вопрос, заинтересовавший исследователей: действительно ли, чем ниже самооценка мужчины, тем ниже будет уровень привлекательности предполагаемой партнерши? И в самом деле: человек с низкой самооценкой выберет менее привлекательного партнера, чем человек с высокой самооценкой. Это не свидетельство того, что человек с высокой самооценкой необъективен, а скорее, что высокая самооценка влияет на выбор, который сам человек считает наиболее «объективным» и «практичным».

Вопрос, который волновал еще древних философов: более привлекательны легкодоступные, либо уклончивые, труднодоступные женщины?

Еще Сократ рассуждал о том, что особа, любовь которой легко завоевать, вряд ли возбудит страсть в другом человеке. Психологи, взяв на заметку эти рассуждения, решили проверить: на самом ли деле женщина, которую трудно добиться - более желанная добыча, чем женщина, страстно желающая брачного союза, т.е. женщина доступная.

Чтобы проверить, так ли это, было проведено множество экспериментов, однако ни один из них не показал, что уклончивая женщина - это привлекательная женщина. В чем же дело, неужели мужчины предпочитают женщин, которые легко им достаются? Но так много примеров из жизни, опровергающих это предположение! Именно поэтому исследователи, которые занимались данной темой, решили провести опрос среди мужчин о преимуществах и недостатках неприступных и доступных женщин. Они получили, что каждая женщина по-своему привлекает и по-своему отпугивает…

Казалось бы, свидание с уклончивой женщиной должно быть более престижным и популярным, но с таким свиданием связан ряд проблем. Поскольку женщина не высказывала особого энтузиазма на счет встречи с мужчиной, она способна прекословить или унизить мужчину перед друзьями. Такая женщина может оказаться недружелюбной, холодной, а ее стандарты - слишком жесткими.

В свою очередь доступная женщина определенно поощряет мужское эго, свидание с ней было бы расслабляющим и приятным, но, к сожалению, встречи с доступной женщиной - рискованное дело. Такой женщины легко добиться, но трудно от нее избавиться.

Взаимосвязанные плюсы и минусы двух типов женщин, выявленные психологами, дали ключ к пониманию. Существует два важных определяющих фактора того, насколько мужчине нравится женщина: во-первых, насколько трудно или легко ее добиться самому мужчине; во-вторых, насколько трудно или легко ее добиться другим мужчинам. На основе этого психологи выделили третий тип женщин - это избирательно неприступная женщина. Такая женщина кажется мужчине доступной для него и недоступной для других. Получается, что свидание с такой женщиной должно быть весьма престижным, ведь она неприступна. В то же время, поскольку она доступна для данного мужчины, свидание с ней может носить расслабляющий, вознаграждающий характер. Эта женщина будет обладать плюсами как неприступной, так и доступной женщины, но будет лишена их недостатков.

Итак, способность привлекать - это тонкое искусство, которое некоторым женщинам дано от рождения, а некоторые постигли его в ходе обучения, но это не столь важно, важнее - использовать это неуловимое, но действенное оружие правильно.

Что Пифагор открыл миру?

Считается, что первая попытка проведения систематического исследования физической привлекательности была сделана греческим математиком и философом Пифагором, жившим в VI в. до н. э. (Armstrong, 2004; Swami, 2007).

Во времена Пифагора и древних греков красота ассоциировалась с правильными пропорциями, или правилом «золотого сечения», и эти же принципы, определяющие красоту человеческого лица или тела, использовались в архитектуре, музыке и живописи (Gaut and Lopes, 2001; Horn and Gurel, 1981). Возможно, наиболее знаменитым примером применения принципов Пифагора является рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», который связывает пропорции Пифагора с анатомией человеческого тела.

Однако человечество настолько волнует вопрос привлекательности, что нам известно бесчисленное множество других примеров неустанного поиска секретов красоты. Даже в наши дни представление Пифагора о красоте вызывает множество споров, однако благодаря ему возникла всеобъемлющая пояснительная схема для понимания одного из вопросов, решение которых наиболее важно для психологов и философов. На сегодняшний день попытки понять все аспекты привлекательности направляют наиболее активные исследования в рамках психологических наук и - как и в случае с Пифагором - остаются предметом шумных споров среди ученых и неспециалистов, занимающихся этим вопросом (Swami and Furnham, 2006; 2007).

В этой книге мы постарались проанализировать, оценить и суммировать эти исследования, а также рассказать о том, что делает психологию привлекательности такой интересной, если не спорной, наукой. В книге приведена оценка структуры мотиваций и процессов, которые определяют последствия, вызванные привлекательностью. Если говорить более точно, то эта книга рассказывает об эволюционной, социальной и кросс-культурной психологии внешней привлекательности. Она посвящается изучению вопроса, которому нередко уделяется недостаточное внимание.

Учитывая особенности рассматриваемой нами темы, мы предлагаем читателям информацию из самых разных дисциплин. Антропологи и зоологи, биологи и косметические хирурги, социологи и психологи, философы и творческие люди - все они пытаются решить вопрос привлекательности со своей точки зрения. Однако очень редко можно встретить готовность объединить различные концепции в рамной теоретической системы, что в определенной степени было присуще древним грекам. Это нежелание связано с рядом причин.

На фундаментальном уровне различные дисциплины неизменно ищут ответы на разные вопросы. Так, социальным психологам сложно отделить физическую привлекательность от межличностных взаимодействий (Hogg and Vaughan, 2005), так как они считают, что между ними существует явная связь. С точки зрения этих исследователей, интерес одних людей к другим возникает по множеству причин, среди которых лишь часть связана с внешней привлекательностью.

Кроме того, социальные психологи, как правило, рассматривают привлекательность как гештальт, и их интересует, когда, как и почему люди находят других привлекательными. Они часто пыта­ются проследить момент первоначального влечения во времени, от формирования дружеских отношений до возникновения любви, от интимных отношений до брака.

Таким образом, привлекательность (аттракция) рассматривается внутри социального контекста, в котором она возникает, и не может быть от него отделена (Hogg and Vaughan, 2005). Эволюционные психологи, напротив, проявляют больший интерес к физической привлекательности как таковой, а не к процессу влечения (Symons, 1979). Эволюционная психология вызывает более гневную и эмоциональную реакцию, чем какая-либо другая область психологии, за исключением, пожалуй, психоанализа.

Существуют сторонники первоначальной теории эволюционной психологии; затем есть те, кто пытается обновить, пересмотреть или даже изменить первоначальную теорию, оставаясь при этом в каком-то смысле ее «сторонниками»; и, конечно же, существуют те, кто в неё не верят. Среди них, по-видимому, нет агностиков, и хотя этот факт сам по себе не всегда идет на пользу науке,он может стать прекрасным катализатором для обсуждения.

Эволюционная психология привносит в науку о физической привлекательности узкое и в то же время убедительное теоретическое объяснение того, почему определенные человеческие черты более привлекательны, чем другие. Хотя не все согласны с этой точкой зрения, не вызывает сомнений то, что в последние годы именно эволюционная психология продвинула науку о физической привлекательности на новый этап развития.

Сутью теории эволюционной психологии является адаптация, подчеркивающая общую, или универсальную, «человеческую природу». В принципе, можно представить себе эволюционную психологию, которая принимает во внимание изменения в области экологии и окружающей среды, однако на практике большинство специалистов этого направления только пытаются описать универсальные психологические механизмы, которые управляют множеством форм поведения.

Более того, масштабность временных рамок эволюционной психологии, охватывающих многие тысячелетия, иногда наводит на мысль о том, что все мы являемся заложниками нашего прошлого и наследственности, и не в последнюю очередь в том, что касается физической привлекательности. Большинство теорий эволюционной психологии, посвященных данному вопросу, не обращает особого внимания на межнациональные и кросс-культурные различия в стандартах привлекательности.

Парадоксально то, что нередко именно теории эволюционной психологии пробуждают активный интерес к кросс-культурному и историческому изучению красоты. В частности, многие антропологи и специалисты по кросс-культурной психологии оспаривают представление об универсальной и единообразной человеческой природе, высказывая предположения о многообразии и изменчивости моделей привлекательности.

Существует множество интересных описаний культурных практик, предназначенных для повышения физической привлекательности человека (Darwin, 1871; см. также Swami, 2007, 38-39). О чем бы ни шла речь - о шрамах на лице, которые когда-то были популярны в Европе (шрамы, полученные во время дуэли, служили признаком храбрости), или о сохранившихся до наших дней украшениях и моделях поведения различных племен (таких, как диски в нижней губе или удлинение шеи), очевидно, что на протяжении многих веков мужчины и женщины стремятся повысить свою привлекательност.

Эти и многие другие примеры наглядно показывают, на что готовы пойти люди ради того, чтобы стать более привлекательными. Более того, некоторые исследователи утверждают, что современные способы, такие как соблюдение диеты для достижения определенного веса тела или косметическая хирургия, мало чем отличаются от племенных или исторических практик улучшения внешности Geffreys, 2005).

Очевидно, что в разных концах земного шара существуют различные стандарты привлекательности. Любой путешественник может подтвердить не только существование разных норм гостеприимства и общественных правил поведения, но и то, что представления о красоте в одной стране или культуре могут отличаться от тех, которые есть в другой.

Специалисты по кросс-культурной психологии и антропологии проводят систематический анализ суждений о физической привлекательности в разных странах. Результаты их исследований свидетельствуют о том, что социально-экономические условия, экология или культура какой-либо страны или региона могут оказывать сильное влияние на наши представления о том, кого можно считать привлекательным и почему.

Значимость вопроса красоты и привлекательности В основу этой книги положены многочисленные публикации, посвященные вопросам физической привлекательности. Мы интерпретировали содержащиеся в них результаты исследований и знания как объективное документальное описание такого явления, как привлекательность, однако некоторых читателей этой книги такой подход может не устроить.

Кое-кто может возразить, что этот вопрос тривиален; он может быть темой для глянцевых журналов, предметом эмпирической психологии или средством поддержания беседы, но никак не объектом для истинной науки. По мнению таких людей, ученые должны заниматься изучением действительно важных тем, таких как интеллект или психические расстройства, а не вопросами внешности. Однако результаты множества психологических и социологических исследований того, что сегодня называют словом «лукизм» (lookism), которое переводится как оценка или дискриминация человека исключительно по внешним данным, свидетельствуют о том, что внешность человека может оказывать мгновенное и глубокое влияние на то, как его воспринимают другие люди и как он рассматривает самого себя (Patzer, 2002).

По данным опроса, проведенного газетой «Observer» в 2003 г., как женщины, так и мужчины проявляют повышенный интерес к своему внешнему виду, считая, что он играет важную роль в их повседневной жизни (Mann, 2003). Вполне вероятно, что среди множества индивидуальных характеристик, которыми обладают люди (эмоциональный интеллект, моральность, личностные особенности и т. д., именно физическая привлекательность оказывает наиболее сильное влияние на то, как складывается их жизнь.

Из этого можно сделать вывод, что эти вопросы никак нельзя назвать тривиальными. Некоторые люди отказываются признавать важную роль внешности или принижают ее, у других наблюдается такая реакция на свидетельства дискриминации по внешнему виду человека, как равнодушие, несогласие или даже гнев (Patzer, 2002). Есть также категория людей, которые утверждают, что у каждого свое представление о привлекательности.

Мы, конечно же, признаем такую возможность: на определенном уровне все люди выносят свои суждения о красоте. Однако при этом результаты многолетних исследований и опыта свидетельствуют о том, что люди сходятся во мнениях по поводу феномена физической привлекательности, принимают его и идентифицируют себя с ним. Мы не стремимся оправдать или даже узаконить то, что в наши дни иногда воспринимается как слепое увлечение красотой и привлекательностью. Тем не менее необходимо признать, что внешность человека оказывает огромное влияние на его психологическое благополучие, по крайней мере, в большинстве культур, существующих на сегодняшний день. Это вовсе не исключает вероятности того, что в будущем общество начнет воспринимать физическую привлекательность как отклонение от нормы или какое-то другое незначительное явление.

    Избавьтесь от негативных мыслей. Привлекательность человека на самом деле находится в его голове. Люди, которые негативно относятся к себе (к своей внешности, к личности и т.д.) передают этот негатив другим людям. Вы должны научиться избавляться от негативных мыслей.

    • Обратите внимание на свой образ мышления. Как вы относитесь к себе? Когда что-то у вас не получается, думаете ли вы так: «Я ни на что не способен». Говорите ли вы себе: «Какой я глупый», или «Какая я толстая»? Эти утверждения не соответствуют действительности, они только в вашей голове (за исключением лишнего веса, да и эта проблема решаема).
    • Если вы заметили в своей голове негативные мысли, замените их позитивными или не думайте ни о чем. Вначале вы можете практиковать работу над нейтральными мыслями. Так, например, если вы думаете: «Боже, насколько же я уродливый», остановите себя и скажите: «Я думаю, что я уродливый, но это не так. Мое тело служит мне, как надо, позволяет мне быть здоровым и делать то, что я хочу».
    • Держитесь подальше от негативных людей. Негативных людей, которые говорят вам, что вы должны выглядеть по-другому, например, что вы слишком толстая или слишком волосатый, нужно убирать из вашей жизни. Их негативный образ мышления влияет на вас не лучшим образом. Кроме того зачем постоянно находиться в состоянии стресса?
  1. Будьте уверенным в себе человеком. Люди тянутся к уверенным личностям, потому что это невероятно привлекательное качество. Проявляя уверенность, вы показываете, что имеете право жить на белом свете. Если вы считаете, что это правда, то другие люди будут считать также.

    • Не осуждайте себя. Это не означает, что вы можете хамить людям, это просто означает, что вам не стоит контролировать каждое свое движение. Например: вместо того чтобы сказать: «Я такой глупый», вы могли бы сказать что-то вроде: «Я не очень разбираюсь в этом».
    • Не судите других людей. То, что вы говорите и думаете о других людях, связано с тем, что вы думаете о себе. Научитесь думать о людях положительно или не думайте о них вообще.
    • Не сравнивайте себя с другими. Это самое бесполезное дело, которое вы можете сделать, потому что кто-то всегда будет более привлекательным, более уверенным, и т.д., чем вы. Вы можете стремиться быть лучше, но только в сравнении с самим собой.
  2. Покажите свои лучшие качества. Хорошие качества так же привлекательны, как и ваша внешность. Хотя люди замечают физическую привлекательность прежде всего, они, как правило, оценивают человека по его хорошим качествам, таким как доброта, умение слушать и т.д.

    • Учитесь быть добрым. Помогайте другим людям, не ожидая ничего взамен. Вы можете помочь маме убрать квартиру, или отвезти своего друга в аэропорт рано утром.
    • Относитесь к другим людям с уважением. Учитесь этому. Смотрите на ситуацию объективно и учитывайте различные точки зрения. Не спешите с выводами о людях.
    • Слушайте других людей. Людей привлекают те, кто интересуется ими. Когда вы беседуете с кем-то, отдайте человеку все свое внимание. Сохраняйте зрительный контакт, задавайте вопросы. Не стоит, разговаривая с человеком постоянно проверять телефон.
  3. Ведите здоровый образ жизни. Здоровье является важной частью привлекательности. Даже если вы больны чем-то, вы все равно можете практиковать здоровые привычки.

    • Следуйте здоровой диете. Включайте в свой рацион как можно больше фруктов и овощей (особенно полезны черника, капуста, красный перец), а также полезные углеводы (коричневый рис, проросшие зерна, лебеда) и белки (лосось или яйца).
    • Побольше спите. Мало того, что сон благоприятно сказывается на вашей внешности (кожа, вес и т.д.), сон важен для вашего здоровья в целом. Постарайтесь спать как минимум восемь часов сна каждую ночь. Ложитесь спать до полуночи, если это возможно. Выключите все электронные устройства, по крайней мере, за полчаса до сна.
    • Занимайтесь физическими упражнениями, по крайней мере, 30 минут каждый день. Подберите тренировки, которые вам принесут удовольствие (вам не придется идти в тренажерный зал). Выделяйте 30 минут на ходьбу каждый день, совершайте пробежки, занимайтесь йогой, танцуйте.

    Улучшайте физическую привлекательность

    1. Определите свой тип кожи. Благодаря этому вы сможете подобрать соответствующие средства. Типы кожи, как правило, делятся на пять категорий: нормальная, жирная, сухая, чувствительная, или комбинированная.

      • Жирная кожа, как правило, становится жирной только через несколько часов после умывания. Ухаживайте за жирной кожей, используя мягкое средство для умывания утром и вечером. Если вы будете делать это чаще, вы только усугубите ситуацию, так как лишение кожи естественных масел приведет к повышенному образованию этих масел.
      • Сухая кожа, как правило, склонна к шелушению. Если у вас сухая кожа, умывайтесь теплой, а не горячей водой, а также увлажняйте кожу, пока она еще немного влажная. Дерматологи считают, что это помогает коже оставаться увлажненной.
      • Чувствительная кожа, как правило, связана с зудом и покраснением. Кроме того она реагирует на некоторые химические вещества, которые могут содержаться в средствах по уходу за кожей. Если у вас чувствительная кожа, выбирайте средства, которые не содержат ароматизаторы или спирт; всегда используйте солнцезащитный крем (SPF 30 или выше), когда выходите на улицу; нежно умывайтесь.
      • Нормальная кожа имеет правильный баланс влаги и жира.
    2. Регулярно умывайтесь. Ваше лицо это первое, что замечают люди, поэтому ухаживайте за ним должным образом. Не стоит усложнять этот процесс, сделайте процесс умывания простым.

      • Умывайтесь дважды в день, один раз утром и один раз вечером, чтобы удалить грязь и излишки жира. Если ваша кожа чувствительная или сухая, вы можете делать это только один раз, или используйте увлажняющие средства, которые подходят к вашему типу кожи.
      • Лучше всего подбирать моющее средство в соответствии с вашим типом кожи, а также в зависимости от того используете ли вы декоративную косметику или нет. Например, если у вас жирная кожа, вам следует подобрать моющее средство, которое имеет низкий уровень рН, потому что такое средство более эффективно удалит излишки жира с вашей кожи.
    3. Занимайтесь физическими упражнениями, и это благоприятно отразится на вашей коже. Упражнения не только улучшают психическое и физическое здоровье, но также положительно влияют на состояние кожи. Физические упражнения снижают уровень стресса, который может оказать негативное влияние на кожу, и улучшают кровообращение, что, безусловно, отражается на здоровье кожи. Убедитесь, что вы используете солнцезащитные кремы, если вы занимаетесь физическими упражнениями на улице в дневное время.

    4. Следуйте сбалансированной диете, и вы улучшите состояние вашей кожи. Ешьте более пяти порций фруктов и овощей каждый день, и это благоприятно отразится на вашей коже. То что вы едите влияет на здоровье вашей кожи. Чем больше фруктов и овощей (особенно фрукты, такие как черника, или зеленые овощи) вы едите, тем лучше вы будете выглядеть.

      • Пробиотики также помогают улучшить состояние вашей кожи, поэтому включайте в свой рацион йогурт без сахара. Йогурт улучшает работу пищеварительного тракта, насыщая его миллионами полезных бактерий. Чем лучше работает ваш пищеварительный тракт, тем меньше проблем у вас будет со здоровьем.
    5. Следите за состоянием своих зубов. Если у вас белые здоровые зубы, к вам будут относиться как к привлекательному человеку, чего не скажешь о человеке с желтыми больными зубами. Белые здоровые зубы говорят о том, что вы заботитесь о себе, что очень важно, когда вы пытаетесь найти свою вторую половинку.

      • Убедитесь, что вы чистите зубы минимум два раза в день. Используйте также зубную нить, по крайней мере, один раз в день. Этим советом многие пренебрегают, но, это очень важно делать для поддержания здоровья зубов.
      • Вы можете отбелить зубы безопасно и эффективно, используя профессиональные методы отбеливания. Это не способствует здоровью зубов, но вы будете хорошо выглядеть. Обязательно посещайте стоматолога, по крайней мере, один раз в год. Если у вас чувствительные зубы, или воспаленные десна, откажитесь от отбеливания зубов, пока пройдет воспаление.
    6. Ухаживайте за своими волосами. Независимо от того, парень вы или девушка, и от вашего типа волос, здоровые волосы сделают вас более привлекательным. Вы знаете, ваши волосы лучше, поэтому вы как никто другой знаете, как правильно за ними ухаживать. Если вы сушите волосы феном, старайтесь не сушить кончики.

      • Тонкие волосы, как правило, необходимо мыть примерно раз в три дня. Вам придется экспериментировать, чтобы определить, какой способ наиболее эффективен для вас. Если вы будете мыть волосы каждый день, это может привести к тому, что они станут более сухими. В таком случае попробуйте поменять шампунь. Также определите, как долго вы можете не мыть волосы.
      • Жирные волосы следует мыть шампунем каждый день. Кроме того, будьте готовы поменять шампунь, потому что часто именно не правильно подобранный шампунь может быть причиной жирных волос (даже если на нем написано, что он для жирных волос).
      • Вьющиеся волосы не нуждаются в частом мытье. Вы можете мыть волнистые волосы пару раз в неделю, или три, но это самое большее. Более того использование фена приводит к тому, что ваши волосы станут более вьющимися.
    7. Подберите прическу, подходящую для вашего лица и типа волос. Девушки, как правило, имеют больше возможностей, чем парни, однако это не является оправданием ходить с плохой прической. Тем не менее, как для парней, так и для девушек, будет отличной идеей подобрать прическу, которая подходит именно вам.

      • Прически для мужчин:
        • «Прямые волосы любой густоты»: короткие волосы по бокам, плавное уменьшение длины волос на макушке, по крайней мере, 2,5 – 3 см; волнистые или кучерявые волосы: по бокам – средняя длина; соотношение верхней части и по бокам должно быть 2:1; для тонких прямых волос – длина волос до уровня плеч.
        • «Волнистые или курчавые волосы»: длина волос должна быть около 5 см по бокам и 7,5 сверху.
      • Прически для женщин:
        • «Прямые волосы»: распущенные прямые волосы; или пони-хвост, объем на макушке, зафиксированный лаком для волос; или французская коса.
        • «Волнистые волосы»: прическа «легкая небрежность», нежные локоны сами принимают естественную для них форму; или соберите волосы по бокам и заколите, оставляя нижнюю часть волос распущенными; или же вы можете завязать гульку.
        • «Кучерявые волосы»: сделайте короткую прическу; или вы можете распустить волосы, создавая объем сверху; или соберите передние пряди волос и закрепите их на затылке; или же соберите локоны в хвост.

    Подберите гардероб

    1. Приобретите несколько предметов одежды, которые подчеркнут вашу индивидуальность. Эти предметы одежды должны быть основными в вашем гардеробе и вам следует создавать свой образ в соответствии с ними. Это важно учитывать как для мужчин, так и женщин, потому что этим вы сможете подчеркнуть свою индивидуальность (и уверенность в себе).

      • Ювелирные изделия, одежда, обувь являются необходимыми элементами. Например, если вы любите объемные драгоценности, подбирайте предметы одежды нейтральных цветов, чтобы сделать акцент на украшениях, или же если вы хотите сделать акцент на каком-либо предмете одежды, подбирайте соответствующее дополнение к нему.
      • Сумки также являются отличным элементом, о котором не следует забывать. Вы можете подбирать сумки, в зависимости от вашего наряда. Они могут быть не только полезны, но и подчеркивать вашу индивидуальность.
    2. Покупайте одежду в необычных местах. Если вы хотите подчеркнуть свою индивидуальность, выбирайте соответствующие предметы одежды. Для этого вам необходимо купать одежду, которой нет у других.

      • Консигнационные магазины это фантастические места, где вы можете купить одежду дешевле. Вы можете купить дизайнерскую одежду дешевле в таких магазинах.
      • Антикварные и винтажные магазины являются прекрасным местом, если вы хотите купить винтажную одежду. Старая одежда отличается особой прочностью, поэтому она, как правило, имеет более длительный срок службы, чем современная одежда.
      • Художественные рынки являются прекрасным местом, где вы можете найти эксклюзивную одежду и аксессуары, которые являются единственными в своем роде. Поддерживая местных художников, вы можете приобрести необычные и интересные аксессуары и одежду. Вы также можете найти интересные и необычные предметы одежды онлайн на таких веб-сайтах, как Etsy и eBay. Однако правильно укажите размер, чтобы не купить одежду не подходящего вам размера.
    3. Продумайте свой наряд. Скорее всего, вы хотите носить одежду, в которой вы будете чувствовать себя комфортно, уверенно и привлекательно. Для этого вам придется поэкспериментировать, чтобы определить, что подходит именно вам.

      • Имейте свою «форму». Под «формой» здесь подразумеваются предметы одежды, которые подчеркивают вашу индивидуальность. Вы можете менять их, добавлять аксессуары и другие элементы. Например: вашей «формой» могут быть джинсы и футболка. Вы можете изменять свой образ в зависимости от погоды, например вы, можете надеть футболку с длинными рукавами, когда похолодает.
      • Приобретайте одежду нейтральных цветов. Как правило, это одежда черных или серых оттенков, или более натуральных цветов, таких как коричневый или кремовый. Благодаря этому вы сможете достичь целостности в своем образе.
      • Имейте в своем гардеробе предметы одежды красного цвета. Для обоих полов, красный это привлекательный цвет. Красный цвет подчеркивает силу и уверенность. Поэтому носите красное платье или красную помаду, красный шарф или рубашку, и на вас обязательно обратят внимание.
    4. Убедитесь, что выбранная вами одежда подходит вам. Вы сможете хорошо выглядеть, если одежда будет подходить вам. В слишком узкой одежде вы будете чувствовать себя неловко, в слишком свободной, вы будете выглядеть неряшливо.

      • Даже ваши джинсы должны подходить вам. Они не должны быть слишком широкими или узкими. Если ваши джинсы слишком длинные, подшейте их, чтобы они не волочились по земле.
      • Если вы женщина, убедитесь, что вы правильно подбираете бюстгальтер. Бюстгальтер должен поддерживать грудь, а не сжимать и оставлять следы на вашей коже.
    5. Носите подходящую обувь. Люди обращают внимание на обувь. Если ваша обувь дополняет наряд, вы будете выглядеть привлекательно.

      • Для женщин, балетки – являются универсальным предметом обуви. Их можно обуть практически под каждый наряд. Кроме того отсутствие каблуков это еще один плюс, поскольку вы будете чувствовать себя удобно и комфортно.
      • Сапоги идеально подходят для осени или зимой. Сапоги на высоких каблуках выглядят очень привлекательно, но вы должны научиться ходить в них. В противном случае вы будете выглядеть непривлекательно.
      • Молодые люди должны заботиться о том, чтобы их обувь сочетались с одеждой (только не коричневые туфли с черным костюмом, пожалуйста). Если вы собираетесь на свидание, убедитесь, что ваша обувь чистая.

    Сделайте макияж

    1. Делайте макияж, чтобы улучшить свой внешний вид. Макияж может подчеркнуть ваши красивые черты лица. Используя декоративную косметику правильно, вы можете стать более привлекательной. Не бойтесь экспериментировать, благодаря этому вы найдете свой образ.

      • Если на вашей коже воспаление или прыщи, вы можете использовать косметику, чтобы скрыть это. Убедитесь, что тональный крем соответствует вашему тону кожи, иначе вы только подчеркнете то, что вы пытаетесь скрыть!
      • Подчеркните контур вашего лица. Вы можете использовать бронзатор, при нанесении которого можно получить загорелый оттенок кожи. Бронзатор нужно наносить не на все лицо, а лишь на определенные его участки: лоб, нос, скулы, ключицы. Подумайте, на чем вы хотите сделать акцент и наносите бронзатор на выбранные вами участки.
    2. Сделайте акцент на глазах. Глаза – это «зеркало души». Выделяя глаза, вы становитесь более привлекательной. Старайтесь выглядеть естественно, для этого попробуйте макияж глаз смоки айс(который всегда в моде и прекрасно сочетается с красной помадой).

      • Подготовьте веко: обезжирьте кожу. Воспользуйтесь специальной «основой под тени». Далее используйте карандаш для глаз. Все переходы должны быть плавными. Линию нужно провести по верхнему веку как можно ближе к линии роста ресниц. У внешнего края линия должна быть толще и постепенно сужаться, по мере приближения к середине глаза. Не обязательно доводить ее до внутреннего уголка. Цвет карандаша обязательно нужно выбирать в тон цвету теней. Обязательно нужно подвести нижнее веко. Сначала проведите линию карандашом, а потом слегка растушуйте ее тенями. Тени хорошо растушуйте по краю века, чтобы подводка практически исчезла. Главное в этом макияже глаз – контраст. Нужен плавный, но хорошо заметный переход. Для этого замечательно подойдут светлые, мерцающие тени. Нанесите их на поверхность верхнего века от складки до брови.
      • Советы
        • Вы можете шить одежду сами. Для этого конечно потребуется немного практики и времени, однако так вы точно сможете подчеркнуть свою индивидуальность!

        Предупреждения

        • Не будьте одержимы идеей привлечь как можно больше людей. Вы будете по настоящему привлекательны, если будете внимательно относиться к окружающим.