Программа по астрономии. Методы астрофизических исследований. Внутреннее строение звёзд

Астрономия. Учебник для 10 кл. Воронцов-Вельяминов Б.А.

М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

Учебник для 10 класса общеобразовательной школы.


Формат: djvu / zip

Размер: 3,6 Мб

/ Download файл

I- ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет астрономии 3
2. Астрономические наблюдения и телескопы 4
1. Особенности астрономических наблюдений -
2. Ваши наблюдения 6
3. Телескопы 7
3. Созвездия. Видимое движение звезд 9
1. Созвездия
2. Яркость и цвет звезд Ю
3. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера -
4. Определение географической широты 13
5. Суточное движение светил на различных широтах -
6. Кульминации 14
4. Эклиптика и «блуждающие» светила - планеты -
5. Звездные карты, небесные координаты и время 17
1. Карты и координаты -
2. Высота светил в кульминации 18
3. Точное время 19
4. Счет времени. Определение географической долготы. Календарь. . 20
II- СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
6. Состав Солнечной системы 22
7. Законы движения планет и искусственных небесных тел 24
1. Форма орбиты и скорость движения -
2. Второй и третий законы Кеплера 25
8. Конфигурации и синодические периоды обращения планет 27
1. Конфигурации планет -
2. Синодические периоды 28
9. Возмущения в движении планет. Понятие о приливах. Определение масс небесных тел 29
1. Возмущения в движении планет -
2. Открытие Нептуна J0
3. Понятие о теории приливов, . . 31
4. Определение масс небесных тел 32
5. Борьба за научное мировоззрение * 34
6. Земля, ее размер, форма, масса, движение 36
1. Размер и форма Земли -
2. Масса и плотность Земли 39
3. Доказательство суточного вращения Земли опытом Фуко -
4. Доказательство обращения Земли вокруг Солнца 40
12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе... -
1. Определение расстояний -
2. Определение размеров светил 43
III- ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
13. Методы изучения физической природы небесных тел 45
1. Применение спектрального анализа -
2? Оптические и радионаблюдения 48
3. Обсерватории 49
4. Исследования с помощью космической техники....... 50
14. Общие характеристики планет земной группы и Земли 51
1. Изучение физической природы планет -
2. Характеристика планет земной группы 52
3. Земля. Атмосфера -
4. Земля. Магнитное поле 53
15. Физические условия на Луне и ее рельеф 55
1. Физические условия на Луне -
2. Рельеф Луны -
16. Планеты Меркурий, Венера и Марс 60
1. Околосолнечные планеты -
2. Марс 63
17. Планеты-гиганты 65
18. Движение Луны и спутников планет. Затмения 67
1. Спутники планет и Луна -
2. Движение Луны 68
3. Лунные и солнечные затмения 69
19. Астероиды и метеориты 72
1. Астероиды -
2. Болиды и метеориты -
20. Кометы и метеоры 74
1. Открытие и движение комет -
2. Физическая природа комет 75
3. Происхождение комет и их распад на метеорные потоки... 77
IV. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
21. Солнце - ближайшая звезда 81
1. Энергия Солнца -
2. Строение Солнца 82
3. Солнечная атмосфера и солнечная активность 84
22. Спектры, температуры, светимости звезд и расстояния до них... 89
1. Спектры, цвет и температура звезд -
2. Годичный параллакс и расстояния до звезд 90
3. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд... 91
23. Двойные звезды. Массы звезд 93
1. Визуально-двойные звезды -
2. Спектрально-двойные звезды 95
3. Затменно-двойные звезды - алгоэти 96
24. Переменные и новые звезды 98
1. Переменные ^езды -
2. Новые звезды. .99
3. Сверхновые звезды 100
25. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности... Ю2
1. Диаметры и плотности звезд -
2. Важнейшие закономерности в мире звезд 105
V. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
26. Наша Галактика 107
1. Млечный Путь и Галактика -
2. Звездные скопления и ассоциации 108
27. Диффузная материя 112
1. Межзвездная пыль и темные туманности -
2. Светлые пылевые диффузные туманности.... 113
3. Диффузные газовые туманности -
4. Нейтральный водород... 114
5. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение 115
28. Движения звезд в Галактике -
1. Собственные движения звезд -
2. Компоненты пространственной скорости звезд -
3. Движение Солнечной системы 116
4. Вращение Галактики 117
29. Звездные системы - галактики. Метагалактика -
1. Нормальные галактики -
2. Радиогалактики и квазары 122
3. Метагалактика и космология 124
30. Возраст небесных тел. Возникновение и развитие галактик и звезд 127
1. Возраст небесных тел -
2. Возникновение галактик и звезд 128
3. Развитие звезд 129
31. Возникновение планетных систем и Земли 131
32. Материалистическая картина мироздания. Проблема внеземных цивилизаций 132
Приложения 134
Предметный указатель 139

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет астрономии

2. Астрономические наблюдения и телескопы
1. Особенности астрономических наблюдений
2. Ваши наблюдения
3. Телескопы

3. Созвездия. Видимое движение звезд
1. Созвездия
2. Яркость и цвет звезд
3. Видимое суточное движение звезд. Небесная сфера
4. Определение географической широты
5. Суточное движение светил на различных широтах
6. Кульминации

4. Эклиптика и «блуждающие» светила — планеты

5. Звездные карты, небесные координаты и время
1. Карты и координаты
2. Высота светил в кульминации
3. Точное время
4. Счет времени. Определение географической долготы. Календарь

II. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

6. Состав Солнечной системы

7. Законы движения планет и искусственных небесных тел
1. Форма орбиты и скорость движения
2. Второй и третий законы Кеплера

8. Конфигурации и синодические периоды обращения планет
1. Конфигурации планет
2. Синодические периоды

9. Возмущения в движении планет. Понятие о приливах. Определение масс небесных тел
1. Возмущения в движении планет
2. Открытие Нептуна
3. Понятие о теории приливов
4. Определение масс небесных тел

10. Борьба за научное мировоззрение

11. Земля, ее размер, форма, масса, движение
1. Размер и форма Земли
2. Масса и плотность Земли
3. Доказательство суточного вращения Земли опытом Фуко
4. Доказательство обращения Земли вокруг Солнца

12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе
1. Определение расстояний
2. Определение размеров светил

III.ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

13. Методы изучения физической природы небесных тел
1. Применение спектрального анализа
2. Оптические и радионаблюдения
3. Обсерватории
4. Исследования с помощью космической техники

14. Общие характеристики планет земной группы и Земли
1. Изучение физической природы планет
2. Характеристика планет земной группы
3. Земля. Атмосфера
4. Земля. Магнитное поле

15. Физические условия на Луне и ее рельеф
1. Физические условия на Луне
2. Рельеф Луны

16. Планеты Меркурий, Венера и Марс
1. Околосолнечные планеты
2. Марс

17. Планеты-гиганты

18. Движение Луны и спутников планет. Затмения
1. Спутники планет и Луна
2. Движение Луны
3. Лунные и солнечные затмения

19. Астероиды и метеориты
1. Астероиды
2. Болиды и метеориты

20. Кометы и метеоры
1. Открытие и движение комет
2. Физическая природа комет
3. Происхождение комет и их распад на метеорные потоки

IV. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

21. Солнце — ближайшая звезда
1. Энергия Солнца
2. Строение Солнца
3. Солнечная атмосфера и солнечная активность

22. Спектры, температуры, светимости звезд и расстояния до них
1. Спектры, цвет и температура звезд
2. Годичный параллакс и расстояния до звезд
3. Видимая и абсолютная звездная величина. Светимость звезд

23. Двойные звезды. Массы звезд
1. Визуально-двойные звезды
2. Спектрально-двойные звезды
3. Затменно-двойные звезды — алгоэти

24. Переменные и новые звезды
1. Переменные звезды
2. Новые звезды
3. Сверхновые звезды

25. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности
1. Диаметры и плотности звезд
2. Важнейшие закономерности в мире звезд

V. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

26. Наша Галактика
1. Млечный Путь и Галактика
2. Звездные скопления и ассоциации

27. Диффузная материя
1. Межзвездная пыль и темные туманности
2. Светлые пылевые диффузные туманности
3. Диффузные газовые туманности
4. Нейтральный водород
5. Магнитное поле, космические лучи и радиоизлучение

28. Движения звезд в Галактике
1. Собственные движения звезд
2. Компоненты пространственной скорости звезд
3. Движение Солнечной системы
4. Вращение Галактики

29. Звездные системы — галактики. Метагалактика
1. Нормальные галактики
2. Радиогалактики и квазары
3. Метагалактика и космология

30. Возраст небесных тел. Возникновение и развитие галактик и звезд
1. Возраст небесных тел
2. Возникновение галактик и звезд
3. Развитие звезд

31. Возникновение планетных систем и Земли

32. Материалистическая картина мироздания. Проблема внеземных цивилизаций

Приложения

Предметный указатель

Формат: DJVU
Язык: Русский

Название: (Издание 15-ое)

Издательство: Москва "Просвещение"
Год: 1983., 145 страниц

Учебник Воронцова-Вельяминова является одиним из лучших учебников по астрономии времен СССР. Целые поколения изучали в советской школе астрономию именно по этому учебнику. То, как он завораживал нас и заставлял себя прочитывать, вновь удаётся сделать не многим книгам. А кто-то и вовсе не читал этот учебник... :)

Информация о файле:
Размер: 3.60 Мб (3771627 байт)
Формат: DJVU

Astronomiya.(kl.10).djv


Содержание книги и примеры некоторых страниц:

I - ВВЕДЕНИЕ

1. Предмет астрономии
2. Астрономические наблюдения и телескопы
3. Созвездия. Видимое движение звезд
4. Эклиптика и «блуждающие» светила - планеты
5. Звездные карты, небесные координаты и время

II - СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

6. Состав Солнечной системы
7. Законы движения планет и искусственных небесных тел
8. Конфигурации и синодические периоды обращения планет
9. Возмущения в движении планет. Понятие о приливах. Определение масс небесных тел
10. Борьба за научное мировоззрение
11. Земля, ее размер, форма, масса, движение
12. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

III - ФИЗИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

13. Методы изучения физической природы небесных тел
14. Общие характеристики планет земной группы и Земли
15. Физические условия на Луне и ее рельеф
16. Планеты Меркурий, Венера и Марс
17. Планеты-гиганты
18. Движение Луны и спутников планет. Затмения
19. Астероиды и метеориты
20. Кометы и метеоры

IV - СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

21. Солнце - ближайшая звезда
22. Спектры, температуры, светимости звезд и расстояния до них
23. Двойные звезды. Массы звезд
24. Переменные и новые звезды
25. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности

V - СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

26. Наша Галактика
27. Диффузная материя
28. Движения звезд в Галактике
29. Звездные системы - галактики. Метагалактика
30. Возраст небесных тел. Возникновение и развитие галактик и звезд
31. Возникновение планетных систем и Земли
32. Материалистическая картина мироздания. Проблема внеземных цивилизаций

Приложения
Предметный указатель

Astronomiya.(kl.10).djv

Все тексты, выставленые в этой библиотеке, были взяты из интернета - из ftp/www архивов открытого доступа или присланы читателями. Не исключаем возможность, что авторы и/или владельцы авторских прав на некоторые из этих произведений будут возражать против их нахождения в открытом доступе. В таком случае поставьте нас об этом в известность, мы готовы НЕМЕДЛЕННО снять такие тексты из библиотеки.

Текст данной книги был выложен для скачивания в ознакомительных целях - мы рекомендуем купить бумажную версию данной книги, после чего удалить файл с вашего компьютера.

Спасибо сайту - http://www.astrolib.ru/library/


«Аннотация к рабочей прграмме по астрономии для 10-11 классов»

Аннотация к рабочей программе по астрономии для 10 - 11 классов

Рабочая программа по астрономии разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506.

11 класс. М. Дрофа. 2018 г. прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень.

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; учебно- тематический план, содержания учебного материала; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии и нормы оценок знаний, умений, навыков; литературу; календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астраномии»

Рассмотрена Принята Утверждена

Протокол заседания методического Решением педагогического совета ОУ Приказом

объединения учителей протокол от

протокол от

Руководитель МО Директор школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии

10 - 11 класс

на 2017 - 2018 и 2018 - 2019 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506.

Рабочая программа предмета «Астрономия» для 10 - 11 класса разработана на основании письма Минобрнауки России от 20 июня № ТС -194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия».

Рабочая программа по астрономии составлена с учетом программы к УМК Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия. 11 класс. Москва. Дрофа. 2017.

Учебник «Астрономия. Базовый уровень. Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. 11 класс. М. Дрофа. 2018, с изменениями прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недели в 10 - 11 классах, то на изучение предмета «Астрономия» вместо 35 часов отводится 34 часа (10 класс - 18 ч (2 полугодие), 11 класс - 16 ч (1 полугодие)).

Контрольных работ - 5.

Цели изучения.

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

    осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

    приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

    овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

    формирование научного мировоззрения;

    формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Учебно - тематический план.

Количество часов.

Формы контроля.

1. Предмет астрономии.

Контрольная работа.

3. Строение Солнечной системы.

Контрольная работа.

Контрольная работа.

5. Солнце и звёзды.

Контрольная работа.

Контрольная работа.

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты - гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно - земные связи.

Наша Галактика - Млечный путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

    смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

    смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

    смысл физического закона Хаббла;

    основные этапы освоения космического пространства;

    гипотезы происхождения Солнечной системы;

    основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

    размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.

    приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

    описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

    характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

    находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;

    использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

    для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Проверка знаний учащихся

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» - ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» - ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» - ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Оценка «1» - ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.

Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 - 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» - 51 - 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» - от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.

Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Перечень ошибок:

Грубые ошибки

Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.

Неумение выделять в ответе главное.

Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.

Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты

Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.

Орфографические и пунктуационные ошибки.

Литература:

    Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2018.

    Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2018.

Интернет - ресурсы:

1. http://www.astronet.ru ;

2. http://www.sai.msu.ru ;

3. http://www.izmiran.ru ;

4. http://www.sai.msu.su/EAAS ;

5. http://www.myastronomy.ru ;

6. http://www.krugosvet.ru ;

7. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia .

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по

августа 2017 года

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

По астрономии

10 - 11 класс

Учитель: Бринев Василий Николаевич

Количество часов: всего - 34.

Календарно – тематическое планирование.

№п/п урока

Дата проведения.

Количество уроков.

Тип урока.

Домашнее задание.

1. Предмет астрономии.

Предмет астрономии.

Изучение нового материала

Наблюдения - основа астрономии.

Комбинированный

§2, упр1(2).

2. Основы практической астрономии.

Звёзды и созвездия.

Изучение нового материала

§ 3, упр2(3).

Небесные координаты и звёздные карты

Комбинированный

§ 4, упр3(3,4).

Видимое движение звёзд на различных географических широтах.

Комбинированный

§ 5, упр4(2,4).

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика

Комбинированный

§ 6, упр5(3,5).

Движение и фазы Луны

Комбинированный

§ 7, упр6(1,3,5).

Затмения Солнца и Луны

Комбинированный

§ 8, упр7(2,3).

Время и календарь

Комбинированный

§ 9, упр8(3).

Контрольная работа №1 по теме «Основы практической астрономии».

Контроль знаний

3. Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира.

Изучение нового материала

Конфигурация планет. Синодический период.

Комбинированный

§ 11, упр9(2,3).

№п/п урока

Дата проведения.

Количество уроков.

Тип урока.

Домашнее задание.

Законы движения планет Солнечной системы.

Комбинированный

§ 12, упр10(2).

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Комбинированный

§ 13, упр11(2,4).

Комбинированный

Движение небесных тел под действием сил тяготения

Комбинированный

§ 14, упр12(3).

Контрольная работа №2 по теме «Строение Солнечной системы».

Контроль знаний

4. Природа тел Солнечной системы.

Общие характеристики планет.

Изучение нового материала

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Комбинированный

Система Земля-Луна.

Комбинированный

§ 17, упр13(2).

Планеты земной группы.

Комбинированный

§ 18, упр14(2)..

Далёкие планеты.

Комбинированный

§ 19, упр15.

Малые тела Солнечной системы. Планеты-карлики.

Комбинированный

§ 20, упр16(2,3).

Контрольная работа №3 по теме «Природа тел Солнечной системы».

Контроль знаний

5. Солнце и звёзды.

Солнце - ближайшая звезда.

Изучение нового материала

§ 21, упр17(3).

Расстояния до звёзд.

Комбинированный

§ 22, упр18(2,4).

№п/п урока

Дата проведения.

Количество уроков.

Тип урока.

Домашнее задание.

Массы и размеры звёзд.

Комбинированный

§ 23, упр19(2,3).

Переменные и нестационарные звёзды.

Комбинированный

Контрольная работа №4 по теме «Солнце и звёзды».

Контроль знаний

6. Строение и эволюция Вселенной.

Наша Галактика.

Изучение нового материала

§ 25, упр20.

Другие звёздные системы - галактики

Комбинированный

§ 26, упр21(2,5).

Основы современной космологии

Комбинированный

Жизнь и разум во Вселенной

Комбинированный

Контрольная работа №5 по теме «Строение и эволюция Вселенной».

Контроль знаний