Проект преемственность доу и школы. Преемственность в работе доу и школы в условиях реализации фгос. Формы преемственных связей

С этим файлом связано 292 файл(ов). Среди них: 39.rar , 38.rar , 37.rar , 36.rar , 34.rar , preemstvennost_proekt_moj.rar , 96.rar , 85.rar , 84.rar , 83.rar и ещё 282 файл(а).
Показать все связанные файлы
Ни для кого не секрет , что переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования; усложняется материал учебных программ, расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется социальный статус детей. Именно 10 -12 летний возраст связан с двумя кризисами в жизни школьника: с одной стороны, с переходом от детства к отрочеству, с другой стороны, с переходом от начальной к основной ступени образования.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний , снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей – является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения.

Это происходит вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.

Есть немало житейских обстоятельств, также объясняющих падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основной школу. Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т. е. оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе , учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения. Порой камнем преткновения может стать даже темп речи учителя.

С связи с переходом на 2 ступень обучения ломаются привычные стереотипы, под угрозой самооценка ребёнка – теперь его оценивают не один педагог, а несколько. Таким образом, результат обучения в 5 классе напрямую зависит от того, как проходит процесс адаптации.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и основным общим образованием, а так же напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Интерес к проблемам адаптации представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов. Но, несмотря на многочисленные исследования, проблемы перехода детей из начальной школы в среднюю , ее сущностные психолого-педагогические характеристики не раскрыты до конца. В частности, недостаточно изучены психолого-педагогические основы адаптации школьников на самом первом этапе перехода в среднюю школу. Это и определило тему моего исследования.

Начиная работу над проектом, я выделила объект и предмет исследования, а также наметила цель своей работы. Исходя из цели, я выделила ряд гипотез исследования. Ведь в связи с возрастными особенностями происходят изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Для проверки сформулированных гипотез мною были определены задачи исследования, которые направлены на обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений , навыков, способов деятельности, проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции.

Для обеспечения благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода возникла необходимость сохранения и развития основных способов и форм организации образовательного процесса начальной школы в работе с учениками 5–6-х классов, а также создание эмоциональной обстановки в классе, близкой начальной школе.

Для реализации поставленных задач в работе использован комплекс методик, опросников, анкет. Достоверность выводов проверялось с помощью методов математической статистики - вычисление средних значений.

Базой исследования стали мои выпускники 2008 года, а затем уже они стали пятиклассниками. В исследовании участвовали учителя и родители.

Исследование проводиться в три взаимосвязанных этапа.

Полученный материал на первом этапе позволил выдвинуть основную рабочую гипотезу и наметить программу исследования, а также определить цели и задачи, объект и предмет исследования.

Второй этап состоял из 2 периодов: доадаптационного и адаптационного. Этот этап сыграл важную роль в проверке и уточнении концепции, определения социальных психолого-педагогических аспектов решения проблемы, позволил накопить фактический материал и экспериментально его проверить.

Часто учителя–предметники сетуют на некачественную подготовку учащихся начальной школы, обвиняя этим работу учителя начальных классов. Мне довелось быть и в роли обвинителя и в роли обвиняемого. Я работаю учителем начальных классов и преподаю уроки математики в 5 классе. Познакомившись с программами математики начальных классов и 5 класса, изучив учебники, я поняла, что они имеют разный уровень работы , предполагают различные виды деятельности. Поэтому на совместной встрече учителей-предметников и учителей начальных классов я предложила углубить работу по преемственности 1 и 2 ступеней.

Мною была разработана программа по обеспечению преемственности, составлен психологический паспорт выпускного класса и разработано портфолио для каждого учащихся.

В конце 4 класса выпускники выполнили контрольные работы по трем основным предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. В конце сентября бывшие выпускники, а ныне пятиклассники выполнили те же работы. Затем, сравнивая срезы, я заметила некоторое снижение результатов, но все же резких скачков не было. Тем не менее, отметки за повторные контрольные работы совпали на 98%. Это явилось показателем, что мы смогли добиться определённых результатов в совместной работе.

Третий этап включает в себя обработку и анализ полученных результатов исследовательской работы, уточнение теоретических и практических положений.

Анализ качества знаний моих выпускников показал, что адаптационный период проходит успешно. Учащиеся подтверждают свои знания.

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе может быть успешно решена только путем формирования команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды. Этого мы добивались , работая строго по намеченному плану, составленному в соответствии с программой по преемственности.

Основываясь на своём опыте, я считаю, что если один из предметов учебного плана 5 класса ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование, остальные предметы ведут учителя основной школы, то это благоприятно скажется на адаптации учащихся на 2 ступени.

Особая роль в обеспечении преемственности отводится классным руководителям, поэтому я думаю, что может существовать и другой вариант – когда роль классного руководителя в 5 классе остаётся за учителем начальной школы.

В заключении хотелось бы сказать об одном из важнейших тандемов «учитель начальной школы – учитель среднего звена», т. к. осуществление всей этой работы зависит только от взаимоотношений прошлого и будущего.

МОУ СОШ № 11

с углубленным изучением ряда предметов

Курского муниципального района

Ставропольского края

«Психолого - педагогические основы адаптации учащихся

на 2 ступени обучения »

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ Кесовогорская средняя общеобразовательная школа Образовательный проект Тема: «Организация преемственности начального и основного общего образования» Выполнила: у читель математики Смирнова О.В. П. Кесова Гора 2016

Актуальность: Проблема преемственности в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы актуальна всегда. Переход детей из одних педагогических рук в другие – сложный момент в жизни ребёнка. Меняются, во-первых, в соответствии с возрастом, его физиология и психология, во вторых, требования школы, а самое главное изменение - большое количество учителей со своими общими и индивидуальными требованиями. Совокупность этих факторов приводит к снижению качества знаний у о бучающихся, и, как следствие, потере интереса к процессу обучения. С этой проблемой мне самой пришлось столкнуться, так как второй год подряд я преподаю математику в 5 классах. Для подтверждения этого предположения -качество знаний учащихся 4 и 5 классов я показала на диаграммах.

Качество знаний учащихся 4 класса

Качество знаний учащихся 5 класса

Цели проекта: организация преемственности между начальным и основным образованием для предупреждения снижения качества знаний обучающихся

Задачи проекта: 1) изучить теоретический материал по проблеме преемственности в обучении; 2) проанализировать и выявить основные проблемы преемственности начальной и основной школы; 3) разработать пути решения этих проблем

Сроки реализации: ежегодно; Целевая аудитория: учащиеся 4-ых и 5-ых классов; План реализации проекта: 1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; 2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе; 3. Организация Временной Творческой Группы учителей для решения выявленных проблем

1. Изучение теоретического материала по проблеме преемственности в обучении; « На принципе преемственности основаны все социальные институты обучения и воспитания» Проблема преемственности в образовании существовала всегда, но на разных этапах решалась по разному. В первые эта проблема остро встала в 50-е годы, в прежней десятилетней школе, тогда начальная школа была самостоятельной организацией. Несогласованность между 4 и 5 классами выражалась в различии методов обучения, в преподавании теоретических вопросов и в оформлении записей в тетрадях. Второй раз эта проблема обострилась в 70-е годы. Начальная школа перестала быть обособленным звеном и стала трёхлетней. В это время возникли большие нестыковки в уровне знаний выпускников начальной школы и учеников, приступающих к обучению в 4 классе. В процессе реформ общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз в 80-е годы. Средняя школа становится 11-летней, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова становится 4-х летней. На современном этапе, в связи с переходом на ФГОС, проблема преемственности снова обострилась и требует незамедлительного решения.

2. Анализ преемственности начального и основного образования в нашей школе Переход от младшей ступени образования к основной в с овременном школьном укладе сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: 1)Повышение требований к самостоятельности и ответственности школьников; 2) Возрастающая сложность предметного содержания обучения; 3) Вместо одного учителя – сразу много; 4) Больше учебных предметов; 5) Кабинетная система; 6) Несоблюдение методов и приёмов в обучении одному предмету; 7) Несогласованность требований к уровню знаний учащихся;

Организация Временной Творческой Группы ВТГ ВТГ формируется на 2 года(4и 5 классы) из учителей начальной школы, учителей предметников основной школы, которые будут работать в 5 классах. В её состав входит будущий классный руководитель, психолог и социальный педагог школы. Основная задача ВТГ помочь ученику, пришедшему из начальной школы, ч увствовать себя комфортно и в основной школе, сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера. Этапы работы ВТГ: Подготовительный этап Адаптационный этап Стабилизационный этап

Структура временных творческих групп. МО учителей начальных классов ВТГ Методический совет школы МО учителей гуманитарных наук МО учителей точных наук МО учителей естественных наук МО классных руководителей Служба психологического сопровождения

Подготовительный этап - 4 класс Выработка согласованных действий педагогов начальной школы и основного звена 2. Эмоциональная подготовка педагогов основной школы к работе с детьми младшего подросткового возраста. 3. Подготовка учащихся и родителей выпускных классов к продолжению образования в основной школе. 4. Психологическое сопровождение. Задачи: Основные мероприятия 1. Учителя – предметники основной школы знакомятся с программой обучения начальной школы, изучают методику преподавания конкретного учителя 4 класса. 2. Взаимопосещение уроков учителями 4 и 5 классов. 3. Круглые столы с целью обсуждения общих методов и приёмов в обучении 4 . Оформление информационных карт выпускников начальной школы

Адаптационный этап – 1 полугодие 5 класса Задачи: Формирование адаптационно-развивающей среды в 5 классах Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся Формирование системы индивидуальной работы учителей-предметников и классных руководителей по устранению факторов, препятствующих успешной адаптации. Осуществление промежуточного контроля и его анализа успешности Основные мероприятия Круглые столы учителей 4 и 5 классов с целью определения путей взаимодействия и взаимопомощи. Вводные срезовые работы, позволяющие определить уровень подготовленности 5-тиклассников к обучению в основной школе. 3. Анализ результатов срезовых работ. Разработка памяток для учителей начальной школы. 5. Психолого-педагогическое сопровождение.

Рекомендации учителям начальной школы от учителей математики. Объективно оценивать уровень обученности и качества знаний у обучающихся начальной школы. 2. Приучать учащихся заканчивать урок со звонком, не давать дополнительного времени на выполнение контрольных и самостоятельных работ. 3. Приучить вести словарики математических терминов и определений. Приучить учить математические термины и определения. 4. Уделить особое внимание формированию навыков табличного сложения и умножения. Систематически проводить устный счёт. 5. Регулярно повторять все этапы алгоритма выполнения деления. Регулярно включать в устный счёт задания на табличное деление. 6. Чётко отрабатывать порядок действий при выполнении примеров в несколько действий. 7. Требовать выполнения краткой записи к задаче в виде схем и графических рисунков. 8. Регулярно выполнять чертежи как на бумаге в клетку, так и на нелинованной бумаге.

Стабилизационный этап – 2 полугодие 5 класса Задачи: Анализ результатов адаптационного периода; Определение путей решения вопросов и проблем, возникших в адаптационный период; 3. Создание бесконфликтной среды для пятиклассников. Круглые столы участников ВТГ с целью проведения анализа результатов адаптационного периода 2. Составление информационных таблиц на пятиклассников 3 . Создание бесконфликтной среды пребывания пятиклассников.

Прогнозируемые результаты: Стабилизация уровня обученности и качественных учебных показателей при переходе в основную школу. Как следствие: Успешная адаптация выпускников начальной школы в пятых классах. 3. Рост уровня удовлетворённости школьной жизнью. 4. Сохранение здоровья пятиклассников. Основным результатом реализации проекта является:

Спасибо за внимание!


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»»

по Бавлинскому району РТ г. Бавлы

Проект по теме:

«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Подготовила: Яруллина Э. С.

г. Бавлы

2015-2016 гг.

Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации: долгосрочный.

По целевой установке: образовательный.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

Выработать единую стратегию в работе с родителями;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

1 этап

Создание развивающей среды в группах:

- «Уголок школьника»;

Уголок «Читаем сами»;

Уголки для игр «в школу»;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах

2 этап

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».

Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»

Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).

Знакомство родителей с учителями начальной школы.

3 этап

Встречи с выпускниками и учителями:

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;

Проведение выпускного утренника в детском саду;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Участники

1

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка».

сентябрь-октябрь

завуч начальных классов, старший воспитатель

2

Проведение праздника «День Знаний»

1 неделя сентября

воспитатели

3

Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители

сентябрь

воспитатели

4

Подборка книг о школе.

Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.

октябрь

воспитатели

5

Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».

октябрь

педагоги,

воспитатели

6

Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы

октябрь

психолог

воспитатели

7

8

Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»

1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному.

октябрь

октябрь,

декабрь

старший воспитатель

психолог

воспитатели

9

Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.

ноябрь

Муз. работник

воспитатели родители

10

Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность.

Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.

Ознакомление с пословицами и поговорками.

Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

в течение года.

дети и воспитатели подготовительной к школе группы

11

«Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)

декабрь

воспитанники детского сада воспитатели

12

Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы

декабрь

воспитатели

13

Экскурсия детей подготовительной группы в школу №7

январь

Дети,завуч начальных классов, воспитатели

14

Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе»

январь

дети подготовительной группы

15

Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения)

Январь-февраль

дети подготовительной к школе группы

воспитатели музык. работник

16

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы».

февраль

дети подготовительной группы и родители

17

Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой

В течение года

старший воспитатель

психолог

воспитатели

18

Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа».

март

Дети, воспитатели

19

Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей).

март

Дети, воспитатели родители

20

Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду».

Апрель-май

Педагоги школы и ДОУ

21

Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

Апрель

психолог

воспитатели

22

Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе».

Апрель-май

23

Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей.

апрель

педагоги ДОУ

24

День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов.

Апрель-май

старший воспитатель

психолог, воспитатели

25

Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе».

май

Учителя нач.школы, психолог.

26

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства».

май

дети, родители, педагоги детского сада

Результаты проекта:

у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;

дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;

адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;

у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.

речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;

Литература:

1. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.

2. «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г

3. «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г

4. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2017-2018 учебный год

Проект: преемственность в работе детского сада и школы

«Скоро в школу»

Для старших дошкольников с ЗПР

Составитель проекта: учитель - дефектолог Климова Е.В.

Шлиссельбург

Паспорт проекта:

Участники:

- дети старшего возраста с ЗПР;

Воспитатели, учитель-дефектолог;

Учителя и ученики СОШ №1г.Шлиссельбурга

Вид проекта:

Долгосрочный 2017-2018 г.

Образовательный, тематический

Задачи и цели проекта

Проект имеет такие цели:

Формирование желания к обучению в школе;

Объяснение значимости труда школьного учителя;

Обогащение детей с ЗПР знаниями о профессии учителя и о школьном образовании.

В связи с целями можно выделить такие задачи:

Образовательная. У ребенка с ЗПР нужно сформировать и закрепить представления и знания о школе.

Развивающая. Необходимо развить интерес к школе, желание обучаться в ней. Детей знакомят с самой школой, объясняют им школьные понятия (урок, перемена и т. д.), приучают связно общаться.

Воспитательная. Ребенка учат уважать труд учителя, правильно вести себя в школе, воспитывают дисциплину.

Актуальность

Время обучения в детском саду пролетает быстро, малыши быстро растут, и вот уже не за горами первый школьный класс. Поступая в начальную школу, выпускникам ДОУ необходимо приспособиться к новым условиям. Адаптация к школе у всех происходит по-разному: одни с нетерпением ждут первого учебного дня, готовят рюкзаки и принадлежности, другие нервничают по поводу поступления в школу, а третьи вообще не хотят идти учиться.

Каждый ребенок относится к этому по-своему, тем не менее, привыкать к школе придется им всем. Чтобы помочь деткам привыкнуть к школьной жизни, был создан проект о преемственности школы и детского сада.

Введение:

Почему преемственность необходима?

Преемственность позволяет установить связи между смежными звеньями, чтобы в будущем последовательно решать задачи в воспитательно- обучающем процессе детей. Она предполагает передачу в школу детей с подходящим уровнем воспитанности и развития, который будет отвечать всем школьным требованиям, а также опирается на знания, качества и умения, ранее приобретенные дошкольниками.

Чтобы осуществить преемственность между садиком и школой, определяют подходящее содержание и воспитание детей, а также приемы, методы и формы для организации воспитания и обучения.

Чтобы обеспечить детям грамотную и комфортную адаптацию к школе, был создан проект «Преемственность работы детского сада и школы».

Детей нужно подготавливать к школьному обучению.

Насколько ребенок будет хорошо обучаться в школе, зависит от его физической и психологической подготовки. Федеральный образовательный стандарт предполагает создание условий для хорошей социализации ребенка, его развития в инициативном, познавательном и творческом планах. Для этого используются соответствующие возрасту виды деятельности. Нужно активировать процесс дошкольного воспитания и сформировать интерес к различным учебным дисциплинам.

Учебная деятельность потребует высокой внимательности, хорошей памяти, умения контролировать поведение, быть ответственным, дисциплинированным, организованным, самостоятельным и т. д.

Важно подготовить ребенка психологически, воспитывая в нем волю и нравственную основу. Моральные качества помогут влиться в школьный коллектив: он должен быть готов не только к занятиям, но и к социальной роли ученика, предполагающей новые обязанности и права.

Для более полного осуществления преемственности, которая достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания и был разработан данный проект в соответствии с ФГОС.

Этапы проекта:

Подготовительный

Основной

Заключительный

Мониторинг

Ознакомление детей с помещениями школы, учителями, учениками, формами и методами работы.

Продуктивная деятельность

Беседы с детьми, о предстоящей деятельности

Организация совместного творческого вечера с элементами театрализации.

Ожидаемые результаты

Анкетирование родителей

Уточнение и систематизация сведений детей об особенностях обучения в школе. Участие в мастер - классах.

Проведение заключительного мониторинга процесса адаптации детей с ЗПР к школе

Заключение соглашения о совместной деятельности со школой

Формирование представлений детей о школе, как источнике знаний.

Составление совместного плана работы со школой над проектом

Участие детей в открытых занятиях для организации возможности продемонстрировать свои успехи в развитии и постижении программ ДОУ.

Мониторинг №1: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе»

Хочешь ли ты идти в школу?

*Имена детей зашифрованы под номерами.

Обследование идёт по десяти-бальной системе. Баллы складываются.

10 баллов - полный ответ, уверенность в знаниях

9 баллов - полный ответ, неуверенность в знаниях

8 баллов - полный ответ с небольшими недочётами, неуверенность в знаниях

7 баллов - полный ответ с незначительной помощью педагога

6 баллов - полный ответ по наводящим вопросам педагога

5 баллов - отвечает на часть вопроса самостоятельно

4 баллов - отвечает на часть вопросас незначительной помощью педагога

3 баллов - отвечает на часть вопроса по наводящим вопросам педагога

2 баллов - отвечает на часть вопроса, допустив множество ошибок

1 баллов - неверный ответ или отказ от ответа

Результаты мониторинга приведены в диаграммах

Мониторинг №2: Опрос детей старшего дошкольного возраста «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель-дефектолог Климова Е.В.)

Обследование психологической готовности детей к школе

Наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности на занятиях и в самостоятельной игре.

Опросник «Готовность ребёнка к школе:

Хочешь ли ты идти в школу?

Привлекает ли тебя в школе то, что ты там много узнаешь?

Степень стеснительности ребёнка в присутствии незнакомых взрослых.

Знает ли ребёнок свой адрес и название города, в котором он живет

Знает ли ребёнок название страны и её столицы.

Знает ли ребёнок имена и отчества своих родителей и месте их работы

Знает ли ребёнок времена года, их последовательность и основные признаки

Знает ли ребёнок названия месяцев, дней недели

Знает ли ребёнок основные виды деревьев и цветов

Знает ли ребёнок домашних и диких животных и их детёнышей

ВЫВОД : в сентябре 2017 года был проведен мониторинг на начало проекта, можно сделать вывод, что среди старших дошкольников с ЗПР есть пробелы в знаниях времена года, названиях месяцев, недели, окружающего мира, виден низкий уровень психологической готовности и мотивации к обучению в школе.

В ноябре 2017 года мы провели промежуточный мониторинг, где мотивация детей к предстоящему обучению в школе существенно повысилась.

Анкетирование родителей: «Готовность ребёнка к школе» (составитель опросника: учитель - дефектолог Климова Е.В.)

Хочет ли ваш ребёнок в школу?

Чувствуете ли вы, что Ваш ребёнок психологически готов к школе?

Достаточно ли он самостоятельный?

Развита ли у него волевая сфера?

Готов ли Ваш ребёнок усидчиво заниматься 30 и более минут подряд? (например: собирать конструктор, раскрашивать)

Поддерживаете ли Вы проект по преемственности детского сада и школы и готовы ли помогать педагогам?

Ответы в форме: ДА=3, НЕТ=1, НЕ ЗНАЮ=2

Результаты анкетирования родителей:

ВЫВОД: На основе представленных данных можно с уверенностью сказать, что большинство родителей поддерживают проект по преемственности детского сада и школы и готовы помогать педагогам.

План совместных мероприятий по преемственности детского сада и школы

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад Золотой ключик» и МБОУ «ШСОШ №1» для детей с ЗПР (гр. «Карамельки») в рамках соглашения о сотрудничестве от 01.09.2017года.

Экскурсия детей ЗПР подготовительной подгруппы «Карамельки» по школе. Рабочее место ученика. (ноябрь)

Организация совместных праздников для учащихся начальной школы и гр. «Карамельки»- «Здравствуйте, дорогие гости» (декабрь)

День открытых дверей в школе. Мастер классы для дошкольников. (январь)

Открытое занятие в подготовительной подгруппе ЗПР (гр. Карамельки) для учителей начальной школы. (апрель)

Основной этап:

Реализация проекта:

Формы преемственных связей

Как можно осуществлять преемственные связи?

Чтобы подготовить детей к обучению, необходимо установить связи и сотрудничество между школой и детским садом. Знакомя дошкольников со школой, можно расширить у них представления о школе, развить желание и интерес учиться там.

Организовать работу с детьми по ФГОС можно разными способами:

Утренники, праздники, мероприятия, музыкально-литературные вечера;

Школьные экскурсии;

Организация выставок поделок и рисунков и т. д.

Связь между детьми с ЗПР и школьниками нужно поддерживать весь год.

Методы:

Игровой метод:

(дидактические игры, инсценировки, подвижные игры).

Словесный метод:

(чтение стихов; беседы;)

Практические методы:

(совместные действия, выполнение поручений)

Наглядный метод:

(показ, наблюдения, рассматривание, использование театров)

Принципы:

В основу игр заложены три основных принципа- интерес, познание, творчество.

Каких результатов мы ожидаем?

У детей будут сформированы представления о школе (об учениках, учительском труде и т. д.).

Знакомство со школьными принадлежностями: ребенок узнает, для чего нужны и как используются портфель, учебники, пенал, тетради, мел.

Сформированное желание обучаться в школе и стать учеником первого класса.

Появление интереса к обучению, его выражение через самостоятельные игры и рисунки.

Психологическая готовность учиться, соблюдать правила поведения и школьного распорядка, быть ответственным и самостоятельным.

Творческое выражение дошколят при подготовке и проведении общего открытого занятия.

Родители понимают важность психологической подготовки в период дошкольного возраста.

Заключение

Преемственность заложена в природе детского воспитания и обучения. Под ней понимается переход от одной ступени к другой, которая выражена в сохранении и изменении содержания и методов воспитательно-обучающих технологий.

Этот проект был разработан в соответствии с правилами ФГОС, чтобы качественно осуществить преемственность, которая будет достигнута на основе совместной подготовки и деятельности сотрудников ДОУ и учителей начальной школы, организации и использования общего образовательного пространства, методов и форм воспитания и обучения.

Я считаю, что процесс преемственности в обучении дошкольников и качественная подготовка каждого ребёнка необходимы для успешной адаптации детей с ЗПР в школе.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

2. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПБ ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013. -560 С.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Берёзка»

детский сад № 10 «Берёзка»

за 2015-2016 учебный год

г. Радужный

Отчет о работе по преемственности

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 10 «Берёзка»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа» №4

за 2015-2016 учебный год

На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

В МАДОУ ДС № 10 «Берёзка» реализация преемственности осуществляется с МБОУ СОШ №4.

Выдвигаются три вида преемственных связей: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Детский сад и школа расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы на учебный год.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.

В 2015-2016 учебном году педагогические коллективы ДОУ и школы продолжали работу над решением главной цели – обеспечение качественного дошкольного образования путем совершенствования системы работы по созданию единого образовательного пространства по преемственности воспитания и обучения детей между дошкольным учреждением и школой в направлениях:

Совершенствование системы совершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования;

Сохранение специфики содержания форм и методов в обучении, воспитании и развитии на начальном этапе образования.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

    Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

    Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

    Создание единой стратегии в работе с родителями;

    Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основными объектами работы по преемственности были:

    Методическая и психолого-педагогическая работа;

    Работа с родителями;

    Воспитательная работа (связь детских коллективов).

Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

В плане работы указаны формы сотрудничества и их содержание, намечены сроки выполнения и ответственные за их выполнение.

В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.

Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.

В сентябре месяце педагоги на встрече учителей выпускных 4-х классов и воспитателей подготовительных групп обсуждали задачи и направления, знакомились с планом совместной работы.

Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, посещение музеев, спортивные мероприятия, выставки детского творчества). В этом учебном году после праздника проведенного в ДОУ «День знаний» дети подготовительной группы приняли участие в торжественной линейке в школе «1 сентября - День знаний».

Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия.

В октябре месяце педагоги ДОУ провели информационную компанию: обновили страничку «Родителям будущих первоклассников» на Интернет-сайте ДОУ; в методическом кабинете детского сада организовали выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»; воспитатели подготовительной к школе группе №9 Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. оформили в приемной уголок для родителей «Скоро в школу!».

Традиционнойформой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой.

В ноябре воспитатель Рамазанова А.Т. совместно с учителями школы провела ознакомительную экскурсию детей подготовительной к школе группы №9, в конце месяца дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в школьном празднике «Посвящение в первоклассники».

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями велась на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование. Особый интерес у родителей вызывают встречи с учителями.

В начале года в подготовительных к школе группах провели родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник» , где основными вопросами были: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.

В декабре старшийвоспитатель Шашка О.П. совместно с завучем Власовой И.В. организовали консультационный день «Школа профессиональных родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам предшкольной подготовки. Консультационныйдень мы проводим ежегодно педагоги – психологи ДОУ и школы отвечают на возникающие вопросы родителей при подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.

Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ проведенный совместно с учителями школы.

Для детей в преддверие новогодних праздников была проведена акция «Мастерская Деда Мороза » изготовление новогодних сюрпризов с участием детей старшей группы №13 и первоклассников МБОУ СОШ № 4.

В январе был организован «Круглый стол» с участием педагогов детского сада и школыпо теме:«Проблемы адаптации воспитанников детского сада к условиям школьной жизни и пути их решения», в ходе которого обсудили вопросы привыкания выпускников ДОУ к обстоятельствам школьного бытия.

Дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в празднике «Прощание с букварём» и выставке художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста детского сада и первоклассников школыв ДОУ № 10 «Берёзка» на тему:«Школа будущего»

Для родителей (законных представителей)детей старшего дошкольного возраста воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. проведена консультация «Как развить у ребёнка любовь к чтению», и семинар – практикум «Профилактика нарушений чтения и письма».

В феврале старший воспитатель Шашка О.П. совместно с членами методического совета обновили выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» для воспитателей и родителей. Педагог-психолог Маркова Н.П. провела анкетирование родителей (законных представителей) «Мой ребенок - будущий первоклассник» по результатам которого подготовила консультацию для родителей (законных представителей) «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?».

В рамках празднования дня защитника отечества инструктор по физической культуре Курмеева Н.Н. провела спортивный досуг с детьми подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4«Будем в Армии служить...» , а воспитатели Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. организовали посещение школьного музея «Военной славы», что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают стихи, много спрашивают; спортивный зал, актовый зал; беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

В марте продолжили работу с родителями:старший воспитатель Шашка О.П. совместно с воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. организовали семинар – практикум «Игры для подготовки детей к обучению в школе» для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог Маркова Н.П. для педагогов ДОУ провела консультацию«Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению» .

Воспитателями Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. с детьми подготовительной к школе группы №9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4 провели познавательную викторину «Я и мои права».

В апреле в детском саду прошел день открытых дверей «Мы сегодня дошколята, завтра мы ученики!» для учителей начального звена МБОУ СОШ №4 и родителей детей подготовительных к школе групп, родители и учителя посетили режимные моменты, занятия по развитию речи и математике, интеллектуально-развлекательную викторину по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» с участием детей подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4. В конце дня состоялось родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Готовность ребёнка к обучению в школе» с участием учителей, учителя – логопеда, педагога – психолога МБОУ СОШ № 4.

Основными задачами таких дней в детском саду является:демонстрация на практике методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также направлений и областей, в которых получают знания наши воспитанники; информирование родителей (законных представителей) о формах, методах, средствах реализации основной общеобразовательной программы.

Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу воспитателей по подготовке детей к школе, хороший уровень интеллектуального и познавательного развития детей.

Педагогическое мастерство воспитателей получило высокую оценку педагогов школы. Такие встречи позволяют нам педагогам-дошкольникам ориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего воспитания и образования в соответствии с принципами дошкольной педагогики. Учителя же могут опираться на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

В мае месяце стало традицией обсуждение итогов работы, с участием педагогов ДОУ и МБОУ СОШ №4, в 2015-2016 учебном году провели в форме круглого стола по теме: «Подведение итоговработы по преемственности со школой за истекший учебный год. Проблемы. Поиски. Решения» . В процессе четырёхлетнего пребывания ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который учитывается педагогами при переходе в начальную школу. В конце учебного года педагоги-психологи, логопеды ДОУ и школы обсуждали вопрос перехода дошкольников на начальную ступень образования.

Также традиционно из года в год в детском саду проводится праздник для дошкольников «До свидания, детский сад» с участием бывших выпускников ДОУ.

В 2015-2016 учебном году 34 выпускника: 29 воспитанников планируют поступить в первый класс МБОУ СОШ № 4; 2 воспитанника - в первый класс МБОУ СОШ № 6; и по одному воспитаннику поступить в школы №2,3,8.

Работа по подготовке детей к обучению в школе осуществляется в течение всего учебного года всеми педагогическими работниками детского сада:

Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре реализуют рабочую программу, разработанную на базе основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС №10 «Березка» формируя необходимые знания, умения и навыки детей необходимые для обучения;

Педагог-психолог, осуществляя психологическое сопровождение основной общеобразовательной программы, помогает педагогам осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, подбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания; организует консультирование родителей по вопросамподготовки детей к обучению; проводит игровые ситуации общения с элементами психологическоготренинга по формированию мотивационной готовности детей к обучению.

В рамках психодиагностической работы в ДОУ проводятся исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов детей групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет: (подготовительные группы): памяти, внимания, восприятия, наглядно-образного и логического мышления.

В апреле 2016 года была проведена диагностика выявления психологической готовности ребенка к школе с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет – 34 ребенка.

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (мотивационная готовность) за 2013-2016 гг.

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Сформирована

Не сформирована

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (волевая готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (интеллектуальная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебныйгод/ количествовыпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (моторно-зрительная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты обследования уровня сформированности социально – коммуникативной компетентности детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровень социально-коммуникативной компетентности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты исследования тревожности детей детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни тревожности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты диагностики уровня развития самооценки детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни самооценки

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Оптимальная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Результаты исследования мотивации учения детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Критерии

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Познавательная

Внешне позиционная

Ориентация на оценку

Игровая дошкольная

В 2015-2016 учебном году совместно с 24 воспитанниками подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет, в школу выбывает 10 воспитанников старших групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Этим, можно объяснить наличие выпускников имеющих недостаточную сформированность отдельных видов готовности к обучению в школе, в случае прохождения ими программы обучения и воспитания в детском саду в подготовительной группе уровень их готовности мог бы быть сформирован в более высокой степени.

Результаты психологического обследования детей-выпускников детского сада носят стабильно высокий характер, незначительные колебания динамики обусловлены индивидуальными особенностями их психического развития.

У 33 воспитанников(97%) детей сформирована мотивационная готовность. Низкий уровень волевой готовности наблюдается у 1 воспитанника (3 %).

Высокий уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе составляет 35% (12 воспитанников), средний - 62% (21 воспитанник), низкий - 3% (1 воспитанник).

Моторно-зрительная готовность детей составляет 44 % высокого уровня, низкого – 15 %.

Анализ результатов психологического обследования свидетельствует о устойчивых положительных показателях по всем компонентам психологической готовности.

Результат, достигнут за счет качественной, системной работы педагогического коллектива по воспитанию, обучению и подготовке детей к следующей ступени образования - обучению в школе.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.