Пречистенского бульвара как сейчас называется этот бульвар. Примечательные здания и сооружения. Постройки четной стороны бульвара

Садитесь по удобнее я расскажу вам сказку:))) В этом особняке я провела два дня культурного наследия. Так что историю его копала основательно.

Усадьба, которая теперь украшает бровку высокого "берега" Гоголевского бульвара, сформировалась тут еще в 18 веке. Главный дом усадьбы был построен во 2-й половине XVIII столетия при князе Петре Александровиче Меншикове и представлял собой каменные палаты.
К стене Белого Города он стоял как и положено задом, а красивым фасадом и въездом с пилонами ворот он выходил к Большому Знаменскому переулку. По сторонам пилон стояли службы образуя парадный двор.

картинки кстати большей частью не мои. Я снимала на телефон. не умею делать два этих дела одновременно - снимать и вести экскурсию):


В 1806-м году у усадьбы новый владелец полковник Андрей Егорович Замятин. Он расширил палаты двумя симметричными пристройками. Усадьба пострадала в пожаре 1812-го года. Замятнин перестроил дом, развернув его на 180 градусов.


Парадная анфилада с красивым шестиколонным портиком под треугольным фронтоном смотрела теперь свысока на новый Пречистенский бульвар, появившийся на месте снесённой стены Белого города.
Усадьба видна на этом снимке 1867 года она крайняя справа на фотографии.
Дом в плане имеет букву П.
Далее усадьбой владели статский советники камергер Дмитрий Михайлович Львов и почётная гражданка купчиха Ольга Андреевна Мазурина. Фамилия Мазуриных до 1917 года была накрепко связана с этим особняком. И возникает при всех последующих владельцах.
В 1854 году Ольга Андреевна на части своей территории слева от дома, которая граничила с территорией церкви Ржевской Божьей Матери строит здание Богадельни при церкви, которую содержит до своей смерти.
В 1871 году Мазурина умерла. Усадьба согласно её завещанию отошла во владение церкви и в том же году была проданы также купцу Сергею Михайловичу Третьякову (31 января 1834-6 августа 1892)(мы с ним кстати в один день родились).

Сергей Михайлович младший любимый брат Павла Михайловича Третьякова. Братья продолжали дело своего отца Михаила Захарьевича Третьякова сначала торговое, потом промышленное. Они были «льнянщики». А лен в России всегда считался коренным русским товаром. Поставщиком отечественного льняного полотна, пряжи и ниток была Кострома. Здесь Третьяковы вместе со своим зятем В.Д. Коншиным учредили в 1866 году большую льняную мануфактуру(льнопрядильную и льняноткацкую фабрику на Волге) - Большую Костромскую Мануфактуру.

Сергей Михайлович женился рано, 24 октября 1856 г., на дочери купца Сергея Алексеевича Мазурина Елизавете Сергеевне(1837-1860). Так Третьяковы породнились не только с Мазуриными, но и Боткиными. Софья Сергеевна Мазурина (сестра Лизы) была женой Дмитрия Петровича Боткина.
"Красивые и молодые, они любили веселые балы, которые во время жениховства постоянно проходили в Толмачах, где жили Третьяковы. Съезжались известные артисты, художники, музыканты. С последними особенно был дружен Сергей Михайлович, среди которых выделял Рубинштейна и Булахова. «Танцевали до упаду, до зари», – пишет В.П. Зилоти. "Молодая его жена во время бала раза три переодевалась: то вишневое платье с бриллиантами, то белое атласное с золотыми колосьями на фижмах, то палевое «тюль-иллюзион». И весь вечер личный парикмахер укладывал ее прическу после каждого переодевания. Всех пленяла юная красота жениха и невесты."
6 декабря 1857 года у них родился сын Николай (1857-1896). Но счастье длилось недолго.
В 1860 году родами дочери Марии Елизавета Сергеевна умерла. На Даниловском кладбище в семейной усыпальнице появились две дорогие сердцу Сергея Михайловича могилы.

Оставшись рано вдовцом, Сергей Михайлович возглавил парижское отделение фирмы и много времени проводил в Париже. Сын Николай воспитывался у бабушки Александра Даниловны и младшей сестры Надежды Михайловны Гартунг в Обыденском пер.

В отличие от старшего брата, Сергей Михайлович был человеком светским, и некоторым мог показаться даже несколько легкомысленным, о чем имеются свидетельства его современников. Но это при не слишком близком с ним знакомстве. Ценитель музыки и французской живописи XIX века, он был всегда на виду.

В 1868 году он вновь женится. Избранницей его становится Елена Андреевна Матвеева. Дочь дворянина, вышедшего из купеческой среды. Своим дворянством Елена Андреевна очень гордилась и все время его подчеркивала. Характер имела вздорный и тяжелый. Семьи братьев не дружили. Вера Николаевна с трудом переносила новую невестку.

Вот для блестящей светской жизни, к которой стремилась жена и был куплен новый дом.
Для коренной перестройки особняка приглашен был конечно зять архитектор Александр Степанович Каминский.


Ансамбль со стороны бульвара представляет собой двухэтажный главный дом на подвалах. Его оштукатуренный фасад имеет симметричную композицию с равномерно расчленённой окнами поверхностью стены в протяжённой центральной части, и с двумя массивными башнеподобными ризалитами, завершёнными палатками, по краям. Дом выстроен в неорусском стиле. Декор арочек, консолей придают зданию сходный с постройками древнерусского зодчества облик.

В боковых частях зодчий широко использует характерные формы древнерусской архитектуры: колонки с кубовидными капителями, кубышки, опирающиеся на консоли вставки с поребриком, кокошники и другие элементы.Крыша в виде палатки усложнена с каждой из четырёх сторон окнами-люкарнами.

Главный вход в здание смещен в право и выделен красивого узора металлическим козырьком на тонких чугунных колоннах - любимой и часто используемой Каминским в своих проектах деталью.

Нижний этаж, где размещались людские комнаты, кладовые, кухня и прислуга, был оформлен весьма просто.
Первоначальные каменные своды в ходе перестройки Каминским были заменены железобетонными сводами «монье». Это одно из первых применений этой конструкции в Москве. да еще в таком масштабе. Во втором этаже во всю длину особняка была оформлена парадная анфилада залов.
Ососбняк сразу был расчитан на парадную, шумную толпу гостей, многочисленные приемы, банкеты и так далее.

Вестибюль бал оформлен весьма скромно. Из него посетители попадают на парадную лестницу оформленную в классическом стиле с греческими меандрами и пальметами

над зеркалом в классическом портике гостей встречал портрет хозяйки кисти художника А.А. Харламова

Особенно богато отделаны парадные залы, до сих пор сохранившие разнообразную отделку. Все они отделаны в разных стилях. В 1871 году это еще было в диковинку - стиль историзма. Но потом это вошло в моду и каждый дом имел готические, романские, рокайльные, барочные комнаты.

с верхней площадки лестницы гости попадали в бальный амурный зал.
(хорошие фотографии мне любезно представлены для поста уважаемой mirandalina )
Он отделан очень пышно лепниной с большим количеством амуров, поэтому его теперь называют амурным.

Сергей Михайлович с детства дружил с Николаем Григорьевичем Рубинштейном. Его очень любила даже Елена Андреевна. Именно на ее руках он скончался в Париже в 1881 году.

И в этом зале великий пианист и композитор играл очень часто.
Третьяков с зятем Николаем Александровичем Алексеевым (он был женат на родной племяннице Сергея и Павла) и Рубинштейном были Директорами Московского отделения Императорского Музыкального Общества и в этом зале можно сказать создавалась московская консерватория.
Здесь выступали самые выдающиеся музыканты того времени.
Жена и дочери Павла Михайловича только ради них терпели общение с высокомерной и вздорной родственницей:)))

Двери в зале отделаны шпоном карельской березы и обильной позолотой (вот не думаю чтот позолоты столько было при Сергее Михайловиче)

С 1877 по 1881 года Сергей Михайлович был Московским Городским Головой. Именно на его срок выпало создание и установка в Москве памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре.
В это время его жена пишет: «Общее настроение – жизнь только с Пушкиным». «Приняв памятник этот в свое владение, – сказал С.М. Третьяков, – Москва будет хранить его как драгоценнейшее народное достояние."
Многочисленные торжества в июне 1880 года, которые были связаны с этим событием во многом проходили именно в этом зале. А тожественный обед в соседней столовой

Этот одна из первых столовых, выполненных в готическом стиле. Каминский мастерски использовал детали старых готических построек в декоре и убранстве.

Главным в зале становится огромный средневековый камин.

В стенах спрятались шкафы и двери в буфетную. Куда вела чугунная лестница для прислуги, которая по ней снизу из кухни подавала кушанья наверх господам...

В 1873 году к основному зданию справа Каминский пристраивает здание галереи в два больших этажа.

Сергей Михайлович собирать картины начал чуть позже брата.
Как и старший брат, он мог часами ходить по выставкам, безошибочно угадывать в картинах их настоящую ценностью, открывать новые таланты. Бывая часто за границей по торговым делам, он, создал уникальную коллекцию западноевропейской живописи. Собирал он в основном художников французской школы сначала это были барбизонцы, которых ы то время в России почти никто не собирал. Кстати учителем его в этом деле был Дмитрий Петрович Боткин и Иван Иванович Щукин.
В общей сложности, в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских живописцев.
Шедеврами коллекции были «Деревенская любовь» Ж. Бастьена-Лепажа


«Купание Дианы» Коро,

Составление букета Михая Мункачи
и мн. другие, что етперь составляют коллекцию ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но нельзя сказать, что С.М. Третьяков собирал только заграничных художников. У него была собрана неплохая галерея русских художников. Но они чаще всего висели в галерее брата.
А вот в этом особняке всегда были

«Птицелов» Перова,

«Бабушкин сад» Поленова,

«Лунная ночь» Крамского.
это портрет хозяйки особняка.

А также тут находились сульптуры

Мраморный "Иван Грозный" М. Антокольского.

В 1880-е годы сбылась мечта Елены Андреевны - мж получил дворянство и звание статского советника. В 1889 году она все таки уговорила мужа больше жить в Петербурге, поближе к высшему обществу и царю.
Там в на даче в Петергофе в августе 1892 года он скончался неожиданно от разрыва аорты. Был перевезен в Москву и похоронен на Даниловском кладбище.

Смерть младшего брата и единомышленника оказалась большим ударом для Павла Михайловича Третьякова. Завещание бывшего московского головы читается как признание в любви к старшему брату и родному городу: «Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать городу Москве свою художественную коллекцию и ввиду сего представить в собственность московской городской думе свою часть дома, обще нам принадлежащего, состоящего Якиманской части, в приходе Св. Николая, что в Толмачах, где помещена его художественная коллекция, то и я часть этого дома, мне принадлежащего, предоставляю в собственность московской городской думе, но с тем, чтобы дума приняла те условия, на которых брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование. Из художественных произведений, находившихся в моем доме на Пречистенском бульваре, прошу брата моего Павла Михайловича Третьякова взять для присоединения к своей коллекции, что найдет нужным, дабы в ней были образцы произведений и иностранных художников». (вот откуда байка что С.М. собирал только западную живопись. Просто русская его коллекция давно уже висела в Толмачах.)

Кстати ее мечта быть представленной ко двору и лично государю свершилась. С 1893 году она проживала в Петербурге на Английской набережной.
В 1911 году вдова Сергея Михайловича Третьякова, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев.
Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата».
Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой в размере 300 000 рублей процентными бумагами государственной 4% ренты. Она же на собственные средства занималась сбором для будущего музея «предметов древностей и редкостей», которые затем выставлялись в залах Александровского дворца.
В 1914 году Ратная палата превратилась в музей Великой войны. Потом была закрыта и почти разрушена. В 2008 году здание Ратной палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.
Вот так вот.
Ну это лирическое отступление...

В 1893 году Елена Андреевна продает особняк Павлу Павловичу Рябушинскому(1871-1924).

Старший из девяти сыновей Павла Михайловича Рябушинского и Александры Степановны Овсянниковой Павел Павлович в это время стал заместителем отца во всех делах.

На переломе веков Рябушинские считались одной из самых известных купеческих фамилий. Они владели текстильными фабриками, создали банкирский дом, на основе которого появился Московский коммерческий банк. Перед революцией Рябушинские начинают строительство автомобильного завода (знаменитого АМО). Очень интересную характеристику Рябушинским в книге «Купеческая Москва» дает Павел Афанасьевич Бурышкин: “Меня всегда поражала одна особенность, пожалуй, характерная черта всей семьи Рябушинских, – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено свое место по установленному рангу, и на первом месте был старший брат.”

В 1893 году П. П. Рябушинский женился на Александре Ивановне Бутиковой, дочери суконного фабриканта Ивана Ивановича Бутикова, в 1896 году у супругов родился сын Павел. Два купца-старообрядца породнились, связав судьбы детей, но брак получился несчастливым. В 17 лет Александра получила часть семейного состояния в наследство после смерти отца, потом - еще долю после смерти матери, и через несколько лет - после умершего бездетного брата.
Она тут же развелась с нелюбимым мужем и вышла замуж за дворянина, блестящего гвардейского офицера Владимира Дерожинского. А в 1910 году ушла от него к Ивану Ивановичу Зимину...

А Павел Павлович в 1901 году женился на Елизавете Григорьевне Мазуриной (из купеческой семьи Голиковых), имевшей троих детей (две дочери и сына Константина) от первого брака с Константином Митрофановичем Мазуриным (опять Мазурины уже в третьем владельце!))).
Во втором браке у П. П. Рябушинского было двое детей, Анна и Сергей (умер в детстве).

В 1902-м году пространство северного зала парадной анфилады было усложнено эркером,

тогда же появился этот камин и зеркало в эркере

а гостиные получили новую отделку в духе неоклассики.


Павел Павлович на свои средства издавал журнал «Слово церкви» и еженедельник «Голос старообрядчества». Один из известнейших политиков начала XX века, П. П. Рябушинский оказывал финансовую поддержку «Совету съездов представителей промышленности и торговли», издавал газету «Утро России». В его доме на Пречистенском бульваре проходили экономические чтения, собирались виднейшие российские экономисты, намечались планы экономического переустройства России. Но этим планам не суждено было воплотиться в жизнь: помешали сначала война, потом революция.
Именно в этих стенах в период с 1905 по 1917 годы собирались богатейшие российские промышленники и обсуждали планы предотвращения в империи разного рода революций.
Революцию он встретил в Крыму. У него к тому времени развилась астма.
В 1918 году все братья уехали в эмиграцию.
Умер он в совершенной нищете в 1924 году в Париже.

После прихода к власти большевиков в 1917 году именно в этом доме разместился Революционный трибунал.
Позднее особняк находился в ведении Народного комиссариата по военным и морским делам, продолжительное время его занимали службы Министерства обороны СССР.

В 1986-87 году усадьба была передана Российскому (в ту пору Советскому) Фонду Культуры, во главе которого были Раиса Максимовна Горбачева и Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В 1993 году Российский Фонд Культуры возглавил Никита Сергеевич Михалков. В феврале 1994 года в здании Фонда произошел пожар, нанесший уникальному зданию огромный ущерб. Только благодаря авторитету и настойчивости Михалкова средства на реконструкцию и реставрацию здания были выделены Правительством Российской Федерации. Российский Фонд Культуры удостоен диплома как лучший объект реставрации за 1997 год по Москве.

Уже много лет в особняке идет еще одна реставрация, которая убрала все перестройки Минобороны. Например залы галереи были разбиты на этажи и теперь они воссозданы.
Внутренний дворик между зданиями перекрыт и создано еще одно пространство, в которое просится зимний сад, который будет украшен вот таким сохранившимся чугунным балкончиком

Люстра украшает лестницу

Ух я устала. Всем спасибо, кто дочитал до конца)))

Если вы живете в Москве или просто приехали в этот город, то обязательно стоит посетить Гоголевский бульвар, адрес которого известен всем без исключения. Это и не удивительно, ведь расположен он в Центральном административном округе столицы, является частью знаменитого Бульварного кольца.

История названия бульвара

До того, как знаменитый бульвар стал Гоголевским, он перетерпел несколько переименований. В XVI веке он назывался Чертольским, в честь ручья Черторого, омывавшего склон Белого города на юго-востоке. С 1658 года бульвар стал зваться Пречистенским, так как он вел к Новодевичьему монастырю, в котором хранилась чудодейственная икона Пречистой Богоматери. И только с 1924 года это место обрело современное название - Гоголевский бульвар, но вовсе не из-за того, что здесь ранее проживал Гоголь, а из-за возведенного памятника знаменитому российскому писателю, который был установлен к его 125-му дню рождения. Однако сейчас тот старый памятник с бульвара был убран в Донской монастырь, так как уж очень печальным выглядел там Николай Васильевич. На месте старой скульптуры возвышается новая, на которой Гоголь выглядит более оптимистичным и жизнерадостным.

Скамейка и памятник

Однако даже на фото Гоголевский бульвар можно узнать не только по памятнику писателю, но и по знаменитой скамейке, которая располагается в его конце, когда бульвар переходит в аллею, ведущую к Арбатским воротам. Эту лавочку узнает каждый, кто хоть раз смотрел киноленту "Москва слезам не верит", ведь именно подле нее встречались Катя с Рудольфом в начале фильма и в конце.

После того, как будут осмотрены все здания, если вам захочется отдохнуть, достаточно будет перейти через одну проезжую часть и войти в уютную тенистую аллею, где можно посидеть на лавочке в тени деревьев. Заканчивать же осмотр бульвара стоит посещением памятника Гоголю, расположенном в конце аллеи, возле которого можно будет потратить еще немного времени, чтобы рассмотреть картины московских непрофессиональных художников, которые они продают недалеко от скульптуры.

Как давали названия московским улицам

Бульвар несет на себе отпечаток близости Министерства Обороны. Это видно даже в рисунке ограды.

Раньше бульвар начинался у церкви Святого Духа. Впервые она упоминается в 1493 году. Каменное здание построили в 1699 году и перестроили в начале XIX века. Снесли церковь для строительства выхода станции метро в 1933 году. А в 2017 при благоустройстве бульвара нашли фундамент этой церкви.

Гоголевский бульвар трехуровневый: внутренний проезд проходит по верхней ступени, сам бульвар - по средней, а внешний проезд - по нижней.

Этот рельеф сформировался из-за того, что ручей Черторый протекал на месте внешнего проезда бульвара и имел разные по высоте берега.Это делает Гоголевский довольно узнаваемым, и легко определить, что обе сцены встречи Кати с Рудольфом в фильме «Москва слезам не верит» снимали здесь. Кстати, вошедшая в кинематограф скамейка до сих пор стоит на бульваре - прямо перед изгибом, за которым аллея уходит к площади Арбатских ворот.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 02.04.2018

М."Арбатская", "Кропоткинская"

Своё первоначальное название - Пречистенский - бульвар, как и площадь Пречистенские Ворота, от которой он отходит, и расположенная неподалёку улица Пречистенка, получил по церкви Пречистыя Богородицы Смоленской в Новодевичьем монастыре.
В 1924 г., в период празднований 115-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя, Пречистенский бульвар был переименован в Гоголевский.
Бульвар является трёхступенчатым - его проезды и находящийся между ними собственно бульвар расположены на разных высотных уровнях.
Так, внутренний, относительно кольца, проезд находится на верхней ступени, непосредственно бульвар - на средней, а внешний проезд - на нижней. Такой рельеф бульвара сформировался благодаря тому, что ручей Черторый (Черторой), который омывал наружный склон вала Белого города и протекал фактически на месте внешнего проезда бульвара, имел разные по высоте берега.

Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников», Гоголевский бул., 8)
Экспериментальный общественно-жилой комплекс Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Показательное строительство».
Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис, С.В.Орловский, А.Л.Пастернак и Л.С.Славина; руководитель М.Я.Гинзбург. Этот же творческий коллектив работал над проектом дома Наркомфина. Постройка с чертами конструктивистского стиля.
Шестиэтажный корпус (строение 1) с двухуровневыми жилыми ячейками для одиночек построен в 1929–1932 г.г.
В 1949–1952 г.г. надстроен 2-мя этажами с квартирами более традиционной планировки, что привело к потере находившейся там террасы с пешеходным мостиком в соседний корпус.
В этом доме с 1932 по 1959 г. жил великий русский архитектор И.Леонидов, работавший с 1934 г. в мастерской М.Я.Гинзбурга.
Подвал дома - сохранившийся подклет трапезной (конец XVII – начало XIX в.в.) храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот, являющийся объектом культурного наследия регионального значения.
Семиэтажный корпус (строение 2) с 2–3-комнатными квартирами построен в 1929–1932 г.г. Предназначался для семейных.
Здесь в 1932 г. в квартире своего брата - архитектора А.Пастернака - проживал поэт и писатель Борис Пастернак.
Жильцами в новых домах стала и группа архитекторов-разработчиков этих зданий, которые в большинстве своём работали в архитектурной мастерской М.Я.Гинзбурга, располагавшейся там, где сегодня находится «Фотоцентр».
Комплекс является объектом культурного наследия регионального значения.
Во всем прослеживается четкая организация пространства. Ничего подобного в Москве уже не найти.
В многоуровневых квартирах-сотах («ячейках») уникальная планировка - спальня, гостиная, холл и туалет. Нет ни одной квартиры больше 36 м2. На полу - оригинальный ксилолит, по которому можно ходить босиком. Стены облицованы фибролитом, что было новым для времени его строительства. Отличительная черта постройки - плоская кровля, где был устроен солярий.
Стройкома РСФСР новый тип экспериментального жилища, в котором все бытовые потребности людей – питание, гигиенические процедуры и досуг – должны были быть отделены от личного пространства, где предполагалось предаваться исключительно "высоким" занятиям – самообразованию и отдыху.

Собременный интерьер в доме-коммуне, Гоголевский бул., 8

Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, Казённый питейный дом, доходное владение С.Н.Волконской, доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова


Гоголевский бул., 3. Главный дом городской усадьбы, позже - доходное владение С.Н.Волконской, а затем доходный дом с булочным магазином и кондитерским производством К.Н.Филиппова. Построен около 1795 г., перестроен в 1820-е г.г. и в конце 1890-х г.г., по проекту архитектора А.З.Захарова.


Гоголевский бул. Памятник М.А.Шолохову. Открыт в 2007 г. Скульпторы И.Рукавишников, А.Рукавишников, архитектор И.Воскресенского.

Гоголевский бул., 5 стр.1. Городская усадьба П.Ф.Секретарёва. Особняк построен в 1852 г. архитектором Н.И.Козловским для статского советника П.Ф.Секретарёва. Во время строительства храма Христа Спасителя здесь жил архитектор К.А.Тон. Объект культурного наследия регионального значения

Гоголевский бул., 6, стр.1. Главный дом бывшей городской усадьбы датируется второй половиной XVIII в., когда её владельцем являлся князь П.А.Меншиков. Следующий владелец А.Е.Замятин, позже городской голова С.М.Третьяков (брат основателя картинной галереи), начало XIX в., 1871–1875 гг., архитектор А.С.Каминский. В 1892 г. дом приобрёл крупный фабрикант П.Рябушинский. После 1917 г. здесь некоторое время находился Революционный трибунал. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 8, стр.2. Памятник архитектуры «Клуб-столовая». Здание построено в 1929 г. на месте снесённого дома-причта храма Ржевской иконы Божией Матери у Пречистенских ворот. Архитекторы М.О.Барщ, В.Н.Владимиров, И.Ф.Милинис,С.В.Орловский, А.Л.Пастернак, Л.С.Славина. Коммунально-хозяйственный блок с прачечной, спортзалом, столовой экспериментального жилого комплекса (дома-коммуны) жилищного товарищества «Показательное строительство», известного также как «Дом художников». Соединялся с жилыми корпусами комплекса старинным подземным ходом, который до постройки дома-коммуны соединял церковь Ржевской Божьей Матери с домом причта.


Гоголевский бул., 8, стр.1. Жилые корпуса бывшего дома-коммуны («Дом художников») - памятник архитектуры (подробное описание см.выше)

Гоголевский бул., 9. Особняк А.И.Иевлева. Построен в 1879 г. по проекту архитектора А.Л.Обера. Перестраивался в 1909-12 г.г. по проекту архитектора Е.И.Зеленского.

Нащокинский пер., 10. Один из самых старых домов в переулке, выстроен после пожара 1812 г. В нём короткое время в 1860-х г.г. жил поэт А.Н.Плещеев. В 1884 г. перестроен в доходный дом по проекту архитектора В.П.Загорского. Во дворе этого дома снимался фильм "Покровские ворота".


Нащокинский пер., 12, стр.1.


Гоголевский бул., 10, стр.2. Здание выстроено по проекту архитектора М.Ф.Казакова в конце XVIII в. Объект культурного наследия федерального значения.


Гоголевский бул., 10 - Дом выстроен по проекту архитектора М.Ф.Казакова для Нарышкиной. Здесь жил декабрист М.М.Нарышкин. В этом доме бывали К.Ф.Рылеев, И.И.Пущин, позднее И.С.Тургенев, И.Е.Репин, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский, А.А.Фет. В доме работало правление Союза художников СССР.


Гоголевский бул., 12, стр.1 - Московская удельная контора (1880-е гг.).


Гоголевский бул., 14 - Городская усадьба Е.И.Васильчиковой - С.А.Оболенского - Н.Ф. фон Мекк (XIX в.). Усадьба связана с именами декабристов Н.В.Васильчикова, И.И.Муравьёва-Апостола. В конце XIX в. здесь бывали композиторы С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, П.И.Чайковский. С 1956 г. - Центральный шахматный клуб.


Гоголевский бул., 16/13 - Городская усадьба Е.М.Алексеевой (1884 г., архитектор Д.Н.Чичагов).

Гоголевский бул. Памятник Н.В.Гоголю. Создан к столетию со дня рождения писателя в 1909 г. и размещался в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара. Скульптор Н.Андреев, архитектор Ф.Шехтель.


Гоголевский бул., 17 стр.1. Построено в 1903 г. как доходный дом. Архитектор Н.П.Марков.