Петров водкин кузьма сергеевич. Картинные галереи и художники. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (род. 05.11.1878 г. - ум. 15.02.1939 г.)

Известный русский художник-символист, мастер портрета и натюрморта, график, театральный художник, теоретик искусства и педагог. Профессор Ленинградской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, председатель Ленинградского отделения Союза художников. Член общества «Мир искусства» .

Художник вновь обнаружил красоту русской земли, ее людей и культуры. Его образы были теперь простыми и понятными, такими как материнство, детство, молодость и работа. Эта работа была воспринята как предчувствие новой исторической эпохи и произвела ошеломительное впечатление на искусствоведов, которые уже привыкли к яркой выразительности, различным символическим построениям и необыкновенным картинам футуристов. Но картина Петрова-Водкина представляла собой нечто иное. Сюжет был прост: молодые мальчики купали лошадей в пруду.

Цвета были яркими и прозрачными с доминирующим красным. На первый взгляд сцена кажется тихой, даже статической, но напряжение может ощущаться. Картина построена на контрастах, и их взаимодействие передает это напряжение зрителю. Его козыри были попытками синтезировать восточные и западные живописные традиции. Художник разработал новую теорию «сферической перспективы», касающуюся новой техники, изображающей пространство. Он использовал наклон вертикальных осей композиции, чтобы превратить плоскости в сторону зрителя его картины.

«Живопись - не забава, не развлечение. - говорил К. С. Петров-Водкин. - Она умеет каким-то еще неизвестным мне образом расчищать хлам людского обихода, кристаллизовать волю и обезвреживать дурноту социальных взаимоотношений». Именно в этом он видел основную задачу изобразительного искусства.

Даже самые дотошные и педантичные искусствоведы не могут отнести творчество Петрова-Водкина к какой-либо определенной школе. Этот художник-символист, который все свои ощущения и переживания жизни, современных ему событий выражал при помощи метафор, не был ни на кого похож.

Это позволило сочетать эпизоды с разных времен, выделяя движение и покрывая большие пространства. Таким образом, его композиции можно было наблюдать зрителями с разных точек зрения. По словам Петрова-Водкина, натюрморт - это «разговор между художником и его предметом», в котором сюжет не отвлекает от определения предмета в пространстве. Какова эта тема, где она и где я, воспринимая эту тему - это основной смысл натюрморта.

Он стремился достичь панорамных эффектов и экспериментировал с цветами, объединяя все формы и основания с тремя основными цветами - красным, желтым и синим. Это был поворотный момент в истории России, который, по словам Петрова-Водкина, должен был восприниматься как «космическая и универсальная» интерпретация действительности.

Родился Кузьма Сергеевич в городке Хвалынске Саратовской губернии. Отец его, Сергей Федорович, был сапожником. Мать, Анна Пантелеевна, служила домработницей. «Помню, когда работа до завтрака закончена, мать сядет у раскрытого на террасу окна и уйдет в книгу. От нее я унаследовал запойное чтение моего детства и юности», - вспоминал художник. Его детством стала Волга, бесконечные баржи, шумная многоликая пристань. С малых лет он окунулся в атмосферу народного искусства. Сосед, ночной сторож, мастерски исполнявший лубочные картинки, был первым учителем Кузьмы, а следующим - иконописец «древнего обычая» Филипп Парфенович. В его мастерской парнишку больше всего поразили краски в баночках. Они были такими первозданно яркими, словно красовались одна перед другой. Именно тогда зародилась в Кузьме любовь к чистым сочным тонам. Но юноша не сразу посвятил себя изобразительному искусству. Работал в судоремонтных мастерских, дворником, маляром-вывесочником. Потом было увлечение литературой. Его оригинальной приключенческой повестью с авторскими рисунками «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле» (1914 г.) зачитывались дети. А вот большинство пьес, повестей и рассказов молодого автора так и остались в рукописях. Но в конце концов тяга к изобразительному искусству в нем победила.

В своих работах в советский период Петров-Водкин пытался выразить высокое гуманистическое чувство жизни и нарисовал много портретов. Он помещал индивидуальные черты лица в фоновом режиме. В его картинах предмет был представлен как тихий и вдумчивый наблюдатель, который гармонично вписывается в его среду.

В своем учении он пытался передать природу пространства в жизни своим ученикам. Он научил их «думать о Земле как о планете». Его метод заключался «не подталкивать ученика и не заставлять его работать и думать, как все». Изучая в России и за рубежом, Петров-Водкин подвергался различным методам обучения и считал, что лучший из них «должен быть брошен в глубокие воды, даже не зная, как плавать».

Первоначальное художественное образование Петров-Водкин получил в Самаре в классах живописи и рисования Бурова (1893 г.), затем учился в Петербургском училище Штиглица (1895-1897 гг.) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904 гг.). Любимым педагогом его был В. А. Серов, оказавший большое влияние на начинающего художника. Занятия тех лет были интересны и насыщены: днем рисовал, учился играть на скрипке; ночами - писал пьесы. Любимой девушке Кузьма рассказывал о законах физики, геометрии и астрономии. В годы обучения и до самой революции неимущему таланту материально помогали состоятельная любительница искусства Ю. И. Казарина и придворный архитектор и владелец петербургской мебельной фабрики Р. Ф. Мельцер. Последний также поддерживал все творческие начинания художника и снабжал его выгодными заказами.

Позже он совершил несколько поездок по Советскому Союзу, производя множество работ для дидактических целей. Запах масляных красок усугублял его легкие, и ему пришлось отказаться от живописи несколько лет. Он был быстро забыт и оставался таковым для остальной части советской эпохи, только заново заново за последние два десятилетия.

В этих картинах сквозь лица поволжских крестьянок проступают иконные черты, в жестах и движениях, делающих их подобными ангелам, - небесная гармония. В душе каждой из них отражается богоматерь, в которой "воплощено горячее сердце мира"

За свою работу Петров-Водкин был удостоен звания Заслуженного артиста Советской России. Илья Глазунов - советский и русский художник, известный своими историческими и религиозными картинами. Его искусство противоречиво, но все еще привлекает внимание критиков и поклонников.

Стремясь больше узнать, многому научиться, Петров-Водкин решил воочию увидеть и изучить живопись европейских мастеров. А так как средств меценатов на поездку за границу было недостаточно, он отправился туда на велосипеде.

В Мюнхене художник занимался в школе Ашбе, у Колоросси. И чем больше он учился у других, тем самобытнее становился его собственный, новаторский стиль. В ноябре 1906 г. во Франции Петров-Водкин познакомился с Маргаритой Иованович, которая очень заинтересовалась его творчеством и захотела «понять загадки» художника. Вскоре она стала его женой.

Петрова-Водкина, был членом Мирового искусства и четырех искусств. В результате этого влияния он стал одним из главных представителей символических тенденций в русской живописи. Работа «Купание красной лошади», воспринимаемая в эмоциональной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, предвещает окончательный переход художника от облачных аллегорий к истинно-живому и все еще всеобъемлющему символизму. Картина также ознаменовала переход художника из неорганического сочетания плоских и трехмерных элементов в единое монументально-декоративное целое.

Турция, Греция, Италия, Алжир, Пиренеи, Бретань - четыре года путешествий, знакомство со странами и музеями Петров-Водкин сопровождал непрерывной работой. По непосредственным парижским впечатлениям им было исполнено полотно «Кафе» (1907 г.). Поездка в Африку дала материал для целой серии произведений («Развалины Карфагена. Этюд», «Пустыня ночью», 1908 г.). Созданные работы художник представил на персональной выставке в 1909 г., которую после его возвращения на родину организовал журнал «Аполлон». Она имела успех.

Интерес Петрова-Водкина к итальянской живописи раннего Возрождения и в русской иконописи, примером которой является Купание Красной Лошади, в значительной степени отвечал за гармоничное освещение и изысканное моделирование, которое характеризовало работы художника второго десятилетия 20-го века. В то же время его работа с этого периода показывает отступление от классической перспективы в пользу сферической перспективы, которая достигается с помощью нескольких точек зрения, включая вертикальные очертания композиций, и превращения плоскостей в сторону зрителя.

Творчество художника тех лет было еще лишено собственного метода и живописной системы. Но в картине «Сон» (1910 г.) уже просматривалась ориентация на принципы монументальной стенной живописи. Недаром после этой картины художник получил ряд заказов на росписи церквей св. Василия в Овруче и Казанской Божьей Матери в Саратове. К сожалению, потом эти росписи были уничтожены как неканонические. Протопоп сказал о первой иконе Петрова-Водкина: «Плясовица. Глазами стреляет. Святить не буду!»

Это позволяет совпадение эпизодов, происходящих в разное время, акцент момента движения и ощущение огромного пространства. Сферическая перспектива характеризует Полдень и Утро Натюрморт, оба из которых находятся в Русском музее. Он произвел панорамный эффект в своих картинах и объединил все формы и планы, используя три основных цвета: красный, желтый и синий. В советский период он стремился понять сущность исторического поворотного момента страны через «космическое», «планетарное» понимание реальности.

Он искал ощутимого отражения трагических и героических столкновений в жизни и открытия, в мелочах, разнообразия естественных связей. Петров-Водкин создал тематические композиции, проникнутые пылом революционной борьбы и идеей жертвоприношения во имя будущего.

Важным этапом в творчестве художника стало написание в 1911 г. картины «Играющие мальчики», что совпадает с его попыткой теоретически осмыслить и сформулировать свою живописную систему. Этим произведением Петров-Водкин начал создавать мир, который давал зрителю ощущение сферичности земной поверхности (водкинское восприятие пространства). При таком изображении в портрете, натюрморте, пейзаже - везде можно было передать всеобщее, «планетарное»: «Пейзаж в картине «Играющие мальчики» имеет реальные черты, но вместе с тем - это часть планеты с крутящейся сферой. Беззаботная игра, борьба, своеобразный танец ребячьей удали. Оранжевые с красными тенями - горящие тела. Зеленый купол Земли, синее небо. Жизнеутверждающий и цветовой символ «Цвет - дитя солнца», - объяснял впоследствии ученикам свой замысел Петров-Водкин. - Светить, создавать настроение праздника - это главное». Так художник пришел к своей теории трехцветия, выделяя три основных краски: красную, желтую, синюю.

Его литературные произведения включают рассказы, новеллы, пьесы, эссе и теоретические статьи. Особого внимания заслуживает его автобиографическая «Моя история». С первых лет Советской власти Петров-Водкин был одним из реорганизаторов художественного образования.

Кузьме Петров-Водкину повезло. Ему удалось жить у царя, не мучительно приняв революционные изменения, умер от его смерти. И это было странно, потому что художник далеко не соответствовал советским идеалам. Он был религиозным парнем, женился на французе, организовал культурные вечера в своем доме, рассказал всем, что он пророк, и так далее. Не говоря уже о его картине - синтезе культового искусства и французского символизма.

Имя Петрова-Водкина стало известно всей России после вызвавшей многочисленные споры картины «Купание красного коня» (1912 г.), представленной на выставке «Мир искусства». Художник предчувствовал, что полотно будет воспринято неоднозначно, что каждый по-своему попытается раскрыть символическое звучание картины. Так и случилось. Для одних она стала символом приближающейся революции, для других - современным перепевом иконы «Чудо архангела Михаила». Почти все полотно заполняет монументально-гордая фигура красного коня. Его былинная мощь резко контрастирует с хрупким обнаженным телом юного всадника. Ярким, звучным краскам художник противопоставляет тягостную неподвижность окружающего фона: плотные разводы волн, плавную дугу берега, статичные фигуры лошадей и мальчиков вдали. Да и огромная энергия красного коня словно скована. Эта застывшая сила вызывает чувство неясной тревоги, ощущение неумолимости грядущих перемен. Картина воспринималась как метафорическое выражение предреволюционной эпохи, став символом событий того времени.

Поощряя ее расследующую женщину: «Если мы умрем, мы умрем вместе», начал рисовать картину «Землетрясение в Крыму». Сегодня аукционы жестоко борются за его натюрморт, как если бы они были нейтральными, за пределами советской системы. Однако, что бы это ни было, Петров-Водкин не мог убежать от себя - истинного художника. Советское министерство культуры так боялось этой работы, что срочно «выгнало» его в провинции - он был пожертвован армянам. Когда художник родился долгожданной дочерью, он пообещал себе: адаптироваться, установить «роман с властью», чтобы только девушка жила хорошо.

Затем полотно отправили в русский отдел «Балтийской выставки» в шведский город Мальме (1914 г.). За участие в ней Петров-Водкин получил от шведского короля Густава V медаль и грамоту. Но Первая мировая война, начавшаяся революция и гражданская война привели к тому, что картина на долгое время осталась в Швеции. И только в 1950 г. она была возвращена в СССР.

Поэтому, поощряя ее расследующую женщину: «Если мы умрем, мы умрем вместе», начал рисовать картину «Землетрясение в Крыму». Те, кто изучал историю искусства, вероятно, помнят, как публика прогремела, когда он услышал, что Петров-Водкин создал натюрморт с шелком. Оказывается, двойная фамилия не была сломана с пальца. В Хвалынском под Волгой все знали дедушку художника - самого большого барабанщика города. Впрочем, не отец золотого человека, а его дед, так что в помещении, что фамилия Петров не избежал утонченности - водки.

Кузьма учил ремеслу мальчика, но другие вещи привлекали его больше. Когда он продвинулся, он погрузился в знакового мастера и попытался нарисовать его. Последний укрыл искусство молодого человека: «Мать твоей матери стреляет в глаза, как мужчина смотрит!» И сам Кузьма не считал себя художником. Он собирался поехать в Самарскую школу железных дорог. Но когда он не сдал экзамены и печальную голову дома, он увидел знак «Буровский живопись и живопись». Окончил, затем учился в Московском училище живописи, скульптуры и архитектуры в Санкт-Петербурге.

Мечтая об искусстве высоком и значительном, художник использовал приемы древнерусской живописи - насыщенные цвета и величавую торжественность. Так, в картине «Мать» (1913 г.) об увлечении Петрова-Водкина иконой напоминает лепка лиц, система пробелов на цветовых пятнах одежды. Традиционный облик русской крестьянки и достоверная точность пейзажа - с синевой речки, простором заливных лугов, деревней на берегу, - напоминает полотна Венецианова. Привычный облик матери вырастает в символический образ родины.

Его филантроп из Хвалинска - лавочник Юлия Казарина - получила образование для науки; каждый месяц она получала щедрое пособие. Тот же Петров-Водкин не тратил впустую свое время, он нашел способы свести к минимуму. Когда он узнает, что какая-то компания платит за поездку по Европе на тех, кто едет из Москвы в Париж на велосипеде, они могут запускать педальные аварии, что-то еще поднимается.

Он видел Европу, учился в Мюнхене и Париже. Трудно было решить, каковы были эти поездки, из-за историй художника это казалось приключениями барона Мюнхгаузена. На меня напал бедуин в Сахаре. Космос превратил меня в его невероятный ритм, речь идет о Везувии, который, разумеется, вспыхнул, когда там оказался Петров-Водкин. «Я был похищен бандитами в Италии, они держали меня где-то под землей и угрожая смертью, значение поддельной Леонардо да Винчи» лед «который продал его.». Молодая Мария была дочерью владельца пенсии, где жил Петров-Водкин в Париже.

Октябрьскую революцию Петров-Водкин принял с пониманием, быстро включился в художественную жизнь Петрограда. Участвовал в реорганизации Академии художеств и без колебаний занял должность профессора (1918 г.), опасаясь гибели искусства и талантов в эпоху разрухи. К первой годовщине Октября он создал целую серию натюрмортов, ставших символами постреволюциоиной России: «Утренний натюрморт», «Скрипка», «Розовый натюрморт». Особенно интересен его скрипичный этюд: на изломе городского окна лежит скрипка. Она не выброшена, не спрятана в дальний угол. Художник оставил ее ненадолго, он вернется, чтобы сыграть импровизации нового времени. Петров-Водкин сумел сберечь в натюрморте никогда не умирающую в его душе нежную и трепетную мелодию жизни. Но в другой работе - натюрморте «Селедка» (1918 г.) звучит уже иная, щемяще-скорбная музыка. льется кровь, гибнут за революцию люди, терпят голод, радуются пайкам. На ломкой розовой скатерти - картофелины, ломоть геометрически точно отрезанного хлеба - ни крошки лишней, и на листке красивой синей бумаги беловато-желтоватая с голубыми отсветами сплющенная селедка. Все это показано откуда-то сверху, как бы с небес. «Голодный паек» словно включен художником в общую атмосферу эпохи. Он становится символом жизни, памятником времени.

В России состоялась первая персональная выставка художника, были изданы его литературные произведения, постановки пьес в театрах. Но Петров-Водкин с трудом общался с людьми, как будто разговаривал с человеком с плохим темпераментом, вытаскивая слона из небес и все это раздражало. Возможно, из-за этого человек, у которого было много талантов, изучал не только искусство, но и философию, геофизику, космонавность, был проигнорирован его коллегами. Какой талант! Сферическое мировоззрение, которое особенно шокировано, - это точка зрения, которая заставляет Землю чувствовать себя круглой планетой.

Завершением цикла послереволюционных произведений К. Петрова-Водкина явилась его прославленная Петроградская Мадонна («Петроград, 1918 г.»), написанная в 1920 г. На фоне революционной улицы, где люди обсуждают события и идут по самым неотложным делам, молодая мать на балконе бережно держит малыша. Женщина в красной накидке как бы отвернулась от уличной суеты, но не отторгает ее. Доверчиво и спокойно смотрит она на зрителя. На руках у нее будущее. Материнство, представленное как символ нежности и чистоты, должно быть сбережено от всех гроз революции.

Тем не менее, никто не купил его работу, Мари пришлось шить шляпы, хотя в Санкт-Петербурге были лучшие моды. Происхождение художника было очень полезно, когда произошел революционный переворот. Подобно тому, что ванна красного всадника считалась пролетарским пророком диктатуры; поскольку картина, доставленная в Германию на выставке, исчезла там, Советы даже выдали денежный приз тому, кто ее нашел. Теперь Петров-Водкину поклонялись. Он стал членом Совета по искусству и профессором и преподавал в нескольких институтах.

Пресса поздравила «художника с людьми», и это в сочетании со своими учениками, что русские должны ограничиваться тремя цветами: красным, желтым и синим. Студенты отчаянно ненавидели его систему, и несогласные коллеги просто были уволены с должности. Один из незабываемых Константин Сомов назвал художника «жуком, претенциозным дураком». Конечно, не в глаза: Петров-Водкин стал диктатором, он был схвачен.

В 1928 г. к десятилетию Красной Армии Петров-Водкин написал оптимистическую элегию «Смерть комиссара». Художника притягивали красивые лица «новых» людей и психология героев, отдавших свою жизнь за идею. На руках у бойца умирает комиссар. Он не выпускает винтовку и последний свой взгляд устремляет вслед идущему в наступление отряду. Побелевшее от боли лицо выделяется пятном на темном фоне гимнастерки и кожаной куртки. Земля - словно голубая сфера, вращающаяся под ногами солдат. Бойцы плотной массой вначале как бы «парят» над ней, а затем «заваливаются» за горизонт. Дальний план боя с легкими облачками взрывов кажется нереально-фантастическим. Этот «космический взгляд», который свойствен стилю художника, усиливает героическое звучание произведения. Поэт Спасский, позировавший для центрального образа, сказал, что картину следовало бы назвать «Бессмертие».

После революции художник создал ряд портретов: «Автопортрет», 1921 г.; «Анна Ахматова», 1922 г.; «Сергей Мстиславский», 1929 г.; «Андрей Белый», 1932 г. На каждом из них - лица людей, погруженных в глубокие, сложные размышления.

Тяжелая форма туберкулеза на долгое время лишила художника возможности заниматься живописью и преподавать. Поддавшись на уговоры друзей-литераторов, он создает интереснейшую автобиографическую трилогию - «Хлыновск», «Пространство Эвклида», «Самаркандия» и сам ее иллюстрирует (1928-1932 гг.).

Творчество Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина было признано прижизненно. В 1936-1937 гг. в Ленинграде и Москве с успехом прошли его персональные выставки.

15 февраля 1939 г. К. С. Петров-Водкин умер и был похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде. Его наследие огромно (считая и черновые наброски - более 1000 работ). Это талантливые произведения постоянно ищущего художника. Недаром замечательный иллюстратор детской книги Владимир Конашевич писал: «Есть люди, которые все явления окружающего мира воспринимают как-то по-своему. Они живут как будто в другом мире, только параллельном нашему, но не совпадающем с нашим вполне во всех точках. Я имею в виду художника Петрова-Водкина».

Из книги «100 знаменитых художников XIV-XVIII вв.»; 2006

    - (1878 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924). Преподавал в… … Художественная энциклопедия

    - (1878—1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в ЦУТРе (1895—97), МУЖВЗ (1897—1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905—08). С 1909 жил в Петербурге (Ленинграде). Член объединения «Мир искусства»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - , советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в … Большая советская энциклопедия

    - (1878 1939), рус. сов. художник. Ему принадлежит картина на тему поэмы «Демон» (масло; место хранения не установлено). Работал над илл. к поэме «Преступник» (выполнено неск. подготовит. рисунков; графит; одна илл. и виньетка были на Лермонт.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1878 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в ЦУТРе (1895 97), МУЖВЗ (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). С 1909 жил в Петербурге (Ленинграде). Член объединения «Мир искусства» (1911 24) и «Четыре… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С начала 1910 х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально декоративными произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов… … Энциклопедический словарь

    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич - К.С. Петров Водкин. Купание красного коня. 1912. Третьяковская галерея. ПЕТРОВ ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878 1939), российский живописец. С начала 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1878 1939). Видный рус. сов. живописец, график, театр. художник; яркий представитель ранней сов. живописи. Род. в Хвалынске (ныне Саратовской обл.), учился в Моск. ун те живописи, ваяния и зодчества, в Мюнхене и Париже, чл. объединений "Мир … Большая биографическая энциклопедия

    Кузьма Сергеевич Петров Водкин Дата рождения: 5 ноября 1878 Место рождения: Хвалынск Дата смерти … Википедия