Педагогическая техника умение управлять собой. Педагогическая техника в деятельности учителя. Культура и техника речи

Важная роль в становлении и формировании высокого уровня

профессионализма учителя принадлежит педагогической технике.

Без педагогической техники, без владения умениями управлять собой и взаимодействовать с другими, педагог не может использовать себя самого в качестве средства обучения и воспитания. Для достижения цели педагогической деятельности учителю необходимо овладеть комплексом следующих умений:

– техника и культура речи (постановка дыхания, голоса – его сила, интонационная окраска, тембр, дикционная четкость произношения речи, ее темп и ритмика);

– умения управлять своим организмом для выразительной презентации учебного материала, чувств и отношений к нему и участникам педагогического процесса через мимику и пантомимику;

– профессиональная саморегуляция психических состояний учителя, (снятие психофизических напряжений, зажимов, создание в себе творческого рабочего самочувствия);

– педагогическое общение и организация воздействия на личность и коллектив в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая техника – это внешнее проявление, форма педагогического мастерства. Ее сущность проявляется во владении учителем совокупностью специальных умений и навыков: умений мобилизовать учащихся на учебно-познавательную и другие виды воспитывающей деятельности; умений ставить вопросы, вести диалог, наблюдать и делать выводы из наблюдаемого, умений владеть собой – своим настроением, голосом, мимикой, движениями и т.д.

Педагогическая техника способствует единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, то есть синтезу духовной культуры и внешней профессиональной выразительности учителя . Основными ее средствами являются внешний вид педагога (одежда, прическа, мимика, пантомимика, осанка), эмоциональное состояние, определяющее то, как выглядит учитель внешне, и его речь, понятная учащимся, орфоэпически правильно произносимая, звучащая в оптимальном темпе .

Существует целый ряд определений сущности педагогической техники (А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.Е. Щуркова, В.М. Мындыкану, А.А. Гримоть и П.П. Шоцкий и др.). В каждом из них при видимом отличии в содержании подчеркивается, что в отточенности педагогической техники проявляется профессиональное мастерство учителя, и что данный структурный компонент педагогического мастерства представляет собой совокупность специальных умений и навыков, позволяющих учителю организовать себя, свой организм в процессе выполняемой профессиональной деятельности и добиваться в ней организации других, прежде всего – учащихся. Ученые сходятся во мнении, что «педагогическая техника – это составная часть мастерства учителя» (Ю.П. Азаров) и представляет собой «комплекс умений, которые позволяют учителю более ярко, творчески выразить себя как личность, добиться оптимальных результатов в труде, донести до учащихся свою позицию, мысли, душу» (А.А. Гримоть, П.П. Шоцкий).



Педагогическая техника – не главный элемент в структуре педагогического мастерства (сущностным компонентом являются профессиональные знания, а системообразующим – профессионально-педагогическая направленность личности учителя), однако недостаточная ее сформированность, пренебрежение ею приводит к тому, что педагогическое мастерство не находит внешнего выражения и не проявляется в учебно-воспитательной деятельности педагога. Основными ошибками учителя, не владеющего педагогической техникой, являются неумение наладить общение с учащимися, сдерживать свои отрицательные эмоции или, наоборот, педагогически целесообразно проявлять неудовлетворенность теми или иными поступками воспитанников; невнятная речь, приводящая к неумению рассказать, доказать, убедить; чувство страха перед аудиторией, проявляющееся в излишней скованности или развязности, в соматически обусловленных явлениях (красные пятна на лице, дрожание рук, потливость и т.д.), в монотонности речи или заикании и т.д. Все это приводит к неэффективности педагогической деятельности, безрезультатности профессиональных усилий педагога.

Исследователи педагогической техники (С.Б. Елканов, Ю.Л. Львова, В.М. Мындыкану, В.А. Сластенин, Н.Н. Тарасевич, Н.Е. Щуркова и др.) видят предназначение выработанных в ее рамках умений и навыков в организации учителем самого себя в педагогическом процессе и в воздействии на других. В соответствии с этим рассматривают в ее структуре два основных направления:



– комплекс приемов, используемых педагогом для отработки умений управлять своим поведением, внутренним эмоциональным состоянием, педагогически целесообразного организовывать свой внешний вид;

– совокупность приемов, необходимых педагогу для отработки умений воздействовать на личность учащегося и весь ученический коллектив, раскрывающих технологическую сторону учебно-воспитательного процесса.

Такая систематизация приемов педагогической техники, позволяющих отрабатывать профессиональные умения, является достаточно условной, в большей мере теоретической, так как любой прием, который учитель использует с целью организации себя, управления своим поведением является одновременно и способом влияния на личность учащегося или на коллектив воспитанников в целом, и средством осуществления определенной педагогической технологии.

В педагогической практике очевидны взаимосвязь и неразрывное единство всех умений и навыков в рамках педагогической техники. Учитель, стремящийся овладеть педагогическим мастерством, должен воплощать это единство в своей профессиональной деятельности.

Знание внутренней структуры педагогической техники по организации себя, путей формирования умений и навыков в соответствии с ее структурированием, выработка их уже на студенческой скамье в значительной мере обусловливает большую эффективность профессионального роста учителя.

Педагогическая техника по управлению учителем собой представлена следующими компонентами:

– управление внутренним эмоциональным состоянием, формирование творческого рабочего самочувствия учителя;

– формирование педагогически целесообразного внешнего вида, владение мимическим и пантомимическим мастерством;

– развитие перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, память, воображение, фантазия и т.д.);

– отточенная техника речи .

Для учителя овладение способами и приемами психической саморегуляции

является важнейшим условием становления и развития его профессионального мастерства. В

повседневном труде педагог постоянно

сталкивается с необходимостью регулирования своего внутреннего эмоционального состояния, так как труд учителя характеризуется большим нервно-психическим напряжением, иногда в нем присутствуют стрессовые ситуации, нарушающие здоровье, снижающие работоспособность, творческое отношение к работе. Кроме того, важнейшим средством обучения и воспитания является педагогически выразительный внешний вид учителя, а он – всегда производное от внутреннего эмоционального самочувствия. Поэтому формирование психической культуры педагога – дело необходимое и возможное.

Наиболее значимыми для овладения умениями и навыками внутренней эмоциональной саморегуляции являются особенности типа высшей нервной деятельности человека и преобладающего темперамента. Именно они образуют природную основу для индивидуальной неповторимости личности. В человеке многое запрограммировано природой: органические процессы, действия инстинктов, динамика психофизических процессов. Они регулируются автоматически, без вмешательства сознания. Однако человек в состоянии влиять на свои психические особенности, может корригировать их действие в нужном направлении. Относительная свобода, независимость человека от природы, способность к саморегуляции как раз и есть одна из важнейших характеристик человеческой личности. Для человека важно научиться приспосабливать свои природные склонности: преобладающие особенности высшей нервной деятельности и темперамента к потребностям педагогической профессии. Вместе с тем он должен знать и уметь объективно оценивать не только типы своих ВНД (высшей нервной деятельности) и темперамента, но и особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Для этого необходимо владеть методиками самопознания, овладеть способами распознавания вышеназванных особенностей центральной нервной системы, ее функций. Ряд таких методик предложен в книге С.Б. Елканова «Профессиональное самовоспитание учителя» . Среди них основными практическими методами являются наблюдение и самонаблюдение. Не менее важны различные психологические тесты. Эти методики направлены на самоопределение силы нервных процессов, их уравновешенности, подвижности, а также на выявление данных об особенностях темперамента. Подробный анализ собранных результатов позволяет определить сильные и слабые стороны полученных от природы индивидуальных особенностей ЦНС (центральной нервной системы) и определить задачи, которые необходимо решить для более оптимального их приспособления к требованиям педагогической деятельности. Учитель может обладать и сильной, и слабой нервной системой, любым типом темперамента, однако при этом соответствие его природных данных требованиям педагогической профессии будет различным, более или менее подходящим. Следовательно, индивидуальны должны быть и усилия педагога по приспособлению своих особенностей к требованиям профессии, по воспитанию педагогической культуры темперамента, по овладению мастерством саморегуляции своего внутреннего эмоционального состояния.

Важнейшим профессиональным требованием к учителю в психологическом плане является умение сохранять эмоциональную устойчивость, иногда несмотря на неблагоприятные для этого условия.

Эмоциональная устойчивость – это свойство психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях (по М.И. Дьяченко). Ее можно рассматривать не только как средство педагогической техники, но и как важный показатель высокого уровня квалификации учителя, так как эмоциональная устойчивость формируется на основе его глубоких профессиональных знаний, сформированных педагогических умений и навыков, развитых способностей к профессиональной деятельности. Исследования деятельности и личности учителя подтверждают, что эмоциональная устойчивость всегда присуща педагогам, имеющим хорошую профессиональную подготовку, поэтому уверенным в себе и самодостаточным. Ведь эмоциональная устойчивость вообще достигается и поддерживается при следующих условиях:

вера в собственные силы, осознанность действий;

большая степень информированности об обстоятельствах деятельности, о самой ее сущности и средствах достижения результата в ней (для достижения эмоциональной устойчивости учителю важно знать не только предмет и методику его преподавания, но и возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, специфику классного коллектива; обстоятельства, в которых он должен работать, четко представлять себе конечный результат своей деятельности и т.д.);

владение умениями и навыками эмоционального самоуправления, приемами аутогенной тренировки (к ним относятся самооценка своего психофизического, эмоционального состояния, самовнушение, самоприказ, переключение и отвлечение своего внимания от источника стрессогенной ситуации; физические упражнения, направленные на снятие психологического напряжения: установление спокойного ритма дыхания, мгновенные релаксация и тонизирование тех или иных мышц тела, например, незаметное сжатие и разжатие ладоней рук, изменение ритма речи и движений и т.д.). Для овладения вышеназванными умениями и навыками необходимо психологическое образование и самообразование, работа со специальной литературой, а также практическое применение знаний в жизни, аутогенная тренировка.

Психолог Ф.П. Мильруд утверждает, что недостаточная профессионально-психологическая подготовка к поведению в эмоциогенных ситуациях особенно ощущается среди начинающих учителей. Формами их педагогического воздействия на учащихся с целью устранения эмоциогенной ситуации в ряде случаев становится скандальный окрик, угроза, оскорбление ученика, изгнание из класса, что не снижает, а обостряет стрессовую ситуацию.

Учителю необходимо формировать умения и навыки собственной эмоциональной регуляции, которые помогают избрать верные педагогические действия в конфликтных ситуациях, не допустить своего эмоционального срыва, разрушающего авторитет педагога, снижающего его веру в свои профессиональные возможности и способности. Иногда неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние становится причиной разрушения физического здоровья.

Сформированные умения эмоциональной саморегуляции являются для педагога показателем уровня его профессиональной квалификации, важным средством педагогической деятельности, инструментом создания условий для сохранения своего психофизического здоровья.

К важнейшим способам эмоциональной саморегуляции относятся (по В. Леви) :

знание и аналитическое исследование основных причин нарушения эмоционального равновесия, что позволяет учителю быть психологически готовым к эмоциогенным ситуациям и сохранять в них психическое равновесие (типичные причины нарушения эмоциональной устойчивости – психофизические перегрузки педагога; несложившиеся отношения с отдельными учениками или с классным коллективом в целом, с коллегами и администрацией школы; монотонность в работе, возникающая особенно в тех ситуациях, когда учитель работает в 3–4 классах одной параллели; бытовые и семейные неурядицы в жизни и т.д.);

воспитание доброжелательности к людям , оптимистического мировоззрения, культивирование положительных эмоций;

разрядка в деятельности;

специальные психофизические упражнения (расслабление определенных мимических мышц на основе словесных самоприказов: «я вижу свое лицо», «мое лицо спокойно», «мышцы лба расслаблены», «мышцы щек расслаблены», «мышцы глаз расслаблены», «мое лицо как маска»; управление тонусом скелетной мускулатуры; приемы самоконтроля темпа своих психических реакций путем мысленного произнесения вопросов и самоприказов типа: «Как темп?», «Спокойно!» и т.д.; упражнения в плавных и медленных движениях независимо от эмоциональных состояний; совершенствование дыхания; психическая разрядка; способы отключения, переключения и отвлечения от источников эмоциогенного напряжения, самоубеждение и самовнушение и т.д.);

аутогенная тренировка; она особенно полезна в сочетании с систематическими занятиями физической культурой, закаливанием организма и совершенствованием режима дня.

Таким образом, воспитание психической культуры – дело не сиюминутное, требует ежедневной тренировки и глубокого осознания необходимости ее формирования для педагога.

Вхождение в творческое рабочее самочувствие
Мастерство эмоциональной саморегуляции учителя предполагает его умение входить в творческое рабочее самочувствие, даже невзирая на неблагоприятные для этого условия.

Состояние творческого рабочего самочувствия во время работы – важная характеристика педагогического мастерства, показатель отточенного владения педагогической техникой. Исследователями творческого характера педагогической деятельности доказано, что творчество педагога на уроке – это 50% производительности его труда.

Впервые понятие о творческом рабочем самочувствии дал К.С. Станиславский относительно актерской профессии. Он указал на то, что творческое самочувствие – это такое состояние, душевное и телесное, которое благотворно влияет на процесс творчества актера. «Ясно почувствовав вред и неправильность актерского самочувствия, – писал К.С. Станиславский, – я, естественно, стал искать иного душевного и телесного состояния артиста на сцене – благотворного, а не вредного для творческого процесса. В противоположность актерскому самочувствию, условимся называть его творческим самочувствием» .

К педагогической профессии это понятие адаптировала Ю.Л. Львова, определившая творческое самочувствие учителя как особое психическое и физическое состояние, при котором педагог достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии вдохновения, заряжает аудиторию своей энергией и получает от аудитории наибольшую отдачу . Данное состояние характеризуется сосредоточенностью внимания учителя на предмете изучения, на учащихся, на себе в процессе работы, богатством его воображения и речи, высокой перцептивностью педагога. Внешне творческое рабочее самочувствие проявляется в физической подтянутости, энергичности учителя, в блеске его глаз, приветливой улыбке, в общей психофизической собранности.

Основами творческого самочувствия педагога Ю.Л. Львова считает:

контакт с учащимися, видение всего класса , понимание состояния всех в целом и каждого ученика в отдельности;

создание реальных, а не условных обстоятельств в работе с детьми;

уравновешенность раздражения и торможения в нервной системе учителя.

Основными элементами творческого рабочего самочувствия, по мнению Ю.Л. Львовой, являются сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей целью и задачами урока, прицел на его «сверхзадачу»; видение и понимание учащихся в процессе работы с ними, сосредоточенность на аудитории; ощущение и понимание себя во время работы, наличие самоконтроля, который уравновешивает расчет и вдохновение, не позволяет учителю чрезмерно увлечься деталями урока и отойти от главной его цели, а также снимает «несвободу», мышечные напряжения и зажимы, не позволяющие творить.

Ею разработаны основные психологические механизмы вхождения учителя в творческое рабочее самочувствие. К ним относятся:

подготовка к педагогической деятельности, которая включает в себя не только глубокое проникновение в знания по предмету, планирование урока или внеклассного мероприятия, но и духовную подготовку к взаимодействию с детьми, его душевную работу, направленную на профессиональную деятельность;

создание психологических установок на предстоящую работу, принятие так называемого «духовного душа», мысленное сосредоточение на том, что нужно сделать, и на тех, для кого это делается. Иногда требуется усилием воли отключиться от посторонних, ненужных в данной ситуации раздражителей, привести в порядок мысли и нервы, освободиться от обыденных забот и приобрести нужный эмоциональный настрой (конкретно это – просмотр плана предстоящей деятельности, содержания материала, изучаемого на уроке; продумывание деталей обстановки, в которой будет проходить работа, иногда даже деталей своей внешности, и т.д.);

– при необходимости учителю нужно использовать специальные психофизические упражнения, способствующие появлению творческого рабочего самочувствия, устранению ненужных эмоций, снятию психологического или физического напряжения, при котором не может быть и речи о нужном для работы эмоциональном самочувствии (например, упражнения на релаксацию, позволяющие снять усталость; самовнушение с установкой на уверенность в себе, энергичность, бодрость; самопоощрение – радость от того, что можешь как профессионал многое, что все получится в работе так, как нужно и т.д.).

Ю.Л. Львова призывает учителя к тщательной работе над собой в плане овладения педагогической техникой, в частности, приобретения умений входить в творческое рабочее самочувствие. Она пишет: «Само понятие «работа учителя над собой» в общепринятом смысле предполагает лишь самообразование. Самообразование, безусловно, необходимо, и оно стало неукоснительным законом учительского труда, основной формой повышения педагогической квалификации. А вот работа учителя над своей психикой, самовоспитание чувств, их саморегуляция, развитие определенных эмоций, продиктованных спецификой педагогического труда, не стали еще неотъемлемой частью творческой лаборатории учителя» . Она подчеркивает, что именно такая работа учителя над собой определяет во многом его профессионализм. Однако, как предупреждает К.С. Станиславский, «ленивого, не любящего своего дела, недобросовестного человека не спасут никакие психологические упражнения... Они становятся подспорьем мыслящего, знающего, творческого человека в борьбе за творческое состояние и труд».

Полезные советы по управлению своим эмоциональным состоянием и вхождению в творческое рабочее самочувствие дает учителю В.А. Сухомлинский:

– воспитывайте в себе душевное равновесие и оптимизм;

– не допускайте прорастания в своем характере угрюмости, не преувеличивайте чужих пороков;

– обращайтесь чаще к юмору, умейте смеяться над своими недостатками;

– будьте доброжелательны к людям.

Владение эмоциональным равновесием и умениями вхождения в творческое рабочее самочувствие является основой для формирования учителем своего педагогически целесообразного внешнего вида.

Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя определяется эстетической выразительностью его одежды, прически; мимической и пантомимической выразительностью.

Педагогические требования к одежде, внешнему оформлению фигуры педагога общеизвестны и просты: учитель должен одеваться красиво, со вкусом, модно, просто, аккуратно, с чувством меры и в гармонии с собой, с учетом профессиональных, жизненных обстоятельств, в которых он находится. По сути, такие требования предъявляются к одежде как важному элементу внешнего вида человека любой профессии, они имеют общекультурное значение. Однако нельзя забывать о важной специфической особенности педагогической профессии: ее субъект всегда является одновременно и средством деятельности, то есть умение учителя одеваться в соответствии с профессиональными требованиями (а не только моды и собственных желаний) играет большую воспитательную роль: учитель своим внешним видом уже учит и воспитывает.

Как упоминалось выше, внешний вид человека – это всегда производное от его внутреннего эмоционального состояния, от его интеллекта, духовного мира. Поэтому формирование умений учителя создавать индивидуальный педагогический стиль в одежде начинается не в момент обдумывания деталей внешнего вида, создания образа, с которым учитель придет на урок к детям. Эти умения формируются параллельно с развитием профессиональных знаний педагога, его интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, психической культуры и т.д. Все это и находит свое выражение в умении учителя одеваться эстетически выразительно, в соответствии с требованиями профессии.

Важным компонентом педагогической техники, мастерства внешней выразительности учителя является мимическая выразительность.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движениями мускулов лица. Она повышает эмоциональную значимость информации, способствует лучшему ее усвоению, созданию необходимых контактов с учащимися. Лицо учителя должно не только выражать, но иногда и скрывать те чувства, которые не должны проявляться в процессе работы с детьми в силу разных обстоятельств (особенно должны скрываться педагогом чувства презрения, раздражения; не следует нести в класс и чувство недовольства, вызванное какими-то личными неурядицами).

Учителю необходимо понимать значение мимики в педагогическом процессе, знать возможности мимической деятельности лица, какие мышцы несут в ней большую нагрузку; четко и адекватно представлять свои возможности в данном направлении педагогической техники.

Наибольшая мимическая нагрузка приходится на мышцы лба, глаз и рта. Именно они отвечают за живость лица, умение сопроводить слово нужным его выражением, что самое главное – за умение педагога улыбаться и нести в класс вместе со своей улыбкой доброжелательность, расположенность к учащимся.

Лицо учителя, эмоциональные состояния, проявляющиеся на нем, – открытости и доброжелательности или равнодушия и надменности, а иногда даже злобности и подозрительности – во многом определяют стиль общения с учащимися, результат педагогических усилий. Выражение на лице чрезмерной строгости, даже суровости, холод глаз настораживают детей, вызывают у них чувство страха перед педагогом, либо желание дать отпор, защитить себя. Очевидная доброжелательность, написанная на его лице, располагает к диалогу, активному взаимодействию.

И.И. Рыданова утверждает, что «ложно понятый педагогический авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых учителей, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя маску нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога» .

Очень точно с точки зрения психологии и педагогики и пишет о значении мимики, об умении нести доброжелательность на лице В. Леви: «Тонус лица. Очень хитрая, очень тонкая штука... Лицо – средоточие психической мускулатуры... Быстрое сбрасывание зажимов лица – хорошее средство сохранения спокойствия и уверенности при всяких неожиданностях. Кроме того, вы, вероятно, заметили, что мимическая игра оживляет умственную деятельность... Отдельно – улыбка... Важно понять, что улыбка не только рождается чувством, но и рождает его... Откроем для себя, что только подлинная, изнутри светящаяся улыбка по-настоящему действует и на других, и на нас самих» .

Учителю необходимо изучать и знать особенности и возможности своей мимической деятельности и отрабатывать мимическую выразительность. Для развития ориентировки в осознании собственного мимического поведения нужно изучать эталоны мимической выразительности, представленные психологами. Знание этих эталонов (спокойствие, веселье, задумчивость, грусть, гнев, удивление, деловитость и т.д.) помогает разрабатывать мимическую подвижность мускулов. Учителю необходимо иметь «живое» лицо как инструмент взаимодействия с учащимися, соответствовать важнейшим требованиям к мимической деятельности: быть мимически выразительным, но не гримасничать, постоянно поддерживать визуальный контакт с участниками педагогического взаимодействия.

Особое внимание следует уделять в процессе отработки мимической выразительности визуальному контакту . Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, выражают расположение или отчуждение, иронию, строгость, вопрос, то есть поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает впечатление от сообщаемой информации. Ускользающий или тяжелый, злобный взгляд раздражает, отталкивает. Каждый учащийся в классе нуждается в визуальном контакте с учителем, помогающем поддерживать внимание, более глубоко вникать в объяснение наставника. Однако следует помнить, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство психологического дискомфорта.

Таковы средства мимической выразительности педагога, важного структурного компонента педагогической техники. А.С. Макаренко был глубоко убежден, что не может быть хорошим воспитателем тот учитель, который не владеет своей мимикой, который не может придать своему лицу необходимое выражение или сдержать свое настроение .

Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя, его эстетическая выразительность во многом зависят от уровня развития его пантомимического мастерства. Пантомимика – это движения рук, ног, поза человека. Пантомимическими средствами являются осанка, походка, поза и жест.

Исключительной силой экспрессии обладают жесты, движения рук. Е.Н. Ильин называет руку учителя «главным техническим средством». «Когда она развернута, – пишет он, – это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная – акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак – некий сигнал к обобщению, концентрации сказанного и т.д.» .

Жест требует к себе большого внимания учителя, работы над его уместностью, пластичностью, изяществом и простотой. Следует учитывать, что жест в большей степени, чем слово (отражение работы сознания), подчинен подсознанию человека, но, как и слово, несет в себе информацию. Жест опережает слова, которые он сопровождает, поэтому иногда информация слова и жеста не совпадают, что требует продуманности жеста, соотнесения его с тем, что нужно сказать.

Различают жесты психологические и описательные. Психологические способствуют выражению чувств, невербальному общению с собеседником. Описательные в большей степени обеспечивают невербальное общение, так как несут в себе дополнительную информацию о предмете разговора. Учитель должен владеть ими в равной мере, так как его общение должно быть живым, эмоциональным, окрашенным определенными чувствами и переживаниями.

Пантомимическая выразительность учителя зависит и от того, как он владеет культурой телодвижений, позы, каковы его осанка и походка. Деятельность учителя предполагает пантомимическую энергичность, выражающуюся в стройности осанки, легкости и изяществе походки, в общей физической подтянутости тела. «Телесная расслабленность, некотролируемость внешнего рисунка поведения, – пишет И.И. Рыданова, – круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте – критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора» . Нередко пантомимика учителя бывает шокирующей. Почесывание носа или головы во время объяснения, сидение на краю стола учащегося, засунутые в карманы брюк руки – отрицательные моменты в пантомимике отдельных учителей, не придающих значения педагогической технике, а иногда и не знающих о ее существовании. Владение педагогическим мастерством предполагает развитые способности контролировать пантомимическую экспрессию, придерживаться нравственно-эстетических эталонов в организации своего поведения.

Пантомимическая выразительность учителя, отточенность его педагогической техники зависят и от того, как учитель двигается по классу, какое место избирает в ходе общения с аудиторией. Чтобы общение было активным, поддерживалось визуальным контактом, педагог должен быть обращен к детям всегда лицом (особенно это касается моментов, когда он работает у доски или с приборами) и находиться впереди по центру помещения, в котором работает с учащимися.

При движении по классу необходимо помнить, что несколько шагов вперед в момент объяснения усиливают значимость произносимых слов, помогают сосредоточить на них внимание, а движение назад или в сторону – наоборот, невербально означает, что сказанное в данный момент не столь важно и внимание можно ослабить. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушающим. В момент объяснения не нужно интенсивное движение по аудитории. Пройтись по классу учитель обязан в момент выполнения учениками упражнений, самостоятельной или контрольной работы. Причем походка в этот момент должна быть легкой, двигаться нужно бесшумно, чтобы не отвлекать ребят от работы.

Эффективность общения педагога с учащимися обусловлена и его пространственной организацией. Важную роль играет правильный выбор учителем нужной в той или иной ситуации дистанции с учащимися. Она имеет глубокий педагогический смысл. «Беседуя с ребятами, не стою на месте, а хожу по классу. Стараюсь ко всем «подойти», – пишет Е.Н. Ильин. – Слово беру в кавычки, ибо подойти не значит только сократить дистанцию, а непосредственной близостью, тем, что всякому оказано внимание, создать на уроке комфортные условия, ситуацию взаимного успеха и дружбы» . Удлинение или укорачивание дистанции обусловливает ослабление или усиление взаимодействия учителя с учеником, вносит в него определенный эмоциональный аспект, то есть может создать официальную обстановку общения (дистанция более 3 м.) или, наоборот, камерную, интимную, дружескую (менее 0,5 метра). Игнорирование данного положения может провоцировать у учащихся стрессовые состояния, что не способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное о мастерстве учителя в организации себя в рамках педагогической техники, можно выделить следующие основные показатели проявления его педагогического профессионализма:

1. Психологическая культура (эмоциональное равновесие, владение собой, своими чувствами, умения быстро входить в творческое рабочее самочувствие).

2. Педагогическая имиджиология (одежда, прическа и т.д. отражают духовную глубину и обаяние, высокий уровень интеллекта, интеллигентность).

3. Мимика (подвижная, эстетически выразительная, в выражении лица доминируют улыбчивость, доброжелательность).

4. Контакт глаз (соблюдается всегда).

5. Жестикуляция (оживленная, органичная личности учителя и педагогической ситуации, изящная и плавная).

6. Энергичность позы, пластичность, отсутствие мышечных зажимов и бесконтрольных неэстетичных движений.

7. Общий артистизм личности педагога (эстетика манер, внешнего оформления в целом).


Речь учителя является главным инструментом его профессиональной деятельности. Процесс ее восприятия и понимания учебного материала учащимися тесно связан с процессом

слушания того, о чем говорит педагог (на это отводится половина учебного времени школьника). Поэтому совершенно очевидно, что процесс учения школьников во многом зависит от совершенства устной речи педагога. Неправильное произношение им отдельных звуков вызывает у учащихся смех и недоумение, монотонность речи нагоняет скуку, а неоправданная интонация, неуместная патетика воспринимаются как фальшь, вызывают недоверие к учителю. Существенным признаком профессионального мастерства педагога является отточенная техника его речи.

К основным средствам техники речи относятся поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи, интонация .

Дыхание является не только физиологической функцией организма, но и энергетической базой процесса произношения звуков. В повседневной жизни, когда наша речь по преимуществу диалогична и не требуется ее произносить перед достаточно большой аудиторией, дыхание не вызывает трудностей, но на уроке, если оно недостаточно хорошо поставлено, могут возникнуть проблемы: его не будет хватать для произношения фраз, монологических высказываний (оценочных суждений, объяснения и толкования материала, чтения школьной лекции и т.д.).

Различают два вида дыхания в одном дыхательном процессе: физиологическое, обеспечивающее жизнедеятельность человека, поступление кислорода в организм, и фоническое , которое обусловливает энергетику произношения звуков в процессе речевой деятельности. Их отлич

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Этот модуль также занимает важное место в формировании педагогического мастерства учителя. Рассмотрим некоторые компоненты педагогической техники: 1. Внешность учителя. С позиций педагогической техники внешность учителя включает в себя и одежду, и обувь, и прическу, и другие атрибуты внешности (украшения, макияж и др.). Таким образом, согласование компонентов одежды и артефактов, его дополняют, создает своеобразный ансамбль, который и называют внешностью.

В древности, когда только возникали элементы одежды, они удовлетворяли в основном утилитарные потребности человека. С развитием общества, а особенно в наше время, одежда отражает эстетические идеалы не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Рассматривая человека с позиций диалектической закономерности единства содержания и формы, можно говорить, что одежда, внешность вообще является средством выражения его содержания через форму. Такое проявление единства содержания и формы касается всех людей, а педагогов в первую очередь.

Одежда учителя, другие компоненты его внешности являются теми атрибутами, которые призваны гармонично дополнять его профессиональную деятельность. Все это должно быть подчинено решению тех или иных педагогических задач. Внешность должна быть "поставлена на службу" педагогической деятельности. При этом речь не идет о введении своеобразной униформы для учителей. Но не стоит прибегать к стилевых извращений, не доводить те или иные компоненты внешности к уродству. Ведь уже своей внешностью педагог влияет на настроения и чувства воспитанников, способствует формированию у них компонентов нравственно-эстетической культуры. Учитель идет в школу работать, поэтому его костюм, кроме эстетической выразительности, должна быть удобной для выполнения необходимых педагогических операций: писать на доске, работать с демонстрационным или лабораторным оборудованием, наклоняться, ходить между рядами парт и тому подобное.

Сочетание стиля моды, эстетической выразительности, удобства - вот ведущие критерии одежды и обуви учителя.

AC Макаренко неоднократно обращал внимание на место и роль внешности педагога в воспитании. "Я должен быть эстетически выразительным, - говорил Антон Семенович, - потому я ни разу не вышел из неочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по мере сил и возможности, конечно. Я тоже должен быть таким радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальное лицо. Даже когда у меня были неприятности, когда я болен, я должен уметь не проявлять этого перед детьми ".

В другом месте Антон Семенович замечает: "Нужна маленькая монография на такую тему, как влияние одежды учителя характер учеников, влияние мимики учителя на воспитание характера ученика".

С сожалением приходится констатировать, что часть учителей появляется перед воспитанниками, выходит на "педагогическую сцену», не заботясь о своей внешности. Это или халатность, необходимость в одежде, внешности вообще, или с целью показать "последний крик моды", что негативно влияет на воспитанников: помятый одежду, нечищеное обувь, грязная рубашка, оторванная пуговица, небритое лицо, яркий макияж, чрезмерная бижутерия и др. Для каждого учителя определяющим кредо должны быть слова русского писателя А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Одежда конкретного педагога должна соответствовать его морально-этическим взглядам, быть выдержанным, красивым, простым, выразительным и опрятным. Цвет, фактура, дополнения (пуговицы, пряжки и т.д.) также должны подчеркивать красоту, простоту, элегантность и скромность. Все это положительно влияет на настроение учеников, дисциплинирует их, способствует формированию чувства меры, не отвлекает внимания от учебных занятий.

Учителю нужно также заботиться, чтобы обувь была удобной, в меру элегантным и аккуратным. Поскольку ему приходится проводить уроки в классе преимущественно стоя, то требования к удобству обуви с точки зрения гигиены не имеют оставаться только благими пожеланиями. Ботинки на высоких каблуках, необычных модели и цвета, с дополнительными украшениями, со скрипом отвлекаться внимание учащихся от учебного труда и даже раздражать. Следовательно, и здесь необходимо чувство меры.

Для учителя-мужчины вопрос одежды решается значительно проще: два-три костюма умеренных тонов классического покроя, светлые рубашки, несколько галстуков и тому подобное. Нужно только беспокоиться, чтобы костюмы и рубашки были чистыми, выглаженными, а галстуки гармонировали с их цветом. Учитель-мужчина должен быть всегда аккуратно подстриженный, причесанный, выбритый. Ношение бороды и усов определяется чувством меры, особенностями строения лица и др.

Несколько сложнее учителям-женщинам. Но и здесь на первом плане должно были чувство меры, простота, умный подбор удачных ансамблей из различных элементов одежды. Учительнице следует воздерживаться от желания очень часто менять костюмы и платья, ежедневно создавать какие-то новые ансамбли в одежде. Во-первых, это может вызвать подозрение в ее недостаточной скромности. Во-вторых, такие действия учительницы могут привести к сосредоточению внимания учеников не на содержании учебного материала, а на "изучении" ее одежды.

Иногда педагогу, особенно в сельской местности, приходится работать в несколько осложненных бытовых условиях: пешком издалека добираться до школы, ходить в неблагоприятную погоду по грунтовой дороге. Поэтому приходится одевать теплую одежду, из обуви отдавать предпочтение старым ботинкам, сапогам или валенкам. В таких случаях в школе в специально отведенном месте учитель должен держать одежду и обувь, чтобы переодеться и переобуться.

Однако педагогу недостаточно быть осведомленным с общими требованиями к своему внешнему виду. Важно постоянно работать по определенной системе над формированием у себя соответствующих умений и навыков.

Учитель собирается на урок. Через 2-3 минуты звонок, после которого он включиться в сложный учебно-воспитательный процесс. Это своеобразный выход на сцену для исполнения ответственных педагогических действий. Здесь и нужна привычка: осмотреть себя перед зеркалом, позаботиться о "мелочи" - прическу, галстук, носовой платок и др. Последняя также должна быть чистой, правильно составленной (а не скомканной), располагаться в левом наружном кармане. Если нет кармана - в сумке, папке. Почему именно в левом кармане? Во-первых, это помогает сформировать привычку. Когда надо воспользоваться платком, не тратится время на ее поиски, а не отворачивается внимание учеников. Во-вторых, учитель, как правило, пишет на доске правой рукой. Если по завершении работы необходимо вытереть пальцы от мела, то удобнее и привычно достать платок левой рукой.

Для формирования умений и навыков слежения за своим внешним видом молодому учителю целесообразно придерживаться следующих требований и правил:

1. В зависимости от расписания занятий в школе составьте ориентировочный распорядок дня, зафиксируйте на листе бумаги и поместите на видном месте. Выделите время для ухода за собой, в том числе за одеждой, дополнениями к нему. Ежедневно карандашом отмечайте, сколько минут потрачено на ту или иную процедуру. Если в один из дней не хватило времени на это - поставьте на листе "0". Такой самоконтроль поможет вам выработать привычку следить за своей внешностью. Кроме того, это избавит вас от постоянного суетливого сбора на работу, опасения опоздать. Через некоторое время лист с напоминанием об уходе за одеждой можно будет снять.

2. Периодически просматривайте специальные книги и журналы для ознакомления с направлениями развития моды, заботьтесь о восстановлении своего гардероба.

3. Исходя из дома, обязательно осмотрите себя перед зеркалом.

4. Вы одели новый костюм или платье. Стоит проверить, насколько удобно будет вам работать в нем (ней) в классе. Перед зеркалом присядьте, поднимите вверх правую руку (пишете мелом на доске), затем обе руки (развешиваете таблицы), вернитесь справа, слева, сядьте на стул.

5. Добираясь на работу (пешком, автобусом, трамваем, троллейбусом, метро) следите, чтобы не испачкать одежды; не помять его, не остаться без пуговиц и тому подобное.

6. Вы пришли в школу. В гардеробе или учительской комнате осмотрите себя перед зеркалом, в случае необходимости перевзуйтеся, поправьте прическу и тому подобное. Оцените себя с позиций учащихся класса и своих коллег. Произнесите про себя: "Я готова (готов) к выходу".

7. Перед каждым следующим уроком снова посмотрите на себя в зеркало. При этом то и дело говорите себе: "И снова выход. Я готова (готов)".

8. Анализируйте с позиций педагогических требований одежду, внешний вид разных людей: своих коллег, товарищей, случайных прохожих на улице, киноактеров, артистов на спектаклях, на концертах, дикторов телевидения. Это будет способствовать формированию у вас умений анализа и самоанализа.

9. Наблюдайте, как ваши друзья, коллеги, ученики реагируют на ваш внешний вид, делайте соответствующие выводы.

Кроме общения с учениками в классе, вообще в пределах школы, учителю приходится вместе с ними участвовать в спортивных соревнованиях, туристических походах, общественно полезном труде и т. В каждом конкретном случае он должен подбирать одежду в соответствии с выполняемыми в этот момент профессиональных функций. Простота, скромность, адекватность определенной деятельности и здесь должны приниматься учителем за основу.

2. Владение своим телом. Владения телом является внешним проявлением педагогической техники. Учитель должен овладеть профессиональными умениями использовать свое тело (осанку, умение ходить, стоять, сидеть) как проявление педагогического мастерства.

Недостаточный уровень сформированности этого умения у учителя часто негативно влияет на организованность воспитанников. Вот лишь один пример поведения учителя в этом контексте.

Ученики 10-го класса после звонка на урок географии заняли свои места за партами. Ждут. Прошло две минуты. Открываются двери. Появляется фигура учителя: сначала голова, потом туловище; обе руки заняты (тетради, книги, под мышкой - географическая карта) С.Т. пытается закрыть за собой дверь; книги выпадают из рук, а за ними и карта. Учитель пытается поймать книги, но они рассыпаются по полу. Учеников разбирает смех. Два ученика вскочили с места и пытаются помочь. Наконец все собрали, кое-как разложили на столе. С.Т., несмотря на учеников, формально и поспешно говорит "Добрый день". Пиджак расстегнут, галстук сдвинулась в сторону. Наконец педагог овладел собой. Сел на стул, но он оказался шатким. Встал, рукой попытался стул на устойчивость и таки заменил его на другой. (Хорошо, что в классе был запасной стул). Ученики равнодушно смотрели на действия учителя. Наконец спросили: "Сергей Трофимович, а карту вешать на доску?" "Нет, нет, не надо, - ответил С.Т. - Потом повесим". Уже прошло пять минут урока.

Подобное поведение учителя не имеет ничего общего с проявлениями педагогического мастерства, является свидетельством того, что он не владеет техникой управления своим телом. Тело учителя должна работать на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Если театр, по словам Л.С. Станиславского, начинается с вешалки, то урок должен начинаться с того, как учитель заходит в класс. В соответствии с требованиями педагогической культуры учитель перед тем, как зайти в классную комнату, имеет на минуту остановиться перед дверью, расправить плечи (по выражению К. С. Станиславского, "Плечи на кол!"), Выпрямить все тело, придав ему вид уверенности; портфель, папку или другие материалы необходимо держать в правой руке левой рукой открыть дверь; переступив порог классной комнаты, закрыть дверь левой рукой, держа ее за спиной, и, повернувшись лицом к ученикам, уверенной походкой пройти к рабочему месту (стола); остановиться у стола и сосредоточить внимание на учащихся, тем самым психологически организуя их и мобилизовуючы на деятельность (ученики имеют встать навстречу в знак приветствия). Учителю уместно выражением лица, улыбкой продемонстрировать удовольствие встречи с воспитанниками. Он вежливо поздороваться с учениками, предложить сесть на свои места.

В ходе урока учитель должен постоянно управлять своим телом в зависимости от вида работы. Во время объяснения нового учебного материала педагогу надо находиться "в кругу внимания" (рабочий стол, классная доска, демонстрационный стол), чтобы иметь возможность удерживать внимание школьников. Не стоит забывать, что внимание, по выражению К.Д. Ушинского, - это своеобразные психологические ворота, через которые знания попадают в память. Поэтому ходить по классной комнате никак нельзя: внимание учеников приобретает форму маятника, рассеивается, снижает эффективность умственного труда.

Во время выполнения учениками самостоятельных учебных заданий учитель может сидеть за своим рабочим столом, ходить между партами и контролировать учебный труд воспитанников, помогать отдельным ученикам индивидуально (склониться над рабочим местом ученика), не отвлекая других учеников от работы. Когда ученики вовлечены в фронтальной работы - часть их работает за партами, а отдельные - у доски, - учитель выбирает такое место в классе, чтобы все ученики находились в кругу его внимания.

В ходе урока в зависимости от видов учебной работы учитель может воспользоваться стулом. Но и здесь надо соблюдать определенные элементов педагогической техники. Стоит учитывать на то, что воспитанники подвержены разнообразным выходок в отношениях между собой и с учителями. Вот несколько примеров таких ситуаций.

Молодая учительница биологии зашла в классную комнату на урок. Прошла к столу, раскрыла классный журнал и уверенно села на стул. И вдруг под ней послышался сильный взрыв. Учительница резко вскочила со стула и, не оглядываясь, выбежала из класса. В классе взорвался веселый смех. Один мальчик подошел к стулу, поднял с него остатки "взрывчатого вещества" и сообщил: "Да тут Нина Степановна раздавила только маленький шарик, вот оно и бахнуло". К концу урока учительница так и не вернулась в класс. После уроков в классе был разбор инцидента с участием классного руководителя и директора школы. Два мальчика признались, что таким образом решили пошутить с Ниной Степановной.

Бывают и безвинные случаи.

Учительница 2-го класса пришла на первый урок после выходного дня. Поздоровалась с учениками. Попросила открыть тетради с языка, записать дату, которая была написана на доске. Приступили к работе над словарным диктантом. Продолжая диктовать отдельные слова, Т.Г. решила присесть на стул. Вдруг стул под ней разломился и учительница оказалась под столом в неудобной позе. Дети испуганно смотрели, как Т. выбиралась из-под стола. Учительница успокоила учеников. Продолжили работать над словарным диктантом. После урока Т.Г. рассказала своим коллегам о оказии, которая с ней случилась. Смеялись искренне. Коллега, учительница 4-го класса, успокоила Т.Г. В минувшую субботу в помещении 2-го класса проводились собрания родителей учеников 4-го класса. Именно тогда одна мама, которая не помещалась за партой, села на тот стул и прилично надломила его. Так и оставили его у стола учительницы.

Итак, перед тем, как сесть на стул, необходимо незаметными движениями проверить его надежность, чтобы не попасть в подобную переделку (может быть сломана ножка стула, сиденья загрязненный мелом или краской или залито водой и т.п.); отставить стул от стола на нужное расстояние, чтобы свободно сидеть за столом, а также подниматься, снова садиться, не двигая стула с места на место. Сидя на стуле, стоит придерживаться правильной осанки (образец для учеников!) сиденья стула занимать полностью (свидетельство уверенности в себе).

Давая ученикам объяснение содержания и методики выполнения домашнего задания, учитель должен находиться "в кругу внимания", контролировать деятельность всех учеников.

Двигаясь между рядами парт или столов с целью предоставления учащимся помощи, контроля за выполнением ими самостоятельных задач, надо делать это спокойно, не отвлекать внимание учащихся стуком каблуков или другими раздражителями.

Слушая монологические рассказы учеников, учитель должен занять в классе удобное место, чтобы держать в кругу своего внимания ученика, который рассказывает, и весь коллектив класса. К тому же вне педагога, даже осанка головы (утвердительные кивки), дополнена определенными жестами, имеют выражать интерес тем, о чем рассказывает ученик, хоть это и не несет для учителя новой информации. Но здесь нужно немножко играть. Учитель всегда должен играть свою роль в сложном педагогическом действе.

В системе формирования умений владеть своим телом следует придерживаться определенных правил. В частности:

1. Учитывайте особенности своего тела, его преимущества и недостатки. Стремитесь к исправления последних.

2. Ведите себя естественно, но ваша естественность должна служить педагогической деле.

3. Заходите в классную комнату уверенно, смело, твердой походкой.

4. Все движения должны быть пластичными, экономными.

5. Во время объяснения нового учебного материала находитесь в "круге внимания" (в пределах рабочего стола, доски) не ходите по классной комнате, не уподобляйтесь "маятнику, что говорит".

6. При выполнении учащимися самостоятельных учебных задач ходите между партами, плавно переступая с ноги на ногу, следите за работой учащихся, помогайте им в случае необходимости.

7. Когда отдельные ученики работают у доски, выбирайте место, чтобы видеть всех учеников и контролировать работу тех, кто выполняет задание на доске.

8. Объясняя учебный материал с использованием доски, делайте на ней аккуратные записи, вытирая лишнее.

9. Правильно пользуйтесь указкой, когда демонстрируете записи на доске или наглядные пособия (таблицы). Стойте слева от доски, держа указку в правой руке.

10. Наглядные пособия располагайте так, чтобы они не мешали работать на доске.

11. Задавая домашнее задание, находитесь в "круге внимания"

12. В завершение урока вернитесь в "круг внимания", сообщите о конце работы. Ученики при этом должны подняться с рабочих мест, выражая этим благодарность учителю. Педагог должен уверенно выйти из класса, и только после этого из классной комнаты могут выходить ученики.

13. Вне классной комнаты (в коридорах, актовом зале, столовой и т.д.) учитель также должен следить за своим телом: быть подтянутым, походка уверенная, сбалансированная.

В непосредственной связи с техникой владения своим телом находится еще одно необходимое условие успешности профессиональной деятельности. Это психофизиологическое самочувствие педагога, которое имеет две стороны - внешний (физический) и внутренний (психический). Оба они являются существенными. Относительно актеров известный российский режиссер К.С Станиславский писал: "... для творческого самочувствия и для собственно чувства важны не только душевные, но и телесные свойства, способности, состояния артиста, необходимые для творчества. Ими проникнуты все творческие данные артиста, его физическое аппарат воплощения: голос, мимика, дикция, речь, пластика, выразительные движения, походка и др. Они должны быть яркими, красочными, чрезвычайно чувствительными, чуткими, обаятельными, имеют рабски подчиняться велению внутреннего чувства. Такое физическое подчинение духовной жизни артиста создает телесное творческое самочувствия, которое находится в полном соответствии с внутренним творческим самочувствием ".

Деятельность педагога - физическая и психическая - во многом зависит от физической свободы, состояния мышц. В процессе профессиональной деятельности часто препятствием становятся мышечные зажимы. Физическая (или мышечная) свобода педагога зависит от правильного распределения мышечной энергии.

Мышечная свобода - это такое состояние организма, при котором для определенного положения или для движения расходуется столько мышечных усилий, сколько это положение или движение требуют. Способность целесообразно распределять мышечную энергию - главное условие проявления пластичности тела человека. Это закон психофизической деятельности человека. Лицо, которое занимается публичной деятельностью (а учитель по своей профессиональной сущности вызван на педагогический подиум перед общественностью людей), не всегда может подчинить свою физическую поведение этом главному закону. Нередко ее сковывает "мышечный панцирь", "мышечные зажимы". Они тормозят психическую деятельность человека. Надо научиться снимать "мышечные зажимы", высвобождаться из-под "мышечного панциря", уметь оценивать свое состояние, мобилизовать свои физические возможности. В сфере спортивной деятельности общего потребления получили такие термины: "психическая готовность", "мобилизационная готовность", "предстартовая лихорадка", "боевое состояние" и др.

К.С. Станиславский так описывал взаимозависимость между физическим состоянием человека и его психической деятельностью: "Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует нашу деятельность, активность, как напряжение мышц сковывает психическую жизнь человека? Давайте проведем опыт: вот там на сцене стоит рояль; попробуйте поднять его.

Ученики с большим физическим напряжением поочередно поднимали угол тяжелого рояля. Умножьте скорей, пока держите рояль, 37 х 91 ... Не в состоянии? Ну тогда вспомните все магазины на нашей улице... И это не в состоянии... Попробуйте почувствовать вкус солянки с почками...

Чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, расслабить мышцы и только после этого окунуться в припоминания. Ли показывает это, что мышечное напряжение мешает внутренней работе? Пока существует физическое напряжение - не может быть и речи о правильном, изящное чувства и нормальное душевной жизни. Поэтому прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия.

Но не только сильный мышечный спазм нарушает правильную работу. Даже мизерные напряжения в каком-то одном месте, не сразу отыщешь в себе, может парализовать творчество ".

Как отмечает исследователь В.Ц. Абрамян, когда речь идет о мышечной свободу, имеют в виду прежде всего целесообразен распределение мышечного напряжения, которое создает оптимальные условия для включения всего двигательного аппарата в действие согласно главным законом пластики. Известно, что когда учитель проводит подряд 3-4 урока, он испытывает значительную физическую усталость, потому что во время занятий находился под прессом "мышечного панциря". Отсутствие мышечной свободы педагога может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его не должно быть; во-вторых, в чрезмерном напряжении тех мышц, участие которых в определенной степени необходима для конкретного физического действия. Надо учитывать и то, что когда учитель в процессе педагогической деятельности тратит много физической энергии, то его психические возможности не имеют оптимальных условий для их реализации.

Процесс освобождения от излишнего мышечного напряжения должно происходить в следующей последовательности:

1-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на высвобождение мышц от лишнего напряжения;

2-й этап - сознательное волевое усилие, направленное на овладение заданным объектом внимания;

3-й этап - превращение непроизвольного внимания на произвольную, на захват и возникновения чувства внутренней свободы;

4-й этап - ощущение определенной свободы (самопроизвольное исчезновение остатков мышечной несвободы во внешних, так и внутренних органах).

Таким образом, вопросы владения учителем своим телом является важным фактором формирования профессионального мастерства. Можно только сожалеть, что в процессе подготовки учителей-воспитателей в педагогических учебных заведениях мало внимания уделяется вопросам педагогической техники, как одного из условий становления педагогического мастерства. Каждому учителю, который стремится подняться до уровня проявления педагогического мастерства, необходимо самостоятельно работать над вопросами педагогической техники, в частности владения своим телом.

Приведем пример специальных упражнений, направленных на освобождение тела от мышечных зажимов, предоставление ему ощущение физической свободы.

Упражнение 1. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча (3-4 сек.). Не забудьте при этом мысленно повторять: "Я хочу быть сильным, крепким, мои мышцы сильно напряжены". А теперь расслабьтесь: руки падают вниз, осуществляя маятниковые движения.

Упражнение 2. Направленная на релаксацию (от лат. Relaxatio - облегчение, расслабление) - общее состояние покоя, расслабления перед сном, после напряженной работы. "Вне" и "маска" релаксации: сядьте в позу отдыха, разместитесь удобно и свободно, не застывая в начальной позе, чувствуя себя непринужденно (вызовите впечатление приятного отдыха после длительной прогулки). Облокотившись на спинку кресла, ноги слегка разведите и согните в коленях. Эта поза дает возможность успокоиться.

Для расслабления мышц лица выполните "маску" релаксации. Легко опустите веки, язык легко приложите к корням верхних зубов изнутри (произнесения звука "Т"). Подаете себе команды:

Расслабь лоб, брови - правую, левую;

Мягко опусти века - правую, левую;

Расслабь щеки - правую, левую;

Челюсти расслаблены, нижняя свободно опущена вниз;

Расслабь губы - верхнюю, нижнюю;

Расслабь мышцы шеи - голова откинута назад;

Расслабь плечи - плечи опускаются;

Расслабь руки - правую, левую;

Расслабь живот - он мягкий;

Расслабь ноги - правую, левую.

Дышите свободно, спокойно, медленно, ровно. Вы отдыхаете. Медленно повторяйте круг команд, проверяя, не забыли ли вы где-нибудь "зажимы".

В момент расслабления представьте (воспроизведите) картину отдыха (вы отдыхаете на пляже).

Отдохнув 2-3 минуты, выходите из состояния расслабления: потянитесь, сядьте прямо. Энергично подаете команду "сплетите пальцы рук перед собой! Выверни кисти ладонями наверх. С полным вдыханием воздуха подними руки со сплетенными пальцами над головой. С резким выдохом опусти руки!"

Упражнение повторяйте 2-3 раза.

Упражнение 3. На формирование правильной осанки. Зсутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Затем, будто подняв свое тело (плечи, грудь), откиньте его назад и вниз, "наденьте его на позвоночник", как пальто на вешалку. Спина стала прочной, прямой, а руки, шея, плечи - свободными, легкими. Упражнение повторите 3-4 раза.

Упражнение 4. Во исполнение умышленных действий:

4.1. Сидите:

Чтобы отдохнуть;

Чтобы следить за работой учащихся у доски;

Чтобы слушать музыку;

Чтобы разглядеть интересный журнал;

4.2. Ходите:

Чтобы успокоить себя;

Чтобы отдохнуть;

Чтобы дождаться, когда ученики выйдут из класса;

4.3. Стоите:

Чтобы дисциплинировать учеников;

Чтобы разглядеть за окном, как падает снег.

Педагогическая техника - форма организации поведения педагога. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий - не гарантия высоких результатов.

Педагогическая техника включает две группы умений:

Первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,

Вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.

Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С.Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Таким образом, педагогическая техника - совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать техникой тоже нельзя.

Понятие «педагогическая техника» состоит из двух групп компонентов:

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

Владение своим организмом (мимика и пантомимика),

Управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия),

Социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение),

Вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения:

Дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения;

Технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организация коллективных творческих дел.

Поскольку технология урока и воспитательного процесса будет рассматриваться в последующих темах, остановимся лишь на вопросах педагогической техники, связанных с организацией поведения педагога.

Исследования, проведенные рядом педагогов, выявили, что молодые педагоги очень часто допускают одни и те же ошибки.

Больше всего ошибок происходит от неумения побеседовать с учеником, его родителями, сдержать, или наоборот, проявить гнев, подавить неуверенность.

В сочинениях о первых уроках практиканты пишут, как неспокойны они за свою речь, как проявляют чрезмерную строгость, боялись доброжелательного тона, говорили скороговоркой, как бегали у доски и излишне жестикулировали, или стояли, окаменев и не знали, куда деть руки.

В осанке многих студентов обращает на себя внимание сутулость, опущенная голова, движения рук, вертящих различные предметы. Основным недостатком во владении голосом являются монотонность, безжизненность речи, отсутствие ее выразительности. Много индивидуальных недостатков в речи - нечеткая дикция, неумение найти оптимальный вариант громкости.

Все эти ошибки мешают педагогу активно воздействовать на учащихся, поэтому одна из задач обучения в университете - ликвидация этих недостатков.

Связь педагогической техники с актерским мастерством. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 3 (1 час)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас.

АС. Макаренко

Педагогическая техника.

1.Педагогическая техника.

Профессор Н.Е. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: "Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника".

В контексте педагогической деятельности педагогическая техника является одной из главных составляющих успешной творческой работы учителя, его мастерства.

Педагогическая техника — совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности.

В понятие педагогической техники входят три группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять собой, вторая и третья — с умением управлять другими. К первой группе относятся: социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения, К ней относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения.

Педагогическая техника — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя, слагаемое педагогического мастерства. Так, учебно-воспитательный проносе характеризуют следующие умения: любовь к детям и умение правильно воспринимать те явления, которые происходят в мире детей и каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение ставить реальные цели и соответственно им организовывать обучение и жизнь детей; требовать и доверять; быстро ориентироваться, и переключать внимание; играть с детьми, оценивать ситуацию с различных сторон; из многообразия педагогических фактов выделить главное, в случайном факте увидеть, существенное; в одной и той же ситуации пользоваться многообразием методов и приемов, точно передавать свое настроение, чувства и мысли словом, мимикой, движениями; умение взаимодействовать.

Связь педагогической техники с актерским мастерством.

Для педагогической деятельности важны не только разнообразные способности и умения, но и знания системы К.С.Станиславского в целом, поскольку она помогает понять сущность воспитательного взаимодействия, при-. роду творческого воздействия на отдельного человека группу людей, объясняет творческое самочувствие личности и пути управления им, помогает человеку в самовыражении и развитии. В частности, концепция системы K .С. Станиславского указывает на необходимость тренировки воображения, внимания, умения владеть своим телом, техникой речи и др.

Воображение. Актеру воображение требуется для того, чтобы уметь представить себя в обстоятельствах, предложенных автором, вообразить себя человеком, возможно, живущим в другом веке, с другими чертами характера, судьбой, с совершенно отличной от его собственной.

А для чего воображение необходимо педагогу? Воображение поможет создать нечто новое, свое: придумать урок и надолго сохранить его свежесть, суметь заинтересовать учеников, побудить их к активному действию. Богатое воображение поможет понять ученика, адекватно воспринять его мысли, чувства, переживания, эмоционально идентифицировать себя с ребенком, прогнозировать результаты той или иной ситуации и найти наилучш ee решение.

Внимание. Хорошо развитое внимание позволяет актеру быть сосредоточенным, достоверным, свободным.

Педагогическое внимание сродни вниманию артиста: оно помогает улавливать тончайшие нюансы окружающей действительности. Педагог по мельчайшим признакам способен предугадать педагогическую ситуацию и возможность возникновения трудностей у своего ученика. Педагогическое внимание потребуется и для того, чтобы уметь управлять аудиторией. При нетренированном внимании, как правило, возникают растерянность, беспомощность, зажатость. В таком состоянии трудно рассчитывать на творческий подход к делу.

Умение владеть своим телом, целесообразность и выразительность пластики. Для педагога, как и для актера, крайне необходимо научиться владеть своим телом, своими мышцами. "Вы не сможете себе представить, - писал К.С.Станиславский, — каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть и доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно парализованный; когда зажимы в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет поменять мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку". Способность снять напряжение освобождает от многих проблем в общении. Для педагога это также первостепенная способность.

Техника и культура речи. Одним из важнейших умений в технике речи является правильность дыхания. В первую очередь учителю необходимо освоить фонационное дыхание. Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых важных элементов искусства. От него зависят красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье, неумелое может лишить речь яркости, силы, вызвать голосовые заболевания.

Качество речи, неотъемлемое для людей "речевых профессий", каковой является и профессия педагога, это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произношения слов и фраз, безукоризненность произношения каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает говорящему точно и выразительно доносить свои мысли до слушателей. Невнятность дикции, присутствие какого-либо недостатка отвлекает обучаемых от содержания. Залогом успеха является четкая артикуляция, для выработки которой существует гимнастика губ и языка. Работа над дикцией и дыханием является, по существу, началом речевой постановки голоса. "Поставить голос" — это значит развить, обогатить природные данные, сделать "их пригодными для профессионального звучания. Педагог должен всю жизнь укреплять и развивать свой голос. Без "голоса" — вынужден будет поменять профессию.

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики — орфоэпия. Слово "орфоэпия" по происхождению греческое и означает "правильная речь". Орфоэпические нормы, то есть нормы литературного произношения, складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка. В разделе "Орфоэпия" мы касаемся современных норм литературного произношения, которые являются обязательными для культурных людей.

Культура речи — это степень соответствия речи нормам литературного языка. Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. Учитель должен соблюдать следующие требования к речи: правильность и точность, логичностно и краткость, живость и выразительность.

Вторая и третья группы умений педагогической техники подробно раскрываются в главах 4, 5 — "Технология педагогического взаимодействия" и "Мастерство и технология педагогического общения".

Учение К.С.Станиславского оказывает неоценимую помощь педагогу в управлении собственным творческим самочувствием в процессе взаимодействия с детьми. Наиболее полезными являются следующие советы великого актера: психологическая настройка на предстоящее общение с учащимися (коммуникативное вдохновение), управление собой в процессе общения, например, преодоление неприятных ощущений, нетворческого настроения, применение метода физических действий по созданию определенного эмоционального состояния, постановка увлекательных творческих задач.

К.С.Станиславский выработал систему практических приемов актерской психотехники, успешно применяемую в формировании педагогического мастерства учителя.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., I 1987.

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980,

Казанский О.А. Игры в самих себя. — М., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб., 1995.

Кнебель М.И. Поэзия педагогики. — М., 1976.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1986.

Леви В.Л. Искусство быть собой. — М., 1977.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орел, 1994.

Основы педагогического мастерства / Под ред. А.И.Зязюна.-М.,1989.

Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т.- М, 1954. Т. 2, 3.

Учителю о. педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1987.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

807. Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности» 59.18 KB
Цель педагогической практики – ознакомиться с организацией учебного процесса в вузе, структурой и функциями его учебных подразделений, директивными и нормативными документами по деятельности вуза и организации учебного процесса, проводимыми в вузе научно-методическими работами
7872. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 17.48 KB
Социальная работа характеризуется составляющими социально-педагогической деятельности: непосредственной опосредованной которые имеют ярко выраженную адресность и локальность. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа Религиозные учебные заведения воскресные школы епархиальные гимназии духовные академии Сферы деятельности социальных работников: образовательные учреждения комиссии по делам молодежи учреждения здравоохранения сфера социальной защиты социальное обслуживание социальные приюты...
8858. Психология педагогической деятельности и личности учителя 17.25 KB
Психология педагогической деятельности и личности учителя. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
18162. Проблема педагогической интуиции, ее роль в психолого-педагогической работе со школьниками 150.14 KB
В условиях общих тенденций развития образования в современном мире высоких профессиональных требований к качеству знаний и умений поставили на повестку дня потребность в формировании творческой индивидуальности педагога включая развитие не только логики мышления и познания но и интуиции. Навыки и умения педагогической интуиции играют важную роль в преподавании всех учебных дисциплин в работе со школьниками. Проблема изучения интуиции в педагогической деятельности является чрезвычайно актуальной. Сегодня вопрос о необходимости развития...
20188. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 207.39 KB
Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи 1. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами так как именно в семье формируется и развивается личность человека происходит овладение им социальными ролями необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. В последние годы резкие перемены в экономике политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между...
1069. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства 597.81 KB
Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД), под которым обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности.
15084. Анализ состояния и перспективы развития деятельности ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» по повышению педагогической культуры родителей 143.75 KB
Теоретические основы формирования педагогической культуры родителей. Понятие педагогическая культура родителей: сущность и уровни критерии оценки воспитательного потенциала семьи. Технологические особенности формирования педагогической культуры родителей. Социокультурная среда как фактор развития педагогической культуры родителей детей старшего дошкольного возраста.
6390. Агрессия в СМИ как педагогическая проблема 75.27 KB
В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы
6746. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО 11.66 KB
Слагаемые педагогического мастерства их характеристика. Общая культура педагога не только компонент педагогического мастерства но и своеобразный механизм на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя это средство педагогической деятельности основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества см. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения.
931. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет 496.06 KB
Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.