Охрана природы и окружающей среды. Экология окружающей среды

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей. О. о. с. включает, т. о., комплекс мероприятий, часть к-рых направлена на оптимизацию процессов природопользования, а часть - на предупреждение и ликвидацию нежелательных воздействий со стороны окружающей среды на человека, т. е. мероприятий санитарно-гигиенического, санитарно-технического характера, подкрепленных государственным законодательством.

Под природопользованием в широком смысле понимают непосредственное (или косвенное) воздействие человека на окружающую среду. При этом речь идет об использовании не только материальных природных ресурсов (энергетических, минеральных, водных, земельных, лесных и т. д.), но и ресурсов природы, необходимых для обеспечения рациональных (именно рациональных, а не любых потребностей, порождаемых развитием так наз. общества потребления) потребностей людей, включая их здоровую физическую и духовную жизнь.

Цели и задачи природопользования сформулированы в статье 18 Конституции СССР (1977) следующим образом: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Мероприятия санитарного и санитарно-технического характера включают сан. охрану воздушного бассейна (особенно населенных мест) в связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта; защиту от действия ядохимикатов и других хим. средств в связи с их широким применением в сельском хозяйстве; борьбу с влиянием радиоактивных веществ, все шире применяемых в народном хозяйстве-промышленности, медицине, биологии; разработку предельно допустимых концентраций токсических веществ и защиту от действия этих веществ на организм человека и т. д.

Научно-технический прогресс, пронизывающий промышленные и сельскохозяйственные отрасли народного хозяйства, невозможен без воздействия на природу, без расходования ее ресурсов. Наращивание мощностей промышленного производства всегда связано с большим использованием сырья, значительным расходованием воды на промышленные нужды и увеличением выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Поэтому нельзя недооценивать опасности отрицательных последствий усиленного воздействия человека на природу. Имея в виду хаотичное использование природных богатств, имеющее место в капиталистическом мире, Ф. Энгельс писал: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, стр. 495-496). В условиях социалистического общества государство законодательно регламентирует использование природных ресурсов и устанавливает правила охраны природы. Поэтому проблема разумного, рационального использования природы и сохранения ее в интересах настоящего и будущих поколений вполне осуществима. В условиях социалистического общества рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных ресурсов и бережное отношение к природе являются составной частью строительства коммунистического общества, в к-ром оптимальное качество окружающей среды является элементом материального благополучия людей. Это в равной мере относится как к внешней природной среде, так и к среде, окружающей человека в условиях производства, его быта и отдыха.

Проблема загрязнения окружающей среды, вызываемого непосредственным воздействием деятельности человека, особенно остро возникла во второй половине 20 века. Загрязнение окружающей среды в США, Англии, Японии, Франции и других кап. странах с высокой концентрацией промышленности достигло критических, опасных для жизни и здоровья населения размеров. Нерегулируемое и неконтролируемое использование природных ресурсов приводит к исчезновению зеленых массивов, интенсивному загрязнению атмосферы, водных источников, накоплению в почве и растительности, а также животных организмах, потребляющих эту растительность, веществ, поступление к-рых в организм человека через продукты питания стало опасным для его жизни.

Особую опасность представляют продукты сгорания угля и нефтепродуктов, взвешенные частицы пыли и металлов, выхлопные газы автомобилей и т. д. Общее количество различного рода вредных веществ, поступающих в окружающую среду за год во всем мире, превысило 30 миллиардов тонн. В атмо-сферу Земли выбрасываются сотни миллионов тонн окиси углерода, ок. 150 млн. т серных окислов, более 50 млн. т окислов азота. Ежегодно в окружающую среду выбрасываются сотни миллионов тонн золы; в открытые водоемы поступают миллионы кубометров неочищенных сточных вод, содержащих большое количество различных ядовитых веществ. В воде этих водоемов накапливаются сильнодействующие ядохимикаты, соли металлов, многочисленные, устойчивые, не существовавшие ранее в природе вещества. Загрязнение водоемов приводит к сокращению естественных запасов пресной воды, нарушает жизнедеятельность водных растений, планктонных организмов, рыб и т. д.

Угрожающими темпами происходит загрязнение почвы промышленными, бытовыми и сельскохозяйственными отходами. Вокруг многих промышленных производств образовались искусственные биогеохимические провинции (см.) с повышенным содержанием в почве солей свинца, кадмия, ртути и других химических элементов. Многочисленными наблюдениями показано, что эти высоко-токсические вещества, опасные для жизни человека, способны накапливаться в растениях,насекомых, птицах, рыбах, в различных продуктах животноводства. При оценке степени опасности загрязнителей окружающей среды по системе так наз. стресс-индексов (т. е. показателей наиболее опасных загрязнителей) первое место в 70-х годах занимали пестициды (см.). Широкое применение этих веществ в народном хозяйстве привело к тому, что они стали постоянным компонентом природной среды - накапливаются в экологических системах, мигрируют в глобальном масштабе. Эти вещества вызывают глубокие изменения в экологических системах, способствуют появлению резистентных к действию пестицидов форм вредителей, гибели полезных организмов.

Совр, промышленность создает принципиально новые материалы, не существовавшие в природе и во многом чуждые по своим физ. и хим. свойствам живым организмам. К действию многих из них организм человека эволюционно не готов. Воздействие их на человека привело к возникновению неизвестных ранее заболеваний - генетических, токсикологических, аллергических, эндокринных и т. д.; при этом следует учитывать возможность появления тех или иных форм патологии через ряды поколений. Мед. исследования показали, что загрязненный атмосферный воздух стал одним из ведущих факторов в этиологии и патогенезе респираторных заболеваний, бронхитов, бронхиальной астмы, эмфиземы легких, злокачественных новообразований органов дыхательной системы. Так, напр., по данным японских исследователей за 1975-1976 гг., повышенное содержание в воздухе г. Токио окислов азота, озона, двуокиси серы, углеводородов и взвешенных частиц привело к массовым заболеваниям органов дыхательной системы городских жителей.

Одно из последствий научно-технического прогресса - появление в окружающей среде в угрожающих количествах мутагенных факторов физ. и хим. природы. Из физ. факторов в первую очередь следует отметить различные виды ионизирующего излучения высокой проникающей способности. Установлено, что мутагенное воздействие ионизирующих излучений обладает всеобщностью и беспороговостью, т. е. любые дозы его способны вызывать генетические повреждения. Исследования генетиков, проведенные в 60-70 гг., показали, что даже незначительные дозы облучения могут привести к увеличению числа больных наследственными болезнями в 2 раза.

Мутагенной способностью обладают и многие хим. соединения, причем целый ряд из них по интенсивности мутагенного действия превышает ионизирующее излучение. В 60-е гг. появился даже термин «супермутагены», к-рым стали обозначать вещества, мутагенность к-рых в десятки и сотни раз превышает мутагенность ионизирующего излучения (см. Мутагены).

Цитогенетической активностью обладают многие пестициды, выявлена мутагенная и канцерогенная активность многих окислов азота, нит-розаминов и других нитросоединений. Изучен мутагенный эффект алкилирующих соединений, образующихся из отходов промышленности и при открытых технологических процессах и т. д. Попадая в окружающую среду, мутагенные вещества взаимодействуют друг с другом, в результате чего в атмосферном воздухе и водоисточниках создаются высокие концентрации неизученных опасных канцерогенных комплексов.

Развитие технологии консервирования и широкое применение консервированных продуктов питания поставило потребителей в условия непосредственного контакта с хим. мутагенами - формалином, пропи-ленгликолем, различными нитросоединениями и др. В совокупности современная консервная промышленность во многих странах стала вследствие недостаточного государственного сан. надзора источником поступления в организм человека хим. мутагенов.

Все более серьезной проблемой стало «засорение» окружающей среды такими вредными для здоровья человека физ. факторами, как вибрация (см.), шум (см.), электромагнитные поля различных диапазонов (см. Электромагнитное поле) и т. д., что связано с широким распространением различных транспортных средств, электробытовых изделий, ростом числа и мощностей радио- и телестанций, радиолокационных установок и т. д. Установлено, что к концу 70-х гг. уровень шума во всех крупных городах возрос на 12-45 дб, а субъективная громкость - в 2 раза. Шум мешает отдыху, приводит к бессоннице. Он является причиной возникновения заболеваний нервной системы, гипертонической болезни и др. Шум способствует ослаблению внимания, памяти, скорости реакций, сокращает производительность труда, служит одной из непосредственных причин травматизма. Подсчитано, напр., что во Франции шум является причиной 11% несчастных случаев на работе, 15% потерянного рабочего времени. После звукоизоляции рабочих помещений контор одной американской страховой компании ошибки расчетчиков сократились на 52%, а машинисток - на 29% .

До конца 60-х годов исследования экологов и гигиенистов касались гл. обр. проблем сан. охраны объектов окружающей природы в национальном масштабе, изучения явлений и последствий локального загрязнения окружающей природы. В 70-е гг. внимание ученых и общественности было переключено на изучение уже глобальных последствий загрязнения окружающей среды. Борьба с наступлением экологического кризиса стала необходимостью для всех стран и народов, превратилась в один из факторов международной политики и международного сотрудничества.

Нек-рые буржуазные ученые при обсуждении сложившегося положения приходят к выводу, что совр, об-во перешагнуло порог естественной самозащиты природы и что ее уже невозможно спасти усилиями человека. Научно-техническая революция все чаще представляется буржуазными теоретиками как сила, враждебная человеческому обществу. Представители этого течения предсказывают неизбежность гибели всей человеческой цивилизации, всего живого на земле. Другие считают, что научно-техническая революция сама разрешит экологический кризис, независимо от характера общественного строя. Третьи, выявляя реальные кризисные ситуации в современном капиталистическом мире, ограничиваются абстрактными призывами к преодолению таких ситуаций посредством «революции в сознании человека». Наука, техника и человек рассматриваются буржуазными теоретиками в отрыве от социальной организации жизнедеятельности людей, в отрыве от общества. Они отрывают науку и на-учно-техническую революцию, их функции и направленность от социальных условий, к-рые различны в зависимости от существующего общественного строя.

Современный экологический кризис детерминирован социальными условиями капиталистического строя. Практика социалистического общества свидетельствует, что разрушительное воздействие научно-технической революции на природу не является фатальной неизбежностью.

Охрана окружающей среды в СССР.

Окружающая среда неразрывно связана с человеком, являющимся активным объектом природы. В этой связи И. М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма входит и среда, влияющая на него».

В области охраны окружающей среды КПСС и Советское правительство исходят из признания жизненной важности этой проблемы для всего человечества. Партия и лично В. И. Ленин в исключительно трудных условиях становления экономики придавали большое значение вопросам охраны природной среды и связанным с этим вопросам сохранения и укрепления здоровья трудящихся. Только за первые годы существования Советской власти В. И. Ленин подписал более 100 документов, направленных на О. о. с. и рациональное использование природных богатств. В 1918 г. в работе «Набросок плана научно-технических работ» В.Н. Ленин подчеркивал, что дело охраны природы должно быть поставлено в соответствии с задачами социалистического строительства.

Первым законодательным актом Советского правительства, подписанным В. И. Лениным, был декрет о земле, по к-рому вся земля и ее недра объявлялись государственной собственностью. Этим актом в законодательном порядке прекращалось хищническое использование земли. 27 мая 1918 г. В. И. Ленин и Я. М. Свердлов подписали закон «О лесах», к-рый обязывал местные органы власти заботиться о возобновлении и планомерном использовании лесов. В феврале 1919 г. ВСНХ принял специальное постановление «О центральном Комитете водоохра-нения - Центрводоохраны», в к-ром была намечена широкая программа мер по охране водоемов от загрязнения сточными водами промышленных и коммунальных предприятий. В этом же году за подписью В. И. Ленина вышли декреты СНК «О недрах земли», а в 1921 г. «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Бережное отношение к природным богатствам, отраженное в декретах и постановлениях, стало принципом социалистического природопользования и охраны окружающей среды.

Только за последние годы был принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР: «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1972), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов рек Волги и Урала неочищенными сточными водами» (1972), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей» (1976), «О мерах по дальнейшему обеспечению охраны и рациональному использованию природных богатств бассейна озера Байкал» (1977), «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1978).

Верховным Советом СССР приняты «Основы законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении», в к-рых также отражены вопросы охраны окружающей среды, «Основы водного законодательства Союза ССР и Союзных республик», «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах», «Основы лесного законодательства Союза ССР и Союзных республик», а также Закон Союза ССР «Об охране атмосферного воздуха». Кроме этого, применительно к отдельным регионам страны, за последние годы Совет Министров СССР прпнял ряд постановлений, направленных на усиление мер по охране природы и рациональному использованию природных богатств страны.

Впервые в истории человечества вопросы О. о. с. были включены в основной закон страны - Конституцию СССР (1977). В ней регламентированы принципы рационального, научно обоснованного использования природных ресурсов, определены задачи по сохранению и улучшению окружающей среды, охране здоровья населения. Необходимым условием защиты человека от неблагоприятных факторов окружающей среды явилась разработка критериев, превышение к-рых связано с риском нанесения ущерба здоровью человека.

Советское государство стало первым государством в мире, установившим научно обоснованные предельно допустимые концентрации (ПДК) различных вредных веществ в атмосферном воздухе производственных помещений, в воде водоемов, в продуктах питания и т. д. Первые ПДК, касающиеся сернистого газа, окислов азота и хлористого водорода, были утверждены Наркомом труда РСФСР в 1922 г. К пятидесятым годам в нашей стране были детально разработаны и утверждены ПДК в воздухе для сернистого газа, хлора, сероводорода, сероуглерода, окиси углерода, окислов азота, свинца и его соединений, металлической ртути, пыли (не токсической) и сажи.

Разработанные научно-исследова-тельскими институтами и утвержденные М3 СССР предельно допустимые концентрации вошли специальным разделом в строительные нормы СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», а ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны явились основой ГОСТ 12.1.005.76 «Воздух рабочей зоны» системы стандартов безопасности труда. В СССР утверждены гиг. нормативы для хим. веществ, к-рые могут загрязнять водоемы (ок. 800), атмосферный воздух (св. 400), воздух производственных помещений (св. 1000), почву (св. 20), пищевые продукты (ок. 200).

Огромные задачи развития народного хозяйства вызывают необходимость усиления мер по охране окружающей среды, в первую очередь по защите водоемов от загрязнения, а также уменьшению вредного влияния загрязнения на здоровье человека. Это будет решаться дальнейшим расширением строительства очистных сооружений, разработкой и внедрением технологических схем безотходных производств и широким использованием оборотного водоснабжения. Только в 1975 г. с целью защиты пресной воды от загрязнения было введено в эксплуатацию 1580 комплексов очистных сооружений; большая работа в этом направлении проводится по крупным городам бассейна Волги. Значительное место в охране и улучшении окружающей среды (защита водного и воздушного бассейнов, снижение шума и улучшение микроклимата) отводится градостроительным мероприятиям (см. Градостроительство). Это прежде всего вынос за черту города или перепрофилирование предприятий, выбросы от к-рых нельзя существенно сократить, создание научно обоснованных санитарно-защитных зон (см.) вокруг промышленных предприятий.

С целью защиты населения от шума осуществляется строительство крупных магистралей в обход жилых массивов, узкие улицы заменяются магистралями, изолированными от жилых построек зелеными насаждениями; регулируются потоки грузового автотранспорта, регламентируется время перевозки грузов в торговую сеть густонаселенных районов. Законодательные акты Советского правительства по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов находят свое отражение в государственных капитальных вложениях на эти цели.

Так, на реализацию комплекса природоохранных мероприятий за период 1981 -1985 гг. в целом по стране намечено направить более 10 млрд. рублей государственных капитальных вложений.

Большое значение для решения задач по О. о. с. в СССР имеет разработка генеральных схем размещения отраслей народного хозяйства, проектов районной планировки и крупных промышленных комплексов как на ближайшие годы, так и на длительный срок развития. Эти планы предусматривают рациональное использование территории и природных ресурсов, а также улучшение условий труда, быта и отдыха людей. Они содержат научно обоснованные мероприятия по размещению населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, инженерных сооружений, зон массового отдыха и заповедных территорий.

В соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» (1972) и «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» (1978) в практику государственного планирования хозяйственных мероприятий по О. о. с. внесены новые положения. Регулярно в текущих и перспективных государственных планах развития народного хозяйства СССР по разделам соответствующих отраслей хозяйства предусматриваются различные виды работ и все возрастающие ассигнования по О. о. с. Мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в государственных планах развития народного хозяйства выделены в самостоятельный раздел. Установлена государственная отчетность о выполнении мин-вами и ведомствами соответствующих мероприятий. Все проекты строительства новых и реконструкции действующих предприятий обязательно проходят государственную экспертизу с учетом влияния на окружающую среду.

Государственным комитетом СССР по науке и технике совместно с АН СССР и другими ведомствами разрабатывается научно-технический прогноз возможных изменений в биосфере в результате развития отраслей народного хозяйства в перспективе на 20-30 лет.

В нашей стране создана широкая система государственных органов и общественных организаций по охране природы (см. Санитарно-эпидемиологическая служба , Санитарный надзор). Органы государственной власти утверждают планы развития народного хозяйства, специально заслушивают и решают вопросы, связанные с улучшением использования природных ресурсов, анализом состояния и дальнейшим улучшением охраны окружающей среды. В Верховном Совете СССР имеются постоянные комиссии по охране природы при Совете Союза и Совете Национальностей. Доклады и предложения этих комиссий в соответствующих случаях обсуждаются на сессиях Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета СССР или по его поручению Советом Министров СССР, министерствами и ведомствами СССР. Комиссии по охране природы при Советах народных депутатов существуют также на уровне союзных и автономных республик, краев и областей, районов, населенных пунктов.

Совет Министров СССР направляет, возглавляет, координирует и контролирует деятельность мин-в и ведомств СССР и направляет деятельность советов министров союзных республик в области О. о. с., разрабатывает комплексные мероприятия по улучшению дела охраны окружающей среды как по стране в целом, так и по отдельным крупным р-нам и принимает соответствующие постановления. В том же направлении осуществляют свою деятельность советы министров союзных и автономных республик.

На ряд мин-в и ведомств возложены функции государственного природоохранительного контроля за деятельностью всех предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности. Так, М3 СССР осуществляет государственный сан. надзор за выполнением установленных правил и положений в области коммунального благоустройства, водоснабжения, питания, быта и отдыха населения, размещения промышленных объектов, обеспечения водоохранных мероприятий и др.; Мин-во сельского хозяйства СССР осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства и порядка пользования землей, за правильным ведением охотничьего хозяйства, сохранением и обогащением полезной флоры и фауны, а также по заповедному делу; Мин-во мелиорации и водного хозяйства СССР проводит государственный контроль за рациональным использованием вод, выполнением мероприятий по охране водоемов, работой очистных сооружений и сбросом сточных вод в водоемы.

Государственный Комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды совместно с учреждениями государственного сан. надзора Мин-ва мелиорации и водного хозяйства СССР обеспечивают контроль за уровнем загрязнения окружающей среды. С этой целью организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля за уровнем загрязнения окружающей природной среды. Ряд других мин-в и ведомств наделен функциями государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов в соответствии с их специализацией. Каждое такое мин-во имеет соответствующие государственные инспекции. Законы об охране природы приняты во всех союзных республиках. Отдельные союзные республики создали при советах министров государственные республиканские комитеты по охране природы. Такие комитеты созданы в Украинской, Белорусской, Грузинской, Азербайджанской, Литовской и Молдавской ССР.

Для научного обоснования принимаемых ответственных решений и выработки технической политики в области охраны природы при Государственном комитете СССР по науке и технике организован Междуведомственный научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. На него возложены координация и подготовка предложений по решению крупных государственных задач в этой области, а также выполнение ряда важных консультативных функций.

При АН СССР работает Научный совет по проблемам биосферы, призванный объединять усилия и руководить работой многих научных учреждений, разрабатывающих научные основы рационального использования и охраны естественных ресурсов и методы экономической и экологической оценки их использования. За последние годы усилена разработка принципов эколого-эко-номической оценки важнейших видов природных ресурсов. Проводится большой комплекс работ по изучению Мирового океана и атмосферы. В перспективе исследования Мирового океана должны привести к лучшему использованию его огромных биологических, минеральных, энергетических и других ресурсов, способствовать совершенствованию средств защиты океана от загрязнения.

Большое внимание в нашей стране уделяется организации государственных заповедников, к-рые являются, по существу, зонами сохранения и изучения генетического фонда биосферы. Деятельность государственных заповедников осуществляется в соответствии с принципами сохранения представительных эталонов природы и генофонда. Государственные заповедники и заказники наряду с предприятиями лесного, рыбного, охотничьего хозяйства выполняют большую работу по восстановлению запасов ценных растений и животных, в т. ч. и тех, к-рые находятся на грани исчезновения.

Проблема охраны природы уже сегодня выдвигает много сложных вопросов, требующих от работников в области О. о. с. специальных знаний. Поэтому наряду с созданием технической базы расширяется проф. подготовка кадров специалистов по различным вопросам О. о. с. Учитывая это, Мин-во высшего и среднего специального образования СССР разработало меры по улучшению учебной и научно-исследовательской работы в области О. о. с. В учебные программы ряда вузов СССР с 1973 г. введен раздел «Охрана природы» с тем, чтобы дать будущим специалистам основные сведения о проблеме охраны природы и путях ее практического решения. Во многих технических вузах началась подготовка инженеров, технологов, архитекторов и других специалистов по вопросам О. о. с. Важное значение имеет пропаганда знаний о природе, воспитание чувства бережного к ней отношения у населения с помощью печати, радио, телевидения.

Большую работу ведут общественные организации - добровольные об-ва охраны природы, московское и другие об-ва испытателей природы, географические об-ва, об-во «Знание» и т. д. Организуются народные ун-ты и ф-ты по охране природы. Важная роль в деле воспитания бережного отношения к природе и ее богатствам отводится школе, юннатским кружкам.

Мощным толчком к решению вопросов О. о. с. стали исторические решения XXVI съезда КПСС. В принятых на съезде «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 -1985 годы и на период до 1990 года» предусмотрена широкая и комплексная программа мероприятий по управлению качеством окружающей среды (раздел IX «Охрана природы»). Задачи усиления охраны природы, земли и ее недр, атмосферного воздуха, водоемов, животного и растительного мира перечислены в числе приоритетных, а при рассмотрении неотложных вопросов развития науки отмечена актуальность повышения эффективности мероприятий в области О. о. с.

При постановке главной задачи одиннадцатой пятилетки - обеспечения дальнейшего повышения благосостояния народа - особое внимание уделяется улучшению народного здравоохранения, а также охране и оздоровлению окружающей среды в интересах сохранения и укрепления здоровья населения. Исключительно важная роль отводится профилактической работе, направленной на предупреждение болезней. С учетом этого была разработана комплексная программа теоретических и практических исследований по проблеме «Научные основы гигиены окружающей среды», начатых в десятой пятилетке. В этой программе намечено ускорение, расширение и углубление изучения общих закономерностей процессов адаптации, механизмов взаимодействия организма человека с комплексом благоприятных и вредных факторов окружающей среды антропогенного и естественного происхождения, а также социально-экономических факторов с целью обоснования системы общегосударственных мероприятий, направленных на оптимизацию условий жизни, труда и отдыха советских людей.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Принимая эффективные меры по защите и улучшению окружающей среды в стране, Коммунистическая партия и Советское правительство придавали и придают большое значение расширению всестороннего международного сотрудничества в этой области. Советский

Союз исходит из того, что наиболее рациональным подходом к успешному решению проблемы окружающей среды, имеющей глобальный и сложный характер, может быть только объединение усилий всех государств. С первых дней своего существования Советское государство проводит активную деятельность в этом направлении. Еще в 1922 г. между РСФСР и Финляндией было заключено двустороннее соглашение о водоиспользовании и регулировании рыбной ловли в пограничных водных системах. Аналогичная конвенция была подписана в 1927 г. с Турцией. В том же году СССР подписал соглашение с Ираном о совместной эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря. Соглашения по вопросам охраны вод и рыболовства были подписаны Советским Союзом с соседними странами, а с некоторыми странами, кроме того, были заключены соглашения по совместной борьбе с лесными пожарами и проведению карантинных мероприятий.

Развитие международного сотрудничества в области О. о. с. и рационального использования природных ресурсов является составной частью Программы Мира, принятой на XXIV съезде КПСС. Выступая на съезде с отчетным докладом, Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. JI. И. Брежнев говорил по этому вопросу: «Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана».

Претворяя в жизнь Программу Мира, Советский Союз заключил соглашения о сотрудничестве в области О. о. с. с США, Францией, Швецией, Канадой, ФРГ, Англией, Италией, Ираном и другими странами.

Еще раньше, в августе 1963 г., в Москве представителями правительств СССР, США и Англии был подписан «Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». К этому договору присоединилось св. 100 государств.

В 1966 г. между СССР и Францией было заключено соглашение о научно-техническом и экономическом сотрудничестве. В тематику долгосрочного (10-летнего) сотрудничества были включены разработка методов расчета и прогнозирования уровней загрязнения и поиск средств защиты атмосферного воздуха, методов изучения ресурсов поверхностных и подземных вод, способов и аппаратуры для очистки сточных вод и другие проблемы.

В 1972 г. в Москве между СССР и США было подписано соглашение о сотрудничестве в области О. о. с. В рамках этого соглашения предусматривалось изучение воздействия загрязнений на окружающую человека среду, разработка основ регулирования влияния человеческой деятельности на природу и мер по предотвращению загрязнения воздуха, почвы и воды.

СССР и другие социалистические государства выступили инициаторами широких коллективных ме^-роприятий в решении проблемы окружающей среды. В предложенном Советским Союзом на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе проекте Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между государствами в Европе специально говорилось о необходимости для всех государств континента развития двусторонних и многосторонних связей в области защиты окружающей среды. Раздел, посвященный развитию таких связей, был включен в проект, предложенный участниками совещания делегациями ГДР и Венгрии. Предложения СССР, ГДР и Венгрии были единодушно поддержаны участниками Общеевропейского совещания и нашли полное отражение в Заключительном акте этого исторического форума, подписанном в Хельсинки 1 августа 1975 г. руководителями 33 европейских государств, а также США и Канады. В этом документе провозглашается: «... защита и улучшение окружающей среды, а также охрана природы и рациональное использование ее ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений являются одной из задач, имеющих большое значение для благосостояния народов и экономического развития всех стран, и что многие проблемы окружающей среды, в частности в Европе, могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества».

Государства - участники Общеевропейского совещания четко определили конкретные цели сотрудничества по указанной проблеме, наметили наиболее важные области, возможные прогрессивные формы и методы этого сотрудничества. Они согласились, в частности, сотрудничать в таких областях, как борьба с загрязнением воздуха; охрана вод от загрязнения и использование пресных вод; охрана морской среды; охрана почвы и использование земель; охрана природы и заповедников; улучшение состояния окружающей среды в населенных районах; фундаментальные исследования, наблюдения, прогноз и оценка изменений в окружающей среде; правовые и административные меры по О. о. с.

Успешное завершение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе дало мощный импульс развитию международного сотрудничества по проблемам охраны и улучшения окружающей среды. Эти проблемы намечено решать как на двусторонней, так и на многосторонней основе, в т. ч. региональной и субрегиональной. При этом предполагается полностью использовать имеющиеся и потенциальные возможности существующих международных организаций, занимающихся вопросами О. о. с., в частности Европейской экономической комиссии ООН, и Программы ООН по окружающей среде, в к-рых Советский Союз активно участвует и вносит конструктивный вклад в разработку и осуществление их программ.

В соответствии с рекомендацией конференции ООН по проблемам окружающей среды, вошедшей в историю под названием Стокгольмской конференции (1972), и по решению XXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1972 г. была создана международная «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП). Эта программа включила 7 приоритетных направлений деятельности: 1. Проблема развития человеческих поселений, поддержания здоровья и благосостояния человека (экологические проблемы, вызываемые усилением процесса урбанизации, вопросы борьбы с загрязнением воздуха, а также проблема утилизации твердых и жидких отходов); 2. Проблемы охраны почвы и вод, а также борьба с распространением пустынь (изучение вопросов рационального использования водных ресурсов и предупреждения их загрязнения, улучшения технологии очистки сточных вод, внедрения прогрессивных технологий водоиспользования); 3. Проблемы образования, профессиональной подготовки, передачи информации (проведение международных симпозиумов и семинаров по вопросам подготовки кадров специалистов в области О. о. с., создание международной справочной службы по проблеме окружающей среды); 4. Торговые, экономические и технологические аспекты проблемы окружающей среды (изучение и поиск наиболее эффективных путей борьбы с загрязнением окружающей среды, а также разработка методов наиболее рациональной эксплуатации природных ресурсов); 5. Защита Мирового океана от загрязнений (основное направление на первых порах - борьба с загрязнением Мирового океана нефтью и нефтепродуктами); 6. Охрана растительного и животного мира, сохранение и поддержание генетических ресурсов земного шара (вопросы защиты растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения, а также вопросы изменения естественных экологических систем в результате воздействия на них человека); 7. Проблема энергии и энергетических ресурсов (первоначально только оценка имеющейся информации по этой проблеме с акцентом на экономическую сторону).

СССР активно сотрудничает в области охраны окружающей среды с социалистическими, а также с капиталистическими странами и целым рядом международных организаций - ООН, ЮНЕП, ВОЗ, ЮНЕСКО и др. Успешно развивается научно-техническое сотрудничество СССР со странами - членами СЭВ по комплексной проблеме «Разработка мероприятий по охране природы». Основными направлениями сотрудничества являются: согласование методических подходов к решению таких вопросов, как охрана здоровья населения, охрана экологических систем и ландшафта, охрана атмосферного воздуха, совершенствование методов утилизации и обезвреживания отходов, социально-экономические, организационные, правовые, педагогические аспекты О. о. с. с целью планового распределения задач между отдельными странами-партнерами. Только по проблемам гигиены окружающей среды в этом сотрудничестве принимают участие более 30 учреждений социалистических стран.

Активное международное сотрудничество по медицинским аспектам проблем О. о. с. осуществляется по линии ВОЗ. В соответствии с резолюциями Всемирной Ассамблеи Здравоохранения с 1973 г. проводится в жизнь широкая программа по оценке влияния факторов окружающей среды на здоровье человека под названием «Программа ВОЗ по гигиеническим критериям состояния окружающей среды». В рамках Программы работают группы экспертов из различных стран, включая СССР, к-рые проводят анализ имеющихся в мире данных по токсичности и опасности различных загрязнителей окружающей среды и разрабатывают рекомендации в отношении допустимых уровней их воздействия на здоровье человека.

В мае 1978 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицировал конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Эту конвенцию подписали в 1977 г. в Женеве представители 33 государств - членов ООН. Важнейшей особенностью новой конвенции является то, что она затрагивает такую деятельность и такие процессы (метеорологические и географические), к-рые никогда ранее не являлись сферой или предметом международных соглашений. Конвенция выражала важнейшую задачу нашего времени - сохранить во всей красоте и многообразии нашу землю - планету людей, с тем чтобы она служила людям и впредь.

При ратификации конвенции Генеральный Секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР тов. JI. И.Брежнев сказал: «Советский Союз делает все возможное для охраны природы, ее растительного и животного мира, минеральных ресурсов... Но мы не одни на планете, и сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар» («Правда», 1978, 17 мая).

Библиография: Ананичев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов, М., 1975; Анучин В. А. Основы природопользования, Теоретический аспект, М., 1978; Бочков Н. П. Генетический мониторинг популяций человека в связи с загрязнением среды, Цитология и генетика, т. И, № 3, с. 195, 1977, библиогр.; Влияние окружающей среды на здоровье человека, М., ВОЗ, 1974; Генетические последствия загрязнения окружающей среды, под ред. Н. П. Дубинина и др., в. 2, с. 14, М., 1977; Гигиена окружающей среды в СССР, под ред. Г. И. Сидоренко, М., 1981; Гигиенические аспекты охраны окружающей среды, под ред. Е. И. Кореневской, в. 6-7, М., 1978-1979; Дубинин Н. П. и Пашин Ю. В. Мутагенез и окружающая среда, М., 1978, библиогр.; Канцерогенные вещества в окружающей человека среде, под ред. JI. М. Шабада и А. П. Ильницкого, Будапешт, 1979; Критерии необходимых и достаточных тест-систем для идентификации мутагенных и канцерогенных факторов в окружающей среде, под ред. Н. П. Дубинина и др., с. 4, М., 1978; Критерии санитарно-гигиенического состояния окружающей среды, I. Ртуть, пер. с англ., Женева, ВОЗ, 1979; М e л e ш к и н М. Т., Зайцев А. П. и Маринов X. Экономика и окружающая среда, М., 1979; Никитин Д. П. и Новиков Ю. В. Окружающая среда и человек, М., 1980; Покровский В. А. Гигиена, М., 1979; Руководство по контролю качества атмосферного воздуха в городах, под ред. М. Дж. Сьюэсса и С. Р. Крэксфорда, пер. с англ., М., 1980; Сборник нормативных актов по охране природы, под ред. В. М. Блинова, М., 1978; T и-б о р Б. Охрана окружающей среды, пер. с венгер., М., 1980; Шабад JI. М. О циркуляции канцерогенов в окружающей среде, М., 1973; Экхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека, пер. с" англ., М., 1980; Environmental health criteria, 4, Oxides of nitrogen, Geneva, WHO, 1977; Environmental pollution and carcinogenic risks, ed. by C. Rosenfeld a. W. Davis, P., 1976; Handbook of muta-genecity test procedures, ed. by B. J. Kil-bey, Amsterdam, 1977.

П. H. Бургасов.

Следующая страница>>

Глава восьмая

ОХРАНА ПРИРОДЫ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

8.1. Окружающая среда и ее значение.

Понятие природа в широком смысле означает все сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа есть совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Окружающей средой (средой обитания) называется совокупность абиотической (мертвой) и биотической (живой) природы, окружающей растительный и животный органический мир.

Ареной жизни для органического мира на Земле служит биосфера, т. е. оболочка нашей планеты, которая населена и активно преобразуется живыми существами. Верхний предел биосферы ограничен губительным действием ультрафиолетовых лучей солнечной радиации (высота биосферы не превышает 20 км над уровнем моря), нижний предел ограничен повышением температуры по мере продвижения в глубь нашей планеты (до 3 км).

Живая природа - это единственный источник, из которого человек черпает все средства для своего существования. Человек активно вмешивается в живую природу.

Одним из важнейших факторов влияния на среду обитания человека и всего животного мира является хозяйственная деятельность человека - промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство. Деятельность человека вносит существенные изменения в биосферу в целом. Выбросы в атмосферу отходов производства изменяют ее химический состав, стоки промышленных загрязненных вод в водоемы загрязняют почву и источники водоснабжения, гидростроительство влияет на климат прилегающих районов, испытания атомного оружия повысили содержание радиоактивных элементов в атмосфере, почве, мировом океане.

В результате нерациональной деятельности человека природе может быть нанесен большой урон, что отрицательно скажется на существовании всего человеческого общества. Охрана природы имеет важное социальное значение, составляя в нашей стране часть всей программы развития народного хозяйства.

В постановлении Верховного Совета СССР от 20.09.1972 г. «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» сказало: «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов... становятся одной из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народнохозяйственных планов, благосостояние нынешних и будущих поколений. Решение этой задачи в социалистическом обществе неразрывно связано с охраной здоровья населения, с обеспечением советским людям необходимых условий для плодотворного труда и отдыха».

В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981 -1985 годы и на период до 1990 года, утвержденных XXVI съездом КПСС, в разд. IX «Охрана природы» сказано: «Совершенствовать технологические процессы и транспортные средства с целью сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшения очистки отходящих газов от вредных примесей».

Охрана природы - это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. При этом решаются следующие важные задачи: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов в атмосферу.

Решение задач по охране природы предусматривает:

а) охрану атмосферного воздуха;

б) рациональное использование и охрану водоемов;

в) охрану и рациональное использование земли;

г) сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

д) обеспечение воспроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

е) улучшение использования недр и др.

На промышленных предприятиях для работающих окружающей средой является воздух рабочих зон (помещений) и прилегающих к ним территорий. Очень важную роль играет микроклимат производственных помещений, который характеризуется действующим на организм человека сочетанием температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также тепловыми и электромагнитными излучениями, содержанием в воздухе вредных веществ и наличием определенного уровня шума и вибраций. Санитарные требования к окружающей среде на промышленных предприятиях изложены в Санитарных нормах проектирования промышленных предприятий СН 245-71, стандартах системы стандартов безопасности труда, системы стандартов в области охраны природы, в строительных нормах и правилах (см. также гл. 5).

Охрана природы – совокупность государственных и общеобразовательных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охраны -охрана среды обитания человека.Это понятие, близкое по смыслу кохране природы,в центр внимания ставит человека, сохранение и формирование таких природных условий, которые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и благосостояния.

Охрана окружающей природной среды - представляет систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений. В новом природоохранном Федеральном законе (2002) используется термин «охрана окружающей среды», при этом «природная среда» понимается как важнейшая составляющая часть окружающей среды. В последние годы часто используется также термин«защита окружающей природной среды»,который близок другому понятию -«охрана биосферы»т.е. системе мероприятий, направленных на устранение негативного антропогенного или стихийного влияния на взаимосвязанные блоки биосферы, на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с природопользованием - общественно-производственной деятельностью, направленной на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий. По Н. Ф. Реймерсу (1992), оно включает в себя:

а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку;

б) использование и охрану природных условий среды жизни человека;

в) сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;

г) регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование означает комплексное, научно обоснованное, экологически безопасное и не истощительное использование природных богатств, с максимально возможным сохранением природно-ресурсного потенциала и способности экосистем к саморегуляции. Нерациональное природопользованиене обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению качества природной среды, сопровождается нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

На современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций, их последствий.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение животного потенциала.

Экосистемы имеют следующие предельные границы такойэкзистенции(существования, функционирования), которые необходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985):
пределантропотолерантности- устойчивости к негативному антропогенному воздействию, например, вредному влиянию пестицидов;
пределстохетолерантности- устойчивости против стихийных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров;
пределгомеостаза- способности к саморегуляции;
пределпотенциальной регенеративности,т.е. способности к самовосстановлению.
Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении этих пределов для достижения экологически сбалансированного природопользования. Нерациональное природопользование и конечном счете ведет к экологическому кризису.
Экологический кризис – реальная угроза человечеству

Природоохранная деятельность в России

В нашей стране в разные периоды прилагались определенные усилия по охране природы. Законы по защите окружающей среды в СССР были приняты в 70-80-х годах XX в..

В 1991 г. принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Прежде всего он определяет принципы охраны
окружающей среды:приоритет охраны жизни и здоровья человека,
сочетание экономических и экологических интересов,
рациональное использование природных ресурсов, гласность и
открытость экологической информации и др.

Закон устанавливает права граждан в сфере охраны окружающей среды, основные правовые институты охраны природы, особо охраняемые природные территории, зоны чрезвычайной экологической обстановки,а также требования к различным видам деятельности, основыэкологического контроля и образования, виды экологических правонарушенийи ответственность за них.Закон содержит свод правил ее охраны в условиях хозяйственного развития и является, таким образом, Экологическим кодексом России. Задачи этого закона можно разделить три части:

Охрана природной среды (а через нее и здоровья человека)

Предупреждение вредного воздействия хозяйственной и их деятельности;

Оздоровление окружающей среды и улучшение ее качеств

Ведущим принципом, направленным на решение этих задач, закон называет сочетание экологических и экономических интересов, научно обоснованное с точки зрения сохранения, а при необходимости и восстановления природной среды и здоровья человека. Это научно обоснованное сочетание должно устанавливать нормативы качества окружающей природной среды - предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического и т.д.), предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного и электромагнитного воздействия, шума, вибрации, нормы вредных остаточных веществ в продуктах питания и т.п. Чтобы обеспечить выполнение нормативов качества окружающей природной среды, закон формирует экологические требования, предъявляемые ко всем хозяйственным структурам и гражданам, которые несут ответственность за их неисполнение. Запрещается финансировать и реализовывать проекты и программы, не получившие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В состав комиссии по приемке законченного строительства включаются представители органов охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического контроля. Без их подписи объект не принимается. Закон устанавливает наложение крупного штрафа на членов приемочных комиссий за прием к эксплуатации объектов с нарушением экологических требований. Уголовный кодекс РФ допускает привлечение таких лиц к уголовной ответственности за халатность или злоупотребление служебным положением.

Впервые в нашем законодательстве в закон включен раздел, отражающий право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду. Реальными гарантиями этого права являются нормативы предельно допустимых вредных воздействий, система экологического контроля за их исполнением и ответственность за невыполнение. Закреплено право граждан и общественных экологических движений предоставлять экологическую информацию, участвовать в экологической экспертизе, требовать ее назначения, проводить митинги, демонстрации, обращаться в административные и судебные органы с заявлениями о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу. Сумма причиненного вреда взыскивается с причинителя, а если установить его невозможно, то за счет средств соответствующего государственного экологического фонда, т.е. в данном случае государство отвечает перед гражданином.В состав экономического механизма охраны окружающей среды закон включает две категории факторов: позитивные и негативные. Их цель - обеспечить экономический интерес природопользователя к ограничению вредного воздействия на природу. Позитивные факторы создают прямые экономические стимулы кохране природы и обеспечивают финансирование, кредитованиельготы, уменьшенное налогообложение.

Основные аспекты охраны природы, принципы и правила охраны природы

1. Принципы охраны природы

1. Принципы охраны природы.

Охрана природы – совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр.

В истории формирования природоохранной концепции можно выделить несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы – поресурсная охрана – охрана природы – рациональное использование природных ресурсов – охрана среды обитания человека – охрана природной окружающей среды. Соответственно расширялось и углублялось само понятие природоохранной деятельности.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей природной среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию термин «охрана биосферы». Охрана биосферы – это система мероприятий, проводимых на национальном и международном уровнях и направленных на устранение нежелательного антропогенного и стихийного влияния на функционально взаимосвязные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный покров, литосферу и сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспечения нормального функционирования.

Охрана природы тесно связана с природопользованием – одним из разделов прикладной экологии. Природопользование – общественно-производственная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования различных видов природных ресурсов и природных условий.

Природопользование может быть рациональным и нерациональным. Нерациональное использование не обеспечивает сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскудению и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем.

Рациональное природопользование означает комплексное научно-обоснованное использование природных богатств, при котором достигается максимально возможное сохранение природно-ресурсного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

По Ю.Одуму, рациональное природопользование преследует двоякую цель:

· Обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

· Обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления;

В нынешний, современный этап развития проблемы охраны окружающей среды рождается новое понятие – экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду. Научной основой всех мероприятий по обеспечению экологической безопасности население и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, важнейшие принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем.

Экологически обоснованное рациональное природопользование должно заключаться в максимально возможном повышении пределов существования и функционирования и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем.

Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Выход из глобального экологического кризиса – важнейшая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разработке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средствами, например технологическими (очистные сооружения, безотходные технологии), потенциально неверны и не приведут к необходимым результатам, ведь по сравнению с многократным использованием товара сжигание мусора – неэффективный способ борьбы с отходами. Прежде всего это процесс деструктивный, в ходе которого расходуется и сырье, и энергия. При этом загрязняется и атмосфера и вода. Мусоросжигатели выбрасывают в атмосферу окислы азота, серы, способствующие выпадению кислотных осадков, окись водорода, диоксин и фуран, которые как полагают, обладают канцерогенным и мутагенным воздействием. Остаются тонны токсичной золы, которая опасна и для грунтовых вод.

Преодоление экологического кризиса возможно лишь при условии гармоничного развития природы и человека, снятия антагонизма между ними.

Наиболее общим принципом, или правилом охраны окружающей среды, необходимо считать: глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, что требует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование этого потенциала. Из этого закона следует другой основополагающий принцип охраны природы и среды жизни: экологично-экономичное, т.е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и других затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с экономическими результатами эксплуатации природы. Еще одно важнейшее экологическое правило – все компоненты природной среды – атмосферный воздух, воды, почву – надо сохранять не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда растений и животных.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

Приоритет охраны жизни и здоровья человека;

Научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

Рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

Платность природопользования;

Соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

Гласность в работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в решении природоохранных задач;

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

2. Альтернативное природопользование (промышленность, сельское хозяйство, энергетика)

Основные направления инженерной защиты окружающей природной среды от загрязнения и других видов антропогенных воздействий – внедрение ресурсосберегающей, безотходной и малоотходной технологии, биотехнология, утилизация и детоксикация отходов и главное – экологизация всего производства, при котором обеспечивалось бы включения всех видов взаимодействия с окружающей средой в естественные циклы круговорота веществ. Огромное значение для снижения уровня загрязнения окружающей среды, экономии сырья и энергии имеет повторное использование материальных ресурсов, т.е. рециркуляция. Так, производство алюминия из металлолома требует всего 5% энергозатрат от выплавки из бокситов, причем переплав 1 тонны вторичного сырья экономит 4 тонны бокситов и 700 кг кокса, снижая одновременно на 35 кг выбросы фтористых соединений в атмосферу.

Начальным этапом комплексных мероприятий на создание малоотходных технологий, является внедрение оборотных, вплоть до полностью замкнутых, систем водопользования. Оборотное водоснабжение – это система при которой предусмотрено многократное использование отработанных вод при минимальном их сбросе (до 3%) в водоемы. Замкнутый цикл водопользования – это система промышленного водоснабжения и водоотведения, при которой в одном и том же производственном цикле сброс сточных вод в водоемы не осуществляется.

В области сельского хозяйства рассматривается переход от минеральных к органическим удобрениям. Пример Австралии показывает возможность «биодинамического сельского хозяйства», в котором минеральные удобрения и пестициды заменяются коллоидными растворами и компостами с высоким содержанием коллоида, что, коме прочего, позволяет уменьшить полив в 4 раза. Еще одним из методов альтернативного природопользования является рекультивация. Это комплекс работ, проводимых с целью восстановления нарушенных территорий и приведения земельных участков в безопасное состояние. Биологическая рекультивация проводится после технической для создания растительного покрова на подготовленных участках. С ее помощью создают условия для обитания животных, растений, создают сенокосно-пастбищные угодья.

В мировой энергетической системе не должно преобладать использование энергетических ресурсов, вызывающих глобальные экологические проблемы, это, прежде всего, использование нефти, угля, природного газа. Некоторые страны, например, Бразилия и Норвегия, уже более половины своих потребностей в энергии удовлетворяют за счет возобновляемых источников, потенциал которых не ограничен, пример такого источника солнечная энергия, энергия ветра. Так в отдаленных труднодоступных районах солнечные батареи представляют реальную альтернативу традиционной электрификации, так как являются более надежным и дешевым источником энергии. Специалисты уверены, что ветряные турбины скоро будут усовершенствованы и станут эффективными не только в районах с сильными ветрами. Предполагается, что к 2030 году энергия ветра будет обеспечивать более 10% мирового производства. Использование в энергетике биомассы (отходов сельскохозяйственного производства), дров и мусора имеет большие перспективы, так как во многих странах уже строятся тепловые электростанции, работающие на дровах и мусоре, а в развивающихся странах на биомассу приходится 50% получаемой энергии. Еще примером эффективного использования электроэнергии могут быть бытовые 18-ваттные люминесцентные лампы, которые дают такую же освещенность, как и обычные 75-ваттные лампы накаливания.

3. Сохранение качества воды и воздуха

Усиление влияния человека на окружающую среду приводит к тому, что практически любое неблагоприятное воздействие принимает характер глобального. К наиболее острым проблемам обычно относят глобальные последствия загрязнения атмосферы (потепление климата, уменьшение озонового слоя, выпадение кислотных осадков) загрязнение гидросферы (проблемы мирового океана, снижение запасов пресной воды).

Для защиты воздушного бассейна от негативного антропогенного воздействия используют следующие меры:

· Экологизация технологических процессов;

· Очистка газовых выбросов от вредных примесей;

· Рассеивание газовых выбросов в атмосфере;

· Устройство санитарно-защитных норм, архитектурно-планировочные решения.

Учитывая исключительную актуальность охраны атмосферного воздуха автомобильными газами от загрязнения, первоочередной задачей является создание экологически чистых видов транспорта. В качестве заменителя бензину рассматривается экологически чистое газовое топливо – метанол, малотоксичный аммиак и идеальное топливо – водород. Продолжаются работы по созданию автомобиля на солнечных элементах.

Так как нынешний уровень развития экологизации технологических процессов недостаточен для полного предотвращения выбросов токсичных веществ в атмосферу, используются различные методы очистки отходящих газов. Для очистки выбросов применяются различные типы устройств в зависимости от степени запыленности воздуха, размеров твердых частиц и требуемого уровня очистки.

Сухие пылеуловители (циклоны, пылеосадительные камеры) предназначены для грубой очистки. Мокрые пылеуловители (скрубберы, турбулентные, газопромыватели) обеспечивают 99% очистку от частиц более 2 мкм. Фильтры (тканевые и зернистые) способны задерживать мелкодисперсные частицы размером до 0,05 мкм. Электрофильтры – наиболее эффективный способ очистки, так как очищает от 99,0 до 99,5%%, однако имеет основной недостаток – требует большого расхода электроэнергии.

Для снижения опасных концентраций примесей до уровня соответствующего ПДК, используют такую меру как рассеивание газовых примесей в атмосфере. Рассеивание пыле-газовых выбросов осуществляют с помощью высоких дымовых труб. Чем выше труба, тем больше ее рассеивающий эффект. Эта мера – далеко не самое лучшее решение проблемы, связанной с загрязнением воздушного бассейна, так как чем выше от поверхности земли происходит выброс газов, тем дальше от своего источника они распространяются. То, что было когда-то дымной мглой над Питтсбургом, становилось кислотным снегопадом в Лабрадоре. Примеси над Лондоном в виде смога губят листву в лесах Скандинавии. Поэтому рассеивание вредных примесей в атмосфере – это временное, вынужденное мероприятие.

Защита атмосферного воздуха от вредных выбросов предприятий в значительной степени связана с устройством санитарно-защитных зон и архитектурно-планировочными решениями. Санитарно-защитная зона – это полоса, отделяющая источники промышленного загрязнения от жилых и общественных зданий для защиты населения от влияния вредных факторов производства. Ширина зон устанавливается в зависимости от степени вредности и количества выделяемых в атмосферу веществ и принимают равной от 50 до 1000 м. например, цементный завод – 1000 м, а предприятию по изготовлению камышита – 50 м. санитарно-защитная зона должна быть благоустроена газоустойчивыми породами, например, белая акация, тополь канадский, ель колючая, шелковица, клен остролистный, листовитый вяз.

Об эффективности озеленения свидетельствуют следующие данные: хвоя 1 гектара елового леса улавливает 32 т пыли, листва букового леса – 68 т.

Архитектурно-планировочные мероприятия включают правильное взаимное размещение источников выброса и населенных мест с учетом направления ветров, выбор под застройку промышленного предприятия ровного возвышенного места, хорошо продуваемого ветрами, сооружение автомобильных дорог в обход населенных пунктов.

Кроме рассмотренных выше мер, предусмотрена также охрана озонового слоя. В законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» имеется отдельная статья, посвященная этой проблеме.

Ведется также разработка и внедрение мероприятий по сокращению выбросов соединений серы, оксидов азота и других опасных загрязнителей атмосферного воздуха.

Важнейшая и наиболее сложная задача – защита поверхностных вод от загрязнения. С этой целью предусмотрены следующие меры:

· Развитие малоотходных и безводных технологий; внедрение систем оборотного водоснабжения;

· Очистка сточных вод;

· Закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты;

· Очистка и обеззараживание поверхностных вод.

Главный источник загрязнения поверхностных вод – сточные воды, поэтому актуальной и экологически важной задачей является очистка сточной воды.

Наиболее действенным способом защиты поверхностных вод от загрязнения их сточными водами является разработка и внедрение безотходной технологии производства, начальным этапом которой является создание оборотного водоснабжения. При организации системы оборотного водоснабжения в нее включают рад очистных сооружений и установок. Ввиду многообразия состава сточных вод существуют различные способы их очистки: механический, физико-химический, химический, биологический и др.

При механической очистке из производственных стоков путем процеживания, отстаивания и фильтрования удаляются до 90% нерастворимых механических примесей (песок, глина), а из бытовых сточных вод – 60%.

К основным химическим способам относят нейтрализацию и окисление. В первом случае для нейтрализации кислот и щелочей в сточные воды вводят специальные реагенты (известь, кальцинированную соду, аммиак), во втором – различные окислители.

При физико-химической очистке используются:

Коагуляция – введение в сточные воды коагулянтов (солей аммония, железа, меди, шламовых отходов), для образования хлопьевидных осадков, которые затем легко удаляются;

Сорбция – способность некоторых веществ(активированный уголь, цеолиты, силикагель, торф) поглощать загрязнение;

Флотация – пропуск через сточные воды воздуха. Газовые пузыри захватывают при движении вверх нефть, масла и образуют на поверхности легко удаляемый пенообразный слой.

Для очистки коммунально-бытовых промстоков целлюлозно-бумажных, нефтеперерабатывающих, пищевых предприятий широко используется биологический метод. Он основан на способности искусственно вселяемых микроорганизмов использовать для своего развития органические и неорганические соединения, содержащиеся в сточных водах (сероводород, аммиак, сульфиты, нитриты). Очистку ведут естественными методами (поля орошения, поля фильтрации и т.д.) и искусственными методами (биофильтры, циркуляционные окислительные каналы). Образовавшийся осадок удаляют на иловые площадки для просушивания, а затем используют в качестве удобрения. Воду после отстаивания хлорируют и повторно используют в оборотном водоснабжении или сбрасывают в поверхностные воды.

Одним из перспективных способов очистки поверхностных вод является закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты. Данный метод целесообразен для особо токсичных сточных вод, которые не поддаются обычными методами.

4. Проблема утилизации отходов

В нашу эпоху повального производства и использования искусственных, а не натуральных природных материалов утилизация отходов для экологии нашей планеты – вопрос не просто больной, а первостепенный. Проблема утилизации отходов – одна из существенных сторон любого процесса, будь то строительство, производство или даже творчество. И чем масштабнее сам процесс, тем большие размеры принимает и переработка отходов. Утилизация отходов производства – это специфичный вид деятельности, который требует специальных знаний, соблюдения технологий, норм и правил, а также наличия специальной техники и оборудования. Вывоз и утилизация промышленных отходов с различных видов производства осуществляется раздельно, с соблюдением особенностей, присущих каждому типу отходов.

Наибольшее количество промышленных отходов образует угольная промышленность, предприятия черной и цветной металлургии, тепловые электростанции, промышленность строительных материалов.

Возникающие кризисные экологические ситуации обусловлены воздействием опасных отходов, которые в своем составе содержат вещества с опасными свойствами (токсичность, инфекционность, пожароопасность и т.д.). В России к опасным отходам относят 10% от массы всех твердых отходов. Это металлические и гальванические шламы, отходы стекловолокна, асбестовые отходы, остатки дегтя и гудронов. Данный вид отходов обычно вывозятся на полигоны для захоронения или вывозятся на несанкционированные свалки, так как обезвреживается и утилизируется лишь 20% отходов. Наибольшую угрозу для человека представляют радиоактивные отходы. Это отходы, в составе которых присутствуют радиоактивные изотопы, диоскины, пестициды, бензапирен. Имеющиеся в мире АЭС и заводы по переработке ядерного топливо, неуклонно накапливают огромные количества радиоактивных отходов. Жидкие отходы АЭС хранятся в виде в специальных емкостях, твердые – в спецхранилищах. Подобное «накопительство» имеет предел, поэтому ликвидация радиоактивных отходов требует незамедлительного научного подхода.

Диоксины – синтетические органические вещества, диоксиноподобные вещества являются самыми токсичными из полученных человеком веществ. Они обладают мутагенным, канцерогенным и эмбриотоксическим действием; подавляют иммунную систему (диоксиновый СПИД) и в случае получения человеком через продукты питания или в виде аэрозолей вызывает « синдром изнурения» - постепенное истощение и смерь без явно выраженных патологических симптомов. Биологическое действие диоксинов проявляется в исключительно малых дозах. Однако, свалки горят, воду хлорируют, и люди будут продолжать поступать подобным образом, веря в то, что это их это не касается и если сегодня повезло, то повезет и завтра. Несмотря на людскую пассивность в вопросе экологии наука не стоит на месте и совместными усилиями Института теплофизики, Бердской научно-технической организации «Техэнергопром» и Новосибирского проектно-изыскательского института «ВНИПИЭТ» был разработан мусоросжигательных станций – КРСТ (комплекс районных тепловых станций). Возможности станции – ликвидация «свежих» и «залежавшихся» отходов, современная система очистки газов и использование твердых отходов (зола, шлаки) в производствах строительных материалов. Данный проект выглядит очень интересным решением проблемы отходов региональных центров. Но, с сожалению, не слишком большая экономия топлива не впечатляет чиновников, видимо считающих, что плодить свалки все же гораздо менее затратно, чем вкладывать большие деньги на то, чтоб эти свалки ликвидировать. Мы с экологической точки зрения, живем одним днем. И нас не очень заботит как будут жить на планете наши дети.

Список используемой литературы

1. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. – СПб.: Химия, 1998.

4. Фалеев В.И. Экология: учебное пособие. – Новосибирск: СибУПК, 2001.

Охрана природы — это рациональ-ное, разумное использование природных богатств, что способствует сохранению первозданного многообразия природы и улучшению условий жизни населения. Для охраны природы Земли мировое сообщество принимает конкретные меры.

Эффективными мерами охраны исчезающих видов и естественных биоценозов являются увеличение числа заповедников, расширение их территорий, создание питомников для искусственного выращивания исчезающих видов и реинтродукция (то есть возврат) их в природу.

Мощное воздействие человека на экологические системы может привести к печальным результатам, способным спровоци-ровать целую цепь экологических изменений.

Влияние антропогенных факторов на организмы

Большая часть органических веществ не разлагается сразу, а сохраняется в виде древесных, почвенных и водных осадочных отложений. Сохраняясь в течение многих тысяче-летий, эти органические вещества превращаются в ископаемое топливо (уголь, торф и нефть).

Ежегодно на Земле фотосинтезирующие организмы синтезируют около 100 млрд т органических веществ. На протяжении геологического периода (1 млрд лет) преобладание процесса синтеза органических веществ над процессом их разложения привело к уменьшению содержания CO 2 и увеличению O 2 в атмосфере.

Между тем начиная со второй половины XX в. усиленное развитие промышленности и сельского хозяйства стало обусловливать неуклонное повышение содержания CO 2 в атмосфере. Это явление может вызвать изменение климата планеты .

Охрана природных ресурсов

В деле охраны природы большое значение имеет переход на использование промышленных и сель-скохозяйственных технологий, позволяющих экономно расходовать природные ресурсы. Для этого необходимо:

  • наиболее полное использование ископаемых природных ресурсов;
  • вторичное использование отходов производства, применение безотходных тех-нологий;
  • получение энергии от экологически чистых источников путём использования энергии Солнца , ветра , кинетической энергии океана , энергии подземных .

Особенно эффек-тивно внедрение безотходных технологий, работающих в режиме закрытых циклов, когда отходы не выбрасываются в атмосферу или в водные бассейны, а используются повторно.

Сохранение биоразнообразия

Охрана существующих видов живых организмов также имеет большое значение в биологическом, экологическом и культурном плане. Каждый ныне живущий вид является продуктом многовековой эволюции и обладает своим генофондом. Ни один из существующих видов нельзя считать абсолютно полезным или вредным. Те виды, которые считались вредными, со временем могут оказаться полез-ными. Именно поэтому охрана генофонда существующих видов имеет особое значение. Наша задача — сохранить все дошедшие до нас после длительного эволюционного процесса живые организмы.

Растительные и животные виды, численность которых уже сократилась или находится под угрозой исчезновения, занесены в «Красную книгу » и охраняются законом. С целью охраны природы создаются заповедники, микрозаповедники, природные памятники, плантации лекарственных растений, резервации, национальные парки и проводятся другие природоохранные мероприятия. Материал с сайта

«Человек и биосфера»

В целях охраны природы в 1971 г. принята международная программа «Человек и биосфера» (по-англ. «Man and Biosfera» — сокращённо MAB). Согласно этой программе, изучаются состояние окружающей среды и воздействие человека на биосферу . Основными задачами программы «Человек и биосфера» являются прогнозирование последствий современной хозяйственной дея-тельности человека, разработка способов разумного использования богатств биосферы и мер по её охране.

В странах, участвующих в программе MAB, создаются крупные биосферные заповедники, где изучаются изменения, наступающие в экосистемах без влияния человека (рис. 80).