Образование единого государства России. Иван III. Образование Русского государства (кратко). Шпаргалка: Складывание Московского государства в XIV-XVI

1. После смерти Василия II (1462) великим князем становится его сын Иван III (1462-1505). В это время ему было 22 года. Именно в годы его правления завершился процесс объединения русских земель. Человек осторожный, расчетливый, Иван III последовательно проводил свой курс на покорение удельных княжеств, на возвращение русских земель, захваченных Литвой. При этом он проявлял решительность и железную волю.

2. При Иване III Новгород окончательно был включен в состав Московского княжества. Еще в 1471 г. пролитовски настроенная часть новгородской аристократии во главе с Марфой Борецкой заключила с литовским князем Казимиром IV договор: Новгород признавал Казимира IV своим князем, принимал его наместника, а король обещал помощь Новгороду в борьбе против великого князя Московского. Иван III организовал хорошо спланированный поход на Новгород. Главное сражение произошло на реке Шелонь. И хотя новгородцы имели огромное превосходство в силах (примерно 40 000 против 5000), они потерпели сокрушительное поражение. Иван III жестоко расправился с представителями пролитовской партии: одни были казнены, другие отправлены в Москву и Калугу и заточены в тюрьму. Самостоятельность Новгородской республики была сильно подорвана. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще более обострилась. В 1477 г. Иван III предпринял второй поход против Новгорода. В декабре город был блокирован со всех сторон. Переговоры длились целый месяц и закончились капитуляцией Новгорода. В начале января 1478 г. было отменено новгородское вече. Иван III приказал снять и отправить в Москву вечевой колокол. Новгородская республика перестала существовать и вошла в состав Московского княжества. Многих бояр и купцов вывезли из Новгорода в центральные районы, а в Новгород приехали 2 тысячи московских дворян.

3. В 1485 г. Иван III совершил поход на Тверь, князь Михаил Тверской бежал в Литву Соперничество двух центров Северо-Восточной Руси завершилось в пользу Москвы. Князем в Твери стал сын Ивана III - Иван Иванович. Московское княжество превратилось в общерусское. С 1485 г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». При Василии III (1505-1533) присоединены Ростов, Ярославль, Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521). Объединение русских земель в основном завершилось. Сложилась территория единого Русского государства - самого крупного в Европе. С конца ХV в. оно стало называться Россией. Гербом государства стал двуглавый орел. В этот период оформляются органы государственного управления. Во главе государства стоял великий князь, которому подчинялась княжеско-боярская власть. Наряду с боярской верхушкой и княжатами бывших удельных княжеств набирает силу служилое дворянство. Оно является опорой великому князю в его борьбе с боярством. За службу дворяне получают поместья, которые по наследству не передаются. Естественно, что дворяне заинтересованы в поддержке великокняжеской власти.



Происходят изменения в армии. На второй план отходят феодальные дружины, поставляемые боярами. А на первый выходят дворянские ополчения, дворянская конница, пешие полки с огнестрельным оружием (пищалями) и артиллерия.

Но великий князь вынужден еще считаться с экономической и политической силой князей и бояр. При нем существует постоянно действующий совет - Боярская дума. В этот совещательный орган великим князем назначаются члены на основе местничества. Так называется порядок назначения на должность в соответствии с родовитостью, близостью рода к великому князю и давностью службы, а не по личным способностям и заслугам. Боярская дума заседала ежедневно, решая все вопросы внутренней и внешней политики. Но нередко Иван III единолично принимал решения, ограничивая боярскую власть. Таким образом, при Иване III происходит становление сословно-представительной монархии, когда великий князь правит с помощью Боярской думы.

В конце XV - начале XVI в. создаются приказы - специальные учреждения для управления военными, судебными и финансовыми делами.

Самым значительным новшеством Ивана III стала судебная реформа, обнародованная в 1497 г. в виде специального законодательного сборника - Судебника. До 1497 г. наместники великого князя за осуществление судебно-административных функций получали право собирать с подвластного населения «корм» на свои нужды. Они назывались кормленщики. Эти должностные лица злоупотребляли предоставленной им властью, облагали население непомерными поборами, брали взятки, творили несправедливый суд. Судебник Ивана III запретил взятки за судопроизводство и хозяйствование, провозгласил нелицеприятный суд, установил единообразные судебные пошлины за все виды судебной деятельности. Это был крупный шаг на пути создания судебного аппарата в стране. Судебник в законодательной форме выражал интересы господствующего класса - бояр, княжат и дворян - и отражал наступление феодального государства на крестьян. Статья 57 Судебника знаменовала собой начало юридического оформления крепостного права. Она ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому. Отныне крестьянин мог уйти от своего феодала за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), т.е. когда заканчивались все сельские работы. При этом он должен был уплатить феодалу за проживание на его земле «пожилое» и все долги. Размер «пожилого» составлял от 50 копеек до 1 рубля (цена 100 пудов ржи или 7 пудов меда).

Развитие феодального землевладения и хозяйства создало ко второй половине XV в. необходимые териальные и социальные предпосылки для усиления Москвы. Во второй половине XV - первой трети XVI в. завершается объединение русских земель вокруг Москвы. Этот процесс приходится на годы правления Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533).

Иван III Васильевич, княживший более 40 лет, - одна из ключевых фигур русской истории. Он первым принял титул «государя всея Руси», означавший верховное господство над русскими землями. В центре Москвы был возведен новый Кремль из красного кирпича, ставший со временем символом величия Российской державы. За годы своего правления Ивану удалось увеличить территорию Московского княжества примерно в шесть раз и оставить наследникам Московское государство в зените славы.

С большим успехом Иван III осуществил объединение под своей властью северо-восточных земель Руси. Он проявил себя как осторожный политик, искусно сочетавший политические, дипломатические и военные средства, избегавший излишнего кровопролития. Князья и бояре присоединенных земель в основном охотно переходили на московскую службу и не оказывали серьезного сопротивления. В 1485 г. тверские бояре принесли ему присягу, и Тверь, окруженная московскими землями, окончательно перешла к Москве. Московское княже­ство превратилось в общерусское.

Независимой от власти московского князя оставалась Новгородская боярская республика, обладавшая значительной силой. Еще в 1410 г. в Новгороде в результате посаднической реформы вечевой строй утратил свое значение, а олигархическая власть боярства усилилась. В середине века боярство во главе с посадницей Марфой Борецкой ориентировалось на Литву, опасаясь потери своих привилегий в случае подчинения Москве- Рядовые новгородцы, напротив, стояли на стороне Москвы, что и предопределило окончательное присоединение в 1478 г. Новгорода, еще в 1471 г. потерпевшего поражение от московского войска на р. Шелони. Городом стали управлять московские наместники. Символ независимости Новгородской республики-вечевой колокол - перевезли в Москву, но новгородцам были предоставлены некоторые привилегии, в том числе право внешних сношений со Швецией. Укрепляя позиции Руси на границах с землями Ливонского ордена, Иван III основал на Балтийском побережье крепость Ивангород неподалеку от принадлежавшей ордену Нарвы, и добился от ордена подтверждения уплаты «юрьевой дани» за Юрьев Ливонский.

По отношению к ордынцам Иван III начал держать себя как независимый государь и прекратил платеж дани. В 1480 г. золотоордынское иго, тяготевшее над Русью более двух веков, окончательно рухнуло. Русские войска встретились с войском хана Ахмата друг против друга на берегах р. Угры, левого притока Оки. Союзником Ахмата был польский король и великий князь литовский Казимир IV, но он не оказал хану помощи. Московский князь привлек на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, войска которого атаковали полки Казимира. Простояв несколько недель, Ахмат так и не решился вступить в бой, повернул назад и ушел в приволжские степи. Знаменитое «Великое стояние» на Угре, определившее дальнейшую судьбу русского народа, означало освобождение Руси из-под ненавистного ига.

Начиная с XIII в, судьба западнорусских княжеств в условиях на­ступления западных соседей- Тевтонского и Ливонского немецких эрденов, с одной стороны, и монгольских войск - с другой, сложилась иначе, чем у северо-восточных и северо-западных земель. Грозившая эпасность заставила их искать союзников. Таким союзником стало Великое княжество Литовское, создателем которого был литовский князь Миндовг. В XIV в. языческая Литва объединилась с православными западнорусскими землями под властью князя Гедимина. В результате к Литве примкнули Новогрудская земля, известная как «Черная Русь» (ныне Западная Белоруссия), Полоцкое, Витебское, Минское и другие русские княжества. Фактически под властью Гедимина оказалась почти вся территория нынешней Белоруссии. Столицей нового Литовско-Русского государства в начале XIV в. стал г. Вильно (современный Вильнюс).

Русское культурное влияние преобладало в нем над литовским: при дворе и в официальном делопроизводстве еще долго господствовал русский язык, сам Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах. В переписке с иностранными дворами правители литовского княжества именовались «королями Литвы и, Руси». Более высокий уровень развития феодальных отношений, характерный для славянских земель, традиции православной культуры позволили им не только полностью сохранить самобытность, но и оказать весьма существенное влияние на строй коренной Литвы.

При Ольгерде и других потомках Гедимина киевские князья признали верховную власть литовского князя, а Волынская, Подольская, Переяславская, Черниговская и Северская земли подчинились им, что­бы избавиться от власти монголов. Смоленское княжество также при­знало себя вассалом литовского государя в борьбе с ордынским ханом. Таким образом, это было государство, в котором большая часть территории и населения являлись русскими, а многие земли управлялись прежними князьями-Рюриковичами. Формы зависимости западнорусских княжеств от Литвы обеспечивали представителям старых княжеских династий значительную внутреннюю автономию и неприкосновенность социально-экономических и политических институтов, сложившихся в предшествующий период.

Однако в 80-е гг. XIV в. обстановка радикально изменилась: Польша пытается склонить Литву к заключению польско-литовской унии под эгидой католичества, что означало бы инкорпорацию (включение) обширного Великого княжества Литовского в Польское коро­левство и уничтожение его самобытности. Планы Польши первоначально вызывают сильное сопротивление литовских князей и бояр во главе с князем Витовтом. Позднее, на рубеже XIV-XV вв., к Литве были присоединены Смоленское и Вяземское княжества. Таким образом, Великое княжество Литовское включало северо-западную и почти всю юго-западную Русь, а также западную часть Великороссии (Смоленскую и соседние земли).

Литовский князь Ягайло заключил соглашение с польскими магнатами, обещав крестить Литву в католичество и присоединить ее к владениям польской короны. Принятие католичества коснулось только литовцев-язычников, православная церковь сохранила свои привилегии, но Литва «повернулась лицом» к Западу, к католической Европе. После заключения унии Великого княжества Литовского и Польши в 1387 г. на литовские и западнорусские земли стали проникать польские нормы государственного и административного устройства. Постепенно польский язык и польское культурное влияние в среде литовской аристократии начали преобладать, литовская знать при условии принятия католической веры получала все привилегии и поли­тические права, которыми пользовались ее польские соседи.

Политика польской короны в Литве тем временем всячески способствовала уменьшению власти великого князя, которая признавалась избираемой, а не наследственной. Таким образом, только тот, кто был угоден феодальной знати, мог занять великокняжеский престол. При отсутствии сильной монархической власти Литовско-русское государство имело характер федерации областей и земель, сохранявших свою автономию и объединенных лишь верховной властью великого князя литовского. Социально-политический строй Великого княжества Ли­товского имел, в отличие от Московского государства, все характерные черты западноевропейского средневекового феодализма: раздробленность политической власти между землевладельцами, иерархическую лестницу вассалов с сюзереном (великим князем) наверху и систему частного подданства.

Внутри русской феодальной аристократии началась национально-религиозная вражда между сторонниками полонизации и теми, кто остался предан своей вере и народности. С середины XV в. влияние Литвы в Восточной Европе стало ослабевать, и она перешла от политики нападения к политике обороны, что совпадает по времени с успехами объединительной политики Москвы. Противостояние между Литвой и Москвой постепенно приобрело не только политический, но и религиозный характер. С конца 80-х гг. XV в. под власть великого князя Московского один за другим перешли правители Верхнеокских княжеств, среди которых были князья Одоевские, Воротынские, Трубецкие и другие со своими землями. С 1500 г. Черниговская и Новгород-Северская земли, а за ними еще многие города входят в состав Московского государства.

Сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог Василий III продолжил объединение русских земель: в 1510 г. был присоединен Псков, а в 1514 г. - Смоленск, отвоеванный у Литвы. В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, центральный собор которого- Смоленский. В 1521 г. в состав Русского государства вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Этим завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с середины XVI в. стала именоваться Россией.

Собранные воедино под властью Москвы русские земли сохраняли остатки прежней феодальной раздробленности. Экономические связи между ними отсутствовали. Требовалось создание аппарата единого государственного управления страной, центрального и местного. Политический строй Русского государства на рубеже XV-XVI вв. стал развиваться в сторону централизации. Князья в присоединенных удельных княжествах становились боярами московского государя. Этот процесс получил название «обояривания» князей, ставших подданными «государя всея Руси». Изменился характер княжеского землевладения, которое все больше сближалось с обычными боярскими вотчинами. Если раньше крупные феодалы служили своим князьям по добровольному соглашению и могли переходить от одного князя к другому, то теперь это древнее феодальное право «отъезда» было отменено и стало рассматриваться как государственная измена.

Ликвидировались бывшие удельные княжества, которые стали именоваться уездами. Они управлялись наместниками, назначенными из Москвы. Эти наместники назывались «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами они получали корм - часть налога с населения в пользу великого князя. Такую систему управления принято называть системой кормлений.

Феодальная аристократия получила доступ к управлению государством в порядке местничества - права на занятие той или иной должности в зависимости от знатности или давности службы при дворе московского князя. Высшим государственным органом с совещательными функциями стала Боярская дума, состоявшая из бояр и окольничих - двух высших чинов в государстве, назначавшихся из аристократических родов, а также думных дворян и позднее думных дьяков. Общегосударственными исполнительными органами власти были Дворец, управлявший землями великого князя, и Казна, распоря­жавшаяся финансами, государственным архивом и печатью.

В 1497 г. был принят новый, общерусский свод законов единого государства- Судебник Ивана III. Его 68 статей были направлены на усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 Судебника ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому единым сроком в году - Юрьевым днем осенним - 26 ноября по старому стилю (а также неделей до и неделей после него), когда урожай собран и все повинности уплачены. Крестьянин должен был уплатить прежнему владельцу компенсацию за утерю рабочих рук - так называемое пожилое. Это стало первым шагом на пути к установлению крепостного права.

Одновременно с укреплением великокняжеской власти и зарождением централизованного аппарата управления происходит идейно-политическое возвышение этой власти. После падения Византии не осталось ни одного независимого православного государства, кроме Московского. Брак Ивана III с Софьей Палеолог, племянницей последнего византийского императора, имел важные последствия для возвышения самодержавной власти в Москве: великий князь Московский становился как бы преемником византийского императора, единственным оставшимся в мире православным и независимым государем.

При дворе Ивана III складывается пышный и торжественный церемониал по образцу византийского. Сам он поднимается на недосягаемую высоту над своими подданными и принимает титул «Божьей милостью Государя всея Руси», «самодержца» (от византийского императорского титула autocrator, первоначально означавшего самостоя­тельного, не подчиненного внешней власти государя). В начале XVI в. московские книжники в «Сказании о князьях Владимирских» рассказывают, что хранящаяся ныне в Оружейной палате Московского Кремля шапка Мономаха - великокняжеская корона - была прислана для венчания на киевский престол императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру Мономаху, от которого ведут свой род московские государи. Вместе с другими символами власти - скипетром и державой - шапка Мономаха стала неотъемлемым атрибутом коронации русских государей. Гербом государства стал двуглавый орел, заимствованный из Византии, который символизировал объединение Запада и Востока под эгидой имперской власти.

При Василии III великокняжеская власть еще более усилилась. Он начал борьбу за отмену уделов. Так как сам Василий долгое время не имел наследника, своим братьям он, повидимому, запрещал жениться из опасения перехода престола к другим линиям великокняжеского рода. На рубеже XV-XVI вв. возникает теория о том, что Москва как наследница Константинополя, «второго Рима», является «третьим Римом», столицей всего православного мира. Особенно яркое выражение эта теория нашла в посланиях инока одного из псковских монастырей Филофея. Объективно она способствовала еще большему возвеличиванию власти московских государей.

После падения ордынского ига Московское государство заново строило свои взаимоотношения с внешним миром, начиная со сбора сведений о зарубежных странах и составления родословных «верст» всех правящих династий вплоть до выработки нового дипломатического этикета. В этом вопросе московская власть сознательно отказалась от механического копирования византийских и западноевропейских образцов.

Прием послов был обставлен с чрезвычайной пышностью, множество ухищрений оберегало честь государя от «порухи» (унижения), прибывших вынуждали спешиться (сойти с коней) и обнажить голову как можно раньше при приближении к вновь сооруженной Грановитой палате (1487-1491) Московского Кремля, где проходили эти приемы. Не беда, что часто одежда придворных могла быть позаимство­вана из кремлевской кладовой, зато государь встречал послов сидя на троне, протягивал для поцелуя руку, предварительно омытую в позолоченном сосуде, а за спиной его неподвижно замирали четыре «рынды» (телохранителя) в белой одежде, с геребряными бердышами на плечах, происходившие из знатнейших фамилий. Русские же послы в свою очередь стали отказываться подчиняться традиционному на Востоке этикету. Так, посол в Турции А. А. Плещеев приветствовал султана не стоя на коленях, а ограничился глубоким поклоном, а Г. Васильчиков не стал целовать ногу персидского шаха.

Связи Московского государства с Европой, прерванные монгольским игом, стали восстанавливаться. На Русь приезжали не только европейцы, но и выходцы из завоеванной турками Византии, а Москва становилась центром оживленного культурного диалога между Востоком и Западом. Концепция «Москва - третий Рим» требовала внешнего выражения, в частности в убранстве Москвы как стольного града мирового православия. Новый Московский Кремль (архитектор Пьетро Антонио Солари) поражал воображение иностранцев: его архитектура не имела аналогов в мировой культуре - это был не готический, не византийский и не мусульманский стиль.

18 величественных башен (позже их стало 20) увенчали грандиозные крепостные стены из красного кирпича, способные устоять перед самым сильным натиском противника. Действительно, Кремль никогда не был взят штурмом. Сейчас со стороны Красной площади центральной является Спасская башня с курантами (от фр. courant - бегущий, текущий), парадный въезд в Кремль для правительственных и дипломатических лиц. Вход в Кремль для широкой публики открыт со стороны нынешнего Александровского сада (Манежная площадь), через Кутафью башню и Троицкие ворота. Каждая из 20 башен имеет свое название, историю и оригинальную архитектуру. В 1937 г. они были увенчаны рубиновыми пятиконечными звездами.

Самыми искусными архитекторами эпохи Возрождения считались итальянские мастера, и они были приглашены для постройки ансамбля нового Московского Кремля. В центре композиции находится Со­борная площадь, старейшая в современной Москве, на которую выходят главные соборы. С XIV в. она была свидетелем важнейших событий в истории России и торжественных церемоний. Пятиглавый Успенский собор был неизменным местом коронации на протяжении всей эпохи самодержавия, начиная с Ивана Грозного вплоть до Николая II. Даже тогда, когда официальная столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва оставалась второй, неофициальной столицей. Здесь происходило таинство венчания на царство, сакральное и уникальное действо, участниками и зрителями которого одновременно становились все присутствовавшие: ведь каждый раз единственный избранник, «помазанник божий», открывал новую страницу в жизни государства.

По замыслу Ивана III Успенский собор в Кремле был сооружен в 1475-1479 гг. по образцу Успенского собора во Владимире, традиционно посвящен покровительнице и заступнице Богородице, но превзошел владимирский по масштабности исполнения. Псковские мастера под руководством итальянца Аристотеля Фиораванти из Болоньи создали белокаменный шедевр с совершенными пропорциями, соединивший в себе лучшие традиции русского монументального зодчества с передовой техникой исполнения.

Благовещенский собор, домовая церковь московских государей, стро­ился в 1481 -1489 гг. как трехкупольный, но при Иване Грозном был перестроен в девятиглавый и украшен дополнительным входом для самого царя, считавшегося грешником из-за нарушения брачных норм церковного права. Архангельский собор, усыпальница московских великих князей, строился под руководством венецианца Алевиза Нового, который привнес в древнерусскую архитектурную традицию элементы светского палаццо (дворца) и классической ордерной системы.

Процесс трансформации собственной древнерусской живописной традиции из византийской нашел выражение в произведениях худож­ников XIV-XVI вв. - Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Из дошедших до нас произведений следует назвать его фресковые росписи новгородской церкви Спаса на Ильине улице (XIV в.). При­соединение затем Новгорода к Москве способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению традиций и принципов живописи северо-восточных и северо-западных русских земель. Происходит слияние местных художественных школ в общерусскую.

Еще на рубеже XIV-XV вв. ее вершиной стало творчество Андрея Рублева. Совершенные образы его «Троицы» (подлинник хранится в Третьяковской галерее), фресок Успенского собора во Владимире, икон Троицкого собора в Сергиевом Посаде и Благовещенского собора в Кремле признаны одной из вершин мирового искусства. В конце XV - начале XVI в. древнерусская живописная традиция получает завершение в творчестве Дионисия, примером чего служат фресковые росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой.

В период складывания единого Русского государства с центром в Москве возросла роль летописания. Первые летописные записи стали вестись в Москве с 1325 г., а в 1408 г. был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись (рукопись погибла при пожаре в Москве в 1812 г.). В правление Ивана III летописание все больше подчинялось интересам укреплявшегося самодержавия. Московский летописный свод, создание которого относят к 1479 г., подчеркивал роль Москвы в объединении всех русских земель.

Таким образом, к первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой вся полнота политической власти принадлежала великому князю. Только великий князь имел право назначать на высшие государственные должности, определял направления внутренней и внешней политики, от его имени издавались все законы и распоряжения, раздавались льготы. Помимо законодательной и исполнительной власти великий князь представлял высшую судебную инстанцию. В этом выражалась неразделенность верховной власти. Ограничительная иммунитетная политика (т.е. ограничение судебной и податной самостоятельности феодалов) сокращала пределы феодального сепаратизма. В то же время государственный строй представлял собой сословную монархию, когда к участию в управлении были привлечены бывшие удельные князья и Боярская дума как орган феодальной аристократии. Возможности центральной власти были ограничены также отсутствием органов управления на местах, т.е. отсутствием общегосударственного аппарата управления.

Русская православная церковь была крупным феодальным институтом и влиятельной общественной силой. Ей принадлежали огромные земельные владения. Высшие церковные иерархи играли большую роль в решении политических вопросов. Принеся из Византии идею богоустановленной царской власти, высшее духовенство всемерно содействовало усилению самодержавия. Став независимыми после падения Константинополя, русские митрополиты фактически попали в зависимость от великого князя, так как избирались собором епископов по желанию великого князя. Но экономическое могущество церкви усиливало ее претензии на независимое от светской власти положение.

Поскольку основным средством производства оставалась земля, то вопрос о землевладении был определяющим в государстве. Парадокс заключался в том, что территория государства увеличилась, а вопрос о земле оставался острейшим. Одним из путей его решения могла стать конфискация церковных земель и передача их в руки государства.

В последние десятилетия XV в. церковный мир был нарушен появлением в Новгороде ереси «жидовствующих». Одно время ересь захватила даже часть высшего духовенства. Еретики отрицали христианский догмат о троичности божества, церковную иерархию, власть священников, иконы и обряды, что внешне совпадало с требованиями Реформации, начавшейся в Европе. Наряду с этим они выступали против церковного землевладения, что на какое-то время склонило на их сторону самого Ивана III, нуждавшегося в раздаче земельных пожалований сторонникам московской власти за счет ограничения иммунитетных привилегий церкви.

Внутри самой церкви также не было единства. Воинствующие цер­ковники во главе с влиятельным игуменом Волоколамского монастыря под Москвой Иосифом Волоцким осудили еретиков. Сторонники Иосифа - иосифляне, или стяжатели, отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Их противники во главе с монахом-подвижником Нилом Сорским (по имени основанного им скита на р. Соре в Вологодской земле) также осудили еретиков. Нестяжатели, или сореане, возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. И те и другие претендовали на независимое от светской власти положе­ние в государстве. Выдвинутый иосифлянами.тезис о «сакральном (божественном) происхождении» власти государя, провозглашавший самодержца царем земным, склонил Ивана III на их сторону. Иосиф Волоцкий в своих поучениях писал: «Ибо царь естеством подобен всем людям, властью же подобен Богу Вышнему». Таким образом, власть пошла на союз с церковью в лице иосифлянской верхушки, но это был временный союз, так как сильнейшее противоречие из-за земли между ними оставалось. Церковное и монастырское землевладение сохранилось. Ересь была подавлена, а еретики казнены.

Образование единого Русского государства стало крупным собы­тием мировой истории. На месте раздробленных земель и княжеств возникло самое большое в Европе государство. На его территории происходило формирование великорусской народности. Складывание единого Русского государства имело свои особенности: оно происходило на феодальной основе при отсутствии экономического единства. Торговля базировалась на естественно-географическом разделении труда и излишках натурального хозяйства. Русским городам не удалось добиться политической независимости от центральной власти, как это было в Западной Европе, где «воздух города делал человека свободным». Они оставались типичными феодальными центрами.

Приезжавших на Русь иностранцев поражал внешний вид русских городов с множеством садов, огородов, выгонов, с низкими ценами на сельскохозяйственную продукцию. Москва по территории превосходила крупнейший город той эпохи - Лондон, но это не свидетельствовало о ее высоком экономическом развитии. Скорее, это говорило о низкой стоимости земли и стремлении русской знати иметь в своем владении, кроме своей вотчины, усадьбу в столице поближе к царскому двору. Вся Москва с пригородами принадлежала великим князьям, а потом царям, которые раздавали земли как в самой Москве, так и вокруг нее, в виде наград своим ближним боярам за их заслуги. Иван III одарил московскими землями более 1000 человек из своих приближенных, а 28 избранным боярам пожаловал более 300 тыс. десятин земли в московских окрестностях.

Развитие крупного производства было под силу только казне, которая взяла на себя удовлетворение нужд военного ведомства в условиях постоянной борьбы с внешней опасностью. Таким образом, из сферы свободной конкуренции были изъяты и подчинены казне и государственной монополии важнейшие отрасли ремесла, которые могли «капитализировать» производство: металлургия, оружейное и текстильное дело, солеварение. Купечество, слабо связанное с товарным производством, стремилось вкладывать накопленные деньги не в развитие ремесла и мануфактуры, а в покупку земель, т.е. в социальном плане стремилось к переходу в разряд землевладельцев. Оно ориентировалось в основном на внешнюю, а не внутреннюю торговлю, доходы купцов нередко шли на создание запасов сокровищ или ростовщичество. Таким образом, купеческий капитал не революционизировал производство, а консервировал феодальные отношения.

К середине XVI в. численность населения России составляла примерно 9-10 млн человек. Сравнительно густо были заселены Центр и Новгородско-Псковская земля. Плотность населения составляла здесь 5 человек на кв. км, тогда как в Западной Европе она достигла 10-30 человек на кв. км. Средняя плотность населения в России была примерно 2 человека на кв. км, тогда как для нормального функционирова­ния трехпольной системы земледелия требовалось 15-35 человек на кв. км. Таким образом, концентрация населения в России была недостаточной для интенсивного ведения хозяйства, оно имело экстенсивный характер. Феодальные отношения продолжали развиваться.

Внутреннее единство российского государства не было прочным в силу неразвитости экономических связей и господства натурального хозяйства. Сохранение остатков автономии бывших уделов проявлялось в вопросах землевладения, суда, управления и денежного обращения, что подрывало устойчивость центральной власти.

Первой женой Василия III была Соломония Сабурова, происходившая из старинного боярского рода, преданного власти московских князей, но их двадцатилетний брак остался бездетным. В ожидании наследника великий князь запретил своим братьям жениться, чтобы племянники не составили конкуренцию его будущему сыну. В конце концов Василий решился на развод, и Соломония была пострижена в монахини. Второй женой великого князя стала Елена Глинская. Долгожданное рождение в семье наследника престола Ивана Васильевича стало торжеством сторонников единовластия и было ознаменовано строительством знаменитого храма Вознесения в селе Коломенском.


Период феодальной раздробленности и нашествия врагов длился до XIV века. В конце XIV века из множества земель и княжеств формируется мощное единое государство с центром в Москве.

Главными факторами объединения русских земель были: развитие экономики, оживление городов, усиление экономических связей между отдельными областями, боярство было заинтересовано в крепкой централизованной власти, которая бы помогла им справиться с крестьянством, и само крестьянство нуждалось в сильной власти для защиты от феодалов, князья стремились усилить свою власть, православная церковь стремилась к централизованной власти с целью своего усиления.

Необходимо четко представлять этапы образования единого Русского государства. Основателем династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1276–1294 гг.) При Иване Калите (1328–1340 гг.) Московское княжество расширяется, Москва становится не только политическим центром русских земель, но и религиозным, сюда переезжает митрополит-глава русской церкви. Нужно напомнить, что русская церковь стала независимой от Константинополя уже во времена Ярослава Мудрого (1019–1054 гг.).

Окончательно Москва преобразуется в крупнейший город Руси при московском князе Дмитрии Донском (1362–1389 гг.).

Важную роль в процессе создания единого Русского государства сыграл Иван III Васильевич (1462–1505 гг.). В ходе его объединительной политики территория государства выросла в 5–6 раз. При нем окончательно пало золотоордынское иго (1480 г.). Необходимо обратить внимание на то, что падение ордынского ига было подготовлено длительным процессом усиления Московского княжества и ослабления Орды. С этого времени Иван III стал именовать себя «Государем всея Руси».

Второй женой Ивана III в 1472 г. стала византийская царевна Зоя (Софья) Палеолог. Этот брак способствовал повышению международного престижа великого московского князя и его потомков.

К этому времени (1453 г.) Византия как центр православия перестала уже существовать. Московское государство было единственным из православных – независимым. Иван III, называя себя изредка царем, показал, что права павшего византийского дома переходят в Москву как в новый Царьград. Первоначально этим званием – царь – величали себя византийские правители. Иван Ш не принял королевского титула, т. к. после 1480 г. считал себя не слабее любого европейского правителя. Королевский титул поставил бы его ниже императора и папы. Официально титул царя узаконил в 1547 г. Иван Грозный и именно с него начинается династия московских царей. Поскольку институт отречения от престола в России сформирован не был, российские цари занимали престол до конца жизни.

С конца XV века на московских великокняжеских печатях наряду с конником, поражающим змия, появился византийский двуглавый орел – герб византийских правителей. Символами высшей царской власти стали шапка Мономаха, бармы, держава, скипетр. Шапка Мономаха и бармы по преданиям были якобы получены Владимиром Мономахом в качестве дара от византийского правителя Константина Мономаха. Шапкой Мономаха венчали на царство всех великих московских князей. Впервые шапкой Мономаха венчался на царский престол Иван Грозный. Эта традиция сохранялась до 1721 г., когда значение коронационного венца перешло к императорской короне.

С 1492 г. в Московском государстве новый год стал исчисляться с 1 сентября как в Византии, до этого новый год начинался с 1 марта.

Изменились обычаи московского двора. Под влиянием Зои Палеолог формируется сложный придворный церемониал, подчеркнувший высокий, по сравнению с боярами, статус великого князя.

В начале XVI в. возникает политическая теория о «Москве – третьем Риме». Эта теория обосновывала историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. К этому времени Россия была единственным независимым православным государством, а русская церковь была самой многочисленной и влиятельной среди православных церквей.

Процесс объединения русских земель в единое государство был схож с таким же процессом в Европе. Но в отличие от Европы, где феодальные отношения постепенно изживались, в России они принимали все большую жестокость. Менялся постепенно характер власти. Она становилась неограниченной, т.е. самодержавной, деспотической. В лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос, будут показаны тенденции, породившие этот процесс.

Монгольское завоевание оказалось сильнейшим потрясением. Одним из последствий стала огромная концентрация власти в руках главы государства. Если в Киевской Руси князья, даже самые могущественные, очень сильно зависели от дружины, то уже в XIV веке положение московских государей совсем особое. Власть правителя становится непререкаемой, а, начиная с правления Ивана III, идет страшный процесс охолопливания не кого-нибудь, а самого господствующего класса, включая высшую аристократию.

Господствующий класс полностью лишается политических прав (при Иване IV).

Сам термин «государство» был впервые употреблен в Московском летописном своде в конце 90-х годов XV века. Государство – это территория и политический организм, подчиненные государю. На Руси в то время понятие «государь» имело два значения. Оно обозначало владельца холопов (т.е. людей, юридически совершенно бесправных) и главу государства. В будущем этот политический организм, во главе которого стоит государь, станет сообществом совершенно бесправных личностей, «государевых холопей».

Сформировалась новая система государственного управления. Главой Русского государства был великий князь, позже царь. Власть Рюриковичей наследовалась двумя способами: по горизонтали – старшему в роду, и по вертикали – от отца к сыну. В XV веке окончательно утвердился второй способ наследования. Ниже стояли удельные князья-братья и племянники великого князя. Ниже удельных стояли служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу к московскому великому князю. Позже служилые князья стали обычными вотчинниками с княжескими титулами. На протяжении XV в. многие князья вошли в Боярскую думу – совещательный орган при князе, царе. В узком смысле слово «боярин» означает члена Боярской думы и их в конце XV в. насчитывалось чуть более десяти. В широком смысле под термином «боярство» подразумевается совокупность старинных московских служилых родов, не имевших княжеских титулов. Подробно этот вопрос будет рассмотрен на семинарском занятии.

В систему общегосударственного управления до середины XVI в. входили, помимо Боярской думы, Государев Дворец и Государева Казна. В середине XVI в. появляются Приказы. В 1497 г. появляется первый свод законов единого государства «Судебник».

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, волости. Уездом управлял наместник, волостью – волостель. Они не получали жалованья за свою управленческую и судебную деятельность, которая была лишь дополнением к главному – к праву получать кормление, т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебных пошлин. Кормление давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но эта система имела недостатки и позже была заменена.

В XV веке население страны составляло 3 млн. человек, формируются сословия – группы населения, имевшие определенные права и обязанности, которые закреплялись в законах (сословный строй в России сохранялся до 1917 г.). В XVI веке опорой московского правителя становится дворянство – привилегированное, влиятельное сословие. Иван III был первосоздателем русского дворянства, он опирался на московское конное войско – помещиков, получивших земли, отторгнутые у былых удельных князей. Большая, подавляющая часть «огосударствленных» сельскохозяйственных угодий была поделена, роздана в эксплуатацию «служилым людям великого князя московского». В лекции подробно будет рассказано об этапах становления этой группы населения.

В XIV веке появляется термин «крестьяне». Этот термин применялся к земледельцам и видимо ко всему «простому люду», городскому и сельскому. И только в XVII веке крестьянами стали называть именно крестьян в современном смысле этого слова. В XV веке часть крестьян стали называть «старожильцы». Эти крестьяне обрабатывали один и тот же участок в течение многих лет и были привязаны к сложившемуся крепкому хозяйству и не могли уйти от этого хозяйства. Для феодала эта группа крестьян была наиболее экономически важна. Земледельцы, жившие в частных феодальных владениях, освобождались от части государственных повинностей, как тогда говорили, были «обелены».

Часть крестьян жила на государственных землях и назывались «черными», позднее «черносошными».

С конца XV в. Русское государство стало называться Россией.

В заключение следует обратить внимание на то, что процесс объединения русских земель был сложным, были созданы благоприятные условия для социально-экономического развития страны, но нужно выделить и негативные моменты этого процесса, которые позже привели к укреплению деспотизма. Об этом подробно будет рассказано на лекции.

Становление российского самодержавия

Со становлением централизованного государства оформляется (практически и идеологически) система верховной власти – самодержавие. Самодержавие – это монархическая форма правления в России, когда носителю верховной власти – царю, императору – принадлежало верховное право в законодательстве (утверждение законопроектов), в управлении (назначение и увольнение высших чиновников), верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование армией и флотом, заведование финансами и др., в высшем суде (утверждение приговоров, помилование). В истории самодержавия прослеживается два этапа: в XVI–XVII вв. монарх осуществлял свои права вместе с Боярской Думой и боярской аристократией; в XVIII – начале XX вв. утвердилась абсолютная монархия. Манифестом 17 октября 1905 г. царская власть ограничивалась – вводилась Государственная Дума. В таком виде самодержавие просуществовало до 2 марта 1917 г., до отречения последнего императора Николая II.



"Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом миллионов людей, поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа”. Образование и развитие Российского централизованного государства - главная тема моей, сегодняшней работы. Здесь, нам предстоит разобраться в этом сложном, долгом и трудоёмком процессе, познакомиться с деятельностью многих выдающихся людей и попытаться не упустить из вида те важные факты, которые послужили стимулом для объединения русских земель. Большой путь прошёл русский народ, прежде чем образовалось единое Российское государство. Начало этого пути, времена политической раздробленности Киевской державы. В результате появились новые самостоятельные княжества, которые бурно росли и развивались. Политическая раздробленность вовсе не означала разрыва связей между русскими землями; не вела к их полной раздробленности. Об этом свидетельствует единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы "Русской Правды”, осознание людьми общей исторической судьбы. Следующим шагом, стала борьба Русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами. Свержение золотоордынского ига стала в XIII - XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и её дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос, вокруг какого центра объединятся русские земли. Этим центром стала Москва, здесь в дальнейшем и завершился процесс централизации государства. Всё это только кратко описывает, с чем пришлось столкнуться нашей стране, прежде чем стать единым, независимым государством. Только после того как московское боярство и церковь окончательно встали на сторону Василия II феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжества Василия II владения Московского княжества увеличились в30 раз по сравнению с началом XVI в. В состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород и ряд земель на окраинах Руси. О силе Великокняжеской власти говорит отказ Василия II принять союз между католической и православной церквами под главенством папы. Выбор главы русской церкви определяется уже в Москве. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратим. Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с проживающими здесь нерусскими народами севера и севера - востока расширило многонациональный состав Российского государства. Князья в присоединённых землях становились боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами. управлялись наместниками из Москвы. Иван III после присоединения Твери получил почётный титул "Божьей милостью государя, Всея Руси, великого князя Владимирского и Московского, Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Пермского и Болгарского и иных земель". При нём в отношении нашего государства стали использовать термин "Россия", двуглавый орёл стал гербом нашей страны. Дело отца продолжил Василий III. Сын Ивана III и Софьи Палеолог - племянницы последнего византийского императора. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вёл себя как самодержец. В 1521 году в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Таким образом, завершился процесс объединения севера - восточной и севера - западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV века стала называться Россией. Огромный груз, с плеч нашей страны, был снят освобождением от монгола - татарского нашествия и падением Золотой Орды. Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношением и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. Это, в свою очередь, позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. Особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронически совпадает со многими западноевропейскими странами. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили социально-экономическое развитие русских земель. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодальной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало формироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России ещё долго будут господствовать крепостное право, сословность, неравноправие граждан перед законами. Слово "государево" в русском языке происходит от древнерусского "государь" (так называли князя-правителя в древней Руси). Государство - особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчинённые классы". "Государство есть воплощение права в обществе". Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова и т.д. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Что касается признаков государства, то обобщая вышеизложенное, можно сказать, что государство характеризуется следующими признаками:

На основании вышеуказанных признаков можно дать определение государства. "Государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право специальный аппарат принуждения”.

В заключение хотелось бы отметить, что кроме названных признаков выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика конечно же помогают полнее и тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения, помогают выстроить развернутый образ государства в целом. Поэтому согласно данному определению и выше сказанным признакам и понятиям мы можем с уверенностью сказать, что к XIII - XVI вв. сложилось единое Российское государство.

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана 3-го (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г. проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира 4-го.

В 1471 г. Иван 3-й повел войско на Новгород и в битве на р. Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван 3-й окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван 3-й во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван 3-й создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15-го в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван 3-й стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды — крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золото-ордынский хан Ахмат. В 1480 г. заключив союз с литовским великим князем и польским королем Казимиром 4-м, он повел свои войска на Москву.

Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на р. Угре.

Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига. тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван 3-й стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15-го в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван 3-й отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана 3-го — Василий 3-й. В 1503 г. уничтожив Псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий 3-й взял Чернигов и Рязанское княжество.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана 3-го характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территории.

В 1497 г. был издан Судебник великого князя Ивана 3-го — свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана 3-го и Василия 3-го (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель и продолжилось укрепление российской государственности.