Не могу управлять собой. Как научиться управлять собой и своими эмоциями? Приобретайте добрые привычки, противоположные злым

1. Чувствуете, что начальник собирается устроить разнос. Оцените ситуацию. Если босс уже принял решение сделать именно вас козлом отпущения, то лучше быстренько согласиться с претензиями и попытаться перевести разговор на то, как можно всё исправить. Если вы будете активно сопротивляться, то начальник войдёт в раж в стремлении поставить вас на место. Не дайте ему такой возможности. Надо сразу же обозначить проблему и втягивать руководителя в обсуждение проблемы (а не вашей глупости): произошло то-то и то-то, стоит сделать вот так. «А вы как считаете?» Это позволяет перевести диалог из эмоциональной области в сферу логики и таким образом потушить «пожар». А кроме того, когда вы объединяетесь в решении проблемы, становитесь по одну сторону баррикад и разделяете ответственность.

2. Вас задержали на работе, и дома назревает скандал. Не пытайтесь компенсировать запоздалое возвращение подарком — это вызовет ещё большие подозрения. Используйте предыдущий способ — объединиться в решении проблемы. Обсудите вопрос примерно так: «Я могу и не работать, ты готов меня поддержать? Меня заставили работать. Если хочешь, я пойду на конфликт, но тогда мы не получим премию. А ведь я стараюсь ради денег для всей семьи».

3. Вам нужно расположить к себе партнёра на переговорах или работо-дателя на собеседовании. Если времени мало, используйте общепринятые «якоря» (в психологии так называются «кнопочки», нажимая на которые вы получаете ожидаемые реакции): дружелюбные улыбки, обмен свежими положительными новостями, чашка чая или кофе, если позволяет ситуация. Если времени достаточно, можно попытаться вывести человека на разговор, позволяющий выяснить его взгляд на жизнь (например, предложив вспомнить интересные истории из своей или чужой жизни). А потом поддержите ценности вашего собеседника, сказав, что вы думаете или поступили бы так же, как он, и т. д.

4. Хочется вывести человека на откровенный разговор. Достичь откровенности можно, выведя беседу из состояния «начальник — подчинённый», чтобы поддерживать её на равных. Или перевести на другой логический уровень: «Давайте обсудим эту жизненную ситуацию», «Поговорим как женщина с жен-щиной», «Давайте поговорим по душам». Можно рассказать свой якобы «страшный» секрет (разумеется, придуманный) и завершить такими словами: «Я поведала вам свою тайну, с вашей стороны хотела бы тоже получить откровенный ответ». Эту же технику можно использовать в разговоре с мужем.

5. Установить доверие поможет и язык жестов. Существует классическая техника отзеркаливания жестов. Допустим, ваш собеседник сидит в достаточно закрытой позе — руки и ноги перекрещены. Сначала нужно постепенно подстроиться к позе собеседника, ритму его дыхания. Не сразу обезьянничать, а сделать это незаметно, в несколько этапов. Если с первого раза не получится, есть ещё 2-3 попытки. А потом начинайте также постепенно принимать более открытую позу. Если подсознательная «стыковка» произошла, то вслед за вами собеседник тоже начнёт раскрываться. Вот теперь можно начинать говорить о деле.

6. Хотите узнать, говорят вам правду или обманывают. Обычно человека выдают глаза. Есть такая закономерность: если человек что-то вспоминает — звуки, образы, — то его глаза непроизвольно движутся влево либо вверх влево (по отношению к собеседнику будет вправо). Если сочиняет или выдумывает — вправо. Движения глаз влево вниз означают, что человек ведёт внутренний диалог, вправо вниз — сосредоточен на ощущениях (например, испытывает ненависть, злость или осознал свою вину и стыдится). Соответственно если ваш собеседник говорит правду, то его глаза двигаются влево и вверх. Если лжёт и выдумывает на ходу — вправо и вверх. Сказанное справедливо для правшей. С левшами всё наоборот.

7. Если хотите продемонстрировать уверенность в себе , не стоит употреблять в речи фразы типа: «Я думаю», «Мне кажется» и т. д. Есть такое «правило кавычек» — ссылка на авторитет или группу людей. Когда вы хотите убедить кого-то в своей правоте, никогда не нужно ссылаться на себя. Это грубая ошибка. В такой ситуации сразу же возникают встречные вопросы: «А кто вы такой?» Ссылаться надо на авторитеты. Скажем: «Знаменитые художники, авторитетные учёные имели такое мнение». Или: «Общепринятый взгляд на проблему таков... А вы разве не согласны с мнением великих учёных? А кто вы такой?»

8. Когда жизнь вам отравляют навязчивые мысли или тревоги , нужно переключиться на что-то другое, «перебить» внутренний диалог другим сильным сигналом. Например, пойти в душ, спортзал, затеять дома генеральную уборку, включить фильм с захватывающим сюжетом.

9. Как сдержать слёзы, если хочется расплакаться? Если вас обидели или унизили перед всеми, а вы не хотите показать, что вас это сильно задело, нужно попробовать превратить энергию обиды в гнев. Цель обидчика — обидеть. Значит, не надо ему это показывать. Попробуйте рассердиться либо постарайтесь рассмеяться на что-то внутри себя — например, можно поискать что-то смешное во внешности начальника или обидчика или вспомнить, как он сам когда-то сел в лужу.

10. Как правильно просить об одолжении, чтобы не отказали? Для этого нужно постараться как можно меньше придавать значимости своей просьбе. Просить как бы между прочим: «Я сегодня другую сумку взяла и забыла переложить кошелёк (или карточку). Не одолжишь небольшую сумму на обед?» Если будете слишком сильно концентрировать внимание на своей просьбе, подчёркивая, как для вас это важно («Я так голодна, а у меня кончились деньги, не одолжишь до зарплаты?»), то шансов меньше. Это общий психологический закон: чем больше значимости вы будете придавать своей просьбе, тем сильнее будет сомневаться тот, у кого вы просите.

11. Как не наделать глупостей в гневе? Надо резко переключиться и выпустить пар. Например, пробежаться по улице, разбить тарелку, кромко крикнуть и т. д. Можно сделать три глубоких вдоха и три выдоха, а потом медленно досчитать до 10. После этого вы посмотрите на ситуацию другими глазами.

12. Как узнать, кто из ваших друзей кому симпатизирует. Есть простой секрет: когда группу людей охватывает смех, то, как правило, каждый бросает взгляд на того, кто ему более симпатичен. Этот феномен легкообъясним. Когда люди встречаются впервые, то сначала оценивают внешность, а потом — внутренний мир друг друга. Если информация кому-то кажется смешной, то ему интересно посмотреть, а разделяет ли его веселье другой, симпатичный человек, совпадают ли их ценности.

13. Как не волноваться, если предстоит важное событие или встреча? Универсальный приём — переволноваться заранее. Представьте себе самую страшную возможную картину событий, чтобы испугаться по максимуму. И когда пугающее вас событие наступит, то эмоции к тому времени по большей части будут растрачены, перегорят. А значит, будет легче справиться с волнением.

14. Как заставить себя что-то делать, если не хочется? Опять же, покошмарить себя заранее, представить, каковы будут последствия, если вы не выполните свой «долг». Иногда бывает лучше побыстрее «отмучиться», чем затягивать и усложнять ситуацию.

15. Как не накричать на ребёнка? Если чувствуете, что вот-вот закричите, попробуйте резко оборвать свой порыв и начать обсуждать ситуацию: «Твоё поведение меня сейчас очень расстроило. Разве ты хочешь, чтобы на тебя кричали и отшлёпали?» Включается «рассуждалка», и активизируется левое полушарие головного мозга (за эмоции ответственно правое). А через некоторое время проанализируйте ситуацию, чтобы понять, что именно предшествовало такой вашей реакции, оказалось спусковым крючком. Осознание этого и анализ помогут вам вовремя предотвращать срывы.

Л юди, способные справиться с переменами своего эмоционального состояния, обычно являются более счастливыми. Они спокойно относятся к происходящему и стараются улучшить свою собственную жизнь. Не нужно думать, что эмоции не поддаются контролю, так как эти способности зависят лишь от наличия определенных навыков и привычек. Необходимо лишь иметь желание развивать свои возможности, чтобы научиться справляться с собой.

Старайтесь не делать преждевременных выводов в любой ситуации. Перед принятием решений всегда стоит провести анализ происходящего. Попытка быстро среагировать на проблему вполне может оказаться необдуманной и ошибочной. Чтобы научиться справляться с собой, выработайте привычку делать глубокий вдох и считать до десяти. Это поможет вам сосредоточиться на своих мыслях, а не на окружающей обстановке.

После небольшой паузы желание выразить свою реакцию на происходящее может остаться. В этой ситуации вам придется выплеснуть свои эмоции, чтобы они не давили на вас. Кроме того, гнев после глубокого вдоха может быстро исчезнуть, и тогда уже не стоит предпринимать особых мер. Чувство гнева является достаточно разрушительным, но оно не имеет таких серьезных оснований, как ненависть. Гнев проявляется моментально и может так же быстро уйти, если вы попробуете привести мысли в порядок. Управление спонтанно возникающими эмоциями требует развития умения контролировать себя.

Очень важно обращать внимание на моменты, когда вы начинаете паниковать. Паника охватывает человека во многих ситуациях, не представляющих для него опасности. Человек может разобраться со своими проблемами гораздо быстрее, если просто перестанет паниковать и начнет заниматься решением имеющихся задач в порядке их приоритета.

Справиться с паникой поможет запоминание определенной информации, позволяющей решить вашу проблему. Если вы паникуете каждый раз, когда опаздываете на поезд или самолет, запомните список основных вещей, без которых нельзя обойтись во время поездки. Панику можно побороть, когда хотя бы часть действий будет доведена до автоматизма.

Реакция на происходящее должна быть адекватной окружающей вас обстановке. Во время деловой встречи не нужно проявлять свою эмоциональность, так как от вас ожидают совсем не этого. Оказавшись на каком-либо празднике, правильнее будет отдыхать и общаться с людьми, а не замыкаться в своих мыслях.

Не давайте своему настроению резко меняться, так как этим вы лишь отталкиваете от себя других людей. Быстрая смена хорошего настроения на истерику или агрессию может навредить и вам лично. Обычно взрослые люди контролируют свое поведение, так как уже имеют достаточный жизненный опыт и несут ответственность за свои поступки.

Помните, что подавленное или агрессивное состояние не изменит вашу жизнь в лучшую сторону. Как правило, добиться успеха могут люди, которые умеют преодолевать мелкие неприятности и способны контролировать себя.

Прежде всего надо постараться исключить из своей жизни все то,что постоянно порождает отри-
цательные переживания. Этому способствует четкий режим дня,правильная организация жизни и бы-
та.Помогает также добросовестное отношение к делу,дружеские связи,широкий круг общения со све-
ртсниками.

Преодолеть себя можно еще при одном условии.Оно заключается в воспитании самокритичнос-
ти,особенно к своим недостаткам.Причем самокритичность не на словах,а на деле.
Полезно расширить круг интересов и углублять их,ведь интересы выступают как сильные мотивы
деятельности.

Очень интересным и необычным способом развития воли является тренировка в решении голо-
воломок.Помимо воспитания воли это занятие позволяет развивать внимание,мышление и фантазию.
Первое впечатление о характере человека обычно складывается по манере общения с окружаю-
щими. Учитывая это,приведем некоторые рекомендации,как лучше организовать свое общение.

1.Важно научиться слушать другого человека,не перебивая его во время разговора.
2.Важно понимать другого человека.Индусские философы придумали такое правило спора:
каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и,только получив
от него подтверждение,что его мысль правильно понята,может ее опровергать.Этим правилом очень
полезно пользоваться хотя бы в тех случаях,когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те
же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей.Культурный и развитый человек всегда найдет в дру-
гом хорошие качества.Важно быть щедрым на похвалу,высоко оценивать истинные достоинства лю-
дей.
4.Нужно быть внимательным к людям.Говорят:лучше лишить человека пищи,чем внимания.
5.Общение-это воспитание полезных привычек,тренировка поступков,достойного поведения.
Поэтому в общении все важно:как вы одеты,как сидите,как ходите,танцуете,разговариваете с соседя-
ми.Все это и многое другое формирует твой характер.

Маленький и простой пример на формирование волевых привычек:
1.”Прогулка”.Выйдя из дому,вернуться ровно через час (ошибка должна состалять не более 2
мин.)Во время прогулки можно пообщаться с друзьями,а Ваша беседа должна уложиться в это время
2.”Будильник”.После звонка будильника сосчитать до 30 и встать.Каждый день убавлять счет на
5 и через неделю встать на счет 3. Упражнение считается освоенным,если 3 недели подряд ты вста-
ешь без срывов на счет 3.
3.”Зарядка”Начать зарядку с 10 мин,ежедневно увеличавая время к концу недели до 20мин.
Упражнение считается освоенным,если ты выполняешь его 3-4 недели подряд без срывов.
“Все победы начинаются с победы над самим собой” (Л.Леонов).

В дальнейшей беседе разберемся в кодексе тактичного человека.


Владимир ЛОТОВ, доктор физико-математических наук, г. Новосибирск

Цель сообщения - напомнить об одном очень важном положении, содержащемся в Учении Живой Этики. Об этом положении приходится вспоминать каждый раз, когда люди, изучающие Учение, начинают подвергать критике и осуждению действия других.

Итак, человек познакомился с Учением. Ему стало понятно, к чему следует стремиться, какие ценности являются действительными, а какие иллюзорными, какие качества нужно в себе воспитывать, и одновременно пришло понимание того, какие недостатки следует изживать. Конечно, отрицательные свойства наиболее выпукло вырисовываются у окружающих людей, заметить и согласиться с наличием недостатков в себе значительно труднее. И вот мы начинаем подвергать тщательному анализу действия других людей, и если они, по нашему мнению, не соответствуют положениям Учения, то мы устремляем на них огонь критики, разумеется, в соответствии с нашим пониманием Учения.

Возникает вопрос: а так ли глубоко мы сами усвоили основы Живой Этики? И с тем ли мы боремся?

В Гранях Агни Йоги читаем: «...Жизнь надо победить, мир надо победить не вовне себя, но внутри. Бороться с миром вовне, пытаясь всех и вся изменить и сделать по-своему, значит бороться с ветряными мельницами! Но, в себе победив эти волны и каждую встретив красиво и достойно в спокойствии полном, равновесие духа храня, и будет победой над миром. (...) Не на то Указую, что защищаться нельзя, защищаться от тьмы надо, а на то, что победа достигается путём преодоления в себе энергий окружающих сфер плотных. Но если внешне мир победить и добиться от него всего, что он может дать, заставив и обстоятельства, и людей себе подчиниться, но собою не овладев, нет в том от этой победы никакой пользы. Много их Знали, проведших свою жизнь во всей славе земной, но нищими ушедших в страну духа, ибо в духе победа над миром, но не во внешних делах» 1 .

«Было бы величайшей ошибкой, воздействуя на людей, стремиться подавить или поработить их волю. Но, себя побеждая, то есть поляризуя собственное сознание на должной волне, магнитно можно добиться и поляризации другого сознания в желаемом направлении. Если собеседник взволнован, собственное сознание поляризуется на волне спокойствия, если угнетён и безрадостен, - на волне радости, если вас подавляет, - на волне силы, и так без конца, вызывая в себе непоколебимое состояние духа, прямо противоположное тому, что следует преодолеть в другом человеке. Не его, не другого, не ближнего, а именно себя самого твёрдой и властной рукою поляризует и настраивает на должной волне знающий тайну победы. Не словами, не убеждениями погашаются сомнения в тех, кто за вами и вами идёт, но верой могучею, в собственном сердце горящей, в Близость Учителя Света. И так во всём. Если что-то вне нас неблагополучно, причину ищите внутри и, внутри её преодолевши, вовне победите неблагополучие это.
И заметьте, как отступают и растворяются в пространстве смутные тени, терзающие вас, когда внутреннее благополучие не нарушается. (...) Потому не нужно ни кричать, ни размахивать вовне руками, ни убеждать, ни волноваться, но, силы собрав и приведя их к повиновению, собственный свой микрокосм следует утвердить в состоянии должной готовности к действию в полном спокойствии и с сознанием сил духа. Жизнь даёт массу возможностей к тому, чтобы тернии её преодолевать, обуздывая и подчиняя воле своей собственный астрал. Астрал - главное препятствие и антагонист при поляризации собственного сознания. Надо научиться быстро и решительно настраивать всё своё существо на нужном ключе. Разыгрывая любую симфонию на арфе своего духа, заставляем и души другие звучать в унисон. Тот, кто, не управив собою, пытается управлять другими, обречён на провал. Ибо управление другими состоит не в управлении ими, но собою. Точка приложения силы рычага воздействия на людей переносится в свою собственную сущность. Точкой опоры рычага будет равновесие духа» 2 .

«Равновесие - щит мощный. Равновесие - сосредоточенная для действия сила. Равновесие - условие овладения огненной стихией. Равновесие - стрелою лук напряжённый. Его сохранить будет залогом победы. Что пользы весь мир победить, если не одержана победа над собой. Но если добыта она, всё внешнее с ней несравнимо» 3 .

Итак, нужно победить себя. Но сделать это непросто. «Если собою можно овладеть в чём-то, значит, можно во всём. Что же мешает? Что же противодействует? Что же постоянно и упорно борется внутри против решения духа? Всё тот же враг древний, астрал, привыкший к разнузданности, распущенности и не желающий никакого контроля. Дух хочет утвердить равновесие, спокойствие, собой овладенье, а враг древний не хочет. Его астральную волю надо сломить. Её надо подчинить воле духа, Воле Высшей. Воля и желание астрала выкристаллизованы в привычках и в привычной линии поведения. Старую колею придётся оставить. (...) Попытки астрала сломить решение воли, конечно, будут, но раб боится хозяина, а астрал - духа. Этой оболочке внутри надо положить предел, предел своеволию, предел непослушанию, предел бесконтрольному себя выявлению. И люди вокруг, и обстоятельства, и условия, и положительно все будут требовать и вызывать кривляния астрала, ужимки его, паяца активность, но если всею силою духа вынесено решение положить этому конец, справиться с ним всё же возможно. Стоит лишь только представить себе, к чему приведёт дальнейшее попустительство, разнузданность и своеволие этой неуёмной оболочки. На примере окружающих видите, как он владеет людьми, как заставляет их неистовствовать и бесноваться, как терзает их буйством своим. Большинство людей являются полными рабами астрала. Силы надо найти его обуздать, иначе он пресечёт путь дальнейший. А огни восхождения, огни духа превратит в огнь поядающий. Что бы то ни было, но собой владеть надо. Решение есть, надо выдержать до конца. Главное - не заражаться эмоциональным состоянием окружающих и тех, с кем приходится постоянно соприкасаться. Если их несдержанности и слабостям можно найти оправдание, то нет оправдания себе и снисхожденья и нет извинения ни одной маломалейшей вспышке астральной неуёмности. С малого можно начать, но начать решительно и бесповоротно. Стоит подумать о том, ради чего предаётся свой собственный дух, и о том, что это предательство своего Высшего "Я" во власть астрала недопустимо. (...) Жизнь, яро испытуя решения воли, много возможностей даёт с астралом бороться. Почему на смех отвечать смехом, на улыбку улыбкой, ведь за этим логически следует ответ на раздражение собеседника раздражением, на злобу - злобой, на страх - страхом и т.д. Зачем же быть жалкой марионеткой в посторонних и часто недобрых руках. Ведь это означает, что движениями собственной астральной оболочки управляет кто-то другой. Каждый раз, поддаваясь настроению собеседника, его смеху, улыбкам, слезам и всем прочим чувствам, отказывается человек от воли своей и подчиняется воле чужой. К чему же может привести такой упорный и постоянный отказ? Конечно, к тому, чтобы стать безвольной марионеткой в посторонних руках. Это и наблюдаете вокруг себя, когда одни живут только тем, чтобы вызвать в окружающих те или иные эмоции, а другие - чтобы им подчиниться и их переживать. Лучше плавать в своём собственном челне и без указания других. Свой путь означает независимость и свободу от чужих настроений, как хороших, так и плохих, как спокойных, так и беспокойных. Не всё ли равно, в каком виде проявляется рабство духа и зависимость его от состояния астральных оболочек окружающих его людей. Рабство есть рабство и позорно всегда. Тактика adversa покажет, до чего можно дойти, до какого унизительного состояния, если твёрдой рукой не пресечь своевольство паяца. Не нужен паяц на пути к Братству. Надо, надо, надо любою ценою себя обуздать. Себя не обуздавши, астрала в других не унять. Не унятый, будет терзать он сознание до тех пор, пока этому волей не будет положен предел. (...) Восстание духа против тирании астрала - это преддверье победы. Дух сам добровольно дал власть когда-то астралу, дух же её и возьмёт. Сам по себе астрал власти никакой не имеет, ибо ничто, оболочка, шелуха. Я дал, я и взял - так говорит себе дух, против астрала восставший» 4 .

Мы знаем, что если продолжительное время рука человека находится без движения (например, по причине травмы), то её мускулы атрофируются и рука теряет возможность функционировать. Так же и астрал начнёт снижать свою активность и атрофируется, если воля человека не позволит ему выявляться продолжительное время.

Вопрос в том, сможет ли воля подчинить себе астральные выявления. Волевым часто считают человека, который умеет подчинить себе других, подавив их волю. Однако в свете сказанного следует сместить акценты. Тот, кто сумел себя победить, свою лень, уныние и другие недостатки, кто может контролировать свои эмоции, - тот с бо" льшим основанием может считаться волевым человеком.

Такой человек внешне может быть совсем неприметен: сдержан, спокоен, прост в общении, но он может заставить себя выполнять свои каждодневные обязанности.

Победа над собой включает также изменение своего отношения к внешним явлениям, в том числе кармическим. «Не явления внешние определяют победу, но отношение к ним. Одно и то же явление, встреченное двумя сознаниями, одному может принести победу, другому - поражение. Повторяю, дело не в самом явлении, но в отношении к нему» 5 .

Точно так же «имеет значение не карма сама по себе, а отношение к ней человека. Тяжесть или лёгкость её обуславливаются не кармой, а отношением к ней, реакцией на неё со стороны несущего её. Сама карма далеко не всегда в руках её носителя, но реакция на те или иные кармические явления всецело зависит от него самого... (...) Одному и тому же явлению, идущему извне, можно радоваться или проливать из-за него слёзы, то есть уявить сознание в сфере полюсности чувства. Но правильным отношением со стороны того, кто овладел своей кармой, будет отсутствие всякой реакции, то есть бесстрастие. Ёлка одинакова и зимою и летом - ибо не реагирует никак на перемену погоды. Так же и победивший себя не реагирует никак на внешние явления кармы... (...) ...Внешнее явление часто не зависит от воли человека, особенно если оно уже совершилось, но реакция на него - в руках человека» 6 .

Определённое отношение человека к тем или иным событиям своей жизни сформировалось только потому, что он «бессознательно когда-то раньше или в данный момент решил относиться именно так. Ему и в голову не приходит мысль, что относиться можно к нему совершенно иначе и именно так, как прикажет воля. Близкий друг обманул и предал - как это хорошо, каким прекрасным уроком это послужит на будущее, как обострит зоркость и распознавание ликов, как полезен обман. Так рассуждает и мыслит тот, кто карму свою решил победить. Можно просто себе приказать относиться к любым явлениям жизни не так, как раньше, но совершенно наоборот или согласно указу воли. Сперва научается победитель управлять полюсами реакции своей на явления внешнего мира, избирая по воле любой, а потом уже, изъяв сознание из полюсов и утвердив его в центре, являть бесстрашие духа, то есть бесполюсное, лишённое двойственности, отношение к жизни. Радуясь сегодня одному, тем самым обрекаем себя на слёзы, когда наступает неизбежный момент утверждения противоположного полюса земной, временной, радости. Радость близости верного друга равна остроте горя при потере его или уходе его из жизни. (...) Утвердив волю неуявлением эмоций на полюсах и наложив на них серебряную узду духа, можно начать утверждать бесстрастие, то есть равновесие, уже не колеблемое волнами внешних явлений. Посмотрите на то, что вас отягощало вчера и притягивало сознание к полюсам, лишало равновесия духа. И сегодня сознание своё, удерживая его в центральной точке равновесия, не устремляйте ни к одному из полюсов. Если это трудно вначале, попытайтесь радоваться тому, что вчера огорчало, с тем, чтобы завтра не радоваться, не огорчаться» 7 .

Между тем следует подчеркнуть, что сдерживать астральные выявления радости нужно именно у себя самого и не стоит гасить радость у других людей. Предоставим каждому человеку самому разбираться со своими эмоциями. Омрачение духа близких людей недопустимо.

«Итак, победа сейчас является уже обязательством воли, иного решения нет. Задача текущего дня: реакции свои на волне внешних явлений утверждать волей, волей определять их характер и волею их пресекать, вызывая в сознании реализацию чувств, противоположных обычным и испытываемым ранее. Это будет первой ступенью к бесстрастию духа по равновесию и спокойствию» 8 .

«Если при всех обстоятельствах жизни, даже труднейших, сохранено равновесие и устремление - это уже победа. Думают, что надо победить обстоятельства и трудности, в то время как в действительности победить надо лишь самого себя. А тогда побеждаются и обстоятельства - радостно, легко и свободно» 9 .

Репродукция: С.Н. Рерих. КАНЧЕНДЖАНГА. ЦИТАДЕЛЬ. 1954

1 Грани Агни Йоги. 1958. 96.

2 Грани Агни Йоги. 1957. 168.

3 Грани Агни Йоги. 1959. 333.

4 Грани Агни Йоги. 1958. 65.

5 Там же. 96.

6 Там же. 300.

7 Там же.

8 Там же.

Великий завоеватель древнего мира Александр Македонский на 28 году своей жизни покорил почти весь цивилизованный мир. Его достижения воистину велики и поражают воображение. Достиг ли он того, чего хотел? О, нет. Далеко нет. Вероятно, он не воплотил и тысячной доли задуманных дел. Он мечтал покорить Ойкумену (обитаемый мир). Похоже, что его мечты превышали возможности.

Величайший из римлян - Гай Юлий Цезарь, был назначен Сенатом пожизненным диктатором сильнейшей тогда империи мира. Добился ли он всего, чего хотел? Как вы понимаете, нет. Его достижения воспламеняли в его голове очередные замыслы еще более значительных предприятий. Только представьте себе: он готовился к войне с сильной Парфией (часть Персии к юго-востоку от Каспия), после покорения которой намеревался пройти через Гирканию (восточное побережье Каспийского моря) и Кавказ, обойти Понт (Черное море), вторгнуться в Скифию, затем напасть на соседние с Германией страны и на саму Германию и возвратиться в Италию, сомкнув круг римских владений, чтобы со всех сторон империя граничила с Океаном. Среди приготовлений к великому походу Цезарь задумал прорыть канал через коринфский перешеек, повернуть Тибр так, чтобы его воды впадали в море перед самым Римом, сделав, таким образом, более безопасным плавание для купцов. Также он собирался осушить множество болот Италии, чтобы предоставить плодородную землю десяткам тысяч людей, возвести плотину в море близ Рима и устроить надежные гавани, имеющие большое значение для судоходства. Судя по грандиозному размаху замыслов, жить Цезарь собирался не одну жизнь.

Я знаю немало людей, которые мечтают стать президентами России. Многие из них обучались у нас на курсах ораторского искусства и говорили мне об этой своей цели прямо, либо я догадывался об этом косвенно из их выступлений и разговоров. Думаю, среди ваших знакомых таковые тоже имеются. Уверяю вас, что в разных уголках нашей планеты живет немало мечтателей, которые вынашивают еще более дерзкие планы.

Человеческие желания беспредельны, мечты необозримы, планы грандиозны, а достижения ничтожно малы . У среднестатистического гражданина не менее амбициозные желания, чем у Александра Македонского, но почему-то не все становятся цезарями и президентами. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждениях (тогда еще юного и здоровьем слабого) Александра Суворова. Действительно, кому же, как не ему, непобедимому гениальному полководцу, было знать ответ на этот вопрос? Вот послушайте:

"Я же знаю, как стать сильным. Почему же я им не стал? Мне просто расхотелось заниматься гимнастическими упражнениями. Сильным стать хотелось, а делать что-то для этого не хотелось. Значит во мне два противника. И ленивый опять победил. А уж если я сам с собой справиться не могу, то куда мне еще с кем-то тягаться? Значит нужно побеждать самого себя. Пусть моя воля, а не лень будет законом. Если лень меня победит, то меня будут побеждать все. А если я ее буду побеждать, то мне уже никто страшен не будет" .

Эта первая и самая тяжелая победа разбудила в Суворове то, что стало основой всех его побед.

Наша первая победа - победа над самим собой. Прежде чем побеждать других, надо победить себя.

Пусть ваша воля, а не лень будет законом!