Мини-тренинг "как отвечать на острые вопросы". Как отвечать на вопросы из зала Как отвечать на вопросы из зала

В первой части серии статей на тему «Как правильно отвечать на вопросы: примеры ответов » я привожу примеры на 20 вопросов, включая самые типичные вопросы, которые вам, скорее всего, будут задавать на собеседовании. Знать, как отвечать на вопросы работодателя, очень важно для вашего успеха. Ваша уверенность в себе зависит от понимания того, что вы сможете правильно и эффективно отвечать на вопросы.
Работодатели знают, что волнение может заставить кандидатов болтать до бесконечности. Продемонстрируйте свою уверенность в себе и свой интерес с помощью коротких и эффективных ответов. Слишком часто кандидаты, отвечая на вопрос, делают длинные паузы, начинают нервничать и говорить о постороннем, о том, что не имеет отношения к работе. Односложные ответы также неэффективны. Стремитесь к краткости, но также и к развернутости. В идеале должны быть короткие, лаконичные ответы, которые позволяют поддерживать разговор и обмениваться информацией.

Чтобы вам было понятно, что такое 60-секундная продажа и программа из пяти пунктов, которые я использую при ответах на вопросы, прочитайте мою статью:

Примеры ответов на вопросы

1. «Почему вы ушли с последнего места работы?»

Я гарантирую, что вам зададут этот вопрос, поэтому обязательно подготовьте на него правильный и приемлемый ответ. Хорошие причины для ухода включают в себя: поиск дополнительных возможностей для роста, переезд, сокращение или реорганизация. Ответы могут быть следующими:

  • «В компании произошло сокращение, поэтому я ищу работу».
  • «Компания, в которой я сейчас работаю, небольшая по масштабу и я добился всего, что только мог. Я ищу новый функционал (вызовы), чтобы использовать свои навыки и сильные стороны, и продолжать расти и вносить свой вклад».
  • «Мы только что переехали в этот город, чтобы быть рядом с нашей семьей, вот почему я ищу работу».

2. «Какие ваши слабые стороны?»

На недавнем семинаре, на котором я выступала, один из участников выкрикнул из зала: «Это очень глупый вопрос». Несмотря на это, многие работодатели многое узнают, задавая этот вопрос. Я всегда советую руководителям и HR-менеджерам, посещающим мои семинары, задавать этот вопрос, потому что кандидаты предоставляют им доказательства того, почему они не могут выполнять работу. Недавно финансовый директор рассказал мне вот такую историю: «Я проводил собеседование на должность бухгалтера. Когда я попросил кандидата рассказать мне о его слабых сторонах, он сказал: «Ну, как-то я перепутал 3 и 8, но, в итоге эта опечатка ни на что не повлияла». 3 и 8 — мы в сфере финансов! — воскликнул он, подчеркивая свое раздражение признанием кандидата. Я привожу эту историю каждый раз, потому что из-за этого вопроса многие люди совершают серьезную ошибку, указывая на свои недостатки или начиная «исповедоваться», как это сделал бухгалтер.

Если вы задумаетесь об этом заранее, и составите ответ, то этот вопрос покажется не таким уж и сложным. Рекомендую вам выбрать ту слабую сторону, которая не мешает вам выполнять свои обязанности. Ответ, который я всегда использовала, был следующий: «Шоколад — у меня слабость к шоколаду!» Ха, ха, ха, шутка, шутка, шутка. Добавить немного юмора в собеседование не повредит. И часто мы переходим к следующему вопросу. Но если интервьюер вернулся к своему вопросу и сказал: «Нет, на самом деле, какая ваша самая большая слабость?» Я могла бы ответить: «Вы знаете, когда я работаю над проектом, то я с головой в него ухожу, что забываю напрочь о времени. Прежде чем я узнаю, что рабочий день закончился и пора уходить, я все равно продолжаю работать. Наверное, это моя слабая сторона. Думаю, я должна понять, что нужно уходить с работы ровно в 19 часов. Но когда я работаю над проектом, я занимаюсь творчеством, и просто не могу прервать работу на полпути». Здесь слабая сторона превратилась в положительную, привлекательную черту.

Постарайтесь выбрать то, что не повредит вашим шансам получить работу. Лучший ответ для нашего бухгалтера, возможно, заключался в том, чтобы сказать: «У меня отличные навыки работы с компьютером. Я знаю, как работает Excel, но очень слабо разбираюсь в реальном программировании и мне нужно больше тренироваться, если мне понадобится писать код для ваших программ». Никто не просит его создать расширенное программное обеспечение, и его ответ фактически усиливает его компьютерные навыки.

Другой подход к ответу на этот вопрос заключается в том, чтобы обсудить навык, которым вы еще не в совершенстве владеете, а потом добавить, что вы ходите на специальные курсы и вплотную занимаетесь освоением этого навыка, и теперь этот навык стал намного лучше.

Если заранее подумать, вы можете выбрать что-то подобное, что не окажет негативного влияния на решение о приеме вас на работу. Другие приемлемые ответы включают признание того, что вы рискофоб, или что вы критически относитесь к своим собственным выступлениям, а иногда и слишком строги к себе, если совершаете ошибку.

3. «Каковы ваши сильные стороны?»

4. «Расскажите мне о ваших самых главных достижениях на вашем текущем месте работы или последнем».

Запишите три больших связанных с работой достижения, которые демонстрируют вашу способность выполнять обязанности работодателя. Не упоминайте про личные достижения, такие как «Я потерял 10 кг” или “Я выиграл в лотерею 300 000 руб.». Проиллюстрировать свои достижения лучше всего, сославшись на конкретные примеры, такие как: «Моим главным достижением я считаю, что по финансовым результатам наше подразделение в 2016 году было признано самым лучшим зарубежным подразделением в группе компаний «ХХХ».

5. «У вас большой опыт работы. Зачем вам такая работа на более низком уровне?»

Работодатель опасается, что , вам будет скучно, и вы захотите быстро покинуть компанию, если он наймет вас. Или он может подозревать, что вы “выгорели” на последнем месте работы и теперь ищите более легкую работу и не будете продуктивными. Вы должны предвосхитить этот вопрос. Не перепродавайте свои навыки. Не показывайте, что вы в отчаянии и готовы взяться за любую работу. Объясните, почему эта работа подходит именно вам. Расскажите о жизненных изменениях. Вы можете сказать, что хотите проводить больше времени со своей семьей и, следовательно, ищите работу, не требующую командировок.

Будьте осторожны, не говорите, что вам нужна легкая, без стресса работа, так как работодатель засомневается в том, что вы будете ответственно выполнять все должностные обязанности. Еще одна ошибка, которую следует избегать — не говорите: «Я готов начать с любой должности». Да, сейчас вы так думаете, но работодатель будет опасаться, что вы начнете искать новую работу завтра или, по крайней мере, будете ожидать увеличения зарплаты в скором времени, как только вы «проявите себя».

Работодатели неохотно берут на работу человека, который является сверхквалифицированным, потому что они считают такой сотрудник будет не удовлетворен такой работой, он не будет заинтересован в выполнении обязанностей, кроме того, он надолго не задержится в компании. Им не нужен тот, кто “перегорел” и воспринимает работу, как получение зарплаты. Часто ваши навыки и знания могут угрожать карьере вашего будущего руководителя, особенно, если вы лучше его подходите на его позицию.

Объясните, почему вы хотите эту позицию. «Мне нужна работа» — это не тот ответ, который понравится интервьюеру. У вас должна быть логичная, правдоподобная причина, почему понижение в должности — вас устраивает. Попробуйте что-то вроде этого: «Я сейчас занимаю позицию диспетчера и работаю 10 ночей в месяц. Для моей семьи это стало очень тяжело. Я решила найти должность бухгалтера, где я сосредоточусь на налогах и проверках, что позволит мне каждый вечер возвращаться домой. Должность диспетчера требует большого количества поездок за пределы города, что я больше не хочу делать. Я полагаю, что мои обширные финансовые навыки, которые я бы использовал у вас, положительно повлияли бы на вашу организацию. Я рассматриваю это как беспроигрышную ситуацию для нас обоих». Создайте разумное объяснение. Показывая отчаяние или готовность взяться за любую работу, вы тем самым себя дисквалифицируете. Компании важна эта позиция, и вы должны показать не только то, что вы справитесь с этими обязанностями, но и то, что вы хотите этим заниматься.

6. «Почему вы хотите уйти из нынешней компании?»

Ожидайте этот вопрос, так как его задают все работодатели. Они хотят услышать, что вы ищете больше вызовов, продвижения по службе, большего финансового вознаграждения. Вы также можете сказать, что увольняетесь, чтобы сократить время на дорогу, уменьшить количество командировок или потому, что ваша компания нестабильна.

Попробуйте ответить:

  • «Я многому научился в этой компании, но там нет возможностей для карьерного роста. Мне нравятся вызовы и овладение новыми навыками, а также совершенствование моих старых. Поэтому сейчас я ищу новую должность».
  • «Я узнал, что в вашей компании появилась открытая позиция. Мне нравится моя текущая должность, но возможность работать в крупной стабильной компании, в такой ​​как ваша, и добираться до офиса за 15 минут меня привлекает. В данный момент на дорогу у меня уходит от часа до двух».
  • «Я приобрел большой опыт на своих других позициях. Но теперь я хочу получить больше ответственности, чтобы иметь большее влияние на конечные результаты. Ваша компания действительно позволит мне увидеть плоды моего труда, и это важно для меня».

7. «Что вас мотивирует в работе?»

«Возможность применения своих сильных сторон и навыков в работе, чтобы быть продуктивным сотрудником. Я горжусь своей работой и получаю удовольствие, когда использую свои навыки». Перечислите свои главные навыки.

8. «Опишите свое идеальное место работы».

Объясните, что идеальная работа — это та, на которой вы можете в полной мере использовать свои таланты и быть наиболее продуктивным сотрудником. Большинство соискателей начинают говорить о зарплате, бенефитах, а не об обязанностях. Отложите обсуждение уровня заработной платы и льгот до тех пор, пока вам не сделают предложение. Вам все еще нужно убедить его, что вы идеальный кандидат для этой работы. Это отличная возможность подчеркнуть, что вам нравится изучать новое, что вы легко адаптируетесь и готовы при необходимости выполнять новые задачи. Повторяйте, что вы обладаете чертами идеального сотрудника. Это будет только плюсом.

9. «Как вы работаете над собой?»

Работодатели ценят сотрудников, которые не перестают учиться на протяжении всей жизни. Лучше всего сказать, что вы ходите на курсы, берете частные уроки, посещаете конференции или тренинги, читаете профессиональную литературу, чтобы улучшить свои навыки. Вы можете сказать: «Я записался в программу для получения сертификата “менеджер проектов”, и я над этим усердно работаю», или «Я сейчас собираюсь поступить в университет на вечернее отделение, чтобы получить МВА». Другой вариант: «Мне нравится проводить исследования в Интернете и тратить свободное время на чтение бизнес-статей, идеи из которых могут пригодиться в моей работе».

10. «Какую последнюю книгу вы прочитали?»

Часто это вопрос задают, чтобы узнать, что вы читаете по работе. Распространенная ошибка, которую допускают многие соискатели заключается в том, что они выбирают текущую горячую бизнес-книгу, которая сейчас у всех на устах и называют ее заголовок, чтобы выглядеть умным. Чаще всего следующий вопрос, который вам зададут, будет касаться принципов и теорий, изложенных в этой книги, а также их обсуждение и обмен мнений. Поэтому не пытайтесь притворяться, чтобы произвести впечатление на интервьюера — укажите книгу, которую вы знаете достаточно хорошо, чтобы поговорить о сюжете или содержании. Это не критический вопрос, поэтому не беспокойтесь, если книга, которую вы прочли недавно была романом, а не бизнес-книгой. Одно предостережение: не говорите, что темп вашей жизни настолько высок или вы так заняты воспитанием детей, что вам некогда читать. Вместо этого скажите: «Мне нравится читать журналы. Я люблю “Esquire” и “Cosmopolitan” (или «Forbes», или «Elle»)”, перечислите пару журналов, которые вы регулярно читаете.

11. «Расскажите нам о личной цели, которую вы хотите достичь».

Поделитесь целью, которая увеличит вашу ценность как работника. Овладение новым навыком, прохождение тренинга, изучение новой программы (приложения) — это то, что повысит вашу ценность для работодателя. Сертификаты, дипломы или учебные курсы, которые вы хотите завершить, также могут служить хорошим ответом.

12. «Считаете ли вы себя успешным?»

Конечно, же считаете. Так что ответьте: «Да, считаю, и я ежедневно настраиваюсь на успех, когда иду на работу. Я сосредотачиваюсь на том, чтобы быть продуктивным и приносить пользу моей организации». Или скажите: «Я всегда отдаюсь на 110% своей работе. На последней аттестации я получил высшие оценки».

13. «Что вы делаете, чтобы развиваться в своей профессиональной сфере?»

Одна из компаний, входящих в список Fortune 500, задает каждому кандидату этот вопрос. Зачем? Они хотят принять на работу людей, которые мыслят на несколько шагов вперед и умеют хорошо решать проблемы, и они знают, что, нанимая таких людей, которые постоянно учатся, они делают хорошие инвестиции в будущее компании. Объясните, что вы читаете специализированные журналы, следите за новостями в своей отрасли, читаете книги или ходите на курсы, чтобы развивать свои навыки.

14. «Я не уверен, что вы тот человек, который подходит для этой работы» .

Не отчаивайтесь, когда услышите нечто подобное на собеседовании. Почти все работодатели сомневаются в кандидате, хотя многие из них никогда не выражает свои опасения вслух. Смотрите на это, как на хорошую возможность продать себя. Используйте 60-секундную продажу и программу из 5 пунктов для ответа.

15. «Опишите худшего руководителя, который у вас когда-либо был».

Как бы вы не хотели покритиковать своего прошлого босса и рассказать об его ошибках, я предлагаю вам пересмотреть такой подход. Вместо этого попробуйте следующее: «Один руководитель не часто давал обратную связь. Могли месяцы проходить без какой-либо обратной связи от него или нельзя было понять, что у него было на уме. Мне не нравится, когда кто-то стоит надо мной, однако мне нравится чувствовать себя частью команды, вносить свой вклад, обмениваться идеями и осознавать, что моя работа соответствует целям моего босса и компании. По-моему, не хватало открытого общения. Я думаю, что действительно важен тет-а-тет между подчиненным и руководителем». Этот ответ демонстрирует положительную реакцию на важность совместной работы в достижении целей компании.

Некоторые позиции подразумевают большую автономию. Это растущая тенденция. В таком случае вы можете сформулировать свой ответ таким образом: «Я хорошо справляюсь со своей работой, и в течение двух лет у меня был босс, который давал мне большую автономию. Я преуспевала, достигая всех целей и время от времени их превосходила. Моего руководителя повысили, а новый предпочитает всех контролировать Мне и многим моим коллегам было трудно к этому привыкнуть. Я считаю, что я наиболее продуктивна, когда мне ставят четкие цели и предоставляют свободу действий».

16. «Какие обязанности на вашей предыдущей работе вам нравились?»

Рассказывая о том, что вам нравится, соотнесите это с работой, которую вы собираетесь делать для нового потенциального работодателя. Говорите конкретно о том, чем вы будете заниматься на этой должности, например, проводить тренинги для персонала, создавать электронные таблицы в Excel, управлять бюджетом или руководить проектом от начала до конца. Не говорите о бенефитах, таких как «Мне нравилось, что моя прошлая компания по пятницам заказывала сотрудникам пиццу за свой счет».

17. «Что вам не нравилось на последнем месте работы?»

Это сложный вопрос. Не сообщайте то, что может повлиять на вашу способность выполнять работу в этой компании. Когда будете приводить пример, используйте информацию, которую вы знаете о новой работе, например, тот факт, что все публикации этой компании передаются на аутсорсинг. На вашей предыдущей работе все делалось внутри компании штатными сотрудниками. Поэтому вы можете ответить: «Одна из вещей, которые мне действительно не нравились, — это время, необходимое для завершения проектов по печати. Мы делали это сами, не прибегая к аутсорсингу. У нас ушло семь недель, чтобы завершить проект, который мы могли бы закончить за пять дней, обратившись в компанию, которая специализируется на этом. Мне показалось, что процесс был не очень эффективным».

Лучший способ ответить на этот вопрос — выбрать что-то нейтральное, либо что-то, что будет для вас выгодным. Например: «На моей прошлой работе у нас были очень медленные компьютеры, и старая версия программ MS Office. Из-за этого у меня на работу уходило много времени, а старые версии предоставляли мало возможностей по функционалу, чем новые программы. Это меня беспокоило, но у компании не было средств для обновления своего оборудования».

18. «Опишите своего идеального руководителя».

На самом деле этим вопросом интервьюер подразумевает: «Сможете ли вы работать со мной?» Отвечайте соответствующим образом. Укажите стиль управления, который позволит вам быть наиболее продуктивным на работе. Приведите пример того, что сделал босс, например, «она дала автономию и у меня были полномочия принимать решения по ряду вопросов самостоятельно», или «мы все чувствовали, что мы являемся важной частью команды, к нашим идеям и предложениям прислушиваются».

19. «Почему вы так часто меняли работу?»

20. «Почему вы ушли с последнего места работы?»

Учитывая в какое время мы живем, сокращения и корпоративные увольнения происходят повсюду. Чтобы ответить на этот вопрос, вы можете сказать: «Моя компания, как и многие другие на рынке пострадала от кризиса, и моя позиция была ликвидирована во время реорганизации» или «Моя компания решила закрыть региональный офис, и весь мой отдел был распущен». Добавьте в конце: «Вот почему я сейчас ищу работу». Будьте осторожны при ответе, убедитесь, что ваш голос и тон не выражают гнев или отчаяние. Важно, чтобы вы не просто хотели выполнять какую-либо работу, а искали подходящую возможность. Вам нужно заставить работодателя поверить, что вы действительно хотите получить эту работу, а не готовы соглашаться на любую работу.

Все, что нужно знать, чтобы успешно пройти любой тип собеседования вы можете прочитать в книге

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

Как научиться отвечать на неудобные вопросы, вступая публично?

Как часто Вам, выступая публично, доводилось попадать в ситуации, когда из зала доносится вопрос, на который Вы не готовы, или, попросту, не знаете, как ответить? Уверена, что с десяток таких ситуаций найдется у каждого, кому приходится делать доклады, читать лекции и т.д.

При этом в Вас тут же поднимается волна негодования на того, кто задал вопрос, желание защититься и дать сдачи, которое сменяется полнейшим замешательством. Однако, если Вы хотите стать хорошим оратором, позволять себе этого нельзя ни в коем случае. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие, держать себя в руках. А чтобы было легче этого добиться, есть несколько универсальных способов выйти из неприятного положения.

1. Вы не обязаны знать все на свете и отвечать на все вопросы, задаваемые аудиторией!

Причина ухода от ответа может быть как в нецелесообразности ответа на заданный вопрос, так и, чего греха таить, в Вашей некомпетентности по данному вопросу. Однако честное признание этого факта будет всегда смотреться выйгрышнее, чем попытка показать свою компетентность в незнакомом вопросе.

Конечно, прямо заявить, что Вы не намерены отвечать на вопрос нельзя… Но всегда можно сказать что-то вроде «Я бы сейчас не хотел выдавать непроверенную информацию…» или «Я сейчас не обладаю информацией по данному вопросу…» Однако, если спрашивающий настаивает, либо Вы уже не раз прибегали к этому приему, воспользуйтесь другим приёмом. Запишите вопрос и пообещайте связаться в течение суток с человеком, задавшим вопрос, как только уточните ответ. При этом Вы не только проявите уважение, покажете всю значимость для Вас задаваемых вопросов, но и уйдете от неудобного вопроса.

2. В случае выдачи непроверенной, неправильной или некорректной информации никогда не оправдывайтесь и не спорьте!

В такой ситуации нужно просто признать свою ошибку, можно сделать комплимент внимательности и компетентности человека, её обнаружившего, и двигаться дальше, не заостряя на этом внимания!

3. Если слушатель из зала высказывает мнение, противоположное Вашей точке зрения, либо задает провокационный вопрос, ни в коем случае не вступайте в полемику!

Необходимо очень внимательно выслушать оппонента, всем своим видом показывая, насколько оно важно для Вас, и только после этого, не перебивая его, переходить к ответу. Причем ни в коем случае нельзя переходить на оскорбления и личности, поскольку есть вероятность, что именно этого от Вас и добиваются.

Не показывайте своего смущения или замешательства. А, начав с фразы «Проблема, которую Вы затронули, действительно имеет место быть», либо «Спасибо за острый вопрос», выйграйте некоторое время обдумать ответ и успокоиться. А дальше поступите так, как часто делают студенты… Начните выдавать информацию, которую Вы знаете и в которой уверены, например «Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно начать вот с чего…».

По сути, вопросы ведь могут задаваться совсем не с целью раскрытия темы, особенно когда это «неудобные» для выступающего вопросы… Высока вероятность того, что он прозвучал с целью привлечения внимания к задающему вопрос. Это, своего рода, «интеллектуальный терроризм». Ведь в большинстве случаев террористы, захватившие здание, взявшие заложников, конечной целью не всегда видят выкуп и удовлетворение своих условий. Они, в большинстве случаев, требуют в первую очередь телевизор, чтобы насладиться вниманием к себе. Хотя могут этого и не осознавать.

Так и в случае с Вашим докладом. Неосознанно человек, поднявший руку с целью задать вопрос, может просто хотеть внимания к себе, проявить свою эрудицию, чувство юмора, смелость. Поэтому чем больше Вы будете с ним спорить, тем больше он начнёт распаляться и получать желаемое. Чтобы не допустить этого, необходимо сделать из него союзника, а не противника, обратив внимание на широту и глубину познаний задающего вопрос. Либо просто восхитившись тем, что человек так заинтересован и душой болеет за это дело.

Конечно, более простым способом может являться простое игнорирование неудобного вопроса, но при этом Вы не будете выглядеть так эффектно, как в случае применения выше описанной методики. А имидж оратора, как ни крутите, дело очень важное.

4. Предупредить нежелательные каверзные вопросы можно сказав о том, что ждёте их!

Как мы знаем из курса физики, сила действия равна силе противодействия. Таким образом, сказав после выступления не просто фразу о том, что Вы готовы ответить на вопросы, а что-то вроде «Рад буду ответить на ваши вопросы, особенно на каверзные» или «А теперь, пожалуйста, задавайте вопросы, и пожалуйста, поострее». В таком случае каждый, кто за время Вашего выступления заготовил парочку неловких вопросов, окажется союзником, а не противником, при этом у него пропадёт всякое желание вредить, поскольку не получится ожидаемого эффекта.

5. Если Вы не расслышали, недопоняли вопрос, можно попросить задающего повторить его, либо сделать это самостоятельно, озвучив, как Вы его поняли.

Согласитесь, лучше перестраховаться, чем начать отвечать невпопад. Кроме того, повторяя вопрос самостоятельно, Вы не только даёте возможность вникнуть в суть тем, кто, возможно, не расслышал вопрос, но и убеждаетесь в том, что сами правильно его поняли.

Ещё важно помнить, что ни в коем случае нельзя перебивать спрашивающего на середине вопроса, даже если Вы в самом начале поняли, о чем он хочет спросить. Ответ должен быть кратким и чётким, в идеале - одна фраза.

6. Если Вы не хотите попасть в ситуацию, когда Вам задают несколько вопросов одновременно, позаботьтесь об этом заранее, предупредив всех, что в силу ограниченности времени можно задавать не больше одного вопроса и по очереди.

Таким образом Вы не только сможете прервать настойчивого оппонента, сказав, что нужно соблюдать регламент, но и сохраните порядок в зале.

7. В случае, когда вместо вопроса высказывается точка зрения человека, а формат мероприятия не предполагает дискуссию, обмен мнениями, лучшим выходом из положения будет являться фраза «Итак, ваш вопрос!»

На мой взгляд это самый корректный способ не задевая спрашивающего тем не менее прервать его монолог, который может растянуться на долгое время. Тем более, что восьмое правило тоже нужно стараться выполнять.

8. Всегда четко нужно соблюдать регламент, и, если было объявлено о том, что вопрос можно задавать после поднятия руки, необходимо прерывать вопросы, выкрикиваемые с места без разрешения.

Кроме того, необходимо соблюдать временной регламент, если на вопросы отведено 10 минут, значит ровно столько времени и должно быть затрачено на вопросы, ни минутой больше, и только Вы можете на это влиять, остановив поток вопросов.

9. До начала выступления попытайтесь предугадать вопросы, которые могут быть Вам заданы, и подготовьтесь к ним!

При этом Вы можете озаботиться подготовкой таких ответов, которые выдавали бы в Вас высоко эрудированного, начитанного человека, владеющего в том числе, например, информацией из истории, философии, психологии и т.д.

10. Нельзя давать негативную или позитивную оценку вопросу, за него нужно быть просто благодарным, поскольку в любом случае это проявление интереса к Вашему выступлению.

Однако это не значит, что Вы не можете начать с фразы «Какой необычный вопрос!», «Смелый вопрос», «О, какой неожиданный вопрос!» Все дело в Вашей оценке происходящего и тактичности.

Кроме того, всегда желательно убедиться в том, насколько Ваш ответ удовлетворил задающего вопрос.

И в заключении хотелось бы сказать, что не только неловкие вопросы, но и их полное отсутствие могут привести докладчика в замешательство. Чтобы этого не случилось, всегда можно договориться с несколькими знакомыми Вам людьми о тех вопросах, которые они должны задать. При этом Вы всегда заранее чётко будете знать ответ. Либо, если нет такой возможности, начать с фразы «Обычно спрашивают…». А после первого вопроса вереницей потянутся и другие.

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Предыстория возникновения этой статьи довольно специфическая.

Я неоднократно стал замечать на разных конференциях, как ко мне подходят другие спикеры (необязательно те, кто в тот же день выступал) и задают вопрос: «Денис, дайте несколько рекомендаций, как отвечать на неудобные вопросы?»

Последний раз мне такой вопрос задали по личной почте.

Также я предварительно спросил у своих последователей в Facebook, будет ли им интересна статья на эту тему. Ответ был с конверсией в 100% - «Да».

Особенно сложно далась завершающая часть статьи, где я привожу 12 техник работы с неудобными вопросами. Сложно было систематизировать то, что было в голове.

Надеюсь, мои мысли пригодятся вам.

Основы и понятия

Вопросы должны быть. Нравится вам это или нет. Это одна из составляющих публичного выступления, поэтому ваша задача - всегда планировать свой доклад таким образом, чтобы оставить время на вопросы.

Что такое «неудобный вопрос»? Недавно во время дискуссии в Facebook один читатель трактовал это понятие, как «вопрос, на который не знаешь ответа».

Не совсем так. Приведу пример ответа Квентина Тарантино, который я упоминал в своей книге «Контент, маркетинг и рок-н-ролл»:

- Квентин, а вам не кажется, что вы так и не сняли ничего лучше «Криминального чтива?»

- А кто снял?

Как видите, здесь ситуация не в незнании, а в провокации.

Следующий важный момент - когда вы находитесь на сцене, НИКОГДА не отвечайте на провокацию, не переходите на грубости и не начинайте ворчать. Сложно? Да, очень. Но это один из ключевых моментов. Провокатор только и ждет, как вы ему ответите на повышенных тонах. Обломайте его, и он сам обломается.

Зачем такие вопросы задают? Да все просто, чтобы подорвать ваш авторитет и «блеснуть» интеллектом перед публикой. И только вам решать, позволять ли это делать.

Запомните, когда вам задают неудобный вопрос - думайте не о том человеке, который его задал, а об остальных слушателях. Все это «шоу» создается провокатором именно для них. И тут очень важно понимать определяющий момент действа - важно не то, что о вас подумает задающий вопрос, а как примут вашу реакцию и ответ слушатели.

Начнете размахивать саблей - сами от нее пострадаете. Подойдете к моменту с холодной головой и трезвым умом - выйдете достойно.

Порой «вопрос-ответ» запоминаются лучше, чем все ваше выступление. И чаще всего в кулуарах обсуждаются именно «вопросы-ответы», а не доклады.

Готовьтесь всегда заранее

Самое первое, что нужно сделать - сузить поле для маневров провокатора. Перед вами не просто тролль. Провокации в вопросах во время выступления - это чистой воды интеллектуальный троллинг. Ведь в зале не школьники с мороженкой, а умные и сообразительные люди. Поэтому «разруливать» такой интеллектуальный троллинг нужно тоже интеллектуально.

Как свести к минимуму шансы на неудобные вопросы?

  1. Во время доклада и вообще во время всей своей активности говорите правду. Потому что если вас подловят на лжи - это уже удар по репутации.
  2. Продвигайте только свои идеи - подтверждайте свое авторство какими-то высказываниями, примерами, а также историями из прошлого. Если вы чужое называете своим, рано или поздно получите по шапке.
  3. Знайте свои слабые стороны - они есть у всех нас. Какие-то бросаются в глаза, какие-то проявляются редко. Но вы обязаны всегда помнить, что ваши уязвимые места - это сильный козырь у тролля.

Все начинается с самого начала. На сцене должен быть «мужик», а не «тряпка». Я к своему сожалению слышал доклады, где спикер так мямлил, что просто не выдерживали нервы… Неуверенно, тихо, с запинками и т.д. Это было реально жалкое зрелище. Друзья, УЧИТЕСЬ ВЫСТУПАТЬ, развивайте в себе уверенность работы перед публикой.

В зале и на сцене во время своего выступления королем являетесь именно вы. И во время выступления действуют только ваши правила. Это нужно дать понять с первой секунды. Перед слушателями должен предстать сильный харизматичный человек. Тогда тролль дважды подумает, стоит ли рисковать.

Другой минус, который я замечал - это когда спикеры начинают доклад, еще не выйдя на сцену и даже поднимаясь по ступенькам. Это неуважение к аудитории.

Я делаю так: уверенно и медленно выхожу на середину сцены, молчу секунд 7-10, осматриваю взглядом весь зал. Как только я увидел, что все на меня смотрят, тогда начинаю. Вы же выступаете не для микрофона и камеры, а прежде всего для сидящих людей в зале, даже если их всего 10 человек, а то и меньше. Профессионал - всегда профессионал.

Никогда не начинайте с представления, кто вы и чем занимаетесь. Расскажите какую-то интересную короткую историю, анекдот, занятный факт, данные исследования или же сразу выпалите какой-то серьезный секрет. Ваша задача - включить аудиторию с первых секунд. И в течение своего доклада тоже практикуйте легкий ликбез или юмор. Ваша задача - расположить к себе аудиторию. Вы должны стать «звездой» на время своего выступления.

Зачем я сейчас это пишу, если эти советы не о вопросах? А потому что харизма и навыки работы с аудиторией - это серьезное оружие для спикера. Уверенному в себе выступающему, которого принимает и поддерживает зал, не сильно хочется задавать неудобные вопросы.

И, конечно же, основа основ - у вас должен быть сильный доклад. Я периодически слышал от спикеров, что они готовили презентацию чуть ли не на коленях или за несколько часов до момента, когда вся страна просыпается.

Такое позволительно только асам, способным эффектно выступить и без слайдов. Если вы пока еще не относитесь к такой категории - я вам рекомендую минимум 2 раза проговорить свой доклад, войти в роль, походить по офису или комнате, активно жестикулировать. В общем, проводите генеральную репетицию.

В этом нет ничего зазорного, такая сфера. Артисты же не зря это делают?

Когда вы сделали сильный доклад, который оценила публика - по большому счету, и «трогать» вас не хочется. Молодец, что тут сказать?

Разведка - хороший ход, грамотный

ТОПовые именитые спикеры любят проводить «саунд-чек». За день до выступления они приходят в зал, осматриваются, проникаются самой аудиторией, находят места, где им более комфортно общаться с аудиторией.

Также идет прогон слайдов, проверяется акустика зала.

Кстати, была у меня одна ситуация, когда по просьбе организаторов я слегка переделал слайды и структуру своего доклада. И отправил новую версию.

Когда я перед выступлением подошел к ведущему и попросил пролистать на компьютере свою презентацию, был удивлен, что там находилась старая версия… Хорошо, что у меня всегда с собой флешка, чтобы в случае таких инцидентов можно было бы все исправить.

Вы себе представляете, как бы я выглядел на сцене? Все тролли сразу бы проснулись и начали бы «жарить» не по-детски. И, признаюсь, жарили бы по делу. За ошибки нужно платить. Поэтому, проверяйте презентацию перед выступлением.

Я не люблю выступать первым. Мне лично проще посетить два доклада, которые идут перед моим выступлением, и понаблюдать за залом. Очень много полезного можно заметить.

Во-первых , вас будут сравнивать с другими спикерами, это естественно. Поэтому, наблюдайте за ними, отмечайте для себя моменты, которые не нужно повторять.

Во-вторых , замечайте в зале наиболее внимательных слушателей. И во время своего выступления поддерживайте с ними визуальный контакт. Так будет для вас проще, когда вы встречаетесь с внимательными глазами.

В-третьих , обратите внимание, есть ли в зале известные вам люди. Или люди с известным для аудитории именем. Не лишним будет во время выступления их упомянуть и обратить на них внимание. А если есть какая-то история, вас объединяющая, можно и ее подключить. Когда на вашей стороне авторитет, тролль тоже дважды подумает, наносить ли вам удар.

Это была внешняя разведка.

Теперь поговорим о внутренней. Поверьте, порядка 80 % неудобных вопросов вы можете продумать самостоятельно и заранее подготовить на них по несколько версий ответов. С опытом вы заметите, что они повторяются в разных аудиториях.

Что это может быть? Как я уже раньше сказал - ваши слабые стороны. Дальше, если есть в докладе какие-то сомнительные или спорные моменты, лучше их рубите. Разве что вы не собираетесь сами на них сыграть.

Всегда ведите учет неудобных вопросов, которые вам когда-либо или где-то задавали. Пополняйте этот список новыми вопросами и постоянно продумывайте, как бы вы на них ответили по-другому, если бы снова с ними столкнулись.

Еще важный момент - сделайте определенные речевые заготовки для ответов на резкие и смелые слова в стиле «эгоист», «игра в бога», «вы не правы», «комплекс», «это уже давно неправда», «вы лукавите» и т.д.

Не скажу, что вы с этим будете часто сталкиваться, но будете. Я пока еще не придумал лучшего способа, чем веселая аллюзия с профессорской концовкой, когда вы не реагируете на провокацию, а сводите в шутку, а потом «включаете» профессора. Помните, ваша задача - работать на остальных слушателей, а не провокатора. Если вам задают резкий вопрос с указанными фразами, для слушателей он тоже покажется резким и в этот момент они будут полностью на вашей стороне.

Как-то у меня был интересный случай. На все 100 % дословно вопрос не помню, но суть передаю точно:

- Денис, а вам не кажется, что столь частый пиар ваших книг в сетях и посты по каждому их упоминанию - это все-таки перебор? Может, это какой-то комплекс?

- Да, есть у меня комплекс. Зенитно-ракетный. И всегда с собой. Хотите, покажу? А если по сути: можете взять калькулятор и посчитать процент таких публикаций в общем количестве информации, которой я делюсь. Вы увидите, что их не больше 10%. Допустимый показатель. Полезными статьями я делюсь чаще, можете тоже посчитать, и при следующей встрече сверим результаты.

Если бы не заготовка на слово «комплекс», ответ был бы не столь интересным. Как видите, такое выручает. Плюс, с вопросом пиара своих книг, который некоторых товарищей раздражает, я сталкивался и ранее (уверен, что буду сталкиваться и дальше), поэтому и вторая часть моего ответа уже была заготовлена заранее.

И еще был показательный случай. Ответ в одно слово, и вопрос исчерпан:

- Денис, вот вы говорите о коммерческом предложении, которое привело к заключению сделки на 4,5 млн. евро. Почему нам верить? Мне кажется, вы тут обманываете, чтобы произвести впечатление на аудиторию.

- Аргументы?

Аргументов не оказалось, да и откуда, если указанный показатель - правда. Поэтому я и писал выше - говорите правду, только правду и ничего кроме правды.

И вообще, читайте Жванецкого, книги по переговорным техникам, книгу Анвара Бакирова «Разговорный гипноз» и Эрла Стенли Гарднера (серия про адвоката Перри Мейсона), также полезна для общего развития книга «Энкоды» - мозг будет работать в нужном направлении, и риторику подтянете.

12 техник работы с неудобными вопросами

Ну а теперь давайте поговорим о разных техниках работы с неудобными вопросами.

Уточните вопрос

Если вас вопрос реально застал врасплох, можете выиграть немного времени - попросите его повторить. Это даст вам несколько секунд на размышление и слегка разозлит провокатора (вам на пользу).

Только скажите так: «Простите, не совсем расслышал ваш вопрос, можете повторить?».

Переспросите

Цель аналогична - выиграть немного времени на размышления. Просто скажите: «Точно ли я расслышал Ваш вопрос…?».

Запросите расшифровку

Фраза может выглядеть так: «Знаете, довольно общий вопрос, а я привык отвечать конкретно. Могли бы вы сообщить, что конкретно имеете в виду?».

Хороший ход. Грамотный. Вы легко ставите тролля на место, и теперь он уже должен «отдуваться». Чем больше говорит тролль, тем больше шансов и вам за что-то «зацепиться» в ответ.

Запросите конкретный пример

Одна из моих любимых техник. Провокатор в подавляющем большинстве случаев начинает давать задний ход.

«Спасибо, я понял Ваш вопрос. Загвоздка в том, что я предпочитаю обсуждать конкретный пример, а не вероятности. Приведите, пожалуйста, пример, и я Вам все по полочкам разложу».

Как правило, конкретного примера не оказывается или начинается какое-то ответное мычание. Тогда для общего эффекта спасайте тролля, берите инициативу в свои руки. Публика оценит.

Импровизируйте, вводите новые термины

Хороший способ красиво уйти от прямого ответа, еще и можно тролля умно высмеять. Лучше его применяйте при реально неудобном вопросе.

Придумайте какой-то термин и сразу дайте ему расшифровку и хотя бы слегка свяжите с вопросом. Авось, и реально хороший термин придумаете, как один из наших читателей выдал слово «Купирайтинг».

«Знаете… Хотя, скорее всего, не знаете, есть в нашей сфере такое понятие как «__________». Слышали? Так вот, оно означает следующее … У нас ситуация аналогичная…».

Вспоминайте ситуацию из прошлого

Применяйте, если вам задают такой вопрос уже не в первый раз.

«Когда в последний раз мне задавали такой вопрос, это было в…, я ответил так: … Теперь могу добавить следующее…».

Переведите в кулуары

Нечасто применял такую технику, но видел, как это ловко делают другие. Цель - не дать троллю разговориться и один вопрос не превратить в пять.

Ваша задача: начать отвечать на вопрос, дать несколько ценных ремарок (не больше 30% всего ответа), а потом деликатно перевести все в кулуары:

«Это только немного из того, что можно сказать. Давайте сделаем так, чтобы не отнимать много времени, подойдите ко мне после выступления, и я вам объясню свою позицию. Договорились?».

И вряд ли вам скажут «Нет, я хочу здесь и сейчас» . «Я» - это, конечно, хорошо, но на сцене находитесь вы. Ваша сцена - ваши правила.

«Боже, какой прекрасный вопрос»

Станьте «душкой». Это всегда мило. Только тут нужно учитывать момент, что «душка» хорош при общении с противоположным полом.

«Боже, какой прекрасный вопрос! Спасибо вам большое. У меня еще нет точного ответа, но есть несколько версий… Давайте вместе выберем наиболее оптимальную. Итак, версия первая…».

Проведите аналогию с какой-то другой сферой

Одна из наиболее действенных техник, которую я применяю очень часто. Она сводится к тому, что вы уводите дискуссию от конкретной ситуации, а проецируете абсолютно новую, из другой сферы деятельности или жизни.

Но вы проводите аналогию, не устраиваете конфронтацию, а завершаете свой ответ очень корректно и по-джентльменски, в этом секрет. Причем выбранная сфера деятельности должна быть понятной всем окружающим. Давайте, я просто приведу пример из своей практики:

- Денис, вот вы отстаиваете технику так называемых «горячих точек». Мы недавно ради эксперимента поменяли свой текст и описали услугу по «горячим точкам». Эффективность стала даже немного хуже. Вы пускаете пыль в глаза умными словами и теориями? Зачем?

- Хороший вопрос, спасибо, что его задали. Смотрите, возьмем рецепт плова с мидиями. И возьмем пять разных хозяек, которые будут готовить этот плов впервые. Рецепт один и тот же, продукты купили в одном и том же магазине. Даже если он будет готовиться на одной и той же кухне - в итоге мы получим 5 разных версий плова с мидиями. Один будет пресным, другой наоборот окажется пересоленным, в третьем рис превратился в кашу и так далее. Вопрос - так ли плох рецепт? Давайте поступим следующим образом: у меня с собой планшет с 3 G -интернетом. После выступления подойдите ко мне, мы откроем сайт с вашим новым текстом и посмотрим, как его сделать круче, договорились?

Я свожу конфликт до минимума. Не оставляю выбора, потому что какие-то другие вопросы от этого человека уже будут публикой трактоваться как перебор. Ведь я по-джентльменски предложил решить якобы проблемный вопрос.

«Это вопрос времени»

Чисто переговорная техника, которая отлично работает и при ответе на провокационные вопросы.

Прочитайте этот диалог:

- Вот вы говорите, что сегодня контент и ведение корпоративного блога - это тренд маркетинга. Лично для меня пока все это выглядит очень рискованно и сомнительно. Гораздо проще использовать уже проверенные техники продвижения. Вы просто оказываете услуги по разработке контента, поэтому вам и выгодно лоббировать его якобы супер-силу.

- Понимаете, вопрос не в том, нравится вам это или не нравится, верите вы этому или нет, а в том, когда вы сами к этому придете. И тут главное, чтобы в этот момент вы не были среди последних, потому что придется догонять остальных. Я лично вам не продаю свои услуги, а наоборот говорю, что создавать контент вы можете самостоятельно. Когда я в банковской сфере продвигал пластиковые карты и услугу «зарплатный проект» в момент их появления, тоже сталкивался с подобной реакцией, когда люди сомневались в прелестях этого нового для них платежного инструмента. А сейчас откройте свои кошельки и посмотрите, сколько в них платежных карт. Это вопрос времени, и только вам решать - быть среди первых или последних.

Подключайте афоризм

Не особо люблю эту технику из-за ее интеллектуальной банальности, но часто видел, как другие спикеры с ее помощью снижали высокую температуру дискуссии.

Отвечая на неудобный вопрос, вы подключаете какую-то умную и уместную мысль известного человека. Со стороны это позволяет вам получить преимущество, потому что вы негласно привлекаете на свою сторону какого-то человека с сильной репутацией. И получается, что в дискуссии у вас счет уже не 1-1, а 2-1 в вашу пользу, потому как ваш оппонент, получается, спорит не только с вами, но и еще с серьезным авторитетом.

- Вы говорите о том, что размер шрифта должен быть 12-14 кегля. Мы используем 10-ый кегль, и тогда на первом экране перед читателем больше текста и мы получаем возможность сообщить ему больше информации без прокрутки. Да и если человеку интересна информация, он будет читать ее, каким бы шрифтом она не была передана.

-Знаете, по этому поводу хорошо сказал Роберт Чалдини. Его фраза выглядела так: « Ваши аргументы будут считаться гораздо более убедительными, если они напечатаны удобным для чтения шрифтом». Заметьте, что вопрос не только в размере, но и в теме шрифта. Десятый кегль шрифта Times New Roman отличается по своей высоте от такого же десятого кегля тем Tahoma и Verdana . Я приводил пример конкретной темы шрифта и его оптимального размера, потому что считаю именно указанный диапазон максимально удобным для чтения и хорошего восприятия.

У спикера должен быть свой «цитатник», в котором он сохраняет очень меткие высказывания для своих выступлений. И перед каждым новым докладом абсолютно не лишним будет вновь сканировать этот список. Да и слушатели любят меткие цитаты.

Используйте юмор

Меткий и хороший юмор всегда разряжает ситуацию и смягчает напряженность. Вооружите свой арсенал хорошими и веселыми шутками, которые можно использовать в различных ситуациях.

Одна из моих любимых - это сыграть на относительности, ведь по большому счету любая ситуация, любая позиция и даже любое правило относительно.

Вот сама шутка: «Знаете, на самом деле все относительно. К примеру, три волоса на голове - это мало. А вот три волоса в супе - это уже перебор. Так и в нашей ситуации…».

Наконец-то, постскриптум…

Насколько пригодятся такие навыки? Не буду ничего говорить, тут уже каждый решает сам. Но даже на улице любая драка начинается с разговора, а именно с неправильного ответа на какой-то вопрос.

Аль Капоне говорил «Я отдам три десятка своих головорезов за одного человека, умеющего решать вопросы, разговаривая» .

Навыки риторики позволят вам уйти от провокаций и достойно ответить оппоненту без перехода на грубости и личное. Более того, хотите вы этого или нет, но каждый профессиональный спикер должен уметь достойно отвечать на неудобные вопросы.

Когда настало время для вопросов, переключите презентацию на ранее заготовленный слайд, подобный этому:

В любом случае, каждый сам решает, как ему реагировать на неудобные вопросы. Я всего лишь поделился с вами своим видением и точкой зрения.

Надеюсь, эта информация была для вас полезной. И спасибо, что дочитали эту длинную статью в 20 000 знаков до самого конца.

Оратору, какой не была бы блестящей его или ее речь, рано или поздно из зала начинают поступать провокационные вопросы. Давайте разберемся, кто задает подобные вопросы оратору, с какой целью задаются провокационные или возражающие вопросы?

Итак, трудные ситуации для оратора при работе с вопросами и возражениями аудитории.

Кто-то из Вашей аудитории относится к категории спорщиков. Не пытайтесь переспорить этих людей, это невозможно по определению
Задача спорщика изначальная - получить признание у аудитории. Если оратор получил вопрос из зала от спорщика, рекомендую сказать:

"Это хороший вопрос. Возможно ли обсудить его после выступления или"

Большое спасибо, что задали этот вопрос. Отлично, что Вы его подняли" Мы рекомендуем очень кратко ответить на вопрос и сказать аудитории,
что Вы ответите на этот вопрос подробно после Вашего выступления. Сами же можете вернуться к выступлению.

Категория Провокаторы.
Провокаторы часто задают вопросы, на которые нет ответа. Они также жаждут внимания и уважения со стороны аудитории. Даже если Вы попытаетесь ответить на ворпос провокатора, знайте, что у этих людей заготовлены контраргументы. Оптимально для оратора будет нейтрализовать данный вопрос предложением ответить на него наедине после Вашей презентации.

Категория слушателей Болтуны.
Люди этого типа будут задавать Вам вопросы только для того, чтобы Вас о чем-то спросить публично. Для нейтрализации болтунов оратору в своей речи рекомендуется заранее отвечать на некоторые вопросы своей презентации - этим самым Вы не дадите шанса болтунам проявить свое любопытство. Иногда оратор может отложить ответ на ворпос и сделать это после презентации.

Что делать оратору, когда ответа на вопрос не существует?

Что делать оратору, если требуется обдумать ответ на сложный вопрос аудитории?

Для того, чтобы оратору потянуть время, продумывая ответ на поставленный из зала вопрос, рекомендуем оратору задать следующий вопрос залу:

1. Не могли ли бы Вы уточнить Ваш вопрос?
2. Хороший вопрос - а что Вы сами думаете об этом?
3. Хорошо, что Вы заострили внимание на этом вопросе. Давайтие подумаем об этом вместе.
4. Интересный вопрос, а что слушатели думают о нем?
5. Вы можете записать вопрос из аудитории на флипчарте - это даст Вам уникальную возможность для самого себя четко сформулировать вопрос и обдумать его.

Имеется только одно золотое правило оратора- Никогда не ставьте задающего вопрос в неловкое положение, даже если этот человек Вас, как оратора, попытался поставить в неловкое положение.

В целом, оратор, которые вначале своей презентации разрешает аудитории отвечать на вопросы, кажнется более сильным, уверенным Интерактивный режим всегда привлекателен для аудитории.

Оптимально, когда оратор отвечает на вопросы по ходу презентации - это дает возможность закончить презентацию на высокой ноте, как вы это планировали.
Умение оратора отвечать на ворпос завист от нескольких составляющих:
1. Профессионального знания темы доклада.
2. Скорости реакции.

Работа с вопросами аудитории является крайне важным этапом Вашего выступления. Хорошие ответы и правильные реакции могут даже спасти не слишком качественное выступление, ровным счетом как и провальный блок работы с вопросами может запросто испортить блестящее выступление. Исходя уже из всего выше-сказанного, становиться совершенно очевидным то, что после того, как вы подготовились к выступлению, необходимо перейти к подготовке блока вопросов и ответов, а так же помнить перечисленные ниже принципы для корректного реагирования на интерес аудитории.

1. Провоцировать вопросы

Первое, что необходимо осознать – вопросы из зала нужны вам!

Задать вопросы можно касательно любого выступления, но далеко не всегда аудитория будет делать это, потому спикер может умышленно опускать важную и интересную целевую информацию, чтобы впоследствии получить вопрос в свой адрес.

Простейший пример : рассказываем о месте, где качественно оказывают какую-то услугу, расписываем все в красках, эмоционально и интересно, главное понимаем, что аудитории нужна эта информация. Умышленно забываем упомянуть, где находиться это самое место. Когда в конце выступления спросят – тогда уже и расскажем, где находиться и сколько стоит. В итоге и вопрос получили и продажу сделали непрямой.

2. Поощрять и не наказывать

Неоднократно замечал, как молодые и неуверенные в себе спикеры бояться вопросов и осознанно или нет, формируют в себе негативное отношение к оным. А это влечет за собой неадекватные реакции, такие как:

Очевидно недовольная и недоброжелательная мимикрия в момент поступления вопроса;

Фразы вроде: «у вас устаревшие данные» или «неактуальная информация» ;

Оскорбления вроде: «чушь!» , «бред!» или еще хуже;

Критика формулировки вопрошающего – помним, что задающий вопрос вовсе не должен быть выдающимся спикером и переговорщиком, может у человека проблемы с коммуникацией – не надо его «тыкать» в это.

Все упомянутые выше реакции являются ничем иным, как наказанием за вопрос – если мы хотим, чтобы вопросы продолжали поступать, а мнение о вас как о спикере и человеке сложилось хорошее – так не делаем.

Для поощрения вопроса можно сделать следующее:

  1. Невербальный акт – как минимум учтиво киваем в знак благодарности, если артистизм позволяет – делаем удивленное выражение лица, или одобрительно киваем – делаем это как во время поступления вопроса, так и после;
  2. Благодарим спросившего и оцениваем его вопрос. Вопрос может быть оценен как необычный, оригинальный, актуальный, смелый, блестящий и сильный, а так же как провокационный, неожиданный и хитрый. Если подключите вашу фантазию и заглянете в глаза вопрошающего – обязательно придумаете оценку, которая будет приятна именно ему или ей;
  3. Делаем комплимент спросившему, его компетентности, эрудированности, остроумию, чувству такта и так далее;

Нет нужды применять к каждому вопросу все три пункта, но поощрять вопросы в целом – необходимо.

3. Отвечать всем!

Помните, что аудитория - это один организм. Да он состоит из разных людей, мнений и мыслей, но пока они слушают спикера их объединяет контекст выступления и чувства связанные с ним, а это значит, что вопросы исходят не от человека, а от публики. Что-то, что озвучил один, может интересовать, если не всех, то добрую половину зала. Следовательно, поблагодарив спросившего, отвечаем всей аудитории.

4. Предварительные фильтры вопросов

Как перед выступлением мы устанавливаем регламент – некоторые договоренности с публикой о взаимодействии, так и после выступления, но перед блоком вопросов мы можем установить дополнительные договоренности.

Например, в основной части вашего выступления речь шла об определенной проблематике и статистике . Предположим, в статистике вы не уверенны, или просто не подготовились к вопросам касающихся цифр, может, есть какая-то иная причина, чтобы не обсуждать её. Ничего не мешает установить следующий фильтр:

«Господа, времени на вопросы у нас осталось не много, потому, давайте мы сейчас не будем обсуждать статистику и поговорим о наиболее важных аспектах…»

Мы исключили из всех возможных вопросов связанные со статистикой. Причем если кто-то и задаст вопрос в этом векторе, мы будем вправе сделать замечание, просто потому, что предварительно установили соответствующую договоренность.

5. Управлять выступлением

Помним, что во время публичного выступления главный человек в зале это именно спикер – значит, и правила (хотя скорее договоренности) устанавливает он.

Главная договоренность озвучивается еще перед выступлением, а именно – как задавать вопросы: во время выступления или после, поднимать руку, подходить к специальному микрофону или писать записку.

Если договоренность установлена – то все, что остается, это контролировать её соблюдение, поочередно жестом руки или кивком давать слово, например поднявшим руку. Всегда даем высказаться тому, кто еще ничего не спрашивал, далее по приоритетности пожилые люди, затем женщины.

Если в аудитории есть попытки задать вопрос не в соответствии с регламентом, необходимо напомнить об установленных договоренностях и принципиально давать слово только в соответствии с установленными правилами.

Крайне важно не вступать в перепалки и дискуссии. Если предмет вопроса таков, что в дискуссии заинтересовано слишком много людей в зале – переносите обсуждение на время после окончания выступления.

Не позволяйте людям задавать вам очереди вопросов. Отвечая поочередно на 2-3 или более вопросов от одного человека, вы лишаете этой возможности других, а время идет.

Помните, что вы не обязаны отвечать на вопрос. Это значит, что если он слишком частный или не корректный вы вправе прокомментировать это либо пообещать ответить на него после выступления лично спросившему.

И главное – именно вы говорите, когда завершен блок ответов на вопросы. То есть прекратить отвечать вы можете в любой момент.

6. Не быть всезнайкой

Обычно когда я говорю об этом на тренингах, всегда находиться несколько людей впавших в недоумение. И действительно, сложилось мнение, что спикер должен знать все. А это не так.

Вы не обязаны знать всего и даже всего по теме вашего выступления. Об этом можно честно сказать аудитории – как прямо: «Вы знаете, никогда не задавался поиском ответа на этот вопрос» или «Интересный вопрос, я обязательно подумаю над ним, но сейчас ответить не готов» . Так и косвенно: «У меня есть данные на этот счет, но я в них не уверен…»

Как правило, когда мы чего-то не знаем, но пытаемся ответить, события разворачиваются так. После весьма обтекаемого и не четкого ответа, кто-то из зала пытается все же понять смысл ваших слов и задает еще более детализированный и подробный вопрос – попытка ответить на него будет еще менее успешной, чем предыдущая. Подобные вопросы будут поступать до тех пор, пока не завалят спикера окончательно, а аудитория не убедиться в его некомпетентности. Причем если спикер сам укажет на свою некомпетентность в вопросе – все будет хорошо. Аудитория ВСЕГДА относиться к подобным проявлениям с пониманием.

7. Краткость на вес золота

Часто получив хороший вопрос, неопытный спикер начинает не только отвечать на него, но и высказывать свое мнение, отношение или аргументировать свое мнение. Этого делать не надо, во всяком случае, пока не поступит целевой вопрос вроде: «А почему вы так думаете» или «Можете ли аргументировать» . Всегда отвечаем только на вопрос. Не больше, не меньше.

8. Делайте подсады

Тут, думаю, все просто. Если формат мероприятия позволяет – пригласите одного или несколько друзей с заготовленными заранее вопросами, а значит и ответами. Просите их каждый раз тянуть руку и давайте слово по мере необходимости. В продвинутом варианте можно обеспечить себе еще одну волну эмоций. Например первый подсадной вопрос будет очень болезненным и проблематичным и ваш ответ на него заставит аудиторию опечалиться, задуматься, сопереживать. После чего последует вопрос, ответ на который будет жизнеутверждающим и позитивным, что в свою очередь создаст в аудитории контрастный предыдущему эмоциональный фон. Чем больше таких эмоциональных скачков в вашем выступлении – тем лучше. Почему бы не обеспечить несколько, благодаря вопросам.

9. Угадывайте и фиксируйте вопросы

Во-первых, выступая с той или иной темой регулярно, всегда фиксируйте поступающие вопросы. Попросите кого-то записывать их или выпишите их самостоятельно, если велась аудио или видеозапись выступления. С большой вероятностью вопросы повторяться, когда вы будете выступать в следующий раз, а значит, у вас есть возможность подготовиться к ответам на них еще лучше.

Во-вторых, просто угадывайте возможные вопросы при подготовке. Когда-то я работал на телеканале «Интер» и не понаслышке знаю, что пресс-службы разных публичных деятелей предугадывают до 70% всех поступающих вопросов. Это притом, что журналисты, как правило, готовят крайне каверзные вопросы, чтобы выделиться на фоне остальных и получить эксклюзивный материал. Когда вы видите, как отвечая на вопрос, спикер, задумавшись, цитирует кого-то, проводит экскурс в историю с упоминанием дат и событий и блестяще отвечает на вопрос – можете быть уверены, вопрос был предугадан, а ответ на него был заготовлен.

10. Алгоритм подготовки к блоку вопросов и ответов

Помним о необходимости установить договоренность в регламенте о том, когда и как задавать вопросы.

Помним о необходимости после выступления объявить блок вопросов и ответов, к примеру: «Я закончил, если у вас имеются какие-то вопросы – я готов с радостью на них ответить!»

В процессе подготовки к выступлению берем нашу финальную запись на диктофон или камеру и, прослушав ее, задаем вопросы сами себе. Записываем их.

Показываем или даем прослушать нашу запись друзьям, коллегам или родственникам. Просим их задать максимальное количество вопросов. Записываем их.

Если есть возможность выступить перед друзьями, коллегами или родственниками, желательно не теми, кто видел или слушал запись – выступаем. Просим задать вопросы. Записываем их.

В получившемся списке вопросов находим повторы. Например, вы сами задали себе вопрос, и схожий задал кто-то из вашего окружения – на такие готовим ответы в первую очередь. Затем готовим ответы на все остальные. Ответ готовим не в письменном виде, а тезисами, как и все выступление в целом.

Помним, что блок ответов на вопросы, так же важен как и само выступление. Успех хорошего вступления – в хорошей подготовке , вопросов это тоже касается.