Метод ассоциаций в обучении. Метод ассоциации – один из способов реализации инновационных подходов в обучении младших школьников. Индивидуальная психология а. адлера
К. Юнг подчеркивал, что терапия - это соединенное усилие анализирующего и анализируемого, работающих вместе, как равные. Он определял психотерапию каклечение души илечение душой. Он старался избегать опоры на формальную теорию и на специфические техники в процессе терапии, поскольку это могло бы сделать анализ механическим и ослабить контакт анализирующего с анализируемым. Он подчеркивал, что в процессе терапии происходит взаимодействие не только сознания, но и бессознательного клиента и терапевта. Основные методы, которые он практиковал, - это метод направленных словесных ассоциаций, метод анализа сновидений и метод активного воображения. Также использовал приемы рисования и лепки. Его ученица Д. Кальфф на основе метода М.Ловенфельд разработала юнгианскую песочную терапию, когда клиент в специальной песочнице творит свой мир .
Юнг различал две основные стадии терапевтического процесса, каждая из которых, в свою очередь, делится на две части.
Первая стадия- аналитическая. Сначала следует признание, во время которого индивид начинает возвращать себе ранее подавленный и загнанный в бессознательное материал. Затем следует фаза толкования рассказанного материала. Клиент пока остается зависимым от терапевта.
Вторая стадия - синтетическая. Сначала следует обучение, в котором Юнг подчеркивает необходимость перехода от психологических открытий к новому актуальному опыту, результатом которого является индивидуальный рост и формирование новых привычек. Последняя фаза - трансформация, это стадия мини-индивидуации, или самообучения, в котором индивид принимает все больше ответственности за свое развитие. По сути дела, это фаза личностного роста, становления более высокоразвитым в душевном и духовном смысле существом.
Юнг ввел в психологическую практику новую технику анализа, он использовал не свободные (как Фрейд), а направленные словесные ассоциации. В ответ на слово, предложенное терапевтом, клиент должен был отвечать первым пришедшим ему на ум словом. Ассоциация, даваемая в ответ на слово, «задевающее» проблему клиента, дается им с некоторой задержкой и сопровождается непроизвольной эмоциональной реакцией. Это помогает терапевту выявить исходный психологический комплекс и точнее истолковать полученные ответы.
Интересно, что аналогичный метод применяется в знаменитом детекторе лжи.
В книге «Аналитическая психология» (Тевистокские лекции) Юнг излагает случай работы с женщиной, получившей диагноз «шизофрения депрессивного характера», который мы приводим с сокращениями.
Юнг применил тест на направленные ассоциации. Он обнаружил, что нарушение реакций (задержка) наблюдается на слова «ангел», «упорный», «зло», «богатый», «деньги», «глупый», «дорогой» и «женитьба». Опираясь на этот набор слов, Юнг провел беседу с пациенткой, в ходе которой он выяснил, что в небольшом городе, где она росла, жил молодой и богатый аристократ, в которого она была влюблена. Но родители сказали, что он богат и вовсе не думает о ней. Она вышла замуж за другого по их совету, родила двух детей и даже была счастлива.
Она жила уже в другом городе, и однажды ее навестил друг детства и сообщил ей, что своим браком она причинила боль одному джентльмену, который любил ее (тому самому, в которого была влюблена и она). Это известие ударило ее словно током. Через две недели она купала своих детей - мальчика и девочку, вода вызывала подозрения и, как оказалось, действительно была заражена тифозной палочкой. Мать заметила, что девочка тянет в рот губку, но не остановила ее, а когда мальчик попросил попить, она дала ему эту воду. Девочка заболела тифом и умерла, мальчика спасли. Через два месяца мать оказалась в психиатрической клинике. Получалось, что она совершила убийство, как бы не осознавая этого, но наказывала себя, хотя криминал ей не грозил.
Собравшись с духом, Юнг сказал ей: «Вы убили своего ребенка». Произошел взрыв эмоций, они затмили все, но потом она пришла в себя. Через три недели ее выписали. Юнг наблюдал ее еще в течение 15 лет, и никакого рецидива не было .
В отличие от 3. Фрейда К. Юнг работал с больными шизофренией, и известны случаи, когда он добивался их исцеления чисто психологическими средствами.
Анализ сновидений проводился К. Юнгом иначе, чем это было принято в классическом психоанализе. В основном он стремился обнаружить в сновидении те или иные архетипы и истолковать их значение исходя из процесса развития личности клиента (процесса индивидуации) и трудностей, с которыми он сталкивается на этом пути. Каждый сон - это еще и портрет сновидящего, в нем отражаются те черты личности или убеждения, существование которых он не вполне осознает.
«Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, на следующий день после получения диплома приснился следующий сон.
Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей. Неожиданно появляется Ричард Никсон, похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит: «Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешься стать настоящим профессионалом, то должен овладевать основами искусства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответственно. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь куспеху».
Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это часто бывает со снами). В его сознании укоренилось неприязненное отношение к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют «мотивационные приемы» и эвфемизмы для манипулирования людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывается не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопреки своим идеалам он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и достичь его можно посредством «примочек», которыми пользуются обитатели Мэдисон Авеню .
Метод активного воображения заключается в свободном фантазировании, как бы сочинении сна наяву, в котором терапевт может мягко направлять клиента к решению его проблемы (см. гл. «Эмоционально-образная терапия»). Активное воображение направлено к диалогу и взаимодействию с возникающими в воображении образами.
Пример зафиксирован Юнгом. Это был один из первых случаев использования им активного воображения. Свои наиболее значительные и глубокие открытия в области природы души Юнг совершил благодаря обращению в своем активном воображении к внутреннему человеку, которого он назвал Филимоном и который впервые явился к нему во сне.
«...Вскоре после этой фантазии из глубин бессознательного поднялась еще одна фигура. Она развилась из фигуры Илии. Я назвал этот образ Филимоном. Филимон был язычником и принес с собой дух Египта и Эллады, с привкусом гностицизма. Его образ впервые явился мне в нижеследующем сне:
Небо было голубым, как море, и по нему плыли не облака, а плоские коричневые глыбы земли. Было похоже на то, что глыбы раскалываются и в трещинах между ними появляется голубая морская вода. Но это была не вода, а голубое небо. Внезапно справа появилось плывущее по небу крылатое создание. Я увидел, что это был старик с рогами быка. В руке у него была связка из четырех ключей, один из которых он держал наготове, словно собирался открыть дверь. У него были крылья зимородка, с их характерной расцветкой».
Филимон и другие образы из моих фантазий помогли мне сделать знаменательное открытие: в моей душе существуют вещи, которые создаю не
я. Эти вещи создают сами себя и живут своей собственной жизнью. Филимон представлял силу, которая мне не подчинялась. В моих фантазиях я вел с ним долгие беседы, и он говорил вещи, недоступные моему осознанию, ибо я совершенно четко понимал, что эти вещи говорит он, а не я. Он сказал, что я воспринимаю свои мысли как нечто порожденное мною самим, но, с его точки зрения, мысли подобны животным в лесу. ...Это он научил меня психической объективности, реальности души. Благодаря ему я усвоил разницу между своим Я и объектом своих размышлений...
С психологической точки зрения, Филимон представлял высшую форму интуиции. Для меня он был таинственной фигурой. Иногда он казался мне совершенно реально существующей личностью. Я гулял с ним в саду, и он был для меня тем человеком, которого индусы называют гуру .
Вопросы для самоконтроля
1. Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?
2. Что такое архетип?
3. Какие основные типы личности выделил К. Юнг?
4. В чем особенности метода направленных ассоциаций?
5. Какие типы личности выделял К. Юнг?
6. На какие фазы делил К. Юнг процесс психотерапии?
7. Какие основные методы терапии использовал К. Юнг?
Литература
1. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М., 1994.
2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. - М., 1996.
3. Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей. - М., 1995.
4. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов н/Д, 1999.
5. СамуэлсЭ. Юнгипостьюнгианцы.- М., 1997.
6. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентиро-ванной психологии. - М., 1996.
7. ХилманД. Архетипическая психология. - СПб., 1996.
8. ШтейнхардЛ. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб., 2001.
9. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997.
10. Юнг К. Г. Избранное. - Минск, 1998.
11. ЮнгК.Г. Психология переноса. - М., 1997.
12. Юнг К. Г. Душа и миф. - М; Киев, 1996.
13. ЮнгК.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.
14. ЮнгК.Г. Психологические типы. - М., 1992.
15. ЮнгК. Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994.
Глава 5. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
А. АДЛЕРА
Альфред Адлер, как и Карл Юнг, был учеником З.Фрейда и также разошелся со своим учителем, построив свою собственную психоаналитическую концепцию. Он покинул Венское психоаналитическое общество в 1911 г., отказавшись от поста его президента (с ним ушли еще 9 членов общества), и основал собственную организацию - Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Адлер много работал в области образования, в особенности в области обучения самих учителей.
Основные идеи
В качестве основных принципов психической жизни индивида Адлер выделял холизм (принцип целостности), воплотившийся в идее единства индивидуального стиля жизни, стремление индивида к власти и агрессии, социальный интерес или общественное чувство, направленность поведения на достижение цели. Адлер утверждал, что цели и ожидания больше влияют на поведение, чем прошлый опыт, он полагал, что каждый мотивирован прежде всего целью превосходства и овладения средой (мотив власти и агрессии) . В то же время человеку врождены так называемые кооперативные чувства (или социальный интерес), если они не удовлетворены, то личность не может быть счастлива. Сюда относятся такие чувства, как любовь, дружба, доверие, альтруизм, желание служить человечеству, чувства близости, родства и т.д. Эти идеи в значительной степени противоречат классическому психоанализу и во многом способствовали возникновению гуманистической психологии.
В то же время ключевым понятием для него является комплекс неполноценности (или как сейчас уточняется - комплекс недостаточности), он полагал, что все дети глубоко испытывают чувство неполноценности вследствие их малых физических размеров и недостатка сил и возможностей. Особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих те или иные физические недостатки. У ребенка возникает стремление к компенсации своего недостатка.
Комплекс неполноценности может возникнуть как в результате наличия реального физического недостатка, так и в случае недостатка внимания и любви, неспособности добиться таких же успехов, как другие дети, в случае частых болезней, бедности, насилия, угрозы смерти и вследствие избалованности в родительской семье.
Чувство неполноценности вызывает стремление к превосходству, которое направляет помыслы и действия к «цели победы». Адлер подчеркивал важность в жизни человека агрессии и борьбы за власть. Однако агрессию он понимал не как стремление к уничтожению противника, но скорее как сильную инициативу в преодолении препятствий. Позже Адлер рассматривал агрессию и волю к власти скорее как мотив, лежащий в основе стремления к превосходству и самосовершенствованию, т.е. побуждения улучшать себя, развивать свои способности и свою потенциальность. (Вспомним пример Александра Суворова, росшего болезненным и хилым мальчиком, или пример Демосфена, набиравшего камешки в рот, чтобы бороться со своим косноязычием). Как считал Адлер, в самом комплексе неполноценности нет ничего страшного, более того, именно ему мы обязаны всеми улучшениями в жизни человечества.
Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает в себя общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то она развивается в конструктивном и здоровом направлении. Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного образа жизни.
Однако некоторые люди борются за личное превосходство любой ценой, они пытаются господствовать над другими, унижать и подавлять их, а не становиться полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство такого рода - это невротическое извращение, результат очень сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Самосовершенствование невозможно без формирования конкретных жизненных целей. Их формирование начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и слабости в мире взрослых. Например, многие врачи избрали эту профессию уже в детстве как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. У невротиков всегда имеется значительное расхождение и даже противоречие между сознательными и бессознательными жизненными целями, последние играют роль защит и вращаются вокруг фантазий личного превосходства и самопочитания.
Каждый индивид выбирает свой жизненный стиль, т. е. уникальный способ следования своей жизненной цели. Кажущиеся независимыми друг от друга привычки и черты поведения получают свое
значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологическиеиэмоциональныепроблемынемогутрассматриваться изолированно, они включены в общий стиль жизни как его части или стороны.
Если человек устремлен к цели власти над другими людьми ради самого факта власти, основным средством достижения этого считая борьбу с людьми, то он будет развивать в себе специфические черты личности: амбициозность, подозрительность, умение интриговать, способность предавать друзей, легко менять убеждения, если надо, ловко пользоваться моментом, давать ложные обещания, производить нужное впечатление и т.д.
Если же он хочет служить обществу и власть для него лишь инструмент для освобождения людей, достижения справедливости и благополучия общества, то он будет формировать в себе другие черты: принципиальность, верность идеям, надежную дружбу с единомышленниками, честность и прямоту, способность убеждать, доброту и т.д.
Отсюда понятно, что основой целостности личности, по ААд-леру, является стиль жизни, из которого проистекают все остальные ее особенности. Вот почему его школа называется «индивидуальная психология», а ведущим принципом является холизм. В этом смысле ААдлер был, пожалуй, первым и наиболее последовательным «системщиком» в психологии.
Можно указать на три основных стиля жизни индивида:
1. Успешнаякомпенсациячувствааеполаоцетюстшврезулъта-
те совпадения стремления к превосходству с социальным интере
сом.
Примером может служить успешная профессиональная карьера, связанная со служением людям. Представим себе замечательного хирурга, который спасает жизнь сотням людей. Это огромная власть, власть над жизнью и смертью. Это превосходство над другими, но превосходство, которое не унижает, а восхищает. В то же время это реализация добрых социальных чувств как со стороны самого врача к людям, так и со стороны людей к нему.
2. Гиперкомпенсация,
которая означает одностороннее приспо
собление к жизни в результате чрезмерного развития одной черты
или способности.
Это не означает, что всякое феноменальное развитие таланта является гиперкомпенсациеи, талант может развиваться и по пути нормальной компенсации. Гиперкомпенсация, в понимании Адлера, является обратной стороной определенной ущербности, которая остается, несмотря на сверхразвитие способностей, страдают прежде всего нормальные межличностные связи человека с
другими людьми. В таком случае талант может развиваться как способ оправдать свою неполноценность.
Также гиперкомпенсация может приводить к усиленному развитию какой-то одной черты личности: властолюбия, скупости, подозрительности, лживости, авантюристичности и т.д. Подмечено, что великие властители и полководцы часто были низкого роста, например Наполеон, Кутузов, Суворов (в детстве был болезненным мальчиком), маршал Жуков и др. Такие тираны, как Гитлер и Сталин, в детстве были очень унижаемы, кроме того, они были низкорослыми мужчинами. Все ближайшее окружение Сталина было низкорослым, а самым маленьким был кровавый нарком Ежов.
3. Уход в болезнь. Человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации нормальными способами и вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу .
В последнем случае невротик уходит в самоизоляцию, он не идет по пути социальных достижений и живет в фантазиях, которые вертятся вокруг идей о собственном превосходстве. Его властолюбие реализуется в сопротивлении любым требованиям социальной жизни, в нем развивается сверхчувствительность к любым естественным обязанностям: он не может заниматься домашней работой, учиться, сдавать экзамены, ночью спать, а днем бодрствовать, доверять кому-либо, кого-либо уважать, следовать логике, хранить верность, работать, признавать чужие права и т.д. Все перечисленное он ощущает как невыносимое принуждение. Логика, эстетика, правила языка, любовь, забота о ближнем, сотрудничество, доверие и т.д. - против них направлено поведение стремящегося к изоляции властолюбивого невротика.
Вся его активность упирается в малый круг семьи, где он, по сути дела, является тираном на основании своей «болезни», и все, что он «делает», - это отстаивает свои привилегии с помощью страхов, навязчивых состояний, обмороков, депрессии и даже психозов. Тем не менее такое поведение нельзя рассматривать как симуляцию, поскольку это происходит бессознательно.
Женщина 35 лет, занимавшая достаточно престижную должность, вынуждена была оставить работу, чтобы заботиться о своей дочери восьми лет (бабушка, которая занималась этим ранее, заболела). Через два месяца женщина заболела сама, только уже психически. После нескольких месяцев лекарственной терапии ее состояние значительно улучшилось, но полного выздоровления не наблюдалось. Она производила впечатление сутулой старушки с колючим и мрачным взглядом, она не могла заниматься никакими домашними делами, постоянно конфликтовала с дочерью, по-
чти полностью прекратила сексуальные отношения с мужем, жаловалась, что ничего не помнит из того, что читает, занималась постоянными самообвинениями, что мучает свою семью, но ничего не может поделать. Семья пригласила психолога для консультаций.
В ходе терапевтических бесед выяснилось, что в детстве она чувствовала недостаток любви и заботы о себе (она росла с отчимом), очень завидовала подруге, у которой «все было». Тогда она как бы «сжалась в кулак» и решила всего для себя добиваться сама, что и делала всю остальную жизнь. На работе она была «борцом за справедливость». Она действительно добилась того, чего хотела, но когда вынуждена была «сесть» дома - заболела.
В ходе девяти терапевтических встреч психолог помог ей осознать, что ее заболевание явилось следствием комплекса неполноценности и жажды реванша, что ее самообвинения только усиливают ее состояние. В результате проведенной терапии она смогла заниматься домашними делами, у нее восстановилась память, она возобновила сексуальные отношения с мужем, отношения с дочерью значительно улучшились, выражение глаз стало мягким, сутулость прошла, весь облик обрел нормальную женственность.
В одну из встреч, имевшую кульминационное значение, она пожаловалась, что первые три дня после предыдущего сеанса она чувствовала себя хорошо, а потом «болезнь снова настигла» ее. Психолог напомнил ей, что в ходе предыдущих встреч они уже поняли, что «болезнь» - это какая-то часть личности самой клиентки. Затем он поставил стул перед клиенткой и предложил ей представить, что «болезнь» находится на нем.
«Если болезнь Вас настигает, то это зачем-то нужно. Наверное, она Вас от чего-то защищает?» - сказал он.
«Я Вас не понимаю, - возмущенно ответила клиентка, - да она все отняла у меня!»
«Хорошо. Пусть все то, что она отняла, находится с этой стороны стула, теперь я отодвигаю стул, и все это хлынуло к Вам потоком... Что это такое?»
«О! Это любовь... Любовь моих близких, моего мужа, моей дочери, моих друзей. Это то, что для меня дороже всего! Этого всего она меня лишила...»
«Понятно. - Психолог ставит стул на место. - Значит, «болезнь защищает Вас от любви...»
Агрессивно: «Я не понимаю Вашей логики. Она у меня все отняла!»
«Но мы же договорились, что это часть Вашей личности... Значит, Вам это зачем-то нужно...»
«Вы какую-то ерунду говорите, мне это не нужно. Она меня измучила, все отняла».
«Ладно. Не вспомните ли Вы, был ли в Вашей жизни случай, когда бы Вы отказались от любви?»
«Да, в 9-м классе был один мальчик. Он так меня любил... Как собачонка за мной бегал, готов был в окошко по моему слову выпрыгнуть. А я его пинала...»
«Что Вам давало то, что Вы его "пинали"?»
«Возможность помучить... Ну, власть...»
«Значит, Вы отказывались от любви ради власти...»
«Боже мой! (хватается за голову). Действительно, я же всеми ими властвую, они вокруг меня носятся... Неужели я отказалась от их любви ради власти?! Что же делать?!»
«Отдавайте всю власть, которую Вы в себе ощущаете, назад этой болезни (показывает на стул), пока не избавитесь от нее полностью».
Клиентка несколько минут сосредоточенно работает, мысленно расставаясь с властью (процесс необходим для растождествления с осознанным нежелательным качеством), при этом заметно, как расслабляется ее тело, глаза начинают светиться мягким светом. Наконец она говорит, что «болезнь» на стуле растаяла, власть ей больше не нужна. Она подтверждает, что чувствует, как любовь, которую она утратила ранее, возвращается к ней.
«Как Вы чувствуете себя в целом?»
«Я уже много лет так хорошо себя не чувствовала...»
Работа продолжалась на последующих сеансах, но, анализируя данный ее этап, можно понять, что клиентка с помощью болезни властвовала над малым кругом семьи и что власть и любовь - вещи несовместимые.
Что еще важно - после девяти сеансов у клиентки восстановились все нормальные психические функции, а это еще раз подтверждает, что у нее не было никаких нарушений работы мозга, все симптомы были следствием внутрипсихического конфликта, ее ухода в болезнь.
Еще одной составляющей теории А. Адлера является концепция о роли порядкарожденияребенка в семье. Например, первенец до появления второго ребенка получает в семье безграничную любовь и заботу родителей. Рождение же второго ребенка означает для него как бы «лишение трона», и он склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Но прошлого не вернуть, и поэтому он обычно идет по пути социальных достижений, стремится к власти и лидерству. Первенцы обычно достигают более существенных социальных успехов, чем вторые дети, и обладают более высоким интеллектом, что подтверждается статистическими данными.
На своем терапевтическом опыте я убедился, как тяжело переживает рождение брата старшая сестра. Мне известно несколько случаев развития невроза на этой почве. Видимо, это связано с тем, что ей труднее компенсировать потерю «трона» на пути социальных достижений и она чувствует, что все равно будет хуже мальчика, поскольку для родителей мальчик более ценен (как ей кажется).
Одна моя студентка заявила, что у нее с братом прекрасные отношения. Сначала я сказал, что, видимо, у них очень мудрая мама, сумевшая наладить их отношения. Она подтвердила это. Но потом я обратил внимание на то, что эта студентка обладает совершенно недюжинным интеллек-
том, учится одновременно на двух курсах института, имея собственную семью и ребенка, занимается довольно сложными проблемами психологии, требующимихорошегознания математики и аппаратуры, и одновременно обучается нетрадиционному методу лечения (рейки). То есть она идет по пути социальных достижений, как обычно делает первенец, и прекрасно компенсирована в этом смысле.
В то же время старшего брата сестра обычно очень любит, воспринимает как покровителя и не конкурирует с ним, часто ревнует к его невесте.
Единственный ребенок никогда не борется за свое центральное положение в семье с братьями и сестрами, поэтому у него могут быть проблемы в общении со сверстниками, он ожидает от окружающих защиты и заботы. Часто у него возникает сильное соперничество с отцом.
Второму ребенку приходится «побивать рекорды» старшего, он как будто мчится на всех парах. Он вырастает соперничающим и честолюбивым. Он может ставить себе непомерно высокие цели, что повышает вероятность неудач. Часто он ищет другие пути, чем старший ребенок, поскольку на пути, избранном первым ребенком, он не в силах с ним соревноваться. Но его также может больше интересовать эмоциональная близость, чем социальный успех.
Последний ребенок никогда не испытывает «лишения трона» и часто является «малышом» и «баловнем» семьи. Но у него практически нет ничего своего, он вынужден пользоваться вещами других членов семьи. Это может приводить к определенным невротическим проблемам. У него возникает высокая мотивация превзойти старших детей. Он часто становится самым быстрым пловцом, самым лучшим музыкантом. Адлер говорил о «борющемся младшем ребенке» как о возможном будущем революционере.
Эвристический метод. Метод ассоциаций
Специалисты, разработавшие этот метод, считают, что ассоциативный метод активизации творческого мышления обучаемых основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
Между двумя совершенно разными, не связанными друг с другом понятиями можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в 4-5 этапов. Например, если взять два различных понятия - «древесина» и «мяч», то при осуществлении ассоциативного перехода может получиться цепочка: «древесина» - «лес», «лес» - «поле», «поле» - «футбольное», «футбольный» - «мяч».
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАФОР
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей в практике обучения и развития персонала можно использовать различные метафоры. При интерактивном обучении удобнее применять простые их виды:
Бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);
Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»);
Метафоры-загадки («туман над лесом» - косынка, «полная горница людей» - огурец).
При развитии творческого потенциала руководителей и специалистов целесообразно также использовать новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные варианты решения проблемы.
В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные связи между компонентами решаемой проблемы и прежним опытом руководителей и специалистов, участвующих в игровом взаимодействии. В результате зарождения новых ассоциативных связей возникают нестандартные творческие идеи, дающие новые ракурсы и новые возможности.
Во время интерактивного общения необходимо, чтобы каждый член группы предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования идей.
Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых руководителей и специалистов, позволяет видеть мир и реальную практику на более глобальном уровне.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
Данная технология базируется на следующих принципах:
Свободные ассоциации.
Антиконформизм.
Отсроченный критический анализ.
Затем для зарождения новых ассоциаций и генерирования новых идей по данной проблеме предлагается в качестве стимула слово «телевизор».
ПРАВИЛА ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА
Организаторы процесса генерирования идей методом свободных ассоциаций должны действовать следующим образом:
Прежде чем решить проблему, попытаться несколько раз ее переформулировать;
Предлагать исходное слово, понятие, которое будет стимулировать мысль и воображение участников обучения для образования неожиданных ассоциаций и порождения идей;
На начальной стадии творческого побуждения, как и в мозговом штурме, не критиковать предложения, какими бы они ни были;
В быстром темпе менять слова и понятия, на основе которых образуются ассоциативные цепочки.
ПРАВИЛА ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Не следует бояться высказывать вслух все, что прямо или косвенно связано с зарождающейся ассоциацией, идеей;
Любые идеи, зарождающиеся у членов игровой команды, обязательно фиксируются;
Систематизация и классификация идей осуществляются только тогда, когда процесс генерирования закончен;
Самая оптимальная и конструктивная идея отбирается после проведения критического анализа всей наработанной информации.
Специалисты по творческим технологиям обучения и развития включают в интерактивные технологии такие их виды, как:
Метод временных ограничений;
Метод внезапных запрещений;
Метод новых вариантов;
Метод информационной недостаточности или наоборот, информационной насыщенности;
Метод Дельфи;
Метод фокальных объектов;
Метод морфологического анализа;
Метод абсурда и другие.
Достоинством перечисленных методов является то, что они позволяют развивать диалектику мышления, находить выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, оригинальные, неожиданные решения творческих задач различного уровня трудности и проблемности.
Однако нам представляется, что все эти техники сами по себе не являются интерактивными, они лишь могут в той или иной степени быть использованы информированными преподавателями как творческие приемы в разнообразных играх.
Таким образом, анализ интерактивных эвристических технологий также свидетельствует об их многообразии и специфике, что позволяет преподавателю для разных образовательных и профессиональных целей использовать как целые игровые комплексы, так и отдельные приемы, имеющие самостоятельный характер.
Важно отметить также, что мозговой штурм, синектика и метод свободных ассоциаций позволяют диагностировать творческий потенциал личности, выявлять образность мышления и кругозор, оригинальность фантазии, быстроту реакции, умение перевоплотиться, способность убеждать, влиять на других людей, мобильность и инновационность и др.
Советы преподавателю по решению проблем
Классифицируйте и проясняйте проблему.
Согласовывайте с обучаемыми процессы и методы решения проблем.
Разделяйте известную информацию по предложенным критериям (сильные стороны, слабые и т.д.).
Говорите об угрозах и слабых сторонах создавшейся ситуации. Применяйте линейное или логическое мышление. Принимайте в расчет стили и технологии обучения. Развивайте выясненные понятия, углубляйте их, используя сессии «мозгового штурма» и «синектики».
Выделяйте время на обдумывание каждого этапа решения проблемы.
Делитесь информацией, выработанной участниками занятий, и своей собственной.
Рассматривайте возможности выхода из тупиковых ситуаций. Избегайте ограничений в формулировках.
Проверяйте правильность адекватного понимания терминов и формулировок всеми участниками занятия.
Эффективность метода свободных ассоциаций определяется емкостью и качеством стимульного материала (например, при исследовании элитных алкогольных напитков на стимул «водка» был дан ответ «слеза комсомолки»).
Пример 1. При исследовании имиджевых характеристик использовался метод свободных ассоциаций. Далее приводятся обобщенные данные.
Индивидуальность у потенциальных потребителей ассоциируется единственный, особенный, старинный, специальный, неповторимый, редкий, интересный.
Элегантность ассоциируется с индивидуальным, модным, неповторимым, легким, простым, стильным изящным, изысканным.
Благородный воспринимается как верный, старинный, дубовый, порядочный, надежный, изделия из красного дерева.
Надежный - прочный, твердый, прежний, дубовый, благородный, постоянный, долговечный, качественный, престижный.
Традиционность ассоциируется с определениями постоянный, классический, понятный, стандартный, привычный, доступный. Данная имиджевая характеристика воспринимается неоднозначно с точки зрения отношения: одновременно присутствует и положительное, и отрицательное. Положительное связано с отношением к традиционному как надежному, отрицательное – как к немодному, несколько отсталому.
Безопасность ассоциируется с большим, экологически чистым, проверенным, надежным, прочным, застрахованным.
Качественный воспринимается как аккуратный, высоко технологичный, стабильный, прочный, надежный, долговечный, постоянный, практичный, дорогой.
Изысканный связывается с дорогим, массой излишеств, изящным, красивым, необычным, стильным, шикарным.
Комфортность связывается с легкостью, уютом, удобством, мягкостью, прохладой, теплом.
Респектабельный в восприятии участников – это шикарный, стильный, основательный, дорогой, строгий, с наворотами.
Престижность воспринимается как дорогой, для элиты, качественный, модный, надежный, красивый.
Пример 2. Обозначенные в Примере 1 имиджевые характеристики исследовались методом свободных цветовых ассоциаций. Результаты по группе испытуемым представлены ниже:
· Престижность – синий, черный, желтый, белый, красный.
· Комфортность – бежевый, коричневый, зеленый.
· Респектабельность – черный, белый, серый, зеленый.
· Изысканность – золотой, фиолетовый, белый, серый, зеленый.
· Качество – черный (5 выборов), серебряный.
· Традиционность – черный, белый.
· Индивидуальность – бордо, фиолетовый, голубой.
· Элегантность – белый, бежевый.
· Благородство – серый, коричневый, красный, бордо, бежевый.
· Надежность – зеленый, коричневый, серый.
· Безопасность – желтый, голубой, зеленый, белый.
Область применения метода свободных ассоциаций:
1. Для изучения мнения и отношения респондентов о функциях товара или услуги, так как вербальные техники в большей степени, чем невербальные отражают впечатление об утилитарных и социальных функциях.
2. Для определения желательных имиджевых характеристик товара, услуги, организации, торговой марки и т.д.
3. Метод позволяет более точно отслеживать тенденции настроений целевых аудиторий.
5. Метод позволяет понять место товара в общей системе социальных ценностей целевой группы, в шкале рангов подобных товаров.
Метод направленных ассоциаций (принудительные связи)
При использовании данной методики участников просят определить, какое из нескольких предъявляемых изображений, понятий, качеств одной категории больше всего подходят к стимульному материалу.
Пример 3. При уточнении названия торговой марки и наиболее значимых имиджевых характеристик использовался метод направленных ассоциаций. Испытуемым предлагалось выбрать из обозначенных имиджевых характеристик 5 наиболее важных для каждого названия организации, производящей и продающей изделия из дерева. Выбранные характеристики необходимо было зафиксировать в соответствующей колонке.
Дарлес | Ангарра | Дубрава | Леско | Тэкко | Крона | |
Престижность | ||||||
Комфортность | ||||||
Респектабельность | ||||||
Изысканность | ||||||
Качество | ||||||
Традиционность | ||||||
Индивидуальность | ||||||
Элегантность | ||||||
Благородство | ||||||
Надежность | ||||||
Безопасность |
Области применения метода направленных ассоциаций:
1. Данный метод применяется в случаях, когда респонденты испытывают трудности с выражением своего отношения к предмету обсуждения, когда тема обсуждения слишком неинтересной или приземленной.
2. В случаях, если автору исследования необходимо в ходе дискуссии или флкус-группы активизировать участников, когда они испытывают усталость. В данном случае метод направленных ассоциаций позволяет повысить качество и количество высказываний участников группы.
3. Для уточнения данных, полученных в ходе проведения других исследований.
Методика проведения ассоциативного метода:
1. Определение темы исследования. Например, имиджевые характеристики торговой марки пива.
2. Создание или отбор стимульного материала. Если ранее проводилось исследование, например, по желаемым имиджевым характеристикам организаций, оказывающих туристические услуги (туроператоры), с использованием контент-анализа или опроса, то данные исследований используются в качестве основы для стимульного материала. Определяется перечень вербальных стимулов (слов, словосочетаний и т.д.) или невербальных (изображения, образцы продукции и т.д.).
3. Определение формы проведения и выборки (участников). Среди форм проведения можно выделить:
Ведущий зачитывает или демонстрирует стимульный материал, испытуемые дают вербальные ассоциации, которые фиксирует ведущий или помощник;
Ведущий предъявляет стимульный материал, испытуемые самостоятельно фиксируют ассоциации;
Ведущий раздает стимульный материал каждому участнику, которые в письменном виде фиксируют вербальные ассоциации.
Выборка соответствует целевой группе, ее объем определяется в зависимости от целей исследования.
4. Непосредственное проведение исследования с использованием ассоциативного метода.
5. Обработка и интерпретация результатов. Кроме статистической (количественной) обработки результатов с определением частоты встречающихся ассоциативных вариантов составляются карты взаимосвязей (см. кейс по взаимосвязи имиджевых характеристик и цветового диапазона при формировании торговой марки). Первичная карта взаимосвязей отражает все полученные зависимости между стимульным материалом и возникшими ассоциациями. На основе анализа первичной карты взаимосвязей проводится отбор наиболее емких соотношений, что находит свое отражение на вторичной карте (кейс содержит вторичную карту).
.Общей инструкцией в начале анализа является предложение расслабиться, войти в полусонное состояние со свободно плавающим вниманием и говорить абсолютно все, что приходит в голову. При этом акцент делается на том, чтобы проговаривать все возникающие мысли и чувства, даже если они кажутся несущественными, неприятными или глупыми, в том числе относящиеся к анализу и личности аналитика. Именно так в идеале применяется основной метод - метод свободных ассоциаций. Фактически Фрейд и Юнг были первыми психологами, исследовавшими этот феномен. Фрейд чисто эмпирически, исходя из своих клинических наблюдений, Юнг строго научно, изобретя тест словесных ассоциаций.
Метод основан на идее, что по-настоящему свободные ассоциации человека, сумевшего оставить рациональное мышление, вовсе не являются случайными и подчинены четкой логике - логике аффекта. Однако во фрейдистской интерпретации такая цепочка ассоциаций, если удастся преодолеть сопротивление, обязательно приводит к ядру психического конфликта - комплексу и раннему травматическому опыту, лежащему в основе его формирования. Таким образом, предполагается, что все звенья этой цепи связаны и чем дальше мы продвигаемся, тем ближе мы к выяснению сути. Поэтому Фрейд постулировал возможность прямых интерпретаций (если при любом начале ассоциирования все равно приходишь к одному и тому же результату) и принципиальную допустимость самоанализа. Парадоксальность применения фрейдистского варианта этого метода состоит в том, что, поскольку теоретически выведен единственный источник всех психических конфликтов - эдипов комплекс, - то в свободном ассоциировании в общем-то нет большой необходимости, во всяком случае его конкретное содержание не имеет значения. Именно против этой догматической умозрительной схемы возражал Юнг. Он говорил, что с таким же успехом вместо того, чтобы слушать клиента, можно было бы прочесть какое-нибудь объявление да и любую строчку из газеты. Он обнаружил, что ассоциации подобны паутине или кругам, расходящимся на воде от брошенного камня. Они всегда вращаются вокруг аффективно заряженных образов и образуют психическую ткань, в которую этот образ плотно вплетен. Ассоциации - это не средство вытащить на поверхность давно вытесненное. Будучи неразрывно связанными с центральными образами посредством своих аффективных коннотативных аспектов значений, они образуют саму материю психического, сам способ жизни и функционирования нашей души. В сущности, каждый из ключевых образов, стягивающий на себя пучок ассоциаций, имеет нечто универсальное, присущее всем людям, то есть архетипическое.
Поэтому иногда юнгианское применение этого метода называют циркулярным, или круговым, ассоциированием в отличие от линейного ассоциирования в классическом психоанализе. В юнгианской практике важно кружить возле образа, все время возвращаться к нему и предлагать новые ассоциации, пока не станет ясен его психологический смысл. Причем дело не в том, чтобы извлечь некую идею по поводу этого образа, а в самом непосредственном переживании образа со всеми прикрепленными к нему ассоциациями. Только тогда может родиться не умственное, сугубо рациональное понимание, а понимание психологическое, при котором объект познания не вытаскивается на поверхность и вырождается до чего-то более плоского, а исследуется in vivo в присущей ему среде, оставаясь живым. Линейное ассоциирование представляет собой познание психической жизни в виде работы или соревнования, в которых важен результат. И мы думаем, что каждый следующий шаг приближает нас к заветной цели. Если же происходят задержки в пути, то обязательно кто-то в этом повинен. Классическое определение сопротивления связано именно с сопротивлением свободному ассоциированию. При циркулярном же ассоциировании мы можем охватить взглядом всю перспективу и увидеть, что в некоторых точках мирового океана бушует шторм, а в других местах штиль и хорошая погода. Мы можем видеть колебания температуры и солености воды, не оценивая воду как правильную или неправильную. В зависимости от желания клиента можно погрузиться в выбранном месте, почувствовать себя там, ощутить глубинные течения. Возможно, сегодня он еще не готов к плаванью в непогоду. Ему нужны время и некоторая тренировка. Важно лишь не терять из виду эти бурные воды. Но необходимости попасть именно туда нет, потому что океан един, можно достичь дна с любой точки. Таким образом, хотя метод свободных ассоциаций одинаково используется в психоанализе и юнгианском анализе, в него вкладывается разный смысл, и если первый делает акцент на слове «ассоциация», то второй, скорее, на слове «свободная». Надо помнить, что задача этого метода - не в том, чтобы «вывести клиента на чистую воду», а в организации свободного доступа к бессознательному содержанию. Такой подход требует от аналитика отказа от собственных моноидей, которые могут вести процесс ассоциирования и в результате обеднять образ. Существует соблазн привести клиента к тем же ассоциациям, которые возникли у аналитика.
Суть этого метода - контакт с бессознательным - должна воплощаться в самой свободной, метафорической, исполненной фантазиями атмосфере анализа. Если такая атмосфера не образовалась, то любые четкие инструкции не дадут нужного эффекта. Приведем пример. В одном из сновидений клиентка рожает почерневшую от времени доску в виде рыбы, на которой стоит знак, что это девочка. Ассоциации клиентки в основном касались неприятных ощущений, связанных с ее женственностью. Ассоциации у аналитика - с почерневшими досками как иконами и с рыбой как символом Христа. Однако высказывание этих идей аналитиком или его попытка привести ассоциации клиентки к духовному измерению могли быть вызваны неосознанным желанием отстраниться от ее болезненных переживаний, связанных с принятием своей женственности. Позднее аналитик вспомнил образ, объединяющий оба направления ассоциаций, - образ черной богоматери. Желание аналитика направить ассоциации в свое русло имеет смысл рассматривать с точки зрения контрпереноса. В данном случае аналитик возвышает, идеализирует клиентку, что подтвердилось дальнейшим ходом анализа, но это идеализирующее отражение может быть необходимым для принятия ею собственной женственности. Конечно, циркулярное ассоциирование не останавливается на двух доминирующих направлениях ассоциаций. Здесь оно может привлечь наше внимание к отношениям клиентки с дочерью, ее внутренним ребенком, и тем, что рождается в анализе, к тому, насколько она чувствует себя черной рыбой в темных водах бессознательного, к ее рисункам в черном цвете (почерневшим от времени) и т. д. Но такая работа не может быть выполнена за один аналитический сеанс. Весь длительный аналитический процесс можно рассматривать как циркулярное ассоциирование, когда вновь возникающие образы постоянно играют с предыдущими, порождая новые значения. Так, в инициальном сновидении, которое мы будем обсуждать ниже, рождение рыбы-доски «оживляет» море и одновременно придает другие значения следующему за этим сну о рыбе в чистой колодезной воде.