Лучшие пословицы про учение для детей: список и отзывы. «Конспект познание мира «Чтение — лучшее учение. Смотреть что такое "Чтение - вот лучшее учение" в других словарях

Тема: Чтение – вот лучшее учение.

Цель: образовательная: раширение кругозора учащихся;

воспитательная: привитие любви к чтению книг;

развивающая: развитие познавательного интереса.

Ход классного часа.

  1. Организация класса.

II. Сообщение цели.

(Звучит музыка В.Шаинского «Вместе весело шагать». В класс входят книги.)

1-я книга:

Здесь учатся многоуважаемые первоклассники? Наконец-то мы вас разыскали. Мы знаем, что вы уже научились читать, и ещё нам рассказывали, что головы у вас умные, сердца добрые и справедливые, глаза зоркие, а руки умелые.

Мы хотим поближе познакомиться с вами, такими замечательными ребятами. Мы, мудрецы, живём в книжном царстве – мудром государстве.

2-я книга: Сколько звёзд на небесах,

Столько цветов в лесах,

Сколько капель в Днепре,-

Сколько книг на земле!

Есть с ладошку одни,

Есть – большие тома,

Проживают они

Вместе с вами в домах.

Учитель: Новых книг живые строки

Открывают путь широкий.

Жить без книг мы не могли бы,

Книгам добрым, интересным –

Мы всем классом шлём привет!

Для чего нужны книги?

Чтение – вот лучшее учение!

III. Беседа.

Учитель: «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - писал А.М.Горький. С самого детства жизнь человека неразрывно связана с книгой. Величайшим счастьем для ребёнка является встреча в детстве с книгами. Сначала это волшебный мир сказок. Сказки учат человека быть человечными. Они заставляют огорчаться из-за чужого несчастья, радоваться радостям другого, переживать за героев сказки.

Но не только сказки учат человека добру и справедливости. Нет такой области в жизни и деятельности человека, которая не была бы связана с книгой. Одни книги учат добру, другие – любви к природе, третьи хранят и передают человеческие знания. Книги – добрые учителя человека. Любая книга может помочь человеку в трудную минуту. Помочь советом, ответить на любой вопрос.

Русская народная пословица говорит: « Кто много читает, тот много знает». Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, её просторах, о её лучших людях и их труде, о научных открытиях.

Что нового вы узнали за последнее время?

Откуда вы это узнали?

В последнее время издаётся огромное количество детских книг, журналов.

Каждый ребёнок может выбрать любую интересующую его литературу. Что больше всего вы любите читать?

Чем привлекает вас эта тема?

В настоящее время изданы различные серии энциклопедий. Это «Что такое, кто такой?», «Я познаю мир», «Почемучка» и другие.

Другая пословица говорит, что «Книга – наш помощник в труде». Рабочий читает книги о станках, чтобы лучше ими управлять, колхозник, о том, что надо сделать, чтобы вырастить богатый урожай, врач, о том, как лучше лечить людей, чтобы они меньше болели, учитель, о том, как лучше учить и воспитывать детей. Каждый человек постоянно находится в поиске новых знаний, а где их можно получить?

Книги помогают понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.

1-я книга :

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам стать умными, грамотными и эрудированными.

Учитель:

- Чтобы узнать, хороший ученик или нет, достаточно посмотреть на его книги. Ученик, который любит читать, бережно относится к книгам, они у него всегда в порядке, а у нерадивого ученика все листочки завёрнуты, грязные. Об этом и говорят наши книги.

(Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книг. Одна красиво оформлена, а другая – рваная, растрепанная. Ученик, сидя за партой, громко читает стихотворение М.Ильина «Две книжки»).

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

Ну, как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да, что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

Твои мне незнакомы муки,

Не помню я такого дня,

Что бы не вымыв чисто руки,

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной ты не увидишь точки,

Про кляксы я молчу – о них

И говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

IV . Итог.

  • Чем помогли вам книги?
  • Часто, читая книги, задумываешься над своими поступками. Книга самый главный учитель. Она учит жизни, учит любить и уважать человека, поэтому нельзя относиться к книге, как к вещи, без которой легко можно обойтись. Как хорошо, что в жизни есть мудрые и добрые друзья и советники – книги! Читайте книги и вы станете мудрее и умнее.

Зачем ребенку знакомиться с народным творчеством и, в частности, с пословицами? Ответ на этот вопрос предельно очевиден: фольклор - это самый простой способ усвоить жизненную мудрость, научиться ориентироваться в окружающем мире. А те пословицы, которые говорят о необходимости получать знания, - бесценный инструмент в руках родителей и учителей.

Пословицы на страже эффективности обучения

«Читай, книгочей, не жалей очей» - гласит пословица про учение. Другими словами, народная мудрость предлагает читать как можно больше, то есть сделать обучение частью повседневной жизни. «Делу время, а потехе - час», - слышит с детства каждый от родителей или бабушек с дедушками. Что можно сделать для того, чтобы процесс обучения у ребенка происходил как можно более эффективно? Как распределить время малыша, чтобы его хватало и на выполнение домашнего задания, и на игры во дворе, и на увлечения?

Многие исследователи подчеркивают: чтобы управление временем было эффективным, необходимо сначала концентрироваться на самых важных делах. А народная мудрость только напоминает нам об этом еще раз: ведь если не уделить внимание самому важному, потом все равно придется выполнить это. Однако сделать потом будет уже сложней - всегда легче учить таблицу умножения или проходить тему по русскому языку вместе со всем классом. Именно поэтому так важно с детства знакомить ребенка с народной мудростью, содержащейся в пословицах про учение. Ведь из них малыш в краткой форме узнает о важных и полезных навыкаъ, которые пригодятся ему в дальнейшем.

Учитель, наставник

А какова роль учителя в процессе получения знаний? Учительский труд - очень тяжелый, но одновременно и почетный. Во многих пословицах про ученье упоминаются также и педагоги. «Почитай учителя, как родителя» - вот одна из них, которая напутствует детей и подростков уважительно относиться к преподавателям. В действительности термин «ученичество» относится не только к сфере школьного образования. Это слово прочно укоренилось у всех народов земного шара. Например, если человек хочет стать поваром, то лучше всего ему обучиться этому ремеслу у опытного кулинара.

Более того, обучение взаимоотношениям с окружающими людьми незаметно происходит и в семейном кругу. Ребенок смотрит на родителей и день за днем перенимает их манеру общения. Поэтому понятие «учение» выходит далеко за рамки обыденного понимания этого процесса. И так же к каждому учителю необходимо проявлять уважение - будь то преподавательница математики или ведущий курсов рисования в художественной школе.

Желание учиться - залог успеха

Чешская пословица про учение гласит: «Школа без дисциплины - что мельница без воды». Но что делать, если ребенка невозможно заставить учиться, выполнять домашние задания? Малыш сидит перед грудой учебников и не хочет даже шевелиться. Можно ли заставить ребенка учиться в таком случае? И отчего так происходит? «Хорошо учить того, кто сам хочет учиться» - вот что говорит исландская пословица про знание и учение. Но когда ребенок должен буквально свернуть горы, чтобы выполнить всю работу, то о желании приходится только мечтать.

План и приоритеты

Ребенка парализует страх перед неохватной глыбой работы, а страх противоположен желанию. Значительно упрощается процесс обучения, если составить план работы, а также правильно расставить приоритеты. Например, на первом месте могут быть письменные домашние задания, а затем - устные. Сначала важнее сделать математику, и только потом - упражнение по русскому языку. «Знания приходят в труде» - гласит камбоджийская пословица.

Также значительно легче выполнять домашнее задание, если составить поэтапный план работы. Например, необходимо написать сочинение. Чтобы упростить задание, нужно разбить его на несколько небольших этапов - поиск источников, чтение нужной информации, написание черновика, вычитка ошибок, работа над чистовым вариантом. Все эти действия - понятные и простые. Так учиться будет значительно легче, ведь на место страха перед заданиями придет желание.

Зачем нужно учиться?

«Знание - сила» - эта русская пословица про учение, пожалуй, является одной из самых известных. Почему же русский народ считает знание основным ключом к успеху? Книга быстро позволяет овладеть большим количеством информации. В каждой книге заключаются мысли живших в другие эпохи людей. Эти идеи они могли вынашивать в течение десятилетий, а с помощью книг все становится доступным для любого человека. Быстрое освоение информации позволяет человеку разобраться с различными проблемами, увидев их через призму мировоззрения мудрецов современности и прошлого. Самыми высокооплачиваемыми специалистами являются те, кто обладает особыми знаниями, и самым простым способом получить эти знания является чтение книг. «С книгой жить - век не тужить» - эта пословица про учение для детей поможет привить любовь к чтению.

Развить интерес

Для ребенка интерес к книгам зависит от различных причин. Во-первых, значительную роль может играть пример родителей. Поведение матери и отца является своеобразной моделью для ребенка, которую он перенимает с самых ранних лет. Пословицы, поговорки про учение - хороший способ воспитания, но без примера взрослых его недостаточно. Поэтому, если чадо будет видеть своих родителей с книгой в руках, то интерес к книгам у него проявится естественным путем. Давление - не лучший способ приобщить малыша к чтению. Марк Твен в своей книге «Приключения Тома Сойера» описывает сцену, где Тома заставили красить забор. Но он делал это с таким азартом и увлечением, что дворовым мальчишкам пришлось выпрашивать у него разрешения и покупать возможность хотя бы немного поработать малярной кистью.

Пословицы про ум и учение: список

Теперь перечислим главные пословицы, которые говорят о необходимости получения знаний:

  • Век живи - век учись.
  • Учение - путь к умению.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Знание — половина ума.

Эти короткие пословицы помогут усвоить ребенку мысль о том, что учение - необходимая и неотъемлемая часть жизни.

Урок литературы в 5 классе

Тема: Чтение – лучшее учение.

Цели: - познакомить детей с учебником, с историей создания книги; - дать представление о том, как устроена книга; - развивать любознательность, словарный запас учащихся.

Ход урока

    Знакомство.

    Как вы понимаете слова А.С. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение»?

Отгадайте загадку:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга)

Согласны ли вы, что с книгой нужно дружить? Книги – наши первые и надежные друзья. Они идут с нами по жизни. Помните ли вы первую книгу, которую вам прочитали взрослые? А какую первую книгу прочитали вы сами? Эти книги и их героев вы будете помнить всегда.

- «Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. (Фрэнсис Бэкон.)

Как вы поняли выражения «по волнам времени», «драгоценный груз», «от поколения к поколению»?

А знаете ли вы, когда и где появились первые книги, какими они были?

3. Египетродина книги. Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус– речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Древней Греции в городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен.

Древний Китай. Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага.Бумагу создал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке.

Германии в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Евангелие.

И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.

В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. Но каждая книга дорога, так как несет массу полезной и интереснейшей информации.

Во многих городах земного шара книгу вознесли на пьедестал, создали ее памятники, тем самым увековечив ее на все времена.

Россия. Санкт-Петербург.КниганаУниверситетскойнабережной. На ней высечены строки Пушкина “Люблю тебя, Петра творенье…”

Россия. Омск. Композиция «Книга – источник знаний».

Памятник книге в Сургуте.

Туркмения. Ашхабад. Памятник книге «Рухнама».

Шарджа. Памятник Корану.

Московская область. Памятник Карамзину и первым семи томам его истории.

4. А есть ли у вас, ребята, любимые книги? Кто их автор? Как зовут главного героя? Какие книги вы прочитали летом? Расскажите, пожалуйста, всему классу о них? (Рассказы ребят.)

5. Молодцы! Вы прочитали интересные произведения, написанные специально для вас. А о чем еще можно прочитать в книгах, какую информацию они несут до своего читателя?

Литература – от «литера» (буква). Буквы складываются в слова, в которых смысл всего прочитанного.

В словаре С.И. Ожегова слово книга объясняется как «произведение печати в виде переплетённых листов бумаги с каким-нибудь текстом», а в Толковом словаре В.И. Даля «книга - это сшитые в один переплёт листы бумаги».

Из чего состоит любая книга? Как листы бумаги переплетаются между собой? Давайте внимательно приглядимся.

6. Перед нами книга. Первое, что мы видим – это обложка. Она бывает мягкой, сделанной из бумаги, твердой, из картона, тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась теснённым рисунком с золотом. Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки. У некоторых книг поверх твердого переплета надевается еще одна бумажная обложка, на которой помещен рисунок, написаны название книги, ее автор. Это суперобложка.

Откроем книгу. Слева – изнанка переплета, справа – первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Иногда он белый, а иногда на нем изображен рисунок.

Перевернем еще одну страницу. Новый разворот. На левой стороне – фронтиспис, на правой – титул (титульный лист). Фронтиспис – иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя – автора книги. На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу название издательства, место, где книга была напечатана, и год издания.

Для удобства обращения с книгой в конце, реже в начале, помещено содержание (оглавление) – указатель заголовков издания.

7. Л.Н. Толстой сказал: «Хорошая книга - точно беседа с умным человеком». Книга – собеседник, друг, советчик… Для того чтобы книга раскрыла все свои секреты ее нужно читать очень внимательно, перечитывать то, что осталось непонятным. Хороший читатель – перечитыватель.

8. Итог урока. Домашнее задание:

Подбери пословицы и поговорки о книге, чтении.

Что было для вас интересным?

Что вы узнали нового?

Я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу на уроке.

Чтение - вот лучшее учение

Чтение - вот лучшее учение
Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина (1799-1837) к брату. Льву Сергеевичу. Оно было частично опубликовано в 1855 г., полностью - в 1858 г.
В оригинале: «...Тебе скажут: учись, служба не пропадет. А я тебе говорю: служи - учение не пропадет... Чтение - вот лучшее учение - знаю, что теперь не то у тебя на уме, но всё к лучшему».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Чтение - вот лучшее учение" в других словарях:

    Цитат из письма А.С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью – в 1858 г. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Чтение - вот лучшее учение - крыл. сл. Цитат из письма А. С. Пушкина к брату от 21 июля 1822 г., опубликованного в выдержках в 1855 г.; полностью в 1858 г … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    - (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский историк, юрист, философ, публицист и общественный деятель, род. 4 ноября 1818 г. в С. Петербурге, ум. там же 3 мая 1885 г. Происходя из старинного русского дворянского рода, началом своим восходящего к ХVII в., К. Д. Кавелин принадлежал… … Большая биографическая энциклопедия

    - — родился 30 мая 1811 года в недавно присоединенном к России Свеаборге, где его отец, Григорий Никифорович, служил младшим лекарем флотского экипажа. Фамилию свою Григорий Никифорович получил при поступлении в семинарию от своего учебного… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Сказки Пушкин , Пушкин А.. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Каждая строчка в них хранит частицу души поэта и, слушая их, дети с малых лет учатся отличать чистое и доброе от мелкого…
  • А. С. Пушкин. Сказки (аудиокнига MP3) , А. С. Пушкин. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Каждая строчка в них хранит частицу души поэта и, слушая их, дети с малых лет учатся различать чистое и доброе от мелкого…