Искусство первобытных времен на белорусских землях. Древние верования и первобытное искусство в беларуси. Вопросы и задания

Расписание занятий 6 «Б» класса

Понедельник

1. Белорусский (301)

2. Математика (204)

3. География (103)

4. Информатика (206) / Труд (м) (107)

5. Английский / испанский (307/313/101)

Вторник

1. Математика (204)

2. Белорусский (301)

3. Белорусский (301)

4. Физкультура

5. История (104)

6. Русский (305)

Среда

1. Биология (102)

2. Русский (305)

3. Информатика (206) / Труд (д) (106)

4. Математика (204)

5. Белорусский (301)

Четверг

1. Русский (305)

2. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

3. Физкультура

4. Математика (204)

5. Физика (202)

6. Русский (305)

Пятница

1. История (104)

2. Русский (305)

3. Белорусский (301)

5. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

6. Математика (204)

7. Классный час (305)


СПИСОК 6 «Б» КЛАССА

1. Акулова Дарья

2. Бердашкевич Александра

3. Гаврильчик Виолетта

4. Ермаков Алексей

5. Загдай Кристина

6. Ковалёнок Альбина

7. Костин Владислав

8. Купрацевич Полина

9. Кураш Олег

10. Маслакова Анна

11. Матяс Владислав

12. Мельникова Анастасия

13. Михеенко Юлия

14. Плиско Тимофей

15. Подсадник Вероника

16. Подсадник Михаил

17. Рыбаков Андрей

18. Скачиха Максим

19. Шаповалова Ульяна

20. Шевченко Ксения

21. Шестаков Максим

22. Язёнок Кира

23. Ярмилов Юрий


Календарно-тематическое планирование

Дата Проведен. Тема урока, план изучения нового материала Понятия Кол-во часов Материал учебнного пособия
18.02. Культура нашых продкаў 1. Вераванні першабытных людзей 2. Міфалогія 3. Пахавальныя абрады 4. Першабытнае мастацтва Міф, курган, скульптура, арнамент § 7
21.02. Наш край
Урок абагульнення
25.02. Кантроль ведаў вучняў
Раздзел II. Жыццё насельніцтва беларускіх зямель у раннім сярэдневякоўі ў V–IX стст.
28.02. Балты на тэрыторыі Беларусі 1. Тэрыторыя рассялення 2. Плямёны балтаў 3. Паселішча балтаў на тэрыторыі Беларусі 4. Гаспадарка і гандль 5. Мастацтва і рамёствы Балты, “бурштынавы шлях” § 8
04.03. Паходжанне і рассяленне славян 1. Прарадзіма славян 2. Першыя звесткі аб славянах 3. Шляхі рассялення славян 4. З’яўленне славян на тэрыторыі Беларусі. Прарадзіма, славяне § 9
07.03. Усходнеславянскія плямёны на тэрыторыі Беларусі 1. Славянска-балцкае ўзаемадзеянне 2. Крывічы-палачане 3. Дрыгавічы 4. Радзімічы Каланізацыя, славянізацыя, саюз плямён. крывічы, дрыгавічы, радзімічы § 10
11.03. На шляху да дзяржавы 1. Князі, дружына. 2. Ваеннае апалчэнне 3. Народны сход – веча 4. З’яўленне гарадоў 5. Племянныя княжанні Знаць, князь, даніна, дружына, ваеннае апалчэнне, веча, племянныя княжанні § 11
14.03. Гаспадарка, рамяство і гандаль усходніх славян 1. Развіццё земляробства і жывёлагадоўлі 2. Развіццё грамадства 3. Рамяство і промыслы 4. Гандаль Малая сям’я, суседская абшчына, рамяство, бортніцтва § 12
18.03 Рэлігія і міфалогія ўсходніх славян 1. Культ продкаў 2. Духi 3. Язычнiцкiя богi. Свяцілішчы 4. Міфы і падданні 5. Абрады Культ продкаў, язычніцтва (многабожжа), свяцілішча (капішча), ідал, абрад, трызна § 13
Матэрыяльная культура 1. Арнамент 2. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва 3. Жыллё 4. Адзенне 5. Зброя Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва § 14


ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Дата Учет деятельности Примечания
10.02.2014 Участие в установочной конференции в Полоцком государственном университете. Ознакомление с методическим, педагогическим и психологическим аспектами практики. Прибытие на место прохождение практики (Средняя школа №6 г. Полоцка). Знакомство с учителем-методистом (Белевич В.И.), а также с администрацией школы. Экскурсия по школе.
11.02.2014 Присутствовала на уроке учителя-методиста, который проводился в классе, закрепленным за мной на время прохождения практики (6 «Б»), с целью ознакомления с методами, приемами обучения. Учитель-методист проводила комбинированный урок. На доске были записаны основные даты, понятия. Проверка домашнего задания осуществлялась с помощью фронтального опроса. Объяснение новой темы с вопросами к ученикам (тем самым проверка пройденного материала). Половина класса вела себя активно.
Присутствовала на уроке по русской литературе у 6 «Б» с целью ознакомления с классом, а также определения их уровней знания и активности. Ученики отвечали наизусть стихотворения. Большая половина класса не была подготовлена к уроку.
Знакомство с классным руководителем. Обсуждение предстоящего мероприятия в классе, посвященного празднику «23 февраля». Осмотр классного кабинета (№305.Русского языка и литературы)
12.02.2014 Присутствовала на уроке информатики у мальчиков 6 «Б» класса, с целью определения уровня заинтересованности информационными технологиями. Мальчики вели себя активно, отвечали на все вопросы практически без ошибок. К выполнению задания на компьютерах отнеслись с большим интересом.
Присутствовала на уроке математики у 6 «Б» класса, с целью ознакомления с составом класса.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
13.02.2014 Присутствовала на уроке по «Обществоведению» в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Иванова Д. А., с целью ознакомления с учебной работой в старших классах. Иванов Д.А. для проверки домашнего задания выбрал проведение к.р. (на подготовку 5 мин.) и 15 мин. на написание. Новая тема «Демократическое общество».
Присутствовала на уроке учителя-методиста по истории Беларуси в 7 «А» классе, с целью наблюдения использования материальных средств обучения на уроке Для проверки домашнего задания был использован диктант (зачитывается предложение, ученики записывают недостающие слова, даты.). Объяснение новой темы с обращением к учебнику. Введение новых терминов (выделение ключевых слов из определения термина).
Присутствовала на ЕИЧ «День памяти воинов-интернационалистов»
Консультация с классным руководителем по проведению предстоящего внеклассного мероприятия посвященному празднику 23 февраля.
14.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
Анализ урока учителя-методиста 14.02.2014 г. 6 «Б» класс История Беларуси Белевич Валентина Ивановна «Возникновение неравенства в обществе» Для проверки домашнего задания был организован фронтальный опрос, этот факт позволил достигнуть активного участия в процессе опроса всех учеников. Также была проведена письменная работа на знание учащихся особенностей Бронзового и Железного веков, что позволило учесть уровень знания учащихся пройденного материала. Для введения в новую тему была проведена эвристическая беседа, которая позволила учащимся самим обозначить цели предстоящего урока. На протяжении объяснения новой темы учитель задавал вопросы, касающиеся прошедших тем, что позволяло учащимся применять уже полученные раннее знания на практике. Для усвоения материала учащимся было предложено составление логической цепочки, которая состояла из таких звеньев как «переход к земледелию» → «возрастание роли мужчины» → «Возникновение патриархальных семей» → «Совершенствование орудий труда» → «возможность жить отдельными семьями» → «переход к соседской общине» → «возникновение частной собственности» → «расслоения общества» → «возникновение неравенства». Позднее последовало логическое объяснение цепочки самими учащимися. При сообщении домашнего задания были ясно озвучены все требования к подготовке.
14.02.2014 Посещение урока по истории Беларуси учителя-методиста в 11 классе. «Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы»
Посещение урока по «Обществоведению» в 11 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчука М. И. «Развитие культуры и укрепление здоровья нации». Работа по группам (по Министерствам).
Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «А» классе. Тема: «Возникновение неравенства в обществе».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчуком М.И. «Проведение индустриализации».
15.02.2014 Оформление документации. Подготовка к проведению урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
17.02.2014 Присутствовала на уроке географии в 6 «Б» классе, с целью определения уровня географических знаний учащихся. Активно себя вели Плиско Т., Коваленок А., Шестаков М.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
18.02.2014 Присутствовала на уроке по истории Беларуси студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю. «Культура наших предков».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М.И. «Коллективизация»
Проведение урока в 6 «Б» классе по истории Беларуси Тема: «Культура наших предков»

«Культура наших предков» 18.02.2014г.

Цель урока: Создать условия для представления учащихся о культуре наших предков, их верованиях и искусстве.

Задачи урока:

· организовать учебно-познавательную деятельность учеников по изучению верований, мифологии, обрядов и первобытного искусства наших предков;

· создать условия для развития умений описывать памятники культуры.

· способствовать формированию чувства уважения к культурно-историческому прошлому нашей страны.

Тип урока – комбинированный.

Наглядный материал: учебная доска, учебник (иллюстрации в параграфе), раздаточный материал письменной работы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Приступая к проверке домашнего задания, распределяю ученикам раздаточный материал (9 человек) 3 вариантам. Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручке на столе. См. прил. 1.1.
Проверка домашнего задания Основной этап проверки домашнего задания – фронтальный опрос: 1.Давайте вспомним основные этапы становления человеческого коллектива? Объясните, почему происходило именно так? 2.Расскажите, пожалуйста, как в обществе появилось имущественное неравенство? (Почему у высших слоев населения формировалась частная собственность? 3.Что такое патриархальное рабство? Какая разница с простым рабством? 4.Что такое «ГОРОДИЩЕ»? Как выдумаете, отчего возникло это слово?На странице 28 учебника есть рисунок городища железного века, объясните что вызвало их строительство? 5.В настоящее время откуда мы можем узнать о неравенстве? 6.Что еще попадается при раскопках из вещей? 7.А почему клали различные предметы вместе с покойниками? Предпологаемые ответы учащихся: 1.Человеческое стадо, материнский род, отцовский род, родовая община, соседская община. 2-4. Для ответа вызвать 1 человека, другие дополняют. 5. Узнать о неравенстве мы можем благодаря археологическим раскопкам. 6-7.Вера в загробную жизнь.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала Так вот сегодня нам предстоит узнать, почему люди начали верить в загробную жизнь, что представляли собой верования первобытных людей, их обряды и обычаи.
Сообщение нового материала Тема нашего урока: «Культура наших предков» (записать) 1.Верования первобытных людей Как вы думаете, почему возникли религиозные верования в древности? Почему гремит гроза, что это за явление? Мы можем объяснить, но все равно некоторые боимся ее. Из этого следует, что люди стали верить в сверхъестественные силы природы. Учитывая климат на территории Беларуси, какие силы природы почитались, какие растения, животные? И почему? Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь. Как вы думаете, первобытный человек видел сны, падал ли в обморок? Так вот считалась, что в такие моменты душа человека покидает тело и где-то ходит. Нельзя было резко будить человека, а то ведь думали, что во сне душа где-то путешествует и вдруг не успеет вернуться обратно, в результате чего, человек мог бы просто умереть. Или когда мы чихаем, что делаем? – Закрываем рот. У нас это, конечно, как правило гигиены, а вот наши предки при этом опасались, что душа может вылететь из тела! Ученики отвечают, что люди боялись грозы, нападения животных, неурожая. Поскольку рассказ учителя дополняется ответами учеников, то объяснение нового материала можно охарактеризовать как беседу. Ученики рассматривают орнамент на с. 29 учебника.
2.Мифология 1.Давайте вспомним, что такое миф? На белорусских землях сложилось много мифов о богах, происхождении разных явлений природы, о деревьях, о цветке папоротнике (вспомните праздник «Купала» - кто найдет цветок папоротника, тот будет счастлив). Также поскольку много у нас озер и рек – о их происхождении и о существах, которые там были.. 2. Какие вы знаете мифы или может о каких мифологических существах вы слышали? 3. Как вы думаете, что хотели объяснить наши предки с помощью мифа про Белуна? В случае, если учащиеся затрудняются ответить на заданный вопрос, можно посмотреть ответ в словаре в конце учебника. Записывают определение в тетрадь. Ученики вспоминают мифы. На с. 30 учебника читают миф «про Белуна»
3.Погребальные обряды Вернемся к тому, что люди начали верить в загробную жизнь, а то есть? Как вы думаете, что такое трупоположение и трупосожжение? Покойнику клали все, что ему понадобиться в загробной жизни. На т-рии Беларуси существовал обычай насыпать над могилами «курганы».Средняя высота была 1-2 метра. Наибольшее к-во курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях. Учащиеся на с. 31 учебника рассматривают украшения. Ученики пробуют дать определение понятию «курганы», после этого зачитывается определение из учебника и записывается в тетрадь.
4.Погребальное искусство 1.Как вы думаете, было ли у наших предков свое искусство? (Пели? Танцевали? Рисовали?). А как это может быть связано с нашей сегодняшней темой? Одним из примеров искусства является скульптура К концу каменного века расцвет орнамента. Изображали то, что видели, чему поклонялись. (Круг, ромб). Можно нарисовать на доске или показать изображения в книге. Чтение определения термина «скульптура» на с. 31 учебника. Рассматривают на стр.31 украшения.
Закрепление полученных знаний Что такое мифология? Какая историческая ценность мифов, легенд? Что такое курганы? Что такое скульптура?
Подведение итогов Рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 10 бальной шкале на раздаточных листочках. Домашние задание: Подготовка к уроку-обобщению на стр.33-36 учебника.
18.02.2014. Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. Тема: «Государственный строй ВКЛ в сер XIII - XIV в.»
Консультация с классным руководителем 6 «Б» класса по поводу проведения внеклассного мероприятия посвященного празднику 23 февраля. Выбор конкурсов, вопросов для викторин, репетиция стихотворений с девочками.
19. 02.2014. Анализ с учителем-методистом проведенного урока по истории Беларуси. Консультация по поводу проведения урока-обобщения по разделу І.
20.02.2014. Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студенткой-практиканткой 5 курса Трухина Н.В.. “Политические партии и общественные объединения”. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.
Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе, проводимым студентом-практикантом 4 курса Лубченок О.В. «Хозяйственная жизнь ВКЛ». Анализ выполненной письменной работы. Проверка домашнего задания (схема на доске). Раздаточный материал (картинки). Рассказ нового материала с вопросами к ученикам.
21. 02.2014 Проведение зачетного урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена». Раздаточный материал (карточки для заполнения периодизаций древнего времени и средних веков). Фронтальный опрос с выполнением некоторых заданий на доске.

Урок-обобщение по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»

Цель урока: Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Задачи урока:

· Создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»;

· Способствовать развитию умений определять местонахождение исторических объектов на исторической карте, называть даты исторических событий, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними.

· Содействовать формированию познавательного интереса к прошлому своего края, уважения к его историческому наследию.

Тип урока – урок повторения и обобщения знаний.

Наглядный материал : Учебная доска, раздаточный материал письменной работы, учебник.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный этап Приветствие. В каждой школе есть «Машина времени» (кабинет истории) и я часто совершаю путешествия во времени. Сегодня я собираюсь совершить путешествие в Древнее время! Я собрала свой походный рюкзак, но еще мне необходимы знания! Я прошу вас мне помочь! Ваши знания мне очень пригодятся! Надеюсь все хорошо подготовились и придете мне на выручку. Учитель предстает перед ученика в костюме путешественника/ туриста.
Проверка домашнего задания, обобщение материала. 1.Для начала мне понадобятся ваши картографические знания! 1.Ученик на исторической карте показывает: Границы современной РБ; реки: Зап. Двину, Неман, Днепр, Припять; границу последнего ледника; места первых стоянок человека каменного века.
2. Что бы я не заблудилась во времени заполните, пожалуйста, таблички, которые я возьму с собой. 2.На карточках заполняют периодизацию. Ответы кладут учителю в рюкзак. См. прилож. 1.2.
3.(На доске написаны заранее даты) Вызываю учеников по очереди для пояснения дат.
4.(Устно отвечают) Древнее время; Средние века; Стоянка; Присваивающее хозяйство; Производящее хозяйство; Мотыжное земледелие; Подсечно-огневое земледелие; Пашенное земледелие; Оседлый образ жизни; Промыслы; Родовая община; Старейшина; Племя; Материнский род; Отцовский род; Большая патриархальная семья; Городище; Расслоение общества; Скульптура; Миф. 4.Предпологаемые ответы учеников.
5. (К доске 1 человек – пишет последовательно расставленные даты) 24 тыс лет до н.э. –стоянка Юровичи 21 тыс. лет до н.э. –стоянка Бердыж 3 тыс. лет до н.э. – переход к животноводству 2,5 тыс лет до н э –проникновение индоевропейцев 2 тыс лет до н.э. –добыча кремня шахтным способом VII в. До н.э. – нач. железного века X в. н.э. – нач. высокого средневековья. 5. Ученик, расставляющий даты позднее рассказывает, что было под этими датами, если затрудняется – помощь одноклассников.
6. Расположение природных и исторических явлений по времени их возникновения. Задание на с.35 учебника.
7. Определить главные причины. Задание на с. 35 учебника
8.Доказать, что: · Орудия труда древних людей постоянно совершенствовались; · Многими изобретениями древних людей пользуются люди нашего времени. Ученики устно отвечают
Подведение итогов Тезисное повторение изученного. Домашнее задание: Повторить пройденный материал.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. 21.02.2014, 6 «Б» класс

История Беларуси

2. Учитель: Телего Божена Александровна.

3. Урок-обобщение «Белорусские земли в древнейшие времена»

Данный урок имеет значительное место в системе уроков, так как является уроком-обобщением, что способствует систематизации полученных ранее знаний и их коррекции

Цель урока : Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Цели и задачи урока были определены в соответствии с обоснованием задач образования.

Тип урока - урок повторения и обобщения знаний.

Основные этапы:

Организационный

Проведение обобщения по разделу

Подведение итогов.

Для проверки знаний учащихся были проведены следующие виды методик: фронтальный опрос, написание на карточках периодизации, проверка картографических знаний, расставление в хронологической последовательности дат, выявление причин и следствий явлений, доказательство явлений с использованием собственной аргументации.

Оптимальность выбора методов проверки очевидна, так как задействовано максимальное количество учащихся.

Принцип последовательности был частично реализован, в связи с возникшими затруднениями при ответе у учащихся. Тем не менее активность класса была на высоком уровне, так как задания были дифференцированными и многие из них требовали личных высказываний и аргументов.

Время урока было использовано рационально, даже не смотря на не осуществление некоторых запланированных заданий.

Замысел данного занятия был реализован именно в форме обобщения потому что такой вид уроке во-первых предусмотрен программой, а во-вторых – необходимость систематизации знаний учащихся, для дальнейшего применения.

При подготовке к уроке были учтены особенности более слабых учащихся, так как им требуется больше времени но осознание той или иной темы, и уж тем более раздела. Поэтому в уроке-обобщение присутствовала много заданий рассчитанных на минимальные знания основных положений.

Условия урока были созданы слегка в необычной форме (учитель пришёл в костюме путешественника и с большим рюкзаком). На такое решение подтолкнул тот факт, что обычно уроки-обобщения проходят в напряженных для ученика условиях (высокая мозговая активность, осознания контроля), поэтому для разрядки обстановки и для воспитания у детей качества взаимопомощи мною были выбраны вышеупомянутые условия.

Поставленные задачи удалось решить более чем на необходимом уровне и поэтому были достигнуты хорошие результаты образования, при этом удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся.

В данном уроке недостатком было то, что из-за ограничения времени урока не всегда удавалось «быть в образе» (т.е. путешественника), но в отдельные моменты урока это было необходимостью, дабы держать дисциплину в классе.

Из данного урока можно сделать выбор, что не надо бояться экспериментировать, так как это поможет наладить хорошую обстановку в классе и внимание детей максимально приковано к изучаемому предмету.

21.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 11 классе.
Посещение урока студентки-практикантки Плавинской А.Ю. по истории Беларуси в 6 «А» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена».
Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М. И. Тема: «молодежная политика»
Проведение внеклассного мероприятия в 6 «Б» классе, посвященному празднику 23 февраля. Рассказ «Из истории праздника». Проведение викторины «Самый, самая, самое…», проведение конкурсов.
Проведение беседы с исследуемой по психологическому аспекту учащейся.
22. 02. 2014. Оформление документации. Подготовка к предстоящему уроку по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
24.02.2014. Консультация с учителем-методистом по поводу урока по истории Беларуси, составление письменной работы для учащихся.
25.02.2014 Проведение урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Контроль знаний учащихся. Письменная работа. Раздаточный материал с заданиями (2 варианта). В конце урока устный анализ письменной работы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40-35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами. По внешнему виду они похожи на современных. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24-21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

3 слайд

Описание слайда:

Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий.

4 слайд

Описание слайда:

Каменный век на территории Беларуси закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника. Период Основные виды занятий палеолит Загоннаяохота, собирательство. Добыча огня. Изготовление ручного рубила, скребков. Строительство примитивного жилья. мезолит Охота, рыболовство. Появление лука и стрел. Изготовлениекостяных орудий труда. неолит Зарождение земледелия и скотоводства. Межплеменные связи. Оседлый образ жизни. Появление керамики, ткачества. Обработка кремния.Пиление, шлифование и сверление камня. Горнодобывающий промысел. Изобретение лодки.

5 слайд

Описание слайда:

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют потребительским (присваивающим). Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака - первое прирученное человеком животное. Незаменимым материалом дня производства орудии труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах - вертикальных колодцах глубиной 3-5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.

6 слайд

Описание слайда:

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50-70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

7 слайд

Описание слайда:

Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. приблизительно до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от потребительского хозяйства к производительному.

8 слайд

Описание слайда:

Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем - подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

9 слайд

Описание слайда:

Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы - многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов.

10 слайд

Описание слайда:

Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу - кричное железо. Постепенно развивалось земледелие, ставшее пахотным. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

11 слайд

3. Духовная культура и искусство первобытного человека.

    Доиндоевропейский период (каменный век).

Превобытность – самый ранний и длительный этап в истории человечества. В ходе попыток исследовать эту эпоху в науке сложилось несколько подходов и периодизаций.

I) Периодизация, предложенная антропологами, основана на изменениях физического типа человека. Эволюция человека как вида началась между 20-12 млн. лет до н.э. и не являлась единым процессом, шла по нескольким направлениям и представляет собой существование и развитие нескольких видов человекоподобных существ. Выделяются следующие этапы развития человека: эпоха существования древнейшего человека - архантропа : к нему относят 1) человека умелого , или «Homo habilis» (он возник примерно 2,5 млн. лет назад, его можно считать первым видом человека, т.к. по своим физическим характеристикам он превосходил обезьяну и использовал первые каменные орудия труда; 2) человека прямоходящего , или «Homo erectus» (примерно 1,5 млн. лет) и 3) человека работающего «Homo ergasten».

Второй этап – палеоантропы . К ним относят неандертальцев: этот тип получил название от реки Неандерталь в Германии, в долине которой впервые были найдены его останки. Именно этот тип человека впервые появился на территории Беларуси (юго-восток). Останки неандертальцев свидетельствуют, что у них были тяжелые челюсти, очень низкий лоб, выдающиеся надбровные дуги, шея была устроена так, что они не могли поворачивать голову назад и смотреть вверх. Кроме того, по строению челюсти ученые заключили, что неандерталец был неспособен к членораздельной речи. Неандертальцы существовали в Европе и на территории Беларуси в течение многих тысяч лет, когда около 35 тыс. лет до н.э. они были вытеснены новым видом существ.

Третий этап – неоантропы . Останки этих людей были найдены впервые в пещере Кроманьон, и данный тип человеческих существ был назван кроманьонцем, или человек ом разумн ым («Homo sapiens»). Кроманьонцы владели связной речью, действовали совместно, обладали большими в сравнении с другими видами знаниями и умениями, и скорее всего, эти существа истребили неандертальцев в борьбе за ресурсы. Эти существа были первыми настоящими людьми, их анатомическое строение схоже с нашим, фактически, с этого времени начинается история человеческого рода.

II) Существует также периодизация первобытного строя, критерием для которой является уровень развития общественных отношений в человеческом обществе. В соответствии с ней в первобытности выделяются несколько этапов.

1) 100-40 тыс. лет до н.э. – первобытное стадо (праобщина);

2) 40-5 тыс. лет до н.э. – раннеродовая материнская община;

3) 5-2 тыс. лет до н.э. – патриархатная община;

4) 2-е тыс. до н.э. – 8 век н.э. – соседская община.

III) Археологическая периодизация выделяет три больших периода первобытной истории – каменный век, бронзовый век, железный. Каменный век подразделяется на палеолит (2,5 млн. лет – 10 тыс. л. до н.э.), мезолит (9 – 5 тыс. лет до н.э.), неолит (5 – 3 тыс. лет до н.э.). В свою очередь палеолит также делится на три периода – нижний, или ранний палеолит (2,5 млн. – 100 тыс. лет до н.э.), средний палеолит, или мустьерский период (100-35 тыс. лет назад), верхний, или поздний палеолит (35-10 тыс. лет до н.э.), мезолит (ХII – V тыс. до н.э.) и неолит (V – III тыс. до н.э – наша эра). Конец эпохи неолита, когда появились первые орудия из меди, называют энеолитом – меднокаменным веком. Кроме того, палеолит и часть мезолита соответствуют ледниковому периоду – плейстоцену, неолит – относится к послеледниковой эпохе – голоцену. Эпоха бронзы – конец III тыс. – 8-7 вв. до н.э., железный век – 8-7 вв. до н.э. – 7-8 вв. н.э.

Начало каменного века на территории Беларуси приходится на период среднего палеолита, к этому времени относят каменные орудия труда, найденные около деревень Светиловичи, Подлужже (Гомельская область), Обидовичи (Могилевская). Считается, что ими пользовались неандертальцы. К периоду позднего палеолита (с 35 тыс. до н.э.) относят появление на белорусских землях кроманьонца. От этого времени на Беларуси сохранились две стоянки – Юровичи (24 тыс. до н.э.) и Бердыж (21 тыс. до н.э.). При раскопках были найдены остатки полуземлянок с очагом посредине, построенных из костей крупных животных, обтянутых шкурой (это были преимущественно мамонты, возле Юровичей нашли останки 20 мамонтов), а также большое количество кремниевых орудий труда (ножи, скребки и др.). К этому периоду относится также добывание огня путем трения. Основные виды деятельности – коллективная охота, рыболовство, собирательство.

Тяжелые условия жизни принуждали людей объединятся: небольшие группы по 20-30 человек получили в науке название прообщины или первобытного человеческого стада (это характерно для среднего палеолита). В позднем палеолите основным коллективом была раннеродовая материнская община (родство в общине велось по материнской линии (матриархат)), которая проживала на одной или нескольких соседних стоянках. Средства существования добывались коллективно, соответственно существовала общинная и родовая собственность, продукты распределялись равномерно между членами общины.

После отступления последнего ледника с территории Беларуси (15-13 тыс. лет назад) территория стала пригодной для жилья и наступила современная геологическая эпоха (климат, рельеф, растительный и животный мир были похожи на современные). Началась эпоха мезолита и именно в этот период происходит окончательное заселение территории Беларуси, появляется постоянное, т.н. автохтонное население, так как начинается переход к оседлому образу жизни. В Беларуси известно около 120 мезолитических стоянок, общее население составляло примерно 5-6 тыс. человек. Основные орудия труда делали из кремня, дерева или кости, был изобретен лук, ручные мельницы, плоты, лодки, была приручена собака.

Последний период каменного века – неолит. Этот период получил свое название в связи с появлением новых техник обработки камня – сверление, шлифовка. Растущие потребности в кремне привели к добыче его шахтным способом. Древние шахты, которыми пользовались в 4 тыс. до н.э., были найдены около Красного Села Волковысского района Гродненской области. Расширяются виды деятельности - возникают ремесла: ткачество, гончарное дело. Неолит – очень важный период в первобытной культуре, так как именно в это время происходит переход от присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) к производящей (земледелие и животноводство - неолитическая революция ).

Еще во время мезолита на территории Беларуси шел процесс объединения родовых общин в племена. Племя – это устойчивое объединение нескольких родов, которые связаны общностью происхождения и кровных связей. Примерно в 4 тыс. до н.э. возникли основные группы племен эпохи неолита: на севере – нарвенская, на востоке – верхне-днепровская, на западе – неманская, в центральной части и юге – днепро-донецкая. К этому периоду относятся стоянки Камень (Брестская обл.) и Осовец (Витебская обл.). Все они отличаются жилищами, орудиями труда, домашней утварью, орнаментацией керамики.

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган. 2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. - Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

Этапы развития первобытного общества. Первобытное общество и начало расселения славян на территории Беларуси.

Первобытное общество охватывает эпоху от появления первых людей до появления классового общества.Тогда появились и начали развиваться важнейшие для жизни человека орудия и средства труда,охота и рыбалка,земледелие,животноводство,язык и мышление,наука и религия.2 основные этапа развития первобытного общества:общеисторический (выделяет первобытное стадо,раннюю и позднюю родовые общины,разложение первобытного обществ и начало образования классов) ; археологический этап(делит раннюю историю на каменный век (палеолит,мезолит,неолит),бронзовый и железный век.Так же первобытное общество делится на присваивающее (присваивание даров природы) и производящее (земледелие).

Славяне у других народов были известны как анты или склавены.Местами формирования славян считают междуречье Вислы и Одера и южную часть лесной зоны Восточной Европы..Постепенно образовались 3 группы: западные, восточные и южные славяне в зависимости от того,где они расселились.Массовый приход славян в Беларусь относится к 6-7 веку,в бассейне реки Припять.Территорию Беларуси заселили 3племени-кривичи,дреговичи, радимичи.В первобытную эпоху у восточных славян сформировались лингвистические,этногрфические особенности,мифология и религиозные представления.Можно сказать что для восточных славян был характерен высокий уровень духовной культуры.

Социально-экономическое развитие белорусских земель в раннем средневековье (VI-IX в.).

На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, шёл процесс классообразования. Важнейшие явления в жизни восточного славянства: 1.) развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; 2.) распад родовой общины, образование соседской общины; 3.) рост частной земельной собственности и формирование классов; 4.) превращение племенного войска в дружину, господствующую над соплеменниками; 5.) захват князьями и знатью племенной земли в личную



Земледелие издавна было основой хозяйства славян. Виды с/х-ых культур: рожь, пшеница, ячмень, овёс, горох, лён и др. Главными орудиями труда были соха и рало. Наряду с земледелием развивалось скотоводство. В хозяйстве славян разводились: лошади, коровы, овцы, свиньи и пр. Распространёнными промыслами были охота, рыболовство и бортничество. Значительных успехов добились славяне в добыче и обработке железа, гончарном ремесле и ткачестве. Переход в VIII в. к трехпольной системе земледелия (включающей посев яровых, озимых) привел к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины. К IX в. на территории расселения восточных славян (включая и малоплодородную Новгородскую область) образовалась значительная площадь расчищенных от леса земель. Основной хозяйственной единицей являлась большая семья, включавшая в свой состав значительный круг родственников. Объединением небольших родовых общин, являлось древнеславянское племя. (~100-200 племён).Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече), на которых задавала тон родоплеменная знать. Большим влиянием пользовались князья, имевшие свои дружины. Шел процесс образования княжеской военной власти.


Становление раннефеодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества. Феодальная раздробленность (IX – первая половина XIII в.)

Развитие первобытного строя привело к появлению раннефеодальных отношений.Феодализм-это сис-ма,которая приходит на смену первобытнообщинному строю и предшествует капитализму. Феодальные отношения отразились в разделении ремесла и земледелия,развитии обменных отношений,возникновении классового общества.Становление феодальных отношений проходило на территории первых раннефеодальных княжеств-Полоцкого и Туровского.В Полоцком княжестве действовало 2 власти-власть князя(исполнительная) и вече (законодательная).Вече-это собрание полочан для решения общественных дел.Оно осуществляло суд,контролировала деятельность князя,решало вопросы войны и мира).Первым Полоцким князем был Рогволод.Наибольший расцвет Полоцкое княжество получило при Всеславе Брячиславиче (Всеславе Чародее).После его смерти Полоцкая земля была разделена между его сыновьями на уделы,это был период феодальной раздробленности.Выделились Полоцкий,Минский,Друцкий,Витебский,Изяславский,Логойский уделы.

Туров является центром дриговичей.В 988 году в Турове был посажен Святополк,который боролся за самостоятельность княжества.Достигнуть этого удалось только при князе Юрии Ярославовиче.Политический строй Туровского княжества включал посадники-заместителя князя,тысячского,который возглавлял городское ополчение,а также вече.

Духовная жизнь и культура белорусских земель в IX – первой половине XIII в. Концепции происхождения белорусского этноса.

В данный период большое значение имело принятие христианства.Дата крещениния восточнославянских земель-988 год.Тогда христианснство официально ввели в Киеве.После этого византийскими мастерами стали возводиться каменные храмы по византийскому образцу. Знаменитым древнейшим храмом в Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Постепенно стали появляться школы зодчества в Полоцке и Гродно.Отличительной чертой Полоцкой школы стали лаконичность архитектурной постройки,украшение интерьера фресками.Примерами Полоцкой школы являются Спасо-Евфросиньевская церковь,Пятницкая и Борисоглебская церкви.Примерами Гродненской школы являются Каложская церковь,Пречистинская.В стены Каложской церкви вставляли специальные голосники для лучшей акустики.Сооружения Гродненских школ имели некоторые черты византийской архитектуры.

Далее у восточных славян появлялась письменность.Появление азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия.Основной жанр письма-летописание.Центром летописания были Полоцк,Туров,Новогородск.Так же существовала религиозная и светская литр-ра,как оригинальная так и переводная.Вершиной худож литр-ры того времени считают «Слово о полку Игореве»

Также развивалось изобразительное искусство.Основные жанры-монументальная живопись (фрески,мозаики),иконопись и книжная миниатюра.

Декоративно-прикладное искусство было представлено бусинами,перстнями,ювелирными изделиями.Наиболее важным созданием в декоративно-прикладном искусстве того времени можно считать шестиконечный крест,сделанный по заказу Евфросиньи Полоцкой.

Также известно,что при княжеском дворе в Полоцке обычно имелись художники,поэты,певцы и танцоры.В Полоцк могли заезжать как иностранные купцы,или другие люди,что способствовало проникновению сюда других культур


6. Предпосылки формирования ВКЛ, его территориальный рост .

Становление ВКЛ происходило в сложных условиях.К предпосылкам появления ВКЛ можно отнести:

1. Базой для политического объединения стало развитие с/х,рост городов и торговли.

2. Углубление соц деления в обществе и соц противоречия между сословиями привели к необходимости защиты собственности,обеспечения общественного порядка

3. Внешнеполитическая угроза

Первой столицей ВКЛ стал Новогрудок.В городе был построен замок,который был необходим для защиты княжества.Первым князем стал Миндовг,а его приемниками стали Войшелк и Трайденя.

Присоединения к ВКЛ балтских и славянских земель происходило 3-мя путями: добровольно с подписанием договоров,заключением династич браков,с использованием военного давления. Конец нашествия крестоносцев на восточнославянские земли был положен Грюнвальдской битвой (1410)

Во время правления Гедимина почти вся Беларусь входила в состав ВКЛ.Его сын Ольгерд стремился объединить все восточно славянские земли,таким образом к ВКЛ присоединились также украинские земли,и территория гос-ва увеличилась более чем в 2 раза. В 1386 г. сын Ольгерда Ягайло в соответствии с Кревской унией короновался в Кракове королём Польши. Таким образом, ВКЛ фактически теряло самостоятельность; права православного населения стали ущемляться. Это вызвало противодействие со стороны православных феодалов. Борьба закончилась в 1392 г. Островским соглашением между Ягайлой и его двоюродным братом Витовтом, согласно которому последний провозглашался великим князем. В дальнейшем на престоле ВКЛ утвердились потомки Ягайлы - которые правили вплоть до Люблинской унии 1569 .Можно сказать,что в годы правления Витовта государство занимало наибольшую территорию и достигло наибольшего политического могущества.