Интересные игры ко дню космонавтики. День космонавтики: сценарий и мероприятия. Тематические приемы в старшей школе

Праздник на День космонавтики для 1-4 класса «Космическое пространство»

Цели : познакомить детей с историей освоения космоса; воспитывать чувство гордости за историю своей страны, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Оборудование : элементы декораций; реквизит для конкурсов; музыкальное сопровождение; сувениры.

Ход мероприятия

Ведущий . Сегодня мы празднуем день рождения космонавтики! Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. И это мероприятие мы посвящаем 55-летию полета в космос первого в мире космонавта — Ю.А. Гагарина. Давайте перенесемся на 55 лет назад.

Мигают лампочки, тихо звучит музыка.

Голос за сценой. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время — 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич.

Чтец 1.

Рассвет. Еще не знали ничего

Обычные «Последние известия»...

А он уже летит через созвездия.

Земля проснется с именем его...

К. Симонов

Чтец 2.

Нашим ученым дороги ясны

Будут в космической мгле.

Но эти дороги затем лишь нужны,

Чтоб лучше жилось на Земле.

Чтец 3.

Проложим дороги к далеким мирам,

В ракетах к Луне полетим,

И если мы встретим ровесников там,

То в гости к себе пригласим.

Из песни «Звездная дорога»

Ведущий . А сейчас для ребят будут проводиться космические испытания.

Конкурс «Надуй шары» . От двух команд выходят по пять мальчиков и по пять девочек. Они работают парами. По сигналу мальчик надувает шар, девочка его завязывает. Затем необходимо связать все нитки от шаров. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, поднимает связку шаров над головой.

Конкурс «Космонавт» . Ведущий раздает игрокам карточки с написанными на них буквами. Карточки с буквами перемешаны. По сигналу игроки переворачивают карточки вверх буквами и быстро складывают слово «космонавт».

Конкурс «Космический словарь». Ребята по очереди должны написать на своей половине доски по одному слову, имеющему отношение к полету в космос.

Конкурс «Невесомость». На одной стороне зала у стартовой черты ребята держат плакат с надписью «Земля». На противоположной стороне зала — плакаты «Марс» и «Венера».

Между этими планетами на равном расстоянии находятся по три больших обруча, внутри которых надпись «Невесомость». Ведущий разучивает с представителями команд стихи.

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Раз! Два! Три! Лети!

После этих слов первый игрок бежит вперед, но, встретив на пути «невесомость», должен вокруг каждого обруча проползти паучком. Когда один игрок достигнет планеты Марс или Венера, стартует следующий и т. д. Выигрывает та команда, которая первая выстроится около планет Марс или Венера. Ведущий засекает время «полета» на секундомере.

Конкурс «Мозаика». Из слова «космонавтика» собрать как можно больше других слов.

(Ток, космонавт, Ватикан, Костик, ватин, нитка, касатик, сок, коса, вата, каток, кино, воск, кит, кот, ток, том, мост, кимоно, котик, комик и др.)

Между конкурсами ученики показывают спортивные выступления: бальные танцы, акробатические номера, гимнастические упражнения и т. д.

Ведущий. Ребята! Вы прекрасно прошли испытания, в полете доказали, что многое знаете, умеете, а главное — помогали друг другу. Теперь мы можем вернуться на Землю.

Слышится шум запускаемой ракеты.

Ведущий. Внимание! Всем приготовиться к спуску!

Дети . Есть — приготовиться к спуску!

Ведущий. Фиксируем приземление.

Дети . Ура! Ура! Ура!

Ведущий. Отстегнуть ремни!

Дети. Есть — отстегнуть ремни!

Ведущий. Открыть люки!

Дети. Есть - открыть люки!

Ведущий. Спуститься на Землю!

Дети . Есть — спуститься на Землю!

Четко построенные команды выполняют несколько физкультурных упражнений.

Чтец.

Вы спешите, ребята, в свой класс,

Без учебы дела не пойдут.

Космонавты растут среди нас,

Но без знаний на Марс не возьмут!

Ребята! Готовьтесь к полету!

Скоро, скоро настанет тот час,

Когда будут дороги открыты

На Луну, на Венеру, на Марс!

Всем ребятам вручают медальки или сувениры в виде ракеты.

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

Северного района Новосибирской области

Дом детского творчества

День космонавтики.

педагог дополнительного образования

Северное

2016 год

Методическая разработка

«День космонавтики»

для детей 10 - 13 лет

Цели: создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики, привития чувства гордости и уважения к российской космонавтике.

Задачи:

    Познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.

    Развивать познавательную и творческую активность, прививать интерес к изучению космоса и истории космонавтики.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Школа как учебное заведение, конечно, вооружает детей определенной системой знаний, умений, навыков, выявляет индивидуальные интересы, склонности, возможности и способности детей. Но обеспечить полное раскрытие способностей только на уроках не возможно, поэтому мы стремимся вовлечь учащихся в разнообразные виды деятельности, так как активная познавательная, творческая работа ребенка по собственному выбору – важнейшее средство полноценного развития личности.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, презентация о Ю.А. Гагарине.

Ручки, бумага, звездочки, воздушные шары.

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята! А знаете ли вы, какому событию посвящено сегодняшнее мероприятие? (Дню космонавтики)

Ведущий 2:

Что произошло в этот день? (В этот день 12 апреля 1961 года выведен на орбиту первый космический корабль с человеком на борту)

Ведущий 1:

Наше мероприятие мы посвящаем полёту в космос первого в мире космонавта – Ю.А. Гагарина. День космонавтики – большой всенародный праздник, который учредили в честь космонавтов, конструкторов и всех, кто принимает участие в создании и строительстве ракет, космических кораблей и искусственных спутников Земли. Вместе со взрослыми этот праздник отмечают и дети.

Ведущий 2:

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль - спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля – спутника «Восток» является гражданин Советского Союза, лётчик Гагарин Ю.А.

Шершнев Александр нам прочтет стихотворение.

Апрель. Весна благоухала.

Науку «грыз» двадцатый век.

Вдруг сообщение прозвучало:

«Поднялся в космос человек!»

Обыкновенный человек,
Весёлый белозубый парень,

Открыл космический наш век

И стал легендою Гагарин!

Из Гжатска сельский паренёк

Стал самым первым космонавтом!

Космический корабль «Восток»

Был просто сказочным гигантом!

В тот героический момент

Ещё совсем не знали люди,

Что долетим мы до планет

И столько космонавтов будет!

Итак, двенадцатым числом,

Первопроходцем, пионером

СССР, шагнув вперёд,

Открыл космическую эру!

И вот уже почти полвека

День космонавтики гремит!

Ведущий 1:

Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника в г. Гжатске Смоленской области. В 1951 г. он с отличием окончил ремесленное училище в подмосковном г. Люберцы (по специальности формовщик-литейщик) и одновременно школу рабочей молодёжи. В 1955 г. – с отличием индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове, поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 г. в отряде космонавтов; с 1961 г. его командир. В 1968 г. с отличием окончил военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского.

Ведущий 2:

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов.

Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте.

В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск и Гжатский район Смоленской обл. переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Имя Гагарина присвоено Военно-воздушной академии в Монино. Учреждена стипендия им. Ю. А. Гагарина для курсантов военных авиационных училищ. Международной авиационной федерацией (ФАИ) учреждена медаль им. Ю. А. Гагарина. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, учебные заведения, улицы и площади многих городов мира. В Москве, Гагарине, Звёздном городке, Софии установлены памятники космонавту; мемориальный дом-музей в Гагарине. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Ведущий 1:

Ну, а теперь проверим, кто из вас больше знает о космосе.

В коробочке у ведущего находятся вырезанные звездочки красного и синева цветов, он подносит коробочку к каждому участнику, тот не глядя вытаскивает звезду и по итогам дети делятся на две команды.

Ведущий задаёт каждой команде по загадке.

Ведущий 2:

Первой команде - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая РАКЕТА,

правильно - так называется ваша команда.

Второй команде - Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной – КОМЕТА,

правильно, это название вашей команды.

Ведущий 1:

Внимание! Внимание! Мы находимся с вами в районе стартовой площадки космодрома «Дружба» Сюда прибыли два экипажа. Они прошли сложные испытания и сейчас покажут, на что способны. (Девизы команд)

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть.

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправиться в космический полёт.

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Если в космос мы хотим,

Значит, скоро полетим!

Самым смелым будет наш,

Очень дружный экипаж.

Ведущий 2:

Теперь все готовы к игре, в которой мы совершим «полет». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии. Итак проведем небольшую разминку, ответим на несколько вопросов. Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

1. Конкурс «Разминка».

    Назовите 5 названий известных вам Российских космических кораблей.

(Авиатор, Алмаз, Астрон, Буран, Вега, Венера, Вертикаль, Волна, Восток, Восход, Гирд, Зенит, Зонд, Космос, Луна, Марсмир, Молния, Прогресс, Протон, Рокот, Союз, Спутник, Тополь, Фобос, Циклон, Энергия).

    Сколько времени провел в космосе 1 космонавт Ю. Гагарин?

(108 минут = 1ч 48 мин)

    Как называлась ракета, на которой полетел в космос первый человек-космонавт – Ю.А. Гагарин?

(Восток)

    Назовите космонавтов-женщин.

(Валентина Владимировна Терешкова, Светлана Евгеньевна Савицкая)

    Как называется город, в котором живут и работают космонавты?

(Звездный)

    Где находится взлётная площадка, с которой стартуют космические корабли?

(На Байконуре)

Ведущий 1:

2. Конкурс «Космический словарь»

На двух сторонах доски под надписями «Космический словарь» игрокам предлагается по очереди добежать до доски и написать по одному слову, имеющему отношение к полёту в космос.

Время игры 3 минуты. Выигрывает команда, игроки которой успели написать больше интересных слов.

Ребята, вы все хорошо прошли испытания, в полёте доказали, что многое знаете и умеете, а главное, действовали дружно, помогали друг другу. А теперь следующий конкурс.

Ведущий 2:

3. Конкурс " Север - юг".
Я разложила на полу "Полярные звезды" на которых написаны стороны света. На счет "раз-два-три" участники команд должны встать в группы в соответствии с днем своего рождения: север - зима, восток - весна, юг - лето, запад - осень. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Ведущий 1:

4. Конкурс на координацию движения.

Участник выходят на середину, и крутится 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идет вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены команды.

Ведущий 2:

5. Конкурс капитанов.

Сейчас мы проверим здоровье наших капитанов.

По сигналу ребята надувают воздушный шарик, кто быстрее с эти справится.

Ведущий 1:

6. Конкурс «Известные люди»

На экране демонстрируются фотографии первооткрыватели космонавтики.

Определите по фотографиям, кто на них изображен.

(Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова, Константин Эдуардович Циалковский, Сергей Павлович Королев, Алексей Архипович Леонов)

Ведущий 2:

7. "Звездный букет"
Каждая команда выделяет по одному игроку. На полу раскладываются 5 красных звезд. Ребятам завязывают глаза. На пол добавляют еще 5 синих звезд. Задание играющим: собрать больше красных звезд, не взяв ни одной синей. Болельщики кричат: "Бери! Не бери!".

Ведущий 1:

8 . Викторина.

Ребята пишут ответы на бумаге и относят жюри.

    Какая дата стала началом космической эры человечества?
    4 октября 1957 года, запуск первого искусственного спутника Земли.

    К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
    (12 апреля 1961 года, полет Юрия Алексеевича Гагарина.)

    Как назывался первый космический корабль, на котором совершил полёт Ю.А.Гагарин? (Восток-1)

    Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем?
    Академик Сергей Павлович Королев.

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

    Назовите фамилии женщин-космонавтов?

    Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов).

    Назовите ближайшую звезду. (Солнце).

    По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? (Полярная звезда)

    В каком созвездии находится Полярная звезда? (В Малой Медведице.)

    Какая самая яркая звезда ночного неба? (Сириус.)

    Малые планеты (астероиды).

    Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

    Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле).

    Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор).

    Что исчезает у тел во время полета?

    Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость).

    Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом?

Ведущий 2:

Пока жюри подводит итоги мы вам расскажем неизвестные факты о полете Ю.А. Гагарина в космос.

Юрий Гагарин должен был покинуть Землю не весенним апрельским днем, а в трескучие морозы: запуск "Востока" намечался в декабре 1960 года! Но его старту помешал трагический случай: 24 октября 1960 года на космодроме Байконур прямо на старте взорвалась заправленная топливом военная ракета. Погибли 268 человек, в том числе и маршал Неделин. Эта трагедия и отодвинула запуск человека в космос на второй план.

С большим риском проходил не только первый полет, но и подготовка к нему. Ракета-носитель и космический корабль были надежны только на 50%- из шести подготовительных стартов три закончились трагически:

15 мая 1960 года - запущенный в космос корабль из-за неисправности системы ориентации не спустился на Землю, вышел на более высокую орбиту и летает до сих пор.
- 23 сентября 1960 года - ракета взорвалась на старте, собаки, находившиеся на ее борту, Дамка и Красавка, погибли.
- 1 декабря 1960 года - в космос полетели собаки Пчелка и Мушка. При завершении полета траектория спуска оказалась очень крутой, и корабль сгорел вместе с животными.

Ведущий 1:

Трагедии случались не только в космосе, но и на Земле. Так, во время тренировки в сурдокамере погиб самый молодой кандидат в космонавты Валентин Бондарев.

Наш главный конструктор понимал, что соотношения 50/50 недостаточно для запуска человека в космос. Два последних благополучных позволили Королеву рискнуть: он назначил седьмой пуск "Востока", уже с человеком на борту, на несколько недель раньше, чем американцы.

Были предложения заменить Гагарина, отца двух маленьких дочек, на бездетного Германа Титова. Никто из медкомиссии не подписался под заключением, что космонавт вернется живым! Но Королев настаивал на кандидатуре Гагарина, сам принял у него экзамен по предстоящему полету и оставшуюся жизнь был горд, что не ошибся в выборе.

Старт ракеты таил в себе неимоверный риск. Уверенности, что старт пройдет успешно, не было ни у кого. Поэтому для ТАСС заготовили три варианта обращения к народу: первый - о благополучном завершении полета; второй - о невыходе космического корабля на орбиту; третий - о трагической гибели космонавта.

Ведущий 2:

Полет Юрия Гагарина изобиловал нештатными ситуациями: не сработал датчик герметичности корабля, случился сбой на линии связи (вместо благополучного сигнала "5" вдруг пошла цифра "3", означавшая аварию на корабле). Потом было быстрое вращение корабля после отделения третьей ступени ракеты и беспорядочное кувыркание при спуске; длительное неотделение агрегатного отсека, что могло сжечь корабль; заклинивание клапана скафандра, грозившее космонавту удушьем...

А вот заключительный этап полета прошел "штатно". Гагарин благополучно катапультировался из корабля и приземлился недалеко от него. Уже через час его нашли поисковики.

Полет закончился победно, а победителей не судят. Сергей Королев рискнул, и весь мир узнал, что первым в космосе был русский - Юрий Гагарин.

Подведение итогов и награждение участников мероприятия.


Описание работы: данный материал будет полезен для учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, для детей 7-12 лет.
Назначение: для умения организовать тематический досуг.
Автор: Алябьева Марина Викторовна педагог дополнительного образования, МБУДО ЦДОД города Димитровграда Ульяновской области.
Цель: повышать интерес к российской космонавтике.
Задачи:
- формировать патриотические чувства, способствующие гражданскому воспитанию личности;
- систематизировать представления детей о космосе;
- развивать и совершенствовать физические возможности: быстроту, ловкость, выносливость, подвижность;
- тренировать и развивать зрение,глазомер, слух.
- воспитывать дух здорового соперничества.
Материал: 2 обруча, 2 косынки, ложки одноразовые по количеству участников, 4 стеклянных сосуда, в 2 из них вода, надувные тренировочные шары, 2 цилиндра, верёвка-смотка, веревки короткие (хвосты) на одно звено, кегли, 2 маленьких шарика-прыгунка, объёмные геометрические фигуры.Добрый день ребята! Сегодня ма с вами собрались не случайно. Кто из Вас знает что за событие произошло 12 апреля много лет назад?
Люди с давних времен мечтали преодолеть земное притяжение и выйти в космическое пространство, чтобы побывать на других планетах или даже, полететь к звездам. И в один прекрасный весенний день, 12 апреля 1961 года, был сделан первый шаг к осуществлению давней мечты всего человечества. В этот день состоялся первый орбитальный полет космического корабля с человеком на борту. Первым космонавтом стал наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И теперь дата 12 апреля отмечается в нашей стране, как праздник «День космонавтики». Нам есть чем гордиться, ведь наша страна стала первой в покорении космического пространства. Для того, чтобы стать космонавтом, необходимо иметь крепкое здоровье и отличную физическую форму.Космонавты, прежде чем полететь в космос проходят серьёзное медицинское обследование и упорно тренируются в специальных спортивных комплексах. И вот сегодня я вам хочу предложить побывать в таком специальном тренировочном зале, попытаться усовершенствовать свои физические возможности. Задания будут все достаточно сложные, ведь космос - это невесомость и масса необычных ощущений с которыми космонавт встречается каждое мгновение.

1 Название команд. Первое задание нужно разделиться на две команды и придумать название каждой.

2 Построй ракету. Предлагаю каждой команде построить ракету на скорость и оригинальность и больших модулей.

3 Знакомство со станцией. Команды отправились в полет, и там их ждут космические станции (обручи). Каждый участник бежит по космической дорожке и пролезает через обруч.

4 Кресло невесомости. Занимаем кресло невесомости, прыжки на надувном тренировочном шаре.

5 Подскажи словечко. На время по очереди команды должны правильно подобрать слова.

Не в первый раз, не в первый раз,
В огне и звуках грома
Ракета в космос поднялась
С земного …… космодрома.
Уходит в небо экипаж,
Отныне знаменитый.
Мы будем слушать репортаж.
С космической…… орбиты
Уже оставил луноход
Следы на лунной пыли:
На ближнем спутнике Земли
Тропинку….. проложили!
С друзьями в небо ты глядишь, Конечно, твёрдо веря,
Что подрастёшь – и полетишь
К загадочной …. Венере
У нас сбываются мечты:
Покажут в телекадре, Как по Сатурну ходишь ты
В космическом….. скафандре

6 У кого полней стакан? Каждый участник ложкой должен перелить воду из одного стакана в другой на время. Побеждает та команда у кого стакан окажется более полным.

7 Космическая таблетка. Нужно каждому участнику пройти по звездной дорожке и в ложеке, которая во рту удерживается за черенок пронести таблетку (шарик-попрыгун) своему товарищу.

8 Космический цилиндр. Цилиндр ставится на голову, пройти и не уронить.

9 Удержи равновесие. Вся команда получает по 1 газете. нужно встать на неё в вите ласточки и удерживать равновесие, на время. Затем каждый раз сворачивается вдвое и сново нужно удерживать равновесие. Побеждает та команда у кого остался последний игрок.

10 Кто точнее? Костяными шарами, прокатывая их по полу нужно сбить кегли. В чьей команде наберётся большее количество кегль, та и победила.

11 Жмурки. С завязаными глазами водящий на хлопки ориентируется и ловит соперников. Проводится в два этапа.

12 Намотай трос. По одному участнику из каждой команды стараются быстро намотать шнур на палку до метки, кто быстрее. По количеству победителей в парах отдается заработанный балл.

13 Летающие тарелки. Водящий не касаясь соперников бегает, отрывает хвосты-шнуры торелка выведена из строя. По количеству хвостов определяется победитель. Проводится в два этапа.

14 Центрифуга. По одному участнику поочередно, нужно покружиться вокруг себя 7 раз и пройти кто ровнее. Побеждает та команда, где большее количество участников прошли некачаясь ровно.

Подведение итогов на перекидном табло!

Победители награждаются шоколадными медалями за первое место, а проигравшие медалями за второе.

Космонавтами нашими нужно гордится!


Космонавтами быть нелегко!


В космос можно и нужно стремиться!

Познавательная игра для детей младшего школьного возраста посвящённая Дню Космонавтики: "КОСМО - STAR".

Барбашина Светлана Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, ОГБУ Реабилитационно оздоровительный центр "Лесная сказка", пос. Сухоборье, Липецкой области.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛА: Предлагаю вашему вниманию познавательную игру посвящённую Дню Космонавтики, которую разработала для детей 1-4 классов. Материал будет интересен также, воспитателям старших групп детских садов, учителям начальных классов во внеурочной деятельности, воспитателям и вожатым пришкольных и летних детских лагерей.
ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательного интереса и знаний о космосе в игровой форме.
ЗАДАЧИ:
- развитие познавательного интереса и знаний об истории
космонавтики;
- расширение знаний и представлений о планетах Солнечной системы;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание культуры общения в коллективе, умения
придерживаться определённых правил;
МАТЕРИАЛЫ: игровое поле изготовленное из ткани, 2 картонные фишки-ракеты на липучке, кубик с точками от 1 до 6; карточки 4-х цветов, стенд оформленный к Дню Космонавтики.
Фото: игровое поле.
Фото: игровой кубик.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня я предлагаю вам интересную игру, которая посвящается космосу и всему, что с ним связано. В России 12 апреля отмечают как День Космонавтики. Кто знает, ребята, что знаменательного произошло в этот день? Правильно! Впервые в мире человек совершил полёт в космос.


До этого обитателями космических кораблей были вовсе не люди, а обычные собаки. Многие такие полёты животных в космос (их было 29) заканчивались безуспешно, и на конец, две маленькие собачки - Белка и Стрелка, взлетевшие на борту космического корабля "Восток", сделали 17 витков вокруг Земли и успешно вернулись обратно. Вы можете видеть их на фото на стенде.


Несколько позже в Советском Союзе в космос был отправлен человек. Произошло это 12 апреля 1961 года. Кто мне скажет, как его зовут? Правильно! Это был лётчик-космонавт Юрий Гагарин. На космическом корабле под названием "Восток 1" он стартовал с космодрома Байконур и совершил первый выход человека на орбиту Земли. Его полёт длился 1 час 48 минут - время совершения полного витка вокруг Земли. Гагарин наблюдал за нашей планетой из космоса в иллюминатор с высоты 300 км. Затем он приземлился в центральной части России. Его успешное возвращение бурно приветствовали во всём мире. Обратите внимание на его фото на стенде.


Таким образом было положено начало активному освоению космоса людьми. За этим последовали другие полёты на орбиту Земли, позже - полёт на Луну(спутник нашей планеты). В настоящее время изучение космоса осуществляется с помощью спутников, зондов, Международных космических станций на борту которых космонавты живут по много месяцев, ведут наблюдения и исследования планет, звёзд комет и т.д. Уже более 400 человек в мире побывало в космосе.Обратите внимание, так выглядит космический спутник.


Теперь, ребята, предлагаю вам представить себя в роли космонавтов и совершить "космическое путешествие". Обратите внимание на игровое поле - это космическое пространство и планеты солнечной системы. Они вращаются вокруг Солнца: 4 меньшие планеты - МЕРКУРИЙ, ВЕНЕРА, ЗЕМЛЯ, МАРС, и ещё 4 гигантские планеты - ЮПИТЕР, САТУРН, УРАН, НЕПТУН. Обратите внимание, где они расположены и их размеры.(воспитатель показывает их на игровом поле) Эти планеты - гиганты не имеют твёрдой поверхности и состоят из газов. Как правило, они окружены газовыми кольцами.
Итак, мы начинаем космическое путешествие, но кто же сегодня окажется лучшим. Разделимся на 2 команды, каждая из которых совершит путь от Солнца до отдалённой космической станции(воспитатель показывает путь на игровом поле)


Победят, сегодня, сильнейшие и умнейшие: те космонавты, которые заработают наибольшее количество кислородных баллонов , ценность которых очень высока, ведь в космосе нет кислорода для дыхания.

Правила игры:

1. Фишка передвигается на то количество шагов, которое выпадает на кубике.
2.Цвет стрелки, на которой останавливается фишка, определяет группу вопросов, на который должна ответить команда.
- жёлтый - "Космическая мозаика";
- зелёный - "Летательные аппараты";
- синий - "О всём космическом";
- голубой -"Планеты и тела Солнечной системы".
3. Команда, которая ответила правильно зарабатывает 1 баллон. (вместо очков - жетоны с кислородными баллонами)
4. Если фишка попадает на красную стрелку, то команда пропускает ход.
5. Команда, которая приходит на космическую станцию первая получает дополнительно 3 баллона.
6. Выигрывает та команда, которая зарабатывает большее количество баллонов.

Карточки с заданиями.

Жёлтый сектор.


Зелёный сектор.


Синий сектор.


Голубой сектор.


Дополнительная карточка. Загадки
1. Я даже уверен, что с этой давно вы знакомы планетой:
Озёра, леса и поля. Конечно же это...(Земля)
2. А именем этой планеты назвали большую конфету.
Ну вот и подсказка для вас - планета с названием...(Марс)
3. В громадные тучи одета вторая от Солнца планета.
Каньоны, вулканы, пещеры - зовётся планета...(Венера)
4. Ни зонд, ни корабль, ни ракета не сядут на эту планету
В туман как в пуховый свитер окутан гигантский...(Юпитер)
5. У этой планеты есть тёзка: живёт он в царстве заморском.
Он царства морского колдун. Планета с названием...(Нептун)
6. Там просто, жарища, ведь это ближайшая к Солнцу планета!
И нет ни мороза, ни бури на жаркой планете...(Меркурий)
7. Вдали от палящего Солнца, планета, надевшая кольца.
Парит, будто в платье ажурном, её именуют...(Сатурном)
8. Эта большая планета подальше от Солнца и света.
Сплошные ледяные курганы покрыли поверхность...(Урана)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА ВОСПИТАТЕЛЯ: Итак, все команды успешно прибыли на Международную космическую станцию. Пришло время подсчитать количество баллонов, которые они заработали. Таким образом, сегодня мы с вами облетели все планеты Солнечной системы и рассмотрели их поближе: узнали из чего они состоят и как выглядят. Вспомнили с чего начиналось освоение человеком космоса и кто первым его покорил. Ребята, ещё очень много интересного и невероятного вы можете узнать о космических далях, космонавтах, планетах и обо всём. Узнавайте больше, ведь ваше космическое путешествие только начинается! Успехов!

Цель: Познакомить обучающихся с историей развития космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной, воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения.

Задачи:

  • расширение кругозора обучающихся;
  • знакомство с литературой по данной тематике;
  • создание условий для развития умений работать в команде.

Оформление: книжная выставка “Человек. Вселенная. Космос”; портреты космонавтов, плакат:

“Человечество не останется вечно на Земле, оно в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” К.Э.Циолковский

Дорогие ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Для вас кажется привычным, что стартуют с земли космические корабли. В темных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут люди и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: “А что тут особенного?” А то, что еще 40–45 лет назад космические полеты были из области фантастики.

В космических полетах участвовали специалисты из разных стран: Чехии, Польши, Германии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Румынии, Индии, Франции, США, Японии.

Сейчас, когда люди глядят на далекие планеты, задумывался о звездных перелетах, о встречах с иными цивилизациями, а некоторые могут позволить себе космическое путешествие, – эти мечты уже не фантастика, как было тысячу, двести или пятьдесят лет назад.

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам, –
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам!
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей планетной был усыновлен.

Приглашаем Вас в кафе
“Звездные дали”
(Приложение 1 )

Меню

  1. Млечный путь – 1 лунатик
  2. Туманность Андромеды – 1 лунатик
  3. Слезы Венеры – 1 лунатик

Холодные блюда:

  1. Мечта космонавта – 5 лунатиков
  2. Корабль желаний – 5лунатиков

Горячие блюда:

  1. Звездная пыль – 10 лунатиков
  2. Привет с Земли – 10 лунатиков
  1. Солнечная россыпь – 4 лунатика
  2. Две звезды – 4 лунатика
  3. Астероиды – 4 лунатика
  4. Созвездие “Аполлон” – 4 лунатика

Игра “Звездные дали”

Правила игры.

Игра похожа на телевизионную версию игры “Своя игра”.

Выбирается жюри, которое будет подсчитывать баллы – лунатики. Правильный ответ “плюс” количество баллов, которые стоит вопрос; неправильный ответ “минус” количество баллов, которые стоит вопрос.

Вопросы команды выбирают по очереди, и каждый участник команды тоже по очереди выбирает вопрос. Ответы дает команда или участник, выбравший вопрос. (Это обговаривается заранее). По итогам игры – количеству заработанных лунатиков – можно сделать заказ в кафе “Звездные дали”, обслуживают посетителей кафе космические официантки. (Меню раздаются по окончании игры.)

История 10 20 30 40 50
Космос 10 20 30 40 50
Мир звезд в поэзии 10 20 30 40 50
Космонавты 10 20 30 40 50
Космические корабли 10 20 30 40 50

История:

10. Сколько времени длился первый космический полет? (108 минут.)

20. Назовите выдающегося конструктора ракет, с именем которого связаны первые наши победы в освоении космоса? (Академик С.П.Королев.)

30. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э.Циолковский.)

40. 2009 г. провозглашен Годом Астрономии, т.к. именно в этот год будет отмечаться 400-летие открытий Г. Галилея. Какой прибор он изобрел? (Телескоп.)

Космос:

10. Как различить по внешнему виду серп растущей Луны от убывающей? (В виде буквы С – старая, убывающая.)

20. Какая планета известна под именем утренней или вечерней звезды? (Венера.)

30. Можно ли отличить планету от звезды невооруженным взглядом? (Звезды мерцают, а планеты светят ровным светом.)

40. Может ли на Луне работать барометр-анероид? (Нет, т.к. на Луне нет атмосферы.)

50. К каким звездам относится наше Солнце? (Желтый карлик.)

Мир звезд в поэзии:

10. К. Прутков.

Но вот уж меркнет Солнца луч.
Выходит месяц из-за туч
И освящает на пути Все звезды…(…Млечного Пути.)

20. М.Цветаева. Косматая звезда, спешащая в никуда из страшного ниоткуда. (Комета.)

30. М.Цветаева.

Август – астры,
Август – звезды,
Август –грозди
винограда и рябины.
Ржавой – август!
Август – месяц
Ливней звездных!

Что это за ливни? (Метеоры – атмосферное явление, сгорание космических частиц в атмосфере.)

40. “Ночь тиха, пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит”.

50. Музыкальный вопрос.

Назовите романсы или песни, где встречается слово “звезда”? (Звездочка моя ясная. Гори, гори, моя звезда. Две звезды и др.)

Космонавты:

10. Кто побывал в космосе до человека и как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок – 9.)

20. С какого космодрома, расположенного в нашей области, взлетают ракеты? (Мирный, Плесецк.)

30. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов 18 марта 1965г.)

40. Открытое пребывание на Луне длилось 62 минуты 16 секунд. Как звали первого астронавта, прилетевшего на Луну 20–21 июля 1969 года? (Нил Армстронг.)

50. Кто из женщин-космонавтов в 1963 году впервые побывала в космосе? (Валентина Терешкова.)

Космические корабли:

10. Какой стране принадлежит честь первой мягкой посадки на поверхности Марса? (СССР, “Марс-3” 28 мая 1971.)

20. В чем хранятся продукты в космических кораблях? (В тубах.)

30. Могут ли космонавту пригодится гантели для занятий физическими упражнениями? (Нет, т.к. они теряют вес.)

40. Когда космонавт ложится спать, он привязывает свой спальный мешок и закрывает свое лицо сеткой. Почему? (Невесомость. Чтобы не вдохнуть частицы, которые могут случайно оказаться в отсеке.)

50. Как называется одежда, которая необходима для выхода в космос? (Скафандр.)

Вопросы зрителям:

  1. Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
  2. Что такое Зодиак? (Зодиаком называют 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь.)
  3. Через какие созвездия проходит Солнце, совершая свой годичный путь? Все ли знаки Зодиака названы правильно? (Овен, Телец, Братья, Рак, Тигр, Дева, Весы, Паук, Охотник, Козерог, Водолей, Окунь.)

2 Тур.

Встреча с инопланетянами. С помощью жестов объясните следующие фразы:

  • “Как вас зовут?”
  • “Я вас полюбил с первого взгляда”
  • “А сколько времени на вашей планете?”
  • “Полетишь с нами на Землю?
  • “У вас море есть?”
  • “Мне нужен врач”

Пока команды готовятся: вопросы зрителям:

Что бы это значило?
Фразеологические обороты

  • Звезд с неба не хватает;
  • Восходящая звезда;
  • Звезда первой величины;
  • Родиться под счастливой звездой;
  • Путеводная звезда;
  • Витать между небом и землей;
  • Как небо и земля;
  • Звездный час;
  • Возносить до небес;
  • Занять место под солнцем;
  • Как с Луны свалился;
  • Попасть пальцем в небо;
  • Попасть на седьмое небо;
  • Небу жарко;
  • Небо коптить.

Подведение итогов.

Никогда не забывайте, что все начинается с мечты.

Не бойтесь мечтать. Мечтайте! Не ленитесь! И вы всего достигните!

Спасибо за участие.
До новых встреч!

Работа кафе “Звездные дали”. Заказы принимаются на сумму, которую набрала команда, зрители тоже имеют право делать заказы на имеющуюся у них сумму.