Гурджиев техники. Мышечный панцирь. Практика и упражнения Гурджиева

Вильгельм Райх – учёный, живший в XX веке, создатель вегетотерапии. Это направление психологии, которое решает психологические проблемы человека путём воздействия на физическое тело.

В этой статье

Личность и биография Вильгельма Райха

Вильгельм Райх прожил насыщенную и тяжёлую жизнь, полную невзгод и разочарований. Он был не просто психологом, а талантливым учёным, который пытался помочь человечеству.

В. Райх – один из основоположников европейской школы психоанализа

Вильгельм Райх родился в с. Добряничи в 1897 году на территории Австро-Венгрии. Родители были евреями, но воспитали сына в немецких традициях, приобщая к культуре Запада.

Мать Вильгельма покончила с собой, после того как будущий учёный застал её в постели с любовником и рассказал об этом отцу. Отец ненадолго пережил супругу. Через три года он умер от туберкулёза. Райх всю жизнь винил себя в произошедшей трагедии.

Вскоре после смерти отца Вильгельм поступил на военную службу. Шла Первая мировая война. Отслужив, он переехал в Вену, где стал студентом-медиком Венского университета. Случилось это в 1918 году. Во время учёбы он заинтересовался модным тогда психоанализом.

В 1922 году Райх стал первым ассистентом доктора Зигмунда Фрейда. После конфликта в 1927 году их пути разошлись, и Райх создал собственное направление в психологии. Причиной конфликта с Фрейдом послужила разница в политических взглядах: В. Райх был ярым марксистом.

Последующие годы Вильгельм Райх занимался наукой и политикой. Он вступил в Коммунистическую партию и открыл клиники в Германии. Его новаторские идеи вызывали в среде коммунистов неодобрение, а психологи порицали его за политические взгляды.

Вскоре Райха исключили из партии коммунистов и ассоциации психоаналитиков. Вот идеи учёного, за которые он подвергся осуждению:

  1. Проведение занятий по сексуальному воспитанию как мер борьбы с венерическими заболеваниями.
  2. Разрешение абортов.
  3. Разрешение разводов.
  4. Бесплатная раздача контрацептивов для контроля над рождаемостью.

Райх переехал в Данию. А вскоре - в Норвегию, где увлёкся биоэнергетикой.

В 1939 году учёный уехал по приглашению в Америку. В Нью-Йорке Райх развивал идею об оргоне, жизненной энергии, которая движет всеми живыми существами.

В середине XX века Райх создал оргонный аккумулятор, с помощью которого удалось вылечить пациентов, больных раком и эпилепсией.

Один из первых прототипов рабочего оргонного аккумулятора

Но, несмотря на это учёному было отказано в выдаче лицензии на производство оргонного аккумулятора. Кроме этого, В. Райху было запрещено заниматься производством и развитием аппарата, но учёный ослушался властей и был арестован. Он умер в тюрьме в 1957 году.

Властям не удалось подавить развитие нового течения в телесно-ориентированной психотерапии – вегетотерапии. После смерти Райха его идеи продолжили развивать сотни других учёных, среди которых были ученики самого В. Райха.

Современное научное сообщество не признаёт вегетотерапию и считает её лженаукой.

Мышечный панцирь

Райх был наблюдательным человеком. Во время практики у доктора Фрейда , Вильгельм наблюдал за его пациентами и заметил, что у людей со схожими проблемами есть физические сходства.

Эти наблюдения привели его к выводу, что характер человека зависит от строения тела. Характер, как утверждал учёный, это не только моральные принципы и мысли, но и привычные позы, жесты, движения.

Каждый человек в течение жизни вынужден подавлять гнев, страх и сексуальное возбуждение. Это приводит к мышечным зажимам в определённых областях тела. Мышечный панцирь, по Райху, это множество хронических зажимов мышц в теле человека. Такой панцирь – это способ защититься от внешнего мира.

Как и Фрейд, Райх делал акцент в своих исследованиях на сексуальность человека. Но в отличие от наставника, Вильгельм считал, что между моралью и инстинктами лежит огромная пропасть, в которой кроется подавленная сексуальность. Он считал, что жизнь в обществе виновата в том, что у людей появляются психологические заболевания. Ведь многие темы для общества под запретом, в том числе и тема секса.

Каждый человек рождается свободным, считал учёный. Но с годами свобода ограничивается всё больше и больше. Виной этому установки и правила:

  • морали;
  • религии;
  • образования.

Оспорить их нельзя, а нарушитель подвергается общественному гнету и порицанию. Из-за этого многие живут, руководствуясь правилом, что выделяться нельзя, нужно быть как все, иначе наказания не избежать.

Семь сегментов мышечного панциря

Когда происходит подавление негативных эмоций, в теле человека возникает мышечный зажим. Если проблема не решается и подавление продолжается длительное время, то зажимов становится много. Тело человека превращается в клетку. Но реагировать на проблемы люди начинают, только когда мышечные зажимы приводят к развитию болезней: деформации осанки, появлению грыжи или опухоли.

Чтобы излечиться, больному нужно постепенно распустить семь сегментов мышечного панциря. Райх называл этот процесс психологическим ростом.

Мышечный панцирь состоит из сегментов, включающих в себя:

  1. Глаза и лоб. Для зажима этих мышц характерны проблемы со зрением. Они возникают, когда человек подавляет страх, не желая видеть то, что вокруг него.
  2. Челюсти, подбородок, затылок. Подавляемая эмоция – гнев или сексуальное возбуждение. Возникает при подавлении крика или плача.
  3. Шея, язык. Подавленный гнев означает, что человеку не дали проявить себя, высказаться.
  4. Грудь, плечи, руки. Зажим возникает при сдерживании всех основных эмоций.
  5. Диафрагма. Удержан сильный гнев.
  6. Спина и живот. Подавлен страх и злость.
  7. Ноги, бедра, таз. Подавлено сексуальное возбуждение.

Наглядное изображение сегментов мышечного панциря

Снятие зажимов должно начаться с глаз и опуститься до таза. При этом тело пациента наполнится жизненной энергией, которую Райх назвал оргонной.

Оргонная энергия

Это жизненная сила. Райх считал, что весь мир пропитан ей. Её основа – это то, что Фрейд называл либидо и сексуальностью. Она свободно циркулирует по телу человека, но только если в теле нет мышечных зажимов. В таком случае естественный поток нарушается, что приводит к болезням и потери чувствительности.

Учёный утверждал, что верным признаком того, что ток оргона в теле нарушен, является невозможность испытывать оргазм всем телом.

Характер человека, по Райху, – это несвобода. Характер – это набор навязанных извне стереотипов и шаблонов. У свободного человека нет:

  • тревожности;
  • страхов;
  • агрессии;
  • сексуальных извращений;
  • взрывного гнева.

К созданию оргонного аккумулятора Райха подтолкнуло открытие того, что окружающий мир полон оргонной энергии. Она есть даже в вакууме. Учёный смог найти её благодаря тому, что оргон создаёт электромагнитное свечение, видимое в синем спектре цвета.

Обнаруженный В. Райхом оргон в вакууме

Оргонная энергия скапливается в сооружениях, выполненных в виде пирамид, полусфер и луковиц. Культовые религиозные сооружения либо выполнены в такой форме, либо имеют такие детали в оформлении.

В. Райх планировал с помощью аккумулятора накапливать полезную энергию извне и направлять её в организм пациента. Учёному удалось вылечить множество людей. Он считал, что прибор способен продлить человеку жизнь.

К сожалению, Райх погиб задолго до того, как человек впервые отправился в космос и смог сделать снимки земли, где отчётливо видно сияние оргонной энергии в атмосфере Земли. Вильгельм считал, что Вселенная была создана оргоном. В конце жизни, помимо лечения людей, он занимался разработкой миниатюрных летательных аппаратов, которые работали бы на бесплатном и бесконечном топливе: оргоне.

В. Райх не раз доказал в течение жизни, что опередил своё время. Возможно, человечеству только предстоит в будущем разобраться с наследием великого учёного.

Вегетотерапия: как распустить мышечный панцирь

Основные техники, которые помогут достичь выздоровления:

  • массажные;
  • дыхательные;
  • психоаналитические.

Техника массажа заключается в сдавливании, скручивании и сжимании зажатых мышц. Чтобы воздействовать на внутренние мышцы, недоступные глубокому массажу, пациент должен покричать, поплакать, изобразить рвоту.

Когда проходит мышечный спазм, удаётся высвободить большое количество оргонной энергии. В памяти пациентов возникают давно забытые эпизоды, которые привели к зажатости мышц.

Дыхательная техника – это альтернатива массажу. Используя глубокое дыхание, пациент насыщает тело оргонной энергией, и она пробивает мышечные зажимы.

Техника психоанализа заключается в обсуждении с терапевтом негативных и травмирующих воспоминаний. В своей работе психотерапевты обычно сочетают все техники. Но помимо них огромную роль играет самостоятельная работа пациента и его желание излечиться.

Упражнения

Помимо оргонного аккумулятора, Райх создал комплекс упражнений, которые помогут каждому желающему научиться контролировать ток оргона в теле. Прежде чем приступить к выполнению, нужно расслабиться.

Комплекс упражнений Райха:

  1. Исходное положение: сесть на корточки.
  2. Подняться и распахнуть глаза.
  3. Двигать глазами по сторонам, вращать, а затем коситься.
  4. Изобразить рыдания.
  5. С напряжением вытянуть губы.
  6. Шамкая ртом, рассказать стихотворение.
  7. Улыбнуться, затем изобразить удивление и отвращение.
  8. Изобразить рвотные спазмы.
  9. Долго кричать или шипеть.
  10. Сесть на корточки и далеко вперёд высунуть язык.
  11. Подняться. Двигать головой, представив, что шею заменила тонкая пружина.

Техника Гурджиева

Эта техника была разработана Гурджиевым за семьдесят лет до того, как Карлос Кастанеда описал ее в своей книге как полученную от дона Хуана, шамана индейского племени яки. Суть ее весьма проста. Объект, на котором вы фокусируете внимание, не играет роли, важно лишь, чтобы он был хорошо вам знаком. В данном случае это ваши руки. В течение дня не забывайте неоднократно смотреть на них, а в любой свободный момент закрывайте глаза и представляйте себе их мысленный образ Чем чаще вы будете это делать, тем лучше. Вечером, лежа в постели и ожидая прихода сна, вспомните о том, что делали весь предыдущий день, и опять представьте себе мысленный образ своих рук. Сохраняйте его, пока не заснете, и скажите себе, что увидите свои руки опять, когда будете спать, а. когда это произойдет, вы осознаете, что спите.В сущности, это простая процедура, цель которой - формирование нужной вам привычки. Она, конечно, требует определенного времени для получения результата, но из всех возможных это наиболее эффективный включающий сознание механизм. Ученики Гурджиева отмечали, что проходит от трех до четырех месяцев упражнений, пока появится хоть какой-нибудь эффект, но зато этот метод работает стопроцентно.Для того чтобы повысить эффективность метода визуализации, можно попробовать выполнять подготовительные упражнения, описанные ниже. Впрочем, они принесут вам пользу независимо от того, какой метод вызова сновидений вы изберете. Они помогут научиться смещать центр своего сознания в различные части тела и дадут более полное представление о вашем собственном теле, что важно при работе с управляемыми сновидениями.Прежде всего успокойте свой разум и расслабьте тело. Затем представьте, что у вас появилась пара невидимых рук. Попытайтесь смоделировать ощущения, которые должны в них возникать, ведь вы знакомы с ощущением своих настоящих рук. Погладьте свое тело этими воображаемыми руками - от ступней, по ногам и далее по всему тел у. Постарайтесь реально ощутить, как созданные вашим воображением руки расслабляют и успокаивают вас.Теперь используйте их в упражнениях на расслабление, представляя при этом, как ваши невидимые руки проникают прямо в мышцы, напрягая и расслабляя их. Переместите центр своего сознания в эти воображаемые руки и поглаживайте ими все мышцы своего тела. Одновременно с их движением ваше внимание будет концентрироваться на тех зонах, где они находятся в данный момент.Когда вы научитесь без усилий представлять себе невидимые руки, начните использовать их для того, чтобы втягивать ими в себя энергию и направлять ее через ступни и ноги в энергетические центры организма, называемые чакрами. Представьте, что вы захватываете ими энергетические потоки и с некоторым усилием направляете их через свое тело. Полезно синхронизировать эту работу с дыхательным циклом: во время вдоха вы втягиваете в себя энергию, а во время выдоха - сохраняете ее в своем теле. Повторяйте это упражнение по меньшей мере несколько минут перед сном, и уровень вашего осознания сновидений значительно повысится.

С точки зрения Телесно-Ориентированной Психотерапии всё наше тело условно делится на семь сегментов . И в каждом из этих семи сегментов притаились мышечные блоки. Мышечный блок - это комбинация зажимов на мышцах, препятствующая протеканию свободной энергии по телу.

Мышечные блоки бывают двух видов.

    Когда мышцы неадекватно напряжены, сжаты.

    Когда мышцы неадекватно расслаблены, расхлябаны (встречается реже).

Мышечный панцирь - это тело человека, которое «перекорёжено» семью блоками - где больше, где меньше.

Мышечный панцирь составляют семь сегментов:

    Глазной;

    Челюстной;

    Горловой;

    Грудной;

    Диафрагмальный;

    Брюшной;

    Тазовый.

Вильгельм Райх (практические упражнения)

«Телесно-ориентированная психотерапия особенно эффективна в лечении психосоматических заболеваний, неврозов, посттравматических состояний, стрессовых расстройств, депрессий. Телесно-ориентированная психотерапия показана также для решения задач личностного роста, повышения личной эффективности, самореализации и коммуникации, расширения самосознания, улучшения общего самочувствия». Это кратко и почти, клинически))))))

Упражнения Райха «распускают» мышечный панцирь с помощью двух вещей:

    Непосредственного воздействия на напряжённую мышцу (сжатием - до наступления запредельного торможения);

    С помощью принятия и осознанного переживания ещё раз той эмоции, которая была скрыта и упрятана в мышечный зажим.

Упражнение Райха для приобретения телом навыка глубокого брюшного дыхания

Все предлагаемые мною упражнения созданы для самостоятельной работы клиента и не требуют работы с психотерапевтом в паре. Подобные упражнения я бы ни в коем случае не выложила в открытый доступ, так как их выполнение дома без специалиста либо очень опасно, либо просто бесполезно. Я отдаю предпочтение тем упражнениям, которые человек может выполнить в одиночку, иногда даже сидя на работе. Все они - безопасны. Хотя, вспомним пословицу: «Заставь дурного Богу молиться...» Прошу Вас не уподобляться этому дурному из старой пословицы. Редкие упражнения (но замечательные!) требуют парного действа - то есть, ассистента, которым легко может быть Ваш родственник или приятель.

Это же упражнение из тех, что выполняются в одиночку. Итак...

Лягте на спину. Обе руки положите на живот. (Мизинцы лежат чуть выше пупка). Вдыхайте и выдыхайте. Затем на протяжении каждого вдоха начинайте сильно надавливать руками на живот. Как бы сопротивляясь вдоху. Мышечный панцирь в этом месте распускается, и скоро Вы «научитесь» брюшному дыханию. То есть оно появится само, как только распустится Ваш мышечный панцирь, не дававший нормально дышать.

И помните: «Ничего - слишком». Особенно если речь идёт о телесно-ориентированной психотерапии.

Упражнение телесно-ориентированной психотерапии из вегетотерапии Райха по снятию мышечного блока с глазного сегмента (распускание мышечных блоков в глазном сегменте)

Для начала - совсем немного теории. Теоретик телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх учил: мышечный панцирь формируется не сразу и не вразброд, а целеустремлённо - снизу - ровно вверх. То есть в детстве, первыми у человека возникают блоки в нижних сегментах тела. А когда человек вырастает, у него формируются блоки уже на вышележащих сегментах его тела. Это примерно происходит, как окаменение или превращение в сказках или «Метаморфозах» у античного поэта, собирателя фольклора - Овидия. Помните? Человек превращается в камень, скалу или дерево, начиная с ног. Потом каменеет до пояса. Потом шевелятся только губы. Потом он весь становится деревом или камнем. А когда человека расколдовывают младшие братья, Персеи и другие рыцари? Сначала начинают шевелиться зрачки, потом - губы, потом человек оттаивает весь.

Вот так и у Райха, хотя он сказками вряд ли увлекался, он был не «сказочный» психотерапевт. Заковывается в невротический мышечный панцирь ребёнок снизу. Снизу - вверх. Расковывается уже взрослым человеком, наоборот - сверху - вниз.

А почему?

А потому, что детские блоки на мышцах всегда связаны с глубинными интимными травмирующими переживаниями. Их развязать - труднее всего, они как хтонические чудища, таинственны, обитают в Тартаре, непонятны и стоглавы. Попробуй-ка с ними сразиться без учебки.

А взрослые блоки на мышцах (верхние) они всегда связаны с социальными травмами. Они не глубинные и не интимные и излечиваются проще всего. Потому они и излечиваются первыми. И поэтому мы с Вами начинаем всегда с глаз. (Если хотим заниматься упражнениями по телесно-ориентированной терапии).

Вот одно из таких упражнений.

«Гимнастика для глаз» - упражнение телесно-ориентированной терапии Райха

Просьба - сядьте на кресло удобно, так, чтобы стопы опирались на пол. Заземление - это первое требование телесно-ориентированной психотерапии. Не перекрещивайте ноги! Расстегните туго застёгнутые застёжки! Делайте все упражнения телесно-ориентированной психотерапии в проветриваемом помещении!

Упражнение состоит из шести частей. Все части упражнения выполняются до появления болевых симптомов - иначе блок не разобьётся. Однако!

При выполнении упражнения у Вас может начать кружиться голова, появиться тошнота. Это говорит о том, что у Вас очень сильный блок на глазном сегменте. Поэтому начинайте это упражнение с выполнения только его первой части, постепенно прибавляя остальные. У Вас НЕ ПОЛУЧИТСЯ сразу сделать всё, Вы просто упадёте в обморок. Но не пугайтесь, накапливайте все части этого упражнения постепенно. Выполняйте его очень медленно и плавно, но с силой. И, конечно же - регулярно. Лучше, если Вы начнёте делать это сами в домашних условиях, потому что, придя к телесно-ориентированному терапевту, Вы просто потеряете время и деньги, если будете настолько не готовы к полноценному выполнению всех заданий. Это упражнение Вам - на месяц.

Первая часть упражнения Райха

Зажмурьтесь изо всех сил и немного помассируйте (постукивающими и прижимающими движениями) веки и кожу вокруг век, виски. Расслабьте эту зону. Зажмурьтесь из всех сил (до болевых ощущений) на пять-шесть секунд. Затем, так же с максимальным напряжением, вытаращите глаза. Тоже на пять-шесть секунд.

Проделайте это упражнение три-четыре раза. (Один раз для начала)

Вторая часть упражнения Райха

В этом и последующем упражнениях работают только глазодвигательные мышцы, а не голова. Головой крутить нельзя. Отведите глазные яблоки влево до упора. Потом вправо. Потом опять влево. Делайте это максимально медленно и плавно. Это упражнение выполняется десять раз (в идеале).

Третья часть упражнения Райха

Сделайте то же самое движение (до предела) глазными яблоками, но в направлении «сверху-вниз-наверх опять». Десять раз. В идеале. Голова опять стоит на месте, работают глазодвигательные мышцы. Напоминаю, упражнение делается до боли в мышцах - примерно, как балетный экзерсис у станка.

Четвёртая часть упражнения Райха

Плавно, по всей окружности глазницы, максимально отводя глаза к векам, вращаем глазами. Делаем это упражнение десять раз по часовой стрелке и столько же раз - против часовой.

Пятая часть упражнения Райха

Повторяем первое упражнение («зажмуривание-вытаращивание» глаз.

Шестая часть упражнения Райха

Сидим с закрытыми глазами и наблюдаем за своими ощущениями. Релаксация. Пять минут.

Для этого упражнения нормально не только испытывать головокружение. Нормальным считается также, если Вы почувствуете какой-то дискомфорт (напряжение) в челюстях (в челюстном сегменте) или в горле. Это происходит оттого, что все мышечные зажимы взаимосвязаны и, разбивая один, мы затрагиваем и другие. Это упражнение - целенаправленно воздействует на конкретные мышечные блоки и зажимы. Иначе избавиться от них практически невозможно.

Дорогу осилит идущий!

Для тех, кто понимает ценность работы с дыханием в движении
видео

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.

Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было то, что ему удалось познакомить запад с храмовыми танцами и священными ритмами.

По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.

Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.

Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл. В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы можно увидеть без каких- либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, Причем наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.

Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательный переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными.

Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.

При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо концентрировать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не глядя на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.

Гурджиев утверждает, что работая над движениями, человек вырабатывает собственное «Я», то есть «волю».
На определенном этапе он обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.

Конечно, многие видят в этих движениях нечто похожее на представление. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».

http://ezotera.ariom.ru/2010/05/16/gurdjieff.html

На конгрессе Адвайты

Виды медитативной ходьбы

В начале 20-го века движение мистицизма было направлено на преодоление разрыва между западной и восточной философиями с теософией, эзотеризмом и растущим интересом к оккультизму. Это духовное время вдохновило Георгия Гурджиева на создание Четвертого пути — практики комплексов упражнений для гармонического развития человека. Все эти инструменты можно использовать в повседневной жизни, чтобы избавиться от состояния гипнотического сна.

Тщательные духовные практики часто сосредоточены либо на отрыве от физического, либо на строгом господстве над ним. Георгий Гурджиев не рассматривал таких практических методов принятия своего высшего «Я», полагая, что просветление может быть достигнуто без аскетизма.

Родившийся в 1866 году в Александрополе, Армения, Гурджиев был вдохновлен теософским движением и решил отправиться в Среднюю Азию и на Ближний Восток в поисках эзотерических духовных лидеров и искателей истины. По возвращении он написал серию книг, которые станут основой его духовной практики — Четвертый путь. Вторая книга в этой серии — «Встречи с замечательными людьми» подробно рассказала о встречах с духовными лидерами в его путешествии, которые были скорее вымышленными персонажами, символизирующими три предшествующие «пути».

Пути факира, монаха, йогина и четверый путь

Во время своих путешествий он был вдохновлен духовными путями факира, монаха и йогина, хотя он полагал, что их методы были успешны на порядок меньше более практичных методов их практик, утраченных в древности. В то же время он считал, что последствия современных технологий и современного общества заставляют всех погружаться в гипнотический сон.

Факир, живущий исключительно на милостыню, придает своей жизни господство над физическим телом, требуя выносливости и боли, монах сосредоточен на эмоциях через веру, религиозное рвение и жертву, в то время как йог отдает свою жизнь разуму, развивая свою внутреннюю сущность ценой пренебрежения своего тела и эмоций. Гурджиев считал эти три методы чрезмерно экстремальными путями к просветлению и что должен существовать более альтернативный четвертый путь, которым можно следовать, не жертвуя при этом некоторыми аспектами жизни.

Гурджиев заметил, что большинство путей к просветлению требует некоторой степени аскетизма, но он не хотел признавать аскетизм единственным способом и его жизнь стала этому свидетельством, хотя иногда и парадоксальным.

Несмотря на его приверженность духовному развитию, он, как известно, был немного гедонистом, любил арманьяк и опиум. Его философия была строгой, несмотря на ее отрицание религиозной жесткости. Он исповедовал эфирное мировоззрение, основанное на прагматизме и человеческих желаниях. Но это, по-видимому, лишь маленькая часть Четвертого Пути, промежуточная точка постоянного поиска, всегда ставящего под вопрос любой путь, основанный на реальности, но пытающийся соединиться с потусторонним.

Особенности концепции развития человека у Гурджиева

Итак, что же такое метод Гурджиева для примирения человечества с духовностью? Все это относится к упражнениям Четвертого Пути, известного как «Труд». По сути, это метод постоянной объективной интроспекции, чтобы стереть общественные конструкции и атрибуты, которые проникли в человека. Гурджиев дал два основных упражнения в дополнение к некоторым фундаментальным законам и концепциям.

Самонаблюдение

  • С помощью ежедневного ритуала самонаблюдения следует стремиться наблюдать за своим поведением и привычками, особенно теми, которые негативно воспринимаются другими, но делать это без осуждения или анализа.
  • Это внутреннее наблюдение выполняется одновременно с осознанием внешней среды вашего пребывания.
  • Самонаблюдение должно восприниматься без критики и должно расцениваться следующим образом: вы не являетесь тем, кем себя видите.
  • То, что вы наблюдаете — это фасад ложной личности, продукт современного общества.

Самовоспоминание

  • Самовоспоминание — это немного абстрактное понятие запоминания себя в прошлом, а не просто воспоминания о прошлом.
  • Из-за нашей неэффективной памяти теряется большая часть нашего прошлого. Мы можем чувствовать что-то абсолютное и клясться, что никогда не забудем об этом, но через несколько лет оно уходит из памяти. Если человек активно и регулярно занимается самовоспоминанием он может сделать мудрые открытия.
  • Самовоспоминание приводит к состоянию мудрого разума, свободному от всего отрицательного.

Перед самовоспоминанием следует познать самонаблюдение.

Эти процессы самонаблюдения и самовоспоминания призваны разрушить многие «Я» или фрагментацию психики посредством личных желаний, отделяющих нас от других. Гурджиев говорил о том, что у нас есть две части: сущность и личность. Наша сущность — это естественная часть, с которой мы рождаемся, а личность — это все, что искусственно перешло от общества. Наше сущность также состоит из трех центров: интеллектуального, эмоционального и физического, и нам следует «трудиться», чтоб достичь высшего интеллектуального и высшего эмоционального развития.

Есть два концептуальных учения Гурджиева, которые подводят итог его философии Четвертого Пути: Закон Трех и Закон Семи. Закон семи, также известный как Закон Октав, является фундаментальным космическим законом, который гласит: ничто в природе не движется по прямой постоянно, все в конечном итоге отклоняется. Этот всеобъемлющий закон намекает на его веру во внутреннюю связь между музыкой и природой, на мысль о том, что между определенными музыкальными интервалами требуется больше энергии для поддержания первоначальной цели. Это относиться и к непредсказуемости человеческой натуры, её целей и попыток, которые также требуют дополнительной энергии, чтобы продолжать свой первоначальный курс.

Закон трех — это еще один фундаментальный космический закон, в котором говорится, что каждое явление состоит из трех компонентов: активного, пассивного и нейтрального. Его можно рассматривать как закон трансформации, который всегда требует утверждения, отрицания и примирения. Эта триада действия создает восходящую или нисходящую октаву и символизирует каждую структуру и действие во вселенной и человеке.

Эти законы изображены в наиболее узнаваемом символе Гурджиева Четвертый Путь – эннеаграмме – 9-тиконечной фигуре в круге.

Эта связь музыки и философии повторялась во всей философии Гурджиева, когда он стал известен как музыкант. Он говорил о музыке как о какой-то объективной силе, которую можно было почувствовать так же, как змея реагирует на музыку заклинателя змей.

Идеи Гурджиева не стали широко популярными в Новой Эре и сфере самопомощи, хотя их часто классифицируют там. Четвертый путь – это концепция, которая не обращена в массы. Честное самонаблюдение может быть болезненным и вызвать беспокойство у тех, кто не готов к этому. Устранение вашей личностной маски и противодействие негативным личностным признакам требует тяжелой работы и может вызвать чувство потерянности или смущенности.

Вот почему необходимо не только противостоять желанию судить о том, что вы видите, а и просто видеть вещи такими, какие они есть. В конце концов, эта духовная практика придаст вам мудрости и искупления, возможно, даже приведет к более высокому состоянию сознания.

Видеозаписи о жизни и пути Г. Гурджиева, его последователях, практическим аспектам Четвертого Пути, наследию — Институте Гармонического Развития.

Книги и публикации

  • Восемь встреч в Париже
  • Всё и вся Рассказы
  • Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку (оригинальная версия)
  • Взгляды из реального мира
  • Вопросы и ответы
  • Встречи с замечательными людьми
  • Жизнь реальна только, когда я есть
  • Последний час жизни
  • Человек — это многосложное существо»

Бесплатно скачать книги Георгия Гурджиева можно перейдя по ссылке

Gurdjieff — De Hartmann Piano Music

Георгий Гурджиев о духовном развитии человека