Для всех и обо всем. «Красный папа» Иоанн XXIII и созыв II Ватиканского собора

Анджело Джузеппе Ронкалли (мирское имя Папы Иоанна XXIII) родился на севере Италии в местечке Сотто-иль-Монте в провинции Бергамо в 1881 году. Выходец из крестьянской семьи, он сохранил до конца жизни связь с роднёй, с братьями, так и оставшимися крестьянами. В возрасте 23 лет был рукоположен в сан священника. В 1925 Ронкалли, получив сан епископа, начинает дипломатическую карьеру, исполняя обязанности папского нунция (посланника) в Болгарии, Греции, Турции и Франции. В 1953 году стал кардиналом и Патриархом Венеции. А 28 октября 1958 г. конклав избрал Ронкалли 261-м Преемником св. Петра.

Взойдя на папский престол, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии. Стремился модернизировать Католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями. А за свое добродушие, простоту, юмор и благотворительность, среди людей, которые работали с ним и знали его лично, быстро стал известен как «Добрый Папа».

Мы постарались собрать самые яркие особенности и достижения понтификата Иоанна XXIII:

1. Добрый Папа сделал простые, но важные нововведения. Например, установил традицию публично читать Angelus из окна Апостольского дворца по воскресеньям, предваряя ее короткой катехизацией для собравшихся верных.

2. Иоанн XXIII всегда хотел быть рядом с верующими. Он был первым Папой, который покидал стены Ватикана, чтобы посетить приходы, больницы и тюрьмы Рима. Порой он даже прокрадывался мимо швейцарской гвардии, чтобы тайно обходить город

3. Папа взял себе имя Иоанн XXIII. Выбор Папы был воспринят неоднозначно, поскольку Иоанном XXIII именовал себя антипапа Бальтазар Косса, и почти 550 лет ни один римский понтифик не называл себя Иоанном, чтобы его имя не совпало с именем одиозной личности. Сам Ронкалли объяснил, что это имя ему дорого: так звали его отца. И тем самым, как бы очистил имя.

4. За свою жизнь Ронкалли был свидетелем двух мировых войн (во время I Мировой был призван в армию, где служил сначала санитаром фронтового госпиталя, затем военным капелланом) и множества локальных, которые разделили мир на два противоположных политических режима. Он признал необходимость «строительства» мостов мира, обменивался письмами с мировыми лидерами (в т.ч. в странах социалистического лагеря), таких, например, как Хрущев (лидер Советского Союза) или Ф.Кастро (Куба). Иоанн XXIII советовал правителям государств «осознать огромную ответственность, которую они несут перед историей», и решать спорные вопросы не силой, а путём искренних и свободных переговоров

5. Осуждая политику неоколониализма, Иоанн XXIII впервые в истории Католической Церкви назначил кардиналом темнокожего епископа Ругамбву из Танзании. Папа вёл активный диалог с лидерами нехристианских религий Вьетнама, Южной Кореи, Тайваня, Японии и др.

6. Несомненно, главной работой Иоанна XXIII был созыв II Ватиканского Собора, совещания всех епископов мира, призванного выработать позицию Католической церкви в ответ на вызовы современности и способствовать экуменическим процессам в рамках христианского мира. Пожилой понтифик, считается переходным Папой (т.к. ему не дано было самому осуществить программу «обновления» церкви), но можно считать его инициатором самых глубоких изменений в Церкви в современное время (некоторые из них можно характеризовать выражением «Церковь повернулась к народу лицом и стала говорить с ним на понятном языке»).

7. Иоанн XXIII стремился к объединению христианского мира, установил контакт с представителями некатолических христианских церквей и основал первый отдел Ватикана, чтобы способствовать укреплению единства среди христиан. Кроме этого, Папа вел диалог с нехристианскими религиями. «Все люди братья, и всё следует решать по-дружески, на основе взаимного человеколюбия»,- говорил он.

2 декабря 1960 года Папа впервые за последние 400 лет принимал у себя в Риме руководителя англиканской церкви - Архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишера.

А в качестве наблюдателей на II Ватиканском Соборе были приглашены представители мусульман, американских индейцев и члены различных христианских конфессий, среди которых, в лице двух человек, официально принимала участие в работе собора и Русская Православная Церковь. Иоанн XXIII придавал исключительное значение присутствию на Втором Ватиканском соборе именно этой церкви.

Папа Иоанн XXIII умер 3 июня 1963 года от рака желудка, отказавшись от операции, т.к. считал, что ему крайне важно провести Вселенский собор. Его понтификат, продлившийся неполных 5 лет, стал поистине революционным и плодотворным. В 2000 году Папа Иоанн Павел II причислил Иоанна XXIII к лику блаженных (беатифицировал его). А с 27 апреля 2014 г. Церковь почитает его как святого. День памяти — 11 октября/

January 22nd, 2016

В истории католической церкви немало страниц, о которых стараются вспоминать пореже. Часть их связана с деятельностью римских пап, среди которых, по неподтвержденным данным, была даже женщина. Большинство римских понтификов были людьми достойными, но и среди них встречались преемники Святого Петра, чья святость, мягко говоря, вызывает большие сомнения. Один из них - папа Иоанн XXIII, в миру Бальтазар Косса. Он прошел невероятный путь - от пирата до папы римского…

Бальтазар родился в последней четверти XIV века на небольшом острове Искья в Неаполитанском заливе. Сведений о его детстве практически не сохранилось. Ясно одно, будущий папа не бедствовал, так как островок Искья принадлежал его отцу, потомку древней фамилии, корни которой уходят в эпоху Римской империи.

Деревеньки, расположенные на острове, давали какой-то доход, но не он был основой благосостояния семьи Косса. Главные доходы приносило морское пиратство, к которому с детства стал готовиться и Бальтазар.

На опасный путь морского разбоя он вступил в 13 лет под руководством старшего брата Гаспара, командовавшего небольшой пиратской флотилией. На Средиземном море пиратство процветало. Богатые приморские городки и поселки, нагруженные товарами и рабами торговые суда становились легкой добычей удачливых разбойников. Главным было умело выбирать объекты для пиратских налетов, чтобы не нарваться на военные корабли.

Разговор с захваченными пиратами был коротким - на рею или в рабство. Но подобная незавидная участь миновала Бальтазара, вскоре ставшего капитаном пиратского корабля, причем, капитаном, которому сопутствовала фортуна.

Внезапно жизнь Бальтазара резко переменилась. Оставив пиратство, он отправился в Болонью, где поступил на теологический факультет местного университета. Считается, что сделал он это по настоянию матери. Но, возможно, он просто почувствовал, что, надев сутану, сможет грабить и развратничать, не опасаясь возмездия.

В принципе, особой необходимости заниматься разбоем у него уже и не было, на родовом острове были накоплены громадные богатства. Сильный, безжалостный и уверенный в себе Бальтазар быстро стал признанным вожаком студентов и грозой болонских обывателей.

Одно имя Бальтазара наводило ужас на добропорядочных отцов семейств, так как о его любовных похождениях в городе рассказывали легенды, а обесчещенных им девиц и совращенных замужних дам считали десятками. А ведь он еще и учиться умудрялся, получив вполне хорошие по тем временам знания. Но всему приходит конец. Родственники очередной любовницы Коссы объявили соблазнителю настоящую войну, вынудив его бежать из города.

Временно Бальтазар укрылся в доме кардинала ди Санта Кьяру. Кроме него в доме оказался еще один человек, спасавшийся от преследования - любовница кардинала красавица Яндра делла Скала, разыскиваемая святой инквизицией по обвинению в чародействе. Как говорится, «благодаря судьбе молодые люди нашли друг друга».

Яндра Капистрана делла Скала

Но не дремала и инквизиция, нагрянувшая с обыском. Несмотря на отчаянное сопротивление Коссы, отлично владевшего оружием, отбиться не удалось. Впереди Бальтазара и Яндру ждал костер. К счастью, головорезы Гаспара, продолжавшего заниматься пиратским промыслом, отбили Бальтазара и его новую любовницу. Пришлось недоучившемуся теологу снова стать пиратом.

Несколько лет корабли Бальтазара наводили ужас на средиземноморских моряков и прибрежные города, в которых Косса с особым удовольствием грабил церкви, видимо, в отместку за свое несостоявшееся священство. Все эти годы его сопровождала Яндра.

Внезапно морские похождения пришлось прервать. Шторм уничтожил корабли Бальтазара, а сам он принял обет стать в случае спасения священнослужителем. Ему, Яндре и нескольким пиратам удалось спастись, но на берегу их опознали местные жители, схватили и поместили в подвал дворца папы Урбана VI.

В это время католический мир находился в расколе, им пытались руководить два папы, из Рима Урбан VI, а из Авиньона Климент VII. Естественно, что между ними шла жесткая борьба. В этой ситуации папе Урбану VI, как говорится, сама судьба послала опытного и безжалостного к врагам помощника, которым и стал Бальтазар Косса.

Папа был стар и немощен, дни его оказались сочтены. Но и в этом случае Бальтазару повезло. Новый папа Бонифаций IX хорошо знал семейство Косса и не просто приблизил к себе бывшего пирата, а возвел его сначала в архидиаконы собора святого Евстафия в Ватикане, а затем, в феврале 1402 года, в кардиналы.

Необычайной судьбе Бальтазара Коссы посвящено несколько книг. Под покровительством папы Бальтазар смог развернуться во всю ширь своих преступных страстей. Вот что писал об этом периоде его жизни секретарь Ватикана Дитрих фон Ним:

«Неслыханные, ни с чем не сравнимые «дела» творил Косса во время своего пребывания в Риме. Здесь было все: разврат, кровосмешение, измены, насилия и другие гнусные виды греха, против которых обращен был когда-то гнев Божий.

… Только в Болонье Коссе удалось совратить более 200 женщин. Он поехал туда по поручению папы для решения различных вопросов, касающихся церкви и политики, но не забыл при этом и своих любовных дел.

Любовницами его были замужние женщины, вдовы, девушки и монашки, жившие в монастырях. Некоторые из них любили его и добровольно становились его любовницами, но некоторые были грубо изнасилованы прямо в монастырях».

Папа решил использовать пиратские навыки Бальтазара, поручив ему привести к покорности области, отпавшие от Ватикана. С задачей бывший пират справился блестяще, но Болонья, Перуджа и Ассизи, вернувшиеся под управление Ватикана, фактически оказались в безраздельной власти папского легата кардинала Коссы. С ним вынужден был считаться и новый римский папа Иннокентий VII, сменивший умершего Бонифация IX, а затем и Григорий XII, избранный при деятельном участии Бальтазара.

Но новый папа надежд Бальтазара не оправдал, став вести самостоятельную политику, затем он и вовсе лишил Коссу сана, прав легата, а заодно и придал анафеме.

Естественно, что бывший пират с этим не согласился. Он объявил себя правителем областей, где был легатом, и созвал дружественных ему кардиналов в Пизу, чтобы вместо двух правивших в то время пап избрать одного. Причем, он отвел свою кандидатуру и настоял на избрании кардинала Петра Филарга, славившегося праведной жизнью, новым папой, получившим имя Александра V.

Карикатура на Иоанна XXIII - папа изображен в роли иудейского первосвященника, осудившего Иисуса Христа на казнь.

Бальтазар просто хотел закрепить папский престол за человеком, к которому в принципе нет претензий, а уже затем забрать его себе.

Сложилась абсурдная ситуация, одновременно в католическом мире стало три папы, причем формально все избраны законно. Естественно, что они не преминули придать друг друга анафеме.

Став папой, Иоанн XXIII не перестал быть пиратом. Вырос только масштаб его разбойничьих операций. Он воевал с неаполитанским королем, грабил и разорял мирное население. Именно при нем торговля индульгенциями и продажа церковных должностей достигли небывалых размеров.

Призывая других к праведности, верховный понтифик вел чудовищно развратную жизнь, которая дала право Карлу Марксу назвать его «циником и развратником с противоестественными похотями».

Впрочем, сам Бальтазар Косса отнюдь не считал себя исчадием ада, и писал своему сопернику на папском престоле:

«Правителю мрака, сатане, обитающему в глубине преисподни и окруженному легионом дьяволов, удалось сделать своего наместника на земле, антихриста Климента VII, главой христианства, дать ему советников — кардиналов, созданных по образу и подобию этого дьявола, сынов бахвальства, стяжательства и их сестер — алчности и наглости».

Председательствуя на Констанцском соборе (1410-1415), Иоанн XXIII принял решение передать знаменитого чешского реформатора Яна Гуса в следственный комитет, тем самым нарушив данное ему обещание о неприкосновенности. Впоследствии они сидели в одной тюрьме.

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского.

В частности, ему ставились в вину отравление предыдущего папы Александра V; изнасилование трёхсот монахинь; сексуальная связь с женой своего брата и монахами; растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет; торговля епископскими кафедрами и отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме.

За все эти злодеяния собор объявлял Иоанна XXIII низложенным как «закоренелого грешника, безнравственного негодяя, симониста, поджигателя, изменника, убийцу и растлителя ».

В мае 1415 года свергнутый папа был заключен в крепость Мангейм. Освободившись путем подкупа, Бальтазар Косса добровольно явился к новому папе Мартину V, который назначил его епископом Тускуланским.

Иоанн XXIII умер 22 декабря 1419 года и был похоронен в баптистерии во Флоренции. Величественный монумент над его захоронением был создан скульпторами Донателло и Микелоццо в 1424—1425 годах.

Иоанн XXIII сделал свое имя столь ненавистным, что после него ни один папа больше не называл себя Иоанном. Лишь в 1958 году кардинал Ронкалли взошел на папский престол под именем Иоанна XXIII. Этим церковь хотела подчеркнуть, что не признает законным пиратский понтификат Бальтазара Коссы.

Интересные факты

В 1385 году Бальтазар Косса заключил со своей командой «типовой» договор:

«Все добытое в операциях будет немедленно делиться на 4 части. 2 из них будут получать экипаж, четверть пойдет моим верным и храбрым друзьям, Ренере, Джованни, Аванте, Бернарде и Бйорда, последнюю четверть буду получать я, как капитан корабля и руководитель операции.

Если в нашей операции кто-то потеряет глаз, он получит компенсацию в 50 золотых цихинов, дукатов или флоринов, или 100 скуде или реалов, или 40 сицилийских унций, или, если он это предпочтет, одного раба мавра. Потерявший оба глаза получит 300 цехинов или дукатов, или 600 скуде, или неаполитанских реалов, или 240 сицилийских унций, или, если захочет, 6 рабов.

Раненный в правую руку или совсем ее потерявший получит 100 золотых цехинов, флоринов или дукатов ».

Иоанну XXIII приписывают инициативу создания первого папского банка. Он существует по сей день и называется банком Святого Духа.

Современная католическая церковь называет Иоанна XXIII антипапой, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах. Возможно, в чем-то описания его похождений и преувеличены, но, несомненно, он был ярким человеком и сильной личностью, да и жить ему пришлось в эпоху, когда святость и порок шли рука об руку.


259. ИОАНН XXIII. 1958-1963. Анджело Джузеппе Ронкалли. Родился 25 ноября 1881 г. в Соттоиль-Монте в провинции Бергамо. Происходил из крестьянской семьи. Поступил в духовную семинарию в Бергамо. Теологическое образование получил в Риме, где в 1904 г. принял священнический сан. С 1905 г. выполнял функции секретаря епископа Бергамо - Радини-Тедески. Во время первой мировой войны был призван в армию, где служил сначала санитаром, а затем военным капелланом. С 1920 г. пребывал в Риме, где руководил папской миссионерской организацией. В 1935 г. выполнял функции апостольского делегата в Турции и Греции. В декабре 1944 г. его перевели в Париж на должность папского нунция. В 1953 г. Ронкалли получил кардинальскую шапку и архиепископство Венеции. После смерти Пия XII конклав в результате трехдневного совещания избрал папой семидесятисемилетнего кардинала Ронкалли. Его понтификат, длившийся неполных пять лет, оказался одним из наиболее значительных в истории современного католицизма. Спустя четыре месяца с момента вступления на трон св. Петра папа объявил о своем решении созвать в Ватикане двадцать первый из признанных римско-католической церковью вселенских соборов. Весь его понтификат был связан с этим важным событием, которое открыло новую эру в истории церкви. После почти четырехлетней подготовки 11 октября 1962 г. II Ватиканский собор был торжественно открыт папой Иоанном XXIII. Работа собора должна была сконцентрироваться вокруг двух важнейших пунктов папской программы: обновления церковной жизни, называемого Иоанном XXIII «аджорнаменто», и объединения с другими христианскими церквами. В день открытия собора присутствовало 2850 соборных отцов. Поделенные на различные комиссии, они приступили к дискуссии над главными проблемами, перед которыми оказалась церковь в середине XX в. Иоанн XXIII опубликовал несколько энциклик, среди которых следует особо упомянуть «Mater et Magistra» (15 мая 1961 г.), содержащую модифицированную интерпретацию социальной доктрины католицизма, а также «Pacem interris» (11 апреля 1963 г.), в которой папа обращался ко «всем людям доброй воли» с призывом о сохранении мира между народами земного шара и которую можно считать завещанием папы. Обе эти энциклики свидетельствовали о реалистическом и открытом подходе папы к проблемам, заботящим государства и общества в послевоенной действительности. Иоанн XXIII проявлял большую заинтересованность делами в Польше. 8 декабря 1962 г. на аудиенции польских епископов из западных земель папа произнес знаменательную фразу о «Западных землях, навечно возвращенных» польскому народу, что вызвало тогда протест со стороны некоторых германских кругов. Смерть «доброго пастыря», каким действительно являлся Иоанн XXIII, оплакивали во всем мире.

Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г.

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Толкование Феофилакта Болгарского

И это, по-видимому, не имеет ничего общего с предыдущим. Но если кто внимательно всмотрится в мысль Господа, то окажется, что и это близко относится к предыдущему.

Поелику Никодим называл Господа Учителем и Пророком, то Он говорит: «Не считай Меня за пророка, сущего от земли, посланного Богом учить, но считай Меня сшедшим свыше, как Сына, а не от земли сущим. Никто из пророков не восходил на небо, а только Я один имею взойти, как и нисшел». Услышав, что Сын Человеческий сшел «с неба», не думай, что плоть сошла с неба. Действительно, Аполлинарий так думал, что Христос, имея тело с неба, прошел чрез Деву, как чрез канал. Но поелику Христос, состоящий из двух естеств, был одна Ипостась или одно Лицо, то названия Человека прилагаются к Слову, и опять названия Слова - к Человеку. Так и здесь говорится, что с неба сшел «Сын Человеческий», потому что Он одно Лицо и одна Ипостась. Потом, чтобы ты, услышав «сшедший», не подумал, что сшедший уже не находится на небе, говорит «сущий на небесах». Итак, услышав, что сшел, не подумай, что Я не нахожусь там; но Я и здесь присутствую телесно и там восседаю со Отцом по Божеству.

Ин.3:14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

Ин.3:15. Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Сказав прежде о возрождении чрез крещение, говорит потом уже и о благодеянии, совершенном для нас чрез крест. Ибо крест и смерть - причина благодати, подаваемой нам чрез крещение, так как при крещении изображаем смерть Господню.

Не говорит прямо, что Я буду распят, но напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21, 5–9) и таким образом за раз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь - Человек, но - свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда - взирающие избегали телесной смерти, а мы - избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне - Христос исцеляет язвы от дракона мысленного.

Когда слышишь «должно вознесену быть», понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух. «Вознестись» понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего.

Объясню несколько. Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему.

И иначе. Два предмета господствовали над родом человеческим: удовольствие и скорбь. Господь, прошедши чрез то и другое, оказался непобедим. Искуситель сначала приступал к Нему на горе с предложением удовольствия (Мф. 4:3, 6, 9); но, нашед Его непобедимым чрез это, употребил великую хитрость, навел скорбь, чтобы, по крайней мере, чрез нее овладеть Им, и для сего восставил против Него все: отречение учеников, насмешки воинов, хулу мимопроходящих, смерть от иудеев, но и при этом - нашел Его непобедимым. Ибо скорбь на кресте не могла возбудить в Господе ненависть к распинателям, но Он продолжал любить их и молился за них, говоря: «Отче! Не поставь им греха сего» (Лк. 23, 34). Видишь ли, как Он победил тем, чем, по-видимому, был побежден. Таким образом, крест стал и возвышением Его, и славою.

Ин.3:16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного (1Ин. 4, 9). Если бы Он отдал и ангела, то и это дело было бы не мало. Почему? Потому, что ангел - верный и покорный Его служитель, а мы - враги и отступники. Теперь же, когда отдал Сына, какое превосходство любви показал Он?! Опять, если бы Он имел много сыновей и отдал одного, то и это было бы очень великое дело. А теперь Он отдал Единородного. Можно ли же достойно воспеть Его благость?

Ариане говорят, что Единородным Сын называется потому, что Он один только произведен и сотворен Богом, а все прочее уже Им сотворено. Ответ им простой. Если бы Он назван был Единородным без слова «Сын», то ваша тонкая выдумка имела бы основание. Но теперь, когда Он называется Единородным и Сыном, слово «Единородный» нельзя понимать так, как вы, но так, что Он один только рожден от Отца.

Заметь, прошу тебя, то, что как выше Он сказал, что Сын Человеческий сшел с неба, хотя плоть не сошла с неба, но принадлежащее Богу приложил к человеку по причине единства Лица и единства Ипостаси, так и здесь опять принадлежащее человеку прилагает к Богу Слову. «Отдал, - говорит, - Бог Сына Своего на смерть». Хотя Бог пребыл бесстрастен, но поелику по Ипостаси Один и Тот же был и Бог Слово, и Человек, подлежащий страданиям, то и говорится, что отдается на смерть Сын, который действительно и страдал в собственной плоти.

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Какая польза от того, что отдан Сын? Великая и недомыслимая для человека - та, чтобы всякий верующий в Него получил два блага: одно, чтобы не погиб; другое, чтобы имел жизнь, и притом вечную. Ветхий Завет тем, кои в нем благоугождали Богу, обещал долголетнюю жизнь, а Евангелие награждает таких жизнью не временною, но вечною и неразрушимою.

Ин.3:17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Поелику два пришествия Христовы, одно уже бывшее, а другое - будущее, то о первом пришествии говорит, что Сын не послан, чтобы судить мир (потому что, если бы Он для сего пришел, то все были бы осуждены, так как все согрешили, как и Павел говорит (Рим. 3, 23), но преимущественно для того пришел, чтобы спасти мир. Таковая была цель у Него. Но на деле вышло, что осуждает тех, кои не уверовали. Моисеев закон пришел преимущественно для обличения греха (Рим. 3, 20) и осуждения преступников. Ибо он никому не прощал, но как находил согрешающего в чем-нибудь, в то же время налагал и наказание. Итак, первое пришествие не имело целью судить, кроме тех, которые на деле не уверовали, ибо они уже осуждены; а второе пришествие будет решительно для того, чтобы судить всех и воздать каждому по делам его.

«Красный папа» Иоанн XXIII и созыв II Ватиканского собора

4 ноября 1958 г. в соборе Св. Петра проходила церемония интронизации нового папы Иоанна XXIII (1958–1963). Вот как описывают эту церемонию наблюдатели. В начале процессии появляется папский крест, за ним на роскошном папском троне-носилках под сенью белоснежных опахал из страусовых перьев плывет над толпой новый наместник Христа на земле, увенчанный золотой митрой. Венчая папу, кардинал-декан возглашает: «Прими трехвенечную тиару и знай, что ты отец князей и королей, владыка мира на земле, примиритель смертных, наместник Господа нашего Иисуса Христа, коему одному только дана честь, слава и поклонение во веки веков. Аминь». Католики обрели 262-го по счету папу, а земные владыки – высшего судью и наставника. Все традиции были соблюдены. Однако одно маленькое происшествие показало, что в Ватикане грядут перемены. Находившиеся рядом с папой во время церемонии услышали, как он сказал: «В этом одеянии я больше похож на восточного сатрапа, чем на пастыря». Эту реплику передавали из уст в уста. Новый папа выбрал любимое имя средневековых понтификов. Последним его носил неаполитанский пират Балтазар Косса, лишенный папского престола в 1415 г. за свои злодеяния. Так новый папа показывал, что он порывает с ретроградным курсом своих предшественников, Пиев.

В проповеди после интронизации Иоанн XXIII говорил о нуждах людей и социальной справедливости. Он говорил как гуманист, цитировал св. Фому и Августина, а рядом с ними Цицерона, подчеркивал великое значение культуры и не сделал ни одного замечания в адрес светской культуры. Стиль его правления разительно отличался от традиций Пиев. Иоанн XXIII понимал, что родился новый мир, появилась новая мировая культура и светская техническая цивилизация. Все чаще в Церкви стали раздаваться голоса с требованием покончить с «константиновской эрой» в истории Церкви. Так названа эпоха протяженностью в 17 столетий от правления императора Константина, когда оформился союз Христианской церкви и императорской власти. Церковь освящает жизнь государства и общества, устанавливая «христианский порядок», а светская власть должна защищать его от нападок еретиков и вольнодумцев. В многочисленных обращениях к новому папе клирики и миряне требовали изменить политику Церкви в социальном вопросе и в отношении СССР и стран социализма. В условиях становления мира социализма, краха колониальной системы, угрозы мировой войны важнейшей стала проблема мирного сосуществования стран с различным общественным строем.

В ответ на эти требования Иоанн XXIII предложил программу обновления, осовременивания Церкви, которая получила название «аджорнаменто» (от итал. aggiornamento ).

Через три месяца после избрания папа объявил о решении созвать Вселенский собор. Иоанн XXIII впоследствии говорил, что мысль о созыве Собора пришла к нему на другой день после избрания, пришла внезапно, по вдохновению свыше, «и была как весенний цветок, которого он никак не ожидал». В энциклике «Церкви Петра» («Ad Petri cathedram» ) папа изложил его задачи: способствовать укреплению веры, нравственному обновлению верующих и приспособлению учения Церкви к требованиям современности. Интегристы и консерваторы ждали от Собора осуждения коммунизма. Но скоро стало ясно, что анафем не будет.

11 октября 1962 г. в соборе Св. Петра торжественно открылся II Ватиканский собор (1962–1965). На него было приглашено 2908 епископов и глав монашеских орденов, наблюдатели из 17 христианских церквей, 86 официальных делегаций. Иоанн XXIII в речи на открытии Cобора дал понять, что Церковь отказывается от политики отлучений, а заблуждения пытается лечить скорее милосердием, чем суровостью. Он критиковал «пророков напастей», которые видят в современном мире только угрозы для Церкви. Папа напомнил, что Собор должен проходить в истинно пастырском духе.

Вскоре на Cоборе разгорелась борьба между интегристами, консерваторами и обновленцами, новаторами. Большинство соборных отцов восприняло дух открытости к современному миру Иоанна XXIII и проявило понимание необходимости приблизить Церковь к действительности. Продвижению преобразований в Церкви способствовали приверженцы так называемого «открытого католицизма», которые, отказываясь от претензий Католической церкви на исключительность и вмешательство в сферу политики, считали возможным усвоение ценностей современного мира, рожденных за церковным порогом. Меньшинство было против перемен, ибо считало своей задачей сохранить традиционную веру Тридентского собора. Интегристское меньшинство состояло в основном из кардиналов курии, так называемого «Пентагона» (Оттавиани, Руфини и др.), нескольких епископов из Италии, Испании и Латинской Америки, а также архиепископа Лефевра, основавшего «Общество св. Пия X». Меньшинство также имело возможность влиять на некоторые решения Cобора, поскольку Cобор стремился к консенсусу.

Первой на соборе обсуждалась схема (проект решения) «О литургии». В ней речь шла о реформе богослужения, форма которого не менялась со времен папы Пия V, утвердившего ее в 1570 г. Однако схема не прошла и была отправлена на доработку. Второй обсуждалась схема «Об источниках Божественного Откровения». Для сближения с протестантами нужен был некоторый отход от прежних бескомпромиссных решений. Обновленцы настояли на том, чтобы вернуть ее на доработку. После закрытия первой сессии Cобора интегристы негодовали, а обновленцы были настроены оптимистично. Всем было ясно, что в политике Ватикана грядут перемены.

Иоанн XXIII теперь мог опереться на сильное обновленческое крыло в Церкви. В 1963 г. он опубликовал энциклику «Мир на земле» («Pacem in terris» ). Впервые в истории папа обратился не только к духовенству и верующим, но и ко всем людям доброй воли на земле. Иоанн XXIII осудил гонку вооружений, высказался за всеобщее и полное разоружение, за запрещение ядерного оружия. Осудив теорию «равновесия вооруженных сил», Иоанн XXIII одобрил политику мирного сосуществования. Эта энциклика допускала диалог католиков с верующими других исповеданий, более того – с неверующими.

При этом форму диалога определяет церковная иерархия. Церковь продолжает оставаться непримиримым противником «ложных философских учений», однако признает, что в них могут быть положительные элементы. В делах социальной справедливости, предостерегала энциклика, нужно избегать революции, которую Церковь осуждает и ратует за эволюцию.

Энциклика была встречена с энтузиазмом обновленцами и «людьми доброй воли». Папа получил более 20 тысяч восторженных отзывов. Однако антикоммунисты, сторонники холодной войны, церковные интегристы обрушились на папу с упреками, требовали его ухода в отставку, называли его «товарищем Иоанном XXIII», «красным папой», открывшим коммунизму врата собора Св. Петра.

В июне 1963 г. Иоанна XXIII не стало.

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Чем прославился папа Иоанн XXII? Папа Иоанн XXII (1316–1334) вошел в историю как виртуоз в деле изыскания всяческих дополнительных доходов. При этом он всегда действовал путем особых распоряжений, не подлежащих кодификации и основанных на неограниченной власти римского

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Почему имя Иоанн XXIII носили двое римских пап? Первый из указанных Иоаннов XXIII был антипапой. Антипапа – это римский папа, не признанный католической церковью законным. В отдельные периоды Средневековья на папском престоле находилось одновременно несколько враждовавших

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Из книги Русь уходящая: Рассказы митрополита автора Александрова Т Л

Павел VI и завершение работы II Ватиканского собора Архиепископ Милана кардинал Джованни Батиста Монтини был избран 21 июня 1963 г. и принял имя Павел VI (1963–1978). Отныне судьба Cобора была в его руках. Закулисная борьба интегристов и обновленцев накалялась. Недолгий понтификат

Из книги Богословские труды автора Кривошеин Василий

Папа Иоанн XXIII Папа Иоанн XXIII был человек очень интересный, смелый на язык. Когда он был молодым прелатом и папским нунцием в Болгарии, во время большого светского приема и обеда рядом с ним посадили некую влиятельную особу в очень смелом декольте. Молодой прелат весь обед

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Глава V. Догматическое постановление «О Церкви» II Ватиканского Собора с православной точки зрения Общее впечатление, которое Догматическое Постановление Второго Ватиканского Собора «О Церкви («De Ecclesia») производит на православного верующего, глубоко противоречиво.

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Красный паучок На планете Смешного человека была любовь и рождались дети, но не было жестокого сладострастия. Страсть вырастала из нежности и возвращалась к нежности. Но вот пришел Смешной человек и все испортил... Как это получилось, Достоевский в своей притче подробно

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

«Красный» губернатор В. Арцимович, назначенный гражданским губернатором Калуги за год до прибытия Шамиля, разделял идеи Александра II о необходимости скорейшего переустройства общества на европейский манер.Арцимович прослыл большим либералом и деятельно внедрял в

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Игумен Иоанн (Рубин). История Никольского собора Николо – Угрешского монастыря в свете новейших исследований Главной святыней, историческим и композиционным центром Николо – Угрешского монастыря с древних времён был Никольский собор. Для всех исследователей, когда –

Из книги Спомини автора Сліпий Йосиф

Благоверный князь Олег Рязанский Димитрий Красный. Преп. Михаил Клопский. Преп. Иоасаф Заозерский. Блаж. Иоанн Углицкий. Блаженная великая княгиня Соломония, в иночестве София. Св. мученик Димитрий Царевич Среди современных Димитрию Донскому русских князей замечательна

Из книги Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль автора Коллектив авторов

Неймовірний тріюмвірат: Джон Ф. Кеннеді, папа Іван XXIII, Микита Хрущов Причинок до історії року, сповненого надій

Из книги автора

«Тезисы о Церкви» С. Н. Булгакова в сопоставлении с Догматической конституцией о Церкви II Ватиканского собора А. Раух Я хотел бы показать на примере одного доклада протоиерея Сергия Булгакова, какое значительное влияние оказали русские православные богословы на