Бутовская линия. Депо и подвижной состав

К сегодняшнему дню уже поутихли разговоры о новых открытых станциях метро в Битцевском парке. Тысячи человек изменили свои маршруты перемещения, а линия стала более значимой.

Бутовская линия - единственная линия в Москве, полностью созданная в XXI веке. Единственная, которую не называют ни по цвету (серо-голубая), ни по номеру (12). Единственная в стране с платформами 92 метра в длину. Единственная, имевшая буквенно-цифровое обозначение, которое пока ещё не полностью ликвидировано. И ещё она единственная, у которой нет своего депо. И не будет в ближайшие годы.

Битцевский парк

Северная конечная линии. Пересадка на станцию Новоясеневская. За станцией расположен оборотный тупик. Короткая платформа занята лестницами, лифтом, колонной инфосос. Имеет панно на одной стене и несимметричный потолок, редкий для московского метро.

Панно на ровной стене вызвало самые разные мнения среди пассажиров из-за нестандартного стиля. Открыта 27 февраля 2014 года.

Лесопарковая

Открыта одновременно со станцией Битцевский парк. Односводчатая мелкого заложения. Единственная подземная станция на данный момент, на которую проникает солнечный свет. По современный нормам считается тёмной.

Над выходом имеет малозаметное оформление в виде деревьев. В ближайшие годы планируется развитие территории. Не исключено, что станция в перспективе станет пересадочной на линию, проходящую из Бирюлёво в новые районы Москвы.

Улица Старокачаловская

Первая конечная Бутовской линии. Пересадка на станцию Бульвар Дмитрия Донского. Станция имеет уникальное устройство, которое вряд ли будут когда-то повторять в Москве. Старокачаловская состоит из двух залов, разделённых другой станцией. Переход к поездам в обратную сторону осуществляется через пересадку.

Станция имеет несколько лавочек в центральной части каждой из платформ. В течение 10 лет, пока станция была конечной, поезда приходили то на один путь, то на другой. Оба пути были тупиковые, а поезда приходили поочередно. В месте пересадки со станции Бульвар Дмитрия Донского на Старокачаловскую были установлены стрелки, показывающие с какой стороны ближайший поезд.

Также здесь должна была быть создана первая платная пересадка. Бутовская линия создавалась как "лёгкое" метро, предполагавшееся как другой вид транспорта. По техническим характеристикам это не так. Вся "лёгкость" заключалась в надземном расположении большинства станций и очень коротких платформах.

На современных картах линия уже имеет номер 12. Ранее она была Л1. Другие "лёгкие" линии планировались в Новокосино, Жулебино и Солнцево. Всем этим районам повезло больше.

Улица Скобелевская

Первая из четырёх надземных станций в южной части линии. Все они построены по типовому проекту, имеют металлический навес и шумозащитные экраны.

В названии этой станции, как и предыдущей, слово "улица" используется только официально и в голосовой информации. В народе и на некоторых электронных табло пишется просто Старокачаловская и Скобелевская.

Привычные буквы с названиями станциями висят не на платформе, а на улице.

Эстакада в районе станции

Станция со стороны

Шумозащитные экраны доходят до середины вагона, а металлические звуки тяжелого поезда создают заметный шум для жителей ближайших к линии домов.

Бульвар адмирала Ушакова

Вторая типовая надземная станция. На её примере покажу значок лёгкого метро. На новых станциях линии такой уже не вешается.

Типовой для надземных станций эскалаторный наклон с прозрачной крышей. Из-за узких платформ поставлены только трёхленточные эскалаторы. С другой стороны на 3 из 4 станций южной части линии большого пассажиропотока не будет.

Платформа отличается только табличками и домами вокруг. За станцией находится оборотный тупик. И ещё здесь днём почему-то горел свет...

Улица Горчакова

Третья типовая станция и предпоследняя на линии.

Типовая платформа

На всей старой части линии висят указатели, на которых пишется название пересадочной станции. Это сделано только из-за отсутствия места на полноценные указатели.

Бунинская аллея

Южная конечная линии. За станцией располагаются тупики, рассчитанные на приём полноценных поездов в 8 вагонов.

На линии эксплуатируются самые старые и самые новые поезда Русич. Состояние салона самых старых поездов не позволяет сказать хороших слов о пассажирах.

Историческая табличка.

Дальнейшие перспективы развития линии туманны. Официально сообщалось только о продлении линии от Бунинской аллеи на 3 станции в район Новокурьяново, где планировалось депо. Однако развитие района сейчас идёт в другую сторону. В планах строительства на ближайшие годы развития линии нет.

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!

филевская кольцевая калужско-рижская таганско-краснопресненская калининская солнцевская серпуховско-тимирязевская люблинско-дмитровская каховская бутовская монорельс строящиеся линии мкжд третий пересадочный контур кожуховская линия линия на коммунарку bg_1.gif" align=right>
линии факты будущее вагоны история строительство эксплуатация
;Славянский Бульвар», однако строительство этого участка было отложено по финансовым причинам. При проходке второго перегонного тоннеля участок длинной около 300 метров был пройден коллективом СМУ 8 Мосметростроя с применением немеханизированного проходческого щита ЩН-1С. (Подробнее о щитовых тоннелепроходческих комплексах читайте статью «тоннелепроходческие комплексы»).

Подземное размещение головного участка линии, несмотря на значительную дороговизну, было принято по нескольким причинам. Во первых, рельеф местности и принятое планировочное решение пересадочного узла станций «Бульвар Дмитрия Донского» и «Улица Старокачаловская» с использованием участка тупиков за станцией СТЛ в составе Бутовской линии, не позволяли сразу выйти на эстакаду даже с применением в профиле максимального допустимого уклона тоннелей. Во вторых, было принято во внимание прохождение трассы линии в зоне заповедного Бутовского лесопарка, который при закрытом способе работ удалось полностью сохранить.

Начальный участок линии длиной 1,8 км в тоннелях мелкого заложения, основная часть линии проходит по территории с развитой дорожно-транспортной сетью и предусмотрена на эстакаде для пересечения с улицами и проездами в разных уровнях. На участке трассы, проложенном в ранее зарезервированной технической зоне метрополитена, в плане применены кривые радиуса 400 м. и более, на участке трассы, проложенном вне данной зоны, применены кривые радиусов 200 м и более. Криволинейные участки трассы по отношению ко всей длине составляют 35%.

Уклоны на линии в пределах от 0,002 до 0,043 на подземном участке трассы, от 0,003 до 0,035 на эстакадном.

За станцией «Бульвар Адмирала Ушакова» (по ходу пикетажа) предусмотрен однопутный тупик для отстоя аварийного состава. За станцией «Бунинская Аллея» предусмотрен однопутный тупик для оборота составов.

Эстакада имеет два уровня. В верхнем — пути для поездов и необходимое технологическое оборудование, в нижнем — проходная галерея для коммуникаций, которые спрятаны от глаз пассажиров и от осадков. Нижний ярус закрыт ограждающими конструкциями, верхний — шумопоглощающими экранами. На станциях установлены так же шумоотражающие прозрачные стеклянные экраны. Под эстакадой размещаются тягово-понизительные подстанции.

Все металлические конструкции одинаковы по цветовому решению, серебристо-зеленого оттенка. На эстакадных станциях кроме эскалаторов, предусмотрены лифтовые подъемники. На станции «Улица Скобелевская» лифтовая шахта — в центре платформы, на остальных — в торце, противоположном эскалаторному наклону, рядом с аварийными лестницами.

На пусковом участке линии построено пять станций:
«Улица Старокачаловская»,
«Улица Скобелевская»,
«Бульвар Адмирала Ушакова»,
«Улица Горчакова»,
«Бунинская Аллея».
Наибольшее расстояние между станциями 2852 м., наименьшее −791 м., среднее −1615 м.

Первая станция линии — «Улица Старокачаловская» — подземная мелкого заложения, остальные станции расположены на эстакаде с наземными вестибюлями, размещаемыми в подэстакадном пространстве. Станция «Улица Старокачаловская» построена с боковыми платформами, станции, расположенные на эстакаде — с островными. Все эстакадные станции однотипные, построены по единому проекту. Длина платформы на всех станциях 92 метра, ширина — 7 метров. Станции открытые, над ними только навес, опирающийся на ажурные металлоконструкции. От осадков и ветра они также защищены прозрачными, шумоотражающими экранами. Из наземных вестибюлей пассажиры поднимаются на платформу по эскалаторам, накрытым стеклянной галереей. Полы платформ выложены неполированным гранитом. Впервые в Московском метрополитене предусмотрены лифтовые подъемники для инвалидов.

  • Боковые платформы станции «Улица Старокачаловская» расположены с западной и восточной стороны станции «Бульвар Дмитрия Донского» Серпуховско-Тимирязевской линии. Северный торец каждой из платформ связан с платформой станции СТЛ лестницей высотой 3,24 м, ведущей в кассовый вестибюль, примыкающий к мостику с двумя лестничными спусками на платформу станции СТЛ. Осуществление пересадки предусмотрено по обоим направлениям. Южный торец каждой из платформ станции связан лестницей высотой 3,24 м с подземным вестибюлем, объединенным с южным вестибюлем станции «Бульвар Дмитрия Донского».
  • Станция «Улица Скобелевская» размещена вдоль бульвара Адмирала Ушакова на пересечении его с одноименной улицей. Это единственная эстакадная станция с двумя вестибюлями. Вестибюли связаны с платформой наклонными ходами с тремя эскалаторами. В середине платформы предусмотрен лифтовый подъемник.
  • Станция «Бульвар Адмирала Ушакова» размещена в зоне общественного центра «Поляны». Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-западным торцом станции наклонным ходом с тремя нитками эскалаторов.
  • Станция «Улица Горчакова» размещена на пересечении трассы с улицей Горчакова. Станция с одним вестибюлем и трехниточным эскалатором.
  • Станция «Бунинская Аллея» размещена вблизи одноименной улицы до пересечения ее трассой. Станция с одним вестибюлем, связанным с южным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Проектом предусмотрено развитие линии в северном направлении, к станции «Битцевский Парк» Калужско-Рижской линии. Организация пересадки на две линии «тяжелого» метрополитена позволит выровнять пассажиропотоки и обеспечит более удобное транспортное обслуживание жителей Северного и Южного Бутово.

    Кроме того, по мере застройки новых микрорайонов Южного Бутово, линия будет расти и в другую сторону. После «Бунинской Аллеи» будут построены еще три станции.

  • Станция «Улица Старопотаповская» будет расположена на ул. Понтрягина, микрорайон «Г» Южного Бутово, ориентирована в направлении с севера на юг. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Станция «Улица Остафьевская» размещена у пересечения Чечерского проезда с одноименной улицей. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
  • Станция «Новокурьяново» размещена на территории электродепо для нового подвижного состава Бутовской линии в увязке с положением здания электродепо. Станция с одним наземным вестибюлем, размещенным в уровне с одой из платформ станции. Для оборота поездов на Бутовской линии метрополитена перед станциями «Ул. Старокачаловская» и «Новокурьяново» предполагается устройство съездов между главными путями.
  • Надо сказать, что эффективность строительства легкого метро вместо тяжелого (особенно в случае Бутовской лини) довольно сомнительна. Вопреки утверждениям высокопоставленных чиновников, в том числе и мэра Москвы Ю.М. Лужкова, стоимость строительства Бутовской линии оказалась весьма высока. Всего, с учетом закупки нового подвижного состава (а без него эксплуатация линии стала бы невозможна), согласно постановлениям правительства Москвы, в 2002 — 2003 году из бюджета города на строительство линии было затрачено 6560 млн рублей, или около 220 млн USD. Это соответствует затратам примерно в 34 млн USD/км. По оценкам, стоимость строительства линий мелкого заложения в условиях московских грунтов составляет около 30 млн USD/км. Для сравнения, в Киеве летом был открыт подземный участок из двух станций, строительство которого обошлось около 22 MUSD/км, а открытая летом 2003г. в Мадриде полностью подземная линия Metrosur стоила около 30 MUSD/км (с учетом строительства депо и закупки нового подвижного состава!).

    При этом, эстакадное исполнение, по сравнению с подземным, само по себе несет ряд неудобств и потенциальных проблем: постоянный шум от проезжающих поездов, холод и обледенение платформ станций в зимнее время, трудности и дополнительные затраты при эксплуатации, необходимость снегоуборки и более частого ремонта верхнего строения пути, испорченный ландшафт и многое другое.

    Очевидны и явные недостатки выбранного проекта. Неудобная пересадка между станциями «Ул. Старокачаловская» и «Бульвар Дмитрия Донского», нехватка провозной способности линии из-за расположения съезда перед станцией и связанного с этим увеличения межпоездного интервала. А ведь за меньшие финансовые вложения, можно было продлить мелким заложением в Южное Бутово Серпуховской радиус на две станции (как и предлагалось экспертизой Госстроя РФ), избавившись от всех описанных проблем.

    На линии эксплуатируется новый подвижной состав, модель 81-740/741, «Русич» разработанный в АО «Метровагонмаш». Состав состоит из трех вагонов, каждый вагон представляет собой 2 сочлененные секции со сквозным проходом, опирающиеся на три тележки. Подробнее о новых вагонах 81-740/741 .

    После первого месяца эксплуатации Бутовской линии, выявились серьезные конструктивные недоработки новых составов, в особенности тормозного оборудования. Составы приходится регулярно снимать с работы на линии и отправлять в депо «Варшавское» на ремонт, что вызывает, в том числе, проблемы с графиком на Серпуховско-Тимирязевской линии, а на Бутовской интервалы достигают 35 минут. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию, были сформированы составы из вагонов 81-717.5М/714.5М депо Черкизово и Печатники. Эти вагоны не приспособлены к работе на открытом воздухе, салоны не отапливаются, но такое решение позволило уменьшить интервалы и наладить работу Бутовской линии.

    Со временем работа вагонов серии 81-740/741 «Русич» была налажена, необходимость в использовании подменных 81-717.5М/714.5М отпала.

    Под продление линии до станции «Битцевский парк» была закуплена более поздняя модификация «Русичей» - 81-740.4/741.4.

    Отдельное спасибо Russos-у и Олегу Макарову

    Подвижной состав

    Пятивагонные поезда из вагонов типов:
    81-740/741 «Русич»
    81-740А/741А «Русич»
    81-740.4/741.4 «Русич»


    вагон типа 81-740/741 «Русич»


    Депо
    «Варшавское» введено в 1983 году. Станции

    Бутовская линия на схеме Московского метрополитена обозначена цифрой 12 и серо-голубым цветом. Ветка связывает Северное и Южное Бутово с конечными станциями Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линий. Бутовская ветка метро также известна как первая линия легкого метро Москвы. Станции линии рассчитаны на прием укороченных составов, а участок между станциями "Улица Скобелевская"-"Бунинская аллея" проложен по эстакаде над землей. Поскольку первоначально линия называлась "легким метро", то кое-где можно встретить ее старые обозначения в виде "Л1".

    История строительства линии началась 28 декабря 1999 года, когда Правительство Москвы одобрило планы трасс для наземной линии метро, которая пройдет в районы Новокосино, Жулебино и Бутово. Первый участок был открыт 27 декабря 2003 года. Он состоял из пяти станций ("Бунинская аллея"-"Улица Старокачаловская"). В 2004 году линию решили продлить, однако строительные работы начались только в 2011 году. На этом отрезке проектировались станции мелкого заложения. После того, как жители Ясенева выступили в защиту Битцевского леса, тоннели под парком решили строить закрытым способом на глубине 20-30 метров. В феврале 2014 года был открыт и этот участок Битцевской линии.

    Станции Бутовской линии

    • Битцевский парк
    • Станция "Битцевския парк" - северная конечная станция Бутовской линии. Располагается в районе Ясенево Юго-Западного административного округа, в конце Новоясеневского проспекта. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 10 метров. Станции "Битцевский парк" и "Новоясеневская" Калужско-Рижской линии располагаются параллельно по отношению друг к другу, и образуют пересадочный узел.

      Станция была открыта 27 февраля 2014 года. Интересно, что до 2008 года название "Битцевский парк" носила нынешняя "Новоясеневская". Длина платформы станции "Битцевский парк" составляет 92 метра. Она рассчитана на прием трехвагонных составов "Русич" и обычных составов из пяти вагонов. Ширина платформы - 10 метров.

      Наземный двухуровневый вестибюль у станций "Битцевский парк" и "Новоясеневскую" - общий. Пересадка располагается в северном торце зала станции. Вход в вестибюль украшен витражами. Колонны в помещении облицованы полированным индийским мрамором цвета осенней листвы. Перед входом в вестибюль установлена скульптурная композиция "Ноев ковчег" работы Леонида Берлина.

      Архитектурное оформление станции разрабатывала группа архитекторов проектного института ОАО "Метрогипротранс". Зал имеет несимметричную форму. Одна путевая стена обычная, а с противоположной стороны свод плавно закругляется до цоколя. От путевой стены через весь свод проходят кессоны, в которых скрыты источники света. Тема оформления станции - отдых москвичей, и это отражено в огромном мозаичном панно, украшающем всю путевую стену. Панно изготовлено из разноцветного закаленного стекла триплекс. На нем изображены деревья, гуляющие люди, всадники на лошадях, резвящиеся собаки. Автор рисунков - В.А. Бубнов. По центру зала установлены скамейки и информационные щиты. Пол выложен плитами черного цвета.

    • Лесопарковая
    • Станция "Лесопарковая" располагается в районе Южное Чертаново (18 микрорайон) Южного административного округа Москвы. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 10 метров.

      Станция была открыта 27 февраля 2014 года. Рядом нет жилых и общественных зданий, но решение о строительстве было принято в расчете на перспективу. Ближайшие дома располагаются на противоположной стороне МКАД, но их жителям добраться до метро непросто из-за отсутствия пешеходного перехода и гаражей, окружающих станцию.

      Архитектурный проект разработали архитекторы ОАО "Метрогипротранс" Владимир Филиппов и Светлана Петросян, а затем его доработали специалисты другого проектного института.

      Свод станции имеет трехчастную форму, напоминающую три цветочных лепестка. Освещается станция светильниками, скрытыми в специальных световых нишах. По центру платформы установлены скамейки и торшеры-указатели. Шрифты для станции "Лесопарковая" разработала студия Артемия Лебедева. Путевые стены облицованы серым полированным гранитом. Пол выложен плитами серого гранита с перекрещивающимися полосами из черного полированного габбро.

      У станции два подземных вестибюля. Над лестницей, ведущей от вестибюля к платформе, построен стеклянный купол, сквозь который видно небо. Купол опирается на колонны, декорированные мозаикой. Один из вестибюлей оснащен пассажирским лифтом. Кроме того, имеется наклонный подъемник для спуска на уровень пешеходного перехода. По краям платформ и перед лестницами проложены предупредительные световые полосы.

    • Улица Старокачаловская
    • Станция "Улица Старокачаловская" располагается в районе Северное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы. Станция состоит из двух однопролетных залов с боковыми платформами. Глубина заложения - 10 метров.

      Станция была открыта 27 декабря 2003 года. "Улица Старокачаловская" - единственная в столице станция, залы которой разделены другой станцией. В каждом из залов по одной платформе и одному пути.

      Станции "Улица Старокачаловская" и "бульвар Дмитрия Донского" Серпуховско-Тимирязевской линии составляют единый комплекс, поэтому оформление у них схожее. Западный зал станции "Улица Старокачаловская" оформлен в серо-черных холодных тонах, а восточный - в серо-оранжевых теплых. Сделать пересадку можно либо через общий южный вестибюль, либо из северного торца станции. Освещаются оба зала светильниками-бра с шаровидными плафонами и люминесцентными лампами.

    • Улица Скобелевская
    • Станция "Улица Скобелевская" располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы.

      Станция была открыта 27 декабря 2003 года. Это эстакадная станция с платформой, закрытой металлическим навесом. Построена по типовому проекту. Длина платформы составляет 90 метров, ширина платформы - 7 метров, высота - 9,6 метров. .По краям платформ установлены противошумовые экраны.

      Свое название станция получила в честь героя русско-турецкой войны М.Д. Скобелева.

    • Бульвар Адмирала Ушакова
    • Станция "Бульвар Адмирала Ушакова" располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы. Названа по одноименному бульвару.

      Станция построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина - 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции.

    • Улица Горчакова
    • Станция "Улица Горчакова" располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного района Москвы.

      Станция была открыта 27 декабря 2003 года. Свое название станция получила по одноимённой улице, носящей имя дипломата А. М. Горчакова.

      "Улица Горчакова" построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина - 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции.

    • Бунинская аллея
    • Станция "Бунинская аллея" располагается в районе Южное Бутово Юго-Западного административного района Москвы.

      Станция была открыта 27 декабря 2003 года. Построена по типовому проекту на эстакаде высотой 9,6 метров. Ширина платформы составляет 7 метров, длина - 90 метров. С двух сторон станцию прикрывают противошумовые экраны. От осадков платформу защищает металлический навес, опирающийся на ряд парных опор, установленных вдоль острова станции. В перспективе возможно продление линии в Новокурьяново с тремя новыми станциями и электродепо.


    Я вернулся...
    Вернулся, чтобы начать всё сначала. Вернулся, исполненный святым метродухом. Вернулся, чтобы спасти вас. Да, вас, москвичей. Спасти часы вашей жизни, проведенные в толпе - в метро, в электричках, в автобусах. Часы - каждый день, дни - каждый месяц, месяцы - каждый год. Я и мои ученики помогут вам увидеть свет в конце тоннеля.
    Ну, поехали... С Богом... С Метробогом...

    Ваше будущее - в наших руках.

    ВНИМАНИЕ! ПРОЕКТ ПЕРЕЕХАЛ ИЗ ЖЖ НА НОВЫЙ АДРЕС . НА ЭТУ СТРАНИЦУ БУДЕТ ТОЛЬКО ВЕСТИСЬ ТРАНСЛЯЦИЯ ОТТУДА. КОММЕНТАРИИ ЛУЧШЕ ОСТАВЛЯТЬ ТАМ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАВШИСЬ.

    Сегодня мы посмотрим на окончательные планы развития московского метро на юго-западе города.

    Прежде всего хочеться отметить, что с не представленными на схеме продолжениями Сокольнической линии во Внуково и Воронцовско-Черкизовской линии в поселок Московский никаких изменений не будет.

    Частично захватит Юго-Запад города новая "зеленоватая" линия, которую мы видели на севере Москвы, и которая пройдет под Садовым кольцом и через Хамовники выйдет к станции "Проспект Республики" (бывш. Ленинский проспект). Здесь будет построена станция с прямой пересадкой только на Воронцовско-Черкизовскую линию, а пересадка на Калужско-Рижскую линию будет на ст. "Академическая", к которой тоннели новой линии пойдут параллельно уже существующему перегону "Академическая" - "Проспект Республики". Далее линия пойдет на юго-восток, с пересадкой на ст. "Ул. Ремизова" городских электропоездов, на ст. "Нагорная", и на ст. "Варшавская", в сторону "Кантемировской". Новая линия позволит эффективно перераспределить поток пассажиров из многочисленных жилых районов южного "до- и замкадья". Подробнее о ней - в следующий раз.

    Сегодня же - о развитии системы метро в Бутово. Как известно, Бутовская линия легкого метро была продана частному инвестору, компании "МБ", а после продления к поселку "Газопровод" и в Щербинку была разделена на две линии. Теперь предполагается сделать светло-коричневую линию Газопровод - Липки своеобразным полукольцом, продлив ее в сторону МКАД от ст. "Липки" через новые офисные и жилые районы вдоль Варшавского шоссе к ст. ГЭП "Бутово", с промежуточными станциями "Сочинская" и "Березовая". Этот участок будет выполнен в наземном варианте, поезда уйдут подземлю перед "Березовой". Далее, от ст. "Бутово" тоннели будут прорыты к станции метро "Ул. Скобелевская", с пересадкой на бирюзовую линию легкого метро. А от этой подземной станции тоннели обогнут жилой район и примкнут к существующим тоннелям Бутовской линии в сторону станции "Ул. Старокачаловская". Таким образом, поезда светло-коричневой линии пойдут по маршруту "Газопровод - Щербинка - Ул. Старокачаловская - Лесная". А эстакадный кусок бирюзовой линии будет продлен на северо-восток к новому расположению платформы "Битца" и далее в сторону новых жилых районов на месте деревни Жабкино. Подробнее об этой линии - также в следующий раз.

    Интересно, что Серпуховско-Тимирязевская линия не будет продлена ни на север, ни на юг. Последнее продление этой линии состоялось около 50 лет назад. Как считают эксперты, линия эта - своеобразный хребет города, и неразумно ее сверх меры нагружать.

    Новые владельцы Бутовской линии метро, которая была продана 3 года назад, представили сегодня планы по дальнейшему развитию линии.

    Цель мероприятий, в первую очередь, разгрузить Серпуховско-Тимирязевскую линию и особенно станцию "Бульвар Дмитрия Донского". Планируется появление второй Бутовской линии, которая откусит от первой станции Старопотаповская, Остафьевская и Новокурьяново. От Новокурьяново эта линия будет продлена в Щербинку, а от Старопотаповской через кварталы города А101 к Калужскому шоссе, где будет построена удобная пересадка на открывающееся в 2037 году Калужское направление ЖД (там будут ходить городские электрички). Существующая сейчас Бутовская линия примкнет к новой линии на станции северней улицы Академика Семенова, с кросс-платформенной пересадкой. На северной части существующей Бутовской линии планируется сделать "вилку". Часть поездов пойдет, как и сейчас, к "Старокачаловской" и "Лесной", а другая часть, также спустившись под землю за станцией "Улица Скобелевская", пойдет к платформе "Битца". При этом сама эта платформа будет перенесена из довольно безлюдных окрестностей МКАД к границе Северного Бутово.
    Срок осуществления мероприятий - 4-5 лет.

    До конца года власти Московского края проведут аукцион по продаже Бутовской линии московского метро в частные руки, сообщили нашему журналу в правительстве столицы. Вырученные от продажи средства будут направлены на ускорение темпов строительства метро в преддверие юбилея - столетия московской подземки. Новые собственники, помимо сборов от оплаты за проезд, получат право на бесплатную долгосрочную аренду земель вдоль линии, а также на строительство ее новых участков. Другие подробности предстоящей продажи пока неизвестны, но в правительстве заверили, что, как и принадлежащая частной компании Восточная линия, Бутовская линия останется частью , что будет означать сохранение единой оплаты проезда с остальным метрополитеном и другими видами пассажирского транспорта.

    Интересно, что правительство не боится приватизировать Бутовскую линию несмотря на финансовые трудности, которые в последний год возникли у ОАО "Люба-М" - владельца Восточной линии метро. Напомним, что из-за этих трудностей задерживается продление Восточной линии в Балашиху.

    После успешного начала эксплуатации Восточной линии московского метро частной компанией (мы писали об этом), руководству Московского метрополитена и Московского края пришла идея продать Бутовскую линию легкого метро в частные руки . Действительно, линия эта имеет отдельное депо и может эксплуатироваться независимо от объектов "ГУП Московский метрополитен". При этом новые владельцы линии получат возможность построить ее продление как на восток, в Щербинку, так и на запад, в сторону района А101, а также получат в бесплатную долгосрочную аренду земли вдоль существующей линии и вдоль ее возможного продления. По условиям продажи, единая система оплаты в рамках Транспортного Союза Москвы должна будет продолжать действовать, а доходы новый владелец будет получать в зависимости от пассажиропотока на линии.

    Планируется, что до конца года будет проведен аукцион по продаже Бутовской линии. Уже сейчас несколько крупных компаний, в том числе строительные, проявили интерес к участию в аукционе. Вырученные на аукционе средства ГУП Московский Метрополитен инвестирует в специальный фонд, предназначенный для капитальной реконструкции линий 1-ой и 2-ой очереди метро, которая должна начаться не позже чем через 10-15 лет.

    Сегодня в московском метро знаменательное событие - открылась целая новая линия метро . Это Южная линия . Она проходит с запада на восток и соединяет южные районы столицы. На данный момент на линии работают станции:
    Румянцево (на Киевском шоссе), Улица Академика Варги, Теплый Стан (с пересадкой на Калужско-Рижскую линию), Ясенево, Битцевский Парк, Лесная (перед просекой со стороны ул. Академика Янгеля), Россошанская (с пересадкой на станцию Ул. Академика Янгеля).

    Первоначально участок Теплый Стан-Битцевский Парк был в составе Калужско-Рижской линии. Затем, после продления Бутовской линии до Битцевского парка, а потом и постройки участка Теплый Стан - Румянцево, весь участок Румянцево - Старокачаловская входил в состав Бутовской линии. На длинном перегоне Старокачаловская - Битцевский Парк уже тогда в конструкциях была построена станция Лесная. Именно на этой станции теперь заканчивается Бутовская линия, а участок Румянцево - Лесная и недавно построенный перегон Лесная-Россошанская образуют новую линию, которая получила название Южная.

    Станция Лесная - мелкого заложения, колонная, трехпутная, с двумя платформами. Средний путь используется как тупиковый для оборота поездов Бутовской линии. Двери поезда открываются на обе платформы, и жители Бутова могут совершить удобную пересадку как в западном, так и в восточном направлении. В оформлении станции использовался зеленый пластик разных оттенков.

    Станция Россошанская - мелкого заложения, расположена на пересечении одноименной ул. с Варшавским шоссе. Со станции сделан переход на станцию Ул. Академика Янгеля.

    Южная линия обслуживается депо Солнцево. В перспективе, линия будет продлена на запад в само Солнцево, и на восток в Бирюлево. Линия свяжет спальные и деловые районы юга Москвы, образовав новую зону притяжения вне центра города.

    Завтра в Московском метро открываются 2 новых участка. Во первых, Сокольническая линия продлевается на 2 станции от Юго-Западной. Это станции Тропарево и Румянцево. Станция Тропарево - мелкого заложения, расположена на пересечении Ленинского проспекта и проспекта Вернадского. Далее линия идет вдоль Ленинского проспекта, пересекает МКАД и оканчивается станцией Румянцево, расположенной вдоль Киевского шоссе, недалеко от одноименной деревни.

    Станция Румянцево - пересадочная на т.н. перспективную Южную линию. Пока же сюда пришла Бутовская линия, большая часть которой в будущем перейдет к Южной линии. От станции Теплый Стан Бутовская линия была продлена на запад, со строительством станции мелкого заложения "Улица Академика Варги". Далее, пройдя в тоннелях под Тропаревским лесопарком, линия выныривает за МКАД и на данный момент заканчивается станцией Румянцево.

    От обеих станций Румянцево построены соединительные пути в депо Солнцево. Теперь это депо обслуживает не только Солнцевскую линию легкого метро, но и, частично, Бутовскую и Сокольническую линию.

    Наконец-то власти города при строительстве метро стали думать и о более отдаленном будущем. Участок Румянцево-Тропарево построен четырехпутным. По 2-му и 3-му пути завтра начнут движение поезда Сокольнической линии. А 1-й и 4-й пути пока пустуют. Это задел под будущую экспресс-линию вдоль Киевского Шоссе и Ленинского проспекта. На этой линии будет мало станций, так, на станции Тропарево платформа есть только между 2-м и 3-м путями, поезда экспресс-линии на ней останавливаться не будут. А на станции Румянцево построены 2 платформы, между 1-м и 2-м и между 3-м и 4-м путями, для обеспечения в будущем удобной кросс-платформенной пересадки. В правительстве Москвы, однако, не смогли сказать, когда будет построена данная экспресс-линия.

    Продление Сокольнической линии в тандеме с продолжением Бутовской линии позволит избежать значительной дополнительной нагрузки на станцию Юго-Западная, которая уже сейчас работает на пределе своих возможностей.

    К Новому Году Бутовская линия легкого метро будет продлена на юг. Откроются еще три станции за станцией Бунинская Аллея:

    • Станция "Улица Старопотаповская" расположена на ул. Понтрягина, микрорайон "Г" Южного Бутово, ориентирована в направлении с севера на юг. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
    • Станция "Улица Остафьевская" размещена у пересечения Чечерского проезда с одноименной улицей. Станция с одним вестибюлем. Вестибюль связан с юго-восточным торцом станции тремя эскалаторами.
    • Станция "Новокурьяново" размещена на территории электродепо для нового подвижного состава Бутовской линии в увязке с положением здания электродепо. Станция с одним наземным вестибюлем, размещенным в уровне с одой из платформ станции. Для оборота поездов перед станцией "Новокурьяново" устроен съезд.


    Таким образом, жители новых микрорайонов Южного Бутова, в том числе те, кого несколько лет назад выгнали из частных домов, через пару недель получат возможность пользоваться станциями метро, расположенными вблизи их "родных" многоэтажек.

    К концу 2010 года участок через лесопарковый комплекс Битца будет построен, и Бутовская линия легкого метро будет заканчиваться на второй, новой станции Теплый стан, с пересадкой на станцию Теплый стан Калужско-Рижской линии. Одновременно, Калужско-Рижская линия будет продлена на один перегон на юг за МКАД, со строительством станции с проектным названием "Мамыри". Строительство этого перегона и станции будет осуществляться за счет инвесторов - владельцев крупных торговых центров за МКАД в начале Калужского шоссе.
    А вот от соединения Бутовской линии с перспективной Солнцевской линией легкого метро решено отказаться. Вместо этого, Сокольническая линия примерно к 2016 г. будет продлена от Юго-Западной на одну станцию до Тропарево, со строительством депо в районе деревни Дудкино. В отдаленном будущем так назваемая Южная линия соединит Солнцево и станцию Тропарево, пройдя вдоль ул. Авиаторов и поселок Румянцево, а потом выйдет через ул. Академика Варги к Теплому Стану. Тогда участок Теплый Стан - Битцевский парк - ул. Академика Янгеля отойдет к Южной линии, а Бутовская линия станет заканчиваться на новой станции, расположенной перед самым началом просеки в Битцевский лес от ул. Академика Янгеля. В тоннелях уже сейчас для этого строители оставят задел под удобную кросс-платформенную пересадку с Бутовской на Южную линию. К этой перспективной станции "Лесная" будет перемещена и конечная трамваев 1 и 16.

    Бутовская линия - 12-я линия Московского метрополитена, единственная линия метро в России с длиной станционных платформ - 92 м (минимальная длина платформ станций региональных метрополитенов в России - 102 м). По остальным параметрам линия ничем не отличается от прочих линий метрополитенов России и республик бывшего СССР. Тем не менее, вследствие коротких платформ линия при строительстве анонсировалась, как линия лёгкого метро, получила индивидуальные элементы оформления (литера «М» над входом отлична от типовой для Московского метро) и отдельный номер в системе навигации - Л1.

    История проектирования Бутовской линии берёт свое начало с середины 80-х годов прошлого века, когда был разработан проект создания четырёх скоростных хордовых линий, одна из которых должна была пройти между тогда только запланированными под массовую жилую застройку районами Митино и Бутово. Трассировка несколько раз корректировалась, и по принятому итоговому варианту линию предполагалось вести из Митина через Волоколамскую - Строгино - Живописную - Народное Ополчение - Филёвский бульвар - Парк Победы - Спортивную - Площадь Гагарина - Нагорную - Варшавскую - Кавказский бульвар - Бирюлёво и ул. Подольских Курсантов в Бутово. В Бутове предполагалось построить четыре станции: «Качалово» - пересадочный узел на Серпуховско-Тимирязевскую линию, сейчас «Бульвар Дмитрия донского », станцию на пересечении Бульвара Адмирала Ушакова и Венёвской ул., станцию между пересечениями ул. Горчакова с Южнобутовской ул. и Чечёрским проездом, и конечную станцию «Новокурьяново» внутри экспериментального железнодорожного кольца ВНИИЖТ, где планировалось электродепо. В целях повышения пропускной способности было принято решение увеличить длину платформ всех хордовых линий на 40 метров для приёма 10-вагонных составов.

    В начале 90-х годов проект начал воплощаться в жизнь со строительства станционных комплексов «Парк Победы» и «Строгино», однако вскоре, с началом общего кризиса метростроя, строительство было заморожено. К концу 90-х годов стали возникать различные суррогатные проекты, обещавшие в короткие сроки обеспечить скоростным транспортом районы нового массового жилищного строительства.

    Первоначально было предложено строить в Бутово скоростной трамвай от ст. м. «Россошанская» (построена как «Улица Академика Янгеля»). Таким образом можно было бы отказаться от строительства станций метро «Аннино » и «Бульвар Дмитрия Донского », работы по которым уже были к тому времени начаты (и тоже остановлены).

    К 1999 г. возникает идея строительства линий метро облегчённого типа: наземных, с короткими эстакадными станциями унифицированной конструкции. 19 февраля 1999 г. выходит распоряжение премьера правительства Москвы Ю. М. Лужкова № 148-РП «О разработке проектных предложений строительства линий наземного (лёгкого) метрополитена в районы новых жилых застроек г. Москвы». С этого момента в официальный оборот вводится неизвестный ранее термин «лёгкое метро». Первоочередными зонами развития нового вида транспорта были выбраны Новокосино, Жулебино, Северное и Южное Бутово, и Митино, а при разработке проектов было рекомендовано максимально использовать технические зоны, зарезервированные для строительства новых линий обычного метрополитена.

    Проект Бутовской линии появился вместе с проектами подобных линий в Жулебино , Новокосино и Митино, но из всех четырёх он оказался единственным, воплощённым в жизнь. Согласно нему на линии предполагалось построить 8 станций: «Бульвар Дмитрия Донского» с пересадкой на Серпуховско-Тимирязевскую линию, «Бульвар Адмирала Ушакова», «Поляны», «Детский парк», «Бунинская аллея», «Потапово», «Чечерский проезд» (вариант названия - «Южное Бутово») , и «Новокурьяново», где предполагалось строительство электродепо. Протяжённость линии составляла 9,7 км, из них 1,8 км в тоннелях мелкого заложения (часть перегона «Бульвар Дмитрия Донского» - «Бульвар Адмирала Ушакова»). Первая станция линии - «Бульвар Дмитрия Донского» - подземная мелкого заложения, конечная станция - «Новокурьяново» - наземная, остальные станции типовые, расположены на эстакаде с наземными вестибюлями, размещаемыми в подэстакадном пространстве.

    Целиком линия должна была быть пушена в эксплуатацию в 2005 году. Линию преполагалось открывать в 3 этапа. На первом этапе, в конце 2003 г., должно было быть открыто движение от ст. «Бульвар Дмитрия Донского» до ст. «Бунинская аллея». На втором этапе, в конце 2004 г., предполагалось продление линии на юг ещё на две станции: «Потапово» и «Чечерский проезд», а к концу 2005 г. планировалось завершить строительство линии: должна была быть построена наземная станция «Новокурьяново» и открыто собственное депо. До этого момента ремонт и отстой поездов Бутовской линии временно должен был бы осуществляться в электродепо ТЧ-8 «Варшавское» Серпуховско-Тимирязевской линии.

    Южнее станции сооружен перекрестный съезд между двумя путями за уже построенным в 1997 году 315-метровым участком тоннелей Бутовской ЛРТ (ранее предназначавшихся для перспективного продления Серпуховско-Тимирязевской линии в Южное Бутово). Строительство велось в глубоком котловане в связи с тем, что над готовым участком находятся еще 2 этажа подземно-надземного гаражного комплекса, начатого еще в середине 90-х, а после замороженного из-за отсутствия инвестора. Наличие комплекса необходимо для недопущения деформации тоннелей после снятия водопонижения в результате их "всплытия".

    Проходка тоннелей мелкого заложения под Бутовским лесом на участке от портала тоннелей севернее Новооскольской ул. в Южном Бутове до ул. Академика Глушко в Северном Бутове началась в июле 2002 г.: 12 июля из монтажной камеры стартовал тоннелепроходческий механизированный комплекс Lovat Клавдия ТО-6 Мосметростроя. Первым был пройден левый (восточный) перегонный тоннель, его проходка была завершена в марте 2003 г., после чего щит был перемонтирован обратно в монтажную камеру, и оттуда начал проходу параллельного правого перегонного тоннеля. Небольшой 300-метровый участок правого перегонного тоннеля от промежуточной монтажной камеры до камеры съездов перед "Улицей Старокачаловской" пройден в июле 2003 г. щитом отечественного производства ЩН-1С.

    На линии пущен специальный подвижной состав нового типа, созданный на заводе "Метровагонмаш" в Мытищах и носивший проектное название "Скиф ". (Правда, официально он получил название "Русич".) Вагоны в составе состоят из 2-х сочлененных секций, соединенных "гармошкой". Платформы станций длиной 90 м рассчитаны на прием 3-х вагонов. В 2002 г. состав прошел испытания на полигоне во ВНИИЖТ в Щербинке, а в 2003 г. и на действующей сети метрополитена.

    Надо заметить, что с постройкой участка до станции "Новокурьяново" сооружение Бутовской линии не должно закончиться. Уже сейчас прорабатывается вариант продления от "Улицы Старокачаловской" на северо-восток до ст "Битцевский парк", с созданием пересадочного узла на Калужско-Рижскую линию. Это позволит перераспределить пассажиропотоки из Южного и Северного Бутова между Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской линией.

    Последнее обновление в 2003 г.