Анимационные социокультурные технологии. Социально - культурная анимация Социально культурная анимация в театре

В исследованиях М. В. Никитского социокультурная анимационная деятельность рассматривается как часть культурной и воспитательной системы общества, как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики. Автор обращает внимание на весьма важную составляющую социокультурной анимации - ее мировоззренческий (смысловой) потенциал, так как само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой - обозначать внутренний (anima - душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса .

Социокультурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной деятельности. Ее можно обозначить и как педагогику досуга.

Вообще социокультурная анимация (animation - anim: душа - одушевление, оживление) - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных педагогических и психологических технологиях активации (оживления) окружающей социальной среды и включенных в нее субъектов. Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности Е. Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

– как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;

– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;

– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику и даже структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. Вместе с тем не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями (лишь бы заполнить досуг, неважно чем, неважно для чего), поскольку весьма серьезная составляющая социокультурной анимации - это ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее консолидирующий (объединяющий) характер, а с другой - обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса (особые способы общения, диалога, наполненного со-участием, со-чуствием, со-действием) .

В связи с этим можно сказать, что в современной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» связано по большей части со вторым аспектом, т. е. используется в основном для характеристики отношений.

В этом плане типична мысль французской исследовательницы проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова анимация речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и М. Симоно, определяя социокультурную анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения в межличностных и коллективных отношениях путем прямых воздействий на индивидов. Понятно, что это воздействие осуществляется главным образом посредством разнообразных видов деятельности.

Надо сказать, что возникновение социокультурной анимации, по крайней мере как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций . До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.

Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов ХХ столетия. В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой - сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, ни поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т. д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.

Нашелся и человек, которого принято теперь считать основоположником социокультурной анимации, - это Жан Фридман. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается . Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу - вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще. Поэтому с начала 70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу ХХ века социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Что касается нашего отечественного опыта в области социально-культурной деятельности, то здесь можно сказать следующее. В недавнем прошлом, в эпоху Советского Союза, в нашей отечественной педагогике и сфере заполнения досуга в целом был накоплен достаточно богатый опыт построения такой деятельности. И хотя она редко называлась социокультурной анимацией, однако именно эта сфера социальной деятельности была весьма насыщенной.

Достаточно вспомнить чрезвычайно активную и конструктивную деятельность пионерской и комсомольской организаций, богатый опыт организации летнего (каникулярного) досуга, внеклассную работу в школе, функционирование социально-педагогических комплексов и другое. Однако надо помнить и известные события последнего десятилетия ХХ века, когда в стране вся социальная (в т. ч. воспитательная) сфера была оставлена в самом беспомощном и убогом положении. Это и понятно - о какой профессиональной организации досуга могла идти речь во время колоссальных социально-экономических и политических потрясений… Вместе с тем накопленный за прошлое столетие богатый опыт в сфере социально-культурного развития населения в нашей стране все чаще обращает на себя внимание не только отечественных, но и зарубежных специалистов.

Сейчас, в современном российском обществе, тенденция инициации социальных действий в сфере досуга становится все более актуальной, и на это, по мнению специалистов, есть ряд причин:

– изменение мировоззренческих оснований в организации педагогической работы в социуме;

– изменение экономического статуса социально-культурной деятельности, потребность в поиске «предпринимательской ниши» в сфере свободного времени;

– переориентация социально-культурной деятельности на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития.

К этим причинам можно добавить еще одну:

– потребность конструктивно использовать позитивный опыт социально-культурной деятельности советского периода.

Что же представляет собой социально-культурная анимационная деятельность сегодня? Необходимо напомнить, что хотя понятие социокультурная анимация встречается не только, порой не столько, в педагогической сфере, тем не менее деятельность по социальному оживлению, включению человека в активную жизнедеятельность по своей сути является психолого-педагогической. Это становится тем более очевидным, если мы рассмотрим методы социокультурной анимации, особенности подготовки различных мероприятий анимационного характера.

Известно, что такой специалист, как социокультурный аниматор (по крайней мере в таком звучании), чаще встречается в сфере культурно-досуговой, а не в педагогической, например в туристическом, развлекательном бизнесе, в шоу-бизнесе и т. д. Схожее обозначение такого специалиста ранее звучало как «массовик-затейник». Однако в нашем случае социокультурный аниматор - это не только и не столько сценический персонаж, ведущий какого-либо шоу, но - специалист. Какие же характеристики имеет такая специализация?

Самая общая: аниматор - специалист осуществляющий анимационную работу. Если обратиться к французскому опыту социокультурной анимации, то мы увидим, что социокультурные аниматоры во Франции в большинстве своем - волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие. Здесь происходит постоянный процесс формирования активистов из числа посетителей учреждений социокультурной сферы.

Но, наряду с добровольными активистами, существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами. По данным журнала французских аниматоров «L`Education Nouvelle» за 2009 г. здесь обучалось около 2500 человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики.

В связи с этим выделяются два типа аниматоров :

– руководители (аниматоры-координаторы);

– аниматоры-специалисты, возглавляющие различные объединения, ассоциации, кружки (ремесленные, технические, художественной самодеятельности и т. п.). Они преподают на различных курсах, осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, даже оказывают психологическую помощь.

Но главное - на социокультурных аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Такой специалист подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями.

Социокультурный аниматор нанимается на работу по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен, согласно утвержденному уставу. Вместе с тем он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Если соотнести такую деятельность с нашим отечественным опытом, то мы вправе отнести ее к деятельности социального педагога. И здесь нет противоречия, скорее наоборот: ведь мы полагаем, что социокультурная анимация по сути и характеру - прикладная дисциплина социальной педагогики. Современная концепция социально-педагогической деятельности существенно раздвигает границы социальной педагогики, рассматривает ее как научную дисциплину, исследующую процесс социального воспитания и социализации человека в целом на всех возрастных группах. С позиций социально-педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. Не случайно наименование специализации менеджеров социально-культурной деятельности в России в последнее время определяется государственным образовательным стандартом как «педагогика социально-культурной сферы».

Если говорить о функциях социокультурной анимационной деятельности, то, пожалуй, главной из них можно назвать регулятивную. Эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества.

Известный французский социолог Ж. Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики социокультурной анимационной деятельности (в прямом переводе) :

1. Специфический социальный контроль свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности (праздность - мать всех пороков).

2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности (вытекает из тезиса: творчество - это отдача, а не потребительство).

3. Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью (делу время, потехе час).

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.

Что касается собственно цели социокультурной анимационной деятельности, то ее можно обозначить как «оживление», «одухотворение» межличностных и межгрупповых социальных отношений, восстановление смысложизненных ориентаций личности средствами культурно-досуговой деятельности. При этом основными задачами этой деятельности можно считать:

– преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;

– профилактика социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.);

– реабилитация критических состояний личности;

– помощь в творческой самореализации личности.

Считается, что для решения этих задач в социокультурной анимационной деятельности выделяются три взаимосвязанных процесса:

1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

2) процесс установления межличностных отношений;

3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.

Анализ исследований проблематики современной социально-культурной деятельности показывает, что у нее есть научное и, можно сказать, вполне конкретное методологическое основание .

Очевидно, что рассмотрение феномена окружающей среды как некоего потенциала, хранящего в себе позитивные и негативные тенденции, способные так или иначе влиять на развитие человека, началось отнюдь не в 70-е годы ХХ столетия, а гораздо раньше. Историческим прототипом социокультурной деятельности можно считать педагогическое средоведение. Эта область научного знания возникла на рубеже XIX–XX веков. Основоположником его принято считать немецкого ученого Адольфа Базумана. Полагая, что основной предпосылкой общей теории воспитания является наука о влиянии среды, исследователь заключил: необходима специальная наука о среде для достижения педагогических целей. Он выпустил первую часть «Педагогического средоведения» и работу «Педагогическое учение о среде». К области педагогического средоведения можно отнести и труды соотечественников Базумана - Генриха Каутца («Под сенью фабричных труб»), А. Вольфа («Типы среды») и других.

Однако как некую теоретическую и в известном смысле практическую основу социокультурной анимационной деятельности в нашей стране можно считать так называемую педагогику среды.

В отличие от средоведения, педагогика среды была детищем отечественной научно-педагогической мысли. Ее основателем принято считать С. Т. Шацкого, ему же приписывается авторство самого термина, хотя задолго до Шацкого, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и другие педагоги-мыслители ставили вопрос об исследовании воспитательных возможностей среды.

Надо отметить, что педагогика среды - это не просто совокупность воззрений на среду и зависимость от нее человеческого поведения. Это технология. И сегодня мы можем сказать, что педагогика среды - это направление педагогической мысли и практики, ориентированное на учет, организацию и использование возможностей среды в воспитательных целях.

Отечественная библиография насчитывала к началу ХХ века более пятисот работ по проблематике педагогики социокультурной среды, а уже к 20–30-м годам «средовая» проблематика занимала исключительное место в исследованиях педологов, реактологов, рефлексологов, психологов и педагогов. Показательны высказывания ученых и организаторов образования тех лет: «Вопрос о воздействии окружающей среды, об организации этих воздействий является центральным для нашей педагогики» (А. С. Пинкевич) ; «Социальная среда - есть истинный рычаг воспитательного процесса, вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом» (Л. С. Выготский) ; «Во всяком педагогическом воздействии можно выделить три момента:

1) того или тех, кто является организатором (т. е. субъектом) этого воздействия;

2) того или тех, кто находится под воздействием субъекта;

3) ту среду, которая создается в целях педагогического воздействия» (А. Г. Калашников) .

В заключение можно привести известные слова А. С. Макаренко: воспитывает не воспитатель, а среда; а также не менее известную в педагогическом мире мысль Н. Н. Иорданского: нет среды - нет воспитания.

Проблема теоретического и практического изучения среды, к которой следовало адаптироваться детям или которая должна была приспосабливаться к детям, в педагогике среды была самой острой. Педагоги по-разному смотрели на среду, по-разному ее типологизировали. Популярными были такие словосочетания, как «среда для ребенка», «среда учреждения», «социально-организованная среда», «классово-дифференцированная среда», «социально-бытовая», «деревенская», «городская», «своя», «возрастная», «духовная среда» и др. Так или иначе, но представителей педагогики среды объединяло видение педагогического процесса в виде трехчастной схемы: объект - среда - субъект.

Вместе с тем имелись значительные расхождения в ответах на вопрос, как и что следует изучать в среде. Одни исследователи предполагали изучать ее объективные характеристики, а для этого пользоваться преимущественно объективными и социологическими методами сбора и обработки информации (М. С. Бернштейн, С. С. Моложавый, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина). Предлагались разнообразные схемы обследования среды. (Установление системы показателей и измерительных единиц для педагогического учета и изучения воспитывающей роли среды эти авторы мыслили как составную часть плана участия педагогов-исследователей в переделке среды.)

Другие считали изучение объективных характеристик среды недостаточным. Они полагали, что практикующийся обычно метод изучения среды путем пространных таблиц и анкет или общих социологических схем не может дать ни положительных объективных результатов, ни удовлетворения исследователю-педагогу. «Мы изучаем какие-то абсолютные показатели среды как обстановки, - писал Л. С. Выготский, - полагая, что зная эти показатели, мы будем знать их роль в развитии ребенка… Изучать среду надо не как таковую, не в ее абсолютных показателях, а в отношении к ребенку. Та же самая в абсолютных показателях среда есть совершенно разная для ребенка 1 года, 3, 7 и 12 лет» .

Практически изучать среду, с точки зрения этого ученого, значило определять в ней роль разнообразных факторов воспитания для того, чтобы разобраться, что хорошо, что плохо в воспитании, которое дается средой, а также чтобы оказать организационное воздействие на нее, т. е. найти такие ее элементы, которые могли бы сработать на оживление социокультурного пространства.

Интересно мыслил и изучал среду С. Т. Шацкий - как с субъективных, так и с объективных позиций. Он считал важным изучать среду через детей, в детском освещении, преломленную сквозь детскую призму, а также втягиваться мало-помалу в более серьезное, объективное изучение среды. Он считал, что для педагога важны две точки зрения - детская (индивидуальная, специфическая) и объективная (приближающаяся к научной). Этот педагог считал эффективными следующие способы изучения среды: анализ детских высказываний, рисунков, сочинений, отражающих жизнь среды, анализ того, что перед ними происходит, чтобы по реакции ребенка, по его навыкам, привычкам, повадке определять ту среду, откуда он вышел и в которой находится.

В те годы было получено множество данных, подтверждающих зависимость от среды различных способностей, свойств, качеств, черт личности ребенка, да и не только ребенка, речевых навыков, мышления и способности суждения (А. Р. Лурия, Е. И. Тихеева), целей, мотивов, всего содержания жизни (М. Я. Басов). С. С. Маложавый, например, утверждал, что личность не только продукт среды, она также проявляет себя в реакции на внешние и внутренние условия среды: стоит измениться социальной среде, как сейчас же меняется и поведение человека. То есть возникает некая динамика, гибкость процесса взаимодействия человека и среды, при этом нет простого и однозначного результата, обусловленного (видимого) изначально.

Справедливо сказать, что изучение среды педагоги рассматривают как условие для последующего изучения личности, для составления планов работы и организации средовых воздействий. В современных социально-педагогических реалиях подобные взгляды могут конструктивным образом учитываться при организации психолого-педагогического взаимодействия в рамках целостного педагогического процесса. Последнее позволяет заключить, что генеральная линия реализации социально-культурной анимационной деятельности состоит в активном предотвращении отчуждения личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений .

Читайте также:
  1. A) Средство организации связи между удаленными абонентами
  2. Автобус как средство передвижения. Организация автобусных туров, их география, известные туроператоры.
  3. Б-12. Видеозапись как средство фиксации криминалистически значимой информации. Применение видеозаписи при производстве следственных действий.
  4. Вексель как средство расчетов и кредитования. Понятие, признаки, виды. Вексельная ответственность. Протест векселя.
  5. Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
  6. Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
  7. Вопрос 63. СКТ эффективное средство формирования культурной среды.
  8. Вопрос: Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Обучение как средство умственного воспитания

Социально-культурная анимация - это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.

Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.

При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Все это заставляет аниматоров - социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности - находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.

Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.

Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;



Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.

Выделяются три взаимосвязанных процесса в анимации:

Процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

Процесс установления межличностных отношений;

Процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.

Социокультурная анимация - реабилитационная технология из области общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения межличностных и коллектив­ных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Это воздействие осуществляется посредством разнообразных видов деятельности.
Феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновремен­но методом приспособления, социальной терапии и идеологией осво­бождения через участие в социальном творчестве. Функции анимации, с одной стороны, заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. С другой стороны, - в обучении и овладении языками мышления, эстетики, поэтики. Предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами. Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в куль­туре общества, в сложной структуре общественных отношений.
Анимационная деятельность проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Среди форм организации анимационной терапии следует выделить клубы общения, широко использующие технологии социокультурной реабилитации. Их деятельность может содержать элементы групповой психотерапии и пси­хологические тренинги, релаксационные программы, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре и разыгрывании ролевых ситуа­ций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий, ассоциаций и др.
Участие в таких видах деятельности позволяет членам анимацион­ной группы выступать одновременно в роли и активного участника, и наблюдателя, предоставляет возможность для тренинга эмоциональной сферы, проведения интеллектуального анализа, поиска и выбора под­ходящей модели поведения.
Ведущим методом анимационной терапии (наряду с рекреационной, игровой, развивающей деятельностью и другими) является художественное творчество. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются средствами анимации.
Основной принцип - искусство для участника, а не искусство для зрителя, то есть главная цель - доставить эстетическое и нравствен­ное удовлетворение участнику, а не публике. Это является терапевтичес­ким моментом для реабилитанта, который может проявить себя в разных ролях - исполнителя, автора, ассистента, организатора.
Реализация программ социокультурной анимации (например, работа с населением территориального образования, анимация в монородительских семьях, анимационная деятельность с одаренными инвалидами и др.) предполагает:
-определение наиболее емких и практически применимых кри­териев «отклонений от социальной нормы»;
-разработку планов и программ на основе социального, социаль­но-психологического и педагогического анализа аномальных процессов социализации личности, проведенного на основе критериев «отклонений от социальной нормы»;
-организацию взаимодействия с учреждениями социокультур­ной сферы в процессе реализации программ анимационной деятельности;
-анализ результатов анимационной деятельности.


Содержание

Введение………………………………………………………… ………………..….2
1. Понятие социально-культурной анимации………………………………..….6
2.2. Задачи социально-культурной анимации………………………………….…8
2.3. Аниматоры ………………………………………………………………….…10
Глава 3. Направления анимации
3.1. Анимация для безработных…………………………………………….… .….12
3.2. Анимация для пожилых………………………………………………… …….15
3.3. Анимация в туризме……………………………………………………… …...16
3.4. Спортивно-оздоровительное направление анимации………………………. 18
3.5. Виды анимационных программ…………………………………………….... 20
3.6. Технология создания анимационных программ……………………………..21
Заключение…………………………………………………… …………………….23
Список литературы………………………………… …………………………..…..25

Введение
По оценкам специалистов, в настоящее время включение анимационных программ культурно-познавательного, спортивно-туристского, развлекательного характера в содержание туристских маршрутов и поездок, в работу отелей повышает их престиж и востребованность на рынке туристских услуг.
Развлекаясь, человек или группа людей удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных подсистем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха развития культуры человека) по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего свободного времени человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся предприятия туризма, включая средства размещения туриста. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет большое значение. Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечения должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека.
Целью работы является изучение отношений связанных с процессом социально-анимационных услуг. Объектом исследования является сам процесс анимации.
Предметом исследования служат современные технологии в и анимационные методы и приемы обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Для достижения целей этой работы необходимо определение следующих задач:
- понятие социально-культурных технологий;
- изучение понятий социально-культурной анимации, определение ее задач;
- изучение направлений анимации.
Структура данной работы состоит из: введения, трех глав, включающих в себя десять параграфов, заключение и список литературы.

Понятие социально-культурной анимации
Понятие «анимация». Социокультурная анимация(animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.
Французский1 теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.
Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества. Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.
Первый подход – педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого иницирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.
Второй подход – социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключаются в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений. Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и д.р.
Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).
Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.
Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социокультурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (animе– душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.
В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений.
Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социокультурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социокультурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни».
Анимацией в общепринятом смысле слова считается определенный вид деятельности, преследующий цели по разработке и представлению специальных программ для проведения свободного времени. Анимационные программы включают в себя спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Социально-культурная анимация является особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.
Технологии социально-культурной анимации предлагают в виде основных способов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми, обширное использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, тем самым обеспечивая личности определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности.
В процессе развлечения, человек либо группа людей удовлетворяют свои определенные духовные потребности, оценивают собственную личность а так же анализируют свою роль в масштабах различных подсистем. Разнообразные процессы развлечения могут происходить и в естественной, и в искусственно созданной обстановке.
Основными целями индустрии развлечений является создание определенных условий развлечения, иначе, совокупности явлений, от наличия которых будет зависеть весь процесс развлечения.
Социальная направленность развития индустрии развлечений выражена в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей людей при сложившихся предпосылках. Занимаясь решением многогранных задач, таких как воспитание, формирование оптимистического настроения, образование, а так же отдыха развития культуры человека, индустрия развлечений, по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями, часть своего досуга человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.
Индустрия развлечений является самостоятельным, относительно обособленным звеном экономической системы, привлекающим довольно таки, значительные, как материальные, так и финансовые и трудовые ресурсы. В данном вопросе предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда, персоналом.
Социально-культурная анимация является одним из главных звеньев в общей индустрии развлечений, используя при этом специализированные приемы и методики.
Социально-культурная анимация - это педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Современные технологии социально-культурной анимации предполагают комплексное решение различных проблем личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные и другие виды социально-культурной деятельности.
При этом речь идет о преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и многих других категорий населения. Во всех социальных и возрастных стратах общества имеются люди, поставленные на грань «социального умирания», для которых борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а извечный вопрос «жизнь или смерть» для многих становится решающим. Все это заставляет аниматоров - социальных работников, социальных педагогов, специалистов социально-культурной деятельности - находить эффективные педагогические технологии преодоления проблем социокультурной дезадаптации.
На это нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики - социально-культурная анимация. В ней причудливо переплетаются философско- мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.
Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный.Стремление к свободному социальному творчеству (освободительный аспект анимации) - необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влия-ний» .
Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.
В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональные характеристики социально-культурной анимации.
Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.
Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры, на котором реализуются желания личности.
Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.
И, наконец, четвертая характеристика - это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.
Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтоы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума.
Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Задачи социокультурной анимации. Социально-культурная анимация, является по своей сути педагогикой понимания и посредничества, призванной утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливающая личностные взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставляющая индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Большинство современных технологий социально-культурной анимации предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности, а также предоставляя условия для вовлечения в образовательные, творческие, оздоровительные и иные виды социально-культурной деятельности.
При этом стоит вопрос о всяческом преодолении социальной изоляции, психологического отчуждения не только инвалидов, но и некоторых других категорий населения. Сегодня во многих социальных и возрастных категориях нашего общества присутствуют люди, стоящие на грани «социального вымирания», для них постоянная борьба за полноценный социальный статус приобретает смысл борьбы за жизнь, а риторический вопрос «жизнь или смерть» для многих из этих людей становится решающим. Данное положение подталкивает аниматоров, в лице которых могут выступать и социальные работники и социальные педагоги и другие специалисты социально культурной деятельности – искать и находить все более эффективные педагогические технологии для преодоления проблем социокультурной дезадаптации.
На решение этих задач нацелено особое направление западной социально-культурной педагогики, коим является социально-культурная анимация. В социально-культурной анимации абсолютно причудливо идет переплетение и философско-мировоззренческих подходов и разнообразных прикладных практик, начиная психотехническими и заканчивая театральными. При всем этом социально-культурная анимация широко применяет традиционные виды и жанры художественного творчества в виде основных методов «оживления и одухо-творения» отношений между людьми, именно такой подход к проблеме позволил признать сегодня социально-культурную анимацию инновационным направлением в целях развития социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация, на сегодняшний день является одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающих реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения», межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

    В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:
      Процесс создания условий для раскрытия личности или группы;
      Процесс установления межличностных отношений;
      Процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.
    Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:
      Комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);
      Помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;
      Подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;
      Выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;
      Помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;
      Подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.
Основные направления анимационной деятельности в странах Западной Европы – школьная анимация, театральная анимация, социальная (муниципальная) анимация, арт-терапия, коммуникативная реабилитация.

Анимация как вид профессиональной деятельности. Аниматор (animаtor) – специалист, осуществляющий анимационную работу. Французские социокультурные аниматоры в большинстве своем – волонтеры, энтузиасты, работающие на добровольных началах в свободное от работы время. Это преподаватели, ученые, общественные деятели, инженеры, служащие, рабочие, крестьяне. Происходит постоянный процесс формирования активистов социокультурного движения из числа посетителей учреждений социально-культурной сферы.
Наряду с добровольными активистами существуют и профессиональные аниматоры. Их подготовка осуществляется многочисленными учебными центрами, в которых обучаются около двух с половиной тысяч человек. Профессиональные аниматоры получают подготовку в области административной и управленческой деятельности, исследовательской и творческой работы, педагогики. Выделяется два типа аниматоров:
1. руководители (аниматоры-координаторы);
2. аниматоры-специалисты, возглавляющие различные кружки (ремесла, техническая и художественная самодеятельность и т.п.), преподают на различных курсах (обучение автомобилистов, туристов, популяризация науки и техники, актерские и режиссерские курсы и т.п.), осуществляют юридическое консультирование, способствуют социальной адаптации эмигрантов, ведут социально-культурную работу по месту жительства и даже оказывают психологическую помощь.
На кантональных (т.е. районных) аниматоров возложены обязанности по удовлетворению потребностей населения в области культуры, спорта, развлечений. Кантональный аниматор подчиняется директору Управления по делам молодежи и спорта данного департамента, он курирует деятельность местных групп любителей искусства и спортивных объединений, организует обучение добровольных аниматоров и руководителей любительских объединений, налаживает сотрудничество между аниматорами и объединениями в рамках данного кантона. Такой аниматор нанимается по контракту и должен выдержать конкурсный экзамен согласно утвержденному уставу, он пользуется свободой в выборе форм и методов педагогической работы.

Теоретические источники социально-культурной анимации . В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социокультурная анимация до 1960-х гг. имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х гг. начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования, целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, учреждений. Именно в этот период были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.
Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.
Целевая направленность социокультурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.)
Действительно, социокультурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важным теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.
В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики, связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штейнера (Германия), С. Фраене (Франция).
С позиций социально- педагогического анализа социокультурная анимация может быть определена как отрасль социальной педагогики, опирающейся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения.
Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

    Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
    Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
    и т.д.................

Типология методов анимационной деятельности в социуме, как способов реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности или группе (социальная защита, социально-психологическая коррекция, творческая реабилитация, выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др.).

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Художественное творчество как ведущий метод анимации. Специфика анимационной работы с различными социальными группами.

Опорный план-конспект

Российские исследователи анимации (Е.Б. Мамбеков, Л.В.Тарасов, Н.Н.Ярошенко и др.) считают, что для французской анимации к началу 1980-х годов было характерно признание важности социальных связей, а их совершенствование рассматривалось как цель анимации.

Анимация и в современной французской педагогической литературе понимается как метод интеграции и участия, нацеленный на совершенствование социальных отношений при посредничестве аниматора.

Методы анимации можно определить как особые способы реализации адекватной, целесообразной и ненавязчивой социально-психологической помощи личности в процессе социализации и жизнедеятельности. Выделяются следующие группы методов:

· социальной защиты;

· социально-психологической коррекции;

· творческой реабилитации;

· выявления и поддержки динамических тенденций творческого самоопределения и др.

Индивидуальные, групповые и макрогрупповые методы анимации (количественный критерий ).

Постоянные, периодические и разовые формы работы (временной критерий ).

Типология социальных групп, с которыми проводится анимация. Объектом анимационной деятельности выступают:

Открытая группа (общность людей, не связанная между собой межличностными отношениями, население города, района, коллектив крупного промышленного предприятия и др., случайная аудитория анимационных мероприятий, например, прохожие на улице города и т.п.);

Полуоткрытая группа – аудитория систематически проводимых мероприятий, доступ на которые ограничен определенными правилами или особенностями собирающихся вместе людей;

Закрытая группа – специальные группы, в которых устанавливается тесный межличностный контакт, и поэтому приход новых участников практически невозможен. Это группы, которые собираются время от времени (группы психологического тренинга, семейные клубы, сословные клубы и другие общественные объединения), а также общины – социальные группы людей, которые совместно проживают, занимаются трудовой деятельностью, реализуют общие задачи обучения, преодоления последствий заболеваний, физических дефектов.



Среди направлений анимации выделены:

Основными формами анимационной деятельности здесь является групповая психотерапия, тренинг, совместные занятия творчеством.

В 1880 году в Берлине были организованы первые курсы по оказанию помощи при несчастных случаях на рабочем месте. «Помощь в целях самопомощи» – такова была идея отцов-основателей нынешнего Союза рабочих-самаритян, насчитывающего в Германии свыше 700000 членов, спонсоров и добровольных помощников. В современной деятельности этого союза реализуются гуманитарные акции, ориентированные на все категории населения, в том числе и на детей. Идея социально-педагогической помощи детям не новая и для России, но опыт, который накоплен Союзом рабочих-самаритян, действительно показателен. В основе педагогических программ, курируемых ими, лежит принцип включения ребенка в особую микросреду творчества.



Метод психодрамы определяется отношениями внутри группы как процесс социального взаимодействия, который, в свою очередь, влияет на эти отношения. Драматический элемент укрепляет отношения учеников друг с другом, их взаимопонимание. Используя драму с этой целью, учитель должен начинать со спланированной работы в маленькой группе и постепенно переходить к спонтанной импровизации с большой группой. В качестве примера работы с маленькой группой приводится изучение второклассниками истории американских индейцев. Ученики разделяются на группы по три или четыре человека, их просят приготовить церемонию празднования рождения нового члена племени. Эти «церемонии» они показывают всему классу. Ценность такой игры в том, что ученики могут обмениваться своими идеями, что помогает развивать чувство общности, умение слушать других и выражать свои взгляды, приходить к соглашению с другими членами группы. Недостатком спланированной работы в маленькой группе является относительная изоляция учителя, его роль сведена к наблюдению и к случайному вмешательству.

Пример неспланированной импровизации для целой группы – работа на тему «Эвакуация детей из опасных районов во время Второй мировой войны», основанная на литературном произведении. Учительница просит детей поставить себя на место родителей эвакуируемых, пришедших на организационное собрание. Сама учительница играет роль чиновника, который разъясняет процедуру и отвечает на вопросы родителей. Это собрание не «репетируется». Преимущество такой работы в возможности учителя направлять драматическую фантазию детей изнутри. Успех такой игры возможен в том случае, если ученики и учитель охотно исполняют свои роли, а ученики согласны с участием учителя в их игре.

Неспланированная импровизация для маленькой группы объяснена на примере изучения темы миграции в первом классе. Учитель приводит пример ситуации переезда семьи на новое место. Многие дети имеют опыт переезда, другие знают о нем от знакомых. Группы по три или четыре человека получают задачу вообразить, что они члены семьи, собравшейся в последний раз за столом в их старом доме. Они распределяют роли, но разговор за едой не планируется. Этот метод наиболее эффективен, потому что способствует разговору на определенную тему без добавления извне. Вмешательство учителя неуместно. Он может только наблюдать и делать заметки.

Пример спланированной презентации целой группы – театрализация в четвертом классе женской школы темы сопротивления апартеиду в Южной Африке. Учительница, рассказывая об этой теме, уделяет особое внимание решению правительства выдать пропуска женщинам и рассказывает о различных маршах протеста, о сжигании пропусков и т.д. Затем учениц просят приготовить свой собственный акт протеста. Это задание требует серьезности и динамичности от группы. Оно сближает класс, консолидирует информацию, которую они получили, дает возможность выбрать из нее самое важное, чтобы написать общее заявление. Учителю важно в такой работе не поддаться соблазну «срежиссировать» эту работу, ученики сами должны быть режиссерами.

Все вышеперечисленные формы использования драмы нельзя рассматривать в изоляции. Они используются во взаимодействии, в комбинации в соответствии со специфическими требованиями группы. В любом случае обучение драме остается областью творчества, непредсказуемого в своих выводах, различного в своих методах.

Дискурсивный (языковой) аспект драмы не менее важен, чем социальный.

Драма теснейшим образом связана с языком. Она создает возможности для учеников расширить их языковой фонд, связать свои лингвистические возможности со специфическими ситуациями.

К школьной анимации в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность.

Опыт педагогов-практиков свидетельствует о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир ребенка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия.

Ввиду огромной миграции населения во всех странах мира аниматорам приходится принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого педагога, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт, и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Ребенок, подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть ребенка в истории его развития, во временной перспективе – одно из важнейших профессиональных качеств педагога-аниматора.

Групповая психотерапия и психологический тренинг. Программа педагогической и психолого-педагогической работы аниматора при этом выстраивается на основе изучения результатов тестирования, оценки личностных качеств, наблюдений.

Следует отметить, что анимация направлена на профилактику психических и социально-психологических последствий, возможных в случае потери физического, социального или умственного статуса. При этом анимация не может заменить собой существующую систему социальной и медицинской помощи нуждающимся людям.

Элементы групповой психотерапии, включаемые в программу анимационной деятельности, позволяют достигать:

На внутриличностном уровне – изменения познавательного характера (изменение определенной ценностной установки); аффективного характера (принятие самого себя); поведенческого характера (усвоение действий, приносящих удовлетворение);

На межличностном уровне – изменение познавательного характера (улучшение восприятия, понимания и оценки других людей); аффективного характера (достижение чувства удовлетворения контактами с социумом); поведенческого характера (приобретение социальных навыков).

В процессе совместного восприятия, размышлений и переживаний участники проявляют внутриличностную активность. Устанавливая дружеские взаимоотношения с участниками анимационной группы, участники реализуют межличностную активность. Наиболее важной здесь является задача способствовать появлению чувства принадлежности к коллективу, где у всех участников идентичные недомогания, трудности и проблемы.

Применяются следующие общие упражнения – релаксация, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории жизни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование процедур трансактного анализа и др.

Участие в таких упражнениях позволяет членам анимационной группы выступать одновременно в роли активного участника и в роли наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки отдельных типов поведения.

Художественное творчество как ведущий метод анимации. Различные направления художественного творчества (драматическое исполнительство, театральная импровизация, изобразительное искусство, самодеятельное музыкальное исполнительство, авторские виды творчества и др.) являются основными средствами анимации в социокультурной среде. Основной принцип применения творчества в социально-культурной анимации – искусство для участника, а не искусство для зрителя .

Цель таких видов творчества состоит в том, чтобы доставить больше удовольствия участникам, чем публике. В таких программах участники могут исполнять по очереди роли, играть несколько ролей, выступать в качестве авторов и организаторов собственных постановок.

Обращение к формам и методам анимации, более того, тщательное их изучение представляется актуальным и для современной российской реальности. Это в первую очередь связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности. Современная педагогика социально-культурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой – обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приобретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Чтобы сформировать творческую личность, обладающую познавательными потребностями и деятельностными качествами, необходима целенаправленная интеграция всех сил общества, требуется экономическое, социально-политическое, духовно-информационное взаимодействие образовательной и окружающей социокультурной среды. Именно в этой среде личность себя формирует, развивает, совершенствует, проявляет свою деятельностную сущность, отражая себя в мире и мир в себе.

Современная социально-культурная деятельность вносит посильную лепту в процесс социализации человека, его развития в наилучших духовных потенциях и дарованиях. О. Бенар, теоретик социокультурной анимации, высказывал мысль о том, что по отношению к требованиям, которые предъявляет постоянно изменяющееся современное общество, «анимация предстанет в ближайшем будущем основным компенсаторным, регуляционным, катализирующим феноменом, смягчающим культурный износ, обновляющим поведение, взгляды, способствующим приспособлению и самостоятельности; анимация есть социальный ответ, который система дает на специфические проблемы, возникающие в ходе ее же эволюции».

Социально-культурная анимация представляет собой убедительную форму «оживляющей социальной терапии», своеобразный паллиатив кризису западного общества с его индустриализацией, техническим развитием, урбанизацией, массовой культурой, затрудненностью межличностных коммуникаций. Среди направлений анимации выделяются следующие:

1. Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности.

2. Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация).

3. Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни – логотерапия).

Во Франции существуют различные варианты культурно-воспитательных центров, которые именуются «интегрированными культурными центрами», «социопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомплекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Для родителей учеников устраивают встречи с педагогами, психологами, специалистами по профориентации и пр. Порой функции подобных центров берут на себя учебные заведения, вовлекая, таким образом, в орбиту анимационной деятельности практически все население страны.

Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Социально-культурная анимация явилась ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет. Здесь имеются в виду изменения структуры производства, расширение пространства свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие новых технологий, движение к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров, по мнению французских исследователей, должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы.

Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего. Изучение опыта французских аниматоров является одним из источников обновления теоретических представлений и технологий современной российской социально-культурной деятельности.

ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ

© Роман Геннадьевич БЕЛЯНСКИЙ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются понятия «рекреация» и «анимация», особое внимание уделяется видам рекреационной деятельности и особенностям их организации в структуре досуга. Автором выделяются основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности.

Ключевые слова: анимация; рекреация; социокультурная анимация; социально-культурная деятельность; досуг; рекреационная деятельность.

Социокультурная анимация (animation -anim: душа - одушевление, оживление) - это особый вид социально-культурной деятельности как общественных групп, так и отдельных людей, основанный на современных педагогических и социально-культурных технологиях активизации людей с учетом различной окружающей социальной среды.

Социокультурная анимация возникла во Франции в 1901 г., в связи с введением закона о создании различных неполитических ассоциаций. К концу ХХ столетия начали проводиться исследования, посвященные педагогике анимации, роли аниматоров в организации социокультурных процессов. Именно с этого периода социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педаго-гической деятельности в сфере досуга.

Применительно же к нашей стране, а именно к периоду Советской власти, можно сказать, что был накоплен достаточно богатый опыт построения деятельности по заполнению досуга. И хотя она не называлась социально-культурной анимацией, именно эта сфера общественного бытия была весьма насыщенной. Впервые термин «социальнокультурная анимация» на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX в. По его мнению, новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включая в них:

Развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;

Формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности,

отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;

Непосредственную организацию досуга .

В этой связи необходимо уточнить, что в России и за рубежом в понятие «культурный досуг» вкладывается несколько разный смысл, и работа аниматора в нашей стране имеет свою специфику. Это связано в первую очередь с тем, что в России традиционно досуг понимается не только как «чистый отдых», а носит воспитательный и познавательный характер.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д. Это, в первую очередь, связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.

Примером активного развития социальнокультурной анимации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, является международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который на протяжении пяти лет организуется Акаде-

мией культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.

Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди вопросов, которые обсуждаются на форуме - история становления анимации и ее теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации рекреативно-оздоровительной деятельности с различными возрастными категориями населения, специфика организации туристической анимации и многие другие.

Участники форума имеют возможность познакомиться с практической деятельностью аниматоров, участвовать в лучших экскурсионных программах ведущих туроператоров мира.

Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Н.Н. Ярошенко, «ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности» .

Обмен опытом, новыми теоретическими идеями позволяет выработать рекомендации форума по дальнейшему развитию социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности. К тому же в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений.

Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубных учреждений, баз отдыха, молодежных развлекательных заведений и торговых центров. Ни одно праздничное мероприятие сегодня не обходится без анимационной программы.

Рекреация - (от лат. гесгеайо - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Данный термин введен в научный оборот в США с начала XX в., в советской литературе по различным проблемам организации отдыха населения употребляется с 60-х гг. XX в.

Рекреация осуществляется во внерабочее время и предполагает творческую деятельность человека, которая обусловлена его внутренними потребностями и побуждениями. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.

Под рекреационным потенциалом мы понимаем организацию рекреационной деятельности на определенной территории с учетом социально-экономических, культурно-исторических и природных факторов.

Рекреация обладает большим диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами человека. Результат рекреационной деятельности не имеет для человека существенного значения, самоценностью обладает процесс удовлетворения от осуществления рекреационной деятельности.

Анализ научной литературы по проблеме рекреации позволил нам прийти к выводу, что рекреационная деятельность производит восстановительный, оздоравливающий эффект и включает социально оправданные ви-

ды занятий. Рекреационная деятельность обогащает личность, приносит пользу как человеку, так и обществу в целом. Однако общество должно организовывать и поддерживать рекреационную деятельность, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. К тому же участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств.

Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. В целом все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.

В зависимости от предпочтений человека выделяют несколько уровней рекреационной деятельности.

Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает расслабление. Второй уровень рекреации - это развлечения: прогулки, игры, танцы, праздники, обряды. Третий уровень связан с активизацией духовных интересов и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности. Четвертый уровень - творчество, которое приносит человеку высшее удовлетворение и одновременно является самым эффективным средством физического и духовного совершенствования личности человека. Последние три уровня рекреации относятся к активной рекреации, т. к. для осуществления данных видов досуговых занятий необходимо затратить определенные физические и интеллектуальные силы, проявить творческую активность.

Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой -обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приоб-

ретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).

Однако наблюдения специалистов в области анимации и рекреации отмечают при этом такие тенденции, как спонтанный подбор аниматоров, зачастую не имеющих специального образования, но обладающих творческими способностями в той или иной сфере искусства или имеющих организационные способности .

Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера.

Говоря о кадровом обеспечении рекреативно-оздоровительной и анимационной деятельности как об актуальной проблеме для нашей страны, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Григорьевой по поводу того, что современная досуговая индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Однако многие учреждения культуры и досуга, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов .

В условиях российской действительности социально-культурная анимация и рекреация выступает как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации и рекреации только развлекательный, увеселительный компонент.

Современные технологии социальнокультурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие и другие виды социально-культурной деятельности.

Наиболее полно технологии социальнокультурной анимации рассмотрены Н.Н. Ярошенко. По его мнению, в социально-культурной анимации переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, что позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социальнокультурной деятельности. Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности .

Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.

Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности:

Имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

Основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

Предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

Формирует и развивает личность;

Способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;

Удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.

Среди перспективных направлений анимационной работы с различными категориями граждан приоритетными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состояний личности при помощи психотерапевтических тренингов, реабили-

тации творчеством и др. Применяя технологии социально-культурной анимации и рекреации на практике, мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.

На наш взгляд, для получения качественного и конкурентоспособного анимационного продукта в действующих культурнодосуговых учреждениях должна быть создана целостная система анимационной и рекреативной деятельности, а анимационные и рекреативно-оздоровительные программы

должны носить комплексный характер, предполагающий использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на личность.

1. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17).

2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация - новый профиль подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурная деятельность // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы IV международного форума. Москва; Тамбов, 2006.

3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

4. Григорьева Е.И. Социальная направленность развития туристской анимации // Социальнокультурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.

5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.

Поступила в редакцию 21.04.2011 г.

POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION AND RECREATION IN ORGANIZATION OF SOCIAL LEISURE Roman Gennadyevich BELYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The article scrutinizes the notions “recreation” and “animation”, special attention is paid to type of recreational activity and features of their organization in structure of leisure. The author marks the main charachteristics of recreation and animation activity.

Key words: animation; recreatin; socio-cultural animation; socio-cultural activity; recreation activity.