Занятия по блокам дьенеша в средней группе. Начальная система игровых занятий с блоками дьенеша для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах

Золтан Дьенеш

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений.

Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться - не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре. При этом Золтан Дьенеш подчёркивал, что содержанием игры может стать вполне серьезная и сложная научная тема. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки и свою теорию «новой математики».

Значение «Логических блоков Дьенеша»

для всестороннего развития дошкольников

Мнение, что математическое мышление совсем не обязательно в жизни, что оно может пригодиться детям только на уроках математики, очень ошибочно! Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно - это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит, развитие логического математического мышления - залог будущей жизненной успешности наших детей. Для решения этой задачи как нельзя лучше подходят блоки Дьенеша.

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами "и", "или", частицей "не" и т.д.

6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Набор «Логические блоки Дьенеша»

Классический вариант логических блоков Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур:

1. Четырех форм (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные)

2. Трех цветов (красные, синие, желтые)

3. Двух разных видов размеров (большие и маленькие, толстые и тонкие)

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя свойствами - цветом, формой, величиной и толщиной.

Для дошкольников, которые только начинают знакомиться с блоками Дьенеша, целесообразно упростить набор до 24 геометрических фигур, исключив вариант толстых форм. В игре остаются только тонкие или только толстые фигуры. Таким образом, все фигуры имеют отличие только по трем признакам: цвету, форме и величине.

В настоящее время в магазинах возможно приобрести различные варианты игры с блоками Дьенеша. Желательно для игр с дошкольниками покупать такие наборы, в которые кроме фигур (блоков Дьенеша) входят комплекты карточек с символами свойств (цвет, форма, величина, толщина) и символами отрицаний этих свойств. В набор также может входить комплект логических кубиков, на гранях которых изображены символы свойств блоков Дьенеша (толщина, величина, форма, цвет) и символы отрицания этих же свойств. Логические кубики используют в комплекте с блоками Дьенеша и карточками - символами. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Начальная система игровых занятий

с блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста.

Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что каждое из представленных занятий требует больших умственных усилий для малышей даже, если Вам кажется, что все очень легко и просто. Именно поэтому в каждое занятие кроме игр с блоками Дьенеша включены элементы различных видов здоровьесберегающих технологий: пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, гимнастика для глаз, различные виды физминуток и т.д. Пожалуйста, не исключайте их из занятий, они необходимы детям!

В игровых занятиях используются:

1. Блоки Дьенеша только тонкие или только толстые (набор из 24 фигур).

2. Комплект карточек с символами свойств (цвет, форма, величина).

Целесообразно проводить данные игровые занятия один раз в неделю, а полученные на занятиях знания и умения возможно закреплять в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

Игровое занятие 1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

Оборудование:

2. Комплект карточек с символами цвета.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик и поросенок.

Ход занятия:

- К нам в гости пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли нам свои игрушки.

Игрушки называются фигуры . Вынимаем поочередно по одной фигуре из корзинки.

- Какого цвета фигура?

- Синяя! и т.д., пока не разложим на столе все фигуры.

- Сколько всего мишка, зайчик и поросенок принесли фигур?

- Много!

- Какого они цвета?

- Красные, синие и желтые! (выставляем символы цвета)

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Игрушки начинают строить, называя цвета. Начинают делать ошибки сначала в названиях, потом в построении. Дети поправляют ошибки. Предложить детям построить паровозик самим. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).

- Паровозик построен, давайте покатаемся на нем!

А круглые колесики

(стучать кулачком о кулачок)

- Мишке, зайчику и поросенку очень понравилась игра. Они очень любят играть, но каждый играет в фигуры только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Давайте подарим им фигуры!

Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

- Какого цвета фигуры?

Игровое занятие 2.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одного цвета (около каждой игрушки выставляется символ цвета). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Какого цвета у Мишки фигуры?

Зайчик удивляется, почему у него все игрушки одного цвета, но все равно разные, не похожие друг на друга. Остальные игрушки объясняют ему, что все фигуры разной формы. Есть фигуры круглые, есть квадратные, есть треугольные и есть прямоугольные (одновременно выставляются символы формы). Зайчик говорит: «Не хочу сегодня в желтые фигуры играть, я хочу играть в круглые фигуры!» Ставим около зайчика символ круга. Остальные игрушки выбирают с помощью детей каждый свою форму, но остается лишний символ формы. Что же делать. Позовем котенка, он будет с нами играть!

Собираем все формы в корзинку. Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по цвету).Аналогично предлагается построить паровозик, у которого каждая фигура - вагончик, но рядом могут лежать вагончики только разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по форме).

- Паровозик построен, поедем кататься!

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу - чу, чу - чу, далеко я укачу.

(двигаться друг за другом с круговыми движениями согнутых в локтях рук)

Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

(топать, стоя на месте, руки на поясе)

А круглые колесики

(указательным пальцем правой руки начертить в воздухе большой круг)

Тук - тук, тук - тук, тук - тук.

(стучать кулачком о кулачок)

- Приехали вместе с нашими игрушками на полянку лесную! Будем осенние букеты из листьев собирать!

Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (Загибаем большой палец)
Листья рябины, (Загибаем указательный палец)
Листики тополя, (Загибаем средний палец)
Листья осины, (Загибаем безымянный палец)
Листики дуба мы соберем, (Загибаем мизинец)
Маме осенний букет отнесем. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

- Собрали букеты красивые, возвращаемся в детский сад. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

Игровое занятие 3.

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

(выставляем символы формы)

Игрушки хвалят детей и напоминают, что каждый любит играть с фигурами только одной формы (около каждой игрушки выставляется символ формы). Дети поочередно дарят фигуры игрушкам, пока корзинка не опустеет.

- Какой формы у Мишки фигуры?

- Круглые!

- Какой формы фигуры у Зайчика?

- Квадратные!

- Какой формы фигуры у Котенка?

-Треугольные!

- Какой формы фигуры у Поросенка?

-Прямоугольные!

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

- Паровозик построен, он очень красивый получился! А теперь вместе с нашими гостями - игрушками мы можем веселые стихи выучить:

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Вот веселая игра!

- Ой, почему-то наши игрушки испугались, кто это их пугает? А это, оказывается, гуси!

Идем гуськом, растопырили руки - крылья, шипим: «Ш - ш - ш…» - долгий выдох, сердимся (повтор 2 - 3 раза).

- Посмотрите, гуси, всех вы испугали. Не шипите, улыбнитесь нам. Мы - добрые, хорошие ребята, хотим с вами дружить.

Заулыбались гуси, перестали сердиться, замахали крыльями и улетели!

- Наши гости игрушки тоже прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

Игровое занятие 4.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

Игрушки предлагают поиграть с фигурами, построить из них паровозик. Каждая фигура - вагончик, рядом могут лежать вагончики только разного цвета и разной формы. Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по цвету).

Построили паровозик, поехали на нем кататься (сидим на стульчиках), едем, в окошки смотрим.

- Ой, смотрите, кролик! (проводится пальчиковая игра):

Веселый кролик Банни

Резвился на поляне,

(Указательный и средний пальцы = ушки, остальные пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки)

Как шорох он услышит, замрет он и не дышит,

(Прижать к себе «зайчика»)-

А на его макушке растут как стрелки ушки!

(Пошевелить прямыми «ушками»)

И у него есть норка под елкой на пригорке,

(Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки)

Он к норке подбегает,

(Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»)

Прыг - и в нее ныряет!

(«нырнуть зайчиком» в норку!)

Приехали обратно в детский сад! Складываем фигуры в корзинку, но игрушки говорят, что хотят еще поиграть! Дети помогают им выбрать, в какие игрушки они сегодня играют (красные круглые, синие треугольные и т.д). Около каждой игрушки ставим 2 символа - формы и цвета. Дети дарят фигуры игрушкам поочередно до тех пор, пока корзинка не опустеет.

- Какие игрушки у мишки?

- Красные круглые!

- Какие игрушки у котенка?

- Желтые квадратные! И т.д.

(складываем по одной, называя хором каждую фигуру по двум признакам - круглая красная, квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

Игровое занятие 5.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные (выставляем символы формы)

- Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие

- Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!

Дети поочередно берут по одной детали и выкладывают около игрушек (классификация по одному признаку: по величине).

- Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигуры, а поросенку - маленькие синие.

Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросенком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.

- Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. Давайте поиграем вместе с ними! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.

Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по величине).

- Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!

«Едем» (сидим на стульчиках), «в окошки смотрим".

- Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они чудесно пахнут! (проводится дыхательное упражнение):

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыха-ние и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!» (повтор 2 - 3 раза).

- Ой, погода портится, тучки появились! (проводится гимнастика для глаз):

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.

(смотреть глазами вправо — влево)

Легких — две штучки, тяжелых — три штучки.

(смотреть глазами вверх — вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало.

(Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло.

(Поморгать глазками).

- Приехали мы обратно в детский сад! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру - желтую, прямоугольную, большую!

Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).

Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры .

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 6.

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки приглашают детей с фигурами поиграть. Котенок просит найти его самую любимую фигуру - желтую, прямоугольную, большую (около Котенка выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).

Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обручи. Сначала они предлагают поиграть с одним обручем.

- Положим в обруч любой символ, например - «Большой».

- Какие фигуры мы положим в обруч?

- Только все большие!

- Какие фигуры мы положим вне обруча?

- Все не большие!

Дети раскладывают фигуры в обруч и вне обруча согласно символу в обруче. Игра повторяется 3 раза, поочередно с символами цвета, величины и формы. Символы возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.

Зайчик показывает второй обруч и спрашивает, на что похожи обручи?

На мяч, на колесо, на тарелку, на воздушный шарик и т.д.

- Давайте все превратимся в воздушные шарики! (проводится дыхательная гимнастика).

- Шарики сдулись (расслабленный наклон).Мы их медленно надуваем (дети распрямляются, поднимают руки вверх), шарики надуваются, вот они стали большие-пребольшие, полетели высоко (дети медленно раскачивают руками). А теперь шарики сдулись через маленькую дырочку (медленный, долгий выдох через рот). Давайте их снова надуем!(Повтор 2-3 раза).

Мишка предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный - «Круг».

- Все большие, но не круги!

- Все круги, но не большие!

- Все большие круги!

- Какие фигуры вне обручей?

Игрушки хвалят детей и предлагают поиграть в веселую игру.

Как у наших у ребят ножки весело стучат!

(топать ногами)

А устанут ножки, хлопаем в ладошки!

(хлопать в ладошки!)

А потом вприсядку пляшут наши детки,

Вниз - вверх, раз - два - вот как пляшет детвора!

(приседать!)

А как пустятся бежать, никому их не догнать!

(бегать врассыпную!)

Мы - народ удаленький, хоть и очень маленький!

(сесть на стульчики!)

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 7.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.

4. 2 обруча (синий и красный).

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки рассказывают, что они снова принесли для игры обручи. Положим в 2 обруча по символу (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Например, в синий обруч «Маленький», а в красный - «Квадрат».

- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного?

- Все маленькие, но не квадраты!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего?

- Все квадраты, но не маленькие!

- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно?

- Все маленькие квадраты!

- Какие фигуры вне обручей?

- Все не маленькие и не квадраты!

Заменяем символы и повторяем игру 2 - 3 раза.

- Давно мы на сказочной полянке не были! Давайте сегодня туда на самолете полетим! (релаксационное упражнение)

Во время чтения стихотворения дети раскидывают руки, мышцы напряжены, спина выпрямлена. Парашюты опустились, сели на стулья и расслабились, руки вниз, голова опущена.

Руки в стороны, в полет отправляем самолет.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед,

Улетает самолет. Впереди огни зажглись,

К облакам мы поднялись.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Парашюты все раскрылись,

Мы легонько приземлились.

- Ой, кто это на полянке? Это - зайчик! (пальчиковая гимнастика)

Из пальцев правой руки складываем «зайчика».

Быстро с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Большой палец левой руки прижат к ладони, остальные пальцы растопырены. На каждый слог «носик зайчика» « прыгает» по 2 раза на каждом пальце левой руки, кроме большого.

Вниз спустился, повернулся,

И опять назад вернулся.

Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» спускается по пальцам на левую ладонь, чертит круг и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.Большой палец левой руки снова прижат к ладони.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик,

На каждый слог «носик зайчика» « прыгает» по 1 разу на каждом пальце левой руки кроме большого.

Снова вниз и снова вверх…

Большой палец левой руки отворачивается от ладони. «Носик зайчика» быстро спускается по пальцам на левую ладонь и возвращается на кончик указательного пальца левой руки.

Прыгнул зайчик выше всех!

Левая рука - кулак с оттопыренным большим пальцем, кулак поднять вверх. «Носик зайчика» « прыгает» на кончике большого пальца левой руки.

Игра с пальчиками проводится повторно, «зайчик» теперь складывается из пальцев левой руки, он скачет по пальчикам правой руки.

- Давайте спросим у нашего Зайчика, а какая игрушка у него самая любимая.

Зайчик просит найти для него красную, круглую, большую фигуру (около Зайчика выставляются 3 символа). Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам).

Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Игровое занятие 8.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с тремя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

4. 3 обруча (синий, желтый и красный).

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Зайчик предлагает детям поиграть с двумя обручами (расположить обручи таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). Положим в обручи символы. Например, в желтый обруч «Большой», а в красный - «Круг».

- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне красного?

- Все большие, но не круги!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне желтого?

- Все круги, но не большие!

- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно?

- Все большие круги!

- Какие фигуры вне обручей?

- Все не большие и не круги!

Заменяем символы и повторяем игру 2 - 3 раза.

Игрушечный медвежонок хвалит детей и предлагает им отдохнуть, сделать веселую зарядку:

Раз, два, три, четыре - топаем ногами.

Раз, два, три, четыре - хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире - раз, два, три, четыре!

Наклониться - три, четыре. И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку - все мы делаем зарядку!

Котенок рассказывает, что у него есть еще один, третий, обруч. Он предлагает детям снова поиграть с обручами и с фигурами. Расположить обручи необходимо таким образом, чтобы обручи частично перекрывали друг друга. Положим в каждый обруч по одному символу. Например, в синий обруч - «Красный», в красный - «Треугольник», а в желтый - «Большой».

- Какие фигуры внутри желтого обруча, но вне синего и красного?

- Все большие, но не треугольные и не красные!

- Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего и желтого?

- Все треугольные, но не большие и не красные!

- Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного и желтого?

- Все красные, но не большие и не треугольные!

- Какие фигуры внутри желтого и красного обруча одновременно, но вне синего?

- Все большие треугольные, но не красные!

- Какие фигуры внутри желтого и синего обруча одновременно, но вне красного?

- Все большие красные фигуры, но не треугольные!

- Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно, но вне желтого?

- Все красные треугольные, но не большие!

- Какая фигура находится внутри синего, красного и желтого обруча одновременно?

- Большая, красная, треугольная!

Заменяем символы и повторяем игру еще один раз.

- Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

- Ой, а это что такое?

Что за странные пружинки упираются в ботинки?

Мы ногами их прижмем, крепче-крепче подожмем!

Крепко-крепко прижимаем! Нет пружинок, отдыхаем.

Дети сидят на стульях, носки поднимаются, пятки упираются в пол, руки с силой давят на колени. Затем - полное расслабление.

Релаксационное упражнение повторяется 2 раза.

Игровое занятие 9.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.

4. 4 обруча.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные! (выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Игрушки предлагают детям поиграть с обручами. Проводится игра с тремя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 8. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи. Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

Игра с тремя обручами повторяется 2 - 3 раза с заменой символов.

- Как весело мы поиграли! А сейчас мы все пойдем гулять. Но что это? Дождик начинается! Протяните ладошки, будем капельки ловить!

Дождик, дождик, кап - кап - кап!

Мокрые дорожки!

Все равно пойдем гулять, надевай сапожки! (Топаем ногами).

На полу раскладываются 4 обруча рядом друг с другом по одной линии.

- Это камушки! Мы идем по ним, чтобы в лужах ножки не замочить! (Проводится релаксационное упражнение).

- Мы идем большими шагами. Попадаем на кочки. Оступиться с кочек нельзя, промочим в лужах ноги. Дошли до солнечной полянки, легли, расслабились, загораем. Потом встали и идем обратно (вновь мышечное напряжение). Пришли домой, устали, сели на стульчики и расслабились. Хлоп! Вот мы и снова дети в группе, на стульчиках красиво сидим.

Игрушки снова предлагают поиграть.Зайчик говорит, что любит только треугольные фигуры (ставим символ). Котенок играет только в большие фигуры (ставим символ). Но им очень хочется поиграть вместе (положить между ними обруч). Медвежонок тоже любит играть, но он играет только в красные фигуры (ставим символ). И ему одному играть скучно (положить обруч между мишкой и зайчиком, между мишкой и котенком.

- В какие игрушки могут играть вместе зайчик и котенок?

- В большие треугольные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и котенком).

- В какие фигуры могут играть вместе зайчик и мишка?

- В красные треугольные (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между зайчиком и мишкой).

- В какие фигуры могут играть вместе котенок и мишка?

- В большие красные! (Дети собирают подходящие фигуры в обруч между котенком и мишкой).

Поросенок говорит, что тоже хочет поиграть. Он приглашает в свою игру всех: мишку, зайчика и котенка (в середине между тремя обручами располагается четвертый, в него ставим поросенка).

- В какую игрушку могут играть все игрушки вместе?

- В большую красную треугольную! (Дети находят такую фигуру и располагают ее в центральный обруч вместе со всеми игрушками).

Игрушки благодарят детей и просят помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

Занятие заканчивается хороводной игрой. Движение в хороводе начинается медленно, затем убыстряется и вновь замедляется. На последних двух строках стихотворения дети останавливаются и хлопают в ладоши - хлопок на каждый слог.

Еле - еле, еле - еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!

Игровое занятие 10.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с четырьмя обручами)».

Оборудование:

1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.

2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.

3. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, котенок и поросенок.

4. 4 обруча.

Ход занятия:

- К нам в гости снова пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки - фигуры.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

(выставляем символы формы)

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие! (выставляем символы величины).

Проводится игра с четырьмя обручами аналогично игре, проводившейся во время игрового занятия № 9. Дети сами выбирают, какие символы поместить в обручи (в какие фигуры играют игрушки). Воспитатель от имени игрушек подсказывает им, что это обязательно должны быть символы цвета, формы и величины. Нельзя в обручи положить 2 символа одного признака.

Игра с четырьмя обручами повторяется 2 - 3 раза с заменой символов.

- Как ловко вы, ребята, фигуры в обручи раскладывали! Какие вы умные и сообразительные! А какие пальчики у вас ловкие! Давайте теперь поможем пальчикам отдохнуть, они, наверное, устали, спрячем их в мягкие кулачки! (Проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчики уснули, в кулачок свернулись.

Сжать пальцы правой руки в кулак.

Один! Два! Три! Четыре! Пять!

Поочередно разжимают пальцы.

Захотели поиграть!

Пошевелить всеми пальцами.

Разбудили дом соседей ,

Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять -

Отогнуть пальцы один за другим на счёт.

Веселятся все!

Покрутить обеими руками.

Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь,

Шесть калачиком свернулся,

Загнуть пальцы левой руки один за другим.

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один,

Круглый кулачок, как апельсин.

Загнуть пальцы правой руки, покрутить двумя кулачками.

Игрушки просят детей помочь собрать фигуры. Складываем фигуры в корзинку по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам - большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.

- Какого цвета фигуры?

- Красного, синего и желтого!

- Какой формы фигуры?

- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!

- Какой величины фигуры?

- Большие и маленькие!

- Молодцы, ребята! Вы сегодня в такие интересные игры играли, сами их придумывали! А теперь пришло время отдохнуть! (Дети встают, проводится физминутка).

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Потягиваемся.

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два - присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два - вперед нагнуться,

Раз и два - назад прогнуться.

Движения в соответствии со словами.

В играх стали мы умней,

Здоровей и веселей!

Хлопаем в ладошки!

Заключение.

Уважаемые взрослые!

Я надеюсь, что данное учебно-методическое пособие, созданное для того, чтобы рассказать Вам о том, как надо начинать использовать блоки Дьенеша для всестороннего развития детей дошкольного возраста, будет не только прочитано Вами, но и использовано в совместной игровой деятельности с малышами. Надеюсь, что на этом Ваши совместные с детьми игры с блоками Дьенеша не закончатся, что Ваша фантазия подскажет Вам в дальнейшем еще целое множество интересных и разнообразных игр.

Я желаю Вам многих увлекательных моментов в играх с этим замечательным дидактическим материалом. Пусть блоки Дьенеша научат Ваших детей логически мыслить, творчески решать стоящие перед ними проблемы. Пусть эти игры помогут развить у Ваших детей стройное математическое мышление, познавательную активность, творческую фантазию, пусть научат нестандартно отвечать на различные вопросы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. И пусть все эти навыки и умения помогут в дальнейшем Вашим детям идти по жизни успешно!

Литература

1. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», СПб, М., Акцидент, 1997 г.

2. А.А.Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет», М., Просвещение, 1991 г.

3. А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников», М., Просвещение, 1988 г.

4. Из сборника «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду»: статья Носовой Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте», Лениздат, 1990 г.

5. М.Фидлер «Математика уже в детском саду», М., "Просвещение», 1991г.

6. Касабуцкий Н.И. и др. «Математика"О"», Минск, «Народная асвета» 1983 г.

7. Столяр А. А. «Методические указания к учебному пособию "Математика "О"», Минск, «Народная асвета», 1983 г.

8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», Ярославль, «Академия развития», 1996 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

Интеграция НОД

«Помощь Лунтику»

для детей 4-5 лет.

Воспитатель:

Смаранди М. Д.

г. Покачи, 2015г.

Интеграция НОД

с использованием логических блоков Дьенеша

«Помощь Лунтику»

для детей 4-5 лет.

Цель: формирования элементарных математических представлений, логического мышления и психических функций.

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Труд».

Задачи:

Образовательные:

Учить обобщать предметы по размеру, цвету, форме;

Формировать умение оперировать свойствами предметов;

Закрепить название геометрических фигур;

Закрепить навыки безопасного поведения на улице;

Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

Развивающие:

Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность;

Развивать представления детей об улице, дороге ;

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Воспитательные:

Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям.

Учить сочувствовать, сопереживать.

Словарная работа:

Существительные (улица, пешеходный переход, светофор, транспорт);

Прилагательные (воздушный, наземный, водный , грузовой);

Глаголы (идти, ездить, переходить, перевозить).

Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша , на прогулке наблюдение за транспортом, чтение стихотворения А. Северного «Светофор», рассматривание сюжетных картин о ПДД.

Оборудование: дорожные знаки: «Блоки Дьенеша», «Пешеходная дорожка», «зебра», «светофор», 4 машины, цифры - 2,3, 4, раскраски для сюрпризного момента.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята к нам прилетел Лунтик из своей планеты, но не с пустыми руками. Он привез очень много кристаллов – это любимые игрушки Лунтика. Вот они (показываю корзинку с блоками Дьенеша) . Лунтик свои игрушки называет кристаллы. -- Мы как их называем? (геометрические фигуры).

Лунтик просит помочь навести какой-то порядок в его кристаллах.

Поможем Лунтику?

  1. Игра: «Разложи по размеру, (цвету, форме)».

Воспитатель : У Лунтика их очень много. Давайте разложим геометрические фигуры по размеру и загрузим в машины.

(2, две машины)

Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь большие и маленькие. Дети раскладывают).

А теперь, давайте разложим по цвету.

Сколько машин нам понадобится? (3, три машины) .

Почему? (потому, что геометрические фигуры 3-х цветов), (называют цвета) (Дети выполняют задание , раскладывают блоки по цвету )

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! Все правильно разложили. А можно еще как – то по другому разложить? (По форме)

Сколько машин нам понадобится? (4, четыре машины)

Почему? (потому, что геометрические фигуры здесь 4-х видов), (дети раскладывают блоки по форме).

Воспитатель : Какие же вы молодцы, навели порядок, загрузили машины. Сейчас надо перевезти груз, но для этого надо знать и соблюдать что ? (правила дорожного движения).

Давайте расскажем и покажем Лунтику. (Беру светофор, переключаю цвета, а дети рассказывают).

Дети: Красный свет - прохода нет.

Желтый - приготовься,

А зеленый свет горит,

Это значит путь - открыт.

(На зеленый свет, дети перевозят груз).

Воспитатель : А если, нет светофора, а пешеходу надо перейти дорогу. Что должен знать пешеход? (надо переходить по пешеходному переходу). (Показываю знак пешеходный переход).

2. Игра: «Собери картину». Работа за столом.

Воспитатель : Ребята, Лунтик не знает, что человек придумал разный вид транспорта. Назовите Лунтику виды транспорта. (воздушный, наземный, водный)

Для чего нужен транспорт человеку? (чтобы перевозить людей и грузы)

Давайте соберем из геометрических фигур разные виды транспорта и покажем Лунтику . (дети садятся за столы, перед каждым ребенком набор «Модули Дьенеша» и картинка с изображением транспорта. Дети выполняют задание, называют какой транспорт и какому виду относится, воспитатель и Лунтик поощряют словом детей).

3. Игра: «Какой фигуры не хватает?» Работа за столом.

Воспитатель : Давайте покажем Лунтику, какие еще игры мы играем с геометрическими блоками.

(Раздаю детям карточки с заданиями “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигурки).

(Дети выполняют задания, воспитатель и Лунтик поощряют детей).

4. Рефлексия.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Ну как, помогли мы Лунтику? Как мы помогли Лунтику? (разложили кристаллы (геометрические фигуры), собрали и показали разные виды транспорта, как мы играем с геометрическими фигурами). Лунтик дарит детям раскраски.

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

«Поможем Доктору Айболиту»

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

Развивающие:

Развивать внимание и память;

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми,

Воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений;

Воспитывать желание оказывать помощь.

Организационный момент:

Не зевайте, в круг скорее все вставайте. Я хлопну в ладоши, а вы про себя посчитаете, и скажите сколько раз я хлопнула.

Стук в дверь. В группу приносят письмо от доктора Айболита.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Мне позвонили из Африки и попросили срочно приехать - заболели все зверята. Я взял волшебную воду и собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключи бросили в глубокое озеро. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Вам нужно отправиться к озеру и выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята. Доктор Айболит».

Воспитатель: Поможем, ребята? Тогда отправляемся в путь к озеру.

Игра «Построй дорожку»

Что бы добраться до озера нужно построить дорожку. Будьте внимательны сейчас мы будим строить дорожку.

Найдите красный, толстый, маленький треугольник

Найдите синий, тонкий, большой круг

Найдите красный, толстый, маленький квадрат

Найдите желтый, тонкий, большой прямоугольник

Какой блок был первым?

Какой блок был последним?

Вот мы и дошли до озера. Посмотрите, в озере плавают рыбки. (На доске в разброс расположены рыбы с цифрами). Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т. д., нам нужно рыбок расположить по порядку.

Давайте посчитаем сколько рыбок? Найдите рыбку с цифрой 1.

Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.

1 ЗАДАНИЕ – Игра «Запомни фигуру»

В синей бабочке я спрятала треугольник, в красной бабочке – круг, в зеленой бабочке – квадрат.

Какая фигура в красной бабочке?

Какая фигура в зеленой бабочке?

В какой бабочке я спрятала треугольник?

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.

2 ЗАДАНИЕ - Игра «Угадай цифру»

В правую руку, я спрятала 1

В левую руку я спрятала 3

Что посередине? (2)

В правую руку, я спрятала 3

В левую руку, я спрятала 5

Что посередине? (4)

В правую руку, я спрятала 2

В левую руку, я спрятала 4

Что посередине? (3)

За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3) .

3 ЗАДАНИЕ - Игра «Соедини правильно».

Даю задание детям соединить линией предметы с цифрой.

Какие предметы соединили с цифрой 2?

Какие предметы соединили с цифрой 4?

Какие предметы соединили с цифрой 1?

Какие предметы соединили с цифрой 3?

Какие предметы соединили с цифрой 5?

Молодцы. Справились с заданием. За это от рыбки получаем ещё один ключ.

4 рыбка предлагает нам просто отдохнуть.

Физминутка - Игра

«В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три треугольник (квадрат, круг) в дом беги!»

Молодцы! За то что вы все были внимательны получите от рыбки ключик. Найдите рыбку с цифрой 5. Молодцы.

5 ЗАДАНИЕ – Работа с блоками Дьенеша на карточном поле.

(Показываю схему блока, который нужно найти)

Поставьте этот блок в верхний правый угол

Поставьте этот блок в центр клеточного поля

Поставьте этот блок в нижний левый угол

Какой блок вы поставили в центр?

Какой блок вы поставили в левый нижний угол?

Молодцы! Рыбка даёт нам последний ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять).

Сейчас подберем ключ к ларцу, откроем его и достанем волшебную воду.

Посмотрите внимательно на ключи и на замок. Какой ключ подойдет к нашему замку? Почему?

Открываю и достаю волшебную воду. (Она прозрачная) .

По-моему, это обыкновенная вода. Пираты наверно подменили волшебную воду на обыкновенную. Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят доктору по сотовому телефону и разговаривают по громкой связи.

Алло, Доктор Айболит в сундуке обыкновенная вода!

Айболит. А вот и нет! Накройте ее волшебной тканью и взболтайте. (Воспитатель накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Воспитатель. Самая настоящая волшебная вода!

Айболит. Спасибо за помощь! А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания. Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Спасибо. До свидания!

Ольга Деминтиевская

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в лес »

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Интегрируемые образовательные области :

«Речевое развитие»

«Физическое развитие»

Цель : выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних и диких животных.

Задачи :

1. Образовательная область «Познавательное развитие» :

Закреплять представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;

Упражнять детей классифицировать блоки Дьенеша по двум признакам : цвету и форме.

Закрепить названия геометрических фигур : выделять их свойства.

Умение распознавать цифры до 3 и соотносить их с количеством предметов.

Воспитывать любовь к природе, интерес к животным.

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Формировать умения употреблять в речи обобщающие понятия (Дикие и домашние животные) .

Учить отгадывать загадки.

Активизировать словарный запас детей.

3. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

4. Образовательная область «Физическое развитие»

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки .

Способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.

Развивать двигательную активность, координацию движений.

Материалы и оборудование. Логические блоки Дьенеша и комплект карточек , картинки «Дикие животные» , письмо, дерево-макет.

Ход ООД.

Мотивационно - ориентированный, организационный.

Воспитатель : К нам сегодня пришли гости. Давайте пожелаем громко : «Доброе утро. А теперь шепотом скажем. Нам сегодня почтальон принес письмо. Давайте узнаем, кто же нам его прислал. (Воспитатель читает письмо) . «Здравствуйте, дорогие ребята! У нас случилась беда, наши домашние животные убежали в лес и заблудились. Помогите, пожалуйста, их вернуть!». Это письмо от дедушки и бабушки. Ну, что, ребята, поможем? Ведь беда у них приключилась. Какие домашние животные могли убежать от дедушки и бабушки? На каком животном можно ездить? Мы сегодня будем ехать на лошади. (Звучит стук копыт) . Прежде чем занять места , надо ответить на вопросы.

Игра «Подскажи словечко» :

Летом тепло, а зимой холодно.

Заяц летом серый, а зимой белый.

Заяц пушистый, а еж колючий.

Лимон кислый, а конфета сладкая.

Слон большой, а собачка маленькая.

Воспитатель :

Лошадка копытами цок,цок,цок,

А мы в тележке скок-скок!

Но прежде, чем отправимся в лес, нам надо вспомнить, как нужно вести себя в лесу? Давайте повторим правила поведения в лесу.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Дети : Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель : Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать. Вот мы с вами и приехали в лес, выходите.

Как же здесь красиво! А воздух какой? Давайте, подышим свежим чистым воздухом. (Дети вдыхают носом, выдыхают ртом) .

Посмотрите, чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, расчудесное,

А на нем, а на нем, не цветочки цветут,

Не листочки, а дикие животные.

Давайте присядем на пенечки, отдохнем.

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на дерево. Каких животных вы видите? Где сидит белка?

Дети : Белка сидит под деревом.

Воспитатель : А где сидит леса?

Дети : Лиса сидит под деревом.

Воспитатель : Са,са,са – вот сидит леса. Как называются одним словом эти животные. Дети : Дикие.

Воспитатель : Почему?

Дети : Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жильё.

Воспитатель : Ребята, посчитайте сколько животных?

Дети : Трое.

Воспитатель : Ребята, у нас есть цифры. Показывает цифры, дети называют, сколько предметов они обозначают.

Воспитатель : Ребята. Наши дикие животные очень любят играть. Поиграем с ними.

Дети : Да.

Воспитатель : Вам необходимо будет найти нужные фигуры и положить то количество, какую цифру я покажу. Фигурки будем класть в корзинки.

Игра с блоками Дьенеша . Картинка белки – цифра 2, синий круг; картинка зайца – 3, желтый треугольник; лиса – цифра 1, красный квадрат. Шишки красного цвета соберем в красную корзинку, синего цвета – в синюю, а желтые шишки - в желтую. Готовы? Сначала поиграем с белкой. С какими фигурами любит играть белка?

Дети : С кругом синего цвета.

Воспитатель : Сколько кругов надо найти белке? (Показывает цифру 2)

Дети выполняют задание со всеми животными. Воспитатель показывает красный прямоугольник – цифра 0. Дети отвечают, что эта цифра означает ни одного предмета.

Воспитатель : Ребята, попрощайтесь с дикими животными. Нам надо идти дальше. Кажется, дождь начинается. (Достает зонтик) . Скорее прячемся под зонтик, чтобы дождь нас не намочил. (Звучит шум дождя) .

Дождь идет и не проходит.

Дождь идет, хотя не ходит.

Дождь, дождь.

Дождик слабенький бывает, вот такой –

Похлопайте тихонечко вы со мной.

А еще бывает сильный.

Сильно вы похлопайте со мной.

А еще бывают в небе чудеса :

Гром гремит, начинается гроза.

Слабенький стал снова,

И совсем затих.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, волшебный сундук. В этом сундуке находятся животные, которые убежали от бабушки и дедушки. Нужно отгадать животных по описанию. Ну, что, вы готовы? Слушайте внимательно загадки. (Загадки на осенних листиках) . Загадка про кошку. Давайте посмотрим. Правильно.

Как можно ласково назвать кота? (Ответы) .

А какой кот? Что любит кушать кошка?

Загадка про собаку. Давайте посмотрим, точно это собака? Какая у нас собака? Какую пользу приносят собаки? (Охраняет дом)

Что любит кушать собака? (Косточку)

Что любит делать собачка? (Вилять хвостиком) .

А какие это животные? (Домашние) . Почему?

Загадка про зайца. Какое он животное? (Дикое)

А остальные? (Домашние)

Правильно, поэтому зайку мы вернем обратно в лес, а этих животных мы сейчас отнесем бабушке и дедушке.

Подходят к домику. Сидят дед с бабкой.

Воспитатель : Поздоровайтесь. Дедушка с бабушкой нас уже ждут. Посмотрите, мы принесли ваших животных.

Ой, какие вы молодцы, спасибо, что нашли наших животных.

Воспитатель : Ребята, за то, что вы такие молодцы, помогли им, дедушка с бабушкой хотят угостить вас печеньем, а печенье это не простое, а геометрическое. На подносе лежат блоки Дьенеша , у детей карточки). Ребята, последнее задание, вы сейчас должны выложить нужные фигуры на полоски. Приступайте к заданию. Кто справится, поднимает руку.

Нам пора возвращаться домой. Садитесь в телегу.

Рефлексия :

Вот, мы с вами приехали. Подходите ко мне.

Ребята, где мы с вами сегодня были? (В лесу) .

А кого мы там видели? (Диких животных)

Каких животных вы видели? (Медведь, заяц, волк, лиса, белка) .

А что мы делали?

Кому вы сегодня помогали?

А чем вас угощали дедушка с бабушкой?

Ребята, вы молодцы! Сегодня все старались. Я надеюсь, вам понравилось путешествие в лес ? Помашем гостям, скажем : «До свидания!»

Кристина Конова

онспект занятия с блоками Дьенеша в средней группе " Лунный гость ".

ЦЕЛИ : Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (ФЦКМ, (формирование элементарных математических представлений, «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социализация» .

Программные задачи :

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).

Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.

Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Упражнять в счете на слух в пределах 7.

Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать умения помогать друг другу и попавшим в беду.

Материал : молоточек, цифры от 0 до 7, 3 обруча, наборное полотно, "Логические блоки Дьенеша ",экран, ноутбук, видео :игрушка мягкая Лунтик, Луна; запись звука взлетающей ракеты; конфеты - морские камешки.

Этапы. Описание этапов.

1 этап. "Полетим на Луну на ракете"

На чем летают в космос? (на ракете) . А у нас есть ракета? (нет) . Но у нас есть геометрические фигуры. Давайте из этих фигур соберем ракеты (каждый для себя) .

2 этап. "Отгадывание кода"

Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код зашифрован, внимательно слушайте и считайте удары молоточка. И так, внимание! Слушаем молча и про себя считаем.

3 этап. "Помощь Лунтику"

Давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер (обруч) положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.

Наши ракеты к полёту готовы. А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Пять, четыре, три, два, один!

(Звучит звук взлетающей ракеты)

В. Полетели! (дети встают, и друг за другом выходят из-за столов, и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны "Логические блоки Дьенеша ")

Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

Ребятки, на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Посмотрите, как их много!

Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)

Ну что, ребята, давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить (я беру большой кружок и положу его в зеленый обруч и т. д.)

В. Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да)

Хорошо, а сейчас скажите мне, камни какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие фигуры и т. д.)

А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют) .

Для того чтобы было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи уберем их в красный кратер. (Все дети убирают)

В. Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!

Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (Да)

Чем мы занимались во время нашего путешествия (Помогали Лунтику расчищать планету от камней) .

Молодцы!- Лунтик остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.

В. Возвращаться нам пора, По местам, мои друзья!

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет.

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

В. Наша ракета совершила мягкую посадку. Вспомним, с какими заданиями мы с вами справились, что интересного, необычного с вами произошло.

(Ответы детей)

В. Ребята, на какой планете мы с вами живём? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение. Люблю тебя, моя Земля,-

планета Жизни - Голубая.

Твои мне шепчут тополя,

как хороша ты, пух роняя.

Под Солнцем ты совсем одна

хранишь сокровища морские,

полей просторы; гор страна

вершинами манит седыми.

Луна, твой спутник, хоть мала,-

гроза приливов и отливов.

Не мудрствуя, она смогла

твой бег укоротить, порывы.

Расцвет всей жизни на земле -

воды целительная сила.

Из пара, льда в кромешной мгле

ты воду к жизни возродила.

Не счесть твоих озёр и рек,

в тайге не отыскать тропинок.

И господин твой - человек,

вершит с судьбой свой поединок.

(Появляется Лунтик - игрушка)

Ребятки, за вашу помощь,оказанную мне,я привез вам, угощение! Эти разноцветные камешки очень вкусные и сладкие моя мама мне всегда покупает в магазине.

Спасибо, ребята, что помогли очистиь мою планету от камней. До свидание.