Вымысел и фантазия в творческом процессе. Воображение и фантазия. Развитие воображения. Индивидуальные особенности представления и его развитие

Что же представляют из себя фантазия и воображение? На самом деле, это виды мышления, с помощью которых человек представляет несуществующие предметы или воссоздает в памяти то, что когда-то видел. То есть на основе старого опыта мы создаем нечто новое именно благодаря фантазии и воображению. Но чем же одно отличается от другого?

С помощью воображения мы представляем, объединяем и изменяем то, что когда уже видели, то, что в принципесуществует в мире. Фантазия же помогает нам создать в сознании нечто новое, нереальное, то, чего еще никто не видел и чего не бывает. Тем не менее, и первый, и второй процесс основывается на человеческом опыте, чем он богаче, тем активнее функционирует фантазия и воображение.

Воображение разделяют на три основных типа:

  1. Воссоздающее воображение : представление тех или иных предметов или явлений по алгоритму. Так, например, работает наше воображение, когда мы читаем книгу. Мы представляем именно те образы, которые описываются в повествовании, в стихах, песне и тому подобное.
  2. Творческое : создание образов без алгоритма самостоятельно. Именно творческое воображение важно развивать у детей.
  3. Неуправляемое воображение : мы часто наблюдаем такой процесс у детей. Они просто рассказывают всякие небылицы, которые абсолютно не связаны логикой или последовательностью.

Почему фантазирование не может помочь при решении реальных задач?

Все потому, что фантазируя, ребенок рисует свой собственный мир, а значит и задачи он придумывает сам. При их решении, он может придумать способ, который невозможно реализовать в реальном мире , а значит, если перед ребенком поставить серьёзную задачу, он не правится с ее решением, ведь будет предлагать абсолютно фантастические варианты ответа. Решение взрослых задач тоже требует творческого подхода, однако у такого подхода должны быть некоторые ограничения, а фантазия, как известно, таких границ не имеет. Поэтому фантазирование нужно ребенку, но впоследствии нужно учить малыша им управлять.

Фантазия или глупость?

Можно ли как как-то отделить фантазию от глупости? Любая фантазия, которая начинает приносить вред или просто неверна, может называться глупостью. То есть глупость - это нецелесообразный, вредный, неразумный поступок или такая же мысль. Естественно, в зависимости от возраста человека, критерии разграничения фантазии и бреда несколько смещаются.

Всегда ли фантазирование - это хорошо? Стоит ли ограничивать фантазии детей, или они всегда идут только на пользу?

Фантазии ребенка нельзя рассматривать как ложь, ведь, когда он рассказывает свои небылицы, ему абсолютно все равно, реально ли это событие или нет, ему интересен сам процесс сочинения. Самое главное в процессе фантазирования, это то, что детский мозг способен создавать новые интересные образы, генерировать идеи, активно впитывать опыт, чтобы создать что-то новое.

Однако родителям все же нужно прислушиваться, о чем конкретно зачастую фантазирует ребенок . Если все его истории посвящены его вымышленным друзьям, может так он пытается рассказать вам о своем одиночестве? То есть фантазии ребенка могут быть и сигналом о помощи, который вы обязаны услышать.

Зачем ребенку развивать фантазию и воображение?

Существует очень мудрая крылатая фраза: «Без воображения нет соображения» . Многие великие ученые утверждали, что воображение, умение создавать новые идеи намного важнее порой, чем большой запас энциклопедических знаний. Более того, любым самым сложным математическим расчетам должно предшествовать воображение.

Большинство людей под воображением и фантазией понимают нечто бессмысленное, бесполезное в реальной жизни. Это происходит из-за недостаточной информированности людей об этих функциях мышления. Ведь на самом деле хорошо развитое воображение и фантазия - залог оригинального нестандартного мышления , что в свою очередь способствует более легкому решению задач.

Любому ребенку сложно действовать и думать по правилам, поэтому нужно вдохновлять ребенка мыслить нестандартно, фантазировать. Ни в коем случае не критикуйте ребенка за «выдумки».

Начиная с самого младшего возраста, игра - основной способ ребенка накапливать опыт, адаптироваться в обществе. Именно в игре он учатся мышлению, а значит, с самого детства нужно помогать им развивать воображение. Пусть создают собственные миры, генерируют идеи и образы.

Как же правильно развивать детское воображение?

Основные правила развития творческого мышления:

  • Чем богаче человеческий опыт, тем активнее работает воображение и богаче фантазия. Именно поэтому нужно помогать ребенку накапливать жизненный опыт, впитывать в себя все события и явления, которые происходят вокруг него. Именно на основе увиденного и услышанного ребенок будет потом создавать новые образы и идеи. Эрудированность ребенка так же является гарантией того, что он станет творческим человеком.
  • Основой для фантазий может служить и чужой опыт. То есть можно воображать то, чего никогда не видел, но читал или слышал об этом. Разумеется, этому тоже надо учиться и тренировать такие умения.
  • Фантазии и эмоции находятся в обоюдной зависимости. То, чем мы наполним воображаемые образы, будет зависеть от нашего эмоционального состояния и наоборот, то, что мы вообразим, повлияет на наше настроение. Поэтому эмоции и чувства - это мощный двигатель фантазии.

Способы развития фантазии

Для того чтобы успешно сформировать и развить воображение и фантазию у малыша, вам необходимо знать основные способы и приемы развития творческого мышления. Итак, что нужно делать, чтобы ребенок учился мечтать?

План:

1. Введение

2. Воображение и фантазия

2.1 Определение воображения

2.2 Воображение в творчестве

2.3 Условия работы актерского воображения

3. Заключение


1 . Введение

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услы­шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способ­ности фантазировать у человека обедняется лич­ность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Проще сказать - ли­шите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.


1. Воображение и фантазия

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

Творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения, (сценическая жизнь создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, - пи­шет К. С. Станиславский, - это вымысел автора, это ряд ма­гических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях, ар­тиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вы­мысел пьесы в художественную сценическую быль».

Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пье­сы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало дейст­вующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лако­ничные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше разви­ты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станислав­ский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творче­ство.

2.1 Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привносит новое в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.


2.2 Воображение в творчестве

М. Чехов пишет о воображении следующее: «Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.

Рано или поздно в период работы над ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

Модель образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития».

Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

Соотношение двух описанных видов воображения может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.

У Станиславского есть подтверждение этой мысли в дополнениях к главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

Именно в этот период актеру нужно как можно более полное и живое представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его действия будут непосредственны и органичны.

Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

Если образ персонажа разработан в воображении художника достаточно подробно, если он, по выражению М. Чехова, «живет самостоятельной жизнью согласно жизненной и художественной правде», он воспринимается самим творцом-актером как живой человек. В процессе работы над ролью постоянно идет общение между художником и созданным в его воображении героем.

Подлинное понимание другого человека невозможно без сопереживания. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение» – писал Б.М. Теплов. Сопереживание возникает под воздействием образа «я в предлагаемых обстоятельствах».

Этот вид воображения характерен тем, что процесс мысленного воссоздания чужих чувств и намерений развертывается в ходе непосредственного взаимодействия человека с другим лицом. Деятельность воображения в этом случае протекает на основе прямого восприятия поступков, экспрессии, содержания речей, характера действий другого.

2.3 Условия работы актерского воображения

Можно предположить, что по той же схеме происходит взаимодействие актера с персонажем во время спектакля. Естественно, что для этого требуется высокий уровень воображения, особая профессиональная культура. Для достижения вершины актерского мастерства необходимы такие условия:

r во-первых, роль должна быть разработана в таких подробностях, чтобы жить своею, как бы особой жизнью в воображении художника;

r во-вторых, жизнь персонажа должна вызывать сопереживание самого актера и идентификацию с ролью;

r в-третьих, актер должен обладать высоким уровнем концентрации внимания, чтобы у него легко возникала творческая доминанта;

r в-четвертых, важна способность актера переживать предлагаемые обстоятельства, как реально существующие, жизненные. Чувство веры - профессионально важное свойство, которое помогает актеру сделать жизненные обстоятельства персонажа своими собственными.

Сценическое поведение определяется сопереживанием не реальному, как в жизни, партнеру по общению, а тому опорному образу-персонажу, который родился в творческом воображении в процессе освоения роли. Действия актера как эхо повторяют на сцене действия воображаемого лица. «Я» актера и «я» образа сливаются в этом своеобразном процессе общения в единое целое. Уже в работе воссоздающего воображения, как показали исследования О.И. Никифоровой, огромную роль играют интуитивные процессы. Так, по данным исследователя, при восприятии художественных текстов процесс воображения протекает, свернуто и неосознанно Образные представления связываются воображением с накопленными в опыте впечатлениями. При этом возникает эмоциональное переживание образов, они воспринимаются как живые, имеет место предвосхищение дальнейшего и сотворчество с автором.

Нечто подобное, вероятно, происходит в процессе сценического действия. Общение с образом по ходу спектакля идет свернуто и неосознанно, оставляя лишь уверенность в правильности рисунка действия. На языке сценического искусства эта интуитивная уверенность называется «чувством правды». Она определяет творческое самочувствие, дает ощущение свободы на сценической площадке, делает возможной импровизацию.

Таким образом, перевоплощение достигается в том случае, когда актер достаточно полно разрабатывает предлагаемые обстоятельства роли и зрительно-двигательные представления типа «я в предлагаемых обстоятельствах». Тем самым он как бы вспахивает почву, на которой должно взрасти зерно творческого замысла. Параллельно воссоздающему воображению работает воображение творческое, создающее обобщенный образ персонажа. И только во взаимодействии образа «я в предлагаемых обстоятельствах» и образа роли в процессе сценического действия возникает новая личность, выражающая определенную художественную идею.

Следовательно, актер «идет от себя» к образу, но и опорный образ, развиваясь, обрастая подробностями, становится все более «живым» в воображении и действиях на сцене, пока не произойдет слияние этих двух личностей - воображаемой и реальной.


3. Заключение

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла.

Как надо понимать фантазию и воображение в сценическом искусстве?

Фантазия - это мысленные представления, переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение воскрешает то, что было пережито или видено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое пред­ставление, но из обычного, реального жизненного явления.

Как говорил Станиславский: «Воображение необходимо артисту не только для того, что­бы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное, истрепанное. Это делается с помощью введения нового вымыс­ла или отдельных частностей, освежающих его». Ведь в теат­ре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не теряла своей свежести, трепетности - нужен но­вый вымысел воображения.

План: 1. Введение 2. Воображение и фантазия 2.1 Определение воображения 2.2 Воображение в творчестве 2.3 Условия работы актерского воображения 3. Заключение 1. Введение Образы, которые использует и создает

Сценическая свобода

Упражнения на освобождение мышц начинаются с первых занятий по овладению актерской техникой. С них начинается каждый урок, пока привычка контролировать и снимать мышечные зажимы не будет доведена до автоматизма. Зажим – это физическое напряжение, судорога лица, рук. Может появиться в диафрагме и вызвать одышку и т.д. Все это отражается на самочувствии артиста. Очень важно уметь подмечать маленькие зажимы, которые возникают по ходу выполнения любого упражнения: у кого-то напряжение в мимике, у кого-то напряженная походка, зажата шея, руки, спина и т.д.

Чтобы выработать умение двигаться выразительно и красиво, нужно научиться освобождать мышцы от зажимов и напряжения, т.е. подчинить воле человека. С мышечной свободой тесно связано и психофизическое самочувствие. Очень часто внутренние и внешние зажимы мешают нам добиться какой либо цели. Вид упражнений тренинга направлен на развитие свободного психофизического самочувствия и снятия различного напряжения.

Для снятия физического напряжения необходимо:

1. Выработка мышечного контролера.(который автоматически давал бы команду “я зажат”)

2. Определение центра тяжести и точки опоры.

3. Воспитание навыков и умение направлять работу мышц. Умение пользоваться мышцами, для того или другого действия.

4. Оправдание позы, жеста, движения.

Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. Особое внимание уделяется и самостоятельной работе над собой. Умение определять какие мышцы несут нагрузку при приданном физическом действии, и пользоваться ими ровно на столько, насколько это необходимо в обыденной жизни при совершении данного действия. Надо всегда добиваться правильного физического ощущения. Каждое движение, поза должны быть оправданны, целесообразны, продуктивны.

Это способность не только фантазировать, но и умение своей фантазией воздействовать на окружающую сценическую жизнь и изменять ее в нужном направлении. В сценическом искусстве нужна фантазия не отвлеченная, а действительно идущая от реального ощущения происходящего на сцене. Воображение и фантазия – играют огромную роль в творчестве актера “Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль” (Станиславский Т-2 стр. 57). Чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, тем шире и богаче в творчестве артист, тем богаче и разнообразнее его возможности, тем он глубже и содержательнее. Воображение имеет свойство воспроизводить образы, пережитые раньше в действительности. Вот почему способность воображения и фантазии у артиста должна быть сильной и яркой.



Фантазия – это мысленные представления переносящие нас в исключительные обстоятельства и условия, которых мы не знали, не переживали и не видели, которых у нас не было и нет в действительности.

Воображение – воскрешает то, что было пережито или видимо нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного реального жизненного явления.

Артист должен развивать воображение. Не насиловать его, а увлекать его своим замыслом, зрительным рядом видений. Воображение должно быть во-первых: активным, то есть должно активно толкать актера на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; во-вторых: воображение должно быть логичным и последовательным; в-третьих: нужна ясность цели, интересное задание, чтобы не мечтать ради самого мечтания – “без руля и без ветрил”.

“Стоило вам увидеть внутренним взором знакомую обстановку, почувствовать ее настроение, и тот час же в вас ожили знакомые мысли, связанные с местом действия. От мыслей родилось чувство и переживание, а за ним и внутренние позывы к действию” (К.С. Станиславский).

На занятиях необходимо больше давать новых упражнений на развитие фантазии и воображения – столь важного элемента в творчестве актера.

Воображение необходимо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное. Это делается с помощью введения нового вымысла освежающих его. Ведь в театре придется играть каждую роль в спектакле десятки раз, и чтобы она не потеряла своей свежести, трепетности – нужен новый вымысел воображения.

5. Чувство правды, логика и последовательность

Чем больше веры, тем искреннее живет артист на сцене. В каждый момент нашего пребывания на сцене мы должны верить в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий. К.С. Станиславский уделял этому элементу огромное значение. “Сценическая правда должна быть подлинной, не подкрашенной, но очищенной от лишних житейских подробностей. Она должна быть по реальному правдива, но опоэтизирована творческим вымыслом”(К.С.Станиславский).

Нельзя рассматривать чувство правды и веру как самостоятельные элементы в отрыве от логики и последовательности действия. Логика и последовательность и есть самый надежный путь к овладению этими элементами. В основе работы над этим элементом лежит работа студента на память физических действий (ПФД). Многие из них не очень любят этот раздел, стараются избегать его. Но пропуская эту часть работы со студентами, мы лишаем их возможности тренировать свою органику и тело. В упражнениях на ПФД мы создаем предпосылки для творчества в области правды, веры, логики и последовательности. Мы заставляем студентов в этих упражнениях активно работать интеллектуально, подключая воображение, внимание и другие элементы актерского мастерства.

Два этапа работы над элементом:

1 этап – найти, вызвать и почувствовать правду и веру в области тела, то есть физическое действие.

2 этап – развить логику и последовательность.

Для этого существует ряд простых упражнений: “вдеть нитку в иголку”, “написать письмо и заклеить конверт”, “починить карандаш перочинным ножом” и так далее.

Работа с воображаемым предметом создает не только правду физического действия и веру в него, но развивает логику и последовательность, вырабатывает правильное отношение к реальным предметам, дисциплинирует сценическое внимание.

На протяжении каждого упражнения, этюда, а затем и роли должна быть создана непрерывная логика действий, которая имеет исключительное значение, потому что логика действия рождает и логику переживания, ведет от сознательного к подсознательному. Каждое наше действие должно иметь причину и следствие, то есть исходить из предыдущего действия и рождать новое, которое из него логически вытекает.

“Не следует сразу прыгать “с первого этажа на третий” иначе можно потерять чувство правды. Последовательно переходить со ступени на ступеньку, не пропуская ни одной” (К.С. Станиславский).

Наш путь: от правды к вдохновению, но этот путь требует большого и упорного труда актера.

Упражнения на ПФД требуют огромной сосредоточенности, острой наблюдательности, памяти на ранее испытанные ощущения, логики, последовательности. Педагог и студенты должны внимательно следить чтобы все действия совершались логически, последовательно, без пропусков отдельных звеньев, добиваться максимальной точности.

Почему нельзя изучать логику и последовательность физических действий на упражнениях с реальными предметами? На этот вопрос убедительный ответ дает К.С. Станиславский: “При реальных предметах многие действия инстинктивно, по жизненной механичности, сами собой проскакивают так, что играющий не успевает уследить за ними. Улавливать это проскоки трудно, а если допускать их, то получаются провалы, нарушающие линию логики и последовательности физических действий. В свою очередь нарушенная логика уничтожает правду, а без правды нет веры и самого переживания, как у самого артиста, так и у смотрящего. Отсутствие предметов заставляют внимательней, глубже вникать в самую природу физических действий и изучать ее”.

Упражнения эти помогают выработать более тонкие средства выразительности актера, они требуют от исполнителя большей точности и наблюдательности, пристального внимания, тончайшей работы мышц, прививают начинающему актеру вкус к профессиональной четкости и законченности сценического действия.

6. Сценическое отношение и оценка факта.

Как мы знаем искусство театра условно. Сценическое отношение играет немаловажную роль в работе над этюдом, ролью. Актер должен уметь устанавливать и менять в соответствии с заданием свои сценические отношения.

Работать над ролью, это значит искать отношения. Если актер сделал отношения образа своими отношениями – это значит что он овладел внутренней стороной роли. Чтобы сыграть роль, актер должен верно определить отношения действующего лица, сделать эти отношения своими, то есть воспитать их в себе, вжиться в них и на основе этих отношений логично, целесообразно и продуктивно действовать.

Актер должен уметь правдиво и органично оценивать возникающие на сцене факты. Этапы оценки факта: 1) Восприятие факта 2) Перепроверка 3)Выработка отношения 4)Пристрой 5)Действие

Актер должен уметь принять неожиданность. Происходящее на сцене должно стать для актера неожиданностью. Заранее известное воспринимать как неожиданное – в этом главная трудность актерского искусства, но именно в этом, прежде всего и проявляется талант актера Итак, сосредоточенное внимание актера и его вера в правду вымысла рождают в актере нужные отношения, а эти отношения служат той почвой, на которой зарождается действие.

Вывод: 1. Актер должен уметь искать, находить и делать своими отношения, которых требует роль.

2. Актер должен, исходя из установленных отношений, любой факт сценической жизни принять как неожиданность, и правильно оценить этот факт.

7. Вера и сценическая наивность.

“Какая радость верить себе на сцене, чувствовать, что другие тоже верят тебе” (К.С. Станиславский).

Чем больше наивности в актере, тем больше чувства веры, тем ему будет легче поверить в происходящее на сцене, забыть условности театра. Наивность и вера дают актеру возможность утрачивать скованность, неловкость.

Чтобы развить сценическую наивность надо вести жизненные наблюдения. Особенно внимательно понаблюдать за детьми, они к счастью еще сохранили эту наивность и непосредственность.

Наивность уживается с умом, но не с рассудочностью. Сценическая наивность надо всячески оберегать как цветок. Наивность и вера рождают прекрасное чувство заразительности, без которого актер просто не может существовать.

8. Эмоциональная память.

Эмоциональная память необходима актеру, так как на сцене он живет повторными чувствами, то есть чувствами раннее пережитыми, знакомыми по жизненному опыту. Здесь вам помогут воображение, фантазия, предлагаемые обстоятельства, так называемые “манки”, вызывающие отклик в эмоциональной памяти.

Актер должен вызывать (научиться), заложенные в нем воспоминанья – они переходят в чувства, которыми актер начинает жить, перенося их в предлагаемые обстоятельства.

Сильное впечатление в жизни – ярче эмоциональная память, оно не требует усилий. Наша задача – воспитать в актере умение вызвать к действию, заложенные в нем повторные воспоминания чувств, переживаний. Он может переживать только собственные эмоции и действовать от себя, человека – артиста. Тренироваться необходимо всегда и везде, каждый день. “Артист должен уметь непосредственно откликаться на “манки” (возбудители) и овладеть ими, как виртуоз клавишами рояля. Придумать и увлечься вымыслом. Нельзя пренебрегать ни одним предметом, ни одним возбудителем эмоциональной памяти”. (К.С. Станиславский)

“Манки” бывают внутренние и внешние.

Внутренние: сверхзадача, сквозное действие, предлагаемые обстоятельства, действия, задача, ощущения и т.д.

Внешние: обстановка, свет, музыка, шумы, мизансцена, атмосфера и т.д.

Значит, эмоциональная память – память на ощущения, имеет исключительное значение. Это материал, который питает творчество актера. Изучение элементов эмоциональной памяти следует проводить в двух направлениях: развивать память органов чувств (сенсорную память) и непосредственно эмоциональную память. “В сочетании с фантазией и воображением, вера и сценическая наивность “создают радость из всего что попадает под руку” (К.С. Станиславский).

Воображение и фантазия

Человек всегда испытывал потребность в по­гружении в виртуальную реальность. Главным инструментом ее создания на всех этапах человеческой истории было искус­ство, формирующее «вторую реальность». Когда первобытный

21.2. Воображение и фантазия

художник изобразил на стене пещеры сцену охоты, это была первая фиксация на материальном носителе виртуального взгляда человека на окружающий мир. Ведь сознание - это ин­струмент, отражающий мир в представлениях, позволяющих человеку выжить в обстоятельствах, которые чаще всего он не сам себе выбирает. В основе виртуальной реальности лежит та­кое свойство человеческой психики, как воображение, фан­тазия. Воображать - «изображать в уме чувственные и отвле­ченные предметы; возможность сочетания и мысленного жи­вописания умственных картин» 1 . Термином «воображение» пользуются и наука, и искусство, и здравый смысл. Под вооб­ражением могут пониматься «сны наяву», фантазии, мечта­тельность и т.п. В психологии воображение понимают «как психический процесс, заключающийся в создании новых об­разов... на основе трансформации и рекомбинации элементов прошлого опыта человека» 2 . Содержанием образов может стать и то, что человек никогда не воспринимал непосредственно: картины далекого прошлого или будущего; неизвестные ему места; существа, которых нет на Земле. Образы позволяют че­ловеку выйти за пределы реального мира во времени и про­странстве. Воображение как основа любой творческой дея­тельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, де­лая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что создано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем свидетельствует о тесной связи воображения и мышления. Подобно мышле­нию, воображение возникает в проблемной ситуации, мотиви­руется потребностями личности, обусловлено уровнем разви­тия общественного сознания. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной

" Даль В. Воображать// Толковый словарь живого великорусского языка (Со­временное написание слов). М., 1998.

2 Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992. С. 53-54.

Глава 21. Потребность в новых информационных технологиях

деятельности и обеспечивающий создание программы поведе­ния в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то что в воображении у чело­века возникают образы предметов и явлений, ранее ему не встречавшихся, всегда можно найти реальные аналоги состав­ляющих их элементов. Даже в изображении марсиан писате­лем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реа­лии: голова марсианина похожа на металлический цилиндр с клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин похож на огромного спрута. Создавая новый предмет, человек мысленно представляет его собранным из из­вестных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впе­чатления, тем более интересные и неординарные образы воз­никают в его воображении.

Воображение людей обслуживает их «ролевые игры», обес­печивающие пребывание в виртуальном мире, как в реальном. Образы воображаемого мира участвуют в вымышленных при­ключениях и деформированных в благоприятном (или небла­гоприятном) для субъекта виде реальных историях. Каждый человек «живет» в придуманном мире, но эти «придумки» должны укладываться в диапазон общепринятых значений, иначе возможна патология - полная идентификация вообра­жаемого мира с миром реальным, т.е. патологически неадек­ватное восприятие действительности.

Человек издревле объяснял себе реальность с помощью ми­фов, сказок, персонажей религий и т.д. Языческие божества, олицетворявшие силы природы, - гром и молния, Солнце и огонь, духи гор, лесов, озер, вод и домов - все это принадлежит виртуальной реальности. В сказаниях и легендах всех древних народов присутствуют образы сверхчеловека (Прометей, по­знакомивший людей с огнем), в религиях - пророки и святые, в волшебных сказках и эпических песнях - рыцари, спасаю­щие пленных принцесс, побеждающие драконов, сражающие­ся с гигантами и людоедами.

Сновидения также являются видом виртуальной реально­сти. Во сне человек «живет» в фантастическом мире, где самые невероятные вещи кажутся простыми и естественными. Сю­жеты сновидений неправдоподобны, в них обычно отсутствует

21.2. Воображение и фантазия

логика и нарушены законы привычной реальности. Однако сны являются важной частью психической жизни людей.

Психологи полагают, что измененные состояния сознания играют важную роль в жизни человека. Известны ритуалы, приводящие людей в состояние экстаза с помощью таких раз­дражителей, как, например, ритмические танцы. В древности подобный массовый экстаз служил средством «общения» с до­брыми и злыми духами, и сейчас монотонное пение шамана, интонирование определенных мантр и сур способны приво­дить к измененным состояниям сознания.

Воздействие искусства на человека объясняется похожими механизмами. Произведение искусства выступает для зрителя, слушателя как постоянный источник прозрения, которое тот постигает постепенно, с большей или меньшей ясностью, воз­можно, без всякой логической полноты, хотя его душевное пе­реживание также пробуждает характерную эмоцию, называе­мую чувством красоты, эстетической эмоцией, эстетическим удовольствием. В частности, аристотелевский катарсис, яв­ляющийся результатом сопереживания, включения зрителя в художественный сюжет, по своему характеру близок к вирту­альным состояниям, вызываемым иными средствами.

Возможности искусства создавать «вторую действитель­ность» многократно усилил кинематограф. Эффективность этой новой системы виртуальной реальности была продемон­стрирована на первых киносеансах братьев Люмьер, когда зри­тели в ужасе бежали от поезда, который, как им казалось, дви­гался с экрана прямо на них. Действительно, кино всегда соз­давало виртуальный мир. «Кино не отражает реальность, оно создает свою реальность, творит ее, как бог, со своими закона­ми, противоречащими законам физики» 1 . Из всех видов искус­ства кинематограф наилучшим образом умеет показывать гра­ницу иллюзорного и реального и столь же тесно связан со сно­видением и бессознательным. То, что снято и отражено на экране, кажется настоящим, но только кажется, как кажется спящему реальностью то, что он видит во сне.

97, lanemru = 64, mashkin_84 = 75, obi_van_ki_ro = 34, perrou = 67, tanaisie = 6, tania_al = 107, voyd_absolute = 46.

Глядите, как жара и прочие обстоятельства проредили наши ряды... Слава тем, кто остался!

Занятие 6 (69). Воображение и фантазия

Как ни странно, на эту тему у нас в Изюминке не было ни одного занятия! Разве что в разговоре о сказках она упоминалась. Правда, есть главка с таким названием в НСК (кое-что важное я повторю и здесь). Так что повоображаем и пофантазируем почти с самого начала...

Прежде всего поговорим о различии между фантазией и воображением. Ведь эти слова кажутся похожими, да и в словарях фигурируют как синонимы. Но мне они представляются очень даже разными, относящимися к четырём разным явлениям.

Почему к четырём, а не к двум? Потому что каждое из них может относиться к способности (воображать или фантазировать), а может относиться к результату (и мы говорим: «Это только в твоём воображении» или «Это чистая фантазия»). Но вернёмся к смысловому различию.

Воображение – это представление о том, с чем я не сталкивался, но что вполне может существовать или случиться. Это, так сказать, создание несуществующего из существующего. Наш образообразующий фонтан. Наша палитра с бесконечным количеством реалистичных красок.

Фантазия – это представление о том, что вряд ли существует или может случиться, но мы это наделяем определённым правдоподобием (иначе будет просто выдумка-небылица). Способность соединять несоединимое, видеть невидимое и разгадывать незагаданное. Если сравнивать, то это воображение, поражающее своей невообразимостью.

Ещё немного о различиях

Итак, воображение и фантазия родственны, но во многом различаются. Во-ображение, как подсказывает нам само слово, – это способность к воплощению идей и мыслей не просто в слове, но в образном изображении. Фантазия (от греческого «фантасма», призрак) означает скорее способность к созданию произвольных образов.

Наша задача – поставить фантазию на службу воображению, но ни в коем случае не отдавать воображение в рабство фантазии. Это важный творческий выбор. Когда фантазия работает на воображение, усиливаются выразительные возможности мысли. Когда воображение работает на фантазию, оно способствует развитию лишь развлекательных свойств произведения.

Воображение – один из главных инструментов писателя, даже самого реалистического. Оно обеспечивает способность к пониманию других людей и даже других существ. На нём основано умение перевоплощаться, необходимое любому автору. Опора правды на воображение необходима и для придуманной истории (воображение даёт возможность говорить об истинном с помощью выдумки), и для взятой из жизни (воображение позволяет заглянуть в мир персонажа или восстановить скрытую основу описываемой ситуации).

Фантазия делает другую работу: примеривает несуществующее к существующему, пытается угадывать и предвидеть, что и как может произойти. Но часто и фантазия помогает разобраться в реальности, моделируя, воспроизводя её в ином облике, то есть метафорически. Ведь иногда реальное можно лучше понять через возможное. Или даже через невозможное.

Убедительность во что бы то ни стало

Фантастика и фантазия не отменяют проблему убедительности. Её даже должно быть не меньше, а больше! Ведь мы же должны достоверно описать несуществующее, то есть преодолеть естественное побуждение читателя сомневаться в том, что придумано.

Но и в чисто реалистическом произведении правдивость состоит не в старательном перечислении фактических подробностей (описать их ВСЕ – физически неосуществимо), а в искренности автора, в честном стремлении к пониманию жизни. Если я вижу, знаю, понимаю, представляю или воображаю что-то и пишу об этом искренне – это уже половина дела. Вторая половина – в том, чтобы сделать это убедительно для читателя. Чтобы он мог достаточно ярко увидеть, понять или вообразить описанное. Чтобы жизненный опыт автора, его мысль и его художественное свидетельство были достойны читательской веры (отсюда и слово «достоверность»).

Таким образом, на достоверности придуманного нами лежит двойная ответственность – описательная и смысловая. То есть мы и описать должны убедительно, и зарядить описание нашей собственной уверенность в его смысловой наполненности. В том, что есть ради чего стараться: нам писать, а читателям – читать.

Выдумка и образ

Всё, на что работают наше воображение и фантазия, чтобы это не осталось просто выдумкой, должно обрести смысл, но ещё и образную силу. Образы не только украшают повествование, они одухотворяют его. Образ – это та увиденная в душе картинка, с которой читатель остаётся после завершения чтения.

Когда мы пишем о реальном и когда придумываем то, чего не было и даже быть не могло, мы делаем, в общем-то, одну и ту же работу. Мы рисуем словами и подробностями жизни, как художник рисует красками. Различаются лишь наборы красок (хотя многие краски входят в оба набора) и технические приёмы нашей словесной живописи.

И в живописи, и в литературе особенно удачны такие образы (такие картины или зарисовки), которые, кажется, вот-вот сойдут с холста или со страниц книги. Если это у нас получилось, то не так важно, какова мера нашего воображения и нашей фантазии в таком образе.

Созидательность и разрушительность

Но в то же время с воображением и фантазией нужно обращаться внимательно, соблюдать некоторые гигиенические предосторожности. Очень важная линия разделения пролегает между тем, что работает на созидание, и тем, что располагает к разрушению. Не по какой-либо механической формальной классификации, а по смыслу того, о чём речь.

Разрушительные фантазии страшны не злобными воплями вурдалаков, отрубленными головами, чёрной магией или ожившими трупами. К бутафории такого типа быстро привыкаешь. Всё это лишь раздражает одних и щекочет нервы другим. Но страшен тот эмоциональный нравственный хаос, то разрушение этической гравитации, к которому чёрные (или даже всего лишь серые) повествования располагают человеческую душу. Страшно привыкание к тёмным ситуациям, к дозволенности всего. Различение верха и низа способствует смысловой и нравственной ориентации. Вихри хаоса, раскручивающие воображение во все стороны, эту ориентацию разрушают.

Здесь снова стоит вспомнить тему последнего прошлогоднего занятия: «То, для чего». То, для чего по-настоящему нужно литературное творчество, и побуждает нас к вниманию, различению и гигиенической осторожности.

Развивающие упражнения

Не стоит думать, что достаточно понять основные принципиальные вещи, относящиеся к воображению и фантазии, - и эти писательские свойства сами по себе расцветут пышным цветом. Как и всё в природе, они нуждаются в развитии и тренировке.

Попробую дать здесь краткий перечень конкретных возможностей, располагающих к такому развитию, - хотя бы по десять пунктов. Наверняка к ним можно добавить и другие. Может быть, даже более подходящих именно для себя самого. Пробуйте пересиленное, ищите дополнительное и сигнальте мне о найденном, чтобы и другие могли это опробовать.

Напомню ещё раз про то, что очень полезно записывать и сохранять результаты своих упражнений. Кто знает, что из этого окажется всхожим зёрнышком, которое прорастёт в самый что ни на есть творческий текст...

Развитие воображения

Придумать биографию незнакомцу по его облику или по каким-то фрагментам информации. Например, когда едешь в метро или в автобусе, можно выбрать кого-то и подумать, кто он по профессии, какой у него характер, что у него было и не было в жизни.

Покатать человека по своему воображению в машине времени. Представить, каким он был в разных прожитых возрастах, каким будет в ещё не прожитых.

Попробовать найти наиболее подходящий художественный образ (из классики или из современной литературы) для выбранного человека. Или найти подходящий психологический тип, знак Зодиака и т.п.

В разных ситуациях пробовать свои предсказательные способности. Не обязательно во всеуслышание, просто для тренировки навыка заглядывать в будущее, перенося туда сегодняшние возможности.

Пытаться угадывать сюжеты литературных произведений, кинофильмов и просто рассказов из жизни, принимая во внимание и сюжетную убедительность и своеобразие мысли автора.

Внимательное «прочитывание» сюжета живописной картины, рисунка, фотографии. Даже в школе используют упражнения «Написать рассказ по картине» или «Проанализировать стихотворение». Самому же можно придумать много увлекательных путешествий в интересные миры.

Привычка мечтать тоже может быть не просто блаженным времяпровождением, но ещё и тренингом воображения, если выстраивать свои мечты в некоторые конкретные композиции – такие, что даже записать захочется.

Поскольку в основе гадания по картам лежат не только мистические способности, а графология и хиромантия – не только науки, подобные упражнения тоже тесно связаны с воображением. Это не значит, что стоит заняться такими делами основательно, но поиграть можно.

Развитию воображения может помочь и опыт сценической игры, навыки воплощения в различных персонажей, особенно если мы углубляемся в образ по-настоящему, независимо от длины роли.

Для тех, кто любит жанр детектива, он может тоже стать школой воображения. И угадывание разворотов сюжета в книге, и приложение своего энтузиазма к угадыванию раскладов в реальной жизни – способствуют этому.

Развитие фантазии

Рассказывать сказки детям (впрочем, можно и взрослым), не задумываясь о том, умеешь или нет. Можно поначалу плести что угодно. С помощью детей (их внимания или участия) фантазия будет оживать и плодоносить. И очень хорошо хотя бы вкратце записать рассказанное.

Играйте с детьми, приветствуя их фантазии и внося собственную лепту в виде разнообразный фантазийных элементов игры. Детям естественно быть фантазёрами, присоединяйтесь к ним!

Если говорить именно о сказочной области, полезно познакомиться с картами Проппа, а лучше – с их вариацией, описанной в книге Джанни Родари «Грамматика фантазии».

Быть внимательным к наиболее неожиданным разворотам своих снов. Речь не об их токовании, а именно о необычных ирреальных моментах.

Читая фэнтези и фантастику, не забывайте пытаться предугадывать дальнейший ход событий. Может случиться, что ваша собственная альтернатива даже окажется интереснее.

Почаще упражняйтесь в превращении встреченных предметов, явлений или событий в фантазийную тему. А наиболее удачные из таких тем – записывайте. Или даже все, на всякий случай.

Изобразительное искусство, если оно не приковано к сугубо реальному миру, если преодолевает рационалистические границы, - лучший тренажёрный зал для фантазии.

Декоративно-прикладное творчество тоже даёт необыкновенные возможности фантазировать и увидеть свои фантазии не только внутренним взором, но и воочию.

Встречаясь с новинками научно-технического прогресса, старайтесь не залипать на них, а представить себе, какими будут устройства и гаджеты через десять, тридцать или пятьдесят лет. А если хватит отваги заглянуть через сто или двести лет, прорывайтесь и туда.

Если интересоваться наукой и хоть немного следить за её открытиями, за новыми горизонтами физики и космических исследований, это тоже замечательный полигон и для фантазии, и для фантастики.

Игра – против занудства

В литературе воображение может проявляться разными способами. Это и выбор темы, и построение сюжета, и образы, и идеи. Воображение может проявляться и в стилистике фразы, и в самой авторской лексике.

Реализация воображения и фантазии может происходить при обращении к мифу (когда автор по-своему воссоздаёт условно обозначенную мифом картину) или к историческому преданию (когда он даёт прошлому новую, сегодняшнюю жизнь). С их помощью создаётся игровая сторона повествования. Они позволяют выступать под той или иной необходимой маской.

Творческая фантазия – это детская игра в сотворение миров для сопоставления их с жизнью. Необычное не даёт читателю соскучиться, тонизирует его. Да и того, кто пишет сказку, оно тоже мобилизует на разнообразие, не даёт впасть в монотонное русло.

Воображение и фантазия спасают нас от занудства, от чрезмерной правильности, от назидательности, от многих других прямолинейных свойств. Они раскрепощают нас, как раскрепощает игра. Полезно иногда поиграть изо всех своих творческих сил!..

Вопросы для ответов

1. Насколько значительными для себя как пишущего человека ты считаешь воображение и/или фантазию?

2. Что для тебя интереснее – писать о том, что бывает, или о том, чего не бывает?

3. Как по-твоему, нужны ли воображение и фантазия для некоторых конкретных жанров или для всех?

4. Какие пункты списка упражнений по развитию воображения и фантазии, были для тебя неожиданными? Какие кажутся наиболее важными для себя?

ВОЗ-1
Времени для задания в полтора раза больше, чем обычно (хотя оно и летнее). Тема занятия такая, что смешно было бы что-то заранее предписывать. Фантазируйте, начиная с темы и жанра того, что напишете. Условие одно: дайте разгуляться своим В и Ф.
Но если приблизитесь к объёму в 7000 знаков, спохватитесь и остановитесь.

ВОЗ-2
Придумать афоризмы-определения для слов: МОДЕЛЬ (имитация), МОДЕЛЬ (человек), МОДЕЛЬЕР.

ВОЗ-3
Придумай три самых фантастических (но всё-таки общеупотребительных) слова, которые тебе хотелось бы определить самому, и определи их.