Вечер посвящен детям войны. Сценарий мероприятия к Дню Победы «Дети войны. Дети войны (сценарий к Дню Победы)

Римма Николаевна Триллер
Сценарий мероприятия для детей старшего школьного возраста «Дорогами войны»

Сценарий «Дорогами войны »

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны .

Ведущий : Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны . 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Весь народ поднялся на защиту Родины.

Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война » :

Под мелодию песни «Священная война » выходят дети.

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских.

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Всё, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели.

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было всё для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

А для русских и для прочих,

Для крестьян и для рабочих –

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши –

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога !

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год .

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Шли на врага танкисты –

За Родину!

Уходили в бой корабли –

За Родину!

Взмывали в небо самолеты –

За Родину!

Ведущий : Ах, война , что ты сделала, подлая :

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли - за солдатом солдат.

Звучит песня «А закаты алые»

Ведущий. В семьдесят первый раз наша страна отмечает великий День Победы. Этот праздник остаётся радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордости за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатил наш народ.

Ведущий. Война – это 1725 разрушенных городов и посёлков. Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик. Это 900 дней и ночей блокады Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки на взрослого и 25 граммов на ребёнка. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война … .

Ведущий. Четыре года воевал с врагом наш народ. Война стала тяжелейшими трагическими испытаниями.

Звучит песня «Кукушка»

Ведущий : Каждый день Великой Отечественной войны , прожитый на фронте и в тылу врага,- это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей.

Ведущий : А как не вспомнить о женщинах. которые ждали солдат с фронта и работали вместо них в тылу? Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

Да разве, об этом расскажешь, –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть.

На женские плечи легла!

Ведущий : Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем о войне , мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то пропал без вести, кто-то был ранен, кто-то погиб.

Разыгрывается сценка .

Мать (с портретом сына)

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!

И вдруг я услышала зов Победы.

Я уж на стол всё собрала,

Я жду тебя, а тебя всё нет.

Слетела давно вся пыль с черёмух.

Мой мальчик, ты где потерялся?

Наш дом уже полон друзей и знакомых,

Ты только один остался.

Мама, ты знаешь, я виноват,

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после войны ,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверно, я пал поэтому.

Я умер, мам, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь не ошибка.

Мой мальчик, не уходи, постой!

Давай мы выберем путь другой.

Другой пусть умрёт в том последнем бою,

Пусть он оставит любовь свою.

Ах, мама, другой - ведь мне он брат,

Он также ни в чем не виноват.

Раз выпало пасть мне в последнем бою,

Так я унесу любовь свою.

Прости меня, мама!

Ведущий :

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там скорбящих матерей!

Мы головы свои склоняем низко.

Земной поклон за ваших сыновей!

Ведущий : Самая страшная веха той войны - блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших. Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса - легендарная «Дорога жизни » .

Ведущий : Многим городам ВОВ присвоены высокие звания Город – герой. Это - Одесса, Севастополь, Брест, Керчь, Киев, Курск.

Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск.

Ленинград, Орёл, Белгород, Смоленск, Сталинград, Тула.

Каждый из городов, удостоенных этого звания, внес свою незабываемую страницу в огненную историю Великой Отечественной войны .

Баллада «Огонь на меня»

Ведущий : Трудными были военные годы. Много испытаний легло на плечи бойцов. А выжить помогли весёлые солдатские песни, которые очень дороги нам .

Попурри из военных песен

Ведущий : В короткие минуты затишья, на привале не покидали наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Солдаты пели песни, шутили, сочиняли частушки.

Частушки

Ведущий : И все-таки долгожданный день пришел. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах : 20 миллионов жизней стоила нам эта победа.

Ведущий : Люди!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда –

Заклинаю Вас - помните!

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну .

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Ведущий. В память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания .

Звучит метроном

Ведущий. Прошла война , прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда об этом не забудем!

Пусть память вечную о ней,

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей ,

И наших внуков внуки.

Сценка «Что ты знаешь о войне

На сцене стоят четверо ребят , одетых в солдатскую форму,

к каждому из них по очереди подходит девочка и задает вопросы.

Солдат, что знаешь о войне ,

Ответь, пожалуйста, ты мне?

О войне я знаю много ,

Всю войну провел в окопах .

Война - это горе и беда ,

Это разруха в городах.

Это голод, и поверьте,

Быть на волосок от смерти!

Словом, боль не передать,

Дай вам Бог, войны не знать !

Интересно стало мне,

Кто начало дал войне ?

Началась в июне,

Двадцать второго числа.

Когда в сорок первом году

Фашист стал бомбить города.

Он с Киева начал бомбить,

Ровняя дома все с землей.

Вынашивал план в пару месяцев,

Расправиться с нашей страной!

Но план с треском тот провалился,

Ведь русский солдат отличился!

Отвагою подвигу равную,

Разбили фашистскую армию!

Что такое день Победы?

Празднуют его ли деды?

Что такое День Победы?

Это праздничный парад,

Это танки и солдаты,

Маршируют все подряд!

Это красочный салют,

Что взлетает там и тут.

Это песни за столом,

Это дедовский альбом.

Это пряники, конфеты,

Это запахи весны,

Что такое день Победы?

Это значит - нет войны !

В этот день, я знать желаю,

Ветеранов поздравляем?

Солдатов мы благодарим

За тишину, за мирный дом.

За детство, радость, за мечту,

За мир, в котором мы живем.

И пусть прошло немало лет,

Мы этот подвиг не забудем.

Мы вспоминать героев будем.

Песня «Боевые ордена»

Ведущий : В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу,

И в их числе любой из нас готов

Назвать город Карпинск по праву.

Ведущий : На фронтах Великой Отечественной войны сражались более 8 тыс. карпинцев. Они не совершали больших подвигов в привычном понимании этого слова, среди них нет Героев Советского Союза, в большинстве своем они просто честно и добросовестно воевали, не прятались от пуль, не жалели крови и даже жизни. Защищали Ленинград в составе 2-й ударной армии и наши земляки – карпинцы, бойцы 49-го лыжно-десантного батальона, сформированного в Челябинске. Восемь лучших лыжников Карпинска ушли в его составе на фронт, вернулся из них только один. Только Семена Федоровича Баранцева судьба хранила – он вернулся в Карпинск. Всего на фронт ушло 8756 жителей Карпинска и Карпинского района. 2602 человека не вернулись домой : погибли или пропали без вести.

На территории школы № 10 в годы войны находился эвакуационный госпиталь для раненых.

Ведущий : Вот уже несколько лет по улицам нашего города в День Победы проходят шествия жителей с портретами родных и близких - участников Великой Отечественной войны .

Ведущий : Стало хорошей традицией чтить память родных – солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны или ушедших из жизни уже в послевоенное время. Нынче «Бессмертный полк» вновь пройдёт по улицам нашего города.

Ведущий : Нет ни одной семьи в России, где бы ни воевали прадеды, деды, отцы, братья, сёстры, сыновья. И в каждой семье свято чтят память о погибших. Среди них и наши земляки :

(ведущий называет героев войны , дети выходят по очереди с портретами).

Звучит песня «Бессмертный полк»

Ведущий : 71год нашей славной Победе.

Снова майский рассвет. Тишина.

71 год нашей славной Победе.

Ведущий : 71год, как убита война !

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(хором)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 83» г. Сыктывкара

Составители: Часовская Ирина Владимировна Ковалёва Марина Валентиновна г. Сыктывкар, 2016 

Под клип «И всё о той весне» входят ведущие.

Часть детей выстраивается рядами, вторая часть детей садится на места.

1-й ведущий: Приближается великий праздник – День Победы. Это «радость со слезами на глазах» – так сказал один поэт. И действительно, в этот день и радость, и скорбь рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

2-й ведущий: И наш праздничный концерт посвящается замечательным женщинам, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Они сегодня наши почетные гости.

И конечно же хочется их представить. Приветствуйте…

Бурчевская Екатерина Алексеевна
- Федюк Галина Владимировна
-Ануфриева Мария П етровна
- Вешнякова Капитолина Васильевна

Карманова Нина Александровна
-Котовская Екатерина Петровна
-Ушакова Мария Петровна
-Сюрвсёва Ольга Андреевна

(Представляет приглашённых гостей –ветеранов) .

Читает ребенок: Стих-е «Дети войны» . Светлана Сирена

Дети войны. Как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…ВОЙНА…

Черные дни от пожаров и гари-
Детским сердцам непонятны они.
Зачем и куда тогда вы бежали,
Всё покидая в те горькие дни.

Читает ребенок: Стих-е «Мальчик из села Поповки»

С. Я. Маршак

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

1 ведущий: Война началась неожиданно - воскресным летним утром, когда все еще спали. 2 ведущий: Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Гитлеровцам очень хотелось закончить войну быстрой победой. Фашистские войска бомбили наши города и сёла, направляли в бой всё больше и больше солдат и военной техники.

1 ведущий: У немцев были быстрые самолёты, хорошая броня у танков, пушки и пулемёты. А у советских солдат была отвага, стойкость и мужество.

Песня «Десятый батальон» (исполняют педагоги)

2 ведущий: Ковали победу солдаты на фронтах, труженики тыла, партизаны в тылу врага.

Читает ребенок: Стих-е «Дедушкин рассказ»

Вчера мне рассказывал дедушка Женя:
Отряд партизанский попал в окруженье.
Осталось у них восемнадцать гранат,
Один пистолет и один автомат.

Всё больше в отряде погибших бойцов,
Всё крепче фашисты сжимают кольцо, –
Они за кустами, они за камнями.
И крикнул мой дедушка: «Родина с нами!»

И все побежали навстречу врагу,
И стали гранаты бросать на бегу.
Все храбро сражались, о смерти забыв, –
И вот, удалось совершить им прорыв.

Сквозь лес по болоту они уходили:
А деда медалью потом наградили.

1 ведущий: На фронт к солдатам выезжали концертные бригады, привозили им посылки с гостинцами и письмами из дома, устраивали концерты, чтобы подбодрить и порадовать бойцов веселыми танцами и песнями.

Танец «Смуглянка»

2 ведущий: Пока отцы сражались на фронтах, дети в нелегкое для страны время не отставали от взрослых. Они трудились на военных заводах и фабриках наравне со взрослыми, сбегали на фронт к своим отцам и братьям, становясь сынами полка, принимали участие в партизанском движении. Об одном таком мальчике герое мы хотим вам рассказать. (Ведущие знакомят с подвигом пионера Валеры Волкова.)

  1. ведущий: Валера Волков был одним из участников партизанского движения, действовавшего в Севастополе. После смерти отца (убитого фашистами) , в 13 лет становится «сыном полка» 7-й бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвует в боевых действиях. Подносит патроны, добывает разведывательные данные, с оружием в руках сдерживает атаки врага.
  2. ведущий: По воспоминаниям однополчан, Валера любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. Обладая хорошими литературными данными, редактировал по-своему уникальную рукописную газету-листовку - «Окопная правда» . В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк. (Звучит музыка…)
  3. ведущий: Севастополь был освобождён спустя два года. Сражались за Севастополь и партизаны, и десантники, и летчики, и танкисты, и моряки.
  4. ведущий: Как говорилось в солдатских поговорках: Крепка рука у русского моряка. Скучны привалы без запевалы.

И сейчас мальчики старшей группы покажут задорный танец моряков

Танец моряковпод песню О.Газманова «Морячка»

  1. ведущий: Пока наши солдаты самоотверженно сражались за Родину, женщины работали день и ночь на фабриках и заводах: шили шинели, делали оружие и боеприпасы…
  2. ведущий: А ещё они писали письма на фронт, в которых рассказывали о родном доме, о том, как они ждут победы и возвращения домой своих сыновей, братьев, женихов, мужей. Такие письма необходимы были солдату. Не случайно, символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни.

Читает ребенок:

Стих-е «На радио»
Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте

Деду подарок…»
Был долго в пути
Музыкальный привет.
Но вот подошёл

И обнял меня дед –
Пришла к нему в праздник

Любимая песня его

Фронтовая.

1 ведущий: Песня полюбилась не только солдатам-фронтовикам и детям тех лет, но и нашим детям.

Песня «Катюша» Исполняют дети старшей и подготовительной групп.

1 ведущий: Победа доставалась ценой самого дорогого, что есть у человека – ценой жизни. Много солдат полегло на поле боя, не вернулось домой.

Читает ребенок:

Стих-е «Что бы помнили» СтепанКадашников

Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он еще лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!

И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.

Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он, глазами голубыми,
Встречал последний свой рассвет.

Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,

Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.

Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.

2 ведущий: Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны.

Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Именно они повернули ход войны и принесли победу не только своей стране, но и странам Европы.

Песня «Алеша» . Исполняют дети старшей группы.

Во время исполнения песни демонстрируется фильм об истории создания памятник

Читает ребенок: В кинотеатре (В. Туров)

Я фильм смотрела о войне,
И было очень страшно мне.
Рвались снаряды, бой гремел,
И люди погибали.

А рядом дедушка сидел,
И на груди медали.
За то, что вместе со страной
Сломил он силу злую…

Медали глажу я рукой
И дедушку целую.

Показ медалей. Ведущая под музыку проносит награды (ордена и медали) участника войны Евтихова Василия, солдата пехоты, прошедшего всю войну от первого до последнего дня и встретившего Победу в Германии.

1 ведущий: У Кремлевской стены в столице нашей Родины Москве, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой не забыт» . Почтим память погибших минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Песня «Вечный огонь» . Исполняют дети подготовительной группы.

Читает ребенок: ПобедаВ. Туров

Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,

Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла
В Сорок пятом году!

Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.

Я вырасту -
Детям своим расскажу,
Как прадеды их
Защищали страну!

2 ведущий: А сейчас мы хотим предоставить слово для поздравления наших почётных гостей директору Детского сада. (Поздравление и вручение подарка от коллектива МАДОУ «Детский сад №83» ветерану ВОВ) .

Читает ребенок:

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Читает ребенок:

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!.
Сколько же лет разделяли людей!
Дети войны, как и прежде, крепитесь!
Больше вам добрых и солнечных дней!

1 ведущий: Наши ребята так же хотят поздравить ветеранов и преподнести им подарки, сделанные своими руками и цветы.

Дети и гости исполняют песню Д. Тухманова «День Победы»

Ведущая(за сценой)

Казалось, было холодно цветам

И от росы они едва поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь к цветку приник.

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось?

На сцене дети младших классов, звучит веселая музыка, дети играют в мяч, девочка баюкает куклу, мальчик катает машину.

Музыка сменяется звуками войны. Дети сначала испуганно озираются по сторонам, затем убегают со сцены.

Под марш «Прощание славянки» дети выходят на сцену.

На экране надпись:

«Войну начинают взрослые и сильные мужчины! А расплачиваются дети, женщины и старики…»

На фоне трагической музыки читаются слова:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Высочайшей вершиной мужества стала Великая Отечественная война.История уже расставила точки в этой войне: мы знаем о сражениях, сожженных деревнях, разрушенных городах, о погибших солдатах, о безмерном подвиге защитников Отечества.

Мы низко склоняем головы в память о тех, кто выстоял и победил, завещал всем нам жизнь.

О войне написано немало повестей, рассказов, песен и стихов, книг.

Но, пожалуй, никогда не наступит время, когда можно будет сказать, достаточно, все уже сказано. Всего сказать не удастся никогда. Многих, прошедших через все испытания войны, нет среди нас. Тем весомее и дороже живая память тех, кто выстоял в той войне. Среди них дети войны.

БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.

    Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

Познать беспределы невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

    Себе прибавляли мальчишечки годы,

Чтоб их отправляли на фронт.

И не было это влиянием моды.

Кому-то родным стал завод.

    Станки малолетки, как крепости брали,

На цыпочки встав во весь рост.

И навыки взрослых они обретали.

Со всех одинаков был спрос.

    Исхожено много дорог километров.

Истрачено нервов и сил.

Нам выли вдогонку сирены и ветры.

Фашист нас, как зверя, травил.

    Кровь брали фашисты из тоненьких венок,

Спасая немецких солдат.

Мишенью детишки стояли у стенок.

Злодейства вершился обряд.

    А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых.

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех оставляя в живых.

    Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.

Звучит песня «Дети войны»

На экране видеоролик «Дети войны»

Ведущий 1 .

Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...

Две сестры бежали от войны –

Свете восемь, Кате три всего лишь…

Вот чуть-чуть еще, и спасены,

За холмом свои, а значит – воля.

Но рванула мина, сея смерть

Позади идущих дымно, гадко.

И один осколок долетел

И ударил младшей под лопатку.

Словно скрыть хотел преступный след

Миллиграмм горячего металла –

Ватник цел, и крови тоже нет,

Только сердце биться перестало.

Старшая сказала: «Хватит, Кать,

Ведь и мне приходится несладко.

Ручку дай, пора уже вставать,

Час еще, и будет все в порядке».

Но, увидев Катин взгляд пустой,

Света на мгновение застыла,

И, котомку выбросив с едой,

На плечо сестру свою взвалила.

И откуда силы в ней взялись,

Но она бежала и бежала…

Лишь когда увидела своих,

Пошатнулась и на снег упала.

Подошла к детишкам медсестра,

Маленькую Катю осмотрела

И сказала горестно: «Мертва»…

Света сразу в голос заревела.

«Нет, не надо, – разносился крик,-

Люди, люди, разве так бывает?...

Старший брат, Иван, в бою погиб…

Папу с мамой немцы расстреляли…

Почему так много в мире зла?...

Разве жизнь сестры моей – игрушка?»…

Медсестра за плечи увела

С поля восьмилетнюю старушку.

Ну, а Катю на руки поднял

Пожилой солдат из третьей роты.

«Внученька, – он только лишь сказал,-

Как же я тебя не уберег-то?»...

В небесах закаты жгут костры,

И ветра свои роняют вздохи,

Словно тихо плачут две сестры -

Искорки безжалостной эпохи.

Ведущий 1 .

Понятие « дети войны » довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною в 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.

Дети войны Лора Тасси

Оборванного мишку утешала Девчушка в изувеченной избе: "Кусочек хлеба- это очень мало, Но крошечка достанется тебе..."

Снаряды пролетали и взрывались, Смешалась с кровью черная земля. "Была семья, был дом... Теперь остались Совсем одни на свете - ты и я..."

А за деревней рощица дымилась, Поражена чудовищным огнём, И Смерть вокруг летала злою птицей, Бедой нежданной приходила в дом...

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу, И мне дадут на фронте автомат. Я отомщу за то, что слезы прячу, За то, что наши сосенки горят..."

Но в тишине свистели пули звонко, Зловещий отблеск полыхнул в окне... И выбежала из дому девчонка: "Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!.."

Молчание. Ни голоса не слышно. Победу нынче празднует страна... А сколько их, девчонок и мальчишек, Осиротила подлая война?!..

Ведущий 2 .

Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Иосиф Уткин «Баллада о командире партизанского отряда Константине Заслонове и его адъютанте мальчике по имени Женька»

Немцы Женьке говорят:
«Где Заслонов? Где отряд?
Говори нам всё подряд,
Слышишь?»
- «Я не знаю…»

- «Где оружие? Где склад?
Скажешь - деньги, шоколад,
Нет - веревка и приклад,
Понял?»
- «Я не знаю…»

Враг сигарой Женьку жжет.
Женька терпит, Женька ждет -
Молчит на допросе:
Заслонов не бросит.

…Утро. Площадь. Солнце. Свет.
Виселица. Сельсовет.
Партизан не видно.
Женька думает: «Капут,
Наши, видно, не придут,
Помирать мне, видно».

Вспомнил мать. Отца. Семью.
Сестру дорогую.
…А палач одну скамью
Ставит на другую.
«Лезь…»
- «Ну, всё!» -
И Женька влез.

…Сверху небо. Справа - лес.
Грустными глазами
Оглядел он ширь небес,
Поглядел опять на лес,
Поглядел на лес… и замер.

Явь ли это, или сон?!
Рожью, полем - с трех сторон -
Мчатся партизаны.
Впереди Заслонов - вскачь.
Ближе… ближе!
А палач
Своим делом занят.
Смерил петлю - в самый раз.
Усмехнулся - ждет приказ.
…Офицер:
«В последний раз…
Где есть партизаны?
Где Заслонов?»


Женька: «Где?
- На земле и на воде.
- И в овсе и в хлебе.
- И в лесу и в небе.
- На гумне и в поле.
- На дворе и в школе.
- В церкви… в лодке рыбака.
- В избе за стеною.
- У тебя у дурака
Фрица… за спиною!»

Оглянулся враг назад и на землю

- хлоп,со стоном:
Чужеземцу прямо в лоб
Угодил Заслонов.

Ведущий 1 .

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из повести В.Катаева «Сын полка»

Это сцена встречи Вани-пастушка с мальчиком, который был сыном полка кавалеристов.

Мальчик этот был ненамного старше Вани. Ему было лет четырнадцать. А по виду и того меньше. Но, боже мой, что это был за мальчик!

Сроду ещё не видал Ваня такого роскошного мальчика. На нём была полная походная форма гвардейской кавалерии.

К такому мальчику даже страшно было подойти, не то что с ним разговаривать. Однако Ваня был не робкого десятка. С независимым видом он приблизился к роскошному мальчику, расставил босые ноги, заложил руки за спину и стал его рассматривать.

Но военный мальчик и бровью не повёл. Ваня молчал. Молчал и мальчик. Это продолжалось довольно долго. Наконец военный мальчик не выдержал.

Мальчик:

Чего стоишь?

Ваня:

Хочу и стою.

Мальчик:

Иди, откуда пришёл.

Ваня:

Сам иди. Не твой лес.

Мальчик:

А вот мой!

Ваня:

Как?

Мальчик:

Так. Здесь наше подразделение стоит.

Ваня:

Какое подразделение?

Мальчик:

Тебя не касается. Видишь – наши кони.

Мальчик мотнул чубатой головой назад, и Ваня действительно увидел за деревьями коновязь, лошадей, чёрные бурки и алые башлыки конников.

Ваня:

А ты кто такой?

Мальчик:

Знаки различия понимаешь?

Ваня:

Понимаю!

Мальчик:

Ну, так вот. Ефрейтор гвардейской кавалерии. Понятно?

Ваня:

Да! Ефрейтор!Видали мы таких ефрейторов! Мальчик обидчиво мотнул белым чубом.

Мальчик:

А вот представь себе, ефрейтор! – сказал он.

Но этого показалось ему мало. Он распахнул шинель. Ваня увидел на гимнастёрке большую серебряную медаль на серой шёлковой ленточке.

Мальчик:

Видал?

Ваня:

Великое дело!

Мальчик:

Великое не великое, а медальза боевые заслуги. И ступай себе, откуда пришёл, пока цел.

Ваня:

Не больно модничай. А то сам получишь.

Мальчик:

От кого?

Ваня:

От меня.

Мальчик:

От тебя? Молод, брат.

Ваня:

Не моложе твоего.

Мальчик:

А тебе сколько лет?

Ваня:

Тебя не касается. А тебе?

Мальчик:

Четырнадцать.

Ваня:

Ге!

Мальчик:

Чего – ге?

Ваня:

Так какой же ты солдат?

Мальчик:

Обыкновенный солдат. Гвардейской кавалерии.

Ваня:

Толкуй! Не положено.

Мальчик:

Чего не положено?

Ваня:

Больно молод.

Мальчик:

Постарше тебя.

Ваня:

Всё равно не положено. Таких не берут.

Мальчик:

А вот меня взяли.

Ваня:

Как же это тебя взяли?

Мальчик:

А вот так и взяли.

Ваня:

А на довольствие зачислили?

Мальчик:

А как же.

Ваня:

Заливаешь.

Мальчик:

Не имею такой привычки.

Ваня:

Побожись.

Мальчик:

Честное гвардейское.

Ваня:

На все виды довольствия зачислили?

Мальчик:

На все виды.

Ваня:

И оружие дали?

Мальчик:

А как же! Всё, что положено. Видал мою шашечку? Знатный, братец, клинок. Златоустовский. Его, если хочешь знать, можно колесом согнуть, и он не сломается. Да это что? У меня ещё бурка есть. Бу-рочка что надо. На красоту! Но я её только в бою надеваю. А сейчас она за мной в обозе ездит.

Ваня:

А меня не взяли.Сперва взяли, а потом сказали – не положено. Я у них даже один раз в палатке спал. У разведчиков, у артиллерийских.

Мальчик:

Стало быть, ты им не показался, раз они тебя не захотели принять за сына.

Ваня:

Как это – за сына? За какого?

Мальчик:

Известно, за какого. За сына полка. А без этого не положено.

Ваня:

А ты – сын?

Мальчик:

Я – сын. Я, братец, у наших казачков уже второй год за сына считаюсь. Они меня ещё под Смоленском приняли. Меня, братец, сам майор Вознесенский на свою фамилию записал, поскольку я являюсь круглый сирота. Так что я сейчас называюсь гвардии ефрейтор Вознесенский и служу при майоре Вознесенском связным. Он меня, братец мой, один раз даже вместе с собой в рейд взял. Там наши казачки ночью большой шум в тылу у фашистов сделали. Как ворвутся в одну деревню, где стоял их штаб, а они как выскочат на улицу в одних подштанниках! Мы их там больше чем полторы сотни набили.

Мальчик вытащил из ножен свою шашку и показал Ване, как они рубали фашистов.

Ваня:

И ты рубал? – с дрожью восхищения спросил Ваня.

Мальчик:

Не, – сказал он смущённо. – По правде, я не рубал. У меня тогда ещё шашки не было. Я на тачанке ехал вместе со станковым пулемётом… Ну и, стало быть, иди, откуда пришёл, – сказал вдруг ефрейтор Вознесенский, спохватившись, что слишком дружески болтает с этим неизвестно откуда взявшимся довольно-таки подозрительным гражданином. – Прощай, брат.

Ваня:

Прощай, – уныло сказал Ваня и побрёл прочь.

«Стало быть, я им не показался», – с горечью подумал он. Но тотчас всем своим сердцем почувствовал, что это неправда. Нет, нет. Сердце его не могло обмануться. Сердце говорило ему, что он крепко полюбился разведчикам.

    А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив те далекие года, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

На экране демонстрируется видеоролик «Орленок»

Ведущий 2.

Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые, мужчины и женщины, уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих детей, отцов и матерей. Дома же оставались в основном старики и дети.

Ведущий 1.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

    Война прошлась по детским судьбам грозно,
    Всем было трудно, трудно для страны,
    Но детство изувечено серьёзно:
    Страдали тяжко дети от войны.


    Нужны были и смелость и отвага,
    чтоб жить под оккупацией врага,
    Всегда страдать от голода и страха,
    Прошла где неприятеля нога.


    В тылу страны нелёгким было детство,
    Одежды не хватало и еды,
    Страдали от войны все повсеместно,
    Хватило детям горя и беды.

    Война. Страшней нет ничего на свете,
    «Для фронта всё!» - девиз страны таков,
    Трудились все: и взрослые, и дети
    В полях и у мартенов, у станков.

Ведущий 2.

Дети военной поры могут рассказать много: как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года. Как в 10-12 лет, встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. Они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они получали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

    Зачем ты, война,

У мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать

Мальчишки Урала

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой

холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

директор завода,

А было рабочим -

Всего по четырнадцать лет.

Ведущий 1.

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Ведущий 2.

Погибали дети в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи одиннадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Таня Савичева родилась 1930 г. и жила в обыкновенной ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах девочки погибли: сестра, бабушка, два дяди, мама и брат. Когда началась эвакуация детей, удалось вывезти девочку по Дороге Жизни на Большую землю. Врачи боролись за ее жизнь, но помощь пришла слишком поздно, и Таню не удалось спасти. Она умерла от истощения. Таня Савичева оставила нам свидетельство того, что пришлось пережить детям во время блокады. Дневник ее был одним из документов обвинения на Нюрнбергском процессе. Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады, и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические "визиты смерти" в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь…

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

(звучит фонограмма 7 симфонии Рахманинова)

Ведущий 1.

Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Звучит песня «Ленинградцы»

Ведущий 2.

4 года. 1418 дней. 34 тысяч часов. И 27 миллионов погибших соотечественников. Убитых, умерших с голоду, уничтоженных и сожженных в концентрационных лагерях, пропавших без вести.

Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать... 43 года!

27 миллионов за 1418 дней - это значит, погибало 13 человек каждую минуту...

    Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза, голубые, как лед.

Расширились и потемнели.

    Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом...

Сейчас он,

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным солдатом.

    Эта память о прошлой войне
    Не даёт мне покоя давно.
    Наша жизнь дорога нам вдвойне,
    Когда войны мелькают в кино!

    Я смотрю старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить:

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

    Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Звучит песня «Все о той весне»

Ведущий 1.

9 мая многонациональный народ нашей страны отметил одну из величайших и славных дат своей истории – 70 -ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Для нас, россиян, этот день является воистину святым и светлым праздником. В этот день Отечество наше чествует воинов-победителей, славит мужество и отвагу своих сынов и дочерей, каждого, кто сделал все, чтобы пришла весна Победы сорок пятого. А среди них и те, кого называют «детьми войны».

Ведущий 2.

Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. В память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных и заживо погребенных объявляется «Минута молчания»

Минута молчания

Ведущий 1.

В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

    Тринадцать миллионов детских жизней
    Сгорело в адском пламени войны.
    Их смех фонтанов радости не брызнет
    На мирное цветение весны.

    Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
    А в Ленинграде – каменный Цветок,
    Чтоб в памяти людей остался дольше
    Прошедших войн трагический итог.

    Тринадцать миллионов детских жизней -
    Кровавый след коричневой чумы.
    Их мертвые глазёнки с укоризной
    Глядят нам в душу из могильной тьмы,

    Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
    Из бликов пискаревского огня:
    «Неужто память жгучая остынет?
    Неужто люди мир не сохранят?»

    Их губы запеклись в последнем крике,
    В предсмертном зове милых мам своих…
    О, матери стран малых и великих!
    Услышьте их и помните о них!

Ведущий (взрослый)

На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей! 9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

Звучит песня «Несовместимы дети и война»

Конспект внеклассного занятия по патриотическому воспитанию

(проведёно в группе продлённого дня во 2 классе)

Дети войны

Иванова Наталья Юрьевна,

воспитатель ГПД ГБОУ средняя школа № 296

Санкт-Петербурга

Цель: Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла, о подвигах детей во время войны. Воспитывать уважение к воинам-освободителям.

Задачи : Обучающие задачи:

1. Расширять представление детей об армии

2. Познакомить с героическим подвигом детей во время ВОВ.

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.

2. Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.

3. Развитие памяти, внимания.

Воспитательные задачи:

1. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям; доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам В.О.В., желание заботиться о них.

3. Воспитание толерантности.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация на тему «Дети войны»

Ход занятия:

Учитель: Ребята, скоро наша страна отмечает самый светлый и самый радостный праздник. Кто знает, какой это праздник?

Правильно. Сегодня мы поговорим о тех, кто приближал к нам этот святой для нашей страны день.

В следующем году мы будем отмечать уже 70 лет со дня Победы. Но время не может заставить забыть тех людей, которые жили в то время, боролись, защищали само право оставаться самими собой на своей земле. Война изменила всё в их жизнях. В сознании народа прочно укрепились такие слова и понятия, о которых до войны никто и не думал: тыл, фронт, партизаны, госпиталь, блокада, зажигалка, сирена, метроном, дорога жизни, окопы и многие другие.

Дети: Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

всего каких-то пять минут осталось!

Учитель: 22 июня 1941 года был солнечный летний день, но ранним утром, когда огромные полчища врагов без объявления войны перешли нашу границу, всё изменилось навсегда. Самолёты начали сбрасывать бомбы на спящие города и сёла. Враги, солдаты фашистской Германии, напали на нашу страну. Началась Великая отечественная война — все мужчины и многие женщины одели военную форму, взяли оружие и пошли защищать Родину.

Звучит песня «Вставай, страна огромная».

Дети: Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времён

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звёзды

На полотнах знамён унося.

Учитель: Первый удар на себя приняла Брестская крепость. На взятие крепости Гитлер отвёл всего 2-3 дня. Однако фашисты встретили яростный отпор ее защитников. Крепость продержалась почти 2 месяца. На расплавленных кирпичах была найдена надпись ее последнего защитника: «Умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина», выцарапанная 20 июля 1941 года. По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до середины августа.

Практически всё мужчины ушли на фронт. Но для фронта нужны были вооружение, одежда, еда. И на заводах, где раньше работали мужчины, у станков встали женщины и подростки. Часто были ещё недостаточного роста, чтобы достать до станков, и тогда им подставляли ящики под ноги. Подростки работали много часов наравне с взрослыми, и часть из них не уходила домой, а спали рядом со станками. На поля, где надо было выращивать хлеб, тоже вышли женщины и дети, и трудились с рассвета до темноты. Школьники военных лет зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали тёплые вещи и одежду для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

Дети: Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка: «Господи!» -

До чего же артисты маленькие.

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, с мандалинами

И с большими пачками книг.

«Что в программе?»

В программе — чтение,

Пара песен военных, правильных.

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением.

Мы вошли. Мы стоим и молчим.

Вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно:

«Объявляю начало концерта!»

А затем,

Не вполне современно,

Но вовсю

Запевале внимая,

О народной поём,

О священной,

Так,

Как мы её понимаем.

Учитель: Дети 40-х годов никогда не забудут своего военного детства. К сожалению, такие страшные воспоминания не сотрутся из памяти никогда.

Дети: Тогда нам было десять лет.

Мы помним ночь войны:

Ни огонька в окошках нет,

Они затемнены.

-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-

Тот не забудет никогда,

Хоть был он очень мал,

Как дорога была вода,

И не всегда была еда,

И как отец его тогда

За счастье воевал!

Учитель: Если фашисты обнаруживали разведчиков, они убивали не только взрослых, но и детей. Но несмотря на это, многие ребята становились отважными разведчиками, также под страхом смерти помогали партизанам. И они во время войны стали героями.

Спокойный, с сухими глазами

Стоит на дороге Сашко.

Сашко примечает: у хаты,

Где дворик, поросший травой,

Фашистские ходят солдаты,

Фашистский стоит часовой.

Тут офицеры из штаба…

В минуту Сашко на крыльце!

Ненависть больше не пряча,

Сашко выпрямляется весь,

— Тут партизаны! Здесь!

Быстро метнулась граната

В тех шестерых у стола;

Быстро метнулась граната

— К ним смерть, как расплата, пришла.

Сашко! Мальчуган босоногий!

Не жить тебе в тихом селе,

Не бегать по тёплой дороге.

Спокойный лежишь ты и строгий,

Величье на детском челе.

Учитель: Вместе со всей страной и наш город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе с взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи, ухаживали за ранеными и больными.

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода.

Дети: Девчонка руки протянула

И головой - на край стола...

Сначала думали - уснула,

А оказалось - умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный сон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья - после похорон.

Учитель: Помимо учёбы, шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков - папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта. А весной у школьников снова начиналась «огородная жизнь».

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.

В блокадных днях мы так и не узнали -

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом - паспорта.

Как мы видим, на долю детей выпала не менее тяжкая участь. Они трудились, воевали, как взрослые, но при этом учились так же, как и вы сейчас. Об их вкладе в победу нельзя забывать.

Дети : (под бухенвальдский набат)

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,

На пределе сил,

но не прогнулись

И молились, чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,

В гетто умирали и в печах.

Было неуютно, страшно, сыро,

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,

Чтоб скорее мира час настал.

Истину познавшие простую.

Каждый на своем посту стоял.

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Танец детей «Журавли»

Учитель: Своим героическим трудом дети приближали день победы. Благодаря им, мы с вами сейчас не знаем тех ужасов, с которыми столкнулись они.

Дети: Я родилась после войны.

Я выросла под иным небом.

Каким я живу духовным хлебом?

Чем дорожу я в эти дни?

1) Мы не слышали взрывов бомб.

2) Не стояли холодными ночами за хлебом.

3) Мы не знали, что такое похоронки.

Учитель: Но когда мы расспрашиваем взрослых о войне, то узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от голода или ран. В этой войне погибло больше 20 миллионов наших соотечественников. Мы помним о них!

Дети: В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил!

Окончена война!

Уже нигде не затемнили свет

В продымленной Европе города.

Ценою крови куплена Победа,

Пусть это помнит шар земной всегда!

Песня «День победы». - исполняют дети под фонограмму.

Дети: Война закончилась. И пушки замолчали,

И годы сгладили великую беду,

И мы живем. И мы опять весну встречаем,

Встречаем День Победы, лучший день в году.

И от Камчатки до прославленного Бреста,

От Севастополя до мурманских широт

Печаль и радость по стране шагают вместе,

И снова память нам покоя не дает...

Война закончилась. Но песней опаленной

Над каждым домом до сих пор она кружит.

И не забыли мы, что наших миллионы

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить.

Они исполнили солдатский долг суровый,

И до конца остались Родине верны,

И мы в Историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днем войны.

Война закончилась. И заживают раны,

И в День Победы по восторженной стране,

Блестя наградами, шагают ветераны,

Фронтовики, герои, совесть наших дней.

Но с каждым годом их шеренга быстро тает,

Редеет славная гвардейская родня,

И все цветы свои весна в венок вплетает

И с ним склоняется у Вечного огня!

Солнечный круг. - исполняют дети под фонограмму

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Хором: Никогда! Никогда! Никогда!

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

Дети Войны

Ученик: (2слайд)

Без малого четыре года

Гремела грозная война,

В войне с фашизмом, чёрной силой,

Сумела выстоять страна.

Ученик:

И не секрет, что наше поколенье

Не знает страшных ужасов войны,

Но к теме той сегодня непременно

Мы обратиться всё-таки должны.

Ведущая 1: Две странички календаря.

Ведущий 2: Два дня жизни планеты Земля.

Ведущий 1: Два дня истории Человечества.

Ведущий 2: Они отмечены в календаре разными цветами.

Ведущий 1: Один - чёрный лист с ощетинившимися штыками и падающими бомбами.

Ведущий 2: Другой - красный лист с переливами радуг победного салюта и символами воинской доблести и славы.

Ведущий 3: День 9 мая. Праздник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Ведущий 4: День Памяти и Скорби22 июня - особая дата в нашем календаре. Это день памяти всех погибших в Великой Отечественной войне, нашей скорби по ее жертвам и благодарности за спасение Отечества, за жизнь на земле.

Ведущий 1: Самой черной стала та короткая летняя ночь, когда тишину, занимавшегося утра на западной границе Союза, взорвали тысячи снарядов и бомб…

Чтец 1: (4 слайд)

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой,
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Чтец 2: Июнь, клонился к вечеру закат

И теплой ночи разливалось море

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя

Июнь. Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Ведущий 2: В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана) (5 слайд)

(Б.Окуджава «Ах, война…» на фоне музыки ученики читают 1- й куплет) (6 слайд)

Учащиеся:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.

(музыка звучит громче. Потом стихает.)

Ведущий 3: На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда» (7 слайд)

Ведущий 4: Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Ведь они были еще совсем маленькие и многого не умели.

Ведущий 1: Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. (9 слайд)

Ведущий 2 :(10 слайд) Стояли у станков вместо отцов и матерей. Станки были высокие, рассчитанные на рост взрослого мужчины, поэтому мальчики стояли возле станков на табуретках, ящиках, чтобы достать. Послушайте маленький рассказ, про этого мальчика. (11 слайд)

Учащийся:

Вовка - токарь

«Нет, не получится, слабый я, не удержать заготовку» - так поначалу говорил лучший токарь военного завода - Вовка. Потом ничего, привык. Сначала к винтовке прилаживал штык. Потом всё серьёзней работа, и получилось!

Что, ты… Сейчас и смотреть загляденье,

на Вовкиных рук творенье:

снаряды и корпус для мины,

для автоматов стволы,

детали для машины,

для походных кухонь котлы.

Без сна, на лютом морозе

(в цеху только крыша, но не было стен)

губы закусив до крови,

Вовка не сдавался усталости в плен.

Сутками от станка не отходил.

Маленький, упрямый рот как молитву твердил…

Твердил маленький упрямый рот:

«За бабушку, за братишку; - что, взяли нас сволочи?, это мой фронт».

Такие вот Вани и Сани,

Пети и Вовки

победу в тылу ковали:

гранаты, патроны, винтовки.

Ведущий 3 : В колхозах создавались отряды для оказания помощи в полевых работах. Заработанные деньги дети вносили в фонд обороны.

Ведущий 4: (12 слайд) На этой фотографии мы видим советский танк Т-60 Малютка. У этого танка очень интересная история, послушайте.

Ученик 1: (13 слайд) В редакцию газеты “Омская правда” пришло письмо:

И редакцию завалили тысячи детских писем.

Ученик 2 :“Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще похожу в старых ботиночках … Адик Солодов, 6 лет”.

Ученица 1 : “Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко . Тамара Лоскутова”.

Ученица 2 : “Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага . Таня Чистякова”…

Ученик 3 :(14 слайд) Танк был сделан, и воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом - орденом Отечественной войны.

Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка “Малютка 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии .
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин”. Май 1943.

Ведущий 1 : И таких примеров не тысячи, а много больше. И произошло это потому, в том числе, что Великая Отечественная война с первых часов ее рассматривалась нашим народом, всеми советскими людьми, как Священная народная Отечественная война.

Ведущий 2 : Когда обстановка требовала от детей активных действий, они участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. (15, 16 слайд)

Ведущий 3 :(17 слайд) Дети воевали с врагом наравне со взрослыми. Причем сражались так смело и отважно, что имена многих навечно занесены в списки героев этой страшной войны.Володя Казьмин, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Зина Портнова, Таня Морозова, Витя Коробков. Все они погибли ради того, чтобы жили вы.

Розенбаум «А может, не было войны?» Видеоряд

Учащийся: (18 слайд)

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.

Учащийся:

Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ведущий 4: (19 слайд) Наверное, никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «Хватит, достаточно, всё уже сказано о Великой Отечественной».

Всего сказать, я думаю, не удастся никогда, потому что нет меры трагедиям войны, нет меры героизму людей, проявленному в сражениях, нет меры горечи и страданиям.

Ведущий 1: Диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан вспоминал: “9 мая 1945 года мне выпало счастье прочесть Акт о безоговорочной капитуляции Германии. После прочтения мы увидели, как во всех окнах домов вспыхнул свет, на улицах появились толпы людей... Сообщение повторялось всю ночь и весь день. Но хотелось читать его снова и снова, так, чтобы с каждым разом все радостнее звучала наша Победа!”

Песня «Послевоенная пора» (инсценированная песня) (20 слайд)

МУЗ В. Ильина слова Ю. Рыбчинского
1. Ах… послевоенная пора…
Стояла, рты разинув, детвора.
А перед потрясённой детворой
Крутил, крутил шарманщик ящик свой.
Звучала шарманка, играла шарманка,
Шарманщик шептал: «Начинай!»
И сальто крутила его обезьянка,
И «браво» кричал попугай.

Припев:

И не плачьте никогда!
Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!

Если солнце в небе светит,
Значит, горе не беда!
Громче! Громче смейтесь, дети!
И не плачьте никогда!

2. И говорил шарманщик: «Попугай!»
А ну, дружочек, детям погадай!»
И попугай «брависсимо» кричал
И каждому «судьбу» его вручал:
Дарил он билеты, цветные билеты,
Цветные, как детские сны.
И в каждом писалось, что счастье мы встретим
И больше не будет войны!