Урок на тему: "профессиональные слова". Слова, ограниченные в употреблении. Жаргонизмы и профессионализмы

6 класс

Урок № 22. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Цели:

    Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребления, со способами обозначения их в толковых словарях:

    Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профессиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

    Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока .

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Мотивация. Словарно-орфографическая работа .

Учитель: Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова – такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. На доске записаны слова

Арм…тура, ген…рал, м…ляр, натюрморт, штук…тур, скальп…ль.

Вставьте пропущенные буквы . Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь толковым словарем на странице 237.

Все ли значения этих слов вам понятны?

Часто ли вы их слышите в речи? (ответы: нет, только у людей разных профессий)

Действительно ли эти слова ограничены в употреблении?

Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий? Как вы думаете, люди каких профессий используют эти солова?

Я открою вам секрет, все эти слова называют профессионализмами. А почему, вы догадались?

Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы , учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.

А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах? (стр. 29)

Чтение параграфа (стр. 30)

Что вы узнали о профессионализмах?

4. Закрепление.

1. Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами

2. Сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

З. Выполнение упражнений 66, 67, 68 на стр. 30. В чем комичность рисунка? Что означают общеупотребимые слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника ).

Люди каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник )

Физминутка.

4.Игра «Следопыты». Определите профессию работника по словарю .

* Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение (альпинист)

* Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера (корреспондент)

* Ресепшн, компьютер, прием заявок, заказов, телефон (администратор)

* Накладная, маршрут пути, прием, доставка товара (экспедитор)

5.Работа с текстом .

Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Еще раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет никак не получается, то пропустите его, а вот глиссандо все-таки постарайтесь отработать!»

Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что прослушали? (Ответы: музыкант, возможно, дирижер ансамбля, разговаривающий с гитаристом или моряк на парусном судне…)

По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальной профессии?

Как называются такие слова?

Понятно ли вам значение?

Вывод : Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные.

6.. Итоги урока .

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы». Что вы узнали сегодня о профессиональных словах (используются в речи людей определенных профессий )

К какой лексике они относятся? (к необщеупотребительной )

7. Домашнее задание .

1. Стр. 31 упр. 70

2.Составить словарик профессиональных слов, которыми пользуются родители в свое работе.

Данную методическую разработку для 6 класса можно использовать, как при изучении новой темы, так и при закреплении, несколько изменив некоторые элементы урока. Разработка содержит системное повторение всех терминов, изучающихся в разделе "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый план урока русского языка

в 6 классе по теме:

«Профессионализмы»

(по учебнику Т. А. Ладыженской)

учителя русского языка и литературы

МКОУ Верхнетерешанская ООШ

Старокулаткинского района

Ульяновской области

Аксяновой Гузель Саитовны

Целевая установка:

Обучающие цели.

Знания: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах .

Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.

Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).

Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов - 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, предложений, умение озаглавить текст, определить его тему).

  1. Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
  2. Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
  1. Развивающие цели:
  1. развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
  2. создание психологически комфортной обстановки на уроке.

III. Воспитательные цели:

  1. воспитывать внимание к окружающему миру;
  2. развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
  3. воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
  4. приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского народа.

Оборудование урока: оформленная доска, учебник

(Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).

Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие
  2. Отчет дежурного о готовности к уроку.
  3. Создание положительного психологического настроя учеников

II. Опрос

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по теме «Лексикология»

Что изучает лексикология?

Какие разделы лексики мы изучали в прошлом году?

Какие слова называются общеупотребительными?

Какие разделы необщеупотребительной лексики нам уже знакомы?

III.Изучение нового материала

  1. Проведение игры «Отгадай профессию». Поговорим мы сегодня о профессиях.

А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

Б) Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.

Как вы это определили?

2.Слово учителя о профессионализмах. Запись в тетради темы урока.

3.Знакомство с целями урока.

4.Заполнение справочников:

Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

5.Работа по парам.

В каждом из конвертов - название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы;
опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат;
кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор;
романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья;
скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель;
нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование.

Проверка. Каждая пара читает 1 столбик. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку.

Правильный ответ:

музыканты врачи снаряд
военные математики бронхит
прививка ингаляция шофёры
фурункул квадрат опера
уравнение юристы умножить
равенство микстура феодализм
аккумулятор окружность кларнет
романс скрипка реформа
император батальон карбюратор
шиномонтаж крестьяне воевода
историки бампер тормоз
адвокат патрон прокурор
судья нота десант
свидетель обжалование артиллерия

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа с учебником.

Выполнение упражнений 67, 68.

  1. Работа с текстом

Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
-Ну, Алик, как твой кариес?
Я только плечами пожал:
-Никакого кариеса у меня нет.
-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.
Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

V. Итог урока

С какими словами познакомились сегодня на уроке?

VI. Рефлексия.

Продолжите предложение, используя профессионализм:

Я считаю данный урок…

VII. Домашнее задание

П. 15, упр. 69

VIII. Оценивание


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА

Кибекбаева Жанар Умирзаковна

Преподаватель русского языка и литературы

Казалинский аграрно – технический колледж

Цели:

Обучающие :

1.Знать значение терминов: лексика, профессионализм.

2. Использовать межпредметные связи по русскому языку по русскому языку и спецпредметам для лучшего усвоения материала.

3. Развивать умение грамотного письма общеупотребительных слов и профессиональных.

4.Знание специальных терминов и их значений, умение работать со словарем.

Развивающие:

1. Развитие творческих умений и сопсобностей студентов.

2. Усвоение студентами знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.

3. Развитие интереса студентов к своей профессии.

Воспитывающий:

1. Развитие коммуникативных способностей у студентов.

Тип: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный,

Форма: коллективная

Межпредметная: с о спецпредметами

Ход урока &

І . Организационный момент

-Приветствие;

-отметка отсутствующих студентов;

-проверка учебных принадлежностей.

ІІ .Проверка и опрос домашнего задания:

- Диалектные слова -это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенности речи жителей определенной местности. Диалектные слова, использованные в художественных произведениях, называют диалектизмами

    Опрос по пройденному материалу :

1.Дайте определение диалектным словам.

2. Назовите основные группы диалектов в русском языке.

3. Что такое диалектизмы?

    Найдите в предложених диалектные слова:

а) Софья проснулась от громкого звука: в раскрытое окно ясно доносилось пение кочета.

б) Люба радовалась новому гашнику, он так красиво шёл к е ё красному платью.

в) Вокруг дерева были разбросаны разгрызанные шишки: это векша постаралась сверху.

г)Баба Надя со своей соседкой могли доить до вечера.

д)Мама испекла вкусный курник.

Диалектные слова:

Кочет -петух

Гашник -пояс

Курник- пирог с курицей

Векша -белка

Баить -разговарить

Новая тема:

І.Мобилизующий этап

Прочитайте вслух предложения:

а) Артему в местной ветклинике врач посоветовал мастикур для лечения его собаки.

б)Мария – будущий ветеринар.

в)Мой отец, проработавший всю жизнь зоотехником, сам следил за рационом наших домашних животных.

г) Работники районной ветлаборатории провели в нашем селе дезинсекцию во всех загонах и коровниках.

Слово преподавателя:

Вопрос: на какие две группы можно разделить слова в предложениях?

Ответ: Все слова можно разделить на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Общеупотребительные слова – это такие слова, которыми пользуются повседневно все люди.

Вопрос: Назовите необщеупотребительные слова из предложении.

Ответ: Мастикур, ветеринар, зоотехник, дезинсекция

Вопрос: Кем чаще всего используются эти необщеупотребительные слова?

Ответ: Эти необщеупотребительные слова, чаще всего используются людьми, связанными с профессией ветеринара.

мастикур- противомикробное средство для лечения животных.

ветеринар - врач,лечащий животного.

зоотехник- специалист, ухаживающий за животными и следящий за их питательным рационом.

- Слова, связанные с той иной профессией,называются профессионализмы. Значит,тема сегодняшнего урока

- Профессиональные слова или профессонализмы.

Цель нашего урока:

-узнать, что такое профессионализмы

-учиться отличать профессионализмы от других слов.

ІІ Изучение нового материала:

Профессиональные слова – это слова,употребляемые в речи людей,объединенных какой-либо профессией,специальностью.

Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описаниялюдей, их занятий.

Среди профессиональной лексики особую группу составляют термины. Они обозначают научные понятия.

Термин передает точно определенное научное понятие. Занчения профессионализмов или специальных слов разъясняются в особых словарях- справочниках, энциклопедиях. Даются с пометкой спец. Кроме пометки спец. В словарях вы можете встретить и также: морск., техн.,мед .и другие.Эти пометы указывают, с какими именно специальностям связаны те или иные профессионализмы.

ІІІ Закрепление нового материала:

1.Задание: Составьте с данными словами предложения.

-Прочитайте слова. Скажите, что в них общего?

-это профессионализмы.

Микотоксикоз пищевой - пищевое отравление кошек и собак.

Стерилизация - хирургическая операция,лищающая возможности иметь потомство.

Отодектоз -ушная чесотка.

Ветеринария -наука о болезнях животных, их лечении предупреждении.

Предложения:

    Моей кошке в клинике поставили диагноз: микотоксикоз пищевой.

    Среди бродячих собак и кошек ежегодно проводят стерилизацию.

    В колледже по нашей специальности мы будем изучать полный курс ветеринарии.

2.Задание : Вставить пропущенные буквы и определить значения слов.

Бл(а)о)стома, ал(а)о)пеция, (о)а) витаминоз, н(а)о)ркоз, вакц(и)е)нация, ант(и)е)биотики, ан(е)и)стезия.

Бластома опухоль

Алопеция – патологическое выпадение волосяного покрова

Авитаминоз – заболевание, развивающееся вследствие неполноценного питания и отсутствие в

рационе витаминов

Наркоз – полная анестезия- состояние специфического глубокого сна

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних

животных.

Антибиотик -

Анестезия – уменьшение чувствительности какой –либо области тела или органа путем

инъекций

3.Задание: Определите специальность мамы Айжан. Какие слова помогли определить специальность?

Мама у Айжан хороший специалист в своей сфере. Она проводит в селе вакцинацию домашним животным. У нее в сумке всегда найдутся антибиотики , шприцы. Она всегда умело ставит диагноз животным. А также проводит на селе дезинсекцию.

Она против эвтаназии животных, потому что мама Айжан очень любит животных.

Кто она- мама Айжан?

Эвтаназия усыпление животных

Вакцинация - профилактическое мероприятие против инфекционных заболеваний домашних животных.

Антибиотики - вещества,способные подавлять рост микроорганизмов или вызвать их гибель.

Диагноз - нахождение или уточнение болезни.

Дезинсекция уничтожение микробов и клещей

4.Задание:

а)На всех ли картинках изображены работники ветеринарного дела?






б) Каких животных лечат ветеринары на этих картинках?




ІҮ Итог урока

Итак, ребята,сегодня на уроке мы познакомились с профессиональными словами.У всех профессий и специальностей есть свои профессиональные слова и термины.Мы с вами остановились на ветеринарной лексике. Но это только маленькое доля из слов и терминов в ветеринотерминологии. Ведь существуют большие тома словарей и энциклопедии по ветеринарному делу.Впереди у вас еще целых три года, за которые вы успеете освоить практически все профессинальные слова и термины. И я надеюсь,что из вас выйдут настоящие специалисты вы ветеринарной сфере,настоящие асы своего дела.И я надеюсь, что сегодняшний урок принесет кое-какую пользу в ваше дальнейшее обучение.

Ү. Домашнее задание.

-Написать мини –эссе о работе ветеринара с применением профессиональных слов.

ҮІ. Выставление оценок за урок.

Урок русского языка в 6 классе.
Тема: Профессионализмы.
Цели: 1) познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления;
2) уметь находить профессиональные слова в Толковых словарях; объяснять
употребление профессиональных слов в художественных произведениях;
3) воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии.
Оборудование: Толковый словарь; специальные словари-справочники по биологии, литературе; иллюстрации учащихся.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем путешествие по уникальной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у «Общеупотребительных слов», у «Диалектизмов», «Жаргонизмов».
-Скажите, какие слова называются общеупотребительными, диалектными? Что такое жаргонизмы?
(Примерные ответы учащихся. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить.
Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, бурак, замолаживает и др.
Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, чиф, пришить и др.)
- Хорошо, ребята, молодцы! Сегодня мы остановимся еще на одном разделе лексики: «Профессионализмы». Мы узнаем, какие слова называются профессиональными, когда и кем они употребляются в речи; как находить профессиональные слова в Толковых словарях; в каком стиле речи профессиональные слова употребляются чаще всего.
1. Записывается число, тема урока.
- Скажите, ребята, от какого слова образовано слово «профессионализмы»? Запишем в словарь ряд однокоренных слов: профессия, профессионализм, профессиональный, профессионал.
- Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).
(Обращаю внимание на стенд «К уроку», на котором вывешены работы учащихся: рисунки с изображением различных профессий).
- Как вы думаете, без каких профессий не обойтись на селе?
(Без трактористов, комбайнеров, водителей, токарей, слесарей, доярок и т.д.)
Вывод: значит, выбор профессии зависит еще и от того, какая профессия необходима в наше время.
2. Ученица читает отрывок из стихотворения М. Исаковского.
На стройке ль ты прилаживаешь камень-
Приладь его навек,
Чтобы твоими умными руками
Гордился человек.
Растишь ли сад, где вечный голод плакал,
Идешь ли на поля.
Работай так, чтоб от плодов и злаков
Ломилась вся земля.
3. Слово учителя.
А сейчас послушаем нашего гостя, уже старого человека, который всю свою жизнь проработал на одном месте. Приехал из села Чебакса, что находится примерно в 30-40 км от Пестрецов. Предоставим ему слово и попробуем угадать, о какой профессии идет речь. Если вам встретятся незнакомые слова, запишите их в тетрадях.
Инсценирование. Выступление заранее подготовленного ученика:
Чего мы только не делали в Чебаксе. С металлом у нас умели обращаться. Знали толк в нем. Не было такого, чтобы кусок проволоки или полоски без нужды где валялся. Особливо Гребенщиковы занимались оградами да воротами всякими. У нас струмент в полном наборе для этого был. Матрицы там, пуансоны, чека Дорогой струмент, не всякий такой имел. Да и сложная эта работа, скажу. Попробуйте-ка, выбей из металла листочки да тарарушки разные. Ой ли тут не только сноровка нужна, от рождения артистом надо быть.
- Учитель: Спасибо, дедушка, присаживайтесь.
- Ну, как, ребята, угадали, кем работал дед?
(Примерные ответы учащихся: кузнецом)
Учитель:
- Да, талантливые чебаксинские мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии. Вот посмотрите, какие удивительные вещи делали: ограды, ворота, кузнецы. (Показываю рисунки).
Только представьте, когда-то в Чебаксе работало 75 кузниц. Много, правда.
- А какие непонятные слова вы для себя записали?
(Матрица – зеркальная копия печатной формы, служащая для стереотипов. Пунсон- вырезанное из стали выпуклое изображение (буквы или знака), с помощью которого выделывают матрицу).
- А мы часто используем эти слова в своей речи? Почему?
-Примерные ответы учащихся.
(Нет, так как эти слова используют в своей речи люди, с чьей профессией они связаны: кузнецы, работники типографии).
Такие слова называются профессиональными.
Вывод: слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются профессиональными.
Чтение правила учебника на стр. 29
Физкультминутка.
Профессиональные слова (т.е. специальные) разъясняются в особых словарях-справочниках. Вот, например, учитель биологии пользуется таким справочником (показываю справочник по биологии), а учитель литературы – таким (показываю справочник по литературе)
В наших учебниках также есть небольшой Толковый словарь. Найдите в нем профессиональные слова, выпишите в тетрадь и составьте с ними предложения. Что поможет определить, что это профессиональные слова?
(Примерные ответы учащихся: специальные пометы – спец.)
Самостоятельная работа учащихся. (Например, литера, омшаник, табло).
Слово учителя.
- Мы знаем, что многозначные слова могут иметь помимо общеупотребительных значений и профессиональные. Докажите, что это так.
Работа по упр. 67
- Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям. Что он перепутал?
(Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть значение этих слов в словаре: ковш, башмак).
- Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?
5. Упр. 68. Прочитайте задание.
(Учащиеся дают объяснение данных слов и распределяют их под рисунками).
Индивидуальная работа.
- В это время ученик у доски выполняет фонетический разбор слова гуашь.
6. Составляется предложение с 1 профессиональным словом (1 ученик – у доски, другие - в тетрадях.
- Как вы думаете, в каком стиле широко используются профессионализмы?
(Примерные ответы учащихся: в научном. Использование специальных слов – это одна из особенностей научного стиля).
7. Работа по тексту упр. 69
- Найдите профессиональные слова. (Ротационный, пунсон, матрица)
8. Слово учителя. - Мы сказали, что профессиональные слова употребляются в научном стиле. Перед вами отрывок из рассказа Вадима Кожевникова «Дальнее плавание». Прочитайте текст, определите стиль речи.
9. Работа с раздаточным материалом.
Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло тяжким валом, порвались леера, и на правом борту, словно от удара ледяной глыбы, прогнулись шлюпбалки. И пока вал не скатился с судна, в погреженной в водяной мрак рубке светились только катушка компаса и пульты навигационного оборудования. Высветлело, когда судно подняло на новую волну.
10. Примерные ответы учащихся: стиль художественный. Профессиональные слова: траулер, шлюпбалки, навигационный.
- С какой целью В. Кожевников употребил профессиональные слова?
(Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.)
III. Выводы.
- О каких словах мы сегодня говорили?
(Примерные ответы учащихся: Мы говорили о профессиональных словах).
Почему они так называются?
(Примерные ответы учащихся: Так как такие слова связаны с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности)
Какие профессиональные слова вы можете назвать? Какими пометами сопровождаются профессиональные слова в Толковых словарях?
(Примерные ответы учащихся: Например, матрица. В словарях профессиональные слова обозначаются пометами спец.)
Домашняя работа. Выучить правило. Упр. 70
Выставление оценок.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»

города Новокузнецка Кемеровской области

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Профессионализмы

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ильина Наталья Юльевна

г. Новокузнецк

2011

Цели:

1) Образовательные: познакомить учащихся с понятием «профессионализмы», с их сферами употребле­ ния, со способами обозначения их в толковых словарях;

2) Развивающие: сформировать умение находить профессиональные слова в толковых словарях, объяснять цель употребления профес­ сиональных слов в художественных произведениях, формирование научного мировоззрения учащихся;

3) Воспитательные: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.
Страница 28, упражнение 65.
    Мотивация. Словарно-орфографическая работа.
Сегодня мы узнаем о необщеупотребительных словах. Необщеупотребительные слова - такая загадка в русском языке. Оказывается, они подразделяются на группы. Сегодня мы с одной из групп познакомимся. У меня на доске записаны слова Арм..тура, ген..рал, м..ляр, на..тюрморт, штук..тур, скальп..ль. Вставьте пропущенные буквы. Вначале вы поработаете с правописанием этих слов, пользуясь словарем на странице 237. -Все ли значения слов вам понятны? - Часто ли вы слышите их в речи? (Ответы: нет, только у людей разных профессий). -Действительно, эти слова ограничены в употреблении. -Вы заметили, что эти слова используют люди определенных профессий. Как вы думаете, люди, каких профессии используют эти слова? -Я открою Вам секрет, что эти слова называют профессионализмами. А почему вы догадались? Цель нашего урока, узнать, что такое профессионализмы, учиться находить их в тексте, выяснять роль в художественном тексте.

А давайте узнаем, что расскажет нам учебник о профессионализмах?- стр.29. 3. Чтение параграфа (стр.30). - Что вы узнали о профессионализмах?

    Закрепление.
    Давайте поработаем с упражнениями, которые помогут разобраться с профессионализмами. Итак, сегодня мы должны понять, что такое профессионализмы.

3. Выполнение упр.66,67,68 на стр.30. В чем комичность рисунка?

Что означают общеупотребительные слова «ковш» и «башмак»? А специальные? (работа с толковым словарем учебника).

Люди, каких профессий используют эти профессионализмы? (экскаваторщик, железнодорожник).

Физминутка.
  1. Игра «Следопыты». Определите профессию работника по его словарю.

    Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - (альпинист).

    Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).

    Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).

    Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

    Работа с текстом.

-Не только в устной речи, но и в художественной литературе мы можем встретить профессионализмы.

«Ещё раз со второго такта! И, пожалуйста, не забудьте про крещендо! Если флажолет ни­как не получается, то пропустите его, а вот глиссандо всё-таки постарайтесь отработать!»

Догадались ли вы, чем занимаются люди, реплики которых мы только что подслушали?

(Ответы: первый - музыкант, возможно, дири­жёр ансамбля, разговаривающий с гитаристом; второй - моряк, вероятно, на парусном судне).

-По каким словам вы догадались, что речь идет о людях музыкальных профессий? - Как называются эти слова? - Понятно ли вам значение? Вывод: Верно, не каждый знает, потому что эти слова необщеупотребительные. -Для чего автор использует профессионализмы в своем тексте?

V . Итоги урока.

Итак, сегодня мы изучали новую тему «Профессионализмы.

Что вы узнали сегодня о профессиональных словах? (Используются в речи людей определенных профессий).

-К какой лексике они относятся? (К необщеупотребительной). V I. Домашнее задание. 1.Страница 31, упражнение 70. 2. Составьте словарик профессиональных слов, которыми пользуются ваши родители в своей работе.

Литература.

    Русский язык для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. Москва, Просвещение, 2010г.

    Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. Москва, Просвещение, 2010г.

    Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе. Методические рекомендации к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2010г.

    Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку. К учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. "Русский язык. 6 класс". Москва, Просвещение, 2010г.