Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Спонтанность - это ресурс. А что же это за чудо

Спонтанность , о которой пойдет речь в этой статье – это медитативное переживание природы собственного ума в истинном свете. Тысячи переживаний без всякого смысла и основания спонтанно появляются и растворяются. Попытка удержать что-либо, или избавиться от чего-либо создает напряжение, ограничивает восприятие, приковывает к объекту двойственности. Все так называемые события – иллюзии, т.к. на самом деле являются неустойчивыми, неуловимыми, спонтанными мыслями и образами в сознании. Просто, оставив все как есть, не превращая оставление в движение, или напряжение, вы освобождаетесь от всеобъемлющей погруженности в переживания и открываете великую спонтанность происходящего. Это – практика невыбирания, недеяния. Сложно найти решение всем проблемам и беспокойствам. Легко осуществить тонкое различение, которое впускает поток, смывающий все понятия о проблемах, и приводит к осознанию спонтанности всех вещей.

Вначале «невыбирание» может проявляться как тонкий выбор, а недеяние как тонкое действие. Это остаточное напряжение – мысль, которая говорит: «я практикую». В это время мы можем отчетливо увидеть парадоксальность происходящего. Казалось бы, мы просто есть здесь и сейчас, но что-то по-прежнему действует, и действует в спонтанности, помимо нашей воли. Получается, существует «Я», которое просто есть, и отдельное от него – «я» которое действует. Существует ли между ними разница? Где этот незримый переход из одного «я» в другое? Понять это невозможно, т.к. это и есть граница ума и того, что запредельно мысленному пониманию.

И когда мы просто продолжаем пребывать в таком подвешенном расслабленном состоянии, не ограничивая себя частным пониманием, не производя шум грубым анализирующим умом, то начинаем постепенно видеть все ясней то, что есть по-настоящему здесь и сейчас. Уму открывается непостижимая тайна о его собственной природе – ум не имеет никакой основы, у него нет собственной сущности, он даже не является живым. Все это условности. Мы видим как есть, что ум по-прежнему рефлексирует, производит вычисления, создает свойственное ему напряжение, что-то анализирует, пытается вогнать озарения в новую систему, производит отличия, строит формулы. И все это происходит спонтанно, само собою, без нашего участия, просто в силу природы интеллекта – в силу его заряда.

Отождествление с умом, или растождествление с ним – просто мысль, еще одна двойственность. Когда нет разделений и предпочтений, тогда есть то, что есть – бытие, всегда новая реальность настоящего момента, грандиозная спонтанность . Это возможно только благодаря расслабленному невмешательству в то самое присутствие, которое и без того происходит помимо любых стараний.

Почему если реальность и просветление так естественны, человек пребывает в напряженной двойственности и зажат в мыслях? Никто не может иначе. Парадокс в том, что и наше привычное состояние является естественным и спонтанным, хоть и выглядит как нечто, отталкивающееся от сомнений и планирования. Это просто происходит, как и все в этой реальности. Человек пребывает в иллюзии творения, в иллюзии того, что есть действия, и эти действия не просто случайное движение, а движение, наделенное жизненным смыслом. Действия, не имеющие смысла, мы не делаем. Каждая ситуация на разных уровнях, каждый миг для нас – сделка и компромисс.

Есть действие – есть результат. Когда результат неочевиден, возникает ощущение неудовлетворенности, несправедливости и обмана. Щемящая пустота, как небольшой просвет, сквозь который ощущается бессмысленность всей этой механической мешанины побуждает нас впервые за долгое время сна задуматься о собственной жизни. И тогда возникает ощущение, что «ничего не хочется, все надоело, все бессмысленно». Хоть это ощущение и отражает реальность в какой-то степени, отражение это происходит по-прежнему на уровне ума, и является всего лишь очередной иллюзией, мыслью. Когда этот просвет, в ходе практики осознанности становится шире, все переживания временно усиливаются. Начинается процесс очищения, в ходе которого, бессмысленность и пустотность неожиданно проявляют себя как свобода, ясность и чистота.

Если взять для рассмотрения плоскость напряжения и расслабления, получается, что мы почти всегда находимся в таком вот подвешенном состоянии. Нам не свойственно – ни тотальное напряжение, ни тотальная открытость. Мы лавируем от одного небольшого напряжения к другому, называя череду этих моментов жизнью. Вся наша жизнь – это непрерывная погруженность в сотни механических (спонтанных) выборов, продиктованных мириадами бессознательных импульсов.

Мы не ощущаем, как это происходит, наше внимание скользит по следствиям бессознательных причин, вытекающих в привычную жизнь, которую мы принимаем как должное. Проявленная мысль в какой-то степени осознается, а механичность выбора – нет. Спонтанность – природа всех явлений . При рассмотрении умом спонтанность может выглядеть чем-то ограничивающим. Однако в сфере души – это свобода. Если выбор всегда протекает механически, соответственно, само понятие выбора – иллюзия. Ум всегда ограничен, в этом его природа. Однако сознание свободно от выбора и сомнений, оно – сама спонтанность , сознание просто есть, как вечный зритель этого действа на безбрежной сцене океана жизни.

Сверхусилия спонтанно приводят к усталости и расслаблению. Возможно, по этой причине опыт концентрации неизбежен. Пресытившись погруженностью в сомнения, умудренный разум выбирает . Когда внимание, закаленное практикой становится острым, нам уже не требуются усилия, чтобы расслабиться. Мы осознаем обычную жизнь как сверток напряжений и работаем с ними, не создавая лишнего волнения. Это происходит без усилий ума – интуитивно.

Каждый знает, как напрячь тело физически и затем отпустить. Нечто подобное происходит и на тонких, причинных уровнях. Мы привносим осознание в собственный ум, без побуждений, просто смотрим на то, что способны увидеть. Более тонких граней высматривать не нужно. Наша работа – это наш уровень. То, что происходит сейчас гораздо важней того, что, как зачастую кажется уму, могло бы происходить. Истинно срединный путь – это интуитивное доверие реальности настоящего. Тогда расслабление становится естественным. То, что есть – гораздо проще и светлей, чем то, что кажется. Спонтанность – естественный ход всех вещей во вселенной.

Ну, начну о главном, пожалуй. О спонтанности.

Спонтанность - внутренние побуждения человека.

Тяга, влечение, интерес, даже мотивация как таковая - явления спонтанные.

Спонтанности противоположно насилие.

Требования извне, давление, чужая воля, внешние приказы снижают спонтанность.

Именно поэтому любые пыточные инструменты, даже самые изящные щипцы, снижают спонтанное внимание, убивают влечение.

Мы говорим "от щипцов и скалок плюс растет" - вот это оно самое. Причем касается это не только отношений, любого ресурса. Чем больше давление, тем сильней нежелание, а потом отвращение. Это так. Но если бы все было так просто, это бы означало бы, что никакие ограничения, правила и законы не нужны, что все это противоречит развитию, мешает прогрессу. Однако это совсем не так.

Здравый смысл и наблюдательность убеждают нас в том, что нужно сочетание правил и свободы, что свобода без правил превращается в прожорливый хаос Харибды, а правила без свободы превращаются в зубастые челюсти Сциллы. То и другое одинаково разрушительно, а живой поток проходит между тем и другим. Как в инициации Одиссея. И найти эту золотую середину - задача человека. Поиском золотого пути с древности занимались лучшие умы.

Человек незрелый, инфантильный, несформированный как личность, устроен так, что его саморегуляция повторяет родительские запреты. По большому счету у инфантила нет никакой саморегуляции, его регуляция - это свод каких-то "надо", "должен", против которых его спонтанность бунтует, поскольку ограничения мешают ей. Инфантилы потому и воюют всегда против родителей и родительских фигур, что именно с этой стороны они чувствуют подавление, они ощущают угрозу своему удовольствию и наслаждению жизнью.

Саморегуляция инфантила - это Сцилла щелкающая пастью, точнее шестью. Это семья - семь Я, одно из которых - сам человек, остальные шесть - пасти Сциллы. Многие психотерапевты заботливо помогают человеку избавиться от родительского давления, не помогая стать ответственным (а этому особо и не помочь со стороны). То есть вместо того, чтобы править локус и выращивать саморегуляцию, инфантилы избавляются от внешних ограничений и утекают прямо в пасть Харибды. Это очень вредное современное веяние, и чем раньше вы осознаете, насколько война против родительских фигур разрушительна, насколько она ломает ваш локус контроля и превращает вас в кисель, тем будет лучше.

Ни с родителями, ни с родительскими фигурами воевать не нужно, нужно освобождаться от зависимости посредством взросления. Снизится ваша зависимость, снизится и власть родительских фигур, но снизить зависимость можно только выращивая силу и самостоятельность. Другого способа нет. Когда слабый воюет с опекуном, он не становится сильней, он погибает. Это касается и зависимости жен от мужей, и зависимости любых минусов от плюсов. Не воюйте против власти, будучи слабым, воюйте с собственной зависимостью и слабостью, стройте личные опоры.

Так вот инфантил находится на той стадии личностного развития, что его саморегуляция противоречит спонтанности. У них война.

Это война "надо" и "хочу", это ум с сердцем не в ладах, это конфликт Короля и Королевы, это то, о чем мы много раз говорили. И все равно многим совсем не понятно, как же совмещается саморегуляция и спонтанность.

Точно так же многим совсем непонятно, как можно влиять, не используя щипцов, как можно чего-то хотеть, не выращивая фигуру, как можно любить без слияния границ. Это настолько иной уровень бытия - зрелое существование, что незрелым он кажется парадоксальным или даже невозможным.

Для понимания приведу пример.

Все знают, что фальшивое поведение не обладает спонтанностью. Фальшь подобна мертвечине, она искусственна, вымучена, в ней нет энергии, она отталкивает всех.

Многие потому и не понимают, зачем учиться чему-то в любви, что любые осознанные действия автоматически относят к фальшивым. Искренним они считают лишь то, что совсем бесконтрольно, что не осмысляется и не направляется совсем никак. Заметно, насколько у таких людей незрелая саморегуляция? Насколько велик конфликт их спонтанности и саморегуляции? Как личности такие люди инфантильны, они не способны владеть собой. Едва они пытаются управлять собой, как теряют спонтанность, то есть жизненную энергию. Ими должны управлять другие, чтобы их собственный контроль не мешал спонтанности. Причем другие должны управлять ими, обходя их рассудок, чтобы они подчинялись бессмысленно, как стадо. Как это и происходит из века в век с толпой. По большому счету такой незрелый человек (с конфликтом спонтанности и саморегуляции) биоробот. Он не владеет собой, им владеют хозяева. Сильные мира сего учатся (не всегда экологично) управлять массами. Но сначала необходимо научиться управлять собой.

И как повторял Аристотель Александру: "Хочешь силы, сделай дух твердым". В твердости духа легко узнать философский камень - кристаллизованную, отвердевшую, сформированную волю ("философский" поскольку этот камень - плод разума, рассудка). Аристотель учил, что лучший способ кристаллизовать дух, это направить потос (поток, спонтанность) к аретэ (добродетели, доблести).

С точки зрения алхимии (в которой отражено учение Аристотеля) Королева (спонтанность, сила, поток, потос) может полюбить Короля (саморегуляцию, волю, дух) и перестать конфликтовать с ним, если Король станет того достоин. Во-первых, он должен быть как таковой, у многих его вообще нет (поэтому уничтожать родительские фигуры и устраивать праздник непослушания - лишать себя всякой воли). Во-вторых, устремления его должны быть благородны, красивы, добродетельны (Королева это ценит). В-третьих, он должен уважать Королеву и уважать себя. Он должен быть смел и свободен от зависимостей. Можно сказать, что Король должен быть отличным рыбаком, чтобы влюбить Королеву.

Возвращаясь к примеру о фальши и искренности, предлагаю осознать, что рыбак совершенно искренне действует в границах, совершенно искренне уважает партнершу, совершенно искренне уважает себя, совершенно искренне щедр и искренне независим. А у рыбы другая искренность. Она искренне хочет лезть в голову и напрашиваться в жизнь, она носит корону и искренне верит в то, что волчонок недолюблен и нуждается в ней, она искренне зависима, она искренне нуждается в опоре на другого. Все это у рыбы очень искренне. Если заставить рыбу действовать как рыбак, получится фальшиво, потому что вся искренность рыбы - это ее баги, короны, колпачки и пыточные инструменты. Вот такая у рыбы искренность. Это ее реальное содержание и если она попытается притвориться сильной, это будет выглядеть фальшиво. Часто даже комично, вы это видите в письмах, я комичные письма люблю за иллюстративность.

Понимаете, почему критерий "искренность" не определяет правильное поведение? Быть искренним мало. Искренность - это откровенность, а если открывая себя вы показываете свою слабость, ничтожность, глупость, то кто же наградит вас за это? Если вы искренне скармливаете себя, то ничего хорошего для вас эта искренность не даст. Впрочем как и притворство. Однако осознание того, насколько вы слабы, зависимы, насколько плох ваш локус и дурны границы, может помочь вам начать работать над собой. А до этого момента вам лучше не выражать искренне все свои баги, не быть фальшивым, но быть сдержанным, удерживать себя от слива, не пользоваться слишком искренне щипцами, ограничивать свою спонтанность тогда, когда она стремится вас скормить, спустить вниз.

Надо осознать, что спонтанность изначально безразлична к вашей личности. Она коллективна! Для спонтанности (потока, потоса, Королевы, энергии) нет разницы, вы или другой. Это безличный поток, он готов скормить вас любому, кто окажется вас сильней духом (именно духом). Для спонтанности есть лишь процесс эволюции, великая пищевая цепь, для нее нет границ личности, она течет туда, где сильней притяжение.

И единственный способ удержать свою спонтанность внутри себя, обернуть ее на пользу себе, сделать ее силу благоприятной для себя, а не разрушительной, не дать ей покинуть свое тело и обесточить его - это развивать зрелую саморегуляцию. Короля, которого сможет полюбить Королева. Только так можно доказать свое право на владение потоком.

Вот саморегуляция - да, это ВЫ в полном смысле этого слова, это ваша личная часть, ваша индивидуальная часть. Но у инфантила ее почти нет. Ему кажется, что он есть, есть его Я, но он подменяет локус контроля фокусом внимания. Куда течет его внимание, туда и локус смещается, там и есть его Я, он не может удерживать локус внутри себя, поэтому себя в полном смысле слова он не имеет. Этому нужно специально учиться, это на первых порах обучения нужно отслеживать и контролировать. И границы нужно проверять и поправлять, если они съезжают. Вся работа правой части внутреннего круга Эго (помните схему из моей книги?) это сознательная работа. Проще всего править локус контроля, чуть сложней управлять саморегуляцией (особенно когда влечение к чему-то очень сильно и сложно отлепить внимание, то есть аддикция, или когда сил очень мало, то есть фрустрация), а вот самооценкой своей человек управлять напрямую не может, он может только снять корону, но сделать самооценку выше напрямую не может. И спонтанностью человек управлять напрямую не может. Не может напрямую - не значит не может вообще. Вообще может, но опосредованно, через правку локуса и направления своего внимания из сфер, разрушающих его, на сферы, делающие его сильней.

Но это длинная тема. Мы пока - в самом ее начале.

Насколько понятно описанное? Есть наблюдения за своей спонтанностью и саморегуляцией? Что-то новое из поста узнали? Есть примеры?

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, – что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ – веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих – внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона – это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же – это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность – это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность - это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление - к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности – очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!

    Что такое спонтанность?

    Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека. Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья. Развитие в человеке спонтанности и креативности является, по мнению знаменитого психотерапевта, философа и социолога, создателя психодрамы – Якоба Леви Морено – целью психодрамы. Состояние спонтанности порождается не сознательной волей, часто выступающей наоборот, как преграда, а путем «освобождения», которое дает возможность человеку свободно проявлять спонтанность. Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной.

    Зачем и кому она нужна?

    Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

    Как спонтанность связана с самопрезентацией?

    Спонтанность непосредственно связана с тем, как мы себя проявляем в окружающем мире, самопрезентируем, представляем другим людям, как выглядим в глазах других людей. Зачастую мы стремимся к «отшлифованности» навыка, доводя до совершенства свои манеры, пластику тела, голос, стремясь заучить правильные тексты, и всякий раз пребываем в страхе допустить ошибку или не понравиться кому-то. Однако, мы нередко забываем, что на самом деле, мы многое умеем, но не можем проявить сполна свои возможности, или можем проявлять себя безукоризненно только в очень узком диапазоне возможностей («танцевать от печки»). Мы не отрицаем необходимость развивать различные навыки самопрезентации (голос, пластика тела, улыбка, использование определенных слов и выражений, построение фраз, запрет на использование определенных слов и т.д.). Однако, перефразируя Я.Л.Морено, даже самые прекрасные «костыли», сколько бы мы их не обожествляли, не помогут летать «раненому и неспособному летать орлу», утратившему свою легкость благодаря сковывающим узам цивилизации. Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.

    читайте также:

    Зона комфорта для личности В своей зоне комфорта все предсказуемо и привычно, в нем человек проявляет шаблонные модели поведения. Даже если человека не все устраивает в его привычной жизни, менять что-то очень страшно, т.к. впереди неизвестность...

    Провинциалка и мегаполис. Кто кого? Жизнь в мегаполисе – точно не сулит «тепличных условий», а предполагает плавание в открытом море, где часто один на один приходится решать нелегкие задачи

    Важность самопрезентации: какие главные ошибки мы совершаем?

    1. Чрезмерное увлечение безупречностью в ущерб естественности и легкости. Нередко мы однобоко стремимся к развитию в себе самых разнообразных навыков, доводя их едва ли не до совершенства. Но жизнь непредсказуема и всякий раз дарит новые и неожиданные ситуации, где заученные правила и слова не действуют, необходимо в некотором смысле «забыть» все заученное и заново порождать смысл, движение, темы. Спонтанность позволяет найти в себе доселе неизвестный для человека ресурс и выразить себя нестереотипно, творчески, порождая нечто совершенно новое, наполненное смыслом, глубиной, идеей. Благодаря спонтанности «Я как женщина» становлюсь интереснее для мужчины, а мужчина становится интереснее для женщины. Можно считать себя очень воспитанным и культурным человеком, а можно «крутым неформалом», и при этом - проявлять себя стереотипно . Благодаря развитию спонтанности каждый человек сможет проявить свою индивидуальность не только благодаря внешним атрибутам, но и внутренним качествам. Способность соприкасаться со своею спонтанностью придает человеку большую харизматичность.

    2. Ошибкой также является стремление повторить то, что однажды спонтанно было достигнуто. Спонтанность повторить невозможно, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку.

    3. Чрезмерное увлечение легкими торопливыми фразами, позерством, шумовыми эффектами и пустотой – есть псевдоспонтанность . Спонтанность не есть импульсивность. Подлинная спонтанность всегда наполнена личностным смыслом и глубиной , в ней присутствует пауза: способность быть в контакте с самим собой, а также чувствовать других людей и ситуацию, способность думать и чувствовать.

Спонтанность и креативность - вот термины нашегонового времени , отсчёт которого ведётся с тех пор, как общество приняло на вооружение «непричёсанные» идеи Якоба Леви Морено, его учеников и других психологов-гуманистов. С этих пор общество (я имею в виду общество «цивилизованного Запада» и всё, что понимают под этим широким и размытым термином), общество стало мягче, и только слепой не заметит, что массовая (а не элитная) психотерапия даёт полезные результаты, какие дало в своё время оспопрививание. Кое-где люди меньше стали болеть и умирать от всей той суммы причин, которая сводится к не вылеченному неврозу, да...

Ещё Стендаль говорил: «Русские любят копировать идеи и манеры французов, с опозданием на пятьдесят лет»...

Россия и страны СНГ, конечно, остают от тренда, но замечено - отставание России от Запада в последнее время длится уже не более четверти века, а значит - «креативная революция» не за горами и у нас... О креативности мы говорили в предыдущей статье, сегодня поговорим о спонтанности.

Якоб Леви Морено создал совсем иную теорию личности. Он блестяще доказал, что состоявшаяся и успешная личность нуждается не в развитии памяти и ума, (по крайней мере не только в однобоком развитии исключительно ума и исключительно памяти).

Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной. (И речь идёт не об игре на балалайке, подчёркиваю это ещё раз, а о креативном подходе к решению любой жизненной задачи).

Но для того, чтобы личность сформировалась как креативная, у человека должна быть в свою очередь сформирована и развита такая церебральная функция (функция нервной системы) как - спонтанность.

Об этом - подробнее.

У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с «сюрпризом», как говаривал сам Морено.

В самом деле... Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно... Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять. Сравните диких гусей и домашних. Мы - домашние гуси. Морено решил вернуть нам крылья и объяснил как.

Ещё до Морено, человек из совсем другой сферы и человек совсем другой закалки - Роберт Баден-Пауэлл, британский офицер викторианской эпохи понял, что самое важное в воспитании юношества - это развитие спонтанности его мышления и реакций. И организовал тогда Баден-Пауэлл скаутское движение.

Его идея была проста. Когда британский ребёнок вырастет, думал Баден-Пауэлл, он покинет свою комфортную цивилизацию и непременно устремится покорять британские доминионы. Там, в Индии, Пакистане, Австралии, Африке он будет вынужден жить по законам несовременных людей - по законам джунглей. А значит, его нужно с детства поместить в такие условия, где он просто не сможет не развить свою спонтанность. Ведь эти самые «сюрпризы» (словечко Морено) будут ожидать британского ребёнка всю его активную жизнь...

Морено не был воином и не любил условия пеших походов, он был, скорее, театральным режиссёром, городским чудаком и поэтому он придумал свою стратегию развития спонтанности, которая не требовала ни обветренных лиц, ни промокших ног, ни милитаристского душка, но тренировала спонтанность не менее жёстко и не менее успешно, чем это делал лидер скаутского движения.

Все практики психодрамы - об этом. А мы продолжим говорить о спонтанности.

Рождение ребёнка - тест на спонтанность

Можно много говорить о спонтанности, но так толком и не уяснить для себя - так в чём же её важность? Почему она - необходимое условие выживания? И почему спонтанность, наконец, важнее ума и памяти?

Конец сомнениям кладёт обращение к первым минутам, дням, месяцам жизни ребёнка.

Новорожденные некоторых животных рождаются на свет уже готовые позаботиться о себе сами. Некоторым требуется для этого несколько недель. Человек - совсем другое существо...

Он вступает в сложный и опасный мир задолго до того, как его организм готов к встрече с чрезвычайными ситуациями.

Давайте посмотрим, каким входит ребёнок в эту жизнь.

  • его мозговые центры не развиты,
  • его мозговое кровообращение не до конца налажено,
  • неразвита система капилляров в целом,
  • не развиты речевые центры,
  • отсутствует мышечная координация для ходьбы,
  • сосание, глотание, дыхание и выделение сразу после рождения ещё не установлены в достаточной степени.

Рождаясь, ребёнок резко меняет один мир на другой.

При этом ребёнок переходит из одного мира в другой с такой стремительной быстротой, что успешная адаптация тысяч и миллионов людей является до сих пор научной загадкой...

Как утверждают специалисты - рождение ребёнка живым и дальнейшее выживание в такой ситуации практически равнозначно чуду.

А что же это за чудо?

Человечество ломает головы: как же так - у ребёнка нет готовых сведений, образца для моделирования своих успешных действий, а он - выживает!

А ребёнку и не нужны «готовые сведения», «шпаргалки», сверяясь с которыми он будет действовать в стрессовой ситуации. То есть, для выживания ему не нужны ни ум, ни память, которых у него ещё нет.

Реакцию новорожденного на новую ситуацию учёные выделили особо и назвали - спонтанностью.

Вот как называется это чудо.

Для выживания младенца его реакция должна быть решительной и позитивной. Она должна быть готова - мгновенно. Уже в первый день жизни ребёнка требуется некий минимум его спонтанности.

Будем как дети?

Спонтанность задействуется каждый раз при рождении и воспитании нового ребёнка, но затем постепенно угасает. По этой схеме живёт большинство людей. И лишь некоторые люди не теряют спонтанности реакций и мышления. Эти люди умеют легко адаптироваться в переменчивом мире и не погибают, не теряют позиций, а меняются вместе с ним, каждый раз наилучшим образом приспосабливаясь к его неожиданной новизне. Этому учит их либо жизнь (как её видел скаут Баден-Пауэлл) либо психологические техники, основанные на идеях психодрамы, тренинги спонтанности и креативности.

Морено говорил, что большинство из нас демонстрируют - как же плохо средний человек «приспособлен» для... удивления!

Проводимые психологические тесты каждый раз показывали, как уставшие и раздражённые люди, люди, работавшие с техникой, демонстрировали неадекватность при встрече с «внезапными», не рядовыми, нештатными ситуациями. Они не могли дать ни одного ответа на простые вопросы, никакой организованной интеллектуальной реакции.

Цивилизация лишила человека самого главного механизма выживания - спонтанности. Но она же и позаботилась о том, чтобы у человека появилась возможность осознать это и попытаться вернуть себе утраченное. Поэтому, да здравствуют техники психодрамы! Учиться спонтанности мы с Вами будем - вместе.