Российская педагогическая энциклопедия - педагогическая технология. Предисловие к первому тому
В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования. Издательство: "КАРО" (2008) Формат: 60x88/16, 368 стр.
ISBN: 978-5-9925-0049-3 На Озоне |
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
А. К. Колеченко | В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной… - КАРО, (формат: 60x88/16, 368 стр.) | 2008 | 299 | бумажная книга | |
Александр Колеченко | В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В… - КАРО, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) Педагогический взгляд (Каро) электронная книга | 2008 | 525 | электронная книга | |
Шарков Ф. | Реклама в коммуникационном процессе | Учебник известного в стране и за рубежом ученого, доктора социологических наук, профессора, академика, члена президиума секции "Российская энциклопедия" РАЕН, Международной академии наук информации… - Дашков и К, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) | 2007 | 232 | бумажная книга |
См. также в других словарях:
Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия
- (англ. educational logistics) поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu… … Википедия
Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Город Набережные Челны Яр Чаллы Флаг Герб … Википедия
Вирумааский колледж Таллинского технического университета (ВК ТТУ) (эст.Tallinna Tehnikaülikooli Virumaa Kolledž) является высшим учебным заведением по подготовке специалистов с прикладным инженерным образованием для предприятий топливной,… … Википедия - Оригинальное название Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы Г … Википедия
Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Селевко Г.К.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Том 1
Москва
Народное образование
Рецензенты:
В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва
О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль
Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков
Селевко Г.К.
Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.
© Селевко Г.К.
© Народное образование
Введение: Технологический подход в образовании 10
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий 13
1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 17
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21
1.4. Способы умственных действий (СУД) 23
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 25
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27
1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности 29
Вопросы и задания для самоконтроля 34
II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии 36
2.2. Структура педагогической технологии 39
2.3. Терминологические взаимоотношения 41
2.4. Основные качества современных педагогических технологий 44
2.5. Научные основы педагогических технологий 47
2.6. Классификация педагогических технологий 55
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 61
Вопросы и задания для самоконтроля 67
III. Современное традиционное обучение (ТО) 68
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения 70
3.2. Технология классического и современного урока 77
Урок в малочисленной сельской школе 83
3.3. Пути совершенствования традиционной технологии 86
Вопросы и задания для самоконтроля 91
IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 92
4.1. Педагогика сотрудничества 94
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 109
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 112
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 115
Предтечи, разновидности, последователи 118
Вопросы и задания для самоконтроля 125
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 126
5.1. Игровые технологии 129
Игровые технологии в дошкольном периоде 132
Игровые технологии в младшем школьном возрасте 134
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 135
5.2. Проблемное обучение 142
5.3. Технология современного проектного обучения 147
5.4. Интерактивные технологии 155
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 158
Технология проведения дискуссий 160
Технология «Дебаты» 163
Тренинговые технологии 170
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 184
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 189
Вопросы и задания для самоконтроля 194
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 196
6.1. Технология программированного обучения 199
6.2. Технологии уровневой дифференциации 206
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 208
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 210
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 212
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 217
Модель «Профильное обучение» 220
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 227
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 232
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 233
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 243
Вертикальный вариант (Красноярский) 246
Горизонтальные варианты 247
6.6. Технологии групповой деятельности 254
Модель: групповая работа в классе 255
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 259
Модели коллективного творческого решения проблем 261
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 265
Вопросы и задания для самоконтроля 268
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 269
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 272
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 277
7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 282
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 286
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 290
7.6. Технологии интеграции в образовании 296
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева 298
Модель «Технология воспитания экологической культуры» 302
Модель глобального образования 306
Концепция холистической педагогики 308
Концепция гражданского образования 311
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах 314
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» 315
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем 316
Модель межпредметных связей 316
7.8. Технологии концентрированного обучения 319
Модель суггестивного погружения 320
Модель временнóго погружения М.П. Щетинина 322
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур 324
Особенности идеографических моделей 326
7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга 330
Вопросы и задания для самоконтроля 338
VIII. Частнопредметные педагогические технологии 339
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 341
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 343
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 347
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 350
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 352
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 355
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе 361
Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 392
8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов 394
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» 397
Вопросы и задания для самоконтроля 410
IX. Альтернативные технологии 412
9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 413
9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 420
Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка 424
9.3. Технология мастерских 426
9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 432
Предтечи, разновидности, последователи 436
Вопросы и задания для самоконтроля 437
X. Природосообразные технологии 438
10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 440
10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 453
Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира 454
Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира 457
10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 463
10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности 466
Вопросы и задания для самоконтроля 475
XI. Технологии свободного образования 476
11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 478
11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 482
11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 486
11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 490
11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 495
11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 498
11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 500
11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко 505
Вопросы и задания для самоконтроля 510
Предметный указатель для 1 и 2 тома 511
Именной указатель для 1 и 2 тома 554
Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 562
с. 1
Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук
Творческий путь
Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.
В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.
В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.
Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.
В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.
Селевко Г.К.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Москва
Народное образование
2005
Рецензенты:
В.Г. Бочарова - член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
К.Я. Вазина - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород
А.Г. Каспржак - кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва
А.М. Кушнир - доктор психологических наук, Москва
О.Г.Левина - кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный
колледж», г.Ярославль
Р.В. Овчарова - академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой
общей и социальной психологии КГУ, г. Курган
Е.Н. Степанов - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков
Селевко Г.К.
Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование,
2005.
Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.
В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий
по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу
педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно
которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.
В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и осо бенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики
технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также
представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.
Селевко Г.К.
Народное образование
Оглавление
Предисловие к первому тому........................................................................................................ 7
Введение: Технологический подход в образовании..................................................................9
I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий.................12
1.1. Основные категории и закономерности педагогики............................................................12
1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии............................16
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)............................................................................................. 20
1.4. Способы умственных действий (СУД).................................................................................22
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)................................................................23
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)...........................................25
1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)...............................................................26
1.8. Сфера творческих качеств (СТК)..........................................................................................27
1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)...............................................................28
1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности.....................................................28
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 32
II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических
технологий.......................................................................................................................................34
2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии...........................................35
2.2. Структура педагогической технологии................................................................................37
2.3. Терминологические взаимоотношения................................................................................39
2.4. Основные качества современных педагогических технологий...........................................43
2.5. Научные основы педагогических технологий..................................................................... 46
2.6. Классификация педагогических технологий....................................................................... 53
2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии.............................................. 59
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 65
III. Современное традиционное обучение (ТО)....................................................................... 66
3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения................................. 68
3.2. Технология классического и современного урока...............................................................75
Урок в малочисленной сельской школе........................................................................................... 81
3.3. Пути совершенствования традиционной технологии..........................................................84
Вопросы и задания для самоконтроля.............................................................................................. 89
IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации
педагогического процесса............................................................................................................ 90
4.1. Педагогика сотрудничества.................................................................................................. 92
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили....................................................... 107
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
.....................................................................................................................................................110
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин).........................................................113
Предтечи, разновидности, последователи..................................................................................... 116
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 123
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся (активные методы обучения) ................................................................................ 124
5.1. Игровые технологии............................................................................................................127
Игровые технологии в дошкольном периоде................................................................................ 130
Игровые технологии в младшем школьном возрасте................................................................... 132
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.................................................. 133
5.2. Проблемное обучение......................................................................................................... 140
5.3. Технология современного проектного обучения...............................................................145
5.4. Интерактивные технологии................................................................................................ 153
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП).................155
4
Технология проведения дискуссий................................................................................................ 158
Технология «Дебаты»...................................................................................................................... 161
Тренинговые технологии................................................................................................................ 168
5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)..............181
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного
материала (В.Ф. Шаталов)......................................................................................................... 186
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 191
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
учебного процесса........................................................................................................................193
6.1. Технология программированного обучения...................................................................... 196
6.2. Технологии уровневой дифференциации...........................................................................203
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик).......................205
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В.
Фирсов)............................................................................................................................................. 207
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель
сводных групп», «стратовая» дифференциация)........................................................................... 208
6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)........213
Модель «Профильное обучение».................................................................................................. 216
6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)....224
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного
образования..................................................................................................................................... 229
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении........................230
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).................................240
Вертикальный вариант (Красноярский)......................................................................................... 242
Горизонтальные варианты.............................................................................................................. 244
6.6. Технологии групповой деятельности................................................................................ 250
Модель: групповая работа в классе............................................................................................... 252
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ).................................................. 256
Модели коллективного творческого решения проблем................................................................ 258
6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием
опорных схем при комментируемом управлении.....................................................................261
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 264
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и
реконструирования материала.................................................................................................266
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)........................................................................... 269
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов).............................................................. 274
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев).............................................279
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин,
Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)..................................................................................................282
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов). 287
7.6. Технологии интеграции в образовании.............................................................................. 293
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева............................................................. 294
Модель «Технология воспитания экологической культуры» ....................................................... 298
Модель глобального образования.................................................................................................. 302
Концепция холистической педагогики.......................................................................................... 304
Концепция гражданского образования.......................................................................................... 307
7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах................................................310
Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» ................................................ 311
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем...............................312
Модель межпредметных связей...................................................................................................... 312
7.8. Технологии концентрированного обучения.......................................................................314
Модель суггестивного погружения............................................................................................... 316
Модель временнóго погружения М.П. Щетинина........................................................................ 317
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур.................319
5
Особенности идеографических моделей........................................................................................ 322
7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга..............................................326
Вопросы и задания для самоконтроля............................................................................................ 333
VIII. Частнопредметные педагогические технологии..........................................................335
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)............................ 337
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
.....................................................................................................................................................339
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)..................342
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев).....345
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев).................................................. 348
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского.......................... 350
8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе.....................................356
8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России».................................... 362
Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года - 90»
А.Е. Сутормина................................................................................................................................ 365
Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя
года - 91» В.А. Гербутова............................................................................................................... 366
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92»
А.В. Зарубы...................................................................................................................................... 368
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93»
О.Г. Парамонова.............................................................................................................................. 371
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
........................................................................................................................................................... 373
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95»
З.В. Климентовской......................................................................................................................... 374
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка
«Учителя года России - 96» Е.А. Филипповой.............................................................................. 375
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России - 97»
А.Е. Глозмана................................................................................................................................... 376
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина..................378
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. .380
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000»
В.А. Морара..................................................................................................................................... 381
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001»
А.В. Крылова..........................................................................................................................