Революционные кружки 20 30 годов таблица. Литературные кружки. Основные идеи революционного народничества

Формы досуговых занятий и развлечений представителей различных сословий российского общества в XVIII - началеXX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга.

Досуг крестьян.

В XVIII – первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII – первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.



Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан.

На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.

С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)".Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими, так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения.

В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.

К середине 19-го века. Литературном мире, в строгом смысле слова, отводится на периферию культурной жизни показания, полученные от общественности (часто благотворительные цели). Общественные организации (МГО) (Положения о литературе).

Литературная жизнь Санкт-Петербурга (1870). «Пятница» Яков Полонский, и жизнь литературно-художественного кружка –ј‰л‰И v?? Хомский (продолжала 1917), обратил центре одной из более разнообразной аудитории было очень долгое время. (1870) в течение нескольких десятилетий. Санкт-Петербург либеральной интеллигенции (в основном популистские направления) эмитентом «вторник» автор и педагог EN детей Водовозова. Заметным явлением во второй половине литературной жизни Санкт-Петербурга 19. Продолжить редактирование встреча петербургского журнала: «Отечественные записки», 1870-1880 IES. Интеллектуальная единства и демократии, «Русское богатство», который стал 1890. Популистской юридический центр, коллекции истинного вдохновения Михайловский редактирования, безопасности В.Г. Короленко, Н.Ф.

Клуб на подъеме, и группы - L "» серебряного века» русской поэзии 19 века. И первое десятилетие ХХ века. Вернуться символ клубов и ассоциаций в центре литературной жизни - мировоззрение, философия и эстетические теории и направления искусства), вызванной изменением.

Влияние художественной жизни Санкт-Петербурга в 1900 году. Она объединяет молодых художников и критиков «World Art >>: Д.А., Л. Бакстер Бенуа, К.А. Suomo был Е.Е. Лансере, С.П. Дягилевым, философам и другим активным участником и З.Н. Гиппиус и дату Meliet Ходорковского» Мир искусства «единство переоценки традиционных ценностей, и отвергать все программы социальной помощи, борьбы с обычными литературы и искусства.

Литературная дискуссия усиливает были объединиться, чтобы создать круг, и выступил с заявлением. Символом режиме развития, став темой для обсуждения в «два-ориентированное общество художественного выражения» (или «поэтическая академия» Вячеслав Иванов), сформированный вокруг ведьмы Иванов в своем «Медиа учителя магии и фанатичной культа. Неотъемлемым «Серебряный век» литературного и эстетического качества жизни в первое десятилетие нового века, популярной литературы и искусства в Санкт-Петербурге, в мир искусства танцевальных залов, кафе, небольшой театр, поэтов, художников и любителей искусства (для Например, «собаки», «Stop комического). Его связь для создания акмеистов - 1, второй и третий магазины поэта «(см. статью А. Ахматова, Николай Гумилев), футуризм, агрегатов, футуристический, который участвовал в публичных выступлениях, Проектирование громкий скандал Настройки литературные Connect говорили в русло своей работе.

После Октябрьской революции, ситуация чревата проблемами забыть традиционные или, наоборот, не пропало желание его одиночество, растерянность насыщенной жизни в лице будущих результатов Петроградской организации литературы, аппарата в качестве творческих интересов и чаяния нового сообщества социальной и культурной. База Пролеткульта (1917-1920) - культуры и образования, литературы и искусства организаций, чья миссия заключается в создании новой пролетарской культуре - это означает, вульгарная социология позиции в переходном и разрушение «авторитета» баннер классической традиции, пение Социалистического Труда, коллективизм, коллективная классики эмоции.

С телом Пролеткульта Санкт-Петербурге журнал «Далее». ВАПП (русский пролетариат установить Пролеткульта писателей в значительной степени унаследовала Союз 1920-1983-28), орган Ленинградского (LAPP, расположен на берегу моря Фонтанка 7) - Журнал «расти», «нож (mid-1920 s.) Однако. После первого десятилетия революции в литературной жизни - сосуществования гетерогенных литературной группы ЛЕФ (левой передней искусств, 1922-1928), чтобы найти способ, чтобы создать новый язык, нагота литературе получил одобрение прагматическую функцию Фини Поэта. обэриутов должны быть обновлены видением мира, с сближение слова живопись (ожидается, что европейская литература смешно). «Серапионовы братья», сосредоточиться на традиции, и ищет новые формы, объявил, что автономия литературы, приходит к его травме. Ассоциация программа не только в журнале, и в публичных выступлениях традиционное. жажду новых художественных и близко к молодым языкового текстового поиска, вы можете открыть устного творчества (ОПОЯЗ) неожиданную возможность разработать правила и принципы. претендовал на роль представителя официальной точки России пролетарского писателя (1925-1932), который имеет свою штаб-квартиру в Ленинграде, объявил литературы и литературного принципа дальнейшего эстетических и социологических разделения труда и методе продукт от конкретного метода. В начале 1930-х годов. деятельность литературных обществ «неофициальных» и группы, или мертв, или насильственно прерван.

Таким образом, союз писателей был основан в 1934 году приняла на себя функцию регулирования литературы.

В столице под влиянием чайковцев и анархистов образовались революционные кружки учащейся молодежи. Кроме того, некоторые группы землячеств и самообразования были переориентированы на революционную деятельность.

Например, кружок так называемых артиллеристов состоял преимущественно из бывших воспитанников Михайловского артиллерийского училища. Они находились под влиянием чайковцев после того, как в их группе самообразования в 1872 году провели беседы Кравчинский, Рогачев и Шишко. В этой группе находились Давид Александрович Аитов, Николай Никитич Теплов, Владимир Андреевич Усачев и Михаил Дмитриевич Нефедов. Все они вышли из училища и поступили в высшие учебные заведения. Дружил с ними Александр Осипович Лукашевич, впоследствии по другому делу осужденный на каторгу.

Члены кружка были сплоченными и целеустремленными. Готовясь к деятельности в народе, артиллеристы устроили первую в Петербурге солидную мастерскую, в которой интеллигентная молодежь обучалась слесарному делу, а отчасти и революционной пропаганде. В этой мастерской перебывало много народа, и она стала своего рода революционным клубом.

Однако не все проходило легко и просто. Члены кружка Аитов и Теплов вскоре отказались от чисто революционной деятельности (второй – отчасти под впечатлением своего первого выхода «в народ», о чем у нас будет идти речь). Под влиянием вдохновенной проповеди Маликова, основателя богочеловеческой религии, они уверовали, что счастливого будущего для народа нельзя достичь революционными потрясениями. Тут может помочь только пропаганда христианского социализма, основанного на непротивлении злу насилием.

Казалось бы, что же в этом крамольного? И все-таки они были арестованы и привлечены к суду как революционеры, хотя и не понесли серьезного наказания.

К артиллеристам были близки оренбуржцы, или голоушевцы (по имени одного из основателей кружка – Сергея Сергеевича Голоушева, отец которого был жандармским полковником, а мать сочувствовала сыну-революционеру). В этом кружке принимали участие Мария Ивановна Веревочкина, невеста Голоушева, пропагандировавшая среди крестьян Оренбургского уезда, Леонид Михайлович Щиголев, Соломон Львович Аронзон, Леонид Рейнгольдович Траубенберг, Петр Петрович Воскресенский и Димитрий Васильевич Федорович. Почти все члены кружка были арестованы и предстали на процессе 193.

Из саратовского землячества образовался кружок, в котором наиболее заметными личностями были студенты-медики А. Воронцов и Я. Ломоносов. Члены кружка, как писал Ковалик, своим здоровым видом и отменным ростом производили впечатление вольных сынов степей. Однако их группа сравнительно быстро распалась. Воронцов, которого разыскивала полиция, скрылся, а Ломоносов отошел от революционной деятельности. Их дело продолжал местный кружок в Саратове, состоявший из семинаристов и гимназистов. Наиболее деятельным членом этого последнего кружка был брат Ломоносова, семинарист Петр Андреевич Ломоносов.

Кружок земляков из Самары организовал Лев Семенович Городецкий. Он побывал на нескольких сходках чайковцев, усвоив руководящие идеи движения, и вскоре стал выступать против крайних анархистов и террористов, которых называли «вспышкопускателями». Тем не менее он проводил в своем кружке и анархическую программу. Он умело рассуждал, проводил дискуссии, пользовался немалой популярностью и мог бы занять более или менее видное место в движении. Но когда его арестовали, он вскоре начал сотрудничать со следователем, выдав некоторых своих товарищей. Самарцы сохранили связи со своим родным городом и содействовали образованию и быстрому росту местного кружка.

В столице было еще несколько земляческих кружков самообразования, которые в большей или меньшей степени усвоили революционные идеи: полтавский, пермский… Один из полтавцев, студент Павел Дмитриевич Максимов, пропагандировал среди крестьян Полтавской губернии и был судим по «процессу 193». А вот пермяки чрезвычайно медленно усваивали идеи, циркулировавшие среди радикальной молодежи, и участия в революционной работе не приняли.

В кружках лавровского направления также обсуждали проблемы революционного движения, но экстремальные меры, а тем более терроризм, не пользовались популярностью. Признавалась только этическая сторона народническо-анархического учения, говорили об уплате народу долга за свое привилегированное положение. Признавали движение в народ, но лишь в форме занятия профессиями, полезными народу: медициной, адвокатурой, учительством. Хождение по селам с пропагандой революционных идей совершенно отрицали. Лавровцы считали, что нужно сначала завершить собственное образование, получить специальность. Только после этого можно будет принести реальную пользу народным массам.

Подобного мнения придерживались и в некоторых других кружках, где главной ближайшей задачей для интеллигентной молодежи считали науку. «Кружки эти, – писал Ковалик, – не имели никакого значения. Самый азарт, с которым они защищали науку, никем не отрицавшуюся, заставлял подозревать, что они опасались тоже увлечься в сторону практической деятельности и громкими фразами думали заглушить закравшиеся в их душу сомнения».

В первой половине 1870-х годов наиболее идейное и сплоченное тайное революционное общество столицы оформилось на основе кружка так называемых чайковцев. Название не вполне корректно, ибо один из его организаторов, Н. Чайковский, был лишь активист, но не руководителем (его в этом кружке вообще не было). В действительности все началось еще в 1869 году с небольшой группы самообразования и саморазвития, инициатором которой был М. Натансон (об этой группе мы уже упоминали). С ними через год объединился кружок, в который входили, в частности, Николай Клеменц, Софья Перовская.

Поначалу никаких революционных целей у них не было. Через своих знакомых они распространяли преимущественно легальную литературу, включая сочинения Лассаля, Маркса, Берви-Флеровского «О положении рабочего класса в России», труды по русской истории. Однако вскоре кружок превратился в центр социалистической пропаганды и агитации, распространяя свою деятельность и на рабочих. Весной 1872 года к ним присоединился Петр Кропоткин.

«Принятие в тайное общество, – свидетельствовал он, – не сопровождалось никакими клятвами и обрядами… Даже одна мысль о ритуале приема насмешила бы нас… У кружка не было даже устава. В члены принимались только хорошо известные люди, испытанные много раз, так что им можно было безусловно доверять…

Наш кружок оставался тесной семьей друзей. Никогда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка Чайковского. До сих пор я горжусь тем, что был принят в такую семью».

Так писал князь не только по происхождению, но – что несравненно важней – по духовному благородству и мужеству. Его мнение следовало бы иметь в виду тем, кто ныне пытается представить всех революционеров злодеями, «бесами» (хочется в подобных случаях спросить: а сами-то вы кто, господа трусливые и бездарные?!).

Именно Кропоткину как наиболее образованному члену общества было поручено составить его программу. Он представил записку «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». Записку обсудили осенью 1873 года и приняли ее за основу программы.

«Я ставил целью движения, – вспоминал Петр Алексеевич, – крестьянские восстания и намечал захват земли и всей собственности; на моей стороне были только Перовская, Кравчинский, Чарушин и Тихомиров. Но все мы были социалистами».

Выходит, даже в этом обществе сторонников решительных революционных действий было немного. Своей первоочередной целью они сочли действия за введение конституции. Кропоткин, имевший связи при дворе, собирался объединить в высших слоях общества сторонников либеральных реформ, чтобы в благоприятный момент выставить эти требования Александру II. Ни о каких террористических акциях у них не было и речи.

Физически крепкий Сергей Кравчинский и Дмитрий Рогачев, оба бывшие офицеры, летом ходили по деревням, как пильщики дров, одновременно ведя революционную пропаганду.

Однажды, когда они шли по дороге, их нагнал мужик на дровнях. Кравчинский стал толковать ему, что чиновники грабят народ, что податей платить не следует и надо бунтовать. Мужик молчал, погнав лошадь трусцой. Кравчинский не отставал, убеждая, что не по Евангелию живут богатые и надо отнять у них землю. Мужик пустил коня вскачь, так что пропагандист вынужден был отстать.

Их принимали хорошо, но слух о необыкновенных работниках дошел до полиции. Поступил приказ арестовать их и доставить в участок. Вести их надо было за 20 километров. Ночевать они остались в деревне, где проходил храмовый праздник. Пьяные стражники улеглись спать, но один из них помог арестованным сбежать.

Однако наиболее успешно проходила пропаганда чайковцев среди петербургских рабочих. Для этого приходилось одеваться, как крестьяне. Порой Кропоткин, отобедав у знакомых в Зимнем дворце, ехал на окраину столицы, переодевался на явочной квартире и шел беседовать за самоваром к рабочим-ткачам под именем Бородина. Он рассказывал главным образом о рабочем движении в Западной Европе и борьбе пролетариата за свои права.

«На сходке большею частью были люди среднего возраста, – писал он. – Рассказ мой чрезвычайно заинтересовал их, и они задавали мне ряд вопросов, вполне по делу: о мельчайших подробностях рабочих союзов, о целях Интернационала и о шансах его на успех. Затем пошли вопросы, что можно сделать в России и о последствиях нашей пропаганды. Я никогда не уменьшал опасностей нашей агитации и откровенно сказал, что думал. „Нас, вероятно, скоро сошлют в Сибирь, а вас, то есть некоторых из вас, подержат долго в тюрьме за то, что вы нас слушали”. Мрачная перспектива не охладила и не испугала их. „Что ж, и в Сибири не одни, почитай, медведи живут… Где люди живут, там и мы не пропадем”. „Не так страшен черт, как его малюют”. „Волков бояться – в лес не ходить”. „От сумы и от тюрьмы не зарекайся”.

И когда потом некоторых из них арестовали, они почти все держались отлично и не выдали никого».

Впрочем, один из ткачей сообщил владельцу фабрики, что между рабочими распространяют «интернациональные идеи». Тот довел это до сведения петербургского градоначальника Трепова. За рабочими установили наблюдение. В результате удалось захватить некоторых членов кружка чайковцев. Среди них был студент Низовкин; словно оправдывая свою фамилию, он предал всех, кого знал в этой организации. Еще раньше были арестованы Перовская, Синегуб и некоторые другие революционеры.

Кропоткину следовало покинуть столицу. Но он остался: на 21 марта 1874 года в Императорском русском географическом обществе был назначен его доклад о ледниковом периоде – поистине революционный, но в сугубо научном аспекте. Оставшиеся до доклада две недели Кропоткин вместе с другим членом кружка, Сердюковым посвятил главным образом подпольной деятельности.

«На наших руках, – вспоминал он, – была громадная организация как внутри России, так и за границей для печатания там изданий и ввоза контрабандою. Как оставить, не найдя заместителей, всю нашу сеть кружков и колоний в сорока губерниях, которую мы с таким трудом создавали в эти годы и с которыми вели правильную переписку? Как, наконец, оставить наши рабочие кружки в Петербурге и наши четыре центра для пропаганды среди столичных рабочих?..

Мы с Сердюковым решили принять в наш кружок двух новых членов и передать им все дела. Каждый вечер мы встречались в различных частях города и усердно работали. Имен и адресов мы никогда не записывали. Зашифрованы у нас были и сложены в безопасном месте только адреса по перевозке книг. Поэтому нам нужно было, чтобы новые члены заучили сотни адресов и десятки шифров».

Как видим, конспирация у «чайковцев» была поставлена профессионально. И если полиции удалось арестовать Кропоткина, то лишь потому, что он сделал свой научный доклад (триумфально; ему даже предложили место секретаря Географического общества, но он вынужден был отказаться). На следующий день его задержали и препроводили в Петропавловскую крепость.

Разгром кружка чайковцев не остудил революционных настроений среди учащейся молодежи. К тому времени под влиянием не столько подпольной организации, сколько произведений художественной литературы и публицистики началось движение народников. В нем принимали участие сотни молодых энтузиастов.


| |

Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революционный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво искала выход из создавшегося положения.Одной из особенностей постдекабристского общественного движения было развитие оппозиционных настроений в студенческой среде. Своеобразие студенческой среды порождалось разнородным социальным составом, в котором выходцы из дворян составляли не более трети, и духовным максимализмом, развивавшимся под влиянием активного познания мира в процессе обучения. На первых порах эти факторы не имели большого значения, но впоследствии, при размежевании освободительного движения на демократическую и либеральную ветви, оно усиливало радикальные настроения участников движения.Известность приобрели, прежде всего, оппозиционные студенческие кружки в стенах Московского университета. Один из них – Кружок братьев Петра, Михаила и Василия Критских (1826-1827 гг.). В планы кружка входили: цареубийство и истребление царской семьи, конституционные преобразования. Члены кружка пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, низших офицеров и солдат; в день коронации разбросали на Красной площади прокламации, в которых, обращаясь к народу, выступали против монархии, рассказывали о невинно пострадавших декабристах. За эту акцию их арестовали и подвергли длительному тюремному заключению.В конце 20-х гг. при активном участии студентов Московского университета возник кружок Я. И. Костенецкого, получивший название «Общество друзей». Кружок объединил 25 человек. Мысль о превращения кружка в революционную организацию высказал перед его участниками отставной губернский секретарь Н. П. Сунгуров (по его имени чаще всего принято называть эту организацию).

Целью кружка были:

– ликвидация крепостного права;

– установление конституционного правления.

Общество разработало план вооруженного восстания в Москве. План предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал-губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции. Открытое выступление не состоялось и в середине 1831 г. участники кружка были арестованы. Всего к следствию было привлечено 12 студентов, 9 чиновников и 8 военнослужащий. Наиболее активные участники были приговорены к каторжный работам. В соприкосновении с сунгуровской организацией находился кружок Виссариона Григорьевича Белинского, получивший название «Литературном общество 11-го нумера» по номеру комнаты общежития для «казеннокоштных» (учившихся за государственный счет) студентов. Литературные споры в обществе часто переходили на политические темы, которые нашли свое отражение в пьесе Белинского «Дмитрий Калинин». В 1832 г. Белинский был отчислен из университета «по ограниченности способностей» и из-за «слабого здоровья».Большой след в истории оставил кружок Александра Ивановича Герцена и Николаевича Платоновича Огарева. Участники обсуждали острые вопросы недавней истории европейских стран, движения декабристов, путей развития России. Находя в европейских событиях и происходивших политических изменениях много конфликтных социальных проблем, Герцен и Огарев обратились к изучению зарождавшихся тогда социалистических идей. Их идеал – революционное преобразование России. Деятельность – пропаганда утопического социализма в московском обществе и, прежде всего, – в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права. В 1834 году кружок Герцена–Огарева был обнаружен полицией. Не имея никаких фактов, полиция сфабриковала дело об исполнении «пасквильных песен». Герцен и его товарищи были арестованы и после восьмимесячного следствия – отправлены в ссылку.Среди университетских просветительских обществ 30-х гг. наиболее заметным был кружок Николая Владимировича Станкевича. Первоначально кружок носил чисто студенческий характер. Его участники интересовались преимущественно вопросами философии, эстетики и литературы. Сам Станкевич не отличался научным или литературным талантом, но обладал универсальными способностями глубоко разбираться в людях, угадывая в них блестящих писателей и мыслителей. В разное время в кружке Станкевича участвовали: Константин Сергеевич Аксаков, В. Г. Белинский, Михаил Александрович Бакунин, Василий Петрович Боткин, Тимофей Николаевич Грановский, Михаил Никифорович Катков, Алексей Васильевич Кольцов, Юрий Фёдорович Самарин и др. Станкевич происходил из богатой помещичьей семьи и оказывал материальную поддержку своим талантливым друзьям. Кружок Станкевича не возбуждал острых политических вопросов, но содействовал развитию высоких философских и художественных идеалов среди своих участников.Свободное развитие общественной мысли и эстетических вкусов ставило круг друзей Станкевича вне официальной идеологии самодержавия. Неслучайно в кружке сформировались взгляды ряда мыслителей и публицистов, получивших впоследствии известность в оппозиционном и даже революционном движениях. Судьба самого Станкевича сложилась трагически: в возрасте 27 лет он умер от чахотки.

Коротко об освободительном движении: зарождается в период перехода от феодализма к капитализму и связано с ростом национального самосознания, появлением прогрессивных и патриотических идей, направленных на реформирование страны

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

(радикальное крыло дворянской оппозиции)

причины, условия и исходные идеи декабризма.

1. Специфика международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе).

2. Европейская философия Просвещения (учения Локка, Монтескье, Дидро и др.)

3. Идеи русских просветителей конца XVIII - начала XIX века (Н.Новиков, А. Радищев)

4. Отечественная война 1812 года, знакомство с Западной Европой в ходе зарубежных походов русской армии 1813-1814 годов.

5. Патриотический подъем и рост национального самосознания

6. Нерешительность Александра 1 в проведении реформ

Движение декабристов - сложное социокультурное и политическое явление, в котором сочетались:

  • реформаторские и революционные тенденции;
  • зародыши будущего западничества и славянофильства;
  • национально-патриотические и интернациональные тенденции;
  • догматы православия религиозная индифферентность

Тактика тайных обществ

Название

организации

Основатели Цели организации Итог
1. Союз

спасения

(1816 1817 годы)

Братья Муравьевы-Апостоля М.И. и С.И., Муравьевы И.Н. и А.Н., С.П. Трубецкой, И.Д Якушин (всего 10-12 человек) - Ликвидация самодержавной формы правления и введение Конституции в России

Отмена крепостного права

1817-

Самоликвидация

Союза ввиду

отсутствия

единства в

программе и

средствах

2. Союз Благоденствия (1818-1821) Состав - до 200 чел. Устав - "Зеленая книга"

Программа: распространение идей социально-политического преобразования России

1821 - Решение организации о формальном самороспуске по причине непримиримых разногласий.
3.

общество

П.Пестель - руководитель "Русская правда" П.Пестеля

1 Установление Республики

1) Земельный фонд страны:

а) земля частная и земля общественная

Общественная земля тем, кто её обрабатывает безвозмездно, без права продажи

Частная земля - свободный товар (частные лица, организации, казна)

29 декабря 1 825

Восстание Черниговского полка на Украине

4. Северное

общество

Н.Муравьев - руководитель Конституция Н Муравьева

1 . Россия - конституционная монархия

2. Отмена крепостного права в России

а) Сохранение земель за помещиками

б) Наделение бывших крестьян небольшими наделами земли на условиях аренды у своих помещиков

3. Ликвидация сословий, свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность

личности, равный и гласный суд

4. Ликвидация военных поселений в России

5. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности

14 декабря 1825 года - восстание декабристов в Петербурге

Отменяется Крепостное право Отменяется
Неприкосновенность помещичьих земель Земля Общее достояние. Делится на помещичью и частную
Отменяются Сословия Отменяются
Федеративное Государственное устройство Унитарное
13 держав и 2 области Административное деление 10 областей и 3 удела
Демократические права Широкий круг гражданских прав
Конституционная монархия Форма правления Республика. Диктатура Временного верховного правления на 10 – 15 лет
Ценз пола, возраста, имущества и образования Избирательное право Ценз пола и возраста

Государственное устройство в программных проектах будущих декабристов

Историческое значение движения декабристов

  1. Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право.
  2. Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ.
  3. Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству и готовность нести лишения ради блага страны и её народа.

Декабристы положили начало освободительному движению в России. Их идеология, тактика, опыт борьбы повлияли на дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ 30 – 50-х ГОДОВ

Революционные и просветительские кружки 20–40-х годов

Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность
Кружок братьев Критских 1826 – 1827 гг, Москва Братья Критские Петр, Михаил и Василий, всего 6 человек Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. В день коронации Николая 1 участники кружка разбросали по Красной площади прокламации, призывающие к свержению самодержавия. Кружок раскрыт полицией, его участники заключены в Соловецкий монастырь, а затем отданы в солдаты.
Литературное общество 11-го нумера, 1830 – 1832 гг, Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.
Кружок Станкевича, 1831 – 1839 гг, Москва Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин Изучение философских систем Канта, Гегеля. Осуждение крепостничества. Насильственные методы не допускались. С отъездом Станкевича за границу кружок распался сам собой.
Кружок Герцена и Огарева, 1831 – 1834 гг, Москва. Герцен А.И., Огарев Н.П., Савин Н.М., Сазонов М.И. и др. Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на западе. Кружок раскрыт полицией. Герцен и Огарев отправлены в ссылку. Остальные члены кружка отданы под надзор полиции
Кружок петрашевцев, 1845 – 1849 гг, Петербург, Москва, Киев, Ростов Буташевич-Петрашевский М.В., Салтыков-Щедрин М.Е., Достоевский Ф.М. и др. Обсуждение злободневных проблем российской действительности. Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Считали необходимым свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Для этого предлагали создать революционный центр и поднять крестьянское восстание. Кружок был раскрыт, его участники приговорены к расстрелу, замененному каторгой, ссылкой и другими наказаниями.
Кирилло-Мефодьевское общество, 1845 – 1847 гг, Украина Т.Г. Шевченко, Н.И. Костомаров. и др. Создание славянской республики, демократического общества. Ликвидация крепостничества. Общество было раскрыто, его члены подверглись репрессиям

Либерально-оппозиционное движение

Название Представители Основные идеи
Славянофильство

(1839 - середина 70-х годов XIX в.) Идейно-политическое учение об исключительности и самобытности исторического пути развития России, мессианской предопределенности русского народа

А.С.Хомяков, братья К. С. и И.С.Аксаковы, Кириевские, .Ф.Самарин, А.И. Кошелев 1. Осуждение реформ Петра1 за разрушение гармоничного строя России и введение крепостного права

2. Власть царя неограниченна. Монарх считается с мнением народа

3. Сохранение крестьянской общины и укрепление роли православия в жизни общества - двух основ самобытности русского народа

4.Созыв Земского собора в России

Западничество - Идейно-политическое учение, согласно которому историческое развитие России должно следовать европейскому варианту. Грановский Т., Соловьев С., Кавелин К Тургенев И. Некрасов Н. 1. Положительная оценка деятельности Петра Великого

2. Европеизация России необходима

3. Отмена крепостного права (реформа)

4. Россия- конституционная монархия.

5. Гарантия прав и свобод

Общие черты.

Необходимость изменений в российской действительности.

Отмена крепостного права.

Надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти.

Вера в возможность движения России к процветанию

Общественное движение в 60-е годы XIX века

1. Критика и поддержка курса преобразований правительства.

2. Настаивание на продолжении реформ

Либеральное движение в пореформенное время было сосредоточено в земствах

Революционные движения

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: недовольство реформами 60 – 70-х годов XIX века у части радикально настроенной интеллигенции.

Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин Пропагандистское П.Л. Лавров Заговорщическое П.Н. Ткачев
Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции.

Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских бунтов в общероссийскую революцию.

Государство – это источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо государства – союз самоуправляющихся общин.

Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, нести революционные и социалистические идеи.

Для большей эффективности пропаганды нужно создавать революционную организацию.

Крестьянин не готов к революции, но агитация не даст быстрых результатов

Самодержавие лишено опоры в народе. Поэтому необходимо создавать революционную организацию, которая подготовит и осуществит захват власти. Это даст толчок к революции

Деятельность народников

Основные идеи революционного народничества

1. Капитализм в России- явление чуждое, насаждаемое "сверху"

2. У России особый путь исторического развития

3. Будущее России социализм, минуя капитализм.

4. Руководящая сила крестьянства - партия революционеров-профессионалов

5. Ячейка социализма в стране - крестьянская община.

6. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры

Рабочее движение в 70 – 80-е годы и начало распространения марксизма в XIX веке

Первые рабочие организации в России

Название организации Годы и место существования Руководители Программа Деятельность
“Южнороссийский союз рабочих” 1875 – 1876 гг. Одесса Е.О. Заславский, ок. 60 чел. Борьба с существующим политическим строем. влияние народнической идеологии Пропагандистская деятельность
“Северный союз рабочих” 1878 – 1880 гг. Петербург В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин, ок. 200 чел. Ликвидация существующего строя. Борьба за политическую свободу. солидарность рабочих всех стран. Влияние народников Участие в стачках. Издание прокламаций и листка “Рабочая заря”

В целом рабочее движение России в конце ХIХ века носило экономический характер - борьба за улучшение своего материального положения и условий труда.

Марксистские кружки в России

Кружок Год, место Руководители Деятельность
Кружок Благоева 1883–1885 гг, Петербург Д Благоев Изучение марксизма, пропаганда его среди рабочих, издание газеты “Рабочий”. Кружок раскрыт полицией.
“Товарищество Санкт-Петербургских мастеров” 1885 – 1888 гг, Петербург П.В. Точисский Пропаганда марксизма среди рабочих
Кружок Федосеева 1888 г., Казань Н.Е. Федосеев Пропаганда марксизма среди рабочих и студентов. Организация студенческих волнений в Казанском университете. В этом кружке к марксизму приобщился В.И. Ульянов (Ленин)
Кружок Бруснева 1889 – 1892 гг, Петербург М.И. Бруснев. Пропаганда марксизма, создание рабочих кружков. Организация демонстрации и маевки в 1891 году.

Образование политических партий в конце XIX – начале XX века

ПРИЧИНЫ РАСКОЛА

  1. Опора в идеологии на разные пласты марксизма.
  2. Различия в оценке политической и социально-экономической обстановки в России.
  3. Разногласия по стратегическим и тактическим вопросам политического поведения партии.
  4. Различные подходы к вопросам партийного строительства
  5. Личное соперничество лидеров за власть в партии

НЕОНАРОДНИКИ

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ

(ЭСЕРЫ)

ЦЕНТРИСТСКИЕ ПАРТИИ

СЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: торгово-промышленные круги

Либеральн -оппозиционная партия - кадеты

(конституционно - демократическая партия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОПОРА: интеллигенция, либеральное дворянство, отчасти крестьяне и рабочие.

ЛЕВЫЕ ПАРТИИ

Революционно - демократические партии (крайне левые)

ПСР – партия социалистов-революционеров (эсеры) с 1905 года РСДРП – Российская социал-демократическая партия (с 1903 года)
большевики меньшевики
Лидеры М Спиридонова, Б. Савинков, В. Чернов В.И. Ленин Г.В. Плеханов
Социальная опора Крестьяне Рабочий класс
Аграрный вопрос Муниципализация земли:

Отказ от конфискации помещичьего землевладения;

Отчуждение помещичьей земли путем выкупа за вознаграждение;

Переход земли в общенародное пользование под контролем органов самоуправления - муниципалитетов.

Социализация земли:

Передача земли в общенародное достояние;

сохранение крестьянской общины – ячейки будущего социализма и её права распоряжаться земельным фондом;

Распределение земли в пользование по трудовой норме.

Программа минимум Программа максимум
- возвращение крестьянам отрезков;

Отмена выкупных и оброчных платежей;

Отмена круговой поруки

- полная конфискация всех помещичьих, государственных, удельных, церковно-монастырских земель;

Национализация земли – передача её в собственность государства.

ОПЫТ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА И УЧАСТИЕ ПАРТИЙ В РАБОТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

(1906 – 1917)

Время работы Партийно-политический состав Руководство Государственной думы Основные вопросы в направлении деятельности
24 апреля – 8 июля 1906 г. I Государственная дума Кадеты – 161; трудовики – 97: мирнообновленцы – 25; социал-демократы – 17; партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; партия союза автономистов – 90.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет) - проблема создания “ответственного перед Государственной думой министерства”

Центральный вопрос – аграрный.

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

20 февраля – 2 июня 907 г. II Государственная дума Трудовики – 104; кадеты – 98; социал-демократы – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; партия демократических реформ 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет) - центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, социал-демократов);

Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы;

распущена по указу царя от3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г III Государственная дума Октябристы – 136; националисты – 90; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; социал-демократы – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатели: Н.А. Хомяков – октябрист (1907 – 1910); А.И. Гучков – октябрист (1910 – 1911); М.В. Родзянко – октябрист (1911 – 1912) - утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910);

Принято рабочее законодательство;

ограничена автономия Финляндии

15 ноября 1912 г. – 6 октября 1917 г. IV Государственная дума Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; социал-демократы – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко – октябрист (1912 – 1917) - поддержание участия России в Первой мировой войне

Создание в Думе т.н. “Прогрессивного блока” (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Политические партии России в Февральской революции

Название партии Тактика Программные установки
Консервативно-охранительные партии Черносотенные организации после Февраля 1917 года прекратили свою деятельность
Либеральные партии
“Союз 17 октября После Февральской революции перестал существовать. Выражение интересов буржуазии окончательно перешло к кадетам
2. “Партия народной свободы” (кадеты) 1 .Оттягивание проведения

насущных мер во внутренней и во внешней политике до окончания войны

2. “Война до победного конца”

1 .Запрещение захвата помещичьих земель

2. Отмена 8-часового рабочего дня в связи с войной

3. Неделимость России

4. Определение политического устройства России после созыва Учредительного собрания

Революционные партии
1. Партия социалистов революционеров (эсеры) Февраль - апрель 1917 года

Поддержка Временного правительства и Советов

Апрель - октябрь 1917 года Борьба за коалиционное правительство и участие в нем с целью проведения радикальных реформ и недопустимости Гражданской войны

1. “Демократический мир всему миру”

2. Окончательное решение крестьянского вопроса через Учредительное собрание

3. Подготовка проведения аграрной реформы на местах

2. РСДРП

а) меньшевики

Февраль - апрель 1917 года

Поддержка и максимальное давление на Временное правительство

Апрель - октябрь 1917 года

Создание и участие в коалиционном правительстве

1. Упрочение буржуазно-демократического строя

2. Строительство социализма в России утопично

3. Заключение демократического всеобщего мира

4. Защита революции от внешних врагов

б) большевики Февраль - март 1917 года

Поддержка и давление на Временное правительство (до приезда В.И. Ленина в Россию)

Апрель - октябрь 1917 года

“Никакой поддержки Временному правительству!” Борьба за переход власти к Советам. Курс на социалистическую революцию

1. Прекращение войны. Демократический мир

2. Немедленный переход всех земель в руки крестьянства.

3. Национализация земли

4. Право наций на самоопределение

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 И ЕГО КРИЗИСЫ

Время пребывания у власти Председатель правительства Партийно-политический состав Причины кризиса
2 марта – 6 мая 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, октябристы, прогрессисты, беспартийные Нота Н.П. Милюкова союзникам по поводу продолжения участия России в войне.
6 мая – 24 июля 1917 г. Князь Львов Г.Е. Кадеты, эсеры, меньшевики Разногласия в правительстве. Неудачное наступление на фронте. Июльские события в Петрограде
24 июля – 25 сентября 1917 г. (1 – 25 сентября 1917 г. – директория) Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране
25 сентября – 25 октября 1917 г. Керенский А.Ф. Кадеты, эсеры, меньшевики Взятие власти большевиками

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ К ОСЕНИ 1917 ГОДА (ТЫС. ЧЕЛ)

Литература:

  1. Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) для школьников. “Лист” М. 1997 г
  2. Кирилов В.В. Экзамен по схеме. Отечественная истори в схемах и таблицах. ЭКСМО 2004 г.