Различные типы общества и особенности их функционирования. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция. Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

2. Определение общества в социологии. Признаки общества

Общество - это предельно широкое понятие, употребляемое и в социологии, и в политологии, и в юриспруденции, и в истории, и в других науках. Каждая из этих наук подходит к изучению общества со своей стороны и дает ему своеобразную трактовку. В результате складывается комплекс теорий, концепций, мнений о том, что есть общество, какова его сущность, отличительные признаки и особенности развития.

В социологии имеются различные трактовки понятия общества. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. П. Сорокин считал общество надорганической системой бытия. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности, «ансамбль человеческих отношений».

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени отражено восприятие общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Наиболее полно выразил системное понимание общества Т. Парсонс. По его мнению, общество - это такой тип социальной системы, который обладает высшей степенью самодостаточности относительно своей среды.

В качестве универсального, наиболее широкого определения общества можно привести следующее: общество - это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, социальными общностями, организациями и институтами, складывающаяся и изменяющаяся в процессе их совместной деятельности.

Важнейшими отличительными признаками общества являются следующие:

социальность (данное качество выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий);

способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми;

территория, на которой разворачиваются социальные взаимодействия;

социальное пространство и социальное время (это дает возможность установить социальные координаты человека);

высокий уровень самоуправления и саморегуляции (общество обладает высокой степенью самодостаточности, что позволяет без вмешательства извне сохранять высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство);

социальные институты - устойчивые, организованные формы деятельности социальных групп, общностей, индивидов, обеспечивающие устойчивость и динамичность в развитии общества;

любые изменения и события, происходящие в обществе, не осуществимы без участия сознания, воли и целенаправленной деятельности людей;

наличие определенной социальной структуры

Все указанные признаки, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают целостность и возможность его дальнейшего развития как единой и сложно структурированной системы.

Первичным элементом общества, его системообразующим ядром является социальная подсистема. В ее состав входят социальная и этнонациональная структуры общества, территориальная и профессиональная, социально-демографическая, а также функционирующие в обществе социальные институты, организации, общности, группы.

Экономическая подсистема включает производство, распределение товаров и услуг, взаимодействие людей на рынке труда, экономическое стимулирование различных видов деятельности, специфические органы и учреждения (финансы, банки и прочее).

Политическая подсистема представляет собой совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций и прочее.

Социокультурную подсистему образуют институт образования, организации и учреждения культуры, СМИ, искусство, мораль, религия, философия и т.п.

Все эти подсистемы в своем взаимодействии образуют целостную систему общества.

Итак, общество представляет собой особый, сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя все многообразие устойчивых социальных взаимодействий, всех институтов и общностей, локализованных в рамках конкретных государственно-территориальных границ. Механизмы саморегуляции позволяют поддерживать целостность, упорядочивать отношения между его отдельными элементами, интегрировать в сложившуюся структуру социальные новообразования, подчинять своей логике основные массы населения.

3. Типы обществ и их классификация. Эволюция общества

Общество является крайне сложным, многоуровневым образованием. Этим термином можно определить и население современного Китая, и несколько десятков жителей тропического поселка в экваториальной Африке. Для того, чтобы классифицировать все многообразие существовавших ранее и существующих ныне обществ, исследователи используют различные критерии.

Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под первым понимается общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами, основанное на традиционных способах социокультурной регуляции (нормы табу, религия, мораль). В нашем сегодняшнем понимании - это примитивное, отсталое общество, для которого характерны низкие темпы развития производства, большая инерционность, невосприимчивость к нововведениям.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел в научны оборот французский ученый А. Сен-Симон, подчеркнув тем самым иную производительную основу общества. Другими важными чертами этого общества являются гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

Различные авторы в своих теоретических построениях вводят дополнительные штрихи к описаниям традиционного и индустриального общества. Так К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, основу различий между которыми составляет соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, является закрытым, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения, - открытым.

В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию обществ, получившую широкое распространение, особенно в нашей стране. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общества, объединенные этими двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, человечество в своем историческом развитии прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятая общественно-экономическая формация, которую описывает Маркс, носит название коммунистической (или социалистической). Она должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в единую синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Д. Белла. Он разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, образ жизни, социальная структура общества. В доиндустриальном обществе, которое называют традиционным, определяющим фактором развития было сельское хозяйство, а главными институтами - церковь и армия. В индустриальном - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном - теоретические знания во главе с университетом как местом производства и сосредоточения знаний. Переход индустриального общества в постиндустриальную стадию сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства (подобные процессы наблюдаются в США и Японии).

Рассматривая процессы эволюции общества, различные стадии его развития, социологи выявили ряд закономерностей. Одна из них получила название закона ускорения истории - на каждую последующую стадию в развитии общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. Вторая закономерность гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью.

В тех случаях, когда ускорение социального развития приводит к позитивным сдвигам в обществе, говорят о прогрессе. Глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом. Это понятие включает в качестве составных частей экономический, технический и культурный прогрессы. Процесс, противоположный прогрессу, называется регрессом. Он означает движение общества вспять, возвращение к предшествующему уровню. Между прогрессом и регрессом разница не только в векторе движения, но и в масштабах. Никогда ещё человечество в целом не регрессировало, хотя на отдельных этапах истории его движение вперёд могло задерживаться, останавливаться.

Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным. Срединный путь развития, сочетающий особенности указанных выше вариантов социального прогресса получил название социальной модернизации. Под модернизацией понимается революционный переход к индустриальному обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени.

Общество существовало с давних времен. В широком смысле это понятие включает в себя взаимодействие людей с природой и между собой, а также способы их объединения. В более узком определении общество представляется совокупностью людей, которые наделены собственным сознанием и волей и которые проявляют себя в свете определенных интересов, настроений и мотивов. Каждое общество может характеризоваться следующими признаками: название, устойчивые и целостные формы взаимодействия людей, наличие истории создания и развития, наличие собственной культуры, самодостаточность и саморегуляция.

Исторически все многообразие обществ можно разделить на три типа: традиционное, или аграрное, индустриальное, постиндустриальное. Каждый из них обладает определенными особенностями и характеристиками, которые однозначно отделяют одну форму общественных отношений от другой. Тем не менее типы общества хоть и различаются между собой, но выполняют одинаковые функции, такие как производство благ, распределение результатов трудовой деятельности, формирование специфической идеалогии, соцализация человека и многое другое.

Данный тип включает в себя совокупность общественных идей и укладов, которые могут находиться на различных ступенях развития, однако не обладать достаточным уровнем индустриального комплекса. Основное взаимодействие осуществляется между природой и человеком, при этом важная роль отводится выживанию каждого индивида. К данной категории относят аграрное, феодальное, племенное общество и другие. Для каждого из них характерны низкие темпы производства и развития. Тем не менее подобные типы общества обладают характерной особенностью: наличие устоявшейся социальной солидарности.

Характеристика индустриального общества

Оно имеет сложную и в достаточной мере развитую структуру, обладает высокой степенью специализации и разделения трудовой активности, а также отличается повсеместным внедрением новшеств. Индустриальные типы общества образуются при наличии активных процессов урбанизации, роста автоматизации производства, массового производства всевозможных товаров, широкого применения научных открытий и достижений. Основное взаимодействие происходит между человеком и природой, в котором присутствует порабощение окружающего мира людьми.

Характеристика постиндустриального общества

Подобный тип человеческих взаимоотношений обладает следующими особенностями: создание высокоинтеллектуальных технологий, переход к экономике услуг, контроль над различными механизмами, возвышение высокообразованных специалистов и господство теоретического познания. Основное взаимодействие происходит между человеком и человеком. Природа выступает как жертва антропогенного влияния, следовательно, разрабатываются программы по минимизации отходов производства и загрязнения окружающей среды, а также по созданию высокоэффективных технологий, которые могут обеспечить безотходное производство.

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

«Финансы и кредиты»

Тема: «Сравнительная характеристика разных типов обществ»

Гиченко Валентина Николаевна

Специальность

«Экономика»

Курс 1, ЭЗб - 101 ФК

Руководитель:

Карталы 2007 г.

1. Что такое общество?

2. Типы обществ

а) Традиционное общество

б) Индустриальное общество

4. Заключение

5. Литература

1. Что такое общество?

Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Что же мы называем обществом? В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения. Общество-это не сумма индивидов, а это ансамбль человеческих отношений.

В широком смысле под понятием «общество» понимается обособившая от природы часть материального мира. В более узком смысле - это определенный этап человеческой истории или отдельное конкретное общество. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Поколение людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и села, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения.

Итак, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с ограниченной и неограниченной природой. Существуют различные подходы к пониманию сущности общества. В истории философии и социологии общество часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания общества клались самые различные мифологические, теологический, телеологические, идеалистические представления, общим для которых было то, что общество это результат субъективного проявление воли человека. В отечественной науке общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений, как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающая на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма общества связана с определенной территорией и политической властью. Люди, включенные в данную территориально-политическую государственную систему, содержание, формы и направленность их социальных действий не только самодетерминируются, но и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации общества создается людьми или, вернее, властными структурами, неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково общество (тоталитарное, автократическое, демократическое и т.д.), таковы соответственно и люди, и их социальные действия, какова властная структура, таково и общество.

2. Типы обществ

Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию,

Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

а) Традиционное общество

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

В настоящее время ведущими теориями традиционного общества являются теории «многомерных моделей» Ф. Риггса и Д. Эптера. Особенностью этих теорий является отказ от подчеркивания «цивилизаторской миссии» западной технологии, признание неоднородности традиционного общества, стремление найти новые критерии оценки «развитости» общества, в том числе учесть «человеческие», в основном психологические факторы. Развитием классических теорий традиционного общества являются также различные теории «плюралистических» традиционных обществ, характеризующие его как культурно разнородное и социально разобщенное общество, а так же теория «патримониального общества» С. Эйзенштадта, описывающая традиционное общество, в котором старые формы жизни разрушены, а новые социально - политические структуры пока не сложились.

б) Индустриальное общество

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда при сильной его специализации, массовое производство товаров на широкий рынок, машинизация и автоматизация производства и управления, научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и урбанизации, качественные сдвиги в структурах национального потребления. В индустриальном обществе основные характеристики крупной промышленности и задаваемые ею модели поведения становятся определяющими для социального общения в обществе в целом и для большей части населения. Теория индустриального общества была сформулирована в двух вариантах: французским социальным философом Р. Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956 - 1959 гг. и американским экономистом и политологом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста». Теория индустриального общества сводит социальный прогресс к переходу от отсталого, «традиционного» (докапиталистического) общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к передовому, промышленно развитому, « индустриальному» (капиталистическому) обществу с массовым рыночным производством и буржуазно-демократическим строем. Согласно теории индустриального общества, в основе этого перехода лежит процесс последовательных технических нововведений в производстве, во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различными психологическими мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом предпринимательства и конкуренции, личными амбициями политических деятелей и т. п.). главным критерием прогрессивности общества считается достигнутый уровень промышленного производства, а по Ростоу - производства товаров массового потребления длительного пользования (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.).

в) Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

Термин "постиндустриальное общество" родился в США еще в 50-ые годы, когда стало ясно, что американский капитализм середины столетия во многом отличается от индустриального капитализма, существовавшего до великого кризиса 1929-1933 годов. Примечательно, что первоначально постиндустриальное общество рассматривалось в рационалистических понятиях линейного прогресса, экономического роста, повышения благосостояния и технизации труда, вследствие чего сокращается рабочее время и увеличивается, соответственно, свободное. Вместе с тем уже в конце 50-х годов Рисман поставил под сомнение целесообразность безграничного роста благосостояния, отметив, что среди молодых американцев из "верхнего среднего класса" постепенно падает престиж обладания теми или иными вещами.

С конца 60-х годов термин "постиндустриальное общество" наполняется новым содержанием. Ученые выделяют такие его черты, как массовое распространение творческого, интеллектуального труда, качественно возросший объем научного знания и информации, применяемой в производстве, преобладание в структуре экономики сферы услуг, науки, образования, культуры над промышленностью и сельским хозяйством по доле в ВНП и числу занятых, изменение социальной структуры.

В традиционном аграрном обществе основная задача состояла в обеспечении населения элементарными средствами к существованию.

Поэтому усилия были сосредоточены в сельском хозяйстве, в производстве продовольствия.

В пришедшем на смену индустриальном обществе эта проблема ушла на второй план. В развитых странах 5-6% населения, занятые в сельском хозяйстве обеспечивали продовольствием все общество. На первый план выдвинулась промышленность. В ней была занята основная масса людей. Общество развивалось по пути накопления материальных благ.

Следующий этап связан с переходом от индустриального к сервисному обществу. Для осуществления технологических инноваций решающее значение приобретает теоретическое знание. Объемы этого знания становятся столь большими, что обеспечивают качественный скачок. Чрезвычайно развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распространение знания, что дает возможность говорить о качественно новом типе общества.

В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методами физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодателей.

В дело с неизбежностью вовлекаются мощные частные интересы. Точно так же, как замена угля нефтью и конкуренция между грузовым автотранспортом, железными дорогами и газопроводами привели к существенным изменениям в распределении корпоративной власти, в структурах занятости, в профсоюзах, географическом расположении предприятий и тому подобном, так и колоссальные изменения, происходящие в коммуникационной технологии, затрагивают отрасли промышленности, связанные с коммуникациями.

В самом общем плане здесь можно выделить 5 проблем:

1. Слияние телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну модель. С эти связан вопрос будет ли передача информации осуществляться преимущественно через телефонную связь или возникнет какая-либо иная независимая система передачи данных; какова будет относительная доля микроволновых станций, спутников связи и коаксиального кабеля в качестве каналов передачи.

2. Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги вместо использования чеков, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов.

3. Расширение телевизионной службы через кабельные системы со множеством каналов и специализированными услугами, что позволит осуществлять прямую связь с домашними терминалами потребителей.

Транспорт будет заменен телекоммуникациями с использованием видеофонов и систем внутреннего телевидения.

4. Реорганизация хранения информации и систем ее запроса на базе компьютеров в интерактивную информационную сеть, доступную для исследовательских групп; прямое получение информации из банков данных через библиотечные и домашние терминалы.

5. Расширение системы образования на базе компьютерного обучения, использование спутниковой связи для сельских местностей, особенно в слаборазвитых странах; использование видеодисков как для развлечений, так и для домашнего образования.

Технологически коммуникации и обработка информации сливаются в единую модель, получившую название КОМПЬЮНИКАЦИЯ. По мере того, как компьютеры все шире используются в коммуникационных сетях в качестве коммутирующих систем, а средства электронной коммуникации становятся неотъемлемыми элементами в компьютерной обработке данных, различия между обработкой информации и коммуникацией исчезают. Основные проблемы здесь - правовые и экономические, и основной вопрос - должна ли эта новая область подлежать государственному регулированию или ей лучше развиваться в условиях свободной конкуренции.

Самый же важный вопрос - политический. Информация в постиндустриальную эпоху- это власть. Доступ к информации есть условие свободы. Из этого прямо вытекают проблемы законодательного характера.

Нельзя рассматривать постиндустриальное общество только как новую ступень в технической сфере. Меняется и сам человек. Труд больше не является для него жизненной необходимостью. Постиндустриализация связана с превращением процесса труда, по крайней мере, для заметной части общества, в разновидность творческой деятельности, в средство самореализации и с преодолением некоторых присущих индустриальному обществу форм отчуждения. Вместе с тем постиндустриальное общество - это общество постэкономическое, поскольку в перспективе в нем преодолевается господство экономики (производство материальных благ) над людьми и основной формой жизнедеятельности становится развитие человеческих способностей.

Становление постиндустриального общества представляет собой глубочайшую социальную, экономическую, технологическую и духовную революцию. Ее ядром, сердцевиной является, в свою очередь, становление нового социального типа человека и характера общественных отношений. Этот тип можно определит как "богатую индивидуальность", "многомерного человека". Если еще 30-50 лет назад жизненный путь человека и круг его общественных связей определялись в первую очередь тем, к какому классу или социальному слою он принадлежит, и лишь во вторую - его личными способностями, то "многомерный человек" реально может выбирать между работой по найму и собственным бизнесом, между различными способами самовыражения и материальным успехом. Это значит, что человек может выбирать и строить по своему усмотрению и те отношения, в которые он вступает с другими людьми. Они все меньше и меньше слепо господствуют над ним, как это было в эпоху индустриального капитализма. Именно с таким изменением связан наблюдаемый ныне в развитых странах "рыночный ренессанс".

За "рыночным ренессансом" в действительности стоит колоссальное развитие нерыночной сферы - системы социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и, что очень важно, домашнего труда по воспитанию, "производству" человеком самого себя и своих детей, труда непосредственного общения. Характерной чертой складывающегося постиндустриального общества становится двухэтажная, двухсекторная экономика, состоящая из сектора производства материальных благ и услуг, который контролируется рынком, и сектора "производства человека", где осуществляется накопление человеческого капитала и, по существу, не остается места рыночным отношениям. Причем развитие сферы "производства человека" все больше определяет развитие и структуру рынка, динамизм экономики и конкурентоспособность стран в мире. При этом "производство человека" все меньше является прерогативой государства и все больше самого гражданского общества: органов местного самоуправления, общественных организаций, наконец, самих граждан.

Интеллектуальная собственность "многомерного человека" постиндустриального общества складывается в результате огромных затрат труда по воспитанию детей в семье, расходов государства, частных фондов и самих граждан на образование, собственных усилий детей, а потом студентов по освоению знаний и ценностей культуры, общих - государственных, частных и коллективных затрат на поддержание и развитие культуры и искусства, затрат времени людей по освоению достижений культуры. Наконец, в интеллектуальной собственности воплощаются затраты времени и усилия человека по поддержанию своей "спортивной формы" - своего здоровья, работоспособности, не говоря уже о совокупных расходах на охрану и восстановление окружающей среды. Уже в 1985 году величина "человеческого капитала" Америки в несколько раз превышала сумму всех активов американских корпораций. Такое сопоставление говорит само за себя.

Легкость накопления и передачи информации в эпоху постиндустриализации порождает свои проблемы. Так становится все более очевидной угроза полицейского и политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной информационной техники. Как писал бывший сенатор С. Эрвин в обзоре по использованию компьютерных банков данных федеральными агентствами, "подкомитет обнаружил многочисленные случаи того, как агентства начинали с весьма благих целей, а затем заходили столь далеко за пределы необходимого, что неприкосновенность частной сферы жизни и конституционные права индивидов оказывались под угрозой уже в силу самого существования досье на них... Наиболее важным открытием было установление факта чрезвычайно большого количества правительственных банков данных с громадными досье практически на каждого жителя страны. 54 агентства, предоставивших информацию на этот счет, доложили о существовании 858 банков данных, содержащих 1.25 миллиарда записей на индивидов".

Все это подтверждает следующий факт: когда какое-либо агентство, обладающее властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится во что бы то ни стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Дабы предотвратить эти злоупотребления, необходимы институциональные ограничения, прежде всего в сфере информации.

В постиндустриальном обществе для самовыражения и самоутверждения человека велико значение политики, административно-общественного самоуправления - прямой ("партисипаторной") демократии, которая расширяет общественные связи человека и тем самым возможности для проявления им творческой инициативы.

Западная общественная мысль в 80-е годы пришла к тому же выводу, к которому в свое время пришел... Карл Маркс в первом черновом варианте "Капитала": культура, наука, информация - всеобщее достояние. Как только их "запускают" в производство, т.е. используют как производительную силу, они становятся подлинно всеобщей собственностью. "В классической и марксовой экономической теории капитал мыслился как "воплощенный труд", но знание нельзя интерпретировать в том же ключе, - писал Д. Белл. -Главное состоит в том, что знание, как систематизированная теория является коллективным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни корпорация не могут монополизировать или защитить патентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно является общественной собственностью интеллектуального мира". В то же время наука, информация, ценности культуры по существу, не отчуждаются ни от их создателя ("производителя"), ни от того, кто ими пользуется. Следовательно, эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто пользуется ею. Таким образом, для постиндустриального общества характерно предсказанное Марксом единство индивидуальной и общественной (но не государственной!) собственности на основной "продукт" и "производственный ресурс".

Процесс постиндустриализации необратим. Однако, пока он охватил далеко не все стороны общественной жизни и далеко не все страны. Создается новая карта мира. Это информационная карта, которую можно уподобить климатической в том смысле, что на ней отражены некоторые постоянные условия среды. Эта информационная карта показывает большую плотность информации на территории Северной Америки, несколько меньшую - в Европе, Японии и России; во всех других местах плотность информации ничтожна и даже сходит на нет. Даже в самых развитых странах (США, Япония, ФРГ, Швеция) общество еще весьма далеко от того, чтобы в полной мере стать постиндустриальным. До сих пор в них многие миллионы людей заняты простым трудом и подвергаются самой обычной капиталистической эксплуатации. И даже в этих странах, в особенности в США, существуют массы неграмотных, которые, естественно, остаются на обочине дороги в будущее. Разумеется, это препятствует постиндустриализации, консервирует старые отношения и старые технологии, а порой и воссоздает их на новой технологической основе. Остаются нерешенными и глобальные проблемы - экологическая и проблема отсталости большинства стран Земли. Однако решить эти проблемы можно только на постиндустриальной основе. В свою очередь дальнейшая постиндустриализация немыслима без их решения. Интересным является положение в России. Явные тенденции к постиндустриализму в развитых странах и сравнение их с тем, что происходит в России, свидетельствуют скорее о разнонаправленности процессов, происходящих "там" и "тут", чем о том, что Россия начинает, наконец, развиваться "как все". Дело в том, что Россия еще лишь входит в позднюю стадию индустриального общества. Рыночные структуры активно наращиваются. В то же время в развитых странах большая часть общественных отношений переходит в нерыночный сектор, в сектор восстановления человека. Что бы развитие шло по пути "как все", мы должны, по крайней мере уяснить себе, что, не повернув экономику и политику лицом к человеку - сначала хотя бы на постиндустриальной основе, - ни о каком развитии страны "по пути всемирной цивилизации" не может идти и речи. И один из главных парадоксов истории состоит в том, что идеи, от которых спешат отречься российские лидеры, на самом деле подтверждаются (пусть и не в полной мере) там, где эти идеи никогда не превращались в господствующую идеологию.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

Таблица 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА СОГЛАСНО ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

ЭТАПЫ\ХАРАКТЕРИСТИКИ

Доиндустриальное общество

Индустриальное общество

Постиндустри-альное общество

Главная отрасль экономики

Сельское хозяйство

Промышленность

Наукоемкий сервис (производство знаний)

Главенствующая социальная группа

Собственники земли и обрабатывающих ее людей (рабовладельцы, феодалы и др.)

Собственники капитала (капиталисты)

Собственники знаний (менеджеры)

Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем - доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества (Табл. 3). Эти три общественные системы различаются по основным факторам производства, ведущим сферам экономики и главенствующим социальным группам. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (18-19 вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (со второй половины 20 в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Современное общество - это переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Марксистская теория общественных формаций и институциональная теория постиндустриального общества покоятся на сходных принципах, единых для всех формационных концепций: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс.

3. Сравнительная характеристика

Таблица 2. Сравнительная характеристика разных типов обществ

Тип общества

Доиндустриальный

Индустриальный

Постиндустриальный

Страны, в наибольшей степени приблизившиеся к этому типу общества

Характерные представители

Афганистан

Никарагуа

Великобритания

Валовый национальный продукт на душу населения (в долл.)

около 10 000

около 18 000

Основной фактор производства

Основной продукт производства

Примышленные изделия

Характерные черты производства

Ручной труд

Широкое применение механизмов, технологий

Автоматизация производства, компьютеризация общества

Характер труда

Индивидуальный труд

Преимущественно стандартная деятельность

Резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

Сельское хозяйство - около 75%

Сельское хозяйство - около 10 %

Сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%

Урожайность зерновых (в ц/га)

Надои молока на 1 корову в литрах в год

Основной вид экспорта

Продукты производства

Политика в области образования

Борьба с неграмотностью

Подготовка специалистов

Непрерывное образование

Количество ученых и инженеров на 1 млн. жителей

около100человек

около 2000 человек

около 2000 человек

Смертность на 1000 чел.

около 20 человек

около 10 человек

около 10 человек

Продолжительность жизни

свыше 70 лет

свыше 70 лет

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Взаимодействие с другими странами

Несущественное

Тесная взаимосвязь

Открытость общества

4. Заключение

Итак, проанализируя все общества, можно охарактеризовать их как ступени развития человеческого общества. На низшей ступени развития стоит традиционное общество, оно характеризуется как общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства. на следующей ступени стоит индустриальное общество, которое в отличие от традиционного общества более сложное. Оно основано на промышленном способе хозяйствования, способе социальной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. На высшей ступени развития стоит постиндустриальное общество, оно в отличие от остальных обществ развито на информационной основе.

Подводя итог, отметим,что каждое из этих обществ играет важную роль.. Более того, они являются историческими этапами в развитии человечества в целом.

5. Литература

Фролов С. С. Социология. М.,1998 г.

Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. Г. Эфендиева. М.,1994 г.

Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. Москва 1984г.

Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. Москва 1985г.

Осипов Г. В. Природа и общество 1996г.

Социология. Основы общей теории / Под ред. Осипова Г. В., Москвичева Л. Н. Москва 1996г.

Пушкарева В. Г. Общество

Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю.Мягкова; М.: «Флинта»; 2003;

Д. В. Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002;

Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994;

Данило Ж. Маркович; Общая социология; "Владос", М., 1998.

Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова Москва 1996 г.

Белл Д. Социальные рамки информационного общества, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, - М., 1986]

Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе, Общественные науки и современность, N2,1993

Дайзард У. Наступление информационного века, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, - М., 1986]

Справочник школьника /обществознание/под ред. ,В.В. Барабанова, В.Г. зарубина Москва 2004

Введение в социологию А. И. Кравченко Москва 1995

Человек и общество учебное пособие Москва 1995

Подобные документы

    Изучение разных определений общества - определенной группы людей, объединившейся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Традиционное (аграрное) и индустриальное общество. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

    реферат , добавлен 14.12.2010

    Современные понятия и критерии общества. Экономические условия развития родового общества от варварства к цивилизации. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Социология об этапах развития общества.

    реферат , добавлен 01.10.2007

    Признаки и черты индустриального общества. Сущность постиндустриального общества. Повышение конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритет инвестиций в человеческий капитал как признаки информационного и постиндустриального общества.

    доклад , добавлен 07.04.2014

    Общество как совокупность исторически сложившихся и форм совместной деятельности и отношений людей, его основные признаки. Характеристика общества с точки зрения социальной системы. Основные типы общества: дописьменные и письменные, простые и сложные.

    реферат , добавлен 26.01.2013

    Взаимосвязь понятий "страна", "государство" и "общество". Совокупность признаков общества, характеристика его экономической, политической, социальной и культурной сфер. Типология обществ, сущность формационного и цивилизационного подходов к их анализу.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Индустриальное общество как тип организации социальной жизни. Концепции постиндустриального общества Дэниела Белла и Алена Турена и их основные компоненты. Постиндустриальная теория и ее подтверждение на практике. Значение интенсификации производства.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Основные категории системного анализа, социологическое понятие "общество" и его качественные характеристики. Структура и исторические типы обществ, различные подходы к анализу общества. Формы развития общества, социологическая теория трех стадий.

    презентация , добавлен 11.04.2013

    Подходы при рассмотрении общества. Индивид и общество в социологических исследованиях. Индивид как элементарная единица общества. Признаки общества, его соотношение с культурой. Типология обществ, характеристика его традиционного и индустриального видов.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2012

    Основные ступени развития человеческого общества, характеризующиеся определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования. Признаки аграрного (традиционного), индустриального (промышленного) и постиндустриального типов общества.

    презентация , добавлен 25.09.2015

    Понятие и основные типы общества. Общественные отношения как отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Нормы, регулирующие общественные отношения. Взаимодействие общества и природы. Структура общественных отношений.

Общество, прежде чем приобрело современный вид, прошло в своём развитии несколько стадий (ступеней).

Существуют различные научные подходы по вопросу развития общества.

Современные социологи разделили всемирную историю на три эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

А современные антропологи (учёные, изучающие становление и развитие человека) все общества с древнейших времён до наших дней подразделили на следующие типы: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, индустриальное общество. В основе этого деления - способ добывания средств к существованию и формы хозяйствования.

Остановимся более подробно на каждом из типов обществ.

Общество охотников и собирателей

Самыми древними способами добычи пропитания для человека были охота и собирательство. Поэтому первой ступенью в человеческой истории учёные называют общество охотников и собирателей.

Оно состояло из родовых общин - групп численностью от 20 до 60 человек, связанных кровным родством. Для пропитания им требовалось большое количество пищи, поэтому охотникам и собирателям в поисках добычи приходилось передвигаться на очень большие расстояния и у них не было постоянного места обитания. Его заменяли временные стоянки, где мужчины, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков.

Женщины занимались собирательством. Оно было связано не только с собиранием съедобных растений. Так, в прибрежных районах люди собирали моллюсков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке учёные обнаружили миллионы раковин земляных улиток.

Таким образом, в древности люди не производили всё необходимое для удовлетворения своих потребностей, а брали то, что в готовом виде давала природа. Когда запасы пищи исчерпывались, группы людей переселялись на другие места, т.е. вели кочевой образ жизни.

Это был самый продолжительный период истории человечества. Учёные называют его «детством» человеческого общества. Несмотря на то что этот период остался далеко позади, до сих пор в различных частях нашей планеты исследователи обнаруживают живые свидетельства истории - племена кочующих охотников и собирателей. Их можно встретить в Австралии, на Мадагаскаре, в Южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана.

    Дополнительное чтение
    Современные охотники и собиратели
    Аборигены - коренные жители Австралии, населяющие континент уже более 40 тыс. лет. До сих пор ещё не все аборигены перешли к земледелию и скотоводству. Эскимосы Аляски и Канады - охотники.
    Коренное население штатов Калифорния, Орегон, Вашингтон занимается собирательством. На травянистых равнинах Аргентины, Южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают охотники и собиратели. В мире существует около 5 тыс. таких групп народов, общей численностью около 300 млн человек. Они проживают, как правило, в богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов. Для того чтобы высвободить земли под промышленное строительство, коренные народы переселяют в другие места или в города.

Используя дополнительную литературу, ресурсы Интернета, приведите примеры народов, которые в настоящее время продолжают жить благодаря охоте и собирательству.

Общество огородничества

Когда численность человечества выросла настолько, что охота и собирательство перестали давать достаточно пропитания, люди перешли к следующей ступени общественного развития - огородничеству. Люди выкорчёвывали часть леса, сжигали пни, сажали клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные.

На смену бродячему образу жизни постепенно приходил оседлый. Однако он ещё не стал главной чертой жизни. Использовав под огород один участок земли и истощив почву, люди бросали его и перебирались на новый. А поскольку земля истощалась быстро, то на одном месте община задерживалась всего на несколько лет.

Общества земледельцев и скотоводов

Огородничество было переходной формой хозяйствования: от добывания готовых природных продуктов (диких растений) люди переходили к выращиванию окультуренных овощей и злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - сохе или плугу (вначале деревянным, а позже - железным).

Так появилось земледелие. Вспашка земли, сев и сбор урожая - основные этапы этого трудоёмкого занятия.

Какой этап земледельческих работ изображён на картине художника Константина Маковского?

Жители Ближнего Востока (это территория таких современных государств, как Израиль, Ирак, Иран, Сирия, Турция) стали первыми земледельцами. Они начали засевать и обрабатывать землю, из дикой пшеницы вырастили культурные злаки.

Пашенное земледелие привязывало людей к одному месту и способствовало переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Росло население, увеличивалась продолжительность жизни.

Охотники постепенно поняли, что лучше сразу не убивать пойманных ягнят и козлят, а выращивать их, чтобы потом получать от них молоко и шерсть. Да и мяса от взрослого животного получить можно больше, чем от детёныша. Так постепенно люди приручили диких животных, и возникло скотоводство.

Появление земледелия и скотоводства означало, что люди перешли от присвоения того, что давала им сама природа, к производству необходимых продуктов.

Всё большее число людей высвобождалось от необходимости трудиться на земле. Некоторые из них занялись ремеслом. Разделение труда привело к необходимости обмена продуктами труда земледельцев, скотоводов и ремесленников. Так появилась торговля и торговцы.

Возникают города, государства, письменность. Города становились сосредоточением торговой, ремесленной, культурной жизни.

От аграрного общества к индустриальному

Общества огородников, скотоводов и земледельцев многие учёные объединяют в одну ступень развития, которую называют доиндустриальным или аграрным обществом.

В аграрном обществе почти все люди занимаются сельским хозяйством. Это общество называют ещё традиционным, потому что жизнь людей в нём была тесно связана с природой и подчинена обычаям и традициям. В аграрном обществе господствовал ручной труд. Со временем ручной труд перестал удовлетворять потребности растущего населения, поэтому были изобретены машины.

С помощью машин можно было произвести гораздо больше важных для людей вещей и продуктов питания.

Более 250 лет назад на смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором преобладало уже не сельское хозяйство, а промышленность - индустрия. Формирование индустриального общества было связано с распространением крупного машинного производства, возникновением социальных групп предпринимателей и наёмных работников, появлением тысяч новых профессий, большинство из которых не были известны аграрному обществу. Основная часть промышленности сосредотачивается в городах, которые начинают играть главную роль.

На смену аграрному обществу пришло индустриальное, в котором уже преобладала промышленность. Как изменился труд людей с изобретением парового двигателя, с появлени­ем машин?

Теперь уже больше половины населения занято промышленным трудом, а меньшая его часть - аграрным.

    Советуем запомнить!
    Аграрное общество - тип общества, в котором преобладает сельское хозяйство.
    Индустриальное общество - тип общества, в котором преобладает промышленность.
    Постиндустриальное (информационное) общество - тип общества, в котором главную роль играют знания и информация.

Постиндустриальное общество

Наиболее развитые страны в конце XX века вступили в постиндустриальное (информационное) общество, в котором обеспечивается высокий уровень развития науки и техники, образования, сферы услуг, информационных технологий (процессы обработки, хранения, контроля и передачи информации). На передачу и распространение информации направлены мощные технические средства - от радиостанций и спутникового телевидения до мобильных телефонов, компьютеров и Интернета. В информационном обществе больше всего ценятся знания, а учиться приходится всю жизнь.

В постиндустриальном обществе подавляющее большинство людей трудится в сфере обслуживания. Даже на фермах и в промышленности больше людей занято обработкой информации, чем возделыванием земли и работой на поточных линиях. Примером служит автомобильная промышленность, где больше людей занимается вопросами сбыта, страхования, рекламы, дизайна и техники безопасности, чем непосредственно сборкой автомобилей.

Какие черты постиндустриального общества отражают фотографии?

    Подведем итоги
    Человеческое общество прошло несколько ступеней в своём развитии: общество охотников и собирателей, общество огородничества, общество скотоводов, земледельческое общество, промышленное (индустриальное) общество. Учёные выделяют также аграрное, индустриальное, постиндустриальное общества. Каждая ступень характеризуется определёнными способами добывания средств существования, формами хозяйствования.

    Основные термины и понятия
    Типы обществ, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Проверьте свои знания

  1. Какие ступени в развитии человеческого общества выделяет наука?
  2. Объясните значение понятий: «аграрное общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное общество».
  3. Перечислите отличительные черты постиндустриального общества и кратко охарактеризуйте их.
  4. Проследите, как изменялись занятия и способы хозяйственной деятельности людей от одной ступени развития к другой. К каким переменам в жизни людей они привели?

Практикум