Психологическая готовность к школе включает. Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет идеального ученика. Мотивационная готовность ребенка к школе

Надежда Бодрова
Психологическая готовность к школе.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности .

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным .

Готовность к школе включает в себя три компонента :

1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.

2. Физиологическая готовность , т. е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.

3. Психологическая готовность .

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя :

Интеллектуальная готовность

Социально-личностная

Мотивационная

Эмоционально - волевая

Интеллектуальная готовность к школе подразумевает

восприятие;

аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

логическое запоминание;

интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных

координации.

Социально – личностная готовность

1. Достаточный набор знаний о себе самом;

3. Коммуникативные навыки.

Что должен знать ребенок о себе самом :

Фамилию, имя, отчество;

Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;

Полное ФИО мамы, папы, где они работают;

Страна, в которой живем, город и домашний адрес

Самооценка– представление ребенка о самом себе.

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Она может быть :

адекватной,

завышенной,

неопределенной.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе .

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая ", "учитель злой" и т. д.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

Ребенок к 7 годам должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, т. е. иметь адекватную самооценку.

Что нужно делать для развития адекватной самооценки?

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните : "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра) .

Коммуникативная готовность .

Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу , класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений сдругими детьми, необходимы умения войти в детское общество,действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

Итак, коммуникативная готовность включает в себя :

1. отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.

2. отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.

Как научиться общаться

1. Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения :

Играй честно.

Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.

Если у тебя попросят что-нибудь - дай, если попытаются отнять - защищайся.

Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.

Если тебя зовут играть - иди, не зовут - попросись, в этом нет ничего постыдного.

Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

Чаще говори : давай вместе играть, давай дружить.

Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.

2. Поиграйте в игру «Что будет, если.» .

Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

3. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене ) . В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе . Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и , следовательно, мотивационная готовность у них есть . Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Мотивационная готовность к школе включает :

позитивное отношение к школе , учителям, учебной деятельности,

развитие познавательных критериев, любознательности,

развитие желания ходить в школу .

Можно выделить 6 групп мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению :

1. Социальные - основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника ("Я хочу в школу , потому что все дети должны учиться, это нужно и важно");

2. Учебно-познавательные - интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;

3. Оценочные - стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение ("Я хочу в школу , потому что там я буду получать только пятерки");

4. Позиционные - связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника ("Я хочу в школу , потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель");

5. Внешние по отношению к школе и учению - ("Я пойду в школу , потому что мама так сказала") ;

6. Игровые - неадекватно перенесенные в учебную деятельность ("Я пойду в школу , потому что там можно играть с друзьями").

Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость . Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

Как помочь сформировать мотивацию

Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе .

Обязательно познакомьтесь со школой , условиями обучения, педагогами.

Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд. Помните : ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Рассказывайте о своих школьных годах , вспоминая смешные и поучительные случаи.

Читайте вместе с ребенком книги о школе , смотрите фильмы, передачи о школе .

Рассказывайте о школьных порядках и правилах .

Встречая из школы спрашивайте : «Что интересного было в школе » .

Чтобы изменить отношение ребенка к школе , вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки . Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе , положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Эмоционально-волевая сфера

Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, т. е. произвольность.

Не бояться трудностей, решать их самостоятельно.

Проявлять усилия в случае возникновения препятствий.

Умение сосредоточиться.

Умение управлять своими эмоциями.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения : достижение цели определяется мотивацией.

Исходя из этого, взрослый должен :

Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

Направлять, помогать в достижении цели;

Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

Что поможет развить волевые усилия?

Игры с правилами. Они учат дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать.

Приучайте детей к смене деятельности, режиму дня.

Введение дома каких то правил.

Постоянные посильные трудовые поручения.

В развитие волевых усилий важен контроль!

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв) . В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности , хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям . Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее :

1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;

2. доверительно относится к нему;

3. создавать ситуации успеха;

4. поощрять за личные достижения;

5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе , во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

Не забудьте и о своих чувствах : если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе разные авторы: Л.И.Божович, И.В.Дубровина, А.В.Запорожец, Е.Е Кравцова, Н.Г.Салмина, Г.Витцлак, Й.Шванцара и другие предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимных компонентов. Так известный чешский психолог Й.Шванцара выделяет умственные социальные и эмоциональные компоненты психологической готовности.

Немецкий психолог Г.Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способности к концентрации, выносливости, определенные уровни стремления к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению, а также социального поведения.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего, из того, что она многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И.Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность образования в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.

Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Эту точку зрения разделял А.В.Запорожец, включивший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Н.Г.Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности знаковой функции как характеристики, включающие особенности общения, умение совместно действовать для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы.

Таким образом, психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е.Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет 3 сферы: отношение к взрослому, к сверстникам и к самому себе.

Психомоторную (функциональную);

Интеллектуальную;

Эмоционально-волевую;

Мотивационную;

Личностную;

Социально-психологическую готовность.

Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы успешная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения. Под психомоторной (функциональной) готовностью понимают соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно-координированных движений руки. К психомоторной готовности следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1. Возрастное, на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способности формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2. Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координаций - создает основу для овладения действиями письма;

3. Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга, активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления.

Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях. Ребенок, поступающий в школу должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

В интеллектуальную готовность включается:

1. запас знаний об окружающем мире, важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность).

2. представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящиеся к разным областям действительности.

3. достаточный уровень развития познавательных интересов - интереса к новому, к самому процессу познания.

4. определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов.

а) сформированность сенсорных эталонов.

б) качество восприятия - умение планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства.

в) качество мышления - умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.

г) определенная степень децентрации мышления

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно- схематического мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе.

е) развитие воображения.

5. начало формирования произвольности психических процессов.

6. развитие речи.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями навыками: грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Эмоционально-волевая готовность. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в первый класс включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Эмоционально- волевая готовность включает в себя:

1. произвольность поведения, рождается в ролевой игре, позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития.

Д.Б.Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определенному способу действия.

Умение ориентироваться на заданную систему требований.

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

2. формирование основных элементов волевого действия, постановка цели, принятие решения, построение плана действия, его выполнение, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.

3. начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств.

3. новый характер эмоциональности детей по сравнению с более ранним возрастом. Повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда маскировать его, становится более уравновешенным. Разворачиваются процессы эмоциональной децентрации, которые реализуются по двум линиям: расширение круга предметов сопереживания и сочувствия, опосредование идентификации и соучастия социальными принципами и правилами.

4. позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе.

Личностная готовность - является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:

1. Формирование готовности к принятию новой социальной позиции положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, выражается в желании стать школьником, на появление которого влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И.Божович отмечает, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - портфель, пеналы, ручки. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановки, желание приобретать новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки.

2. мотивационная готовность - соподчинение мотивов, наличие в поведении общих и моральных мотивов.

Большое место в формировании мотивационной готовности к школьному обучению Л.И.Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению - произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям. В качестве важнейших мотивационных новообразований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии, а также появление новых по своему строению опосредованных мотивов. Эти новообразования - важнейшая предпосылка школьного обучения. В качестве важного новообразования дошкольного возраста Д.Б.Эльконин и Л.И.Божович указывают на возникновение моральных качеств, чувства долга.

3. начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быта еще лучше, то есть возможность самосовершенствоваться.

Продуктивная учебная деятельность предполагает его адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению. Если самооценка школьника завышена и недифференцирована, нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

Социально-психологическая (коммуникативная готовность) к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную работу на уроке. По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным окликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними.

Поэтому коммуникативная готовность очень важна со взрослыми в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возраста форм общения:

1. вне ситуативно-личностное общение с взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив стараются исправить ошибку.

2. общение с детьми, специфические отношения с ними. Учебная деятельность по сути своей - коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия необходимо для общения с одноклассниками, помогают войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность - общие мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, умение установить и поддерживать взаимоотношения со сверстниками - формируется в совместной деятельности дошкольников.

Все рассмотренные составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжают развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе.

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но вот проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается утром в школу. С понедельника начинает мечтать о выходных, а из школы приходит скучный и напряженный. В чем же дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни».

Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с положительными переменами в их жизни. Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это прежде всего труд. Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей, не всегда интересная и не всегда приятная. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: Почему ты хочешь идти в школу?, я столкнулась с тем, что часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
- В школе не надо будет спать днем.
- В школе на завтрак будут давать вкусные сырки.
- В школе у меня появятся новые друзья.
- Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ездить одну по городу.

Понятно, что ребенок, ожидающий, что школа - это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворенность от того, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелегком и не всегда интересном труде.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. Ведь они усиленно готовили ребенка к школе, иногда даже в нескольких подготовительных группах. Но дело в том, что в подготовительных к школе группах с детьми чаще всего проходят программу первого класса. Таким образом, для детей слабого уровня развития повторение материала в первом классе облегчает его усвоение. А для детей среднего и тем более хорошего уровня развития это повторение вызывает скуку, в результате чего пропадает интерес к учению.

Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но только не на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша к овладению чтением и счетом. Благо сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Итак, я ответила на вопрос, надо ли учить ребенка читать и считать до школы. Но, повторяю, к психологической готовности к школьному обучению, от наличия которой зависит благополучие вашего ребенка в школе, это не имеет непосредственного отношения.

Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.

Остановимся подробнее на каждом из этих показателей.

1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес.

Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Проведенное мною исследование показало, что развитие произвольного поведения прямо зависит от развития мотивационной сферы ребенка. Подробно об этом можно прочитать в моей книге «Психологическая готовность к школе» Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель.

То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе. С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда. С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали. Замечу, что распространенные сегодня игры-пазлз не всегда учат ребенка работать по образцу. Все зависит от того, как их собирать. Если сначала анализируется цветовая гамма рисунка, выделяется фон, осуществляется первичная группировка элементов, то такая работа способствует развитию умения работать с образцом. Но если картинка собирается методом проб и ошибок, то есть, если ребенок наугад пробует один за другим элементы, какой с каким состыкуется, то такой способ работы не приводит к умению работать с образцом.

С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью-. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Но основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе.

3. Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.

В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.

Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.

Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

4. Хорошее развитие фонематического слуха.

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук в слове «лампа», то он должен ответить утвердительно. Для чего нужен первокласснику хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Вот, например, одна из придуманных мною игр. Называется она «Расколдуй слово»:
Взрослый рассказывает ребенку сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своем замке слова. Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не освободит. Чтобы расколдовать слово, надо не более чем с трех попыток угадать его звуковой состав, то есть назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Сделать это можно только в то время, когда волшебника нет в замке. Если волшебник застанет в своем замке спасителя слов, то он заколдует и его. После сказочного вступления малышу объясняют, что такое звук и чем он отличается от буквы. (В эту игру играют с детьми, уже знающими названия букв и их написание.) Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а»(слово произносится для ребенка нараспев, так, что каждый звук слышен очень четко). Произнося звук «м», взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук «м» (как раз и являющийся фонемой), а не буква «эм». Играя в эту игру взрослым необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах, то есть с их фонемами. Например, буква «эс» в словах звучит как звук «с», а буква «бэ» в словах звучит как звук «б» и т.д.

Трудность предлагаемых для расколдовывания слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться совсем простые слова типа: пол кот кит каша, и т. д. Все звуки слова должны произноситься взрослым очень четко, а гласные даже тянуться.

Хорошие игры для развития фонематического слуха даны в книге Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения»1993 год издания и в книге тех же авторов «Учимся читать и писать», 1994 год издания.

Итак, психологическая готовность к школе состоит из четырех перечисленных выше составляющих: 1) мотивационной готовности к учению в школе; 2) умения произвольно выполнять требования учителя, касается ли это конкретного задания или правил поведения в школе; 3) владения ребенком простыми операциями обобщения; 4) хорошего фонематического слуха.

Указанные компоненты психологической готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе?
В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым.
Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что такое психологическая готовность к школе и сможете помочь вашему ребенку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

Н.И.Гуткина, кандидат психологических наук

Психологическая готовность ребёнка к школе

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка

Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Также перечислим психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе : аффектно –потребностная, произвольная, интеллектуальная и речевая.

Психологическая готовность

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1) мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации;

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры.

Работать над привычкой у ребенка доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

2) определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя;

Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания.

Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера, его взаимоотношений с взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств.

Школьная готовность – это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную личностную, волевую готовность. Для успешного обучения ребенок должен соответствовать предъявляемым ему требованиям.

Ученики с социально-психологической неготовностью к обучению, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки, и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, когда учитель или родители выражают недовольство их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая и учительница злая.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Психологическая готовность к школе – целостное образование, многокомплектное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточность сформированности какого-либо одного компонента психологической готовности.

Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на учебную готовность и социально-психологическую готовность.

Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Будущемушкольникунеобходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.

Мотивационная незрелость часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу хорошего ученика.

3) определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения;

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей, и отношений между предметами, и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно - действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Ребенок начинает ставить перед собой познавательный задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Он прибегает своего рода к экспериментам для выяснения интересующих его вопросов, наблюдает явления, рассуждает и делает выводы.

Возможности новой формы внимания – произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики. Также к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка характеризуется созреванием аналитических психологических процессов, овладением навыками мыслительной деятельности. Учёные и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

4) хорошее развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Следовательно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.

Говоря психологической готовности к школе, нужно обратить внимание на адаптацию

Проблема психологической готовности к школьному обучению чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит, с одной стороны, определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой – успешность последующего развития и обучения детей в школе. Многие педагоги и психологи связывают с готовностью к школьному обучению успешную адаптацию ребенка в 1 классе.

Адаптация в 1 классе – особый и сложный период адаптации в жизни

ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Ребенок, психологически не готовый к обучению в том или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован.

Под школьной дезадаптацией понимается «некоторая совокупность признаков, свидетельствующих признаков о несоответствии социально-психологического и психофизического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным». Нарушения психического развития приводит к тем или иным нарушениям школьной адаптации. Интеллектуальные нарушения приводят к трудностям в овладении учебной деятельности, личностные – к трудностям в общении и взаимодействии с окружающими, особенности нейродинамики влияют на поведение, что может нарушать и учебную деятельность, и взаимоотношение с окружающими. В связи с этим представляется, что в понятии «готовность к школе» возможно выделить две подструктуры: готовность к учебной деятельности (как профилактика к учебной дезадаптации) и социально - психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально - психологической дезадаптации к школе).

Список литературы

1. Венгер Л. А. « Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание». М.1970.

2. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. 1994.

3. Буря Р. С. « Готовим детей к школе». М.1987 г.

4. Кравцова Е. Е. « Психологические проблемы готовности к школьному обучению». М.1991 г.

5. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик. Каковы наиболее важные психологические характеристики, разные авторы считают по-разному. Так. В.С.Мухина утверждает, что в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Д. Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений.

Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам. По мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, «психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности». Далее авторы указывают, что психологическая готовность имеет два аспекта - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, которые одинаково важны для того, чтобы «учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейше адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений». . В другом издании дано следующее определение: «Психологическая готовность к школе - это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе».

Итак, если попытаться обобщить изложенные позиции, то можно дать следующее определение.

Психологическая готовность к обучению в школе - необходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

Психологическая готовность к обучению в школе - комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому успешное начало учебной деятельности зависит от уровня развития различных психологических сфер. Это обуславливает выделение соответствующих видов психологической готовности.

Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению - специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сформированность навыков межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответственно ими выделяют три компонента готовности: интеллектуальную зрелость, эмоционально-волевую зрелость и социальную зрелость. Приведем их описание по книге А.К. Болотовой и И. В. Макаровой «Прикладная психология».

И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе 6. Личностная готовность к школьному обучению выражается в сформированности внутренней позиции школьника (наличие устойчивого стремления «быть учеником», т.е. речь идет о мотивационной готовности), в произвольности поведения, в способности взаимодействовать с другими людьми, в отношении к себе. Таким образом, в данном подходе личностная готовность предполагает сформированность различных сфер личности (мотивационной, произвольной, социально-психологической и самосознания).

Базируясь на представленных выше подходах, в структуре психологической готовности к обучению в школе можно выделить следующие виды:

      интеллектуальная готовность;

      мотивационная готовность;

      произвольная готовность;

      социально-психологическая готовность.

Приведем их краткую характеристику.

Интеллектуальная связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях – это показатели развитого мышления ребенка.

Как считает И.В. Дубровина, интеллектуальная готовность предполагает наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое .

Мотивационная готовность указывает на то, что для успешного обучения одно из основных условий - устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. На появление такого желания влияет:

    отношение близких взрослых к учению

    отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин)

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Во многом желание учиться обусловлено умение родителей, других значимых людей заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности. Неважно, что первоначально детей могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни (красивые портфели, пеналы, ручки и т.п.). Впоследствии на их основе при правильном подходе у него возникнет желание учиться, узнавать что-то новое, получать хорошие оценки.

Произвольная готовность. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Волевые (произвольные) действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Для успешного обучения важно, чтобы у каждого ребенка была развита способность к произвольному управлению.

Появление способности к произвольному управлению, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Социально-психологическая готовность. Учебная деятельность, направленная на решение учебных задач, предполагает активное взаимодействие ученика с учителем, и учеников между собой. Детям необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Т.о., дети должны иметь навыки делового общения, уметьсовместно выполнять совместные учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.