Правило мягкий знак на конце после шипящих. Когда на конце слов после шипящих не пишется мягкий знак? Роль и значение мягкого знака в русском языке

Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. Стоит отметить, что данное государство было достаточно могучим и влиятельным. За время своего существования древнерусское государство завоевало большое количество земель. Те, кто интересуется историей, знают, что существуют две основные теории образования представленного государства: норманская, а также антинорманская. Если точнее, то возникло древнерусское государство на достаточно востребованном и важном пути «из варяг в греки».

Территория этого государства заняла земли следующих племен:

  • ильменцы;
  • кривичи;
  • вятичи;
  • поляны;
  • дреговичи;
  • древляны и многие другие.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке. Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства. Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Раннефеодальная монархия

Не секрет, что благодаря достаточно стремительному развитию древнерусского государства образовался так званый строй Раннефеодальной монархии. Такие особенности образования древнерусского государства являются уникальными. Если точнее, то раннефеодальная монархия представляла собой своеобразную федерацию княжеств, главой которых был князь. Если точнее, то князья могли с легкостью управлять различными территориями с помощью боярской думы. Необходимо отметить, что в эту думу входили дружинники, духовенство, местная знать, а также различные представители городов.

Вообще, боярская дума являлась символом автономию вассалов, а также символом права. Территориальная, а также соседская общины представляли собой орган местного крестьянского самоуправления. Вече представляло собой наиболее важное государственное устройство Руси, где обсуждали следующие вопросы: изгнание князей, мир, война, неурожай и т.д. На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Видео:Древняя Русь. Возрождённая правда

Читайте также:

  • Киевская Русь представляет собой крупнейшее государство европейского Средневековья. Стоит отметить, что русская земля в качестве единого целого существовала только в период с IX по X век. В этой статье мы рассмотрим, что же представляла собой социальная структура древней руси. Стоит отметить, что в

  • После смерти Ярослава Мудрого, который являлся одним из наиболее талантливых князей древнерусского государства, в стране стали происходить существенные изменения, как в политической, так и в экономической жизни. В этой статье мы рассмотрим основные причины раздробленности древнерусского государства.

  • Не секрет, что письмо играет достаточно важную роль в жизни человека. Иными словами, письменность можно назвать двигателем человеческой культуры, и это, действительно, так. Стоит отметить, что именно письмо дало возможность людям использовать достаточно большой запас знаний, которые накопило

  • Человек, изучающий в школе современный русский язык, даже не задумывается о том, что это далеко не тот язык, который в Древней Руси называли «Русским». Специалисты утверждают, что сегодня ближе всех к, действительно, древнерусскому языку белорусский язык. Конечно же, эта тема достаточно

  • Древние города России представляют собой достаточно богатое наследие, которое имеет удивительную историю. Стоит отметить, что в этой статье мы рассмотрим наиболее важные и значимые для истории древнерусские города россии. По словам историков, до сегодняшнего дня сохранилось огромное число

  • Стоит отметить, что одежда древней руси имела свои определенные особенности, ведь она определяла стиль жизни жителей того времени, их мировоззрение и отношение ко всему окружающему. Одежда в Древней Руси отличалась своим индивидуальным стилем, хотя некоторые элементы все же были позаимствованы у

К причине образования государства у восточных славян в 9 веке можно отнести стремление

обеспечить себе защиту от внешних врагов. Восточнославянские племена объединялись для защиты в крупные суперсоюзы, которым были присущи черты ранней государственности. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования государства 3 крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба располагалась вокруг Киева, Славия в районе озера Ильмень с центром в Новгороде, Артания в районе Рязани или Чернигова.

Другой причиной образования государства у восточных славян было закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя. С появлением у славян орудий труда из железа на смену родовой общине пришла территориальная, появилась частная собственность, вследствие этого начался раскол общества по имущественному признаку, постепенно на протяжении 6-9 веков власть была сконцентрирована в руках родоплеменной знати, возникли предпосылки феодальных отношений, которые привели к образованию государственности. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен сложилась государственность.

С 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. Его братья Синеус – на Белом озере, другой Трувор – в Изборске. Через 2 года братья умерли. Рюрик передал в управление города своим приближенным. Двое их них Аскольд и Дир заняли Киев, и освободил киевлян от хазарской дани, они же совершили первый поход на Византию. После смерти Рюрика в 879 году власть в Новгороде захватил Олег(879-911г.). В 882 году Олег убил Аскольда и Дира и захватил Киев. Киев стал центром объединенного государства. Объединение южных земель с Киевом и северных с центром в Новгороде было важнейшим этапом развития древнерусского государства. Если до взятия Киева можно говорить о существовании у восточных славян государственности, то с этого момента можно говорить о создании Древнерусского государства, которое предполагало появление сильной центральной власти, органов управления

и права, объединяющих всю территорию страны.

В 907 и 911 годах Олег совершил походы на Византию к стенам Константинополя. В результате был заключены договоры с византийцами.

Эти договоры были составлены в 2 экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, во-первых, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства,

во-вторых, до появления «Русской правды» на Руси уже складывалось законодательство, так как в договоре упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси.



Согласно этим договорам, русские купцы имели право 1 месяц жить за счет греков в городе и беспошлинно торговать там. Эти выгодные, для русской стороны, договоры обеспечивали возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Кроме того, договоры устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Таким образом, Византийские походы вызывались в основном стремлением установить выгодные, для молодой державы, торговые отношения между двумя государствами, поэтому они обычно заканчивались подписанием торговых договоров.

Олег проводил жесткую политику, направленную на включение в состав государства всех восточнославянских племенных союзов. Он подчинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия. При нем в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

После смерти Олега стал княжить Игорь (912-945г.). Игорь продолжил политику своего предшественника. В 941 и 944 годах были предприняты походы с целью подтверждения торговых договоров с Византией. В 944 году был заключен новый договор, однако русские купцы лишились права беспошлинной торговли. К этому времени относится и появление официального названия Руси – Русская земля. При Игоре в состав русского государства вошли уличи. Погиб Игорь собирая дань с древлян. Его жена Ольга проявила себя как решительная, властная и дальновидная правительница. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать ее за своего князя Мала. Затем сама с войском разгромила древлян и сожгла их столицу город Искоростень. Исходя из опыта восстания древлян, Ольга провела реформу налогообложения. Сбор дани был упорядочен. Для этого были установлены уроки – размер дани, и погосты – места сборов дани. В княжение Ольги в состав Киевской Руси вошли окончательно древляне и тиверцы.

Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972г.) продолжил дело своих родителей по объединению всех восточнославянских союзов племен в единое государство. Были присоединены вятичи – последнее племя славян, платившее дань хазарам. Святослав продолжил укрепление

системы управления. Он послал в русские земли в качестве наместников своих сыновей. Продолжил активную внешнюю политику. Перед ним стояли две наиболее важные внешнеполитические задачи: 1-защитить Русь от кочевников, 2- расчистить торговые пути в страны Востока. Святослав в ходе многочисленных походов нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладел Тмутараканью на Таманском полуострове. Таким образом, в ходе его военных кампаний весь Волжский торговый путь оказался под контролем русского государства, и Русь укрепила свои позиции на Северном Кавказе и Причерноморье. Ему удалось отразить натиск печенегов и обезопасить, на время, юго-восточные рубежи.

Пытался приблизить границы Руси к Византии и вел борьбу с византийцами за Балканский полуостров. Однако эта война окончилась для него неудачей. После заключения договора с византийцами, на пути в Киев, попал в засаду печенегов у днепровских порогов, где и погиб.

После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972 - 980г.). Между ним с одной стороны и его братьями Олегом и Владимиром с другой началась междуусобная борьба в ходе, которой Ярополк и Олег погибли, а престол достался Владимиру. При Владимире I (980-1015г.) все земли восточных славян были объединены в составе Киевской Руси. Именно Владимир, решил важнейшую задачу того времени, защитил Русь от набегов печенегов, с этой целью на юго-восточных границах была создана целая оборонительная система, которая включала 4 линии обороны на левобережье Днепра. Крепости на линиях располагались на расстоянии 15-20 км. друг от друга и находились, как правило у бродов, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В крепости были привлечены опытные воины со всех русских земель. В глубине системы был построен Белгород, который стал местом сбора всех русских сил. Для предупреждения об опасности была введена специальная сигнальная система оповещения.

Помимо защиты русских земель от врагов, Владимир проводил активную политику, направленную на укрепление государственного аппарата на местах. С этой целью, он использовал практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

Понимая роль религии в укреплении государства, Владимир провел 1 религиозную реформу. Суть, которой заключалось в том, что в Киеве был создан пантеон восточнославянских богов во главе с Перуном. Причем культ Перуна насаждался в Древней Руси жестокими мерами. Тем не менее, языческая религия не отвечала быстро развивающимся феодальным отношениям, усилению великокняжеской власти и поднятию авторитета государства на международной арене. Поэтому в качестве государственной религии в 988 году было принято христианство в форме православия. По-видимому, на принятие этого решения повлияли тесные политические, экономические и культурные связи с Византией. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в византийском г. Корсуни (Херсонесе) нынешний Севастополь. После этого события византийский император отдал в жены Владимиру свою сестру Анну. Новая вера на Руси вводилась силой. Языческих идолов сжигали, а людей пытавшихся уклониться от крещения, под страхом смерти загоняли в Днепр для крещения. Однако христианство, несмотря на преследование языческой религии, утверждалось на окраинных землях Руси медленно и установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело огромное значение для Руси: 1 укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. 2 – Укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. 3- Повышало международный престиж Руси, теперь Киевская Русь становилась равной другим христианским странам. 4 – Сыграло большую роль в развитии русской культуры, приобщив ее к византийской, а через нее и к античной культуре.

С принятием христианства возникла на Руси церковь – религиозная организация. Во главе, которой был поставлен митрополит, назначаемый из Константинополя патриархом. Области – возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог «десятину». В руках церкви были суд, ведавший антирелигиозными преступлениями, а также нарушениями нравственных и семейных норм.

Владимир княжил 50 лет, фактически возвеличил и укрепил Русское государство, умер он в 1015 году.

После смерти Владимира в результате междоусобной борьбы между сыновьями на престол Ярослав Мудрый (1019-1054). Он продолжил политику отца, направленную на укрепление государства. Однако Ярославу не сразу удалось восстановить былое единство Руси. Его брат Мстислав Тутараканьский не хотел подчиняться Киеву. В 1024 году он разбил войско брата и отвоевал себе право управлять половиной Руси. До 1036 года, когда Мстислав умер не оставив наследника, Русь была поделена между братьями.

Продолжая линию своих предшественников направленную на укрепление государственного аппарата, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного подчинения. Самого Ярослава стали именовать царем. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, он ввел в действие первый на Руси писаный свод

законов – Русскую правду. Свод касался, прежде всего, вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк. Кроме того, Русская Правда строго наказывала и уголовные преступления. При этом еще допускалась кровная месть. За убийство можно было мстить убийце и даже его убить. Однако мстить могли только близкие родственники. Таким образом, ограничивался этот обычай первобытного строя. В случае если близких родственников

не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. Также большим денежным штрафом наказывались побои и увечья. По своду новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Всего Ярославом было написано 17 статей.

Ярослав продолжил внешнюю политику деда и отца. Он утвердил свою власть к западу от Чудского озера, ходил походами против литовских племен. Ему удалось обезопасить Русь от печенегов. В 1036 году под Киевом печенеги потерпели крупное поражение, после которого, они уже не смогли оправиться. После расправы над русскими купцами в Константинополе в 1043 году был осуществлен поход против Византии. В 1046 году был заключен мир и возобновлены дружеские отношения. После войны с Польским королевством за Закарпатье, Русь и Польша помирились и стали союзниками.

Рост силы и авторитет Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Русь при нем, добилась широкого международного признания. С семьей князя стремились породниться крупные королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежскими королями. Сыновья Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а Изяслав взял себе в жены сестру польского короля. Сестра Ярослава вышла замуж за короля Польши.

Время правления Ярослава было периодом расцвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского морей. Были основаны новые города Ярославль, Юрьев. К середине 11 века на Руси жило около 4 млн. человек. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы. В городе были построены Золотые ворота, Софийский собор и множество других церквей. Великий князь был ревностным сторонникам развития культуры, образования. Были открыты новые школы, созданы первые библиотеки.

Умер великий князь в 1054 году. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Фактически Русская земля была разделана перед смертью между сыновьями чересполосно. Видимо, Ярослав пытался предупредить возможность бедующего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Он также завещал, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Такой порядок престолонаследия, по старшинству, в дальнейшем стал одной из причин многих междоусобиц среди его потомков.

В 11 веке занятие дружины не изменились. Она, по-прежнему, выполняла различные поручения князя, помогали управлять страной, судить, собирать дань и подати. В городах князь опирается на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые были выходцами из боярского сословия. В это же время было отменено полюдье, и введен регулярный сбор дани. Смерды попадают в зависимость от государства, то есть от великого князя. Они уже не являются собственниками земли. Возникает княжеский домен т.е. княжеское владение – комплекс земель, населенных людьми, зависимыми от главы государства. Князья за службу начинают передавать своим вассалам (дружинникам) земли - вотчины. Складывается феодальная система. Население превращается в феодально-зависимое. Рядовичи - заключили с господином договор (ряд) и попали от него в зависимость. Закупы - находились в зависимости, пока не отдадут долг (купу). Наймиты - нанимавшиеся на работу за плату. Прощенники - кому были прощены их долги и преступления. Холопы и челядь - зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Становились холопами рядовичи и закупы, за нарушение договора, а также пленные. Таким образом, Древнерусское государство было раннефеодальным с многоукладной

переходной экономикой.

Трое братьев Ярославичей в битве с новыми кочевыми племенами половцев на реке Альте в 1068 году потерпели поражение. Киевляне потребовали оружие, чтобы самим обороняться против новых врагов. Однако старший князь Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось народное восстание. В результате, которого, Изяслав вынужден был бежать из Киева, и только с помощью польских феодалов ему удалось в 1069 году престол. Массовые народные выступления прокатились и по другим русским землям. Эти антифеодальные выступления заставили князей дополнить свод законов Ярослава. Эти дополнения получили название Правды Ярославичей. Этот свод законов был направлен на защиту собственности феодала и его вотчины. Теперь кровная месть была отменена и усилена разница в плате за убийство разных категорий населения. Свод законов также карал за кражу и укрывательство у себя холопов.

После утверждения Изяслава на престоле и разгрома половцев Святославом между

братьями началась междоусобная борьба. Изяслав потерял престол, который достался Святославу. Однако в 1076 году Святослав умирает и Изяслав возвращает себе престол, но правил он не долго, через 2 года в одной из битв он погиб. Великим князем стал Всеволод. После его смерти в 1093 году на престол вступил сын Изяслава Святополк, но усобицы продолжались. Тогда в 1097 году по инициативе сына Всеволода Владимира Мономаха в городе Любече собрался княжеский съезд. На этом съезде был принят новый принцип организации власти на Руси: каждый князь самостоятельно управляет своей вотчиной. Таким образом, с установлением этого принципа юридически было закреплено уже начавшееся разделение Киевской Руси на отдельные княжества.

Князь Святополк покровительствовал ростовщикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спекуляциями солью и хлебом. Его смерть в 1113 году послужила сигналом к восстанию. Народ громил дома феодалов и ростовщиков. Напуганное боярство обратилось с просьбой занять престол к Владимиру Мономаху, авторитет которого был высокий среди народа. Он пользовался заслуженной популярностью на Руси, так как был организатором многих походов против внешнего врага – половцев. Став великим князем (1113-1125), Мономах издал еще одно дополнение к Русской Правде - Устав Владимира Мономаха. По нему было упорядочено взимание процентов ростовщиками, регламентирован переход в холопство, улучшено правовое положение купечества. Ему удалось, на время, воссоздать единство Руси, он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю, подавил сепаратизм отдельных князей. Во внешней политике, придерживался дальнейшей наступательной доктрины против половцев. В 1116 году сам возглавил поход против половцев, затем посылал против них своих сыновей.

Он укрепил международный авторитет Руси. Византия послала ему богатые подарки, среди которых были предметы императорской парадной одежды, знаки императорской власти, в частности императорский венец. Так возникла легенда о Шапке Мономаха.

Цель урока : вспомнить правила написания мягкого знака у глаголов и существительных на шипящий, уметь отличать существительные 3-го склонения от существительных 2-го склонения и существительных мн. ч. 1-го склонения в р.п.; повторить словарные слова; уметь составлять словосочетания по заданной схеме.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Словарная работа.

Я буду называть вам слова, а вы составьте с ними словосочетания по схеме «глагол + сущ. с предлогом».

Один ученик работает у доски, остальные – в тетради.

Подчеркните орфограммы.

3. Работа по поиску закономерностей.

На доске записаны слова:

режь, передач, кирпич, спишь, речь, беречь, дочь, гараж, спрячь, жечь, стелешь .

1. Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. На какие группы можно их разделить? Какой принцип классификации вы применили?

Слова можно разделить по-разному:

– на части речи: глаголы и существительные;

– по принципу: с мягким знаком и без.

2. Давайте объединим обе классификации. Что у нас получится?

4. Упражнение на закрепление (работа у доски, каждый ученик пишет по 5 слов).

Запишите слова, устно объясните условия написания мягкого знака или его отсутствие, пользуясь составленной выше схемой.

5. Мои загадки – ваши отгадки.

Я загадаю вам загадки. Отгадки записывайте в тетрадь. Кто отгадает все 5 загадок, получит 5.

1. Сердитый недотрога живет в лесу глухом. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)

2. Бьют его, а он не плачет, только скачет, только скачет. (Мяч.)

3. Махнула птица своим крылом, накрыла свет весь черным пером. (Ночь.)

4. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш.)

5. Маленький шарик под лавкою шарит, шевелит хвостом, пугает весь дом. (Мышь.)

Запасная:

6. Дитя отца и матери, а никому не сын. (Дочь.)

6. Перфокарта (для быстрого контроля).

Слова для работы:

пляж, стричь, дремлешь,

вещь, лыж, печь,

луч, пейзаж, рощ,

тысяч, не бережешь, репортаж.

7. Самостоятельная работа.

Распределите слова по принципу «с мягким знаком на конце после шипящих» и «слова без мягкого знака на конце».

Тиш_, камыш_, хвалиш_ся, плющ_, еш_те, ветош_, намаж_, брош_, мыш_, телепередач_, обрадуеш_ся, рож_, горяч_, сжеч_, меч_, спряч_, нож_, свеч_, калач_, реж_те, смерч_, леч_, пресеч_, плеч_, плач_.

8. Итоги урока, объяснение домашнего задания.

9. Домашнее задание. Подберите 20 своих примеров по теме сегодняшнего урока.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.