Пожалуйста помогите ~: можно ли считать что этим описанием пушкин как бы подготавливает читателя к событиям которые произойдут в белогорской крепости. Каким было войско Пугачёва. С какими словами обратился комендант к солдатам

Маша начинает избегать Гринева, тот тоже перестает бывать у коменданта.

«Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла; но видя мое упрямство, оставила меня в покое. С Иваном Кузмичем виделся я только, когда того требовала служба. Со Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь, что и утверждало меня в моих подозрениях. Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее. Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал».

Гл. 6. Пугачевщина

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Прежде чем приступить к описанию событий, Гринев рассказывает об обстановке, которая была в тех местах в конце 1773 года.

«Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, заселены по большей части казаками, давнишними обладателями Яицких берегов. Но Яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными. В 1772 году произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-маиором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении, и наконец усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями.

Это случилось несколько времени перед прибытием моим в Белогорскую крепость».

Вскоре комендант получает секретное уведомление от генерала о том, что «убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в Яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства». Генерал предписывает принять должные меры к защите крепости. Василиса Егоровна в это время была в гостях, но позже она все выведывает у мужа. Сохранить втайне ничего не удается, и слухи о приступе распространяются по всей крепости.

«В крепости между казаками заметно стало необыкновенное волнение; во всех улицах они толпились в кучки, тихо разговаривали между собою, и расходились, увидя драгуна или гарнизонного солдата». Скоро выясняется, что один из казаков (урядник) «был у бунтовщиков, представлялся самому их предводителю, который допустил его к своей руке и долго с ним разговаривал». Казака арестовывают, что вызывает у остальных еще большее недовольство. Допросить его не удается, т. к. он бежит из-под стражи.

Вскоре был пойман башкирец с «возмутительными листками». Комендант снова созывает совещание. Однако на этот раз удалить Василису Егоровну под благовидным предлогом не удается. Приходится прожводить совещание в ее присутствии. Капитан Миронов зачитывает листовку. «Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на крепость; приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не супротивляться, угрожая казнию в противном случае. Воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях, и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей».

Комендант приказывает привести башкирца, дсобираясь пыткой у него получить сведения о силах, которыми располагает Пугачев.

«Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и, сняв высокую свою шапку, остановился у дверей. Я взглянул на него и содрогнулся. Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем. – «Эхе! – сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. – Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка».

На вопросы башкирец не отвечает. Когда же его собираются пытать, то выясняется, что у него отрезан язык.

«Когда вспомню, что это случилось на моем веку, и что ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра, не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

В разгар совещания приходит известие, что соседняя Нижнеозерная крепость взята восставшими сегодня утром. «Комендант и все офицеры перевешаны. Все солдаты взяты в полон». Гринева это известие поражает. Он был знаком с комендантом Нижнеозерной крепости, тихим и скромным молодым человеком: месяца за два перед тем он проезжал из Оренбурга с молодой женой и останавливался у Ивана Кузмича. Гринев предлагает отправить женщин из крепости в безопасное место. Василиса Егоровна отказывается, но соглашается отправить в Оренбург к тетке Машу. Маша со слезами прощается с Гриневым, утром она должна отправиться в Оренбург.

Гл. 7. Приступ

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

Народная песня

Ночью Гринев узнает, что казаки ушли из Белогорской крепости под знамена Пугачева. Кроме того, он узнает, что Маша не успела уехать в Оренбург. Крепость осаждена, со всех сторон находятся «бандиты» Пугачева. Все немногочисленные защитники крепости выходят на защиту крепости. Комендант произносит речь перед малочисленным строем. Люди обороняются, но силы слишком неравны. Отец благословляет Машу и прощается с ней. Василиса Егоровна и Маша уходят. После короткой стычки гарнизон пленен, крепость взята. Жители выходят к пугачевцам с хлебом-солью. Пугачева все называют государем. На площади ему приносят присягу, здесь же строится висилицу для тех, кто не захотел признать Пугачева самодержцем.

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его».

Он спрашивает, кто комендант, а когда ему указывают, он спрашивает Ивана Кузьмича, как тот смел противиться ему, государю. Комендант отвечает, что Пугачев ему не государь, что он самозванец и вор. Капитана вешают, причем делает этот тот самый башкирец, которого они допрашивали накануне. Следом вешают поручика, который тоже отказался присягнуть Пугачеву. Доходит очередь до Гринева. Рядом с Пугачевым оказывается Швабрин, который нашептывает ему в ухо, что Гринева следует повесить. Петра волокут к висилице. В это время Савельич бросается в ноги «злодею», прося «помиловать дитятю», обещает выкуп. Пугачев смягчается, однако Гринев отказывается присягнуть ему и поцеловать руку.

"Произведение" В.Байгильдина, точнее сказать "пасквиль" на классика.

Сейчас, Что? Модно стало набрасываться на писателей, поэтов, любимых и уважаемых, когда они сами не могут постоять за себя? И выливать поток брани
в уши современников, чтобы убедить с е б я в с в о е й "гениальности"?
Ещё бы! Какое "геройство"! С А. Пушкиным "поспорить"! И одержать над гением
со всех сторон сомнительную "победу"? И этим занимается не студент, а человек,
который считает себя учёным?

ПРЕДОСТАВЛЯЕМ СЛОВО ЕМУ.

Обратите внимание,как ловко выхватывает Валентин. фразы из известного произведения.
Как ловко жонглирует словами, чтобы разжигать вражду... между русскими и башкирами или между и другими национальностями тоже?

ПАСКВИЛЬ:

"Мне стыдно за вас, Александр Сергеевич".
Рецензент: Первая фраза сразу настораживает агресивностью тона, фамильярным обращением к поэту, которого уже нет на белом свете.

Стыдно мне за вашу фразу из "Капитанской дочки".
Рецензент: за одну только фразу, не прочитав толком произведение,В.Б. злобно набрасывается на А. Пушкина, стараясь заразить и других "не добрым " отношением к поэту. Как выяснилось, ничем не подтверждным, необоснованным "обвинениям"

"Прежде нежели приступлю к описанию странных происшествий, коим я был свидетель, я должен сказать несколько слов о положении, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года.

Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении."

Это множество полудиких народов называлось-Башкиры.
РЕЦЕНЗЕНТ: Известно, что на той же територрии жили, точнее кочевали, и черемисы,и калмыки, и множество других племён, которые Вы объединили в одну нацию. Этот приём недостоин человека, хотя для "дикаря",-пусть и современного,-
с натяжкой и сойдёт.
Этот приём Вы изобрели для того, чтобы была одна нация, с одним языком, с одной
територией, границы которой можно раздвигать во все стороны, потесняя своих же соплеменников.
И для дикаря- не сойдёт!
"Эта ваша фраза недостойна поэта.

РЕЦЕНЗЕНТ: И СРАЗУ - ОН БРОСАЕТ ОСКОРБЛЕНИЕ ПОЭТУ век спустя? С ВЫСОТЫ своего двадцать первого Т Ы С Я Ч Е Л Е Т И Я?
А такой приём он, наверное, считает д о с т о й н ы м современного
учёного, каким, по-видимому, себя считает?

Тем более Русского поэта.
РЕЦЕНЗЕНТ: Теперь подчеркнута национальность нашего поэта. С этой фразы начинается шовинизм Б., в котором его справедливо и упрекнули.
См. ниже:Рецензия Е. В. Шуваловой.

"Именно с этой фразой..."
РЕМАРКА: не" фразой", а двумя абзацами пояснительного текста, который не может привести к стрельбе,как пытается нам внушить Д. -"... и всегда приходили цивилизаторы на Русь, чтобы ее обкультурить из пушек.
Ремарка:Непонятно, каких "цивилизаторов" имеет в виду Валентин, и на какую Русь? "...цивилизаторы на Русь"...
Ремарка:А кто кого "обкультуривал из пушек" в произведении "Капитанская дочка"

Рецензент: К этой фразе понадобилось сделать три замечания, чтобы немного разобраться, что именно изрёк В.Д.?
Но и после этого, фраза не стала яснее. С таких фраз, где намешано всего понемногу и начинается, как обыкновенно, клевета...

Он, наверное, имеет в виду Салавата Юлаева, который из п у ш е к расстреливал
своих сородичей, когда примкнул к Пугачёву, то-есть "присягнул" императору "Петру".

Отец не пожалел и сына своего,-Салавату было 19,- чтобы сохранить свою власть
над соляными приисками.Он привык продавать соль своим родичам втридорога.
Может, сын был не от "чистокровной" жены?
"Полукровные" сыновья у некоторых племён были предназначены для "жертвоприношений"

"Поэтому ваши слова являются оправданием для убийства и грабежа.
РЕЦЕНЗЕНТ: Со стороны поэта и воина Салавата Юлаева?
Читались в школе стихи Салавата.
А теперь, говорят, что не все он написал.

Да будет вам известно, Александр Сергеевич, Башкиры занимали территорию от Волги до Тобола.
РЕЦЕНЗЕНТ: А это уже откровенная ложь. Прежние границы "волжских булгар", как ещё называли себя башкиры, находились в Европе, перед горами Урал, по реке Каме
и ни о каком Тоболе не было и речи. Сейчас, к сожалению, да: небольшой участочек границы проходит по реке Тобол, но это значит, что башкиры "присвоили" под шумок себе територрию своих сородичей. Это происходило в царствование Романовых и сразу после революции, когда каждый народ сам захватывал земли, какие пожелает:
главное, запастись бумажкойот нужных людей.
Так, например, известный русский художник жил в России,а в октябре проснулся в своём доме, никуда не перезжая, за границей, в Финляндии.
Так, например, Донбасс, Луганск: русские города- стали вдруг украинскими. И теперь Украина с помощью пушек хочет себе доказать, что так оно всегда и "БулО"

РЕЦЕНЗЕНТ: Как точно определил Б. "границы"- своего?- царства: от Волги до Тобола. Предлагается провести "буферные зоны",- как это стало модно теперь,-
вдоль этих двух рек от истоков до устья?
И даже вводится новое понятие:Европейская часть Башкирии. Сделать Европу лоскутным одеялом, как при феодализме, добавив к ней Европейскую Башкирию?
Что ни город-то новое царство? На подобие княжества Лихтенштейн, начнём и Башкирию кроить на европейскую, азиатскую или бухарскую?
Но причём здесь наш поэт А. Пушкин?
И к чему Вы упомянули графа Л. Толстого?
Лев Николаевич имел там землю, на которой разводил лошадей, устраивал соревнования для башкиров на своей територрии.
Он приезжал в своё имение на Волге с дочерью Татьяной каждый год.
А когда случился голод на Волге, он устраивал бесплатные столовые для
голодающих.

"И как раз в этих границах договорились с Великим Царем Иваном Васильевичем Грозным о дружбе на взаимовыгодных условиях.

Было такое понятие -Европейская часть Башкирии.

И Лев Толстой приезжая под Самару пить кумыс-приезжал к Башкирам, а не к Русским.

Романовы утопили этот договор с Великим Царем в крови и именно это называется дикостью.

Башкиры защищали свои права и территорию -и это называется достоинством народа.

Спросите у любого младенца в Башкирском роддоме -Кто такой Салават Юлаев и он вам ответит, гордо выпрямляя спину, что это Башкирский Герой.

Это Эпохальное Имя для всего народа.

Спросите у любого Русского-Кто такой Христос?

И практически ни один из них не ответит, что это Главный Герой Русского Народа."

РЕЦЕНЗЕНТ: ЧТО ЭТО? ЕСЛИ НЕ МРАКОБЕСИЕ г-на В. Байгильдина? То, как называется
поклонение человеку,-пусть и национальному герою,-как Богу? У Башкиров так принято? Разрешите Вам не поверить, г-н Валентин Б.
Вы и русских призываете к тому же? Поклоняться каменным бабам в степях?
И национальным героям?

"В том числе и вы, Александр Сергеевич, не знали об этом, что является не половинной, а абсолютной дикостью не только для Великого Русского поэта, но и для любого образованного человека.
Рецензент:"...образованного человека" какого века? Вы пользуетесь "машиной времени"? Или хотите заставить ею пользоваться тех, кто жил в 15, 16,...,веках?

И это именно вы, должны были возвеличить в стихах нашего Русского Героя.
А делать это приходиться Башкиру и в прозе, в надежде на то, что появятся стихи и гордых внуков Славян о моем Христе.

Кто отнял земли у Башкир?
РЕЦЕНЗЕНТ: ТЕПЕРЬ начинает территориальные претензии... К КОМУ?
Ровно те, что отнял Христа у Русских.
И которые тоже сражались против этого с великими государями, а вы умудрились плюнуть и в этих диких русских.

Поэтому в следующей по тексту Дочки фразе-вы посмеетесь над самим собой.

"Крепости выстроены были в местах, признанных удобными, заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными подданными. В 1772 году произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями."

Оказывается яицкие казаки тоже дикари, которые должны были защищать от полудикарей - своих великих государей с пушками, виселицами и странными для русского уха фамилиями генералов.

Рецензии

"Михаил Михайлович Траубенберг (Rausch von Traubenberg; 1722-1772) - генерал-майор русской императорской армии, участник Семилетней войны 1756-1763 годов. Занимал различные военные посты в Оренбургской губернии."
Пушкин никогда ничего не придумывал. Он писал, тщательно прорабатывая документы и "фильтруя базар". Всякая критика его - от лукавого. Всякое вдумчивое, доверчивое отношение к его текстам - от Бога. И пошли бы Вы прочь со своим доморощенным национализмом - ещё будете рассуждать, что должен, а что не должен был писать Пушкин!
Е.В. Шувалова

"Пушкин никогда ничего не придумывал"-спасибо, что признали авторство Ершова, коллега.

Валентин Байгильдин

А Вы - иезуит, однако! Авторство Ершова я не признавала, не признаю и никогда не признаю. Если б Вы ознакомились с моими работами по "Коньку-Горбунку", то Вы бы, может быть, увидели бы, что и в этой сказке Пушкин ничего не придумал, - а всё написал так, как оно и было. И только в 3-й части - как будет. Но и это - не выдумка, а высшее знание.

Елена Шувалова 10.10.2015 17:24

Ха-ха. Елена вы не знаете русского языка.

"Пушкин ничего не придумал, - а всё написал так, как оно и было"-вам не кажется, что он всё придумал?
Вы всегда будете смешны, Елена. Потому что для вас важна не истина, а непогрешимость идеала. Такая позиция всегда будет разбита, потому что и Пушкин погрешим и кто угодно. Кроме Христа.

Валентин Байгильдин 10.10.2015 17:32

Ещё раз повторю: "хорошо смеётся тот, кто смеётся последний!" Вы вольны смеяться сейчас, но я всё равно права. Пушкин ничего не придумывал - он "насквозь биографичен", как сказал В.Ф. Ходасевич, - и я с ним полностью согласна. И потом, что за странная профанация творчества Пушкина? От кого он писал - как не от Бога. От кого был дан ему его гений - как не от Бога? Поэтому он - конечно - непогрешим.Сам по себе он бы никогда в жизни не сотворил бы этот памятник, - только вместе с Богом, покорный Его воле.

Елена Шувалова 10.10.2015 17:58

Хорошо смеется тот, кто все время смеется. Кто смеется последним-смеется над собой, потому что никого другого уже нет.
Я бы вам посоветовал взять рогатку и идти охранять памятник Пушкину от голубей, которые профанируют поэта.

Валентин Байгильдин 10.10.2015 18:16

Интересная статья, по-моему.

И такой штришок - под Уфой войска Пугачёва насчитывали 15 тысяч войск, Рейнсдорп докладывал:... "в Уфимской провинции все селения иноверческие в злодейском обращении были"...

Призанятно, кто это для Рейнсдорпа иноверец?
Один Вопросик А для кого единоверец Бай-Гиль-дин?

Http://cont.ws/post/132832

Валентин Великий 11.10.2015 10:12

Опоньки, Валек. Спасибо. Ты, как всегда, не бровь, а в глаз!!!

Рецензент. Странно, что появился ещё один читатель, чтобы увести разговор далеко в сторону и от Пугачёва, и от Салавата. И вообще их "полемика" приобрела характер соревнования: кто больше исторических сплетен насобирает из всех эпох, из сомнительных источников. "Поразить воображение слушателей, ошарашить их словесной стрекотнёй
"Затрещали, как сороки два "учёные" мужа."
Настолько всё "шито белыми нитками", что вклиниваться в их "беседу" нам не стоит: пусть поговорят в полном "одиночестве" в присутствии многих свидетелей.
Может, это немного охладит их горячие головы.

Рецензент: идёт какой-то кляузный разговор о Суворове.
Они беседуют исключительно о великих государственных деятелях.

"После победы при Рымнике (1789) А. В. Суворов получил графское достоинство (как Российской, так и Священной Римской империй) и стал именоваться «Суворов-Рымникский»
А значит и река Урал не Рымник, а РИМник. РИМ-это Христово, за него и бились вместе с архиреями.

Христос выведет на чистую воду эту историю, потому что это сделать может только Он. И только Христос оставляет и всегда такие следы.

Он утопит "сына" Суворова-Аркадия в этом выдуманном Румынском Рымнике, чтобы восстановить Правду. И утопит Он его генерал-лейтенантом и выдуманным сыном Суворова, который его не признавал,отказываясь считать сыночком. Уж сам то Суворов знал, что это не его сын?

И что это за имечко у сына русского Суворова?

Рецензент. У них какая-то паталогическая потребность обсуждать фамилии других, забывая о странности своих имён. "чем кумушек считать стремиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

" желая спасти своего утопавшего кучера, он бросился в бурную речку, но повредил себе руку и не мог выплыть."

Это Рука Господа, только Он этим заведует, без шуток.
Мало того, Христос подождал пока сыночка сделают генералом, как и Суворова в то время, а уже потом показательно утопит.

А я все думал-нахрена Анна Иоановна уничтожила больше 700 кузниц в Башкирии-это страх. И не из-за мотыг с косами, а чтобы пушечки не стали опять отливать.

Валентин Байгильдин 11.10.2015 11:52
Странно, однако, что этот товарищ излагает это от себя, хотя это есть у Н-Ф.

Валентин Байгильдин 11.10.2015 11:58

Рецензент.И теперь делается "глубокомысленный вывод" о всей истории как о науке.

Слушай, Валентин, выходит, что XVIII столетие это такие же потёмки, как и XIII-ое. Думаю, что и "наше всё" к этому руку приложил. Фрондирующий элемент к архивам и близко не подпустили бы. Значит, сочинял он свою "историю" в русле официозных установок. Потому и издали её безбоязненно.

Валентин Великий 11.10.2015 20:20

Ты хочешь сказать 19-е. Получается, что так, если Карамзин не называет пока иго- татаромонгольским.

Валентин Байгильдин 11.10.2015 20:57

Рецензент. татаро-монгольское иго превращается в глазах у современников в
башкиро- иудейское. Эта метаморфоза произошла только что.

Нет, я про то, что "Пугачёва", как теперь выясняется, народ называл Петром Петровичем, а не Фёдоровичем. А гисторики умертвили Петра II чуть ли не в детстве.

Валентин Великий 11.10.2015 21:33

Да, что-то тут есть.Получается "Капитанская дочка"- заказ и Пушкин за деньги работал на искажение истории?

Валентин Байгильдин 11.10.2015 22:19

Я про "Историю пугачёвского бунта". КД - художественная проза, к ней претензий у меня нет.

Валентин Великий 11.10.2015 22:52

Да, Валь. Это вопрос -не слишком ли крут Пугачев для своих 31-33.

Валентин Байгильдин 12.10.2015 22:53

В КД Пушкину пришлось натянуть Пугачеву 40 лет.

Валентин Байгильдин 12.10.2015 23:49

Если он сын Петра II, то примерно столько ему и должно было быть.

Валентин Великий 13.10.2015 10:38

Да, похоже. Поэтому такой кипиш с судом и казнью. У Петра было побольше прав на престол, чем у Катьки. Ради простого казака никто не будет собирать сенат, не будет указов самой императрицы, не будет и запредельно щедрых наград.

А Пушкин нужен был, чтобы теорию Романовых закрепить литературно. Как и с Годуновым.
Гришка Отрепьев-простой дьяк становится царем.

А чё? Да ни чё. Пушкин в это верит.

Валентин Байгильдин 13.10.2015 11:25

И с "Разиным" та же история. Один в один, считай. Даже в Библии отразился. Вот, что пишут о нём Н/Ф:

Рецензент. А выискивать пророчества о Разине в талмудических библиях- бредовая идея.

11. СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ РАЗИН. РАЗГРОМ РУСИ-ОРДЫ В ЕВРОПЕ

Редактирование некоторых книг Библии продолжалось, вероятно, вплоть до XVII века. Такая мысль приходит при чтении, например, следующего фрагмента Библии: «И возвратился Адер (Орда? – Авт.) в землю свою. И воздвиг Бог против Соломона еще противника, Разона, сына Елиады, который бежал от государя своего Адраазара (Царя Орды? – Авт.), царя Сувского, и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске» (3 Царств 11:22–24).

Не является ли этот рассказ вставленным в Библию намеком на известную историю атамана Степана Разина? Имя Разон – это просто Разин. Как и атаман Разин, библейский Разон собрал вокруг себя людей, «разбойников» (именно такое слово употреблено, например, в Библии Скорины начала XVI века), стал предводителем шайки. Даже терминология напоминает романовскую. Именно «разбойной шайкой» именовали романовские летописцы отряды атамана Разина. Упоминается и столица – Москва в форме Т-Моска = Дамаск. Таким образом, не исключено, что в ветхозаветные книги могли вноситься редакционные изменения и дополнения вплоть до XVII века.

Почему появилась такая многозначительная вставка в Библию? Возможно, редакторы XVII века не распознали здесь недавние события, приняли их за «древнюю историю» и вставили в Библию. Это не исключено. Например, если этот текст был написан на не слишком знакомом им языке (редакторы уже плохо понимали по-русски?).

Но возможно и другое объяснение, вполне в духе средневековой схоластики и повышенного интереса к возможности вычитывать «предсказания текущих событий» из якобы древних книг. Изложение современного события могли представить читателю не как «газетную хронику» (означающую, что книга только что написана), а как замечательное предвидение якобы «древних мудрецов», которые будто бы вещим взором увидели в глубоком прошлом события далекого для них будущего – XVII века. И даже назвали имена. «Угадали», например, имя атамана Степана Разина. Тем самым, по мнению редакторов XVII века, авторитет якобы «древней» книги только повышался.

Так или иначе, но редакторы, вставившие этот рассказ в Библию, сослужили потомкам хорошую службу. Мы получили замечательную возможность датировать дошедшие до нас рукописи и издания Библии. А именно: те из них, которые содержат вставку о Разине, можно с большой долей вероятности отнести ко второй половине XVII века. Не ранее. Любопытно теперь с этой точки зрения бросить взгляд на ранние издания Библии якобы XV–XVI веков. Вот некоторые примеры.
1. Острожская Библия, изданная якобы в 1581 году в Остроге. Фрагмент с Разиным в ней выглядит в значительной мере по-другому! И даже находится в другом месте текста – ближе к началу 11-й главы 3-й книги Царств. (Этот фрагмент в синодальном переводе перемещен на 10 стихов вниз.)

В Острожской Библии речь идет, в общем-то, о другой истории. В ней сказано: «И воздвиже Господь на Соломона… Раздрона сына Елидекова, иже избежа от Варамефы и Адразара царя Сувска господина своего и собрашася к нему мужи и бе воевода полку».

Здесь речь идет о некоем полководце, воеводе по имени Раздрон. А не Разин. Ни о каких «разбойниках» и «шайках» не говорится ни слова. Да и имя Раздрон лишь отдаленно напоминает Разин. Короче говоря, текст Острожской Библии никоим образом не вызывает в нашей памяти ассоциации с войной против Разина.

Что же произошло? По-видимому, в XVII веке редакторы Библии, будучи не в силах сдержать желание поместить в священный текст рассказ по поводу столь важной для них победы над Разиным, стали искать «подходящий» для этого сюжет. И нашли какой-то малозаметный рассказ о некоем полководце по имени Раздрон.

Исправили имя Раздрон на Разон (Разин), убрали слово «полк» и заменили его на «шайку». А в некоторых редакциях (например, в якобы очень старой Библии Скорины) вообще откровенно вписали слово «разбойники».

В то время Библия еще не утратила значения книги, имеющей прямое отношение к событиям современной эпохи. Это неудивительно, так как значительная часть Библии посвящена событиям XV–XVI веков, непосредственно предшествующих событиям XVII века.
Итак, поскольку Острожская Библия не упоминает о Разине и о его «разбойниках», то, возможно, она действительно является старой, изданной в XVI веке.

2. Лютеранский Хронограф 1680 года. Включенное в него подробное (вплоть до мелочей) изложение библейских событий не содержит фрагмента о Разине. Очевидно, авторы Хронографа конца XVII века пользовались старой Библией, вероятно XVI века.

3. В «Иудейских древностях» Иосифа Флавия фрагмент о Разоне налицо. Здесь он назван Раазаром, что, по-видимому, является результатом слияния двух слов: Разин и Царь (Зар). В яркой форме рассказывается о «разбойниках» и «разбойничьих шайках», которыми руководит Раазар.
Имеющийся сегодня текст книги Флавия, скорее всего, окончательно отредактирован не ранее второй половины XVII века.

4. В немецкой Библии, якобы переведенной Мартином Лютером, фрагмент о Разоне также присутствует. Здесь он назван Reson. Следовательно, текст и этой Библии окончательно отредактирован не ранее второй половины XVII века.

5. В английской Библии фрагмент о Разине также имеется. Здесь он назван Reson (I Kings 11:23). Мы видим, что и эта Библия окончательно отредактирована не ранее второй половины XVII века...

Валентин Великий 13.10.2015 12:50
Да, умные это ребята, только они так и не ответили на вопрос зачем весь этот сыр-бор в истории. А причина одна- Русский Христос, которого они тоже похоронили. Но рановато.

Валентин Байгильдин 13.10.2015 13:40

Атеизм, Валентин, для учёного - сильнейшее препятствие на пути к исторической истине. Христос это знал, потому и поручил тебе открыть людям то, что Н/Ф оказалось не по силам.

Но всё равно им спасибо! И тебе тоже! Огромное!

Валентин Великий 13.10.2015 17:06

Беседа двоих кажется подошла к концу и можно вернуться к "кляузе" на известных поэтов, запускаемых с лёгкой руки Бай-гиль-дина

Нам стыдно за Вас, господин Бай-гиль-дин, за Вашу гнусную статейку, за то, что Вы всех называете на "вы" с маленькой буквы, выказывая пренебрежительное отношение к собеседнику.
Вы не понимаете, видимо, русского языка.
То-есть, может, и понимаете, но слишком прямолинейно. Примитивно, что ли.
Многие нюансы нашего языка Вам не дано уловить. И тягаться с Пушкиным Вы не доросли:он знал русский язык досконально и писал свои произведения для грамотных людей, одного с ним уровня.
Вы причисляете себя к башкирам.
На той територии, которую Вы нарисовали, жили не только башкиры, но и другие национальности. Если же Вы говорите только о башкирах, то этим самым Вы проявляете свой "доморощенный национализм", в котором Вас вполне резонно упрекнул предыдущий автор Елена Шувалова.
Вы уподобились той вдове,которая "сама себя высекла".

Вы и не заметили, что оскорбили другие нации, которые жили там же, где и башкиры, лишив их дома.
Если бы Пушкин стал бы их все перечислять, у него не осталось бы строчки для своего произведения.

Так что, последуйте данному Вам Еленой Шуваловой совету и уберите свой пасквиль
на Александра Сергеевича Пушкина.

Вам он не принесёт ни почести,ни славы, а оскорблять нашу н а ц и о н а л ь ную
гордость Вам тоже не к лицу.
С этого и начинаются вражда и раздоры, когда мы начинаем не уважать достоинство друг друга...

И, может, не знаете нашей истории, или не хотите знать...

Димитрий Долженков 16.10.2015 21:38

Вам всем стыдно? Это кому?

И почему вам стыдно за меня?

Оказывается потому, что я "не понимаю, видимо, русского языка"

Рецензент. Вы первый упрекнули собеседника в незнании, без всяких на то оснований, а теперь оказывается, Вы сделали это, чтобы никто не догадался в отсутствии элементарных знаний у Вас.

А вам за белых медведей не стыдно?

Рецензент. Опять у Вас обращение на "вы" написано с маленькой буквы. Говори, Вам, не говори, "Хоть кол на голове тиши, Вы всё будете упрямиться.
Вы с белыми медведями, наверное, жили.

" Пушкин знал русский язык досконально"-а я "примитивно"

Поэтому, наверно, Пушкин не знал что такое "сведомые кмети" и "стрикусы", а я знаю.

У вас там, Димитрий, сколько царей в голове?

И почему не убили за это же- самого царя, который и разрешил это издать.
Или по-вашему его тоже убили, вместе с другими царями из царь-пушки, прислонив их к царь-колоколу?
Рецензент: Теперь язвит о "царе-пушке" и "Царе-колоколу". Памятники русские ему теперь мешают.
Вы мне только не отвечайте, ради Бога. Я все равно читать не смогу. Слезы заливают лицо.

"Если же Вы говорите только о башкирах, то этим самым Вы проявляете свой "доморощенный национализм", в котором Вас вполне резонно упрекнул
предыдущий автор Елена Шувалова."

Покажите мне договор с другими народами, которые я обидел.

Это Башкиры подписывали договор с Иваном Грозным и больше никто.
Вы сами то -не из народа -Чудь?

Ваша национальная гордость это -Пушкин?

Вы, Димитрий, непроходимый бурелом.

Национальная гордость-это Чувство.

Хотя, кто вас знает. Может у вас Гавриллиада

Из огня, да в полымя!
Вчера занесло меня,-и чего мне вздумалось в постороннюю дискуссию вклиниваться,-
с одним автором "побеседовать".
До сих пор неприятный осадок.
Вроде бы нормальный человек...а до малой драчки дошло, так таким огнём полыхнуло,такой костёр разжёг, столько поленьев понабросал.
Понятно же было: с первого раза не осилил ему по-доброму сказанное, так и нечего его и трогать.
Хотелось, чтобы поостыл малость, а он, как остолоп, на стенку полез.
Ведь что обидно: нравился мне этот автор.
Хотелось мне его труд о 13 веке почитать. А теперь вот не могу: нет мне от него
"разрешения" на его страничку заходить.
Да и желание пропало!
У себя в"труде" -"опусе" он, наверное, тоже запрещённые приёмы применяет: бить
ниже пояса.
Столько лжи и фальши у него нахватаешься, что и сам не рад будешь.

У него приёмчики-чисто "женские": логики-никакой, а эмоций - через край.
Простите, что пишу не ему-напрямую:опять-таки "запрет" получен!!!
А "женских" эмоций у мужчин тоже,оказывается, хватает.

Главное, высказаться,-и "разговор" теряет свою актуальность.

В.Байгильдин, по моему убеждению, выдающийся изследователь древнерусской литературы. Просто гений! Это ведь только в кино гении всегда и во всём добрые и милые люди, почти святые, как скрипач Поляков из телефильма "Визит к Минотавру". В жизни, к сожалению, всё немножко по другому. Не разстраивайтесь, пожалуйста.

Валентин Великий 17.10.2015 21:47

Спасибо за утешение.
Мне тоже нравится Ваш тёзка, мы и раньше беседовали с ним,и мне понравились его
высказывания, он всегда давал мне грамотные, исчерпывающие ответы.
Но вот споткнулись на Пушкине. Жаль!

Димитрий Долженков

оклеветанный молвой - оговоренный людьми.невольник чести - действует по чести, не может от этого отступиться.не вынесла душа поэта - невыносимый удар, который не вынесла душа поэта.

жалкий лепет - протест, но слабый, невнятный, незаметный.злобно гнали - заставляли уйти, .дивный гений - неестественный, удивительный, гениальный, талантливый мудрец.угас - потускнел, затих, замолк.пустое сердце - бессодержательная, холодная душа.дерзко презирал - храбро, неуважительно, неустрашимо, резко пренебрегал.щадить - жалеть, беречь, миловать.добыча ревности глухой - пленник неясной, приглушённой горячности.пламенные страсти - горячие, накалённые чувства; влечение к кому-либо, тяга.венец терновый - мученичество, крест заставляющий мучаться.иглы тайные - скрытые "предметы", вызывающие боль, смятение, неясность.коварный шепот - опасный, хитрый, предательский шепот; обсуждение за спиной.

в стихотворени и действительно подобраны самые точные, верные слова. если заменять их синонимами, то замысел автора может быть утерян, так же, как и ритм, рифма стихотворения. удачные слова талантливого поэта ловко его чувства, переживания в стихотворении. никакие синонимы не смогут так же точно передать чувства автора.

думаю стоит сказать никакие. потому что это речь, а в обычной жизни мы используем разговорную речь. этими словами в обычной жизни следует пользоваться разве что при цитировании.

Глава VI. Пугачевщина

В начале главы Пушкин дает подробное описание поло­жения, в котором находилась Оренбургская губерния в конце 1773 года. Она была населена множеством полудиких народов, они часто устраивали возмущения, так как недавно признали владычество российских государей. Он не привыкли к законам, отличались легкомыслием и жестокостью. Но и казаки, кото­рые должны были охранять порядок, сами были небезопасны для правительства: казаков всегда отличало свободолюбие, не­способность подчиняться. Ужесточение мер генерал-майором Таубенбергом привело к бунту с их стороны.

Это повествование подготавливает читателя к тому, что про­изойдет дальше: в такой обстановке волнения могли вспыхнуть в любой момент.

Те приготовления, которые начались в крепости после получения письма генерала, заключались в следующем: было проведено совещание, начали чистить пушку, которая уже дав­но превратилась в урну. Было решено усилить дозоры и карау­лы. Описание приготовлений вызывает улыбку у читателя, так как эти приготовления строятся вокруг хитрости Ивана Кузь­мича, не желавшего открывать тайны жене, и любопытства Ва­силисы Егоровны, которая во что бы то ни стало хотела узнать, в чем суть происходящего. Так автор еще раз подчеркивает, что крепость очень слабо защищена.

4.7 (94%) 150 votes


На этой странице искали:

  • опишите губернию которая обитаема была множеством полудиких народов
  • какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала
  • капитанская дочка план 6 главы
  • план 6 главы капитанской дочки
  • какие приготовления начались в крепости после получения письма

Вступление

Ко второй половине 17 века крепостничество вступило в стадию своего зенита. Вслед за изданием Уложения 1649 года усилилась тенденция к самораскрепощению крестьян - стихийно и принимавшее порой угрожающие размеры бегство их на окраины: в Заволжье, Сибирь, на юг, в места казачьих поселений, возникших еще в 16 веке и теперь ставших центрами концентрации наиболее активных слоев несвободного населения. Государство, стоявшее на страже интересов господствующего класса феодалов, организовывало массовые розыски беглых и возвращало их прежним владельцам. В 50-60-х годах 17 века неудачные опыты казны, война России с Речью Посполитой за воссоединение Украины с Россией, усугубили назревавшее недовольство. Уже проницательные современники ясно видели существенные черты нового. Бунташный век - такую оценку давали они своему времени. В самом начале этого века страну потрясла первая Крестьянская война, достигшая наивысшего подъема в 1606-1607 гг., когда во главе восставших - крестьян, холопов, городской бедноты - встал Иван Исаевич Болотников. С большим трудом и немалым напряжением сил феодалы подавили это массовое народное движение. Однако за ним последовали: выступление, возглавленное монастырским крестьянином Балашом; волнения в войсках под Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.) ; восстания в Новгороде и Пскове (1650 г.) ; медный бунт (1662 г.) , местом действия которого вновь становится столица, и, наконец, Крестьянская война Степана Разина.

Восстание Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.)

В крестьянской войне под предводительством Пугачёва принимали участие разнообразные слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские народности.

Вот как Пушкин описывает Оренбургскую губернию, в которой и проходили события “Капитанской дочки” : “Сия обширная и богатая губерния обитаема была множеством полудиких народов, признавших еще недавно владычество российских государей. Их поминутные возмущения, непривычка к законам и гражданской жизни, легкомыслие и жестокость требовали со стороны правительства непрестанного надзора для удержания их в повиновении. Крепости были выстроены в местах, признанных удобными, и заселены по большей части казаками, давнишними обладателями яицких берегов. Но яицкие казаки, долженствовавшие охранять спокойствие и безопасность сего края, с некоторого времени были сами для правительства неспокойными и опасными поданными. В 1772 году произошла возмущение в их главном городке. Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиения Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирении бунта картечью и жестокими наказаниями” .

Вот описание Пугачёва, которое дает ему Пушкин: “... он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок” .

Надо сказать, что за несколько лет до появления Петра Федоровича были волнения среди яицких казаков. В январе 1772 года здесь вспыхнуло восстание. Восстание было жестоко подавлено - это было эпилогом восстанию Пугачева. Казачество ждало случая, чтобы снова взяться за оружие. И случай представился.

22 ноября 1772 года Пугачев с попутчиком приехал в Яицкий городок и остановился в доме Дениса Степановича Пьянова. Там Пугачев по секрету раскрывается Пьянову в том, что он Петр III.

Пугачев предлагает уйти от притеснений властей в турецкую область. Пьянов поговорил с хорошими людьми. Решили подождать до рождества, когда казаки соберутся на багренье. Тогда они и примут Пугачева. Но Пугачев был схвачен, его обвинили в том, что он хотел увести яицких казаков на Кубань. Пугачев все категорически отрицал. Пугачева отправили в Симбирск, оттуда в Казань, где в январе 1773 года посадили в тюрьму. Откуда Пугачев, опоив одного солдата и подговорив другого, сбежал. По моему мнению, начало “Капитанской дочки” как раз связано с тем периодом жизни Пугачёва, когда он возвращается из тюрьмы. В конце лета 1773 года Пугачев уже был дома у своего знакомого Оболяева. Возможно, трактирщик в “Капитанской дочке” и есть Оболяев. Вот отрывок из повести, во время встречи трактирщика и Пугачева: “Хозяин вынул из стаца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо - Эхе, - сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?

Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркой: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камешком - да мимо. Ну а что ваши?” - Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали, было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит...” .

Далее Пушкин от имени главного героя расшифровывает эту “воровскую речь” : “Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора; но после уж догадался, что речь шла о делах Яицкого войска, в то время только что усмиренного после бунта 1772 года” . Пребывание Емельяна Пугачева у Оболяева и посещение им Пьянова не остается без последствий. Пошли слухи, что государь находится у Пьянова в доме. Власти посылали для поимки опасного беглеца престойные команды, но всё было безуспешно.

Надо сказать, что вообще-то казакам было безразлично, выступает ли перед ними подлинный император Петр Федорович или донской казак, принявший его имя. Важно было, что он становился знаменем в их борьбе за свои права и вольности, а кто он на самом деле - не все равно ли? Вот отрывок из разговора Пугачева и Гринева: “... - Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо.

Я смутился: признать бродягу государем был не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком - было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью... Я отвечал Пугачеву: “Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я в тебе признать государя? Ты человек смышленный: ты сам увидел бы, что я лукавствую” .

Кто же я таков по твоему разумению?

Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.

Пугачев взглянул на меня быстро. “Так ты не веришь, - сказал он, - чтоб я был государь Петр Федорович? Ну добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька” .

Смелость Пугачева, его ум стремительность, находчивость и энергия завоевали сердца всех, кто стремился сбросить с себя гнет крепостничества. Вот почему народ поддержал недавнего простого донского казака, а теперь императора Федора Алексеевича.

В самом начале войны при занятии Илецкого городка Пугачев впервые высказал своё мнение в отношении крестьян и дворян. Он говорил: "У бояр де села и деревни отберу, а буду жаловать их деньгами. Чьей собственностью должны были стать отобранные у бояр земли, было совершенно очевидно - собственностью тех, кто жил в лесах и деревнях, т.е. крестьян. Так, уже в Илецком городке Пугачев заговорил о тех самых крестьянских выгодах, которые привлекут на его сторону всю чернь бедную, а о ней он никогда не забывал. Пока что Пугачев компенсировал дворянство жалованьем, но наступит время, и он призовет крестьянство ловить, казнить и вешать дворян.

Пугачев очень стремительно начал войну. В течение недели он захватил Гниловский, Рубежный, Генварцовский и другие форпосты. Захватил Илецкий городок, взял Рассыпную, Нижне-Озерную, Татищеву, Чернореченскую крепости.

Волна Крестьянской войны заливала всё новые и новые области. Война охватила Яик и Западную Сибирь, Прикамье и Поволжье, Урал и Заяицкие степи. А сам Третий император сколачивал свою Главную армию, создавал Государственную военную коллегию. Во всем войске вводились казацкие порядки, каждый считался казаком.

Можно сказать, что 22 марта начался второй этап Крестьянской войны - начало конца армии Пугачева. Этого числа в бою с войсками генерала Голицина под Татищевой крепостью Пугачев был разбит. В плен попали видные соратники Пугачева: Хлопуша, Подуров, Мясников, Почиталин, Толкачевы. Под Уфой потерпел поражение и попал в плен Зарубин-Чека. Через несколько дней войска Голицина вступили в Оренбург. Бой под Сакмарским городком 1 апреля закончился новым поражением Пугачева. С отрядом в 500 казаков, работных людей, башкир и татар Пугачев ушел на Урал. Но Пугачев не унывал, как он сам говорил: “Народу у меня как песку, я знаю, что чернь меня с радостью примет” . И он был прав. В сражении в городе Оса Пугачев получил поражение от войск Михельсона. Начался третий, последний этап крестьянской войны. “Пугачев бежал, но бегство его казалось нашествием.” (А. С. Пушкин) 28 июля Пугачев обратился к народу с манифестом, в котором жаловал всех крестьян вольностью и свободой и вечно казаками, землями и угодьями, освобождал от рекрутской повинности и каких-либо налогов и податей призывал расправляться с дворянами, и обещал тишину и спокойную жизнь. В этом манифесте отразился крестьянский идеал - земля и воля. Всё Поволжье колыхало пожарищем Крестьянской войны.

12 августа на реке Пролейке войска Пугачева одержали победу над правительственными войсками - это была последняя победа восставших.

Среди казаков зрел заговор. Душой заговора являлись Творогов, Чумаков, Железнов, Федульев, Бурнов. Они совсем не думали о простом народе и “чернь содержали в презрении” . Их мечты стать первым сословием в государстве развеялись как дым. Надо было думать о собственном спасении, а сделать это было возможно ценой выдачи Пугачева.

Зная нужды и горести всей “черни бедной” , к каждой из еe групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яиком со всеми еe угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, “старой верой” и казацкими вольностями. Он обещал калмыкам, башкирам и казахам все их земли и угодья, государево жалованье, вечную вольность. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, освобождал от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Мне кажется, что именно то, что восставшие не имели перед собой четкой цели, и погубило их.

Само будущее представлялось Пугачeву и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Где найти деньги, необходимые государству? Пугачeв считал, что “казна сама собой довольствоваться может” , а как это произойдет - неизвестно. Место рекрутчины займут “вольно желающие” , установится вольная торговля солью - “вези кто куда хочет” . Манифесты, указы и обращения Пугачева пронизывают неясные мечты о воле, труде, равенстве, справедливости. Все должны получить равные “пожалования” , все должны быть вольными, все равны, “малые и большие” , “рядовые и чиновные” , “вся чернь бедная” , “как россияне, так и иноверцы” : “мухаметанцы и калмыки, киргизцы и башкиры, татары и мишари, черемисы и поселенные на Волге саксоны” , у всех должна быть “спокойная в свете жизнь” без какого бы то ни было “отягощения, общий покой” .

Крестьянская война 1773-1775 гг. была самой мощной. В ней участвовали сотни тысяч человек. Охваченная ею территория простиралась от Воронежско-Тамбовского края на Западе до Шадринска и Тюмени на востоке, от Каспия на юге до Нижнего Новгорода и Перми на севере. Эта крестьянская война характеризовалась более высокой степенью организованности восставших. Они копировали некоторые органы государственного управления России. При “императоре” существовали штаб, Военная коллегия с канцелярией. Главное войско делилось на полки, поддерживалась связь, в том числе посылкой письменных распоряжений, рапортов и других документов.

Крестьянская война 1773-1775 гг. несмотря на небывалый размах, представляла собой цепь самостоятельных, ограниченных определенной местностью восстаний. Крестьяне редко покидали пределы своей деревни, волости, уезда. Крестьянские отряды, да и главное войско Пугачeва по вооружению, выучке, дисциплине намного уступало правительственной армии.

Заключение Что же такое Крестьянские войны? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? Гражданская война в многострадальной России, в ходе которой россияне убивали россиян? Русский бунт, бессмысленный и беспощадный? Каждое время даёт на эти вопросы свои ответы. По-видимому, любое насилие способно породить насилие ещe более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания (что между прочим делали в нашем недавнем прошлом) , а также гражданские войны, поскольку, порождeнные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуeмной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдания и реки крови...

"Каптанская дочка" - взгляд великого поэта на царствование Екатерины. Но само понятие "русский бунт" немного преувеличено. Чем немецкий или английский лучше? Одинаково омерзительны. Другое дело - природа бунта здесь, в России, может быть, немного другая: русский бунт возможен как следствие безнравственности власти. Когда власть безнравственна, появляются некие авантюристы, сама верхушка дает им тайные лазейки.

Убийство Петра III открыло дорогу многочисленным лжепетрам, одним из которых стал Пугачёв. Вранье, убийства, порок, которые идут сверху, порождают жажду порока в массе, то есть масса деформируется. И в её недрах находится артистичная личность, вождь, который берется играть чужую роль. А зрелище в итоге одно - насилие, кровь - любимый российский спектакль. Эти лжевожди всегда знают, что народу нужно: они выпускают пары всеми подручными способами, гальванизируют в людях самое жестокое, мрачное, дьявольское. И наш тихоня народ превращается в т-а-а-кую сволочь! А кончится всё такой же ответной гипертрофированной жестокостью государства, которое не перестает быть аморальным, потому что с него все началось, им же, как правило, и заканчивается.

Я думаю, что Пушкин хотел сказать: “Смотрите и одумайтесь, даже если власть безнравственна, грядущий бунт, в любом случае - катастрофа для нации” .

Список литературы

1) Лимонов Ю. А. Емельян Пугачев и его соратники.

2) Пушкин А. С. Капитанская дочка.

3) Рознев И. Яик перед бурей.

4) Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца 17 века.