Первое сражение паровых кораблей. Русские боевые пароходы. Лучшие. Дальнейшая судьба «Владимира»

Мало просто очищать воду от вредных примесей, надо ее еще и правильно направлять в дома. Каждый из нас замечал, что иной раз, открывая водопроводный кран, мы обнаруживаем струю коричневого цвета. Суть в том, что в воде содержится огромное количество железа, более знакомого как ржавчина. Все дело в обветшалых и прогнивших трубах, по которым вода поступает в дома. Большинство из них уже давно требует замены, но только все вновь упирается в финансовые нюансы. Поэтому большое значение имеет доочистка водопроводной воды, т.е. доведения ее до уровня, соответствующего уровню питьевого качества. В воде могут присутствовать физико-химические загрязнения, но в менее больших концентрациях, нежели изначально на водоочистных сооружениях. Вопрос обеззараживания водопроводной воды также актуален, т.к. хлорирование все равно всех вредных микробов не убивает.

Если вы пьете воду из-под крана, то должны знать, что в ней есть хлорорганические соединения, количество которых после процедуры обеззараживании воды хлором достигает 300 мкг/л. Причем это количество не зависит от начального уровня загрязнения воды, эти 300 веществ образуются в воде благодаря хлорированию. Быстрых последствий от потребления такой питьевой воды, конечно, не будет, но в дальнейшем это очень серьезно может сказаться на здоровье. Дело в том, что при соединении органических веществ с хлором образуются тригалометаны. Эти производные метана обладают выраженным канцерогенным эффектом, что способствуют образованию раковых клеток.

Сколько уже сказано про необыкновенно вредные свойства хлора, в том числе прямое воздействие на развитие онкологических заболеваний, однако его количества в питьевой воде не уменьшилось. А все потому, что обеззараживать воду без хлора экономически нецелесообразно, поскольку альтернативные методы обеззараживания воды (озонирование, использование ультрафиолета) дорогие.

При кипячении хлорированной воды в ней образуется сильнейший яд – диоксин. Уменьшить содержание тригалометанов в воде можно, снизив количество используемого хлора или заменив его другими дезинфицирующими веществами, например, применяя гранулированный активированный уголь для удаления образующихся при очистке воды органических соединений. И, конечно, нужен более детальный контроль за качеством питьевой воды.

Как в стране воду чистят?

Не во всех регионах водоочистка осуществляется одинаковым образом, поскольку в различных местностях в воде содержатся различные химические вещества. В зависимости от степени загрязнения водного объекта и назначения воды предъявляются и дополнительные требования к её качеству. Однако существует набор типичных процедур, используемых в системах водоочистки и последовательность, в которой используются эти процедуры. В практике водоснабжения населенных пунктов водой питьевого качества наиболее распространенными процессами водоочистки являются осветление и обеззараживание.

Осветление

Осветление - это этап водоочистки, в процессе которого происходит устранение мутности воды путем снижения содержания в ней взвешенных примесей. Мутность природной воды, особенно поверхностных источников в паводковый период, может достигать 2000-2500 мг/л (при норме для воды хозяйственно-питьевого назначения - не более 1500 мг/л).

Взвешенные в воде примеси обладают различной степенью дисперсности - от грубых, быстро оседающих частиц, до мельчайших, образующих коллоидные системы.

Тонкодисперсные коллоидные частицы, обладая одноименным электрическим зарядом, взаимно отталкиваются и вследствие этого не могут укрупняться и выпадать в осадок.

Одним из наиболее широко применяемых на практике способов снижения в воде содержания тонкодисперсных примесей является их коагулирование (осаждение в виде специальных комплексов - коагулянтов) с последующим осаждением и фильтрованием. После осветления вода поступает в резервуары чистой воды.

Обеззараживание

На сегодняшний день самым популярным способом обеззараживания воды в нашей стране является хлорирование, т.к. в реках и озерах, откуда ведется водозабор, присутствует множество микроорганизмов, попавших туда со сточными водами, а хлор - мощный окислитель, способный уничтожать болезнетворные микроорганизмы.

Сколько уже сказано про необыкновенно вредные свойства хлора , в том числе прямое воздействие на развитие онкологических заболеваний , однако егоколичества в питьевой воде не уменьшилось. А все потому, что обеззараживать воду без хлора экономически нецелесообразно, поскольку альтернативные методы обеззараживания воды (озонирование, использование ультрафиолета) дорогие.

В воде могут содержаться множество различных веществ и с некоторыми из них хлор вступает в реакцию. В результате образуются гораздо более неприятные соединения, чем сам хлор. Например, соединения хлора с фенолом; они придают воде неприятный запах, влияют на печень и почки, но в малых концентрациях не очень опасны. Однако возможны соединения хлора с бензолом, толуолом, бензином, с образованием диоксина, хлороформа, хлортолуола и других канцерогенных веществ.

Для справки, чтобы из воды полностью улетучился хлор, необходимо 7 дней отстаивать воду.

– Самое обидное, что сколько хлора не бросай, он все равно всех вредных микробов не убьет, – рассказывает специалист кафедры гигиены и медицины труда с курсом медицинской экологии КГМУ Наиля Давлетова. – Зато этот элемент оказывает на человека мощное токсическое, местное раздражающее и аллергическое воздействие. В идеале необходимо чистить воду натуральным и безопасным средством – озоном. Это газ, обладающий резким ароматом, похожим на запах свежего воздуха после грозы. Очистка водопроводной воды озоном практикуется в настоящее время во многих цивилизованных странах мира, включая Германию, Италию, Канаду и США. Там уже давно озонаторные установки являются частью коммунальных систем очистки воды, они также используются у компаний, производящих бутилированную воду. В России же предпочитают не тратиться на столь дорогую очистку воды, жертвуя здоровьем людей.

Можно также уничтожать живущие в воде бактерии с помощью ультрафиолетового облучения. Чтобы избавиться от большинства вредных микроорганизмов, достаточно всего нескольких секунд. А при исключительно низких эксплутационных расходах ультрафиолет может обработать тысячи, десятки и сотни тысяч литров воды. Кстати, благодаря такому безопасному методу очистки жители Санкт-Петербурга вот уже с 2007 года наслаждаются, в отличие от остальных россиян, качественной питьевой водой. Но и тут не стоит расслабляться. Как только вода попадает в старую, изношенную почти на 80-90% водопроводную сеть, здесь воду ждут большие приключения. Через старые, порой прогнившие трубы в воду могут попадать вредные вещества, бактерии и вирусы. Достаточно вспомнить, когда происходят аварии или замены водопроводных труб – вода из под крана в течении часа плавно переходит от темно-коричневого или черного цвета в прозрачный. А что попало в трубы при их сварке – никому не известно.

А если вода чистая и прозрачная на вид? Является ли это гарантией того, что в ней не содержится вредных примесей? К сожалению нет.

Минерализация воды или оптимальный солевой состав.

Представьте, что мы получили стерильную воду. В такой воде нет вредных веществ и микроорганизмов. Является ли такая вода полноценной для нашего употребления? Оказывается, нет.

Ведь с водой организм должен получать целый комплекс минеральных веществ, без которых человек рискует столкнуться со многими неприятностями. В питьевой воде должны быть не только фтор и йод, но и кальций, магний, железо, медь, цинк.

К примеру, приведем симптомы, которые могут быть причинами нехватки минералов:

  • Магний: прерывистое сердцебиение, страстное желание шоколада, судороги, ПМС, парадонтоз, повышенное кровяное давление и т.п.
  • Железо: анемия, усталость и т.п.
  • Медь: анемия, дисфункция щитовидной железы, ухудшение пищеварения, ферментативная функция печени, так как большинство энзимов в ней медь-зависимы, быстрое возникновение гематом и т.п.
  • Цинк: анорексия, потеря ощущения вкусов и запахов, низкое либидо, ПМС, уменьшение роста, акне и другие кожные расстройства и пр.
  • Йод: дисфункция щитовидной железы, сгущение желчи и т.д.

Но и это еще не все.

Минерализация воды (количество растворенных в воде солей) является неоднозначным параметром.

Исследования, проведенные в последние годы, показали неблагоприятное воздействие на организм человека питьевой воды с минерализацией свыше 1500 мг/л и ниже 30-50 мг/л. Такая питьевая вода плохо утоляет жажду, ухудшает работу желудка, нарушает водно-солевой обмен в организме. До недавнего времени на высокую минерализацию воды – жесткость – обращали внимание лишь из-за ее влияния на пригодность воды для мытья волос и стирки, а также на интенсивность образования накипи при кипячении воды.

Теперь благодаря полученным научным данным стало ясно, что очистка воды необходима, т. к. жесткость питьевой воды имеет большое значение для поддержания здоровья. Например, повышенное содержание солей кальция и магния в воде способствует развитию атеросклероза, мочекаменной болезни, вызывает нарушение обменных процессов. С другой стороны, смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 25-30% выше среди людей, употребляющих для питья мягкую воду, содержащую менее 75 миллиграммов кальция и магия в литре воды.

К слову – нет вредных веществ, есть вредные количества.

Вода из артезианских скважин и источников

Существует распространенное мнение относительно целебных свойств воды из недр земли. Чем же она отличается от воды из минеральных источников Северного Кавказа. Оказывается, отличается, и очень значительно. Во-первых, глубиной скважины. Артезианские скважины бурят до напорных вод, к примеру, в Подмосковье расположенных в каменноугольных известняках. Глубина таких скважин может быть различной: на севере от Москвы, где оставил мощные отложения ледник, в районе Клинско-Дмитровской гряды, глубина их достигает 200 - 250 м. К югу от Москвы в некоторых местах известняки выходят на поверхность, здесь артезианские скважины самые мелкие, 30 - 40 м. На запад и восток от Москвы глубина артезианских скважин колеблется от 60 до 150 м. Но в Подмосковье, как и вблизи других больших городов, водоносные слои с глубиной залегания менее 100 м уже нельзя считать безопасными в бактериологическом отношении. Однако во время бурения скважин могут быть нарушены некоторые технологические процессы, добываемая вода может оказаться слишком жесткой, невкусной, и при кипячении оставлять сильную накипь.

В коттедже или на дачном участке, расположенном в прекрасной местности, лишенной всяких признаков загрязнения, из-под земли может поступать вода, совершенно непригодная для питья и даже опасная для жизни, в которой концентрация солей железа, магния, фтора превосходит допустимые значения в десятки раз. Причем концентрация солей в воде имеет тенденцию нарастать при многолетнем пользовании водоносным слоем. Подземная питьевая вода нередко имеет неприятную особенность – темнеет в процессе соприкосновения с воздухом. Это окисляет растворенное в воде свободное железо. Прозрачная, чистая вода, постояв в кувшине 10-15 мин, становиться бурой.

Чтобы хоть как-то помочь своему организму, многие жители выезжают за пределы города, набирая воду в придорожных родниках. Но и здесь нужно быть осторожным: мало кто знает, что в себе несут непроверенные родниковые ручейки. В первую очередь сюда могут попасть просочившиеся через почву химикаты и пестициды с полей, что особенно опасно.

Наиболее чистыми и пригодными для питья считаются подземные источники. Водица там нуждается в более щадящей очистке, но и она требует грамотного подхода и соблюдения технологий при их разработке и использовании.


Пароходы появились сразу в нескольких странах вскоре после окончания Наполеоновских войн. Но их использованию в боевых действиях мешали проблемы технического характера. И только в 1853 году два военных парохода впервые сошлись в противоборстве турецкий «Перваз-Бахри» против русского «Владимира» .

Поначалу пароходы имели по бортам внушительных размеров колеса, которые не давали возможности разместить большое количество артиллерии.

На носу и корме удавалось пристроить максимум 15 орудий. Такие корабли назывались пароходофрегатами . Для сравнения: на парусных линейных кораблях и фрегатах количество пушек исчислялось десятками, а порой переваливало за сотню.

Британское детище

В 1841 году были построены первые винтовые пароходы «Амфион» у британцев и «Помона» у французов. Русский винтовой фрегат «Архимед» с 52 орудиями был построен в 1848 году.

Командир пароходофрегата «Владимир» Григорий Иванович Бутаков

К началу Крымской войны лучшим на Черноморском флоте считался пароходофрегат «Владимир» , построенный в 1848 году в Англии. Британцы оберегали свои военные технологии от потенциальных противников, так что российское морское министерство поначалу договаривалось с судостроителем Питчером о постройке гражданского парохода. Но благодаря авансам Питчер стал смотреть на вещи шире и, игнорируя правительственные ограничения, построил аж четыре пароходофрегата. «Владимир» суммировал все лучшее у предшественников, а его военное предназначение было столь очевидным, что британские власти попытались проект торпедировать. Однако после того, как в Лондоне побывал Николай I , отношения между странами немного потеплели, и корабль все же благополучно достроили под наблюдением специально прибывшего из России капитана 1-го ранга Владимира Корнилова .

На судне установили два новейших 10-дюймовых бомбических орудия. Прочая артиллерия включала три 68-фунтовых пушки, шесть 24-фунтовых карронад. Паровая машина в 400 л. с. позволяла развивать скорость до 12 узлов (22,2 км/ч). Кроме двух гребных колес, на «Владимире» имелись и паруса. Водоизмещение составляло 1200 т, длина 61 м, ширина – 10,9 м.

Когда в 1853годувотношениях между Россией и Турцией запахло войной, роль фактического командующего флотом досталась «тезке» и одному из создателей пароходофрегата Владимиру Корнилову, бывшему в то время уже вице-адмиралом.

Для флота война началась с успешной переброски дивизии на кавказское побережье, после чего русские корабли, разделившись на две эскадры (Корнилова и Нахимова), начали рыскать по Черному морю в поисках неприятеля.

Турки сидели в гаванях, и 4 ноября 1853 года Корнилов, сдав командование контр-адмиралу Новоcильскому , перебрался на «Владимир», решив «слетать» в Севастополь.

Когда корма не прикрыта

На следующий день в 6:45 наблюдатели увидели на горизонте дым неизвестного парохода. Корнилов приказал изменить курс в его сторону, на северо-запад, пока еще не понимая, имеет ли дело с неприятелем. Неизвестный корабль шел навстречу, но через два часа изменил курс. Корнилов приказал пересечь ему путь и поднять русский военно-морской флаг. Поняв, что избежать рандеву не удастся, корабль, оказавшийся турецким парохо-дофрегатом «Перваз-Бахри», поднял флаг Османской империи.


Алексей Боголюбов. Битва пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским военным пароходом «Перваз-Бахри», 5.10.1853 года.

В 10 часов с «Владимира» произвели первый выстрел: ядро взметнуло воду перед носом противника. Затем был произведен залп из орудий правого борта, далее разворот и новый залп артиллерией левого борта. Турки успели ответить лишь одним бортовым залпом.

Оба пароходофрегата были построены в Англии, оба имели по два колеса и обслуживались примерно одинаковыми по численности экипажами. Ничтожным выглядело и превосходство «Владимира» в артиллерии всего на одно орудие больше. Разница в скорости составляла два-три узла тоже, казалось бы, не смертельно. Но Корнилов и непосредственно руководивший боем капитан «Владимира» Григорий Бутаков правильно определили уязвимое место «Перваз-Бахри». Вся его артиллерия была сосредоточена на носу и вдоль бортов, так что пространство за кормой фактически оказывалось в «мертвой зоне». Пользуясь превосходством в скорости, «Владимир» старался держаться в кильватере неприятеля и при этом крутился, стреляя то носовыми, то бортовыми орудиями.

Уже с третьего выстрела с вражеского судна был сбит флагшток, хотя новое знамя тут же взметнулось на гафеле. Капитан, выходец из мамлюков и черкес по национальности Саидпаша, оказался достойным противником. Хорошим профессионалом был и начальник машинного отделения британец. Готовясь к бою, османы достали мешки с углем и сложили из них баррикады поперек судна и между орудиями. Периодически «Перваз-Бахри» пытался сбросить «Владимира» с хвоста, то резко сбавляя ход, то разворачиваясь для бортовых залпов. Иногда кое-что получалось, но потом Бутаков снова пристраивался в кильватер, и русские орудия обрушивали на врага очередную порцию бомб и ядер.

К 11 часам на «Перваз-Бахри» были уничтожены рангоут и все шлюпки, а его дымовая труба и корпус зияли пробоинами. Около полудня очередной залп русских снес капитанский мостик вместе со стоявшим на нем Саид-пашой. Результат боя уже не вызывал никаких сомнений. Видимо, считая, что дело сделано, экипаж «Владимира» несколько расслабился. Казавшееся уже неопасным вражеское судно огрызнулось картечью, сразившей горниста и находившегося в шлюпке лейтенанта Железнова.

В 12:45, сблизившись на кабельтов, «Владимир» осыпал врага бомбами из носовых орудий и, подойдя на пистолетный выстрел, добил бортовым залпом. Около часа дня флаг на вражеском судне был спущен.

На защите Севастополя

На «Перваз-Бахри» отправилась призовая команда во главе с мичманом По-пандопуло, заставшая картину полного разрушения. Помимо капитана и двух офицеров, у турок погибли более полусотни матросов. Пленными были взяты 93 человека. На «Владимире», кроме погибших мичмана и горниста, было всего двое раненых.

Из рапорта Корнилова:

«На взятом пароходе машина уцелела, кроме пробоин в паровиках и трубе, но корпус избит до разрушения, в кормовой части целые доски вырваны, рулевая голова сбита, компасы уничтожены, внутри переборки от взрывавшихся бомб совершенно разрушены вообще повреждения были многочисленны, так что для приведения его в состояние держаться на воде мы были заняты до 4 часов».

Пленный «Перваз-Бахри» на буксире все же дотащили до Севастополя, где через два дня он затонул во время шторма. Трофей подняли, отремонтировали и включили в состав флота, переименовав его в «Корнилов».

Первый в истории бой военных пароходов вызвал большой резонанс в мире. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич заявил, что эта битва «останется памятною в летописи Русского флота», а Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Святого Георгия IV степени .

Из-за ремонта котлов «Владимир» не сумел поучаствовать в Синопском сражении, зато при обороне Севастополя пароходофрегат проявил себя во всей красе. Во время первой бомбардировки города флотом союзников 5 октября 1854 года Бутаков искусственно увеличил крен корабля до семи градусов, что позволило вести ответный огонь на расстоянии до 5 км.

Позже на «Владимире» были усовершенствованы лафеты орудий и отработана тактика корректировки артиллерийского огня с берега, что позволяло на ходу обстреливать прибрежные позиции неприятеля. Из воспоминаний участника обороны:

«Чудное зрелище представляло это прекрасное судно! Идет величественно вдоль бухт от павловского мыска, изредка пуская гранату из носового орудия, отбиваясь, как будто от назойливой мухи, от французской батареи… Поравнявшись с Киленбалкой, выстрелит из орудий целого борта и медленно поворачивается другим бортом… опять сделает залп и тихо отходит, заряжая свои орудия и отстреливаясь».

Оба участника первого боя пароходов «Владимир» и «Корнилов» – были затоплены своими экипажами при оставлении Севастополя. К тому времени в могиле покоился и сам адмирал Владимир Корнилов.

А командир «Владимира» Григорий Бутаков создал новую тактику боевых действий на море. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила маневра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.

Максим Лукошков

Еще больше интересных статей

17 ноября 1853 г. во время Крымской войны произошел первый бой паровых судов, когда русский пароходофрегат «Владимир» вынудил сдаться турецкий пароход «Перваз-Бахри». Вспомним военные подвиги пароходов русского флота.

«Метеор»

Первым паровым кораблем на Черном море стал построенный в Николаеве в 1826 г. 14-пушечный пароход «Метеор». Пароход имел водоизмещение 261 т. и развивал скорость до 6,5 узлов. Корабль использовался во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. при высадке десантных партий под Анапой и обстрелах крепости, где изобиловавший мелями рейд не позволял активно действовать крупным парусным кораблям. Это было первое боевое применение паровых судов в России. В 1839 г. «Метеор» был исключен из состава флота и разобран.

Первый бой паровых судов

17 ноября 1853 г. пароходофрегат «Владимир» под командованием Г. И. Бутакова атаковал турецкий военный пароход «Перваз-Бахри». Бутаков быстро отметил, что на «Певаз-Бахри» отсутствуют орудия на корме и, умело маневрируя, старался держать свой корабль вне зоны обстрела большинства орудий противника. Бутаков так охарактеризовал свои действия: «Увидев, что противник мой не имеет кормовой и носовой обороны, я направил два 68-фунтовых орудия по направлению своего бушприта и стал держать ему в кильватер, уклоняясь понемногу в одну и другую стороны, чтобы удобнее было наводить каждую по очереди. Когда же он, чтобы иметь возможность навести свои бортовые орудия, старался принять направление поперек моего курса, я уклонялся в ту же сторону и громил его пятью орудиями своего борта, именно же двумя 84-фунтовыми, одною 68-фунтовою и двумя 24-фунтовыми пушками-карронадами". После трехчасового боя «Перваз-Бахри спустил флаг. Трофей на буксире был приведен в Севастополь, переименован в «Корнилов» и после ремонта введен в состав Черноморского флота. Причинами победы в первом бою паровых судов стали грамотное маневрирование, лучшая подготовка экипажа и наличие на русском пароходе тяжелых орудий на поворотных платформах. В дальнейшем «Владимир» активно использовался при обороне Севастополя и сражении при Инкермане, поддерживая огнем действия сухопутных войск. Впервые практиковалась навесная стрельба с корабля по невидимой цели, когда огонь корректировался с берега. «Владимир» был затоплен экипажем 15 сентября 1855 г. при оставлении Севастополя, практически до последних дней оказывая огневую поддержку войскам.

«Веста»

Пароход был построен в 1858 г. С началом русско-турецкой войны «Веста» был превращен во вспомогательный крейсер. Корабль должен был действовать на коммуникациях противника. 11 июля 1877 г. вблизи Констанцы «Веста» была вынуждена вступить в бой с турецким броненосным фрегатом «Фехти-Буленд». 5-часовой бой представлял погоню, в результате которой русскому пароходу удалось избежать фатальных повреждений и уйти от более мощного противника. Описание отдельных деталей боя значительно отличаются, но сам факт, что вооруженному пароходу удалось избежать гибели в бою с броненосным фрегатом противника является подвигом. На "Весте" погибло 12 и было ранено 28 человек. После завершения войны пароход был разоружен и использовался для гражданских перевозок. 17 ноября 1887 г. «Веста» погибла в кораблекрушении у мыса Тархункут.

«Великий князь Константин»

Пароход был построен в 1858 г. во Франции, а во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. под руководством лейтенанта С. О. Макарова переоборудован в минный транспорт. Корабль нес несколько орудий и четыре паровых катера, оснащенных шестовыми минами, а затем минами Уайтхеда (торпедами). Всего «Великий князь Константин» совершил пять боевых походов. Катера с «Константина» произвели ряд минных атак, в том числе успешную, когда 14 января 1878 г. на рейде Батума был потоплен турецкий вооруженный пароход «Интибах». Это была первая успешная торпедная атака, закончившаяся уничтожением корабля противника. После завершения русско-турецкой войны «Великий князь Константин» еще длительное время использовался для перевозок и был сдан на слом лишь в 1896 г.

«Камчатка»

Транспортно-мастерская «Камчатка» вступила в строй в 1904 г. и должна было обеспечивать поход эскадры контр-адмирала З. П. Рождественского на Дальний Восток. Участие «Камчатки" в походе 2-й Тихоокеанской эскадры было отмечено многочисленными поломками, инцидентами и происшествиями, самым известным из которых стал Гулльский инцидент у Доггер-Банки, когда после сообщения с «Камчатки» о появлении миноносцев, русская эскадра открыла огонь, в результате которого были потоплено одно английское рыболовецкое судно и два других получили серьезные повреждения. Кроме того, 5 попаданий получил и шедший параллельным курсом крейсер «Аврора». В Цусимском бою 14 мая 1905 г. транспортно-мастерская представляла огромную цель, имея для самообороны лишь шесть 47 мм скорострельных орудий. Надо отдать должное экипажу «Камчатки», который вечером 14 мая прикрывал огнем своих орудий от атак японских миноносцев поврежденный флагманский броненосец «Князь Суворов». «Камчатка» погибла в 19ч. 30 мин, попав под огонь японских броненосных крейсеров. Когда на тонущем корабле один из механиков предложил старшему офицеру для спасения экипажа поднять белый флаг, умиравший от ран лейтенант В. В. Никанов ответил: «Все что хотите, но только не флаг».

«Курск»

Пароход был построен в 1911 г. в Англии на средства жителей Курской губернии и имел водоизмещение 8720 т., скорость - 11,5 узлов. Во время Первой мировой войны совершал рейсы из Англии в Архангельск. В 1920-1930 гг. эксплуатировался на линиях Одесса-Владивосток и Ленинград – Владивосток. Осенью 1936 г. «Курск» доставил в Испанию, где шла гражданская война, авиабензин и военных специалистов, выдержав атаки надводных кораблей и авиации франкистов. Во время Великой Отечественной войны активно использовался при обороне Одессы, Севастополя и Туапсе. За время войны «Курск» прошел свыше 15 тысяч миль, совершив 59 рейсов, высаживал десанты в Феодосии, Керчи, Камыш-Буруне, на Мысхако. Только за первые два года войны «Курск» перевез около 66 тысяч человек. Пароход выдержал более 60 авиационных атак, получив значительные повреждения. Всего в корпусе «Курска» насчитывалось около 4800 пробоин. В 1953 г. исключен из состава флота и сдан на слом.

«Александр Сибиряков»

В 1915 году пароход «Беллавенчур» был куплен в Англии и переименован в «Александр Сибиряков». Во время Первой мировой войны судно обеспечивало перевозки в Белом море. Летом 1932 года «Сибиряков» с экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта с большими сложностями впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем. «Александр Сибиряков» был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
В время Великой Отечественной войны пароход был включен в состав Беломорской военной флотилии. 25 августа 1942 г. «Сибиряков» был атакован немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер» Исход такого боя был заранее предрешен: два 76 мм и два 45 мм орудия русского парохода, учитывая дистанцию и бронирование немецкого линкора в принципе не могли нанести противнику вреда… Получив попадания тяжелыми снарядами «Сибиряков» затонул. Из 105 человек немецким рейдером были подобраны только 18. Кочегар П. И. Вавилов сумел добраться до острова Белуха, откуда спустя 32 дня был эвакуирован. В 1965 г. координаты боя и гибели парохода «Александр Сибиряков» были объявлены местом боевой славы.

В сентябре 2014 г. исполняется 160 лет со дня начала легендарной обороны Севастополя в годы Крымской войны. 25 сентября (13 сентября по старому стилю) 1854 года началась осада города русской военно-морской славы превосходящими по численности и вооружению силами противника. Как известно, в Крымской войне Российская империя столкнулась с коалицией ведущих западных держав того времени – Англии и Франции, а также Османской империи и примкнувшего к коалиции Сардинского королевства.

Еще в июне 1854 г. военно-морские силы Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства, состоявшие из 34 линейных кораблей и 55 фрегатов, заблокировали российский военно-морской флот в севастопольской бухте. Силы русского флота значительно уступали противнику – в бухте Севастополя оказались заблокированными 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов. К слову, подавляющее большинство русских военных кораблей были парусными, тогда как флот союзников обладал явным преимуществом в современных паровых кораблях.


Военно-техническая отсталость российского флота

Здесь следует более подробно остановиться на том, что же представлял собой российский военно-морской флот к середине XIX века. В состав военно-морских сил империи входили два флота – Черноморский и Балтийский, а также несколько более мелких флотилий – Камчатская, Каспийская, Беломорская и Аральская, не игравших существенной роли в обороне морских рубежей страны. Черноморский и Балтийский флот имели целый ряд существенных отличий друг от друга. Балтийский флот всегда находился на виду и поэтому его командование было нацелено на развитие, в первую очередь, внешней стороны флота. Корабли Балтийского флота своим видом должны были производить впечатление элиты русских военно-морских сил и, действительно, на смотрах и парадах флот смотрелся прекрасно. Однако его боевая подготовка вызывала много вопросов – балтийцы редко уходили в плавание, офицеры стремились больше к строительству карьеры, чем к овладению военно-морской наукой и умением управлять подчиненными им экипажами.

Черноморский флот, который также отставал от английского или французского флотов в военно-техническом отношении, в плане подготовки личного состава являл собой совершенно иную картину, нежели Балтийский флот. Во-первых, Черноморский флот практически все время существования российских военно-морских сил непрерывно воевал - прежде всего, с Османской Турцией. Во-вторых, корабли флота чаще ходили в дальнее плавание, имели богатый опыт взаимодействия с сухопутными войсками во время блокады кавказского побережья. Имел флот и стратегическую цель – захват проливов Босфор и Дарданеллы в случае военно-морского конфликта с Османской империей.

Именно Крымская война и, в частности, оборона Севастополя, о которой в русской военно-исторической литературе написано столько книг, что не имеет смысла заново пересказывать ход событий в героические месяцы сентября 1854 – августа 1855 гг., стала поворотным моментом в развитии отечественного военно-морского флота. Рейд вражеского флота к севастопольской бухте показал отсталость тогдашнего российского флота, заключающуюся в преобладании парусного флота над паровым. Если у Англии и Франции значительная часть военных кораблей была представлена пароходами, то российский военно-морской флот к моменту начала Крымской войны состоял преимущественно из парусных кораблей, которые, естественно, проигрывали более современному паровому флоту. В этой статье мы остановимся на нескольких ключевых моментах в перехода российского флота от парусных кораблей к паровым, не претендуя на всеохватность и полноту раскрытия темы, но предлагая вспомнить о людях и событиях, с которыми связано развитие российского военно-морского флота.

Первые российские паровые суда начали разрабатываться еще в начале XIX в. В 1815 г. первая пассажирская барка «Елизавета» начала ходить по маршруту «Санкт-Петербург – Кронштадт». В 1820 г. из Николаева в Херсон прошел пароходный бот «Везувий». Однако военно-морской флот Российской империи не спешил обзаводиться паровыми военными кораблями. Лишь в конце 1830-х гг. начинается строительство первых военных кораблей на паровой тяге: в 1838 г. на воду спускают пароходофрегат «Богатырь», в период с 1836 по 1850 гг. – семь колесных пароходофрегатов и один винтовой. В результате, к моменту начала Крымской войны по уровню развития парового военно-морского флота Россия значительно уступала и Англии, и Франции. Во многом, этой военно-технической отсталостью и было обусловлено заведомо проигрышное положение России в Крымской войне, так как в задачи флота входило пресечение попыток противника приблизиться к крымскому побережью. Как известно, несмотря на героизм российских моряков – адмиралов, офицеров и матросов – эта задача в силу технической отсталости российского флота так и не была выполнена.

Первым в мире сражением с участием редких на тот период военных пароходов стал бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским пароходофрегатом «Перваз Бахри», произошедший еще до начала осады Севастополя – 5 ноября 1853 года. Пароходофрегат «Владимир» был спущен на воду в марте 1848 года, за пять лет до описываемых событий. Его водоизмещение достигало 1713 т., длина – 61 м., ширина – 11 м. К моменту начала Крымской войны он считался лучшим пароходофрегатом Черноморского флота.

В те годы Россия обладала лишь 16 пароходофрегатами на Черном море, при этом военно-морское командование с недоверием относилось к этим кораблям, придерживаясь консервативных взглядов на развитие флота. Действительно, с эстетической точки зрения парусные линейные корабли выглядели куда более эффектно по сравнению с небольшими пароходофрегатами, вдобавок ко всему парусный флот России за предыдущее столетие зарекомендовал себя во множестве морских сражений, прежде всего – с кораблями Османской Турции. Поэтому первое время командование флота воздерживалось от активного боевого применения пароходофрегатов. Они использовались для поддержки сухопутных войск, транспортировки поврежденных парусных кораблей, выполнения поручений по доставке корреспонденции и снабжения. Непосредственно в боевых действиях они не принимали участия.

Техническое отставание русского военно-морского флота обусловливалось не только отсталостью российской машиностроительной (в том числе и судостроительной) промышленности по сравнению с английской или французской, но и убежденностью многих адмиралов и, тем более, царских министров в том, что парусный флот остается боеспособным, тогда как в мировом военном судостроении происходили в этот период колоссальные перемены.

Первый бой пароходов: захват «Перваз-Бахри»

Пароходофрегат «Владимир» к утру 5 ноября находился в черноморских водах возле устья реки Дунай, где выполнял задачи по наблюдению за перемещениями турецкого военного флота. На борту пароходофрегата находился начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов (1806-1854), а непосредственно командовал «Владимиром» капитан-лейтенант Г.И. Бутаков (1820-1882).

К моменту описываемых событий Григорию Ивановичу Бутакову было 33 года. За плечами потомственного моряка, отец которого Иван Бутаков в свое время командовал линкором «Царь Константин», было уже более двадцати лет военно-морской службы. В 1831 году Григорий Бутаков поступил в Морской кадетский корпус и спустя пять лет его окончил. Затем были двухлетняя стажировка на Балтийском флоте, назначение в 1838 г. флаг-офицером на линкор «Силистрия» в звании мичмана, присвоение лейтенантских погон в 1843 г. за отличную службу, в том числе у побережья Северного Кавказа, пятилетняя командование тендером «Поспешный», присвоение в 1850 г. капитан-лейтенантского звания и назначение в 1852 г. командиром пароходофрегата «Владимир».

Утром 5 ноября на капитанском мостике «Владимира», вместе с флаг-офицером корабля, находился сам вице-адмирал Корнилов. Владимир Алексеевич в бинокль наблюдал за морем, когда увидел вдали дым парохода, направлявшегося в сторону Севастополя. Не разглядев судно, вице-адмирал принял его за русский пароходофрегат «Бессарабия» и подумал, что последний направляется в севастопольскую бухту. Корнилов отдал команду догнать пароход, на что командир «Владимира» Бутаков заметил, что это может быть и не «Бессарабия».

Как оказалось, вице-адмирала устраивал и другой расклад – если бы пароход оказался вражеским, то грех было бы не вступить с ним в бой. В течение часа пароходофрегату «Владимир» удалось значительно сократить дистанцию, отдалявшую его от подозрительного корабля. Последний, в свою очередь, повернул в сторону берега, надеясь оторваться от нежеланного преследователя. «Владимир» пошел ему навстречу – развевающееся над неизвестным пароходом красное знамя с полумесяцем говорило само за себя. Русский пароходофрегат встретился отнюдь не с «коллегой по цеху» «Бессарабией», а с турецким пароходофрегатом «Перваз-Бахри» («Морской вьюн»), которым командовал опытный офицер Сеид-паша.

В 10 часов утра раздался первый выстрел пушки «Владимира». Пущенное ядро упало перед форштевнем турецкого пароходофрегата, что означало только одно – русский корабль предлагает туркам немедленно сдаться. В ответ турецкий пароходофрегат ответил пушечными залпами. Начался бой русского и турецкого пароходов. Капитан-лейтенант Бутаков сориентировался моментально. Заметив, что на турецком военном корабле отсутствуют носовые и кормовые пушки, Бутаков искусно управлял «Владимиром», не позволяя последнему приближаться к бортам «Перваз-Бахри».

Выстрелом русской пушки был сбит турецкий флаг на мачте парохода, однако османы тут же заменили его и попытались оторваться от русского корабля. В ответ «Владимир» стрелял с носовых орудий – 214-мм пушек. Сложно отрицать смелость турок, в первую очередь командира Сеид-паши, который все время сражения стоял на площадке, пока не был убит очередным залпом с русского парохода. Приблизившись к «Перваз-Бахри» на стометровое расстояние, русский пароход открыл огонь картечью из всех бортовых орудий. После гибели капитана турки дрогнули и вскоре флаг с полумесяцем пополз вниз по мачте. Это означало, что пароходофрегат «Перваз-Бахри» сдается на милость победителя. Для турецких моряков сражение окончилось потерей 58 офицеров и матросов убитыми, на «Владимире» погибло два человека. Захваченный пароходофрегат «Перваз-Бахри» был отремонтирован и под новым именем «Корнилов» зачислен в состав Черноморского флота.

За победу и захват «Перваз-Бахри» Григорий Иванович Бутаков был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. В последующем, на протяжении почти тридцати лет, он продолжал службу в российском военно-морском флоте, дослужившись до полного адмирала. Во время обороны Севастополя Бутаков командовал отрядом пароходофрегатов, был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником штаба Черноморского флота. Бутакова очень ценили прославленные российские адмиралы Нахимов и Корнилов, причем Нахимов даже запрещал посылать Бутакова на опасные задания, утверждая, что российскому флоту этот офицер нужен живым – как кладезь знаний, опыта и инициатив. После Крымской войны занимал должности военного губернатора Николаева и Севастополя, командовал отрядом винтовых кораблей на Балтийском флоте, был военно-морским агентом в Англии, Франции и Италии, командовал Практической эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море. В 1878-1881 гг. Бутаков был начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг, а с 1 января 1881 г. – главным командиром Санкт-Петербургского флота.

Помимо своих ратных подвигов, Григорий Иванович Бутаков вошел в историю и как один из первых российских провозвестников развития парового военно-морского флота. Его перу принадлежит научный труд «Новые основания пароходной тактики». Именно Бутаков на основе личного опыта и анализа существующих научных теорий, ввел методы боевой подготовки флота: готовить флот не для смотров и парадов, а для боевых действий; больше внимания уделять морской практике, прежде всего плаваниям; развивать инициативность, смелость и изобретательность офицеров и матросов флота; обучать флот основам взаимодействия с сухопутными войсками. Бутаков обратил внимание и на необходимость повышения технической подготовленности офицеров, унтер-офицеров и матросов в условиях перехода от парусного к паровому флоту и, соответственно, возрастания требований к инженерно-технической грамотности моряков.

Модернизация судостроения

После поражения в Крымской войне Российской империи было запрещено иметь полноценный боевой флот на Черном море. Тем не менее, осознавая, что без флота Россия рано или поздно не сможет существовать, по крайней мере, как великая держава, правительство страны перешло к программе развития парового и броненосного флота. Таким образом, Крымская война стала своего рода толчком для закостеневших российских чиновников, побудившим их обратить внимание на необходимость модернизации военно-морского судоходства и судостроительства и перейти к строительству современных военных кораблей.

Уже в 1857 году была утверждена судостроительная программа, согласно которой Балтийский флот, который по итогам Крымской войны фактически оставался единственным полноценным флотом Российской империи, должен был получить 18 винтовых линейных кораблей, 12 винтовых фрегатов, 14 винтовых корветов, 100 винтовых канонерских лодок, 9 колесных пароходофрегатов. Кроме того, предполагалось развитие военно-морского флота на Тихом океане. Там было решено сосредоточить 9 винтовых корветов, 6 винтовых клиперов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных парохода. Согласно итогам войны, на Черном море Российская империя могла иметь лишь незначительные военно-морские силы в составе 6 винтовых корветов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных пароходов.

Однако, развитие парового флота в послевоенной России требовало значительных усилий – в первую очередь, создания мощной индустрии судостроительства, ориентированной на паровые корабли. Требовались не только талантливые изобретатели, но и инженеры, техники, квалифицированные рабочие, способные работать в судостроительной промышленности. Также соответствующих реформ ждала и организационная структура военно-морского флота. Военные реформы Д.А. Милютина позволили превратить российские армию и флот в современные вооруженные силы, не уступающие вооруженным силам западных держав не только по численности, но и по специфике комплектования и подготовки военнослужащих.

1 января 1874 г. был осуществлен переход на систему всеобщей воинской повинности. Численность личного состава военно-морского флота подверглась сокращению на 58 тысяч человек – с 85 тысяч человек в 1857 году до 27 тысяч человек в 1878 году. Был сокращен срок службы по призыву на кораблях военно-морского флота – с 25 до 7 лет действительной службы и трех лет службы в запасе. В то же время, изменился подход к кадровым вопросам комплектования военно-морского флота. Упор стал делаться на призыв в военно-морской флот квалифицированных рабочих, обладавших определенными техническими знаниями и навыками. Последнее играло очень важную роль в усилении подготовки призываемых на флот новобранцев, поскольку рабочие, в отличие от неграмотных или малограмотных крестьян, обладали техническими специальностями и могли при наличии кратковременной военной подготовки выполнять профессиональные обязанности на корабле.

Началось строительство винтовых деревянных судов, шедшее достаточно быстрыми темпами. В течение шести лет, с 1857 по 1863 гг., было построено 26 винтовых кораблей, спускавшихся с петербургской верфи. Современники отмечали высокую маневренность и мореходные качества винтовых кораблей, однако обращали внимание, что отсутствие брони делает деревянные винтовые корабли легкой мишенью для вражеской артиллерии и позволяет противнику очень быстро вывести их из строя. Потребность в повышении защищенности винтовых кораблей повлекла за собой переход к строительству броненосного флота.

В 1860 году Морское министерство начало составление второй программы развития отечественного судостроения, ориентированной на строительство броненосного флота. По мнению разработчиков программы, морской флот Российской империи должен преобладать над флотами потенциальных соперников, что позволит России, вне зависимости от ее финансовых и экономических ресурсов, достойно позиционировать себя на международной сцене.

Однако, решение задачи по строительству броненосного флота требовало и соответствующей подготовки к ее выполнению для российской судостроительной промышленности. Прежде всего, требовалось переоборудовать судостроительные верфи, прежде ориентировавшиеся на выпуск деревянных кораблей. Поскольку главным центром кораблестроения оставался Санкт-Петербург, основное внимание уделялось модернизации петербургских судостроительных предприятий. Ключевыми из них были верфь на Галерном острове, Новое Адмиралтейство, заводы Берда, Карра и Макферсона, Семянинкова и Полетики. Было решено переподчинить все частные заводы Морскому министерству Российской империи. На юге Российской империи ключевую роль в судостроительной промышленности играл Николаев, где с 1870-х – 1880-х гг. развернулось строительство броненосцев для Черноморского флота. Также имелись судостроительные предприятия в Севастополе и Одессе, на которых строились малые военные корабли. Помимо судостроительных заводов, важное значение для развития парового броненосного флота имела металлургическая промышленность. Бурное развитие отечественной металлургии началось в последней четверти XIX в.

Впрочем, начало выпуска брони относится к более раннему времени. Основная часть броневых плит для отечественного флота поставлялась с Ижорского и Обуховского заводов. Следует также отметить, что, помимо отечественных заводов, броненосцы и отдельные компоненты их оснащения закупались Российской империей за рубежом, поскольку отечественная промышленность во второй половине XIX века была еще не в состоянии полностью покрыть потребность российского морского ведомства в военных кораблях. Первый отечественный бронированный корабль – канонерская лодка «Опыт» - был построен в 1861 г. на петербургской верфи, под руководством инженера Х.В. Прохорова. Сделанная полностью из металла, лодка была оснащена единственным орудием, расположенным на носу судна.

«Поповки»

Важнейшую роль в процессе перехода с парусных кораблей на паровые, в развитии российского броненосного флота, сыграл адмирал Андрей Александрович Попов (1821-1898). Выпускник Морского кадетского корпуса, Попов также был выходцем с Черноморского флота, где начинал службу и командовал пароходами «Метеор», «Эльбрус», «Андия», «Турок», «Тамань».

Как и Бутаков, Попов был участником Крымской войны. Будучи командиром «Тамани», Попов прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузами для снабжения блокированных защитников города. После окончания Крымской войны Попов продолжал службу на Балтийском флоте – начальником штаба Кронштадтского порта, затем командовал отрядом кораблей на Тихом океане, а в 1861 г. был назначен ответственным за переделку парусных кораблей в винтовые. С именем Попова связывается непосредственный переход российского военно-морского флота на паровые и броненосные корабли. Попов руководил строительством таких знаменитых кораблей как броненосец «Петр Великий», императорская яхта «Ливадия», броненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Броненосец «Петр Великий», построенный под руководством Попова, в свое время стал одним из сильнейших военных кораблей в мире, не уступающих английским и французским броненосцам. Спущенный на воду в 1877 году, он представлял собой мощный корабль с водоизмещением в 10 тысяч т., вооруженный четырьмя 85-миллиметровыми орудиями в двух башнях. Скорость корабля достигала 12,5 узлов. Известный английский судостроитель Е. Рид отзывался о «Петре Великом» как о чрезвычайно мощном корабле, представляющем собой куда более сильное судно, нежели любой английский броненосец. Также под руководством и, в том числе, по проектам А.А. Попова в период после 1856 г. было построено 14 винтовых корветов и 12 клиперов.

С целью укрепления береговой обороны в районе Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана, военно-морским командованием было решено построить несколько броненосных кораблей, специально предназначенных для несения службы по охране береговой линии. Военным и морским министерствами была поставлена задача по созданию батарей, чья толщина брони и калибр артиллерийских орудий превосходили бы броненосцы всех иностранных держав. В то же самое время, поскольку по итогам Крымской войны России нельзя было иметь на Черном море суда с определенным водоизмещением, создаваемые батареи должны были удовлетворять предписываемым требованиям – то есть, одновременно и не входить по своим характеристикам в число запрещенных кораблей, и иметь высокие боевые качества, позволяющие полноценно справляться с задачами по обороне проливов и побережья.

А.А. Попов предложил собственный проект броненосцев с большим водоизмещением и малой осадкой. Круглая плавучая батарея Попова должна была быть оснащена мощными артиллерийскими орудиями, способными противостоять броненосцам. Хотя судно получалось тихоходным, Попова это не смущало, поскольку изначально и не предполагалось участие плавучих батарей в дальних походах. Вооружение такой батареи должно было состоять из 11-дюймовых или 20-дюймовых гладких пушек. Меньшая площадь плавучей батареи позволяла значительно сэкономить на броне, что для ослабленной в экономическом отношении России, только вышедшей из Крымской войны проигравшей стороной, представляло собой немаловажное значение. Эти корабли получили в просторечье название «поповки» - по имени их проектировщика и инициатора выпуска. Предусматривалось построить 4 «поповки», две из которых должна была спустить на воду Петербургская верфь и две – Николаевская. В 1871 г. началось строительство первой «поповки», получившей имя «Новгород». Спустя два года, в мае 1873 г., доставленное с петербургской верфи судно «Новгород» спустили на воду.

Что представляло собой судно «Новгород»? Оно было оснащено двумя 280-мм нарезными орудиями. Во время испытаний «поповка» развивала скорость шесть узлов. Низкой стороной «поповки» была медленная скорость стрельбы: пушка поворачивалась на 180 градусов за три минуты. Чтобы зарядить пушку снарядами, было необходимо потратить десять минут. Серьезной неудачей проекта была подверженность судна схождению с курса при ветре, а при сильном ветре оно уже практически не могло двигаться. Характеристики броненосца «Новгород» были следующими: водоизмещение – 2491 тонна, длина – 30,8 м., ширина – 30,8 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка – 4 паровые машины по 120 лошадиных сил, 8 котлов. Автономно броненосец мог просуществовать трое суток. Экипаж броненосца насчитывал 151 человека, в том числе 15 офицеров.

Вторую «поповку» предполагалось в 1873 г. спустить на воду под названием «Киев», однако затем Попов приступил к ее модернизации и в результате появился броненосец «Вице-адмирал Попов», названный так в честь конструктора. Его спуск на воду произошел в 1876 году. По своим характеристикам «Вице-адмирал Попов» несколько превосходил своего предшественника – броненосец «Новгород». В частности, его данные были следующими: водоизмещение – 3550 тонн, длина максимальная – 36,57 м., ширина – 36,57 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка -8 паровых машин по 120 л.с., 12 котлов, 6 винтов. Полная скорость усиленной модели «поповки» достигала 8 узлов. На вооружении находились две 305-миллиметровые пушки, шесть 87-миллиметровых пушек Круппа, восемь 47-миллиметровых пушек Гочкиса, пять револьверных 37-миллиметровых пушек Гочкиса. Экипаж броненосца «Вице-адмирал Попов» насчитывал 206 человек, в том числе 19 офицеров.

Многие специалисты утверждают, что проект «поповки» в силу ее круглого корпуса представлял собой в значительной степени ошибочное решение. Ведь построив круглое судно с толстой броней и тяжелой артиллерией, Попов не предусмотрел, что корабль будет сильно качаться на волнах, тем самым сократится прицельная меткость артиллерийской стрельбы. «Поповки» плохо держали курс, периодически могли захлестываться волнами. Несмотря на то, что недостатки проекта в спущенных на воду кораблях были преодолены, в стране широко распространились слухи о малопригодности этих броненосцев в реальных боевых действиях. В частности, неосведомленные люди утверждали, что «поповка» при стрельбе вращается в силу круглого корпуса.

Тем не менее, «поповки» участвовали в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., совершив поход к устью реки Дунай, в 1892 г. были зачислены в число броненосцев береговой обороны. Списали «поповки» с вооружения военно-морского флота лишь в 1903 году – спустя пять лет после смерти их конструктора в 1898 году. Следует отметить, что именно благодаря «поповкам» в столь сложный период для российского присутствия на Черном море, как три десятилетия после Крымской войны, осуществлялась береговая оборона важнейших стратегических точек черноморского побережья Российской империи. Однако в целом российское морское министерство с созданием полноценной линии обороны черноморского побережья не справилось, поскольку сделало ставку исключительно на «поповки», а потом, под влиянием общественного мнения, прекратило их выпуск после спуска на воду первых двух броненосцев и новых оригинальных проектов не предложило.

Заслугой Попова стала и разработка идеи строительства броненосных крейсеров, называющихся также крейсерами первого ранга. Впоследствии на идеи Попова в сфере крейсеростроения ориентировались судостроители и военно-морское командование практически всех морских держав того времени – таким образом, русский адмирал стал не только основоположником отечественного парового флота, но и дал творческий импульс к развитию и модернизации судостроения в мировом масштабе.

В конечном итоге, российское правительство задумалось о перспективах и путях модернизации отечественного флота и за несколько послевоенных десятилетий, опираясь на беззаветный труд специалистов – морских офицеров, инженеров – конструкторов, техников, а также безвестной массы квалифицированных рабочих, смогло создать полноценный военно-морской флот, оснащенный современными военными кораблями и не уступающий по своим боевым качествам флотам западных морских держав.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter