Ощущение его виды и свойства. Ощущения. Общая характеристика. Генетическая классификация ощущений

Шпоры по Основам психологии и педагогики

    Психология как наука:предмет, объект, основные задачи на современном этапе.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Этапы развития психологии : 1) психология выступала как наука о душе. Аристотель «трактат о душе». 2 точки зрения: материалистическая (демократ и Аристотель) – считает что психология является материалистичной идеалистическая (Платон) – душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Платон разделил все душевные явления на разум (интеллект), мужество, волю, вожделение. Разум размещается в голове, мужество в груди, вожделение в брюшной полости. 2) 17 век. Основными методами изучения психических объектов считается самонаблюдение. В этот период были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. В 18в. в научном обиходе появляется термин «психология» (в книге немецкого философа Вольфа). История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879г. в основном немецким психологом В. Вундтом в Лейпциге в первой в мире экспериментальной лабораторией. В 1885г. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Основоположником отечественной научной психологии считают И.М. Сеченова – книга «Рефлексия головного мозга». 3) 19-20вв. Изучение условных рефлексов и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований. Уотсон – наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека. Психология – наука о поведении. 4) Современный. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики. Превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающей интересы практической деятельности человека.

2.Индивид,личность,индивидуальность.

Человек - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому виду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.

В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Факторы формирования личности: биологический (наследственность) 60% социальный (воздействие на личность социальной среды) 40% Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

3.Характеристика ощущений как психического процесса. Виды ощущений.

Изучение психики как развивающейся динамической системы принято начинать с ее элементарных составляющих. Уже в рамках ассоцианизма, в качестве простейшего элемента психики (и единицы ее анализа) было выде­лено ощущение. Оно рассматривалось как первичное по отношению к бо­лее сложным (вторичным) психическим образованиям - представлениям, мыслям, чувствам и др.

Итак, первую ступень чувственного познания мира составляют разнообраз­ные ощущения, на основе которых складываются целостные образы вос­приятия.

С древнейших времен ощущение выступает главным признаком одушев­ленности живого существа. Так, на заре психологической мысли, Аристо­тель в своем учении о душе относил ощущение, наряду со способностью к свободному перемещению, к основным функциям так называемой животной души, отличающим ее от души растительной.

В свете современных воззрений, ощущение - это простейший психиче­ский процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений ок­ружающего мира, а также внутренних состояний организма при непо­средственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы).

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Физиологической основой ощущения является работа анализатора (уши, нос, глаза, язык). Виды ощущений: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, температурные, тактильные ощущения. Интерорецептивные – отражают свойства, составляющие внутренние органы, болевые ощущения, осуществление равновесия, органические ощущения. Прориоцептивные – предоставляют информацию состоянии мышечной системы, о положении тела в пространстве и т.д. Свойства ощущения: 1) адаптация – повышение или понижение чувствительности анализатора в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. 3 вида адаптации: адаптация как полное исчезновение ощущений притупление ощущений повышение чувствительности 2) контраст – когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременным раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность 3) синестезия – возникает под влиянием раздражения одного анализатора.Ощущение характерного для другого анализатора. 4) пороги ощущений – верхний, нижний и абсолютный.

Все ощущения классифицируются в соответ­ствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном. Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на по­верхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

локомоций при перемещении тела в пространстве.

Мы помним, что в психике отражаются только те свойства окружающего мира, которые обнаруживаются в процессе взаимодействия организма с ним. Какие же свойства дей­ствительности отражаются в ощущениях как психических образах этих свойств?

В материалистически ориентированной философии в настоящее время счи­тается, что формами бытия материи являются пространство и время, неотъемле­мым ее атрибутом - движение с энергией в качестве основной его характерис­тики, универсальным же свойством материи является отражение. Эти четыре понятия и образуют основные, фундаментальные характеристики той действи­тельности, в которой существует и к которой приспосабливается живой орга­низм. Именно эти характеристики действительности - пространство, время, энергия и информация (В.А. Ганзен) прежде всего и находят свое отражение в первичном психическом образе - ощущении.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле, которое имеет свои собственные пространственные характери­стики. Если мы наденем очки с матовыми

Попавший в сенсор­ное поле слуха объект тоже будет иметь свою локализацию. Осязание образует свое сенсорное поле, в котором местоположение возникшего в нем объекта также может быть тут же определено.

Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: пространство субъективного образа (ощущения), в котором находит отражение пространство реальной действи­тельности, коренным образом отличается от физического пространства самого анализатора. Суть этого важного отли­чия заключается в том, что координаты события, происходящего в сенсорном поле, не всегда совпадают с таковыми в физическом простран­стве анализатора. Иными словами, местоположение объекта, попавшего в сен­сорное поле, определяется в соответствии с его истинным положением, независимо от расположения реагирующих на него рецепторов в пространстве анализатора. Этот феномен подтверждается простым экспериментом Гельмгольца. Для получения необходимого результата нужно, закрыв один глаз, на­править взор другого на угол переносицы и зафиксировать его там. Затем, за­крыть и этот глаз и, не меняя его положения, сосредоточить внимание на собы­тиях, которые будут происходить именно в нем. После этого нужно сквозь веко слегка надавить на глазное яблоко во внешнем нижнем углу глазной впадины. В результате в месте, соответствующем точке фиксации взора, появится светлое пятно. Ощущение света возникает в результате механического воздействия на сетчатку глаза в том ее месте, которое в обычных условиях является проекцией светового луча, исходящего из переносицы при таком положении глаза.

Суть эксперимента заключается в наглядной демонстрации различий между пространством сенсорного поля и физическим пространством зрительного ана­лизатора. Раздражая сетчатку, например справа внизу, мы получаем свет слева вверху, что соответствует обычному положению соответствующего источника света. Этот эксперимент показывает также общее различие между психическим образом и обеспечивающими его формирование физиологическими процессами. Отсюда становится ясным также, что анализатор строит образ, параметры ко­торого должны соответствовать свойствам среды, а не свойствам самого анали­затора.

Второй важной характеристикой действительности является время. Пред­ставление о времени субъект получает уже в ощущениях, переживая длитель­ность и последовательность воздействий со стороны среды. Ощущение длится в соответствии с длительностью объективного процесса

то, что термин «представление» в данной части текста употребляется в значении знания, которое непосредственно дано субъекту, пред­ставлено (репрезентировано) ему и отличается по своему значению от принятого в психологии термина «представле­ние», обозначающего образы памяти.

Представление об энергии, как об одной из фундаментальных характеристик материи, формируется за счет переживания интенсивности воздействия. Свет может быть тусклым или ярким, звук тихим или громким, прикосновение силь­ным или слабым и т.д. С переживанием интенсивности воздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствитель­ности. Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вооб­ще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приво­дит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений. Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорцио­нальная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наобо­рот. При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения. Чрезмерные воздей­ствия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей созна­ния или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, напри­мер, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсив­ность ощущения изменяется не сразу. Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), на­зывается разностным порогом чувствительности.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, сле­довательно, чувствительность органов чувств очень высока. Например, чувстви­тельность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая

чувствительность основных органов чувств только ухудшила бы приспособление к физическому миру. Если бы глаз был более чувствительным, мы уже воспринимали бы волновую природу света и он казался бы нам прерывистым. Мы также могли бы видеть и химические превращения в самом глазу, что тоже только мешало бы адекватному восприя­тию мира. Если бы ухо было лишь немного чувствительнее, мы могли бы услышать возникающие в результате броунов­ского движения удары молекул по барабанной перепонке, в чем нет нужды, поскольку организм в гораздо большей степе­ни «интересуют» колебания воздушной среды, создаваемые макротелами. Таким образом, пороги чувствительности оп­ределяются «соображениями» адаптации нашего организма к жизненно важным условиям окружающей действительности.

Чувствительность не является постоянной характеристи­кой. Она все время находится в зависимости от различных факторов. Такое приспособительное изменение чувствитель­ности к интенсивности

полной. Наиболее выражена она в тактильном, обонятельном и вкусовом анализаторах. Полная адаптация приводит к тому, что человек спустя определенное время перестает ощущать, например, давление на пле­чо ремня от висящей на нем сумки или «привыкает» к неприятным запахам в помещении. Это значит, что пороги ощущений в процессе сенсорной адаптации повышаются настолько, что данный постоянно действующий раздра­житель перестает вызывать ощущение.

2. Притупление ощущений под влиянием сильных раздражений выражается в таком «привыкании» к яркому свету, сильному шуму, высокой температуре, что они перестают ощущаться как сильные. Такое снижение чувствительно­сти называется негативной адаптацией.

3. Повышение чувствительности, или позитивная сенсорная адаптация, прояв­ляется, например, в обострении зрения после длительного пребывания в темноте или в обострении слуха в тишине. На изменение чувствительности влияет не только сила раздражителя, но и другие факторы, например интенсивность потребности. В голодном состоянии чувствительность к запахам пищи обостряется, что хорошо известно каждому из собственного опыта.

Как же в ощущении представлена четвертая фундаментальная характеристи­ка материального мира - способность материи к отражению или способность передавать информацию? Как мы пытались показать выше, сам по себе психи­ческий образ является одним из звеньев информационного процесса, имеющим собственные характеристики. Эти характеристики представлены в качествен­ных особенностях образов, связанных с отражением отдельных свойств предме­тов и явлений окружающего мира. В качественном своеобразии ощущений субъекту в закодированной форме даются отдельные свойства предметов и яв­лений: в цвете и его насыщенности - свойства поверхности тел, от которых от­разился свет, или той среды, сквозь которую он прошел; в высоте и громкости звука могут отражаться размеры объекта, энергия его движения и удаленность; в тактильно-кинестетических ощущениях - физические свойства поверхности тел и их рельеф; во вкусовых - химические свойства и концентрация растворен­ных в воде веществ и т.д.

Таким образом, в ощущениях субъекту представлены наиболее общие свой­ства окружающего мира в целом, которые в то же время могут быть характерис­тикой отдельных свойств отдельных предметов и явлений этого мира.

Ощущение не является изолированным психическим процессом. Будучи ос­новой, первичным материалом для построения более сложных психических об­разов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от личностной установки, вплоть до потери чувствительности. Ощущение, например цвета или тяжести предмета, может изменяться также под влиянием механизмов восприятия. Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями - в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

Вклад ощущений в создание сложного образа окружающей действительности можно приблизительно понять, описав переживания некоего гипотетического человека, одиноко сидящего в зрительном зале театра. Представим, что ему видно только пространство сцены, внутренняя поверхность которой покрыта каким-то туманом так, что не видно никаких углов. Действие еще не началось, поэтому сцена пуста, на ней нет ни людей, ни предметов, ни декораций. По чьей-то прихоти сцена то ярко освещается, то постепенно погружается во мрак, временами пространство сцены переливается всеми цветами радуги, меняется не только цвет, но его насыщенность. Человек различает какие-то неясные звуки, которые то заполняют собой всю сцену, то перекатываются по ней во всех направлениях, то раздаются слева или справа, сверху или откуда-то снизу. Он чувствует какие-то неопределенные запахи, они становятся то сильными, то едва различимыми. Прохладный поток воздуха обдувает его лицо. Во рту он чувствует сладость от растаявшей конфеты, от которой остался один вкус. Он чувствует, как во рту у него поворачивается язык. Ему хочется пить. Где-то внутри появляется ноющая боль. Сидеть неудобно, ноги затекли и что-то царапает шею. Несмотря на то что взгляд его неподвижен, он замечает, что вдруг в сумрачном пространстве сцены подобно тени появляется нечто неопределенной формы. Появившись, оно начинает двигаться: то стремительно взмывает куда-то вверх, то плавно спускается вниз и вбок. Человек не следит за ним взглядом, он только отмечает его движение как бы внутренним взором, при этом он замечает, что это нечто светится то ярче, то слабее, то меняет окраску. Издаваемый этим «нечто» звук не связывается с ним, а ощущается отдельно. Наш гипотетический человек, имеющий в своем распоряжении только ощущения, не знает пока ничего более того, что описано. Он не знает, что в мире есть отдельные предметы, что они имеют форму и объем и между ними может быть расстояние, что эти предметы могут быть разными или очень похожими, что они могут оставаться неизменными или со временем изменяться. Обо всем этом наш гипотетический человек сможет узнать, только воспользовавшись своим восприятием.

Характеристики основных видов ощущений

У каждого вида ощущений имеются свои, специфические характеристики.

Кожные ощущения

Кожные ощущения получаются от непосредственного воздействия разнообразных раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности кожи человека. Все такого рода ощущения имеют общее название кожных, хотя, строго говоря, к категории этих ощущений относят и те ощущения, которые возникают при воздействии раздражителей на слизистую оболочку рта и носа, роговую оболочку глаз.

Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений. Это связано с тем, что они возникают при непосредственном контакте рецептора с предметом реального мира. При этом могут возникать ощущения четырех основных видов:

Ощущения прикосновения (тактильные),

Ощущения холода,

Ощущения тепла,

Ощущения боли.

Хотя и сказано, что кожные ощущения возникают лишь при непосредственном контакте с предметом реального мира, существуют исключения. Если держать руку в некоторой близости от горячего предмета, можно ощутить тепло, исходящее от него. Это теплый воздух передается от горячего предмета к вашей руке. В данном случае можно сказать, что, мы ощущаем предмет-посредник (теплый воздух). Однако, если поставить стеклянную перегородку, полностью отделяющую горячий предмет, ощущение тепла все равно можно почувствовать. Дело в том, что горячие предметы испускают инфракрасные лучи, которые нагревают нашу кожу.

Интересно и другое. Знакомые с электроникой люди, могли бы предположить, что для восприятия тепла и холода достаточно одного вида рецепторов. Подавляющее большинство температурных датчиков (как и обычных градусников), измеряют температуру в довольно широком диапазоне: от холодного до горячего. Однако природа оснастила нас двумя видами рецепторов: для ощущения холода и для ощущения тепла. При нормальной температуре рецепторы обоих видов "молчат". Прикосновение к теплым предметам заставляет "заговорить" рецепторы тепла. Прикосновение к холодному - рецепторы холода.

Каждый из четырех указанных выше видов кожных ощущений имеет специфические рецепторы. В экспериментах было показано, что одни точки кожи дают только ощущения прикосновения (тактильные точки), другие - ощущения холода (точки холода), третьи - ощущения тепла (точки тепла), четвертые - ощущения боли (точки боли). Тактильные рецепторы так устроены, что реагируют на прикосновения, вызывающие деформацию кожи. Тепловые устроены так, что реагируют на холод или тепло. А болевые реагируют и на деформацию, и на тепло, и на холод, но только при высокой интенсивности воздействия.

Для определения местонахождения рецепторных точек и порогов чувствительности используется специальный прибор, эстезиометр. Простейший эстезиометр состоит из конского волоса и датчика, позволяющего измерять давление, оказываемое этим волосом. При слабом прикосновении волоса к коже ощущения возникают только при непосредственном попадании в тактильную точку. Аналогично определяют местонахождение холодовых и тепловых точек. Только в данном случае вместо волоса используют тонкое металлическое острие, наполненное водой, температура которой может меняться.

До сих пор не известно общее количество кожных рецепторов у человека. Приблизительно установлено, что точек прикосновения - около одного миллиона, точек боли - около четырех миллионов, точек холода - около 500 тысяч, точек тепла - около 30 тысяч.

По поверхности тела плотность рецепторов не является величиной постоянной. Пропорции рецепторов разных видов тоже меняются. Так на кончиках пальцев количество рецепторов прикосновения вдвое больше, чем точек боли, хотя общее количество последних значительно больше (см. выше). На роговице глаза, наоборот, точек прикосновения вообще нет, а есть только точки боли, так что любое прикосновение к роговице вызывает ощущение боли и защитный рефлекс закрытия глаз.

Плотность тех или иных рецепторов в том или ином месте обусловлена значением соответствующих сигналов. Если для ручных операций очень важно иметь точное представление о предмете, который держится в руках, то и плотность тактильных рецепторов здесь будет выше. Спина, живот и внешняя сторона предплечья содержат значительно меньше рецепторов прикосновения. Наиболее чувствительны к боли спина, щеки и наименее чувствительны кончики пальцев. Интересно, что по отношению к температуре наиболее чувствительны те части тела, которые обычно прикрыты одеждой: поясница, грудь.

Чем больше плотность рецепторов в том или ином участке тела, тем с большей точностью мы можем определить координаты источника нового ощущения. В экспериментах часто исследуют пространственный порог между местами прикосновения, которое позволяет различить прикосновение двух (или более) пространственно раздельных предметов.

Для определения пространственного порога тактильных ощущений используется циркулярный эстезиометр, представляющий собой циркуль с раздвижными ножками. Наименьший порог пространственных различий кожных ощущений наблюдается на более чувствительных к прикосновению участках тела. На спине пространственный порог тактильных ощущений составляет 67 мм, на предплечье - 45 мм, на тыльной стороне кисти - 30 мм, на ладони - 9 мм, на кончиках пальцев 2,2 мм. Самый низкий пространственный порог тактильных ощущений находится на кончике языка - 1,1 мм. Именно здесь наиболее плотно расположены рецепторы прикосновений. Очевидно, это связано с особенностью пережевывания пищи.

Вкусовые и обонятельные ощущения

Рецепторами вкусовых ощущений являются так называемые вкусовые луковицы, состоящие из чувствительных вкусовых клеток, соединенных с нервными волокнами. У взрослого человека вкусовые луковицы расположены главным образом на кончике, по краям и на задней части верхней поверхности языка. У детей область распространения вкусовых луковиц гораздо шире, чем у взрослых. Вкусовые луковицы имеются на нёбе, миндалинах и задней стенке глотки (у детей в большей степени).

Середина верхней поверхности и вся нижняя поверхность языка не чувствительна к вкусу.

Раздражителями для вкусовых рецепторов служат растворенные в воде химические вещества. В ходе эволюции природа одарила нас способностью различать наиболее значимые классы химических веществ (кислоты, соли, сахара и др.)

Рецепторами обонятельных ощущений являются обонятельные клетки, погруженные в слизистую оболочку так называемой обонятельной области. Раздражителями для рецепторов обоняния служат различные пахучие химические вещества, проникающие в нос вместе с воздухом. У взрослого человека площадь обонятельной области приблизительно равна пятистам квадратных миллиметров.

У новорожденных обонятельная площадь значительно больше, что связано с тем, что у новорожденных ведущими ощущениями являются вкусовые и обонятельные ощущения. Именно благодаря им ребенок получает максимальное количество информации об окружающем мире, они же обеспечивают новорожденному удовлетворение его основных потребностей.

В процессе дальнейшего онтогенетического развития обонятельные вкусовые ощущения уступают ведущее место другим, более информативным ощущениям, и в первую очередь зрению.

Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными. Поэтому в большинстве случаев они смешиваются между собой. Многие люди, например, замечают, что во время сильного насморка, когда обонятельные ощущения отключены в силу понятных причин, пища становится менее вкусной, одно блюдо по вкусу начинает походить на другое.

Также к вкусовым ощущениям примешиваются тактильные и температурные ощущения от рецепторов, находящихся в области слизистой оболочки рта. Восприятие "острой" или "вяжущей" пищи главным образом связано с тактильными ощущениями. Характерный вкус мяты "с холодком" в значительной степени зависит от раздражения холодовых рецепторов.

Если исключить из вкусовых ощущений примеси тактильных, температурных и обонятельных ощущений, то собственно вкусовые ощущения сведутся к комбинации четырех основных типов:

Сладкое,

Горькое,

Соленое.

В 1997 году японскими учеными было показано, что существуют еще и рецепторы, отвечающие за восприятие липидов, то есть распознающие жирный вкус. Таким образом, получается, что любой вкус - это комбинация из пяти отдельных вкусов.

В экспериментах также было установлено, что различные части языка имеют различную чувствительность к отдельным вкусовым качествам. Например, чувствительность к сладкому максимальна на кончике языка и минимальна у задней части его, а чувствительность к горькому, наоборот, максимальна сзади и минимальна на кончике языка.

Хотя вкус и обоняние весьма похожи, между ними существует колоссальная разница. Если вкусовые ощущения можно свести к сочетанию четырех-пяти основных вкусов, обонятельные ощущения не являются комбинацией некоторых "базовых запахов". Поэтому строгой классификации запахов и не существует. И даже сложно представить, в каком виде такая классификация могла бы существовать.

Каждый запах привязывается к конкретному предмету или классам предметов, которые обладают им. Примеры:

Цветочный запах,

Запах розы,

Запах животного,

Запах крысы,

Бензиновый запах,

Запах новой машины,

Запах тухлых яиц,

Запах жареных пирожков.

В большинстве случаев уникальный запах состоит из множества химических веществ. В некоторых случаях запах состоит преимущественно из одного вещества (доминирующего). Так, например, запах тухлых яиц состоит в основном из сероводорода. На протяжении всей жизни мы узнаем новые запахи, учимся отличать их от других, иногда этим запахам даем словесные названия ("запах моих любимых духов") или перенимаем общеупотребительные названия ("запах пота").

В получении и распознании запаха тоже имеют значение примеси других ощущений:

Вкусовых (особенно от раздражения вкусовых рецепторов, находящихся в задней части глотки - рядом с каналом движения воздуха),

Тактильных,

Болевых,

Температурных.

Запах свежих булочек нам кажется вкусным не только потому, что он ассоциируется со вкусными булочками - своим источником. Но и потому, что он непосредственно раздражает вкусовые рецепторы (химические вещества растворяются во влаге ротовой полости и раздражают вкусовые рецепторы). Некоторые острые запахи, например горчицы, содержат в себе и тактильные, и болевые ощущения. Запах ментола включает в себя "холодок" из-за того, что раздражает рецепторы холода.

Интересно, что чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода. После нескольких часов голодания значительно усиливается абсолютная чувствительность к сладкому, увеличивается, но в меньшей степени, чувствительность к кислому. Это дает основание предполагать, что обонятельные и вкусовые ощущения в значительной мере связаны с необходимостью удовлетворения такой биологической потребности, как потребность в пище. Природа наградила нас вкусовыми ощущениями (в большей степени) и обонятельными (в меньшей) в основном для того, чтобы мы имели возможность обнаружить потенциальную пищу и опробовать ее, проверив на съедобность. Логично предположить, что голод активизирует эту способность.

Также вкусовые и обонятельные ощущения включают механизм получения удовольствия от поедания пищи (особенно в состоянии голода). Тем самым природа позаботилась, чтобы мы получили удовольствие не от отдаленного результата поедания пищи (когда она вся проглочена и переварена), а "в режиме реального времени". Подкреплять свои силы необходимо ежедневно, и поэтому природа придумала такой весомый стимул.

Слуховые ощущения

Для органа слуха раздражителем являются звуковые волны, то есть продольные волнообразные колебания частиц воздуха. Источником такого волнообразного движения воздуха является колеблющееся тело (и обычно твердое). Звук распространяется от этого тела во все стороны. Стоит отметить, что звук способен распространяться не только по воздуху, но и по всякой материи: жидкой, газообразной, твердой. В вакууме, где нет материи, звук не распространяется.

Все звуки можно поделить на две категории:

Шумы (хаотическое чередование звуковых волн),

Упорядоченные звуки.

С некоторой условностью упорядоченные звуки можно разделить на четыре вида:

Звуки неживой природы (вой ветра, капающая вода, хруст снега),

Сигнальные звуки живых существ (мяуканье, чириканье, человеческая речь),

Техногенные звуки (писк динамика, жужжание сервопривода, лязг гусеницы),

Чем более упорядочены звуки, тем меньше в них случайных элементов. Наименее хаотичные звуки - звуки музыки, в типичном музыкальном произведении каждая нота, каждый обертон, каждая последовательность - совсем не случайный элемент.

Звуковые волны различаются:

По форме волны,

Частоте,

Амплитуде,

Тембру (окраске дополнительными элементами).

Звуковые волны не всегда имеют форму синусоиды. Звук колокола, например, не имеет форму синусоиды. Тем не менее, по умолчанию, когда говорят о звуковой волне, то имеют в виду синусоиду.

Высота звука измеряется в герцах, т. е. в количестве колебаний в секунду. Если мембрана источника или приемника качнулась в одну-другую сторону 100 раз, то высота звука составит 100 Гц. Звук не всякой частоты мы в состоянии воспринимать. Самый высокий звук, который воспринимает взрослый человек, - 20000 Гц. У детей - 22000 Гц, у пожилых - 15000 Гц. Нижняя граница слуха составляет 16-20 герц. Более низкочастотные звуки мы тоже можем воспринимать, но уже не ухом, а кожным покровом.

Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам частотой 1000-3000 Гц. Точность восприятия высоты звука развивается с опытом.

Громкость звука определяет субъективную интенсивность слухового ощущения. Можно было бы предположить, что для нашего восприятия громкость слухового ощущения будет пропорциональна давлению, оказываемом на барабанную перепонку. Оказалось, однако, что слуховое ощущение пропорционально лишь логарифму интенсивности давления.

Единицами измерения слухового ощущения являются децибелы. За одну единицу измерения взята интенсивность звука, исходящего от тиканья часов, на расстоянии 0,5 метра от человеческого уха. Так, громкость обычной человеческой речи на расстоянии 1 метра составит 16-22 дБ, шум на улице (без трамвая) - до 30 дБ, шум в котельной - 87 дБ, шум взлетающего самолета - 130 дБ (болевой порог).

Тембром - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разными источниками. И наоборот - качество, которое может объединять звуки разной высоты и интенсивности. Тембр можно назвать окраской звука.

В музыке форма звукового колебания, особенно у струнных инструментов, соответствует синусоиде. Такие звуки получили название "гармоничных". Сами по себе они уже вызывают приятные ощущения.

Но дело в том, что в звуковой волне может быть наложение нескольких синусоид. Даже простая струна помимо основной синусоиды выдает еще и сопутствующие (обертона). Если основная частота колебания равна 100 Гц, то частота обертонов будет: 200 Гц, 300 Гц, 400 Гц, 500 Гц и т.д.

С помощью камертона или специальных электронных приборов, компьютера можно получить простой звук - он состоит из одной синусоиды, имеет постоянную частоту звучания. Но в повседневной жизни мы не встречаем простые звуки. Окружающие нас звуки состоят из различных звуковых элементов, поэтому форма их звучания, как правило, не соответствует синусоиде.

Сочетание простых звуков в одном сложном придает своеобразие форме звукового колебания и определяет тембр звучания. Этот тембр зависит и от степени слияния звуков. Чем проще форма звукового колебания, тем приятнее звучание. Поэтому принято выделять приятное звучание - консонанс и неприятное звучание - диссонанс.

В современной науке для объяснения слуховых ощущений используется резонансная теория Гельмгольца. Концевым аппаратом слухового нерва является орган Корти, покоящийся на основной перепонке, идущей вдоль всего спирального костного канала, называемого улиткой. Основная перепонка состоит из примерно 24 000 поперечных волокон. Длина этих волокон постепенно уменьшается от вершины улитки к ее основанию.

Каждое такое волокно настроено, подобно струне, на определенную частоту колебаний. Когда до улитки доходят звуковые колебания, состоящие как правила из совокупности разных частот, то резонируют определенные группы волокон основной перепонки. Возбуждаются после этого только те клетки органа Корти, которые покоятся па этих волокнах. Более короткие волокна, лежащие у основания улитки, реагируют на более высокие звуки, более длинные волокна, лежащие у ее вершины, - на низкие.

В дальнейшем звук проходит через сложную обработку в специализированных мозговых центрах. В процессе этой обработки: вычленяются отдельные самостоятельные последовательности в звуках (например голос человека отделяется от шумов города), выискиваются повторяющиеся элементы, идентифицируются.

Зрительные ощущения

Для органа зрения раздражителем является свет, а точнее - электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 нанометров (одна миллиардная метра). Если электромагнитная волна "энергичная", то есть имеет большую амплитуду колебания, мы воспринимаем яркий свет, в противном случае - слабый свет.

Природа одарила нас способностью различать свет не только по интенсивности, но и по качеству. Точнее - по длине волны. Свет длиной 500 нм мы воспринимаем иначе, чем 700 нм. К сожалению (или радости) наше сознание не воспринимаем свет именно в таком порядке: "Я вижу световое пятно с длиной волны 539 нм". Вместо этого мы воспринимаем свет по шкале наименований, то есть по цвету.

Ощущения красного света вызываются волнами длиной в 630-800 нм, желтого - 570-590 нм, зеленого - 500-570 нм, синего - 430-480 нм.

Зрительные ощущения - это ощущения цвета. Все, что мы видим, мы воспринимаем в цвете. Но при этом цвета делят на:

Ахроматические ("бесцветные" цвета - белый, серый и черный),

Хроматические (все остальные).

Серый цвет включает в себя волны разной длины. Яркий серый цвет это белый. Темный серый цвет - черный. Но это как бы в теории. На самом деле любой хроматический цвет (например синий или красный) будучи очень темным воспринимается как черный (низкая интенсивность), а будучи очень светлым (высокая интенсивность) воспринимается как белый.

Хроматический цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отражаемом данным предметом.

Глаз обладает неодинаковой чувствительностью к световым волнам различной длины. В результате цвета спектра при объективном равенстве интенсивности кажутся нами неодинаковыми по светлоте. Самым светлым нам кажется желтый цвет, а наиболее темным - синий, потому что чувствительность глаза к волнам этой длины в 40 раз ниже, чем чувствительность глаза к желтому цвету.

Цветовое зрение у человека развито превосходно. Например, между черным и белым цветом человек может различить около 200 переходных цветов. Можно различить десятки оттенков красного или синего, многие из которых имеют даже собственные названия ("кроваво-красный", "рубиновый", "алый" и т.д.).

Острота зрения - способность различать мелкие и удаленные предметы. Чем мельче объекты, которые глаз в состоянии видеть в конкретных условиях, тем выше его острота зрения. Острота зрения характеризуется минимальным промежутком между двумя точками, которые с данного расстояния воспринимаются отдельно друг от друга, а не сливаются в одну. Эту величину можно назвать пространственным порогом зрения.

В повседневной жизни воспринимаемые нами цвета, даже те, которые кажутся однотонными, являются результатом сложения множества световых волн различной длины. В наш глаз одновременно попадают волны различной длины, при этом происходит смешивание волн, в результате чего мы видим один определенный цвет. И это весьма характерная особенность нашего зрения. Для сравнения - наш слух анализирует звуковые волны, раскладывает их "по полочкам". Если бы слух работал как зрение, то любой звук мы бы воспринимали как простой - не важно, тикает метроном или голосит стадион, в обоих случаях мы бы слышали одно и тоже, лишь несколько различающееся в интенсивности.

Ньютон и Гельмгольц установили законы смешивания цветов. Во-первых, для каждого хроматического цвета можно подобрать другой хроматический цвет, который при смешении с первым дает ахроматический цвет (серый). Такие два цвета принято называть дополнительными. Во-вторых, смешение двух не дополнительных цветов получается третий - промежуточный между двумя первыми цвет. Из приведенных выше законов вытекает одно очень важное положение: все цветовые тона можно получить путем смешения трех соответственно выбранных хроматических цветов.

Если опять-таки сравнить зрение и слух, то может показаться забавной нелепицей, что зеленый цвет это не только определенная и довольно узкая часть спектра, но еще и (в другом варианте) смесь синего и желтого частей спектра. И совсем других частей спектра: не воспринимая "зеленых волн", мы тем не менее все-таки видим зеленый цвет. Это все равно, что одновременно слушать игру на балалайке и рев слона, а в итоге воспринимать журчание ручья. Однако довольно очевидно, что природа просто не придумала способа сделать такой же эффективный спектрометр, как в случае со слухом. В основном проблема в том, что для каждой воспринимаемой точки пространства пришлось бы иметь не три рецептора, а десятки или сотни.

Сетчатка глаза - самый важный и характерный элемент нашего зрения. Она представляет собой разветвление зрительного нерва, входящего сзади в глазное яблоко. В сетчатке имеются рецепторы двух типов:

Колбочки,

Палочки.

Свое название эти рецепторы получили из-за своей формы.

Палочки и колбочки являются концевыми аппаратами нервных волокон зрительного нерва. В сетчатке человеческого глаза насчитывается около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек, которые неравномерно распределены по сетчатке. Колбочки заполняют центральную ямку сетчатки, т.е. то место, куда падает изображение предмета, на который обращено наше внимание. К краям сетчатки количество колбочек уменьшается.

Палочек же больше как раз на краях сетчатки, в середине они практически отсутствуют.

Колбочки обладают малой светочувствительностью. Чтобы вызвать их реакцию, нужен достаточно сильный свет. Поэтому с помощью колбочек мы видим лишь при ярком свете или искусственном освещении. Иногда поэтому колбочки называют аппаратом дневного зрения.

Палочки обладают большей чувствительностью, и с их помощью мы видим ночью, поэтому их называют аппаратом ночного зрения.

Самое главное отличие палочек и колбочек состоит в том, что мы с помощью колбочек различаем цвета. Колбочки бывают трех видов. Каждый вид отвечает за свою часть спектра.

Есть болезнь, при которой полностью не работает колбочковый аппарат. Больные все видят лишь в оттенках серого. Прямо перед собой они видят плохо. При другой болезни - "куриной слепоте" - не работает наоборот палочковый аппарат, и тогда больной почти ничего не воспринимает в темноте.

Зрительное возбуждение обладает определенной инерцией. Такое продолжение ощущения в течение некоторого времени называется положительным последовательным образом. Его можно наблюдать, просто закрыв глаза.

Проприоцептивные ощущения

Проприоцептивные ощущения - ощущения движения и равновесия. Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе. Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представления о величине и скорости нашего движения, а также о положении, в котором находится та или иная часть нашего тела.

Дело в том, что двигательные ощущения играют очень важную роль в координации наших движений. Природа не смогла удовлетвориться остальными органами чувств. Если бы не было проприоцептивных ощущений, нам бы пришлось постоянно смотреть на наши руки и ноги, чтобы с их помощью чего-то добиться. В процессе выполнения того или иного движения наш мозг постоянно получает сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Это помогает скорректировать движение. Без проприоцептивных ощущений было бы сложно и двигаться, и поддерживать равновесие в движении. Человеческое тело состоит из огромного количества подвижных элементов и мышц, проприоцептивная чувствительность позволяет управлять всем этим огромным "оркестром".

Общее понятие об ощущениях и их функциях. Физиологическая основа ощущений

Первичный контакт человека с окружающим миром исобственным организмом, дающий ему исходную информацию освойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений. Под ощущением принято понимать психофизический познания отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних.Ощущение - это возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств

Функции ощущений:

Во-первых, с помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.и в результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма

В-третьих, ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций

У человека СИЛЬНА потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений

Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воздействия материи на органы!чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, ощущения рассматриваются как единственная реальность. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения только условные знаки, символы внешних воздействий.

механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз.Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул гипотезу специфической энергии органов чувств. Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а

лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов. То есть,согласно этой идее, ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. ≪То, что дают нам наши ощущения, отражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того что эти ощущения вызывает≫, - писал И. Мюллер. Вывод, который делает И. Мюллер, состоит в том, что не

существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира. Однако даже если мы в отдельных случаях ощущаем мир не таким, каков он есть на самом деле, наши ощущения в целом адекватны миру, поскольку позволяют эффективно ориентироваться в среде.

Итак, ощущения суть субъективные образы объективного мира

ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания.Физиологической основой ощущения является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе. Анализатор -

термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. В анализаторе выделяют три отдела.

Первый из них - воспринимающий орган или рецептор,предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения. Второй отдел - проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

Третий - центральный отдел, - состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Для возникновения ощущения необходима согласованная деятельность всех трех звеньев анализатор

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии во внутренний процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей

возбуждение, в.свою очередь, трансформируется в психический образ -результат совокупной деятельности всех трех частей анализатора.Следовательно, можно сказать, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания

Виды ощущений их характеристика

по модальности,

выделяют зрительные, слуховые, осязательные,обонятельные, вкусовые ощущения, ощущения движения и равновесия

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном предложена классификация ощущений на основе анатомическогорасполоясения рецепторов и их функций. Он выделил три основнык класса ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные и

интероцептивные.

Экстероцептивные ощущения возникают при действии нарецепторы, расположенные на поверхности тела. являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

В свою очередь, экстероцептивные ощущенияделятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения

вызываются воздействием объекта на органы чувств. - осязание и вкус.Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся нанекотором расстоянии от органов чувств- слух и зрение

обоняние занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку

ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же времямолекулы, характеризующие запах предмета, с которым происходитконтакт обонятельного рецептора, принадлежат данному предмету

Проприоцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов,расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках

Интероцептивные (органические) ощущения сигнализируют спомощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Рецепторы у этих ощущений находятся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы идругих внутренних органов. Интероцепторы воспринимают главным

образом действие химических агентов (например, на пищеварительнымтракт). Это наиболее древняя и наиболее элементарная группаощущений. Кроме того, интероцептивные ощущения относятся кчислу наименее сознаваемых форм ощущений и всегда сохраняютсвою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить,что интероцептивные ощущения часто называют органическими.

существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие щущенияназываются интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, связывающая моторную сферу со слуховой.

По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной,переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: протопатическую (более римитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод,жажда и др.) и эпикритическую (более тонко дифференцированную,объективированную и рациональную), к которой относятся основные

виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света. волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Таким образом, зрительные ощущения - это ощущения цвета.Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические (белый, черный и серый) и хроматические

слуховые ощущения вызываются механическими воздействиями, связанными с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне.Все звуки, которые воспринимает человек, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру.Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны

Громкость) определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой волны, но зависит и от частоты. единицей измерения громкости звука являются децибелы. Тембро отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности,издаваемые разными источниками. О тембре говорят как об ≪окраске≫ звука. Различия в тембре между двумя звукамиопределяются разнообразием форм звукового колебания.

Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта в виде вкусовых ощущений. Имеются четыре основных варианта или модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от

примеси обонятельных ощущений

Обоняние - вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемых запахами). Запахи для человека являются признаками бесконечного числа предметов и явлений. В построении обонятельных (как и вкусовых) ощущений участвуют так называемые хеморецетпоры. К ним относятся экстероцепторы вкуса и обоняния и многочисленные интероцепторы внутренних органов, чувствительные к концентрации углекислого газа,кислорода и др. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. В настоящее время используется схема, включающая четыре основных

запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный, интенсивность которых оценивается по условной шкале от 0 до 8. Следует обратить внимание и на то, " что чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода

Кожная чувствительность , или осязание - это наиболее широко представленный и распространенный по всему телу вид ощущения. Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, то есть они возникают при непосредственном контакте рецептора спредметом реального мира. При этом могут возникать ощущения

четырех основных видов: ощущения прикосновения (тактильные),ощущения холода, тепла и боли

Различают осязание: пассивное и активное; мономануальное и бимануальное; непосредственное, инструментальное.

Активное осязание- процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания

При пассивном осязании - осязательный образ контура предмета формируется в результате его последовательного перемещения относительно неподвижной руки или пальцев. В этих, условиях образ формируется на основе олько.тактильных сигналов

Инструментальное осязание, осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия (инструмента) и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения

Кинестетические ощущения - ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. На примере этих ощущений можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения формируются осознанно. Они обеспечивают координацию движений, способствуют оценке аправления, скорости и расстояния до предмета. Они формируются автоматически, вне контроля сознания, поступают в мозг

и регулируют движения на подсознательном уровне

Благодаря кинестетическим ощущениям, человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение частей своего тела.Импульсы, поступаемые в центральную нервную систему от проприоцепторов, вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную

роль в мышечном тонусе и координации движений. В соединении со зрением,осязанием и другими ощущениями, кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кроме мышц, рецепторы кинестетических ощущений находятся и в других органах чувств. Например, формирование ощуще-ний, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия происходит благодаря особым рецепторам равно-весия, которые расположены во внутреннем ухе. Речь идет в данном случае о так называемой вестибулярной системе человека


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Общая характеристика. Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, посредством которого через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод в условиях сенсорной изоляции приводит к дезорганизации личности.

Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором, который состоит из трех частей:
периферического отдела или рецептора, где происходит трансформация воздействия энергии в нервный процесс; чувствительных нервов (проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора; центра анализатора - специализированного участка коры мозга. Ответим реакция передается по эфферентному нерву - волокну, проводящему нервные импульсы к исполнительному органу.

Виды ощущений. По месту расположения рецептора и характеру отражения выделяются следующие виды ощущений: 1) интсрорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения); 2)экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела; 3) проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).

Ощущения обладают общими свойствами: качество (модальность) - основная особенность ощущения, отличающая его от других видов; интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя н функциональным состоянием рецептора; продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя.

Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек).

Основные закономерности ощущений. К основным закономерностям ощущений относят чувствительность, наличие порогов ощущений, адаптации и сенсибилизации.

Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно различающиеся воздействия. Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение (нижний порог); максимальная величина раздражителя, вызывающего ощущение данной модальности (верхний порог). Разностный порог - наименьшее различие между раздражителями.

Величины порогов изменяются в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т. д.


Различают две нормы изменения чувствительности: адаптация - приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю; проявляющееся в повышении или понижении порогов; сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов в процессе упражнения, при котором чувствительность зависит от физиологических и психологических причин.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) иинтероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю иновую чувствительность.

Зрительные ощущения . Аппаратом зрения является глаз – орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения . К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения – контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении – понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов – на ладони, на кончиках пальцев и на губах.