Мохенджо даро что там нашли археологи. Ядерная война древности - погибшие цивилизации. Версии и факты. Территория древней цивилизации

Введение

Теории происхождения

Ареал распространения

Хронология

Город и его особенности

Занятия населения

Политическая организация и социальная структура

Торговля и внешние связи

Язык и письменность

Упадок индских городов

Список используемой литературы


Введение

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду сдревнеегипетскойи шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине рекиИндв XXIII-XIX веках до н. э.до прихода ариев, во II тыс. до н. э. Наиболее значительные центры -Хараппа,ЛотхалиМохенджо-Даро. Население в годы расцвета составляло около 5 миллионов человек.

С VII тыс. до н. э. в долинеИндаиСарасватиразвивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура, которую называютмергарской. В эту эпоху человек нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальное для данного региона развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегосяскотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень - формирования нового культурно-исторического комплекса.

Культура долины Инда не была единственной в своём регионе. Так, вАмрией предшествовала местная оригинальная культура, некоторое время сосуществовавшая с хараппской.

У индскихдравидовбыли развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежалоирригационноеземледелие. ВМохенджо-Даробыли обнаружены едва ли не первые известные археологам общественныетуалеты, а также система городскойканализации.

Письменность долины Индаучёным расшифровать не удаётся, поэтому сведения о политическом развитииХараппыи Мохенджо-Даро и имена правителей на сегодняшний день неизвестны. Важная роль отводилась внешней торговле: у хараппской цивилизации было сообщение сМесопотамией,Средней Азией, прямые торговые контакты доходили доШумераиАравии.

Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н. э. В это время основная масса дравидского населения сдвигается на юго-восток (на территории Пакистана остаются только предки народабрауи) и утрачивает былой уровень развития. Вероятно, это было вызвано ухудшением природных условий. Последний удар по носителям цивилизации нанесло вторжениеариев.


Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения - о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами, в связи с чем Хараппская цивилизация рассматривалась как ведийская. Известный археолог Р. Гейне-Гельдерн писал даже о том, что цивилизация на Инде возникла внезапно, так как никаких следов предшествующего развития будто бы не обнаружено. За последние годы собраны новые важные материалы о местном происхождении этой культуры. К сожалению, подпочвенные воды пока мешают археологам последовать самые нижние склоны в Мохенджо-Даро.

Археологические раскопки в Белуджистане и Синде показали, что здесь в IV – III тысячелетии до н. э. существовали земледельческие культуры, которые имеют много общего с ранней Хараппской культурой и с которыми Хараппские поселения в течение длительного времени поддерживали контакты. В Синде земледельческие культуры появляются позднее, что позволяет предполагать проникновение сюда каких-то племен из областей Белуджистана и Южного Афганистана.

В долине Инда Хараппские поселения возникают, очевидно, не сразу и не одновременно. Вероятно, из какого-то одного центра, где раньше всего сложилась городская культура, происходило постепенное расселение ее создателей. В этой связи особый интерес представляют исследования французского археолога Ж. М. Казаля поселения Амри, который установил стратиграфию от дохараппского периода до позднехараппского. Здесь прослеживается местное развитие культур: с момента, когда большая часть керамики изготовлялась вручную, без гончарного круга, когда строения только появлялись, а использование металлов лишь начиналось, до более развитых фаз, отмеченных расписной керамикой и более прочными, сырцовыми постройками. Нижние слои дохараппского периода имеют аналогии с раннеземледельческими культурами Белуджистана, в более поздних слоях появляется керамика раннехараппских поселений долины Инда. Наконец, раскопки показали, что традиции, типичные для культуры Амри, сосуществуют вместе с Хараппскими.

В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохснджо-Даро - керамика Белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни. Она возникла на основе традиции земледельческих культур.

Раскопки пакистанских археологов в Кот-Диджи (недалеко от современного Хайпура) показали, что в дохараппский период здесь существовала уже весьма развитая культура: ученые открыли цитадель и собственно жилые кварталы, возникшие, по данным радиокарбонного анализа, в XXVII-XXVI вв. до и. э. Керамика из Кот-Диджи ранного периода имеет аналогии с керамикой земледельческих поселений Синда и Белуджистана, а более поздняя - с Хараппской. Это позволило проследить эволюцию местных традиций до собственно хараппских, датируемых XXI-XX ив. до н. э. Явный предхараппский период был открыт индийскими археологами при раскопках в Калибангане (Раджастан), где на одном холме находились поселения предшественников хараппанцев, а на соседнем - постройки уже создателей Хараппской культуры. Керамика предхараппского поселения имеет много общих черт с керамикой Амри и Кот-Диджи. Таким образом, ученым удалось проследить развитие Хараппской культуры на основе более древних местных традиций.

Вместе с тем Хараппская цивилизация явилась новым этапом, качественным скачком в развитии древнейших культур Индостана, ознаменовавшим появление цивилизации городского типа.

Большое значение имела, очевидно, речная система Инда, создающая благоприятные условия для развития материальной культуры и экономики и для создания городских поселений, ремесла и торговли. Неслучайно большая часть всех Хараппских поселений располагалась по берегам Инда и его притоков. Позднее Хараппские поселения появились в верховьях Ганга и Ямуны (современная Джамна).

Многое в происхождении Хараппской культуры остается еще не совсем ясным и нуждается в дальнейшей разработке, но теории, связывающие создание этой цивилизации с пришельцами - ариями или шумерами, в настоящее время представляют лишь историографический интерес.

Ареал распространения

В 20-х годах XX в, когда началось научное изучение Хараппской цивилизации, существовало мнение об относительно узких границах этой культуры. Действительно, вначале Хараппские поселения были найдены только в долине Инда. Теперь же, в результате современных археологических исследований, стало ясно, что Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг более 1100 км и с запада на восток более 1600 км.

Раскопки на Катхиаарском полуострове показали, что население постепенно продвигалось к югу, колонизуя новые территории. В настоящее время самым южным считается Хараппское поселение у устья реки Нарбада, но можно предполагать, что хараппанцы проникли еще южнее. Они устремлялись и на восток, подчиняя себе все новые области. Археологи открыли Хараппское поселение недалеко от современного Аллахабада. Так создавались различные варианты Хараппской культуры, хотя в целом это была единая культура с установившимися традициями.

Можно предполагать, что некоторая разноплановость внутри этой огромной цивилизации отражала разную этническую основу и неодинаковый уровень развития тех районов, где появлялись создатели этой цивилизации.

Хронология

Хронологию Хараппской цивилизации ученые определяют сейчас различными способами. Прежде всего это сопоставление индских и месопотамских вещей (например, индских печатей, найденных в городах Двуречья), спектральный анализ фаянсовых изделий, карбонный анализ вещей, к которому стали обращаться в последние годы, а также данные аккадских источников о торговых отношениях с Востоком. Вначале ученые очень удревняли возраст городов Хараппской культуры, исходя лишь из общих соображений о сходстве процесса развития цивилизации в Шумере и Индии. Английский археолог и один и зачинателей «индской археологии», Дж. Маршалл, в начале 30-х годов датировал Индскую культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369- 2314 г. до н. э.), а также с периодами Исины (2024-1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024-1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к XXIII-XVIII в. до н.э.

Показательно, что в аккадских текстах наибольшее число упоминаний о торговле с восточными областями, в том числе с Дильмуном и Мелухой, которые идентифицируются учеными с индскими или соседними с этими областями, падает на период III династии Ура (2118-2007 гг. до н. э.) и период династии Ларсы. Большой интерес представило открытие по одной из клинописных табличек, датируемой 10-м годом правления царя Ларсы Гунгунума (1923 г. до н. э.) оттиска печати индского типа. Все эти данные позволили предположить, что период расцвета индских городов - конец III- начало II тысячелетия до н. э. При раскопках месопотамских городов печати были обнаружены и в слоях касситского периода, что свидетельствует о продолжении контактов и в эту эпоху. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н. о.). На основавши этого последний период в истории Хараппы также можно датировать XVI в. до н. э.

Что нам известно об истории нашей цивилизации? По факту не так и много: последние 2000 лет описаны относительно подробно, однако не всегда достоверно. Складывается впечатление, что исторические факты подгонялись под определенный сценарий, но это делалось не всегда тщательно, так что то здесь, то там обнаруживаются противоречия. Например, происхождение и гибель городов Мохенджо-Даро и Хараппы вызывает много вопросов. Существует несколько версий ответов, но все они требуют убедительных доказательств. Обсудим это.

Первые археологические изыскания

Земля не слишком охотно расстается со своими тайнами, но иногда преподносит сюрпризы археологам. Так происходило и с раскопками в районе Мохенджо-Даро и Хараппы, где исследователи впервые побывали в 1911 году.

На регулярной основе раскопки начались в этих местах в 1922 году, когда индийскому археологу Р. Банарджи улыбнулась удача: были найдены остатки древнего города, который впоследствии получил название “Город мертвецов”. Работы в долине реки Инд продолжались до 1931 года.

Возглавлявший исследования британских археологов Джон Маршалл проанализировал найденные артефакты на территориях, удаленных друг от друга на 400 км, и сделал вывод об их тождественности. Таким образом, оба города, расположенные в долине Инда и разделенные внушительным даже по сегодняшним меркам расстоянием, имели общую культуру.

Следует отметить, что понятия “Индская цивилизация”, “Мохенджо-Даро и Хараппа” в археологии сходны. Название “Харрапа” совпало с одноименным городом, неподалеку от которого в 1920 году начались первые раскопки. Затем они переместились по течению Инда, где и был обнаружен город Махенджо-Даро. Весь ареал исследований был объединен под названием “Индская цивилизация”.

Древняя цивилизация

Сегодня древний город, возраст которого варьируется от 4000 до 4500 лет, относится к провинции Синд, являющейся территорией Пакистана. По меркам 2600 года до н. э., Мохенджо-Даро не просто большой, но один из крупнейших городов Индской цивилизации и, судя по всему, бывшая ее столица. Он – ровесник Древнего Египта, а об уровне его развития свидетельствует тщательно продуманный план застройки и сеть коммуникаций.

По какой-то причине город был внезапно покинут жителями почти через 1000 лет после своего основания.

Мохенджо-Даро и Хараппа имеют существенные отличия по сравнению с более ранними культурами, а также с теми, что образовались позднее. Эти города археологи причисляют к зрелой хараппской эпохе, своеобразие которой требует особого исследовательского подхода. Самым худшим было бы “втискивание” цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппа в рамки официального исторического пути развития, неотъемлемой частью которого является теория Дарвина.

Городское устройство

Итак, вернемся к событиям 1922 года, когда взорам исследователей открылись стены, а затем и улицы Мохенджо-Даро. Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи были поражены тем, насколько продуманными и геометрически выверенными были параметры архитектурных сооружений и жилых кварталов. Практически все постройки Мохенджо-Даро и Хараппа были из красного обожженного кирпича и располагались по обеим сторонам улиц, ширина которых местами достигала 10 м. Кроме того, направления кварталов распределялись строго по сторонам света: север-юг или восток-запад.

Строения в городах были выполнены в форме похожих друг на друга упаковок для тортов. Для Мохенджо-Даро особенно характерно следующее обустройство внутренней части дома: центральная часть являлась двором, вокруг которого располагались жилые помещения, кухня и ванная комната. В некоторых строениях имелись лестничные пролеты, что свидетельствует о наличии двух этажей, которые не сохранились. Вероятно, они были деревянными.

Территория древней цивилизации

Территория цивилизации Хараппа или Мохенджо-Даро – от Дели до Аравийского моря. Эпоха ее возникновения восходит к III тысячелетию до н. э., а время заката и исчезновения – ко второму. То есть, за период в тысячу лет эта цивилизация достигла невероятного расцвета, не сопоставимого с уровнем, бывшим до и после нее.

Признаками высокой степени развития являются, прежде всего, система застройки городов, а также имеющаяся письменность и многочисленные прекрасно выполненные творения древних мастеров.

Кроме того, обнаруженные печати с надписями на языке Хараппы свидетельствуют о развитой системе государственного устройства. Однако до сих пор не расшифрована речь более чем пяти миллионов человек, составлявших население Хараппской цивилизации.

Города Хараппа и Мохенджо-Даро – наиболее известные из найденных в долине реки Инд и ее притоков. По данным на 2008 год, всего обнаружены 1 022 города. Большая их часть находится на территории современной Индии – 616, а еще 406 расположены в Пакистане.

Городская инфраструктура

Как уже упоминалось выше, архитектура жилых домов была стандартной, и ее отличие состояло только в количестве этажей. Стены домов были оштукатурены, что, с учетом жаркого климата, было весьма предусмотрительно. Число жителей Мохенджо-Даро достигало примерно 40 000 человек. В городе отсутствуют дворцы или иные постройки, свидетельствующие о вертикальной иерархии управления. Скорее всего, присутствовала система выборности, напоминающая структуру городов-государств.

Общественные здания представлены внушительных размеров бассейном (83 кв. м), который, по мнению некоторых исследователей, имел ритуальное назначение; также найдено зернохранилище, в котором, вероятно, находился общественный запас злаков для посадки. В районе центрального квартала присутствуют остатки цитадели, употреблявшейся как преграда от наводнений, о чем свидетельствует слой красного кирпича, укреплявший фундамент сооружения.

Полноводный Инд позволял земледельцам при помощи ирригационных сооружений собирать урожай дважды в год. Охотники и рыболовы также не сидели без дела: дичи и рыбы в море было предостаточно.

Особое внимание археологов привлекли тщательно продуманные системы канализации и водопроводов, а также наличие общественных туалетов, свидетельствующие об уровне культуры Хараппы и Мохенджо-Даро. Буквально к каждому дому была подведена труба, по которой поступала вода, а нечистоты выводились за пределы города.

Торговые пути

Ремесла в городах Индской цивилизации отличались разнообразием и развивалась, благодаря торговле с такими богатыми странами, как Персия и Афганистан, откуда прибывали караваны с оловом и драгоценными камнями. Расширялись и морские связи, чему способствовала построенная в Лотхале гавань. Именно сюда заходили торговые суда из разных стран, и отсюда отправлялись хараппские купцы в Шумерское царство. Торговали всевозможными пряностями, слоновой костью, дорогими сортами дерева и многими товарами, имеющими спрос далеко за пределами долины реки Инд.

Ремесла и искусство Хараппы и Мохенджо-Даро

В ходе раскопок были найдены украшения, которые носили женщины. Причем живущие повсеместно, от центра древнеиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа до Дели.

Это ювелирные изделия из золота, серебра и бронзы с драгоценными и полудрагоценными камнями, такими как сердолик, красный кварц или перламутровые раковины.

Обнаружены и керамические поделки, отличающиеся своеобразием и местным колоритом, например, посуда красного цвета, украшенная черным орнаментом, а также статуэтки животных.

Благодаря распространенному на этой территории минералу стеатиту (“мыльному камню”), отличающемуся мягкой, податливой к обработке природой, мастера Хараппской цивилизации изготавливали множество резных изделий, в том числе и печатей. У каждого купца имелось собственное клеймо.

Найденные предметы искусства Хараппы и Мохенджо-Даро нельзя назвать многочисленными, однако они дают представление об уровне развития древней цивилизации.

В Нью-Дели находится Национальный музей Индии, в котором экспонируются всевозможные артефакты, найденные на этой территории. В нем сегодня можно увидеть бронзовую “Танцующую девушку” из Мохенджо-Даро, а также и статуэтку “Короля-жреца”, поражающую тонкостью исполнения резьбы.

О чувстве юмора, присущем мастерам долины Инда, свидетельствуют статуэтки, представляющие жителей древних городов в карикатурном виде.

Катастрофа или медленный упадок?

Итак, судя по найденным артефактам, Хараппа и Мохенджо-Даро – это древнейшие города, рост и влияние которых на Индскую цивилизацию было бесспорным. Именно поэтому поразителен факт исчезновения с исторической арены и с лица земли этой культуры, которая намного по своему развитию опережала эпоху. Что же случилось? Попробуем разобраться и ознакомимся с несколькими версиями, существующими в настоящее время.

Выводы, сделанные учеными после изучения остатков Мохенджо-Даро, были следующими:

  • жизнь в городе прекратилась практически одномоментно;
  • жители не успели подготовиться к внезапной катастрофе;
  • бедствие, обрушившееся на город, было связано с высокой температурой;
  • это не мог быть пожар, т. к. жар достигал 1500 градусов;
  • в городе было обнаружено множество оплавленных предметов и керамики, превратившейся в стекло;
  • судя по находкам, эпицентр жара находился в центральной части города.

Кроме того, имеются непроверенные и документально не подтвержденные данные о высоком уровне радиации, обнаруженном в сохранившихся останках.

Версия № 1: катастрофа связана с водой

Несмотря на очевидные признаки воздействия высокой температуры на город, некоторые исследователи, в частности, Эрнест Маккей (в 1926 году) и Дейлс (в середине XX века), рассматривали в качестве возможной причины исчезновения Мохенджо-Даро наводнения. Ход их рассуждений был следующим:

  • река Инд во время сезонных разливов могла представлять угрозу для города;
  • уровень Аравийского моря повысился, вследствие чего наводнение могло стать реальностью;
  • город разрастался, и потребности его населения в пище и развитии росли;
  • проводилась активная разработка плодородных земель в долине реки Инд, в частности, под сельскохозяйственные нужды и для выпаса скота;
  • непродуманная система хозяйствования привела к истощению почвы и исчезновению лесных массивов;
  • ландшафт местности был изменен, что привело к массовой миграции населения городов на юго-восток (нынешнее расположение Бомбея) ;
  • так называемый нижний город, населяемый ремесленниками и крестьянами, в течение времени покрылся водой, а спустя 4500 лет уровень Инда повысился на 7 метров, поэтому в наши дни исследование данной части Мохенджо-Даро невозможно.

Вывод: аридизация в результате неуправляемого освоения природных ресурсов привела к экологической катастрофе, следствием которой явились и масштабные эпидемии, что привело к упадку Индской цивилизации и массовому исходу населения в более привлекательные для жизни регионы.

Уязвимость теории

Слабым местом теории наводнения остается момент времени: цивилизация не может погибнуть за столь короткий промежуток. Тем более что истощение почвы и разливы реки не происходят мгновенно: это длительный процесс, который может приостанавливаться на несколько лет, затем снова возобновляться – и так много раз. И такие обстоятельства не могли заставить жителей Мохенджо-Даро резко покинуть свои дома: природа предоставляла им возможность подумать, а иногда давала надежду на возвращение лучших времен.

Кроме того, в данной теории не нашлось места объяснению следов массовых пожаров. Говорилось об эпидемиях, однако в городе, где свирепствует заразная болезнь, людям не до прогулок или рутинных дел. А найденные останки жителей свидетельствуют именно о том, что жители были застигнуты врасплох во время будничных занятий или отдыха.

Таким образом, теория не выдерживает критики.

Версия № 2: завоевательная

Выдвигался вариант о внезапном вторжении завоевателей.

Это могло было и быть правдой, однако среди уцелевших скелетов нет ни одного, на котором бы диагностировались следы от поражения каким бы то ни было холодным оружием. Кроме того, должны оставаться останки лошадей, разрушения зданий, характерные для ведения военных действий, а также фрагменты оружия. Но ничего из перечисленного найдено не было.

Единственное, что можно утверждать с уверенностью – это внезапность катаклизма и короткая его продолжительность.

Версия № 3: ядерная катастрофа

Двое исследователей – англичанин Д. Девенпорт и ученый из Италии Э. Винченти – предложили свою версию причин катастрофы. Изучив найденные на месте древнего города остекленевшие пласты зеленого цвета и оплавленные куски керамики, они усмотрели поразительное сходство этой породы с той, что во множестве остается после испытаний ядерного оружия в пустыне Невада. Правда в том, что современные взрывы происходят с выделением запредельно высоких температур – свыше 1500 градусов.

Следует отметить некоторую сходжесть выдвигаемой теории с фрагментами “Ригведы”, где описывается столкновение ариев, поддерживаемых Индрой, с противниками, которые были уничтожены невероятной силы огнем.

Ученые привезли образцы из Мохенджо-Даро в Римский университет. Специалисты Национального совета исследований Италии подтвердили гипотезу Д. Девенпорта и Э. Винченти: порода подверглась воздействию температуры около 1500 градусов. С учетом исторического контекста в природных условиях ее достичь невозможно, хотя в металлургической печи – вполне вероятно.

Теория направленного ядерного взрыва, как бы невероятно она ни звучала, подтверждается и осмотром города сверху. С высоты четко просматривается возможный эпицентр, в границах которого все сооружения снесены неведомой силой, но чем ближе к окраине, тем ниже уровень разрушений. Все это очень похоже на последствия атомных взрывов в августе 1945 года в Японии. Кстати, японские археологи также отметили их идентичность…

Вместо послесловия

Официальная история не позволяет принять версию, подтверждаемую лабораторными исследованиями, о применении ядерного оружия, имевшем место более 4500 лет назад.

Впрочем, создатель атомной бомбы Роберт Оппенгеймер не исключал такой возможности. Следует отметить, что он был весьма увлечен изучением индийского трактата “Махабхарата”, в котором описываются катастрофические последствия взрыва, идентичные тем, что можно наблюдать после ядерного. И Д. Девенпорт с Э. Винченти также считают эти события реальными.

Итак, можно предложить в качестве вывода следующее.

Существовали на территориях современного Пакистана и Индии древнейшие цивилизации – Мохенджо-Даро (или Хараппа), которые были достаточно развиты. В результате некоего противостояния эти города подверглись воздействию оружия, весьма напоминающего современное ядерное. Эта гипотеза подтверждается лабораторными исследованиями, а также материалами древнего эпоса “Махабхарата”, которые косвенно свидетельствуют в пользу выдвинутой теории.

И еще: с 1980 года археологические исследования руин Махенджо-Даро невозможны, т. к. этот город причислен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. А посему вопрос о наличии или отсутствии в те далекие времена ядерного или иного подобного оружия на нашей планете остается открытым.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Или Махенджадара (переводится как «холм мертвецов») - город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Междуречья.

Мохенджо-Даро обнаружили в 1920 году вместе с городом Хараппу на территории Пакистана. Города явно воздвигнуты по Ведической традиции.

Город Мохенджо-Даро — история и фото

Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений).
Ширина улиц в городе достигала 10 м.

В были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной.

Находка 5000 летней давности доказала что в этих местах существовала высокоразвитая цивилизация. И веками устоявшаяся культура. Судите сами если городу высокой цивилизации 5000 лет, то сама цивилизация не могла возникнуть за один день, и у этой цивилизации есть не менее продолжительная предистория. Что означает что цивилизация и разум построившие эти города еще древнее. Отсюда следует простой логический вывод. Что к возрасту найденных городов можно смело добавить 2000 лет.

Загадки Мохенджо-Даро

Итого возраст самой самой цивилизации был не меньше 7000 лет.
Самое интересное, что город был уничтожен ядерным взрывом. В костях скелетов обнаруженных на месте раскопок города уровень радиации превышал в несколько раз. Река, которая протекала рядом, испарилась в одно мгновенье.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо-Даро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины. Назвали руины, породившие такие .

Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали…
Читайте про еще одно интересное сооружение прошлого, оставшееся пока без ответа — .

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.

Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Мохенджо-Даро — ядерный взрыв

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).

Вероятно песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются. Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией». Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе «Махабхарата» говорится о некоем «взрыве», который вызвал «слепящий свет, огонь без дыма», при этом «вода начала кипеть, а рыбы обуглились» Что это – просто метафора». Д Девенпорт считает, что в ее основе есть. какие-то реальные события.

Город Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой «тортовой» формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).

Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.

Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро