Левая сторона невы. Правый берег невы. История правобережной части города

Жилой комплекс «Правый берег» возводится в поселке имени Свердлова, во Всеволожском районе Ленобласти. Застройщиком комплекса комфорт-класса является компания «Ленстрой».

ЖК «Правый берег» состоит из трех монолитных корпусов переменной этажности - от 4 до 25 этажей. В комплексе запроектированы квартиры-студии, 1, 2 и 3-комнатные квартиры площадью от 27,32 до 148,95 кв. м. Высота потолков – 2,55 м. Большинство квартир оснащено балконом или лоджией с холодным остеклением. В квартирах на верхних этажах предусмотрены террасы площадью до 59 кв. м. Все квартиры предлагают вид на Неву.В некоторых трехкомнатных квартирах имеется гостевой санузел. Квартиры передаются покупателям без отделки.

Собственная инфраструктура ЖК «Правый берег»

Первые этажи ЖК «Правый берег» используются под коммерческие помещения: магазины, службы быта, салоны красоты и кафе. В каждом парадной комплекса установлены лифты фирмы OTIS и созданы помещения для консьержей.

Проект комплекса предполагает строительство полузаглубленного паркинга на 80 машиномест и открытых парковок на 200 машиномест. На придомовой территории комплекса появятся пешеходные дорожки, детские площадки и спортивная площадка.

Окружение и транспортная доступность

ЖК «Правый берег» строится в поселке имени Свердлова, на правом берегу Невы. Комплекс находится на самой границе Петербурга и Ленобласти, в 9 км от КАД. Транспортная доступность обеспечивается автобусами и маршрутными такси, которые следуют до станции метро «Ломоносовская». Время в пути – от 30 минут. Однако в первую очередь комплекс рассчитан на покупателей, имеющих свои автомобили.

На территории поселка имени Свердлова работают детские сады, школа, торгово-развлекательный центр, поликлиника, аптеки, магазины и многое другое. В ближайшие годы планируется ввести в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, торговый комплекс и детский сад на 280 детей.

Невский район находится на юго-востоке и представляет собой вытянутую территорию, расположенную сразу на двух берегах Невы - левом и правом. «Левобережный» и «правобережный» Невский район настолько же непохожи друг на друга, насколько объединены между собой.

Невский район - это Веселый Поселок, с царских времен и по наши дни имеющий нехорошую славу, это промышленные зоны Обухово, современный Вантовый мост - спасение питерских автомобилистов в период ночной разводки мостов. Это новостройки и «сталинки», огромная Центральная библиотечная сеть и фабричные трубы. Здесь шли бои в Великую Отечественную войну, здесь родился адмирал Колчак, здесь на Обуховском заводе отливались первые российские пушки. Мы расскажем вам об истории этого района и о том, чем он примечателен.

Промзона Обухово

Панорама новостройки

Вантовый мост

Территория Невского района включает в себя множество исторических областей, упоминание о которых встречается в исторических документах одновременно с той датой, когда на берегах Невы был построен город Петра. Это и упомянутый выше Веселый Поселок, и Сосновка, и Уткина заводь, и Станция Нева на правом берегу, и Усть-Славянка, Александровка, Мурзинка, Рыбацкое, Смоленское, Белевское поле и Щемиловка на левом.

Годом рождения Невского района можно считать 1724-й год: именно тогда царь Петр I решил строить Шлиссельбургский тракт, который связал молодую столицу российской империи с Архангельском. Вдоль дорог всегда кипела жизнь, да и император, желавший как можно быстрее заселить Петербург, старался, чтобы берега Невы не пустовали.

Несмотря на то, что в 18-м и начале 19-го века здесь были построены несколько дач влиятельных аристократов (Румянцевых-Задунайских, Вяземских, Куракиных), все же район сформировался как рабочая окраина: здесь были и есть сконцентрированы самые крупные предприятия города: Обуховский, Императорский фарфоровый завод, функцинирующие и в настоящее время. Советское правительство после прихода к власти в 1917-м году менять ничего не стало, а, наоборот, добавило: заводов стало больше, рабочих тоже.

В своих границах район находится со второй половины прошлого столетия: «соседями» его являются Центральный, Фрунзенский, Красногвардейский и Колпинский районы, а также Всеволожский район Ленинградской области. Как и все окраины Питера, Невский район медленно, но верно «ползет» за городскую черту, захватывая все новые и новые области. Здесь идет активная застройка, а администрация района делает все возможное для того, чтобы изменить облик района: Невский исторически считается не самым уютным и благополучным местом для проживания в Санкт-Петербурге.

Территория района - это 62 квадратных километра, на которых, по данным переписи 2010-го года проживает около 500 тысяч человек. Транспортное сообщение представлено семью станциями метро: это - «Рыбацкое», «Обухово», «Пролетарская», «Елизаровская» и «Ломоносовкая» («зеленая» ветка на левом берегу Невы), и «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенка» («коричневая» ветка на правом берегу). Также в районе находятся три моста - это Финляндский железнодорожный мост, металлическое сооружение, по которому ежедневно проходят товарные составы, упомянутый выше Вантовый, а также Володарский мост. Добраться сюда можно также и по мосту Александра Невского, который, несмотря на то, что расположен на территории другого райна Питера, очень часто используется именно для того, чтобы доехать на левый или правый берег Невского района.

Наземный общественный транспорт - автобусы, маршрутки, трамваи, троллейбусы и электрички - на сегодня является в Невском районе одним из самых неудобных. Сказывается общая для всего Петербурга проблема: слишком плотный автомобильный траффик и пробки. В час пик и в период массового выезда из города или, наоборот, въезда в него (выходные, праздники и дачный сезон) здесь стоят мосты, стоят набережные, стоят транспортные развязки для въезда на КАД. Основные магистрали района: проспект Обуховской Обороны, Шлиссельбургский проспект, проспект Большевиков, Товарищеский, Дальневосточный и несколько других крупных улиц района также не справляются с потоком машин.

В последнее время все чаще в администрации города и непосредственно в муниципальном совете Невского района поднимается вопрос о перехватывающих парковках. Некоторые из них уже были задействованы в качестве эксперимента рядом со станциями метро «Проспект Большевиков» и «Пролетарская», но все же основной проблемы они пока не решают.

Недвижимость в районе очень разная. На левом берегу Невы, в так называемых «рабочих» районах находится множество некомфортных многоквартирных домов: довоенных и послевоенных, реконструированных во время советской власти фабричных общежитий. Широко представлен «хрущевский» и «сталинский» фонд. Чем дальше на юг, тем больше появляется «старых» новостроек, в основном, 137-й серии, а также кирпичных «точечных домов». За ними располагаются более новые дома: 611-я, 628-я серия и другие. На самой окраине на сегодня строятся новые жилые комплексы класса эконом, рассчитанные, в основном, на молодые семьи: процент однокомнатных квартир и квартир-студий в таких многоэтажках составляет до 60-70%.

Рабочие кварталы

Жилой комплекс

В отличие от левого, правый берег - более «спальный». Здесь гораздо меньше предприятий и промышленных территорий, а больше жилых домов и всей прилагающейся к ним инфраструктуры: супермаркетов, торгово-развлекательных центров, школ, детских садов. В этой части района чище воздух и больше зеленых насаждений, здесь гораздо охотнее покупают и сдают в аренду недвижимость.

Недвижимость, за исключением нескольких многоэтажных жилых комплексов класса комфорт, расположенных на набережной (вид на воду в Санкт-Петербурге всегда очень ценится), в Невском районе недорогая: сказывается неблагоприятная экологическая обстановка, транспортные неудобства и удаленность от центра. За коммунальные услуги в среднем здесь приходится платить от 1500 до 2500 рублей в месяц в зависимости от местоположения и потребления электричества, воды и других «благ цивилизации».

Экология района

Это самый крупный промышленный район Санкт-Петербурга, со всеми вытекающими отсюда последствиями - экологический фон здесь плохой. Пробки и выхлопные газы автомобилей на крупных магистралях, выбросы в атмосферу вредных веществ: в Невском районе очень загрязнен воздух. Оказывают влияние и железные дороги, и расположенные на территории района «тяжелые» производства: пивоваренные заводы «Хейнекен» и «Вена», химическая промышленность «Реактив», «Невская косметика», «Пигмент», огромный Ломоносовский фарфоровый завод. Некоторые из этих предприятий настолько опасны для здоровья, что по закону вокруг них создается зона отчуждения, составляющая до 300 метров. Воздух здесь «насыщен» углеводородом - более 17% от всех подобных выбросов на территории Санкт-Петербурга приходится именно на Невский район.

Загрязнены и почвы, и грунтовые воды - практически нигде в районе нет зон, где показатели бы были на уровне нормы, зато тяжелых металлов: свинца, хрома, кобальта и никеля есть в избытке. Есть области и с неблагоприятным радиационным фоном: он превышает 12-14 микрорентген в час.

Все это в сочетании с очень небольшим количеством зеленых зон дает плачевный результат. На окраинах района часто возникают несанкционированные мусорные свалки. Именно плохая экология района является препятствием для строительства здесь элитной дорогой недвижимости.

Зелень есть только в самых отдаленных новых кварталах: в Мурзинке, где также находится культурно-архитектурная достопримечательность «дача Куракина», и в Рыбацком. Некоторые насаждения создавались специально застройщиками, и на сегодня эти области выглядят гораздо более привлекательно и уютно, нежели остальные довольно унылые области района.

Население района

В районе, как уже было упомянуто выше, проживает около полумиллиона человек, и их численность постоянно растет. Несмотря на все свои недостатки, район является довольно привлекательным для людей среднего достатка: здесь просто найти работу, снять или купить недорогое жилье, в районе есть вся необходимая инфраструктура. В Невском районе с удовольствием селятся молодые семьи, а также приезжие из Ленинградской области и других регионов России. Отмечается и рост количества мигрантов, как легальных, так и нарушителей миграционного законодательства.

Социальный состав жителей Невского района довольно однороден: в большинстве своем - это представители рабочих и технических специальностей. Район стремительно «молодеет» за счет притока новых жителей, смертность здесь, по последним данным, превышает рождаемость.

Муниципальное разделение

Карта Невского района

В настоящее время в состав Невского района входят 9 муниципальных округов. Это - Невская застава, Ивановский, Обуховский, Рыбацкое, муниципальные округа №№ 53 и 54, Невский, Оккервиль и Правобережный.

Невская застава (муниципальный округ № 49) - это левый берег, район станции метро «Елизаровская». По данным переписи населения в Санкт-Петербурге за 2010-й год, здесь проживает чуть менее 30 тысяч человек. Это старинная историческая область - именно здесь когда-то была установлена застава на Шлиссельбургском тракте, отсюда и название - «Невская застава». Границы округа проходят по реке Неве от набережной Обводного канала до улицы Крупской, затем до Октябрьского электроремонтного завода и железной дороге снова до набережной Обводного канала.

Это район промзон, ветреный, грязный и неуютный. Жить здесь неудобно, многие жилые кварталы доступны только пешком. Недвижимость - это, в основном, сталинские и хрущевские дома, требующие реконструкции, немного довоенных и послевоенных построек. Здесь множество общежитий, нуждающихся в реконструкции, нерасселенных коммунальных квартир и аварийных строений. Стоимость квадратного метра, однако, не самая дешевая по Петербургу: можно найти предложения от 2000 долларов за квадратный метр.

Ивановский (муниципальный округ № 50) - левый берег, район станции метро «Ломоносовская» с населением, согласно переписи от 2010-го, в 28 тысяч человек. Это сравнительно небольшая территория на левом берегу Невы, ограниченная, кроме реки, железной дорогой, бульваром Красных Зорь и улицей Крупской.

Недвижимость представлена, в основном, сталинским фондом и хрущевками. Вообще, округ был бы относительно комфортным для проживания, если бы не «гигантомания» - огромные дома, широкие улицы, длинные кварталы: здесь как будто специально все сделано для того, чтобы человек себя чувствовал маленьким и бессильным. Кроме метро, транспорт представлен троллейбусами и трамваями. Жилье здесь чуть-чуть подороже, однако, по оценкам риэлторов, большим спросом не пользуется - можно найти предложения по 2000-2200 за квадратный метр.

Обуховский (муниципальный округ № 51) - левый берег, когда-то здесь был рабочий поселок Обухово, образованный вокруг крупнейшего предприятия Санкт-Петербурга: металлургического Обуховского завода, и во второй половине 20-го века, в 1963-м году, присоединенный к городу. Жители округа пользуются станциями метро «Пролетарская» и «Обухово». Есть и железнодорожное сообщение - станция «Обухово». Здесь проживает около 45 тысяч человек, границы его проходят по Прямому проспекту от бульвара Красных Зорь до территории «Куракиной дачи», затем по Неве до территории Обуховского завода и проспекта Обуховской Обороны, до Запорожской улицы и по ней до улицы Грибакиных, далее до Обуховского путепровода и железнодорожных путей Московского направления, до проспекта Александровской Фермы и улицы Кибальчича, затем снова замыкается на бульваре Красных Зорь и его точки пересечения с Прямым проспектом.

Здесь расположены как гигантские промышленные зоны Обуховского завода, так и живописный сад «Куракина дача» и «старые» многоэтажные новостройки. С транспортом все в порядке - две станции метро, множество крупных улиц и проспектов, железная дорога делают эту область привлекательной для жилья. Тем более, что оно совсем недорогое: на вторичном рынке можно найти цены от 1800 долларов за квадратный метр.

Рыбацкое (муниципальный округ № 52) - левый берег, район станции метро «Рыбацкое», население насчитывает чуть более 55 тысяч человек. Границы округа - это: проспект Обуховской обороны от Запорожской улицы до Чернова, река Нева от Чернова до улицы 9 Января, улица 9 Января, дорога Усть-Ижора-Усть-Славянка, территория Колпинских очистныхъ сооружений, железнодорожные пути на Волховстрой, депо метро «Рыбацкое», железнодорожные пути Московского направления, улица Грибакиных и проспект Обуховской Обороны до Запорожской улицы.

За исключением территорий, принадлежащих к депо, к очистным сооружениям, предприятиям, расположенным в черте округа, и железнодорожным развязкам, это жилой район, с большим количеством многоэтажных домов, большинство из которых было построено в прошлом веке. Удаленность от центра города и некоторая обособленность, с одной стороны, препятствуют развитию округа, с другой стороны, создают здесь предпосылки для дополнительных инвестиций в строительство: все же здесь чище, зеленее и уютнее, чем в других муниципальных округах Невского района. Вблизи черты города последнее время даже начали строить малоэтажные жилые комплексы и таунхаусы - верный признак развития рынка недвижимости. Предложений по округу можно найти много, самые экономичные, в «хрущевском» фонде - это 1500 долларов за квадратный метр, более дорогую недвижимость можно купить по цене от 2100-2200 долларов за кв.м.

Муниципальный округ № 53 - правый берег, территория, ограниченная Невой, улицами Тельмана и Крыленко. На 2010-й год здесь проживает более 58 тысяч человек населения. Когда-то на этой территории располагались поселки Сосновка, Русановка, Уткина заводь, Новосаратовка и Веселый Поселок. Метро рядом нет, жители могут пользоваться станцией метро «Проспект Большевиков», а также «Ладожской» и «Новочеркасской», расположенными вне Невского района. До любой из них нужно довольно долго ехать на общественном транспорте.

Основные жилые кварталы расположены вдоль улицы Народной и Дальневосточного проспекта. Большую часть территории округа занимают предприятия и промышленные зоны. Добираться сюда неудобно, жить - не очень спокойно, в округе зафиксирован довольно высокий уровень уличной преступности. Недвижимость - в основном, «старые» новостройки, многие из которых нуждаются в реконструкции. Цены также невысоки, от 2000 долларов квадратный метр жилья.

Муниципальный округ № 54 - правый берег. Округ ограничен Невой, улицами Тельмана, Крыленко, Дыбенко и железнодорожными путями. Отсюда ближе к станции метро «Дыбенко», до него можно добраться автобусом, трамваем или маршруткой. В округе проживает около 64 тысяч человек. Это «спальный» район новостроек, в большинстве своем однотипных и довольно унылых.

Округ может похвастаться достаточно развитой инфраструктурой: здесь есть все необходимое - гипермаркеты, продуктовые магазины, детские дошкольные и лечебные учреждения. Недалеко до КАД и ближайших пригородов Санкт-Петербурга. Недостатком является транспортный дискомфорт: помимо того, что до метро нужно добираться на наземных видах общественного транспорта, здесь нередки пробки и плотное движение. В округе также не совсем благоприятная криминальная обстановка, несмотря на отсутствие предприятий, атмосфера и почвы загрязнены. Недвижимость, впрочем, подороже, строится и первичное жилье: от 2300 долларов за квадратный метр.

Невский (муниципальный округ № 55) - правый берег, население примерно 64 тысячи человек. Границами округа считается река Нева по Финляндскому ж\д мосту, железная дорога Новый Порт - Ручьи, Дальневосточный проспект, улица Коллонтай, проспект Большевиков и улица Дыбенко. Ближайшие станции метро - это «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко».

Преимуществами округа является его сравнительная близость к мостам и центру города, недостатки общие для всего района: загазованность, отсутствие зелени, транспортные неудобства и неблагоустроенность. Здесь можно найти квартиры в сталинских домах хорошей планировки по сравнительно недорогой цене: от 2200 долларов за квадратный метр. Есть и более экономичные предложения, на рынке же первичного жилья стоимость недвижимости несколько выше. Впрочем, строительство в округе не так активно, как могло бы быть.

Оккервиль (муниципальный округ № 56) - «спальные» кварталы у станции метро «Дыбенко». Здесь проживает более 60 тысяч человек, и население с каждым годом все увеличивается за счет того, что в округе постоянно строятся новые дома, люди покупают квартиры и переезжают. Свое название округ получил из-за речки Оккервиль, которая протекает на его территории и на территории рядом находящегося Красногвардейского района. Округ ограничен городской чертой от улицы Коллонтай до Дыбенко, затем проспектом Большевиков до его пересечения с Коллонтай, и по этой улице замыкается вновь на ее пересечение с городской чертой.

Это, действительно, окраина. Здесь проходит граница с Ленинградской областью (Всеволожский район). Добираться из центра долго и неудобно, зато здесь зелено и в последнее время относительно спокойно. Цены на недвижимость очень разные, все зависит от «статуса» дома и качества жилья: от 2000 до 3000 долларов за квадратный метр.

Правобережный (муниципальный округ № 57) - также район плотной многоэтажной застройки вокруг станции метро «Проспект Большевиков». На 2010-й год здесь проживает околоо 6 тысяч человек. На территории округа находятся такие объекты общегородского значения как Ледовый дворец и Ладожский вокзал.

Здесь ведется активная застройка, каждый квартал сдается в эксплуатацию новое жилье, в основном, эконоом класса. Купить квартиру в округе может даже человек со средним достатком: предлагается множество ипотечных программ и рассрочка. Цены: от 2100 до 2500 долларов за квадратный метр.

Инфраструктура

В районе осуществляется множество инноваторских программ по реконструированию промзон, созданию технопарков, перехватывающих парковок, по уплотнению уже существующей застройки. Дело в том, что территории Невского района использованы практически на 80%, что делает необходимым искать альтернативные методы развития. Так уже создается проект жилого квартала между Дыбенко, Товарищеским проспектом, улицей Подвойского и проспектом Большевиков. Рядом со станцией метро «Улица Дыбенко» тоже разрабатывается оригинальный план застройки более чем 30-ти гектаров земли.

Строительство в Невском районе

В Невском районе насчитывается более 50 средних общеобразовательных школ, а также учреждений среднего профессионального образования, из которых можно выделить Невский машиностроительный техникум, Пожарно-спасательный колледж, некоторые подразделения Военной академии имени Макарова и Университета путей сообщения.

Пожарно-спасательный колледж

Из учреждений высшего профессионального образования в Невском районе находится одно из зданий Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора Бонч-Бруевича, Юридическая академия и Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

В Невском районе создана уникальная сеть, объединяющая все 13 библиотек района. Это современная система, позволяющая читателям быстро найти необходимую книгу и получить ее во временное пользование. Также здесь находится несколько поликлиник, больниц и роддомов, а также огромная многопрофильная Александровская больница, принимающая пациентов со всего Санкт-Петербурга.

В начале нулевых стартовал проект по модернизации и перестройке делового квартала «Бизнес-Сити» на набережной Обводного канала. В настоящее время это один из самых крупных комплексов коммерческой недвижимости в Санкт-Петербурге. Здесь располагаются более 40 тысяч квадратных метров офисных и складских помещений.

Бизнес центр

На территории Невского района находится также большое количество гипермаркетов, торговых зон, продуктовых магазинов и рынков. Здесь есть «Патэрсон», «Лента», «Окей», несколько больших строительных торговых площадок, практически у каждой станции метро есть торговый центр, где можно купить одежду и обувь ведущих европейских марок casual.

Также Невский район является одним из стратегических транспортных узлов Санкт-Петербурга. Через территорию района проходит Октябрьская железная дорога: две ветки и 8 станций. Неподалеку, в Красногвардейском районе у станции метро «Ладожская» располагается Ладожский железнодорожный вокзал, что также оказывает влияние и на инфраструктуру Невского района.

Ладожский вокзал

По берегам Невы в районе находятся грузовые и пассажирские речные причалы, а также Речной вокзал Санкт-Петербурга, принимающий и отправляющий суда по реке Неве.

Речной вокзал

Предприятия и работа в районе

Невский район - это более 12 тысяч различных предприятий. Наиболее крупными являются, конечно же, Обуховский завод, когда-то во многом определивший лицо района, Стекольный и Императорский фарфоровый заводы, также имеющие длинную и интересную историю, Пролетарский завод, комбинат по производству технического сукна, Невский завод, различные предприятия химической промышленности, Хлебный комбинат имени Кирова… Перечислять можно бесконечно, многокилометровые промзоны одновременно убивают экологию района и делают эту административную единицу одной из самых богатых и самых важных для развития Северной столицы.

Фарфоровый завод

Обуховский завод

Промышленные предприятия реконструируются и оздоравливаются. Многие из них были перенесены за городскую черту, вокруг некоторых - построена необходимая зона отчуждения. Строятся путепроводы и новые подъезды, объявляются тендеры на модернизацию производства, на усовершенствование и «очищение» многих промышленных процессов.

Технопарк

Предприятия поменьше - склады, ремонтные мастерские, организации по оказанию различных бытовых услуг населению - также регулярно платят налоги, расширяются и занимают свое достойное место среди многочисленных конкурентов.

Криминал

Криминальный фон в Невском районе всегда был неблагоприятным. Последнее время администрацией города было сделано очень многое, чтобы изменить мнение горожан о Невском районе как одном из самых неспокойных в городе. На самом деле, Невский никогда не был «криминальным» лидером среди административных образований в Санкт-Петербурге, это «почетное место» всегда делили между собой Петроградский и Адмиралтейский районы.

Действительно, в Невском, как и в любом окраинном районе есть свои проблемы, связанные, в основном, с бытовыми правонарушениями и такого рода преступлениями, как уличный разбой, проституция, торговля наркотиками, вождение в нетрезвом состоянии, автомобильные и квартирные кражи. Но всего этого здесь не больше и не меньше, чем на других окраинах Питера. Дело в том, что Невский район исторически считался неблагополучным: фабричные общежития, пьянство и драки, возможность для темных личностей незаметно затеряться среди толпы - все это привлекало сюда полицейских и преступников еще в царские времена.

В советское время здесь тоже не все было гладко: тот же алкоголь, те же социальные проблемы. В 90-х именно в Невском районе, на правом берегу, рядом со станцией метро «Улица Дыбенко» и одноименным рынком, группой журналистов был снят нашумевший документальный фильм «Подвалы Дыбенко» о жизни опиатных наркоманов. Рынок был закрыт, подвалы тоже, проблема наркомании также постепенно перестала быть настолько острой, а «имидж» остался.

Достаточное количество экономических и уголовных преступлений совершается в промышленных зонах района, где так легко скрыть следы любого правонарушения.

Сам облик района в сочетании со стандартной питерской пасмурной погодой навевает нехорошие мысли: здесь очень мало по-настоящему красивых уютных мест, большинство территорий смотрится мрачно и уныло: промзоны, широкие проспекты, большие расстояния, штампованные многоэтажки. Статистические данные по зафиксированным правонарушениям вполне стандартны, во многих других районах Санкт-Петербурга с преступностью гораздо хуже, но именно при взгляде на некоторые кварталы Невского района кажется, что здесь очень и очень неспокойно. Иногда так оно и есть.

Достопримечательности и развлечения

А вот достопримечательностей здесь мало. Упомянутый выше сад «Куракина дача» и полуостров Кривое Колено рядом с Усть-Славянкой - это довольно живописные места, где с удовольствием проводят выходные жители района. Однако больше зеленых зон, пригодных для отдыха и прогулок, в районе, пожалуй, нет.

Для любителей архитектуры будет интересно посетить дачу Чернова, построенную известным европейским архитектором Гогеном в конце 19-го века, а также церковь Святой Троицы 18-го века (знаменитая «Кулич и Пасха»).

Тем, кто ведет активный образ жизни, Невский район предлагает около 200 спортивных сооружений, среди которых можно выделить Ледовый дворец и «Обуховский спортивный комплекс».

В Ледовом дворце регулярноо проходят концерты мировых и российских знаменитостей, а также различного рода общественные значимые мероприятия. В Невском районе расположено достаточное количество ресторанов и кафе, открыты катки, кинотеатры и картинг-центры. Любителям воскресного шоппинга достаточно сесть от метро «Улица Дыбенко» на бесплатный автобус и поехать в торговый комплекс «МЕГА», включающий в себя несколько гипермаркетов разной тематики: продуктовый Ашан, товары для загородного дома и строительства OBI, мебельная IKEA и, собственно, МЕГА с десятками модных магазинов.

Усть-Ижора – Пелла – Невский пятачок – Кировск – Синявинские высоты – Ладожский мост

Левый берег Невы сегодня плотно застроен поселками да заводами. Однако и здесь есть на что посмотреть. Например, линии обороны Ленинграда времен блокады. Увидеть здесь можно не только памятники, но и остатки окопов, куски ржавой колючей проволоки и «рваный металл», который производит больше впечатления, чем любые монументы. Здесь же встречаются остатки старинного Архангельского трак-та, вдоль которого стоят постройки XVIII – XIX веков. На маршруте можно посмотреть здания, входившие в ансамбль дворца Екатерины, ныне «работающие» в судостроительной промышленности. Современные заводы тоже интересны: вы можете увидеть десятки кораблей, стоящих на берегу в доках. Своеобразное зрелище.


Знаете ли вы, как прокладываются современные дороги? Прямые как стрела, лежат они в стороне от всех населенных пунктов. Иное дело было в старину, когда дороги каждому селу кланялись! Одна из старинных дорог связывала Петербург с северной Россией. Архангельский тракт проходил по левому берегу Невы до Шлиссельбурга, а далее по берегам Ладожского канала тянулся на восток. Романтическая была дорога, с деревянными мостами, причем некоторые были подъёмными. Одни части доро-ги были мощеными, на других путники утопали в глубоких грязных колеях. Особенно «хорошо» было двигаться по тракту в глинистых местах после дождя. Сегодня, конечно, о тракте мало кто вспоминает, вместо него построено шоссе, лишь в неко-торых местах совпадающее с историческим маршрутом. Выезжая из Петербурга по Шлиссельбургскому шоссе, прямиком попадаем (соответствующий знак) в Усть-Ижору, где можно увидеть сохранившийся кусок мощеной Архангельской дороги.

Усть-Ижора – муниципальный округ в составе Колпинского района Санкт-Петербурга. Расположен при впадении реки Ижора в Неву, отсюда произошло его названия. До 1997 года округ имел статус посёлка. Первое упоминание датируется VIII веком.

В Усть-Ижоре на первом же светофоре поверните налево на узенькую дорожку, и, принимая на развилках сначала правее, а затем левее, выедете к Неве.

Мощёная дорога идет прямо по крутому берегу реки . Проехав до конца дороги, попадаете в центр села, довольно интересное место – к устью реки Ижоры.

С одной стороны, эта точка на карте ДОЛЖНА быть известна каждому школьнику России, с другой - многие вообще не знают об этом знаменитом месте, в посёлке, который оказался напрочь забыт …

Музей невелик, главный экспонат – сама диорама. Зайти в него стоит обязательно: вы сможете увидеть на картине места, которые посетили во время этой поездки. Особый интерес представляют выставленные перед музеем танки. Их пять. Мы привыкли к Т-34 на постаментах. Их много по всей стране. Но в войне принимали участие и другие виды подобной техники. Последний экспонат, восстановленный танк КВ-1С, занял место у музея в январе 2007 года. Рядом с ним стоят Т-26, Т-38, КВ-1.

Выбралась сегодня в ещё один район, который давно собиралась исследовать. Для меня Правый берег всегда был одним большим "белым пятном", как и Север. Но если в последнее время, в основном благодаря тому, что я работаю на севере города, эти места стали слегка приоткрываться мне, то Правобережье по-прежнему "терра инкогнита". Хотя в своё время я прочла немало книг, посвящённых Питеру и его истории, о Правобережье там говорилось вскользь и чуть ли не скороговоркой.
Собственно пешая часть маршрута у меня была короткой - небольшой отрезок Октябрьской набережной от Володарского моста до Промзоны на Октябрьской наб.104.
Кому интересно - прошу под кат)))

Итак, вернувшись, я подняла источники, порылась в книгах и в сети. И вот что узнала.
Ещё во времена Великого Новгорода на Правом берегу Невы существовало несколько поселений, границы которых сейчас определить довольно трудно. Земли эти в конце Х века отходят к Спасскому Погосту Водской пятины, а потом к Орешковской волости всё того же Великого Новгорода. Первые достоверные сведения о существовавших на Правом берегу Невы селениях относятся к 1500 и 1573 годам. Это так называемые переписные и Обыскные книги. По ним взимались подати в казну. Деревушки были маленькие - 2-3 двора, что было довольно обычным явлением в те времена. Нередко деревни состояли и из одного двора вообще. Так в переписной книге знаменитой боярыни Морозовой упоминается более 700 деревень, большинство из которых были однодворными. Это для примера. Итак, Правый берег Невы в XVI веке имел такие деревни:
Дубок Верхний - в начале современной Октябрьской набережной.
Рог - Примерный адрес Октябрьской набережной
Марковская (по шведской карте 1676 года - Marskie - by) - на территории современного грузового речного порта;
Борисковичи - на Неве (Boreskowitz - by по карте 1676 г.) - на месте современной территории комбита тонких и технических сукон им.Тельмана (Октябрьская набережна, 50).
Глезнёво (Classdoba) - у Володарского моста, а также несколько деревень в устье реки Утки.
Деревеньки были населены русскими, занимавшимися хлебопашеством и рыбной ловлей. Однако после того, как в 1617 году по Столбовскому миру эти земли отошли к Швеции, русское население покинуло эти места, а ни их место шведы переселили финнов. Потому что вдруг обнаружили, что захватили огромные территории, на которых практически никто не живёт. Русские, правда, в Приневье остались, но их количество сократилось. К тому же русское православное население шведы всячески третировали и дискриминировали по религиозному признаку, так что многие бежали в Россию и поток беженцев не иссякал. Но задержались шведы в этих краях недолго - в 1703 году Пётр Первый взял Ниеншанц и на вновь отвоёванных землях основал Петербург. В 1711 году Правобережье включили в состав Петербургской провинции Санкт-Петербургской губернии (с 1708 по 1710 года губерния именовалась Ингерманландской). Через полвека, согласно указу Екатерины II, Правый берез оказался разделённым между Петербургским и Шлиссельбургским уездами. В 1848 году участок севернее Новосаратовской колонии до Малой Охты был включён в состав Полюстровской волости Санкт-Петербургского уезда. Такое положение сохранилось до 1917 года.

С 30-х годов XIX века властями осуществлялись попытки установить пожарный, санитарный и полицейский надзор над окраинами города. Но только 8 июня 1871 года комитетом Министров утверждено решение, по которому в окрестностях города, поделённых на 4 полицейских участка - Шлиссельбургский, Петергофский, Полюстровский и Лесной была образована постоянно действующая пригородная полиция.
С того момента жители Правого берега впервые смогли официально сказать, что живут в окрестностях Петербурга.
Тогда же появилась общая для всех здешних селений нумерация домов по набережной (или дороге) Правого берега Невы. По переписи тех лет на всём участке, включая Новокаратовку, насчитывалось 211 домов, почти сплошь - деревянных. Но на хозяйственное обустройство новых территорий у властей денег не было. А положение на пригородном Правом берегу было таково:
- освещение практически полностью отсутствовало.
- дорог хороших не было, единственная приличная дорога на протяжении 3 вёрст была в Новосаратовке (её можо вдеть и сейчас).
- отсутствовала железная дорога.
- каменных строений было мало. Таким образом вопрос о присоединении Правого берега к городу в хозяйственном отношении был забыт на долгие годы.
Под названием Правый берег в разные годы существовало от 3 до 7 селений, чёткой границы между которыми не было. Помимо вышеупомянутых, существовали:
-Клочки
-Киновия Александро-Невского монастыря
-Весёлый Посёлок
-Малая рыбацкая слобода (гнилая Рыбацкая слобода)
-Сосновка
- Уткина Заводь
- Новосаратовка
Это предыстория. нынешний Правый берег входит в состав Невского района Санкт-Петербурга. Река Нева делит Невский район на две части - Левобережную и Правобережную. Левобережная часть издавна была более устроена и заселена, она лучше была связана с центром города - от Александро-Невской Лавры по нынешнему проспекту Обуховской обороны, называвшемуся тогда Шлиссельбургским трактом, ходил паровик. Что и не удивительно. Исторически левый берег Невы начал заселяться раньше. На левом ее берегу находятся исторические местности Щемиловка, Смоленское, Белевское поле, Александровка, Мурзинка, Усть – Славянка, Рыбацкая. На правом берегу Невы расположены Веселый Поселок, Сосновки, Станция Нева, Уткина заводь.
(Источник - http://www.peterburg.biz/nevskiy-rayon.html#ixzz460oaQbQR)
Правый берег был глухими выселками. Мостов через Неву не было. Сейчас их четыре:
-Мост Александра Невского;
-Финляндский железнодорожный мост;
- Володарский;
-Вантовый, или Большой Обуховский.
Кроме Вантового все остальные мосты разводные. Плюс метро. Правобережная линия открылась в конце 80-х годов ХХ века. Хотя застраиваться Правый берег Невы начал уже в 20-х годах прошлого века, по Генеральному плану 1925 года. Согласно ему на правом берегу должны были располагаться жилые районы, а левый берег должен был оставаться промышленным. Первый участок набережной (от Финляндского железнодорожного моста до Володарского моста) был построен в 1932-1939 годах. В 1957-1959 годах соорудили ещё один участок - до ГЭС-5 «Красный Октябрь» (сейчас - Правобережная ТЭЦ).
Всё это время магистраль носила название набережной Правого берега реки Невы. Однако в 1973 году её переименовали в честь Октябрьской революции.
Так что цель моего путешествия - жилой городок на Октябрьской набережной - это памятник того времени.
Однако, начну по порядку.
на метро я решила не ехать, а потому вышла на Краснопутиловскую улицу, села на 72 автобус, доехала до пл. Конституции, где пересела на 27 троллейбус. Когда-то этот маршрут ходил и по Краснопутиловской тоже -от Круглой пл., но потом какие-то умники его сократили. И теперь он ходит от пл. Конституции. Это один из самых длинных троллейбусных маршрутов в Питере. Он связывает почти все южные районы - Кировский, Московский,Фрунзенский и Невский. Идёт он до ст. Нева - до виадука на Народной, от которого начинается Мурманское шоссе. на 27 я переехала Володарский мост и вышла сразу за ним. Моей целью был, как я уже сказала, жилой городок на Октябрьской набережной.
Идти решила дворами - по набережной слишком шумно и пыльно. За современными жилыми домами мне попалась вот эта церковь

"Отлично!" - подумала я, - "Зайду-ка! Заодно узнаю, что это за храм!"
Но меня ждало разочарование. Церковь оказалась не действующей, на куполах не было крестов, а я это не заметила сразу. Да и территория вокруг неё была огорожена.

Прекрасное здание в псевдорусском стиле. Адрес - Октябрьская наб.72. И только придя домой я с удивлением узнала, что это вовсе не храм, а особняк А.В. Чернова!!! Построен в в 1891-1893 годах, архитектор А. И. фон Гоген при участии А. И. Кузнецова. Вот те раз! А посмотреть - ну церковь и церковь...

Вокруг здания расположен обширный парк. Попасть на территорию, насколько я поняла - невозможно, к тому же она охраняется собаками. В свободное от охраны время собаки ловят ворон. И довольно успешно. Как раз, когда я изучала через решётку особняк, собаки трепали пойманную ворону.
Придя домой, я пошерстила интернет и вот что мне удалось узнать про этот особняк:
Второе название - усадьба Сосновка. В настоящее время в здании расположено некое НПО "Даймонд". Усадьбу со всех сторон окружают современные жилые дома. Больше мне ничего выяснить не удалось, так что буду благодарна за дополнительные сведения.
А я двинула дальше.
Шла, как уже говорила, дворами. По набережной слишком шумно и пыльно. А вот дворы - чистые и довольно тихие. Дома в основном - панельные пятиэтажки 70-80-х годов.

Разгромленный детский садик. За ним, собственно, и начался жилой городок. Официальный адрес - октябрьская наб. 90-96. Жилмассив для рабочих ГЭС №5. Она же Правобережная ТЭЦ.
Построен в в 1926-1927 гг. Архитекторы Г.Д.Гримм и В.А.Альванг. Типичный памятник архитектуры конструктивизма, популярного в 20-первой половине 30-х годов ХХ века.

Покраска домов восстановлена историческая, характерная именно для конструктивизма. Хотя балконы не совсем конструктивистские.

Не знаю, как там внутри, но дворы чистые, возле домов детские площадки, много детей, рядом с домами стоят хорошие машины, в окнах стеклопакеты.


Вид на Неву.

Общий вид городка навевает ассоциации со Скандинавией. Я по ней поездила и вобщем знаю тамошний архитектурный стиль. Да и конструктивизм у скандинавов тоже в почёте был, только назывался функционализм.

Набережная. Впереди по ходу видны кубические корпуса ТЭЦ, она же ГЭС-5 (что означает "Государственная электростанция", а вовсе не "гидроэлектростанция"), для рабочих которой и был построен городок. Кто сейчас там живёт - не знаю. Возле набережной ошвартованы пассажирские теплоходы - там Речной порт. Впереди виден Вантовый мост.

Чуть дальше по набережной - красивая башенка в средневековом стиле. Возможно - водонапорная башня. Хотя некоторые источники утверждают, что это - пристрельная башня Александровского завода, который находился на другой стороне Невы. По ней настраивали прицелы орудий. Вот умели раньше даже самые утилитарные вещи делать красиво!


За башенкой стоял вот такой особнячок, видимо, административный корпус какого-то предприятия, снова навеявший мне мысли о Скандинавии.

Рядом была автобусная остановка, где я села на автобус №4, доехала до м. "ул. Дыбенко" и на метро вернулась домой.

В книге Петра Сорокина история Невского региона рассматривается в широком территориальном и временном контексте - от ледникового периода до современности. Одним из центральных эпизодов в ней является Невская битва 1240 г. в устье реки Ижоры, неразрывно связанная в сознании народа с образом Александра ­Невского - святого покровителя Санкт-Петербурга. Многие исторические события, происходившие на Неве в эпоху викингов, во времена Крестовых походов на Балтике и Северной войны 1700-1721 гг., оказались малоизвестны или забыты. А эти места помнят Александра Невского, Петра Великого, Александра Меншикова, ­Екатерину ­Великую и последнего российского императора Николая II. Забытыми оказались и многие памятники. Все это нашло отражение на страницах предлагаемой читателю книги. Исторические документы, многие из которых ранее не публиковались, дополняются в книге данными, полученными в ходе археологических исследований автора. Издание иллюстрировано фотографиями, гравюрами, рисунками, планами и картами. Оно рассчитано на всех интересующихся историей Невского края и России.

496 руб


Книга рекордов Петербурга выходит в свет впервые. В ней собраны необычайные, уникальные явления петербургской жизни и истории - все, что можно назвать самым-самым: первым или последним, крупнейшим или наименьшим…В книге и все исключительное, неповторимое, невероятное.

96 руб


Издание посвящено первому зодчему Петербурга.
Книга, основанная на обширных данных кандидатской диссертации автора, повествует о знаменитых сооружениях Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость с собором, здание Двенадцати коллегий, летний дворец Петра I, ансамбль Александро-Невской лавры и др.), а также о первых звеньях его планировки.
Книгу можно использовать в качестве путеводителя по историческим местам.

212 руб


Книга посвящена творчеству крупнейшего представителя рационального направления в русской архитектуре конца XX века, зачинателя "кирпичного стиля". В Петербурге и других городах России с его именем связаны постройки общественных зданий, театров, особняков, доходных домов, высоко оцененные современниками.
Книга может служить путеводителем по памятникам архитектуры, созданным зодчим.

66 руб


Санкт-Петербург. История и архитектура

Предлагаем вашему вниманию богато иллюстрированный альбом САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА.
На свете немного найдется городов с такой удивительной судьбой, какая выпала Санкт-Петербургу, блистательной северной столице: он был создан могучей волею одного человека, Петра Великого. Городу было суждено родиться и вырасти на приневских землях, до XI в. входивших в Водскую пятину Великого Новгорода, занимавшего север Великой Русской равнины. Невские берега издавна привлекали шведов, стремившихся обосноваться в этих краях надолго, и потому важной частью общерусского дела считалось удержание новгородских границ, препятствующих шведской колонизации.

710 руб


Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга. Этот великий город на Неве представляет собой уникальный музей - собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным.
На страницах этой книги любознательный читатель найдет ответы на сотни самых разных вопросов об истории и достопримечательностях Санкт-Петербурга. Книга может использоваться в качестве учебного пособия в школах при подготовке к занятиям по истории города, краеведению, литературе. Она незаменима и как источник информации о Санкт-Петербурге для любого российского читателя, желающего ближе познакомиться с одним из красивейших городов мира.

355 руб


По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты

Северная столица очень любима и часто посещаема российскими и иностранными туристами. Прибыв в город на Неве, все они следуют приблизительно по одним и тем же маршрутам: в обязательном порядке гуляют по Невскому и Дворцовой площади, посещают Петергоф и Эрмитаж, любуются Исакием и Медным всадником, обязательно фотографируются у «Авроры»... Гостям в первую очередь стремятся показать самые красивые места города. А ведь в Петербурге еще так много проспектов и улиц, переулков и площадей, которые не относятся к так называемому парадному Петербургу. Автор приглашает читателей пройтись вместе с ним по тихим, малоизвестным, «по теневым, по непарадным» улицам города. Поверьте, они того заслуживают.

541 руб


"Строгий, стройный вид..."

Книга об архитектуре Санкт-Петербурга XVIII-XIX веков: о наиболее значительных памятниках - шедеврах архитектуры, о великих зодчих - Растрелли, Ринальди, Кваренги, Львове, Росси и других