Кто Печорин виновник или жертва трагедии (по повести Бэла) сочинение. Урок «Странный человек`. Кто Печорин: виновник или жертва трагедии? (Повесть `Максим Максимыч`) "Княжна Мэри" - чтение и анализ повести

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ЛИТЕРАТУРА»
СОСТАВИТЕЛЬ: Драхлова Р.Ю., Михайлова И.В., Пугина М.Г.
Класс Часов Учебник Пособия для учителя и учащихся
в
неделю в год 8 2 68 «Литература. 8 класс»,
М., Просвещение, 2014г.
В 2 частях.
Автор: В. Я. Коровина. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по литературе. 8 класс».
М.: ВАКО, 2015 г. – 400 стр.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М.: Дрофа,2010
В.Я.Коровина. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2010
9 3 102 Учебник-хрестоматия В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, М: «Просвещение», 2009-2012 Литература. 9 класс. Поурочные разработки. К учебнику В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский,
С.Н. Аленькина, А.Е. Новаковский «Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс»
8 класс 9 класс
Уроки развития речи - 10 Уроки развития речи - 10

Аннотация к рабочей программе по литературе (8-9 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерац. М.: «Просвещение», 2007) Содержание программы реализовано в УМК под редакцией В.Я. Коровиной Программой по литературе.5-11 классы. (базовый уровень).
Из планирования исключены стихотворения А.С.Пушкина «Туча», «Я помню чудное мгновение….», «19 октября», так как эти произведения изучаются в 9 классе. В 8 классе акцентируется историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
Основанием для изучения в 8 классе повести И.С.Тургенева «Ася» является требование Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, согласно которому на второй ступени обучения в образовательных учреждениях с русским языком обучения изучается одна из повестей И.С.Тургенева по выбору.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» (8-9 класс)
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Содержание учебного предмета «Литература» (8 класс)
Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Теория литературы. Историзм. Роды литературы.
Русский фольклор.
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
Древнерусская литература.
«Повесть о житии… Александра Невского».
Теория литературы. Житие, воинская повесть.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
«Шемякин суд»
Теория литературы. Гипербола, сатира.
Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены).
Теория литературы. Жанры литературы. Трагедия, драма, комедия.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Теория литературы. Басня (развитие понятия).
К.Ф. Рылеев. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».
Теория литературы. Понятие о думе.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
Теория литературы. Историческая повесть.
А. С. Пушкин «Пиковая дама» (Вн. чт.).
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Теория литературы. Романтизм (начальное представление), поэма.
Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор».
Теория литературы. Композиция произведения. Сатира.
Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
И.С. Тургенев. Повесть «Ася».
Теория литературы. Сюжет. Герой- повествователь.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки)
Теория литературы. Гротеск.
Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений».
Л.Н. Толстой «После бала».
Теория литературы. Рассказ (развитие понятия). Антитеза.
А.С. Пушкин «Цветы последние милей…».
М.Ю. Лермонтова «Осень».
Ф. И. Тютчев «Осенний вечер».
А. А. Фет «Первый ландыш».
А.Н. Майков «Поле зыблется цветами…».
Теория литературы. Эпитет, метафора.
А.П. Чехов. Рассказ «О любви».
Теория литературы. Историзм.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И.А. Бунин. Рассказ «Кавказ».
И.К. Куприн. Рассказ «Куст сирени».
А.А. Блок. Стихотворение «Россия». « На поле Куликовом».
С.А. Есенин. Поэма «Пугачев» (Отрывки) .Теория литературы.
И.С. Шмелев. «Как я стал писателем».
Теория литературы. Метафоры, олицетворения.
Тэффи «Жизнь и воротник».
М.М. Зощенко «История болезни».
А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы из поэмы).
А.П. Платонов. Рассказ «Возвращение» (в сокращении).
История на страницах поэзии 20 века
М. Исаковский. « Катюша», «Враги сожгли родную хату»
Б. Окуджава. «Песенка о пехоте». «Здесь птицы не поют»
Л. Ошанин «Дороги».
А.Фатьянов « Соловьи».
В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.
И. Анненский «Снег».
Д. Мережковский «Родное».«Не надо звуков»
Н. Заболоцкий «Вечер на Оке»,«Уступи мне, скворец, уголок...»
Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия».
Поэты русского зарубежья о Родине
Н.Оцуп «Мне трудно без России...» (Отрывок).
3. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть».
Дон Аминада «Бабье лето».
И. Бунин «У птицы есть гнездо».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Сонеты.
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
Содержание учебного предмета «Литература» (9 класс)
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы. Древнерусская литература (3) Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.
Литература XVIII века(12)
Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление.
М. В. Ломоносов. Слово о поэте. Обзор творчества (ода 1747 г., «Вечернее размышление о Божием величестве», «Разговор с Анакреоном», шуточные стихотворения). Прославление мира, науки, просвещения. Ломоносов - реформатор языка и стихотворной речи.
Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирические образы. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.
А. Н. Радищев. Судьба писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (избранные главы).
Вопрос о праве человека на личную свободу. Вера в великое будущее России.
Н. М. Карамзин. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза».
Литература первой половины XIX века(38)
Романтизм и реализм в литературе 19 века..А. С. Грибоедов. Судьба писателя. Комедия «Горе от ума». Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Богатство языка комедии.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (основные вехи: лицейские годы в жизни поэта, начало творческого пути, южная ссылка, михайловский период ссылки, возвращение из ссылки, Болдинская осень 1830 года, углубление конфликта с самодержавием, дуэль и гибель поэта). Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Анчар»,
«19 октября» (1825 г.), «На холмах Грузии...», «Я Вас любил...», «Мадонна», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг...». Наиболее значительные мотивы лирики Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество).
Роман « Евгений Онегин». Творческая история романа, Пространство и время в романе, Проблема цели и смысла жизни, счастья долга в «Евгении Онегине». Трагическая судьба Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Лирические отступления в романе. Образ автора.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба поэта.
Лирика: «Смерть Поэта», «Поэт», «Как часто пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия», «Родина».Тема Родины в лирике Лермонтова. Пафос вольности и протеста в стихах поэта. Тема одиночества. Любовная лирика поэта. Тема природы в стихах Лермонтова. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Женские образы романа. Нравственные проблемы романа.
Н. В. Гоголь. Этапы жизненного и творческого пути писателя. Замысел поэмы «Мёртвые души». Композиция произведения. Типы помещиков на страницах поэмы. Образы чиновников. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Русский народ и Россия на страницах «Мёртвых душ». А. Н. Островский. Слово о драматурге. Пьесы Островского- «пьесы жизни». «Свои люди - сочтемся!» История создания. Тишка - Подхалюзин - Большов - три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Традици Грибоедова в комедии.
Внеклассное чтение: А. Н. Островский. «Снегурочка».
Литература второй половины XIX века(8)
Н. А. Некрасов. Судьба поэта. Лирика: «О погоде» (фрагменты), «Давно - отвергнутый то-бою...», «Я сегодня так грустно настроен...», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Несжатая полоса». Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовногочувства). Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Анализ лирического произведения Некрасова.
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных». «Маленький человек» в повести. Традиции Пушкина и Гоголя в повести Достоевского. Язык повести. Стиль писателя.
А. П. Чехов. Слово о писателе. Судьба писателя. Тип человека, оторвавшегося от «корней» народной жизни в рассказе «Егерь». Внешний комизм и глубокий трагизм рассказа «Тоска». «Крыжовник».Индивидуальное «счастье» и интересы «всего земного шара». Призыв делать добро. Лаконизм, художественное совершенство рассказов Чехова.
Литература XX века(24)
А. А. Блок. Слово о поэте. Лирика: «Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да, так диктует вдохновенье...», «Сольвейг», «Ты - как отзвук забытого гимна», «Земное сердце стынет вновь...», «Сусальный ангел», «Утро в Кремле».
Тема загадочной и бесконечно любимой Родины в лирике Блока. Живое ощущение связи времен - прошлого, настоящего, будущего. Тончайшая поэзия любви.
И. А. Бунин. Слово о писателе. Лирика: «Еще и холоден и сыр...», «И цветы, и шмели, и трава...», «Витязь на перепутье», «Сапсан», «У птицы есть гнездо...», «Слово». Яркость красок, чувство радости жизни в стихах о природе. Проникнутые грустью последние стихотворения.
С. А. Есенин. Слово о поэте. Лирика: «С добрым утром!», «Пороша», «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...», «Край любимый. Сердцу снятся...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому».
Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.
М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». Шариков и шариковщина. Истоки шариковщины. Булгаков-сатирик.
М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Подвиг и «незаметный» героизм русского
человека. Торжество гуманности над жестокостями жизни. От судьбы человека к судьбе
человечества. Роль пейзажей и портретных зарисовок
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).


8 класс

План. Факт. 1. Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. 2. Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. 3. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы. 4. Развитие понятий о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр. 5. «Повесть о житии Александра Невского». Особенности содержания и формы произведения. 6. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века. 7 Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина. 8 Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены). Проблемы воспитания истинного гражданина 10. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа. 11. К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Дума» К.Ф. Рылеева. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. 12. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 13. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе. 14. Гринев в Белогорской крепости. «Простое величие простых людей». 15
Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке. 16 Народное восстание в авторской оценке. 17. Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. 18. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению: «Проблемы чести и милосердия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Гринев и Швабрин: путь чести и бесчестья», «Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина», «Пугачев: волк или человек». 19. В.ч. С.А. Пушкин. «Пиковая дама». Проблемы нравственного выбора. Реальное и фантастическое в повести. 20. М.Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова (обобщение ранее изученного). 21 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме. 22 Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме. 23. РР Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос: « Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? » 24. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки. 25. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. 26 Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. 27. Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление. 28 Хлестаковщина как нравственное явление. 29. Р.р. Подготовка к сочинению - групповой характеристике: «Изображение мира чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». 30. Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в повести. 31 Урок текущего контроля по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. 32 И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася». Знакомство с героями повести. Образ героя-рассказчика. 33. Испытание любовью. Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Роль пейзажа в повести. 34. Р.р. Обучение анализу эпизода на материале повести. 35. Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков). 36 М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. 37 М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывки) как сатира на современные писателю порядки. Гротескные образы градоначальников. 38. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». 39 Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». Социально-нравственные проблемы в рассказа. Образ рассказчика. Особенности композиции, психологизм рассказа. 40 Л.Н. Толстой. «После бала». Особенности композиции, психологизм рассказа. 41. Урок текущего контроля по творчеству И.С. Тургенева, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина. 42. А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа. 43. А.П. Чехов. Поэтика рассказа «О любви» А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Поэтика рассказа 44. И.К. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Любовь как главная нравственная ценность. 45. И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». 46. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина «Что значит быть счастливым?» 47. А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России. 48. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. 49 С.А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. 50. История на страницах поэзии 20 века. 51. И.С. Шмелев. «Как я стал писателем». Воспоминания о пути к творчеству. 52 Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник» 53. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. М.М. Зощенко «История болезни». 54 А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. 55 Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. 56. Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторство А.Т. Твардовского в создании образа героя. Язык поэмы. 57 Р.р. «Образ защитника родной земли в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». 58 А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. 59. А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа. 60 Стихи и песни о Великой Отечественной войне. 61 В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». 62. РР Письменный ответ на проблемный вопрос «Какие испытание пережил человек в военное время?» (На примере 1-2 произведений писателей о Великой Отечественной войне») 63. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда. 64. Из зарубежной литературы: Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Слово о Ж.Мольере. Знакомство с героями произведения. 65
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Нравственный облик персонажей. 66 Урок итогового контроля. 67 Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго». (Изучение одного из произведений по выбору учителя.) 68. Влияние зарубежной литературы на русскую классику. Рекомендации по чтению.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ Тема урока Дата проведения Примечание
План. Факт. 1. Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. 2. Древнерусская литература, ее самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров. 3. "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос произведения, призыв к единению, гуманизм русского народного сознания. 4. "Слово о полку Игореве". Художественные особенности памятника. 5. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве" 6. Общая характеристика русской литературы 18 века. Гражданский пафос русского классицизма. 7. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. "Вечернее размышление…", "Ода на день восшествия…". Прославление Родины, мира, науки и просвещения. 8. Г.Р. Державин. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости. «Памятник». Мысль о бессмертии творчества. 9. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). 10. Н.М Карамзин. "Бедная Лиза". Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". 11. "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей в повести "Бедная Лиза". 12. Русская литература первой половины 19 века (обзор). Авторы и произведения, определившие лицо литературы этого периода. 13. Романтизм как литературное направление. Западноевропейский и русский романтизм (обзор). 14. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Своеобразие художественного мира писателя. 15. В.А. Жуковский. «Светлана». Своеобразие художественного мира писателя. 16. А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия "Горе от ума" 17. Комедия "Горе от ума" - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. 18. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" Общечеловеческий смысл комедии 19. "Горе от ума". Мастерство Грибоедова-драматурга. 20. И.А. Гончаров "Мильон терзаний". 21. Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 22. Р.р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 23. «…Таков Поэт…» Жизнь поэта. Основные вехи творчества А.С. Пушкина. 24. Основные вехи творчества А.С. Пушкина. 25. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина. Дружба и друзья - одна из основных тем стихотворений поэта. («Пущину», «19 октября») и др. 26. Тема дружбы в творчестве Пушкина 27. Любовная лирика А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье..», «На холмах Грузии», «Я вас любил,.» 28. Эволюция темы свободы в лирике поэта.. («Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар» и др.). 29. Эволюция темы свободы в лирике Пушкина. 30. «Глаголом жги сердца людей». Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Памятник», «Певец». 31. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. «Муза», «К Батюшкову» 32. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина», «Пророк», «Эхо», «Орион», «Поэт и толпа», «Поэту». 33. Поэма «Цыганы». Романтический колорит поэмы. Цыганы». Контрастность характеров главных героев. Невозможность обретения свободы для себя. 34. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Нравственный смысл творчества. 35. «Евгений Онегин». История создания, сюжет и композиция. 36. «И завтра то же, что вчера». (День Онегина). 37. «Лед и пламя не столь различны меж собой». (Онегин и Ленский). 38. «Души невинной излиянье». Письмо Татьяны - исповедь Онегину. 39. Сон и именины Татьяны. Дуэль. 40. «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Татьяна в доме Онегина и в Москве. Последняя встреча. 41. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной». Автор и герой в романе. 42. Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина 43. Р.р Сочинение по творчеству А.С. Пушкина 44. «Жизнь моя - я сам». Вехи жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. 45. «Из пламя и света рожденное слово». Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Кинжал» и др.) 46. Назначение поэзии и судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. 47. Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно». 48. Мотив одиночества и трагедия поколения в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён» и др. 49. Образ Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. «Бородино», «Прощай немытая Россия», «Родина». 50. «Герой нашего времени». Замысел и композиция романа. 51. «Странный человек». Повесть «Бэла». Кто Печорин - виновник или жертва трагедии? 52. Повесть «Максим Максимыч». Печорин - виновник или жертва трагедии? 53. «И какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?» («Тамань»). 54. «Неужели зло так привлекательно?» Печорин и «водяное общество». 55. Печорин в отношениях с Верой, Вернером, Грушницким и Мери. 56. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» («Фаталист») 57. Обобщающий урок по роману. Трагедия Печорина, ее сущность и причины. 58. Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. 59. «Сквозь видимый миру смех и невидимые ему слезы». Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба. 60. Н.В. Гоголь: жизнь, творчество, судьба. 61. «Мертвые души». Замысел и композиция. Знакомство с героем. (1 глава) 62. Образы помещиков Манилова, Коробочки в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 63. Образы помещиков Собакевича, Ноздрева в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 64. Обобщающее значение образов помещиков в поэме, приемы их сатирической обрисовки. 65. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. 66. Чичиков как художественное открытие Н.В. Гоголем нового героя эпохи. 67. Живая Русь в поэме. Пафос лирических отступлений 68. Образ автора в поэме «Мертвые души» 60. Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. 70. Р.р. Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. 71. Поэзия Н.А. Некрасова. 72. Поэзия Ф.И.Тютчева. Поэзия А.А.Фета. Обзор. Эмоциональное богатство русской поэзии. 73. А.Н. Островский "Бедность не порок". Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. 74. А.Н. Островский "Бедность не порок". Победа любви и красоты в пьесе. 75. Л.Н. Толстой. "Юность". Обзор содержания автобиографической трилогии. 76. Л.Н. Толстой. "Юность". Формирование личности юного героя повести. Его стремление к нравственному обновлению. 77. Л.Н. Толстой. "Юность". Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Особенность поэтики Л.Н. Толстого. 78. А.П. Чехов. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Тема одиночества человека. 79. Русская литература 20 века. Богатство, разнообразие жанров и направлений. 80. И.А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви. Лиризм повествования. 81. М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть "Собачье сердце", ее судьба. Анализ 1-3 глав (Шарик и его неожиданный покровитель). 82. Нравственная оценка операции профессора Преображенского. Шарик превращается в Шарикова. Особенности характера героя. 83. Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Открытый финал повести. Смысл названия. 84. Р.р. Ответ на проблемный вопрос на материале повести. 85. М.А. Шолохов. "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Образ Андрея Соколова. 86. "Судьба человека". Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении. 87. А.И. Солженицын. «Матренин двор». Образ праведницы. 88. «Матренин двор». Трагизм судьбы героини. 89. Р.р. Сочинение на тему «Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». 90. Обзор поэзии серебряного века. Многообразие направлений, видов, жанров лирической поэзии. 91. Творчество А.А. Блока, С.А. Есенина. 92. Творчество М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой. 93. Творчество В. Маяковского, 94 Творчество Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского 95. Р.р. Анализ одного из стихотворений по выбору учащегося. 96. В. Шекспир «Гамлет». Обзорное изучение с анализом фрагментов. 97. И.В. Гете «Фауст». Обзорное изучение с анализом фрагментов 98. Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению. 99 Резервный час 100 Резервный час

Урок # 53.
Тема «Странный человек». Кто Печорин – виновник или жертва трагедии? (Повесть «Максим Максимыч»).
Цель Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина.
- Введение понятия «психологический портрет», повторение понятия «художественная деталь» как средства раскрытия характера, души героя.
- Совершенствование навыка выразительного чтения.
- Формирование способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.
- Развитие рефлексивно – аналитического мышления.
- Нравственно – эстетическое воспитание.
Оборудование Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация Mickrosoft Power Point.
Эпиграф …И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
М. Ю. Лермонтов
Ход урока:
I. Орг. момент II. Проверка домашнего задания III. Работа по теме урока 1. Слово учителя Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».
Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».
Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.
Ценность романа в том, что в нем на первый план входят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья? Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или в пользу разумного, свободного отношения к бытию?
И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.
В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо говорит о своей цели: «история души человеческой … едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» История души Печорина становится сюжетом романа.
Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно, от главы к главе. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

2. Постановка целей урока - Читая первую повесть «Бэла», мы были захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке.
- Но повесть не сводилась для автора к истории взаимоотношений Печорина с Бэлой. Не менее интересен и образ штабс- капитана Максима Максимыча, находящегося как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.
- У Лермонтова есть поразительное стихотворение, написанное от лица старого солдата, - «Завещание»
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж … Да что? Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен…
…Отца и мать мою едва ль
Застанешь ты в живых…
Но если кто из них и жив,
Скажи, что я писать ленив,
Что полк в поход послали
И чтоб меня не ждали.
- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности.
- Что вы узнали о нем?
(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).
Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.
- Помните, как он рассказывал о том, что у него нет семьи (« У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .
- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви?
(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)
- Это ли не качества, достойные уважения и восхищения!
- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»? Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.
(Прочитать отрывок).
Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем!
Хотя главным лицом в ней является, конечно, Печорин.
3. Анализ первичного восприятия Глава «Максим Максимыч»…
Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как в «Бэле», «Княжне Мери» или «Фаталисте».
- О чем она? Каков ее сюжет?
/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.
4. Слово учителя - Почему так грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Куда и почему так торопится Печорин?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.
В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча. Слишком уж они разные. Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью.
Его глазами дается портрет главного героя романа.
5. Беседа по вопросам
Запись в тетрадь
Запись в тетради - С чем связана смена рассказчиков?
- У Лермонтова задача: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.
Портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе
- Что же такое психологический портрет?
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
6. Анализ портрета Печорина Посмотрите видеосюжет-описание внешности главного героя и выпишите по ходу просмотра в две колонки положительное и отрицательное (силу и слабость), а также демонические черты в его внешности.
Сначала описаны рост, сложение героя.
«Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»
- Для писателя, как видим, важно не живописное впечатление от Печорина, а те особенности внешности, которые помогают понять его характер. Сразу же – с первого взгляда - в Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек.
- От роста и сложения автор переходит к одежде (текст). Какое несоответствие бросается в глаза?
Родовой аристократ (маленькие руки, бледные пальцы, ослепительно чистое белье) – вместо того, чтобы блистать в гостиных – сидит на скамье у ворот грязной гостиницы и ждет, когда заложат его лошадей. Зачем он здесь? Почему? Какая-то противоречивость бросается в глаза сразу. Во всем, что прочтем дальше, это ощущение противоречивости усилится.
«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками, - верный признак скрытности характера… Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки…»
Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Отметив сначала крепкое сложение Печорина, автор теперь находит в его позе «нервическую слабость» и даже что-то женственное.
Та же странность, необычность, противоречивость – в лице.
«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30».
«Женская нежность» кожи; белокурые вьющиеся волосы; бледный, благородный лоб – и следы морщин….
Внешность юного, нежного мальчика – и зрелого мужчины одновременно.
Все необычно в этом лице.
- Говорят, глаза – зеркало души. Глазам Печорина Лермонтов посвящает целый абзац.
« Они не смеялись, когда он смеялся!»
- Обобщим наши наблюдения.
Печорин – человек загадочный и двойственный
В его портрете сочетаются черты силы и слабости
Это натура недюжинная, о чём говорят его демонические черты
Это сложная натура, о нём нельзя судить по первому впечатлению
7. Анализ сцены встречи Печорина и Максима Максимыча - Прослушайте фрагмент и ответьте на вопросы:
Какой, по-вашему, должна была быть эта встреча?
Почему Максим Максимыч обрадовался, узнав о приезде Печорина?
Что изменилось в жизни штабс-капитана после встречи с Печориным в крепости?
Какой след в жизни Печорина могла оставить встреча с Максим Максимычем в крепости?
Почему Печорин так сухо разговаривал с Максим Максимычем?
Можно ли его оправдать?
Вам жалко Максим Максимыча?
Чего не понимает Максим Максимыч?
8. Итоговая беседа - Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина.
Образ Максима Максимыча
В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание. Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».
Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!
Образ Печорина
Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).
- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?
К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.
Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя!
/Духовно сломленным, разочаровавшимся/.
9. Анализ эпиграфа От былой неуемной энергии интереса к людям не осталось и следа (вспоминаем «Бэлу», «Тамань»).
Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!)
Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.
Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего?
/От самого себя/.
Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.
Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.
10. Слово учителя «Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.
В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.
Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…
Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?
Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».
Но это тема следующего урока.
IV. Домашнее задание Перечитать «Тамань», ответить на вопросы:
Какова роль пейзажа в повести?
Как постепенно разрушается романтическая обстановка?
Как раскрывается характер Печорина в повести?

Цель урока: поставить в центр внимания характер, раскрыв психологическое богатство лермонтовской прозы; выявить первоначальное восприятие Печорина; роль рассказчика-повествователя; определить роль композиции в раскрытии идейного замысла романа; заинтересовать ребят романтическим сюжетом повести "Бэла" и личностью "странного человека" Печорина.

Ход урока:

Вступительная беседа.

Мое первое впечатление о Печорине.

Серьезно или иронически назвал Лермонтов Печорина героем своего времени?

Какие поступки Печорина вызывают осуждение, какие - сочувствие?

Есть ли кто-нибудь в романе, кто значительнее и лучше Печорина?

Словарная работа:

Психологический пейзаж

Социально-психологический роман

Философский роман

Роман-исповедь

Роман-путешествие

1. "Герой нашего времени" (1837 - 1840 гг.) - вершинное творение Лермонтова, первый социально-психологический и философский роман в истории русской литературы.

а) Социально-психологический роман, роман-исповедь, роман-путешествие, философский роман (определение по словарю). Примеры: "Исповедь" Руссо, "Страдания молодого Вертера" Гете, "Паломничество Чайлд Гарольда" Байрона, "Исповедь сына века" Мюссе. Какие писатели ставили проблему - личность и общество, человек? В русской литературе - Грибоедов в комедии "Горе от ума", Пушкин в "Евгении Онегине". И вместе с тем "Герой …" - новое слово в русской и мировой литературе.

б) Используя достижение реалистического романа в стихах Пушкина, Лермонтов создал новый тип романа - социально-психологический и философский + острая сюжетность и динамика повествования.

в) Проблема личности - центральная в романе. "История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа," - говорит Лермонтов в романе.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость - все эти вопросы ставит Лермонтов. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время в противодействии им - особый подход Лермонтова к этому вопросу.

Образ Печорина - одно из художественных открытий Лермонтова. В нем выразилась особенность последекабристской эпохи, когда на поверхности "видны были только потери, жестокая реакция, внутри же "совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная" (Герцен).



г) Пожалуй, ни об одном произведении Лермонтова не было высказано столько противоположных суждений, как о романе. В "Предисловии" Лермонтов пишет:" Герой нашего времени точно портрет, но не одного человека…"

д) Вот отрывок из дневника Печорина, где он накануне дуэли с Грушницким записал: "И, может быть я завтра умру! .. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец! И то, и другое будет ложно."

Кто же он, герой нашего времени?

Для этого необходимо дать социально-психологическую оценку герою, изучить его характер.

Глава "Бэла": лермонтовский герой "странен", и события необыкновенны.

(ответы на вопросы домашнего задания).

Одна из заслуг Лермонтова - углубление представлений о реальной сложности природы человека . Печорин говорит о своей двойственности.

Лермонтов говорит о соотношении природном и духовном начале в человеке (нервы, обращение крови).

(душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого - злодеи, или люди высокой добродетели).

Душа способна к самопостроению. Природные склонности, влечения, страсти - это предпосылки душевной жизни. Так живут дети природы - горцы: яркие, сильнохарактерные, целиком подчиненные бушующим в них страстям.

Может ли исцелиться цивилизованный герой, испорченный "цивилизацией", через любовь к дикарке ?

Иллюзия гармонии в "диком" обществе несостоятельна. Ее любовь оказалась "немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одних так же надоедают, как и кокетство других.

По задаткам, темпераменту Печорин близок горцам, но он далек от них как человек развитого сознания. Печорин человек определенного времени, социальной среды, это дворянин - интеллигент николаевской эпохи, это жертва и герой в одном лице. Чья "душа испорчена светом", разорвана на две половинки, лучшая их которых и высокая испарилась, умерла… тогда как другая жила к услугам каждого".



Но Лермонтов показал Печорина как человека высокого самосознания . От Онегина отличают не только глубинные мысли и чувства, сила воли, но и степень осознанности себя.

Напряженные раздумья Печорина, его анализ, самоанализ - это необходимый этап в жизни человека, вырастания в личность, самоотчет.

Для Печорина - страсти не единственный и не главный источник человеческих поступков и движений. Началом его действия является воля.

Импульсивные поступки Казбича, Азамата противостоят интеллектуальным волевым действиям Печорина. Но действительность не дает ему возможность действовать в социальном обществе, у него нет ясной цели в жизни, в этом - один из источников его трагедии.

Но есть жизненная цель - постижение природы "возможности человека" над собой и другими, самопостроение себя как личности, соизмерение себя как личности с неведомым герою и назначением высоким.

Внешность человека есть отражение внутреннего мира человека. Каков портрет Печорина?

(Человек необыкновенный, сложный внутренний мир, высокий интеллект. Человек загадочный, противоречивый, "крепкого сложения", но у него маленькая рука с бледными пальцами, "женская нежность кожи", в улыбке что-то детское.

Противоречивость натуры проявляется в несоответствии между выражением глаз и лица: "не смеялись, когда он смеялся".)

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой, а более глубокими причинами, исказившими природу героической личности. Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью. Печорин ищет счастье, совершенство. Как человек сложившийся, Печорин чувствует собственные слабости, но не умирает в нем стремление к высокому, благородному. Натура Печорина богата, но его собственные поступки ниже тех возможностей, которые есть в его натуре. (социальные предрассудки превращают героя в эгоиста, который приносит людям горе, трагедию).

В душе Печорина борется выработанная эгоистическая позиция с "природным" взглядом на жизнь.

Он созерцает природу. Приобщение к простым человеческим истинам дает ему веселье, счастье, в нем живо неизвращенное, природное начало.

Общность переживаний рассказчика Максима Максимыча и Печорина - взаимное влечение друг к другу. В эти минуты духовного прозрения Печорин погружен в созерцание природы, дающее чувственное представление о жизни, достойной человека.

Кавказ - это не только дикая природа, но и непросвещенная, нецивилизованная страна со своими обычаями.

Если в романтических произведениях Кавказ - идеальное жилище цельных, независимых, гордых людей, то в "Герое нашего времени" - другое представление. Человек развращен повсюду.

Первый разговор с Максимом Максимычем. Страсть к деньгам.

Себялюбие, эгоизм свойственны и Азамату, и Казбичу. Брат продает сестру, чтобы удовлетворить себялюбие, убивают Бэлу, чтобы отомстить обидчику.

Печорин играет на страстях, далеких от чистоты.

Печорин пробуждает в каждом истинное лицо, заставляет каждого высказать свою натуру в чувствах, мыслях, поступках.

А Бэла? Простота чувств, непосредственность, внутреннее достоинство.

Несовместимость этого с эгоизмом в сознании окружающих ее людей делает неизбежность ее гибели. Бэла беспомощна в чужом ей мире.

Максим Максимыч естественен миру: он привык к природе, обычаям, нравам горцев, но ему неуютно в непонятном печоринском окружении. Русский человек Печорин для него странен.

Мечта о возвращении к естественной жизни - это утопия.

Герой в представлении художников. Сопоставление иллюстраций Серова, Врубеля, Непомнящего.

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник - стр. 268 - 270.

Индивидуальные задания:

Формы повествования в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч". Язык и стиль повести.

Что общего между рассказчиком и Печориным?

(путешественники, оба пишут, одинаково относятся к природе…)

Тема: Глава "Максим Максимыч". Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч? (урок диалог).

"Что делать?… всякому своя дорога."

"Максим Максимыч"

Цель урока: помочь учащимся понять причину отчуждения "простого" человека и "героя времени", дать понятие психологического портрета в раскрытии внутреннего мира героя.

Неслиянность и нераздельность.

Словарная работа:

Психологизм - углубленное изображение психологических и душевных переживаний.

Индивидуализм - нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества.

Ход урока:

1 . Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

2 . Сопоставление форм повествования в повести "Бэла" и "Максим Максимыч". (Язык и стиль повести " Максим Максимыч")

Индивидуальное задание: Какой в этом смысл?

Почему портрет Печорина дан на фоне свежего и прекрасного утра?

3 . Портрет Печорина: отражение в его внешности сложности духовного мира героя; его психологизм.

Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

Что в основе характера Печорина - "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?

4. Сцена "встреча-прощание" Печорина с Максимом Максимычем" - чтение.

Можно ли их назвать друзьями?

В чем они противоположны друг другу?

Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном? Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

Почему он не остался с ним обедать?

5. Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

Есть ли у Печорина внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?

Как раскрылось в последней встрече равнодушие Печорина к судьбе, к прошлому; как он пытается смягчить холодность.

6. Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

7. Выводы.

Летнее утро в горах поражает своей свежестью, когда все в природе радуется солнцу и новому дню, как бы подчеркивает усталое равнодушие Печорина ко всему окружающему. Прощальный разговор: безучастность и холодность Печорина достигает высшей точки. Он холоден не только к Максиму Максимычу, но и к самому себе, спешит, хотя не знает, куда и зачем, и не уверен, вернется ли.

В центре внимания - портрет Печорина. Через внешние черты героя можно глубже осмыслить его внутренний духовный мир.

Чтение портрета - какое впечатление произведет Печорин «на другого» - на вас?

Положение повести «Максим Максимыч» между «Бэлой» и «Таманью» оправдано. После рассказа Максима Максимыча о Печорине попутчику естественно увидеть Печорина со стороны родственного сознания.

В русской жизни был мир, естественный, но чуждый Печорину. Максим Максимыч - из этого мира.

Мы представляем суть отношения героя к простому русскому человеку.

Невнимание Печорина к штабс-капитану обнажает невозможность для героя встать на точку зрения простого человека или погрузиться в естественный мир.

Наивная цельность Максима Максимыча чужда интеллектуально развившейся, но лишенной цельности натуре Печорина.

Между ними пропасть. Печорин осознает несовершенство мира и пытается найти выход, а Максим Максимыч видит только странность мира.

Патриархальность Максима Максимыча, его стремление к естественной простоте тоже гибнут - рушится наивный цельный мир. С позиций Максима Максимыча нельзя решить сложные вопросы бытия.

При встрече: «Скучал!»

Жизненный опыт приучил Печорина скучать. Этот мотив противоположен «веселью». Скука символизирует внутреннюю неудовлетворенность Печорина своей жизнью и отражает рассудочное отношение к людям и действительности. Скука - постоянный спутник Печорина, до тонкости изучившего тайные пружины, которые движут поведением людей. Скука - знак всего устоявшегося.

«Веселье» взывает к жизни все человеческие чувства. Скука - это болезнь, поразившая поколение, рожденное последекабристской эпохой .(Скука рассказчика, Печорина, княгини Литовской, Мери.) преодолеть скуку - значит преодолеть действительность, проявить свою волю на ее ход .

Печорин своей волей временно преодолевает скуку, но одолеть ее не может. Судьба посылает ему «веселье» - приключение, но оно оборачивается скукой, т.к. оно только внешне напоминает то веселое чувство спаянности с миром, творческое состояние души.

В основе печоринской воли - индивидуализм . Печорин гордится своей свободой и в то же время ищет связей с жизнью, с людьми. В этом беда и вина героя. Герой является «причиною несчастья других, но и сам не менее несчастлив».

Печорин нередко преступает грань, разделяющую добро и зло, так как, по его убеждению, в современном обществе они давно утратили свою определенность. Это придает ему черты «демонизма».

Максим Максимыч - это «тип чисто русский», у него чудесная душа, золотое сердце». Он человечен. Но инертен, ограничен его умственный кругозор. Действительность принимает такой, какая она есть, не рассуждая, выполнял "свой долг". Характер его не так гармоничен, как кажется на первый взгляд. Характер Максима Максимыча - воплощение лучших качеств русского народа, а с другой стороны - этот человек ограничен, над ним довлеют силы вековых традиций, такие люди - опора власти. ("Извините! Я не Максим Максимыч: Я - штабс-капитан."). Они антиподы.

"Неслиянность и нераздельность", так определил Блок этих героев. Отношения Печорина и Максима Максимыча - отражение отношений передовой русской интеллигенции и народа, их единства и разобщенности.

Для Лермонтова полнота истины в их сближении, извлечь из их столкновения высшую правду жизни - главный философский эстетический принцип романа.

Домашнее задание:

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

Индивидуальное задание:

2) Чем увлекла повесть? Как она построена? Какие страницы показались загадочными и пленительными?

Художественные средства - романтическая лирика?

3) Лирический подтекст описаний природы. Язык повести (красота, лиризм, ясность и простота языка, ритмичность).

4) Чем отличается Печорин в "Тамани" от Печорина в повести "Бэла" и "Максим Максимыч"?

5) "Историческая справка" о "Тамани".

Тема: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" ("Тамань")

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.

Ход урока:

Лексическая работа.

Контрабандист - тайный провоз товаров.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Диссонанс - то, что вносит разлад, вступает в противоречие с человеком, несогласованность.

Равнодушие - безразличие, безучастность к людям.

Вступительное слово.

Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет) заставляют предположить внутренний диссонанс. Знакомство с дневником подтвердит это. Вы склонны были обвинять Печорина едва ли не в убийстве. Почувствовать всю сложность его натуры - почувствовали, но не поняли. Если руки его сказали о том, кто он, то глаза - какой он. "Они не смеялись, когда он смеялся!". Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти". Какое же предположение справедливо: злой Печорин или грустный?

Печорин не смог найти успокоение в диком естественном мире горцев, он далек от мира простых людей, он не сможет прийти к патриархальности.

3. Беседа по повести "Тамань" (на основе домашнего задания).

В «Тамани» Лермонтов сюжетную ситуацию «Бэлы» повертывает иной стороной, эти повести просматриваются одна через другую.

Мысль Лермонтова понятна - если возрождение героя невозможно с помощью любви дикарки, вырванной из естественной среды, то, может быть, погружение самого героя в дикий, полный опасности мир «честных контрабандистов», некое подобие того же естественного состояния, окажется спасительным для Печорина? (чтение и анализ текста повести).

Но Лермонтов большой художник, он видит, что романтичный мир контрабандистов столь же далек от первоначальной естественности, как и дикий, непросвещенный кавказский край. В нем грубые, простые отношения, но и в глубине их мысль Печорина угадывает корыстный интерес. Вся интонация рассказа о слепом мальчике звучит как реквием безвозвратно ушедшему романтическому миру первоначальной стихийной вольности.

«Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдания; слепой мальчик точно плакал, и долго, долго…» Но и слепой мальчик не идеальный персонаж, а зараженный пороками маленький себялюбец.

Мир, в котором живут «честные контрабандисты», несовершенен, расчетлив, далек от первоначальной чистоты.

Сам герой, случайно попадающий в этот мир, чувствует в нем себя крайне неуютно. Эта среда естественна, но в ней есть и эгоистические, и простые чувства. Не случайно Тамань стоит на отшибе - это захолустный, заброшенный скверный городишко, близкий как цивилизации, так и природе, но не настолько, чтобы влияние того или другого было преобладающим.

Лицо им придают и цивилизация, и море. Люди заражены эгоизмом. Но они смелы, сильны, по-своему горды и отважны.

Бэла беспомощна в чуждом ей мире. Янко, «ундина», слепой мальчик и старуха не только беспомощны перед судьбой, но и способны противостоять ей, бороться с опасностью, рисковать жизнью. Отвага Данко восхищает Печорина.

Но сам герой в этой среде оказался бессильным, внутренне неготовым к опасностям естественной природной жизни.

Если в «Бэле» Печорин предугадывает события, проявляет настойчивость, уверен в силах, то в «Тамани» он слаб, не способен предвидеть.

Его мысль и чувства скованы. Он обманывается в своих чувствах: в отличие от слепого мальчика, он не может отличить плеск весел о воду от плеска самой воды; ошибается в «ундине», в ней для Печорина все загадочно, все неопределенно, неясно, странно.

Домашнее задание: чтение и анализ повести "Княжна Мэри".

Тема : "За что они все меня ненавидят?" Печорин и водяное общество.

Цель урока : показать, почему неизбежно столкновение Печорина с "водяным обществом"; раскрыть, в чем несовместимость главного героя и Грушницкого; углубление представлений учащихся о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения; формулирование понятия о жанре социально-психологического романа.

Ход урока:

1. Лексическая работа:

инертность - бездеятельность

рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

2. Обобщение знаний :

Почему неудачны попытки Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: Максимом Максимычем, горцами, контрабандистами?

3. "Княжна Мэри" - чтение и анализ повести.

Конфликт повести.

Почему журнал Печорина начинается с пейзажа?

Как меняется интонация повествования, когда автор переходит к описанию "водяного общества"?

Почему возникает конфликт Печорина с "водяным обществом"?

Почему против Печорина составилась "враждебная шайка"?

Характеристика "водяного общества" (пестрота состава, занятия и интересы, отсутствие подлинной духовности, пустота и фальшь).

Художественные приемы (представление дворянского общества, отношение к нему Лермонтова).

Вопрос:

кто Печорин виновник или жертва трагедии? (по 1 главе Герой нашего времени Бэла)дайте пожалуйста развернутый ответ, ооочень надо....

Ответы:

Печально, что такая незаурядная натура так обычно из жизни ушла. Печорин - жертва своей эпохи, своего социального происхождения. Одарённый, умный, умеющий анализировать, философствовать, понимающий, что не так живёт, что-то не то делает, признающий свои ошибки и пытающийся разобраться в своём предназначении, так и не находит единомышленников, так и не прибивается ни к одному берегу, хотя мучительно ищет. Каждый, кто соприкасается с героем, живёт банальной, примитивной жизнью, у каждого свои ценности: Бэла -быть любимой; Вера -приспособиться и потреблять, не давая ничего; Грушницкий-подниматься по карьерной лестнице, пуская пыль в глаза; Вернер - интриговать и распускать сплетни; Максим Максимыч - защищать честь мундира.. . Никто не может воспринять Печорина таким, какой он есть, никто не может понять его глобальную натуру. А потребность исповедаться, не вариться в собственном соку, разобраться в самом себе у него была. Кому открылся он? Максим Максимычу: тайны хранить умеет, отнёсся к нему как к сыну, опыт жизненный имеет, повидал на своём веку.. . Но.. . Не " дорос" штабс-капитан до "диалектики души" мученика, даже не проявил интереса к самому сокровенному, что доверил ему подопечный, -дневнику! Печорин понимал, что рождён для чего-то необычного, но найти выход из лабиринта мыслей не сумел. "Оторвался" от своей среды, но стал "лишним" для жизни. Очень рано разочаровался, потому что "горе от ума". Жить как все, приспособившись и лицемеря, делая вид, что не замечает, не смог. Пустить пулю в лоб не захотел, робко надеясь, и " по пути в Персию умер". Вины своей ни в чём не отвергал, казня себя жёстче, чем свою жертву, страдая невыносимее, чем она (хуже всего муки собственной совести!) . Непроизвольно (не умышленно) обижая других, сам был жертвой... Сплошные противоречия в противоречивом государстве с противоречивыми нравами...

Похожие вопросы

В чем состоит трагедия Печорина?

Подготовил Сергей Голубев

Печально я гляжу на наше поколение!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,

В бездействии состарится оно.

М. Ю. Лермонтов.

Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею "лишних людей". Печорин - это "Онегин своего времени" (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы", "необходимого действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!"

Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, "необъятным душевным силам", но обречен исторической действительностью и особенностями своего психологического склада на трагическое одиночество и рефлексию. Вместе с тем он сам говорит: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротивЕ я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!"

Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: "Е Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина, и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после гибели Бэлы: "Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горяЕ" И только по вскользь оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль о том, что "зло порождает зло". Безразличие героя к старому "приятелю" приводит к тому, что "добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном". Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Григория, которые "не смеялись, когда он смеялсяЕ Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти". В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в "Журнале Печорина".

Запискам героя предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Повести "Тамань", "Княжна Мэри", "Фаталист" показывают, что Григорий Александрович не находит достойного применения своим незаурядным способностям. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и насыщенных франтов, которые "пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходомЕ играют и жалуются на скуку".

Печорин отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего "сделаться героем романа". В поступках Григория чувствуется глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мэри основан на знании "живых струн сердца человеческого". Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мэри первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мэри. Поведение героя благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.

Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя очень сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Печорина совершенно. "При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" - признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой "упал на траву и, как ребенок, заплакал". Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Судьба Бэлы, княжны Мэри и Веры доказывает это.

История с Грушницким - это иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено", - комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выходы Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушияЕ Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала ". И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа не доставляет лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах: "Солнц казалось мне тускло, лучи его меня не грели".

Подведем итоги "практической деятельности" Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок "честных контрабандистов"; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мэри; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина "топором в руках судьбы"?

Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Григорий предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней "омертвелости", того, что перед нами действительно полутруп, у которого "царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: "Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизмЕ " Но что же это? Ответ на это вопрос дает нам сам герой: "Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерлиЕ " Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который "из жизненной буриЕ вынес только несколько идей - и ни одного чувства". Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: "Е Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятныеЕ Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни".

Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.

Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами. А закончить сочинение мне хочется строками из стихотворения Я.П. Полонского "На пути из-за Кавказа":

И душа на простор вырывается

Из-под власти кавказских громад -

Колокольчик звенит-заливается.

Кони юношу к северу мчат

В стороне слышу карканье ворона -

Различаю впотьмах труп коня -

Погоняй, погоняй! Тень Печорина

По следам догоняет меня.

Похожие работы:

  • Парадокс личности Печорина

    Реферат >> Литература: зарубежная

    Описанного в "Тамани", был сам Лермонтов, о чем вспоминал его товарищ М.И.Цейдиер: "По... в свет в 1840 году, а в 1841 году состоялось второе издание романа, в которое было... - в этом один из главных источников трагедии Печорина , поэтому мелки его поступки, пуста...

  • Новые подходы к рассмотрению личности Печорина (М.Ю. Лермонтов Герой нашего времени)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Возможно, это и определяет трагедию Печорина как личности. Однако именно это... (Михайлова. С.348). В этом и состоит беда и вина Печорина , что его подлинно независимое... Максима Максимыча и против Печорина . В чем же виноват Печорин ? Если Максим Максимыч...

  • Печорин как герой своего времени

    Реферат >> Литература: зарубежная

    ... Печорина , как она дана в романе, не имеет общего направления. Она состоит ... в романе названы «Журнал Печорина» , сделаны раньше, чем произошла история с Бэлой. ... страшного, чем смешного». «Герой нашего времени» - Печорин , как бы балансирует между трагедией и...

  • Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

    Сочинение >> Литература и русский язык

    Же самое можно сказать и о Печорине . Печорину присущи разочарование в жизни, пессимизм. ... . Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: "Основной... сознаёт пагубность этого занятия. Траге­дия Мармеладова- трагедия и окружающих его людей. ...