Конвойная стража. Главные инспекторы по пересылке арестантов. Изменение общественно-политической обстановки в стране потребовало пересмотра всей системы конвоирования заключенных. То количество личного состава, которое было ранее задействовано, уже не спо

Организации службы сопровождения арестантов была важна на протяжении всего периода становления государства. А это значит, что нужны были и охрана, и надзор, и пересылка. Проблема этапирования арестантов, организация их размещения, труда и содержания, особенно на просторах Сибири, занимали внимание верховной власти. Как известно, многие новшества в отечественной истории идут от Петра Великого. При нем была впервые применена на практике и такая мера наказания, как ссылка на каторгу. Первоначально каторжан отправляли в Азов. Затем появились новые места ссылки: рудники, солеварни, фабрики и заводы Урала и Сибири. Долгое время отсутствовала всякая регламентация каторжного труда. Первой попыткой правового регулирования каторжного труда, определения видов преступлений, за которые преступников надлежало направлять на каторжные работы, исчисления сроков наказания был разработанный М.М. Сперанским «Устав о ссыльных», высочайше введенный 22 июля 1822 г.

Помимо каторжных работ применялся такой вид наказания, как ссылка. Во времена Анны Иоанновны, когда прошла волна репрессий против русских дворян, недовольных засильем иноземцев при дворе и их бесчинствами в Сибирь было сослано до 20 тысяч человек. При царствовании Елизаветы Петровны число высланных составило 80 тысяч человек. Крестьянская война 1773-1775 годов, карательные экспедиции в период правления Екатерины II тоже сыграли свою роль в заселении Сибири.

30 мая 1764 года был подписан Царский указ, на основании которого ссылаемых в Сибирь преступников сначала со всей империи доставляли в Казань и далее отправляли по Сибирскому трактату от селения к селению под присмотром сельских обывателей, что причиняло им «великое отягощение».

Во времена Александра I в период с 1807 по 1823 год количество сосланных в Сибирь достигает 45476 человек (в среднем по 2675 человек в год). Увеличившийся поток ссыльных и каторжан вызывал жалобы селян, которых заставляли не только выделять подводы для перевозки части этого люда, но и самих участвовать в его сопровождении и охране. Перемещение значительной части наиболее опасного для страны «порочного» контингента в Сибирь приобретало и иную, чем колонизация ее просторов, сторону, потребовав принятия определенных военно-полицейских мер для поддержания «тишины и спокойствия» здесь и в европейской России. Губернские учреждения Сибири, ввиду их удаленности от центра, требовали большего контроля, четкого и продуманного управления. Александр I не ошибся, назначив генерал-губернатором Тобольским, Томским и Иркутским сенатора И.О. Селифонтова. Это был умный и деятельный администратор. Он понимал, что главная производительная сила Сибири - это крестьянство, и потому выступал за облегчение его положения. С его именем связана ревизия состояния государственного управления в Сибири, весьма существенно затронувшая вопрос об организации каторжных работ и конвоировании арестантов по сибирским трактам. Он высказался за освобождение крестьян от повинности, которую они несут в связи с сопровождением по сибирскому тракту ссыльных и переселенцев, прося министра внутренних дел графа Кочубея решить вопрос о том, чтобы «возложить оную на состоящие там гарнизоны».

Изучив это дело, он информировал министра, что преступники, ссылаемые в Сибирь на основании указа от 30 мая 1764 г., сопровождаются под «обывательским от селения до другого присмотром», причем сначала они стекаются со всей империи в Казань и далее следуют по тракту и «живущим по дороге обывателям причиняют великое отягощение, особенно в летнее время, отвлекая их от полевых работ». Он писал, что присмотр селян за колодниками и поселенцами - мера явно недостаточная, ибо последние, «имея за собой конвой, худо или вовсе невооруженный, легко чинят побеги, делая в оных разные злодеяния: разбои, убийства, воровство и мошенничество». В то время на границах и в самой Сибири службу несли казаки: около 6000 человек в линейных казачьих войсках и 2000 - в городских караульных командах. Помимо этого имелось четыре «брацких полка» из иноверцев численностью около 3000 человек.

Кочубей сообщил, что он сторонник освобождения сибирских крестьян от указанной выше повинности, предлагая возложить «оную на состоящие там гарнизоны». Однако военный министр выступил против передачи дела этапирования арестантов по сибирским трактам гарнизонным батальонам, сославшись на то, что они комплектуются «почти всегда людьми, долговременно служившими и истощавшими уже крепость сил своих». Однако Кочубея это не убедило. Он добивается принятия решения о финансировании предстоящей реорганизации за счет казны. И все же освобождение селян от обременительной для них повинности затянулось на несколько лет. Начавшаяся война с французами, а затем и с турками отвлекла внимание государя от этой проблемы. В 1807 году конвоирование арестантов возложили на башкиров и мещеряков. Это было не лучшим решением. В 1810 году данную службу передали казакам, обслуживающим гражданскую администрацию. Поэтому возникла необходимость создания специальной конвойной стражи для этапирования и охраны сосланных.

Надвигавшаяся военная опасность потребовала серьезно заняться всем комплексом вопросов, связанных с обеспечением внутренней безопасности империи, укреплением границ, лучшей подготовкой рекрутов для армии, организации всей внутренней службы, в том числе и конвоирования арестантов. Для этой цели в резерве имелись гарнизонные батальоны, штатные губернские роты и уездные команды, служащие инвалиды.

Правильная организация конвойного дела стала налаживаться в правление Александра I. Так же, как и во всех других важных законодательных инициативах этого времени, важнейшую роль в составлении и принятии соответствующих актов сыграл Михаил Михайлович Сперанский. Первоначально предполагалось поручить конвоирование арестантов Башкиро-мещерякскому войску и сибирским казакам, в 1807-1810 гг. были приняты соответствующие указы и инструкции. Но тяжелые обязанности вызвали недовольство башкир, кроме того, нерегулярная кавалерия, какой были и башкиры, и казаки, оказались плохими конвоирами. Поэтому в 1811 году Александр I подписал Положение для внутренней стражи, в которую должны были войти основные части, расположенные во внутренних губерниях. На части внутренней стражи и возлагалась конвойная и караульная служба во всех местах лишения свободы России.

Военное министерство готовило материал о передаче местных формирований в военное ведомство. 16 января 1811 г. по представлению министра военных сухопутных сил Барклая-де-Толли император издал указ о приведении губернских рот и уездных команд, «внутреннюю губернскую стражу составляющие в лучшее устройство». Из государственных соображений решено было покончить со сложившейся децентрализацией в управлении этими ротами и командами, их комплектовании, материальном обеспечении и использовании, подчинив одному организующему центру в Военном министерстве. Это был первый шаг. Затем последовала реорганизация гарнизонных батальонов. 17 января 1811 г. по представлению военного министра издается императорский указ о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов. Следующим важным шагом в этом же направлении был императорский указ от 27 марта 1811 г. о создании инвалидных рот. Указы от 16 и 17 января, а также 27 марта 1811 года явились законодательной основой создания внутренней стражи.

3 июля 1811 года Положение для внутренней стражи было принято и утверждено. Положение предусматривало для управления внутренней стражей, состоящей из губернских батальонов и команд служащих инвалидов, образование бригад и округов во главе с окружными генералами. Подробно определены обязанности внутренней стражи (воинские и по отношению к гражданскому начальству). На внутреннюю стражу возлагалось «обучение запасных рекрутских делу военной экзерциции» (подготовка рекрутов). Специальные обязанности состояли «в действиях на исполнение закона и приговоров суда и на охранение либо восстановление внутреннего порядка», включая «поимку воров, преследование и истребление разбойников, и рассеяние запрещенных законом скопищ», а также «усмирение неповиновений и буйств», задержание «беглых, ушедших преступников и дезертиров», борьбу с контрабандой, содействие сбору податей и недоимок, «охранение порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий», на ярмарках, торгах, народных празднествах, проведение спасательных работ при стихийных бедствиях (пожарах, разливах рек и т.п.), «отряжение нужных часовых к Присутственным местам, тюрьмам и острогам» и «принятие и провожание рекрутов, преступников, арестантов и пленных». Таким образом, внутренняя стража представляла собой военную силу, наделенную полицейскими функциями.

Александр 1 уделил много внимания внутренней страже. Только во второй половине 1811 года было издано 14 «имянных указов», касающихся ее, а всего за это время принято более двух десятков различных законодательных актов о внутренней страже. Но начавшуюся реформу прервала Отечественная война 1812 года. Поэтому в 1816-1817 гг. внутренняя стража стала создаваться заново. В 1816-1817 гг. был создан Отдельный корпус внутренней стражи и система этапов и этапных команд на основных дорогах, по которым передвигались осужденные. Команды и помещения для ночлега арестантов располагались на расстоянии через 2 почтовых станции, таким образом, среднее расстояние между этапами внутри России и в Сибири составляло около 100 км. Арестанты следовали от этапа к этапу под конвоем солдат соответствующей команды, которые передавали арестантов, списки и прилагаемые документы следующей команде. С увеличением числа ссылаемых беспорядок пересылки все более и более увеличивался. С 1817 года вводится этапная система препровождения арестантов. Это тоже потребовало большой организаторской работы. Важную роль в создании этой системы сыграл опять же М.М. Сперанский. Он провел ревизию состояния этого дела в России. При ознакомлении с ссылкой нашел, что к месту назначения не доходило значительное число ссылаемых, не только за побегами и болезнью, но и потому что по дороге всякий начальствующий считал себя вправе задерживать ссыльного, который на что-нибудь оказывался годным. Он приложил много труда к разработке и изданию Указа о ссыльных и Устава об этапах в Сибирских губерниях (высочайше утверждены 22 июля 1822 г.). Устав 1822 года обратил особое внимание на пересыльную часть (по замечанию И. Фойницкого пересыльной организации посвящено было около 4/7 статей всего Устава). Пересылка была возложена на корпус внутренней стражи, распределенной по этапам, почему и сами команды именовались этапными. С учреждением в 1816 году внутренней стражи Сибири на нее постепенно возлагалась обязанность по этапированию арестантов, освобождая от выполнения этой задачи башкиров и мещеряков. Этапные команды согласно уставу размещались по трактам через одну станцию. Они формировались в составе одного обер-офицера, двух унтер-офицеров, 25 солдат и одного барабанщика. Каждой команде придавалось по четыре конных казака. В команды велено было набирать людей «невидных по фрунтовой службе, но отнюдь не вовсе изувеченных, или почему-либо неспособных носить ружье». Специально было оговорено, что комплектование «этапных команд из людей ненадежных не может быть допущено», молодых солдат разрешалось зачислять только после двухлетней службы. Устав подробно излагал порядок отправления и сопровождения партий арестантов, правила движения, сроки нахождения в пути и время отдыха, правила ведения установленной документации и прочее. Летом не разрешалось вести партии более 60 арестантов, зимой - 100 и более человек считалось нормой. В каждой партии каторжники отделялись от ссыльных. Практиковалось заковывание в кандалы и цепи, прикрепление по несколько человек к железному пруту. В России последнее стало применяться значительно позже европейских стран. В России осужденных на казнь, ссылку преступников заковывали в кандалы. 28 января 1822 г. высочайше утверждено принятое Комитетом министров положение относительно облегчения содержания арестантов, которое определило порядок и способ применения оков.

Служба в гарнизонных батальонах и инвалидных командах внутренней стражи была очень тяжелой. Беспрерывные караулы, конвои, усмирительные экспедиции, сопровождение рекрутских партий, выполнение различных распоряжений местного начальства, использование солдат на партикулярных работах (т.е. обслуживание частных лиц, в первую очередь начальства), хотя это и запрещалось, - все это изнуряло за долгую службу солдат, не способствовало росту и развитию офицеров, толкая их порой на неблаговидные поступки. Не способствовала делу и негодная практика комплектования корпуса. Установка пополнять корпус достойными воинскими чинами, сохранившими нравственные качества, хотя и утратившими физические силы, фактически не выполнялась. Корпус превратился в место ссылки негодных (или неугодных) к полевой службе офицеров. Под видом болезненного состояния переводились часто порочные люди. Выпускники военно-учебных заведений попадали в основном те, кто с трудом («по тупости в науке») их заканчивал. Жалование офицеров корпуса было ниже, чем в полевых войсках.

Особые трудности испытывали этапные команды. Да и вся система сопровождения арестантов требовала корректировки. Свою специфику имели служба конвоирования арестантов и служба охраны тюрем. Здесь требовались особая подготовка, опыт, сноровка, определенные физические и нравственные качества, умение владеть оружием и правильно, строго в предписанных случаях, сообразуясь с обстоятельствами, возникающими, как правило, внезапно и неожиданно, применять его. Использование для такой службы неподготовленных людей, специально не обученных, неопытных, приводило к всевозможным нарушениям службы и нежелательным эксцессам. Служба конвоирования, осуществляемая пешим порядком, изнуряла арестантов и самих конвоиров. Транспортировка арестантов в специально оборудованных вагонах по железной дороге и на зафрахтованных для этой цели пароходах по водным путям сообщения давала экономию средств и сохраняла физические силы людей. Это позволяло постепенно сокращать число конвойных команд.

С 1830 года по предложению генерала Капцевича был введен так называемый маятный порядок. Вся Россия покрылась сетью этапных путей, больших и побочных, так сказать подходных. Каждая этапная команда принимала и отдавала арестантов соседним командам, встречаясь с ним на полпути между этапами (обыкновенное расстояние между этапами было около 40 верст). В месте встречи команды (полуэтапы) и передачи арестантов полагалась арестантской партии ночевка, а в этап - полная дневка (растаг). До 1858 года способ передвижения повсюду пешеэтапный (по старой пешеэтапной пересылке партии проходили через города и села с барабанным боем, выбирая по преимуществу базарные дни и многолюдные улицы, собирая милостыню), с подводами для больных, малолетних, женщин, кормящих грудью.

В 1865 и 1867 годах были изменены правила пересылки арестантов в Сибирь: она допускалась только в летнее время года и производилась на подводах. Функции, порядок организации и несения службы регламентировались Уставом конвойной службы, утвержденным царским указом в июне 1878 года.

Верховная власть стремилась укрепить армию, усилить охранительные силы, но средств, как всегда не хватало. Приходилось изыскивать возможности сокращения расходов за счет казавшихся второстепенными местных войск. А это была сила, несшая основную нагрузку по внутренней службе. Это дало экономию в 3,5 миллиона рублей. Выиграв в некой экономии средств, проиграли в ослаблении местных войск. Теперь основную тяжесть служебных нарядов пришлось взять на себя резервным батальонам в ущерб выполнению непосредственно возложенных на них задач. Если раньше препровождалось в империи до 200 тысяч арестантов в сопровождении 15 тысяч нижних чинов внутренней стражи, то теперь ежегодно в среднем сопровождалось до 350 тысяч арестантов, а имеющиеся конвойные команды состояли из 86 офицеров и 3347 нижних чинов. Роты резервных батальонов, размещенные в уездных городах, стали нести основную служебную нагрузку в уездах, а имевшиеся в губерниях полевые части приняли на себя гарнизонную службу. Это отрывало от боевой подготовки, строевых и других занятий, снижало качество подготовки новобранцев. Назрела необходимость упорядочить это дело.

Обеспокоенный таким обстоятельством император Александр III повелел преобразовать внутреннюю службу в максимально короткий срок. В полной мере это касалось службы конвоирования. Она довольно существенно возросла. Число арестантов увеличилось в полтора раза, конвоиров явно не хватало. Технический прогресс позволил в свое время сократить число конвойных команд, но жизнь внесла коррективы.

В то время на территории Европейской России имелось всего 16 конвойных команд и в Сибири на главном ссыльном тракте (от Тюмени до Карийских промыслов) - 47. Для нужд империи их требовалось в девять раз больше. В тех пунктах, где постоянные конвойные команды не были организованы, исполнение конвойной службы возлагалось, по распоряжению военно-окружных начальников, на расположенные в этих пунктах части гарнизона.

После упразднения внутренней стражи накопленный опыт показал, что служба конвоирования требует специального регулирования. Конвойные команды оказались в сфере деятельности двух ведомств: Военного министерства (этапно-пересылочной части Главного штаба) и Министерства внутренних дел (Главного тюремного управления). Они находились в двойном подчинении. Настало время придать им статус самостоятельной воинской структуры, учитывая специфические особенности данной службы. Комиссия, созданная для выработки предложений по преобразованию внутренней службы, пришла к заключению о необходимости реорганизации всего тюремного дела как «одного из условий ограждения государственного порядка и общественной безопасности», а также освобождения армии от окарауливания тюрем и создании особого вида «военных команд, тождественных существующим ныне 63 конвойным командам». 20 января 1886 года по повелению Александра III в соответствии с мнением Государственного Совета учреждена конвойная стража.

Дальнейшее развитие и строительство конвойных формирований происходило в соответствии с теми новшествами и изменениями, которые вносило государство при реформировании.

Таким образом, зарождение конвойной стражи являлось закономерным и правильным для России и всей охранительной системы государства. Функция конвоирования теперь возлагалась на специальные подразделения, тем самым, упорядочив еще одну из ветвей карательной политики государства.

Толчком к оформлению внутренней (конвойной) стражи в качестве самостоятельной специализированной структуры послужило заметное увеличение с петровских времен числа каторжан и ссыльнопоселенцев. В момент правления Александра I за 1807 -1823 гг. только число сосланных в Сибирь оказалось более 45,4 тысячи человек, т.е. в год ссылалось по 2,7 тысячи человек в год. Причем, число ссылаемых постоянно росло, к 1898 г. ссылалось в год в среднем уже до 13,2 тыс. человек. А общее число сосланных за 1807 -1898 гг. превысило 864,8 тысячи человек!

Понятно, что конвоирование и надзор такого числа людей действительно составляло серьезную проблему на государственном уровне.

С 1807г. конвоирование этапов к местам каторги и ссылки российское правительство по инициативе первого министра внутренних дел В.П. Кочубея возложило на башкир и мещеряков, записанных в воинское сословие.

Созданное с 1798 г. Башкиро-мещерякское нерегулярное войско поначалу несло службу на Оренбургской пограничной линии, прикрывавшей российскую территорию от набегов кочевников из Казахстана. Но в качестве пограничной стражи войско не считалось властью достаточно надежным, т.к. башкиры издавна поддерживали хорошие контакты с казахами. Именно поэтому войско все чаще использовалось в качестве конвойной стражи, привлекалось к реализации прямых полицейских функций, в т.ч. и за пределами Башкирии. Более того, с переименованием его в Башкирское войско и последующим преобразованием в полк оно было полностью передано в ведение министерства внутренних дел и работало исключительно в рамках его полномочий.

Однако, привлечение башкир и тептярей к конвойной службе проблем её не разрешило. И с 1810 г. казаки по договоренности государства с войсковыми казачьими обществами вновь стали привлекаться для исполнения конвойной и караульной службы, реализации функций внутренней стражи.

Правовой основой создания внутренних губернских батальонов явился манифест от 25 июля 1810 г. подписанный Александром I, в котором предполагалось создание нового института в правоохранительной системе России, предназначенного для выполнения функции поддержания правопорядка внутри страны. Шелестинский Д. Г. Организационно-правовые основы становления и развития конвойной стражи Россини: историко-правовое исследование.- М.,2006. С.45.

По манифесту от 25 июля 1810 г. была введена поэтапная система пересылки арестантов, что потребовало значительных изменений в структуре и организации войск предназначенных для этого, а также в нормативно-правовой базе.

Окончательно законодательной основой для создания внутренней стражи послужили императорские указы: от 16 января 1811 г. - о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов и 27 марта 1811 г. - о реформировании инвалидных рот и команд.

Так в 1811 г. появилась новая структура - Внутренняя стража (с 1816 г. - Отдельный корпус внутренний стражи).

Конвойная стража в XIX веке

Конвойная стража, предназначавшаяся для сопровождения арестантов, подавления беспорядков в местах заключения и наружной охраны тюрем, подчинялась не только военному руководству, но и начальнику Главного тюремного управления.

Нормативная база правового регулирования, комплектования и прохождения службы личным составом конвойной стражи была разрозненной, состояла из массы нормативных актов, принятых в разное время и порой противоречивых. Нуждались в совершенствовании также управление, комплектование, материальное обеспечение этих военно-полицейских структур, что особенно остро проявилось в связи с увеличением числа осужденных. Устав конвойной службы - основной закон для чинов конвойной стражи России. // История государства и права. - 2006. № 4. С.7

Изменение общественно-политической обстановки в стране потребовало пересмотра всей системы конвоирования заключенных. То количество личного состава, которое было ранее задействовано, уже не способно было обеспечить безопасность препровождения арестантов.

Увеличение количества ссыльных с каждым годом требовало не только усиления дисциплины среди солдат и офицеров конвойных частей, но и увеличения численности их личного состава, а также их материального обеспечения жильем, формой, пропитанием. Эти проблемы наиболее остро встали в Сибири, там, куда направлялась основная масса заключенных.

Была предпринята попытка привлечения к конвоированию гарнизонных войск и батальонов, но она не нашла поддержки у Военного министра и от нее решили отказаться. Вместо этого была введена этапная система препровождения арестантов, для чего в конвойной страже были организованы этапные команды, чтобы сопровождать ссыльных по трактам.

Основными нормативно-правовыми актами, которые впервые детально регламентировали деятельность конвойных подразделений были «Указ о ссыльных» и «Устав об этапах» от 1822 г. Эти документы объединили законодательные нормы, касающиеся конвоирования заключенных, условий их содержания, распределения, деятельности военного и губернского начальства по вопросам ссылки.

Устав и Указ регулировали порядок отправления, устанавливали необходимую для этого документацию и определяли правовое положение ссыльных. Были впервые созданы специальные органы для координации сил, средств и управления по ссылке - Приказ о ссыльных в Тобольске и Экспедиция о ссыльных в губернских городах.

На протяжении всего времени существования этапных команд особо остро стоял вопрос комплектования личного состава. Чаще всего это осуществлялось за счет перевода в стражу лиц из действующей армии не способных служить в силу болезней, грубого нарушения уставов и т.п. Правовой основой стал указ императора от 16 июля 1836 г., в соответствии с которым, в этапные команды стали переводить учащихся военно-учебных заведений в звании прапорщика из числа неспособных к дальнейшей учебе.

Вскоре обстановка показала ошибочность такого метода комплектования, но, к сожалению, это не привело к существенным изменениям. Более того, в данные подразделения стали переводиться опороченные чины из регулярной армии (16400 чел. из 142750), что явилось причиной высокого уровня преступности в подразделениях. Общая организация конвойной службы Российского государства в 1811 - 1864 гг. // История государства и права. - 2005. - № 4. С.23.

В 60-е годы ХIХ столетия в России проходила военная реформа. В числе других мер была введена военно-окружная система управления войсками. Реформа затронула и внутреннюю стражу. 6 августа 1864 года Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен. В военных округах были сформированы бригады местных войск, в состав которых вошли губернские батальоны и уездные команды, выполняющие (наряду с другими обязанностями) наружную охрану тюрем, а также команды, предназначенные для конвоирования арестантов.

Руководство конвойными командами осуществляла этапно-пересыльная часть (ЭПЧ) Главного штаба МВД, а с переходом тюремной системы в министерство юстиции, сюда же была переведена и ЭПЧ.

27 января 1867г. утверждена должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам.

26 августа 1874 года было утверждено новое Положение об управлении местными войсками (объявлено приказом по военному ведомству N 251). Конвойная стража была сформирована в составе 567 конвойных команд, с включением в их состав имевшихся 63 команд. Команды имели разную численность и возглавлялись, как правило, унтер-офицерами. Команды именовались по месту дислокации - Минская, Витебская, Могилевская и т.п.

Местные войска освобождались от обязанностей сопровождения арестантов. Такая организация местных военных формирований сохранялась до 1886 года, когда постановлением Государственного совета России была создана конвойная стража как самостоятельная структурная часть местных войск для выполнения сугубо определенных задач.

Функции новых 567 конвойных команд, созданных по императорскому указу от 26 января 1886 г., ограничивались только этапированием и охраной арестантов и ссыльных, мест заключения, содействием тюремному начальству при обысках и ликвидации беспорядков в местах заключения.

Вот что было записано в приказе по военному ведомству от 16 мая 1886 года N 110: Некрасов В.Ф. Указ.соч. С.45.

"На обязанности конвойной стражи возложить:

· сопровождение арестантов всех категорий, пересылаемых этапным порядком по трактам европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и Главному ссыльному Сибирскому тракту;

· сопровождение арестантов в пределах населенных пунктов в административные и судебные учреждения в случаях, законом предусмотренных;

· сопровождение арестантов гражданского ведомства на внешние работы и в присутственные места;

· содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и подавлении беспорядков в местах заключения;

· наружную охрану тюрем там, где это будет признано необходимым...".

Конвойная стража делилась на конвойные команды, возглавляемые офицерами, их было 65, и прочие, возглавляемые унтер-офицерами--466 команд. Конвойные команды входили в состав местных войск и именовались по месту дислокации (Московская, Киевская и т. п.).

В конвойных командах введен институт сверхсрочников (фельдфебель, унтер-офицер, старший писарь, медфельдшер и др.).

Отдельной брошюрой издана памятка конвоиру «Держи ухо востро!» Она продавалась в специальных магазинах для чинов конвойной стражи.

В таком виде конвойная стража с незначительными структурными изменениями просуществовала до 1917 г. Основными её функциями оставались сопровождение мобилизованных в армию и иностранных подданных, конвоирование арестантов, заключенных, ссыльных и военнопленных, охрана перевозимых грузов.

О преемственности внутренней и конвойной стражи говорит тот факт, что 27 марта 1911 года в России торжественно отмечалось 100-летие конвойной стражи. В этот день император Николай II объявил всем офицерским и классным чинам «Высочайшее благоволение», а низшим чинам - «Царское спасибо». В честь юбилея был учрежден специальный нагрудный знак.

Литература

1. Некрасов В.Ф. Внутренняя и конвойная стража России 1811-1917 гг. Документы и материалы. - М., Издательство «Экзамен», 2002.

2. Общая организация конвойной службы Российского государства в 1811 - 1864 гг. // История государства и права. - 2005. - № 4.

3. Общая организация конвойной службы Российского государства в 1811 - 1864 гг. // История государства и права. - 2005. - № 4.

4. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк., М., 1996. с. 63-107.

5. Устав конвойной службы - основной закон для чинов конвойной стражи России. // История государства и права. - 2006. № 4.

6. Шелестинский Д. Г. Организационно-правовые основы становления и развития конвойной стражи Россини: историко-правовое исследование.- М.,2006.

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА, воинские формирования, существовавшие в 19-20 века в России для несения специальной службы по конвоированию лиц, содержавшихся под стражей. На конвойную стражу возлагались следующие задачи: сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком в Российской империи (кроме Великого княжества Финляндского и Кавказа); сопровождение их на внешние работы и в присутственные места; содействие тюремной администрации при производстве внезапных обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения; наружная охрана тюрем (при необходимости). Конвойные команды конвойной стражи подчинялись начальникам гарнизонов и комендантам, их обучение проводилось по специальной программе.

До 1811 года сопровождение арестантов в Сибирь осуществляли казаки Донского полка, размещённые по дистанциям в Казанской губернии, а в пределах Европейской части Российской империи эту службу несли местные инвалидные команды. Затем эта обязанность перешла к внутренней страже (с 1811). С 1817 вводится этапная система препровождения арестантов, внедряются разработанные М. М. Сперанским регулирующие её уставы: о ссыльных и об этапах в сибирских губерниях (1822). Для этой цели использовались этапные команды (с 1835 конно-этапные, с 1862 пешие). Улучшила и облегчила конвойную службу так называемая маятная этапная система, предложенная генералом от артиллерии П. М. Капцевичем. После упразднения в 1864 Отдельного корпуса внутренней стражи конвоирование арестантов было возложено на местные войска. С середины 1860-х годов пересылка арестантов в Сибирь осуществлялась только в летнее время на подводах и фургонах с помощью сохранившихся этапных и преобразованных местных команд, а также железнодорожным транспортом и на зафрахтованных для этих целей судах. Для общего руководства данной службой при Инспекторском департаменте Военного министерства была создана этапно-пересыльная часть, которая с декабря 1865 вошла в состав Главного штаба, где была учреждена должность главного инспектора по пересылке арестантов (он же начальник этапно-пересыльной части). С образованием в 1879 Главного тюремного управления должность главного инспектора по пересылке арестантов получает двойное подчинение - МВД (с 1895 Министерству юстиции) и Военному министерству. Конвойная служба требовала определённых навыков, опыта и специальной подготовки, но частая смена команд, выделяемых от различных воинских частей, приводила порой к нарушениям, неправильному применению оружия и др. (в середине 1880-х годов ежегодно в Российской империи сопровождалось до 350 тысяч арестантов, а профессиональную подготовку имели лишь 63 конвойные команды, состоявшие из 86 офицеров и 3347 нижних чинов).

В январе 1886 по повелению императора Александра III была сформирована конвойная стража, состоявшая из 567 конвойных команд. Штатная численность конвойной стражи (1895) составляла: 99 офицеров, 1073 унтер-офицера, 10 267 рядовых, 271 нестроевой. В июне 1907 года утверждён Устав конвойной службы, в 1909 составлен «Свод маршрутов и планов движения этапных партий», куда вошли: 379 маршрутов по пешим трактам общей протяжённостью около 28 тысяч вёрст (около 30 тысяч км), 216 маршрутов по 37 линиям железных дорог, 40 плановых водных маршрутов. Во время 1-й мировой войны команды конвойной стражи привлекались для эвакуации тюремных учреждений, выдворения иностранных граждан за пределы страны, конвоирования военнопленных, охраны военных грузов и транспорта. После Октябрьской революции 1917 конвойная стража была реорганизована, сохранив военную структуру, и находилась в двойном подчинении: по строевой и хозяйственной части - Наркомату по военным делам (через Всероссийский главный штаб), по службе - Главному управлению местами заключения при Наркомате юстиции (через Карательный отдел, с 1921 Центральный карательный отдел) РСФСР. В октябре 1922 года конвойная стража передана ГПУ при НКВД РСФСР (с 1923 ОГПУ СССР) и преобразована в Отдельный корпус конвойной стражи. В 1924 конвойная стража передана в состав наркоматов внутренних дел союзных республик, в 1925 создано Центральное управление конвойной стражи (с сентября 1930 Центральное управление конвойных войск) СССР при СНК СССР. Комплектование конвойной стражи, а также снабжение её всеми видами довольствия осуществлял Наркомат по военным и морским делам СССР, а её организация была унифицирована с частями РККА (взвод, рота, батальон, полк). После образования НКВД СССР (1934) конвойные войска вошли в его состав с подчинением Главному управлению пограничной и внутренней охраны (смотри Внутренние войска).

Лит.: Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996; Штутман С. М. На страже тишины и спокойствия: Из истории внутренних войск России (1811-1917 годы). М., 2000; Внутренняя и конвойная стража России. 1811-1917: Документы и материалы. М., 2002.

КОНВОЙНАЯ СТРАЖА - во-ин-ские фор-миро-ва-ния, су-ще-ст-во-вав-шие в XIX-XX века в Рос-сии для не-се-ния специальной служ-бы по кон-вои-ро-ва-нию лиц, со-дер-жав-ших-ся под стра-жей.

На конвойную стражу воз-ла-га-лись сле-дую-щие за-да-чи: со-про-во-ж-де-ние аре-стан-тов, пе-ре-сы-лае-мых этап-ным по-ряд-ком в Российской им-пе-рии (кро-ме Великого княжества Фин-лянд-ско-го и Кав-ка-за); со-про-во-ж-де-ние их на внеш-ние ра-бо-ты и в при-сут-ст-вен-ные мес-та; со-дей-ст-вие тю-рем-ной ад-ми-ни-ст-ра-ции при про-из-вод-ст-ве вне-зап-ных обы-сков и ли-к-ви-да-ции бес-по-ряд-ков в мес-тах за-клю-че-ния; на-руж-ная ох-ра-на тю-рем (при не-об-хо-ди-мо-сти). Кон-вой-ные ко-ман-ды конвойной стражи под-чи-ня-лись на-чаль-ни-кам гар-ни-зо-нов и ко-мен-дан-там, их обу-че-ние про-во-ди-лось по специальной про-грам-ме.

До 1811 года со-про-во-ж-де-ние аре-стан-тов в Си-бирь осу-ще-ст-в-ля-ли ка-за-ки Дон-ско-го пол-ка, раз-ме-щён-ные по дис-тан-ци-ям в Ка-зан-ской губернии, а в пре-де-лах Ев-ропейской час-ти Российской им-пе-рии эту служ-бу не-сли ме-ст-ные ин-ва-лид-ные ко-ман-ды. За-тем эта обя-зан-ность пе-ре-шла к внут-рен-ней стра-же (с 1811 года).

С 1817 года вво-дит-ся этап-ная сис-те-ма пре-про-во-ж-де-ния аре-стан-тов, вне-дря-ют-ся раз-ра-бо-тан-ные М.М. Спе-ран-ским ре-гу-ли-рую-щие её ус-та-вы: о ссыль-ных и об эта-пах в си-бир-ских гу-бер-ни-ях (1822 год). Для этой це-ли ис-поль-зо-ва-лись этап-ные ко-ман-ды (с 1835 гоад кон-но-этап-ные, с 1862 года пе-шие). Улуч-ши-ла и об-лег-чи-ла кон-вой-ную служ-бу т. н. ма-ят-ная этап-ная сис-те-ма, пред-ло-жен-ная генералом от арт. П.М. Кап-це-ви-чем. По-сле уп-разд-не-ния в 1864 году Отдельного кор-пу-са внутренней стра-жи кон-вои-ро-ва-ние аре-стан-тов бы-ло воз-ло-же-но на ме-ст-ные вой-ска. С середины 1860-х годов пе-ре-сыл-ка аре-стан-тов в Си-бирь осу-ще-ст-в-ля-лась толь-ко в лет-нее вре-мя на под-во-дах и фур-го-нах с по-мо-щью со-хра-нив-ших-ся этап-ных и пре-об-ра-зо-ван-ных ме-ст-ных ко-манд, а так-же железнодорожным транс-пор-том и на заф-рах-то-ван-ных для этих це-лей су-дах. Для об-ще-го ру-ко-во-д-ства дан-ной служ-бой при Ин-спек-тор-ском департаменте Во-ен-но-го ми-ни-стер-ст-ва бы-ла соз-да-на этап-но-пе-ре-сыль-ная часть, ко-то-рая с декабря 1865 года во-шла в со-став Глав-но-го шта-ба, где бы-ла уч-ре-ж-де-на долж-ность гл. ин-спек-то-ра по пе-ре-сыл-ке аре-стан-тов (он же на-чаль-ник этап-но-пе-ре-сыль-ной час-ти).

С об-ра-зо-ва-ни-ем в 1879 году Главного тю-рем-но-го управ-ле-ния долж-ность главного ин-спек-то-ра по пе-ре-сыл-ке аре-стан-тов по-лу-ча-ет двой-ное под-чи-не-ние - МВД (с 1895 года Министерству юс-ти-ции) и Во-енному министерству. Кон-вой-ная служ-ба тре-бо-ва-ла оп-ре-де-лён-ных на-вы-ков, опы-та и специальной под-го-тов-ки, но час-тая сме-на ко-манд, вы-де-ляе-мых от различных во-ин-ских час-тей, при-во-ди-ла по-рой к на-ру-ше-ни-ям, не-пра-виль-но-му при-ме-не-нию ору-жия и др. (в середине 1880-х годов еже-год-но в Российской им-пе-рии со-про-во-ж-да-лось до 350 тыс. аре-стан-тов, а профессиональную под-го-тов-ку име-ли лишь 63 кон-вой-ные ко-ман-ды, со-сто-яв-шие из 86 офи-це-ров и 3347 ниж-них чи-нов).

В январе 1886 года по по-ве-ле-нию императора Алек-сан-д-ра III бы-ла сфор-ми-ро-ва-на конвойная стража, со-сто-яв-шая из 567 кон-вой-ных ко-манд. Штат-ная чис-лен-ность конвойной стражи (1895 год) со-став-ля-ла: 99 офи-це-ров, 1073 ун-тер-офи-це-ра, 10267 ря-до-вых, 271 не-строе-вой. В ию-не 1907 года ут-вер-ждён Ус-тав кон-вой-ной служ-бы, в 1909 году со-став-лен «Свод мар-шру-тов и пла-нов дви-же-ния этап-ных пар-тий», ку-да во-шли: 379 мар-шру-тов по пе-шим трак-там об-щей про-тя-жён-но-стью около 28 тыс. вёрст (ок. 30 тыс. км), 216 мар-шру-тов по 37 ли-ни-ям же-лез-ных до-рог, 40 пла-но-вых вод-ных мар-шру-тов.

Во вре-мя Первой ми-ро-вой вой-ны ко-ман-ды конвойной тражи при-вле-ка-лись для эва-куа-ции тю-рем-ных уч-ре-ж-де-ний, вы-дво-ре-ния иностранных гра-ж-дан за пре-де-лы стра-ны, кон-вои-ро-ва-ния во-ен-но-плен-ных, ох-ра-ны во-енных гру-зов и транс-пор-та.

В XVI в. передвижение ссыльных в Сибирь совершалось небольшими партиями, с караулом из назначавшихся в Москве людей и с препроводительными «памятами» к воеводам тех городов, по которым они должны были следовать. Передвижение совершалось пешком. В течение XVII и XVIII вв. организация перевозки арестантов практически не улучшилась.

С начала XIX века в России стали устраиваться по пересыльным трактам специальные здания, для сопровождения ссыльных существовали особые этапные команды. Уставом о ссыльных 1822 г. заведование передвижением было возложено на губернские правления и Тобольский приказ о ссыльных. Способ передвижения оставался пешеэтапный, и только в царствование Николая I была предпринята неудачная попытка, по проекту графа Канкрина, заменить его системой одиночной перевозки на лошадях.

25 июля 1811 г. был издан Манифест "Общее учреждение министерств", четко определяющий структуру и пределы власти центральных органов государственного управления.
Согласно Манифесту было учреждено новое Министерство полиции, состоящее из трех департаментов. Департаменту исполнительной полиции (3 отделения, 32 служащих), было предписано заниматься, кроме прочих задач, и пересылкой колодников.



В ноябре 1835 год было организовано опытное переустройство этапного дела от Москвы до Нижнего Новгорода. Для этих целей отпущено 69709 руб. 47 1/2 коп. и разрешено приобретение 155 лошадей для перевозки арестантов на подводах. По предложению командира Отдельного, корпуса внутренней стражи 24 марта 1837 год было учреждено этапирование арестантов в европейской части России и по этапному тракту до Тобольска на подводах предписанием Главного штаба учреждалась этапные команды на трактах.


3 марта 1858 год были упразднены 15 этапных команд между Санкт-Петербургом и Москвой, вместо них сформировано Особое конвойное отделение для конвоирования арестантов по железной дороге. Так, по существу, было положено начало, железнодорожных перевозок арестантов. 27 марта того же года было утверждено Положение о перевозке арестантов по Николаевской железной дороге, на основании которого были устроены специальные арестантские вагоны, прицепляемые в конце товарных поездов. Арестанты на всем пути следования содержались прикованными в «железные укрепления». Практически в то же время была установлена конная перевозка арестантов от Нижнего Новгорода до Тюмени.


27 января 1867 год утверждается должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам. Он находится в ведении военного министерства, но подчинен начальнику главного тюремного управления.


Первым главным инспектором по пересылке арестантов с 1867 по 1880 гг. был Беленченко Александр Иванович.
При Главном Инспекторе по пересылке арестантов состояли для поручений старший и младший штаб-офицеры и обер-офицер, на обязанность коих было возложено: в том числе и исполнение поручений Главного Инспектора по надзору за правильным и беспрепятственным передвижением арестантов во всех местностях Империи.


Ближайшее наблюдение за препровождением арестантских партий и службою конвойных команд в Иркутском и Приамурском генерал-губернаторствах возложено на инспектора по пересылке арестантов Восточной Сибири.
Было установлено два порядка передвижения арестантов: пересыльные передвигаются круглый год, ссыльные же — только в навигационное время, а зиму проводят в тюрьмах, откуда направляются в центральные пересыльные тюрьмы в Москве, Казани, Перми, Тюмени и Томске. Число сосланных в Сибирь и прошедших через московскую центральную тюрьму в период между 1881 и 1891 гг. колеблется от 9984 человек до 12730 человек в год; стоимость пересылки их колебалась от 1012989 руб. до 1244686 руб. Стоимость пересылки одного ссыльного — 95 руб.


Военным министром утверждено Положение о перевозке арестантов по железным дорогам, которым определялись: — порядок охраны, погрузки, следования арестантов; — устройство арестантских вагонов— на начальников конвойных команд возложена обязанность контроля за строгим соблюдением перевозок арестантов по сетям железных дорог и руководство этим делом.
В 1885 г. выработан особый тип железной баржи в два этажа, на 600 человек; на баржах устроены лазаретные помещения на 50 человек, при которых находятся врач и фельдшер. В 1879 г. сделан был первый опыт перевозки арестантов на Сахалин морем, через Одессу на пароходах добровольного флота. В 1882 г. было отправлено 600 человек, с уплатой 107000 руб., в 1891 г. — уже 1350 человек, с уплатой 322593 руб.


В 1906 году введены арестантские вагоны нового типа, которые в 1910— 1911 гг. были усовершенствованы. Это были обычные товарные вагоны, приспособленные для перевозки переселенцев из Европейской России в Сибирь, которые по имени инициатора массового переселения Столыпина стали называться «столыпинскими».


С торцов такого вагона имелись подсобные отсеки, где размещался сельхозинвентарь и перевозился скот. Когда переселенческая компания пошла на спад, «столыпинские вагоны» начали использовать для перевозки осужденных.
В России в 1914 год было перемещено арестантов— 1573562, в том числе по железным дорогам—680019, по водным путям—20208, пешим—134770 . На конвойные команды западных губерний России возложено конвоирование военнопленных и сопровождение воинских грузов на фронт. Они перевезли пересыльных солдат — 176060 чел., иностранных подданных, высланных вглубь страны и для передачи властям своих государств - 134000 чел., военнопленных—142000чел., воинских грузов - 5090325 пудов.
В марте 1917 г. главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И. Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул на верность службе Родине и Временному правительству.

Главные инспекторы по пересылке арестантов

БЕЛЕЧЕНКО Александр Иванович родился 10-го июля 1827 г. Получив военное воспитание, в 1845 г. был произведен в офицеры в Конную артиллерию, откуда в очень скором времени поступил в академию Генерального штаба и по окончании в 1849 г. курса был зачислен в Генеральный штаб, а затем назначен старшим адъютантом при штабе отдельного корпуса внутренней стражи, при коем протекла большая часть его службы. Назначенный состоять главным инспектором по пересылке арестантов, Беленченко в 1867 г. был произведен в генерал-майоры, а в 1879 г. в генерал-лейтенанты. С 1880 г. он состоял членом главного военно-тюремного комитета и в этом звании оставался до своей смерти. Скончался в Петербурге 24-го февраля 1884 г. и погребен в Александро-Невской Лавре.

ГАВРИЛОВ Николай Николаевич 29.11.1835 г. - 10.12.1891 генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1880—1891 — главный инспектор по пересылке арестантов. Участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг.
Образование: Константиновский кадетский корпус (1855), Николаевская академия Генерального штаба (1860).
Чины: офицер (11.06.1855), капитан (1864), подполковник (1866), полковник (1869), генерал-майор на основании Манифеста 18.02.1762 г. (30.08.1878), генерал-лейтенант (1888).
Прохождение службы: столоначальник Главного штаба(1867), помощник начальника отделения Главного штаба (1868), начальник отделения Главного штаба (1873), главный инспектор по пересылке арестантов, заведующий этапно-пересылочной частью и член Комитета по передвижению войск железными дорогами и водой (до 1.01.1885-после 1.01.1886)
Награды: Св. Владимира 3-й ст. (1876), единовременно 1200 руб. (1876), единовременно 2000 руб. (1878), Св. Станислава 1-й ст. (1881), Св. Анны 1-й ст (1883).

ЛЕВИЦКИЙ Николай Васильевич (1836—?), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1892— 1896 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов.

САПОЖНИКОВ Иван Дмитриевич (1831—1909), генштаба генерал-лейтенант, окончил Николаевскую академию Генерального штаба. В 1896— 1907 гг. — главный инспектор по пересылке арестантов, по увольнении с военной службы произведен в чин генерала от инфантерии.

ЛУКЬЯНОВ Николай Иванович
Православный. Образование получил в 1-й СПб военной гимназии.
В службу вступил 10.10.1880. Окончил Николаевское кав. училище.
Выпущен Корнетом (ст. 07.08.1882) в 38-й драг. Владимирский полк.
Поручик (ст. 24.02.1883). Чиновник для поручений VIII кл. при начальнике Гл. Штаба (25.11.1885-24.01.1890). Штабс-Ротмистр (пр. 1887; ст. 30.08.1887; за отличие).
Адьютант начальника Гл. Штаба (24.01.1890-01.05.1903). Штабс-Ротмистр гв. (ст. 30.08.1890). Ротмистр (пр. 1894; ст. 06.12.1894; за отличие).
Полковник (пр. 1899; ст. 06.12.1899; за отличие). Начальник отд. Гл. Штаба (01.05.1903-21.07.1907).
Ген-майор (пр. 1905; ст. 31.05.1907; за отличие).
Гл. инспектор по пересылке арестантов и заведывающий этапно-пересыльной частью Гл. Штаба (с 21.07.1907).
Ген-лейтенант (пр. 1913; ст. 31.05.1913; за отличие). На 10.07.1916 в том же чине и должности. Сохранил свою должность и после революции - 12.03.1917 присягнул Временному правительству, к Октябрьской революции также отнесся лояльно и был уволен от службы только приказом комиссара Главного управления мест заключения (ГУМЗ) от 03.05.1918. Работал во Всероглавштабе и Штабе РККА.
С 1926 на пенсии. Проживал в Ленинграде. 03.03.1935 арестован (волна после убийства Кирова) и 09.03.1935 выслан из Ленинграда в Куйбышев (Самару), где и скончался.
Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1902); Св. Владимира 3-й ст. (1908); Св. Станислава 1-й ст. (1911); Св. Владимира 2-й ст. (ВП 22.03.1915; с 01.01.1915).