Классовые территориальные национальные общности определяют как. Социально-территориальная и национальная общности. К массовым социальным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся

Совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе соц.-территориаль-ных различий в специфич. соц. образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном об-ве. Сам факт связи между расселением людей и соц. развитием зафиксирован социологией в конце XIX - первой четверти XX вв. Ф. Теннис, К. Бюхер, Р. Маккензи рассматривали территориальную общность гл. обр. через призму совместного проживания людей на той или иной территории. На переднем плане оказывались при этом "локальность" общности в отличие от об-ва и "территориальность" в отличие от факторов формирования иных соц. групп. О.с.-т. - одна из ключевых категорий социологии расселения, ибо именно она выражает собой определенный срез соц. дифференциации людей, складывающийся на основе историч. обусловленной территориально-поселенческой организации об-ва. О.с.-т. - категория историческая. Ее возникновение связано с переходом от первобытнообщинного строя, основанного на личных кровных узах, к классовому об-ву, одним из признаков к-рого является то, что оно разделяло народ для обществ. целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Именно с этого времени место жительства человека, как и расселение в целом, становятся звеном соц. детерминации и одновременно фактором и средой соц. развития. Предпосылкой О.с.-т. является своего рода закрепление индивида за поселением, что находит свое внешнее выражение в явлении постоянного места жительства. Данное явление обусловлено разделением труда. Составной частью последнего выступает распределение людей по тем или иным его видам. Естественно, что оно существует и на уровне поселения: во-первых соединение работника со средствами производства предполагает определенную территориальную "привязку"; во-вторых, характер развития техники и технологии до определенного времени предполагает непосредственное включение индивида в производственный процесс, к-рый всегда территориально определен; наконец, само закрепление работника за видом труда ограничивает возможности его передвижения как в пространстве, так и в соц. отношении. Таким образом, постоянный характер места жительства означает, что поселение людей "привязано" к производству, а расселение их в целом следует за размещением этого производства. Тем самым поселение становится непосредственной средой жизнедеятельности человека. С социологич. т. зр. это означает, что обществ. соц.-экономич. условия, детерминирующие соц. развитие общностей и личности, выполняют свою функцию не только на уровне об-ва в целом, но и на уровне определенного поселения, ибо именно там человек (и население в целом) выступает как субъект труда, субъект потребления и т. д. Условия жизнедеятельности людей, начиная с формы соединения работника со средством производства, носят в поселении конкретный характер, определяя собой возможности развития людей и удовлетворения ими своих потребностей, т. е. выполняют функцию фактического основания их соц. развития. Это означает, что поселение играет определенную роль в социализации индивида. Но одного закрепления людей за поселением и превращения последнего в непосредственную среду их жизнедеятельности еще недостаточно для образования О.с.-т. Общность такого рода может сложиться лишь на основе отличий условий жизнедеятельности людей в таком-то месте от условий др. места и формирования на этой основе общих интересов. Различия условий жизни в поселениях - проявление неравномерности экономич. и соц. развития тех или иных территорий, регионов. Она обусловлена различиями в уровне развития производительных сил, степени хозяйственного освоения территорий. На этой основе различия условий жизни в поселениях существуют не только в экономич. области, но и в сфере соц. жизни. По своему обществ. смыслу они представляют собой не что иное, как соц.-территориальные различия. Частный случай таких различий - различия между городом и деревней, но соц.-территориальные различия прослеживаются и между самими городскими (как и сельскими) поселениями. Соц.-территориальной общностью является не только население города, села, агломерации. В силу того что поселения включены в более сложные территориально-административные образования - район, область, республика, - а последние также отличаются спецификой экономич. и соц. развития. При этом в иерапхии О.с.-т. поселение играет особую роль: в основами территориальных различий в разрезе любых административных единиц всегда лежитсостояние условий жизни в местах поселения, где они становятся непосредственным основанием развития. Поэтому население отдельного поселения выступает первичной О.с.-т., а совокупность первичных О.с.-т. объективно является нижним, первичным уровнем структуры социально-территориалъной (см.). Лит.: Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни. М., 1975; Баранов А.В. Социально-демографическое развитие города. М., 1981; Ланно Г.М. Города на пути в будущее. М, 1987; Крупный город: проблемы и тенденции развития. Л., 1988. М.Н. Межевич.

Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации

Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.

Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.

Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.

Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.

Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.

Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.

Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.

Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.

Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.

Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .

Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.

Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.

Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.

У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :

Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;

Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);

Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.

Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.

Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.

Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).

Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.

См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.

Социальные общности - исторически сложившиеся объединения людей на базе объективных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей. Это общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. Важнейшие социальные общности - национально-этнические и демографические. С развитием общности появляются специфические общности, связанные с профессиональной деятельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры общества: социально-демографическая, национально-этническая, социально-профессиональная, поселенческая, социально-классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Социальные группы - относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества - племя, род, классы, профессиональные группы. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первичным относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт (семья, компания друзей, рабочие бригады). Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социально-территориальные общности

Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни). Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные и экономические связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей.

В общей совокупности территориальных образований исходной являются первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности. Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями имеются существенные различия: по уровню развития производительных сил, плотности населения, по характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социально-этнические общности

Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная группа - семья, объединение нескольких семей образовывало род, роды объединялись в кланы, несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это уже более высокая форма общественной организации; племена обладают собственным языком, территорией, определенной организацией, традициями.

Нации - наиболее многочисленные этнические образования, отличающиеся общностью самосознания, определенным национальным характером и психическим складом. Представители одной нации, помимо общего языка и культуры, обладают и общей ментальностью.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общей экономической и духовной культурой, особенностями психологического склада, этническим самосознанием.

Этническое, или национальное, самосознание - осознание представителями нации своего единства и отличия от других подобных образований, основывающееся на общности происхождения и исторического развития, закрепляемой и передаваемой в легендах, былинах, песнях, сказаниях. Этнос воспроизводится через систему внутренних браков или через социализацию. Складывание нации часто сопровождается формированием единого национально-территориального образования - государства.

Общество, понятое как «продукт взаимодействия людей», как целостность общественных отношений людей к природе и друг к другу, состоит из множества разнородных элементов, среди которых экономическая деятельность людей и их отношения в процессе материального производства являются наиболее значительными, основными, но не единственными. Напротив, жизнь общества состоит из множества разнообразных видов деятельности, общественных отношений, общественных учреждений, идей и других социальных элементов. Все эти явления общественной жизни взаимно между собой связаны и всегда выступают в определенной взаимосвязи и единстве.

Это единство пронизывают материальные и психические процессы, а целостность общественных явлений находится в процессе постоянных изменений, принимая различные формы.

Изучение общества как целостности общественных отношений во всех его разнообразных проявлениях требует сгруппирования разнородных элементов общества в отдельные целостности в соответствии с их общими признаками и затем выявления взаимосвязей таких групп явлений.

Одним из важных элементов социальной структуры общества является социальная группа. Важное значение имеет социально-территориальная группа, представляющая собой объединение людей, которое обладает единством отношений к определенной освоенной ими территории. Примером таких общностей могут быть: город, село, а в некоторых аспектах – отдельный район города или государства. В этих группах существует взаимосвязь их с окружающей средой.

Территориальные группы имеют схожие социальные и культурные черты, которые возникли под влиянием определенных ситуаций. Это происходит даже несмотря на то что члены этой группы имеют различия: классовые, профессиональные и др. И если взять характеристики различных категорий населения определенной территории, то можно судить об уровне развития данной территориальной общности в социальном отношении.

В основном территориальные общности делят на две группы: сельское и городское население. Отношения этих двух групп по-разному развивались в различные времена. Конечно же, городское население преобладает. В основном городская культура сегодня с ее образцами поведения, деятельностью проникает все больше и больше в село, деревню.

Также важно и расселение людей, ведь региональные различия влияют на экономическое, культурное состояние, на социальный облик человека – существует свой стиль жизни.

На это все влияет и движение мигрантов.

Высшим уровнем развития социально-территориальной общности является народ. Следующая ступень – национальные территориальные общности. Исходной является первичная территориальная общность, которая целостна и неделима.

Важной функцией этой общности является социально-демографическое воспроизводство населения. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей через обмен определенными видами деятельности человека. Важным условием воспроизводства является самодостаточность элементов искусственной и природой среды.

Важно учитывать и подвижность территориальных общностей. В некоторых случаях жизненная среда для воспроизводства требует образования совокупности городской и сельской среды с учетом природной среды (агломерация).

Социально-территориальные и национальные (этнические) общности

Социально-территориальные общности

Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения» . Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.

Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие . В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разное. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.

В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы девиантного поведения. В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.

Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.

Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.

В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие» . По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург . С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает еще более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:

  • а) невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
  • б) отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
  • в) наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
  • г) осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.

«Нынешний этап развития российского федерализма, - подчеркивает социолог, - связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа» . Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.

Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.

Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.

«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, - отмечает А. А. Жириков, - воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания - в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью» . И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.

В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.

Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.

В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти - федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.

Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий - сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей - с другой.

Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.

Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.

Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, - отмечают они, - а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности» .

Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой

Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.

Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению общей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.

Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения ее преобразования в конфедерацию. В числе таких мер - введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ дает нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)

Здравомыслов А. Г. Интерпретация государственности в российскойполитике // Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. М., 1997. С. 63-64.

  • Жириков А. А. Проблемы федерализма // Социология межнациональных отношений / Отв. ред. В. Н. Иванов. М., 1996. С. 122.
  • Шевцова Л., Клямкин И. Эта высокая и бессильная власть // Независимая газета. 1998. 24 июня.