Инновационные технологии: виды, характеристики, сфера применения, примеры. «Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Использование инновационных методов на уроках технологии.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Педагогическая инновация-нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологииобучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося с традиционной системой.Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики - основные цели инновационной деятельности.

Инновационные технологии на уроках технологии включают в себя применение различных методов, например использование мультимедиа технологий, которые включают в себя использование текста, графики, видео в учебном процессе. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Использование на занятиях слайд-фильмов позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем мете. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микро сдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей у учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

Метод проектов- это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыковцелеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Работая над развитием творческих способностей учащихся, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Технологии проектирования лежат в основе методов проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в общественном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Посредством метода проекта мне удается, установит прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью.Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.Педагогическая технология «Метод проектов»является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогическогоопыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи реализуются в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.

При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании;

Методы проектирования;

Личностные факторы проектирования;

Технология проектирования;

Художественное проектирование;

Технология оценки предложенных проектов.

Итак, творческий проект-это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Например, использование вышивки для творческого проекта помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность. Проект состоит из нескольких пунктов:

Выполнения эскиза задуманного изделия (образца вышивки или оформление готового швейного изделия) на основе современных направлений моды и истории вышивки;

Выбора швов вышивки;

Обоснования подбора тканей и нитей;

Детальной проработки изделия (узора);

Составление плана вышивки;

Экономического расчета;

Переноса узора на ткань;

Выполнения вышивки и т.д.

Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта необходимо выбрать и обосновать проект.

При подборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учатся учитывать:

Точный размер изделия (платье, блуза, панно, юбка, сумка, салфетка и т.п.);

Вид ткани для его выполнения;

Особенности вида вышивки (счетные швы, цветная гладь, ажурная вышивка и т.п.);

Подбор ниток, проработку швов;

Окончательное оформление.

Далее, выбрав понравившийся нам узор, мы изучаем его композиционное построение и цветовое решение, приемы вышивания и возможность его использования при оформлении того или иного изделия. Стараемся познакомиться с историей возникновения такого вида вышивки (этот материал является хорошим дополнением творческого проекта), учесть целесообразность использования выбранного узора в сочетании с современными направлениями моды, сделать обзор книг, и журналов по вышивке.

В ходе технологического этапа выполнения проекта я учу детей точно следовать технологическому процессу, вышить узор.

Во время заключительного этапа мы с ребятами стараемся проконтролировать выполненные операции.

Я учу при выполнении проекта, создавая художественное произведение, не забывать об экономии средств, Дети учатся определять стоимость изделия:

Рассчитывать прямые расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т.п.);

Косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места).

Сравнивая сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.

При проведении проектной работы в школе и защите проекта – это, прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам.Понимая эту закономерность, ученик, изучив что-то, стремиться рассказать об этом другим. В ходе защиты проекта школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

Достоинство проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. Проектное обучение является стимулом к успеху учителя и ученика. Ребята научились выполнять творческие проекты в различных видах декоративно-прикладного искусства. Результатом нашей совместной работы являются участия в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне,а также победы в районных конкурсах.

Используемая литература:

1.Молева Г.А., Богданова И.А. «Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии».

2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.

3.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения М, 2001

Сейчас часто можно услышать об инновационных технологиях. Этот термин муссируют то тут, то там. И это не удивительно, ведь мы живем в эпоху настоящей научно-технической революции. Давайте же разберемся, что они собой представляют, как развиваются и насколько актуальным является их применение.

Общая информация

Мы живем, пожалуй, в наиболее интересный период человеческой истории. Развитие технологий приобрело экспоненциальную форму, а не линейную, как было раньше. Изучение знаний в сфере новейших технологических направлений, управление всеми проектами и организация необходимых процессов – этим занимается наука инноватика. По сути, предмет обсуждения имеет тренд на удовлетворение потребностей людей в современном мире, как насущных, так и общественных.

Нередко инновационная технология затрагивает огромное количество проблемных вопросов. Их характерной особенностью является новизна в сфере мировых трендов. Причем часто это относится не только к технической составляющей, но и к процессам управления и координации труда. Этот термин применяется не просто для чего-то нового или необычного, а того, что сможет кардинально увеличить эффективность определенной сферы.

Использование инновационных технологий приводит к повышению качества выпускаемой продукции, совершенствованию производственной сферы. Это предполагает наличие целостного комплекса мероприятий и организационных наработок, позволяющих улучшить процесс разработки, производства, эксплуатации и обслуживания, а также, в случае необходимости, проводить ремонт и восстанавливать объект интереса с оптимальными характеристиками и разумными затратами. Все это приводит к эффективному использованию не только материальных и экономических, но и социальных ресурсов.

Классификация

Здесь очень многое зависит от позиции взгляда. Так, если ориентироваться по процессам новшества, то выделяют технологии:

  1. Радикальные или базисные. Это относится к масштабным изобретениям и открытиям, благодаря которым начинается уникальная тенденция развития технического прогресса или формируются современные поколения (техники, решений и так далее).
  2. Инновации среднего потенциала.
  3. Частичные или модификационные изобретения. Используются для изменения устаревших технологий, техники, организационных процессов.

В зависимости от масштаба и отраслевого применения:

  1. Инновации в рамках предприятия.
  2. Межотраслевые.
  3. Региональные.
  4. Отраслевые.

В зависимости от факторов, которые привели к возникновению инноваций:

  1. Стратегические. Решение об их внедрении принимают с опережением, имея прямой умысел получения конкурентного преимущества в определенной временной перспективе.
  2. Реактивные. Используются для поддержания состояния предприятия после внедрения инновационного решения конкурентами.

В зависимости от характера реализованной инновации:

  1. Экономические.
  2. Социальные.
  3. Экологические.
  4. Интегральные.

О подготовительном аспекте


Инновационные технологии в работе, как правило, представлены в виде полноценных систем. В связи с этим встает вопрос о целесообразности выделения процессов и исследовании разработок. По сути, инновационная технология – это внедрение чего-то нового в уже функционирующую зону ответственности, установлений в данной сфере и начало изменений в этой области. То есть в нее включено внедрение новшества и его реализация. Успешность развития инновационных технологий связана с определенной совокупностью выполняемых работ, которые и позволяют появиться и продемонстрировать результативность деятельности. При этом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Научная деятельность и осуществляемые в ее рамках разработки, которые нацелены на получение новых знаний. Их используют для констатации открытия или нового изобретения.
  2. Проектные работы и процессы, которые должны позволить создать новые технологические инструменты в данных условиях. При этом внимание уделяют целесообразности действий и принимаются необходимые решения для достижения установленной цели.
  3. Большую роль играют и инновационные технологии обучения, позволяющие получить нужные знания, а впоследствии и опыт, необходимые для воплощения проекта в жизнь.

Как выглядит реализация нововведения?


В данном случае выделяют три основных этапа:

  1. До реализации. В этом случае подыскиваются пути определения проблемных зон, составляется план претворения в жизнь инновационного решения.
  2. В момент реализации переосмысливаются полученные ранее знания и осуществляется моментальная доработка во время выполнения проекта. По мере появления ситуационных особенностей для них разрабатываются уточнения, позволяющие достичь оговоренной цели.
  3. После реализации запускают диагностический процесс, который сопоставляет все полученные параметры с плановыми и позволяет судить об успешности новшества.

При этом все большую актуальность приобретает управление. Ибо воспроизвести что-то или создать не так уж и сложно. Вопрос в том, сколько времени, сил и ресурсов будет потрачено на это. Эффективная модель управления позволяет разумно распоряжаться всем этим и выигрывать как в качественном, так и в количественном аспекте. Успешная реализация инновационной технологии отличается гибкостью, мобильностью, скоростью и даже проворностью действий. Причем не важно, где именно она реализуется – в банковском секторе или сфере образования, медицине или где-то еще. Давайте рассмотрим пример, затрагивающий всех. А именно инновационные технологии обучения.

Образовательная сфера

Главный приоритет и важнейшая ценность человечества – это качественные и полезные знания, позволяющие эффективно действовать в современном обществе и успешно конкурировать с другими представителями социума за положение и привилегии.

При этом огромную роль играют инновационные педагогические технологии. То есть важны не только знания, но и их подача, а также закрепление в разуме людей. И здесь на помощь приходят средства мультимедиа и интерактивные инновации.

В обиходе для обозначения цели движения используется термин «умная школа». Причем под этим подразумевается не только оснащение компьютерами и проекторами, но и применение новых подходов к ученикам, создание более гибкой системы взаимодействия с ними. Инновационные технологии в образовании не исчисляются только теми, что представлены в школе. Просто на нее делается наиболее весомый общественный акцент.

Кроме нее, внимание получает, пускай и в несколько меньшей мере, детский сад, профессиональные училища, а также высшие учебные заведения. Какие есть инновационные технологии в ДОУ? Здесь так просто ответ не дать. Ибо если говорить кратко, то следует выделить информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, исследовательский, личностно-ориентированный и игровой аспекты.

Вспомогательная электроника


Для многих техника – это то, с чем приходится взаимодействовать посредством рук. Но не всегда так. Есть такая инновация, как нейрокомпьютерный интерфейс – по сути, нейронная система, которая предназначена для обеспечения свободного обмена информацией между мозгом человека и электронным устройством с другой стороны. Она позволяет управлять техникой с помощью силы мысли.

Сейчас ведутся успешные исследования и изыскания, позволяющие разобраться с параличом рук, ног, проблемами с глазами и рядом иных значительных недугов.

Кроме этого, электронные устройства могут быть использованы для контроля работы человеческого организма, его состояния и самочувствия. Например, маленькие наушники, вложенные в ушную раковину, позволяют считывать показатели работы сердечно-сосудистой системы. Есть даже небольшие датчики, выглядящие как временная татуировка, но позволяющие контролировать осанку тела, а также осуществлять процесс лечения. Тактильные электронные подошвы при необходимости укажут нужное направление по сигналу глобальной системы позиционирования, оповестят о нем человека с помощью вибрации.

Прогресс в материаловедении

Актуальным является получение необходимых веществ из немыслимых ранее источников. А если вспомнить еще о создании совершенно новых материалов! Как сильно перевернуло мир одно только использование пластиков. Сейчас, правда, более актуальным является разработка и использование новых композитных материалов. Ученые работают над созданием сверхлегких наноструктурированных волокон, которые при этом будут обладать высокими качественными характеристиками (прочность, тягучесть и тому подобное).

Новые композитные материалы позволяют создавать технику, которая потребляет меньше топлива, менее токсична и обладает целым рядом иных преимуществ. Они используются в автомобилестроении, космических кораблях, гидроэлектростанциях и тому подобных разработках.

Кроме этого, можно в качестве примера упомянуть и об извлечении металлов из концентрата морской воды. Многим известна такая мировая экологическая проблема, как уменьшение количества пресной жидкости, которую может употреблять человек. Искусственное опреснение позволяет исправлять эту проблему, но данная технология пока имеет существенные недостатки, а также проблемы в сфере экологической практики. Так, например, необходимы большие затраты энергии. К тому же получается значительная концентрация соляного раствора, с чем тоже необходимо что-то делать. Если его возвращать в море, то это грозит обернуться проблемой в силу существующего негативного воздействия на фауну и флору Мирового океана.

И инновационное решение было найдено – из этого концентрата научились извлекать важные и необходимые для человека минералы и вещества: магний, уран, калий, литий, соду. Отдельно стоит сказать о разработке методов получения золота из морской воды. По расчетам, запасы этого материала поистине огромны: около 8-10 миллиардов тонн! Иными словами, по текущим ценам с лихвой хватит, чтобы сделать каждого человека на этой земле миллионером.

Продвижение в сфере медицины


В первую очередь следует вспомнить о фармакологии из нитей РНК. Ее суть – создание вакцинных препаратов из малых сетей молекулярного состава рибонуклеиновой кислоты, позволяющих восстановить иммунитет пациента. Кроме этого, таким образом можно исследовать вирусный или бактериальный белок.

Еще одна инновация – это создание совершенных пробиотиков, которые позволяют поддерживать человека в состоянии нормального баланса. Кроме этого, следует отметить и существенные качественные изменения.

В качестве очередного примера можно привести мобильные ДНК-лаборатории. Ранее диагностическое исследование цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты осуществлялось в больших стационарных комплексах и занимало сутки. Сейчас этот процесс может быть пройден за несколько часов в настольной лаборатории.

Инновационная технология – это и цифровой цитоскоп. Так, его адаптер связан с облачным хранилищем, где находится база данных, по которым проверяется сердцебиение и легочное дыхание больного. Все полученные данные рассматриваются аналитически. И даже более – они могут быть переданы на смартфон. Благодаря этому можно поставить диагноз в краткие сроки и назначить правильное и своевременное лечение.

Космические технологии


Куда без этого пионера научной деятельности, подарившего множество преимуществ рядовым жителям? Космические программы изменяли положение человека и до сих пор активно влияют на него. Можно вспомнить о новых подходах к изготовлению пищи, материалов и многое другое.

Причем в этом участвуют не только государственные структуры, но и различные ООО «Инновационные технологии», то есть и частный сектор. И это, безусловно, хорошо. Ведь если все сконцентрировать в одном государственном учреждении и назвать его центром инновационных технологий, то постепенно из-за потери соперничества и конкуренции исследования замедлялись бы. К тому же частные компании могут попробовать иные схемы деятельности, подходы к кадровой политике и многое другое, не будучи ограниченными бюрократией чиновников.

Заключение


Технология инновационных процессов (их возникновения, становления, реализации) изучена весьма хорошо. Это позволяет облегчить дорогу тем, кто идет по сему пути. Следует отметить, что все это не берется с нуля. Первоначально есть дети, которые увлекаются наукой и различными техническими разработками. Они много обучаются и практикуются. Например, запускают самодельные ракеты, которые взлетают вверх на несколько десятков метров. Затем идут получать высшее образование, поступают или организовывают конструкторское бюро и только лишь затем создают новые разработки, которые понесут человечество ввысь. То есть, чтобы были люди, способные создавать и воплощать инновационные технологии, об этом необходимо заботиться с самого рождения человека, прививать любовь и интерес даже самым маленьким. И такие вложения сторицей окупятся.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания ГАПОУ РБ «ТСИГХ» Цыдыпова М.Н.

Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентноспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых.

Основные цели инновационной деятельности Развитие умения мотивировать действия Самостоятельно ориентироваться в получаемой информации Формирование творческого нешаблонного мышления Развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей Качественное изменение личности ученика

Инновационные образовательные технологии Информационно- коммуникативные «кейс- стадии» (обучение с использованием конкретных ситуаций) Рефлексия как метод самопознания и самооценки Тренинговые технологии Проектная технология Технология критического мышления Здоровьесберегающие технологии и др.

Кейс-метод (обучение на основе реальных ситуаций) Основной метод – работа в группах с документами, создание новых кейсов. Роль учителя: Помогает ученикам в поиске информации Координирует весь процесс Поощряет и поддерживает учеников

Использование ИКТ на уроке: Современность и актуальность учебного материала Наличие дополнительного и сопутствующего материала Эстетичность и наглядность Возможность блочного обозрения темы, опережающие задания Обучение через игровую и практическую деятельность Повышение интереса к учебе

Использование компьютерных технологий позволяет: Повысить интерес к изучению предмета Расширить информационное поле Ускорить процесс получения и использования информации Развить познавательные способности учащихся

При создании компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки: Критическое осмысление информации Выделение главного в информационном сообщении Систематизирование и обобщение материала Грамотное представление имеющейся информации

Модульно-блочная технология Составляющие деятельности: Мотивация, фиксация потребностей, мотивов деятельности Целеполагание Формирование обобщенного абстрактного осваиваемого материала Наглядное представление своего понимания Планирование действий с учетом теоретического знания контроль плана или последовательность действий и коррекция их на узловых позициях Контроль результата Оценивание степени удовлетворения личных интересов

1 урок – конспект материала с использованием дисков, видеофильмов, опорных схем, таблиц из учебника или слайдов, логических опорных сигналов. Эффективность использования данных средств: - помогают составить более четкое представление об изучаемой проблеме; - активизирует внимание; - способствуют развитию логического мышления; - облегчает понимание причинно-следственных связей

2 урок – урок обобщения Основной метод – работа в парах 3 урок – закрепление Основной метод – выполнение индивидуальных заданий в тетрадях или семинар-практикум. 4 урок – контроль

Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать, и каждый делает, потому что хочет этого сам.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование компьютерных и кейс- технологий на учебных занятиях по истории, оьществознанию Цыдыпова Марина Николаевна, преподаватель истории, обществознания

Наиболее яркими примерами технологий обучения являются: технология продуктивного образования; технология индивидуализированного обучения И. Унт; адаптивная система обучения А.С. Границкой; обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова; компьютерная технология; проектный метод.

В преподавании дисциплин «История», «Обществознания» для достижения предполагаемого уровня обученности, воспитанности, развития студентов и нацеленности на решение поставленных задач, правильно, на наш взгляд, переходить от использования проектной технологии к компьютерной и наоборот.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, кино-, видео-)

Кабинет истории оснащён современным оборудованием – компьютер, мультимедиапроектор, диски: История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. Клио Софт. История Отечества (мультимедиа учебник) Земцов Б. И. Издательство: МИСИ Обществознание. 8–11 класс. Мультимедийное учебное пособие. (Авторы издания Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.).

Проектный метод – это способы организации самостоятельной деятельности студентов по достижению определенного результата (Селевко Г. К.)

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.

закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление студентов со схемами анализа практических ситуаций экспертиза знаний, полученных студентами в ходе теоретического курса (в конце программы обучения) отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений; Цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

По источнику информации В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя

По субъекту представления информации о ситуации В одних случаях им может быть преподаватель, в других – студент или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса

По дидактическому основанию когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для студентов практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция преподавателя

Далее Дидактические принципы кейс-метода индивидуальный подход к каждому студенту, учёт его потребностей и стиля обучения максимальное предоставление свободы в обучении не загружать студента большим объемом теоретического материала, концентрироваться лишь на основных положениях; обеспечение доступности преподавателя для студента, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему; формирование у студентов умения работать с информацией; обеспечение студентов достаточным количеством наглядных материалов акцентирование внимания на развитии сильных сторон студента.

Для повышения уровня качества образования студентов техникума по дисциплинам «История», «Обществознание» разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Использование кейс - технологий и компьютерных технологий на уроке оправдано В Ы З В А Н О Развитием аналитических и практических умений, творческих и коммуникативных умений; возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов; необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности; необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки; Возможностью смоделировать практическую деятельность по диагностике ситуации, формированию гипотез, выделению проблем;

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская деятельность студентов по разработке проекта «История моей семьи в истории моей страны». Цыдыпова М.Н., преподаватель истории и обществознания ТСиГХ

Цель: Обобщение собственного опыта применения исследовательских проектов на уроках истории и во внеурочное время.

Актуальность: Проектная деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам. Актуальность метода проектов для педагога обусловлена прежде всего необходимостью самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Гипотеза: Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы с применением не только учебного, но и реального жизненного опыта. Проект эффективен потому что он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество общеучебных умений и навыков.

Шаги реализации проекта. 1Информационный. 2.Плановый. 3.Поисковый. 4.Обобщающий. 5.Представление и защита проекта. 6.Аналитический.


Мгебришвили М.М.
Применение инновационных методов обучения информационным
технологиям в профессиональном образовательном процессе.
Современный динамичный, быстро меняющийся мир, где перед человеком
постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает
наличие умений и навыков строить и анализировать собственные действия,
требует обновленной системы образования, использующей инновационные
методы и технологии.
В связи с информатизацией современного общества назрела
необходимость внедрять в процесс образования активные методы обучения,
характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный
процесс, активизацией познавательной и творческой деятельности при решении
поставленных задач. Внедрение и использование активных методов обучения
(АМО) позволяет получить хорошо подготовленных, коммуникабельных и
эрудированных специалистов.
Рассмотрим некоторые способы применения активных методов
обучения в учебном процессе, которые дают наибольший
эффект при усвоении материала, так как в этом случае
достигается существенное приближение учебного процесса к
практической профессиональной деятельности при высокой
степени мотивации и активности обучаемых.
1. Применение активных методов обучения (АМО) на лекциях по
информационным технологиям
(обязательное

использование
мультимедийного оборудования, использование презентаций, учебных
фильмов и т.д.)
 Лекция – беседа, когда в процессе преподнесения нового материала
используется не монотонное чтение, пусть даже очень интересного и
актуального материала, а метод беседы преподавателя со студентами,

когда в процессе чтения лекции задаются вопросы по уже пройденному
материалу. Это позволяет активизировать внимание студентов на новом
материале, стимулирует к изучению и повторению пред каждой лекцией
пройденного материала, а при использовании балльно – рейтинговой
системы, вызывает интерес к получению поощрительных баллов за работу
на лекции.
 Лекция – доклад, когда преподаватель дает темы докладов студентам по
изучаемым разделам преподаваемой дисциплины и выделяет на каждой
лекции по 10­15 минут на прочтение студентом (или студентами) доклада,
с использованием подготовленной презентации на заданную тему. Это
стимулирует студентов на самостоятельное изучение нового материала с
использованием сети Интернет, позволяет проверить знания студентов не
только по изученному материалу, но и в области создания презентаций,
включая использование мульти­медийной техники, а также проверить
навыки правильного создания текстового документа (доклад
представляется в распечатанном и в электронном виде). Здесь также
отрабатываются ораторские способности студентов, правильная лексика,
глубокое изучение представляемого материала, позволяющее отвечать ему
на вопросы аудитории. Такая лекция захватывает слушателей аудитории,
заставляет быть их внимательными и активными в течение всей лекции,
мотивирует аудиторию на дальнейшую самостоятельную работу и
получение дополнительных баллов по балльно – рейтинговой системе.
 Лекция – игра,
когда преподаватель, после преподнесения нового
материала, выделяет 15­30 минут на его повторение и закрепление в
игровой форме. Здесь можно разбить аудиторию на две команды и
предложить каждой команде составить кроссворд с вопросами на
пройденную тему, а затем разгадать кроссворд соперника. Такая лекция
способствует вовлечению обучаемых в учебный процесс, поскольку их
активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а

устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия). А получение
поощрительных баллов по балльно ­ рейтинговой системе, мотивирует
аудиторию к устойчивому вниманию. Лекция – игра позволяет
отрабатывать навыки творческой выработки решений, повышать степень
мотивации и эмоциональности обучаемых.
 Лекция – диспут, когда в конце лекции выделяется время для проведения
состязательной дискуссии по представленным вопросам. Сопоставляя
противоположные мнения участников, можно увидеть
проблему с разных сторон и уточнить взаимные позиции.
2. Применение активных методов обучения (АМО) на практических
занятиях по информационным технологиям (ИТ).
Наибольший эффект для усвоения теоретического
материала дают деловые игры, применяемые на практических
(лабораторных) занятиях, как итоговые зачетные, или
итоговые, проводимые после изучения определенной темы. В
этом случае достигается существенное приближение учебного
процесса к практической профессиональной деятельности при
высокой степени мотивации и активности обучаемых.
Основным назначением компьютерных деловых игр является проверка
устойчивых знаний и умений, получаемых участниками игры в процессе
обучения,
формирование профессиональных навыков в области
информационных технологий, а также приобретение навыков работы в
коллективе, проявление взаимовыручки и взаимопомощи. В их основе заложена
прогрессивная технология обучения, основанная на активном диалоговом
режиме «человек­компьютер».
Литература:
1.
Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых
игр.//Деловые игры в мире. – СПб:СПбИЭИ,1992
2.
Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов.
– Самара, 2006