Годы правления юстиниана 1. Юстиниан великий. Отношения с Римом

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи . Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием , был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи - достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария , которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов , служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне. Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам , которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим , и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 - 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне . Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение . При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии . Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане . Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватили восстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким - попавшим в немилость - его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя - такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец - он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона «; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа «.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Содержание статьи

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии . Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе . При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I, правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны.

Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 «мир на вечные времена», по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Приблизительно в 30 км к западу от столицы он выиграл решающее сражение и в марте 534, после длительной осады на горе Паппуа в Нумидии, вынудил Гелимера сдаться. Однако кампанию все еще нельзя было считать законченной, поскольку предстояло справиться с берберами, маврами и мятежными византийскими войсками. Умиротворить провинцию и установить контроль над горным массивом Орес и восточной Мавританией поручили евнуху Соломону, что он и исполнил в 539–544. Из-за новых восстаний в 546 Византия едва не лишилась Африки, однако к 548 Иоанн Троглита установил в провинции прочную и долговременную власть.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь.

Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания «Ника» 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон.

Восстание «Ника» разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Другим примером расточительности Юстиниана была его программа строительства. Только в одном Константинополе можно указать следующие грандиозные сооружения: отстроенный заново после разрушения во время восстания «Ника» собор св. Софии (532–537), который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире; не сохранившийся и до сих пор недостаточно изученный т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; построенная Феодорой церковь св. Апостолов (536–550).

Религиозная политика.

Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права.

Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. «права народов» и даже «естественного права». Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis («Свод гражданского права»), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus («Кодекс Юстиниана»). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta («Дигесты»), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones («Институции», т.е. «Основы»), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы.

Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae («Новеллы»), дополнение к «Кодексу», где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.

Репутация и достижения.

Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota ), особенно по поводу Феодоры.

История еоценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю. В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

Наивысшего расцвета в ранний период своей истории Византия достигла при императоре Юстиниане I (527-565) , который родился в семье бедного македон-ского крестьянина. В жизни Юстиниана большую роль сыграл его дядя по матери Юстин, малообразованный крестьянин, прошедший путь от простого солдата до императора. Благодаря дяде Юстиниан подростком попал в Константинополь, получил хорошее образование, а в 45 лет стал императором.

Юстиниан был невысокого роста, белолицый, располагающей внешности. В его характере сочетались самые противоречивые черты: прямота и доброта граничили с коварством и обманом, щедрость — с жадностью, решительность — с боязнью. Юстиниан, например, был безразличен к роскоши, но тратил немалые средства для перестройки и отделки Константинополя. Богатая архитектура столицы и вели-колепие императорских приёмов поражала варварских правителей и послов. Но когда в середине VI в. произошло землетрясение, Юстиниан упразднил празднич-ные обеды при дворе, а сэкономленные деньги отдал на помощь пострадавшим.

С начала своего правления Юстиниан лелеял мечту возродить Римскую империю. Этому он посвятил всю свою деятельность. За изумительную рабо-тоспособность Юстиниана прозвали «императором, который никогда не спит». Верной помощницей ему была жена Феодора . Она родилась в простой семье и в молодости была цирковой актрисой. Красота девушки поразила Юстиниана, и он наперекор многим недоброжелателям женился на ней. Эта женщина непреклонной воли фактически стала соправителем мужа: она принимала иностранных послов, вела дипломатическую переписку.

Юстиниан пытался увеличить богатство страны, и поэтому активно содейство-вал развитию ремесла и торговли. В годы его правления византийцы наладили собственное производство шёлка, продажа которого приносила немалые прибыли. Император также стремился укрепить систему управления. Любой человек, даже незнатного происхождения, однако настоящий специалист, мог получить высокую государственную должность.

В 528 г. Юстиниан сформировал юридическую комиссию для обработки и упо-рядочения всего римского права. Юристы систематизировали законы римских императоров II - начала VI вв. (от Адриана до Юстиниана). Этот сборник получил название «Кодекс Юстиниана». Он стал основой многотомного собрания, которое в XII в. в Западной Европе было известно под названием «Свод гражданского нрава».

VI в. Из труда Прокопия Кесарийского «Война с персами»

Император Юстиниан и его приближенные советовались, как лучше поступить: остаться здесь, бежать ли на кораблях. Немало говорило в интересах как первой, так и второй идеи. И вот императрица Феодора сказала: «Сейчас, я думаю, не время рас-суждать, достойно ли женщине проявлять стойкость перед мужчинами и выступать перед растерянными с юношеским запалом. Мне кажется, что побег - недостойный поступок. Тому, кто появился на свет, нельзя не умерен», однако тому, кто когда-то властвовал, быть беглецом позорно. Я не хочу лишиться этой багряницы и дожить до того дня, когда подданные не назовут меня своей владычицей! Если ты желаешь спастися бегством, император, то это не трудно. У нас много денег, и море рядом, и корабли есть. Однако смотри, чтобы тебе, спасённому, не пришлось бы потом выбрать смерть, чем такое спасение. Мне же нравится давняя поговорка, что царская власть — прекрасный саван». Так сказала императрица Феодора. Её слова вдохновили собравшихся и... они опять начали рассуждать о том, как им надо защищаться... Материал с сайта

Для власти Юстиниана критическим было начало 532 г., когда в Константинополе вспыхнуло крупное восстание «Ника!» (греч. «Побеждай!»). Именно такой клич был у повстанцев. Они сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу узников. Юстиниан в отчаянии готовился к побегу из столицы. Феодора смогла убедить мужа принять необходимые меры, и восстание удалось подавить.

Лишившись грозной внутренней опасности, Юстиниан приступил к реализации своей заветной мечты восстановлению империи на Западе. Ему удалось отвое-вать прежние римские владения от вандалов, остготов, вестготов, и территория Византии увеличилась почти вдвое.

Непосильные налоги для ведения войн привели византийцев к полному обнища-нию, поэтому после смерти Юстиниана народ вздохнул с облегчением. Пострадало население и от ужасной эпидемии чумы 541 542 гг., прозванной в народе «юстиниановой». Она унесла почти половину населения Византии. Могущество государства, достигнутое при Юстиниане, было непрочным, а восстановление границ Римской империи оказалось искусственным.

Багряница — длинная верхняя одежда из дорогой ткани багряного цвета, которую носили монархи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • юстиниан 1 краткая биография
  • доклад на тему юстиниан краткое содержание
  • таблица правление юстиниана
  • реферат на тему эпоха юстиниана i в истории византии
  • доклад на тему юстиниан 1

Основная статья: Византия

Юстиниана I

Свод граж-данского права

Собор Святой Софии

Дипломатия

Картинки (фото, рисунки)

  • Таблица правления императора юстиниана:политека

  • Способы достижения цели юстиниана

  • Эссе о политеки юнистианна 1

  • Культурные достижения юстиниана

  • Цель правления юстиниана

Вопросы к этой статье:

Искусство Византии при Юстиниане Великом. 6 век.

При Юстиниане все тенденции, наметившиеся раннее в культуре, получили своё дальнейшее развитие.

1. Архитектура.

Один из первых архитектурных памятников правления Юстиниана является церковь Сан-Виттале в Равенне (Италия). Эта церковь поражает внутренним убранством: мозаика сплошь покрывает стены храма, смальта растворяет стену, уничтожая её материальность. Примечательно изображение двух процессий, приносящих дары христианскому храму: одну из них возглавляет император Юстиниан, а другую императрица Феодора.

Здесь они изображены идеальными правителями, осенёнными отблеском Божественной славы.

Самым полным, оставшемся в веках, непревзойдённым воплощением византизма является храм Софии Константинопольской. Возведение этого собора стало делом жизни Юстиниана. София Константинопольская превосходит римский Пантеон и Собор святого Петра в Ватикане. В этом храме ощущение огромности пространства несравненно ярче и сильнее. Этот собор должен был стать главным храмом нового Царьграда.

Для возведения собора были использованы силы и средства равные по нынешним временам финансированию крупной военно-промышленной программы. Но эти средства оправдали себя – красота этого собора принесла Византии больше союзников и доходов, чем её многочисленные войны. Зодчими Софии Константинопольской были два гения, лучшие представители позднеантичной научной интеллигенции:

великий математик Исидор из Милета,

— инженер, профессиональный архитектор Анфиллий из Тролла.

В постройке этого собора мы видим сплав высочайшей научной и художественной культуры с решением удивительной по смелости конструктивной задачи.

Основной сложностью была грандиозность постройки: нужно было возвести сооружение 100 метровой длины, и перекрыть его куполом диаметром в 32 метра, подняв этот купол на 40 метровую высоту (14 этажный дом). По тем временам это было почти неразрешимой задачей. Византийцы в отличие от римских зодчих не имели сырья для производства бетона – вулканического песка.

Концепция храма – купольный балдахин. Центром собора стал гигантский купол, но благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишённой тяжести, как бы висячей. Авторы нашли выход из хитросплетения многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку и полукуполов, примыкающих к основному куполу. Основной купол имеет 40 окон по диаметру, поэтому кажется, что он парит в воздухе. Свод храма поддерживают 104 колонны, материал на которые привозился со всего пост-античного мира: зелёные колонны делались из фассолийского мрамора, белые из египетского порфира. Здесь есть колонны, привезённые из Сирии, из храма Солнца; 8 колонн из зелёной яшмы были привезены из храма Артемиды. В качестве украшения использовалась слоновая кость, полудрагоценные камни, инкрустация, резьба с позолотой. Собор был построен за рекордный срок –

5 лет. Сюжетные мозаики на стенах и сводах храма возникли позже в 9-10 веках, последние мозаики датируются 12 веком. Часть из них дошла до нашего времени.

Предназначенный для патриарших и императорских церемоний, собор был построен на самом высоком холме города над берегом Мраморного моря.

По преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор, произнёс такие слова: «Соломон, я превзошёл тебя», имея в виду легендарный Иерусалимский храм. За 15 минувших веков никто не осмелился повторить в адрес Юстиниана и построенного им собора такие же слова.

Софийский собор пережил долгую и сложную историю:

— трижды страдал от землетрясения в 6, 10 и 14 веках;

— после захвата Константинополя турками в 1453 году был переоборудован в главную мечеть турецкой империи: вокруг Святой Софии выросли 4 башни-минарета, под стать по размерам великой церкви;

— и лишь в 1930 году этот храм был превращён в музей трёх религий.

До сих пор легко понять слова наших предков, посланных 1000 лет назад великим князем Киевским Владимиром в Константинополь: «Не знаем, на небе или на земле были мы. Но нет на земле такого вида и такой красоты. Знаем только, что там Бог с человеком прибывает». Прокопий Кесарийский в 6 веке о Святой Софии писал: «Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, а Божьим соизволением завершено такое дело».

Помимо Софии Константинопольской, при Юстиниане было построено множество других храмов. В одной столице было 25 церквей. Архитектура стала настоящей страстью Юстиниана: помимо церквей строились фонтаны, колодцы, цистерны для хранения пресной воды на случай осады города неприятелем.

2. Иконопись.

Греки и римляне верили, что боги могли вселяться в статуи и строили в своих храмах статуи богам.

Правление Юстиниана в Византийской империи

Христианство же отказалось от скульптуры, так как по христианскому учению важна внутренняя, духовная красота, а не телесная. В живописи Бога изобразить тоже нельзя, так как он пребывает вне бытия. Поэтому ещё в период раннего христианства в римских катакомбах изображались либо фигуры молящихся, либо образ Богоматери с младенцем.

При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы – портреты святых, выполненные на досках. Из ранних икон сохранилось не много. Византийская манера иконописного письма – это изображение святого с удлинённым лицом и аскетическим выражением, с миндалевидными глазами. Все линии рисунка прописывались золотом.

3. Гимнография.

Широкое распространение при Юстиниане получила гимнография – особая форма богослужебного песнопения. Пение в церквях сопровождалось органной музыкой.

mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.1 сек.)

Основная статья: Византия

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления императора Юстиниана I (527-565 гг.). В это время Ви-зантия не только отразила натиск соседней Персии, тюркских, гер-манских и славянских племён, но и почти в два раза расширила свою территорию, завоевав государство вандалов в Северной Аф-рике, Остготское королевство в Италии и юго-восточную часть Вестготского королевства в Испании.

Достижения Империи Юстиниана I

Свод граж-данского права

При Юстиниане был создан известнейший памят-ник византийской юридической мысли — Свод граж-данского права (Свод). Это был единый законода-тельный кодекс, в основу которого были положены законодательные установления римского права. Од-нако появляются здесь и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси-рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по-ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за-щищали принцип частной собственности. Как зако-нодательный кодекс христианского государства, Свод отстаивал и права церкви.

Собор Святой Софии

Символом величия христианской византийской империи стал построенный при Юстиниане в Кон-стантинополе собор Святой Софии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то-му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно-жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле-генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо-бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

Дипломатия

Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя при Юстиниане I доби-лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло-маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали по-рядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна-родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

  • 1261 год в истории византии

  • Юстиниан как политик

  • Как расширялась территория византии в годы правления юстиниана

  • Международные отношения в византии периоды развития

  • Достижение византийской империей

Вопросы к этой статье:

  • Каковы основные достиже-ния Византийской империи в период правления Юстиниана I?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Золотой век Византии при Юстиниане 1

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,- лицемерие, коварство, жестокость.

Прославилась и супруга Юстиниана I - императрица Феодора. В ранней молодости Феодора была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан I, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на Феодоре, сделав ее императрицей. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием.

Войны Юстиниана

Император Юстиниан I задумал воссоединить былые земли Римской империи. В 534 г. император отправляет полководца Велисария против вандалов, обосновавшихся в Северной Африке и грабивших торговые корабли в Средиземном море. Вандалы были еретиками-арианами, а потому они не смогли войти в согласие с местным православным населением, которое проявило полное равнодушие к бедам своих поработителей. Прекрасно вооруженные войска византийцев быстро расправились с вандальским королевством, Северная Африка с городом Карфагеном стала византийской провинцией.

Затем Велисарий отправился в Италию, Византийцы легко покорили остров Сицилию. Однако в самой Италии они встретились с упорным сопротивлением остготов. В борьбе с Велисарием остготы использовали беглых рабов, даруя им свободу, в то время как византийцы стремились сохранить в Италии рабство и за всякое непослушание рабов жестоко наказывали. Однако большая часть жителей Италии все же не поддержала остготов не только потому, что они были германцами, но и потому, что остготы, как и вандалы, придерживались арианства. Византийцы покорили большую часть Италии, создав на покоренных землях особое наместничество (экзархат) со столицей в Равенне.

Когда война в Италии приближалась к концу, Юстиниан I отправил войска в Испанию. В Испании господствовали вестготы. Однако и тут, как и в Италии, местное население не помогло готам. Особенно враждовала с ними могущественная испанская церковь. Византийцы без труда разгромили вестготов, захватили южные области Испании и овладели Гибралтарским проливом.

Храм Святой Софии в Константинополе

Император Юстиниан I, накопив большие богатства, строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали (537), император Юстиниан I воскликнул: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!»

Свод римского права

Другим великим делом императора Юстиниана I было создание свода римского права (по-латыни - Corpus juris tivihs). Юстиниан I приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

После смерти Юстиниана I Византия в течение многих столетий шаг за шагом уступает своим многочисленным врагам все новые и новые земли. Византия уже никогда не вернет себе могущества и блеска Юстиниановой эпохи.

Прокопий Кесарийский о восстании 532 г. в Константинополе

В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который, против чаяния, чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и синклита конец Город был поджигаем, как будто оказался в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы … сделались жертвой пламени, и вместе с ними большие портики… многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми синклитиками заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. (Восставшие) подавали друг другу условный клич: «Ника! Ника!» (т.е. «побеждай!

какими достижениями прославилась византийская империя при юстиниане

побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника…

Между тем у царя происходило совещание: что лучите делать, оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец царица Феодора сказала:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагою. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их наилучшим обрачом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тех, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - лучший саван.

Так сказала царица; слова ее воодушевили всех. Укрепясь духом, советники рассуждали уже о том, каким образом можно бы защититься, если мятежники нападут на них… Царь (же) полагал всю надежду на Велисария…

(Велисарий) рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины… поражали всех без пощады, предался бегству… Победа была полной, убито великое множество народа.

Прокопий Кесарийский о том, как византийцы узнали секрет шелка

В то время некие монахи, прибывшие из Индии, зная, что царь Юстиниан находится в затруднении, так как персы не продают ромеям шелка-сырца, обещали царю внедрить этот шелк-сырец, чтобы ромеи ( Подразумевается Сасанидская держава в Иране III-VII вв., неизменная соперница сначала Римской, а потом Византийской империи. ) могли не получать этот товар ни от персов, своих врагов, ни от каких-либо других народов. Ибо они провели длительное время в земле, расположенной выше Индии, (населенной) многочисленными народами и называемой Сериндой (Серинда - так византийцы называли Китай. Возможно, впрочем, что здесь подразумевается одна из областей Средней Азии. ), где они в точности изучили искусство этого рода, чтобы возможно было получать в Ромейской земле шелк-сырец.

Продолжая исследовать и узнавать, справедливы ли слова, сказанные монахами, что какие-то черви производят шелк-сырец, (царь узнал), что живых червей перевезти невозможно, а их зародыши, напротив, удобны для перевозки и совершенно легки. Яйца, положенные каждым из червей, бесчисленны. Эти люди (т. е. монахи) закопали в навоз яйца спустя много времени после их откладки и через некоторое время достали живых червей. Царь (обещал) одарить мужей дарами, убеждая исполнить данное ими слово.

И они вновь отправились в Серинду и доставили яйца в Византию. Когда таким образом вывелись черви, они выпустили их кормиться на тутовые листья, и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле. Таковы были обстоятельства с шелком во время войны ромеев с персами.

Из Кодекса Юстиниана 0 правосудии и праве

Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо… право есть наука о добром и справедливом.

1. По заслугам нас (знатоков права) называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц… Частное право делится на три части, ибо оно составляется из естественных норм, или из (предписаний) народов, или из (предписаний) гражданских.

3. Естественное право - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда лее воспитание; мы видим, что животные, далее дикие, обладают знанием этого права.

4. Право народов - это право, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой. <…>

5. Гражданское право не отделяется всецело от естественного права и от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то создаем собственное, т. е. гражданское право.

6. Гражданское право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов… мнений мудрецов.

Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , М., 1884., Chronographia , , Bonnae, 1831:
    • см. малую часть на http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/M.phtml?id=2053
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых , М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма , Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век.»:
    • Who was a Christian in the Holy Land Юстина и Савве Освященном The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History

      В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.