Форма индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз. Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности). Группа кратковременного пребыва

Индивидуальный образовательный маршрут

Ученика 1 класса

1.1 Пояснительная записка

В школе обучается 3 детей, имеющие инвалидность (опорно-двигательная система). Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в начальных классах нашей школы - 2 человека.

Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.

Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.

Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение основных задач:

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.

Ожидаемые конечные результаты

Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.

Реализуется на первой ступени образования- 4 года:

Вторая ступень - основное общее образование - 5лет.

1.2 Принципы разработки и реализации

1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.

7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

1.3 Условия реализации

Организационные условия

Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.

Психолого-педагогическое обеспечение включает:

Оптимальный режим учебных нагрузок;

Коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

Соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

Использование современных педагогических технологий;

Оздоровительный и охранительный режим;

Укрепление физического и психического здоровья;

Профилактику физических, умственных и психологических перегрузок

обучающихся;

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:

Педагог-психолог;

Социальный педагог;

Учителя- предметники;

Классный руководитель;

Медсестра.

Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.

Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает п омощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.

Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.

Программно-методическое обеспечение:

УМК и рабочие программы по учебным предметам;

Диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога

Цифровые образовательные ресурсы.

Кадровое обеспечение:

Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение:

Наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;

Приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;

Установка полов без перепадов и порогов;

Расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.

Информационное обеспечение

Создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Содержание рабочих программ по учебным предметам

Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС . Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.

Педагогические технологии, формы и методы обучения

и воспитания детей с ОВЗ

1. Технологии современного традиционного обучения.

Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:

Систематический характер обучения;

Логически правильное изучение учебного материала;

и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.

2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.

3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.

В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.

4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.

6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.

Аттестация учащихся

Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:

Текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта

Государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.

Индивидуальный учебный план 1 класс

Предметы

Кол-во час

По уч. плану

На дому

В классе

ФИО учителя

заочно

Русский

язык

Лит. чт.

Математика

Окр. мир

Музыка

0,25

0,75

Изобр. Иск.

0,25

0,75

Технология

0,25

0,75

Физическая культура

0,25

0,75

2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:

Уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;

Включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;

Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:

Способствующей качественному и доступному образованию;

Предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;

Обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Общие сведения о ребенке

Елизавета В.

Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.

Лиза воспитывается в неполной семье.

Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.

Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .

У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.

С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.

Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К

На период с сентября 2016г. по май 2017г

Дата заполнения :. 2016г___

1. Общие данные

Ф. И. О. ребенка Елизавета В .

Дата поступления в учреждение 2016

Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная

Мать (ФИО, образование Мама….

Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…

Дом. адрес :

Телефон :

Воспитатели (ФИО) :

Специалисты :

Учитель-логопед :

Учитель-дефектолог :

Педагог-психолог :

Музыкальный руководитель :

Инструктор по физ. воспитанию :

Старшая медицинская сестра :

Группа здоровья III

Группа физических занятий - ЛФК

Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.

Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .

Заключение мед. комиссии :

Врача офтальмолога :

Врача отоларинголога :

Хирург-ортопед :

Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;

Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит

Соблюдение режима зрительных нагрузок

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления

- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)

Проводить пропедевтику основных видов движений

Использовать упражнения из горизонтального положения

Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

Нельзя работать на слишком близком расстоянии

Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз

Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища

Подъём тяжестей, сотрясение тела

Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения

Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу

Назад - мостик

Длительное поднятие ног в положении лежа

Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»

Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе

Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

ЗАДАЧИ :

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование предметно-практических действий;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

Овладение речью как средством общения и культуры;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;

Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;

Овладение подвижными играми с правилами;

Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.

Методы :

Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала

Словесный

Практический

Игровой

Формы работы :

Утренняя гимнастика;

Индивидуальная и подгрупповая работа;

Спортивные праздники, развлечения.

Самостоятельная деятельность ребенка .

Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.

В связи с введением ФГОС ДО всё чаще приходится слышать такое понятие, как индивидуальная образовательная траектория ребёнка (далее ИОТ). Во ФГОС ДО про ИОТ говорится в п. 3.2.3. Там прописано, что построение ИОТ необходимо для индивидуализации образования и осуществляется на основе педагогической диагностики (мониторинга).

Что же это такое и как его создавать? Давайте попробуем с вами разобраться.

Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) — это это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.

Если использовать понятия, данные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то индивидуальная образовательная траектория (как и маршрут) представляют собой индивидуальный учебный план.

ИОТ призвана определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, коммуникативного потенциала личности дошкольника в рамках основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Индивидуальная образовательная траектория как правило составляется для детей имеющих разные стартовые возможности. Исходя из этого можно выделить следующие виды ИОТ:

  • ИОТ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостатка развития познавательных процессов;
  • ИОТ для детей с опережающими темпами развития;
  • ИОТ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и /или эмоционально-волевой сферы;
  • ИОТ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и т.д.);
  • ИОТ для детей с ограниченными возможностями здоровья, о котором идёт речь в этой статье.

В настоящее время не существует единой утверждённой нормативными документами формы ИОТ. Поэтому я хочу предложить познакомится с тем вариантом ИОТ, который я использую в своей работе.

Структура ИОТ состоит из:

  • Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и специалист, который является ответственным за реализацию ИОТ.
  • Пояснительная записка. В ней необходимо отразить на основе какой образовательной программы составлена ИОТ, цели, задачи и планируемые результаты.
  • Сведения об обучающемся. Данный раздел включает в себя: данные ребёнка (ФИО, возраст, посещаемая группа, степень адаптации, продолжительность посещения ребёнком ДОУ, характеристику ребёнка на момент составления образовательной траектории а и т.д.).
  • Данные о прохождении ПМПК.
  • Специальные условия получения образования.
  • Индивидуальный учебный план.
  • Расписание образовательной деятельности.
  • Содержание ИОТ. Включает в себя 4 компонента: диагностический, воспитательный. коррекционно-развивающий, образовательный.
  • Организация работы с родителями в рамках реализации ИОТ. Данный раздел отражает формы работы с родителями.
  • Методическое обеспечение ИОТ . Этот раздел включает в себя: перечень методической литературы, дидактических игр, демонстрационных материалов и т.д.

Список литературы, используемый при подготовки статьи:

  1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов в дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Волосевич. — М., 2014.
  2. Интернет-

воспитатель речевой деятельности МБДОУ
«Детский сад «Аист»

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» ГОРОДА НОВОГО УРЕНГОЯ

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

(синдром Дауна)

Разработала: Торопова Юлия Николаевна, воспитатель речевой деятельности МБДОУ «Детский сад «Аист»

1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна

Общие данные

ФИО ребенка: *********

Пол: муж

Дата рождения/ возраст 5 лет

Социальный статус ребенка: благополучный

Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная

Проживает совместно: с родителями

Микроклимат семьи: благоприятный

Состояние здоровья ребенка: V группа

Режим дня: щадящий

Питание: общий стол

Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.

1.2 Пояснительная записка

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.

Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ «Детский сад «Аист» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного ИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.

В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения в модуле «Речевое развитие» ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.

Теоретической основой ИОМ являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей

деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.

Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:

  • характера ведущей деятельности;
  • структуры и степени выраженности нарушения;
  • ведущих мотивов и потребностей ребенка;
  • целей дошкольного воспитания.

Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.

Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:

  • относительная сохранность эмоций;
  • сохранность зрительно-двигательного восприятия;
  • достаточно высокий уровень имитационных способностей;
  • относительная сохранность тактильной чувствительности;
  • сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
  • сохранность эмоциональной памяти.

Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических

воздействий и социализацию ребенка. Работа воспитателя речевой деятельности с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).

Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

  1. Консультативно-рекомендательная.
  2. Информационно-просветительская.
  3. Организация детских утренников, праздников.
  4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе педагога-психолога, узких специалистов и воспитателя.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

1.3 Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.

В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;

ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;

у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

1.4 Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.

Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Социально — бытовые навыки и ориентировка.

Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.

Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.

Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.

Усвоение программы, трудности в усвоении программы.

Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.

Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.

Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.

Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.

Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.

2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.

В индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОМ обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведении и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.

Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности. Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, используемые в различных играх.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать навыки звукоподражания;
  2. Способствовать развитию произносительных и коммуникативных

навыков;

  1. Формировать навыки простых ритмичных движений;

Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)

Ребенок будет:

— подражать взрослому, повторяя простые слова;

— односложно отвечать на простые вопросы;

— выполнять одно и двухсложные инструкции;

Активно проявлять себя в игровых ситуациях.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. (основа УМК).
  2. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
  3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». — Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
  4. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.

Методические пособия: УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Консультативно-просветительская работа:

  1. Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010
  2. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для

родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012

  1. Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
  2. Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы

психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013

  1. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 1. Введение в программу.
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. (Раздел «Коррекционно- воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта» С.100-116)

Образовательная область «Речевое развитие (Развитие речи)»:

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» 2. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей

с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом

Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 4. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. 5. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками

зрения // Дошкольное воспитание. 2005. No5.

6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и

усвоении устной речи. — М., 1977. 7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию

речи детей. — М., 1994 — часть 1. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1974г. 9. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М.,

  1. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 1982. — Т.
  2. 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 12. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

М., 1993. 16. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. — М., 1962. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985

г. 19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. 20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в

норме и патологии). — М., 1978. 21. Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки, т.256

/ отв.ред. М.Е. Хватцев. — Л., 1963 22. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у

дошкольников. — М., 1999. 23. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985 — 1986 гг. Т.Б.

Филичивой и Г.В. Чиркиной. 24. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте «Даунсайд Ап». 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном

детском саду. М., 1987. 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,

  1. 27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. —

Екатеринбург, 1996. 28. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Речевое развитие» модуль «Развитие речи»

Воспитатель речевой деятельности:

— диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год

— индивидуальная работа на развивающих занятиях по развитию речи в 2017/2018 уч. году -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;

— консультации для родителей по запросу.

Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.

Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.

Лист педагогического сопровождения воспитанника воспитателем речевой деятельности

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Направления деятельности воспитателя речевой деятельности

Месяц

Основные направления в работе

Вид деятельности

Взаимодействие с семьей

Участники

Сентябрь

Октябрь

Предупреждение негативных реакций на присутствие в помещении взрослых и сверстников.

— наблюдение, гостевые визиты (во время проведения занятий в группе и игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения);

– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса.

Воспитатели группы

Родители

Ноябрь Развитие мелкой моторики и координации

– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;

– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.

Д/и:

«Сложи ряд» — основные цвета

«Поймай рыбку»

Практическое занятие «Игры своими руками», «Игры для Стасика». Пополнение домашней игротеки

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Декабрь Развитие мелкой моторики и координации.

Расширение социальных контактов Формирование фонетико- фонематического слуха.

Упражнения:

«Прыг-скок»

«Подари цветочек»

Д/и:

«Кто сказал «МЯУ»?

«Сложи ряд»

Консультация «Солнечные дети»

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Беседа Январь Развитие мелкой

Д/и:

Воспитатель моторики координации.

«Поймай рыбку»

«Социализация

речевой солнечных детей»

деятельности Формирование

«Тук – тук» фонетико- фонематического

Упражнения:

«Мяч» — (воспитание возд. струи

«Контур – фигура»

Воспитатели группы

слуха.

Родители

Февраль Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Д/и:

«Разложи по ведеркам» (основные цвета)

«Найду пару»

Упражнения:

Пальчиковая гимнастика

«Задуй свечу» (воспитание возд. струи)

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Март Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 1» (советы)

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы

Родители

Апрель Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Д/и:

Практическое

«Раз, два, три за мною повтори»,

занятие «Игры для Стасика». Пополнение игра на одной

домашней пластине

игротеки. металлофона

«Кто сказал «МЯУ»?

«Дай – на – иди»

Д/и:

«После стирки» (пары)

«Загляни в окошко»

«Мяч»

Упражнения:

Консультация

Воспитатель «Особенность

речевой развития речи

деятельности солнечных детей».

Воспитатели группы Просмотр видеороликов

Родители

«Так поступают солнечные дети»

Развитие психических процессов.

«Ветерок», «Ежики»

Май Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.

Побуждение к звукоподражанию.

Развитие психических процессов.

Д/и:

«Поймай рыбку»

«Коробки»

«Контур – фигура»

«Камешки» (основные цвета)

Упражнения:

«Задуй свечу»

Консультация «Лето – время перемен».

Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 2»

Воспитатель речевой деятельности

Воспитатели группы →


Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга»
Веселко С.И.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: 19.11.2015г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка Алексеев Денис Евгеньевич
Дата рождения 03.09.2011г.
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы) Полная,
Алексеева Екатерина Андреевна
МАО «Фаворит» СЗК инструктор
Отец (ФИО, образование, место работы) Алексеев Евгений Владимирович
---
Воспитатели (ФИО): Веселко Светлана Ивановна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра: Ежова Татьяна Геннадьевна
Моисеева Вера Вадимовна
Бондарева Роза Васильевна
Ловкина Мария Павловна
Группа здоровья 2
Режим пребывания ребёнка в ДОУ 7.00-19.00
Заключение ПМПК ОНР (2 уровень), обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией.
Рекомендации ПМПК Обучение и воспитание по общеобразовательной программе, занятия в логопедическом пункте в ДО.
Долговременные цели Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Цели на текущий период (учебный год) Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделений лишнего предмета.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Октябрь-декабрь
Специалист Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
Воспитатель Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развитие мелкой моторики.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Расширять представления детей о некоторых насекомых, животных, птицах, растениях.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Рисование: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, добавляя к ним другие.
Лепка: совершенствовать умение лепить из пластилина; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Аппликация. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развитие мелкой моторики.
Игра «Специальные машины»
Игра «Красный. Желтый, зеленый»
Игра « Слушай внимательно»
Игра « Доскажи словечко»
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Игра «Времена года»
Игра « До, между, после»
Игра « Собери листочки»
Разучивание пословиц об осени.
Игра « Закончи предложение»
Игра « Книга моих желаний»
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве. Коррекционная работа: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Игра «Подбери фигуру»
Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма"
Игра «Осенние слова»
Игра «Хитрые вопросы»
Стихи о домашних животных
Нащи любимые сказки.
Игра « Разговор с домашними животными»
Загадывание и отгадывание загадок.
Игра « Какая фигура по счету»
Игра «Что за цвет»
Игра « Что не бывает? Почему»
Игра « Подбери действие»
Игра « Узнай по контуру»
Игра с картинками.
Игра «Назови одним словом»
Игра «Чьи ноги или лапы за забором»
Игра «У кого что?»
Игра «Загадочное Животное»
Игра « На кого похожи»
Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко"
Игра "Тихо-громко",
«Запомни и повтори цепочки слогов»
Игра «Найди звук»
Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен"
Игра « Художники»
Игра «Узнай по частям»
Игра « Составь снеговика»
Упр. «Большие и маленькие»
Игра « Доскажи словечко»
Игра « Назови деревья»
Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ;
- Прослушивание аудиокассет «Времена года»
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Игра « Замри».
Упр. « Сон в лесу»
Игра « Запомни свою позу»
Пальчиковая игра « Осенний лист»
Игра « Гусеница»
Упр. « Волшебный дождь»
Игра" Собираемся в путь»
Упр. « Мы шагаем по сугробам»
Игра « Снежок»
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
организации различных ведомств, общественные организации, средства массовой информации, негосударственные структуры, прежде всего с общественные объединения инвалидов, организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская детская городская больница" (ГБУЗ ЛО "Выборгская ДГБ")
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Осмотр всеми специалистами, выдача медицинских заключений
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия Формы взаимодействия Содержание работы Ответственный педагог/специалист
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий. Воспитатель логопед
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. Совместное пребывание ребенка и родителей на мероприятиях. Выполняют все рекомендации педагога. Воспитатель логопед
Образование родителей Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком Воспитатель логопед
Совместная деятельность Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). создание в МБДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Воспитатель логопед