Форма индивидуальный образовательный маршрут ребенка с овз. Варианты индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, имеющих противопоказания для включения в инклюзивные группы (группы комбинированной направленности). Группа кратковременного пребыва
Индивидуальный образовательный маршрут
Ученика 1 класса
1.1 Пояснительная записка
В школе обучается 3 детей, имеющие инвалидность (опорно-двигательная система). Данные обучающиеся социально адаптированы, интеллектуально развиты. Таким ребятам рекомендован индивидуальный подход на уроках физической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Особую трудность вызывают дети, которым рекомендовано обучение в классах VII вида, данных обучающихся в начальных классах нашей школы - 2 человека.
Обучение этих детей ведется в общеобразовательном классе. Основной проблемой неуспеваемости детей с ОВЗ является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В настоящее время общеизвестно, что дети с ЗПР, не получившие специальной психолого-педагогической помощи в дошкольном детстве, в школе уже с первого класса становятся неуспевающими учениками. Количественно эта группа детей самая большая по сравнению с любой другой детской группой с патологией в развитии. К тому же она имеет тенденцию к постоянному росту, чему есть объективные причины.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения.
Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально - персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально - экономическом и культурно - нравственном пространстве.
Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение основных задач:
Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
Организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.
Ожидаемые конечные результаты
Обеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ.
Реализуется на первой ступени образования- 4 года:
Вторая ступень - основное общее образование - 5лет.
1.2 Принципы разработки и реализации
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
1.3 Условия реализации
Организационные условия
Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
Оптимальный режим учебных нагрузок;
Коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
Соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
Использование современных педагогических технологий;
Оздоровительный и охранительный режим;
Укрепление физического и психического здоровья;
Профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
Участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
Педагог-психолог;
Социальный педагог;
Учителя- предметники;
Классный руководитель;
Медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает п омощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом - психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя - предметники.
Программно-методическое обеспечение:
УМК и рабочие программы по учебным предметам;
Диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
Цифровые образовательные ресурсы.
Кадровое обеспечение:
Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Материально-техническое обеспечение:
Наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;
Приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;
Установка полов без перепадов и порогов;
Расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.
Информационное обеспечение
Создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС . Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
Систематический характер обучения;
Логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
Текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
Государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ГИА и ЕГЭ.
Индивидуальный учебный план 1 класс
Предметы | Кол-во час По уч. плану | На дому | В классе | ФИО учителя | заочно |
Русский язык | |||||
Лит. чт. | |||||
Математика | |||||
Окр. мир | |||||
Музыка | 0,25 | 0,75 |
|||
Изобр. Иск. | 0,25 | 0,75 |
|||
Технология | 0,25 | 0,75 |
|||
Физическая культура | 0,25 | 0,75 |
2.1 Ожидаемые результаты внедрения программы:
Уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
Формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
Включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
Повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
Способствующей качественному и доступному образованию;
Предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
Обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Юлия Знаменщикова
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Общие сведения о ребенке
Елизавета В.
Елизавета посещает школу-интернат с нарушением зрения с 2015 года. По заключению врача офтальмолога у девочки дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7; по заключению врача отоларинголога у Лизы аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит; при ходьбе Лиза косолапит и шаркает ногами, у девочки нарушена осанка. ЗПР. Группа здоровья III.
Лиза воспитывается в неполной семье.
Лиза плохо воспринимает и оценивает движущиеся предметы, у неё затруднено восприятие формы, величины предмета и пространства. В связи с этим она испытывает трудности с ориентацией в пространстве; у ребёнка затруднено динамическое восприятие, также затруднён зрительно – пространственный синтез, у неё нет чёткого видения предметов. Лиза часто жалуется на головные боли и на неприятные ощущения в глазах. У девочки плохо развит фонематический слух, она дышит ртом, при беге и прыжках Лизе трудно дышать. Не достаточно развита память : слуховая и зрительная.
Елизавета самостоятельна, старательна, доброжелательна, общительна, однако дети не очень охотно играют с ней. Лиза более общительна с взрослыми, с ними она легко идёт на контакт, любит делиться своими мыслями и переживаниями. Лизе нравится заниматься физкультурой, однако ей с трудом даются упражнения на метание, гибкость, равновесие, что подтверждают данные мониторинга. Показатели физического развития низкие. Девочка с удовольствием играет в подвижные игры, охотно и старательно занимается индивидуально . Лиза усидчива и исполнительна, может долго играть самостоятельно, не мешая другим. Старается услышать и выполнить указания взрослых, однако не всегда ей это удаётся сделать хорошо и аккуратно. Лизе сложно проявить творчество, привнести что – то своё, действуя, чаще всего по образцу .
У Лизы хорошо развиты навыки самообслуживания, она быстро одевается и раздевается, аккуратно кушает. Она сильно переживает неудачи, плачет, но при этом не требует к себе повышенного внимания. Ребёнок добрый, услужливый, вежливый. Лиза плохо слышит, поэтому указания и просьбы необходимо повторять неоднократно. Школьная программа даётся ей с трудом.
С Лизой регулярно в индивидуальной форме занимаются специалисты школы : психолог, учитель – логопед, инструктор по физической культуре, медсестра.
Исходя из выше сказанного, нужно отметить, что необходимо создать оптимальные условия для коррекции вторичных нарушений с учётом первичных нарушений и индивидуальных особенностей данного ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ Елизаветы К
На период с сентября 2016г. по май 2017г
Дата заполнения :. 2016г___
1. Общие данные
Ф. И. О. ребенка Елизавета В .
Дата поступления в учреждение 2016
Сведения о семье : из неполной семьи, мать и отец в разводе. Семья малообеспеченная
Мать (ФИО, образование Мама….
Отец (ФИО, образование , место работы, доп. сведения) Папа…
Дом. адрес :
Телефон :
Воспитатели (ФИО) :
Специалисты :
Учитель-логопед :
Учитель-дефектолог :
Педагог-психолог :
Музыкальный руководитель :
Инструктор по физ. воспитанию :
Старшая медицинская сестра :
Группа здоровья III
Группа физических занятий - ЛФК
Режим пребывания ребёнка в ДОУ Полный день пятидневная неделя.
Заключение ПМПК Нуждается в создании условий для получения образования , коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образовательная программа : адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Разработка индивидуального образовательного маршрута .
Заключение мед. комиссии :
Врача офтальмолога :
Врача отоларинголога :
Хирург-ортопед :
Невропатолог : -дальнозоркость слабой степени обоих глаз, парез отводящих мышц обоих глаз, помутнение хрусталика; острота зрения в очках ОД – 0,7; ОS – 0,7;
Аденоиды II степени, гипертрофия нёбных миндалин, девочка гнусавит, часто болеет простудными заболеваниями, плохо слышит
Соблюдение режима зрительных нагрузок
Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления
- Посадка на занятиях : I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу)
Проводить пропедевтику основных видов движений
Использовать упражнения из горизонтального положения
Противопоказания : - Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью
Нельзя работать на слишком близком расстоянии
Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз
Противопоказаны резкие повороты/наклоны головы, туловища
Подъём тяжестей, сотрясение тела
Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения
Прыжки в длину, высоту, с приземлением на всю стопу
Назад - мостик
Длительное поднятие ног в положении лежа
Кувырки вперед/назад - Стойка на лопатках "березка»
Цели на текущий период (учебный год) Включение ребенка -инвалида в функционирующую группу сверстников, для подготовки успешного обучения в школе
Цель : Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
ЗАДАЧИ :
Социально-коммуникативное развитие
Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование предметно-практических действий;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
Формирование способов чувственного познания с помощью зрения и сохранных анализаторов;
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
Овладение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы;
Формирование реальных образов предметов окружающего мира и овладение сенсорными эталонами;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации, гибкости, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, а также преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованность, боязнь пространства) ;
Овладение подвижными играми с правилами;
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы :
Наглядности с учётом офтальмологических требований к оформлению дидактического материала
Словесный
Практический
Игровой
Формы работы :
Утренняя гимнастика;
Индивидуальная и подгрупповая работа;
Спортивные праздники, развлечения.
Самостоятельная деятельность ребенка .
Эти цели и задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, двигательной и чтения.
В связи с введением ФГОС ДО всё чаще приходится слышать такое понятие, как индивидуальная образовательная траектория ребёнка (далее ИОТ). Во ФГОС ДО про ИОТ говорится в п. 3.2.3. Там прописано, что построение ИОТ необходимо для индивидуализации образования и осуществляется на основе педагогической диагностики (мониторинга).
Что же это такое и как его создавать? Давайте попробуем с вами разобраться.
Индивидуальная образовательная траектория (далее ИОТ) — это это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании. В качестве синонимов используются «вариативное обучение», «персонализированное обучение», «индивидуальный образовательный маршрут» и др.
Если использовать понятия, данные в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то индивидуальная образовательная траектория (как и маршрут) представляют собой индивидуальный учебный план.
ИОТ призвана определить персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, коммуникативного потенциала личности дошкольника в рамках основной или адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Индивидуальная образовательная траектория как правило составляется для детей имеющих разные стартовые возможности. Исходя из этого можно выделить следующие виды ИОТ:
- ИОТ для детей, имеющих трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в силу недостатка развития познавательных процессов;
- ИОТ для детей с опережающими темпами развития;
- ИОТ для детей «группы риска», нуждающихся в коррекции поведения и /или эмоционально-волевой сферы;
- ИОТ для детей с соматической ослабленностью (повышенная утомляемость, сниженная работоспособность и т.д.);
- ИОТ для детей с ограниченными возможностями здоровья, о котором идёт речь в этой статье.
В настоящее время не существует единой утверждённой нормативными документами формы ИОТ. Поэтому я хочу предложить познакомится с тем вариантом ИОТ, который я использую в своей работе.
Структура ИОТ состоит из:
- Титульный лист , который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы, гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и специалист, который является ответственным за реализацию ИОТ.
- Пояснительная записка. В ней необходимо отразить на основе какой образовательной программы составлена ИОТ, цели, задачи и планируемые результаты.
- Сведения об обучающемся. Данный раздел включает в себя: данные ребёнка (ФИО, возраст, посещаемая группа, степень адаптации, продолжительность посещения ребёнком ДОУ, характеристику ребёнка на момент составления образовательной траектории а и т.д.).
- Данные о прохождении ПМПК.
- Специальные условия получения образования.
- Индивидуальный учебный план.
- Расписание образовательной деятельности.
- Содержание ИОТ. Включает в себя 4 компонента: диагностический, воспитательный. коррекционно-развивающий, образовательный.
- Организация работы с родителями в рамках реализации ИОТ. Данный раздел отражает формы работы с родителями.
- Методическое обеспечение ИОТ . Этот раздел включает в себя: перечень методической литературы, дидактических игр, демонстрационных материалов и т.д.
Список литературы, используемый при подготовки статьи:
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов в дошкольном учреждении/ Под ред. Т.В. Волосевич. — М., 2014.
- Интернет-
воспитатель речевой деятельности МБДОУ
«Детский сад «Аист»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ (синдром Дауна)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АИСТ» ГОРОДА НОВОГО УРЕНГОЯ
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
(синдром Дауна)
Разработала: Торопова Юлия Николаевна, воспитатель речевой деятельности МБДОУ «Детский сад «Аист»
1.1 Общие сведения о ребенке с синдромом Дауна
Общие данные
ФИО ребенка: *********
Пол: муж
Дата рождения/ возраст 5 лет
Социальный статус ребенка: благополучный
Характеристика семьи: полная, материально обеспеченная
Проживает совместно: с родителями
Микроклимат семьи: благоприятный
Состояние здоровья ребенка: V группа
Режим дня: щадящий
Питание: общий стол
Адаптированный индивидуальный образовательный маршрут разработан в соответствии с заболеванием, обозначенной в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, и планируемыми мероприятиями.
1.2 Пояснительная записка
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (далее – дети с ОВЗ) является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и с трудностями в обучении, возрастает с каждым годом. Усилия Министерства просвещения России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с синдромом Дауна составлен с учетом ООП МБДОУ «Детский сад «Аист» разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) рассчитан на один учебный год. Содержание материала, данного ИОМ построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в маршруте прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении ребенка, что позволит сформировать у него достаточно прочные знания и умения.
В ИОМ определены цели и задачи воспитания и обучения в модуле «Речевое развитие» ребенка с синдромом Дауна на 2017/2018 учебный год.
Теоретической основой ИОМ являются положения, разработанные в отечественной психологии Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В, В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д. Маршрут составлен с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей
деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно- развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка.
Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.
Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.
ИОМ для ребенка с синдромом Дауна построен в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях, с учетом:
- характера ведущей деятельности;
- структуры и степени выраженности нарушения;
- ведущих мотивов и потребностей ребенка;
- целей дошкольного воспитания.
Также при составлении ИОМ учитывались данные Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, заключение и рекомендации ТПМПК, индивидуальные особенности ребенка с синдромом Дауна.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у ребенка с синдромом Дауна опирается на сильные стороны его развития:
- относительная сохранность эмоций;
- сохранность зрительно-двигательного восприятия;
- достаточно высокий уровень имитационных способностей;
- относительная сохранность тактильной чувствительности;
- сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
- сохранность эмоциональной памяти.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических
воздействий и социализацию ребенка. Работа воспитателя речевой деятельности с ребенком включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май).
Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ТПМПК, по итогам которого, ребенок получает рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) и взаимодействие с педагогами дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание ИОМ предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
- Консультативно-рекомендательная.
- Информационно-просветительская.
- Организация детских утренников, праздников.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе педагога-психолога, узких специалистов и воспитателя.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход (тематический план). Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием ребенка. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их ребенком в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.
1.3 Планируемые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. Планируемые результаты освоения ребенком содержания ИОМ учитывают индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
В соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с синдромом Дауна – Р.Лина, данный ИОМ предполагает ориентацию на следующие целевые ориентиры:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и пытается пользоваться ими;
ребенок овладевает простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок владеет первоначальными навыками активной речи, формируется пассивный словарь; может выразить просьбу, с помощью односложных слов, использования жестов, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусств;
у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
1.4 Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с синдромом Дауна Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов. Уровень навыков и умений, которого может достичь ребенок с синдромом Дауна весьма, различен. Это обусловлено генетическими и средовыми факторами.
Таким образом, поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Социально — бытовые навыки и ориентировка.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок умеет есть ложкой, пить из чашки, появляются попытки самостоятельно раздеваться (одеваться). Остальные навыки не развиты.
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.
Ребенок не принимает участия в играх, занятиях по рисованию, конструированию, ему требуется постоянная поддержка, помощь воспитателя, постоянное привлечение внимания. Интерес к занятию, как правило, пропадает быстро. Формируются начальные игровые умения, манипулирование предметами.
Усвоение программы, трудности в усвоении программы.
Усвоение программы значительно затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Эмоционально – поведенческие особенности ребенка.
Ребенок доброжелателен по отношению и к сверстникам, и ко взрослым. Мальчик идет на контакт, который в основном проявляется эмоциями и прикосновениями, и отдельными звуками. Процесс адаптации после летних каникул был длительным, но без особенностей.
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка.
Ребенок воспитывается в полной семье. Родители принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, в его жизни в детском саду, прислушиваются к рекомендациям воспитателя и специалистов.
2.1 Характеристика образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка.
В индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОМ обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
Маршрут предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуального маршрута развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведении и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.
Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков учитывает тяжесть нарушения, возраст ребенка, структуру дефекта.
Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности. Сильной стороной ребенка является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, используемые в различных играх.
ЗАДАЧИ:
- Формировать навыки звукоподражания;
- Способствовать развитию произносительных и коммуникативных
навыков;
- Формировать навыки простых ритмичных движений;
Итоговые показатели по освоению ребенком содержания модуля образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи)
Ребенок будет:
— подражать взрослому, повторяя простые слова;
— односложно отвечать на простые вопросы;
— выполнять одно и двухсложные инструкции;
Активно проявлять себя в игровых ситуациях.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Обеспеченность специальными образовательными программами и методами, специальными методическими пособиями и дидактическими материалами. Программный материал подбирался ориентировочно, адаптировался к конкретному ребенку. Учитывались особенности развития ребенка с умеренной умственной отсталостью, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
В учебно-методический комплекс индивидуального образовательного маршрута для ребенка с синдромом Дауна вошли:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. (основа УМК).
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
- Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». — Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
- Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада Нищевой Н.В.
Методические пособия: УМК к Программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
Консультативно-просветительская работа:
- Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Информационно-методическое пособие. – Новосибирск, 2010
- Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для
родителей. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Синдром Дауна. Факты. / Сост. Поле Е.В. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2012
- Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок родился с синдромом Дауна: беседы
психолога. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2013
- Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 1. Введение в программу.
- Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с. (Раздел «Коррекционно- воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта» С.100-116)
Образовательная область «Речевое развитие (Развитие речи)»:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: «Просвещение», 2005 – 272 с. РАЗДЕЛЫ «Эстетическое развитие», «Формирование деятельности» 2. Уиндерс Патриция С. Формирование навыков крупной моторики у детей
с синдромом Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2011 3. Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом
Дауна. – М.: БФ «Даунсайд Ап», 2009 4. Питерси М. и др. Маленькие ступеньки: Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – Книга 4. Навыки общей моторики. Книга 5. Навыки тонкой моторики. 5. Архипенко Г.А. Развитие речи младших дошкольников с недостатками
зрения // Дошкольное воспитание. 2005. No5.
6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и
усвоении устной речи. — М., 1977. 7. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию
речи детей. — М., 1994 — часть 1. 8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1974г. 9. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. — М.,
- 10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 1982. — Т.
- 11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961. 12. Епифанцева Т.Б., Кисиленко Т.Е, Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям», Ростов-на-Дону., 2005. 13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1990. 14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М., 1990. 15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —
М., 1993. 16. Зееман М. Растройство речи в детском возрасте. / Пер. с чешского; Под ред. и с предесловием В.К. Трутнева и С.С. Ляпидевского. — М., 1962. 17. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982. 18. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М., 1985
г. 19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969. 20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в
норме и патологии). — М., 1978. 21. Развитие мышления и речи у аномальных детей: ученые записки, т.256
/ отв.ред. М.Е. Хватцев. — Л., 1963 22. Сековец, Разумова, Дюнина, Ситникова. Коррекция нарушений речи у
дошкольников. — М., 1999. 23. Серия статей в журнале «Дефектология» за 1985 — 1986 гг. Т.Б.
Филичивой и Г.В. Чиркиной. 24. Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте «Даунсайд Ап». 25. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном
детском саду. М., 1987. 26. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
- 27. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. —
Екатеринбург, 1996. 28. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка область «Речевое развитие» модуль «Развитие речи»
Воспитатель речевой деятельности:
— диагностика (входная, итоговая); 2 раза в год
— индивидуальная работа на развивающих занятиях по развитию речи в 2017/2018 уч. году -; 56 занятий, 2 раза в неделю, по 15 мин.;
— консультации для родителей по запросу.
Продолжительность групповых занятий 25-30 минут, индивидуальных – 10-15 минут.
Обучение ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояния речи ребенка.
В октябре начинаются индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком.
Лист педагогического сопровождения воспитанника воспитателем речевой деятельности
Фамилия, имя ребенка __________________________________________
Направления деятельности воспитателя речевой деятельности
Месяц
Основные направления в работе
Вид деятельности
Взаимодействие с семьей
Участники
Сентябрь
Октябрь
Предупреждение негативных реакций на присутствие в помещении взрослых и сверстников.
— наблюдение, гостевые визиты (во время проведения занятий в группе и игрового сеанса детей из группы дошкольного учреждения);
– установление контакта со взрослым (специалистом) в рамках игрового сеанса.
Воспитатели группы
Родители
Ноябрь Развитие мелкой моторики и координации
– включение матери в рамках игрового сеанса в целенаправленное взаимодействие с ребенком;
– обучение матери способам взаимодействия с ребенком.
Д/и:
«Сложи ряд» — основные цвета
«Поймай рыбку»
Практическое занятие «Игры своими руками», «Игры для Стасика». Пополнение домашней игротеки
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Декабрь Развитие мелкой моторики и координации.
Расширение социальных контактов Формирование фонетико- фонематического слуха.
Упражнения:
«Прыг-скок»
«Подари цветочек»
Д/и:
«Кто сказал «МЯУ»?
«Сложи ряд»
Консультация «Солнечные дети»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Беседа Январь Развитие мелкой
Д/и:
Воспитатель моторики координации.
«Поймай рыбку»
«Социализация
речевой солнечных детей»
деятельности Формирование
«Тук – тук» фонетико- фонематического
Упражнения:
«Мяч» — (воспитание возд. струи
«Контур – фигура»
Воспитатели группы
слуха.
Родители
Февраль Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Разложи по ведеркам» (основные цвета)
«Найду пару»
Упражнения:
Пальчиковая гимнастика
«Задуй свечу» (воспитание возд. струи)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Март Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 1» (советы)
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы
Родители
Апрель Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Д/и:
Практическое
«Раз, два, три за мною повтори»,
занятие «Игры для Стасика». Пополнение игра на одной
домашней пластине
игротеки. металлофона
«Кто сказал «МЯУ»?
«Дай – на – иди»
Д/и:
«После стирки» (пары)
«Загляни в окошко»
«Мяч»
Упражнения:
Консультация
Воспитатель «Особенность
речевой развития речи
деятельности солнечных детей».
Воспитатели группы Просмотр видеороликов
Родители
«Так поступают солнечные дети»
Развитие психических процессов.
«Ветерок», «Ежики»
Май Развитие мелкой моторики и координации. Формирование фонетико- фонематического слуха.
Побуждение к звукоподражанию.
Развитие психических процессов.
Д/и:
«Поймай рыбку»
«Коробки»
«Контур – фигура»
«Камешки» (основные цвета)
Упражнения:
«Задуй свечу»
Консультация «Лето – время перемен».
Брошюра «Солнечные секретики. Выпуск 2»
Воспитатель речевой деятельности
Воспитатели группы →
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга»
Веселко С.И.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
Дата заполнения: 19.11.2015г.
Общие данные
Ф.И.О. ребенка Алексеев Денис Евгеньевич
Дата рождения 03.09.2011г.
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы) Полная,
Алексеева Екатерина Андреевна
МАО «Фаворит» СЗК инструктор
Отец (ФИО, образование, место работы) Алексеев Евгений Владимирович
---
Воспитатели (ФИО): Веселко Светлана Ивановна
Специалисты:
Учитель-логопед:
Учитель-дефектолог:
Педагог-психолог:
Музыкальный руководитель:
Старшая медицинская сестра: Ежова Татьяна Геннадьевна
Моисеева Вера Вадимовна
Бондарева Роза Васильевна
Ловкина Мария Павловна
Группа здоровья 2
Режим пребывания ребёнка в ДОУ 7.00-19.00
Заключение ПМПК ОНР (2 уровень), обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией.
Рекомендации ПМПК Обучение и воспитание по общеобразовательной программе, занятия в логопедическом пункте в ДО.
Долговременные цели Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Цели на текущий период (учебный год) Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие мимики и эмоций.
Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.
Развитие артикуляционной моторики, коррекция звукопроизношения.
Развитие импрессивной речи.
Пополнение активного словаря.
Коррекция логического мышления и грамматического строя речи.
Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.
Развитие математических операций, обобщений, выделений лишнего предмета.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ
Октябрь-декабрь
Специалист Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования Задачи коррекционно-развивающей работы
Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы Формы оценки результатов работы (динамика ребёнка, самоанализ специалиста)
Воспитатель Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживойприроды.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные
растения». Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Развитие мелкой моторики.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.). Расширять представления детей о некоторых насекомых, животных, птицах, растениях.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение
гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих,
шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть
слова, начинающиеся на определенный звук.
Рисование: Продолжать формировать умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов, добавляя к ним другие.
Лепка: совершенствовать умение лепить из пластилина; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытяги-
ванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность
вылепленного предмета, фигурки.
Аппликация. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Во всех формах организации двигательной деятельности развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение
поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развитие мелкой моторики.
Игра «Специальные машины»
Игра «Красный. Желтый, зеленый»
Игра « Слушай внимательно»
Игра « Доскажи словечко»
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Игра «Времена года»
Игра « До, между, после»
Игра « Собери листочки»
Разучивание пословиц об осени.
Игра « Закончи предложение»
Игра « Книга моих желаний»
Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
Работа по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, ориентировки в пространстве. Коррекционная работа: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Игра «Подбери фигуру»
Игр.упр. «Найди домик»,"Что лишнее", "Собери фигуру", "Мозаика чудесный мешочек", "Лото", "Цвет и форма"
Игра «Осенние слова»
Игра «Хитрые вопросы»
Стихи о домашних животных
Нащи любимые сказки.
Игра « Разговор с домашними животными»
Загадывание и отгадывание загадок.
Игра « Какая фигура по счету»
Игра «Что за цвет»
Игра « Что не бывает? Почему»
Игра « Подбери действие»
Игра « Узнай по контуру»
Игра с картинками.
Игра «Назови одним словом»
Игра «Чьи ноги или лапы за забором»
Игра «У кого что?»
Игра «Загадочное Животное»
Игра « На кого похожи»
Игра "Хлопни в ладоши", "Доскажи словечко"
Игра "Тихо-громко",
«Запомни и повтори цепочки слогов»
Игра «Найди звук»
Игра « Назови первый звук в словах», "Придумай слова со звуком Ш", "Будь внимателен"
Игра « Художники»
Игра «Узнай по частям»
Игра « Составь снеговика»
Упр. «Большие и маленькие»
Игра « Доскажи словечко»
Игра « Назови деревья»
Дидактические игры «Природа и настроение» , «Какое время года» , «Зимний узор» ;
- Прослушивание аудиокассет «Времена года»
Корригирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
Игра « Замри».
Упр. « Сон в лесу»
Игра « Запомни свою позу»
Пальчиковая игра « Осенний лист»
Игра « Гусеница»
Упр. « Волшебный дождь»
Игра" Собираемся в путь»
Упр. « Мы шагаем по сугробам»
Игра « Снежок»
Взаимодействие с социальными партнерами
Организация Направления взаимодействия Формы совместной деятельности
(возможные)
организации различных ведомств, общественные организации, средства массовой информации, негосударственные структуры, прежде всего с общественные объединения инвалидов, организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Выборгская детская городская больница" (ГБУЗ ЛО "Выборгская ДГБ")
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Осмотр всеми специалистами, выдача медицинских заключений
Диагностика и консультирование
Взаимодействие с семьей
Направления взаимодействия Формы взаимодействия Содержание работы Ответственный педагог/специалист
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Обеспечивают материальную поддержку коррекционно-развивающих занятий. Воспитатель логопед
Информирование родителей о ходе образовательного процесса
индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники. Совместное пребывание ребенка и родителей на мероприятиях. Выполняют все рекомендации педагога. Воспитатель логопед
Образование родителей Проведение семинаров - практикумов, мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки). Присутствуют на индивидуальных занятиях с ребенком Воспитатель логопед
Совместная деятельность Привлечение родителей к организации тематических праздников, конкурсов, посещение внешних культурных мероприятий (театр, музей, библиотеку, прогулки, экскурсии). создание в МБДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей с ОВЗ, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Воспитатель логопед