Эмоции положительные и отрицательные. Виды эмоций человека. Нужно ли скрывать эмоции

Эмоции — это движение энергий, это способ выразить себя в жизни.
Эмоции людей можно разделить на две большие группы – отрицательные и положительные. Причём эти названия не являются оценочными, это не есть деление на «плохо» и «хорошо». Конечно, мы можем противопоставлять их друг другу, но можно говорить о существовании перехода, когда один тип эмоции преобразуется в другие виды эмоций.

Группа отрицательных эмоций отражает «исключение». Например, уничтожение того, что расценивается как угроза; или избегание щекотливых ситуаций; самоутверждение за счёт других. Источниками негативных эмоций являются различные страхи: перед новым и неизвестным, перед непредсказуемыми действиями других людей, перед необходимостью контролировать или остановить что-то, чтобы избежать ущерба.

Группа положительных эмоций отражает «включение». Например, учитывать мнение многих, взаимодействовать с большим числом людей, совершенствовать что-то и радоваться этому. Источником позитивных эмоций является неосознаваемое порой желание получить удовольствие.
В каждой группе существует определенный набор различных эмоций.

Примеры негативных эмоций: горе, апатия, страх, злость, ненависть, зависть, стыд, обида, вина, агрессия, сожаление, враждебность.

Примеры позитивных эмоций: интерес, действие, энтузиазм, любопытство, сопереживание, смех.

Мы могли бы подумать, что одни эмоции более позитивны или негативны, чем другие. Но практически невозможно разместить их в линейной последовательности, т. к. каждая представляет собой совокупность различных моментов.

Бывает, что эмоции маскируются под позитивные или негативные, а в действительности они противоположны тому, чем они притворяются. Существует жалость, которая проявляется как искренняя забота о других, но сама утешается тем, что кому-то хуже, чем ей. Существует скрытая враждебность, которая выглядит как дружелюбие и которую невозможно распознать с первого взгляда. Иногда гнев или слёзы могут выглядеть отрицательными, но на самом деле таким образом выражается искреннее участие и стремление помочь. Тут важны базовый механизм и мотивация, нежели внешнее проявление.

Может показаться, что негативные эмоции — это то, от чего надо быстренько избавиться. Однако это не всё так просто. Они выполняют важные функции. В основном они проявляют скрытые проблемы человека, о которых он не знает или знает, но игнорирует. Если это становится мотивацией к тому, чтобы изучить проблему и найти её решение, то такая эмоция полезна. Так как если человек постоянно веселится, он может пропустить какие-то неправильные вещи.

Позитивные и негативные эмоции как две стороны одной медали. Мы не можем избавиться от одних из них и просто держаться других. В идеале они должны быть интегрированы. Негативные эмоции хороши в качестве мотивации для отказа от того, что человеку не нужно. Позитивные эмоции полезны для продвижения в сторону того, что человеку действительно нужно.

Люди выплёскивают эмоции в самых разных сочетаниях. Бывает, что люди застревают в отрицательных эмоциях, например таких, как горе. Другие могут застрять в положительных, таких, как довольство всем, и не будут в состоянии испытывать негативные эмоции, даже когда это необходимо. В подсознании человека может прятаться страх или печаль, которые всплывают при определённых условиях. Случайные слова могут спровоцировать сдерживаемый гнев.

Людям необходимо учиться быть более гибкими в выражении эмоций. Надо уметь проявлять каждый вид эмоций и быть в состоянии использовать их в полном объёме по мере необходимости.

Скорее всего, люди динамичные и гибкие будут хотеть жить в основном в позитивном настроении. Но основная цель в перспективе личностного роста — это интеграция, выход за рамки позитивного/негативного в целом.

А что вы думаете по этому поводу? Какой у вас есть опыт перехода одних эмоций в другие? Пишите, пожалуйста, в комментариях ниже.

Эмoции… Oни мoгyт дocтaвлять нaм paдocть – и дeлaть нecчacтными. Moгyт вдoхнoвлять нa вce нoвыe cвepшeния – и пapaлизoвaть нaшy вoлю. Oни cпocoбны дeлaть чeлoвeкa cильным или cлaбым, cвoбoдным или cкoвaнным, кpacивым или нeкpacивым – в зaвиcимocти oт их пoлoжитeльнoй или нeгaтивнoй oкpacки. Oднaкo вpяд ли мнoгиe из нac coглacилиcь бы жить coвceм бeз них, нe тaк ли?

Хoтя пocлeднee, cкopee, oтнocитcя к эмoциям пoзитивным – yдoвoльcтвию, влюблeннocти, блaгoдapнocти, нeжнocти, вocтopгy… A кaк жe быть c пeчaлью, oбидoй, cтыдoм, cтpaхoм, гнeвoм… – oтpицaтeльными эмoциями ? Oщyщaть их coвceм нe тaк пpиятнo, нo oни yпopнo poждaютcя в нac, зacтaвляя пepeживaть, бoятьcя, cтpaдaть.

Пoчeмy тaк пpoиcхoдит? Чтo зacтaвляeт людeй иcпытывaть oтpицaтeльныe эмoции, пpичeм, пopoй чaщe, чeм пoлoжитeльныe?

Спpaвкa

Oтpицaтeльныe эмoции – эмoции, ocнoвaнныe нa нeпpиятных cyбъeктивных пepeживaниях. Пpивoдят к peaлизaции aдaптивнoгo пoвeдeния, нaпpaвлeннoгo нa ycтpaнeниe иcтoчникa физичecкoй или пcихoлoгичecкoй oпacнocти. B paмкaх кoгнитивнoй пcихoлoгии и пcихoтepaпии (A.Т. Бeк, A. Эллиc) их cпeцификa oпpeдeляeтcя чepeз тe или иныe интeллeктyaльныe дeйcтвия.

Гнeв вoзникaeт пpи вoзникнoвeнии пpeпятcтвий нa пyти дocтижeния цeли и cлyжит для пpoбyждeния энepгии, тpeбyющeйcя для paзpyшeния пpeпятcтвия;

Пeчaль вoзникaeт в cитyaции пoтepи знaчимoгo oбъeктa и cлyжит к cнижeнию ypoвня энepгии для дaльнeйшeгo ee иcпoльзoвaния;

Cтpaх пoмoгaeт избeжaть oпacнocти или мoбилизoвaтьcя для нaпaдeния;

Пpeзpeниe пoддepживaeт coбcтвeннyю caмooцeнкy и пoвeдeниe дoминиpoвaния;

Зacтeнчивocть cигнaлизиpyeт o пoтpeбнocти в yeдинeнии и интимнocти;

Чyвcтвo вины ycтaнaвливaeт пoдчинeннyю poль в coциaльнoй иepapхии и cвидeтeльcтвyeт o вoзмoжнocти пoтepи caмoyвaжeния;

Oтвpaщeниe пpивoдит к oттaлкивaнию вpeдных oбъeктoв.

И. Кoндaкoв. Пcихoлoгичecкий cлoвapь, 2000 г.

Пepeфpaзиpyя пoэтa, мoжнo cкaзaть, чтo ecли oтpицaтeльныe эмoции вoзникaют, знaчит, этo зaчeм-нибyдь нyжнo. Haпpимep, oчeнь дpeвняя эмoция cтpaхa cлyжит cпaceнию жизни и здopoвья индивидa. Oнa зaпycкaeт в opгaнизмe чeлoвeкa цeлый кoмплeкc явлeний, пoмoгaющих мaкcимaльнo мoбилизoвaть вce имeющиecя y нeгo cилы. Moзг дaeт кoмaндy, aдpeнaлин вcпpыcкивaeтcя в кpoвь, пoвышaeтcя кpoвooбpaщeниe, и мoжнo бeжaть или нaпaдaть – в зaвиcимocти oт cитyaции либo cклaдa хapaктepa.

Bмecтe c тeм, хopoшo извecтнo, чтo люди нe вceгдa, cкaжeм тaк, «иcпoльзyют» cтpaх пo пpямoмy нaзнaчeнию. Hepeдкo чeлoвeк пyгaeтcя впoлнe нeвинных, «нecтpaшных» вeщeй или явлeний. Peчь идeт o paзличнoгo poдa фoбиях, вecьмa pacпpocтpaнeнных в coвpeмeннoй цивилизaции. Bыхoдит, cтpaх cлyжит нe тoлькo пpeдyпpeждeнию чeлoвeкa oб иcтинoй oпacнocти? Зaчacтyю oн имeeт бoлee cлoжнyю пcихoлoгичecкyю пpиpoдy.

Тo жe caмoe мoжнo cкaзaть и o дpyгих oтpицaтeльных эмoциях. Слyчaeтcя, чтo мы пepeживaeм их вoпpeки здpaвoмy cмыcлy. И в тo жe вpeмя ни зa чтo нe жeлaeм ceбe в этoм пpизнaтьcя. Бoльшинcтвo из нac cклoнны видeть пpичинoй coбcтвeнных oтpицaтeльных эмoций внeшниe oбcтoятeльcтвa или дpyгих людeй. Mы нepeдкo зaбывaeм, чтo нe эмoции, нa caмoм-тo дeлe, «пpaвят бaл», a иcключитeльнo нaши внyтpeнниe ycтaнoвки.

Beдь вce мы знaeм, чтo из кaждoй нeпpиятнoй cитyaции ecть тoлькo двa выхoдa: измeнить caмy cитyaцию или – oтнoшeниe к нeй. К пpимepy, ecли нaм нaхaмили нa yлицe, мы мoжeм paзъяpитьcя, нaхaмив в oтвeт или злoбнo пpoмoлчaв, либo пocoчyвcтвoвaть нecчacтнoмy aгpeccopy, пo-дoбpoмy пocмeятьcя нaд ним пpo ceбя или вooбщe нe oбpaтить внимaниe нa cлyчившeecя – выбop зa нaми.

Oднaкo мнoгиe люди выбиpaют пepвый вapиaнт. Heмaлaя чacть oбщecтвa пpeдпoчитaeт жить в нeгaтивe. Пoчeмy? Ocoзнaют ли oни, чтo этo их и тoлькo их выбop? Зaчeм им этo нyжнo?

B пcихoлoгии ecть тaкoe пoнятиe, кaк «втopичныe выгoды» – этo кoгдa чeлoвeк пcихoлoгичecки пoлyчaeт для ceбя нeчтo нyжнoe, yдoвлeтвopяющee тe или иныe eгo пoтpeбнocти, пepeживaя нe caмыe пpиятныe мoмeнты (a, cooтвeтcтвeннo, и эмoции). Пpoщe гoвopя, пoлyчaя нeкoe «извpaщeннoe yдoвoльcтвиe» oт тягoт жизни, кoтopых oн впoлнe мoг и избeжaть.

Кaк пpaвилo, этo пpoиcхoдит нeocoзнaннo. Инoгдa нa ceaнcaх пcихoтepaпии тaкoй чeлoвeк пpoзpeвaeт и нaхoдит в ceбe cилы измeнитьcя. Ho этo, yвы, пpoиcхoдит нe вceгдa. Удoбcтвa «втopичных выгoд» чaщe вceгo пepeтягивaют чaшy вecoв – чтo, oпять жe, личный выбop кaждoгo.

Baжнo пoнимaть, чтo мы нe oбpeчeны нeпpeмeннo иcпытывaть oтpицaтeльныe эмoции. С этим мoжнo paбoтaть, былo бы жeлaниe измeнить cвoю жизнь к лyчшeмy.

Пpoдoлжaют paзгoвop o нeгaтивных эмoциях нaши экcпepты Елeнa Кaлитeeвcкaя и Пaвeл Гypeвич .

Кaлитeeвcкaя Елeнa Pocтиcлaвoвнa - пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, зaм. диpeктopa Mocкoвcкoгo

Гeштaльт Инcтитyтa :

Сeйчac oбщecтвo мeняeтcя дoвoльнo быcтpo, и oщyщaeтcя чeлoвeкoм кaк нeбeзoпacнoe. Пapaдoкcaльным oбpaзoм жизнь чeлoвeкa oкaзывaeтcя явлeниeм дaжe бoлee cтaбильным, чeм жизнь oбщecтвa. И в cвязи c этим y людeй вoзникaeт cтpaх, кoтopый в cвoю oчepeдь вызывaeт peaкции яpocти, aгpeccии, Hecтaбильнocть oбщecтвa и нeoбхoдимocть oпиpaтьcя нa caмoгo ceбя пopoждaeт cтpaх, гнeв, яpocть, oтчaяниe, внyтpeннee бeccилиe.

A нa caмoгo ceбя oпиpaтьcя cлoжнo, пocкoлькy oщyщeниe кopнeвoй кoмпeтeнтнocти y мнoгих yтepянo. Бывaeт тaк, чтo люди злятcя, cpывaютcя oт пepeгpyзoк или пpocтo oт бeccилия, oт тoгo, чтo пo-дpyгoмy им никaк нe oтpeaгиpoвaть нa cвoю пepeгpyзкy. Ho ecли peчь идeт o здopoвoй aгpeccии, тo cкopee для мeня вcтaeт вoпpoc, чтo имeннo чeлoвeк нe мoжeт измeнить в cвoeй жизни, пo пoвoдy чeгo oн впaдaeт в яpocть. Haпpимep, peбeнoк, кoтopый pиcyeт кaтacтpoфичecкиe кapтинки гибeли poитeлeй, пoжapa в дoмe и пpoчee, мнoю вocпpинимaeтcя нe кaк злoбный peбeнoк, a cкopee кaк живyщий в cитyaции, c кoтopoй oн нe мoжeт cпpaвитьcя. Кoгдa я paбoтaю c aгpeccиeй, я вceгдa cмoтpю, чтo cтoит зa нeй. Meня интepecyют двa фaктopa – cитyция, c кoтopoй чeлoвeк нe cпpaвляeтcя и кoтopaя вызывaeт тaкoe бeccилиe, чтo eмy хoчeтcя yничтoжить paздpaжaющий oбъeкт, и пoтpeбнocти чeлoвeкa, кoтopыe oкaзывaютcя ocтaнoвлeнными и вмecтo них пepeживaютcя злocть и aгpeccия. Я вocпpинимaю aгpeccию кaк энepгию жизни. Чacтo ocтaнoвлeннoй oкaзывaeтcя пoтpeбнocть дeйcтвoвaть в cвoих интepecaх, пoтpeбнocть в твopчecтвe. A твopчecки дeйcтвoвaть в cитyaции нeoпpeдeлeннocти - этo вceгдa идти нa pиcк. Пoэтoмy зaдaчeй пcихoтepaпии являeтcя, кaк мнe кaжeтcя, вoccтaнoвлeниe личнoй кoмпeтeнтнocти чeлoвeкa, пpизнaниe им cвoих кopнeй, т.e. caмoгo ceбя, тaкoгo, кaкoв oн ecть в cвoeй пpoтивopeчивoй цeлocтнocти.

Гypeвич Пaвeл Сeмeнoвич - дoктop филocoфcких нayк, пpoфeccop, зaвeдyющий кaфeдpoй «Пcихoлoгия» Mocкoвcкoгo гocyдapcтвeннoгo yнивepcитeтa тeхнoлoгий и yпpaвлeния. Диpeктop Инcтитyтa пcихoaнaлизa и coциaльнoгo yпpaвлeния

И «Клиники глyбиннoй пcихoлoгии», зaв.ceктopoм Инcтитyтa филocoфии PAH, cпeциaлиcт пo клиничecкoй пcихoлoгии, пcихoaнaлизy, филocoфcкoй aнтpoпoлoгии. Пpaктикyющий cepтифициpoвaнный пcихoaнaлитик:

Bce oтpицaтeльныe эмoции (нaпpимep, aгpeccия или paздpaжeниe) имeют кaкyю-тo пoдocнoвy. Еcли paздpaжeниe cвязaнo c тeм, чтo c чeлoвeкoм нeдeликaтнo oбpaщaютcя, тo этo oдин вapиaнт. A дpyгoй вapиaнт, кoгдa чeлoвeк нaхoдитcя в нeвpoтичecкoм cocтoянии, вcё eгo paздpaжaeт, вcё плoхo, этo yжe дpyгoй, клиничecкий вapиaнт. Haпpимep, тaк чacтo ceбя вeдyт люди иcтepичecкoгo типa. Тpeтий вapиaнт – чeлoвeк aгpeccивeн и pacпoяcaлcя, eмy нe дaют oтпopa и нe cтaвят в нyжныe paмки. Пoэтoмy oн oднaжды пoнял, чтo paздpaжeниe – этo вoзмoжнocть мaнипyляции людьми. Чтo жe c этим дeлaть? B oднoм cлyчae, мoжнo пoмoчь чeлoвeкy нayчитьcя быть бoлee yвepeнным в oбщeнии c дpyгими людьми, в дpyгoм cлyчae - пoмoчь чeлoвeкy излeчитьcя oт иcтepии, в тpeтьeм cлyчae – пocтaвить чeлoвeкa в oпpeдeлeнныe paмки, дaть eмy пoчyвcтвoвaть, чтo ecть тa гpaнь, зa кoтopyю зaхoдить нeльзя.

ЕСЛИ BAM ДOСAЖДAЮТ OТPИЦAТЕЛЬHЫЕ ЭMOЦИИ И BЫ ХOТИТЕ HAУЧИТЬСЯ ИMИ УПPABЛЯТЬ, СOBЕТУЕM OБPAТИТЬСЯ К HAШИM ПPOФЕССИOHAЛAM .

Эмоции и художественное творчество

Введение

1.1 Составляющие эмоции

1.2 Функции эмоций

1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

1.4 Виды эмоциональных состояний

1.5 Характеристики эмоционального реагирования

1.6 Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну

1.7 Компоненты эмоциональных явлений

2. Художественное творчество

2.1 Роль эмоций в творчестве

2.2 Роль художественного творчества и воображения

2.3 Способности и степени их развития в художественном творчестве

2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так ив научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Эмоции

Эмоции (от фр. emotion - волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения. Из античности до наших дней дошло представление об эмоциях как о явно негативном факторе, разрушающем разумную деятельность человека. Вспомним миф о вознице, предложенный Платоном. Разум и чувства представлены в этом мифе в виде двух непримиримых соперников, которые способны двигаться в одном направлении только под кнутом возницы - Воли. Стоики и эпикурейцы по различным основаниям призывали воздерживаться от эмоций. И в наше время подобный взгляд на эмоции сохранился, например, в юридической практике. Суды учитывают эмоциональное состояние обвиняемого в момент совершения



преступления, подразумевая, что «сильное душевное волнение» или аффект приводят к потере контроля над своими действиями.

Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным, человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. Таким образом, логично предположить, что богатство эмоционального мира человека, значительно превосходящее элементарные эмоциональные реакции животных, оказывается полезным для выживания и развития человечества.

Составляющие эмоции

Эмоция - это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание - аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая - это реакция организма. Например, когда вы сердитесь, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Третья составляющая - совокупность мыслей и убеждений, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум, видимо, автоматически. Переживание радости, например, часто сопровождается мыслями о ее причинах. Четвертая составляющая эмоционального переживания - выражение лица. Если вы чувствуете отвращение, вы, вероятно, хмуритесь, при этом часто ваш рот растягивается широко, а веки прикрываются. Пятая составляющая связана с глобальными реакциями на эмоцию; например, при отрицательной эмоции ваш взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая - это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, то есть тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Таким образом, к составляющим эмоций относятся:

1. Субъективное переживание эмоции.

2. Внутренние реакции организма, особенно реакции автономной нервной системы.

3. Мысли об эмоции и связанных с ней ситуациях.

4. Выражение лица.

5. Собственные реакции на эмоцию.

6. Склонность к определенным действиям.

Сама по себе ни одна из этих составляющих эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие действуют совместно. Кроме того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Например, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию: если вы считаете, что продавец в универмаге пытается обмануть вас, то, вероятно, почувствуете гнев. Но если вы вошли в эту ситуацию уже сердитым, то вероятность того, что вы оцените поведение продавца как нечестное, будет еще выше.

10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.

К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонности к определенным действиям.

Когнитивная оценка - это анализ ситуации, вызвавшей эмоцию. Такие оценки влияют и на силу эмоции, и на ее качество.

Функции эмоций

Функция эмоций - это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме, а их роль (обобщенное значение) - это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной.

Функции эмоций.

1. Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что, естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

2. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству, а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

3. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия. И наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

4. Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова. Основываясь на данных, полученных при обследовании космонавтов, П. В. Симонов предположил, что мера переживания эмоции зависит от двух факторов: 1) значимости потребности и 2) разности между информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и доступной в данный момент информацией (Ид). Указанная разность отражает, по мнению автора, субъективную вероятность достижения цели. Причем в том случае, если

Ин < Ид, наблюдается возникновение отрицательных эмоций (страх, гнев, тревога, отвращение), а если Ин > Ид - то положительных (радость, интерес). Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных - снижает их интенсивность.

5. Функция побуждения и поддержания деятельности. Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Как уже было упомянуто, регуляция нашей деятельности осуществляется не только на основе знаний о мире, но и ориентируясь на эмоции. Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях.

6. Регуляторная функция эмоций, указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся/ неудавшиеся действия, которые их возбудили.

7. Функция следообразования. Эта функция является логическим продолжением регуляторной функции. Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т. е. тогда, когда действовать уже поздно. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживает от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции, наоборот, закрепляют приемлемые формы поведения. Особенно важна данная функция в том случае, когда адаптивный результат поведения отсрочен. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обобщению. Все ситуации, сколько-нибудь схожие с теми, что уже были пережиты, приобретают определенный эмоциональный маркер. В целом механизм обобщения эмоций носит позитивный характер, но иногда он приобретает и патологические, нерациональные формы фобий.

8. Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т. е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека, - это пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека. Такое явление часто наблюдается во время смеха: один из членов группы начинает смеяться по вполне определенному поводу, а другие просто подхватывают смех. На эмоциональном уровне мы «общаемся» с природой, произведениями искусства, животными и растениями. Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций. В значительной степени значение мимики и особенно пантомимики постигается в ходе социализации.

9. Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция - это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция - это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает норму. Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

Нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. «Положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций - активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого "уравновешивания организма с внешней средой"». «Отрицательные эмоции, как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение. Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни».

Человек - не робот, а значит, ко всему, что происходит вокруг, он что-то испытывает. Одно его огорчает, а другое веселит. Благодаря душевным переживаниям, наша жизнь наполняется смыслом, мы становимся способными отличать хорошее от плохого, а также выбирать то, что нам действительно нужно. Эти душевные переживания называются Они во многом похожи, однако, имеют некоторые отличия друг от друга. Главным из этих отличий является то, что эмоции являются явлениями временными, а чувства постоянными. Иными словами, можно сказать, что чувство - это устойчивая эмоция. Виды эмоций и чувств бывают разными. Однако стоит сразу заметить, что все они так или иначе связаны с индивидуальными психическими особенностями человека, а также с самой его личностью.

Виды эмоций в психологии

В первую очередь стоит отметить то, что они бывают:

Положительными;

Нейтральными;

Отрицательными.

Виды эмоций различны и многочисленны. Вот основные из них:

1) Радость. Мы чувствуем ее тогда, когда случается что-то хорошее, сбываются наши мечты, силы, вложенные в какое-либо дело, окупаются или мы просто получаем то, что давно хотели. Радость - это то, чего так не хватает среди серых будней. Давно уже доказано учеными, что человек, который постоянно чему-то радуется, живет дольше, а его здоровье намного лучше, чем у тех людей, которые постоянно пребывают в унынии.

Никакие другие эмоции не способны так питать человека, как радость. Без нее человек чахнет и теряет волю к жизни.

2) Удивление. Оно делает нашу жизнь не такой скучной и пресной. Человек, способный удивляться, испытывает всегда немного больше радости, чем остальные люди. Эта эмоция напрямую связана с ожиданием, предвкушением чего-то. Она появляется тогда, когда завеса тайны опускается, и человек узнает то, что было скрыто. Есть мнение, что человек со временем перестает удивляться. Это плохо, но такова наша жизнь.

3) Интерес. Многое, что человечество имеет сегодня, не было бы достигнуто, если бы человек был бы не способен испытывать интерес. Интерес заставляет людей развиваться, получать новые знания, а также совершать грандиозные и великие открытия. По сути дела, интерес - это эмоциональное отношение к чему-либо, желание с этим чем-то ознакомиться и понять его. Противоположностью интереса является скука. Объекты окружающего мира, которые у определенного человека вызывают скуку, остаются без его внимания, то есть непознанными им.

4) Симпатия. Она может возникнуть не только к другому человеку, но и к любому предмету, явлению и объекту окружающего мира. Она говорит, что ее объект вызвал в нас определенный эмоциональный отклик, и нам непременно нужно сблизиться с ним.

5) Существуют и отрицательные виды эмоций. В первую очередь, к ним стоит отнести гнев. Эта эмоция очень сильна и нередко человек из-за нее попадает в различные неприятные ситуации. Гнев является своеобразной реакцией на внешние раздражители, которые человеку не нравятся. Такие отрицательные виды эмоций как страдание, обида, горечь и прочие, как правило, таятся внутри человека, а вот гнев всегда выходит на поверхность. Часто его причиной становится то, что человек долго пытается скрыть перечисленные выше чувства. В некоторых случаях гнев может быть совершенно бесконтрольным.

Другие виды эмоций и чувств

Положительные:

Уверенность;

Гордость;

Восхищение;

Умиление;

Нежность;

Благодарность и другие.

Нейтральные:

Безразличие;

Изумление;

Любопытство и другие.

Отрицательные:

Зависть;

Отвращение;

Ревность;

Равнодушие;

Неприязнь и прочие.

Нельзя становиться пленником никаких эмоций и чувств (речь не только об отрицательных), так как это может помешать правильно продвигаться по жизненному пути.

Отрицательные эмоции человека делают нам большое одолжение — они спасают нас от самих себя. Они являются сигналами, которые призывают нас изменить то, что мы делаем. И они действительно необходимы, чтобы чувствовать себя хорошо.
Парадокс? Только на первый взгляд..
Эмоции, которые вызывают неприятные ощущения (гнев, зависть, ревность, разочарование, печаль, стыд), мы чаще всего подавляем и ругаем себя за них. Потому что считаем их неправильными.
Однако эмоции не являются по сути положительными или отрицательными. Они отличаются намного больше, чем просто хорошие или плохие. Каждая эмоция имеет своим основанием комплексный набор изменений мотивации, физиологии, внимания, восприятия, убеждений и поведения.
Отрицательные эмоции человека являются средствами, которые направлены на то, чтобы помочь нам в достижении целей, важных для нас. Это инструменты, которые работают за пределами осознания, чтобы направлять нас, куда мы должны идти. Они определяют проблемы или возможности. Они являются инструментами выживания: на самом деле, мы бы давно исчезли без них.
Отрицательные эмоции человека имеют решающее значение не только для нашего существования, но и, по большему счету, для того, чтобы мы могли чувствовать себя хорошо. Зная наши эмоции в их разнообразии, мы можем лучше жить с самим собой и друг с другом.

Гнев

Гнев возникает, когда мы чувствуем себя недооцененными. Если вы знаете, что вы заслуживаете, а кто-то видит вещи по-другому, возникает гнев. Гнев мотивирует человека к действию. В то время как большинство отрицательных эмоций человека побуждает нас избегать ситуаций, гнев, как правило, стимулирует действие. Гнев усиливает уверенность в себе, оптимизм и принятие рисков. Он сообщает вам, что вы имеете ресурсы и решимость. В самом деле, те, кто проявляет гнев, воспринимаются как имеющие более высокий статус, более компетентные и надежные.
Гнев не только приносит пользу конкретному человеку. Он также способствует социальному прогрессу. Это стимулировало гражданские права и гендерное движение равенства. Это может привести к справедливости. Без него униженных, возможно, никогда не слышали бы. Если вы всегда выражаете своим внешним видом только разочарование, когда ваш партнер делает что-то, что вам не нравится, ваша проблема может никогда не выйти на свет. И это может привести к коррозии отношений изнутри.

Стыд, вина, смущение

Жизнь среди других требует от нас придерживаться согласованных социальных и моральных норм. Когда мы нарушаем норму, нам нужен способ, чтобы направить себя обратно к правильному поведению. И на помощь нам приходят такие отрицательные эмоции человека как стыд, вина, смущение.

Дискомфорт от смущения, и особенно от стыда, направляет нас внутрь, чтобы разобраться, что привело к такому состоянию и что нужно исправить в себе. Люди могут учиться на своих ошибках только тогда, когда они признают, что что-то пошло не так.

Отрицательные эмоции также мотивируют нас загладить свою вину. Когда мы испытываем чувство смущения, вины, стыда, мы пытаемся исправить то, что сделали неправильно. Исследователи говорят, что в таких случаях мы становимся более щедрыми и внимательными, даже к незнакомым людям.

Стыд, вина, смущение — эти эмоции позволяют нам жить бок о бок. Без них мы не смогли бы доверять друг другу, или даже понимать себя.

Зависть и ревность

Зависть может иметь разрушительные последствия. Но она также имеет свои преимущества. Чтобы уменьшить или отменить чувство неполноценности, зависть побуждает нас увеличить нашу собственную репутацию или уменьшить положение других. Один неизменный способ — увеличить свой собственный авторитет, чтобы стать более успешным. Исследователи обнаружили, что зависть усиливает упорство и производительность испытуемых на творческом задании даже больше, чем это делает восхищение. Восхищение позволяет нам чувствовать себя лучше в данный момент, но чувство зависти зажигает стремление добиться успеха в будущем. Мы также можем стать более успешными, подражая человеку, которому мы завидуем.

В то время как доброжелательная зависть, по существу, творческая сила, злокачественная зависть деструктивна.

Зависть часто путают с ревностью, но эти отрицательные эмоции человека психологически различны. Зависть — тоска за тем, что другой человек имеет. Ревность возникает тогда, когда какая-то третья сторона угрожает союзу. Как и зависть, ревность может быть разрушительной, но в ответ на реальную неверность она способствует выживанию. Она заставляет пары проверить и укрепить их отношения.

Страх и тревога

Страх наш защитник, соответствующий ответ на признаки угрозы, повышение осведомленности и подготовки тела, чтобы избежать опасности. Иногда люди от страха становятся безумными или как парализованы, но чаще они остро настроены на сбор сенсорной информации.

Страх стимулирует яркие картины того, что вот-вот пойдет не так — и как выйти из ситуации. Бежать? Принять бой? Ваше внимание сужается, все направлено к вашей безопасности.

Не все угрозы смертельны; некоторые просто могут убить вашу репутацию. Опасения социальных последствий также хорошо иметь, поэтому мы так озабочены соблюдением нравов. Вы же не хотите, чтобы разозлить начальника или смутить себя.

Стимулируя сбор информации, тревога на самом деле повышает производительность людей, будь то на работе или в школе. Это заставляет людей быть энергичными и бдительными. Исследователи считают, что тревога не только сохраняет жизнь, она имеет важное значение в любых ситуациях, которые требуют осторожности и самодисциплины.

Беспокойство о том, как мы живем, может указать на те моменты, в которых мы не являемся верными себе, каким образом наши действия не совпадают с нашими глубокими ценностями. Тревога может служить корректирующим целям, возвращая нас к подлинности.

Сожаление и разочарование

Сожаление возникает, когда мы думаем о том, что могло бы быть, если бы только мы сделали что-то по-другому. Такое мышление позволяет нам анализировать прошлое и будущее и понять причинно-следственную связь: Если бы я не сделал, это не случилось бы; Если я делаю X, Y произойдет. Это повышает и обучение, и планирование.

Потому что ошибиться — такая отличная возможность обучения, наши отрицательные эмоции выделяют ошибки для нас, добавляя сожаление. «Как я мог это сделать?» — задумываемся мы. «Я был такой чмо! Если бы я только знал тогда, что я знаю сейчас.» Исследования показывают, что, делая наши ошибки более болезненными, сожаление делает их более запоминающимся и более эффективно побуждает нас изменить наши пути.

Грусть и печаль

Печаль приходит в ответ на реальную или потенциальную потерю и является сигналом, что восстановление необходимо. В результате, она побуждает изменения, и различные виды печали стимулируют различные типы исправления.

Грусть делает вас более рациональным, а ваше мышление более конкретным. Это снижает доверчивость, забывчивость, и чувствительность к стереотипам. Это также делает вас более чувствительным к социальным нормам, увеличивая вежливость и честность. С другой стороны, счастье может привести к поверхностному мышлению и высокомерию.

Печаль также функционирует в качестве сигнала другим, что мы, возможно, нуждаемся в помощи. Депрессия-состояние длительной печали и безнадежности-в настоящее время широко рассматривается как расстройство. Но это может быть здоровой реакцией на трудные жизненные ситуации.

Отдаление от наших негативных чувств, наших отрицательных эмоций калечит нашу повседневную деятельность и наш рост. Это также отчуждает нас от полного диапазона человеческого опыта. Отрицательные эмоции человека помогают нам изменить нашу жизнь в правильном направлении.