Что значит сдвиг мотива на цель пример. Глава IV. Некоторые психологические механизмы аномального развития личности. Определение понятия мотива

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
Синоним - функциональная автономия Г. Олпорта - .
Литература.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.

  • - простейшая деформация тела, вызываемая касат...

    Физическая энциклопедия

  • - аффинное преобразование плоскости, при к-ром каждая точка смещается по направлению оси Ох на расстояние, пропорциональное ее ординате...

    Математическая энциклопедия

  • - СДВИГ - акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее...

    Поэтический словарь

  • - 1. в сопротивлении материалов - вид деформации, вызываемой касательными напряжениями и характеризующийся изменением углов элементарных параллелепипедов тела без изменения размеров тела 2...

    Строительный словарь

  • - разрыв с вертикальным или наклонным сместителем, по простиранию которого крылья смещены друг относительно друга...

    Геологическая энциклопедия

  • - м., геол. Разрыв жилы, вызванный горизонтальным смещением горных пород. - В жилах замечаются нередко сдвиги и сбросы. ГЖ, 1868, № 6: 527...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - См....
  • - Shift - .Литейный дефект, вызванный несовпадением частей литейной формы...

    Словарь металлургических терминов

  • - 1. заметное улучшение, изменение в состоянии, развитии чего-нибудь 2. то же, что отклонение, некоторая ненормальность, странность в поведении...

    Большой экономический словарь

  • - 1) - , деформация тела под действием приложенных к нему сил, при к-рой происходит взаимное смещение параллельных слоев материала с сохранением неизменного расстояния между ними. 2) - , смещение одних блоков горн....

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - 1). С. в геологии - тектонич. разрыв с вертик. и крутонаклонной поверхностью сместителя и горизонтальным относительным смещением крыльев...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - расстояние между перпендикулярами к линиям заграждений, проходящим через две ближайшие мины в разных рядах...

    Морской словарь

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I в сопротивлении материалов, Деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением параллельных слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

"Сдвиг Мотива На Цель" в книгах

Определение понятия мотива

Из книги Экономические институты: возникновение и развитие автора Убайдуллаев Сурат Нусратиллаевич

Определение понятия мотива Перейдем теперь к определению понятия мотива. Мотивационная система живых существ, как достаточно сложный физиологический и психический феномен, появилась только на высших уровнях эволюционного развития.При усложнении способов,

УПР. Три «Я» - три мотива

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

УПР. Три «Я» - три мотива Рассмотрите одну из целей, которых вам хотелось бы когда–нибудь добиться. Вероятно, она связана с какими–либо переменами, с усовершенствованием образа вашей жизни или с достижением успеха в определенной области. Выберите нечто, что вам вполне

Легенды, объединяющие оба мотива

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Легенды, объединяющие оба мотива Некоторые легенды о происхождении смерти содержат в себе оба мотива – извращенного известия и сбрасывания кожи. Так, племя галла (в Восточной Африке) приписывает смерть человека и бессмертие змей ошибке или злому умыслу некой птицы,

Перевод мотива на ткань

Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.

Перевод мотива на ткань Перед работой подготовьте материал и инструменты, определитесь с тем, на какой ткани и какой мотив вы станете выполнять. Начинающим проще купить в магазине готовые наборы для вышивания, в которые входят ткань с уже отпечатанным на ней рисунком и

Убийство без мотива

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Убийство без мотива В суде первой инстанции города Котбуса я был экспертом в процессе по делу об убийстве. Поскольку я обычно очень занят, я поручаю составлять заключения для суда моим молодым коллегам, то есть принимаю участие в судебных заседаниях крайне редко. В этом

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики

Из книги Кукиш прошлякам автора Крученых Алексей Елисеевич

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики Аполлон в перепалке(Живопись в поэзии) „Крученых ногу втыкаешь ты в мяхкаво евнуха". (Терентьев) Рисунок - перпендикуляр сразмаху!Необычное положение ноги: штопор или бурав…Композиция у Пушкина - естественное хождение, шатание из

Направляющая сила мотива

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Направляющая сила мотива Мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и тем самым контролировать его.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть

7.1. Границы и структура мотива

автора Ильин Евгений Павлович

7.1. Границы и структура мотива Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой - намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не

7.3. Функции мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.3. Функции мотива Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая - направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива

7.4. Характеристики мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.4. Характеристики мотива Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность

7.5. Осознаваемость мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Осознаваемость мотива Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. В определенный период мешали этому и

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Из книги Аномалии личности автора Братусь Борис Сергеевич

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым , традиционно

Четыре главных мотива

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Четыре главных мотива Самый важный вопрос, на который вы должны себе ответить, звучит так: «Что меня мотивирует?»У разных людей разные мотивы. У каждого из нас есть свои болевые точки. Если вы основательно покопаетесь в своей душе, то наверняка сможете отыскать их и у

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА

Из книги Сумерки Европы автора Ландау Григорий Адольфович

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА Бурному строительству ново европейской эпохи способствовала не только волевая напряженность его субъекта, но и еще ея духовный строй. Въ другой работ? (выше уже упоминавшейся) мн? приходилось нам?чать, какъ въ основу разныхъ

Механизм сдвига мотива

(механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив)

Механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом.

Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций - своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему.

Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива.

Такой механизм действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои насыщают положительными эмоциями осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "механизм сдвига мотива" в других словарях:

    - (механизм превращения цели в мотив) см. механизм сдвига мотива. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия

    ФРЕЙДЕНБЕРГ - Ольга Михайловна (1890 1955) филолог классик, исследователь первобытной и античной культуры. В 1923 окончила Петроград, ун т по классич. отделению (рук. С.А. Жебелев). Магистерская дис. “Греч. роман как деяния и страсти” (1924). В 1925 37 … Энциклопедия культурологии

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Смысл цели в контексте мотива. И это означает, что внешне одна и та же цель для нас разная. Четвертая форма осознания мотивов - эмоция. Леонтьев говорит нам про то, что эмоция - индикатор мотива. Цель может быть успешно поставлена и достигнута, а может быть отрицательная эмоция. И это говорит нам о том, что тот, реальный мотив, который стоял за целью, этой целью не достигается. Настоящий мотив этой целью не реализован. И эмоция, говорит Леонтьев, есть индикатор мотива. Это вовсе не означает, что эмоция прямо скажет, какой именно мотив в этой эмоции представлен. Эмоция включает лампочку: отрицательная эмоция - какой-то очень значимый мотив не реализован. А бывает так, что цель не достигнута, а у Пети Сидорова положительная эмоция. Это значит что Петя Сидоров на самом деле не хотел в институт поступать, а хотел куда-то еще.

Леонтьев говорил о том, что эмоция ставит задачу на смысл . Эмоция говорит о том, что нужно подумать и проанализировать, какие именно мотивы выступили основанием для такой эмоции. И не всегда человек может эту задачу решить сходу. И тут, человек может задать себе вопрос, а почему так?

Сдвиг мотива на цель

Сдвиг мотива на цель:
когда, например, благодаря любимому преподавателю ученик начинает любить предмет.

У Леонтьева есть разные классификации мотивов. Он разделяет мотивы не только по основанию органические и высшие , а по тому, какой вклад в деятельность несут мотивы. Главный вклад в деятельность несут смыслообразующие мотивы . А есть второстепенные мотивы - мотив-стимул - это мотив, который дополнительно побуждает человека к деятельности.

Допустим, вы любите свою работу и с удовольствием на нее ходите. Но когда вы выбирали два предприятия, вы выбрали то, в котором платят в десять раз больше. И это, конечно, мотив-стимул. Сейчас, может быть выбирают профессию иначе. Для разных людей смыслообразующий мотив может быть тот, где много платят.

Мотив стимул: «Дети, если вы будете посещать все концерты, то потом, в мае будет концерт-загадка, когда вы будете гадать, что за композитор». Смыслообразующий мотив: дети любят музыку.

Петя идет с папой куда угодно, если папа, конечно, проникся музыкой. «Пойду на концерт» - это цель в контексте общения с папой. Но если папа будет спать на концерте - никакого сдвига мотива на цель не произойдет. Мы деятельностью подготавливаем сдвиг мотива на цель для ребенка. И потом, когда папа опять уедет (в случае если папа действительно интересуется музыкой), Петя сам потащит маму на концерт.

«Служебный роман»: Служебный роман стал настоящим в процессе деятельности и то, ради чего он всего добивался, ради повышения по службе, ему фактически уже и не нужно.

Процесс осознания мотива

Когда мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. «Осознание мотива» - когда человек вдруг начинает понимать, что его на самом деле мучило и тогда он превращается в мотив-цель.

Например, деревенскую бабушку все время тянуло к искусству. Бабушка особо не смотрела сериалы. Ей это было неинтересно, но ей страшно нравились разные фильмы про художников, композиторов и тд., репортажи из залов музеев. Все строилось вокруг живописи. Прошло время, дети выросли, муж умер. И она решила кого-то пустить в избу из приезжих художников, на лето. Студент уехал, оставив старые холсты и краски. Бабушка, как могла, начала писать картины. Весной показала художнику свои картины. Художник обалдел. Сделал выставку. И бабуля осознала, что она всю жизнь хотела быть художником. Вот пример превращения мотива-цели.

Это - пример формирования высших человеческих потребностей. Путем сдвига мотива на цель.

По материлам лекций Соколовой Е. Е

Теперь, после рассмотрения некоторых исходных теоретических и методологических оснований изучения аномального развития личности, введения этой проблематики в общепсихологический контекст, перейдем к данным конкретных исследований.

ГЛАВА IV. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым , традиционно ассоциируют, связывают с расширением круга мотивов, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы личности. «Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...- писал А. Н. Леонтьев,- происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания» 1. . Как можно в таком случае связывать данный механизм с развитием патологическим?

Дело, однако, не в полемической заостренности предложенного названия (хотя признаем здесь и некоторую долю этого), а в принципиальной для данной книги постановке проблемы, согласно которой психологические механизмы едины и для нормы, и для патологии, но их функционирование протекает в столь разных условиях, что приводит к качественно разным, на первый взгляд несовместимым конечным продуктам. Чтобы подвергнуть испытанию, проверить эту мысль, мы и взяли традиционно приписываемый нормальному развитию механизм, который, если наша гипотеза верна, должен играть столь же важную роль и в развитии патологическом. В качестве модели такого патологического развития рассмотрим процесс изменений личности при эпилепсии.

Описания феноменологии поведения больных эпилепсией широко представлены в психиатрической литературе. Большинство авторов отмечают возникновение у больных определенных, не свойственных им ранее черт: они делаются крайне эгоцентричными, появляется придирчивость к окружающим, стремление поучать, ханжество и угодливость, а наряду с этим нередкая злобность, злопамятность, возможность брутальной агрессивности и жестокости. Многие авторы отмечают особую педантичность больных эпилепсией, навязчивое стремление к строгому порядку и ряд других черт. Все вместе они образуют характер, едва ли не самый яркий в психиатрической клинике. Как же он формируется, в чем причина его возникновения?

В психиатрической литературе наряду с подробными описаниями феноменологии поведения и характера больных эпилепсией отсутствует анализ того, как сформировался этот характер. Мы говорили в предыдущей главе, что в психиатрии причины изменений личности нередко прямо сводятся к патофизиологическим нарушениям без учета собственно психологических опосредствующих звеньев. Эпилепсия не составляет в этом плане исключения; авторы в лучшем случае ограничиваются попыткой установления корреляций между типом болезненного процесса и теми или иными особенностями личности. Получается, что наличие очага эпилепсии в головном мозгу есть прямая причина эгоцентризма или мелочной педантичности. Конечно, легко предположить, что, чем злокачественнее протекает болезнь, тем усугубленнее становятся нарушения личности. Однако такого рода корреляции вряд ли могут объяснить особенности личности. Они лишь ставят проблему, решать которую - дело дальнейшего анализа. Здесь уместно привести слова Л. С. Выготского, который писал в свое время по поводу педологических диагнозов типа: ребенок аномален, потому что его отец - алкоголик. «Но какими же бесчисленными соединениями, посредствующими звеньями, переходами связана причина со следствием... какая пустота зияет в... истории развития, если он (исследователь.- Б.Б.) прямо и непосредственно сводит первое и последнее звенья длинной цепи, опуская все промежуточные! Какое страшнейшее упрощение действительности, какая вульгаризация научного метода!» 2.

Прежде чем приступить к анализу психологических закономерностей формирования личностных аномалий при эпилепсии (равно как аномалий при любой другой форме душевной болезни), необходимо предварительно определить по крайней мере следующее. Во-первых, в каких условиях протекает исследуемый процесс, в чем их отличие от условий благополучного, нормального развития?

Во-вторых, какой именно феномен личностных нарушений, возникающих в рамках этих условий, станет объектом нашего изучения, материалом для поисков собственно психологических опосредствующих, промежуточных звеньев процесса? В таком случае «независимой переменной» могут быть фиксируемые нарушения некоторых физиологических условий, а «зависимой переменной» - психические процессы, протекающие в этих измененных условиях. Если вспомнить предложенное нами деление психического здоровья на уровни, то речь идет о том, как нарушения психофизиологического уровня могут влиять на два вышележащих - уровень реализации и личностно-смысловой.

Пожалуй, в данном случае наиболее выраженным и наиболее хорошо изученным параметром извращенного психофизиологического уровня является инертность, тугоподвижность нервных и психических процессов. Проследим поэтому, как нарастание тугоподвижности, инертности может влиять на формирование личностных отклонений. При этом в качестве непосредственного объекта исследования возьмем патологическую педантичность, поскольку это свойство, с одной стороны, чрезвычайно типично для больных эпилепсией, что отмечается практически всеми авторами, а с другой - наиболее легко фиксируемо, объективно проявляемо во внешне наблюдаемом поведении и способах действия больного.

Проведенный анализ клинических данных показал, что на первых стадиях болезни часто не обнаруживается какой-либо специальный патологический оттенок в стремлении к последовательности и педантичности действий, которое является даже известного рода компенсацией первичных, идущих от биологических особенностей болезни дефектов. Например, только при помощи тщательного и последовательного выполнения всех элементов стоящего перед ним задания больной может компенсировать тугоподвижность мыслительных процессов и прийти к правильному решению.

Однако последовательное выполнение отдельных элементов задания требует (хотя бы на время) отвлечения от конечной цели всей деятельности. И чем труднее для больного выполнение данного элемента задания, тем больше это отвлечение, пока наконец само выполнение отдельного действия не становится самоцелью и не приобретает самостоятельной мотивирующей силы. Читатель легко узнает в этом описании механизм «сдвига мотива на цель», однако вследствие особых условий его функционирования он в данном случае ведет не к расширению мотивационных устремлений, а, напротив, к их сужению, замыканию на отдельных элементах некогда развернутой и сложной деятельности. Следует добавить, что эти особые условия образует не только нарастающая инертность, хотя в формировании патологической педантичности она играет, на наш взгляд, ведущую роль, но и ряд других параметров, прежде всего появляющееся интеллектуальное снижение, в основе которого лежит органическое поражение мозга.

Приведем несколько поясняющих примеров из историй болезни. Больные эпилепсией иногда становятся чертежниками, переплетчиками и выполняют эту работу медленно, но чрезвычайно тщательно. Работа чертежника сама по себе требует известного смещения внимания с реального предмета на четкое проведение линий. Здесь больные и находят себя. Один из них - бывший инженер, который раньше, по его словам, «не переносил черчения», так говорит теперь о своей работе чертежника: «Я не люблю, как другие, лишь бы как сделать... предпочитаю начертить на миллиметровочке цветным карандашом, по лекалу провожу кривую. Девушки чертят от руки, а я считаю, что нужно точнее».

Другой больной - в прошлом подающий надежды музыкант - теперь работает переплетчиком. Очень доволен и горд своей работой. По словам сослуживцев, переплетает крайне медленно, но с большой тщательностью. Никогда не интересуется содержанием переплетаемых книг.

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример – психология личности ребенка. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем. Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель?

Первоначально вам не хочется что-либо делать, но вы понимаете, что это нужно. Например, делать каждый день зарядку или заниматься иностранным языком. Придумайте себе мотив: «Если не сделаю сегодня зарядку – не буду смотреть любимый сериал» или «Если не позанимаюсь языком – не буду сидеть в интернете».

Только неукоснительно соблюдайте эти запреты – для этого вам потребуется развить самоконтроль у себя! И со временем вы заметите, что делать зарядку для вас – не необходимость, а удовольствие, когда вы увидите положительные изменения в своей фигуре и на весах. И научившись читать книги на иностранном языке, для вас это также превратится в удовольствие без дополнительных стимулов!