Что такое ревизская сказка

УДК 94(47) «1763/1765»(093)

А. П. Орлова К вопросу об изучении третьей ревизии

В статье исследованы массовые исторические источники по истории населения России. На примере изучения материалов третьей ревизии 1765 г. по селению Кузьмино в предместье Санкт-Петербурга рассмотрены важные вопросы информационного потенциала первых ревизий и их взаимосвязи с источниками церковного и административного учета.

Research of historical mass sources on history of Russian population in the XVIII century is in the focus of the article. Example of the study of III Revision materials of 1765 on village Kuzmino nearby Saint-Petersburg is concentrated on important aspects revealing informative potential of first revision documents and their links with church and administrative records.

Ключевые слова: изучение источников, структура населения, ревизия.

tey words: source study, structure of population, revision.

Административный учет населения России был организован с начала XVIII в. по указам Петра I. С введением подушного налогообложения большую часть населения России стали фиксировать ревизии. Ревизская душа считалась единицей налогообложения до следующей ревизии и в случае смерти человека. Крестьяне, купцы, мещане были обязаны выплачивать подати государству и записывались в ревизские сказки. Неподатные сословия - духовенство, ямщики, дворяне и чиновники, армия и флот, иностранцы в перепись включались редко. Ревизии не проводились в Польше, Финляндии, Закавказье, а в первой, второй и шестой ревизиях не учитывали женщин.

Первичными источниками для исследования истории населения считаются ревизские сказки, куда записывали личные сведения о человеке, его семье, социальном статусе. Обычно составлялись два экземпляра сказки: один отправлялся в казенную палату, второй - в местное казначейство. Обобщающие материалы ревизий включают генеральные табели и окладные книги. Генеральные табели подготавливались на момент окончания ревизии. С четвертой ревизии были введены окладные книги, которые содержат итоговые сведения о численности населения по сословиям. Проверка данных ревизских сказок возможна по исповедным росписям и метрикам как материалам текущего церковного учета, рекрутским спискам и полицейским отчетам.

© Орлова А. П., 2013

В качестве примера исследования материалов первых ревизий можно избрать ревизские сказки третьей ревизии по дворцовому с. Кузьмино, поселению поблизости с Царским Селом и Санкт-Петербургом.

Первая официальная ревизия Ингерманландии состоялась в 1732 г., и сегодня ее материалы хранятся в РГАДА Москвы. При исследовании источников административного учета по истории Царского Села в РГИА и ЦГИА Санкт-Петербурга в фонде Царскосельского дворцового правления выявлены ревизские сказки селения Кузьмино за 1763-1765 гг. .

По шведскому описанию в подаренных Екатерине Алексеевне мызах до их заселения числилось 47 деревень. Жители некоторых из них не покорились новым властям. Для безопасности Царского Села из его окрестностей началось выселение местных жителей. «Для заселения слободы Пулково было разорено и сведено в леса 11 латышских деревень, для села Царского - 10, слободы Кузьминой - более 15 деревень» . Часть жителей получила новые наделы в лесистой и болотистой местности. Неплодородные земли вскоре были заброшены, крестьяне бежали в Восточную Финляндию. Другие были переселены в деревни вблизи Гатчины.

Первая половина XVIII в. характеризуется конфликтами местных жителей с переведенными крестьянами. «В 1717 г. крестьяне слободы Кузьминой в прошении в дворцовое Царскосельское правление жаловались, что "маймисты не дают нам запахивать свои бывшие земли и косят луга сами"» . Финны-ингерманландцы разорялись и уходили в город на заработки. Дворцовой администрации приходилось мириться с этим и переводить их на денежный оброк. И все-таки в XVШ-XIX вв. дворцовое с. Кузьмино, как и Пулково, выросло в несколько поселений. Благодаря росту населения рядом с Большим Кузьмино появились Малое, Редкое и Верхнее Кузьмино.

Что привело в столь сложных и противоречивых условиях к расцвету эти поселения и благополучию их жителей? Чтобы ответить на данный вопрос, исследуем ревизские сказки 1763-1765 гг. Однако сначала стоит обратить внимание на название поселения, которое не встречается в источниках до начала XVIII в. Рассмотрим несколько версий. В XIX в. считали, что: «Селение получило свое название от какого-то Кузьмы, первого здешнего поселенца, современника Петру Великому» . Из Царского Села в с. Кузьмино в 1747 г. была переведена Успенская церковь со старого Царскосельского кладбища. «Так как кладбище находилось вблизи дворца и плач по умершим тревожил сердце и слух императрицы Елизаветы Петровны, то кладбище было закрыто. Успенская церковь была перенесена в Кузьмино, и там стали хоронить покойников из Царского Села до 1783 г., когда устроено нынешнее кладбище на

месте гибели Ланского» . В 1785 г. в с. Кузьмино была построена каменная церковь Благовещения.

По церковным материалам начала XVIII в. можно уточнить происхождение названия этой местности. Сведения о числе церквей за 1722 г. были подготовлены священнослужителями Санкт-Петербурга и губернии по приказу Петра I. Рукопись датирована 10 марта - 5 апреля 1722 г. Материалы о числе церквей, их приделах, причте указывалось «взять в тиунскую кантору» . Каждый ответ, отправленный менее чем в течение месяца, охватывает от одного до нескольких храмов в приходе и составлен с обязательным описанием расположения храма, «где в урочищах, и в уездах, где чья вотчина» . Все ответы написаны в одной форме: реестр церквей и подпись. Сведения о церквях будущего Царскосельского уезда включены в состав описания Копорского уезда. По материалам описания можно установить, что большая часть православных церквей Копорского уезда была воссоздана в центрах прежних погостов и мызах, а новые освящались как домовые в поместьях. После характеристики старинных церквей в мызах Копорского уезда в деле приведен список по Царскому Селу и ближайшим поселениям. Отдельно составлен реестр храмов Петербурга и Царского Села:

Церковь Преображения Господня, что на кирпичных заводах;

Церковь великомученицы Екатерины, что в дворцовом Селе Красном.

Церковь Успения Пресвятыя Богородицы, что в Селе Сарском, при той церкви поп Козма Васильев;

Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы, что в вотчине графа Гаврила Ивановича Головнина Копорского уезду в селе Благовещенском» .

Список датирован 10 марта 1722 г. По этому реестру можно предположить, что село получило устойчивое название после переноса церкви по имени священника - Кузьмы Васильева.

Из материалов по истории населения с. Кузьмино до 1770 г. метрик не дошло. Метрические книги с. Кузьмино (в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга) с лакунами охватывают 1770-1911 гг., а исповедные росписи - 1773-1864 гг. . Сохранились только ревизские сказки по третьей ревизии, в которой впервые стали учитывать всех жителей - и мужчин, и женщин . Для мужчин, кроме фамилии, имени и отчества, фиксировалось сословие, сколько лет по последней ревизии «состояло и после оной прибыло», «из того числа выбыло» (отметка о годе смерти) и «ныне на лицо». Также в сказку заносились перемены места приписки, работы и сословия. Для женщин записывалось семейное положение и его изменения, а также переезд и возраст - «во временной отлучке с котораго времени и ныне на лицо (лета)» , здесь же уточнялись случаи смерти среди женщин и детей.

Сведения о каждом хозяйстве записывались на отдельный бланк под ревизским номером, служившим связью ревизской сказки и рекрутского списка для того, чтобы уточнить состав семьи возможного рекрута. Ревизские сказки собирались все вместе, сверялись. В течение ревизии в сказки вносились изменения о прибывших и убывших. Сказки с. Кузьмино были составлены в 1763 г. и исправлены через два года в 1765 г.

Сведения о жителях поселения охватывают время от предыдущей ревизии - 1744 г. до 1765 г. Исправления за 1763-1765 гг. отражают данные о родившихся и приехавших, присоединившихся к сельской общине, о девушках, которые вышли замуж за кузьминских крестьян из других поселений. Внесены в сказки и отметки об убыли жителей за эти годы из-за смерти, отъезда или переводе на работы в Царское Село. В сказки вписаны 574 чел. Только для двух человек внесена правка как о прописных душах. Незаписанными по прошлой ревизии оказались крестьяне - один - двадцати лет - новорожденный при второй ревизии, - а второму в 1744 г. было 52 года и в 1763 г. исполнился 71 год.

Информационный потенциал ревизских сказок с. Кузьмино позволяет рассмотреть состав населения по полу и возрасту как по третьей, так и по второй ревизии. Косвенно - по поправкам, внесенным в графу об убыли из-за смерти и выезда и с учетом родившихся между ревизиями - по возрасту детей и молодежи м.п. до 20 лет можно рассчитать и возрастной состав мужчин с. Кузьмино на 1744 г. Для 141 крестьянина в 1744 г. большей части населения села - записи уточняют возраст от полугода до 82 лет.

О 5 10 15 20 25 30

число душмп

Рис. 1. Распределение по возрасту мужского населения с. Кузьмино в 1744 г.

80 лет и старше н 1

К 1744 г. прошло только время одного поколения с момента переселения на новые земли. Поэтому можно предположить, что структура мужского населения дворцового села по возрасту (рис. 1) немного увеличилась за счет детей, родившихся после переезда, но в целом сохранила очертания первоначальной. Молодежь в 1744 г. насчитывала 96 чел. (41 ребенок до 10 лет, 39 чел. 10-19 лет и 37 двадцатилетних мужчин). Основа крестьянского населения -работники с 30 до 60 лет - насчитывала 36 хозяев, а к людям старше 60 лет относились 6 чел. в 1744 г. По сравнению с пирамидой третьей ревизии (рис. 2) в 1740-е гг. население было не только меньше по численности, но и меньше по числу детей, подростков и мужчин старше 60 лет. К третьей ревизии 1763-1765 гг. мужское население Кузьмино с учетом убыли достигло 190 чел.: от 3 недель до 77 лет.

Смертность за 1744-1765 гг. изменялась следующим образом: самыми опасными в 1740-е гг. стали 1745 и 1746 гг. - с 1744 до 1750 г. в с. Кузьмино записано 9 случаев смерти, тогда как за следующее десятилетие - 22, а в 1760-1765 гг. - 9, еще одна помета о смерти очень нечеткая - её можно прочитать и как 1765 г., и как 1769 г., что изменяет датировку всего дела на 1769 г. Средняя продолжительность жизни мужчин за 1744-1760-е гг. по ревизским сказкам Кузьмино составила 46,5 лет. Самая ранняя смерть записана для ребенка 2,5 лет, а самая поздняя для долгожителя с. Кузьмино 86 лет.

К третьей ревизии структура населения существенно изменилась благодаря значительному приросту детского населения. Возраст долгожителей среди мужчин уменьшился до 77 лет. За счет перехода 40 и 50-летних жителей в следующие возрастные группы (соответственно 60 и 70-летних) выросла доля лиц старшего возраста. Дети от 3 недель и подростки до 15 лет составили большую часть жителей с. Кузьмино, с 15 до 30 лет - 53 чел., а с 30 до 60 лет - 43 души м.п. За счет увеличения числа детей в семьях снизился средний возраст мужского населения: в 1744 г. он был равен 23,5 годам, а к 1763 г. «помолодел» до 22,8 лет.

возраст 80 лети старше 70-79 60-69 55-59 50-54 45-49 40-44 35-39 30-34 25-29 20-24 15-19 10-14 5-9 0-4

число душ МП

Рис. 2. Распределение по возрасту мужского населения с. Кузьмино 1763-1765 гг.

В ревизских сказках третьей ревизии появляются записи о женском населении с. Кузьмино. В ревизской сказке записи о женах следуют только после характеристики взрослых мужчин - ревизских душ. В сказке одного хозяйства вначале кратко заносились сведения о главах семей, их возрасте, прозвищах, данных по второй ревизии, и отметки об убыли, и только после этого внимание обращалось на жен и детей мужского и женского пола до 20 лет. Несмотря на выезд многих дочерей при замужестве в другие поселения, сведения о них фиксировались в с. Кузьмино. Поэтому при анализе возрастного состава женского населения в с. Кузьмино необходимо уточнять семейное положение и новое поселение, где живут женщины. С учетом «брачной миграции» в 1763 г. в с. Кузьмино жили 169 женщин, тогда, как всего из 427 изученных записей 193 относятся к душам женского пола. Для сопоставления возрастной пирамиды мужчин и женщин на примере с. Кузьмино необходимо работать только с данными о тех, кто на момент ревизии проживал в поселении, что отражено на рис. 3.

Рис. 3. Распределение по возрасту женского населения с. Кузьмино в 1763-1765 гг.

По ревизским сказкам большая часть девушек вышли замуж и уехали из с. Кузьмино в 20-22 года. Одновременно с этим встречаются в сказках записи о женщинах 26-30 лет, недавно взятых замуж в Пулково, сл. Рыбную, Красное Село, Ижору и Усть-Ижору. На рис. 4 показано количество женского населения в сравнении между собой (проживавшие в Кузьмино и все ревизские души ж. п.) и в сопоставлении с возрастной структурой мужского населения. При общем сравнении численности душ мужского и женского пола видно превышение числа мальчиков до 9 лет над числом девочек, постепенное выравнивание групп к возрасту первого брака и значительный перевес женского населения с учетом выехавших для 20-29-летних жителей с. Кузьмино. С небольшим превышением доли женского населения отмечены 40 и 50-летние крестьяне, несмотря на то, что при переселении в 1708-1730-е гг. число мужчин в семьях переведенцев преобладало.

возраст 60 лег и старше |

0,0% 10,0° о 20,0° о 30.0° о 40.0° о

доля населен] и (от общего числа душ м.п и ж.п.)

Рис. 4. Распределение по возрасту мужского и женского населения

с. Кузьмино в 1763-1765 гг.

При описании женского населения стоит отметить, что 18 девушек были взяты замуж крестьянами с. Кузьмино из других селений. Одна из них к 20 годам родила двух сыновей, старшему из которых на момент ревизии исполнилось четыре года. Следовательно, женщина могла выйти замуж в 15-16 лет. Из семей местных крестьян 34 девушки вышли замуж и уехали в другие поселения. О семьях и детях таких крестьянок в ревизских сказках с. Кузьмино нет записи. Скорее всего, женщины записаны еще раз вместе со своими мужьями в ревизских сказках Пулково, Красного Села, Тярлево и Рыбной слободы. Зачастую сестры из семей в Кузьмино выходили замуж за братьев или друзей в семьях Пулково, за ямщиков Московской-Ямской слободы, Рыбной слободы или уходили за мужьями-каменщиками на плитные ломки.

В сравнении с женской «брачной миграцией» ревизские сказки очень слабо отражают переезды крестьян с. Кузьмино. Из всех отметок об убыли только две записи свидетельствуют о том, что двое мужчин переехали в Царское Село и Пулково на работы: в зверинце зверовщиком и для работы в саду. Один из них при переезде в Пулково вышел из ведомства Царского Села. Записи также свидетельствуют о двух мужчинах, ушедших из Кузьмино. Для 36-летнего крестьянина, который переселился в Славянку, причина не указана, а для другого, мужчины 33 лет, мотивом переезда стала больная мать-вдова в другом селе. В материалах сказано, почему он уехал из Кузьмино, а не куда. Возможно, это был столь редкий и общеиз-

вестный случай переезда взрослого сына к матери, что не было необходимости указывать поселение.

По характеристике населения, отраженной в ревизских сказках, можно предположить, что за счет «брачной миграции» женщин выезд из слободы практически в два раза превышает въезд. Без её учета ревизия 1763 г. даёт общую картину населения в с. Кузьмино (рис. 5).

Л И 50 душ М.П.

Рис 5. Структура населения с. Кузьмино в 1763-1765 гг. по данным третьей ревизии

По рис. 5 видно превышение числа мужчин с рождения до 14 лет среди сорокалетних и старше 60 лет. Заметно уменьшение численности населения в с. Кузьмино - «поясок» на пирамиде приходится на детей 10-14 лет обоего пола, что говорит об увеличении детской и младенческой смертности в 1750-1752 гг., смертность взрослых мужчин в эти годы в три раза выше (10 записей в графе об убыли), чем в 1753-1756 гг. (3 случая).

Итак, ревизские сказки дают возможность проанализировать состав населения по возрасту и полу. Сведения первых ревизий также отражают некоторые аспекты истории семьи XVIII в. Например, по данным ревизий можно описать возраст вступления в брак и семейное положение мужчин и женщин, число детей, порядок деторождения и частоту рождений в одной семье. При этом стоит упомянуть, что различие в возрасте жениха и невесты при вступлении в брак точнее всего отражается в церковных источниках: венечных памятях, метриках и исповедных росписях.

Среди материалов ревизии с. Кузьмино записи о браке отмечены для 99 мужчин и 112 женщин (без учета выезда). Для одиноких характерно отсутствие каких-либо сведений о семье - имя взрослых крестьянина или крестьянки вписывалось в сказку на небольшом расстоянии от других семей. Сразу после имени человека могли указать на потерю мужа или жены - записать вдова, вдовец, имя ушедшего супруга зачастую пропускалось у женщин после 50 лет. Не всегда вдовство уточнялось и для мужчин. Единственная запись после имени отца «а у него дети» - по принятому в Кузьмино порядку всех детей в полной семье записывали после имени матери, - говорит о ее смерти.

По возрасту старшего сына или дочери в семье можно выяснить возраст родителей при вступлении в брак. По возрасту детей, названных после имени матери, возможно изучить порядок рождения в семье и количество детей. При работе с данными о семьях можно охарактеризовать структуру семьи и домохозяйства, которое, как правило, в XVIII в. состояло из нескольких семей разных поколений (таблица).

Структура крестьянских семей с. Кузьмино в 1744-1765 гг.

Соотношение семей и детей Количество детей в семьях

Количество семей по ревизии 20 22 15 17 11 5 2 1

Количество детей в таких семьях 20 44 45 68 55 30 16 9

Процент от общего числа семей 22 24 16 18 12 5 2 1

Процент от общего числа детей 7 15 16 24 19 10 6 3

Как выявлено из таблицы, к 1760-м гг. в с. Кузьмино в семьях русских переселенцев чаще всего было от 1 до 5 детей (92 % всех полных и неполных семей). Девять детей было только в одной семье, а по восемь - в двух, т. е. в трех многодетных семьях воспитывали 25 детей (9 % от всех детей села). Большего всего детей приходится на полные семьи с четырьмя детьми (преобладали мальчики). Максимум детей в общей численности населения сложился благодаря семьям с 4-6 детьми. В период ревизии в таких семьях (35 % от числа всех семей) росли 153 ребенка (53 % от числа всех детей).

Рассмотрим различия между женами и мужьями по возрасту при вступлении в брак. В 64 семьях выявлен большой разрыв в возрасте от 1 до 14 лет в пользу мужей. Различие в возрасте мужа и жены на примере с. Кузьмино основано на старшинстве мужчины на 1-4 года и встречено в 40,6 % семей. При разнице от 5 до 9 лет доля браков составляет 20,3 %, а при разнице более 10 лет -13-14 лет - только 6 %. На браки ровесников приходится 9,3 % от числа всех семей.

Среди женщин есть те, которые вышли замуж дважды до 30 лет из-за смерти мужей, но случаев замужества, в которых невеста старше жениха, немного - только 17,2 % браков с разницей в два года в пользу невесты и 4,7 % (три брака) с превышением возраста невесты на 10-11 лет. Для девушек средний возраст вступления в брак составил 19-20 лет, а для юношей - 22-23 года. Однако для дочерей, которые только записаны по ревизии за семьями своих родителей, но вышли замуж и жили в Пулково и других селениях, средний возраст первого брака равен 25,5 г. Молодым женам, которых крестьяне с. Кузьмино взяли замуж из соседних селений, в среднем было только 23,3 г. Все это обеспечило быстрый прирост населения в с. Кузьмино во второй половине XVIII в.

По сравнению с третьей ревизией на примере сказок с. Кузьмино главное отличие в материалах четвертой ревизии состоит в выделении граф для записи возраста женского населения по предыдущей и новой ревизии, о случаях выбытия. При записи в ревизскую сказку после перечисления детей, которые родились до ревизии, отмечаются рожденные в следующие после ревизии годы (до 17 лет) . В поселениях при Царском Селе в 1796 г. (при переходе после смерти Екатерины II к новому владельцу) вновь определялись тягла - земля и крестьяне, выполнявшие повинности. В Кузьмино насчитывалось 342 тягла, а в Малом Кузьмино - 23 тягла . По ревизии 1802 г. население Кузьмино выросло до 812 душ м. п. (268 дворов). В Малом Кузьмино на 23 двора приходилось 62 души м. п. . Дошедшие до нашего времени материалы ревизий и рекрутских списков 1844-1848 гг. по с. Кузьмино важны для продолжения исследования. Изученные ревизские сказки помогают раскрыть на примере с. Кузьмино особенности движения населения и расцвета поселений в XVШ-XIX вв. вблизи с Царским Селом и Санкт-Петербургом.

Список литературы

1. Индова Е. И. Дворцовое хозяйство в России: Первая половина XVIII века. - М., 1964.

2. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. -СПб., 1884. - Вып. 8.

3. История Села Царского. - СПб., 1833. - Т. 3.

4. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 487. Оп. 9. Д. 875. Призывной список молодых людей из семейств, состоящих из трех и более работников [Б.д.].

5. РГИА. Ф. 487. Оп. 8. Д. 8721. Ревизия Кузьминковой части 2-го участка 1834 г.

6. РГИА. Ф. 487. Оп. 9. Д. 900. Ревизские сказки 1782 г.

7. РГИА. Ф. 487. Оп. 9. Д. 899. Ревизские сказки селения Кузьмино 1-го участка. 1765 г.

8. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 1. Д. 162. Сведения о числе церквей и приделов, их местоположении, числе священников в Санкт-Петербурге, Ямбурге, Выборге, Ко-порье, Шлиссельбурге и уездах. 10 марта 1722 - 23 апреля 1722 г.


Образованный человек обычно плохо знает историю Византии (в общем, там и нечего знать). Но он имеет представление о крестовых походах и о взятии Константинополя турками. По его мнению, на территорию Анатолии вторглись орды кровожадных кочевников и завоевали ослабелые византийские провинции. Затем Константинополь какое-то время мужественно держался на последнем клочке и, наконец, после драматического штурма, пал. Турецкий султан устроил резню и отнял у жителей Второго Рима знаменитый православный храм Святой Софии, где приказал сделать мечеть. После этого Константинополь превратился в Стамбул, орды турок хлынули дальше на Балканы, и весь 16-18 век Европа ожесточённо сражалась против огромной Оттоманской империи.

На самом деле всё было не так, причём не так по официальной версии истории. Но перед изложением этого «не так» хотелось бы остановиться ещё на одном аспекте.

Я уже писал, что в 7 веке произошла эллинизация Византии. Вроде бы греки замкнулись на себе и «забыли» латинский сектор античной культуры. Но самая новая (и следовательно самая достоверная) часть византийской истории вопиет об обратном. Греки НИКОГДА не были предоставлены сами себе. Там всегда существовал всё тот же греко-латинский дуализм.


Вот карта на момент взятия Константинополя крестоносцами. Как видим, в регионе (довольно небольшом) присутствуют две силы: латиняне (считается, что это французы, немцы, испанцы и жители итальянских полисов – у всех официальный язык латинский) и греки Никейской и Трапезундской империй, а также Эпирского деспотата. Причём расстояние между главным городом латинян Константинополем и главным городом греков Никеей всего 100 км.

Никейская империя в 1261 году завоевала Константинополь и поглотила латинскую империю. Но «латиняне» с Балкан не ушли:

Афины принадлежали латинянам в 1204-1458
Эвбея (Негропонте) – 1204-1470 (с перерывами)
Южный Крым 1206-1484
Родос 1309-1522
Кипр 1191-1571 год.
Крит 1204-1669, а базы до 1715
Пелопоннес 1204-1460, 1684-1715
Тинос 1204-1715
Ионические острова с 1186 и до независимости Новой Греции

Это далеко не полный список.

Но главное, в самом Константинополе все время существовала большая колония латинян (это если не считать прямого управления 1204-1261).

Поэтому греки всегда были частью западного мира и имели своё представительство в рядах европейской аристократии.

Вот характернейший пример из эпохи достоверного знания - венецианский чиновник греческого происхождения Иоанн Каподистрия.


Каподистрия родился в 1776 году на Корфу, окончил Падуанский университет. В 1797 году Наполеон аннексировал Венецию. Тогда русский флот освободил венецианские территории в южной Адриатике и учредил республику Ионических островов. Республика была под русско-турецким протекторатом и рассматривалась в качестве базы для последующего восстановления Венеции. У неё был венецианский флаг, а население греческое. Это и есть заключительная фаза существования независимой Венеции. От венецианской стороны смотрящим на островах был Каподистрия.

В 1807 году Александр I уступил острова французам в рамках общего соглашения с Наполеоном. Однако вскоре там высадились англичане, и в 1815 году по решению великих держав республика Ионических островов была воссоздана под английской протекцией. Это греко-итальянское государство просуществовало до 1864 года, и было передано англичанами Греции (редчайший пример, когда Англия кому-то что-то относительно добровольно отдала).

При этом сам Каподистрия в 1807 году перешёл на русскую службу и вместе с Нессельроде возглавил министерство иностранных дел (1816-1822). Фактически российскую дипломатию возглавлял сам Александр, а Каподистрия и Нессельроде были его заместителями. Одновременно, в рамках тогдашней англо-российской кооперации Каподистрия стал основателем греческого масонства, носящего террористический характер.

Приём в ложу «Филики этерия». На лице неофита отражён богатый
внутренний мир и несложная программа организации.

В 1827 году ещё до достижения Грецией независимости Каподистрия был избран греческим президентом. В 1831 году англичане, опасавшиеся русского влияния в Греции, его убили.

Судьба Каподистрии хорошо иллюстрирует контекст, в котором происходило формирование нового греческого государства. Это был паневропейский проект, и не случайно Греция стала членом ЕС раньше Испании, Швеции и Австрии, не говоря уже о других балканских государствах.

А вот другой пример:


В центре будущий адмирал Канарис. (Кликабельно.) До начала второй мировой войны он утверждал, что является потомком греческого адмирала Константина Канариса, потом что итальянца Канариси, переселившегося в Германию в 17 веке. В принципе возможно и то и другое одновременно, так как в Италии всегда жило много греков.

Поскольку Аристотель рекомендовал перемежать длинные лекции шуточными рассказами, расскажу немного о Канарисе-старшем. Это греческий пират, живший на острове Псара. Псариотов было 6000, все были моряками. В 1821 году турки устроили знаменитую Хиосскую резню. Хиос был автономным образованием, вроде Гонконга. Богатые жители всячески открещивались от начавшегося греческого восстания, но накрученные континентальными евреями османы высадились на остров и в несколько приёмов уничтожили всё 150000-ое население. После этого на острове поселились турки и евреи, а численность обитателей Хиоса не восстановлена до сих пор. Убили, конечно, не всех – несколько десятков тысяч успело убежать, еще несколько десятков тысяч продали в рабство. Кто-то принял мусульманство (перед тем как перерезать глотку, молодым предлагали). Псара находилась рядом, из-за неё Хиос и попал под раздачу. 32-летний Канарис-старший в отместку взорвал брандерой флагман турецкого флота – погиб главнокомандующий и 2000 матросов. Через несколько месяцев таким же способом он взорвал второй адмиральский корабль (позже малограмотный Канарис стал адмиралом и премьер-министром независимой Греции). Тогда султан приказал принести карту Эгейского моря и соскрёб Псару ногтём. Кроме всего прочего там выжгли все деревья и кустарники, и после этого в национальной мифологии новогреков появилось понятие «холокост» (ὁλοκαύστος). Холокосту европейские торговцы радовались неподетски и частично были его инициаторами – пираты, бывшие, разумеется, в доле с османами, достали всех.

Но англичане использовали хиосскую резню и псарский холокост для массированной пиар-кампании общеевропейского филоэллинства. Греческие события 20-х годов 19 века стали первым «национально-освободительным движением». Дальше «НОДы» штамповались английской разведкой на конвейере с заранее готовым набором аксессуаров. Почему-то НОДы обязательно должны были быть связаны с коммунистическими картинками про инопланетянок в лифчиках (подростковые «коммиксы») и обязательно содержали пункт «собрать все вещи в кучу и отдать Англии».

В 20 веке антисемитский «холокост» был англичанами же превращён в холокост еврейский, а Канарис-младший возглавил фашистскую разведку. По результатам плодотворной работы в апреле 1945 был повешен сослуживцами. Как английский шпион.

Вот такая история про «грустную канарейку» (кстати, «канарейка» это «собачка»). Про колоритный греко-турецкий конфликт в современной Европе предпочитают не вспоминать. Про резню армян начала прошлого века ещё туда-сюда, а про Хиос молчат как рыба об лёд. Люди даже не понимают, что греческие острова были экстерриториальными «гонконгами». А когда рассказывают про происхождение слова «холокост», то долго звонят про Библию.

Однако хватит птичьего кинизма. Вернёмся к нашей Византии.

Стамбул, пересечение акведука Валента и бульвара Ататюрка. Кажется что эти сооружения
построены в одно и то же время.

Я так много говорю про греко-латинские отношения потому, что, что историки Ренессанса любят рассказывать про удивительную греческую культуру, привнесенную на Запад после гибели Византии. Мол, после Катастрофы образованные греки с древними рукописями под мышкой появились в Европе и стали объяснять древнюю науку. Все были поражены.

Но к этому времени западные европейцы жили бок о бок с греками столетиями, существовала масса смешенных греколатинских семей и т.д. и т.п.


(Кликабельно.) Но это не так. Акведук Валента снабжает водой гигантское подземное водохранилище в центре Константинополя – Цистерну Базилику. Штука довольно страшная – потолок цистерны поддерживают 336 восьмиметровых колонн. Работало до 16 века, то есть ещё примерно лет 50-100 после убийства техников. В конце прошлого века цистерна очищена и приведена в божеский вид, вода по эстетическим соображениям поддерживается на низком уровне. Там аквариумных рыбок разводят.

Но мрачность цистерны не в масштабной колоннаде, уходящей в сумрачную бесконечность, и не в гулком залитом водой пространстве, а в том, ИЗ ЧЕГО она, если приглядеться, сделана. Это функциональное помещение, невидимое публике, и для его строительства использовались старые, бракованные и некондиционные материалы.

Например, две колонны стоят на головах Медузы Горгоны. Головы благодаря этому
и уцелели. А туристы ходят и восторгаются «античным искусством».
Теперь о собственно падении Византии.

Во-первых, турки-османы не были пришельцами. В исторической перспективе это несомненно тюркская орда, идентичная тюркскому населению северного Ирана. Но такая орда неизбежно очень маленькая величина с точки зрения демографической. Скопление кочевых племён может дать 50 000 первоклассных всадников. Это огромная сила. Но с точки зрения демографии, что эти 50 000 могут сделать против хотя бы пятимиллионного народа? Это ОДИН ПРОЦЕНТ. При достижении военного и политического господства этот процент может разрастись до 5%, пускай 10%. Через сто лет. Но эти 10% уже не будут кочевниками, и они будут ЭТНИЧЕСКИ другими людьми. Всё, «конец ига». Это, повторяю, при самом благоприятном раскладе для кочевого нашествия.

Что произошло с тюрками в находящемся рядом Иране (который включал в себя и современный Ирак)? Они заняли социальные верхи, но интегрировались в общую структуру населения. Это те же иранцы, точно так же как кочевые маньчжуры стали китайцами.

Очевидно, в случае вторжения в Византию должна была произойти такая же метаморфоза. Считается что ЦЕНТР турок-османов это район, непосредственно прилегающий к Константинополю. То есть это ассимилированная византийцами кочевая орда, уже перешедшая к полуоседлому быту и выполняющая функции защиты от враждебных Византии племён, а также неизбежно принимающая участие во внутренних политических разборках. В качестве дикарей, которые таскают каштаны из огня.

1300 год. Османская орда – маленькое пятнышко у восточных границ Византии.
Первой столицей турок-османов была Брусса (1326-1365). Это греческий город в Малой Азии, в тех же сакраментальных 100 км. от Константинополя. Примечательно, что османы сначала жили вокруг Бруссы и лишь через 10 лет захватили сам город. Этот район - ядро политической организации османов. (Интересно, что османы выделились в отдельное государство якобы после развала в 1307 году султаната Рум, занимавшего 2/3 Анатолии.)

1350. Османское государство и Византия по территории 1:1. Но у Византии огромный Константинополь. Поэтому 1:3.
В 1345 году османы используются будущим императором Иоанном VI против действующего императора Иоанна V, причём их глава Орхан женится на дочке Иоанна VI Феодоре. ПОНИМАЕТЕ? Какие же это «пришельцы»? Это СВОИ. Точнее, «свои татары».

В это же время османы проникают в Европу (в сущности, не имея серьёзной опоры в Азии – им не принадлежит даже Анкара), причём в качестве ВИЗАНТИЙСКИХ НАЁМНИКОВ. С их помощью ведется война с варварскими славянскими государствами (Сербией и Болгарией).

В 1365 году османы переносят столицу в Адрианополь, то есть в ЕВРОПУ. И это опять очень близко от Константинополя – 200 км.

В 1373 году наследник и соправитель Иоанна V Андроник IV объединяется с наследником турецкого султана Мурада, ЧТОБЫ ОДНОВРЕМЕННО СМЕСТИТЬ ЗАКОННЫХ МОНАРХОВ В ВИЗАНТИИ И ТУРЦИИ.

Они берут Константинополь, но Мурад спасает Иоанна V, вводит турок в Константинополь (караул!) и ослепляет своего сына, требуя чтобы Иоанн V также поступил со своим гадёнышем. Но добрый Иоанн соглашается вынуть сынишке только один глаз.

Не кажется ли вам, что подобного рода истории, есть истории политики внутренней, но отнюдь не внешней?


Теперь посмотрите на общую карту роста Османской империи и найдите границы 1400-1450 года (они примерно одинаковы). Ареал, контролируемый османами, имеет своим центром Константинополь. Сам город еще не контролируется османами, как не контролировалась Брусса перед 1325 годом. При этом столица османов находится В ЕВРОПЕ. 60% османской территории – В ЕВРОПЕ. И будущий поход на Константинополь будет идти ИЗ ЕВРОПЫ.

Много говорится по поводу разгрома султаном Баязидом (1389-1402) варварской Сербии, но мать Баязида гречанка, а в жёны он берёт дочь погибшего князя. В это время сербское войско сражается в составе османских войск против латинских интервентов - крестоносцев.

В 1391 году в Константинополе вводится должность судьи для местного мусульманского населения, (в городе есть специальный мусульманский квартал с мечетью), также в городе размещается турецкий гарнизон. Византийский император является данником турок.

Но в самом начале 15 века османы спотыкаются. Дело в том, что их… обижают азиаты.

В Анатолию вторгается Тамерлан, татарская конница переходит на его сторону и Баязиду наносится страшное поражение. Самого султана пленяют, возят с собой в клетке, используют как подставку для ног и насилуют жену. Когда надоедает – убивают.

Историческая фантазия Станислава Хлебовского (он 12 лет работал придворным художником в Константинополе). Бедный турецкий султан и его азиатский друг.
Османская империя распадается на несколько частей и будущему султану Мехмеду I византийцы оказывают существенную помощь в борьбе с конкурентами.

После его прихода к власти возникает новая напасть. Один из высших османских чиновников придумывает новую религию – в ней нет иудея и нет эллина, а есть единый бог для всех. Войско фанатиков разбили, а самого чудака повесили на базаре в европейской части Турции, недалеко от Салоник. Где-то в 1416-1420 году.

Турки взяли Константинополь. Ура, товарищи!
Наконец в 1453 году происходит взятие Константинополя вновь консолидировавшимися турками. С этого времени и до 1918/1922 года турецкий султан носит титул «цезарь Рима» (Рума).

Но вплоть до 20 века Второй Рим-Рум так и не стал турецким городом.

В 1885 году в Константинополе жило 385 000 мусульман, 150 000 греков, 155 000 армян, 45 000 болгар, 45 000 евреев и 130 000 иностранных подданных (из которых 50 000 греки и 40 000 евреи, в т.ч. европейские).

При этом мусульмане это не только турки – это в значительной степени выходцы из Болгарии, Албании, Кавказа, Боснии и др. областей (т.н. «мухаджиры»).

За исключением внутренней Анатолии, в других городах ситуация была ещё хуже. Например, в древней османской столице Адрианополе турок насчитывалось от силы 15%.

При этом прирост турецкого населения из-за господствующего положения, агрессивной мусульманизации и этнических чисток всегда шёл большими темпами. То есть первоначально турки были ордой, живущей в юртах МЕЖДУ городами (частично турки-кочевники существовали ещё в 19 веке), затем они стали переходить к оседлому образу жизни в деревнях и размещать в городах гарнизоны. И постепенно-постепенно где-то в веке 18 сформировался тип турецкого горожанина. Как правило, живущего в ЧУЖОМ городе. (И в условиях Оттоманской империи городе КОСМОПОЛИТИЧЕСКОМ.) «Своя» земля для османов даже в начале 19 века это– 2/3 внутренней Анатолии, т.е. примерно половина современной Турции. Турок всегда было МАЛО. В Иране их (т.е. азербайджанцев) было гораздо больше. Поэтому Турция и Иран всегда воевали почти на равных. Воевали-то в основном тюрки.

Вывод из этого простой. Османская империя сохранила гораздо больше черт Римской империи, чем это принято думать. Османы изначально были связаны с Византией и Византией порождены, а после завоевания политического господства их культурное влияние не было определяющим уже из-за незначительной численности. Следовательно, анализ оптического периода турецкой истории может многое дать для понимания истории античной.

О «во-вторых» поговорю в отдельном посте.

Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?

Контроль

Ревизская сказка - это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.

Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.

Уточнения

Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».

Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».

Исторические события

Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.

Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.

Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.

Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.

Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.

Хранение

Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.

В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.

Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.

Писательские труды

Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения - афера Чичикова.

Другие варианты

Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы - это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.

Театральный смысл

Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось - «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию - «Гоголь-сюита».

Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.

Спектакль «Ревизская сказка» - это очень активная постановка, которая содержит фрагменты из произведений Гоголя. Здесь зритель увидит и «Мертвые души», и «Шинель», и «Записки сумасшедшего», «Ревизор», «Нос», и другие известные и не очень произведения. Спектакль являлся обширным, он использовал все средства сценической выразительности, актеры не просто показывали пьесы, а прежде всего их автора.

Музыкальное сопровождение

Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.

Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.

Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».

Значение

Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.

Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.

Сейчас многие пытаются восстановить историю своей семьи: изучают архивные документы, рисуют генеалогическое древо, пишут поколенную роспись. И зачастую сталкиваются с совершенно непонятными названиями документов. К примеру — «ревизские сказки». Что это такое? Как с ними работать? И вообще — что из них можно почерпнуть для восстановления истории своего рода?

В начале ХVШ в. налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения — так называемые ревизии («подушные переписи»). Всего в России было проведено 10 ревизий.

Указ о проведении 1 ревизии издал Петр I 26 ноября 1718. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и продолжалась до 1727. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Кроме того, первоначально ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Правда, позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены другие формы учета населения (например, в Малороссии — «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).

2 ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743: началась в 1744 и закончилась в 1747. Она, как и 1 ревизия, вновь не коснулась ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась 2 ревизия и на территории Малороссии. Тем не менее 2 ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1 ревизией. В частности, были учтены жители Ингерманландии (населенная финнами часть нынешней Ленинградской области), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также и иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения, при этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
Через 17 лет после начала второй ревизии было решено провести третью ревизию . На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Третья ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. С учетом всех пропусков и «беглых душ» общая численность населения России к 1763 году составила 23200 тыс. чел. Однако ревизия недоучла значительную часть населения, и позже, уже в ходе следующей, 4, ревизии было обнаружено большое число недоучтенных 3 ревизией приписных душ. К началу 3 ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).
В 1781-1783 проходила 4 ревизия . В отличие от всех предыдущих она распространилась на всю территорию России, охватив и те окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления. Она указывала этническую принадлежность не только «некрещеных иноверцев», но и «новокрещеных», т.е. принявших православие в 30-50-х годах XVIII в. Не выделялись давно принявшие христианство этнические общности: белорусов, поляков (кроме живших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и др.
23 июня 1794 г. был издан именной указ о проведении следующей, 5, ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796. Формуляры документов остались такими же, как и во время Четвертой ревизии. По ее итогам в России уже насчитывалось 28300 тыс. человек.
Последующие ревизии – 6, 7, 8, 9 и 10 начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг..
В формуляр сказки 7 ревизии для некоторых категорий населения вносятся сведения о специальности; сведения о женском поле выделены и составили правую часть сказки.
Ревизии не охватывали полностью все население, большинство из них не покрывало всей территории страны, и были растянуты во времени (хотя сроки их проведения постепенно уменьшались). На протяжении почти полутора столетий ревизии фактически являлись единственной достаточно широкой формой учета населения страны, лишь в некоторых районах помимо них проводились местные исчисления.
Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения : сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства; наличие детей мужского и женского пола (кроме 1-2 и 6 ревизий) с указанием времени и места их рождения; родственников и «работных людей» с указанием фамилий, имен, возраста и сословной принадлежности; размеры податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям — национальность; по 1 ревизии — физические недостатки («увечен», «слеп»). Установить можно именно возраст на момент переписи, а не год рождения, поэтому подсчитанный год рождения по разным ревизиям как правило различается.
Категории населения, перечисленные в ревизских сказках тех времен : мещане, церковнослужители, солдаты, цеховые, из купечества, крестьяне. Последняя категория включала в себя следующие группы: вольные хлебопашцы, однодворцы, бобыли, черносошные, дворовые, экономические, удельные и т. д. В «переписные листы» вносилось гражданское состояние каждого из переписываемых абонентов на настоящую и прошлую ревизию. Например, воинская служба имела следующие варианты: сдан в рекруты, сдан в ратники, в ополчении, отдан в арестантские роты. Важной считалась информация по перемещениям населения, где были такие варианты, как: переселен, самостоятельно переселились, переведен, пришли неизвестно откуда, в неизвестной отлучке, в бегах, вольноотпущенные.
Однако даже последние ревизии были очень далеки от всеобщей переписи, так как не включали в себя огромную группу, освобожденную от учета. От учета были освобождены:
1) дворяне,
2) гос. служащие,
3) домашние учителя,
4) нижние воинские чины (донские, черноморские и иные казаки),
5) почетные граждане,
6) лица, принадлежащие к почтовому и театральному ведомствам,
7) все лица получившие ученые, медицинские, академические степени,
мастера казенных заводов и т.д.
Не все ревизские сказки сохранились. Не все сохранившиеся описаны (то есть попали в описи), то есть, даже если они и есть, вам скажут, что их нет. Сохранившиеся не всегда даются исследователям – для этого они должны быть прошиты, пронумерованы и в хорошем состоянии.А вообще-то они хранятся в федеральных архивах — фонды ландратских книг и ревизских сказок, Коллегии экономии (РГАДА); Сената, Департамента разных податей и сборов министерства финансов (РГИА) — и в региональных архивах — фонды наместнических правлений, казенных палат, мещанских старост, уездных временных ревизских комиссий Всероссийских народных переписей, личные фонды.