Что такое человек индивид личность индивидуальность. Упражнения на самопознание личности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность , качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня .

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому . Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как , так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность - человеческая сущность, поступки и которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и . К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— перцептивные особенности;

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

В языке слово «личность» имеет широкий спектр употребления. Личность - это и человек, и нечто связанное с человеком, какой-то его срез, ракурс, перспектива. С одной стороны, аспект, проекция, с другой – основополагающее начало.

Однако, в психологии личность чаще всего определяют через совокупность социальных, приобретенных качеств. Как отмечается в Большом психологическом словаре, личность - это особое качество людей, приобретаемое ими в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

В процессе взаимодействия и общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется интеллект, взгляды, социальные установки, отношения к обществу, конкретным людям и к самому себе.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Проблема личности в психологии до конца не исследована и представляет большой интерес для специалистов. При этом наряду с понятием «личность» ученые используют термины «индивид» и «индивидуальность».

Индивид – это отдельный представитель биологического вида homo -apien- (человек разумный), представитель человеческой общности.

К индивидным свойствам человека относятся не только его врожденные свойства (пол, телосложение, задатки и т.д.), но и приобретаемые в ходе жизнедеятельности (способности, характер, ценностные ориентации и т.п.).
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться.

Таким образом, если понятие «индивид» соотносится с целостной (биосоциальной) организацией человека, то понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию. Однако, если личность по своей сущности социальна, то по способу существования - индивидуальна.

Индивидуальность - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидные или личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей.

Индивидуальность – это оригинальность человека. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. Индивидуальность характеризует человека конкретнее, детальнее и, тем самым, полнее.

Несовпадению понятий индивида, личности и индивидуальности соответствуют относительно независимые друг от друга направления в научном исследовании человека: биогенетический, социогенетический и персоногенетический.

Индивид - отдельный человек, как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид - отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращение с ребёнком. "Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают"

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как: организм (наделенный психикой); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я-образ (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

07. Структура деятельности

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, в целом системой целей и мотивов – ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления препятствий.

Деятельность оценивается по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов – «взять», «переместить», «отпустить» – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

С точки зрения качества движения характеризуются точностью, меткостью, ловкостью и коорди-нированностью.

Кроме предметных движений, в деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение и коммуникацию. К средствам коммуникации относят выразительные движения (мимика и пантомимика), смысловые жесты, наконец, речевые движения.

С точки зрения физиологии все движения человека могут быть разделены на две группы:

– врожденные (безусловно-рефлекторные) движения;

– приобретенные (условно-рефлекторные) движения.

Подавляющее количество движений человек осваивает с жизненным опытом. Лишь очень немногие движения (крик, моргание) являются врожденными. Например, новорожденный не может говорить, читать, писать – это именно те движения, которые он получает с опытом.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с двигательными задатками. У артистов балета, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.

Таким образом, в любой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, этапы):

– постановка цели (осознание конкретной задачи), планирование работы; выполнение, осуществление деятельности;

– проверка результатов, исправление ошибок, сопоставление полученных результатов с запланированными;

– подведение итогов деятельности и ее оценка.

С самого рождения в каждом человеке заложен конкретный набор генов, который отличает своего владельца от массы других людей. Но они составляют лишь определенные возможности развития. В процессе жизни в обществе, во взаимодействии с другими людьми формируются конкретные особенности человека: характер, мотивационная сфера, отдельные качества.

Эти черты помогают реализовать свой потенциал и достигать жизненных целей. Сложная неоднозначная структура человеческого существа может быть отображена в системе человек-индивид-личность, где путь к социализации индивида возможен только после становления его личности. Наивысший уровень развития индивида – это самореализация всех потенциальных возможностей , которая доступна только при сформированной индивидуальности.

Личность – это определение сложного психологического образования, особенного свойства, которое возникает на определенном этапе развития человека. Личностью не рождаются, рождаются индивидом. Для более точного соотношения в человеческой природе понятий индивид, личность, индивидуальность, следует рассмотреть их точное определение. Правильное соотношение этих понятий сформирует целостный взгляд на структуру понятий индивид- индивидуальность-личность-.

Человек – это понятие, которое включает соотношение всех особенностей, свойственных людям, независимо от того, есть ли они у конкретного человека или нет.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества. Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных природных свойств. В понятии «индивид» очерчено природное телесное бытие человека.

Индивид, прежде всего, носитель биологических свойств, а «личность» — социально-психологических. Индивидом можно считать новорожденного ребенка и взрослого человека, представителя дикого племени и человека из цивилизованной страны. Человек, рождаясь, застает сформированную систему общественных отношений. Его жизнь в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует человека, похожего на других людей. Но в то же время он другой: по-своему думает, действует, страдает.

Понятие «личност ь» относится к наиболее противоречивым и сложным для определения в современной психологии. Это понятие – своеобразный ключ к психологии и разрешению ее наиболее значительных проблем. Единое общепринятое определение этого понятия до сих пор не существует. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», что означает «маска». Этим словом обозначали маску, которую надевали актеры античного театра во время театрального действия. Уже с самого начала понятие было связано с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя жизненные роли. Однако понятно, что смысл личности гораздо более сложный и неуловимый, нежели внешний социальный образ. Чтобы понять всю ее полноту, важно выделить такие моменты:

  • Это глубокая сущностная характеристика человека. В личности сосредоточены свойства, которые отличают одного человека от другого: особенные, наиболее яркие и заметные психологические черты. Это внутренняя сила, которая действует, объединяет все реакции, все возможные варианты индивидуального поведения.
  • Это сущность, которая обозначает стабильные формы поведения. Свойства личности очень стойкие, согласованно проявляются в разных ситуациях, высказываниях, в отношении к другим и во внутреннем отношении к себе. В то же время, это психологическая сущность, от которой зависят также новые и уникальные формы поведения.
  • Она является результатом развития, зависит от биологической наследственности и социальных условий. История личности и есть личность. Она формируется при взаимодействии с социальным окружением через общение и общую деятельность.
  • Это стойкая психологическая структура, совокупность черт, которые диктуют определенную логику поведения. Эта структура составляет ядро личности человека.

Личность характеризуется особыми психологическими образованиями, соотношение которых дает человеку возможность совершать поступки на основе свободного самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать свою позицию, создают особый уровень и структуру личности. К психологическим образованиям личности относятся:

  • внутренний мир;
  • характер;
  • способности;
  • личные ценности;
  • моральность;
  • личный выбор;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • цели и перспективы;
  • личный способ действия.

Когда рождается личность, или «Я сам!»

Перевоплощение индивида в личность происходит в раннем дошкольном возрасте, когда формируется соотношение предметных и чувственно-практических действий.

Этот процесс формирует образ «Я» и вызывает «одухотворение» всей жизнедеятельности ребенка. Проявлением этого процесса в поведении ребенка является стремление к полной самостоятельности, когда родители все чаще слышат от малыша «Я сам!».

В развитии ребенка это означает его постепенное освобождение от взрослых, развитие субъективности. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что именно этот момент и является рождением личности, ее настоящей сущности, целостного «Я» с собственным мировоззрением.

Каждого человека можно назвать личностью?

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И. Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других. Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

«На этом стою и не могу иначе!»

В системе «индивид-индивидуальность-личность» вершина развития человека находится на уровне индивидуальности. При этом человек может стать индивидуальностью только после становления личности.

Индивидуальность – это определение яркой личности, которая выделяется заметным своеобразием. Б. Г. Ананьев считал, что личность – это вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность – это ее глубина. Индивидуальность отображает единение всех уровней организации человека. Каждый человек отличается индивидуальными особенностями, но далеко не каждый является индивидуальностью в значении гармонии между разными свойствами.

Становление личности происходит в процессе социализации через освоение социальных норм и правил поведения, формирования отношений с другими.

Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации внутреннего мира и поведения. Психологическим условием индивидуальности является зрелость. Становление индивидуальности происходит в процессе самореализации человека.

Сформированная индивидуальность – это личность, которая стала самобытной и достигла самоопределения в собственной реальности существования.

Индивидуальность – это новый уровень духовной жизни, на который поднимается личность в процессе глубокого и целенаправленного развития. Будто после своеобразного экзамена на целостность своего внутреннего «Я», человек становится индивидуальностью.

Знаменитый психолог А. Г. Асмолов когда-то выразил грамотную мысль о том, что индивидом рождаются, личностью стают, а индивидуальность отстаивают.

Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность»в видео.